Как составить план к тексту 3 класс изложение

В начальных классах дети получают основное представление о текстах и учатся самостоятельно их пересказывать. Одним из инструментов обучения выступает изложение, которое почему-то так пугает и школьников, и их родителей.

На самом деле писать изложение не сложно, главное разобраться, что это и как правильно работать с текстом. Об этом и поговорим сегодня.

Что такое изложение?

Изложение – это письменный пересказ текста, передающий его содержание кратко или развернуто. Изложение помогает ребенку научиться связно пересказывать любой текст, выстраивать логику повествования, формулировать мысли грамотно.

Это творческое задание с которым дети знакомятся во втором классе и продолжают выполнять вплоть до выпускных экзаменов. С каждым годом упражнение становится сложнее и объемнее.

Чему изложение учит школьников

как писать изложение

Задачи, которые выполняют ученики, направлены на всестороннее развитие. Школьники практикуют следующие навыки:

  • понимать, о чем хотел сообщить автор;
  • определять тип текста (описание, рассуждение, повествование);
  • выделять тему и главные мысли;
  • выстраивать логику повествования (завязка, кульминация, развязка);
  • создавать цельный текст со вступлением и заключением;
  • формулировать собственные мысли и рассуждать на разные темы.

Таким образом, знакомясь с текстами других авторов и повторяя их, дети учатся сами быть искусными рассказчиками. Они понимают, как писатель передает идею и суть, с помощью каких приемов делает текст интересным. Это положительно влияет не только на письменную речь, но и на устную – в будущем школьнику будет легче работать с докладами, выступать перед одноклассниками.

Виды изложений

Чтобы тренировать разные навыки у детей, учителя применяют несколько видов изложения. Каждый из них привносит в творческую работу уникальные черты.

Повествовательное изложение. Для этого типа изложения важно передать точную последовательность событий, опираться на факты, сюжетную линию.

Описательное изложение. Оно отлично тренирует память, так как детям важно уделить внимание деталям. Чаще всего в качестве исходного текста используют художественное описание человека и всего, что его окружает – природы, жилища, разных объектов.

Изложение-рассуждение. Это более сложная форма упражнения, которая появляется в старших классах. От ребенка требуется не только близкий к оригиналу пересказ, но и дополнение своими мыслями, аргументами, согласие или несогласие с позицией автора.

Комбинированное изложение. Оно сочетает в себе несколько разных заданий к тексту: изложить факты, уделить внимание описанию деталей, дополнить своими мыслями.

Кроме того все изложения могут отличаться по объему.

Сжатое изложение напоминает скорее план, чем текст. Это своего рода подготовка школьников к конспектированию. Подробности не нужны, главное изложить суть в нескольких предложениях.

Подробное изложение пишется своими словами максимально близко к исходному тексту. Работа с большим объемом тренирует у учеников начальных классов внимательность, память.

Как учитель проводит урок

Если по плану занятия стоит изложение, то это ответственное мероприятие не только для детей, но и для учителя. В начальной школе изложение требует от педагога тщательной подготовки и занимает порой не один, а два урока.

В 1-4 классах занятие строится следующим образом: учитель зачитывает текст 2-3 раза, после чего дети должны воспроизвести услышанное как можно точнее. Первый раз педагог читает медленно, делая паузы и расставляя акценты. Задача школьников – внимательно слушать и не отвлекаться. На второй раз текст читают быстрее, ученики делают пометки в черновик – записывают хронологию событий, важные факты, глаголы и прилагательные.

Для самых маленьких школьников учителя стараются облегчить задачу, например, читают текст третий раз. Второклашкам сложно запоминать только на слух, поэтому бывает так, что у детей перед глазами тоже есть текст. Они могут читать его первый раз одновременно с учителем, после закрывают и убирают учебник.

Далее дети пишут текст в соответствие с поставленным заданием, стараясь воспроизвести услышанное. По итогам проверки будет выставлено две оценки – первая за содержательность, вторая за грамотность и отсутствие ошибок.

Задача педагога в первую очередь научить, поэтому грамотный наставник ориентируется на свой класс, следит за скоростью, помогает, отвечает на возникающие вопросы.

Этапы написания изложения для школьника

этапы работы над изложением

Чтобы облегчить себе задачу и хорошо написать изложение, нужно уделить внимание каждому этапу.

Подготовка

Пока учитель читает текст, нужно активно использовать черновик. В первое прочтение записать что-то бывает сложно – ребята не всегда успевают одновременно слушать и фиксировать. Здесь главное понять, на каких моментах останавливается учитель, почему эта пауза так важна, что из этого следует запомнить.

Во второе прочтение стоит записать основные данные. Если это описание, отметьте в черновике, о чем идет речь, какие эпитеты использует автор, как выражает свое отношение к событиям и объектам в тексте. Если нужно повествование, пусть ребенок фиксирует героев и их основные действия (глаголы) по порядку. Так будет проще восстановить хронологию.

Если текст зачитают третий раз, имеет смысл заполнить пропуски и внести недостающие факты.

Написание текста

На этом этапе главная сложность для детей – уложиться в отведенное время. Лучше написать краткую версию текста, по своим заметкам, чем провести урок мучительно вспоминая детали. Если времени достаточно и ребенок уверен в своих силах, можно сначала изложить текст в черновике, так удастся избежать ошибок при финальном переписывании.

Проверка

Ребенок должен перечитать свой текст и внимательно определить, насколько связно он составил рассказ, не упустил ли важные детали. Также стоит проверить работу на наличие грамматических и пунктуационных ошибок.

Особенности написания сжатого изложения

Этот вид изложения стоит рассмотреть отдельно, так как он имеет отличия. В сжатом пересказе важно правильно разделить текст на части и каждой из них дать короткое и емкое описание.

Согласитесь, сделать краткий пересказ из пространного описания осеннего леса вряд ли получится. Чаще всего для краткого изложения берут приключенческий рассказ, наполненный событиями. Чтобы воспроизвести текст, мы советуем придерживаться такого плана:

  1. Пусть ребенок определит действующих героев – главного и второстепенных.
  2. Нужно записать по порядку, в каких ситуациях оказывается герой, кого встречает, что делает, как заканчивается каждая часть его приключения.
  3. Остается, соблюдая хронологию, записать все события и добавить недостающие детали. В развязке нужно написать, чем закончился рассказ.

Так, перечислив все события, ребенок сможет составить краткое изложение.

Как написать изложение на «отлично»

как научить ребенка писать изложение

Получить пятерку за такое важное задание будет рад каждый ученик. Мы подготовили несколько советов, которые помогут сдать правильно написанную работу и получить хорошую отметку.

  1. Важно задавать вопросы. Если ребенок что-то пропустил или не понял, пусть не стесняется переспросить или попросит повторить материал. Учитель точно не откажет, а это может повлиять на результат.
  2. Нужно обязательно конспектировать. Лучше записать в черновик лишнее, чем потом упустить из виду важную деталь. Пусть школьник фиксирует в конспект все, что посчитает нужным.
  3. Советуем использовать короткие предложения. Так проще донести мысль и не допустить ошибку.
  4. Семь раз отмерь, один – отрежь. Оставшееся время лучше посвятить тщательной проверке, желательно не один раз. Особое внимание стоит уделить словарным словам и повторам. Чтобы избежать тавтологии, нужно заменять одинаковые слова на синонимы.

И главное, не нужно волноваться! Настройте ребенка накануне изложения, что это лишь обучение, а любая оценка будет наградой за результат. В конце концов, пятерки не самое главное в жизни, а позитивная мотивация и уверенность способны помочь вашему чаду в решающий момент.

Как подготовиться к изложению в домашних условиях?

Чтобы такой формат работы с текстом не оказался вашему ребенку в новинку, вы можете заниматься с ним дома. Для этого попросите его кратко пересказать (устно) последнюю прочитанную книгу. Так школьник тренирует память и учится воспроизводить события логично и складно.

Следите, чтобы была соблюдена верная последовательность и перечислены основные моменты. Начните с простых книг, постепенно усложняя задачу и работая с более сложными произведениями. Задавайте ребенку дополнительные вопросы, чтобы он вспоминал факты и учился дополнять повествование деталями. Такая тренировка займет не больше 5-10 минут, но станет хорошим подспорьем для детского интеллекта.

Изложение – неотъемлемая часть школьной программы по русскому языку. Избежать их не удастся, поэтому лучше правильно подготовиться. И тогда написание творческой работы не будет вызывать у ребенка стресс, а положительные оценки станут украшением его дневника.

blogArticleAd-image

blogArticleAd-image

Русский язык для учеников 1-4 классов

Развиваем навыки мышления, готовим к олимпиадам и подтягиваем результаты по русскому языку в интерактивном формате

узнать подробнее

Тема урока: Учимся писать изложение по плану

Тип урока: Урок
систематизации и обобщения знаний и умений

Цель урока Углубить знания о структуре
текста-повествования, развить умения использовать средства языковой
выразительности при написании изложения

Задачи:

Образовательная:
формировать у обучающихся осознанное и произвольное построение речевого
высказывания в устной и письменной форме.

Развивающая: развивать
у обучающихся внимание, память, интерес к осознанному чтению, мышление.

Воспитательная:
воспитывать любовь к Родине через любовь родной природе, животному миру.
Воспитывать культуру поведения при работе в паре и группе.

Планируемые результаты:

Личностные: Обучающийся
получит возможность формирования:

Выполнять задания творческого
характера; слушать собеседника, вести диалог, излагать своё мнение и
аргументировать свою точку зрения.

Метапредметные:

Обучающийся
научится:

Познавательные УУД

Обучающийся
получит возможность научиться:

Выделять и
обрабатывать необходимую информацию из текста, уметь ориен-тироваться в своей
системе знаний; смысловому чтению, осознанному и произвольному построению
речевого высказывания в устной и письменной форме;

Регулятивные УУД

Обучающийся
получит возможность научиться:

Понимать и
сохранять учебную задачу; планировать свои действия и следовать установленным
правилам в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы
в действия на основе его оценки и с учётом ошибок.

Коммуникативные УУД

Обучающийся
получит возможность научиться:

планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками,
определять цели, функции участников, способы взаимодействия;

умению с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии
с задачами и условиями коммуникации, владению монологической и диалогической
формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного
языка.

Предметные
 Обучающийся
научится:

использовать
средства языковой выразительности при написании изложения

Основные образовательные ресурсы: 

Учебно-методическое
сопровождение:
Электронное приложение к УМК «Система обучения связной
письменной речи в начальной школе» под редакцией Г.С. Щёголевой.

Межпредметные
связи:
Русский
язык, литературное чтение и окружающий мир

Организация
пространства:
Рассадка обучающихся по группам в соответствии с
видами заданий.

Дидактический
материал
:
Раздаточный материал, карточки с заданиями.

ИКТ, ЦОР: Компьютер,
проектор, презентация.

Ход
урока.

I.                  
Организационный
этап

запись числа

настрой учащихся на работу, организация
внимания;

проверка
готовности к уроку.

II.               
Постановка
цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности обучающихся

Учитель:
Объявляет тему и цель урока. 

-Ребята, сегодня на уроке мы с вами
будем учиться писать подробное изложение текста -повествования.

– Давайте с вами вспомним, что
такое текст повествование?

Обучающиеся: — Это
текст, в котором рассказывается о ком или о чём-либо.

Слайд
2.

III.            
 Воспроизведение
и коррекция опорных ЗУН обучающихся, необходимых для творческого решения
поставленных задач.

Учитель: Прежде чем мы
начнем работать по теме давайте проведём игру “Эстафета”;

-У каждой пары на
столах по два предложения. Ваша задача прочитать и раскрыть скобки образовав
нужную форму слова, так, чтобы не нарушить смысловую нагрузку предложения.

– Работаем в парах помогая и консультируя
друг друга.

– Кто готов?

Дети работают в парах

1.      Тихо в (осень) лесу.

Обучающиеся: – Тихо в
осеннем лесу.

2.      У корней дуба лежат опавшие_______   (жёлудь).

Обучающиеся: -У
корней дуба лежат опавшие жёлуди.

3.      То тут, то там мелькает яркий ________________
(лиса) хвост.

Обучающиеся: -То тут, то там
мелькает яркий лисий хвост.

4.      Многие лесные обитатели готовятся к _______________
(зима) спячке.

Обучающиеся: – Многие лесные
обитатели готовятся к зимней спячке.

5.      Природа пребывает в _______________(тишина).

Обучающиеся: – Природе
пребывает в тишине.

6.      Только юркие_______(синица) пищат, прыгая по
веткам.

Обучающиеся: -Только юркие
синицы пищат, прыгая с ветки на ветку.

На доске записаны
предложения, слова – ответы прикрепляю на место пропусков
.

Учитель: Запишите
эти предложения в тетрадь.

IV.            
Подготовка
к восприятию (актуализация знаний)

Учитель: -Посмотрите
внимательно на эту группу предложений. Что вы можете сказать?

Обучающиеся: – Эта
группа предложений является текстом т.к. все предложения связаны между собой по
смыслу.

Учитель: -О каком
времени года идёт речь?

Обучающиеся: – Об
осени.

Учитель: Послушайте
загадку и скажите о каком животном идёт речь?

 Вместо шубки лишь иголки.
 Не страшны ему и волки.
 Колкий шар, не видно ножек,
 Звать его конечно…

Обучающиеся: – Ёж!

Слайд 3

Учитель:
Молодцы!

Физминутка

Слайд 4

V.               
Обобщение
и систематизация знаний (подготовка обучающихся к обобщённой деятельности)

Учитель: – Сегодня
на уроке мы будем работать с текстом «Ёжик».

– Обратите
внимание у каждой группы на столе карточка с текстом. 

– У первой группы
текст деформирован, вам ребята необходимо восстановить порядок абзацев.
Приступайте к работе!

– Вторая группа
внимательно читает текст и составляет план.

– А третья группа
определяет тему и главную мысль текста.

Дети
работают в группах.

VI.            
Применение
знаний и умений в новой ситуации

Слайд 5

Слайд 6

Учитель:
Прочитайте свой рассказ выразительно первая группа.

Дети читают
текст

-На какой вопрос
отвечает этот текст?

Обучающиеся:
Что случилось?

Учитель: Как
называется текст, который рассказывает о том, что случилось?

Обучающиеся:
Повествование.

Слайд 7.

Учитель: – Вторая
группа вопрос к вам

– С чего начинаются
события в рассказе?

Обучающиеся:
Ёжик пошёл гулять по лесу.

Учитель: -Как
будет звучать первый пункт нашего плана?

Обучающиеся: Ночная
прогулка ежа.

Учитель:
— Как дальше развивается действие? Что происходит?

Обучающиеся:
Ёжик наколол на иголочки листок и клюквинку.

Учитель:
Какой главный момент в рассказе? Прочитайте, как об этом сказано.

Обучающиеся: – Ёжик
заметил в луже звёздочку.

Учитель: – Второй пункт
плана?

Обучающиеся: -Встреча
со звёздочкой.

Учитель:
Как дальше развиваются события?

Обучающиеся:Ёжик
не смог наколоть звёздочку на иголки и накрыл её лопушком.

Учитель:
Чем заканчивается рассказ?

Обучающиеся: -Утром
ёжик нашёл под лопухом солнышко.

Учитель:
Третий пункт плана как звучит?

Обучающиеся: – Солнышко
под лопухом.

Учитель:
Как описывается всё событие? Давайте ещё раз повторим все части текста.

Обучающиеся:
В рассказе есть начало, основная часть и заключение.

Учитель: – Третья
группа назовите тему данного текста.

Обучающиеся:
тексте говорится о ёжике, о том, как он встретился со звёздочкой.

Учитель: -А теперь
попробуйте определить главную мысль текста?

Обучающиеся:
Не стоит делать поспешных выводов.

– Иногда принятие
решения можно отложить на время.

Учитель: – Одним
из этих советов, ребята, стоит воспользоваться в жизни.

Учитель: – Как вы
думаете ребята какие чувства испытывает автор к своему герою?

Обучающиеся: –
Нежность, любовь.

Учитель:
Докажите это словами из текста.

Обучающиеся: –
Увидел красную клюквинку и наколол на серую иголочку.

Учитель: –
Спасибо. Молодцы!

VII.         
Контроль
усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция

Учитель: Прочтите,
пожалуйста, этот рассказ ещё раз про себя. 

– Обратите
внимание на слова с орфограммами.

Дети
читают текст про себя.

Учитель: Кто готов
пересказать первый абзац?

– Вторую часть
текста?

– И заключительная
часть?

Дети
пересказывают. Исправляют допущенные ошибки.

Учитель: А сейчас
запишите в свои тетрадочки план изложения. И добавьте к своему плану 4 пункт.

VIII.       Информация
о домашнем задании, инструктаж о его выполнении

Учитель:Дома вы
еще раз прочтете рассказ, перескажите и затем запишите его в соответствии с
пунктами плана.

– Напомните мне
как будем записывать каждую часть?

Обучающиеся: – С
красной строки.

Учитель:Ребята я предлагаю
вам написать продолжение рассказа (не более 3 предложений) как развивались
события с ежом дальше. И в плане заполните 4 пункт.

IX.            
Рефлексия
(подведение итогов урока)

Учитель:А сейчас я
прошу вас оценить свою работу и работу своих товарищей.

Дети дают оценку своей работе и
работе товарищей и вручают медали «Мудрая сова» и «Рука помощи»

Тренируемся писать изложение. Текст из этой статьи можно использовать в 3 и в 4 классах.

Изложение 3-4 класс "Утя". Вспоминаем, как правильно писать изложения вместе с нами

Для начала готовим ребенка к тому, что писать он будет по памяти. Для этого даём ему прочитать текст. Не рекомендую в начальной школе давать текст на слух. Нам важно, чтобы ребенок запомнил не только содержание, но и сумел написать изложение грамотно. Для этого пусть читает по листочку, учебнику, экрану.

Читаем текст в первый раз вслух. Если заголовка нет, то придумываем его сразу после прочтения, а если есть, то надо подумать: соответствует ли содержание заголовку, и почему автор озаглавил именно так.

Изложение 3-4 класс "Утя". Вспоминаем, как правильно писать изложения вместе с нами

Кому не видно на картинке:

Утя

В доме учителя Николая Дмитриевича всю зиму жила уточка. Осенью её приволок с речки Покши кот. Уточка была ранена в крыло. Учитель лечил уточку, и скоро её крылышко зажило. Уточку назвали Утя. Учитель и Утя привыкли друг к другу. 

Пришла весна. На реке появились полыньи. Уточка заволновалась. Николай Дмитриевич решил выпустить её на волю.

Однажды учитель позвал Утю, посадил на ладонь, погладил по голове. Он вынес утку к речке. Махнул руками и сильно кинул. 

Скоро уточка уже плавала в широкой полынье. Живи теперь на воле, Утя!

(По В.А. Бочарникову)

После прочтения необходимо пояснить непонятные слова и задать вопросы по содержанию.

В данном тексте ребятам непонятно слово “полынья”. Это незамерзшее место на реке, озере, море или пространство воды, не покрытое снегом и льдом.

Примерные вопросы по содержанию:

– Как звали учителя?

– Как Утя оказалась в доме учителя?

– Зачем Николай Дмитриевич её лечил?

– Почему весной уточка заволновалась?

– Как учитель её выпустил?

– Что стало с Утей?

Составляем план

Читаем текст ещё раз, думаем, на какие части можно его разделить, сколько будет этих частей. Обычно текст делят по абзацам.

План – это подсказка. Пусть ребенок составит его сам или можно воспользоваться нашим планом.

Изложение 3-4 класс "Утя". Вспоминаем, как правильно писать изложения вместе с нами

После этого нужно провести орфографическую работу, объяснить расстановку знаков препинания. Я обычно это делаю так: читаем текст по предложению, объясняем “опасные” места в словах, подбираем проверочные слова, вспоминаем правила, спрашиваю, почему стоят запятые.

В данном тексте нужно обратить внимание ребенка на заглавные буквы в именах собственных, чк-чн, жи-ши, безударные гласные (например, появилась – явка), раздельное написание предлогов со словами. Обратить внимание на запятые при перечислениях (однородных членах предложения), в сложном предложении с союзом “и”, при обращении в последнем предложении.

Провести речевую работу, объяснить, что текст нужно писать последовательно, не нарушать логики повествования. Не использовать повторы. Уточку можно назвать Утей, птицей, или просто “она”. Учителя можно также назвать “он” и по имени и отчеству.

После всей этой подготовительной работы можно приступать к написанию самого изложения. Текст закрывается, ребенок пишет по памяти.

После этого изложение проверяется самим ребенком, потом проверяющим. Выполняется работа над ошибками. Все слова с ошибками выписать и подобрать к ним проверочные слова. Если ошибка в знаках препинания, то выписываем всё предложение целиком. В сложном предложении подчеркнуть грамматические основы.

Изложение писать трудно, и тренировка дома не помешает. Отмечайте в комментариях, пишете ли вы дома изложения.

3 КЛАСС

МЕТОДИКА РАБОТЫ НАД ИЗЛОЖЕНИЕМ

В III классе к тем видам изложений, которым дети обучались во II классе, добавляются два новых вида: изложения сжатые и изложения по самостоятельно составленному плану. Все тексты для этого класса сгруппированы в четыре раздела: изложения по готовому плану; изложения по коллективно составленному плану; по плану, составленному самостоятельно; контрольные изложения. Сжатые изложения не выделяются в особый раздел. Они включены в разделы первый и третий.
 

Просмотр содержимого документа

«3 КЛАСС. МЕТОДИКА РАБОТЫ НАД ИЗЛОЖЕНИЕМ В 3 классе»

Конспект урока №1

Тема: Написание изложения по коллективно составленному плану.

Цели:   1. Формировать у учащихся представление о теме текста, его  основной мысли

2.Формировать умение составлять план

3. Формировать представление об изложении

4. Воспитывать интерес и любовь к русскому языку

Задачи: Учить выделять тему текста, его основную мысль.

Учить составлять план текста.

Учить внимательно относиться к русскому языку.

Оборудование: набранный текст изложения для каждого из учащихся на отдельных перфокартах;                                  классная доска.

ХОД УРОКА

І.         Организационный момент

ІІ.         Объявление учащимся темы и целей урока

ІІІ.         Актуализация уже имеющихся знаний, умений и навыков

– Что такое текст?

(текст – это законченное речевое произведение, состоящее из нескольких последовательных и связанных между собой предложений).

 – Что такое тема текста?

(то, о чём говорится в тексте)

 – Что мы понимаем под ключевыми словами?

(слова, по которым можно восстановить текст)

– А что называют опорными словами?

(слова, которые связывают предложения в тексте, относятся к теме и выражают её)

– Какие виды связи предложений в тексте вы знаете?  

– Как доказать, что в тексте цепная связь?

ІV.         Подготовитепьная работа

1. Чтение текста самими учащимися

(Текст изложения напечатан у каждого ребёнка на отдельном листе).

В зимнюю стужу лосиха с лосёнком ночевали в густом осиннике. Было тихо. Блестящий иней оседал на спины животных. Они дремали. Вдруг совсем рядом послышался хруст снега. Лосиха насторожилась. Это были волки. Лосиха с лосёнком помчались в сторону деревни.

В крайнем доме жил лесник. Он разгребал во дворе снег. Лосиха с лосёнком бросились прямо в открытые ворота. За ними гнались волки. Лесник не растерялся, замахнулся на волков лопатой и закрыл ворота. Лоси были спасены.

2. Беседа по содержанию

– Является ли данная группа предложений текстом?

(Да, предложения связаны по смыслу)

– О ком здесь рассказано?

(О лосихе, лосёнке, волках и леснике)

– Что сказано про лосиху с лосёнком?

(Они ночевали в густом осиннике)

– Что сказано про волков?

(Они хотели напасть на лосей)

– Что сказано про лесника? (он спас животных)

– Сформулируйте основную мысль текста (Лесник спас людей от волков).

– А как можно озаглавить этот текст? (Спаситель)

– Чем в тексте являются слова лосиха, лосёнок, волки, лесник?

(ключевыми словами)

– Объясните почему? (по ним можно восстановить этот текст)

– Давайте вместе с вами составим опорную схему по ключевым словам.

 Так на доске появиться следующая схема

№ Предложения

Лосиха

Лосёнок

Волки

Лесник

ПЛАН

1

Лосиха

С лосенком

1. Лоси ночевали в осиннике

2

3

Животных

4

Они

5

2. Опасность

6

Лосиха

7

Волки

8

Лосиха

С лосенком

9

Лесник

3. Лоси спасены

10

он

11

Лосиха

С лосенком

12

За ними

Волки

13

Лоси

На волков

Лесник

14

– Эта опорная схема поможет вам в написании изложения. Но прежде мы должны составить план.

Давайте ещё раз прочитаем 1 абзац.

– О чём в нём говорится? Давайте озаглавим его.

(Лоси ночевали в осиннике)

– Прочитаем 2 абзац. Как озаглавим его? (Опасность)

– Прочитаем 3 абзац. Какова основная мысль? (Лоси спасены)

– Изобразим план на доске:

План

1. Лоси ночевали в осиннике.

2. Опасность.

3. Лоси спасены.

– Посмотрите на нашу опорную схему.

Можно ли по ней определить, каким видом связи обладает этот текст?

(Цепной)

– Как догадались? (Есть опорные слова)

– Какие? (Лосиха с лосёнком: животных, они, за ними, лоси).

3. Словарно-орфографическая работа

На доске разбираем слова:

(коллективно)

 лосиха, лосёнок (лось), ночевали (ночь), осиннике, блестящий (блеск), иней, оседал, животных, дремали, насторожилась, помчались, деревни, лесник, разгребал, ворота, не растерялся, лопатой, спасены.

Далее на доску выписываются трудные словосочетания:

В густом осиннике,

Оседал на спины,

Помчались,

Разгребал снег,

Замахнулся на волков,

Были спасены.

4. Устный пересказ по плану или вопросам учителя

Вопрсы первоначально соответствуют каждому предложению:

–  Кто ночевал в густом осиннике?

– Что оседало наспины животных?

– Что делали лоси?

– Почему лосиха насторожилась?

– Кто это был?

– Куда помчались лосиха с лосёнком?

– Кто жил в крайнем доме?

– Что он делал во дворе?

– Куда бросились лосиха с лосёнком?

– Кто гнался за ними?

– Что сделал лесник?

– Кто был спасён?

В дальнейшем вопросы усложняются:

– Что было в зимнюю стужу в густом осиннике?

– Что произошло с лосихой и лосёнком?

– Кто и как им помог?

5. Пересказ всего текста

V.  Написание изложения

VI.  Самопроверка

VII.  Анализ работ учителем.

Добавить комментарий