1. Вступление — вводит в тему, дает предварительные, общие сведения о той
проблеме, которая стоит за предложенной темой.
Во вступлении может:
·
содержаться ответ на заданный
по теме вопрос
·
представлено ваше мнение, если
в названии темы есть отсылка к мнению ученика («как вы понимаете смысл
названия…»)
·
содержаться факт из биографии
автора или охарактеризован исторический период, если эти сведения имеют важное
значение для текста
·
сформулировано ваше понимание
литературоведческих терминов и фразеологизмов.
2. Основная часть сочинения представляет собой анализ
литературного произведения в соответствии с заданной темой.
В основной части следует избегать:
·
пересказа литературного
произведения
·
изложение сведений, не имеющих
прямого отношения к теме
В основной части необходимо продемонстрировать
знание литературного материала, умение логично, аргументированно и
стилистически грамотно излагать свои мысли.
Основная часть — это проверка того, насколько верно понята тема.
3.
Задача заключения — подвести итог, обобщить сказанное,
завершить текст, еще раз обратив внимание на самое главное.
Заключительная часть должна быть:
·
короткой, но емкой
·
органически связана с
вступлением и основной частью
В заключении может быть выражено личное отношение к
произведению, его героям, проблеме.
Оно должно быть изложено корректно, без чрезмерных восторженных оценок, иметь
четко выраженный определенный смысл.
Ясный, строго соответствующий теме последний абзац
сочинения в состоянии скрасить многие недостатки.
Незаконченное
сочинение не более привлекательно, чем недописанная картина.
КАК ПИСАТЬ СОЧИНЕНИЕ ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ ПРОИЗВЕДЕНИЮ
Сочинение — вид письменной школьной работы — изложение своих мыслей,
знаний на заданную тему. (С. И. Ожегов)
Сочинение по литературному произведению – это знание текста, мысли и
грамотность.
Композиция сочинения (должна быть продуманной и четкой):
- Вступление
- Основная часть
- Заключение
Отсутствие в сочинении одного из элементов
композиции рассматривается как ошибка и учитывается при выставлении оценки.
Все основные мысли в сочинении необходимо тщательно обосновывать, анализируя
текст литературных произведений.
Все части сочинения должны быть логически взаимосвязаны, каждая предыдущая
часть плавно переходит в следующую.
СОЧИНЕНИЕ
ПО
ЛИТЕРАТУРНОМУ ПРОИЗВЕДЕНИЮ
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ СОСТАВЛЯЮЩИЕ ЧАСТИ
1.
ВСТУПЛЕНИЕ
2.
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
3.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Творческая работа “Сочинение сказки” для 3 класса.
1) Я буду сочинять сказку о животных.
2) В моей сказке будут такие герои: заяц, лиса, волк, медведь, еж, птицы.
Положительные герои: медведь, заяц.
Отрицательные: лиса, волк.
Герои-помощники: еж.
Нейтральные персонажи: птицы.
3) Моя сказка будет учить доброте, дружбе, помощи, выручке в трудную минуту.
В сказке будут такие мудрые мысли: без друзей тяжело жить; помощь другому – благородное дело.
Мораль будет такова: живи с окружающими в мире и согласии – и будет тебе хорошо.
4) В сказке будут происходить такие события: зайчик попал в беду – его ножку защемило капканом. Пользуясь таким моментом, лиса хотела сьесть косого. Чтобы самой не попасть в капкан, она хотела позвать на помощь волка. Все это заметил ежик и поспешил на помощь к медведю. Вместе они освободили зайчика и прогнали волка и лису.
План сказки:
- Зайчик в беде.
- Замысел лисы.
- Смышленный еж.
- Помощь медведя.
Присказка: Тяжело одному жить, не иметь друзей.
Концовка: Хорошо, когда все хорошо кончается.
5) Как будет начинатся сказка: Дело было в огромном дремучем лесу, где растут столетние деревья и водится множество зверья.
6) Как закончится сказка: Наконец-то зайчик обрел свободу, его ножка была целой, только немножко болела. Он поблагодарил своих спасителей, сказал, что никогда не забудет об их поступке, и всегда будет считать ежика и медведя своими друзьями.
7) Заглавие моей сказки: Лесная дружба.
Мой любимый герой.
План работы.
1. О ком ты хочешь рассказать? Из какого произведения? Кто его автор?
2. Кто этот герой, где он живет?
3. Как он выглядит?
3. Кто его друзья?
4. Опиши его качества и черты характера.
5. Какие поступки он совершил?
5. Как к нему относятся окружающие?
6. Как относишься к нему ты? Почему?
Мой любимый герой.
План работы.
1. О ком ты хочешь рассказать? Из какого произведения? Кто его автор?
2. Кто этот герой, где он живет?
3. Как он выглядит?
3. Кто его друзья?
4. Опиши его качества и черты характера.
5. Какие поступки он совершил?
5. Как к нему относятся окружающие?
6. Как относишься к нему ты? Почему?
Мой любимый герой.
План работы.
1. О ком ты хочешь рассказать? Из какого произведения? Кто его автор?
2. Кто этот герой, где он живет?
3. Как он выглядит?
3. Кто его друзья?
4. Опиши его качества и черты характера.
5. Какие поступки он совершил?
5. Как к нему относятся окружающие?
6. Как относишься к нему ты? Почему?
4
Средняя оценка: 4
Всего получено оценок: 75.
4
Средняя оценка: 4
Всего получено оценок: 75.
Отзыв о прочитанном произведении подразумевает собой оценку. Ученик делится своими впечатлениями от произведения. Данный материал поможет при подготовке к урокам литературы (3 класс).
План
План отзыва о прочитанном произведении включает в себя несколько пунктов:
- Вступление.
- Краткий пересказ.
- Основная мысль.
- Впечатления от прочитанного.
- Заключение.
Раскрытие пунктов плана
Во вступлении нужно указать название прочитанного произведения, назвать автора данного произведения.
Во втором пункте плана нужно кратко описать события, которые лежат в основе прочитанного произведения. Достаточно 4-5 предложений, в которых будет отражена основная сюжетная линия.
Краткий пересказ также предполагает указание центральных персонажей произведения и их связь между собой.
При раскрытии основной мысли произведения нужно указать, что хотел этим произведением сказать автор, какую мысль он выразил в своем произведении.
В четвертом пункте плана нужно раскрыть собственные мысли относительно прочитанного. Следует указать, понравилось ли данное произведение и чем оно понравилось, какие чувства и эмоции вызывает прочитанное произведение и какое настроение оно оставляет.
Нужно объяснять свою позицию, а не просто указывать на нее.
В заключении стоит отметить, нужно ли читать данное произведение и почему, кого оно может заинтересовать.
Образец
Приведенный ниже пример отзыва о произведении покажет, как написать отзыв о рассказе:
Я прочитал рассказ «Кусака», автором которого является Л. Н. Андреев.
В данном рассказе описывается жизнь собаки, которая однажды потеряла доверие к людям. После того как на дачу, где обитала собака, приехала большая семья, у животного появилось имя: Кусака. Со временем Кусака стала привыкать к людям и показывать им свою любовь. Но осенью семейство уехало, оставив Кусаку в одиночестве и разочаровании.
Основную мысль рассказа «Кусака» можно выразить известной цитатой: «Мы в ответе за тех, кого приручили». Люди сначала дали Кусаке надежду, а потом нагло ее отобрали, став причиной разочарований собаки.
Когда Кусаку стали любить, я радовался за нее, думал, что она, наконец, обрела свою семью. Но после мне стало жаль Кусаку, ведь ее бросили, оставив одну. Рассказ «Кусака» настраивает на грустное настроение.
Прочитанный мною рассказ заставляет задуматься о том, что люди должны заботиться о друзьях наших меньших, ведь животные не могут позаботиться о себе самостоятельно.
Рассказ Л. Н. Андреева «Кусака» интересен, потому что вызывает множество чувств. Я рекомендую прочитать его и детям, и взрослым.
Что мы узнали?
Отзыв о прочитанном произведении пишется по следующему плану: вступление (название и автор произведения), краткий пересказ (основные события, перечисление главных героев), основная мысль (что хотел сказать автор), впечатление от прочитанного (собственные мысли относительно прочитанного), заключение (совет прочитать произведение).
Тест по теме
Доска почёта
Чтобы попасть сюда – пройдите тест.
-
Амина Абдулмуталибова
4/5
Оценка статьи
4
Средняя оценка: 4
Всего получено оценок: 75.
А какая ваша оценка?
Виды сочинений в разных классах средней школы
Это интересно. Если объединить все сочинения, написанные среднестатистическим учеником за школьную жизнь, то получится довольно увесистый двухтомник.
В процессе обучения в школе учащиеся должны овладеть навыками написания сочинений нескольких видов.
- По источнику материала для работы сочинения бывают на основе собственного опыта, проведённой экскурсии, прочитанной книги или впечатлений от произведения живописи.
- По степени самостоятельности письменные опусы могут быть индивидуальные и групповые. Что касается последних, то эта форма чаще всего используется в младших классах, когда детям ещё сложно самостоятельно организовать свои мысли и впечатления. Постепенно ученик учится писать индивидуальные работы.
- По жанру выделяются описания, повествования и рассуждения. В начальных классах используется жанр повествования с элементами описания. Связано это с тем, что в повествовании говорится о каких-то действиях, и детям довольно легко справиться с сюжетными линиями. Для описания нужны более сложные навыки, в частности, наблюдательность. Ведь от ученика требуется указать признаки того или иного явления, героя, а для этого нужна внимательность. Что касается рассуждения, то этот жанр требует логического вплетения в работу своих личных суждений, поэтому такие сочинения пишут уже в старшей школе.
- По стилю творческие работы могут быть обиходно-бытовыми, обиходно-деловыми, документальными, научными и публицистическими. Стиль сочинения выбирается соответственно жанру и тематике.
Почему детям трудно писать сочинения?
Первые сочинения дети пишут во 2-3 классе. Выдавая задание, не каждый педагог способен объяснить, какими приемами и правилами нужно руководствоваться при его выполнении. Отсюда — первые стрессы и нежелание ребенка приступать к работе. Обычно за неумением писать сочинение кроются:
- проблемы с фантазией;
- слабое образное мышление;
- незнание темы;
- отсутствие представлений о четкой структуре текста.
Родителям не следует отворачиваться от просьб ребенка о помощи или писать работу за него. Важно быть рядом и разъяснить, как пишется сочинение. Освоив базовые навыки, в дальнейшем ребенок научится писать хорошие тексты. Чтобы они были грамотными, следует развивать фантазию, воображение, речь. В этом помогут хорошие книги, путешествия, новые впечатления.
Требования к ним
- умение осмысливать факты, необходимые для написания сочинения.
- способность наблюдать, выделять нужную информацию.
- выбор подходящих для темы и жанра слов, словосочетаний.
- построение предложений по законам грамматики.
- умение составлять план будущего произведения.
- организация написанного в соответствии с планом.
- соблюдение орфографических и пунктуационных норм языка.
Зачем нужен план
Пишем на черновик
Как бы ни хотелось нашим детям побыстрее справляться с домашними заданиями, чтобы освободить побольше времени для развлечений и прогулок, зачастую им приходится мириться с предварительным выполнением заданий на черновиках.
Убедить своего школьника в том, что черновики – это не двойная работа, а возможность вовремя исправить ошибки и недочеты, должен уметь каждый родитель. Хотите помочь ребенку стать впоследствии добросовестным исполнителем? Приучите его стремиться к аккуратно исполненному результату уже в начальной школе, и это поможет ему в дальнейшем обучении.
Независимо от формы сочинения, будь то повествование, описание по картине или рассуждение, задача работы – раскрыть главную мысль.
Именно этому посвящена основная часть – содержание. Тем не менее, как показывает практика, с содержательной частью школьники справляются намного проще, чем с вступительной.
Гораздо труднее для детей найти первую фразу, с которой необходимо начать. И из этой, на первый взгляд сложной, ситуации есть выход.
Объясните своему ученику, что введение вытекает из сути основной части его работы, указывает, почему выбрана такая тема, и, для упрощения процесса, его написание можно отложить на второй план. Поверьте, что ребёнок справится гораздо успешнее с этой задачей, когда будет готова середина.
Подведение итогов и формулирование выводов будет заключительным этапом работы. Главное правило на этом этапе – не ограничивайте ребёнка в объёмах, дайте волю его мыслям. Он ведь не волшебник, он только учится!
Рекомендации родителям
- обязательно донесите до сознания своего малыша то, что он должен внимательно записать не только тему сочинения, но и выслушать рекомендации учителя относительно требований к написанному (особенно это касается жанра работы, ведь очень часто ученик получает низкую оценку из-за того, что вместо повествования сделал описание или в описании перешёл на рассуждение);
- ни в коем случае не поддавайтесь соблазну сделать работу вместо ребёнка (это его творчество, там не должно быть чужих мыслей, даже если это идеи мамы или папы!), проявите терпение, если малыш долго настраивается или несколько раз перефразирует;
- используйте черновик (написание сочинения – творческий процесс, поэтому возможны ошибки, которые ребёнок захочет исправить в процессе письма или по окончании);
- стимулируйте мыслительную активность ребёнка (если вашему ученику трудно сосредоточиться на какой-то теме, натолкните на какие-то сопутствующие детали, например, если нужно написать о том, как прошло его лето, напомните о самом сильном летнем впечатлении, например, походе в заброшенную пещеру);
- избегайте плагиата (очень важно, чтобы ребёнок учился излагать свои мысли, даже если кто-то уже удачно высказался на эту тему, к тому же, списывая чужие тексты, школьник никогда не научится мыслить самостоятельно).
Видео с юмором: Проблемы при выборе темы для творческого задания
Основные виды
Различают три основных направления данного типа творческих работ.
- Рассуждение. Данный тип сочинения считается одним из самых сложных. Ребенок должен правильно сформулировать главную идею и тезис, после этого предоставить свои доказательства и подвести итог в виде заключения. К такому типу относят такие жанры:
- обзоры;
- отзывы;
- сочинение на свободную тему;
- эссе.
- Описание. Такой тип сочинений представляет собой переход от общих моментов к частным. Важно правильно подобрать художественные средства. Данный тип в себя включает:
- описание пейзажа, героев;
- сочинение по картине;
- описание интерьера.
- Рассказ или повествование. Обязательным условием является присутствие завязки, за ней следуют кульминация, а заканчивается все развязкой. Такие работы представляют собой описание какого-то действия или события.
Варианты написания
Если вам интересно, как научить ребенка писать сочинение (2 класс), то можно пойти разными путями. Главное, это регулярные тренировки и использование для своих целей различных источников для написания работы. А какие вообще могут быть способы написания и типы сочинений, независимо от возраста ребенка?
- Сочинение – миниатюра. Является тренировочным вариантом, потому как писать ее недолго и не нужно много думать над темой. Такие сочинения представляют собой тезис, за которым следует ответ. То есть ребенок должен написать главную идею произведения, и в чем она проявлялась. Для ученика 4 класса достаточно написать полстранички текста.
- Сочинение – описание. Представляет собой характеристику какого-то образа, например, персонажа, с детальным описанием внешности и личных качеств. Включает три части, каждая начинается с новой строки.
- Сочинение – изложение. Всегда состоит из двух частей. Первая включает приблизительный, краткий пересказ текста, а вторая – мнение ребенка о прочитанном. Обязательно присутствие вывода.
- Сочинение по рисунку. Такой вид идеально подходит для ученика 1 класса. Ребенку предоставляется возможность описать все предметы на переднем и заднем плане, с одного боку и с другого, обратить внимание на детали, высказать свои эмоции на основании увиденного, передать свои чувства. Важно, чтоб в сочинении присутствовало введение, потом следовала основная часть, и заканчивалось оно заключением.
- Сочинение по литературе. Мама может взять любую книгу, лучше такую, какая может заинтересовать сына или дочь. Читает ребенку произведение и предлагает поработать над ним. Но не забывайте о составлении плана и приведении цитат из текста.
- Сочинение – рассуждение. Состоит из вступления, в котором приводятся тезисы и аргументы, в основной части – примеры, подтверждающие вышеизложенные предположения, в заключении – мысли школьника касательно темы, представленной в работе.
Требования
Какие навыки и умения должно в себя включать написания данного вида работ?
- Способность ребенка осмыслить материал, необходимый для создания сочинения.
- Умение выделять важную информацию из большого потока.
- Знания о том, как подбирать подходящее словосочетание или слова с учетом заданной темы и жанра.
- Способность писать план и понимание необходимости его составления.
- Умение правильно составлять предложения с учетом основ грамматики.
- Понимание того, как необходимо писать сочинение, основываясь на пунктах плана.
- Навык письма без ошибок.
Как учесть возрастные особенности ребёнка
Советы профессиональных педагогов
Оценивая сочинения школьника, педагог определяет уровень владения литературным языком, широту кругозора, умение дать объективную оценку событиям, сделать собственные выводы. Техника обучения этому зависит от возраста:
- Воспитанников младших классов следует учить в игровой форме. Можно договориться писать предложения по очереди, вместе обсуждать каждое из них. Со временем ребенку будет легче проявлять свои мысли, фантазировать. Он сможет писать интересные, легкие и структурированные тексты.
- Помощь старшеклассникам заключается в обсуждении деталей работы со взрослыми. Можно проговорить, каким будет вступление, основной текст и заключение, выслушать идеи друг друга, найти компромисс. Старшие школьники могут самостоятельно анализировать свои работы, оценивать их стиль, вносить коррективы.
Как научить писать в разных жанрах о литературе, картинах и прочем
По картине (жанр «описание»)
Итак, для создания сочинения по картине нужно:
- Хорошо рассмотреть саму картину, отметив для себя сюжет и цветовую палитру.
- Подготовить фактический материал (то есть указать, кто автор, когда картина была написана, основная идея картины и т. д.)
- Написать план работы над сочинением.
- Оформить введение и основную часть (в главном разделе обязательно указать, что находится на переднем, а что на заднем плане картины, а также какую палитру использовал художник).
- В заключении необходимо попробовать представить настроение художника, которое он передал изображённым сюжетом или цветом (если речь идёт о пейзаже).
По произведениям литературы
Если сочинение задано по литературному произведению, то в этом случае работа строится так.
- Внимательно читаем произведение, выделяя главных и второстепенных персонажей.
- Для каждого героя подбираем словесную характеристику, максимально полно отражающую его поведенческую линию.
- Выделяем в тексте наиболее значимые для темы сочинения цитаты.
- Знакомимся с критическими статьями по произведению (если таковые есть) для того, чтобы понять сложные нюансы образов произведения (например, чтобы определить, положительный или отрицательный герой Шариков в «Собачьем сердце» Булгакова, полезно почитать критические очерки М. Чудаковой).
- Пишем план нашего опуса.
- Делаем наброски текста.
- Проверяем, дополняем, не забывая про цитаты.
- Пишем заключение.
На другие темы
Нередко школьник получает задание по написанию текста в вольном стиле. Для детей младших классов чаще всего работы даются в жанре повествования. Обычно такой тип изложения проблем у школьников не вызывает, поэтому мы не станем излагать правила написания.
С течением времени, в большинстве своём в старших классах, начинает преобладать ещё один жанр сочинения – рассуждение. Тут существует один общий принцип, который поможет с лёгкостью изложить большинство тем. Работая над текстом, необходимо:
- Вдуматься в тему.
- Выдвинуть гипотезы.
- Желательно найти подтверждение тезисам в искусстве и литературе.
- Составить план.
- Записать мысли по плану.
- Чётко сформулировать выводы по теме.
Написание сочинения – это не только важный этап учебного процесса. Это ещё и возможность личностного роста. Ведь в процессе работы ребёнок должен отстаивать свои идеи, доказывать свою правоту, а для этого ему необходимо обладать достаточным объёмом информации по той или иной теме. Чтобы научить школьника писать сочинение, его следует научить думать. А это требует от родителей постоянного внимания к своему чаду, заинтересованности в его жизни и огромного терпения.
Работа с черновиком и бедным словарным запасом
Вначале необходимо набросать опорные ключевые фразы и выстроить их логически — это будет первоначальным планом. Затем придерживаясь этого плана и структуры сочинения, ребенок сможет написать текст в черновом варианте. Теперь осталось проверить грамотность и переписать работу в чистовик. Во время проверки может возникнуть еще одна проблема — бедный словарный запас школьника. Если это так, на этапе подготовки к работе нужно составлять красочные портреты героев или описания предметов, которые фигурируют в тексте.
Ребенка следует научить работать с черновиком, где он может играть с образами, выражениями, фразами. Обязательно использование орфографического словаря, который позволит найти синонимы, исправить ошибки.
Что такое сочинение
Не все понимают, называя исписанный лист бумаги словом «сочинение», что такое определение подойдёт далеко не каждому образцу словесного творчества.
Сочинение – это вид письменной работы в школе, которое представляет собой рассуждение на определённую тему, изложение собственных взглядов на тот или иной предмет (на тему).
Размышления излагаются в свободной форме или выстраиваются в определённой последовательности (по плану) – это зависит от вида сочинения.
При написании важно, насколько богат внутренний мир человека. Люди с широким кругозором обладают большим словарным запасом, легче делают выводы и подбирают убедительные аргументы. Остальным будет сложнее, но нет ничего невозможного.
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )