Виды
планов исторического текста и методика обучения их составлению
–
Простой (информативный) план – передается на основе всех видов основного текста
(описательного, повествовательного, пояснительного), включая резюме, то есть
информацию в кратком, лишенном образности и эмоциональности виде. Его задача –
помочь студентам выделить суть в тексте, логически целостно осознать
исторический факт, наблюдать внутренние связи и взаимосвязи между его
компонентами, воспроизвести информацию как можно ближе к оригиналу
–
Подробный план имеет сложную структуру и выполняет дополнительную функцию –
учит учащихся не только выбирать и кратко формулировать основные идеи
источника, но и находить в нем положения, раскрывать, раскрывать, выявлять
основные мысли. Работа над развернутым планом также начинается с чтения
(прослушивания) и понимания всего текста, разбиения на готовые части по смыслу
и из оглавления. При повторном чтении учащиеся анализируют содержание каждой
части, выбирают и в виде подпунктов выписывают необходимую информацию. При
проверке работы важно убедиться, что названия абзацев и подпунктов не дублируют
друг друга, последних достаточно для аргументации основных положений, и в целом
содержание плана не искажает и не сужает информацию и логику источника.
Типичными
недостатками учебных программ по истории являются следующие:
1.
В формулировках плана не учитывается характер изложения учебного текста и
задача его изучения
2.
Содержание плана не соответствует его теме, не раскрывает его
3.
Учебный текст механически разделен на части, что говорит о том, что учащиеся не
понимают его значения
4.
Точки и подпункты развернутого плана эквивалентны по своей информационной
нагрузке и функциональным задачам
5.
Содержание плана не отражает и не превосходит все содержание текста
6.
Подпункты и пункты плана формируются абстрактно, исторически неверно, то есть
без данных и названий, названий фактов и т. д.
–
Картинный план – воспроизведение внешних деталей (эпизодов главного
исторического факта в кратких, но образных формулировках с целью сохранения его
уникально окрашенного образа. По форме картинный план может быть простым или
развернутым, но работа над ним возможна на ярком, красочном с обилием
художественных деталей и литературных приемов описательного или повествовательного
текста учебника.
Безусловным
преимуществом включения графических планов является развитие изобразительных
способностей учащихся, умение ярко и красочно описывать исторические факты,
привлечение внимания к интонациям и литературным приемам рассказчиков, чтобы
использовать их в передаче своих отношений с прошлым. Разница между навыками
обучения информационному и графическому плану очевидна при сравнении вариантов
с тем же названием.
Пример:
Чумной
бунт в Москве
Простой
информативный план
1.
В сентябре 1771 году в Москве началась
эпидемия чумы
2.
Карантинные дома становились последним
приютом и больных и здоровых
Картинный
план
1.
Страшная болезнь с театра русско-турецкой
войны перекочевала в Москву и ее окрестности
2.
Основными средствами борьбы со страшной болезнью
стали карантинные меры
–
Смысловой план – перечисление существенных признаков, положений и т. д.,
характеризующих основные исторические факты, которые могут быть выявлены при
анализе соответствующего текста под определенным углом зрения (причины,
последствия, историческое значение, формы, факторы
По
форме этот план прост и развернут. Он составлен на основе пояснительного текста
или повествовательно-описательного текста, в котором есть теория, скрытая в
фактах. Составление семантического плана не встретит трудностей, если
содержание текста или его логика совпадают с названием плана. Сложнее сначала
организовать работу с текстом, который шире, чем указанная тема. В этом случае
учащимся необходимо еще раз вспомнить основные правила составления планов и
обратить особое внимание на требования:
1.
Прочитайте название темы плана, выберите из текста абзаца только тот материал,
который он раскрывает
2.
Составив смысловой план, еще раз проверьте, отражает ли он суть исторических
фактов, их причины и следствия и т. д.
–
Стереотипный план – это рассмотрение однородных исторических фактов с целью
выявления их индивидуальных, особых и общих черт. Этот метод внедряется в
средние классы, когда учащиеся собирают достаточное количество фактов о
подобных исторических явлениях и процессах (народные восстания, завоевательные
и освободительные войны, образование государств, развитие ремесел и культуры и
т. д.) и практический опыт составления простых и подробных планов. Используя
стереотипный план, учащиеся получают возможность обновлять, систематизировать и
обобщать предыдущие знания и интегрировать с ними новые, формулируют целостные
представления о прошлом, признавая закономерности исторического развития
общества и оценивая уникальность и оригинальность каждого отдельного факта
истории. Они также разрабатывают приблизительный алгоритм проведения
исторических исследований, необходимый в старших классах для самостоятельного
изучения теоретических вопросов.
Работа
над стереотипным планом проходит в два этапа. Сначала учитель предлагает
сначала в готовом виде, а затем во вступительном разговоре вместе с учениками
простой информативный план, который определяет порядок изучения однородных
фактов и нумерует их римскими цифрами.
На
втором этапе рассказа (описания, объяснения) учителя в печатном источнике вы
найдете у учащихся конкретные факты, объясняющие каждый пункт стереотипного
плана и раскрывающие особенности уже конкретных, отдельных исторических
событий. Они включаются в план в виде подпунктов и придают ему в целом форму
развернутого плана.
Пример:
Стереотипный
план
Время
обитания человека умелого
1.
Адам рода человеческого жил примерно
2,5-1,5 млн. лет назад
2.
По археологической периодизации время его
обитания – верхний палеолит
3.
Внешний вид и образ жизни человека умелого
А)
это были люди маленького роста (примерно 125 см) с очень прямой фигурой
Б)
предполагаемый вес первочеловеков около 30 кг.
В)
объем мозга достигал 430-530 см3
Г)
человек умелый жил семейными кланами, стоил простейшие жилища из веток и листвы
деревьев
Таким
образом, стереотипный план в его законченном виде отражает, с одной стороны,
закономерности, типичные черты исторических процессов и явлений, с другой
стороны, он раскрывает отдельные, особые черты событий.
Слово
стереотип подчеркивает устойчивую повторяемость в содержании включения общих
существенных признаков однородных исторических фактов. В то же время этот тип
плана содержит атрибуты тезисного плана в исполнениях подпунктов.
–
Тезисный план – перечисление существенных сторон, особенностей, причин,
следствий, отдельных фактов, не имеющих аналогов в истории. Целью составления
тезисных планов является актуализация уникальности, уникальности событий и
явлений, а также источников, содержащих информацию о них. Они могут быть
простыми и развернутыми, перейдя в форму тезисных записей, которые сохраняют
стиль первоисточников.
Пример
Тезисный
план «Прожекты Избранной рады»
1.
С легкой руки князя Андрея Курбского новое
правительство, состоявшее из узкого круга вельмож, получило название Избранной
рады
2.
В 1549 году в Москве впервые был созван
Земский собор – совещательный орган при царе, представлявший высшее
духовенство, бояр и служилых людей
3.
На следующий год уложили новый Судебник,
большая часть статей которого посвящалась вопросам управления и суда
4.
Церковные соборы 1549 и 1551 годов
утвердили единый пантеон православных святых, унифицировали обряды, осудили
произвол монастырских игуменов и падение морали среди духовенства
5.
Впервые в Русском государстве создавались специализированные
по отраслям органы центрального управления – приказы
План по истории необходим, чтобы лучше усвоить пройденный материал, подготовиться к выступлению в классе. Для грамотного составления плана необходимо:
- Прочесть текст и разделить его на основные смысловые части.
- Каждую смысловую часть необходимо сформулировать одним предложением. Оно должно содержать сжатую информацию прочитанного отрезка, раскрывать его смысл.
- План по истории должен включать в себя описание исторического события, причины его возникновения, начало, развитие и логическое окончание, влияние на исторический процесс.
- В конце следует добавить выводы.
Опубликовано 3 января, 2019
План по истории необходим, чтобы лучше усвоить пройденный материал, подготовиться к выступлению в классе. Для грамотного составления плана необходимо:
Прочесть текст и разделить его на основные смысловые части. Каждую смысловую часть необходимо сформулировать одним предложением. Оно должно содержать сжатую информацию прочитанного отрезка, раскрывать его смысл. План по истории должен включать в себя описание исторического события, причины его возникновения, начало, развитие и логическое окончание, влияние на исторический процесс. В конце следует добавить выводы.
Опубликовано 3 января, 2019
Как составить план прочитанного текста?
Как работать над планом. Структура плана рекомендуется как перечисление основных событий, вопросов по принципу деления целого на части. Предлагается следующий процесс составления плана: чтение, деление на части с присвоением каждой из них краткого наименования.
План может быть простым и сложным. Простой план отражает выделение и наименование главных частей. В сложном плане главные части соответственно разделятся на дополнительные. Преимущество сложного плана состоит в том, что он полнее раскрывает построение и содержание текста, позволяет глубже проследить за ходом мысли и замыслом автора.
Сложный план поможет выработать умение сжато производить записи, последовательно излагать свои мысли, быстро восстанавливать в памяти прочитанное, мобилизовать внимание. Правила составления плана.
Каждая работа начинается с внимательного чтения всего текста. Раздели его на части, выдели в каждой из них главную мысль. Озаглавь каждую часть. В каждой части выдели несколько положений, развивающих главную мысль. Проверь все ли основные идеи, заключенные в тексте, нашли отражение в плане.
Памятка по составлению плана.
Деление содержания на смысловые части.
Выделение в каждой из них главной мысли. Нахождение заголовка для каждой части (формулировка пунктов плана).
Составление плана. Как составлять простой план.
Прочтите текст (представьте мысленно весь материал). Разделите текст на части и выделите в каждой из них главную мысль. Озаглавьте части; подбирая заголовки, замените глаголы именами существительными. Прочитайте текст во второй раз и проверьте, все ли главные мысли отражены в плане. Запишите план.
Запомните требования к плану: а) план должен полностью охватывать содержание текста (темы); б) в заголовках (пунктах плана) не должны повторяться сходные формулировки. Как составлять сложный план.
Внимательно прочитайте изучаемый материал. Разделите его на основные смысловые части и озаглавьте их (пункты плана). Разделите на смысловые части содержание каждого пункта и озаглавьте (подпункты плана). Проверьте, не совмещаются ли пункты и подпункты плана, полностью ли отражено в них основное содержание изучаемого материала.
Общие правила составления плана при работе с текстом.
Для составления плана необходимо прочитать текст про себя, продумать прочитанное. Разбить текст на смысловые части и озаглавить их. В заголовках надо передать главную мысль каждого фрагмента. Проверить, отражают ли пункты плана основную мысль текста, связан ли последующий пункт плана с предыдущим. Проверить, можно ли, руководствуясь этим планом, раскрыть основную мысль текста.
Как составить развёрнутый план по теме?
Как составить план к тексту? — Форма записи в виде плана помогает восстановить в памяти содержание прочитанного. Планы бывают нескольких типов: вопросный, назывной, тезисный, план — опорная схема. Вопросный план. Записывается в форме вопросов к тексту; каждому информативному центру текста соответствует один вопрос.
При составлении вопросного плана желательно использовать вопросительные слова, а не словосочетания с частицей ли (например: Как., Сколько., Когда., Почему. и т.д., но не Есть ли., Пришел ли. и т.п.). Тезисный план — план из тезисов глагольного строя (например: Многие животные и птицы пользуются звуками, которые мы не слышим).
Тезис — это кратко сформулированное основное положение абзаца, текста лекции, доклада и т.п. Тезисы обычно совпадают с информативным центром абзаца. Тезисы бывают вторичными и оригинальными. Вторичные тезисы используются с целью выделения главной информации какого-то источника (например, учебника, научной статьи или монографии).
Оригинальные тезисы пишутся как первичный текст к предстоящему выступлению на семинаре, конференции или конгрессе. Назывной план — план из тезисов номинативного строя (например: Использование животными и птицами неслышимых звуков). План — опорная схема состоит из опор — слов и отрывков предложений, несущих наибольшую смысловую нагрузку.
По опорам можно легко восстановить текст выступления или доклада. Выбор опор может зависеть от особенностей памяти пишущего, его целей и задач. Что такое развернутый и сжатый план текста? План развернутого содержания составляется к диссертациям, дипломным работам, различным исследованиям.
Развернутый план реализуется в разбивке текста на композиционные блоки: введение, основная часть, заключение. Развернутый план формально выражает развитие логики мысли. Введение — это формулирование проблемы исследования, изложение необходимых для читателя исходных данных о предмете речи, задаче исследования, авторской оценке путей ее решения.
Основная часть посвящена раскрытию, детализации, доказательству основных положений работы. Вначале дается информация обзорного характера, затем — новая информация. Приводятся и объясняются сведения о результатах исследования. Заключение (выводы) — это итоговое изложение основного концептуального содержания работы, а также краткая формулировка главных выводов.
Что такое план текста пример?
Привет! Ты помнишь, какое преступление случилось на острове «Текст»? У всех текстов были похищены заголовки, В текстах перепутались абзацы, Второклассники Алиса и Женя обратились за помощью к главному сыщику страны. Он помог им раскрыть преступление и дал дельный совет.
- План — это расположенные по порядку предложения или ключевые слова текста, в которых заложен основной смысл каждого абзаца.
- Пример: к тексту «Умная галка» можно составить такой план,1.
- Галке не достать воду.2.
- Галка кидает камушки.3.
- Вот так галка! Умная галка Хотела галка пить.
- На дворе стоял кувшин с водой.
В кувшине вода только на дне. Ей не достать было воду. Галка стала кидать камушки в кувшин. Вода стала выше, и можно было пить. Вот так галка!
Сколько должно быть пунктов в плане?
2. Тезисный план — Тезис – кратко сформулированное содержание одного-двух абзацев текста. Позволяет зафиксировать не только структуру текста, но и основные идеи и мысли, которые будут раскрыты в каждой части статьи. Универсален, можно использовать для подготовки любого текста.
- Определение контекстной рекламы, особенности и преимущества (позволяет привлечь «горячих» клиентов, уже заинтересованных в покупке товара или услуги).
- Показатели эффективности контекстной рекламы: количество показов и переходов, кликабельность (CTR), стоимость одного перехода. Формулы для расчета, ориентиры для оценки.
- Условия, при которых контекстная реклама будет эффективной.
- Чек-лист, нужна ли читателю контекстная реклама (10-15 вопросов и интерпретация результатов теста).
Что такое простой план?
Виды планов — Простой план Состоит из перечня основных пунктов, в которых отражено то, что говорящий скажет, а пишущий напишет. Такой план может быть тематическим, в этом случае все пункты плана представлены назывными предложениями. Сложный план Представляет собой более совершенную систему, которая достаточно полно отражает работу автора над текстом и дает читателю ясное преставление о логике и композиции работы.
- В сложном плане практически каждый пункт имеет подпункты, в которых тема раскрывается более детально.
- Составление сложного плана требует от автора отличного знания материала.
- Причем объем материала, переработанного им, всегда превышает объем того, что войдет в текст работы или выступления.
- Тезисный план План может быть тезисным, то есть каждый его пункт представлен двусоставным предложением и передает основную мысль этой части текста.
План устного выступления может быть и простым, но это возможно только в том случае, когда автор досконально знает тему. В устном выступлении такой порядок организации речи, как и само выступление, ограничен временем. Десятиминутное выступление требует использования простого плана, полуторачасовое — сложного.
Как составить простой вопросный план?
Стили и жанры — Как составить план к тексту? Форма записи в виде плана помогает восстановить в памяти содержание прочитанного. Планы бывают нескольких типов: вопросный, назывной, тезисный, план – опорная схема, Вопросный план. Записывается в форме вопросов к тексту; каждому информативному центру текста соответствует один вопрос.
- При составлении вопросного плана желательно использовать вопросительные слова, а не словосочетания с частицей ли (например: Как., Сколько., Когда., Почему.
- И т.д., но не Есть ли., Пришел ли. и т.п.).
- Тезисный план – план из тезисов глагольного строя (например: Многие животные и птицы пользуются звуками, которые мы не слышим ).
Тезис — это кратко сформулированное основное положение абзаца, текста лекции, доклада и т.п. Тезисы обычно совпадают с информативным центром абзаца. Тезисы бывают вторичными и оригинальными, Вторичные тезисы используются с целью выделения главной информации какого-то источника (например, учебника, научной статьи или монографии).
- Оригинальные тезисы пишутся как первичный текст к предстоящему выступлению на семинаре, конференции или конгрессе.
- Назывной план – план из тезисов номинативного строя (например: Использование животными и птицами неслышимых звуков ).
- План – опорная схема состоит из опор – слов и отрывков предложений, несущих наибольшую смысловую нагрузку.
По опорам можно легко восстановить текст выступления или доклада. Выбор опор может зависеть от особенностей памяти пишущего, его целей и задач.
Как правильно составить план на день?
Не бери больше, чем сможешь выполнить — В идеале ты должен брать на себя столько задач в день, сколько сможешь выполнить качественно и в срок. Перегрузив себя за один раз, рискуешь выпасть из рабочего ритма на несколько суток. Лучше объективно оценить свои возможности и составить реальный план.
Что такое цитаты план?
Цитатный план – план, выражающий основную мысль всего произведения или его фрагмента. Чтобы составить цитатный план, нужно внимательно прочитать текст или фрагмент, план к которому нужно приготовить. При чтении нужно подчеркнуть или выписать предложение, фразу или словосочетание, отражающую основную мыль текста.
Как можно составить план?
Чтобы составить план, весь текст нужно разделить на микротемы (как правило, это абзацы текста), каждая из которых объединена определённой мыслью и имеет логическую завершённость. Выделяя основную мысль, вы формируете пункт плана.
Для чего нужен план в тексте?
Для чего нужен план текста План помогает автору написать статью качественно: это значит, что читатель будет легко ориентироваться в содержании и найдет ответ на возникший вопрос — то, ради чего он открыл материал. И план, и сам текст как правило строятся на основе заданного вопроса.
Какие виды плана вам известны в русском языке?
План бывает простой, сложный, тезисный, цитатный. Простой план состоит из перечня основных пунктов, в которых отражено то, что говорящий скажет, а пишущий напишет.
Что такое план прочитанного текста?
План пересказ это краткое, тезисное описание прочитанного текста. Для начала нужно прочитать произведение, мысленно выделяя главное. Можно выписывать главное, отмечать абзацы карандашом. После того как вы прочитали текст постарайтесь пересказать его устно, выделяйте главное.
Как составить план сообщения?
План сообщения — План сообщения обычно достаточно прост в силу природы данного типа текста:
- Вступление, где рассказывается основная мысль по теме;
- Основной текст с размышлением или официальными изученными данными;
- Заключительная часть с выводами после написания работы.
Как составить план по литературному чтению 3 класс?
Чтобы составить план, нужно: 1) разделить текст на смысловые части; 2) определить, что в каждой части самое важное; 3 ) озаглавить каждую часть.
Алгоритм составления плана
1.Внимательно прочитайте текст.
2. Разделите его на части так, чтобы в каждой части была законченная мысль.
3.Озаглавьте каждую часть текста. Названия пунктов плана могут быть сформулированы:
- как вопросы; как повествовательные предложения; как ключевые фразы из текста, отражающие основную мысль этой части текста;
- как вопросы;
- как повествовательные предложения;
- как ключевые фразы из текста, отражающие основную мысль этой части текста;
4. Проверьте, чтобы пункты плана не повторяли друг друга, и один пункт не был частью другого.
Составление плана
Общие правила составления плана при работе с текстом
- Прочитать текст, обдумать прочитанное.
- Разбить текст на смысловые части и озаглавить их. В заголовках надо передать главную мысль каждого фрагмента.
- Проверить, отражают ли пункты плана основную мысль текста, связан ли последующий пункт плана с предыдущим.
- Проверить, можно ли, руководствуясь этим планом, раскрыть основную мысль текста.
Как составлять простой план.
- Прочтите текст.
- Разделите текст на части и выделите в каждой из них главную мысль.
- Озаглавьте части.
- Прочитайте текст во второй раз и проверьте, все ли главные мысли отражены в плане.
- Запишите план.
Как составлять сложный план.
- Внимательно прочитайте изучаемый материал.
- Разделите его на основные смысловые части и озаглавьте их.
- Разделите на смысловые части содержание каждого пункта и озаглавьте (подпункты плана).
- Проверьте, полностью ли отражено в них основное содержание изучаемого материала.
Как сформулировать
определение нового понятия
Понятие – форма мышления, отражающая предметы в их общих существенных признаках. Определение раскрывает содержание понятия.
- Прочитайте о том предмете или явлении, определение которого вам надо сформулировать. Выделите новое понятие.
- Определите его существенные признаки.
- Попробуйте сформулировать определение устно, четко изложив эти признаки.
- Запишите определение, проверьте, раскрывает ли оно содержание понятия.
Пример.
В тексте учебника читаем:
После реформ 60-70-х гг. быстрее начали развиваться производительные силы и формироваться капиталистические отношения.
Стала создаваться инфраструктура, которая включала в себя комплекс вспомогательных отраслей хозяйства (дороги, каналы, порты, средства связи). От состояния этих отраслей зависит развитие промышленности.
Формулируем определение:
Инфраструктура – это комплекс вспомогательных отраслей хозяйства (дороги, каналы, порты, средства связи), от состояния которых зависит развитие промышленности.
Как составить хронологическую таблицу
- Прочитайте полностью тему, по которой предстоит составлять хронологическую таблицу.
- Читая второй раз, выделите основные события, которые войдут в хронологическую таблицу.
- Подготовьте в тетради основу таблицу. Обычно, она выглядит следующим образом:
Строчек в таблице может быть столько, сколько дат и событий вы запишите.
- Читая текст еще раз, заполните таблицу.
- Выписывайте в хронологическую таблицу только те события, которые имеют непосредственное отношение к данной теме.
- Как правило, хронологическая таблица составляется по каким-либо войнам, поэтому первая дата в таблице – это начало войны, а последняя – подписание перемирия или мирного договора (дата окончания войны).
- После таблицы надо сделать вывод о том, какая сторона одержала победу, а какая потерпела поражение, и указать условия мирного договора.
Как сделать выводы по прочитанному тексту
- Прочитайте текст (если потребуется несколько раз).
- Определите главную мысль, тему.
- Систематизируйте информацию, материал.
Обобщите его.
- Используя такие вводные слова, как: во-первых, во-вторых, в-третьих, следовательно, сделайте выводы по прочитанному тексту.