Как составить план концовки


Загрузить PDF


Загрузить PDF

Рассказ описывает событие или ряд событий и имеет начало, середину и концовку. Хороший рассказ, который способен вызвать отклик у читателя, часто завершается ситуаций, имеющей значительное влияние на читающего. Покажите читателю важность или ценность вашего рассказа, чтобы обеспечить хорошую концовку.

  1. Изображение с названием Write a Good Ending to a Story Step 1

    1

    Определите части рассказа. Рассказ имеет начало, в котором читатель знакомится с персонажами, местом действия и конфликтом. В середине рассказа напряжение возрастает, история усложняется, а персонажи начинают действовать с учетом конфликта. Наконец, в концовке описывается разрешение конфликта и последствия.[1]

    • Концовка наступает в тот момент, когда главный герой достигает или не достигает цели.
    • Например, если персонаж хочет разбогатеть, он может пройти различные испытания, чтобы наконец купить заветный лотерейный билет. Он будет выигрышным? В этом случае завершите рассказ на моменте, когда персонаж услышал все объявленные числа.
  2. Изображение с названием Write a Good Ending to a Story Step 2

    2

    Придумайте завершающее событие или действие. Рассказ может состоять из разных волнующих событий, но выберите одну хорошую сцену, которая будет воплощать в себе удачное завершение рассказа. Эта сцена должна быть логичной с учетом предшествующих событий и связывать все нити сюжета воедино. Наконец, завершающая сцена должна иметь важность для персонажей и читателя.

    • Например, завершите рассказ описанием последствий важного решения, которое позволило разрешить основной конфликт.
  3. Изображение с названием Write a Good Ending to a Story Step 3

    3

    Определите главный конфликт рассказа. Основные модели конфликтов включают варианты: человек против человека, человек против природы, человек против общества и человек против самого себя. Финальная сцена должна описывать разрешение конфликта, даже если персонаж в итоге не получает желаемого. Решение должно произвести впечатление на читателя, чтобы ваш рассказ имел вес.[2]

    • Задумайтесь над следующими вопросами, чтобы определить свой тип конфликта: Персонажи рассказа противостоят природе? Друг другу? Самим себе (внутренняя или эмоциональная борьба человека)?
    • Пример конфликта человека и природы: человек заблудился в лесу посреди зимы. Ему нужно согреться и спрятаться от непогоды.

    Реклама

  1. 1

    Запишите свои размышления о важности событий рассказа. Подумайте, в чем их ценность. Что читатель должен почерпнуть из рассказа? Какие темы, идеи или аргументы вы хотите показать? Не нужно говорить читателю прямо, но покажите свои мысли через события, действия, диалоги в рассказе.[3]

    • Можно написать: “Дедушка всегда акцентировал внимание на том, что мне следует поступать по справедливости в любой ситуации. Теперь я стал полицейским и осознаю всю важность его слов”.
  2. 2

    Задавайте вопрос “И что?”. Задумайтесь о важности или актуальности рассказа для читателя. Почему ему должно быть не все равно? Если у вас есть ответ на этот вопрос, перечитайте свой рассказ и решите, насколько изложенные события подводят рассудительного читателя к такому ответу.[4]

    • Например: “Почему кому-то должно быть дело до Степана и его поселка?”.
    • “Глобальное потепление вызвало повышение уровня моря и в результате в поселке случился потоп. Если не учиться на ошибках и не принять срочные меры, нас может ждать такая же участь”.
  3. 3

    Используйте повествование от первого лица, чтобы излагать идеи с точки зрения рассказчика. В таком варианте можно завершить пересказ сюжета, поскольку рассказчик участвовал в событиях. Обращайтесь прямо к читателю, если первое лицо в рассказе представляет автора или персонажа произведения. При этом помните, что рассказ должен соотвествовать сюжетной линии данного рассказчика, ведь он может рассказать только о том, что ему известно.

    • Например: “Я вдруг осознала, что мой упорный труд и бесконечные репетиции привели меня к моменту, когда я оказалась на главной сцене города”.
  4. 4

    Используйте повествование от третьего лица, чтобы описать события со стороны. Создайте еще одного персонажа или введите авторский голос, чтобы сообщить о важности рассказа. Это позволит вам изложить собственное толкование сюжета, которое неуместно без некого удаления персонажей от рассказчика.

    • Например: “Дарья сложила письмо, поцеловала конверт и положила на столе рядом с деньгами. Она не сомневалась, что у них будут вопросы, но со временем они найдут собственные ответы, как нашла она”.
  5. 5

    Напишите заключительную часть. Варианты завершения рассказа часто зависят от жанра. Так или иначе, любая хорошая концовка должна заставлять читателя задуматься о важных темах, а также значимости рассказа.[5]

    • В сочинении или научном эссе заключение может принять форму заключительного абзаца или нескольких абзацев.
    • В научно-фантастическом романе можно посвятить концовке целую главу.
    • Не используйте стандартные клише, чтобы не расстраивать читателей. Например, не следует завершать рассказ так: “Мне пришлось прикрыть глаза рукой, поскольку утренний свет был просто ослепляющим. Я обнаружила себя в постели с теплым одеялом и комфортной подушкой, открыла глаза и поняла, что это был всего лишь сон”.
  6. Изображение с названием Write a Good Ending to a Story Step 9

    6

    Определите глобальную связь или закономерность событий рассказа. Учитывайте, как меняются события и замыкается сюжетная арка. Представьте, что ваш рассказ – это путешествие, в котором вы или главный герой переносится в новое место, отличное от начальной точки, чтобы понять, как и благодаря чему ваш рассказ обретает уникальную форму. Это поможет вам создать подходящую концовку.

    Реклама

  1. 1

    Используйте действие, чтобы показать (а не сказать) важное. Всем известно, что наполненные действием рассказы интересны читателям любого возраста. Выражайте глобальный смысл и важность рассказа через физические действия.

    • Например, если в конце рассказа главная героиня спасает деревню от дракона, странствующий рыцарь может подарить ей свой знаменитый меч. Важность этого момента будет понятна даже без диалогов.
  2. 2

    Используйте описания и чувственные образы. Чувственные детали позволяют читателю ощутить эмоциональную связь с рассказом, а в хорошей литературе всегда используются запоминающиеся образы.[6]
    При этом богатые описания с помощью чувственного языка в конце рассказа помогут читателям постичь всю глубину смыслов. Например:

    • “Тимур знал, что монстр повержен и уйдет на дно в глубины унитаза, но он стоял и смотрел, как исчезает последнее бурое пятнышко, пока не осталась только чистая и прозрачная вода. Он даже не шелохнулся, пока снова не увидел свое отражение на поверхности воды”.
  3. 3

    Создавайте метафоры для персонажей и целей. Оставляйте читателю подсказки, чтобы он мог строить собственные интерпретации. Людям нравятся рассказы, которые оставляют после себя приятное послевкусие и заставляют шевелить мозгами. Не нужно запутывать сюжет так сильно, чтобы читатель ничего не понял, но используйте образный язык, чтобы избежать очевидности. В переносные значения можно заложить дополнительный интерес и важность рассказа. Например:

    • “Когда Алиса попрощалась и унеслась на мотоцикле, Вениамин ощутил, как она становится воспоминанием, коротким взрывом звука, который постепенно удалялся, вспышкой улетающей ракеты, пока она не уменьшилась до размеров гаснущих огоньков фейерверка, потрясающего видения, которое ему посчастливилось наблюдать вблизи”.
  4. 4

    Выберите яркий образ. Подобно действиям или чувственным описаниям, такой подход особенно полезен для сюжета в рамках рассказа. Подумайте о мысленной картине, которая должна явиться читателю и воплощать в себе саму суть рассказа. Создайте такую картину в конце текста.

  5. Изображение с названием Write a Good Ending to a Story Step 14

    5

    Выделите одну тему. Возможно, вам приходится работать на множеством тем, особенно в книге или историческом эссе. Сосредоточьтесь на конкретной теме и мотиве образов или поступков главного героя, чтобы создать уникальную структуру. Этот подход особенно уместен в рассказах с открытой концовкой.

  6. 6

    Используйте отсылку к моменту. Как и при выделении темы, можно выбрать конкретное действие, событие или эмоциональный момент сюжета, который имеет наибольшую ценность, а затем снова “пережить” его — повторите момент, вернитесь к нему и предайтесь размышлениям или расширьте ситуацию.

  7. Изображение с названием Write a Good Ending to a Story Step 16

    7

    Возвратитесь к началу. Как и в случае с темой или отсылкой, в концовке можно повторить элемент, который был введен в начале рассказа. Прием известен под названием “обрамление” и позволяет придать сюжету особый смысл и форму.[7]

    • Например, если в начале рассказа девушка смотрит на оставшийся кусочек пирога и не хочет полакомиться, то в конце она может рассматривать тот же кусочек (или другой). Она победила в схватке с анорексией и снова радуется жизни.

    Реклама

  1. Изображение с названием Write a Good Ending to a Story Step 17

    1

    Рассмотрите события сюжета, чтобы увидеть взаимосвязь. Помните, что не все действия имеют одинаковую важность или связаны с главной темой. Разные действия и события выражают разные смыслы и темы. Важно, чтобы каждое описанное событие имело отношение к сюжету и концовке. При этом сюжетные линии не всегда завершаются успехом, ведь ваш персонаж может потерпеть неудачу.

    • Например, в “Одиссее” Гомера главный герой Одиссей предпринимает несколько неудачных попыток вернуться домой и по пути сталкивается с разными монстрами. Каждая такая неудача делает сюжет более волнующим и захватывающим, но гораздо важнее оказывается то, что он узнает о себе. Когда Одиссей наконец возвращается домой, его успех становится более весомым из-за количества неудач.
  2. Изображение с названием Write a Good Ending to a Story Step 18

    2

    Задумайтесь: “Что произойдет дальше?”. Иногда мы так взволнованы или разочарованы своим текстом, что забываем главное: любые события и поступки (даже в фантастическом мире) должны следовать логике, законам существования выдуманной вселенной. Часто хорошая концовка — это логический вывод о том, что могло бы произойти в такой ситуации.[8]

    • Концовка должна иметь смысл с учетом предшествующих событий.
  3. Изображение с названием Write a Good Ending to a Story Step 19

    3

    Подумайте: “Почему события развиваются в таком порядке?”. Рассмотрите последовательность событий или действий в рассказе, а затем задумайтесь над неожиданными событиями и поймите логику сюжета.

    • Например, если персонажи искали потерявшегося пса и нашли потайную дверь в волшебный мир, то в конце следует вернуться к собаке. Персонажи могут посетить волшебный мир и найти домашнего любимца.
  4. 4

    Придумывайте варианты и неожиданности. Рассказ не должен быть насколько логичным, чтобы в нем не происходило ничего нового. Подумайте, что произойдет, если немного изменить решения и события, а также обязательно приберегите неожиданные повороты сюжета. Убедитесь, что сюжет содержит достаточное количество внезапных событий или действий.

    • Например, читателям будет скучно следить за персонажем, который просыпается, идет в школу, возвращается домой и ложится спать. Придумайте что-то новое и неожиданное. Например, пусть персонаж найдет под дверью странную посылку со своим именем.
  5. Изображение с названием Write a Good Ending to a Story Step 21

    5

    Сформулируйте вопрос с учетом того, куда вас привел сюжет. Подумайте, что можно узнать из описанных событий, фактов и подробностей. Поразмыслите и напишите о том, чего недостает в рассказе, какие проблемы или опасения не развеяны, какие вопросы возникают при прочтении. Концовка в виде размышления над вопросом предлагает читателю задуматься вместе с автором, а большинство тем (если следовать логике) приведут вас к новым вопросам.

    • Например, какие новые конфликты ожидают персонажей после победы над монстром? Как долго королевство сможет прожить в мире?
  6. Изображение с названием Write a Good Ending to a Story Step 22

    6

    Мыслите как посторонний. Прочитайте реальную или выдуманную историю глазами постороннего и подумайте, что показалось бы логичным человеку, который впервые знакомится с сюжетом. Для автора событие с участием определенного персонажа может казаться особенно захватывающим, но важно помнить, что читатель может наделять важностью совсем другие аспекты. Постарайтесь немного отдалиться от рассказа, чтобы критически оценить текст.

    Реклама

Советы

  • Составляйте план! Перед началом работы всегда продумывайте план. Он станет картой вашего рассказа, а также подскажет, где вы были и куда направляетесь. План — это единственный способ увидеть всю структуру рассказа с одного взгляда, который поможет вам придумать подходящую концовку.
  • Попросите кого-нибудь прочитать ваш рассказ и сообщить свое мнение. Выбирайте человека, ко мнению которого вы относитесь с доверием и уважением.
  • Учитывайте жанр произведения. Историческое эссе будет отличаться от рассказа в жанре ужасов, а сюжет комедийных сценок мало похож на рассказы из туристических журналов.
  • Проверяйте и редактируйте! После завершения работы перечитайте текст и убедитесь, что ваша концовка не имеет логических пробелов или ненужных деталей, которые могут запутать читателя.

Реклама

Об этой статье

Эту страницу просматривали 16 074 раза.

Была ли эта статья полезной?

В этой статье поговорим о том, как распределять силы на «марафонскую» романную дистанцию, чтобы не просто закончить историю, а закончить ее ударно – то есть написать захватывающий финал.

Роман – это затяжной марафон, который иногда укладывается в полгода, а иногда растягивается на несколько лет. И написание имеет свойство изматывать. Причем неважно, сколько времени оно отнимает: два часа в неделю или двенадцать, два месяца или два года, ведь автор вкладывает в историю всего себя – мысли, чувства, ощущения, эмоции, время, с боем отвоеванное у реальности.

Мы часто недосыпаем, меняем посиделки за историей на прогулки и общение с семьей-друзьями, и это часто выходит боком. Мы не наполняемся новыми эмоциями, а лишь отдаем-отдаем-отдаем. И именно перед финишем случается так, что отдавать уже нечего. Эмоции кончились. Недосып мучает. Мозги плохо соображают. Ни одной дельной мысли в голове. И вот сейчас надо написать сильную эмоциональную или экшен-сцену, а хочется лишь спать. И невозможно вспомнить, о чем шла речь в прошлой главе, не говоря уж о сюжете.

Как в таком состоянии увязывать все сюжетные нити? Как найти нужные слова, чтобы передать силу финала? И вроде бы вот он, выход на стадион, и финишная ленточка маячит на горизонте, и так хочется быстрее добежать-дописать, но…

Проблемы долгой работы над книгой

Люди опытные знают трассу, то бишь сюжетный путь истории, и умеют распределять силы по «дистанции», а вот у новичков возникают проблемы. Которые часто приводят к двум закономерным итогам:

1. Заброшенная история – автор, что называется, «не тянет». Не хватает мыслей, чтобы додумать, и эмоциональных сил, чтобы закончить, и роман отодвигается в сторону. Иногда – до лучших времен, а иногда и на всю жизнь.

2. «Слитая» концовка – так хочется закончить, что события в истории торопятся, комкаются. И финал выглядит невразумительно и случается слишком быстро – только что герой еще раздумывал, где искать злодея, и вдруг тот сам появляется, сам натыкается на меч, и добро побеждает.

И первое, и второе – результат перенапряжения и усталости. И с мыслями собраться сложнее, и события середины путаются, и от текста подташнивает… да и от героев – тоже. Да-да, вот они, последние 195 марафонских метров, которые нужно, собравшись с силами и мыслями, героически преодолеть. И желательно, красиво и эпично, чтобы зрители (они же – читатели) восхитились и прослезились, да и медаль (она же – контракт с издательством) зацепить бы…

Как сохранить силы на хорошую концовку романа

1. Отдыхайте в процессе.

Многие боятся даже на пару дней отключиться от работы – боятся потерять нить истории, набранный темп и обретенное вдохновение. Но отдыхать необходимо – и необходимо отключаться. Вернее, ненадолго переключаться, чтобы вернуть голове ясность, а мыслям – легкость. Да, потом опять придется набирать темп, но зато точно будут силы на финал. И в дни отдыха хорошо бы расслабиться – погулять, почитать, заняться другим видом творчества.

А автор данной статьи, отдыхая, перечитывает написанное и ищет неувязки, вспоминает события. А еще я пишу обратный план – чтобы все значимые события, поступки и мысли героя были под рукой.

2. Не требуйте от себя слишком многого.

Да, есть «монстры», которые пишут роман за пару месяцев. Вам тоже так хочется. Всем хочется писать три-четыре книги в год, а не наоборот. Но если сейчас ваша норма – глава в месяц, значит, надо писать главу в месяц. Со временем – и с мастерством – вы, вероятно, дойдете и до романа за полгода. А пока не гонитесь за журавлем в небе, лучше удержите свою синицу.

Сюда же относится безудержное стремление перфекционистов писать сразу идеально и переделывать двадцать раз одну несчастную главу, которая чем-то не нравится. Если вы смутно понимаете, чем, не переписывайте, а перечитывайте и обдумывайте. Если же непонятно, оставьте, как есть. Переписыванием частей роман не закончишь. И идеально сразу не напишешь. Довести до идеала готовое куда проще, чем незаконченное. И спустя время шероховатости и неувязки видны гораздо лучше.

3. Не убегайте в историю от проблем реальности.

Особенно – от тех проблем и дел, которые требуют скорого решения. Когда писатель начинает разрываться между творчеством и, скажем, сессией, это не идет на пользу ни книге, ни экзаменам. И повествование комкается, и билеты не учатся, и человек страшно устает от борьбы с самим собой и обстоятельствами. Лучше отодвинуть – ненадолго! – творчество в сторону и решить проблемы. То же самое касается и каждодневных бытовых дел.

Делу, как известно, время, а потехе – час. А в наших жизненных реалиях творчество, к сожалению, это «потеха». Которой гораздо приятнее и полезнее заниматься тогда, когда никто не стоит над душой, когда не висят несделанные дела.

4. Соблюдайте режим.

На первых порах история, подстегиваемая интересом и вдохновением, помогает автору «гореть» – и писать едва ли не круглосуточно. И усталости нет, и азарт от «бега» зашкаливает, и все режимы летят в трубу. А потом проходит неделя, вторая, у самых выносливых третья… и организм берет свое. Появляются усталость, сонливость, и с мыслями собраться все сложнее (а иногда и не хочется), и работа встает. И история буксует.

Автор данной статьи относится к этой категории одержимых, поэтому знает, о чем говорит. И предупреждает – соблюдаете режим, даже если очень хочется писать до пяти утра. На выходных или в праздники можно это себе позволить, но в будние дни ложитесь спать, как обычно, и высыпайтесь. Берегите силы на главное.

Постоянный интерес к истории – важнейший «источник питания». И каждый раз нужно заканчивать «норму» так, чтобы с утра хотелось продолжить. Чтобы в течение дня в свободное время смаковать придуманные моменты и заряжаться от этого желанием писать. Энергия интереса перебарывает и недосып, и усталость, и подсознательное желание полениться. И дает силы для «финиша».

Сборник Творим без преград

Сборник для писательской практики “Творим без преград”

Для начинающих, продолжающих и опытных авторов, которые столкнулись с преградой в творчестве.

Это не курс, но и не просто сборник теоретических материалов. Здесь к статьям подобраны практические упражнения. Благодаря им книга «Творим без преград» станет подспорьем на всем вашем писательском пути. Чтобы он был долгим и плодотворным.

Купить сборник

Принципы написания хорошего финала

Во-первых, растяните удовольствие – не откладывайте развязку на последние десять страниц. Раздробите ее событийно на две-три главы. Когда читатель всю историю наблюдает за процессом, а тот раз – и заканчивается на пяти последних листах, читатель чувствует себя обманутым.

Как же так, подумаете на месте читателя и вы, обнаружив, что путь героя до цитадели Темного властелина длиной в 350 листов внезапно заканчивается на 355, «а где?..». Где накал от предвкушения битвы? Где решимость победить, несмотря ни на что? Где сумасшедший экшен? Где?..

На развязку должен намекать автор, а не количество оставшихся листов. Когда история очевидно подходит к концу, а в тексте нет и намека на великую битву добра и зла – это плохо. И когда тайны – все десять штук – раскрываются только в конце – это тоже плохо.

Таким образом, во-вторых, не зажимайте информацию. Многие стремятся сделать финал непредсказуемым, плодят тайны, напускают туману и обо всем рассказывают на последних десяти страницах. И на читателя, привыкшего к размеренной середине, обрушивается шквал информации. И ответы теряют свою привлекательность.

Если в истории у вас образовалось, скажем, пять тайн, оцените их по степени важности и интереса, и те, что попроще, раскрывайте в середине, а те, что «повкуснее», – в финале. А лучше остановиться на одной финальной тайне – последней и самой важной, вроде «Люк, я – твой отец» или «Гарри, крыса Рона – это якобы погибший Петтигрю, а я – твой крестный».

В-третьих, решитесь на жертву (или жертвы). Когда герой, побеждая и получая всё, ничего не теряет, это выглядит неправдоподобно. Убьют лучшего друга или родственника, отрежут руку или откусят палец – неважно. Жертва необходима. Но – не ради «переживательности». Жертва должна быть логичной и важной.

И если, например, в битве убивают лучшего друга героя, то потому, что герой лежал без сил, а друг заступился и погиб, и герой, преисполненный горя и желания мести, находит силы вновь поднять меч и победить.

В-четвертых, не забываем о логике. Финал может быть непредсказуемым – и он должен быть непредсказуемым! – но вот нелогичным он быть не должен. В конце должны быть раскрыты все тайны, даны ответы на все вопросы, а жертвы принесены не ради смерти, а осмысленно. И, конечно, должны «выстрелить» все «ружья». Концовка должна быть логичным завершением всей истории – удивительным, непредсказуемым и обязательно логичным.

В-пятых, последней точкой история не кончается. Важно оставить задел на будущее, даже если роман однотомен и продолжений не будет. И читатели любят пофантазировать, представляя, как герои заживут (после того, как выживут), что еще интересного с ними случится. И история, имеющая концом «жили они долго и счастливо», – это «мертвая» история.

Да, по-настоящему живая история не имеет конца – она продолжается и в писателе, и в читателях. И в героях, которые должны жить и за пределами авторского повествования. Не рассказывайте – просто намекните на то, что с ними произойдет после того, как вы поставите последнюю точку и дату.

Концовка – это, как правило, последние две-три главы и эпилог. Последний – по авторскому желанию, и обычно эпилог используется тогда, когда все главные события случились, и нужно спокойно рассказать о том, как герои живут «после».

Варианты финалов романа

1. Открытый конец: тайны разгаданы, все становится ясным и понятным, кроме одного – что конкретно произойдет с героем после того, как он достиг желаемого, разобрался в окружающих загадках и сделал выбор (или почти сделал). Открытый конец предполагает неопределенность в будущем, обрыв действия на важном событии, которое остается незавершенным («Унесенные ветром» М. Митчелл), но при этом явное указание на самое вероятное развитие событий. Например, явное указание на повторение истории, на ее похожее продолжение (Дж. Фаулз «Коллекционер»).

2. «Закрытый» конец: все расставлено по своим местам, никакого простора для фантазии. И желаемого добились, и все для себя поняли, и выбор сделали – и результаты выбора показаны. И жили они долго и счастливо.

3. «Перевертыш»: все не то, чем кажется. Таковы, например, фильмы «Игры разума» или «Остров проклятых». И расследования оказываются глобальным экспериментом, а главный герой – не ведущим в сюжетной игре, а подопытным кроликом.

«Перевертыш» предполагает два-три сюжетных слоя – видимый и незримый, показанный аварскими намеками и подсказками, случайными несоответствиями. К «перевертышам» относятся также истории-сны, когда в конце герой просыпается и понимает, что… Классический пример – «Иван Васильевич меняет профессию».

4. Трагедия: правда – не одна, их несколько, и все противоборствующие стороны по-своему правы. Например, злодей стал таковым, потому что родители (деды) героя лишили его семьи, и он мстит герою, убивая его родню, а герой, не разобравшись, идет убивать злодея. И где она, правда? Чья сторона «правее»? Финал покажет.

5. Взгляд со стороны: таковая концовка историй, где герою – и рассказчику – или суждено погибнуть, или он по разным причинам не желает выкладывать всё. И концовка, объясняющая и дополняющая, пишется от другого действующего лица. Обычно такие финалы показывают историю с другого ракурса и отличаются сухостью, сжатостью, конспектным пересказом ключевых моментов.

И так далее. Однако, повторюсь, любая концовка должна быть логичной и оправданной (не путать с предсказуемостью).

Оправданный финал – тот, когда дочитываешь и понимаешь: все правильно. Страшно, жалко, жутко, но правильно.

И даже в истории-«перевертыше» или мистификации обязательно должны быть логичные намеки на двойное дно и возможность исхода, отличного от тех, что заданы целями и задачами героя.

Что же касается непредсказуемости… Предсказуемость финала – это, прежде всего, шаблонность всего романа. «Пришел, увидел, победил», да. А еще это предсказуемость героя.

Сделайте своего героя живым и непредсказуемым, не бойтесь загонять его в угол и ставить в безвыходные ситуации, помогайте выкручиваться и меняться, делая смелые выводы и неожиданный выбор. И не бойтесь экспериментировать с сюжетом. Изменчивый сюжет, когда шаги героев угадываются, но не все и не до конца, – вот главный залог непредсказуемой концовки.

Удачной работы и побольше сил на «финише», коллеги! 😉

Секреты создания хорошей концовки для вашего романа. Часть 1.

Концовки имеют огромнейшее значение, как в книгах, так и в фильмах. Когда фильм заканчивается, все зрители аплодируют, все довольны и у всех хорошее настроение. Люди выходят из кинотеатра и рассказывают всем про этот фильм. То же самое можно сказать о книгах. Во многом впечатление от книги зависит именно от концовки, от того как вы свели всё к развязке в конце. Должна быть неожиданность, только не что-то несуразное, а то, что увяжется с сюжетом. Сделайте ее убедительно, не разочаровывайте свою аудиторию, иначе о вашей книге будут плохо отзываться. Без хорошей концовки вашу книгу могут не опубликовать издательства.

Книга зависит не только от вас, но еще от читателя, не забывайте об этом. Потому что, когда вы делаете читателя частью книги, вы переходите на другой, более высокий уровень. Представьте, что читатель сидит напротив вас, и вы играете с ним в игру «кошки-мышки». Также важно, чтобы вы с читателем пришли к наибольшему общему знаменателю. То есть если вы хотите написать бестселлер, у вас должен быть общий знаменатель. Ваша история должна понравиться очень большому числу людей, но ваша задача найти наивысший общий знаменатель. Представьте, что перед вами большой любитель триллеров или детективов, постарайтесь заинтересовать его. Если у вас это получится, всем остальным читателям тоже будет интересно.

Что нужно концовке

Я заметил за собой одну закономерность, когда я пишу план, я почти никогда не использую концовку из этого плана. Больше чем в половине случаев я ее меняю, потому что в течение книги слишком много всего произошло, слишком много изменилось. Напряжение нарастало, злодей стал более интересным, с героем могло случиться что-то, чего я не предусмотрел в начале и концовке из плана. Я думаю это происходит частично из-за того что в плане больше логики, чем эмоций. Но, когда я подхожу к концовке, мои эмоции уже зашкаливают, и я хочу чего-то большего, чего-то более эффективного.

В книге не может быть одна логика. В ней должны быть и логика и эмоции. Вы должны что-то чувствовать, особенно это относится к коммерческой литературе. Она должна вызывать эмоции. Если вы напишите трагическую концовку, которую читателю будет сложно принять, и с которой сложно смириться, то она может быть эффектной и выигрышной. Реакция ваших читателей может быть очень эмоциональной: «Поверить не могу, не может быть, боже мой, мне нужно всем рассказать!». «Хеппи Энд» также может быть взрывным, если будет честным, чтобы читатели радовались за героев, как за себя, и для нас это тоже плюс.

Готовьте почву постепенно

Концовки должны быть убедительными, неожиданными, но главное, они должны увязываться с сюжетом в целом. Готовьте почву к тому, что произойдет на протяжении всей книги, читатель должен догадываться, что, что-то случится. Чтобы добиться максимального эффекта, делаете это постепенно. В романе «Медовый месяц», первая глава готовила почву к тому, что произойдет во второй главе. То есть, если бы я не увидел эту красивейшую пару в первой главе, я не был бы так шокирован, когда она вошла в другой дом и к другому мужчине. То есть без первой главы этого не было бы.

Вы можете начать готовить почву в повествовании заблаговременно до того, как это произойдет в книге, например, в конце первой части. Самое главное не спешите, подавайте читателю намеки медленно, создавайте предпосылки для концовки. Имейте в виду, никогда не делайте таких подсказок и намеков, после которых читатель сразу догадается, что будет дальше. Это катастрофа, это конец игры, после этого концовка будет казаться совершенно несуразной.

Рассмотрим вопрос о том, как подготовить почву, не выдав своих секретов и запутать читателя. Есть один хороший приём: сбейте читателя с толку, пусть догадывается, но догадывается неверно. При этом, постарайтесь не путать читателя так, чтобы он сам догадался, от чего вы уходите, потому, что если он догадается, ему это не понравится и это тоже будет очень плохо. Всё зависит ещё и от того, насколько вы понимаете что делаете, и какой эффект это окажет на читателей.

Я уже говорил, я люблю представлять, что сижу напротив собеседника и рассказываю ему свою историю. И я не хочу, чтобы человек встал и ушел пока я не закончу, попробуйте сделать такой же прием. С точки зрения коммерческой литературой, вы играете с читателями в игру и не нужно себя за что-то винить, потому что они сами сели напротив, они сами хотят поиграть с вами в «кошки-мышки», им нужны впечатления, и они вам за это платят. Они платят, чтобы сыграть с вами, но многие критики этого, к сожалению не понимают. Читатели садятся напротив вас, чтобы сыграть в игру с загадками и тайнами. Они хотят угадывать, что случится и почему. Им нужна игра «Кто умнее», им нужна игра на логику. А вы должны играть от себя и вы должны играть лучше или, по крайней мере, не хуже чем они.

Информация подготовлена по материалам основанных на мастер-классе писательского мастерства от Джеймса Паттерсона.

Начиная писать книжку, большинство авторов уже знают, как она закончится. Конечно, по ходу развития сюжета все может поменяться, и итог рукописи окажется несколько иным, чем предполагалось изначально. Но главное, чтобы он произвел на аудиторию нужный эффект, не оставил у читателей чувства неудовлетворенности или недоумения. Поэтому грамотное завершение книги – важнейшая часть работы литератора.

Разновидности книжных финалов

Окончить свое творение можно одним из способов:

  • Придумать открытую концовку. Данный вариант часто предполагает сиквел. Первая книга даже может не достичь кульминации, а только обозначить круг участников действия и наметить основной конфликт. К таким окончаниям прибегают, в первую очередь, авторы фантастики, фэнтези и сказок. Открытое завершение может быть и у литературных трудов, не предполагающих сиквела (триллеры и ужастики, в которых зло оказывается не поймано).
  • Сочинить условно закрытый конец. В таком случае не все моменты проясняются до конца. Основная интрига завершена, но последние страницы написаны так, что может явно или косвенно предполагаться сиквел. Например, девочка-сирота находит новый дом с любящей приемной мамой, но также она хочет узнать о своих биологических родителях. Если писатель решит создать продолжение, ему не придется долго ломать голову над развитием истории – все «крючки» для нового конфликта и интриги уже готовы.
  • Написать закрытый конец, не предполагающий сиквел. Все сюжетные линии завершены, конфликты разрешены, судьбы всех действующих лиц определены и т.д. Подобным образом почти всегда оканчиваются любовные романы и многие литературные работы в жанре реализма. Детективы тоже предполагают закрытое завершение, хотя нередко сквозной сюжет с поисками Самого Главного Злодея продолжается на протяжении нескольких томов.

Часто проза с закрытой концовкой оканчивается эпилогом, в котором подводятся итоги, завершаются главные и второстепенные сюжетные линии, рассказывается, что произошло с героями дальше.

Какие еще бывают финалы

Также книжные концовки могут быть ложными, когда кажется, что интрига разрешилась, будущее всех действующих лиц предельно понятно, злодей повержен и т.п. За мнимым окончанием появляется настоящее, которое может полностью перечеркнуть ложное. Интрига выходит на новый виток, один из персонажей внезапно погибает, подлинный злодей остается на свободе и т.п.

Иногда финал получается неопределенным, подразумевающим множественное толкование. В детективе преступником может быть либо один, либо другой персонаж, и читатель должен сам решить для себя, кто же истинный злодей. Или герой оказывается на перепутье, и о его последующих действиях можно только догадываться. Впрочем, писатели редко вынуждают свою аудиторию додумывать что-либо самостоятельно. Они либо пишут закрытую концовку, либо сочиняют продолжение, проясняющее будущее действующих лиц.

Кроме того, книжка может завершаться возвращением к началу, закольцовывая сюжет и еще раз проговаривая основную мысль, поднятую в первых страницах текста. Обычно такой прием используется в рассказах и небольших повестях, а не объемных романах и многотомных сагах.

Избегайте резкого окончания

Нередко рукопись завершается резко, внезапно. Главная опасность такого хода в том, что окончание может показаться скомканным.

К примеру, персонажи готовятся к полету в космос и строят космический корабль, преодолевая всевозможные внешние и внутренние препятствия. И вот корабль готов, космонавты садятся в него и… все заканчивается.

Сюжет достигает кульминации и тут же заканчивается, словно приключения только-только начинаются, но никто о них не узнает. Завершать так свою работу нежелательно – она оставит у аудитории чувство недосказанности.

Возможные проблемы

Наибольший эффект на читающую публику производят книги с неожиданной концовкой. Это не только детективы, где до последнего скрывается личность преступника, но также рассказы и романы любых других жанров.

Желая поразить аудиторию, многие творцы заканчивают свою рукопись надуманным твистом – резким сюжетным поворотом, меняющим восприятие происходящего в стиле фильмов «Шестое чувство» или «Другие». Но даже если вы придумали самый оригинальный твист в истории литературы, от него лучше отказаться, если он вступает в противоречие с логикой предыдущего текста.

Еще одна проблема начинающих прозаиков – неумение вовремя остановиться. Автор так полюбил своих персонажей, что не хочет с ними расставаться. И финал все откладывается и откладывается, хотя ключевой конфликт уже разрешился. В таком случае стоит оставить задел на продолжение и вернуться к тем же героям с уже новой историей.

Что делать, если история никак не заканчивается

Бывает, что писатель не может завершить рукопись не из-за нежелания прощаться с полюбившимися героями, а потому, что попросту не может сочинить достойный финал. В таком случае надо вернуться к началу вашего творения, вспомнить, о чем собственно оно написано, и какую мысль вы хотите донести до читателя – просто перенести его в другой мир, чему-то научить, заставить о чем-то задуматься? Исходя из основной идеи книжки, и пишите ее окончание.

А еще не лишним будет посмотреть на описанные события глазами ключевых действующих лиц. Как они развивались на протяжении сюжета, кем они в итоге стали, чего достигли? Это тоже поможет придумать для ваших героев подходящий финал.

Не забывайте, что плохой конец – противоречащий логике повествования, скомканный, надуманный или просто-напросто нелепый – может испортить впечатление обо всей книжке. Не разочаруйте своего читателя – умейте логично и вовремя завершить свой текст. А если вы планируете написать целую книжную серию, заканчивайте каждый том так, чтобы публика с нетерпением ждала продолжения – эффектно и в меру драматично.

10 декабря выйдет эл.книга издательства «Эксмо» Тира Видаль «По ту сторону времени» 1 часть трилогии «По спирали движение». Фэнтези. Роман-катастрофа.

Динамичный клиповый роман-катастрофа перенесет вас в глубокий и многослойный мир волшебства и магии, в котором стремительным вихрем закручиваются самые невероятные и опасные события.

Алена Персирваль – рядовой сотрудник риэлторской фирмы берется за новый заказ, не подозревая, в какой водоворот невероятных событий она попадет в первый же день работы. Девушка становится свидетелем гибели двух цивилизаций. И из ничем не примечательной сотрудницы превращается в Повелительницу старинного магического города.

Посланная руководством юридического отдела в далекий таинственный город для оформления документов по переселению работников магического отдела министерства, Алена погружается в таинственный мир волшебства и магии. После гибели древней цивилизации становится Повелительницей города и женой пришельца-инопланетянина с планеты Чкудзо.

Как написать финальную сцену романа?

Заканчиваем произведение так, чтобы читатель отложил книгу и сказал: «Вау!»

Запоминающийся, неожиданный, сильный финал — мечта каждого автора. Хочется, чтобы читатель закрывал книгу и еще несколько часов находился под впечатлением от написанного. Но даже опытные писатели, признанные мастера не всегда справляются с этой задачей. В статье мы вместе с вами разберемся, какие финалы бывают. А в качестве ориентира мы собрали топ-10 книг с сильными завершающими сценами.

Какие бывают финалы?

Наверняка вам известна кольцевая композиция. Этот прием связывает начало и конец произведения, буквально смыкая сюжет в кольцо. Автор ведет нас в ту же точку, где все начиналось. Самый простой и очевидный пример кольцевой композиции — «Золотая рыбка» Александра Пушкина. Герои начали и закончили свой путь у разбитого корыта. А между первой и последней сценой находится история о человеческой жадности и неблагодарности. Похожая ситуация с поэмой Михаила Лермонтова «Мцыри» — юноша заканчивает свои дни в монастыре, откуда пытался сбежать. Но несмотря на то, что он не смог далеко уйти и вернулся обратно, герой стал совсем другим человеком. Он познал свободу, испытал себя на прочность.

Закрытый финал используется автором, если нужно расставить все точки над i. Лучший пример — любой детектив. Давайте вспомним классику, например, приключения Эркюля Пуаро, персонажа Агаты Кристи. В самом конце он распутывал все хитросплетения, раскрывал все тайны и отвечал на все вопросы, которые возникали у читателя.

Открытый финал, наоборот, оставляет нас в недоумении. Что это было? Герой выжил или нет? Они будут вместе или расстанутся? Антагонист узнал шокирующую новость, почему нам не показали, как он отреагирует? Такие вопросы часто возникают у тех, кто прочитал открытый финал. Подробнее о таком способе закончить книгу мы писали в этой статье.

Твист переворачивает происходящие события с ног на голову. В самом конце мы узнаем, что герой — злодей. Или что преступником оказался совсем не тот человек, о котором мы думали. В финале «Тринадцатой сказки» Дианы Сеттерфилд умело используется твист, который мы не будем раскрывать, чтобы не портить вам чтение. Подробнее о том, что такое твист и как его использовать в книгах, читайте здесь.

Топ-10 книг с интересным финалом

Советы авторам

Чтобы собрать эти рекомендации, мы прочитали много статей и прослушали несколько лекций современных писателей. К сожалению, не существует списка правил, который гарантирует вам, что вы напишите гениальный финал романа. Более того, у каждого автора вырабатывается своя манера письма и свой подход к работе, поэтому универсальных рекомендаций не существует. Мы выделим лишь те советы, которые звучали чаще всего.

  • Финал произведения, как и начало книги, часто пишется отдельно от остального текста. У читателей всегда от финала особые ожидания, поэтому автору необходимо тщательно продумать последнюю сцену.

  • Иногда текст складывается не так, как изначально планировался. События меняются, неожиданно появляются новые линии или сходят на нет старые. Автор должен быть готов к тому, что финал придется менять. Но переписывать задуманное психологически сложно. Поэтому не начинайте работу с финальной сцены, как иногда хочется сделать. Этим вы загоните себя в рамки. Готовый финал будет ограничивать вас и вашу фантазию.

  • Сделайте так, чтобы путь ваших героев был для читателя не напрасным. Например, премудрый пискарь из одноименного рассказа Михаила Салтыкова-Щедрина прожил ничтожную жизнь, всех боялся. Герой потратил свое время зря, но для читателей история оказывается не бессмысленной. Мы понимаем, что автор говорит с нами об упущенных возможностях.

  • Хороший финал привносит дополнительный смысл в историю. Помимо сюжетного плана появляется еще один, который поднимает и сам роман, и читателя над ситуацией. Филологи считают, что в «Лолите» Владимир Набоков прописал двойной финал. С одной стороны, Гумберт Губмерт ждет полицейских, которые должны его схватить после совершенного преступления. С другой — он вспоминает сцену после бегства Лолиты. Гумберт наблюдал за детьми вокруг, слышал их смех и тогда понял, что украл детство Лолиты. «…пронзительно-безнадежный ужас состоит не в том, что Лолиты нет рядом со мной, а в том, что голоса ее нет в этом хоре», — пишет автор.

журналист, редактор блога ЛитРес.

Была ли данная статья полезна для Вас?

Другие статьи в нашем блоге:

Добавить комментарий