Как составить план к изложению штора

 РАЗВИТИЯ РЕЧИ

ТЕМА:    Краткое изложение с творческим продолжением

«Штора».

ШТОРА.

Так было всегда. Когда снег покрывал землю и больше уже не таял, у балконной двери отодвигалась тюлевая занавеска и … Птицы знали и ждали – это   открывалась птичья столовая. Про пир на балконе первыми узнавали нахалешки воробьи. За ними появлялись любопытные синички. Из лесу прилетали важные свиристели. И так было бы всегда.

В конце зимы, после непонятного переполоха, когда тёплая ещё мебель уехала на машине, а с ней люди и чемоданы – всё стихло. Тюлевая занавеска пропала. Птицы ждали уже несколько дней, но корма не было. В дом приехали другие жильцы. Суета закончилась, и на окнах повисли тяжелые шторы. А корма в балконной кормушке всё не было. Может, это штора мешала людям видеть, что птицы не улетели и ждут? И те люди, что шли по улице, тоже не замечали птиц – им  мешали видеть воротники и шапки. Но птицы всё-таки ждали…

(По С. Коноваловой.)

Цели:

  1. Формирование умения отбирать из текста существенное для                                              раскрытия темы и основной мысли.
  2. Формирование умения пользоваться различными способами сокращения текста.
  3. Формирование умения формулировать заключительную часть.
  4. Формирование умения строить рассуждения.

Ход урока.

1.        Ознакомление с текстом.
Постановка учебной задачи.

  1. Сегодня на уроке мы будем писать изложение.
  2. Прочитайте название текста (на доске), с которым мы будем работать.
  3. Объясните значение слова штора.
  4. А что сказано об этом слове в толковом словаре Ожегова?
  5. Давайте познакомимся с текстом.
  6. Какое значение имеет слово «штора» в этом рассказе?
  7. Какой тип текста? (на доске: определение, повествование, рассуждение)
  8. Докажите.

2.        Чтение текста учащимися.
Анализ содержания.

   –  Прочитайте текст.

Докажите словами из текста, что действительно между людьми и птицами образовалась преграда.

  1. Что волнует автора?
  2. Что хочет сказать нам автор этим рассказом?
  3. Как вы думаете, завершен ли текст?
  4. Как догадались об этом?
  5. Перед нами на этом уроке стоят две задачи. Первая – кратко передать содержание текста, а вторая…      (закончить рассказ)

3.        Составление плана и сокращение текста.

  1. Мы знаем, что есть изложение подробное, краткое, выборочное. Сегодня мы пишем краткое изложение.
  2. Как будем сокращать текст?
  3. Что должно сохраниться при сокращении?
  4. Что поможет написать изложение последовательно и логично?
  5. Прочитайте первый абзац.
  6. Может ли он являться первой частью? Почему?
  7. Что вы узнали из нее? (работа с текстом, карандаш)
  1. О чем нужно сказать обязательно?
  2. В каком предложении об этом говорится?
  3. Прочитайте, когда открывалась птичья столовая?
  4. Как об этом сказать короче?
  5. Можно ли заменить 2 и 3 предложение одним?
  6. Обратите внимание, какие птицы прилетели к кормушке?
  7. Как автор характеризует птиц?
  8. Почему важно использовать эти слова?
  9. Попробуйте сами сократить эти три предложения.

–        Прочитайте последнее предложение.
Может, сократим его?

Что напоминает?

Оставим последнее предложение.

–        Прочитайте, что получилось?

Так было всегда. Зимой у балконной двери отодвигалась тюлевая занавеска, и открывалась птичья столовая. К ней прилетали нахалешки воробьи, любопытные синички, важные свиристели. И так было бы всегда.

  1. Озаглавьте эту часть, используя слова из текста. (Так было всегда.)
  2. Прочитайте 2 часть.

  Что вы узнали?

  1. Докажите, что в этой части все события читатель видит глазами птиц.

  (работа с текстом, карандаш)

  1. О чем скажем обязательно?
  2. Когда произошла перемена в жизни птиц и почему?
  3. Что можно опустить?
  4. О чем скажем дальше?
  5. О чем думают птицы?

Эти предложения сократите сами.

  1. Будем ли писать последнее предложение?
  2. Прочитайте, что получилось.

В конце зимы в дом приехали другие жильцы. На окнах повисли тяжелые шторы. А корма в балконной кормушке все не было. Может, это штора мешала людям видеть птиц? А людям, которые шли по улице, мешали воротники и шапки. Но птицы все-таки ждали…

–        Озаглавьте 2 часть слова из текста. (Новые жильцы.)

4. Составление заключительной части.

– Мы подошли к заключительной части.

– Что такое заключение?

  1. А как закончится эта история, вы должны написать, сами. И заголовок вас у каждого будет свой. (на. доске в плане: А что дальше?)

5.        Орфографическая подготовка.

–        у балконной двери        – все-таки
отодвигалась

тюлевая занавеска

нахалешки

свиристели

  1. Написание изложения.
  2. Итог.
  1. Как озаглавили 3 часть?
  2. Прочитайте текст, который записали.
  3. Что самое трудное было на уроке?
  4. Чему учились?

Деревянова
Татьяна Валерьевна МОУ «НОШ №3 р.п.Озинки»

Предмет: русский
язык. Класс: 4. Автор учебника: С.В.Иванов.  Программа: «Начальная школа 21
века».

Тема:
Обучающее изложение с творческим заданием по тексту С. Коноваловой  «Штора».

Тип
урока: 
урок обучения умениям и навыкам. Развитие речи.

Форма
урока:
урок – изложение

Цель: создать
условия  для организации деятельности  обучащихся  по формированию умений  сжатия
текста изложения.

Задачи:

Образовательная:


 Предметные:
дать представление о сжатом
изложении, выработать умение делить текст на смысловые части, выделять главную
мысль текста, определять тему, соотносить её с названием, научить пользоваться
приёмом  преобразования сигналов слов символами.


 Развивающая: развивать умение работать с текстом, выделять
главное, основное, определять выразительные средства автора, сопоставлять
слова;
развивать творческое воображение и творческие способности, речь;
развивать умение  рассуждать, сравнивать, анализировать.


 Воспитательные:
помочь
увидеть и почувствовать не только видимые проблемы, но и  красоту,  глубину слова;

формировать эмоциональную  и интеллектуальную отзывчивость,
нравственное воспитание.

Формы
организации учебной деятельности
: фронтальная, монолог,
диалог, анализ текста, демонстрация электронной презентации, парная,
самостоятельная.

Методы
обучения:
 словесный, наглядный, деятельностный, проблемно –
поисковый, работа с книгой, методы стимулирования учебно- познавательной
деятельности (создание ситуации успеха, поощрение), метод самоконтроля.

Средства
обучения для учителя
: учебник С.В.Иванова 
«Русский язык» 1 часть, компьютер, проектор, презентация, карточки с записью
плана действий и плана текста.

Средства
обучения для обучающихся
: учебник  С.В. Иванова
«Русский язык» 1 часть, карточки с записью плана действий и плана текста,
толковый
словарь С.И. Ожегова.

Планируемые
результаты:

Личностные
УУД: широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные,
учебно-познавательные и внешние мотивы; способность к самооценке на основе
критериев успешности учебной деятельности.

Регулятивные
УУД: принимать и сохранять учебную задачу, планировать свои действия в
соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе и во
внутреннем плане;

Познавательных
УУД: понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ; развивать
умение строить речевое высказывание в устной и письменной форме; развивать
умения мыслительной деятельности при работе с текстом (анализировать, выделять
главное, структурировать);

Коммуникативные
УУД: формулировать собственное мнение и позицию; адекватно использовать речь
для планирования и регуляции своей деятельности.

Технологическая
карта урока

Этапы
урока

Деятельность
учителя

Деятельность
учащихся

УУД

Самоопределение
к деятельности.

Проверяет
готовность к уроку.

Прозвенел
звонок веселый.

Мы
начать урок готовы.

Будем
слушать, рассуждать,

И друг
другу помогать.

Показывают
готовность к уроку.

Показывают
правильную посадку и положение тетради.

Личностные:

– самоопределение к
деятельности;

– стремление к успешности в
учебной деятельности;

Коммуникативные:

– умение слушать и слышать

Актуализация
знаний

– Что
такое штора? Где можно найти значение слова? Посмотрите словарь Ожогова и
прочитайте значение этого слова.

– Какие
бывают занавески?


Подвести к сопоставлению: тяжелые занавеска и тюлевая занавеска.

– Для
чего нам нужны шторы?

Просмотр
видео

– Можно
ли увидеть улицу через тюлевую занавеку, а через штору тяжелую, тёмную?

  Чем
является  штора, если мы не видим через неё улицу, мир.

Воспитательный момент

Мы
рассказ сперва читали,

После
— просто повторяли.

Больше
прочитать не дали, —

Что
запомнили, писали.

Нет,
не сочинение.

Писали…
(изложение)

Отвечают
на вопрос учителя.

Работают
со словарём.

Штора –
это оконная занавеска.

Ответы
детей: Занавески бывают ………

Просмотр
видео, высказывают свои мнения. Преградой, проблемой, препятствием

Постановка
цели и задач деятельности на уроке.  (Научиться сокращать текст)

Регулятивные:

– умение концентрировать свое
внимание

Коммуникативные:

Диалог с учителем

Познавательные:

– логические: выделение
информации на основе просмотренного

– логические: обмен
информацией из жизненного опыта, усвоенного материала ранее

Личностные: самоопределение

Познавательные:

– учебные: формулирование познавательной
цели, поиск и выделение информации

Постановка
темы и цели урока

Итак, мы
сегодня будем писать сжатое изложение  с творческим заданием.

– Что
такое изложение?

– Вы
знаете определённые
 умения  необходимые  для работы
над подробным изложением?

– Назовите их.

СЛАЙД 2

– Давайте определим, что не нужно делать при сжатом изложении? СЛАЙД 3


Составим план наших действий при сжатом изложении на основе умений при работе
с изложением.
СЛАЙД 4СЛАЙД 5

С какого
действия мы начнём?

 Итак,
давайте познакомимся с текстом. (Уч. стр 164)

Читает
ученик  «Шторы» Коноваловой С.

Изложение
– это пересказ чужого текста.

Называют
умения для подробного изложения

– уметь
определять жанр произведения

– уметь
устанавливать последовательность событий в тексте

– уметь
определять тему текста, главную мысль и смысл заглавия

– уметь
делить текст на смысловые части

– уметь
составлять план текста

– уметь
включать в текст авторские слова и выражения

– уметь
включать в текст  средства художественной выразительности

уметь пересказывать, включая все детали и
подробности

– уметь
грамотно записывать текст

– уметь
оценивать результат своей работы.

Работают
с планом, выделяют лишнее. (выделять подробности)

Проговаривают
хором.

Дети
слушают текст.

Регулятивные:

– планирование деятельности

Коммуникативные:

– диалог с учителем

Постороение
проблемной ситуации и проекта выхода из затруднения

Проверка
первичного восприятия

 –
Определите тип текста: описание, рассуждение, повествование. Почему?

– О чём
идёт речь? Назовите тему.

– Текст
назван «Штора». Что отражает заголовок?

– Почему
текст назван «Штора»?

– Что
служило сигналом для того, чтобы птицы прилетали и питались?


Просмотрите ещё раз текст и докажите словами из  него, что существовала преграда
между людьми и птицами.

– Что
волнует автора? Определите главную мысль.

– Что
хочет сказать нам автор этим рассказом?

– Ещё
раз проговаривают тему и основную мысль.

Это
текст повествование. Обосновывают своё мнение.

Заголовок
отражает тему или главную мысль.

Тема: о
шторе.

Служило
сигналом тюлевая занавеска.

Дети
читают предложения.

Люди не
видят проблем из – за штор, не видят голодных птиц.

Коммуникативные:

– диалог с учителем


обоснование собственного мнения, доказательство

Регулятивные:

– контроль

Познавательные:

– моделирование

Личностные:

самовыражение чувств.

Анализ
структуры текста

Вторичное
восприятие

Первичное
закрепление во внешней речи


Восстановим порядок действий, для этого соотнесём, правильно ли мы определили
тему и главную мысль.

– В
основе лежит рассказ, событие, последовательность.

В
рассказе есть структура: Завязка, кульминация, заключение.


Возвращаемся к тексту и делим его на смысловые части. Мы можем обратится к
структурным элементам: завязка, кульминация, заключение.

Но есть
другой путь, т.к. изложение сжатое, то ориентироваться будем на то,  что
видим зрительно – это абзацы. Сколько абзацев?

1 .
«Прочитайте первый абзац. Определите,  о чём говорится? Что вы узнали из нее?

– О чем
нужно сказать обязательно?

Прочитайте,
когда открывалась птичья столовая?

Как об
этом сказать короче?

– Можно
ли заменить 2 и 3 предложение одним?

– Обратите
внимание, какие птицы прилетели к кормушке? Как автор характеризует птиц?
Почему важно использовать эти слова? Попробуйте сами сократить эти три
предложения.

Прочитайте
последнее предложение.
Может, сократим его? Что напоминает?

Оставим
последнее предложение.

Прочитайте,
что получилось? СЛАЙД 6

– Озаглавьте
эту часть, используя слова из текста.

2 .Предлагает
прочитать 2 часть

– Что вы
узнали?

– Докажите,
что в этой части все события читатель видит глазами птиц.

– О чем
скажем обязательно?

– Когда
произошла перемена в жизни птиц и почему?

– Что
можно опустить? О чем скажем дальше?

О
чем думают птицы?

– Будем
писать последнее предложение? СЛАЙД 7


Озаглавьте вторую часть
.

– 
Прочитайте третий абзац, скажите,  события меняются? Мы пропустим этот абзац.


Посмотрите,   второй абзац заканчивается многоточием, что это занчит?   СЛАЙД 8

4.  Вот
мы и подошли к заключительной части. Что такое заключение?
А как
закончится эта часть, у вас будет у каждого своя история, которую вы
напишите.

– А
озаглавим мы её:  А что дальше?


Посмотрим план: он сохраняет тему? Отражает основную мысль?
Последовательность действий соблюдается?

Фронтальная
работа по соотнесению последовательности действий.

Абзацев 
– 3

1.      Когда
снег покрыл землю и отодвинулась тюлевая занавеска, стала работать птичья
столовая. Прилетели воробьи. Снегири, свиристели.

Высказывают
свои предположения (Так было всегда).

Зимой.

Зимой у
балконной двери  отодвигалась тюлевая занавеска и открывалась птичья
столовая.

К ней
прилетали воробьи. Любопытные синички, важные свиристели.

И так
было всегда.

Читают
всю первую часть.

Птичья
столовая.

Пир на
балконе.

Так было
всегда.

Высказывают
свои предположения (Что старые жильцы уехали, а появились новые жильцы).

Птицы не
видят корма в кормушке, занавеска пропала.

Птицы
ждали, но корма не было.

Когда
приехали новые жильцы.

Что
уехали старые жильцы. Появились новые.

Штора
мешает увидеть птиц.

Да. Но
птицы всё – таки ждали…

Корма не
было.

Птицы
ждали.

Воробьи
улетели на другую улицу, свиристели – в лес, а синицы ждали.

Это
значит, что следует продолжение.

Ответы
детей.

Ответы
детей.

Познавательные:

– логические:

Поиск и выделение информации,
анализ, вывод,

– синтез составление целого из
частей,

– умение  устанавливать
причинно – следственные связи;

– доказательство

Коммуникативные:

– диалог с учителем, умение
слушать

одноклассников, умение работать
в паре

– умение выражать свои мысли

Включение
в систему знаний и повторение.

Орфографическая
подготовка

Чтобы
грамотно писать, поработаем со словами. Назовите и выделите орфограммы.

  СЛАЙД 9

Всегда,
балконной,  занавеска, отодвигалась,
птичья столовая, прилетели, воробьи,
синицы, свиристели, жильцы, повисли,
тяжелые, в кормушке, не было, мешала, всё
– таки

– Ребята
ещё раз напомните, что служило сигналом для открытия столовой?А почему
столовая прекратила своё существование?

Автор
использует два сочетания слов: тюлевая занавеска и тяжёлая. Какой приём
использует автор?
СЛАЙД 10

Называют
орфограммы, подчеркивая опасные места.

Сопоставления

Регулятивные:

– самоконтроль

Вторичный
синтез

– Можем
ли мы воспользоваться словами, чтобы составить текст. Давайте попробуем.

– Т.к.
вы будете писать самостоятельно, я предлагаю в каждом предложении  определить
сиглалы и преобразовать их в символы. Например, ! окно + ложка
и вилка. В, с, св. !бы

Машинка
. окно. Зерно перечеркнуто.  ? ? !

У детей
листочки с таблицей, в которой написан план и опорные слова или сигналы.

Регулятивные:

– контроль, самостоятельность
выполнения действий

Познавательные:

– построение алгоритма
действий

– моделирование

Коммуникативные:

– диалог с учителем, умение
слушать

одноклассников, умение работать
в паре

Запись
текста

Предлагает
записать текст в соответствии с составленным планом и  творческое 
продолжение.

Записывают
получившийся текст в тетрадь.

Самопроверка
работ

Выполняют
самоконтроль по плану:

Самооценка

1.      
Текст
соответствует теме и главной мысли

2.      
 В
тексте сохранена последовательность событий.

3.      
В
тексте перечислены основные события, отсутствуют детали, подробности.

Выполняют
самопроверку работ.

Коммуникативные:

– умение слушать читающего

Регулятивные:

– ориентирование в своей
системе знаний и осознанность необходимости нового знания.

Рефлексия

Задает
вопросы: Чему научились на уроке? О чем писали изложение? Вспомните нашу
главную учебную задачу. Что помогло справиться с задачей? Где затруднялись?
Чему учит нас текст?

Обобщает
высказывания учащихся, корректирует по необходимости самооценку учащихся.
Дает общую оценку работе класса и отдельных учащихся.

Воспитательный
момент.

Отвечают
на вопросы учителя.

«Быть
внимательными людьми».

Слушают
учителя и принимают к сведению замечания и поощрения

Регулятивные:

– самооценка

– оценка

Познавательные:

– логические

Личностные:

– нравственно – этическая
оценка

Обновлено: 22.05.2023

Формирование умения отбирать из текста существенное для раскрытия темы и основной мысли. Формирование умения строить рассуждения.

Вложение Размер
razvitie_rechi.doc 40 КБ

Предварительный просмотр:

ТЕМА: Краткое изложение с творческим продолжением

Так было всегда. Когда снег покрывал землю и больше уже не таял, у балконной двери отодвигалась тюлевая занавеска и . Птицы знали и ждали – это открывалась птичья столовая. Про пир на балконе первыми узнавали нахалешки воробьи. За ними появлялись любопытные синички. Из лесу прилетали важные свиристели. И так было бы всегда.

В конце зимы, после непонятного переполоха, когда тёплая ещё мебель уехала на машине, а с ней люди и чемоданы – всё стихло. Тюлевая занавеска пропала. Птицы ждали уже несколько дней, но корма не было. В дом приехали другие жильцы. Суета закончилась, и на окнах повисли тяжелые шторы. А корма в балконной кормушке всё не было. Может, это штора мешала людям видеть, что птицы не улетели и ждут? И те люди, что шли по улице, тоже не замечали птиц – им мешали видеть воротники и шапки. Но птицы всё-таки ждали.

(По С. Коноваловой.)

  1. Формирование умения отбирать из текста существенное для раскрытия темы и основной мысли.
  2. Формирование умения пользоваться различными способами сокращения текста.
  3. Формирование умения формулировать заключительную часть.
  4. Формирование умения строить рассуждения.

1. Ознакомление с текстом.
Постановка учебной задачи.

2. Чтение текста учащимися.
Анализ содержания.

Докажите словами из текста, что действительно между людьми и птицами образовалась преграда.

  1. Что волнует автора?
  2. Что хочет сказать нам автор этим рассказом?
  3. Как вы думаете, завершен ли текст?
  4. Как догадались об этом?
  5. Перед нами на этом уроке стоят две задачи. Первая – кратко передать содержание текста, а вторая. (закончить рассказ)

3. Составление плана и сокращение текста.

  1. Мы знаем, что есть изложение подробное, краткое, выборочное. Сегодня мы пишем краткое изложение.
  2. Как будем сокращать текст?
  3. Что должно сохраниться при сокращении?
  4. Что поможет написать изложение последовательно и логично?
  5. Прочитайте первый абзац.
  6. Может ли он являться первой частью? Почему?
  7. Что вы узнали из нее? (работа с текстом, карандаш)
  1. О чем нужно сказать обязательно?
  2. В каком предложении об этом говорится?
  3. Прочитайте, когда открывалась птичья столовая?
  4. Как об этом сказать короче?
  5. Можно ли заменить 2 и 3 предложение одним?
  6. Обратите внимание, какие птицы прилетели к кормушке?
  7. Как автор характеризует птиц?
  8. Почему важно использовать эти слова?
  9. Попробуйте сами сократить эти три предложения.

– Прочитайте последнее предложение.
Может, сократим его?

Оставим последнее предложение.

– Прочитайте, что получилось?

Так было всегда. Зимой у балконной двери отодвигалась тюлевая занавеска, и открывалась птичья столовая. К ней прилетали нахалешки воробьи, любопытные синички, важные свиристели. И так было бы всегда.

  1. Озаглавьте эту часть, используя слова из текста. (Так было всегда.)
  2. Прочитайте 2 часть.
  1. Докажите, что в этой части все события читатель видит глазами птиц.

(работа с текстом, карандаш)

  1. О чем скажем обязательно?
  2. Когда произошла перемена в жизни птиц и почему?
  3. Что можно опустить?
  4. О чем скажем дальше?
  5. О чем думают птицы?

Эти предложения сократите сами.

  1. Будем ли писать последнее предложение?
  2. Прочитайте, что получилось.

В конце зимы в дом приехали другие жильцы. На окнах повисли тяжелые шторы. А корма в балконной кормушке все не было. Может, это штора мешала людям видеть птиц? А людям, которые шли по улице, мешали воротники и шапки. Но птицы все-таки ждали.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Чтобы лучше ночью спать Надо Что - то закрывать. Это Что- то на окне, Не пуск.

Описание презентации по отдельным слайдам:

Чтобы лучше ночью спать Надо Что - то закрывать. Это Что- то на окне, Не пуск.

Чтобы лучше ночью спать Надо Что – то закрывать. Это Что- то на окне, Не пускает солнце мне. Но зато на Нём узоры! Ну, конечно, это . Отгадайте загадку: шторы

Изложение Шторы

Прочитайте текст: Так было всегда. Когда снег покрывал землю и не таял, на ба.

Прочитайте текст: Так было всегда. Когда снег покрывал землю и не таял, на балконе отодвигалась тюлевая занавеска и… Птицы знали и ждали – это открывалась птичья столовая. Про пир на балконе первыми узнавали воробьи. За ними появ- лялись любопытные синички. Из лесу прилетали важные сви – ристели. После непонятного переполоха, когда на машине уехала вся мебель, а с ней люди с чемоданами, всё стихло. Тюлевая зана – веска пропала. Птицы ждали уже несколько дней, но корма всё не было. В дом приехали другие жильцы и на окнах повисли тяжёлые шторы. А корма в балконной кормушке всё не было. Может, это штора мешала людям видеть, что птицы не улетели и голодают? И те люди, что шли по улице, не замечали из-за воротников и шапок? Но пичужки всё-таки ждали… Окна покрылись ледяными цветами. Свиристели улетели в лес, воробьи перебрались на другую улицу. Только одни синички прилетали, бегали по перилам и стучали в стёкла.

воробьи важные свиристели любопытные синички

воробьи важные свиристели любопытные синички

Ответь на вопросы. Расскажи как открывалась птичья столовая? Кто прилетал к б.

Ответь на вопросы. Расскажи как открывалась птичья столовая? Кто прилетал к балконной кормушке ? Что случилось после непонятного переполоха? Что мешало людям увидеть ждущих птиц? Что стало с пичужками?

Прочитай и перескажи: Так было всегда. Когда снег покрывал землю и не таял, н.

Прочитай и перескажи: Так было всегда. Когда снег покрывал землю и не таял, на балконе отодвигалась тюлевая занавеска и… Птицы знали и ждали – это открывалась птичья столовая. Про пир на балконе первыми узнавали воробьи. За ними появ- лялись любопытные синички. Из лесу прилетали важные сви – ристели. После непонятного переполоха, когда на машине уехала вся мебель, а с ней люди с чемоданами, всё стихло. Тюлевая зана – веска пропала. Птицы ждали уже несколько дней, но корма всё не было. В доме объявились другие жильцы и на окнах повисли тяжёлые шторы. А корма в балконной кормушке всё не было. Может, это штора мешала людям видеть, что птицы не улетели и голодают? И те люди, что шли по улице не замечали из=за воротников и шапок? Но пичужки всё-таки ждали… Окна покрылись ледяными цветами. Свиристели улетели в лес, воробьи перебрались на другую улицу. Только одни синички прилетали, бегали по перилам и стучали в стёкла.

(не)таял (не)было (не)улетели (не)замечали Раскройте скобки, объясните написа.

сне_ узн_ вали по_влялись переп_лох т_ жёлые стуч_лись лед_ными пичу_ки Встав.

Объясните значение выражения: непонятного переполоха окна с ледяными цветами

Объясните значение выражения: непонятного переполоха окна с ледяными цветами

Какие словарные слова встречаются в тексте? Запомните как они пишутся: всегда.

Какие словарные слова встречаются в тексте? Запомните как они пишутся: всегда занавеска после мебель перила

Напиши изложение по плану. Столовая на балконе. Птицы на пиру. Появление штор.

Напиши изложение по плану. Столовая на балконе. Птицы на пиру. Появление штор. Напрасные ожидания. Запомните, как пишутся слова: балконная свиристель из-за

Нажмите, чтобы узнать подробности

Изложение “Штора” из учебника для 4 класса по программе “Начальная школа 21 века” часть 1.В данном конспекте есть шифровка, план к тексту и подробное обсуждение текста по вопросам, орфографическая и лексическая работа. Также есть краткий текст, удобный для написания и текст с пробелами, чтобы учащиеся могли вспомнить недостающие слова. К данному уроку есть презентация.

Submit to our newsletter to receive exclusive stories delivered to you inbox!

Зачетный Опарыш

Лучший ответ:

Мари Умняшка

ШТОРА.Так было всегда. Когда снег покрывал землю и больше уже не таял, у балконной двери отодвигалась тюлевая занавеска и . Птицы знали и ждали – это открывалась птичья столовая. Про пир на балконе первыми узнавали нахалешки воробьи. За ними появлялись любопытные синички. Из лесу прилетали важные свиристели. И так было бы всегда. В конце зимы, после непонятного переполоха, когда тёплая ещё мебель уехала на машине, а с ней люди и чемоданы – всё стихло. Тюлевая занавеска пропала. Птицы ждали уже несколько дней, но корма не было. В дом приехали другие жильцы. Суета закончилась, и на окнах повисли тяжелые шторы. А корма в балконной кормушке всё не было. Может, это штора мешала людям видеть, что птицы не улетели и ждут? И те люди, что шли по улице, тоже не замечали птиц – им мешали видеть воротники и шапки. Но птицы всё-таки ждали.

Вы можете из нескольких рисунков создать анимацию (или целый мультфильм!). Для этого нарисуйте несколько последовательных кадров и нажмите кнопку Просмотр анимации.

Читайте также:

      

  • Стратегия развития вариативного образования в россии кратко
  •   

  • Сценарий мешок яблок для детского сада средняя группа
  •   

  • Частные школы красногорска рейтинг
  •   

  • Аналитический отчет учителя математики в коррекционной школе
  •   

  • Опишите процессы происходящие при столкновении двух участков материковой земной коры 7 класс кратко

Тема урока: сжатое изложение по тексту «Штора»

Тип урока: урок-изложение

Цель: создание условий для организации деятельности учащихся на уроке по усвоению приемов сжатия текста изложения.

Задачи: содействовать усвоению учащимися различных способов сжатия текста; умения в соответствии с замечаниями учителя уточнять содержание текста, учитывая его тему; правильность передачи информации, объем каждой части и связь между ними; точность употребления слов; грамотному выражению своей мысли; обирать материал на тему; подчинять свое высказывание (в устной и письменной форме) основной мысли; обогащению словаря учащихся; развитию орфографической зоркости; умению видеть прекрасное в скромных уголках природы; связность и последовательность краткого изложения содержания в соответствии с составленным планом; умение использовать изобразительно-выразительные средства в соответствии с замыслом автора; умение правильно употреблять грамматические формы слов, синонимы, антонимы.

Планируемые результаты: личностные УУД – понимание причин успехов на уроке; оценка своей работы и работы одноклассников.

способствовать формированию метапредметных УУД:

регулятивных – принимать и сохранять учебную задачу; учитывать выделенные учителем ориентиры деятельности в учебном материале.

познавательных – ориентироваться на возможное разнообразие способов решения учебных задач; грамотно выражать свою мысль в письменной речи.

коммуникативных – воспринимать другое мнение и позиции; формировать собственную позицию и мысль.

Оборудование: учебник «Русский язык» 4 класс, 1 часть Иванов С.В. и др.

Ход урока

Этапы урока

Время

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формы и приемы организации деятельности

1. Вступительное слово

2 мин

– Ребята, мы знаем, что об одном и том же можно рассказывать и кратко и подробно. Все зависит от условий нашего общения. Например, в рапорте дежурный должен кратко рассказать о целом дне школы или класса. Поэтому он говорит только о самом главном, о тех событиях дня, в которых отразилось самое существенное. Где еще используется краткий пересказ? (в телеграмме).

Иногда надо пересказать большую книгу, а времени мало, и тогда мы тоже обращаемся к сжатому пересказу. Умение сжато излагать – очень сложное, оно нам пригодится при составлении аннотации книги, конспекта, а в будущем доклада по истории или литературе. Ему надо учиться. Мы познакомимся с разными приемами сжатия высказывания. С этой целью мы будем писать сжатые изложения. Сегодня поработаем над сжатие рассказа «Шторы» по С. Коноваловой.

Слушают рассказ учителя

Отвечают на вопросы

Рассказ

2. Знакомство с текстом. Постановка учебной задачи

5 мин

Просит открыть учебник на стр. 143.

– Послушайте текст и попытайтесь ответить на вопросы, о чем в нем говорится, т.е. какова его тема и что об этом говорится (какова основная мысль). Подумайте, чем могла закончиться история. Почему текст назван именно так? Где можно использовать сжатое изложение этого рассказа?

Знакомятся с текстом, ставят задачи на урок.

Работа с текстом на стр. 143, беседа

3. Анализ содержания текста

10 мин

– Что происходило, когда снег покрывал землю и больше не таял? Чего ждали птицы? Кто узнавал первым про пир на балконе? Кто появлялся вслед за воробьями?

– Когда опустела кухня? Что произошло с тюлевой занавеской? Что делали птицы все это время? Что произошло в доме?

– Что повисло на окнах? Как обстояли дела с кормом? Штора мешала видеть птиц? Прохожие замечали птиц? Что делали птицы?

– Чем покрылись окна? Куда улетели свиристели? А воробьи? Кто остался? Что они делали?

Какова тема текста? А какова основная мысль? Что отражено в заголовке тема или основная мысль? Какова же была задача автора? На что он хотел обратить внимание читателя?

К какому типу речи относится этот текст и почему?

Отвечают на вопросы учителя

беседа

4. Анализ структуры текста

7 мин

– Сколько частей можно выделить в тексте? Прочитайте первую часть. О чем в ней говорится? Назовите ключевые слова данной части (снег, балконная дверь, тюлевая занавеска, птичья столовая, воробьи, синицы, свиристели). Как можно озаглавить эту часть? Могут ли помочь ключевые слова? (птичья столовая)

Прочитайте вторую часть. О чем в ней говорится? Назовите ключевые слова данной части (переполох, люди, чемоданы, опустевшая кухня, нет корма, другие жильцы). Как озаглавим эту часть? (опустевшая кухня)

Как озаглавим третью часть? (тяжелые шторы)

Как озаглавим четвертую часть? (столовая закрыта)

Отвечают на вопросы учителя

Называют ключевые слова 1 части: снег, балконная дверь, тюлевая занавеска, птичья столовая, воробьи, синицы, свиристели;

2 части – переполох, люди, чемоданы, опустевшая кухня, нет корма, другие жильцы;

3 части – тяжелые шторы, не замечают птиц, птицы ждали;

4 части – окна, ледяные цветы, свиристели улетели, воробьи подались, остались синицы.

Беседа, работа с текстом в учебнике

5. Языковой анализ текста

2 мин

Предлагает поработать над уточнением значений слов: покрывал, отодвигалась, тюлевая, пир, нахалешки, переполох, суета.

Обращает внимание на синтаксические конструкции в 1,2,3 части (тире, вопросительное предложение)

Уточняют значение слов

Работа со словарем

6. Орфографическая подготовка

2 мин

Обращает внимание на орфографию в словах: балконной (безударная гласная, удвоенная Н), отодвигались (безударная гласная, приставка ОТ), тюлевая (суффикс ЕВ), столовая (безударная гласная), воробьи (словарное слово), прилетали (безударная гласная), свиристели (слово для запоминания), непонятного (приставка НЕ), тяжёлые, воротники (безударная гласная), все-таки (написание чрез дефис), ледяными, синички.

Проговаривают слова

Запись слов на доске: балконной (безударная гласная, удвоенная Н), отодвигались (безударная гласная, приставка ОТ), тюлевая (суффикс ЕВ), столовая (безударная гласная), воробьи (словарное слово), прилетали (безударная гласная), свиристели (слово для запоминания), непонятного (приставка НЕ), тяжёлые, воротники (безударная гласная), все-таки (написание чрез дефис), ледяными, синички.

7. Запись текста

15 мин

В первой части исключаются подробности и переформулируются мысли:

Когда снег покрывал землю, у балконной двери отодвигалась тюлевая занавеска. Это открывалась птичья столовая, куда прилетали нахалешки воробьи, любопытные синички, важные свиристели.

После непонятного переполоха тюлевая занавеска пропала. В дом приехали другие жильцы.

На окнах повисли тяжелые шторы и корма в балконной кормушке теперь не было.

Окна покрывались ледяными цветами, улетели свиристели и воробьи. Остались одни синички.

Просит записать свои сжатые изложения в тетрадь.

Записывают свои сжатые сочинения

Тетради для записи

8. Самопроверка работ

2 мин

Предлагает проверить свои работы

Проверяют свои работы

Оценка деятельности

Кто не видел белого медведя? В зоопарках он – обычный гость. Нет нужды описывать, каков он на вид. Напомним лишь, что у него только нос черный, сам медведь белый и зимой, и летом (а не как, скажем, песец или заяц-беляк – те лишь зимой белые). Подошвы лап у белого медведя густой шерстью поросли, а пальцы примерно на половину своей длины соединены плавательными перепонками. 

Плавают и ныряют белые медведи отлично. Две минуты могут пробыть под водой, но погружаются в нее редко глубже двух метров. Далеко в открытом море не раз видели белых медведей, даже медведиц с медвежатами. Плывут со скоростью 5 километров в час, не беспокоясь, что ни земли, ни льдов нигде вблизи не видно.

Белый медведь и тюленей ловит не только на льду, украдкой к ним подползая. Обычный его прием, так сказать, атаки с моря такой: поблизости от лежбищ тюленей медведь осторожно, без плеска и шума, сползает в воду, плывет туда, где заметил тюленей. Затем он бесшумно ныряет и выныривает уже у самого лежбища, быстро карабкается на лед, отрезая тем самым тюленям путь к спасительной воде. По отвесным ледяным стенам медведь может прямо из воды выпрыгнуть на льдину, даже если высота ее над водой два метра.

Тюлени – главная охотничья добыча белого медведя весной. За год ловит и съедает он примерно 50 тюленей. Летом меню его более разнообразно. Ловит он рыбу на мелкой воде, на берегу – леммингов, песцов, лакомится яйцами птиц. Когда голоден, ест ягоды, водоросли, мхи, лишайник, грибы.

Белый медведь – самый могучий из сухопутных хищных зверей. Лев и тигр в сравнении с ним легковесы: средний вес медведиц 310 килограммов, медведей-самцов – 420 килограммов. Если медведь матерый и хорошо упитанный, то он может весить целую тонну!

Акимушкин И.И. Мир животных: Млекопитающие, или звери. – М., 1988 г

IV. Тест по русскому языку

1. В тексте про белых медведей больше всего предложений:

а) повествовательных; б) вопросительных

2. Восклицательное предложение находится: 

а) в начале текста; б) в конце текста

3. Вопросительное предложение находится 

а) в начале текста; б) в конце текста

4. Выпиши из второй части текста (из второго абзаца) первое предложение. Разбери его по членам предложения. Что ты можешь сказать о сказуемых? Они являются

а) родственными словами; б) однородными членами предложения 

5. Что можно сказать о глаголах, которыми выражены сказуемые? Эти глаголы:

а) I спряжения; б) II спряжения

6. Эти глаголы стоят в форме:

а) настоящего времени; б) будущего времени; в) прошедшего времени

7. Эти глаголы стоят в форме:

а) единственного числа; б) множественного числа

8. Эти глаголы стоят в форме:

а) 1-го лица;     б) 2-го лица;  в) 3-го лица;    г)нельзя определить лицо

9. Эти глаголы стоят в форме:

а) ж.р.; б) м.р.; в) ср.р.; г) нельзя определить род

10. Найди во второй части текста (во втором абзаце) все слова, которые являются родственными существительному, являющемуся подлежащим в первом предложении. Запиши их столбиком, поставив в начальную форму. У тебя получилось:

а) два слова; б) три слова  

11. Найди во второй части текста (во втором абзаце) другую форму слова, которое является подлежащим в первом предложении. Выпиши такое словосочетание с формой этого слова, из которого можно определить его падеж. Этот падеж: 

а) Р.п.; б) В.п.

Добавить комментарий