Как составить план конспект параграфа по обществознанию

Обновлено: 20.05.2023

Э-эм, а нужно ввести какой-то конспект во время подготовки к экзамену? Вполне вероятно, что ты задался таким вопросом. Тогда мы точно должны постараться развеять твои сомнения. Да, абитуриентам необязательно вести записи, но хороший конспект способен упростить жизнь во время подготовки и косвенно улучшить результаты экзаменов. Разберёмся, как лучше конспектировать и зачем вообще это нужно.

Зачем вести конспекты

Времени перед экзаменами и так в обрез, а ещё какие-то конспекты… Кажется, что не стоит тратить драгоценные минуты на переписывание в тетрадь того, что есть в учебнике. Но это не так.

Конспектирование — это способ запоминания

Рука пишет, мозг запоминает. Конспекты помогают перенести знания из кратковременной и оперативной памяти в долговременную — самую надёжную. Средняя длительность кратковременной памяти — 20 секунд, в оперативной памяти данные хранятся до нескольких дней, а в долговременной — в течении неограниченного срока. Визуализация информации, то есть конспект, — один из проверенных способов запоминания.

Схемы, таблицы, списки — то, что любит наш мозг

Конспект — это не слепо переписанный текст, а структурированная информация, которая проще воспринимается и запоминается. Поэтому пожалей свой мозг и давай ему больше табличек и прочей упорядоченной информации, не превращай записи в подобие древнего китайского свитка. Тренируйся выделять главное, это ценный навык.

Освежить знания быстро и без страданий

С конспектом не нужно каждый раз лезть в оглавление учебника, судорожно пролистывать страницы и злиться, что не можешь найти нужную формулу по математике или историческую дату . Ведь вся основная информация уже записана в одну тетрадь. Открыли, повторили, идём дальше. Плюс конспект — штука компактная, с ним повторять нужный предмет намного удобнее, особенно перед самим ЦТ.

ы

Думаем, справедливо отнести к конспектированию и карточки (например, для изучения иностранного языка ). Очень удобный способ держать всё нужное в памяти

Поля в тетради — не просто полоски

Подготовка к экзаменам — это всегда работа с несколькими источниками, только так можно охватить нужный объём информации и получить результат на экзамене. И логично, что придётся постоянно что-то дописывать в конспект. Для этого удобно иметь в тетради поля, где будет собираться дополнительная информация по каждой теме.

Тренировка к университету

Не то чтобы тебе понадобятся эти конспекты на парах в универе, нет. Но зато ты подготовишь свой мозг и руки к тому, чтобы на долгих лекциях без проблем выбирать необходимую для записи информацию. Это точно пригодится будущей версии тебя.

Советы, как правильно вести конспект

По правде, правильного способа вести конспект нет. Есть разные подходы, и нельзя сказать, что вот так хорошо, а вот так плохо. Каждый абитуриент выбирает свой стиль ведения конспекта. Мы уже как-то писали об эффективных правилах ведения конспекта , но ещё раз остановимся на самом важном.

Делай компактные записи

Помни о том, что конспект должен быть максимально лаконичным и притом насыщенным. Не пиши слишком большими буквами, делай сокращения, старайся размещать таблицы и схемы на одной странице, а не переносить их. Можешь взять для этого тетрадь формата А4 — так перед глазами будет достаточно большой объём информации.

Конспект — не раскраска

Убери телефон и выключи компьютер

Чтобы не было скучно, хочется включить на фон какую-то музычку, сериал, или же параллельно листать ленту в Instagram или TikTok. Ну да, это ведь поощрение за старания! Но так дело только застопорится, ты будешь писать конспект до скончания века, ещё и составишь его некачественно. Поэтому отложи лишние вещи в сторону.

Конспект необязательно вести от руки, но…

При желании конспекты можно вести в электронном виде. Для этого отлично подойдут облачные сервисы вроде Evernote, OneNote, Google Drive. Так будет проще дополнять записи, исправлять их, структурировать. Но всё равно электронный конспект — опасная авантюра, так как есть риск записать всё, но ничего не запомнить. Принстонский университет провёл исследование , в ходе которого оказалось, что студенты, которые конспектировали лекции от руки, написали тест по этим материалам лучше, чем те, кто делал записи на ноутбуке. В среднем они набрали в два раза больше баллов! Делай выводы.

ы

Необязательно выбирать что-то одно. Какие-то записи можно делать в тетради, а какие-то — в электронном формате

Уделяй проблемным темам особое внимание

Подготовка к ЦТ или ЕГЭ — не только теория, но и практика. И часто случается, что именно решая тесты, мы нащупываем свои слабые места. Делай работу над ошибками и более тщательно конспектируй проблемные темы. Особенно то, что вечно забываешь.

Перечитывай свой конспект

Было бы круто, если бы всё, что мы записывали в конспект, сразу записывалось на жесткий диск в голове, правда? Но раз уж это не так, придётся ещё много раз перечитывать записи, чтобы они прочно осели в памяти. Поэтому не ленись лишний раз освежить память.

А вот теперь настало чудесное время применить советы на практике! Сделай свой конспект полезным, чтобы эффективно повторять предметы и набрать на выпускном экзамене больше баллов.

Спасибо, что дочитал до конца. Мы рады, что были полезны. Чтобы получить больше информации, посмотри ещё:

Выберите удобный метод и повысьте эффективность занятий.

Для чего нужен конспект? Конспектирование — отличная возможность систематизировать знания и запомнить самую важную информацию на уроке, вебинаре или при подготовке доклада. В этой статье мы поговорим о том, как составлять конспекты, используя различные методы.

Что такое конспект

Конспектирование это процесс осмысленной переработки текста, аудио- и видеоматериала с целью улучшить запоминание информации. Написание конспекта позволяет выделить смысловые части, зафиксировать ключевые идеи, выявить закономерности и систематизировать информацию. Конспекты составляются в виде тезисов, выписок, вопросов, в сжатом виде отражающих и уточняющих необходимую информацию.

Виды конспектов

Ведение конспектов существенно облегчает усвоение учебного материала. Выделяют несколько видов конспектов:

  • Плановый конспект строится на основе плана, информация в конспекте раскрывает каждый его пункт.
  • Конспект-схема помогает за счёт схем сформировать логические связи.
  • Текстуальный конспект состоит из цитат, логически связанных между собой.
  • Свободный конспект содержит выписки, тезисы, цитаты.
  • Тематический конспект раскрывает определённую тему, например, отражает хронологию событий.

Методы конспектирования

Существует несколько методов конспектирования, которые подразумевают под собой способы записи конспектов. Остановимся подробнее на самых популярных и эффективных методах конспектирования.

Метод Корнелла

Метод конспектирования Корнелла

В середине прошлого века профессор Корнелльского университета Вальтер Паук разработал метод конспектирования, ставший впоследствии суперпопулярным у студентов. Он так и называется — метод Корнелла.

Когда полезен

Для обработки больших объёмов информации, например, на продолжительных и информативных вебинарах.

Предметы

  • история,
  • обществознание,
  • литература,
  • русский язык,
  • биология,
  • химия,
  • география.

Как использовать этот метод конспектирования:

  • Возьмите лист А4 или обычный тетрадный лист. Проведите две горизонтальные линии: одну вверху (там будет дата и заголовок), вторую — внизу, чтобы под ней можно было записать 5-6 предложений, суммирующих содержание конспекта на этой странице.
  • Затем проведите вертикальную линию и разделите середину листа на две части. Правая колонка должна быть в два раза шире левой.
  • Во время вебинара в правую широкую колонку нужно записывать основные сведения, которые сообщает учитель. Между предложениями лучше оставлять немного пустого пространства, чтобы была возможность в них ещё что-то дописать. После занятия в левую колонку перенесите всю самую важную информацию: правила, формулы, даты, имена.
  • В течение суток после урока заполните нижнее поле, там нужно записать краткое резюме всей лекции.

Методы конспектирования

Метод боксов

Метод боксов при оформлении конспектов

Этот метод составления конспектов схож с предыдущими, но суть в том, чтобы заключать каждый блок темы в небольшие квадраты. Так проще воспринимать информацию, поскольку фокусируешься только на выделенном аспекте темы. Факты не путаются между собой, их легче запомнить.

Когда полезен:

  • при изучении иностранных слов, дат, биографий исторических личностей;
  • для сопоставления нескольких понятий.

Предметы:

  • история,
  • обществознание,
  • литература,
  • русский язык,
  • английский язык.

Как использовать:

Метод нумерации

Суть этого вида конспектирования заключается в том, чтобы присваивать порядковый номер каждой записываемой мысли. При этом тренируется лаконичность и чёткость мышления, а в конспекте потом легко ориентироваться.

Когда полезен метод

Для записывания длинных лекций, особенно если преподаватель порой перескакивает с одной мысли на другую.

Предметы:

  • история,
  • обществознание,
  • литература,
  • русский язык,
  • английский язык,
  • химия,
  • биология,
  • география,
  • геометрия,
  • физика.

Как использовать:

Метод таблиц

Таблицы — это очень наглядно. Их можно использовать не только на истории, но и на других уроках.

Когда полезен:

  • при рассмотрении тем с одинаковыми критериями,
  • при конспектировании большого количества фактов,
  • чтобы свести несколько элементов в одну систему,
  • чтобы разобраться в плюсах и минусах чего-либо.

Предметы:

  • история,
  • обществознание,
  • литература,
  • русский язык,
  • английский язык,
  • биология,
  • география.

Как использовать этот метод написания конспекта:

  • Возьмите тетрадный лист или лист А4 и, расположив его горизонтально, начертите нужное количество столбцов. При вертикальном расположении листа колонки могут получиться слишком узкими, будет неудобно писать.
  • Изучая те или иные темы, вносите данные в соответствующие столбцы.
  • Когда таблица будет готова, отложите конспект на несколько часов, а потом вновь обзорно взгляните на него. Сравните факты и понятия, отметьте сходства и различия, плюсы и минусы, проанализируйте связи.

Метод индексов

Стрелочки, рамки, схемы, таблицы, графики, рисунки и прочие визуальные средства — прекрасные помощники в понимании связей и запоминании ключевых понятий. Используйте их при оформлении конспектов.

Можно вкраплять их в текст или ставить на полях для привлечения внимания. Например, если преподаватель продиктовал незнакомое понятие и не дал определение, можно поставить рядом яркий значок, чтобы потом разобраться с новым термином.

Когда полезен

Когда нужно записывать быстро, но при этом структурировать информацию.

Предметы:

  • история,
  • обществознание,
  • литература,
  • русский язык,
  • английский язык,
  • химия,
  • биология,
  • география,
  • геометрия,
  • физика,
  • информатика.

Как конспектировать методом индексов:

Метод ментальных карт

Метод ментальных карт при написании конспектов

Карта мыслей, на первый взгляд, кажется гораздо сложнее и запутаннее обычного конспекта. В ней ключевая идея находится в центре, а от неё тянутся ветки мыслей и объяснений. Но на самом деле она намного эффективнее: во время составления и отрисовки ментальной карты вы пропускаете информацию через себя и лучше её запоминаете.

Когда полезен:

  • для разбора больших сложных тем,
  • для анализа литературных произведений,
  • при написании эссе,
  • в подготовке докладов.

Предметы:

  • история,
  • обществознание,
  • литература,
  • русский язык,
  • английский язык,
  • биология,
  • география.

Как использовать этот метод ведения конспектов:

  • В центре карты напишите главную мысль. От неё проведите несколько линий и отметьте все ключевые идеи, относящиеся к теме. На эти ветки добавляйте новые пункты, раскрывающие предыдущие, и так далее.
  • Пишите кратко и старайтесь не расширять карту дальше четвёртого уровня. Объединяйте темы из разных веток, добавляйте заметки и идеи. Делайте всё, чтобы не только удобно расположить мысли на карте, но и заставить её работать на вас.

Инструкции по составлению карты мыслей у нас посвящена отдельная статья. Обязательно прочтите и используйте этот эффективный метод создания конспектов!

Надеемся, что наша статья была для вас полезна, и вы поняли основные правила конспектирования. Использование конспектов существенно облегчит ваше обучение и поможет лучше запоминать материал по разным предметам. Теперь вы знаете, как правильно писать конспекты, и сможете успешно применять в учёбе самые эффективные методы конспектирования.

Записали!
Скоро с вами свяжется консультант, расскажет об обучении в нашей онлайн-школе.
Проверьте вашу электронную почту — там письмо о том, что стоит сделать перед консультацией.

Записали!
Скоро с вами свяжется консультант, расскажет об обучении в нашей онлайн-школе.
Проверьте вашу электронную почту — там письмо о том, что стоит сделать перед консультацией.

Записали!
Скоро с вами свяжется консультант, расскажет об обучении в нашей онлайн-школе.
Проверьте вашу электронную почту — там письмо о том, что стоит сделать перед консультацией.

У нас вы сможете учиться в удобном темпе, делать упор на любимые предметы и общаться со сверстниками по всему миру.

Обществознание — комплекс дисциплин, объектом исследования которых являются различные стороны жизни общества. Как учебный предмет оно включает в себя основы общественных наук (философии, социологии, социальной психологии, правоведения, экономики, политологии и др.) и сосредотачивается на специальных знаниях, необходимых для эффективного решения наиболее типичных проблем в социальной, экономической, политической, духовной сферах жизни. Оглавление представлено в соответствии с кодификатором ОГЭ по обществознанию

1. Человек и общество

2. Сфера духовной жизни

3. Экономика

4. Социальная сфера

5. Политика

6. Право

Обществoзнание — сводный учебный курс, содержащий основные выводы современных наук об обществе, о законах его развития, о человеке.

Обществознание

Философия — наука о наиболее общих законах развития природы, общества и мышления.
Социология — наука о человеческом обществе, его структуре, законах его развития, о поведении людей.
Этика — наука о морали, ее происхождении, развитии, принципах, нормах и роли в обществе.
Психология — наука о закономерностях развития и функционировании психики, о ее влиянии на жизнедеятельность.
Экономика — наука, изучающая рациональное (эффективное) поведение людей в процессе производства, распределения и потребления благ.
Этнология — наука о составе, происхождении, расселении народов мира.
Политология — наука о политике, о политической власти, о политической деятельности.
Эстетика — наука о прекрасном в действительности, о законах красоты и восприятии ее человеком.
Культурология — наука о культуре, закономерностях ее развития, о ее влиянии на сферы жизни общества.
Педагогика — наука о воспитательных отношениях, о воспитании человека.
История — наука о развитии человечества, его прошлом, настоящем и будущем.

Источники идей и источники цитат для конспектов по обществознанию:

(с) Цитаты из вышеуказанных учебных пособий использованы на сайте в незначительных объемах, исключительно в учебных и информационных целях (пп. 1 п. 1 ст. 1274 ГК РФ).

ГОРА | Обществознание ЕГЭ 2022

Подборка конспектов по всем темам

⚡

Здесь указано только время создания поста. Конспекты актуальны для ЕГЭ 2022 и постоянно обновляются

* любые другие версии конспектов неактуальны для ЕГЭ

Основные источники
— учебники Боголюбова (базовый уровень 10 —11 кл)
— учебники Котовой, Лисковой (6 — 11 кл)
— книги Котовой, Лисковой (триактивы 8 — 11 кл, серия Сдам ЕГЭ)

ГОРА | Обществознание ЕГЭ 2022

⚡

Обновлено в октябре 2021

✅

ЧЕЛОВЕК И ОБЩЕСТВО

• тема 1.1 Природное и общественное в человеке
• тема 1.2 Мировоззрение, его виды и формы
• тема 1.3 Познание, виды знаний
• тема 1.4 Понятие истины, ее критерии
• тема 1.5 Мышление и деятельность
• тема 1.6 Потребности и интересы
• тема 1.7 Свобода, необходимость и ответственность
• тема 1.8 Общество как система (элементы и подсистемы)
• тема 1.9 Основные институты общества
• тема 1.10 Культура, ее формы и разновидности

ГОРА | Обществознание ЕГЭ 2022

⚡ Обновлено в октябре 2021

• тема 1.11 Наука и научное познание
• тема 1.12 Образование, его значение для личности и общества
• тема 1.13 Религия
• тема 1.14 Искусство
• тема 1.15 Мораль
• тема 1.16 Общественный прогресс
• тема 1.17 Типы обществ
• тема 1.18 Глобализация и глобальные проблемы

ГОРА | Обществознание ЕГЭ 2022

⚡

Обновлено в феврале 2021

✅

ЭКОНОМИКА

• тема 2.1 Экономика и экономическая наука
• тема 2.2 Факторы производства и факторные доходы
• тема 2.3 Экономические системы
• тема 2.4 Рынок и конкуренция
• тема 2.4 Спрос, предложение и их графики
• тема 2.5, 2.7 Фирма в экономике, предпринимательство
• тема 2.6 Финансовые институты, банковская система
• тема 2.8 Ценные бумаги

ГОРА | Обществознание ЕГЭ 2022

⚡ Обновлено в феврале 2021

• тема 2.9 Рынок труда, безработица
• тема 2.10 Виды, причины и последствия инфляции
• тема 2.11 Экономический рост и развитие
• тема 2.12 Роль государства в экономике
• тема 2.13 Налоги
• тема 2.14 Государственный бюджет
• тема 2.15 Мировая экономика
• тема 2.16 Рациональное экономическое поведение

ГОРА | Обществознание ЕГЭ 2022

⚡

Обновлено в октябре 2021

✅

СОЦИАЛЬНЫЕ ОТНОШЕНИЯ

• тема 3.1 Социальная стратификация и мобильность
• тема 3.2 Социальная роль и статус
• тема 3.3 Молодежь как социальная группа
• тема 3.4 Этнические общности
• тема 3.5 Межнациональные отношения, этносоциальные конфликты
• тема 3.6 Конституционные основы национальной политики РФ
• тема 3.7 Социальный конфликт

ГОРА | Обществознание ЕГЭ 2022

⚡

Обновлено в октябре 2021

• тема 3.8 Виды социальных норм
• тема 3.9 Социальный контроль
• тема 3.10 Семья и брак
• тема 3.11 Отклоняющееся поведение и его типы
• тема 3.12 Социальная роль и статус
• тема 3.13 Социализация индивида

ГОРА | Обществознание ЕГЭ 2022

⚡ Обновлено в марте 2021

• тема 4.1 Понятие власти
• тема 4.2 Государство, его функции
• тема 4.3 Политическая система
• тема 4.4, 4.5 Политические режимы, демократия
• тема 4.6 Гражданское общество и государство
• тема 4.7 Политическая элита

ГОРА | Обществознание ЕГЭ 2022

⚡

Обновлено в марте 2021

• тема 4.8 Политические партии и движения
• тема 4.9 СМИ в политической системе общества
• тема 4.10, 4.12 Избирательная кампания в РФ, политическое участие
• тема 4.11 Политический процесс
• тема 4.13 Политическое лидерство
• тема 4.14 Органы государственной власти РФ (по Конституции 2020 )
• тема 4.15 Федеративное устройство РФ (по Конституции 2020 )
• тема 4.16 Политическое сознание, культура и поведение

ГОРА | Обществознание ЕГЭ 2022

⚡ Обновлено в октябре 2021

• тема 5.1 Право в системе социальных норм
• тема 5.2 Система российского права, законотворческий процесс в РФ
• тема 5.3 Понятие и виды юридической ответственности
• тема 5.4 Конституция РФ. Основы конституционного строя РФ
• тема 5.4 Права и свободы в Конституции РФ
• тема 5.5 ❗ конспекта нет, вся нужная информация в теме 4.15
• тема 5.6 Субъекты гражданского права
• тема 5.7 Организационно-правовые формы предпринимательства
• тема 5.8 Имущественные и неимущественные права
• тема 5.9 Трудовое право
• тема 5.10 Семейное право

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект по обществознанию в 7 кл “Корыстные преступления”

На уроке рассматриваются виды преступлений против собственности и ответственности за них. Цель урока:предупредить об ответственности за преступное посягательство на чужую собственность.

План-конспект по обществознанию в 7 кл “Что такое вина”
Конспект урока обществознания “Мы – многонациональный народ”, 6 класс

Цель урока выяснить какое значение имеет многонациональный состав Российской Федерации для её граждан, для государства. .

Конспект урока обществознания “Конституция России”

Данный урок проводился в 9 классе. В ходе урока учащиеся знакомятся с текстом Конституции нашей страны, анализируют ее статьи, учатся высказывать собсвенную точку зрения.

план-конспект урока обществознания в 6 классе. Практикум по теме: “Школа” УМК Л.Н. Боголюбова

Урок обществознания в 6 классе по УМК Боголюбова Л.Н. – практикум по теме “Школа”. Цель: О – усвоение знаний, необходимых для социальной адаптации; применение полученных знаний на практике; поиск.

Читайте также:

      

  • Конспект урока семейные традиции сбо 9 класс
  •   

  • Методы обследования в клинике ортопедической стоматологии статические и функциональные конспект
  •   

  • Конспект урока что такое река
  •   

  • Конспект занятия по лепке во второй младшей группе тема мебель
  •   

  • Конспект занятия по звуковой культуре речи в старшей группе волшебный мир звуков

Хороший конспект – палочка-выручалочка для любого студента. Он незаменим при подготовке к докладу, семинару или зачетам и экзаменам, когда надо быстро восстановить в памяти всё изученное в течение семестра или в рамках модуля. Существует множество вариантов ведения записей, план-конспект – один из наиболее эффективных способов работы с литературой.

Что такое конспект-план

План-конспект – это краткий пересказ прочитанного, сделанный в форме плана. Его отличают лаконичность, высокая скорость и простота составления. В результате из текста выбирается главное, информация четко структурируется, а запоминание большей части материала происходит еще на этапе знакомства с ним.

План-конспект незаменим, когда необходимо быстро и эффективно подготовиться к докладу или выступлению.

Чаще всего его используют в изучении и преподавании гуманитарных дисциплин.

Как составлять

В основе такого конспекта лежит план, который нередко предлагается преподавателем как список вопросов по теме или составляется студентом самостоятельно после прочтения текста. В процессе работы каждый пункт «обрастает» важными подробностями, превращаясь в связный текст.

Основные этапы составления плана-конспекта:

  • Конспектвнимательно прочитать материал;
  • определить основную идею, выделить ключевые моменты;
  • составить сложный план;
  • кратко, но информативно расширить каждый из пунктов;
  • подытожить прочитанное.

При составлении плана-конспекта можно использовать цветные ручки и выделительные маркеры, делать таблицы или рисовать схемы, чтобы наглядно представить взаимосвязь между основными и второстепенными понятиями, блоками информации.

Главное правило написания конспекта-плана – последовательность изложения и соблюдение логической структуры.

Между заголовками и пунктами надо оставлять достаточно свободного пространства, чтобы при необходимости можно было легко сделать пометки, добавить свежую информацию.

В идеале названия рубрик и разделов должны формулироваться так, чтобы пробежавшись по ним взглядом, можно было не только получить полное представление о вопросе, который раскрывается в конспекте-плане, но и найти на него ответ.

Пример:

Причины Первой мировой войны

  1. Пример конспектаОтношения ведущих государств Европы и России в конце 19 – начале 20 века.
  2. Формирование военно-политических блоков:
    • Антанта.
    • Тройственный союз.
  3. Экспансионистские планы Германской империи.
  4. Предпосылки к усилению националистической пропаганды:
    • Объединение Германии.
    • Победа над Францией в 1871 г.
    • «Прыжок пантеры» и попытка колониальной экспансии.
    • Планы экспансии в отношении европейских соседей и России.
    • План фон Шлиффена.
  5. Повод к войне.
    • Убийство в Сараево.
    • Ультиматум Австро-Венгрии.

Пример плана-конспекта

В качестве образца составления плана-конспекта можно использовать заготовки для работы со статьей по истории на тему «Возникновение письменности». Вначале после проработки материала получается костяк:

  1. Конспект-планаВажность письменности для человечества.
  2. Государства, в которых впервые появилось письмо.
  3. Развитие в средние века.
  4. Значение для науки.
  5. Письменность в современном обществе.
  6. Выводы.

В процессе работы полученные пункты становятся подзаголовками и обрастают материалом, раскрывающим их суть. Например:

  1. Важность…
    • Формирование потребности в письменной передаче сведений.
    • Причины, обусловившие возникновение письменности…
    • Наскальные рисунки.
    • Первые попытки зафиксировать сообщения предприняли…
    • Пиктограммы.
    • Предметное письмо (слова-рисунки).
    • Кипу.
  2. Государства…
    • Шумер.
    • Египет.
    • Китай.

И так – до полного заполнения подзаголовков соответствующей информацией.

Освоение техники составления плана-конспекта позволяет отточить мастерство и эффективность самостоятельной работы с текстом, уменьшить потери времени и сил на подготовку к занятиям.

Мы знаем, как нелегко написать диссертацию самому. Поэтому нередко используют копирайт текста. Чтобы программма проверки на уникальность не обнаружила заимствований, можно воспользоваться сервисом Анти-антиплагиат. Мы обрабатываем документы через программу Антиплагиат Киллер, которая не изменяя текста, увеличивает процент оригинальности до 90-95%. Услуга предоставляется без предоплаты. Поэтому при получении документа вы сможете сначала убедиться в повышении уникальности и в нашей честности перед тем, как оплатить заказ. 
Также мы поможем оформить работу по требованиям ГОСТ онлайн. Вы сможете пройти нормоконтроль с первого раза без ошибок.

Содержание

  1. Что такое конспект?
  2. Какой объем должен иметь конспект?
  3. Основные требования при написании конспекта
  4. Виды конспектов
  5. Как составить конспект – общие рекомендации
  6. Как составить конспект по различным видам текста
  • Как правильно сделать конспект по лекциям?
  • Как правильно конспектировать статьи
  • Как сделать конспект по книге
  • Как написать конспект по параграфу
  • Как составить конспект по учебникам
  1. Главные ошибки при составлении конспекта
  2. Нужно ли проверять конспект на Антиплагиат?
  3. Как повысить уникальность конспекта

01 Что такое конспект?

Конспект – это текст, который студент пишет, сокращая чужой. Он представляет собой запись, включающую выписки, тезисы, схемы, планы. Связующей основой становится логическая цепочка, которая соединяет все сокращения и все части записей.

Студентов начинают учить готовить конспекты правильно с первого курса. Обычно преподаватель предоставляет краткий план на учебное занятие, какие темы и микротемы будут рассмотрены на паре; затем называет литературу, которую можно и нужно изучить самостоятельно.

После 5 минут настраивания на рабочее настроение, лектор читает своей урок, а студенты должны выделять ключевые фразы и слова и добавлять из в свои записи.

Только с опытом приходит навык записывать под диктовку большой объем текста. Также со временем у студента появляются свои собственные сокращения слов, которые появляются слишком часто.

Сокращения подсказывает преподаватель перед началом курса. Так проще держать ритм лектору и быстрее записывать учащимся.

К сожалению, у первокурсников не всегда находится добрый преподаватель, который будет так заботлив, что научит студентов правильно готовить записи. Поэтому многим приходится самостоятельно по опыту выяснять, как составлять конспекты.

Лайфхак
Если вы студент, то рано или поздно вам может понадобиться повышение уникальности текста. На нашем сервисе вы сможете не только увеличить процент уникальности, но и проверить свою работу на плагиат через преподавательскую систему. 
Для поднятия уровня оригинальности мы используем программу Антиплагиат Киллер. Она обрабатывает документ, шифрует файл, не изменяя слов и порядка в предложениях, и выдает 90% процент уникальности. Мы предоставляем услуг по принципу – сначала вы проверяете готову работу на повышение, а затем мы присылаем чек на оплату. 
Также вы сможете заказать оформление любой работы по требованиям ГОСТ или по методичке. Поможем быстро и эффективно. 

Проверить уникальность

Повысить уникальность

Оформить работу по ГОСТУ

Что такое конспект

02 Какой объем должен иметь конспект?

Объем конспекта не имеет четких границ. Существует несколько факторов, которые влияют на объем.

Начинается все со скорости написания текста. У кого-то почерк мелкий, у кого-то широкий. Одни могут записывать почти все слова под диктовку и не уставать, другие теряются в потоке речи и цепляют только ключевые слова.

Также существует соотношение объема конспекта и исходного источника, например, учебника или речи лектора.

При составлении конспекта ориентироваться на объем явно не стоит. А вот на что надо полагаться – расскажем дальше.

03 Основные требования при написании конспекта

Основными требованиями при написании конспекта выступают внимательность, погружение в текст и умение вычленять самое главное из потока слов и фраз.

Каждому студенту нужно научиться распределять свою энергию на выполнение всего конспекта.

К примеру, если на первой паре учащийся будет записывать практически каждое слово за лектором, то он израсходует всю энергию за 2-3 пары. К началу 4 пары рука уже будет отваливаться, желания что-либо писать уйдет, вместо ясных и понятных записей в тетради появятся кружочки и фигурки.

Вот основные положения, которые помогут научиться писать конспект правильно:

Нужно сохранять силы и распределять нагрузку между парами. Для этого не надо стараться записывать каждое слово преподавателя. Нужно отбирать наиболее важные моменты, которые включают в себе основной смысл.

Почерк должен всегда сохраняться ровным и понятным для чтения. Если какие-то пропуски в предложениях и словах еще можно восстановить, то ломанный почерк потратит все ваши усилия и время в пустоту.

Между тезисами и выписками должна сохраняться логическая связь. Весь конспект должен иметь смысловую целостность. Если логическая цепочка будет нарушена, то связь всех элементов останется бессмысленно.

требования при написании конспекта

Чтобы составить конспект, достаточно применить пару техник.

  • Майнд-карты. На листе тетради по центру размещается тема работы. Она обводится кружочком. К ядру присоединяются определенные блоки, которые содержат ключевую информацию по теме. Это могут быть рисунки, слова, идеи, ассоциации и т.д.
  • Метод Корнелла. Еще одна техника, которая поможет записывать только нужное и важное.

Разделите текст на три блока. Для начала внизу отделите одну пятую часть по горизонтали. Затем верхний блок разделите по вертикали. Причем левый столбец должен быть гораздо меньше, чем правый. 

В правом блоке ведутся привычные записи лекций, куда сводится основная информация. В левом столбце уже после завершения написания конспект выводятся ключевые слова и идеи. Последний нижний столбец необходим для подведения сжатой мысли всего конспекта.

Это поможет вам восстановить всю информацию из памяти по многочисленным напоминаниям.  К тому же вам не удастся навсегда забыть основную идею, ведь ее вы будете переписывать и обрабатывать несколько раз.

Метод Корнелла заключается в том, что вся техника должна проводится в течение 24 часов с завершения написания текста в правой колонке. Для удобства лучше использовать тетрадь формата А4.

  • Конспекты по теме можно скачать из интернета. Существуют готовые варианты по самым распространенным темам. Однако необходимо помнить, что любую студенческую работу проверяют на уникальность. Чтобы пройти проверку на антиплагиат, нужно воспользоваться специальными способами повышения уникальности. Бесплатные методы подходят для тех, кто может позволить себе потратить некоторое время на доработку текста.

Если у вас нет времени самостоятельно исправлять конспект, то воспользуйтесь нашим сервисом анти-антиплагиат.рф. Мы поможем вам поднять процент оригинальности до 80-90% всего за пару минут. Также вы сможете проверить свою работу на уникальность через преподавательскую программу Антиплагиат ВУЗ. Нажимайте на кнопки для перехода на страницы заказа.

Итак, мы рассмотрели основные требования и методики для того, чтобы составить конспект быстро и правильно. Теперь рассмотрим, какие виды написания конспекта существуют.

04 Виды конспектов

Виды конспектов

Виды конспектов бывают разными. Они отличаются по структуре, по объему, а также по технике написания.

  • План-конспект. Это наиболее классический вариант составления конспектов. Мы уже представляли его в самом начале. Сперва дается общий план. Он может включать около 4-5 позиций. Каждая строчка должна раскрываться в основном содержании. Таким образом, у вас получается объемный текст, наполненный ключевым смыслом.
  • Схематический план. Это конспект, который представляет собой определенную структуру. Она включает вопросы, которые соединяются друг с другом по смыслу. Под каждым вопросом ставится несколько определенных ответов. Это помогает связывать весь текст краткими предложениями и выписками.
  • Текстуальный конспект – это вариант, который отлично подходит для работы с книгами. Вам нужно выписывать как можно чаще цитаты. Наполнить текст между цитатами можно тезисами и терминами.
  • Тематический конспект. Этот вид конспекта заключается в том, что вы рассматриваете определенный вопрос с помощью разных источников. Вам нужно кратко перефразировать основные мысли и идеи, которые представляют разные точки зрения исследователей на проблемы. Это поможет охватить всю картину в целом и захватить как можно больше информации.
  • Свободный конспект. Проще говоря, это запись под диктовку лектора. Некоторые студенты вместо слов используют рисунки или другие знаки, которые для них передают больше информации. Можно использовать разные методы в комплексе: тезисы, выписки, план, цитаты и т.д. Это наиболее тяжелая работа, но студенты к ней быстрее привыкают, чем к систематичным видам конспектирования.

Мы рассмотрели разные варианты, как составлять конспект по теме. Давайте рассмотрим, к каким видам текста подходит тот или иной вариант конспектирования.

05 Как составить конспект – общие рекомендации

В общие рекомендации, как составить конспект, входят такие положения

  • Нужно ознакомиться с материалом, по которому будет вестись конспектирование. Если вы работаете с учебником, то это вполне возможный вариант. В случае с лекциями – преподаватель должен всегда 5 минут с начала пары посвящать краткому обзору темы, о чем будет говориться на паре.
  • Составить план или структуру работы. Это поможет представить готовый «скелет» конспекта. Также в случае с записью преподавательских лекций нужно вначале попросить лектора представить план.
  • Выписывайте как можно чаще цитаты и тезисы. Они помогут вам вернуть память и вспомнить цепочку мысли.
  • Не начинайте писать в конспект каждое слово преподавателя под диктовку. Дослушайте предложение до конца и только потом запишите ключевое слово или тезис.
  • Преподаватель специально вставляет небольшие комментарии, чтобы в это время студенты успели записать мысль.
  • Используйте общеизвестные сокращения и условные обозначения. Например, вместо написания слова сантиметр – «см».
  • Можно использовать интернет сленг или английские короткие слова, например, ok.
  • Оставьте небольшую колонку с левой стороны тетради, чтобы помечать знаками непонятные или важные моменты в конспекте.
  • Не бойтесь переспрашивать какие-либо пропущенные моменты после пары. Перебивать чтеца ни в коем случае не стоит.
  • Оставляйте место, если что-то пропустили, и не забывайте их заполнять после пары.

Мы перечислили 10 общих правил, которые помогут вам кратко и понятно конспектировать все работы, будь они письменные или устные. Осталось узнать, как составить конспект по теме для разных видов текста.

составить конспект

06 Как составить конспект по различным видам текста

Один из самых сложных вопросов, как составить конспект по различным видам текста. Вам нужно совместить все полученные рекомендации и привести их к общему знаменателю. Далее мы подберем под каждый источник информации определенный вид конспектирования.

  • Как правильно сделать конспект по лекциям?

Для лекций наиболее подходят план конспект и свободный конспект. Выбор определенного варианта зависит не только от студента, но и от преподавателя.

Чаще всего происходит соединение этих видов и тогда план предоставляется в самом начале конспекта, а затем студент использует свое собственное виденье кратких записей.

Главное, чтобы сохранялась логическая цепочка между тезисами и выписками.

как составить конспект лекций

  • Как правильно конспектировать статьи

Конспектировать статьи можно с помощью тематического конспекта, а также схематического.

В первом случае можно сохранять наиболее важные моменты из статей, обобщая их в один текст.

Схематичность помогает отделить статьи и показать разность взглядов. К тому же тематический конспект он более субъективен, нежели схематический. Поэтому здесь важен выбор студента, как именно хочет проводить записи.

Наиболее быстрым и удобным вариантом все-таки является схематический конспект. Он не предполагает продумывания текстуальной составляющей. С помощью вопросно-ответной формы можно передать больше информации в кратком предложении.

  • Как сделать конспект по книге

Конспект по книге лучше выполнять с помощью двух вариантов вкупе: текстуальный + свободный конспекты.

Это поможет вам передать не только большое количество информации, но и сделать конспектирование более увлекательным и интересным.

Передача эмоциональной и выразительной основы поможет автору погрузиться в ту атмосферу, которую он представлял, когда читал книгу. Это вызовет ассоциативный ряд, и память вернет все забытые элементы.

  • Как написать конспект по параграфу

Написать конспект по параграфу лучше всего в свободном стиле. Это довольно небольшой источник, поэтому автор может заполнить конспект почти слово в слово.

  • Как составить конспект по учебникам

Как составить конспект по учебникам? Довольно легко. В самих учебниках часто выделены теории и положения, которые важно заучить. Именно их и надо записывать в тетрадь. Главное разглядеть эти выделенные места.

Если вы не видите никаких выделений в тексте, то вам придется использовать план-конспект. К тому же, готовый план есть у вас на руках – это содержание учебника.

Итак, мы подробно рассмотрели, как составить конспект по учебникам. Вам осталось лишь применить все советы и рекомендации в своей работе. Однако прежде изучите, с какими проблемами может столкнуться каждый из учащихся.

07 Главные ошибки при составлении конспекта

Ошибки при составлении конспекта могут сыграть плохую шутку с автором. Поэтому не допускайте следующего.

  • Не пишите каждое слово под диктовку и не старайтесь начать писать с первых слов автора или текста.
  • Не пропускайте ключевые слова и термины, если вы не услышали, то обязательно оставьте место, которое нужно будет заполнить после пары.
  • Сохраняйте почерк ровным до конца всех пар. Каракули невозможно будет прочитать – а это значит, что информация будет потеряна.
  • Не используйте отдельные листочки для конспектов или сразу старайтесь их переписывать или пришивать в тетрадь.

ошибки при составлении конспекта

Итак, здесь перечислены все ошибки студентов, которые повторяются из года в год. Учитесь на чужом опыте, а не на своем. Иногда конспекты лекций могут спасти студента от тройки или от незачета.

08 Нужно ли проверять конспект на Антиплагиат?

Конспекты нужно проверять на антиплагиат лишь в том случае, если вы выполняете их в электронном виде. Многие преподаватели просят вести записи через ноутбук или с помощью планшета. В таком случае конспекты проверяются на антиплагиат аналогично реферату и курсовой. Тогда они могут повлиять на итоговую оценку на экзамене.

Также если вы скачали готовые конспекты вам обязательно нужно узнать, насколько низкий у них процент уникальности. Это поможет понять, сможете ли вы пройти допустимый порог плагиата или нет.

Лучше всего проверить конспект в преподавательской системе. Только Антиплагиат ВУЗ может гарантировать точный процент оригинальности. К тому же можно сразу получить отчет по проверке и увидеть, где были обнаружены заимствованные части текста.

09 Как повысить уникальность конспекта

Перефразируйте найденные заимствования, чтобы повысить уникальность конспекта. Если их не так много, то вы легко справитесь с задачей.

Однако, если ваш конспект имеет совсем низкий процент оригинальности, то вам нужно повысить уникальность с помощью программы Антиплагиат Киллер.

Она поможет поменять код вашего файла, и система обработки антиплагиат не сможет найти плагиат. Тогда вы увидите показатель 80-90% самостоятельности текста.

Таким образом, вы легко сможете пройти проверку на оригинальность с высоким показателем.

Чтобы понять, как работает представленная программа, посмотрите специальное видео.

Итак, сегодня мы разобрались, как составить конспект. Представили разные виды конспектирования и распределили их для разных видов текстов. Теперь вы знаете, какой способ конспектирования в том или ином случае будет наиболее удобным.

Полезные ссылки:

Что такое антиплагиат и как он работает?

Антиплагиат – обзор сайта, отзывы, видео 

Отчислили за Антиплагиат: реальная история студента

Цитирование в антиплагиате: как оформить – Пример

Антиплагиат эксперт: 30 способов поднять процент

Что такое плагиат – как снизить и убрать из текста

Как составить простой план

План – это перечень основных вопросов, рассматриваемых в изучаемом тексте, излагаемых в форме заголовков. План помогает правильно расположить, систематизировать материал, выделить главное.

1. Внимательно прочитай текст (представь мысленно весь материал).

2. Раздели его на части, выдели в каждой из них главную мысль.

3. Озаглавь части (подбери заголовки, замени глаголы именами существительными).

4. В каждой части выдели несколько положений, развивающих главную мысль.

5. Прочитай текст во второй раз и проверь, все ли главные мысли отражены в плане.

6. Теперь остается проверить, все ли основные идеи, заключенные в тексте, нашли отражение в плане.

Как составить сложный план при работе с текстом

1. Для составления плана внимательно прочитайте изучаемый материал про себя, продумайте прочитанное.

2. Разделите его на смысловые части и озаглавьте их (пункты плана).

3. В заголовках надо передать главную мысль каждого фрагмента.

4. Теперь разделите на смысловые части содержание каждого пункта и озаглавьте (подпункты плана).

5. Проверьте, отражают ли пункты плана основную мысль текста, связан ли последующий пункт и подпункт плана с предыдущим, не совмещаются ли пункты и подпункты плана, полностью ли отражено в них основное содержание изучаемого материала.

6. Проверьте, можно ли, руководствуясь этим планом, раскрыть основную мысль текста.

Как составить тезисы

Тезис – положение, кратко излагающее какую-либо идею, а также одну из основных мыслей лекции, доклада, сочинения.

Тезис – сжато и последовательно изложенные основные положения печатных источников или устного изложения (подробно не раскрываются).

Этапы работы:

1. Познакомьтесь с содержанием материала, обратите внимание на шрифтовые выделения, это подсказка поможет вам в работе.

2. Разбейте текст на смысловые блоки (с помощью плана или подчеркиванием).

3. Определите главную мысль каждой части.

4. Осмыслите суть выделенного, сформулируйте своими словами или найдите подходящую формулировку в тексте.

5. Тезисы пронумеруйте – это позволит сохранить логику авторских суждений.

6. Отделите пробельной строкой один тезис от другого – это облегчит последующую работу с ними.

Конспектирование

Конспект – это краткое изложение или краткая запись основного содержания текста с выделением наиболее значимых и интересных положений. Конспект помогает лучше запомнить основное содержание изучаемого труда.

Конспект – более или менее развернутое, последовательное изложение книги, статьи, лекции или другого источника. Он должен отражать не только основные положения, но и связки между узлами темы, обоснования и конкретизацию выводов и суждений.

Конспект – синтезированная форма записи, так как она может включать в себя и план, и выписки, и тезисы.

Конспектирование – процесс мысленной переработки и письменной фиксации информации.

1. В начале конспекта точно укажите фамилию и инициалы автора (или редактора сборника), полное название работы, место и год издания.

2. Перед конспектированием тщательно изучите конспектируемое произведение, попутно отметьте непонятные места, новые слова, имена, даты.

3. Наведите справки о лицах, событиях, упомянутых в тексте. При записи не забудьте вынести справочные данные на поля.

4. При первом чтении текста составьте простой план. При повторном чтении постарайтесь кратко сформулировать основные положения текста, отметив аргументацию автора.

5. Наименование глав, разделов, параграфов конспектируемой работы всегда указывается точно.

6. Изложение текста дается сжато. Стремитесь к тому, чтобы один абзац авторского текста был передан при конспектировании одним, максимум двумя предложениями, но основные мысли и аргументы записываются подробно.

  1. В конспекте можно использовать цитаты.

8. При оформлении конспекта используйте подчеркивание, условные знаки, пометки на полях. Восклицательным знаком отметьте основные мысли. Вопросительным знаком – непонятные или вызывающие сомнения положения. Они помогут вам в работе.

Результат конспектирования – запись, позволяющая конспекти-рующему немедленно или через некоторый срок с нужной полнотой восстановить полученную информацию.

Как составить план-конспект

План-конспект – это сжатый в форме плана пересказ прочитанного или услышанного.

1. Подготовьтесь к выполнению задания: разделите горизонтальный лист тетради на две неравные части для записи плана (слева) и конспекта (справа).

  1. Внимательно прочитайте формулировку темы плана-конспекта.

3. Прочтите весь текст целиком.

4. Выделите в нем логически законченные части и в каждой из них – основную мысль.

5. Сформулируйте кратко главную мысль каждой части в виде заголовка. На основе этого составьте план (слева).

6. К каждой части плана составьте конспект (справа): положения, уточняющие и раскрывающие главную мысль, факты, цифры и выводы. Если не можете кратко пересказать текст источника, процитируйте его, заключая в кавычки.

  1. Сформулируйте и запишите выводы.

8. Проверьте выполненную работу: отражает ли план-конспект содержание темы, помогает ли он усвоить материал, представить картину исторического события, понять и осмыслить причины данного события или явления, сделать вывод. Если нужно, исправьте, уточните заголовки плана и содержание конспекта.

Не выходите в плане-конспекте за рамки темы, но и не сужайте их!

Правила конспектирования лекции

1. Запишите план лекции. Если он не дан, самостоятельно выделите основные вопросы по ходу лекции. Фиксируйте их в виде краткого плана на полях слева.

2. В правой части конспекта пишите самое важное короткими точными фразами, своими словами. Не старайтесь записывать каждое слово лектора, т.к. при этом можно пропустить главное, потерять нить рассуждений.

3. Особое внимание обратите на правильную запись и выделение основных выводов по каждому пункту плана.

4. Не пишите на черновиках – это пустая трата времени, оставляйте при записи лекции поля. Если что-то не успели записать, не переспрашивайте соседа, не просите учителя повторить. Оставьте свободное место или незаконченную фразу, которую допишите потом.

5. В тот же день, пока в памяти свежо содержание лекции, внимательно прочитайте конспект, внесите в него необходимые исправления, восстановите пропущенное, выделите особо важные положения.

6. Сформулируйте вопросы, возникшие при перечитывании конспекта и рекомендованной на лекции литературы.

Требования к записям

Выписки – это необходимый материал, выписанный в тетрадь или на отдельные листы бумаги. При этом необходима ссылка на данные титульной страницы книги с указанием номера страницы, откуда сделана выписка.

1. Запись должна способствовать воспроизведению в памяти основного содержания прочитанного материала.

2. Запись должна быть краткой.

3. Запись должна быть легко обозреваемой.

4. Не забудь указать источник!

Одним словом, записи нужно вести так, чтобы их можно было легко и продуктивно использовать, иначе в них  мало смысла.

Работа с цитатой

Цитаты дословные, точно воспроизводящие текст выписки. Обязательно следует соблюдать правила записи прямой речи, а также точно указывать, откуда взята цитата.

Цитата (лат.) – приводить в движение, вызывать.

– Точная, буквальная, дословная выдержка, выписка из какого-либо текста с указанием источника.

– Чужие слова, приводимые в устной или письменной речи.

– Цитатой пользуются для уточнения собственных мыслей, для их подтверждения.

  1. Для цитирования выбирай те места, которые наиболее полно и точно выражают основные мысли автора.
  2. Нельзя злоупотреблять цитатами.
  3. Цитата должна выписываться так, чтобы в ней заключалась законченная мысль автора.
  4. Выписывать цитату следует тщательно, без замены слов, с соблюдением всех знаков препинания, с обозначением пропусков.
  5.  Каждая цитата заключается в кавычки.
  6. После цитаты указывается источник, т.е. фамилия автора, название книги, место и год издания, номер тома и страницы.

Как работать с журналом

1. Знакомство с номером журнала начинай с просмотра содержания. Это поможет тебе выбрать самые интересные материалы.

2. При чтении журнала пользуйся картой.

3. Если встретится непонятное слово или выражение, обратись к словарям, энциклопедиям, справочникам.

4. Читай журнал внимательно, не торопясь

5. Обменивайся мнениями по поводу прочитанного с товарищами, родителями, учителями, библиотекарями.

6. Подумай, как можно использовать полученные знания при подготовке к занятиям.

Как работать с газетой

  1. Старайся читать газету каждый день.
  2. Чтение газет начинай с просмотра названий рубрик, заголовков статей –  это поможет тебе выбрать наиболее важный для тебя материал.
  3. Обрати внимание на незнакомые слова. Их значение ты найдешь в словаре.
  4. Можно вырезать наиболее понравившиеся статьи. Такие вырезки удобно хранить в специальных папках, посвященных той или иной теме, что поможет систематизировать материал.

Как комментировать газетные сообщения

1. Какова тема сообщения?

2. Что тебе известно об упоминаемых в сообщении политических партиях, организациях, деятелях?

3. В какой обстановке (экономической, политической) происходит данное событие? Каковы причины события?

4. Какие закономерности или существенные черты развития современного общества проявились в событии?

5. Является ли событие, о котором сообщает газета, обычным для данной страны, или его следует рассматривать как исключительное? Попытайся определить общие черты такого рода событий.

6. Интересы каких классов и социальных слоев затрагивает данное событие?

7. Каковы последствия (уже наступившие или возможные) описываемого события?

8. Каково значение события?

Как написать отзыв об историко-художественной книге

1. Внимательно подумай, какова основная тема произведения, какая историческая эпоха описывается в книге, правильно ли с исторической точки зрения изображаются события и исторические деятели. Постарайся ответить на эти вопросы, используя свои знания, учебник по истории и научно-популярную литературу, предисловие к книге, рецензии на нее.

2. Подумай, как автор относится к описываемым событиям и героям, на чьей стороне его симпатии.

3. Каково твое собственное мнение о книге? Каковы, на твой взгляд, ее художественные достоинства?

Организация самоконтроля

1. Составьте план ответа в виде контрольных вопросов к тексту или плана прочитанного текста.

2. Проверьте выполнение задания с помощью известных вам алгоритмов.

3. Найдите ответы в тексте – проверьте себя.

4. Проведите взаимопроверку с соседом по парте.

5. Прорецензируйте свой ответ.

Как рецензировать ответ

Рецензия – это отзыв, критическая оценка кого-либо или чего-либо.

Оценивая свой ответ и ответ товарища, подумай:

– достаточно ли полно и верно изложены факты, выводы, точно ли названы даты;

– логичен ли и доказателен ли был ответ;

– сделан ли общий вывод;

– высказывались ли собственные суждения;

– объяснены ли новые исторические термины и понятия;

– использовались ли карты, хронологии, цифровые данные;

– использовалась ли дополнительная  литература;

– допускались ли речевые ошибки (ненужные повторы, длинноты, бедность речи).

Учитывая замечания, объективно оцени ответ. Постарайся сначала отметить положительные черты, а потом недостатки.

Как рецензировать доклад (сообщение)

Разница между докладом и сообщением – в характере переработки информации.

Доклад содержит развернутое изложение, освещение вопроса преимущественно в теоретическом аспекте.

Сообщение предполагает описание факта, сюжета, явления, причем довольно лаконично.

  1. Внимательно прослушайте доклад (сообщение), делая записи по форме:

Фамилия,

имя учащегося

Тема доклада

(сообщения)

Содержание

доклада (сообщения)

Слабые и сильные стороны доклада

(сообщения)

Особенности изложенного материала и их оценка

2. Определите:

– сумел ли автор составить логичный план к теме и реализовать его;

– каков научный уровень доклада (сообщения), собран ли необходимый фактический материал;

-удалось ли показать связь проблемы с изучаемой темой, с современностью, с наукой;

– использовал ли автор личные наблюдения, выводы;

– проявлена ли докладчиком самостоятельность в раскрытии темы, были ли допущены ошибки;

– сделаны ли ссылки на первоисточники и используемую литературу;

– была ли речь логичной, точной, образной, грамотной и выразительной.

3. Укажите сильные и слабые стороны доклада (сообщения).

4. Оцените общий теоретический уровень изложенного материала, актуальность поставленных проблем.

5. Укажите, что, на Ваш взгляд, является в нем спорным, с чем Вы не можете согласиться.

Как составить синхронистическую таблицу

1. Разграфите страницу тетради (разворот) сверху вниз, по вертикали, в левой графе укажите века.

2. По горизонтали в верхнем ряду укажите названия стран и народов.

3. Вспомните основные события, процессы, происходившие в определенное время.

4. Перечислите их в хронологическом порядке отдельно по каждой стране, соотнося с веками. Укажите точные даты.

5. При записи в таблице расположите перечень сходных фактов на одном горизонтальном уровне.

Как выделить в тексте главное

  1. Внимательно прочитай текст.
  2. Подумай, о чем (или о ком) говорится в этом тексте.
  3. Что говорится об этом?
  4. Раздели текст на законченные части.
  5. Какие слова являются самыми важными в каждой части? Назовем их ключевыми. Без каких слов можно обойтись? Назовем их второстепенными.
  6. Отдели главное от второстепенного (произведи сортировку материала).
  7. Обозначь в тексте (или зафиксируй в процессе слушания) смысловые опорные пункты для пересказа.
  8. С помощью ключевых слов сформулируй главные мысли.
  9. Составь план или придумай заголовки. Можно это сделать в виде рисунков, знаков. Главные мысли повтори вслух.
  10.  По этим пунктам коротко перескажи (или запиши) главное.
  11.  Запомни приемы выделения главного.

Последовательность действий при выделении главного

  1. Определить предмет мысли (о чем идет речь).
  2. Найти ключевые слова и понятия.
  3. Отделить главное от второстепенного (произвести сортировку материала).
  4. Обозначить в тексте (или зафиксировать в процессе слушания) смысловые, опорные пункты для краткого пересказа.
  5. По этим пунктам коротко пересказать (или записать) главное.

Как сравнивать

1. Установи цель сравнения.

2. Проверь, достаточно ли знаний об объектах, которые будешь сравнивать.

3. Подумай, по каким признакам можно судить о сходстве и различии данных событий (явлений). В каком порядке лучше расположить эти признаки? Почему?

4. Подумай, в какой последовательности нужно сравнивать изучаемые явления.

5. Установи их общие существенные признаки.

6. Определи различия между ними.

7. Сделай вывод из сравнения.

Действия при доказательстве

1. Проанализируйте задание, уясните, что будете доказывать.

2. Определите источники, какими вы будете пользоваться для аргументации своих выводов.

3. Приведите и обоснуйте доводы (факты и суждения в пользу доказываемого вывода):

а) факты, подтверждающие эту мысль (достоверные);

б) свои соображения по поводу этих фактов, подтверждающие вывод.

4. Рассуждайте: свяжите свои доводы с той мыслью, которую требуется доказать (обосновать). Систематизируйте самостоятельно обоснованные частные и общие выводы.

5. Логично выстраивайте свои доказательства, связывайте их с выводом.

6. Сделайте вывод, завершающий доказательство.

Помните, что доказательство состоит из следующих составных частей:

– то, что требуется доказать (выводы из учебника, свое мнение, сделанный вывод);

– доводы (факты, суждения в пользу выводов);

– рассуждение, связывающее доводы с той мыслью, которую надо доказать.

Решение познавательных задач

  1. Внимательно прочтите условие задачи и запомните вопросы к ней.
  2. Начните обдумывать данные условия (слово за словом, строку за строкой) и определите, что они дают для ответа на вопрос.
  3. Подумайте, не противоречат ли друг другу данные в условии задачи, не помогают ли одни данные понять значение других данных того же условия.
  4. Если в условии не хватает каких-либо данных, вспомните, что вы знаете по теме задачи, и подумайте, что из этих знаний может помочь решению.
  5. Обязательно докажите свое решение. Если из условия задачи следует несколько выводов, каждый из них надо доказать. Проверьте, готовы ли вы ясно и убедительно изложить доказательство.
  6. Проверьте, является ли ваше решение ответом по существу вопроса задачи. Полон ли ваш ответ? Нет ли лишнего, не относящегося к вопросу задачи?
  7. Еще раз проверьте, нет ли в условии задачи данных, противоречащих вашему решению. Все ли данные вы учли?
  8. Проверьте, все ли возможные выводы по существу вопроса задачи вы сделали и доказали.

Алгоритм как предмет усвоения знаний по истории

Требования к рассказу

  1. Рассказ должен отвечать теме: раскрывать его основную мысль, соотноситься с намеченным планом.
  2. Рассказывая о событиях, помните об их датировке, соблюдайте хронологическую последовательность изложения.
  3. Четко отделяйте одну часть рассказа от другой.
  4. В ходе рассказа установите причины событий или общественных явлений, укажите их последствия, значение, оцените их, охарактеризуйте участников и руководителей.
  5. Обоснуйте сделанные выводы, оценки.
  6. Будьте точны в описании фактов, в выборе и употреблении исторических терминов.

Схема изучения исторических явлений

1. Причины возникновения явления:

а) противоречия, вызвавшие  явления, необходимость их преодоления;

б) потребности, интересы сторон, общественных сил, заинтересован-ность в разрешении этих противоречий.

2. Содержание явления, его развитие:

а) важнейшие факторы, связанные с борьбой за решение противоречий;

б) классовая направленность действий различных сил, сторон в борьбе за разрушение противоречий.

3. Причины определенного исхода (успеха и неуспеха) в развитии данного явления.

4. Последствия развития и значение явления:

а) разрешение данным явлением назревших противоречий;

б) влияние данного явления на общий процесс исторического развития.

Оценка исторического события, явления

На основе анализа фактов установите:

– причины события, явления;

– заинтересованность в нем определенных классов и слоев общества, социальная направленность;

– характер события, явления (антифеодальный, освободительный, реакционный и т.д.);

         – связи с другими событиями, явлениями этого порядка;

– противоречие развития;

– значение: а) для различных классов и слоев общества;

                    б) для последующего исторического развития.

Анализ явления общественной жизни

1. Какими причинами вызвано изучаемое явление? Как повлияло оно на дальнейший ход событий?

2. Каковы основные черты явления и его особенности в данных исторических условиях?

3. Как изучаемое явление связано с другими явлениями, которые оказали на него существенное влияние?

4. Было ли это явление неизбежным? Могло ли оно не произойти в сложившихся условиях?

5. Какое историческое явление однотипно с данным? В чем их сходство и различие?

6. Какие известные вам закономерности проявились в изучаемом вами явлении?

Изучение государственного устройства

1. Интересы какого класса защищало государство? Каковы были его задачи?

        2. Какой была форма правления?

        3. Каким было устройство государства? Назовите государственные органы в центре и на местах

        4. Какие перемены по сравнению с более ранним периодом произошли в устройстве государства? Чем они были вызваны?

Алгоритм характеристики политического строя государства

1. Форма правления: монархия (абсолютная, конституционная, дуалистическая), республика (парламентская, смешанная, президентская, суперпрезидентская).

2. Форма режима: демократия, авторитаризм, тоталитаризм.

3. Форма устройства: федерация, унитарное государство. Является ли составной частью какого-либо объединения конфедеративного типа (например, Европейского союза).

4. Структура органов власти:

а) глава государства, его полномочия;

б) законодательные органы (структура, способ формирования, полномочия);

в) исполнительные органы (способы формирования, функции, подчиненность);

г) судебные органы;

д) соотношение прав законодательной, исполнительной и судебной власти.

5. Права граждан (подданных):

а) избирательное право (всеобщее или нет, наличие цензов и т. п.);

б) политические права и свободы;

в) личные права и свободы;

г) возможность использования провозглашенных законом прав.

6. Основные политические партии и движения (краткая характеристика программ, методов их реализации, влияния на различные социальные строи, положения в политической системе).

6. Краткая обобщающая оценка политического строя и перспектив его развития.

Изучение отношений между классами

1. Положение класса эксплуататоров. Какой собственностью владели? Чем занимались? Кого и каким образом эксплуатировали?

2. Положение класса эксплуатируемых. Чем владели или пользовались? В какой мере были свободны? На кого работали?

3. Какие способы эксплуатации были главными.

Изучение предпосылок революции

1. Оцени уровень развития производительных сил.

2. Определи характер производственных отношений, положение различных классов и социальных групп, их роль в обществе, их потребности.

3. Установи, назрел ли конфликт между господствующими производственными отношениями и производительными силами.

Характеристика революционных (общественных) выступлений

1.Время и место выступления.

2. Связь с другими событиями.

3. Причины.

4. Социальный состав участников.

5. Цели, требования, лозунги восставших.

6. Методы борьбы (митинги, демонстрации, стачки, восстания, акции протеса или гражданского неповиновения и т.д.).

7. Масштабы выступления.

8. Уровень организованности.

9. Имена участников, руководителей.

10. Развитие событий, основные этапы.

11. Значение выступления, его результаты.

Характеристика войн

1. Причины войны, хронологические рамки.

2. Воюющие страны или группировки стран.

3. Цели сторон.

4. Соотношение сил воюющих сторон.

5. Повод к войне.

6. Ход военных действий (по этапам):

     а) планы сторон в начале каждого этапа;

     б) основные сражения и события;

     в) военные и политические итоги этапа.

7. Характер войны.

8. Условия мирного договора.

9. Военные и политические итоги войны.

Алгоритм анализа картины

Описание картины.

1. Люди. Кто они? Количество, возраст, одежда и т.д. Их отношение друг к другу.

2. Пейзаж, предметы, растения, животные. Каким образом представлены отношения между человеком и животными? В гармонии или противоречии?

3. Пространство картины. Где мы находимся: на открытом пространстве или внутри помещения? Можно ли изображение на картине разделить на передний план, средний, задний?

4. Формы и линии. Какие линии доминируют? Вертикальные, горизонтальные, диагональные? Геометрические фигуры: треугольники, квадраты, круги?

5. Цвета и световые эффекты: какие части картины выделены особым светом, контрастами?

6. Движения. Обратите особое внимание на контрасты: застывшие позы, движение вверх, вниз.

7. Позиция обозревателя. Предельно ограниченное поле зрения, нормальный обзор, обзор с высоты птичьего полета.

8. Композиция. Все ли гармонично на картине? Если «да», то, как это достигнуто? Что является фокусом картины? Как этот фокус создан?

Интерпретация.

1. Кто эти люди? Иногда это легко определить сразу, но бывает, что вы должны определить это по каким-либо символам и условностям.

2. Сюжет картины. Что происходит?

3. Знаки и символы. Точное описание того, что происходит, часто строится на толковании знаков и символов. Причем не только в буквальном смысле, но также на интерпретации выражения лица, движений, жестов, расположении людей на картине, их размеров, света и тени, цвета изображения.

4. Кто автор картины, и для кого она была предназначена? Была ли картина заказана художнику? Кем? Или он нарисовал ее по собственному желанию? Входило ли в намерения художника в чем-то убеждать людей, разочаровывать их, производить впечатление?

5. Что говорит текст к иллюстрации? Кто написал его? Есть ли согласование между текстом и иллюстрацией? В чем? (Или почему?).

6. Какими материалами обладал художник для создания объективной, беспристрастной картины? Информацией из первоисточников или из вторых рук?

7. Каковы были его намерения в отношении картины? Какие приемы он использовал, чтобы донести до зрителей идею своего произведения? Получилось ли у него это? Каким образом или почему нет?

8. Какие достоинства (или предвзятое отношение к событию) вы можете обнаружить в картине? Они могут быть сознательными или бессознательными для художника, но они практически всегда видны на полотне. Является ли это произведение выражением какой-либо особой идеологии?

Алгоритм характеристики и оценки исторического деятеля

1. Вспомните или установите (по учебнику, отрывку из документа, книге и т.д.) когда и в какой стране жил и действовал этот исторический деятель, к какому социальному слою (общественной группе) принадлежал; какое воспитание получил; каковы были его жизненные цели; какие средства для их достижения он использовал.

2. Опишите его внешность, какие личные качества помогали ему идти к цели (какие мешали)? Что вы цените в его характере, что не одобряете?

3. Перечислите основные результаты его деятельности (что ему удалось осуществить).

4. Установите, в интересах каких общественных сил действовал герой Вашего описания.

5. Определите по делам, поступкам значение его деятельности (кому была полезна, выгодна; способствовала ли прогрессу общества).

6. Каково ваше отношение к данной личности?

Алгоритмы работы с историческими документами

  1. Кто автор документа? Кто, кроме автора, участвовал в подготовке документа? Что вы знаете об этих людях? Что дополнительно вы смогли узнать об авторах из изучаемого документа?
  2. Когда был написан или создан документ? Как это можно понять из его содержания? Какое значение имеет время написания документа?
  3. Где произошли события, о которых говорится в изучаемом документе? Как это можно понять из его содержания? Какое значение имеет место, в котором произошли описываемые в документе события?
  4. Какие факты приведены в документе? Какие выводы можно из них извлечь?
  5. Почему был создан документ? Каков повод для его создания? Причины, по которым произошли описанные в документе события?
  6. Как изучаемый документ помог вам узнать больше об историческом событии, к которому он относится?

Вопросы к документу в зависимости от его вида

Документы государственного характера: грамоты, указы, приказы, законы, речи государственных деятелей, протоколы государственных мероприятий и т.д.

                1. Когда, где, почему появился этот документ? (Опишите исторические условия его создания).

                2. Кто является автором документа? Что вам известно об этом человеке, его жизни и деятельности?

                3. Объясните новые понятия, употребляющиеся в тексте документа.

           4. Интересы каких слоев, групп, классов общества отражают статьи этого документа или весь он в целом?

  1. Чем отличается этот документ или его отдельные положения от подобного, существовавшего ранее или аналогичного в других странах?
  2. К каким результатам, изменениям в государстве и обществе привело или могло привести введение этого документа?
  3.  Придумайте конкретную историю, раскрывающую действие этого документа: судебное дело, выступление аппозиции и т. п.

Документы международного характера: договоры, соглашения, протоколы, деловая переписка и т.д.

  1. Покажите на карте государства, составившие этот документ.
  2. Охарактеризуйте исторические условия его создания.
  3. Назовите основные положения документа. Оцените их выгодность и ущербность для каждой из сторон, других стран, международной ситуации в целом.
  4. Объясните, какой это документ (договор, соглашение, и т. д.) и почему он составлен на таких условиях (в пользу одних и в ущерб интересам других государств, на паритетных началах).
  5. Какие изменения в политическом, экономическом, территориальном плане произошли или предполагались по этому документу?
  6. Какой характер носил этот документ: открытый или секретный. Почему?
  7. Дайте обобщающую оценочную характеристику этому документу.
  8. Подумайте, при каких обстоятельствах подобный документ мог быть составлен с другим раскладом сил.

Документы, связанные с политической борьбой: программы, воззвания, речи политиков, прокламации, декларации и т. д.

  1. Кто автор документа? Каковы его политические взгляды?
  2. Каковы исторические условия создания документа? Где и когда он появился?
  3. К чему призывает и что осуждает автор документа?
  4. Интересы какого из слоев населения он выражает?
  1. Как политические призывы автора соотносятся с его социальным положением и истинными интересами?
  2. Каковы последствия (реальные и прогнозируемые)? Каковы последствия осуществления идей этого документа?
  3. Дайте историческую оценку документу.

Документы исторического характера: хроники, анналы, летописи, исторические сочинения.

  1. Какие исторические факты нашли отражение в документе?
  2. Покажите на карте место, где происходили описанные в документе события?
  3. Определите время, в которое происходили описываемые события, если оно не указано в документе или дано в иной (нехристианской) системе летоисчисления.
  4. Как автор объясняет причины, излагает ход и определяет значение исторических событий?
  5. По документу определите отношение автора к излагаемым фактам. Как позиция автора связана с характером данного документа, обстоятельствами его создания?
  6. В чем позиция автора совпадает (не совпадает) с современной точкой зрения на происходившее? Чем это совпадение (несовпадение) можно объяснить?
  7. Оцените значимость этого документа в сопоставлении с аналогичными историческими сочинениями этого периода или посвященными этим же историческим событиям.

Нажмите, чтобы узнать подробности

КАК СОСТАВЛЯТЬ КОНСПЕКТ

1. Определите цель составления конспекта.

2. Читая изучаемый материал в первый раз, разделите его на основные смысловые части, выделите главные мысли, сделайте выводы.

3. Если составляется план-конспект, сформулируйте его пункты и определите, что именно следует включить в план-конспект для раскрытия каждого из них.

4. Наиболее значимые положения (тезисы) последовательно и кратко изложите своими словами или приведите в виде цитат.

5. В конспект включаются также выводы, конкретные факты и примеры (без подробного описания).

6. Отдельные слова или целые предложения можно писать сокращенно, выписывать только главные слова, вместо цитаты ссылаться на страницы конспектируемой работы, применять условные обозначения.

7. Чтобы конспект был нагляднее, располагайте абзацы «ступеньками», подобно пунктам и подпунктам плана, применяйте разнообразные способы подчеркивания, используйте ручки и карандаши разных цветов.

КАК РАБОТАТЬ С УЧЕБНИКОМ ИСТОРИИ

1. Прочитай название параграфа. Определи по оглавлению учебника, в какую тему он входит.

2. Сначала прочитай параграф полностью. Раздели на смысловые части.

3. Затем приступай к изучению его по пунктам. Соотнеси название пункта с его содержанием, определи значение новых слов и выражений, обрати внимание на даты, имена исторических деятелей, найди на исторической карте все необходимые объекты.

При работе с текстом помни о главных вопросах историка: что произошло, где произошло, когда произошло? Подумай о причинах и последствиях событий. Обрати внимание на то, что происходило в это же время в других странах. Используй для этого синхронистическую таблицу.

4. Ознакомившись с содержанием параграфа, ответь на поставленные к нему вопросы. Рассмотри рисунки.

5. Перескажи содержимое сначала по пунктам, а затем весь параграф используя карту, рисунки в учебнике. Лучше пересказывать вслух. Работа над пересказом поможет тебе в развитии памяти.

Добавить комментарий