Как составить план исследования по теме

Научно-исследовательская работа связана со сбором необходимых материалов, анализом литературных источников и проведением экспериментов, целью которых является получение важных для науки выводов.

Зачем нужен план научной работы

Чтобы деятельность ученого или аспиранта дала положительный результат, необходимо посвятить время планированию, то есть составить правильный порядок проведения изыскания. Придерживаясь его, можно эффективно распорядиться временем и не упустить составляющие, важные для авторского текста.

  1. План научной работы упростит сбор/анализ необходимых литературных источников, проведение экспериментов и поможет сэкономить время на написание научной работы.
  2. План состоит из нескольких основных частей – введение, основная часть, заключение, подробный библиографический список, наглядные материалы (зависит от темы диссертации).
  3. Структура документа для магистерской работы отличается от кандидатской. В последнем случае, в плане указываются даты для написания автореферата/научных статей/результатов апробации и т.д.

Алгоритм планирования охватывает следующие вопросы:

  • Выбор темы.
  • Изучение материалов, посвященных конкретной проблеме.
  • Определение цели и объекта исследования.
  • Выбор методов, определяющих эффективный способ достижения результата.

Составляя примерный план работы, ее автор выдвигает собственную гипотезу, которую необходимо проверить в процессе проведения изысканий. С этой целью необходимо разбить будущий труд на теоретическую и практическую часть, действуя по схеме: идея — изучение теории — эксперимент — обработка результатов — выводы.

структура и требования к плану

Структура и общие требования к плану

Оформление монографии, статьи, диссертации требует соблюдения определенных стандартов. После того, как была сформулирована цель и задача исследования, необходимо составить план, которого нужно придерживаться при написании текста. Он включает:

  1. Введение. Содержит описание объекта и предмета с акцентом на актуальность темы.  Обязательно упоминаются методы исследования, которые использует автор.
  2. Анализ литературных источников, цель изучение существующих на сегодня гипотез, научных теорий, решений, разработок. Чем шире список использованной литературы, тем более глубокие знания темы демонстрирует автор.
  3. Вступительная часть. Как правило, посвящается рассмотрению существующих на сегодня концепций и утверждений, касающихся актуальной проблемы или вопроса. На их основании соискатель, ученый или выпускник вуза выдвигает собственные теории, нуждающиеся в доказательстве.
  4. Основная часть исследования. Представляет теоретическую базу, на основе которой автор проводит практические изыскания и опыты.
  5. Заключение. Знакомит сообщество с полученными выводами.
  6. Составление библиографического списка в соответствии с требованиями ГОСТ.
  7. Подготовка наглядного материала (схем, таблиц, графиков).

В зависимости от вида исследования в план может быть включено получение апробации или оформление результатов внедрения, которые должны быть опубликованы.

виды планов научной работы

Различные формы научного исследования

План научно-исследовательской работы магистранта, аспиранта и кандидата наук имеет существенные отличия. Выпускник вуза, который желает посвятить себя науке и поступить в аспирантуру, готовит магистерскую диссертацию. Для аспиранта обязательным является написание монографии и 2 научных статей, состоявшиеся ученые много времени посвящают практическому исследованию, публикуют рефераты, результаты апробации и внедрения сделанных открытий.

Научная работа — наиболее сложная и объемная. Для нее требуется подробный план-проект, на основе которого делают: выбор темы, сбор литературных источников, непосредственно исследования, апробации, оформление текста, его проверка и получение рецензии.

В работе над монографией могут принимать участие сразу несколько авторов. В данном случае планирование также играет важнейшую роль, помогая согласовать действия, совместно выполнить практическую часть по одной теме, оформить их, выбрать издание для публикации, пройти рецензирование.

Примеры плана проведения исследования

В соответствии с существующими стандартами, требованиями ГОСТ и утвержденной структурой план работы (реферата) магистранта может быть составлен по следующему образцу:

  • Написание введения.
  • Основной частью.
  • Заключение.
  • Список использованных источников (научная литература).
  • Написания приложения.

Подготовка автореферата аспиранта и кандидата наук, работа над которым является обязательной при написании диссертации, проводится так:

  • Определение объекта исследования.
  • Работа с литературой.
  • Выявление подходящих методов для работы над избранной темой.
  • Научное исследование (теоретическая и практическая часть)
  • Рекомендации по внедрению или результаты апробации.
  • Выводы — прогнозы дальнейшего развития объекта исследования.

Была ли полезна статья?

Спасибо, ваш ответ принят

Как составить план научной работы?

  • Алгоритм планирования охватывает следующие вопросы
  • Структура и общие требования к плану
  • Различные формы научного исследования
  • Примеры плана проведения исследования

Главная задача научно-исследовательской работы – сбор и анализирование всевозможных материалов, информационных источников, а также проведение различных экспериментальных исследований, для получения необходимых научных выводов.

Для того чтобы все исследования, а также работа над проектом проходила максимально продуктивно, и в дальнейшем обладала положительным результатом, очень важно составить план, по которому будут происходить будущие исследования и деятельность над проектом ученого или аспиранта.

Алгоритм планирования охватывает следующие вопросы:

  1. Подбор необходимой тематики;
  2. Освоение материалов, предназначенных для конкретной задачи;
  3. Выбор цели и предмета изучения.
  4. Подбор методик, которые определяют действенный и качественный способ получения результатов.

Описывая планирование своих действий, соискатель выдвигает личную гипотезу, которую нужно подтвердить или опровергнуть во время собственных исследований. Для этого нужно разделить свою работу на две части – теоретическую и практическую.

Структура и общие требования к плану

Для написания диссертации, или иного доклада, необходимо придерживаться определенных правил. Когда автор описал главную цель своего проекта, нужно расписать план действий, которому в дальнейшем необходимо следовать при составлении диссертационной работы. В нее входят:

  1. Введение. Оно должно содержать в себе описание предмета и объекта изучений, акцентируя внимание на актуальности выбранной темы.
  2. Анализирование информационных источников. Задачей является изучение важных сегодня гипотез, наработок, проблем и т.д. Следует перечислить как можно больше использованных информационных и литературных ресурсов. Таким образом автор может продемонстрировать свои глубокие познания по теме исследований.
  3. Вступление. Обычно во вступлении описываются и рассматриваются заявления и тезисы, относящиеся к важным на сегодняшний день задачам и проблемам. Руководствуясь этим, автор научной работы предлагает свои гипотезы, которые впоследствии он должен доказать или опровергнуть.
  4. Главная часть исследований. В данном разделе описываются только теоретические данные. Руководствуясь ими, автор использует практические исследования и эксперименты.
  5. Заключительная часть. Содержит в себе полученные автором результаты.
  6. Библиографический список, составляющийся по нормативам ГОСТа.
  7. Иные наглядные материалы, как рисунки, диаграммы, таблицы и т.д.

Исходя из вида исследования, который выбрал автор, в план будут добавлены практические пробы или составление итогов внедрения. Их необходимо будет опубликовать.

Различные формы научного исследования

Исходя из типа научно-исследовательского проекта, план будет существенно отличаться. Магистрант, желающий углубиться в науку, должен подготовить магистерскую диссертацию, в то время как аспиранту необходимо составить монографию и две научные статьи. Кандидаты наук тратят большое количество времени на практические исследования, публикацию рефератов и итогов исследовательских проб, а также на внедрение обнаруженных открытий.

Самым сложным и большим проектом является научно-исследовательская работа. Для ее выполнения необходим детально расписанный план, исходя из которого автор подбирает нужную тему, собирает информационные ресурсы и источники, проводит различные исследования и эксперименты, всевозможные пробы, составляет текст работы, проверяет его, а также получает отзыв.

Написанием монографии может заниматься не один ученый. При таком условии план также является очень важной частью. Он позволяет согласовывать действия, совместно работать над практической частью по единой теме, заниматься оформлением, а также подобрать издание и успешно пройти рецензирование.

Примеры плана проведения исследования

Исходя из утвержденных стандартов, требований ГОСТа и установленной структурой, планирование проекта магистрант может составлять по нижеприведенному образцу:

  • Описание введения;
  • Основная или главная часть;
  • Заключительная часть;
  • Перечисление задействованных в работе информационных ресурсов;
  • Приложения.

Подготовка автореферата для аспирантов и кандидатов наук, написание которого обязательно при работе над диссертацией, проходит следующим образом:

  • Выбор предмета исследований;
  • Использование и работа с информационными источниками;
  • Подбор нужных методик для работы с выбранной темой;
  • Теоретические и практические исследования;
  • Итоги проведенных проб или рекомендации по их использованию;
  • Результаты – прогнозирование будущего развития предмета изучения.

Программа исследования: структура, разработка и содержание

Каждое исследование должно начитаться с программы.

Определение 1

Программа исследования представляет собой положения, которые определяют цели и задачи проводимого исследования, а так же предмет, условия, ресурсы и ожидаемые результаты исследования.

Программа и план являются важными компонентами  исследования. План рассматривают как организующий фактор последовательного движения к цели, а программу как средство достижения цели, форму ее конкретизации.

Программа составляется исходя и цели  и проблем развития организации. Она должна отвечать на вопросы:

  1. Для чего необходимо проводить исследование?
  2. Что должно подвергаться исследованию?
  3. Какими средствами и методами должно проводиться исследование?

Так же программа исследования должна обосновывать его актуальность и важность проблемы предмета исследования, рассматривать условия для успешного и эффективного решения описанной проблемы.

Программа включает в себя следующие разделы:

  • цель исследования;
  • актуальность и  содержание проблемы;
  • рабочую гипотезу решения проблемы;
  • обеспечение исследования ресурсами;
  •  предполагаемый результат исследования;
  •  эффективность  проведенного исследования.

Программа исследования –  научно – обоснованный документ, представляющий собой модель исследования. 
Любая программа исследования должна быть теоретически и методологически обоснованной, содержать все структурные элементы,  так же быть логически обоснованной, отличаться гибкостью и вариативностью, предоставляя исследователю проявить свои творческие способности.

Планирование исследования систем управления

Составление плана исследования необходимо для расчета и формулировки организационных характеристик его проведения (формирование групп, распределение функций и обязанностей, установление ответственных лиц и т.д.). Так же планирование необходимо для  распределения ресурсов в организационном и временном пространстве, расчета времени, определения этапов исследования, установление особенностей контроля.

Определение 2

План исследования представляет собой систему показателей, которые отражают связь и последовательность основных мероприятий, необходимых для реализации программы исследования.

План конкретизирует программу исследования, соединяет проблему исследования с организационными возможностями и вариантами ее решения. Не каждая исследовательская проблема может успешно решаться.
В процессе ее решения могут возникнуть различные непредвиденные ситуации и обстоятельства, которые повлияют на выполнение плана. Поэтому для сложных проблем исследования разрабатывают алгоритм исследования, позволяющий  предусматривать возможные возвратные операции при неудачных решениях.

Определение 3

Алгоритм – это технология решения проблемы, которая предусматривает последовательность и параллельность операций, возможности и неудачи, поиск новых путей решения проблемы в рамках данной программы, корректировку содержательного взаимодействия проблем.

В этом случае рекомендуется составлять гибкий план исследований, отражающий сложность проблемы. В таком плане указываются не точный, а нормативный срок выполнения этапов плана, есть дополнительные пункты для согласования.
На практике исследование не всегда сопровождается составление программы, алгоритма и плана исследования, хотя это является необходимым условием эффективности исследования.

Принципы планирования исследований

Важнейшие принципы планирования исследования представлены на рисунке.

Принципы планирования исследований

Рассмотрим данные принципы подробней:

  1. Принцип конкретности формулирования заданий. Означает, что план должен содержать четко сформулированные и конкретные задания. Желательно, чтобы задания были без уточнений и дополнений.
  2. Принцип организационной значимости. Исследовательский план должен отражать организацию  деятельности исследовательских групп.
  3. Принцип соизмеренной и рассчитанной трудоемкости.  Работа исследователя может быть успешной только когда задания  соответствуют трудоемкости их выполнения.
  4. Принцип интеграции деятельности. Исследовательский план должен соответствовать на уровне взаимодействие различных его исполнителей и подразделений для избежания конфликтной ситуации.
  5. Принцип контролируемости. Все пункты плана должны подвергаться контролю исполнения, а сама контролирующая система должна быть заложена в исследовательский план.
  6. Принцип ответственности. План должен содержать список ответственных за его выполнение. Все задания должны исполняться кем-то, кто сможет ответить в случае возникновения вопросов.
  7. Принцип реальности. Не рекомендуется включать в план задания, исполнение которые невозможно. Реальность выполнения исследовательского плана должна быть обоснована имеющимися ресурсами, расчетом времени и квалификацией исследователей, наличием соответствующего оборудования и т.д.
  8. Принцип временной определенности. Этот принцип необходим для разработки и дальнейшей реализации плана. Здесь нужен правильный расчет времени исследования, экономия времени на различных этапах исследования.

Таким образом,  разработка исследовательского плана является одним из главных  факторов успеха, требующего внимания и необходимых знаний. Управление довольно непростая сфера исследования, т.к. здесь действуют факторы круговой поруки, дозирования информация, амбициозности и т.д.

Анатолий Мурашов

Доцент кафедры менеджмента. Уральский государственный экономический университет

Составление программы и плана исследования

Как
всякая целенаправленная деятельность,
написание курсовой работы не может не
планироваться. Прежде чем будет составлен
план исследования необходимо выработать
программу действий, которая должна
помочь студенту грамотно организовать
свою научную работу. Программа
обговаривается с научным руко­водителем.
Программированию
«подлежит» весь цикл работ – от
определения темы до выводов, рекомендаций.
В самом общем виде программа исследования
должна включать следующие компоненты:

  • общее
    видение темы, объекта и предмета
    исследования, его актуаль­ности
    для развития научного знания;

  • характеристика
    сущности проблемной ситуации в науке
    и практике;

  • цели
    и задачи исследования, реализа­ция
    которых позволит решить проблему и
    раскрыть сущность пред­мета;

  • подбор
    «литературы вопроса» и ее освоение,
    консультации у специалистов,
    работа
    с понятийным аппаратом в рамках своего
    предмета;

  • выдвижение
    гипотезы исследования;

  • определение
    источников эмпирической информации;

  • выбор
    методов исследования и решения проблемы;

  • получение
    и обработка эмпирической информации;

  • анализ
    полученных данных с точки зрения
    выбранной концепции;

  • формирование
    выводов, рекомендаций;

Этапы научной
работы должны следовать один за другим
так, чтобы прохождение каждого предыдущего
этапа необходимым образом подводило к
последующему. Нарушение логической
последовательности плана может завести
в тупик или даже сделать работу
невыполнимой.

Помимо
программы действий составляется план
исследования. Первый вариант плана,
рабочий,
обычно включает примерный перечень
научной и научно-методической литературы
по теме, указание на то, какие из работ
могут сформировать теоретическую базу,
какие эмпирические данные должны быть
собраны, какая методика должна быть
применена к их обработке. На более
поздних стадиях работы составляется
план-проспект.
Он содержит реферативное изложение
расположенных в логическом порядке
вопросов, по которым в дальнейшем будет
систематизироваться весь собранный
фактический материал.

Часто,
составляя план работы, студент не
утруждает себя раз­бивкой основной
части на главы и пункты, это может
привести к отступлениям от заданной
темы, повторам. Логическая
последовательность пунктов плана имеет
первостепенную важность. Наиболее
целесо­образной является структура
сочинения, которая предполагает де­ление
основной части работы на две главы,
каждая из которых может быть разбита
на пункты. Названия глав и пунктов не
должны
повторять названия сочинения. В конце
каждой
главы автор должен сделать краткие
выводы, которые помогут сформулировать
основные положения заключения.

Сбор и изучение литературы. Формирование теоретической базы

Основные
источники информации о предмете
исследования может порекомендовать
научный руководитель. Но этим изучение
ограничиваться не должно. Дополнительную
литературу можно найти в библиотеках
города и вуза. По своим возможностям
они не равны, но тем не менее формы
обслуживания читателей у них одни те
же. Придя в библиотеку, необходимо
познакомиться со спецификой организации
в ней библиотечно-информационного
обслуживания. Основным
справочно-библиографическим аппаратом
любой библиотеки являются библиотечные
каталоги. Для поиска литературы по
конкретной теме удобно пользоваться
систематическим
каталогом
,
в котором карточки сгруппированы в
логическом порядке по отдельным отраслям
знания. Предметный
каталог

раскрывает содержание книжных фондов
в соответствии с определенными предметами,
понятиями, событиями. Если необходимо
узнать, какие книги конкретного автора
имеются в библиотеке, лучше воспользоваться
алфавитным
каталогом
.
В некоторых библиотеках есть отдельные
каталоги для газетных и журнальных
фондов. В поиске информации студенту
может помочь умение работать с
библиографическими
источниками
.
Это не только каталоги и картотеки, но
и издания, содержащие сведения о
библиографических указателях,
энциклопедии, словари, статистические
сборники, отраслевые справочники и т.д.
В специальных тематических библиографических
изданиях перечисляются все публикации
по опреде­ленной теме за какой-либо
период.

Например, для
студентов, проводящих исследование по
истории печати, может быть полезным
знакомство с такими справочными и
библиографическими источниками, как:
1) Беляева
Л.Н.
Библиография
периодических изданий России. 1901-1916г.
/ Л.Н. Беляева, М.К. Зиновьева, М.М. Никифоров
/ Под общей редакцией В.М. Барашенкова,
О.Д. Голубевой, Н.Я. Морачевского. – В
4-х тт. – Л., 1961. – (Гос. публ. библ. им. М.Е.
Салтыкова-Щедрина); 2) Лисовский
Н.М.
Библиография
русской периодической печати 1703-1900:
Материалы для истории русской журналистики
/ Н.М. Лисовский. – Репринт. – В 2-х тт.–
М.: Лит. Обозрение; 3) Литературная
энциклопедия терминов и понятий

/ Под ред. А.Н. Николюкина. – М.: НПК Интелвак,
2001. – 1600 стб.; 4) Периодическая
печать Средне-Волжской области.
1838-1928гг.:
Библиографический справочник / Под ред.
и с предисловием А.Д. Михайлова. – Самара:
Средне-Волжская коммуна, 1929; 5) Периодическая
печать СССР.

1917-1949: Библиографический указатель /
Всесоюзная книжная палата [и др.]. – М.:
Издательство Всесоюзной книжной палата,
1963. – в 10 томах; 6) Периодическая
печать СССР
.
1950-1954. Библиографический указатель /
Всесоюзная книжная палата [и др.]. – М.:
Издательство Всесоюзной книжной палаты,
1954 и т.п.; 7) Русские
газеты периода 1917-1922

гг. в фондах государственной библиотеки
СССР им. В.И. Ленина: Вспомогательные
указатели. – Москва, 1982. – ч. III; 8) Список
повременных изданий
за
1917 год / Под ред. Л.К. Ильинского. – М.,
1919. Российская
книжная палата выпускает государственные
биб­лиографические
указатели: «Книжную летопись» (один раз
в не­делю);
«Летопись журнальных статей» (один раз
в неделю); «Ле­топись
газетных статей» (один раз в неделю),
«Библиографию
российской библиографии»
(один раз в год); ежегодник «Книги
Российской Федерации» (в 6—9 частях).

Принципиальным
средством, позволяющим следить за
текущими новинками литературы, являются
реферативные
издания
. Они
содержат публикации рефератов, включающих
сокращенное изложение содержания
первичных документов (или их частей) с
основными фактическими сведениями и
выводами. К реферативным изданиям
относятся: реферативные журналы,
реферативные сборники, информационные
листки. В РФ реферативные журналы по
социальным и гуманитарным наукам издает
ИНИОН РАН под общим заголовком
«Реферативный журнал» (РЖ). РЖ ИНИОН РАН
– самое распространенное в России
реферативное издание, которое наиболее
полно отражает всю мировую литературу
по социологии, философии, праву и т.д.,
публикуя рефераты, аннотации,
библиографические описания статей,
монографий, научных сборников.
Периодичность РЖ ИНИОН – 4 раза в год.
Реферативные журналы по гуманитарным
наукам выпускаются по рубрикам:
государство и право, литературоведение,
языкознание, история, философия,
социология и т.д.

Если необходимая
книга отсутствует в библиотеках города
и вуза, ее можно заказать, воспользовавшись
услугами Межбиблиотечного
абонемента

(МБА). МБА представляет собой
территориально-отраслевую систему
взаимно использования фондов всех
научных и специальных библиотек страны.
Присланные на определенный срок книги
выдаются для работы в читальном зале.

Работая
в читальном зале, целесообразно обратиться
к специальной
периодике
:
журналам, альманахам и т.п. по журналистике.
Полезными в написании курсовой работы
могут быть журналы «Журналист», «Вестник
МГУ. Серия 10. Журналистика», «Среда» (по
проблемам электронных СМИ), альманах
«Акценты» (ВГУ). Для оптимизации процесса
поиска нужной информации необходимо
брать последние номера каждо­го года
– в них, как правило, печатают списки
публикаций за весь год с указанием
конкретного номера.

Помочь
исследователю может также особый вид
ретроспективной
библиографии

– внутрикнижные и пристатейные списки
литературы. Научные статьи, учебные
пособия, сопровождаются библио­графическими
списками, ссылками на источники, обзора­ми
литературы и т.п. В монографиях
библиографические списки обычно
помещаются в конце книги. В тематических
сборниках списки приводятся после
каждого крупного раздела.

В
последние годы все большую помощь в
научной работе оказывает компьютерная
сеть Интернет,

которая
позволяет с минимальными затратами
труда и в кратчайший срок получить
интересующую информацию. Многие научные
издания имеют собственные веб-страницы;
существуют сайты, посвященные определенным
научным направлениям; есть бесплатные
электронные библиотеки, например, часть
фондов Российской государственной
библиотеки.
По журналистике информация может быть
получена через Интернет по
следующим адресам:

Однако
следует помнить, что ссылаться в курсовой
работе следует только на зарегистрированные
сайты и только в том случае, если известен
автор и название работы.

В
курсовых и дипломных работах
предшественников

также можно найти указания на полезные
для исследования источники. Это отнюдь
не подразумевает слепое копирование
чужих списков литературы: может быть,
кому-то из студентов удалось отыскать
редкую публикацию, которой также можно
воспользоваться.

Работа
с научной литературой – основная часть
подготовительного этапа работы над
курсовой работой. Поначалу может
показаться, что литература по теме –
это бескрайний океан, в котором невозможно
найти ориентиры. Однако если выбран
правильный метод последовательного
ознакомления с источниками, это
затруднение будет преодолено.

Начинать
изучение темы нужно с учебных пособий,
где даются основные знания по интересующей
вас проблеме. После этого можно перейти
к изучению моногра­фий, узкоспециальных
статей. Или
наоборот?

Приступать
к чтению книги сразу не следует. Надо
познако­миться с нею, посмотреть на
титульный лист, прочитать аннота­цию,
предисловие, оглавление. Обратить
внимание на тираж, ес­ли он обозначен.
Важно место выпуска книги. В аннотации
перечисляются вопросы, которым посвящена
книга, обозначается читательский адрес.
Предисловие дает возможность подробно
познакомиться с кругом вопросов, которым
посвящена книга. По той же причине очень
важно оглавление книги.

При
изучении литературы удобно работать с
кар­тотекой. Для каждой публикации
заводится отдельная карточка, где
записываются библиографические сведе­ния
(автор, название, год издания, количество
страниц). Записи
на карточках следует делать в соответствии
с правила­ми
библиографического описания. Все
сведения, переносимые на каталожную
карточку, берут с титульного листа
книги. Точные ука­зания
фамилии и инициалов авторов, которые
есть на титульном листе, пишут на верхней
строчке карточки. На следующей строке
– название книги, полностью совпадающее
с тем, что обозначено на титульном листе.
Далее следуют подзаголовочные данные
– порядковый
номер издания, сведения о языке, с
которого переведена данная
книга, сведения о редакции (под чьей
редакцией издана книга),
номера тома, части, выпуска,. После
небольшого отступа, равного
примерно одному сантиметру, записывают
выходные све­дения
– место издания, название издательства,
год выпуска. С новой строчки заносятся
сведения о количестве страниц в книге
и наличии иллюстраций.

На
карточки можно выписывать нужные цитаты
(опять же с указанием страницы). Иногда
целесообразно заводить отдельную
карточку для каждой цитаты, которая
мо­жет быть использована. Это значительно
облегчит ра­боту над текстом. Выписки
из текстов должны быть точными,
за­канчиваться
ссылками на источник.

Информация,
полученная из источников, может
использоваться в тексте курсовой работы
прямо или косвенно. Если в тексте
используются прямые цитаты, их следует
в обязательном порядке брать в кавычки
и давать ссылку. Цитаты позволяют с
максимальной точностью передать
авторскую мысль с целью ее дальнейшего
использования для обоснования своих
доводов или для полемики с автором.
Цитаты привлекают и для иллюстрации
собственных выводов. Главное при
цитировании – точность передачи
первоисточника. Косвенная цитата может
вводиться в авторский текст в переработанном
виде, то есть расширенного пересказа в
произвольной форме содержания источника
со ссылкой, но без кавычек.

На
основе прочитанной литературы формируется
общая теоре­тическая база. Это означает,
что после изучения литера­туры студент
должен хорошо представлять степень
раз­работанности темы, различные
подходы, идеи, концепции, гипотезы,
существующие в науке на этот счет,
владеть специальной терминологией.
Представление о проблеме исследования
на этом этапе работы должно быть четким,
разносторонним, системным. Теоретическая
база является одновременно и той научной
основой, на которой будет строиться
практическое исследование. Например,
в результате изучения научной и
научно-методической литературы студент
может выбрать методику анализа
эмпирического материала, выработать
критерии исследования конкретного
предмета и т.д. Результаты формирования
общей теоретической базы отражаются в
первой главе курсовой работы.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Независимо от того, начинаете ли вы личное или профессиональное исследование, наличие плана исследования для вашего предстоящего проекта может быть важным по многим причинам. План исследования позволит вам оставаться организованным и ориентированным на достижение своих целей. Узнав больше о том, как написать план исследования, вы сможете улучшить свои исследовательские задачи и получить лучшие результаты.

В этой статье мы рассмотрим, что такое план исследования, объясним, почему он важен, и пошагово расскажем, как написать план исследования.

Что такое план исследований?

План исследования – это документированный обзор всего вашего проекта, начиная с исследований, которые вы проводите, и заканчивая результатами, которые вы ожидаете получить в конце проекта. В плане исследования вы определяете свои цели, шаги по их достижению и все необходимое для сбора результатов. Планы исследований помогают сориентировать команду или только себя на выполнение намеченного плана. Это может помочь вам или команде оставаться организованными с полным пониманием того, что и когда должно быть сделано.

Они также могут быть полезны для внешних участников проекта. Если вы руководите проектом, в котором участвуют заинтересованные стороны или другие виды внешних наблюдателей, план исследований поможет держать всех в курсе хода и общего направления проекта. Профессионалы обычно обновляют документ с планом исследования по мере изменения целей или ресурсов, чтобы предложить всем наиболее полную информацию.

Почему важен план исследования?

План исследований важен и полезен для вашего проекта по многим причинам, в том числе:

Помогает организовать ваш проект

План исследования важен, поскольку он поможет вам организовать различные элементы вашего проекта. С помощью плана исследования вы можете заранее определить, кто участвует в проекте, каковы этапы проекта и как вы можете документировать информацию или результаты, полученные в ходе проекта. План исследования может помочь вам организовать ваши цели, давая вам возможность составить предварительный график до начала работы над проектом.

информирует участников

Еще одна причина, по которой создание плана исследований для вашего проекта является важной, заключается в том, что он помогает держать всех участников в курсе событий. Во время исследовательского проекта у вас могут быть участники, которые помогут вам, например, друзья, сотрудники или внешние члены компании. Независимо от контекста вашего проекта, будь то личный или профессиональный, создание плана исследования позволяет каждому увидеть масштаб и этапы работы над проектом. Он также может выступать в качестве общей временной шкалы проекта, позволяя каждому понять основную схему того, когда он должен выполнить каждую задачу.

Определяет цель вашего проекта

Создание плана исследования до начала исследования может помочь вам определить цель проекта. Хотя вы можете понимать цель проекта, согласование этой цели с ожиданиями других может потребовать некоторых разъяснений. Написание краткого раздела в вашем плане исследования о целях проекта и ваших ожиданиях может помочь каждому лучше понять, какой вклад он вносит в достижение цели плана. Даже если вы единственный участник плана, повторное изложение своей цели на бумаге может помочь вам лучше соотнести себя с собственными целями.

Устранение отвлекающих факторов

План исследования поможет вам ограничить отвлекающие факторы на протяжении всего проекта. Если вы создадите документ, в котором будут описаны все этапы проекта, его цель и основные сроки, у команды будет меньше шансов отвлечься на дополнительные шаги, пункты или цели. План исследований помогает убедиться, что команда работает только над необходимыми пунктами, а не над дополнительными планами или пунктами исследований. Если вы работаете над планом исследования самостоятельно, наличие документированного представления о том, что вы собираетесь делать, поможет вам организовать свои мысли и лучше управлять своими ожиданиями в отношении всего проекта.

Планирование отдельных задач проекта

Если в ходе исследования вы работаете с другими людьми, создание плана поможет вам расписать задачи для каждого. С помощью плана исследования вы можете распределить различные задачи между разными участниками в зависимости от того, какие навыки они привносят в проект. Если вы работаете над проектом в одиночку, наличие плана исследования поможет вам реалистично ставить цели. Постановка реалистичных целей может помочь вам достичь их должным образом, что поможет улучшить ваше отношение и стремление к проекту. Если ваш исследовательский проект рассчитан более чем на несколько недель, постановка задач и целей для каждого может помочь им поддерживать соответствующие ожидания и сроки в течение долгого времени.

Как написать план исследования

Если вы хотите узнать, как написать собственный план для своего исследовательского проекта, рассмотрите следующие семь шагов:

1. Определите цель проекта

Первый шаг к созданию плана исследования для вашего проекта – определить, почему и что вы исследуете. Независимо от того, работаете ли вы с командой или в одиночку, понимание цели проекта поможет вам лучше определить его задачи. Если вы проводите исследование в группе, определение цели проекта может помочь вам разделить задачи на разделы, чтобы сделать работу более управляемой. Например, если вы определили свою задачу как исследование истории страны, вы можете поручить некоторым членам группы исследовать историю культуры, другим – историю конфликтов и т. д.

2. Определите индивидуальные задачи

После определения общей цели проекта определите отдельные задачи или шаги, необходимые для достижения этой цели. Изучение того, какие отдельные шаги вам необходимо предпринять для достижения вашей цели, может помочь вам упростить и лучше понять ваш процесс. Большим группам в исследовательском проекте может быть полезно определить индивидуальные цели, чтобы они могли разделить и распределить задачи в соответствии с тем, кто у них есть в наличии для помощи. Даже при работе в одиночку разделение периода на несколько более мелких этапов поможет вам определить ближайшие цели, которые требуют внимания прямо сейчас, и конечные цели, которые могут подождать.

3. Выберите метод исследования

После определения цели и отдельных шагов следующим шагом на пути к созданию плана исследования является выбор метода исследования. Определение того, какие методы исследования вы хотите использовать, может помочь вам установить свои процессы до начала исследовательского периода. Для вашего проекта не обязательно использовать какой-то один вид исследования, но определение того, какие виды вам нужны, может помочь команде работать вместе более эффективно. Например, некоторые люди могут лучше справляться с исследованием путем интервью, чем другие. Знание того, какие методы исследования доступны и кто лучше всего подготовлен к каждому из них, может облегчить распределение задач.

4. Набрать участников и распределить задачи

Если есть возможность, попробуйте набрать участников для своего исследовательского проекта. Это может не только сократить время работы, но и упростить ваши исследовательские задачи. Если вы распределяете работу между группой людей, вы также можете разделить работу по индивидуальным специализациям. Набор участников для вашего исследовательского проекта может позволить вам сосредоточиться на более управленческих вопросах плана, таких как отображение результатов, распределение задач или документирование изменений.

Распределение задач в плане исследования командных усилий поможет вам правильно распределить работу. Распределите задачи, как только вы поймете, сколько их необходимо для завершения проекта. Чем быстрее и эффективнее вы распределите задачи, тем быстрее ваша команда сможет работать над отдельными частями проекта.

5. Подготовьте резюме проекта

Резюме проекта или бриф – это руководство по вашему исследовательскому проекту, которое вы можете использовать во время собеседований, встреч и полевых исследований. Краткое изложение может помочь напомнить вам, какие вопросы вы хотите задать потенциальным рекрутам, какие элементы исследовательского проекта вы хотите обсудить и как держать встречи в рамках темы. Резюме проекта может быть отдельно от самого исследовательского проекта и обычно включает в себя введение и, возможно, даже вопросы интервью для рекрутеров.

6. Создайте реалистичный график

После того, как вы набрали всех желающих и определили задачи для проекта, рассмотрите возможность размещения каждой цели в предварительном графике. Если вы работаете с несколькими людьми, может потребоваться не одна встреча, чтобы установить приемлемые сроки. При составлении временной шкалы рассмотрите возможность размещения каждой цели на даты, которые позволяют получить немного дополнительного времени, если члены команды не уложатся в срок. Это поможет компенсировать любые неожиданные события или прерывания, которые могут произойти в ходе исследования.

Также может быть полезно создать физическую временную шкалу в виде доски, бумажного листа или цифровой презентации. Это может помочь членам группы представить, когда необходимо выполнить задачи. Если возможно, продумайте маркировку задач с указанием их владельцев. Даже если вы работаете над проектом в одиночку, создание собственного графика выполнения задач поможет вам осознанно взглянуть на весь объем вашего исследовательского проекта.

7. Определите, как представить свои результаты

Перед началом работы над проектом еще один шаг, который вы можете сделать, – это определить, как вы хотите отобразить или представить свое исследование. В зависимости от контекста и цели вашего исследования, вы можете использовать различные способы представления результатов исследования. Например, если вы делаете это для компании в качестве комиссионного сотрудника, вы можете захотеть представить свое исследование профессионально, например, в виде презентации, брошюры или буклета. Если вы проводите исследование самостоятельно или для собственных нужд, вам могут не понадобиться профессиональные методы презентации, если только вы не предпочитаете делать это по организационным причинам.

Шаблон наброска плана исследования

Рассмотрите приведенный ниже шаблон, чтобы помочь вам начать работу над планом исследования:

[Название проекта]

[Список участников проекта для плана исследования]

Цель проекта: [Краткое изложение цели плана исследования]

Задача 1: [Краткое изложение первой задачи]

Цель 2: [Краткое изложение второй цели]

Задача 3: [Краткое изложение третьей задачи]

Общая хронология

[Вставьте график временной шкалы или набор кратких заголовков с датами, чтобы создать предварительную временную шкалу]

Советы по созданию плана исследования

Ниже приведены несколько советов, которые вы можете использовать, чтобы сделать ваш план исследования более эффективным:

Напишите подробные разделы

В процессе написания плана исследования постарайтесь быть как можно более конкретными при создании каждой его части. Конкретность, особенно в групповых проектах, может помочь участникам проекта помнить, что нужно делать и кто занимается каждым элементом. При составлении графика, включение как можно большего количества мест, времени и имен собственных может помочь каждому получить четкое представление о том, что ему нужно сделать. Если вы планируете работать над планом исследования самостоятельно, написание подробного плана может помочь вам напомнить о важных элементах процесса исследования позже.

Встречайтесь с участниками плана перед внесением изменений

Если вы хотите внести изменения в свой план, чтобы улучшить его со временем, подумайте о проведении собраний, прежде чем вносить эти изменения. Одним из наиболее важных элементов в групповой работе является общение между ее членами. Проведение собраний для обсуждения новых изменений в проектах или планах поможет держать команду в курсе текущих задач.

Определите приоритеты, кого вы приглашаете на различные собрания, чтобы у каждого присутствующего члена организации была причина услышать представленную вами информацию. Вы можете сэкономить время других участников проекта и позволить им использовать это время для реализации вашего проекта, если вы позаботитесь о том, чтобы пригласить только тех, кто нуждается в обновлениях.

Добавить комментарий