Как организовать концерт? Составление плана мероприятия, определение места проведения, расчет прибыли
- 12 Января, 2020
- Бизнес планы
Благодаря опыту многих людей в шоу-бизнесе, даже непосвященный человек сможет достаточно быстро найти информацию о том, как организовать концерт. Но помимо алгоритма действий необходим еще и опыт. Его можно получить, организовывая небольшие мероприятия и постепенно увеличивая масштаб.
Важные качества
Одной информации о том, как организовать концерт, недостаточно для успешного проведения подобного мероприятия. Необходимо обладать определенными качествами, чтобы успешно завершить все этапы подготовки.
Для начала придется научиться договариваться. Этот навык необходим, поскольку нужно будет общаться с абсолютно разными людьми: музыкантами, их представителями, продюсерами, лицами, отвечающими за аренду помещения и т. д.
Комплексы, застенчивость и неуверенное поведение нужно оставить в стороне. При переговорах такие качества могут очень сильно мешать и оказывать ощутимое негативное влияние на конечный результат. Также важно быть стрессоустойчивым, поскольку придется принимать много решений и делать это быстро. При этом возможны форс-мажорные обстоятельства, которые могут выбить из колеи. Поэтому, разбираясь в том, как организовать концерт, важно учитывать необходимость работы над своими личностными качествами.
Базовые рекомендации
Успешный концерт – это результат грамотных действий. И в таком деле игнорирование, казалось бы, второстепенных вещей может значительно усложнить ситуацию. Чтобы избежать немалой доли сложностей, стоит учесть советы людей, которые имеют опыт в подобной индустрии. Вот что нужно делать:
- Искать зрителей в социальных сетях. Именно там можно найти большую часть целевой аудитории и сообщить им о новом музыкальном проекте. Грамотное использование соцсетей позволяет подогреть интерес потенциальных зрителей и ощутимо повысить лояльность аудитории.
- Зарегистрировать ИП. Нужно понимать, что организация концерта физическим лицом – это незаконно. Заниматься бизнесом без регистрации долго не получится, так что придется нанести визит в ФНС.
- Понять свою целевую аудиторию. Можно знать, как организовать концерт на уровне схемы, но не понимать при этом публику, которую на такое событие позовут. Это означает, что при выборе группы или артиста ориентироваться нужно не на собственные музыкальные вкусы, а, прежде всего, учитывать, чего хочет ЦА. Узнать ожидания потенциальных зрителей помогут стриминговые сервисы и социальные сети. Там можно провести опросы, получить обратную связь в рамках конкретного города.
- Составить четкий предельно детальный план расходов. Формируя смету мероприятия, в нее необходимо включить сумму, предназначенную для покрытия непредвиденных затрат. Важно понимать и тот факт, что организация ивента на последние оставшиеся средства – это плохая идея. Всегда остается вероятность, что концерт не окупится.
- Подготовиться к многочисленным утомительным диалогам. Владельцы концертных площадок, специалисты, отвечающие за техническое обслуживание, музыканты, представители СМИ, менеджеры, все они будут требовать, расспрашивать и просить денег. Настрой на затяжной процесс постоянных переговоров поможет не сойти с дистанции из-за эмоциональной перегрузки.
- Обсудить ключевые моменты и все детали, без исключения. Важно договориться о месте и дате проведения концерта. И также необходимо определиться с формой оплаты – фиксированный гонорар или процент с продажи билетов.
- Соблюдать райдер. Чтобы отношения с артистами не испортились в самом начале, нужно ответственно отнестись к их требованиям относительно бытовой и технической стороны визита. Но с райдером желательно ознакомиться заранее, поскольку там могут быть очень необычные и трудновыполнимые пункты.
- Сделать все для комфорта зрителей. Перед тем как организовать концерт, важно убедиться, что будут обеспечены все условия, необходимые для приятного времяпровождения людей, купивших билет. Речь идет о просторном помещении или площадке, хорошем звуке, удобном танцполе и гардеробе. И также стоит позаботиться о качественном разогреве зрителей перед выходом основных солистов.
Даже хорошо организованный концерт может дополниться форс-мажорными обстоятельствами. По этой причине нужно предвидеть возможные неприятности: опоздание музыкантов, проблемы с электричеством, поломку техники и др. Необходимо быть готовым к таким ситуациям.
Формат мероприятия
Перед тем как организовать концерт в своем городе, нужно определиться с ключевыми акцентами. В зависимости от формата меняются и особенности организации. Речь идет о таких мероприятиях:
- Сольный концерт. Одна звезда – все внимание ей.
- Сейшн. В этом случае выступает много групп, но нет соревновательного элемента.
- Сборный концерт. Здесь сохраняется структура сейшена, но присутствует ключевая звезда или группа, так называемый гвоздь программы.
- Фестиваль. При таком формате происходит соревнование различных групп с призовыми местами и званиями.
Если нет опыта, то лучше выбрать наиболее скромный вариант. Поскольку занявшись масштабным событием, можно просто не справиться с обилием организационных вопросов.
С каждым последующим проектом будет формироваться опыт, позволяющий в итоге успешно вести масштабные мероприятия.
Также в рамках скромного события легче составить качественную программу, от которой во многом зависит успех концерта. Этот принцип важно понимать людям, размышляющим над тем, как стать организатором концертов.
Каждый успешный проект ведет к повышению рейтинга и уровня узнаваемости в профессиональных кругах. Провалы оказывают обратное воздействие – организовать что-то вместе с серьезными людьми будет крайне сложно. По этой причине начинать лучше с приглашения одной звезды и качественной подготовки шоу.
Как выбирать группу
Планируя приглашение одного или нескольких коллективов, нужно понимать, что придется иметь дело с двумя важными элементами договора:
- Гонорар. Сколько денег нужно заплатить за выступление.
- Райдер. Особые требования, касающиеся быта и техники.
Думая над тем, как организовать концерт в своем городе, на эти два пункта нужно обращать внимание в первую очередь. Такой подход позволит в самом начале отсеять те группы, которые не подходят или недоступны из-за слишком высокой суммы гонорара. Этот принцип стоит применять и в процессе подбора артиста.
Также намного проще отбирать группы для выступления, понимая, как формируется их ценник. Речь идет о влиянии на гонорар уровня популярности:
- Очень известны в широких кругах. Для таких коллективов является нормой собрать стадион. По этой причине их приезд будет стоить очень дорого, а райдер усложнит жизнь даже опытным организаторам. Но такие неудобства с лихвой компенсируются огромным количеством поклонников, которые придут послушать своих любимых исполнителей.
- Широко популярны, но в узких кругах. В большинстве случаев, это группы, работающие за границами ПОП-музыки. В рамках своего направления они известны и постоянно собирают залы различного уровня. Такие коллективы более доступны, чем топовые исполнители и не наполняют райдер экзотическими пунктами.
- Малоизвестны в широких кругах. Будут стоить меньше, чем первая категория, но больше, чем вторая. Райдеры в этом случае насыщены самыми разными требованиями.
- Малоизвестны в узких кругах. Такие группы почти никто не знает, у них 1–2 выпущенных альбома и, может быть, отснят один клип. Они наиболее доступны, но отдача минимальная.
Получить хорошо организованный концерт артистов в городе при небольшом бюджете и скромном опыте возможно. Для этого нужно выбирать музыкантов из второй или четвертой категории. Тут уже все зависит от того, насколько ограничены средства.
В случае, когда планируется сейшн или какой-либо фест, есть смысл договариваться с самыми доступными артистами и коллективами.
Процесс переговоров
Когда коллектив или артист выбран, нужно начинать общение с их дирекцией. Именно эти люди занимаются переговорами.
Даже если удалось пообщаться лично с музыкантом, и он дал какие-то обещания относительно выступления, все равно необходимо выйти на связь с менеджером или директором. Без их участия решения относительно концертов не принимаются. Для контакта с дирекцией необходимо зайти на сайт группы или изучить диск артиста – там должны содержаться все необходимые данные.
В разговоре или переписке с представителем коллектива нужно представиться, указать город, в котором планируется проведение мероприятия, и объяснить, какой именно формат концерта был выбран.
Гонорар и дата
Первое, что нужно узнать — это стоимость выступления. По возможности ее желательно немного снизить. Для этого стоит предложить сделать несколько концертов с участием группы. Потом их выступления можно перепродать организаторам из соседних населенных пунктов.
Но такую схему лучше использовать, когда есть хотя бы базовый опыт. Если информация о том, как организовать концерт артиста в своем городе, применяется впервые, то лучше действовать без организации дополнительных мероприятий.
Когда вопрос с гонораром решен, нужно выбрать дату. И здесь важно убедиться, что в нужные числа группа свободна. Далее обсуждается райдер. На этом этапе важно задавать любые вопросы, имеющие отношения к требованиям артистов.
Оплата
Условия могут быть разными, есть группы, которые не выедут без наличия билетов в обе стороны и полной предоплаты. Некоторые коллективы готовы ехать при наличии 50 % оплаты гонорара. И также нужно быть готовым к разным формам расчета: наличные или перечисление средств.
С оплатой медлить не нужно, поскольку некоторые артисты не считают дату закрепленной, пока не получат платеж. Это означает, что в случае промедления они могут выбрать другого, более активного организатора. Также важно понимать, что до момента, когда группа получит деньги, начинать рекламную кампанию не стоит, поскольку дата может быть изменена.
Продвижение
Любой успешно организованный концерт – это результат не только грамотных переговоров, но и качественно проведенной рекламной кампании. Людей в городе нужно подготовить к тому, что к ним приедут звезды. Такую задачу можно выполнить при помощи:
- Промороликов и фотосессий. Эти материалы понадобятся для рекламы в местных СМИ и соцсетях.
- Пресс-релизов исполнителя и организаторов мероприятия.
- Рекламных баннеров.
- Посадочной страницы концерта. Думая над тем, как организовать концерт артиста, этому пункту нужно уделить достаточно внимания. Стильная понятная целевая страница (лендинг) может привлечь немалую часть целевой аудитории.
- Контекстной рекламы. Использование «Яндекс Директ» и Google AdWords при грамотных настройках дает хорошие результаты.
Как организовать благотворительный концерт
Цель такого мероприятия – сбор средства для конкретной группы людей. Это могут быть больные дети, ветераны, инвалиды и т. д. Поэтому изначально важно понять, кому именно будет направлена помощь.
Действовать самостоятельно необязательно. В любом городе есть благотворительные организации. К ним обязательно стоит обратиться за помощью в проведении концерта. Они подскажут, как лучше подать тему мероприятия и примут участие в составлении программы.
И также стоит потратить время на поиск спонсоров – такие люди и организации обязательно найдутся, если тематика концерта актуальна и уровень организации высокий. Что касается артистов и групп, то выбирать их нужно в зависимости от масштаба события.
Как организовать концерт в клубе
При отсутствии опыта лучше не затевать крупных мероприятий, поскольку ошибки будут стоить очень дорого. Для начала можно ограничиться масштабами клуба.
Помимо переговоров с группами и артистами, нужно уделить внимание самому помещению. Определяясь с тем, где организовать концерт, важно исключить варианты с дорогим ремонтом в туалете – зрители не всегда ведут себя аккуратно, а за причиненный ущерб претензии могут выставить организатору.
Также важно убедиться, что в клубе есть хороший танцпол, удобная сцена и оборудованная гримерка. Кресла лучше убрать в сторону от центральной площадки, поскольку их, скорее всего, повредят. К тому же они будут мешать.
Билетный оператор
Такие онлайн-сервисы берут процент за свои услуги. Определяется он в процессе заключения договора. Крупные операторы могут предложить также продажу билетов офлайн. В пакеты такого уровня часто входят услуги специалистов по продажам, рекламная поддержка, шлюзование с билетными системами и др. Крупные платформы часто предлагают интеграцию с системами аналитики и передачу данных в Google Аналитику и Яндекс Метрику.
Расходы
Имея четкое видение того, как будет выглядеть мероприятие, нужно определить все затраты. Это необходимо сделать для формирования бюджета концерта. Нужно посчитать, сколько денег уйдет на рекламные материалы (печать и расклейка афиш, сайт и др.), аренду помещения, оплату услуг людей, отвечающих за звук, гонорар группы.
Важно определить, на каких радиостанциях и каналах будет звучать анонс мероприятия и сколько эфирного времени это займет. Как часто в течение дня будут запускать реклама.
Необходимо учесть затраты на всех уровнях организации – от базовых, до самых мелких. Бюджет должен быть понятен и грамотно составлен. Все эти данные очень важны в процессе поиска спонсоров и переговоров с ними. На данной части подготовки основная задача – это продать внимание аудитории.
Итоги
Сделать концерт – это вполне выполнимая задача, даже при условии, что подобного опыта ранее не было. Если мероприятие запускается впервые, то не стоит гнаться за большим масштабом и созваниваться с дирекциями известных групп. Для начала можно поработать с исполнителями среднего уровня и получить необходимый опыт. Плюс возможные форс-мажорные обстоятельства будет преодолеть ощутимо проще.
Если вы играете в музыкальной группе, то желание выступать на публике является логичным для развития собственного творчества. А вот масштабы желаний могут быть разными. Для кого вы хотите выступать и зачем? Для друзей, для обретения популярности, для заработка в клубах, просто чтобы влиться в музыкальную тусовку города, страны, мира (а почему бы и нет?) – важно определиться с этим сразу, поставить цель, а затем уже перейти к планированию и организации концерта, а также вплотную заняться его подготовкой.
С чего начать? Сколько денег, времени и людей уйдет на организацию? Что нужно приобрести, с кем договориться, куда бежать с арендой, рекламой и т.д. – эти вопросы возникают первыми, когда приходит мысль о выступлении на публике. Но сначала цель концерта: представить себя или свою группу, собрать друзей и весело потусоваться, презентовать новые песни или альбом, заработать денег. Цель определяет уровень трат материальных и нематериальных, а также определяет концепцию выступления.
Организацию выступления нужно начинать примерно за 3-4 месяца до его начала. А подготовку к нему еще раньше. Но, конечно, сроки зависят от масштаба. Итак, начинаем освещать порядок подготовки.
Букинг
Букинг представляет собой элемент маркетинг-менеджмента по поиску, заказу, бронированию и аренде места проведения концерта.
Что нужно сделать на этом этапе?
- Узнать условия площадки (клуба): наполняемость, среднюю стоимость билетов, условия аренды.
- Условия входа зрителей: платный или свободный, вход по списку и его длину, свой человек на входе, face control и т.д.
- Особенности продажи билетов: скидки, промокоды, кассы, сайт, электронные агрегаторы.
- Условия расчета: до концерта или после, в какой форме.
- Технический райдер, обсуждение со звукорежиссером основных моментов.
- Бытовой райдер: вода, питание, гримерки, ночлег (если концерт на выезде).
- Тайминг: согласовать время саундчека, начала и окончания концерта.
- Обсудить особые требования к площадке.
Реклама
Рекламой занимаются сами музыканты, а не концертная площадка, хотя и она может внести свою лепту в анонс мероприятия. Поэтому отнеситесь к рекламе ответственно, заранее продумав ее. Что именно нужно сделать?
- Обсудить участие концертной площадки в рекламе: афиша, реклама на сайте клуба и его соцсетях.
- Рекламные рассылки, розыгрыши билетов и реклама в популярных пабликах, инвайтинг, таргетированная реклама.
- Проработать контент-план накануне концерта.
Что взять с собой
За пару дней до концерта нужно составить список того, что взять с собой. Помимо своего инструмента, конечно. Список может включать следующие пункты.
- Для гитаристов и басистов: запасные струны, машинка для струн, кусачки, тюнер для быстрой настройки, медиаторы и их держатель, запасной ремень для гитары, педали и педалборд, провода (в том числе и запасные), батарейки и адаптеры питания.
- Для вокалистов: микрофонная стойка (своя всегда надежнее), профессиональные беруши (лучше для всех членов коллектива).
- Для ударников: барабанные палочки (с запасом), своя перкуссия (если используете), ключи для барабанов.
- Кабели. Столько, чтобы каждый используемый кабель имел такой же запасной.
- Инструменты: отвертка, плоскогубцы, ключи, напильник, чтобы починить и укрепить инструменты и другое оборудование.
- Аптечка. Головная боль, приступ кашля, насморк, боли в желудке порезы – нужно быть готовым ко всему.
- Скотч, изолента – первая помощь для кабелей, стоек, а также просто как средства удержания сетлиста или других важных бумаг.
- Удлинители и разветвители. Адаптеры лучше взять с запасом, чтобы неожиданно не остаться без каких-то эффектов или примочек.
- Ручка и бумага, чтобы вносить правки в сетлист и делать пометки.
- Полотенце для использования во время концерта и после него.
- Запасная футболка, чтобы переодеться после концерта.
- Вода для всех участников коллектива.
- Наличные деньги
Саундчек
Саундчек является важным этапом организации концерта, который представляет собой процесс настройки звукового оборудования и аппаратуры, а также проверку звука перед началом мероприятия. На что обратить внимание во время саундчека?
Наладьте хорошие отношения со звукорежиссером, узнайте его имя, относитесь с уважением и благодарностью, взаимодействуйте, ибо от него во многом будет зависеть то, как вы будете звучать на сцене.
- Настройте все инструменты. Причем настройте их до саундчека, не тратьте время звукорежиссера.
- Подключив инструменты и отстроив себе звук на сцене, лучшим решением будет замолчать в ожидании готовности других членов команды и дальнейших указаний от звукорежиссера.
- Как правило, сначала настраиваются звук инструментов по отдельности, а затем корректируется звук совместного звучания.
- Протестируйте все микрофоны: основной вокальный, бэк-вокальные, инструментальные – они должны работать как безукоризненно.
- Выставите громкость на средние значения, так как именно они дают звукорежиссеру больший контроль над звучанием коллектива. Не позволяйте мониторам «завестись», выкручивая регуляторы на максимум. Громкость регулирует только звукорежиссер при помощи пульта.
- Усилители включайте за несколько минут до выхода на сцену, чтобы лампы успели прогреться. Даже если усилители транзисторные, хуже не будет.
- Протестируйте все педали на звучание, подобрав каждому звучанию свой канал и уровень громкости.
- Настраивайте звук на песнях, которые являются визитной карточкой вашего коллектива. Не обязательно играть песни целиком, цените время.
- Если при совместном исполнении песни вас не устраивает звук, не стоит доигрывать ее. Прервитесь и объясните звукорежиссеру в чем проблема. Продолжите играть с того же момента, чтобы понять разницу и снова внести коррективы, если это необходимо.
- Как можно больше взаимодействуйте со звукорежиссером, комментируйте свои действия на сцене.
- Слушайте микс, то есть звучание всего коллектива в целом, а не по отдельности. Гармонично ли звучание? Особое внимание обратите на барабаны и вокал: могут потеряться или вырваться на передний план.
- Моральный настрой: будьте позитивны, но при этом готовы к любым неприятностям и несостыковкам во время концерта. Но выложиться вы должны на максимум.
- Если помимо вас на сцене будут выступать другие коллективы, познакомьтесь с ними, обсудите нюансы в настройке и расположении оборудования.
- Когда отстройка завершена, то запомните, а лучше запишите или сфотографируйте все свои настройки, всего оборудования, которым будете пользоваться во время выступления (комбики, примочки, процессоры, усилители и т.д.).
Во время выступления
Вы закончили подготовку к концерту, настроили звук. У вас есть несколько минут до выхода на сцену. Чем еще можно помочь себе и своему коллективу?
Составьте сет-лист, то есть список и порядок исполняемых композиций. Первым номером поставьте песню, которая поможет сразу завладеть вниманием публики, она должна быть яркой, узнаваемой, чтобы зал поддержал вас с первых минут выступления.
- Сейчас самое время расслабиться, потому что выступление уже во многом зависит от публики, звукорежиссера и вашей готовности.
- Найдите и поддерживайте зрительный контакт с публикой.
- Не стесняйтесь во время выступления корректировать звук, обращаясь к звукорежиссеру.
- Выступление пошло не по плану? Бывает. Не теряйтесь и не переживайте. Если у какого-то участника группы возникли проблемы, дайте ему время на устранение неполадок, отвлеките публику: сыграйте инструментальную композицию, пошутите, пообщайтесь с залом.
Чего лучше не делать?
Ознакомьтесь с перечнем того, чего лучше не делать перед концертом и во время него. И отнеситесь со всей серьезностью к данным рекомендациям, чтобы ваш первый концерт не стал последним.
- Откажитесь от алкоголя и другого допинга до концерта. Это может негативно повлиять на ваше выступление и самочувствие во время концерта.
- Не стоит давать свои инструменты и оборудование другим музыкантам.
- Саундчек – это не репетиция, для проверки звука достаточно сыграть одну-две композиции.
- Позвольте звукорежиссеру и ударнику настроить барабанную установку, не мешайте им, не играйте в это время.
- Не оставляйте оборудование включенным после саундчека, чтобы севшие батарейки или скачок напряжения не испортили вам звук.
- Между исполняемыми композициями подстраивайте инструменты, но при этом пользуйтесь кнопкой mute.
- Не стоит слишком часто повторять название группы, публика знает, на чье выступление она пришла.
- Паузы между композициями не должны затягиваться.
- После саундчека аппаратура не перенастраивается. Попытки настроить звук под себя может привести к ухудшению звучания всего коллектива.
- Не бойтесь публики, не заискивайте перед ней и не извиняйтесь.
- Выходя на сцену, помните, что вы уже сделали большую часть того, чтобы концерт прошел хорошо. Теперь просто постарайтесь выступить так, чтобы вас все запомнили!
После выступления поблагодарите звукорежиссера, организаторов и других участников, причастных к организации концерта, даже если что-то пошло не по плану и возникали какие-то проблемы.
Даже если вы мегаталантливы и уникальны как музыканты, подготовку к концерту талант не заменит. Профессиональные музыканты всегда готовы к любому развитию событий, вне зависимости от места проведения выступления и состава его участников. И помните: лучшая импровизация та, которая заранее подготовлена!
Оригинал публикации: https://pop-music.ru/articles/podgotovka-i-organizatsiya-kontserta/
В коротком уроке постараемся вам объяснить поэтапно, как написать сценарий концертной программы, учтя все нюансы такой концертной драматургии.
Каждый этап написания сценария имеет свои важные моменты, где потребуются определенные знания.
Учитывая, что к такому материалу обращаются творческие люди, не имеющие достаточного опыта, будем по ходу обучаться основам составления концертной программы минуя некоторые сложные объяснения.
К сожалению, сегодня даже профессиональные режиссеры и организаторы не знают первооснов в подаче концертной программы или умышленно обходят грамотный подход. Поэтому, как написать сценарий будет полезно знать и опытным культработникам, будет не лишним освежить в памяти утраченные знания.
Как написать сценарий профессионально
Прежде чем вы сами себе ответите, как написать сценарий концертной программы, вам нужно пройтись по творческому процессу с самого начала.
Не редко, постановщики концертных программ опускают самое главное — в любом случае, даже в самом «проходном» концерте должна быть четко выраженная мысль. Бессмысленный набор номеров не является культурным продуктом, такой концерт говорит о безграмотности и халатности режиссера. В любом концерте должна быть выполнена сверхзадача.
Вы должны ответить на вопросы… Для чего я это делаю? Кому адресуется этот культурный продукт? Что я хочу сказать этим концертом?
Давайте выясним, к какому концерту вы готовитесь. В календаре сотни праздников, все они разные и по тематике, и по смысловому значению. Чтобы пойти дальше, выясним, виды концертных программ. Их всего пять видов:
- Сборная концертная программа;
- Тематическая концертная программа;
- Обзорная концертная программа;
- Театрализованная концертная программа;
- Сольная концертная программа.
Сборная концертная программа
Вид сборной концертной программы носит направление в форме досуга, подразумевает проведение концерта, где не требуется конкретика в теме. Такую программу еще называют «солянкой», то есть – простой культурный продукт. Это не означает, что вам достаточно набросать туда концертных номеров в разных жанрах и подать их людям.
Сборная концертная программа имеет четкую последовательность номеров. Номера программы нужно расставлять по нарастанию. Не нужно при этом показывать более слабые номера вначале, а сильные в финале. В каждом отрезке концерта должна быть динамика.
Вообще любая концертная программа строится по треугольнику есть — начало — кульминация — финал.
То есть выигрышные номера должны быть и вначале и в середине, и в финальной части концерта.
Многое зависит от ведущих концерта или конферансье, они — главные действующие лица сборной программы.
Именно конферансье или ведущие придают программе нужную стройность. Для них то и нужно заложить в сценарий словесные подводки, репризы, монологи, чтобы через них проходила ясная мысль.
Словесное действие ведущих сборной концертной программы зависит от идеи организатора. Если это простой эстрадный концерт, значит упор нужно делать на представление исполнителей: музыкантов, солистов, танцоров и прочих участников концерта. Нужно интересно их представить, их заслуги, жанр искусства, который они представляют. Если у вас обычные плановый концерт, учитывайте злободневные и местные темы в диалогах ведущих. Сборная концертная программа обычно, это эстрадный концерт, где важно показать больше жанров, учесть вкусы аудитории, особенно, если она целевая.
Тематическая концертная программа
- Бесплатный сценарий праздника
Не ошибемся, если скажем, что тематическая концертная программа самая распространенный вид концертной деятельности.
В такую программу можно заложить сюжет, но и без него она должна выглядеть целостно. Номера тематической программы объединяет выбранная тема, например, победа, любовь к Отечеству, местная традиция, знатная персона. Обычно тематическую программу используют, когда проводят государственный праздник, например, «День России» или «День Победы». Этот вид вполне подойдет, когда присутствует на концерте один сценический жанр искусства: «День русской частушки», «Праздник танца» и подобные праздники.
Тематическая концертная программа требует раскрытия заданной темы, четко придерживаться сверхзадачи.
В реализация идеи тематической программы требуется работа с вспомогательным материалом, разного рода информацией.
Тематический концерт, как и другие строится динамическим методом, включает завязку, развитие и финал. Каждый номер концерта должен соответствовать выбранной теме.
Обзорная концертная программа или концерт обозрение
- Универсальные сценарии событий и мероприятий
Концерт обозрение или просто ревю предполагает сценическое действие, которое предлагает зрителю разные места, всевозможные традиции, события и ситуации. По этой причине концерт обозрение схож с театрализованной программой, но не обязательно должен иметь четкий сюжет.
Здесь важен активный творческий подход в работе конферансье, ведущих, или какие-либо персонажей. Не редко в обзорную концертную программу включают набор интермедий, сценок, чтобы укрепить смысловое содержание концерта обозрение, связать номера в единое цельное содержание.
Театрализованная концертная программа
- Как провести праздники в 2020 году: в Год памяти и славы
Основное требование при создании театрализованной концертной программы наличие действующих лиц, персонажей и крепкого сюжета. Кстати, мюзикл, который преподносят как отдельный жанр сценического искусства, не что иное, как театрализованная концертная программа с наличием крепкого сюжета.
Таким образом, театрализованная концертная программа требует от режиссера и сценариста построение сюжета на основе драматургического материала: сценки, миниатюры, интермедии, диалоги… То есть сами номера должны жить в контексте с сюжетом, нести определенную мысль, направленную на достижении общей сверхзадачи, а театрализованные сценки так же являются концертными номерами. Именно этими критериями и отличается театрализованная программа от концерта обозрения, где сценки носят вспомогательный характер.
Театрализованная программа, как и спектакль имеет конфликт, развитие сюжета и развязку. Для воплощения замысла должно быть наличие сквозного действия, которое в итоге должно привести к разрешению конфликта между персонажами. Такая программа строится на поворотах в сюжете, на изменении предполагаемых обстоятельств.
Чаще всего театрализованную концертную программу готовят для постановки таких праздников, как День Победы, на Новый год, для детей и молодёжи. Не редко используются такой режиссерский ход, когда в сценическое действие вовлечен зритель.
Сольная концертная программа
- Планирование и организация мероприятий
Под понятием сольная концертная программа входит мы понимаем выступление артиста какого-либо сценического жанра или творческого коллектива. Сольная программа сильно перекликается со сборной. Здесь также важно расставлять концертные номера по нарастающей. При этом убирать слабые, «невкусные», усиливать начало, середину концерта и его финал. Здесь не важен сюжет, а важнее показать талант и мастерство, при этом показывая исключительную уникальность артиста или коллектива.
© ПАСПЕР | Сценарий
ГБУ ДО Дворец детского (юношеского) творчества Московского района Санкт-Петербурга
Музыкальный отдел
Статья
«Методические рекомендации
по подготовке и проведению концертов”
Автор – Павлова Светлана Вадимовна,
методист музыкального отдела
КОНЦЕРТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
Под концертной деятельностью понимается планирование и организация (платных) публичных выступлений художественных коллективов и исполнителей вокальных, инструментальных, хореографических, речевых и оригинальных жанров.
Её особые черты:
- жанровое многообразие исполняемых произведений (вокальные, инструментальные и др.);
- количество участников концерта (от одного в сольном концерте пианиста до нескольких сотен в массовом театрализованном представлении) и степень их популярности;
- вместимость и тип концертной площадки (зал филармонии, дом культуры, дворец спорта, сельский клуб, актовый зал школы, красный уголок цеха и т.п.).
Актуальность концертов, как формы культурно – досуговой деятельности нельзя недооценивать, поскольку популярность концерта чрезвычайно велика. Именно концерт способствует культурному развитию и социализации личности. Концерт как форма культурной деятельности, в силу своей специфики обладает значительными потенциальными возможностями, что особенно важно в процессе развития и воспитания, и особенно подрастающего поколения. Его социальные функции включают в себя культурно-просветительную и образовательно-воспитательную функцию.
Что такое концерт? Основные понятия
Слово «концерт» – термин музыкальный. Словарь толкует его следующим образом:
«Музыкальное произведение виртуозного характера для одного, реже для 2, 3 солирующих инструментов.» В основе концерта лежит принцип сопоставления и состязания солиста и оркестра. Для концерта характерен всесторонний показ мастерства солиста, его виртуозных особенностей, подчиненных раскрытию идейного содержания произведения.
Концерт есть соревнование разных жанров, разных родов и видов исполнительского искусства. Это непременное выявление выразительности, высокого мастерства исполнителя, ибо каждый номер концертной программы обязательно солирующий. Концерт сегодня является самостоятельным видом искусства. Он вобрал в себя жанры от серьезной и камерной и симфонической музыки до жанров развлекательных.
Концерт – один из видов публичных выступлений, в котором в той или иной форме находят свое выражение по крайней мере пять видов искусств: музыка, литература, хореография, театр, эстрада. Концертное исполнительство имеет очень много общего как в своих истоках, так и в современных формах бытования с театральным и цирковым исполнительством. И тем не менее, он обладает своими собственными специфическими чертами, характерными только для него.
Виды концертов и их характеристика
В зависимости от характера исполняемого репертуара, концертную деятельность принято рассматривать как состоящую из двух основных разделов: филармонического (от греческого phileo – люблю и harmonia – гармония) и эстрадного (от латинского stratum – настил, помост). Отнесение жанров к филармоническим либо эстрадным непосредственно связано с исполняемым репертуаром.
Организационное разделение концертов на филармонические и эстрадные у нас в стране сложилось в 30-е годы, когда, с одной стороны, существовали филармонии с академическими и народными коллективами, а с другой – эстрадные организации.
К филармоническим принято относить следующие жанры концертов:
- симфонические: концерты симфонических оркестров, исполняющих симфонии, кантаты, оратории, сюиты, увертюры, сцены из музыкальных спектаклей и т.д. Они могут проводиться с участием солистов-вокалистов, инструменталистов, либо хора;
- камерные: концерты камерных оркестров или ансамблей, исполняющих музыкальные произведения малых форм – сонаты, трио, квартеты, квинтеты и т.д. Камерные концерты могут также проводиться с участием солистов-вокалистов или инструменталистов;
- концерты хоровых, танцевальных коллективов: хор, капелла, ансамбль песни и танца, ансамбль танца и т.д.;
- концерты духовых оркестров, оркестров или ансамблей народных инструментов;
- концерты выступающих с классическим репертуаром сольных исполнителей: чтецов
- мастеров художественного слова, артистов-вокалистов (оперных и камерных), солистов-инструменталистов, артистов балета. Они могут проводиться в сопровождении аккомпаниаторов-концертмейстеров, ансамблей и оркестров;
- музыкально-литературные концерты, в которых исполняются музыкальные и литературно-драматические произведения силами инструменталистов, вокалистов, чтецов – мастера художественного слова, артистов балета;
- концерты-лекции: тематические лекции о творчестве композиторов, писателей, выдающихся исполнителей, о музыкальных и литературных произведениях, сопровождающихся исполнением соответствующих произведений и отрывков из них.
К эстрадным концертам относятся:
- концерты эстрадно-симфонических и эстрадных оркестров, джаз-оркестров и ансамблей, эстрадно-инструментальных ансамблей, исполняющих легкую инструментальную музыку;
- концерты вокальных, вокально-инструментальных и вокально-танцевальных ансамблей. Ансамблей оперетты, исполняющих легкие вокальные музыкальные произведения;
- концерты артистов-вокалистов музыкальной комедии, эстрады и исполнителей народных песен;
- концерты артистов разговорного жанра (артисты драмы, театров кукол, эстрады, фельетонисты, куплетисты и др.);
- театрализованные эстрадные представления, а также концерты эстрадных коллективов с театрализованной программой (театры миниатюр, мюзик-холлы, ансамбли эстрадного танца, пантомимы, балета на льду, кукольные группы);
- концерты коллективов эстрадно-народного плана, исполняющих легкий, развлекательный репертуар;
- концерты артистов спортивно-цирковых, или эстрадно-цирковых жанров.
Отметим тем не менее, что деление концертов на филармонические и эстрадные подчас оказывается весьма условным.
Существует несколько видов концертов. Утвердилась следующая классификация концертных программ, но классификация эта в какой-то степени условная.
По целевому назначению можно выделить концерты:
- текущие
- отчетные
- Смотровые
- праздничные
- юбилейные
По месту проведения:
- стационарные
- выездные
- гастрольные
По составу участников:
- любительские
- профессиональные
- смешанные
По числу участников:
- сольные(бенифисы)
- групповые(полубенифисы)
- коллективные (одного кружка или коллектива)
- сводный
По составу зрителей:
- для детей
- для ветеранов
По способу построения программы:
- Тематический. Ведущий таких концертов является связующим звеном, он через все номера проводит основную мысль, нанизывает на нее каждое исполняемое произведение. В тематическом концерте все номера подбираются в соответствии с темой. Программа составляется из имеющихся в репертуаре коллективов, произведений или готовятся новые. Между номерами в таком концерте должны быть тематические связки ведущего.
- Сборные концерты(дивертисменты). Их программы лишены тематического единства, составлены из произведений разных жанров и видов искусства в исполнении представителей разных художественных коллективов.
- Театрализованные концерты. Особый жанр современного массового искусства. Они готовятся и ставятся по специально разработанному сценарию, в то время как традиционный (обычный) концерт лишь на основе составленной концертной программы.
Театрализованный концерт
Особенности жанра
Театрализованный концерт – это особый жанр современного массового искусства. Особенно популярны были они в 60-80-е годы.Своё начало театрализованные концерты ведут от родившихся в первые годы Советской власти концертов-митингов, декад национального искусства, проходивших в Москве в 30-е годы.Тематические театрализованные концерты устраиваются в связи с крупными событиями, например, театрализованные концерты могут проходить, как завершающие какие-либо торжественные заседания, собрания или проходят самостоятельно.
В своих лучших образцах они обрели особый вид сценического искусства – тематический театрализованный концерт. Основоположником театрализованного концерта считаетсяИосиф Михайлович Тума́нов (настоящая фамилия — Туманишви́ли; (1909—1981) – советский российский актёр, режиссёр театра и массовых представлений, педагог. Народный артист СССР (1964).
Театрализованный концерт – это использование разных жанров, разных видов искусства, начиная от академического хора и кончая народным танцем. Театрализованный концерт, в отличие от филармонического, всегда тематический, в нем художественное и смысловое соединяются воедино.
Основу концерта составляют номера. Их количество не должно нарушать единство замысла, целевой задачи. Концерт составляется из уже имеющихся или вновь созданных обязательно полностью исполняемых номеров. Сокращение, изменение композиции, без формы и внутреннего драматизма исполняемого произведения недопустимо. Чего должен добиваться режиссер? Четкой идейной выразительности и художественной образности.
Форма театрализованного концерта привилась и часто используется в практике. Однако, готовя такое представление, нужно думать о динамике концерта, о его движении. Важная задача режиссера – непрерывность воздействия его программы на зрителей, необходимо поддерживать интерес к заложенной в ней теме. Достигается это сменяемостью жанров и ритмов, дающих нагнетание, нарастание, объединяющих действий. Как начало – первый номер – эпиграф к концерту, это его титул, заглавная буква. Поэтому театрализованный концерт должен начинаться большим, мощным номером – хор, оркестр.
Сценарный и режиссерский замысел
театрализованного концерта
Сценарный и режиссерский замысел театрализованного концерта является основой.Он вбирает в себя:
- идейно-тематическую сущность содержания;
- художественно-образную форму;
- сюжетно-композиционную структуру (последовательность жанров и логику перехода от номера к номеру);
- сценографию и атмосферу всего концерта;
- темпо-ритмическое развитие действия.
В поиске режиссерского решения не может быть готовых рецептов, и речь может идти о готовой методике подхода к решению. Композиция концерта – порядок построения номеров -определяется режиссерским замыслом.Номера группируются по принципу смысловых сюжетных блоков (эпизодов) в том или ином повороте раскрывающих главную идею концерта, выстроенную, по внутренней логике ее развития. Соединить блоки – эпизодов – дело нелегкое. Один из приемов, который чаще всего используется – тексты ведущих, где авторская мысль точно сконцентрирована и выражена в точной и лаконичной форме.
Связывать концерт в единое действие может не только слово. Современный сценический язык, выразительные средства позволяют режиссеру использовать для этой цели – кадры, видео, музыку, проходящую лейтмотивом, хореографическую пластику. Атмосфера концерта достигается и внутренней эмоциональной настроенностью исполнителей, и внешней сценической обстановкой. Внутренний настрой рождается в результате верного действия исполнителей. Внешняя обстановка на сцене создается при помощи различных композиций света, цвета, музыки, сценического оформления, других посторонних эффектов.
От верно выстроенной композиции всего концерта зависит его внутренняя динамика, темпо-ритм. Создание верного темпо-ритма концерта зависит, в первую очередь, от перехода от номера к номеру, от эпизода к эпизоду.Главное в режиссуре концерта – непрерывность его программы, незамедлительная смена номеров, которые, пронизываясь как звенья одной цепи, увлекают за собой зрителя. Поэтому наряду с важнейшей задачей, созданием художественного образа, должна предусматриваться организация концерта. Если же закулисная часть не мобилизирована, режиссерская композиция не продумана и оформление плохо с ней связано, возникают те разрывы в ткани концерта, которые отвлекают зрителя, снижают эффективность самого концерта.
Технология подготовки и проведения концерта.
Любая деятельность должна иметь результат. Чтобы добиться результата необходимо:
- правильно поставить цель и определить задачи, которые обуславливают эту цель;
- определить, в какой логической последовательности действовать, какие формы, способы и приемы при этом использовать.
Все это составляет основу методики.Методика подготовки концерта делится на несколько этапов. При этом надо учитывать, что количество компонентов процесса подготовки концерта зависит от масштабности концерта.
Этапы подготовки концерта
Первый этап подготовки концерта – этап планирования. Он включает в себя:
- создание оргкомитета, куда должны войти люди, реально на что-то влияющие (представители власти, руководители досуговых учреждений, финансисты, спонсоры);
- создание организационно – постановочной группы, где будут работать специалисты-практики (директор программы, режиссер, художник-оформитель, звукорежиссер, заведующий постановочной частью, администратор).
- постановку цели и прогнозирование результатов. Не следует забывать, что культурно – досуговая деятельность – педагогически организованная деятельность или, во всяком случае, должна быть таковой.
- определение формы проведения программы, места и времени.
- разработку подробного плана подготовки и проведения концерта, где четко будет обозначено: какие мероприятия надо осуществить, к какому сроку, кто персонально за это отвечает. Не следует забывать: когда отвечают все – не отвечает никто.
Второй этап подготовки концерта – этап составления, обсуждения и утверждения программы. Программа – это подробный перечень номеров концертной программы.
Третий этап подготовки концерта самый ёмкий и сложный, – этап осуществления программы. После того, как программа составлена и утверждена, появилась возможность определить, какие затраты необходимы для осуществления задуманного. Значит, надо составить смету расходов. Наличие программы и сметы расходов позволит начать непосредственную подготовку программы. Она включает в себя:
- работу с творческими коллективами (подбор исполнителей, проведение рабочих репетиций, монтировочных и генеральной);
- подготовку сценических площадок, их оформление;
- подбор и изготовление реквизита и костюмов;
- звуковое оформление – поиск музыкального решения замысла программы и работа с техническими средствами;
- работу над видеорядом (использование кино, видео, слайдов);
- работу с рекламой.
После осуществления подготовительной работы наступает момент проведения концерта. Её успех зависит от многих факторов: умения организаторов мероприятия создать праздничное настроение; чёткой работы режиссера и помощников режиссера, радиста, осветителя, рабочих сцены; готовности творческих коллективов, слаженности работы технических служб и т.п.
После проведения концерта наступает четвёртый этап – этап подведения итогов и анализа результатов. В ходе этого обсуждения и анализа проведенного концерта необходимо выяснить, была ли достигнута цель или нет, какие принципиальные ошибки были допущены, или, наоборот, что нового и интересного было достигнуто.
По итогам проведенной программы и её обсуждения, необходимо оформить методический материал, куда войдут:
- протоколы заседания оргкомитета;
- план подготовки и проведения программы;
- копия сметы расходов;
- программа концерта и монтажный лист к нему;
- эскизы оформления и костюмов;
- образцы рекламы;
- видеоматериал (фотографии, видеосъемки);
- отзывы средств массовой информации и зрителей;
- протоколы или иные документы с материалами обсуждения анализа проведенного мероприятия.
В самом общем виде технологическая цепочка выглядит следующим образом:
целевая установка → задача→ форма→ методы→ средства→ результат.
Концертная программа – это сценическое или площадное произведение, которое по своей природе должно иметь драматургию. Поскольку есть драматургия драматического театра, оперная и балетная, кино и телевидения, все эти виды драматургии различаются спецификой подхода к раскрываемому материалу. Но есть у них и общее – действие, жизнь в движении.
Драматургический процесс заключается в выстраивании сюжета и поиска образного решения концерта.
Основные принципы построения концертной программы.
При составлении концертной программы нужно руководствоваться следующими принципами.
- Концерт должен идти понарастающей, то есть что бы произведения, восприятие которых вызывают бурную реакцию слушателей, исполнялись ближе к концу программы. Но ошибочно представлять себе, что номера «движутся» по прямой вверх. Если графически представить концертную программу, то она будет иметь несколько «пиков», самый высокий – последний.
- Психологией установлено, что лучше всего закрепляются в памяти и производят самое яркое впечатление начало и конец любого воздействия на психику человека. Поэтому организаторы концертов стремятся открывать и закрывать концерты наиболее выигрышными выступлениями.
- Более сложные произведения должны идти в начале концерта, более популярные и легкие для восприятия – в следующих отрезках программы.Составляя концертную программу, необходимо соблюдать принцип контрастности.Стычки между номерами разных жанров должны подбираться с особой осторожностью, чтобы помочь, а не навредить исполнителям. Неспроста исполнители серьезных жанров интересуются, какой номер идет перед их исполнением. К примеру, к вокалисту с классическим репертуаром трудно овладеть вниманием публики после веселой пляски, очень смешного литературного отрывка или сцены. Составитель концертной программы должен принимать во внимание и такое условие, как успех артиста, и должен помочь каждому исполнителю встать в наивыгодное для него место. Например, идет номер, пользующийся большим успехом. Не смолкают аплодисменты, зрители не хотят отпускать артиста со сцены. Выпустить после этого молодого исполнителя – значит заведомо обречь его на провал, так же не следует в этот момент выпускать исполнителя, жанр которого по своему характеру не может вызвать бурной реакции. Это значит – отнять у того исполнителя успех, который бы он законно имел при другом расположении имен.
- Составляя концертную программу, ведущий обычно берет карточки и на каждой пишет исполняемый номер и имя исполнителя. Собрав такую картотеку, ведущий раскладывает ее. Каждая карточка ложится на свое место, рассмотренная в свете всех принципов и соображений. Располагаются жанры, определяются контрасты, выстраиваются мосты и пики, подчеркивается нарастающая; оберегаются молодые и неопытные. Словом, получается наглядный график программы. Случается и такое, что тщательно выверенный порядок номеров нарушается по стечению непредвиденных обстоятельств: не приехал артист или кто-то опоздал. Случайностей много, и все не предугадаешь. Но организаторам концерта нужно быть готовыми ко всему. В этих случаях необходимо мобилизовать все свои комбинаторские способности и, и соблюдая художественную стройность концерта, все принципы его построения, мгновенно принимать оптимальное решение.
Роль ведущего и конферансье в концерте
Первые ведущие появились в концертах сугубо филармонических. Единственной обязанностью их было верно и внятно произнести имя исполнителя и назвать произведение. В 30-е годы концертная деятельность стала бурно развиваться, концертные организации, а так же филармонии, берут на себя не только развлекательные, но и образовательные функции (познавательные) через концерт. Все это заставило ведущих больше разговаривать со слушателями, казалось бы сблизило их с конферансье. Однако ведущего никто не обязывал веселить публику, если ведущий и позволит себе шутку и вызовет смех слушателей, то это он делает по доброй воле.
С развитием концертной деятельности расширяется сфера деятельности ведущих. Ведущие сегодня как правило выступают в симфонических, камерных, тематических концертах. Многие из них дают информацию и с помощью этой информации расширяют зону общения со слушателями.
Ведущий концерта должен обладать острым чувством современного мышления, склада речи, манеры поведения, костюма, всего внутреннего и внешнего облика. Он должен хорошо владеть словом и импровизацией, должен уметь подстраиваться под данный концерт, улавливать состав и настроение данной аудитории, настроить публику доброжелательно, внушить ей доверие к себе. Главное условие его успеха – раскрепощенность. Ведущий должен чувствовать себя хозяином на концерте, принимающим уважаемых гостей и уметь создавать праздничное настроение. У ведущего кроме зрителя, слушателей, сидящих в зале, есть еще один объект деятельности – это актеры, артисты, участники концерта.
Во время концерта между ними устанавливаются совсем иные контакты, чем в жизни. Как бы ни был ведущий в жизни равнодушен к человеку, которого он представляет публике, все бытовые отношения исключаются в концертной встрече. Уважение к искусству артиста, к его не легкому труду должно преобладать в концерте. На концерт ведущий приходит заранее и отправляется осматривать сцену, приготовить на ней все, чтобы концерт прошел без «сучка и задоринки», проверить занавес; инструмент, как он стоит, кто его будет двигать, состояние пола сцены, особенно если предстоят танцевальные номера.
Ведущий должен проверить световое освещение, микрофон, с которым ему придется работать, находятся ли на своем месте стулья, подставки и т.д.
Открывая концерт ведущий выходит на сцену и выдерживает паузу, для того чтобы собрать внимание зрителей воедино, но нельзя передерживать её, для этого многие ведущие про себя считают до трех. Во время концерта на сцене находятся и рабочие сцены и артисты.
Обычно, в клубном концерте все команды, звонки, занавесы, перестановки делаются по указанию ведущего – это обеспечивает порядок и отсутствие накладок.
Ведущий может объявить номера, оставаясь за кулисами по микрофону. Это экономит время и зритель лучше настраивается на восприятие следующего номера.
Концертная деятельность
хорового коллектива
Значение концертной деятельности
Участие в концертах выявляет все возможности коллектива, егохудожественные достижения, достигнутый исполнительский уровень,демонстрирует его сплоченность, дисциплину, способность подчиняться воле руководителя,сценичность,эмоциональность, собранность.
Процесс подготовки концертных номеров формирует у детей и подростков исполнительские умения и навыки в различных жанрах и направленияхмузыкального творчества, знакомит с сущностью, выразительностью и содержательностью исполнительского искусства, способствует выявлению творческого потенциала индивидуальности каждого учащегося, включая в работу физический, интеллектуальный и эмоциональный аппарат ребенка. Учащиеся должны получить возможность раскрыть заложенные в каждом творческие задатки и реализовать их в соответствующем репертуаре за период обучения. Подготовка концертных номеров неразрывно связана сприменением знаний, умений, навыков, приобретенных учащимися на занятиях.
Каждый концерт — это отчет о проделанной работе. Каждый концерт или конкурс может служить формой представления и контроля образовательного результата и имеет воспитательное значение. Для участников хорадолжно быть не все равно, поймут ли, оценят ли их общий, коллективныйтруд слушатели.Среди публики всегдавстречаются люди, которые попали на концерт случайно, и задача хора – сделать так, спеть так, чтобы им захотелось прийти на встречу с музыкой ещё и еще раз.
Предконцертная подготовка
Предконцертная подготовка не ограничивается одним днем.Процесс предконцертной подготовки делится на три основных периода:
- длительный период предконцертной подготовки;
- период, охватывающий последние дни перед выступлением;
- самый короткий период – непосредственно день концерта.
- «послеконцертная» работа, которая будет «проектировкой» следующего выступления.
Часто наибольший промежуток времени отводится второму этапу. Незначительный – третьему. Четвертый этап порой вообще отсутствует, хотя именно в этот период происходит основная психологическая подготовка к предстоящему выступлению.Важен период, охватывающий последние дни перед выступлением.Его основная задача – достижение психофизиологической готовности. В течение этого периода происходит завершение этапа достижения эстрадной готовности, изменяется содержание занятий, большое значение приобретает порядок и характер репетиций.
Особенности подготовки хорового концерта
При разучивании произведений и в процессе подготовки концертных номеров необходимо активно использовать современные технические средства, которые могут служить примером исполнения: просмотр видеоматериала, кинофильмов, прослушивание музыкального материала.
Каждый творческий коллектив имеет номера, составляющие основу репертуара. В подборе репертуара на учебный год следует опираться на календарно-тематический план и план воспитательной работы. В школе это, как правило, праздничные календарные даты, а также отчётные концерты и иные творческие темы по выбору педагога, конкурсные программы. В связи с темой предстоящего концерта должен проводиться отбор произведений из общего репертуара в соответствии с образовательной программой.
Следует придавать значение тому, перед кем выступает хор, и старатьсязаранее узнать, кто будет его слушателями, подготовлены ли они квосприятию музыки, пришли ли они специально на концерт или остались, например, после долгого заседания.
К каждому концерту хор должен готовиться специально, проводитьочередные репетиции и генеральную репетицию, на которой устраивается«прогон» программы, отрабатывается построение, вход, выход, ведениепрограммы.Желательно, чтобы генеральная репетиция проводилась непосредственно там, где будет проходить концерт. Если нет возможности провестигенеральную репетицию за несколько дней или за день до концерта, ее нужнопровести в день концерта (скажем, утром, если концерт вечером, или передконцертом). В этих случаях репетиция, прежде всего, преследует цельакустической настройки хора. Нужно найти для него оптимальное место насцене, удобно расставить хор по отношению к залу, дирижеру,концертмейстеру. Конечно, при подобных репетициях необходимоучитывать разницу акустического эффекта при пении в пустом зале и заленаполненном.
Необходимые условия при проведении концерта
Обычно хор на концертах выстраивается в несколько рядов в зависимости отколичества участников хорового коллектива и диаметра сцены. Наиболеераспространено построение хора в 3 ряда. Если есть станки, то нижний ряд стоит на полу, а два других – на станках, соответственно на 1, 2 –йступеньках. Если нет специальных станков, то за первым рядом, которыйобычно состоит из детей меньшего роста, стоят на полу дети более высокие,далее на стульях стоит еще один ряд.
Построения могут быть различными, но не следует забывать одну аксиому:хор, расположенный на одной плоскости, в затылок друг другу, теряетчасть своего звучания, что не может не сказаться на результатахвыступлений.
Концерты должны проходить в хорошо проветренном помещении, гдедостаточно воздуха. При пении поглощение кислорода легкими происходитзначительно активнее, чем обычно, а при чересчур высокой температуревоздуха наступает временное кислородное голодание. Следует предупредитьдетей, что если кто-то из них почувствует себя во время концерта плохо(головокружение, сухость во рту), надо немедленно, но спокойно покинутьместо и уйти за кулисы, а если это невозможно, сесть на подставку.
При проведении концерта необходимо иметь в виду возраст аудитории (детимладшего возраста, дети старшего возраста, смешанный состав). Частоконцерт хора сопровождается рассказом о коллективе, об истории создания тех или других исполняемых песен. Совершенно неискушенным слушателямможно рассказать о составе хора, о том, из каких хоровых партий он состоит.
Разговор с аудиторией улучшаетконтакт хора со слушателями и способствует лучшему восприятиюуслышанного. Конечно, беседы не должны быть длинными, утомительными.Построены они должны быть в форме конферанса, но не с развлекательнойзадачей, а с целью пропаганды музыки, хорового дела, с просветительской целью.Вести эти беседы может сам руководитель, ему могут помогать (оченьжелательно!) дети-ведущие.
Хорошей традицией является обсуждение каждого выступления и особенносольных концертов с подробным разбором успехов и недостатков. В этихразборах участвует весь хор. Задача разбора — воспитать в коллективежелание совершенствоваться от концерта к концерту, повышаяисполнительский уровень.
Преодоление сценического волнения
Большинство музыкантов в течение своей творческой деятельности сталкиваются с необходимостью преодоления негативного сценического состояния. Творческая приподнятость подавляет, затормаживает смущение и боязнь; наоборот, страх и смущение подавляют творческие эмоции и разрушают исполнительский процесс»Савшинский писал, что возбудимого типа музыкант должен перед выступлением оберегаться от волнующих, даже положительных эмоций, инертный же, тормозной тип требует перед выступлением «разгона». Ему необходимо долго разыгрываться, могут оказаться полезными поощрительные слова, радостные известия о том, что в зале присутствует желанное лицо
Способы преодоления волнения
- Для достижения оптимального сценического состояния можно использовать дыхательную гимнастику, рекомендованную Струве и Токарским: медленный, глубокий вдох через нос, небольшая задержка дыхания и спокойный выдох через рот, отдых и повторение цикла. Паузу между циклами каждый раз следует удлинять. Проделывать такую гимнастику рекомендуется перед выходом на эстраду, на самой эстраде до начала исполнения и в перерывах между пьесами
- В. Григорьев рекомендовал следующее упражнение по снятию нервного стресса: потереть круговыми движениями левое, затем правое запястье до появления тепла, затем производить полукруглые массирующие движения одновременно над обеими бровями (также до появления тепла); то же самое – с двух сторон носа; напоследок натирать мочки, а затем и полностью уши до появления тепла. Подобные действия, проводимые совместно с педагогом, помогут успокоить ребенка, настроить на позитивный лад.
- Немаловажное значение имеет работа над произведением после концерта. Повторение произведения после концерта может выполнять несколько функций: закрепление «по горячим следам» интересных находок, удачных решений масштабных построений либо отдельных деталей; анализ того, что в концертном состоянии не получилось.
- Чтобы справиться с волнением, примите максимально открытую позу: слегка расставьте ноги, опустите руки вниз и немного их разведите, потянитесь макушкой в небо и УЛЫБНИТЕСЬ! Не зря во время волнения мы начинаем глупо хихикать. Организм пытается вывести нас из зажатого состояния за счет мышц лица. Улыбка, даже вымученная и неестественная, для вас все равно работает. Старайтесь эту позу сохранять и во время разговора.
- Ведите себя так, как будто вы можете позволить себе не торопиться.
- Перед ответственным моментом представьте самый худший сценарий, по которому он может пойти. Тогда вы убедитесь, что даже в самом неудачном случае ничего страшного не произойдет. Чтобы обрести спокойствие в обычной жизненной ситуации, которая по каким-либо причинам вызывает в вас трепет, осознайте, что вы находитесь в безопасности и над вами не нависает смертельная угроза.
- Если вы и так непроизвольно постоянно думаете о неблагоприятном исходе дела, представляете, как не справились с работой, не смогли добиться своего, значит, волнение приходит вместе с негативным настроем на поражение. Не думайте об исходе вообще или настраивайтесь только на положительный результат.
Упражнения, позволяющие справиться с волнением, беспокойством или страхом
Принцип преодоления симптомов страха и волнения состоит в том, что бы искусственно воспроизвести их. Зачем дожидаться, когда эти симптомы придут и начнут мешать вам делать свое дело? Лучше намеренно, и как можно более точно и интенсивно, вызвать эти симптомы у себя искусственно. Мы вызываем все те симптомы, которые мы обычно испытываем, ощущая волнение или страх в какой-то конкретной ситуации, искусственно и сознательно усиливаем эти симптомы. А затем усиливаем симптомы до абсурдного запредельного состояния. Если у вас, дрожат руки, трясите ими яростно так, как будто они сейчас отвалятся…
Доктор Франкль говорил своим пациентам: «Не спите ночью? – Прекрасно. Старайтесь не спать! Старайтесь изо всех сил, бодрствуйте! Боритесь с мельчайшей крупицей сна! Добросовестно, честно боритесь, как делает это ребенок, когда ему интересно еще пободрствовать, поиграть, позабавиться, хотя уже наступило скучное время спать. Посмотрим, что из этого выйдет, сумеете ли вы одолеть сон».
Упражнение «Пузырь»
Делаем медленный, сильный и глубокий вдох. Вдыхаем до предела. И когда нам покажется, что это предел – вдыхаем еще и еще. Представьте себе что вы – пузырь и вы сами собой надуваетесь. Представляем себе, как вдыхаемый нами воздух заполняет все наше тело, каждый его уголок. И когда надуться дальше уже нет никакой возможности, задерживаем дыхание и представляем, как воздух внутри нас массирует все наши органы. А затем выдыхаем, так же спокойно и медленно, весь воздух без остатка.
Эффект переключения срабатывает в простых упражнениях: помотайте кистями, расслабьте их, затем помашите всеми руками несколько раз вперед и назад. Наверняка, вы обращали внимание, что таким образом снимают волнение спортсмены перед выступлением.
Упражнение «Разгиб»
Исходное положение: лежа, сидя, стоя. Глубоко вздохнуть и на глубоком вдохе разжать, распрямить, разогнуть и выгнуть, насколько удастся, все что возможно: спину с позвоночником, шею и поясницу, руки и ноги, пальцы рук и ног. И задержать на вдохе это состояние тела какое-то время. А затем выдохнуть и расслабиться. Повторить несколько раз.
Упражнение «Распальцовка»
Сильно разогнуть одни лишь запястья и растопырить пальцы обеих рук, а если возможно, и ног. Повторить несколько раз.
Упражнение «Тряска лица»
Расслабляем мышцы лица и шеи и слегка трясем головой, перемещая подбородок вправо-влево. Хорошо снимает зажимы лица, невладение мимикой, тугую улыбку.
Упражнение «Жвачка»
Процесс жевания несколько успокаивает и делает безразличным. Когда нам беспокойно – имитируем жевание.
Упражнение «Жмурка-таращик»
Контраст между сильным, резким зажмуриванием глаз и таким же решительным вытаращиванием глаз хорошо тонизирует мышцы лица и успокаивает нервную систему.
|
|
Упражнение «Рык»
Рычим подобно зверям.
Упражнение «Гармошка»
Представим что наш страх – гармошка, играющая в груди. Выдох до предела – гармошка сжата. Вдыхая, мысленно растягиваем ее до предела. Проделываем несколько раз.
Упражнение «Змей шипучий»
Громкий звук «ШШШ… ЩЩЩ…», издаваемый в течение полуминуты, снимает любой страх и тревогу, как минимум, на ближайшие полчаса. Подтвердит любая змея.
Упражнение «Зевака»
Зевание – глубинный древний инстинкт.
И примечателен он для нас тем, что ослабляет ощущение тревоги или беспокойства. А посему мы будем имитировать зевоту в страхотерапевтических целях.
Упражнение «Чих на все»
Страх, в момент чихания, блокируется чисто физиологически. А поэтому, наряду с искусственной зевотой, можно вызывать у себя искусственное чихание и снимать, тем самым проявления страха.
Упражнение «Оскал»
Сильно, активно, оскаливаемся, показываем зубы. Вы кто – кот или волк? Я, например – волк. Вам – виднее! Вот и оскаливайтесь так, каким зверем вы себя представляете. Главное, что это должен быть оскал хищника. Можно сочетать с рычанием. А коты, скорее не рычат, а шипят, когда скалятся.
СОДЕРЖАНИЕ
КОНЦЕРТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ 2
Что такое концерт? Основные понятия 2
Виды концертов и их характеристика 3
Театрализованный концерт 6
Особенности жанра 6
Сценарный и режиссерский замысел театрализованного концерта 7
Технология подготовки и проведения концерта. 8
Этапы подготовки концерта 8
Основные принципы построения концертной программы. 10
Роль ведущего и конферансье в концерте 11
Концертная деятельность хорового коллектива 13
Значение концертной деятельности 13
Предконцертная подготовка 13
Особенности подготовки хорового концерта 14
Необходимые условия при проведении концерта 15
Преодоление сценического волнения 16
Способы преодоления волнения 16
Упражнения, позволяющие справиться с волнением, беспокойством или страхом. 17
Упражнение «Пузырь» 17
Упражнение «Разгиб» 18
Упражнение «Распальцовка» 18
Упражнение «Тряска лица» 18
Упражнение «Жвачка» 18
Упражнение «Жмурка-таращик» 19
Упражнение «Рык» 19
Упражнение «Гармошка» 19
Упражнение «Змей шипучий» 19
Упражнение «Зевака» 20
Упражнение «Чих на все» 20
Упражнение «Оскал 20
Здесь рассматриваются виды концертных программ и разработка сценария по авторской методической разработке от практикующего режиссера по созданию сценического представления. Также вы узнаете, что такое концертная программа: театрализованная, сборная и другие.
В основы сценарного дела включены разработка сценария концерта и составление концертных программ их виды и примеры.
В методике описаны практические примеры создания сценического действия, вы узнаете зачем нужна смысловая нагрузка канцерной программы.
Как создается концертная программа
Автор: В. Заломова
Предлагается рассмотреть виды концертных программ, условия создания сценария и последовательность работ при написании словесного и сценического действия материала для проведения концертов и мероприятий. В методику вошли основные программы концертов:
- Сборная концертная программа;
- Тематическая концертная программа;
- Концерт-обозрение, или ревю;
- Театрализованная программа эстрадного концерта.
Как написать сценарий концерта
За основу взят разбор реальных постановок, знания и практические навыки, чтобы получилось грамотное составление концертных программ.
Как написать сценарий?
Узнайте, что такое праздник, представление и мероприятие, простые способы и творческие механизмы для реализации своих задач, как создать концертную программу и творческую группу. Освежите свою память и позаимствуйте идею проведения культурно-массовых мероприятий. Вы обязательно узнаете, как написать сценарий концерта, праздника, или мероприятия.
Прежде чем начать составление концертных программ создайте для себя максимально комфортную обстановку. Ни что и ни кто не должен вас отвлекать от большого трудоёмкого процесса! Запаситесь терпением, вспомогательной литературой и, безусловно отобранными номерами, которые, по вашему мнению, заслуживают вашего внимания.
Главная составляющая любого концерта – номер. Но из номеров надо научиться составлять программы. Это не так просто, как может показаться на первый взгляд. Из практики известно, что иногда программа, составленная из номеров средних и даже посредственных, но правильно поданных, расставленных со знанием дела, может иметь успех куда больший, чем программа из номеров первоклассных, но расставленных в случайном порядке и к тому же плохо поданных.
Концертные программы могут состоять из номеров ни чем не связанных между собой – сборные, — а могут строиться и на других принципах, то есть объединяться какой-то определённой темой или сюжетом. Это тематические программы, обозрения, театрализованные программы, обрядовые мероприятия и т. д.
Надо помнить, что сюжет концерта, в отличие от сюжета в драматургическом произведении, достаточно условен и не терпит перегрузок. Чаще всего каждый сюжетный ход лишь только повод (подводка) для показа того или иного номера. Например, рассмотрим подводку к номеру из тематического праздничного концерта, посвященного «Дню России».
Ведущий. Ты тоже родился в России –
В березовом, милом краю,
Где стать хороводов красивых
Где песни отчизне поют.
На слова ведущего выстраивается коллектив.
Ведущая. Музыка Олега Евдокимова, слова Виктора Фирсова «Вот она – Россия». Исполняет народный ансамбль песни и пляски «Вольный Дон». Солисты: Елена Голубева, Любовь Филатова.
- Исполняется номер.
Заметьте, что всего лишь в четырёх строках отражены тема концерта, содержание и жанр номера. Однако простота подачи номеров, ни в коем случае не исключает таких сюжетных компонентов, как завязка (обозначение события, темы или конфликта) кульминация (развитие темы, идеи) и развязка (финальный вывод).
В основе любого мероприятия, концерта должна быть — мысль!!!
И только мысль выраженная в художественной форме с помощью ваших или позаимствованных оригинальных режиссерских приёмов.
Всегда помните, что все подходы и находки к созданию интересных, содержательных постановок уже изобретены и известны до царя «Гороха». Отличие концерта в кремлёвском дворце Съездов от концерта в каком-нибудь СДК села Далёкое, всего лишь в материально-техническом обеспечении и профессионализме исполнителей. Поэтому весь «козырь» в руках любого постановщика на пути к зрительской симпатии – грамотное отношение к делу и дисциплина его помощников.
Как составить правильную концертную программу
Работу над любой концертной программой следует начинать с создания постановочной группы, в идеале туда должны войти режиссер, сценарист, художник, композитор (звукооператор). В другом случае, вся нагрузка делится на имеющихся в штате коллег, или самых активных участников коллективов вашего учреждения культуры.
При подготовке мероприятия учитывайте важность атмосферы концерта (речевая и литературная подача материала, музыкальное и световое решение, использование соответствующих номерам слайдов и видео сопровождения) — точно созданная атмосфера, всегда усиливает воздействие и отдельного номера, и программы в целом.
Работая над решением поставленных задач, помните, что у сцены нет четвёртой стены, поэтому не забывайте о необходимости прямого обращения к зрителю.
Не загромождайте сцену объёмными декорациями!
Оформление должно быть лаконичным по возможности ярким. Одна небольшая, интересная деталь порой эффективнее больших трудоёмких и дорогих декораций. Для того чтобы вопрос оформления не сопровождал каждое ваше мероприятие, изготовьте или закажите одну, или несколько универсальных эмблем, отражающих жанровые направления в работе учреждения культуры.
Продумайте световое решение. Отсутствие современных световых приборов не причина для игнорирования важного художественного приёма. Бывает так, что простая лампочка, включённая в кульминационный момент подходящего для такого приёма номера, приносит не меньший эффект чем лазерное шоу. Всё зависит от вашей фантазии, любопытства, а главное желания.
И ещё. Работая над постановкой концерта, следует добиваться исключительной слаженности действий всех ваших помощников: операторов, осветителей, видео-операторов, рабочих сцены, самих артистов и руководителей кружков – это поможет вам избежать неоправданных пауз. На концерте пауза в десять – двадцать секунд кажется вечностью и резко снижает зрительское восприятие действия!
Сборная концертная программа
Если вы готовите сборную программу. Прежде всего, необходимо продумать последовательность номеров. Их, как правило, следует расставлять по нарастанию. Но это не значит, что все слабые номера надо показать вначале, а все остальные – потом. Их лучше чередовать так, чтобы номера одного жанра не соседствовали друг с другом, а завершать программу должен самый выигрышный, ударный номер. Читать полностью, что такое Сборная концертная программа.
Тематическая концертная программа
Тематическая концертная программа может быть сюжетной, но может строиться и без наличия сюжета. В этих случаях номера объединяются только темой. «День села», «День Победы», «День молодёжи» и т. п. К ним условно можно отнести и программы, составленные из номеров одного жанра: «Праздник русской песни», «Вечер танца» и т. п. Работая над тематическими программами, нужно стараться, как можно полнее раскрыть заданную тему. Для этого следует хорошо изучить нужный вспомогательный материал. Читать полностью, что такое Тематическая концертная программа.
Можно привести простой пример подобного поиска, рассмотрев сценарный момент на праздновании «Дня города» в г. Данкове, Липецкой области, где была озвучены две, довольно древние, но не раскрученные местные легенды, соединены воедино и использованные, как заключение к оному из блоков праздника.
Презентация «ЧАШИ ДАНКОВ»
- Почётных гостей праздника встречают Церемониймейстер и Матушка Россия в сопровождении стрельцов.
- Церемониймейстер оглашает легенду чаши.
Церемониймейстер (Под звуки русских наигрышей). Вы вступили на дорогу истории. Много легенд и сказаний у нашей земли. Сегодня вы становитесь соучастниками возрождения древнего ритуала – «Слава Данкова» — церемонии пира здешнего – начинания благих дел и прославления родной земли и жителей её!
Легенда древняя гласит: «Дмитрий Донской со своей ратью остановился в старом городе подковать свою лошадь, пополнить ряды донковским служивым людом. И пред битвою великой и победной, следуя дорогой славы, на поле Куликово, напоил своего коня родниковой водой из источника, питающего землю. С тех пор подковы на Руси – символ счастья, с тех пор вода из ключа этого священна для народа русского».
Девушка с коромыслом и старинными расписанными ведёрками, в которых налита вода из святого источника, подходит к гостям, другая зачерпывает воду ковшиком из ведёрок и наливает в чашу и передаёт её богатырю.
Церемониймейстер (на фоне действия продолжает). Старинный кубок «Данков» воссозданный знатным нашим мастером. Это «чаша – шлем», который обрамляет «подкова Данкова» — вековой символ благополучия и исполнения чаяний людей, нашего города.
- Богатырь преподносит чашу с «напитком счастья» и предлагает сделать по глотку каждому.
Матушка Россия. Испейте гости дорогие, по глотку счастья! Вода эта, привезена со святого источника. Всем испившим из кубка «Данков» возвращаются силы молодецкие, да приходят мысли светлые!
Пили из кубка в дни великих побед над ворогом, за рать, на пирах праздничных, за труд свой великий, да угощали гостей званных да желанных!
Усиливается звучание русских наигрышей. К персонажам присоединяется танцевальный коллектив, по окончанию небольшой хореографической композицией исполняется «Песнь Данкову» в исполнении солистов РДК. Церемониймейстер провожает гостей к следующему сценарному блоку.
Как видите, старая забытая легенда превратилась в цельное театрализованное действие-сценку с участием зрителей. Возник новый ритуал, появился новый символ города — «Чаша Данков», созвучный с новой формой подачи материала – презентацией. Все былинное, граничащее со сказочным завораживает, привлекает своею таинственностью.
Изучайте и внедряйте в сценарий, пожелания жителей, их вклад в развитие и историю вашего муниципального образования, проблемы и нужды земляков разных поколений и возрастных групп.
Если программа предназначена для показа на массовой площадке, например, на стадионе, то потребуется особый поиск выразительных средств, чтобы занять действием и поле, и беговые дорожки, и трибуны. Как правило, это игры, конкурсы, забавы, обрядовые массовые действия. Если в вашем проекте вам удалось вовлечь большую часть участников – праздник состоялся!
Концерт обозрение
В обозрении (ревю) конферансье, ведущие, либо какие-то другие персонажи с помощью связок-интермедий очень часто переносят действие в разные, порой самые неожиданные места, времена, ситуации… Подобного рода связки призваны в веселой и по возможности смешной форме усилить содержание программы и связать номера в единое целое. Читать полностью, что такое Концерт обозрение.
Театрализованная концертная программа
Для театрализованных программ обязательно наличие персонажей и сюжета. Сам сюжет здесь должен быть более крепким, чем в обозрении. Работая над подобными программами, и режиссеру и сценаристу важно учитывать, что если в обозрении интермедии-связки носят вспомогательный характер (главное номера или многожанровость), то в театрализованной программе диалоги, сценки, разыгрываемыми персонажами, имеют, как правило, самостоятельный характер и часто сами являются номерами. Читать полностью, что такое Театрализованная концертная программа.
Популярные сценарии праздников на нашем сайте:
- Новые сценарии
- Авторские сценарии
- Сценарии событий
- Сценарий Новый год
Сохраните адрес этой страницы сайта ТЁММИ, чтобы быть в курсе про новые сценарии праздников и мероприятий. Наши организаторы культурных событий не жадничают и делятся своими разработками бескорыстно. Но следует помнить, что все новые и старые сценарии праздников предлагаются только для постановки у себя на местах, копировать и распространять наши сценарии праздников запрещено авторами.
© ТЁММИ | Организовать
Подписывайтесь на наши группы социальных сетях, чтобы первым получать свежие материалы:
- Наша группа ОДНОКЛАССНИКИ
- Наша группа ВКОНТАКТЕ