Как составить план к рассказу отрочество

герои
Николенька
двадцатипятилетняя горничная Маша
Бабушка
Карл Иваныч
портной Василий
Володя
адъютант Дубков и студент князь Нехлюдов Дмитрием Нехлюдовым

План
Переезд в Москву.
Вхождение в жизнь героя новых ощущений.
История Карла Иваныча.
Николай ломает ключ от отцовского тайника. Наказание.
Поступление брата Володи в университет.
Николай отмечает, как повзрослели его сестры.
Смерть бабушки.
Подготовка к поступлению в университет.

Анализ повести Л. Н. Толстого «Отрочество»

«Отрочество» по жанру относится к автобиографическим повестям. Это вторая часть трилогии. В этой повести продолжается анализ души взрослеющего человека.
Период отрочества начинается у Николая после смерти матери. Меняется его восприятие окружающего мира — приходит понимание того, что мир не вращается вокруг него одного, что вокруг много людей, которым до него нет дела. Николеньку интересует жизнь других людей, он узнает про классовое неравенство.
Среди доминирующих черт Николеньки — застенчивость, доставляющая герою множество страданий, желание быть любимым и самоанализ. Николенька очень комплексует по поводу своей внешности. По мнению автора, детский эгоизм — явление, так сказать, природное, как, впрочем, л социальное — становится следствием воспитания в аристократических семьях. У Николая осложняются отношения с окружающими его взрослыми — отцом, гувернером. Взрослея, он задумывается о смысле жизни, о его собственном предназначении. Для автора очень важен процесс постепенного размыкания индивидуалистической замкнутости, как с нравственной, так и с психологической стороны. У Николая завязывается первая настоящая дружба с Дмитрием Нехлюдовым.
Завязка — приезд в Москву. Кульминация — смерть бабушки. Развязка — подготовка к поступлению в университет.

Сочинения > Анализ > Толстой, Анализ произведения Отрочество, План

Толстой, Анализ произведения Отрочество, План

Произведение Толстого «Отрочество» и его анализ – это одна из частей автобиографической трилогии Толстого «Детство. Отрочество. Юность». Здесь мы видим продолжение жизни рассказчика Николеньки Иртеньева. В отличие от «Детства», в произведении затрагивается период отрочества и начинается он в возрасте четырнадцати лет. Теперь Николай живет в Москве, в доме бабушки, куда он с семьей переезжает после смерти матери.

Бабушка сильно страдает после потери дочери и не занимается внуками, не занимается детьми и отец, который по натуре легкомысленный, да еще и игрок. Анализируя повесть Толстого «Отрочество», мы видим, что воспитанием детей занимается гувернер Карл-Иванович, которого по просьбе бабушки уволили, а на его место взяли утонченного французского камердинера, с которым у Николеньки не сложились отношения.

В произведении мы видим, что главный герой в доме бабушки был одинок и с каждым днем его одиночество возрастало. Ему казалось, что он не родной, что его никто не любит. Сам по себе в подростковом возрасте парень робок, неуверенный, считает себя уродливым. Он часто проводит время наедине с собой, со стороны наблюдает за окружающими и часто размышляет о жизни. По своей душевной доброте он поспособствовал женитьбе горничной Маши и слуги Василия, хотя Николай и сам был влюблен в Машу, но о чувствах боялся признаться.

После смерти бабушки Николай с семьей продолжает жить в ее доме, который перешел по наследству к сестре. Николай готовится к поступлению в институт и находит себе друга в образе Нехлюдова, который часто приходил к Володьке – брату Николеньки.

В произведении мы видим, как у героя происходят не только внешние перемены с переездом в Москву, но и внутренние. Он окружающий мир воспринимает по-другому, раздумывает о смысле происходящего. Здесь показаны сложные отношения героя со взрослыми.

Благодаря анализу произведения «Отрочество» Толстого по главам, мы видим, что автор через образ Николеньки показал нам тонкий мир и психологию подростков, ведь многие из нас в главном герое узнают самих себя. Многие из нас в подростковом возрасте считали себя ненужными, нелюбимыми, нам всем казалось, что мы чужие, не родные, в этом возрасте у многих появляются комплексы, первая настоящая дружба, любовь. По этим причинам данное произведение было актуальным тогда, остается актуальным и в наш час.

План:

1. Дорога в Москву
2. Жизнь в доме бабушки
3. Игра с порохом и рассказ Карла Иваныча
4. День рожденье Любочки и сломанный ключ
5. Наказание
6. Любовь Маши и Василия
7. Смерть бабушки
8. Дружба с Нехлюдовым
9. Подготовка к поступлению.


««Отрочество» по жанру относится к автобиографическим пове­стям. Это вторая часть трилогии. В этой повести продолжается анализ души взрослеющего человека. Период отрочества начинается у Николая после смерти матери. Меняется его восприятие окружающего мира — приходит пони­мание того, что мир не вращается вокруг него одного, что вокруг много людей, которым до него нет дела. Николеньку интересует жизнь других людей, он узнает про классовое неравенство. Среди доминирующих черт Николеньки — застенчивость, до­ставляющая герою множество страданий, желание быть люби­мым и самоанализ. Николенька очень комплексует по поводу сво­ей внешности. По мнению автора, детский эгоизм — явление, так сказать, природное, как, впрочем, л социальное — становится следствием воспитания в аристократических семьях. У Николая осложняются отношения с окружающими его взрослыми — от­цом, гувернером. Взрослея, он задумывается о смысле жизни, о его собственном предназначении. Для автора очень важен процесс постепенного размыкания индивидуалистической замкнутости, как с нравственной, так и с психологической стороны. У Николая завя­зывается первая настоящая дружба с Дмитрием Нехлюдовым. Завязка — приезд в Москву. Кульминация — смерть бабушки. Развязка — подготовка к поступлению в университет. План 1. Переезд в Москву. 2. Вхождение в жизнь героя новых ощущений. 3. История Карла Иваныча. 4. Николай ломает ключ от отцовского тайника. Наказание. 5. Поступление брата Володи в университет. 6. Николай отмечает, как повзрослели его сестры. 7. Смерть бабушки. 8. Подготовка к поступлению в университет.

Гость:

1. Путешествие.2. Гроза.3. Новый взгляд и наблюд<ения>.4. Разговор с К<атенькой>.5. В<олодя> и М<аша>.6. Н<овый> образ жизни.7. Дробь.8. Стран<ная> перемен<а>.[8.] 9. Истор<ия> К<арла> И<ваныча>.2 часть[9.] 10. Новый порядок вещей.11. St.-Jérôme.12. [Володя.] Мои наклонности.13. Л<юбовь> к М<аше>.14. Класс.15. [Страшный поступок.] Кризис.16. [Раска<яние>.] [Ужас.] Мечты.17. Размышления  [и мечты].18. [Отчаяние.] Наказание.19. [Новый образ жизни.] Отрочество.20. [Девичья.] В<асилий> и М<аша>.21. [Быстрый взгляд.] В<олодя> поступает в университет.22. Л<юбочка> и К<атенька>.Третья часть23. Папа.[23.] 24. [Д<убков> и Н<ехлюдов>.] Странная новость. [24.] [25.] [Начало дружбы.] Что-то неладно.[25.] [26.] [Новое направление и [др<ужба>] разговоры с Нех<людовым>] [Дубков и] Нехл<юдов>.[27.] [К<атенька> и М<ими>, доброе дело.] [Главы нет][28.] 24. [Бабушка.] Концерт.[29.] 25. [Концерт.] Поте<ря> б<абушки>.[30.] [Смерть] [Баб<ушка> умерла и] Горесть Гаши.[31.] 26. [Пере<езд>.] Мы все разъезжаемся. Начало дружбы.————32. Сенокос в саду. Приезд Нехлюдова и разговор с ним о В<олоде> и п<апа>.33. Приезд папа и рассказ В<олоди>, пойман.34. Мечты моего друга.=*

План пересказа

1. Иртеньевы едут из деревни в Москву.
2. Новые ощущения входят в жизнь героя.
3. Учитель Карл Иванович рассказывает юноше свою историю.
4. День рождения Любочки.
5. Николай ломает маленький ключик от отцовского тайника.

6. Выходка мальчика по отношению к Сен-Жерому. Мальчик наказан.
7. Брат Володя поступает в университет. Его друг Нехлюдов становится другом и Николая.
8. Николай отмечает, как повзрослели его сестры. Он начинает критически оценивать поведение отца.
9. Бабушка умирает, оставив все состояние Любочке.
10. Николай готовится к поступлению в университет.

Пересказ

Путешествие семьи Иртеньевых из деревни в Москву продолжалось четыре дня. В эти дни Николенька чувствовал себя удивительно спокойно. Он смотрел по сторонам, разговаривал с родными и со слугами, считал верстовые столбы. Катенька в разговоре с ним впервые заговорила о неравенстве их положения (Иртеньевы богатые, а они с матерью бедные), о чем мальчик никогда раньше не задумывался. У него изменилось отношение к окружающему миру: он понял, что вокруг множество людей, которым нет до него и его семьи никакого дела и которые живут своей собственной жизнью.

После смерти матери все стало другим. При встрече с бабушкой Николенька поразился, как та постарела. Отец отдалился от семьи, жил во флигеле и выходил только к обеду. Карл Иваныч, который в Москве зачем-то затеял носить рыжий парик с нитяным пробором, казался мальчику смешным. Девочки как-то резко повзрослели. С Володей отношения стали более сложными. Николенька ощущал, что брат во всем выше его: в играх, в учении, в умении держать себя. Это отдаляло братьев друг от друга.

В это время четырнадцатилетнего мальчика начали волновать женщины. Ему очень нравилась горничная Маша, белая, с роскошными формами и пышной косой, к которой был неравнодушен и Володя, не упускавший момента поцеловать горничную. Николенька же был стыдлив от природы и настолько убежден в своей уродливости, что даже не помышлял подойти к ней.

Бабушке очень не нравился Карл Иваныч. Она считала, что детям нужен настоящий образованный гувернер, а не мужик, который учит их только тирольским песням. По ее настоянию немец уступил свое место щеголю-французу мосье Сен-Жерому. Перед уходом Карл Иваныч рассказал мальчику историю своей жизни. С детства он был несчастен, поскольку считался незаконным сыном графа фон Зоммерблата, и муж матери не любил его за это. Он пошел служить в армию вместо своего младшего брата, воевал с Наполеоном, попал в плен к французам, бежал, затем работал на канатной фабрике, откуда вынужден был уйти, так как жена хозяина влюбилась в него. Карл вернулся в семью, но через три месяца за ним пришли, чтобы арестовать якобы за дезертирство. Он убежал в Эмс. Там он познакомился с генералом Сазиным, который взял его в Россию. Когда генерал умер, маменька Николеньки взяла Карла Иваныча к себе, поручив ему воспитание мальчиков, которых он полюбил, как родных.

В день рождения Любочки у Николеньки с самого утра все не ладилось. Сначала был урок истории, которую мальчик не любил. Учитель истории поставил Володе пятерку, а Николенька, который нес про крестовый поход всякий вздор, получил единицу. Володя ничего не сказал гувернеру о плохой отметке брата, чтобы того не наказали, и им разрешили спуститься к гостям, которые уже собрались внизу. Отец подарил дочери серебряный сервиз, а за обедом, вспомнив, что забыл в своем кабинете конфеты, попросил младшего сына принести их и сигары, сказав, где лежат ключи, и запретив что-либо трогать. Мальчика заинтересовал маленький ключик, и он попробовал открыть им портфель отца. Открыв портфель, он почувствовал неловкость от содеянного, захотел поскорее закрыть, в спешке повернул ключик не в ту сторону и сломал его, но ничего не сказал отцу.

После обеда, во время игры, Сонечка не обращала на него внимания и все время шепталась с Сережей Ивиным, что поразило Николеньку и вызвало в нем презрение ко всему женскому полу. Тем временем гувернер обнаружил единицу и велел ему идти наверх. В ответ Николенька высунул язык и отказался, а потом, когда француз пообещал высечь его розгами, ударил Сен-Жерома. Мальчика заперли в чулан до следующего утра. После обеда гувернер отвел его к бабушке, которая, упрекая его, довела себя до истерики. Когда Николенька, плача, выходил от бабушки, его остановил отец, обнаруживший сломанный ключ, и тоже начал ругать его. Мальчик разрыдался, попытался рассказать, что произошло, но у него начались конвульсии, и он потерял сознание. Домашние простили его, однако француза с тех пор Николенька возненавидел, поняв, что воспитательный метод жестокого Сен-Жерома состоял в том, что он унижал детей.

В это время мальчик продолжает сочувственно наблюдать за Машей, которой ее дядя не разрешает выйти замуж за Василия, работающего у них портным. Впоследствии Николай убедит отца дать Маше приданое и поженить влюбленных. Володя поступил в университет, сдав экзамены на все пятерки. У него появились новые друзья, с одним из которых, студентом князем Нехлюдовым, подружился и Николай, обнаружив в их взглядах на жизнь много общего.

Любочка и Катенька очень изменились. Катенька похорошела, стала похожа на взрослую барышню и всячески подчеркивала это. Она по-разному ведет себя с посторонними и домашними и очень мало ест. Любочка некрасива, любит покушать, у нее плохая фигура, зато прекрасные черные глаза и начисто отсутствует кокетство.

Отец сейчас больше всех детей любит дочь, которая стала удивительно похожа на мать — не внешностью, а движениями, голосом, некоторыми выражениями и манерой играть на рояле. Николай по-прежнему искренне любит и уважает отца, но уже позволяет себе критиковать его за некоторые слова и поступки.

Бабушка очень ослабела, перестала выходить из своей комнаты. У нее часто бывал доктор, и как-то утром, когда дети отсутствовали, она умерла, оставив все состояние Любочке и назначив опекуном не отца, а князя Ивана Ивановича. О ее смерти не сожалел никто, кроме ее горничной Кати, которая хоть и ругалась с бабушкой, но очень любила ее.

Николаю до поступления в университет остается несколько месяцев. Он выбрал математический факультет. Учится он теперь хорошо, с гувернером больше не ссорится, они стали уважать друг друга. Николай по-прежнему мучается от своей некрасивой, как он полагает, внешности, но находит утешение в том, что умен, и окружающие видят это.

Печать

Просмотров: 25188

Добавить комментарий