Как составить план конспект семинарского занятия

Методические рекомендации к оформлению плана-конспекта семинарского занятия

  1. План-конспект
    семинара начинается с титульного листа,
    на котором указываются полная аббревиатура
    учебного заведения, вид и тема семинарского
    занятия, название учебного предмета,
    дата проведения, фиксируются данные о
    том, в каком учебном заведении, учебной
    группе проводится занятие, указывается
    фамилия, имя, отчество студента-практиканта
    и руководителей практики.

  2. Содержание хода
    семинарского занятия целесообразно
    оформить в виде следующей таблицы

Общая
цель семинара:

Этапы
семинара

Задачи

Методы
и

средства
обучения

Деятельность

преподавателя

студентов

1.
Вступление преподавателя, инструкция
по проведению семинара

(указать
количество минут)

2.
Основная часть

(указать
смысловые блоки и количество минут)

3.
Заключение, обобщение

(указать
количество минут)

В графе «Методы и
средства обучения» необходимо указать
методы и приёмы активизации познавательной
активности студентов, описать используемые
средства обучения (название учебников
и учебных фильмов, краткое содержание
раздаточного материала, ТСО и т.д.).

В графе «Деятельность
преподавателя» следует кратко перечислить
те функции и виды деятельности, которые
предполагает выполнять на семинаре
студент-практикант, а также сформулировать
вопросы к студентам, инструкции к
заданиям и основные положения учебного
материала по теме семинара.

В графе «Деятельность
студентов» определяется форма организации
работы студентов (фронтальная, груп­повая,
индивидуальная), отмечаются виды учебных
заданий, запланированные преподавателем.

  1. К плану-конспекту
    семинарского занятия должны быть
    приложены образцы (эскизы) используемых
    наглядных пособий (таблиц, схем, графиков,
    и т.п.), а также примеры контрольных
    работ (тестов, кроссвордов, карточек с
    учебными задачами и т.п.).

  2. Черновик плана-конспекта
    семинарского занятия заверяется не
    позже, чем за три дня до проведения, у
    методиста базы практики.

  3. Окончательный
    вариант плана-конспекта семинара
    заверяется не позже, чем за один день
    до проведения занятия, у методиста
    учебного заведения, где учится сам
    студент-практикант.

6. Написание рецензий на лекции и семинарские занятия практикантов-сокурсников

Производственная
практика «Преподавание психологии в
вузе» предполагает не только выполнение
функций преподавателя психологии, но
и отработку навыков методической работы.
В процессе практики студент должен
продемонстрировать теоретические
знания по методике преподавания
психологии, показать умение проводить
методический анализ и давать методические
рекомендации по поводу различных форм
занятий по психологии. Выполнение
функций преподавателя-методиста
отражается студентом-практикантом в
рецензиях на лекции и семинарские
занятия практикантов-сокурсников.
Прилагаемые в данном руководстве схема
анализа лекции (Приложение 3) и образец
психологического анализа учебного
занятия (Приложение
4) могут быть
полезны при написании рецензий.

При написании
рецензии на лекционное занятие необходимо
помнить о соблюдении основных требований
к содержанию лекции (целостной структуре,
содержательности и научной обоснованности
отбора материала, глубине анализа
материала), о реализации общих дидактических
принципов обучения, о психологических
аспектах преподавания (внимании
преподавателя и студентов, речи лектора,
педагогическом такте и т.д.). В рецензии
на лекционное занятие должны быть
отражены ниже перечисленные критерии
оценки качества лекции и даны рекомендации
по исправлению методических ошибок.

Приложение 2

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

 Смоленский  Государственный Университет

План-конспект семинарского занятия

по учебной дисциплине  ” Общая Психология”

Тема: Характер

Специальность: “Консультативная
психология”

Подготовила:

Аспирант 3-го курса

Специальности «Психология образования»

Евстафьева Светлана Владимировна

Смоленск – 2017 год

Тема: Характер

Дата:

Время проведения

Группа:

Специальность: «Консультативная психология”

Вид занятия: Семинарское 

Цель: закрепить усвоенные психологические знания о
понятии “характер”, его особенностях, структуре, типологии характера,
расширить психологические знания обучающихся о направлениях в характерологии.

Задачи:

Обучающие:

-закрепить
психологические знания  по теме “Характер”

– формировать умения
выявлять отдельные свойства характера;

– формировать умение
анализировать различные направления в характерологии;

– формировать умения
применять приобретенные психологические знания на занятии и в жизненных
ситуациях;

– формировать умения
контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной
задачей и условиями ее реализации;

– формировать
коммуникативные компетенции в общении

Развивающие:

– развивать умение
сравнивать, анализировать, обобщать;

– развивать умение
оперировать основными категориями психологических знаний по теме 
“Характер”;

– развивать память,
речь, внимание, творческое воображение, образное мышление;

– развивать навыки
сотрудничества с обучающимися в разных ситуациях;

Воспитательная:

– воспитывать интерес
к изучаемой  теме и к учебной дисциплине “Психология”;

– воспитывать
самостоятельность, организованность, умение работать в группах,

– воспитывать
стремление быть в дальнейшем компетентными специалистами

Методическая цель – использование приемов определенных
образовательных технологий обучения при проведении семинарское занятия.

Межпредметные
связи:
“Педагогика”;
« Возрастная психология”, «Патопсихология», «Психология личности»

Формы организации
работы обучающихся:

фронтальная, групповая, дифференцированная.

Методы и приемы: информационно – рецептивный, репродуктивный,
проблемный, частично – поисковый; методы контроля и самоконтроля, методы
стимулирования интереса к учению; игровые технологии;

Обеспечение
занятия:

Раздаточный
материал:
технологическая карта семинарского занятия, карточки с заданием
для проверки самостоятельной работы,

Технические
средства обучения:
компьютер и мультимедийный проектор.

Список
используемых источников:

Основные:

1.              
Дубровина И.В. Психология: учеб.для студентов образовательных учреждение
среднего проф. Образования [Текст] / И.В. Дубровина, Е.Е. Данилова, А.М.
Прихожан. -7-е изд., стер.- М.: Академия, 2014.

2.              
Гамезо М.В. Атлас по психологии / М. В. Гамезо, И. А. Домашенко – 3-е
изд., доп. и испр. – М.: Пед. общество России, 2010. – 275 с.

3.              
Немов Р. С.
Психология.- М.: изд. ВЛАДОС, 1997.;

4.              
Рогов Е.И. Психология человека. – М.:Владос, 2013. – С.168-242.

5.              
Слабинский В.Ю. Характер ребенка. Диагностика, формирование, методы
коррекции. – Наука и техника, – 2012.- 320 с.

6.              
Трофимова Н.М., Трофимова Н.Б., Поленякина Е.В. Общая психология:
Практикум. – СПб.: Питер, 2012. – С.145-153, с. 254-260.

7.              
Интернет – ресурсы:

8.              
Мир
психологии
(http://psychology.net.ru/)

9.              
Психологический
словарь
(http://psi.webzone.ru/index.htm)

Структура занятия:

1.Вводная часть

1.1Организационный
момент

1.2 Сообщение темы,
цели, задач занятия

2. Основная часть

  Обсуждение
пройденного теоретического  материала: 

·       
Раскройте суть понятия
“характер”.

·       
В чем выражаются
особенности характера как психического феномена.

·       
Что вы знаете о классификации
черт характера?

·       
В чем проявляется
взаимосвязь характера с темперамента.

·       
Как характер проявляется
через поступки, поведение, деятельность.

·       
Структура характера.

·       
Формирование характера.

Самостоятельная работа по изучению нового материала:

Задание 1: Заполнить таблицу ” Особенности общения и поведения в зависимости
от типа акцентуации характера” (К. Леонгард. Акцентуации характера).используя  
распечатки из учебника К. Леонгард “Акцентуации характера”. – 12
типов.- Л.Д. Столяренко. Основы психологии. Ростов Н/Д.: Феникс, 2012. –
С.174-179.) и  презентацию  «Тип характера»

Задание 2: Определите тип акцентуации характера в следующих примерах (приложение
1)

Задание 3: Приведите  примеры из литературных произведений, фильмов мультфильмов
к  каждому из определенных типов акцентуации характера. Обоснуйте свой ответ.

Практическая работа

Задание 1: “Определения своей акцентуации характера по опроснику Леонгарда
“(приложение 4)

Задание 2(Работа в подгруппах (деление с помощью психометрического теста))
определить черты для:

1группа – национальные черты;

2группа – профессиональные черты (психолога)

3группа – возрастные черты (юношеского возраста).

-Выступления групп и преподавателя;

– Обсуждение и оценка результатов;

– Рефлексия.

Задание 3: Упражнение  “Девиз”

– Индивидуальная;

– Фронтальная работа;

– Обсуждение и взаимная оценка результатов;

– Рефлексия.

Задание 4: Упражнение. “Автопортрет”

– Индивидуальная;

– Фронтальная работа;

– Обсуждение и оценка результатов;

– Рефлексия

Задание 5:Обсвуждение
вопросов как формировать характер (дисскусия). Обсуждение притчи «Чашка кофе»

Заключительная часть

1.                           
Притча

2.                           
Подведение итогов

3.                           
Рефлексия. Обсуждение
вопросов.

Технологическая карта урока

Элементы
занятия, их содержание

Времяна

выполнение

элементов

занятия

Деятельность

преподавателя,
формы и методы контроля

Деятельность

обучающихся

1.Вводная часть

1.1
Организационно – эмоциональный импульс

Цель: Создание позитивного рабочего настроения и
общей установки на занятие.

1.2 Сообщение
темы, цели, задач занятия

   Цель: Закрепить усвоенные психологические знания
о понятии “характер”, его особенностях, структуре, типологии
характера, расширить психологические знания обучающихся о направлениях в
характерологии.

   Задачи:

Обучающие:

– закрепить психологические знания  по теме “Характер”

– формировать умения выявлять отдельные свойства характера;

– формировать умение анализировать различные направления в характерологии;

-формировать умения применять приобретенные психологические знания на
занятии и в жизненных ситуациях;

– формировать умения контролировать и оценивать учебные действия в
соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;

– формировать коммуникативные компетенции в общении и  сотрудничестве
с обучающимися и преподавателем, уважительное отношение.

Развивающие:

– развивать умение сравнивать, анализировать, обобщать;

– развивать умение оперировать основными категориями психологических
знаний по теме  “Характер”;

– развивать память, речь, внимание, творческое воображение, образное
мышление;

– развивать навыки сотрудничества с обучающимися в разных ситуациях;

Воспитательные:

– воспитывать интерес к изучаемой  теме и к учебной дисциплине
“Психология”;

– воспитывать самостоятельность, организованность, умение работать в
группах,

– воспитывать стремление быть в дальнейшем психологически
компетентными специалистами

Методическая цель – использование приемов определенных образовательных
технологий обучения при проведении семинарско – практического занятия.

Преподаватель:
Эпиграфом занятия служат слова немецкого поэта Виктора Гюго: “У каждого
человека три характера: тот, который ему приписывают; тот который он себе сам
приписывает; и, наконец, тот, который есть в действительности.”

Эти слова
подтверждают ту мысль, которая догадкой живет в душе каждого из вас. Каждый
задумывается почему сегодня вы один, а завтра другой. А известный поэт
оформил эту мысль.

5 мин

Запись в журнале
темы занятия и отметка отсутствующих

Приветствие.
Проверка готовности группы и аудитории к занятию, внешний вид обучающихся.

Староста сообщает
об отсутствующих на занятии и о готовности обучающихся к семинарско –
практическому занятию (наличие выполненной с.р.)

Реакция на
преподавателя, внимание.

Обучающиеся
знакомятся с требованиями ФГОС СПО и рабочей программы учебной дисциплины
“Психология”

2. Основная
часть

2.1
Актуализация опорных знаний по теме: “Характер”

Цель: Повторение пройденного материала

2.1.1.Активация ранее  пройденного материала

 Вопросы для
обсуждения: 

 – Раскройте суть
понятия “характер”.

                – В
чем выражаются особенности характера как психического феномена.

                –
Что вы знаете о классификации черт характера?

– В чем проявляется
взаимосвязь характера с темперамента.

                –
Как характер проявляется через поступки, поведение, деятельность.

                –
Структура характера.

                –
Формирование характера.

2.1.2 Обсуждение результатов.

10 мин.

Формулировка 
задания,

направляю
деятельность обучающихся.

Обсуждение
теоретического материала по теме: “Характер”.

Контроль и
оценивание знаний обучающихся.

Критерии построения
вопросов:

-правильность

сформулированного
вопроса;

– вопрос не
содержит ответа;

Критерии содержания
ответа:

– краткость,
четкость;

-верность, полная
развернутая форма ответа.

Активация
ранее пройденного материала

Вопрос – ответ
обучающихся

(индивидуально-фронтальная
работа)

Примерные вопросы:

– К какой форме
проявления психики относится характер?

– Что означает
термин “характер” в переводе с греческого?

– Кто впервые  ввел
понятие “характер”?

– Через какие
выразительные признаки проявляется характер?

–  Характер – это
врожденное или приобретенное свойство личности?

– Что такое –
характер?

– Что такое черта
характера?

-Какая зависимость
существует между характером и  темпераментом? В чем общность и различия между
ними?

– Какие компоненты
составляют структуру характера?

– Имеет ли значение
единство всех компонентов структуры характера. Примеры.

– Какого человека
называют “бесхарактерным”?

– Назовите черты
характера, которые выражают отношение человека к обществу, коллективу, к
другим людям.

– Назовите черты
характера, которые выражают отношение человека к труду.

– Назовите черты
характера, которые выражают отношение человека к вещам., отношение человека к
самому себе.

– Назовите авторов
теории, которые связывают особенности характера с внешним видом.

 – Назовите
факторы, влияющие на становление характера? и др.

2.2 Контроль самостоятельной работы обучающихся

Цель:
Выявить знания о типах акцентуации характера и умение применить их в
практической творческой деятельности

(Задание: Заполнить таблицу ” Особенности общения и поведения в
зависимости от типа акцентуации характера” К. Леонгард “Акцентуации
характера”. – 12 типов.- Л.Д. Столяренко. Основы психологии. Ростов
Н/Д.: Феникс, 2012. – С.174-179.)

Преподаватель: Что такое акцентуация характера? Что является
основанием для этой классификации типов характера? В каком возрасте она может
проявиться?

2.2.1 Задание 1: Определите тип акцентуации
характера в следующих примерах
(Приложение 1)

2.2.2 Задание 2: Подберите примеры из
литературы, фильмов и  мультфильмов к  каждому из определенных вами типов
акцентуации характера. Обоснуйте свой ответ.

10 мин.

– Обсуждение и
оценка результатов выполненной самостоятельной работы обучающихся;

–  Рефлексия

-Работа в группах с
карточками по определению типа акцентуации характера;

-Выступления
обучающихся из разных групп.

– Обсуждение

2.3
Практическая работа

Цель: Выявить у обучающихся отдельные свойства характера
в ццелях самопознания и саморазвития.

2.3.1Задание
1 «Определение своего типа характера»

 Задание 2:
“Типичные черты характера”

Преподаватель: Несмотря на то, что характер
относят к индивидуальным особенностям личности, в структуре характера можно
выделить черты, общие для определенной группы людей.

Все мы знаем, что люди одной национальности по
образу жизни, привычкам, характеру отличаются от представителей другой
национальности. У большинства людей есть сформировавшийся образ представителя
той или иной страны.

1 группа – Перечисляет национальные черты характера
русского народа.

Типичный характер проявляется у представителей той
или иной профессии.

2 группа – Описывает типичные черты характера психолога

3 группа – Типичный характер проявляется у
представителей разных возрастов Перечислите возрастные черты юношеского
возраста

Для задания используйте изготовленный “Алфавит
характеров”, составленный на основе толкового словаря  русского
литературного языка С.И. Ожегова, который содержит их около 1500 черт
характера.

2.3.2 Задание 3: Упражнение 
“Девиз”

– Преподаватель: Был в старину обычай – изображать на воротах
замка, на щите рыцаря родовой герб и девиз, т.е. краткое изречение,
выражающее руководящую идею или цель деятельности владельца.

Вам было дано задание – нарисовать эмблему и девиз,
который отражает его жизненное кредо, отношение к миру и в целом и к себе
(Приложение 2).

– Индивидуальная;

– Фронтальная
работа;

– Обсуждение и
взаимооценка результатов;

– Рефлексия.

2.3.3
Задание 3: Упражнение. “Автопортрет”

Преподаватель:Каждый из Вас должен
составить психологическую самохарактеристику, используя “синквейн”
– прием технологии критического мышления, в которой  не должно быть внешних
примет, по которым можно сразу узнать описываемого человека. Это должно быть
психологическое описание характера, привязанностей, взглядов на мир, на
взаимоотношения людей  и др. (Приложение 3)

30 мин.

-Примеры  преподавателя;

– Обсуждение и оценка результатов выполненных заданий;

– Рефлексия.

Критерии взаимооценки эмблемы и девизов обучающихся:

“5” – Эмблема и девиз полностью отражают характер человека;

“4” –  Эмблема и девиз скорее отражает, чем не отражает
характер человека;

“3” – Эмблема и девиз совершенно не  отражают характер
человека.

Критерииэмблемы и
девизов обучающихся:: четкость, ясность, краткость  и действительно
отражающий их жизненные установки.

Задание 1.

-Работа в подгруппах с помощью словарика “Алфавит
характеров”:

– 1группа – национальные черты;

-2группа- профессиональные черты (педагогические);

– 3группа – возрастные черты (дошкольный возраст).

-Выступления обучающихся из разных групп;

-Обсуждение и оценка результатов;

-Рефлексия.

Задание 2.

Обучающиеся по очереди зачитывают свои девизы и в случае
необходимости дают пояснения.

– индивидуальная работа;

– фронтальная работа;

– обсуждение результатов

– взаимооценка

Задание 3.
Обучающиеся составляют синквейны о себе, преподавательзачитывает  
“автопортреты”, остальные члены группы по тексту узнают автора.

 – индивидуальная работа;

– фронтальная работа;

–  обсуждение результатовВнесение корректив в
автопортрет и добавление несколько штрихов к особенностям характера.

2.4 Сообщения
обучающихся по направлениям в характерологии – науке о характере с
применением активных методов обучения:

2.4.1. Астрология и хиромантия (как древние типологии
характеров)

2.4.2 Физиогномика

2.4.3 Графология

2.4.4Характер и различные аспекты жизни

Цель: Расширить представления обучающихся о
направлениях в характерологии – науке о характере

Преподаватель:Учение
о характере – характерология – имеет длительную историю своего развития.
Важнейшими задачами характерологии на протяжении веков были установление
типов характера и подходов к их определению с целью предсказания поведения
человека в различных ситуациях. Предлагаем вашему вниманию послушать о направлениях
в характерологии.

Одной из наиболее ранних попыток прогнозирования
поведения человека были гороскопы.

Хиромантия – одно из направлений в характерологии, которое
имеет богатую историю. Хиромантия  одна из древнейших систем гадания об
индивидуальных особенностях человека, чертах его характера, пережитых им
событиях и его грядущей судьбе по кожному рельефу ладоней. Само слово
«хиромантия» состоит из двух слов «хиро» -рука, а «мантия»-гадание

Значительное влияние на развитие характерологии
оказала физиогномика (от греч. physis – природа, gnomon – знающий) –
учение о связи между внешним обликом человека и его принадлежностью к
определенному типу личности, благодаря чему по внешним признакам могут быть
установлены психологические характеристики этого типа.

Графология – наука, которая рассматривает почерк как разновидность
выразительных движений, отражающие психические свойства пишущего.

Однако графология – не панацея от всех бед и не
чудо. Графолог не в состояния изменить характеры людей, их задача сводится
лишь к тому, чтобы проанализировать основные черты почерка таким образом,
чтобы человек понял свои способности и сумел ими воспользоваться наилучшим
образом, постарался приспособить свою личность к личностям других людей с
тем, чтобы извлечь наибольшую пользу в любой из сфер человеческих отношений:
личные отношения, социальные, учеба, деловая жизнь. Способность анализировать
почерк также не является даром, с которым рождается человек. Графология
основана на определенных правилах, которые должны четко соблюдаться для того,
чтобы прийти к разумным выводам.

Характер и различные аспекты жизни (предпочтения в
еде, одежде и т.д.)

.

30 мин

-Примеры  преподавателя;

– Обсуждение и оценка сообщений;

– Рефлексия.

Обучающиеся
рассказывают о разных направлениях в характерологии, отвечают на возможные
вопросы, предлагают выполнить задания

– Астрология

– Физиогномика

–  Графология

–  Хиромантия

3.
Заключительная часть

3.1
Подведение итогов

Преподаватель: В конце своего занятия, хотелось бы прочитать Вам
небольшую притчу.

3.2 Сообщение
домашнего задания

– В педагогическую копилку подобрать “Экспресс
– опросники оценки отдельных свойств характера”,

– Подготовиться к контрольной тестовой работе.

5 мин.

Ответы на возможные вопросы.

Вопросы к преподавателю.

Запись домашнего задания.

Практический материал для семинарско – практического
занятия

Приложение 1

Тема: Акцентуация характера

Карточка 1.

1.
_____________________ – его характеризует постоянно приподнятое настроение,
повышенная психическая активность. Из положительных черт, привлекательных для
партнеров по общению, людей данного типа характеризует энергичность,
инициативность. Вместе с тем они обладают и некоторыми отталкивающими чертами:
легкомыслием, повышенной раздражительностью, недостаточно серьезным отношением
к своим обязанностям.

2.
______________________- его характеризует пессимистическое настроение,
склонность к депрессии, сосредоточенность на мрачных и печальных сторонах
жизни. Они располагают следующими чертами личности, привлекательными для
партнеров по общению: добросовестностью, серьезностью. Есть у них и
отталкивающие черты. Это – пассивность, неповоротливость, индивидуализм.

3.
________________________ – ему свойственны довольно частые периодические смены
настроения, в результате чего так же часто меняется их манера общения с
окружающими людьми. В период повышенного настроения – общительные, а в период
подавленного – замкнутые.

4.
______________________ – эти люди предпочитают общение в узком кругу избранных,
с которыми устанавливаются хорошие контакты, которых они понимают “с
полуслова”. Привлекательные черты: исполнительность, доброта,
сострадательность. Отталкивающие черты: чрезмерная чувствительность.

     Ответы:

1.    
Гипертимический
(гиперактивный)тип акцентуации.

2.    
Дистимичный (дистимный)тип
акцентуации.

3.    
Циклоидный тип
акцентуации.

4.    
Эмотивный (эмоциональный).

Продолжение приложения 1

Тема: Акцентуация характера

Карточка 2.

1.
_____________________ – этот тип характеризуется легкостью установления
контактов, стремлением к лидерству, жаждой власти и похвалы. Такие люди
раздражают окружающих самоуверенностью. Обладают следующими привлекательными
для партнеров по общению чертами: артистичностью, способностью увлечь других.
Их отталкивающие черты: эгоизм, лицемерие, хвастовство, отлынивание от работы.

2.
______________________- данному типу присуща низкая контактность в общении.
Нередко они занудливы, угрюмы, склонны к хамству и брани, конфликтам. Они
неуживчивы в коллективе, властны в семье. В эмоционально спокойном состоянии  –
добросовестные, аккуратные. Однако в состоянии эмоционального возбуждения –
раздражительные, вспыльчивые, плохо контролируют свое поведение.

3.
________________________ – его характеризуют повышенная подозрительность и
обидчивость, мстительность, умеренная общительность, занудливость,
неразговорчивость. Проявляет властолюбие, неприятие чужих мнений и высокая
конфликтность.

4.
______________________ – его привлекательные черты: добросовестность,
аккуратность, серьезность.надежность в делах, а отталкивающие – формализм,
занудливость, брюзжание. Изводит домашних чрезмерными  претензиями на
аккуратность.

    
Ответы:

1.      Демонстративный
тип акцентуации.

2.      Возбудимый
тип акцентуации.

3.      Застревающий
тип акцентуации.

4.      Педантичный.

Продолжение приложения 1

Тема: Акцентуация характера

Карточка 3.

1.
_____________________ – людям данного  типа свойственны низкая контактность,
робость, неуверенность в себе. Нередко располагают  следующими привлекательнымичертами:
дружелюбием, самокритичностью, исполнительностью. Их отталкивающие черты:
высокая тревожность, мнительность, нерешительность.

2.
______________________- ему свойственна высокая контактность, влюбчивость.
Такие люди часто спорят, но не  доводят дело до открытых конфликтов.  Вместе с
тем они привязаны и внимательны к друзьям и близким. Они имеют чувства
сострадания, проявляют яркость и искренность чувств. Отталкивающие черты:
паникерство, подверженность сиюминутным настроениям.

3.
________________________ – ему свойственна отгороженность, замкнутость,
эмоциональная холодность и слабая привязанность к близким. Любят одиночество.
На все имеют  свою точку зрения. Поведение, логика часто не понятны для
окружающих.

4.
______________________ – ему характерна высокая общительность, чрезмерная
подчиненность и зависимость от мнения других, недостаток критичности и
инициативности.

    
Ответы:

1. Тревожный
(психастенический) тип акцентуации.

2.
Экзальтированный (лабильный) тип акцентуации.

3.
Интровертированный (шизоидный, аутистический) тип акцентуации.

4.
Экстравертированный (конформный) тип акцентуации.

Приложение 2

Задания для практической части

Задание № 2. Упражнение “Девиз”

Цель:
выявить отдельные свойства характера в целях их развития или сокращения в
дальнейшем.

Длительность: 5-7 мин.

Каждый из членов группы должен сформулировать свой девиз, который
отражает его жизненное кредо, отношение к миру и в целом и к себе. (Критерии:
четкость, ясность, краткость  и действительно отражающий их жизненные
установки).

Затем участники по очереди зачитывают свои девизы и в случае
необходимости дают пояснения.

После обсуждения индивидуальных девизов участники формулируют девиз
группы – о сновной принцип взаимоотношений и взаимодействия в группе.

Задание № 3. Упражнение “Автопортрет”

Цель:
выявить отдельные свойства характера в целях их развития или сокращения в
дальнейшем.

Длительность: 5-7 мин.

Материал: листы бумаги, муз.сопровождение

Каждый из членов группы должен составить подробную психологическую
самохарактеристику, включающую не менее 10-12 признаков. Но в характеристике не
должно быть внешних примет, по которым можно сразу узнать описываемого
человека.Это должно быть психологическое описание характера, привязанностей,
взглядов на мир, на взаимоотношения людей  и др.

После написания характеристик обучающиеся сдают их преподавателю,
который, перемешав листы, принимается вслух зачитывать
“автопортреты”. Остальные члены группы по тексту узнают автора.

Во время обсуждения члены группы могут вносить коррективы в автопортрет
и добавить несколько штрихов к особенностям характера.

Приложение 3

Физиогномика

Значительное влияние на развитие
характерологии оказала физиогномика (от греч.
physis – природа, gnomon – знающий)учение о связи между
внешним обликом человека и его принадлежностью к определенному типу личности,
благодаря чему по внешним признакам могут быть установлены психологические
характеристики этого типа.

Аристотель (трактат
“Физиогномика”)и Платон
предлагали определять характер человека, отыскивая в
его внешности черты сходства с каким – нибудь животным, а затем отождествляли
его характер, как в восточном гороскопе, с характером этого животного.

По мнению древнего ученого, люди и
животные различаются по их свойствам и способностям: некоторые, как быки,
печальны, кротки, не склонны к возмущению; иные – насильственны, злобны, не
поддающиеся обучению, как дикие свиньи; другие, как зайцы и олени, боязливы и
благоразумны; одни коварны и низки, как змеи; а другие, как львы, храбры,
свободны и благородны. Хитростью и злокозненностью обладают лисьи натуры,
отвагой и льстивостью – собаки, осторожностью и стыдливостью – гуси, красуются
и завидуют – павлины.

Наиболее известной стала
физиогномическая система Иоганна Каспера Лафатера, считавшего основным
познанием человеческого характера изучение строения головы, конфигурации
черепа, мимики и др.

Например, о гениальности  Гете в
наибольшей степени свидетельствует его нос, который говорит о “знаменует
продуктивность, вкус и любовь – словом поэзию”.

При определении характера человека
физиогномисты использовали в качестве основополагающих  самые различные
признаки.

Продолжение
приложения 4

Лицо это как открытая книга. В нем
говорит все – брови, глаза, рот, уши, каждая морщинка. С возрастом лицо
меняется, но самые главные черты остаются неизменными, а некоторые начинают
проявлять себя более явно.

Однако самым важным показателем
характера считались глаза человека. Еще древние говорили: “Глаза – зеркало
души”. Все древние трактаты о физиогномике советуют начинать изучение лица
именно с глаз.

Американские психологи Дж. Глайв м
Э.Клери утверждают, что

Обладатели черных
глаз энергетически сильные люди

Синеглазые люди –
это романтики, люди очень эмоциональные

Кареглазые люди от
природы наделены привлекательностью

Людям с темно –
голубыми глазами свойственна настойчивость

Люди со
светло-карими глазами застенчивы, склонны к уединению

Голубоглазые натуры
склонны помнить обиды

Люди с тигровыми
глазами обладают редким талантом

Зеленоглазые люди –
это сама нежность

У обладателей серо
– зеленых глаз сильная воля

Обладатели серых
глаз очень решительны и умны

Владельцы темно
серых глаз упрямы и смелы

Большая часть информации, благодаря
которой человек развивается, воспринимается глазами.

В старину советовали оберегать глаза
от дурного влияния: взгляда недоброжелательного человека.

Современные экстрасенсы рекомендуют
чувствительным и ранимым людям носить темные очки  для защиты от отрицательной
энергии.

Физиогномика не утратила своего
значения и сегодня. Современными исследованиями подтверждается связь
внутреннего психологического содержания человека с внешними особенностями
строения лица.

Приложение 5

Хиромантия

Хиромантия – одно из
направлений в характерологии, которое имеет богатую историю. Хиромантия  одна
из древнейших систем гадания об индивидуальных особенностях человека,
чертах его характера, пережитых им событиях и его грядущей судьбе по кожному
рельефу ладоней. Само слово «хиромантия» состоит из двух слов «хиро» – рука, а
«мантия»-гадание.

По одним данным – наука зародилась на
востоке в Индии – упоминания о хиромантии есть в литературе индусов, которая
датируется 2000лет до н.э. По другим данным – наука зародилась в песках Египта
и была популярна у шумеров, халдеев и римлян. В Египте хироманты и другие
предсказатели состояли на службе у правителей, каждый уважающий себя властитель
имел своего придворного хироманта или астролога.

Все вы прекрасно знаете о 4-х главных
линиях, эти линии главным образом указывают на раскрытие способностей
человека, предопределяют важные события,  указывают на опасности в жизни,
и моменты радости.

Учёные, которые внесли
вклад в хиромантию.

На Западе в числе первых источников о
хиромантии можно назвать работы философа Аристотеля и его первое сочинение о
хиромантии.Учёный математик Пифагор изучал хиромантию в Египте, а после привёз
свои знания в Европу, ранее эта наука была известна только узкому кругу
избранных. Врач Гален увлекался хиромантией и оставил более 250 книг по
изучению знаков на руке.

16-18 век рассвет хиромантии, появляются
кафедры по изучению этой науки 19 век Адольф Дебарроль – известный хиромант
написал знаменитую книгу «Тайны руки». Дебарроль пытался доказать, что
хиромантия не только не противоречит  науке, но и подтверждается в современных
научных открытиях.

20 век Граф Льюис Хеймон, известный всему
миру как хиромант и провидец Кейро, по происхождению цыган, обладал
необыкновенным даром и уникальными знаниями в области хиромантии. Ему было
предсказано слава и богатство, если только он не превратит свой дар в способ
заработка. Но Льюис не смог избежать печальной участи постигшей его в конце
жизни.

Задание: Предсказание по
длине пальцев.

Таким образом,если вы не верите в
предсказания, то хотя бы прислушайтесь к ним…Ведь воля – одно из магических
средств с помощью которого человек может  переделывать самого себя и даже
сражаться с судьбой. 

Совет: Считается, что показывать свою
ладонь малознакомым людям не следует. Маленькие дети на подсознательном уровне 
это знают. Именно поэтому, когда они прощаются делают ручками «пока-пока»,
сжимая ладонь в кулак. Взрослые привыкли же махать открытой ладонью. Свою
судьбу, а она в подробностях описана на ладонях, никому показывать не следует.

Приложение4

Методика определений акцентуаций характера
К.Леонгарда.

Инструкция к тесту

Вам будут предложены утверждения, касающиеся некоторых
особенностей вашего характера и поведения. Если вы согласны с утверждением,
рядом с его номером поставьте знак «+», если нет – знак «-». Над вопросами
долго не задумывайтесь, правильных и неправильных ответов нет.

 

ТЕКСТ ОПРОСНИКА

  1. У вас часто веселое
    и беззаботное настроение?
  2. Вы чувствительны к
    оскорблениям?
  3. Бывает ли, что у Вас
    на глаза наворачиваются слезы в кино, театре, в беседе и пр.?
  4. Сделав что-то, вы
    сомневаетесь, все ли сделано правильно, пока не убедитесь еще раз в том, что
    все сделано правильно?
  5. В детстве вы были
    таким же смелым и отчаянным, как все ваши сверстники?
  6. Часто ли у вас резко
    меняется настроение от состояния безразличия до отвращения к жизни?
  7. Являетесь ли вы
    центром внимания в коллективе, в компании?
  8. Бывает ли так, что
    вы беспричинно находитесь в таком ворчливом настроении, что с вами лучше
    не разговаривать?
  9. Вы серьезный
    человек?
  10. Способны ли Вы
    восторгаться, восхищаться чем-либо?
  11. Предприимчивы ли Вы?
  12. Вы быстро забываете,
    если вас кто-то оскорбит?
  13. Мягкосердечны ли Вы?
  14. Опуская письмо в
    почтовый ящик, проверяете ли Вы, проводя рукой по щели ящика, что письмо
    полностью упало?
  15. Стремитесь ли Вы
    считаться в числе лучших сотрудников?
  16. Бывало ли вам
    страшно в детстве во время грозы или при встрече с незнакомой собакой, а
    может, такое чувство бывает и теперь?)
  17. Стремитесь ли Вы во
    всем и всюду соблюдать порядок?
  18. Зависит ли Ваше
    настроение от внешних обстоятельств?
  19. Любят ли Вас ваши
    знакомые?
  20. Часто ли у вас
    бывает чувство сильного внутреннего беспокойства, ощущение возможной беды,
    неприятности?
  21. У Вас часто бывает
    несколько подавленное настроение?
  22. Бывали ли у вас хотя
    бы один раз истерики или нервные срывы?
  23. Трудно ли Вам
    усидеть на одном месте?
  24. Если по отношению к
    Вам несправедливо поступили, энергично ли вы отстаиваете свои интересы?
  25. Можете ли Вы
    зарезать курицу, овцу?
  26. Раздражает ли Вас,
    если дома занавес или скатерть висят неровно, стремитесь ли Вы сразу же
    поправить их?
  27. В детстве Вы боялись
    оставаться один в доме?
  28. Часто ли у Вас
    беспричинно меняется настроение?
  29. Всегда ли Вы
    стремитесь быть достаточно сильным специалистом в своем деле?
  30. Быстро ли Вы
    начинаете злиться или впадать в гнев?
  31. Можете ли Вы быть
    совсем веселым?
  32. Бывает ли так, что
    ощущение полного счастья буквально пронизывает Вас?
  33. Как Вы думаете,
    получился бы из Вас ведущий, конферансье в концерте, представлении?
  34. Вы обычно
    высказываете свое мнение достаточно откровенно и недвусмысленно?
  35. Вам трудно
    переносить вид крови? Не вызывает ли это у  Вас неприятного ощущения?
  36. Любите ли Вы работу,
    где необходима высокая личная ответственность?
  37. Склонны ли Вы выступать
    в защиту тех, по отношению к которым поступили, на Ваш взгляд,
    несправедливо?
  38. Вам трудно, страшно
    спускаться в темный подвал?
  39. Предпочитаете ли Вы
    работу, где необходимо действовать быстро, но не требуется высокого ее
    качества?
  40. Общительный ли Вы
    человек?
  41. В школе Вы охотно
    декламировали стихи?
  42. Убегали ли Вы из
    дома в детстве?
  43. Кажется ли вам жизнь
    трудной?
  44. Бывает ли так, что
    после конфликта, обиды Вы были до того расстроены, что заниматься делом
    казалось просто невыносимо?
  45. Можно ли сказать,
    что при неудаче Вы не теряете чувство юмора?
  46. Предпринимаете ли Вы
    первые шаги к примирению, если Вас кто-нибудь обидел?
  47. Вы очень любите
    животных?
  48. Возвращаетесь ли Вы,
    чтобы убедиться, что оставили дом или рабочее место в порядке?
  49. Преследует ли Вас
    неясная мысль о том, что с Вами, Вашими близкими может случиться что-то
    страшное?
  50. Считаете ли Вы, что
    ваше настроение очень изменчиво?
  51. Трудно ли Вам
    докладывать, выступать перед аудиторией?
  52. Вы можете ударить
    обидчика, если он Вас оскорбит?
  53. У вас очень большая
    потребность в общении с другими людьми?
  54. Вы относитесь к тем,
    кто при каких-либо разочаровании впадает в глубокое отчаяние?
  55. Вам нравится работа,
    требующая энергичной организаторской деятельности?
  56. Настойчиво ли Вы
    добиваетесь намеченной цели, если на пути к ней приходится преодолевать
    массу препятствий?
  57. Может ли трагический
    фильм взволновать Вас так, что на глазах выступят слезы?
  58. Часто ли вам бывает
    трудно уснуть из-за того, что проблемы предыдущего или будущего дня  все
    время крутятся у Вас в голове?
  59. В школе Вы иногда
    подсказывали своим товарищам или давали списывать?
  60. Требуется ли Вам
    большое напряжение, чтобы ночью пройти одному через кладбище?
  61. Тщательно ли вы
    следите за тем, чтобы вещи в вашей квартире были точно на своем месте?
  62. Бывает ли так, что,
    перед сном у Вас хорошее настроение, а утром Вы встаете мрачным?
  63. Легко ли Вы
    привыкаете к новым ситуациям?
  64. Бывают ли у вас
    головные боли?
  65. Вы часто смеетесь?
  66. Можете ли Вы быть
    приветливым с теми, кого вы явно не уважаете, не любите, не цените?
  67. Вы подвижный
    человек?
  68. Вы очень часто
    переживаете из-за несправедливости?
  69. Вы настолько любите
    природу, что можете назвать себя ее другом?
  70. Уходя из дома или
    ложась спать, Вы проверяете, выключен ли газ, погашен ли свет, и заперты
    ли двери?
  71. Вы очень боязливы?
  72. Изменяется ли ваше
    настроение при приеме алкоголя?
  73. В молодости Вы
    охотно участвовали в кружках художественной самодеятельности, а может, и
    сейчас участвуете?
  74. Вы расцениваете
    жизнь скорее пессимистично, нежели радостно?
  75. Часто ли вас тянет
    попутешествовать?
  76. Может ли Ваше
    настроение измениться так резко, что состояние радости вдруг сменяется
    угрюмой подавленностью?
  77. Легко ли Вам удается
    поднять настроение подчиненных?
  78. Долго ли Вы
    переживаете обиду?
  79. Переживаете ли Вы
    долгое время горести других людей?
  80. Часто ли, будучи
    школьником, Вы переписывали страницу своей тетради, если в ней допускали
    помарки?
  81. Относитесь ли Вы к
    людям скорее с недоверием и осторожностью, чем с доверчивостью?
  82. Часто ли Вы видите
    страшные сны?
  83. Бывает ли так, что
    Вы остерегаетесь того, что можете броситься под колеса проходящего поезда
  84. В веселой компании
    Вы обычно веселы?
  85. Способны ли Вы
    отвлечься от трудной проблемы, требующей обязательного решения?
  86. Вы становитесь менее
    сдержанными и чувствуете себя более свободно, если принимаете алкоголь?
  87. В беседе Вы скупы на
    слова?
  88. Если бы Вам
    необходимо было играть на сцене, Вы смогли бы так войти в роль, чтобы
    забыли о том, что это только игра?
 
  Оценивание уровня акцентуированного выражения личности
производиться по ключевой таблице и результаты выражаются на графике.
 
 
 
 
 
 
Ключ
к тесту
Подсчитайте
количество ответов «Да» (+) на одни указанные вопросы и количество «Нет» (-) на
другие, затем сумму умножьте на соответствующее данной шкале число.
 
Условное название шкалы
Наименование шкалы
Знак ключи
№ вопросов
Коэффициент
1.        Г-1
Гипертимые
+
1, 11, 23, 33, 45, 55, 67, 77
х 3 (умножить на 3)
Нет
2.        Г-2
Застревающие, ригидные
+

2,15, 24, 34, 37, 56, 68, 78, 81

х 2
12, 46, 59
3.        Г-3
Эмотивные, лабильные
+

3,13, 35, 47, 57, 69, 79

х 3
25
4.         Г-4
Педантичные
+

4, 14, 17, 26, 39, 48, 58, 61, 70, 80, 83

х 2
36
5.        Г-5
Тревожные
+

16, 27, 38, 49, 60, 71, 82

 
х 3
5
6.        Г-6
Циклотимные
+
6, 18, 28, 40, 50, 62, 72, 84
х 3
нет
7.        Г-7
Демонстративные
+
7, 19, 22, 29, 41, 44, 63, 66,
73, 85, 88
х 2
51
8.        Г-8
Неуравновешенные, возбудимые
+
8, 20, 30, 42, 52, 64, 74, 86
х 3
нет
9.         Г-9
Дистимичные
+
9, 21,43, 75, 87
х 3
31, 53, 65
10.       Г-10
Экзальтированные
+
10, 32, 54, 76
х 6
нет
  
  Максимальный
показатель по каждому виду акцентуации равен 24 баллам. Признаком акцентуации,
т.е сильной выраженности данного свойства, считается показатель, превышающий 12
баллов. Если ни одно свойство не превышает показателя 12 баллов, можно
подсчитать средний показатель по всем свойствам.
 
Акцентуация  характера, по Личко,- это чрезмерное усиление
отдельных черт характера, при котором наблюдается не выходящие за пределы нормы
отклонения в психологии и поведении человека, граничащие с патологией. Такие акцентуации
как временные состояния психики чаще всего наблюдаются в подростковом и раннем
юношеском возрасте. Объясняет этот факт автор классификации так: «При действии
психогенных факторов адресующихся к «месту наименьшего сопротивления», могут
наступать временные нарушения адаптации, отклонения в поведении».
При повзрослении
ребенка особенности его характера, проявившиеся в детстве, остаются достаточно
выраженными, теряют свою остроту, но с возрастом вновь могут проявиться
отчетливо (особенно если возникает заболевание).
     Классификация акцентуаций
характеров у подростков, которую предложил            А.Е. Личко, выглядит
следующим образом:
1. Гипергимный
тип.  Подростки  этого  типа  отличаются  подвижностью, общительностью,
склонностью к озорству, В происходящие вокруг  события  они всегда вносят
много  шума,  любят  неспокойные  компании  сверстников,  при хороших общих
способностях они  обнаруживают  неусидчивость,  не достаточную
дисциплинированность, учатся неровно.  Настроение  у  них  всегда  хорошее,
приподнятое. Со взрослыми, родителями, педагогами у них  нередко  возникают
конфликты. Такие подростки имеют  много  разнообразных  увлечений,  но  эти
увлечения,  как  правило,  поверхностны  и   быстро   проходят.   Подростки
гипертимного типа зачастую переоценивают свои способности,  бывают  слишком
самоуверенными,  стремятся  показать  себя,  прихвастнуть,  произвести   на
окружающих впечатление.
2. Циклоидный тип. Он характеризуется повышенной раздражительностью и склонностью к апатии. Подростки данного типа предпочитают  находиться  дома одни вместо того, чтобы где-то быть  со  своими  сверстниками. Они тяжело переживают даже незначительные неприятности, и на замечания реагируют  крайне раздражительно. Настроение у них периодически меняется от  приподнятого  до подавленного (отсюда название данного типа) с периодами примерно в  две-три недели.
3. Лабильный тип. Этот тип крайне изменчив в  настроении,  причем  оно зачастую непредсказуемо: Поводы дня неожиданного изменения настроения могут быть самые ничтожные, например, кем-то случайно оброненное  обидное  слово, чей-то неприветливый взгляд. Все  они  "способны  погрузиться  в  уныние  и мрачное расположение духа при отсутствии каких-либо серьезных неприятностей и неудач". От сиюминутного настроения этих подростков зависит многое  в  их психологии и поведении. Соответственно этому настроению настоящее и будущее для них может расцвечиваться то  радужными,  то  мрачными  красками.  Такие подростки, когда они находятся в подавленном настроении. крайне нуждаются в помощи и поддержке со стороны тех, кто  мог  бы  их  настроение  поправить, способен их отвлечь, приободрить и развлечь.
 
 
 4.  Астеноневротический  тип.  Этот  тип  характеризуется  повышенной мнительностью и капризностью, утомляемостью и  раздражительностью.  Особенно часто утомляемость проявляется при выполнении трудной задачи.  Склонность к ипохондрии является особо типичной чертой.
 5 Сензитивный тип.  Ему  свойственна  повышенная  чувствительность  ко всему: к тому, что радует, и к тому, что огорчает или пугает. Эти  подростки не любят больших компаний, слишком азартных,  подвижных,  озорных  игр,  Они обычно застенчивы и робки при посторонних людях и поэтому  часто  производят впечатление замкнутости. Открыты и общительны они бывают только с теми,  кто им хорошо знаком, общению со сверстниками предпочитают общение с малышами  и взрослыми. Они отличаются послушанием и обнаруживают  большую  привязанность к родителям.  В  юношеском  возрасте  у  таких  подростков  могут  возникать трудности   адаптации   к   кругу    сверстников,    а    также    "комплекс неполноценности".  Вместе  с  тем  у  этих  же  подростков   довольно   рано формируется чувство долга, обнаруживаются  высокие  моральные  требования  к себе  и  окружающим  людям.  Недостатки  в  своих  способностях  они   часто компенсируют выбором сложных видов деятельности и повышенным  усердием.  Эти подростки разборчивы в нахождении дня себя друзей и приятелей,  обнаруживают большую привязанность  в  дружбе,  обожают  друзей,  которые  старше  их  по возрасту.
6. Психастенический  тип. Эти   подростки   характеризуются   ранним интеллектуальным развитием, склонностью к размышлениям  и  рассуждениям,  к самоанализу и оценкам поведения  других  людей.  Такие  подростки,  однако, нередко бывают больше сильны на словах, чем в деле. Самоуверенность  у  них сочетается  с  нерешительностью,  а  безаппеляционность   суждений   -   со скоропалительными действиями, предпринимаемых как раз в те  моменты,  когда требуется осторожность и осмотрительность.
 7. Шизоидный  тип.  Его  наиболее   существенной   чертой   является замкнутость» Эти подростки не очень  тянутся  к  сверстникам,  предпочитают быть одни, находиться в компании взрослых. "Душевное  одиночество  даже  не тяготит шизоидного полростка, который живет в своем мире, своими необычными для детей этого возраста интересами". Такие подростки нередко демонстрируют внешнее безразличие к другим людям, отсутствие к  ним  интереса  Они  плохо понимают состояния других людей, их переживания, не умеют сочувствовать. Их внутренний   мир   зачастую   наполнен     различными           фантазиями, особыми   увлечениями.    Во     внешнем     проявлении  своих  чувств  они достаточно сдержаны, не всегда понятны окружающим, прежде всего  для  своих сверстников, которые их, как правило, не очень любят.
8. Эпилептоидный тип. Эти подростки часто плачут,  изводят  окружающих, особенно в раннем детстве. " Такие дети, - любят мучить  животных,  избивать и дразнить младших и слабых,  издеваться  над  беспомощными  и  неспособными дать отпор. В детской компании они претендуют не просто на лидерство,  а  на роль властелина. В группе детей, которыми  они  управляют,  такие  подростки устанавливают  свои  жесткие,  почти  террористические  порядки,  причем  их личная  власть  в  таких  группах  держится  в  основном   на   добровольной покорности других детей или на страхе. В условиях  жесткого  дисциплинарного режима они чувствуют себя нередко  на  высоте,  'умеют  угодить  начальству, добиться определенных преимуществ, завладеть.., постами, дающими  в  рук, власть, установить диктат - над другим".
9.Истероидный тип. Главная  черта  этого  типа  -  эгоцентризм,  жажда постоянного внимания к своей особе.  У  подростков  данного  типа  выражена склонность  к  театральности,  позерству,  рисовке,  Такие  дети  с  трудом выносят, когда в их присутствии хвалят их товарища,  когда  другим  уделяют больше внимания, чем им самим. "Желание привлекать к  себе  взоры,  слушать восторги и похвалы становиться для них насущной  потребностью".  Дня  таких подростков  характерны  претензии   на   исключительное   положение   среди сверстников, и  чтобы  оказать  влияние  на  окружающих,  привлечь  к  себе внимание, они часто выступают в группах в роли зачинщиков и заводил. Вместе с тем, будучи не способными выступить как настоящие  лидеры и организаторами дела, завоевать себе неформальный авторитет,  они  часто  и  быстро терпят фиаско.
10. Неустойчивый   тип   Его иногда   неверно   характеризуют   как слабовольный, плывущий по  течению,  Подростки  данного  типа  обнаруживают повышенную склонность и тягу к развлечениям, причем без разбора, а также  к безделью и праздности, У них отсутствуют какие-либо серьезные, в том  числе профессиональные интересы, они почти не думают о своем будущем.
11. Конформный тип. Данный тип демонстрирует бездумное, а часто конъюнктурное подчинение любым  авторитетам,  большинству  в  группе. Такие подростки обычно склонны к  морализаторству  и  консерватизму,  а  их главное жизненное кредо - "быть, как все", Это тип приспособленца,  который ради своих собственных интересов готов предать  товарища,  покинуть  его  в трудную минуту, но, что бы он ни  совершил,  он  всегда  найдет  оправдание своему поступку, причем нередко не одно.
 

Приложение 5

Притча о Кофе!

Приходит ученик к Учителю и
говорит:

«Учитель, я устал, у меня такая
тяжелая жизнь, такие трудности и проблемы, я все время плыву против течения, у
меня нет больше сил,… что мне делать?»

Учитель вместо ответа поставил на
огонь три одинаковых емкости с водой. В одну емкость бросил морковь, в другую –
положил яйцо, а в третью –  насыпал зерна кофе. Через некоторое время он
вынул из воды морковь и яйцо и налил в чашку кофе из 3-й емкости.

« Что изменилось?» – спросил он
ученика

«Яйцо и морковь сварились, а зерна
кофе растворились в воде» – ответила ученик.

«Нет»,-  сказал Учитель, «Это
лишь поверхностный взгляд на вещи. Посмотри – твердая морковь, побывав в
кипятке, стала мягкой и податливой. Хрупкое и жидкое яйцо стало твердым. Внешне
они не изменились, они лишь изменили свою структуру под воздействием
одинаково  неблагоприятных обстоятельств – кипятка. Так и люди – сильные
внешне могут расклеиться и стать слабаками там, где хрупкие и нежные лишь
затвердеют и окрепнут»

«А кофе?»  – спросил ученик

« О! Это самое интересное! Зерна
кофе полностью растворились в новой враждебной среде и изменили ее – превратили
кипяток в великолепный ароматный напиток.

Есть особые люди,
которые не
изменяются в силу обстоятельств
 – они изменяют сами
обстоятельства и превращают их в нечто новое и прекрасное, извлекая пользу и
знания из ситуации».

муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад комбинированного вида № 16»

Конспект семинара-практикума

«Познавательно-исследовательская деятельность в ДОО»

Разработал:

старший воспитатель О.Л. Соловьева

Ачинск, 2018

Семинар-практикум «Познавательно-исследовательская деятельность в ДОО»

Цель: освоение организации опытно-экспериментальной деятельности с детьми для её последующего активного применения в практической деятельности педагогов.

Задачи:

повышение профессионального мастерства педагогов в процессе активного педагогического общения;

расширение знаний педагогов по теме «детское экспериментирование в ДОО»,

развитие навыков и умений экспериментирования и желания использовать опытно-исследовательскую деятельность в работе с детьми.

План семинара

I Просмотр фильма «Мы – исследователи»

II Актуальность вопроса

III Экспериментальная деятельность – практикум (Приемы активизации познавательной активности детей)

IV Методические рекомендации по организации экспериментальной деятельности и фиксированию результатов экспериментов и наблюдений.

V Рефлексия.

Ход семинара:

I Просмотр фильма «Мы исследователи».

II Актуальность вопроса

Как Вы уже могли догадаться, сегодня мы будем обсуждать: «Организацию познавательно-исследовательской деятельности дошкольников». Вы со мной согласитесь, что эта тема особенно актуальна. Ведь в соответствии с ФГОС дошкольного образования, наряду с игрой и общением, детское экспериментирование является одним из ведущих видов детской деятельности.

Познавательно-исследовательская деятельность дошкольника в естественной форме проявляется в виде так называемого детского экспериментирования с предметами и в виде вербального исследования вопросов, задаваемых взрослому (почему, зачем, как). Задача нас взрослых, не подавлять детские эмоции и любознательность, а опираться на них, насыщать жизнь детей значимыми для них разнообразными событиями, дать детям прожить полноценное и многообразное детство, которое сможет стать «золотым фондом» их личности. Это принципиально иной ответственный и мудрый путь обогащения детского развития.

Удовлетворяя свою любознательность в процессе активной познавательно-исследовательской деятельности, ребенок, с одной стороны, расширяет свои представления о мире, с другой – овладевает основополагающими культурными формами упорядочения опыта: причинно-следственными, родовидовыми, пространственными и временными отношениями, позволяющими связывать отдельные представления в целостную картину мира.

Следовательно, чем разнообразнее и интенсивнее исследовательская деятельность, тем больше новой информации получает ребенок, тем быстрее и полноценнее он развивается.

III Экспериментальная деятельность

Каковы же приемы активизации познавательной активности детей? В исследовательской и экспериментальной деятельности, как и в образовательной деятельности вообще, большое значение имеет организационный момент – вызвать познавательный интерес у детей, замотивировать их на познавательную деятельность.

Вопрос педагогам: «Давайте вспомним, какие педагогические приемы способны вызвать интерес и желание к дальнейшему исследованию?»

(удивление, сказочный сюжет, проблемные вопросы и ситуации, создание ситуации потребности в самовыражении, стремление помочь и научить, интрига, сюрпризный момент, внесение предмета с необычным эффектом или назначением).

Рассмотрим немного подробнее проблемные вопросы и ситуации. Проблемные ситуации могут быть созданы, когда обнаруживается несоответствие между уже усвоенными знаниями и новыми фактами. К постановке проблемных вопросов предъявляются определенные требования. Основные из них: 1) проблемная задача должна быть понятной детям; 2) должна их заинтересовать; 3) содержать новизну; 4) но опираться на имеющийся опыт детей; 5) трудность задачи должна быть посильной; 6)но ориентирована на максимальную самостоятельность и творчество детей.

Практикум: Сейчас мы с Вами поупражняемся в формулировании проблемных задач.

Ход практикума:

1. Все педагоги делятся на 2 подгруппы. Каждая подгруппа получает свое задание: изучаемая с детьми тема и научный факт, который педагог предъявляет детям.

2. Педагоги в каждой подгруппе должны, исходя из полученных данных, продумать возможную проблемную ситуацию и последующий за ней эксперимент (предлагают свои варианты).

3. Анализ предложенных вариантов.

4. Вариант уже имеющегося решения, его анализ.

Задания для подгрупп:

1) Тема: «Зима».

Предъявляемый факт: «Снег грязный, так как в нем содержатся частицы пыли».

(ПС: «Снег белый, как он может быть грязным?»)

Эксперимент: – Как мы можем увидеть частицы пыли в снеге? (гипотезы: внимательнее рассмотреть, рассмотреть под лупой – знакомое действие).

После рассматривания приходят к выводу, что увидеть частицы пыли сложно или их там нет (расхождение мнений).

– Давайте поступим так, как делают ученые – проведем опыт. Вы уже знаете, как проверить чистоту воды, а как можно проверить загрязненность снега?

Дети: нужно растаять снег и получится вода, мы ее профильтруем и посмотрим через увеличительное стекло (знакомое действие).

Снег тает долго, и воспитатель задает вопрос:

– Что можно сделать, чтобы снег растаял быстрее? (подогреть – новое действие)

Проводят опыт совместно с воспитателем, самостоятельно выполняют фильтрацию воды и делают вывод.

2) Тема: «Растения»

Предъявляемый факт: «Все живые организмы, в том числе растения, животные и человек, на две трети состоят из воды».

ПС: «Так ли это? Где же эта вода?»

Эксперимент: взять один или несколько овощей или фруктов (свекла, морковь, яблоко). Их нужно протереть и отжать через марлю или соковыжималку. Затем сравнить количество жидкости и твердой массы, чтобы определить их соотношение, пропорции. На основании факта: сока гораздо больше, чем твердого вещества, – исследователи «принимают» то знание, которое ранее отвергли.

Вы хорошо поработали, а сейчас предлагаю Вам немного отдохнуть.

IV Методические рекомендации по организации экспериментальной деятельности.

Методика проведения экспериментальной деятельности основывается на общей методике обучения детей дошкольного возраста. Поэтому, мы с Вами сейчас просто вспомним эти особенности и уточним их применительно к экспериментальной деятельности.

Вопросы педагогам

– Может ли быть подготовительная работа к экспериментальной деятельности? Какая?

– Что нужно учитывать при выборе объекта для экспериментального исследования?

– Составьте алгоритм экспериментальной деятельности.

Алгоритм экспериментальной деятельности представляет собой:

1. Постановка проблемы, которую необходимо решить;

2. Целеполагание (что нужно сделать для решения проблемы)

3. Предлагаются различные варианты ее решения;

4. Проверяются эти возможные решения, исходя из данных;

5. Анализ полученного результата (подтвердилось – не подтвердилось)

6. Формулирование выводов

7. Фиксирование результатов экспериментов и наблюдений

Один из этапов осуществления исследовательской и экспериментальной деятельности – это фиксирование результатов эксперимента или наблюдения, остановимся на нем подробнее.

Вопрос педагогам: «Простая или сложная форма работы для детей фиксирование результатов?» (сложная)

«Нужно ли отказываться от этой формы работы из-за ее сложности?» (нет; следует постепенно приучать детей к фиксированию увиденного).

Результаты фиксируют для того, чтобы они лучше запечатлелись в памяти детей. При фиксации наблюдаемых явлений участвуют разные виды памяти: зрительная, двигательная, слуховая, обонятельная, тактильная.

Существуют различные способы фиксации увиденного: ментальные, графические и практические.

Самые простые способы фиксации результатов – это графические. К ним относятся приемы, связанные с использованием наглядных материалов (готовых форм).

В качестве готовых форм могут выступать: картинки, фотографии, натуральные объекты, объемные изображения, циферблаты, записи звуков.

Ментальные способы фиксации связаны с фиксацией увиденного в памяти; используется речь детей.

Существуют различные приемы. Например: ребенок рассматривает явление (объект) и составляет о нем рассказ; ребенок рассматривает явление (объект), затем отворачивается и, не глядя, дает его описание. Затем снова рассматривает этот же объект и вносит уточнения, исправления; сравнение явления (объекта) с уже известными детям явлениями (объектами): в средней группе акцент делается на отличиях, в старшем возрасте – начинают указывать и сходства.

Практические способы фиксации связаны с фиксацией наблюдаемого явления, процесса на бумаге (письменная речь или зарисовывание).

Например: зарисовывание явления (объекта) педагогом или отдельными детьми или всеми детьми;

схематическое зарисовывание – отражение в рисунке только наиболее важных деталей;

использование условных знаков – лучше придумывать каждый раз вместе с детьми. Не следует использовать много символов;

рисунки-прогнозы. Например, «Нарисуйте, как будут выглядеть через неделю посеянные сегодня семена». Через неделю дети сравнивают свои рисунки и реальный факт;

рассказ об увиденном явлении составляет и записывает педагог. Но непрерывно советуется с детьми, проговаривает вслух записываемый текст, иногда специально допускает ошибки;

педагог записывает рассказ, который составляет один ребенок или группа детей. Затем прочитывает вслух для проверки и уточнения;

педагог зачитывает 2-3 готовых текста из 2-4 предложений каждый. Детям нужно определить, какой из них более всего соответствует наблюдаемому явлению.

Т. к. фиксирование результатов – это сложная форма работы, существуют особенности проведения:

Обязателен индивидуальный подход, который учитывает умения каждого ребенка;

Является сугубо добровольной формой работы ребенка – педагог не имеет права обязать ребенка фиксировать результаты;

Нельзя форсировать операцию фиксирования. Малейший нажим может привести к тому, что дети перестанут понимать смысл всего эксперимента;

Начинать нужно с самых простых способов – с использования готовых форм;

Формирование навыка фиксирования проходит несколько стадий:

1. Использование готовых форм

2. Наблюдение за работой педагога

3. Привлечение отдельных детей, хорошо справляющихся с нужными операциями

4. Заполнение всеми детьми по очереди

5. Коллективное заполнение под руководством педагога

6. Самостоятельное заполнение с последующей проверкой.

В практике работы с дошкольниками используется 3 вида документов для фиксации результатов исследования или эксперимента: календарь погоды, календарь природы, дневник наблюдений. Использование практических способов фиксации (зарисовывание, составление рассказов) производится в дневнике наблюдений.

VI Рефлексия

Каждый по очереди отвечает на вопрос: «Какое открытие для себя он сделал на сегодняшнем семинаре?»

-Для меня время пролетело незаметно, надеюсь и для Вас тоже. Очень приято если Вы смогли узнать что- то полезное, а может быть открыть что- то новое и самое главное, надеюсь, что наша сегодняшняя встреча привнесет, свежую струю в Вашу профессиональную деятельность.

Литература:

1. Организация экспериментальной деятельности дошкольников. / Под. ред. Л. Н. Прохорововй М., 2004

2. Паршукова И. Л. Проведение исследовательских занятий в детском саду пространственная развивающая среда в детском саду. Принципы построения, советы, рекомендации /сост. Н. В. Нищева. – СПб., «Детство-пресс», 2006

3. Соловьева Е. Как организовать поисковую деятельность детей. / Дошкольное воспитание. N 1, 2005

4. Материалы Интернет-сайтов.

5. Тугушева Г. П., Чистякова А. Е. Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста. – СП Детство-пресс, 2009.

6. Чехонина О. Экспериментирование как основной вид поисковой деятельности // Дошкольное воспитание. – 2007. – №6. – С. 13-16.

Материал для педагогов

1) Тема: «Зима».

Предъявляемый факт: «Снег грязный, так как в нем содержатся частицы пыли».

Педагоги в каждой подгруппе должны, исходя из полученных данных, продумать возможную проблемную ситуацию и последующий за ней эксперимент (предлагают свои варианты).

2) Тема: «Растения»

Предъявляемый факт: «Все живые организмы, в том числе растения, животные и человек, на две трети состоят из воды».

Педагоги в каждой подгруппе должны, исходя из полученных данных, продумать возможную проблемную ситуацию и последующий за ней эксперимент (предлагают свои варианты).

Алгоритм экспериментальной деятельности представляет собой:

1. Постановка проблемы, которую необходимо решить;

2. Целеполагание (что нужно сделать для решения проблемы)

3. Предлагаются различные варианты ее решения;

4. Проверяются эти возможные решения, исходя из данных;

5. Анализ полученного результата (подтвердилось – не подтвердилось)

6. Формулирование выводов

7. Фиксирование результатов экспериментов и наблюдений

Алгоритм экспериментальной деятельности представляет собой:

1. Постановка проблемы, которую необходимо решить;

2. Целеполагание (что нужно сделать для решения проблемы)

3. Предлагаются различные варианты ее решения;

4. Проверяются эти возможные решения, исходя из данных;

5. Анализ полученного результата (подтвердилось – не подтвердилось)

6. Формулирование выводов

7. Фиксирование результатов экспериментов и наблюдени

Добавить комментарий