Как составить план конспект урока литературы

Конспект урока по ФГОС.

Предмет: литература.

Тема: «Слово о полку Игореве» – героический пролог русской литературы». Д. С. Лихачев.

Тип: урок «открытия» нового знания.

Форма: урок-исследование.

Методы: эвристический, объяснительно-иллюстративный, исследовательский.

Модель обучения: базовая, 9 класс.

Цель: доказать, что «Слово» – выдающееся произведение русской литературы; способствовать осмыслению «Слова» как высоко патриотического произведения; рассуждать на основе теоретических знаний об анализе художественного произведения.

Задачи:

  1. Содействовать осознанному восприятию обучающимися художественного текста.
  2. Воспитывать любовь и сопричастность к истории и литературе Родины.
  3. Содействовать формированию умений чтения и анализа художественного текста, обеспечить коррекцию и тренинг изученных понятий.

Планируемые результаты:

Личностные УУД: умений аргументировать собственное высказывание, воспринимать альтернативную точку зрения; смыслообразование, нравственно-этическая ориентация.

Метапредметные УУД: выявление точки зрения автора и идеи произведения.

Регулятивные УУД: целополагание, способность принимать учебную цель, выделение главного и второстепенного, контроль, оценка.

Познавательные УУД: общеучебные – выразительное чтение, пересказ, выбор художественных средств, развитие устной речи через диалог, умение анализировать отдельный эпизод.

Коммуникативные УУД: умение точно и полно выражпть свои мысли в соответствии с задачами коммуникации.

Оборудование урока, дидактические средства –

  • Мультимедийный проектор, доска.
  • ПК.
  • Презентации на флеш-носителях.
  • Учебник.
  • Художественные тексты.
  • Карточки для индивидуальной и групповой работы.
  • Тетрадь.

Этап урока

Содержание урока, деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Формируемые УУД

Организационный момент, постановка учебной задачи.

2м.

Организация урока, целеполагание, задания групповые и индивидуальные, заявки о подготовленности по предварительным заданиям. Создание психологического настроя, вводная беседа.

Понимание темы по ключевым словам: пролог, героика.

Обращение к личности Д.С. Лихачева по знакомым обучающимся «Письмам о добром».

Участие в определении цели урока.

Выбор личного участия в уроке.

самоопределение – Л

смыслообразование – Л

подведение под понятие – П

формирование интереса – Л

построение логической цепи – П

Актуализация знаний.

6м.

Слово учителя о значимости обретения для русской литературы и гражданственности «Слова о полку Игореве» как «пролога русской литературы». Учитель читает наизусть вступление к «Слову» на языке источника. Беседа по вопросам:

  • Как определим слово «не лепо»?
  • Какую художественную особенность слышим в части «растекашися до … под облакы»? Учитель сообщает, что мысь – это белка.
  • Где впоследствии встречается триединство?
  • Что означает заявление автора «по былинам сего времени, а не по замышлению Бояню»?

Вывод: даже по не вполне понятному современнику тексту мы можем делать вывод о высокой художественности «Слова», о заявке автора на взаимопонимание читателя.

Участие в эвристической беседе.

Синонимия.

Обращение к предшествующим знаниям.

Обобщающий вывод.

Мобилизация понимания.

выборочная работа – П

логические действия – П

самоопределение – Л

осознанное построение речевого высказывания – П

Открытие нового знания.

8м.

  1. Выразительное чтение по цепочке текста «Слова» в переложении Заболоцкого. По ходу чтения выполняются задания групповые – выявление различных групп художественно-выразительных средств, парные – образ автора «Слова», индивидуальные – как представлены князья, какие языческие боги упомянуты.
  2. Обучающийся по предварительному заданию показывает на электронной доске план-схему похода князя Игоря.
  3. Беседа по прочитанному, отчёт по групповым и индивидуальным заданиям.
  4. Выводы об авторе, художественности, героических князьях, последствиях похода.

Обработка навыка выразительного чтения.

Смысловое чтение одного отрывка.

Работа в группе или паре.

Текстовый поиск-выделитель.

извлечение необходимой информации из текста – П

работа в паре – К

учебное сотрудничество с учителем – К

подведение под понятие – П

самоопределение – Л

участие в диалоге – К

умение аргументировано высказать свою мысль – П

Первичное закрепление.

5м.

Посмотрим, как это событие показывает изобразительное искусство и гусельная музыка. Презентация по предварительному заданию.

Во второй части повествования автор поручает оценить событие старому мудрому князю Святославу. Слушаем «Золотое слово», выразительно наизусть читает обучающийся. Класс выделяет три упрёка в адрес молодых князей.

Узнавание иллюстрированного эпизода, персонажа.

анализ информации – П

установление причинно-следственных связей – Р

погружение в позитивную атмосферу созерцания и познания – М

Самостоятельная работа с проверкой по эталону, самоанализ, самоконтроль.

5м.

Заполнение таблиц-шаблонов в дифференцированных группах с выбором выступающего: художественно-выразительные средства произведения; слова автора, характеризующие князя Игоря, Всеволода; что можно сказать об авторе «Слова», в чём выражена черта личности.

реализация построенного проекта – Л

включение в систему знаний – М

Включение нового знания в систему знаний и повторение.

10м.

Подведение итогов. Запись в тетрадь цитат из «Золотого слова» и вывод.    

Запись в тетрадь(на выбор): -какими словами Святослава передана его боль о разъединённости князей- или –как природа становится участником и отражением событий-

Образец ответа по окончании работы транслируется на доске, обучающиеся сверяют свои работы, оценивают их полноту.

самостоятельное нахождение и исправление ошибок – Л

оценка результата – Р

смыслообразование – Л

Рефлексия.

3м.

Учитель предлагает осмыслить личную роль в достижении цели урока и продолжить предложение.

Полилог «выбери и закончи предложение»:

Я узнал..

Я понял..

Я выполнял..

Мне теперь известно..

За урок я..

Материал урока был..

Я умею..

Наиболее сложным для меня было..

Моё настроение..

Мои чувства после знакомства с произведением..

Я хотел бы дополнить..

выявление причины затруднения – Л

желание донести свою позицию и умения – К

Домашнее задание.

1м.

Учитель предлагает варианты домашнего задания на выбор.

Домашнее задание выбирают учащиеся:

рассказ-характеристика «полюбившийся герой»; наизусть «плач Ярославны» или «Золотое слово» ; иллюстрация «каким я вижу автора»; слово в защиту князя Игоря(индивидуальное или групповое).

Использованные источники и литература

  1. «Слово о полку Игореве», издательство «Художественная литература», 1986
  2. Лихачёв Д.С. «Гениальное произведение литературы Древней Руси», М, 1996
  3. «Слово о полку Игореве», древнерусский текст, перевод  Д.С. Лихачёва, поэтические переложения Л. Дмитриева, В. Жуковского, Н, Заболоцкого, издание «Художественная литература», 1988
  4. Учебник литературы 9 класс, В.Я. Коровина, издательство «Просвещение»

ГПОУ ТО «Тульский педагогический колледж»

Методические рекомендации по написанию конспекта урока по литературному чтению

Составитель: преподаватель Трунова О.П.

Тула 2017

Содержание

1.Введение.

2.Универсальные учебные действия применительно к урокам литературного чтения.

3.Требования к содержанию, оформлению и порядку выполнения конспекта.

4.Структура урока литературного чтения в соответствии с технологией читательской деятельности.

5.Основные требования к уроку литературного чтения.

6.Виды уроков.

7.Технологическая карта урока.

8.Литература.

Приложения.

Предмет «литературное чтение» является одним из основных в системе подготовки младшего школьника. Наряду с учебным предметом «русский язык» он формирует функциональную грамотность, общеучебный навык чтения и умения работать с текстом, пробуждает интерес к чтению художественной литературы, способствует общему развитию и воспитанию школьника.

На уроках литературного чтения формируется читательская компетентность, помогающая младшему школьнику осознать себя грамотным читателем, способным к использованию читательской деятельности для своего самообразования. Грамотный читатель владеет техникой чтения и приемами работы с текстом. Понимает прочитанное и прослушанное произведение.

В современных учебниках по литературному чтению («Литературное чтение», авторы — Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий, М.В. Голованова, Л.А. Виноградская, М.В. Бойкина) отражаются идеи ФГОС НОО: формирование системы духовно-нравственных ценностей средствами литературы и искусства, формирование регулятивных, познавательных, коммуникативных и личностных УУД. Содержание литературного материала позволяет развивать креативные способности учащихся, используя такие методы работы с текстом, как чтение по ролям, инсценирование, драматизация, устное словесное рисование, создание собственного текста на основе художественного произведения (текст по аналогии). В учебниках так же представлен материал по организации самостоятельной работы учащихся с текстом.

В результате освоения предметного содержания этой школьной дисциплины учащиеся приобретают общеучебное умение — осознанно читать тексты.

В процессе работы над художественным произведением младший школьник, осваивая основные нравственно-этические ценности, получает навык анализа положительных и отрицательных действий героев, что способствует формированию нравственного сознания и эстетического вкуса младшего школьника, пониманию духовной сущности произведений.

Умение работать с различными видами текстов будет способствовать освоению младшими школьниками речевой, письменной, коммуникативной культуры, привьет эстетическое отношение к действительности, отраженной в художественной литературе, а так же в живописи, театре, кино, музыке.

Универсальные учебные действия применительно к урокам литературного чтения.

Коммуникативные УУД:

– выражение собственного мнения учащегося;

– исполнение различных диалоговых приемов;

– формирование умения слушать собеседника, договариваться, убеждать его;

– культура поведения в учебном диалоге.

Регулятивные УУД:

– осуществление действий по образцу и заданному правилу;

– сохранение заданной цели;

– умение видеть ошибку и и справлять ее;

– способность контролировать свою деятельность по результату;

– адекватное понимание оценки взрослого собеседника.

Познавательные УУД:

– формирование познавательной активности, творчества и самостоятельности на уроке;

– создание условий для проявления способностей учащихся.

Личностные УУД:

– формирование у обучающихся ответственности за свою деятельность;

– эмоциональный отклик на прочитанное произведение;

– оценка результатов своей деятельности, рефлексия.

Требования к содержанию, оформлению и порядку выполнения конспекта

1. Определите последовательность этапов, которые лежат в основе построения урока литературного чтения.

2. Сформулируйте цель и предметные задачи урока в соответствии с изучаемой темой.

3. Оформите метапредметные задачи урока в соответствии с изучаемой учебной темой.

4. Подготовьте таблицу, в которой будут представлены следующие части:

а) название этапа урока;

б) предполагаемое время для планируемого этапа;

в) содержание работы на уроке;

г) примечания, в которых необходимо указать методическое сопровождение урока.

5. Составьте конспект урока в соответствии с материалами учебника.

Структура урока литературного чтения в соответствии с технологией читательской деятельности.

1. Работа с текстом до чтения (предвосхищение, предугадывание).

На этом этапе необходимо заинтересовать ученика, эмоционально настроить (рассказ учителя, словарная работа, показ репродукции картин, чтение малых фольклорных жанров по теме, прослушивание музыкальных произведений, демонстрация слайдов и т. д.); определить цели урока, обозначить проблему.

2. Работа с текстом во время чтения:

а) первичное восприятие текста (читают учитель и подготовленные ученики, использование аудиозаписи чтения в исполнении мастеров художественного слова);

б) проверка первичного восприятия — проверка эмоционального воздействия произведения на учащихся (вопросы учителя, диалог «учитель — ученик»);

в) чтение текста учениками;

г) необходимый комментарий (подтекст);

д) литературоведческая пропедевтика (определение жанровых особенностей, композиционного своеобразия);

е) система работы над текстом (беседа, выборочное чтение, словарная работа, деление текста на части, озаглавливание частей, составление плана и т. д.)

3. Концептуальная беседа по тексту:

а) коллективное обсуждение проблемы, дискуссия;

б) соотнесение читательской интерпретации с авторской позицией (беседа, выборочное чтение, соотнесение идеи произведения с пословицами);

в) уточнение основной идеи произведения, главной мысли;

г) работа с иллюстрациями;

д) работа над заглавием произведения (что автор хотел подчеркнуть).

4. Творческие задания (выразительное чтение, инсценирование, чтение по ролям, графическое и словесное рисование, творческий пересказ, составление аннотации, создание теста по аналогии и т. д.).

В настоящее время созданы различные методические рекомендации к урокам литературного чтения, помогающие учителям грамотно построить урок. Главная методическая цель урока при системно-деятельностном подходе к обучению — создание условий для проявления познавательной активности учеников.

Основные требования к уроку литературного чтения:

 1) урок литературного чтен.должен удовлетворять всем дидактическим требованиям (четкое формулирование образ., воспит., и развивающ.задач, а так же цели, правильный выбор методов, средств и приемов обучения, сочетание различных форм коллективной и индивидуальной работы на ур., эффек.испол.наглядности и ТСО);

2) урок литературного чтения должен удовлетворять психологическим требованиям (учет возрастных особенностей, учет психологических особенностей – память, мышление и т.д.);

3) урок лит.чтения должен удовлетворять гигиенические требования (освещенность, температурный режим и т.д.);

4) время урока должно быть оптимальным (около 30 мин.отводится на чтение);

5) должна присутствовать последовательность работы: а)подготовка к восприятию;

б) первичное восприятие; в)проверка качества первичного восприятия; г)анализ текста с включением заданий; д)творческие виды работы с текстом (вторичный синтез);

6) должна на уроке присутствовать эмоциональность;

7) учет видо-жанровой специфики литературного произведения и его художественного своеобразия (учителю необходимо правильно сформулировать вопросы и задания к тексту, должен передать главную мысль текста);

8) должна проводится целенаправленная работа над формированием навыка чтения: а)работа над пониманием текста; б)отработка способа и темпа чтения (2 кл.-плавное чтение по слогам с переходам на чтение целыми словами; 3 кл.-чтение целыми словами и по слогам трудных слов; 4 кл.-чтение словами в разговорном темпе); в)отработка правильности чтения; г)формирование умения выразительно читать (обучаем со 2 кл., а контролируем с 3 кл.);

9) д/з должно соответствовать содержанию работы на уроке: необходимо продумывать его объём (2 кл.-1-1,5 стр.; 3 кл.-2-2,5 стр.; 4 кл.-3-3,5 стр.); 10) учитель должен стремится к разумному сочетанию заданий и упр.аналитического и синтетического хар-ра;

11) объективность оценки результатов учебной деятельности учащихся.

Виды уроков.

I. Вводные уроки ( В.У.)

В.У. открывает изучение темы или тематического раздела. Поскольку в большинстве программ разделы организуются по тематическому принципу, то целью вводного урока становится подготовка детей к восприятию произведений определенной тематики, пробуждения у них интереса к этой теме, оживление их личных впечатлений, повторение уже имеющихся у них сведений и знаний, необходимых для изучения произведений данной тематической группы. Отобранный учителем материал к этому уроку должен носить обобщенный характер и формировать у учеников общее представление о произведении.

Данный материал должен отвечать 2-м ТРЕБОВАНИЯМ:

1. Должен вытекать из уже изученного детьми (теоретико-литературными знаниями, личного опыта ребенка).

2. Открыть детям перспективу работы; то новое, что им предстоит узнать. И тем самым создавать проблемную ситуацию ко всем урокам темы. На вводном уроке ребенок осознает, что ему предстоит сделать, чему научиться, что узнать?

Обязательное использование наглядности (портреты писателей, репродукции картин, аудиозаписи муз. произведений или актерского чтения.

II. Урок изучения литературного произведения.

– первичный синтез;

– анализ;

-вторичный синтез

III. Урок развития речи.

Эти уроки могут проводиться, как в процессе изучения темы или раздела, так и по его завершении. Цель уроков развития речи зависит от того, какие речеведческие знания и умения формировались при изучении литературных произведений, или, какие еще предстоит сформировать. Учебным материалом для этих уроков может быть изученное литературное произведение или ряд произведений, сюжетные картинки, личный опыт учеников, чужой или собственный текст для редактирования.

Деятельность учителя на уроке развития речи:

1, Подготовка и настрой учеников на работу над сочинением- создание мотивации для речевой деятельности.

2, Помощь ученикам в формировании замысла сочинения и его основной мысли.

3. Помощь в отборе материалов для сочинения, составление плана.

4. Проверка сочинений и рекомендации по совершенствованию текста.

5. При редактировании текста учитель подбирает материалы для работы, отмечает недостатки и нацеливает учеников на необходимость редактирования текста.

IV. Обобщающий урок

Уроки проводятся после изучения темы или раздела и призваны подвести итоги, т.е. активизировать и закрепить в сознании учеников новые знания, умения. Приемы работы и т.д. Материалом для таких уроков могут стать самостоятельно прочитанные книги по теме, задания, направленные на активизацию памяти, на развитие логического и творческого мышления. Это может быть и контр. Работа, выявляющая уровень литературного развития учеников.

Деятельность учителя на уроках обобщения.

1. Подбор дидактического материала, заданий для детей.

2. Создание мотивов для учебной деятельности.

3. Анализ детских работ и корректировка дальнейшей учебной деятельности.

На уроке учитель задает вопросы, формулирует задания, обобщает ответы учеников. Помогает им сформулировать выводы, оценивает их деятельность.

Деятельность учеников на уроке обобщения:

Самостоятельные ответы на вопросы и самостоятельное выполнение заданий, анализ собственной деятельности и попытки её обобщения.

Приёмы работы на уроке литературного чтения:

Этапы формирования навыка чтения

1. Аналитический (1-2 класс – чтении е по слогам)

2. Синтетический (3-4 класс – чтение целыми словами)

3. Этап автоматизации – последующие годы

Направления анализа художественного произведения

– анализ сюжета развития действия

– анализ идейно-тематического содержания (О чем?)

– анализ художественных образов

– структурно-стилистический анализ, выделение изобразительных средств

– творческие задания (сравнительные характеристики с другими видами искусств)

Методическая подструктура урока литературного чтения

– Жужжащее чтение

– Артикуляционная разминка

– Этапы работы с художественным текстом:

Синтез 1

– подготовка к восприятию текста,

– первичное чтение,

– проверка первого восприятия

Анализ

– перечитывание текста,

– анализ содержания,

– составление плана,

– пересказ,

– характеристика персонажей

Синтез 2

– творческие работы:

Словесное и графическое иллюстрирование, инсценирование, сравнительный анализ, творческий пересказ, чтение в лицах, конкурсы, викторины.

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ (НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА).

МБОУ ЦО №…

Класс:

Учитель:

Тема:

Тип урока:

Цель: 

Задачи урока:

Обучающие:

Развивающие:

Воспитательные:

УУД:

Личностные: 

Регулятивные: 

Познавательные: 

Предметные: 

Оборудование: учебник, тетрадь, презентация

Ход урока

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Самоопределение к деятельности (организационный момент

1-3 мин.)

1. Общая готовность детей к уроку.

2. Концентрация внимания детей.

3. Общий план действий.

1. Проверка готовности.

2.Выбор эффективного способа, приёма концентрации внимания.

3. Наличие общей установки на урок.

1. Самоконтроль готовности.

2. Реакция на учителя, внимание.

3. Самоопределение:

– знаю, что буду делать;

– понимаю, хочу делать или нет;

– думаю, что могу сделать или нет

Актуализация знаний

(I этап до чтения

5-10 мин.)

1. Проверка домашнего задания.

Выбор способа проверки (критерии: необходимость проверки, активность способа, соответствие теме и типу урока, обратная связь, создание возможности для учащихся корректировать свою работу, формировать навык самооценки и самоконтроля).

2. Актуализация знаний, появление темы, проблемы урока.

Точность подобранных заданий (в том числе, и по учебной тетради), их объём и характер, связь с темой нового урока. Способ постановки темы, проблемы урока.

3. Антиципация чтения.

Организация подготовки учащихся к чтению текста, прогнозирование его содержания и тематической, эмоциональной направленности в соответствии с их возрастом.

4. Появление целей урока.

Постановка целей урока с учётом общей (учебной, мотивационной, эмоциональной, психологической) готовности учащихся к работе.

1. Свободное владение прошлым материалом. Умение работать самостоятельно, по цепочке, в парах и группах с использованием ранее изученного материала и освоенного инструментария.

2.Умение зафиксировать затруднение или удивление, выразить их в речи, самостоятельно сформулировать тему урока.

3. (Самостоятельное) по названию, имени автора, ключевым словам, предшествующей тексту иллюстрации, с опорой на читательский опыт определение смысловой, тематической, эмоциональной направленности текста, выделение его героев.

4. Принятие целей урока, готовность к чтению и обсуждению текста.

Изучение новой темы

(II этап во время чтения

15-20 мин.)

1. Знакомство с писателем.

Рассказ о писателе. Организация беседы о личности писателя. Работа с материалами учебника, дополнительными источниками

2.Первичное чтение текста.

Выбор вида первичного чтения (самостоятельно учащимися, комбинированное, учителем; вслух или про себя) с учётом специфики текста, возможностей учащихся, целей и задач урока, общей художественной задачи текста.

Выбор способа выявления первичного восприятия (беседа, тест, фиксация первичных впечатлений, письменные ответы на вопросы, с помощью смежных видов искусств) с учётом особенностей текста, возрастных и индивидуальных возможностей учащихся. Соотнесение качества первичного восприятия с содержанием последующей работы, внесение необходимых корректив.

1.Умение дать характеристику личности писателя на основании прочитанного (какой он? что его привлекает в мире, в людях, а что отталкивает? в чём особенность его взгляда на мир? и т.д.).

Корректировка своих первоначальных представлений о писателе.

Умение разводить понятия “писатель” (создатель), автор (герой произведения), рассказчик (повествователь).

2. Самостоятельное чтение (слежение, слушание) в соответствии с программными требованиями к качеству чтения (техника и осмысленность чтения).

Наличие первичной эмоциональной реакции на текст, её адекватность тексту. Умение выразить свои чувства, мысли.

Проверка своих предположений о содержании и героях текста, рефлексия: почему прогноз оказался неточным? какой информации оказалось недостаточно? и т.д.

3. Умение отвечать на вопросы учителя с опорой на текст, аргументировать свою точку зрения.

Проявление внимания к суждениям товарищей, стремление найти и “разгадать” авторские подсказки в тексте.

Физкультминутка

Работа по теме (анализ текста,

III этап после чтения

10-15 мин.)

1. Концептуальная беседа по тексту.

Постановка концептуального вопроса к тексту (желательно, как проблемного). Организация коллективной дискуссии (в том числе, и проблемной). Подведение учащихся к коллективному решению, соотносящемуся с авторской позицией. Формулирование основной идеи или концепта текста (совокупности главных смыслов).

3. Работа с заглавием, иллюстрациями.

Организация обсуждения смысла заглавия, выбор формы обсуждения.

Обращение учащихся к готовым иллюстрациям

4. (Творческие) задания.

Выбор (творческого) задания, направленного на одну из сфер читательской деятельности учащихся: эмоциональной сферы, сферы воображения, сферы осмысления содержания, сферы реакции на художественную форму. Обоснованность выбора общей художественной задачей текста, особенностями литературного развития учащихся.

Выбор организационной формы выполнения задания.

1. Участие в коллективной дискуссии. Выдвижение гипотез, формулирование аргументов, контраргументов. Умение корректировать, изменять свою точку зрения.

(Самостоятельное) выделение основной идеи текста, его концептуального уровня.

Работа с дополнительными источниками информации (аппарат учебника, учебная тетрадь, словарь и пр.)

3. Определение “характера” заглавия: что оно отражает – тему или идею.

Соотнесение текста с иллюстрациями, сопоставление своего взгляда на прочитанное со взглядом художника.

4. Выполнение (творческого) задания (в том числе, и в учебной тетради) самостоятельно, под руководством учителя, в паре, в группах.

Рефлексия (подведение итогов урока

3-5 мин.)

Аргументированное оценивание качества состоявшегося чтения, деятельности учащихся в целом и по отдельности.

Повторение выведенных законов, определений (того нового, что узнали учащиеся).

Организация подведения итогов урока учащимися.

Оценка и рефлексия собственной и коллективной деятельности (“Сегодня я научилась …”, “Я ещё не очень хорошо читаю выразительно, мне надо …”)

Перечисление своих действий: читали рассказ (ФИО автора) ” … (название произведения)” и т.д. Демонстрация главного итога: выразительное чтение, интерпретация текста, ответ на проблемный вопрос и пр.

домашнее задание (даётся с подробными комментариями

1-2 мин.)

Творческое задание (ребёнок выступает в роли автора).

Исследовательское, поисковое задание (требующее высокой степени самостоятельности учащихся).

Самостоятельное чтение текста.

Задание в учебной тетради.

Заучивание наизусть.

Работа по развитию речи.

Литература.

1.Антонова, Е.А. Методика преподавания русского языка (начальные классы): уч. для студентов/Е.С.Антонова,С.В.Боброва.-5-еизд.-М.:Изд.центр «Академия», 2015.-464с.

2.Зиновьева,Т.И. Методика обучения русскому языку и литературному чтению: учебник и практикум для спо/ Т. И. Зиновьева. Изд. Юрайт, 2016. — 312 с.

3.Львов, М. Р. Методика преподавания русского языка в начальных классах: учеб. пособие / М. Р. Львов, В. Г. Горецкий, О. В. Сосновская. – 8-е изд., стереотип. – М.: Академия, 2013. – 464 с.

4.Матвеева Е.И., Патрикеева И.Е. Деятельный подход к обучению в начальной школе: урок литературного чтения. [Текст] Е.И. Матвеева, И.Е. Патрикеева. – М.: ВИТА-ПРЕСС, 2012. — 358 с.

6.Методика обучения русскому языку в начальной школе: учебник и практикум для академического бакалавриата / под ред. Т. И. Зиновьевой. — М.: Издательство Юрайт, 2017. — 255 с.

Приложение 1

Основные этапы урока

Основные этапы урока, воспроизводящего целостный учебный процесс

Наблюдаемые приемы обучения и учения

Самоопределение к учебной деятельности

Приветствие учителя, подготовка рабочих мест

Мотивация, целеполагание

  • Инициативность обучающихся в формулировании цели предстоящей деятельности (постановка учебной задачи)

  • Партнерство как ведущий способ взаимодействия участников

  • Способы мотивации к деятельности учащихся

Актуализация знаний УУД в начале урока или в процессе его по мере необходимости

  • обращение к индивидуальному опыту обучающихся, связанному с темой урока (ЗУНы по данному предмету, знания и умения из других предметных областей, обобщенные способы деятельности, личный жизненный опыт);

  • оригинальность используемых педагогом приемов актуализации;

  • активность позиции учащихся (связана с формой организации деятельности: фронтальная + индивидуальный опрос, коллективная дискуссия, работа в малых группах и т.п.).

Открытие нового теоретического учебного материала (правил, понятий, алгоритмов…)

  • Приемы привлечения внимания детей к принципиально новым сведениям, приемы первичного закрепления (выражаются в речи детей)

  • Наличие конструктивного конфликта (представленность разных точек зрения, разных взглядов, позиций относительно темы урока);

  • Умение аргументировать, выдвигать гипотезы, ставить вопросы на понимание

Первичное закрепление, применение теоретических положений в условиях выполнения упражнений и решения задач

  • Воспроизведение учащимися способов решений задач, выполнение упражнений по образцу,

  • Применение грамматических правил при написании слов, предложений

  • Многоуровневость взаимодействия: «ученик-ученик», «ученик-учитель», «ученик-группа»

Самостоятельное творческое использование сформированных умений и навыков

Решение учебных задач повышенной трудности или практических задач

Динамическая пауза

Основные приемы динамической паузы, виды

Обобщение усвоенного и включение его в систему ранее усвоенных ЗУНов и УУД

  • Подведение итогов совместной и индивидуальной деятельности учеников (новое содержание, изученное на уроке и оценка личного вклада в совместную учебную деятельность), достижение поставленной цели

Рефлексия деятельности

  • Понимание обучающимися критериальной базы оценки личностных, метапредметных и предметных результатов урока;

  • Наличие потребности у учащихся в оценке своих действий;

  • Наличие самооценки, степень самостоятельности учащихся в оценивании качества своей учебной работы

Выставление оценок, инструктаж к выполнению д.з.

  • Системность и цикличность организации действия оценки

  • вариативность средств и форм оценивания

  • дифференцированный подход

  • многоуровневость обучения

Приложение 2

Анализ урока в соответствии с требованиями ФГОС НОО

Дата:

Класс, учитель:

Тема урока:

Тип урока:

  1. Цель урока, формируемые УУД

1.Соответствие цели урока отобранному содержанию.

2.Личностные, познавательные, коммуникативные, регулятивные

  1. Логика построения урока, этапы урока

Соответствие структуры урока основной задаче

  1. Результативность урока

Достижение цели ,оценки учащихся

Методы обучения

Виды(наглядный, словесный, практический, проблемный, исследовательский, проектный),целесообразность

Приемы обучения

Виды(работа с учебником, работа на доске, записи в тетради, работа с раздаточным материалом…)

Формы обучения

1. Виды (фронтальная, групповая, индивидуальная, коллективная)

2. Целесообразность использования предложенных заданий

  1. Культура общения учителя и учащихся

Точность, выразительность, этичность, грамотность

Активность учащихся на уроке

Приемы активизации учащихся (вопросы, проблемные ситуации, дифференцированный подход, нетрадиционные формы, наглядность, Икт…)

  1. Форма контроля знаний, умений и навыков

Вид(фронтальный опрос, тест, практические задания, творческие задания, письменные работы)

Роль и место самостоятельной работы учащихся на уроке

1.Уровень самостоятельности школьников

2. Характер самостоятельной учебной деятельности (репродуктивный, творческий)

3. Взаимопомощь

Формирование ИКТ-компетентности

Применение ИКТ на уроке, уровень сформированности ИКТ компетентности учащихся

  1. Создание положительной мотивации учащихся

Способы создания

  1. Создание позитивного эмоционального климата на уроке; атмосферы доверительных отношений; оказание поддержки учащимся

Мои рекомендации:

План урока литературы

Следующий этап –
написание плана конкретного урока.Для этого учитель обстоятельно знакомится
с текстом художественного произведения,
материалами учебника, необходимой
критической литературой и методическими
рекомендациями в соответствии с темой
урока. Важно, чтобы урок соответствовал
современным тенденциям преподавания
литературы.

Для
того, чтобы урок имел свою концепцию и
обеспечивал качественный процесс
изучения литературы, необходимо
определить его цели
и
задачи
в
соответствии с целями и задачами
литературного образования школьников
и требованиями программы. При этом
важно помнить, что на уроке необходимо
обеспечить усвоение темы урока (обучающая
задача), развивать у учащихся читательские
и другие компетенции (развивающая
задача) и воспитывать школьников
средствами художественной литературы
(воспитательная задача). Сегодня
необходимо отойти от так называемых
”воспитательных моментов” на уроке, а
воспитание осуществлять путем постижения
глубины смысла художественного текста.

Алгоритм
написания плана урока
.

  1. Определить общие
    дидактические основания преподавания
    литературы

(авторитарные, коммуникативные,
традиционные, личностно ориентированные…)
с учетом школы, класса, программы.

  1. Выбрать принципы
    обучения и принципы, регламентирующие

образовательный процесс.

  1. Определить место
    урока в данной теме, в программе по
    литературе.

  2. Сформулировать
    тему урока, определить его цели и задачи.
    Продумать объем знаний, умений и навыков
    учащихся.

  3. Определить
    литературоведческую концепцию урока,
    отобрать историко-литературный материал.

  4. Выбрать форму
    проведения урока.

  5. Главный вопрос
    урока (вытекающий из темы) сформулировать
    как проблему.

  6. Разработать
    основные учебные ситуации урока, их
    последовательность (опрос, работа с
    текстом, домашнее задание и т.д.).

  7. Выбрать методы,
    приемы, формы работы на уроке для
    развития разных сторон читательского
    восприятия, формирования читательских
    и творческих способностей учащихся.

  8. Продумать способы
    организации эмоциональной атмосферы
    урока.

  9. Разработать
    программу развития речи школьников
    (устной, письменной, монологической,
    диалоговой, полилоговой).

  10. Определить объем
    и характер изучения теоретико-литературных
    понятий (при необходимости).

  11. Определить роль
    учителя и учащихся на уроке, объем и
    виды деятельности (репродуктивной,
    творческой, исследовательской) и формы
    сотрудничества.

  12. Продумать задания
    для коллективной. групповой и
    индивидуальной работы на уроке.

  13. Определить объем
    и виды самостоятельной работы учащихся.

  14. Продумать способы
    активизации деятельности учащихся.

  15. Продумать возможности
    использования внутрипредметных и
    межпредметных связей.

  16. Выбрать оборудование
    для урока.

  17. Определить систему
    контроля знаний, умений и участия в
    учебном процессе учащихся.

  18. Определить
    предполагаемый темп урока.

  19. Продумать задание
    на дом (закрепляющее, углубляющее,
    обобщающее, опережающее) и способы его
    объяснения.

  20. Продумайте
    «переходы» от одной учебной ситуации
    к другой, чтобы урок приобрел композиционную
    стройность.

  21. Оформите план-конспект
    урока литературы.

Во время написания
плана урока можно лист разделить на
три графы (этапы работы, деятельность
учителя, деятельность учащихся). Но
можно написать и следующим образом…

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Конспекты уроков русского языка и литературы

Автор статьи

Светлана Остапенко

Эксперт по предмету «Русский язык»

преподавательский стаж — 10 лет

Задать вопрос автору статьи

Общие требования к поурочному планированию

В современных условиях урок является основной формой осуществления образовательной деятельности. Одним из требований к современному уроку является подготовка его плана и чёткое структурирование, то есть определение основных и промежуточных образовательных, воспитательных и развивающих целей и задач, а также этапов урока и видов деятельности учеников.

Планирование уроков бывает нескольких видов:

  • Тематическое, отражающее общее представление об изучаемых темах и разделах учебной дисциплины, и времени, отводимом на изучение.
  • Календарно-тематическое, которое является более подробным и отражает распределение учебных тем в соответствии с графиком учебного процесса.
  • Поурочное, представленное ежедневными конспектами учебных занятий.

Помимо поурочных, тематических и календарных планов, в современной школе используются технологические карты урока.

Логотип baranka

Сдай на права пока
учишься в ВУЗе

Вся теория в удобном приложении. Выбери инструктора и начни заниматься!

Получить скидку 3 000 ₽

Определение 1

Технологическая карта — это своеобразный алгоритм, отражающий последовательность учебных технологий, методов и приёмов, использование которых на уроке способствует достижению образовательного результата.

Требования к планированию уроков заключаются в следующем:

  1. Опора на Федеральный государственный образовательный стандарт.
  2. Соответствие учебно-методическим комплексам и комплектам и предметным линиям учебников.
  3. Наличие рабочей программы, отражающей содержание учебной дисциплины, цели и задачи её изучения, планируемые результаты, а также методы, формы и виды организации учебной деятельности, материально-техническое обеспечение образовательного процесса.
  4. Соблюдение санитарно-гигиенических норм и требований к процессу обучения, распределению учебной нагрузки, чередованию видов деятельности на уроке.
  5. Доступность содержания, чёткость и логичность структуры урока и тематического раздела, наличие ретроспективных и перспективных связей с другими темами.

«Конспекты уроков русского языка и литературы» 👇

Поурочное планирование — важный этап подготовки учителя к уроку. Составляя план урока (краткий или подробный), учитель определяет:

  1. Цели и задачи урока (образовательные, воспитательные и развивающие).
  2. Планируемые результаты (предметные, метапредметные: коммуникативные, познавательные, регулятивные и личностные).
  3. Степень знакомства учеников с новым материалом и те знания и умения, на которые можно опереться при освоении данной темы.
  4. Возможные учебные затруднения и пути их преодоления.
  5. Содержание учебного материала, отвечающее требованиям научности, доступности, логичности, занимательности.
  6. Связь урока с другими уроками в теме, разделе, а также с другими предметами и внеучебной деятельностью учеников.
  7. Средства наглядности, в том числе технические.
  8. Дидактический материал (в том числе контрольный).
  9. Виды деятельности учеников, порядок их чередования.
  10. Элементы релаксации (динамические паузы, гимнастика и др.).

Конкретное содержание конспекта урока определяется не только спецификой изучаемого материала, но и типом урока (будет ли это урок открытия новых знаний, закрепления, повторительно-обобщающий, контрольный, развития речи или урок в нетрадиционной форме: диспут, концерт, круглый стол и проч.).

Конспекты уроков русского языка и литературы

Подготовка и составление конспекта урока русского языка и литературы опирается на следующий алгоритм:

  1. Определение места урока в структуре программы и в системе уроков по данной теме.
  2. Формулировка цели урока, включающая как образовательный компонент, так и развивающий и воспитательный.
  3. Определение планируемых результатов: какие знания, умения и навыки приобретут ученики на занятии, каким видам деятельности обучатся.
  4. В соответствии с предполагаемыми результатами происходит отбор образовательных технологий, методов и приёмов обучения, помогающих достичь заявленных результатов.
  5. Изучение учебно-методической, справочной, научной литературы по теме урока.
  6. Отбор содержания урока с учетом требований доступности, соответствия возрастным и индивидуальным особенностям учеников, занимательности и познавательной ценности.
  7. Распределение содержания и методических приёмов по этапам урока. Чтобы грамотно структурировать урок, необходимо ответить на вопросы: какую образовательную задачу решает данный этап, как он помогает достичь запланированного результата.
  8. Определение круга лингвистических или литературоведческих понятий, которые должны быть усвоены учащимися.
  9. Подбор заданий для реализации сопутствующего повторения (повторение орфографии при изучении грамматических тем, актуализация сведений по композиции, системе образов при изучении прозаических произведений).
  10. Поиск возможных трудностей в усвоении темы и путей выхода из затруднений. Необходимо заранее определить те элементы содержания, которые могут вызвать у учеников затруднения, и подготовить варианты преодоления учебных трудностей. Это может быть опора на уже изученный материал, использование аналогии, лингвистический эксперимент, беседа, поиск и анализ ошибок, обнаружение противоречий, совместное наблюдение над языковым фактом и т. п.
  11. Определение видов деятельности учащихся на уроке и порядка её смены. Эффективность урока зависит от умелого чередования разных видов деятельности. В идеале на уроках русского языка должны быть задействованы все виды речевой деятельности (говорение, слушание письмо и чтение), урок литературы также предполагает чтение, беседу про прочитанному, задания по работе с текстом, направленные на обогащение словаря, развитие речи, языкового чутья и художественного вкуса.
  12. Подбор средств наглядности, технических средств обучения, отвечающих содержанию урока и санитарно-гигиеническим требованиям (размер шрифта, цветовое оформление, материал). Необходимо помнить, что наглядность должна использоваться в меру, перегруженный техническими и визуальными эффектами урок рассеивает внимание и не дает сосредоточиться на учебной деятельности.
  13. Определение элементов, стимулирующих познавательную активность, повышающих мотивацию учеников. К ним относятся занимательные задания, проблемные вопросы, интересные факты о языке, писателе или произведении, а также творческие упражнения: составление лингвистических сказок, кроссвордов, ребусов, викторин, подбор иллюстраций к произведениям и проч.
  14. Продумывание завершения урока, работы по рефлексии собственной учебной деятельности. Это может быть использование смайликов, идентифицирующих настроение учеников до урока, в середине и в конце, прием «дерево пожеланий» (ученики пишут на листочках свои впечатления об уроке), заполнение итоговых таблиц или анкет (для старшеклассников), приёмы театрализации и проч.
  15. Определение объёма и типа домашнего задания.

Следование данному алгоритму поможет учителю-практику подготовить конспект урока русского языка или литературы, учитывая современные методические требования и образовательные потребности учеников.

Находи статьи и создавай свой список литературы по ГОСТу

Поиск по теме

Дата последнего обновления статьи: 06.08.2022

Похожие материалы по теме

Автор(ы):
Светлана Остапенко

Автор(ы):
Светлана Остапенко

Автор(ы):
Светлана Остапенко

Автор(ы):
Светлана Остапенко

Автор(ы):
Нина Афонина

Решение любого учебного вопроса за 300

ООО «ИНФОУРОК»

План-конспект урока

по литературе

в 6 классе

на тему «Нравственная проблематика рассказа В.Г.Распутина «Уроки французского»

Разработал: Игонина Ирина Юрьевна

ФИО

Дальнее Константиново,2020

Результаты стажировки

1. Результаты посещения уроков– оформление одного посещенного урока в виде технологической карты.

Урок литературы в 6 классе «Нравственная проблематика рассказа В.Г.Распутина «Уроки французского»

Технологическая карта посещения урока

В основу данного инструмента положен метод «опорных вопросов». Данный инструмент задает определенную логику анализа урока, соответственно в первой колонке обозначены вопросы, ответы на которые с нашей точки зрения позволят продвинуться в понимании технологии проектирования уроков, ориентированных на реализацию системно – деятельностного подхода.

Технологическая карта включает колонки:

– опорные вопросы,

– комментарии (предполагается, что педагоги, посетившие учебное занятие фиксируют в данной колонке свои мысли-ответы на поставленные вопросы) – анализ с позиции внешнего наблюдателя,

– примечания (здесь записываются ответы – комментарии учителя, проводящего учебное занятие) – анализ с позиции разработчика.

  1. Мотивационно – ориентировочный этап

Опорный вопрос к этапу урока

Общая характеристика этапа

Каково назначение данного этапа учебного занятия?

Основная задача данного этапа – создание проблемной ситуации, противоречия между имеющимся учащимся опытом в виде ЗУНов, моделей поведения, эмоционально – ценностных отношений и недостаточностью данного опыта для эффективных действий в предлагаемой новой ситуации. Здесь возникает учебно-познавательный мотив, направляющий мыслительную деятельность обучающихся и происходит ориентировка в системе действий.

Опорные вопросы к структуре и содержанию

мотивационно – ориентировочного этапа

Комментарии Примечания

Какие приемы использовал учитель для актуализации опыта учащихся (решения предметных задач, осуществления учебной деятельности, жизненного опыта)?

Создание проблемной ситуации с помощью вопросов «Что такое добро?» «Кто для вас является добрым человеком?» «Как вы понимаете эпиграф к рассказу»

Учащиеся приводят примеры из жизни, из собственного опыта, готовятся к дальнейшей работе

Как учитель фиксировал успешность практического

действия учащихся на освоенном предметном материале?

Словесная оценка (нравственно-эстетическая)

Оценка осуществлялась с точки зрения способности учащихся ясно выражать свои мысли, устанавливать причинно-следственные связи, строить речевое высказывание.

Каким образом учитель создал конструктивный конфликт «знания – не знания», «умения – неумения»,

«понимания – не понимания» в уже знакомом учащимся предметном материале?

Были прослушаны два мини доклада, заранее подготовленные «сильными» учащимися, затем на интерактивной доске дети размещали фразы в 2 колонки

Данная работа способствует развитию у учащихся умения критического оценивания, развития регулятивных УУД (ориентирование в ситуации, целеполагание)

Кем и каким образом было зафиксировано учебное

затруднение, представляющее главный вопрос урока?

Зафиксировано на доске, учащиеся сформулировали главный вопрос с помощью учителя

Способствует развитию познавательных УУД (формулирование идеи, установление причинно-следственных связей)

  1. Операционно – исполнительский этап

Опорный вопрос к этапу урока

Общая характеристика этапа

Каково назначение данного этапа?

Операционно –исполнительский этап представляет собой решение поставленной на предыдущем этапе учебной проблемы, реализуется в форме совместно – распределенной учебной деятельности, предполагающей разные формы учебного сотрудничества и учебной коммуникации

Опорные вопросы к структуре и содержанию

операционно-исполнительского этапа

Комментарии Примечания

В какой форме была сформулирована цель учебного занятия (прогностическая модель ожидаемого результата; гипотеза, предположение и др.)?

Прогностическая модель ожидаемого результата.

Организация коммуникативного взаимодействия на основе анализа прозаического произведения

Была ли построена и кем ориентировочная основа

предстоящей учебной деятельности?

Была подобрана система задач, требующих выполнения действий, организован процесс усвоения материала с помощью обратной и то есть возможность коррекции действий. При этом любой ученик мог с первого раза безошибочно выполнить любое задание, для которого у него имеется соответствующая ориентировочная основа.

Нужно не просто «дать наводящие вопросы» или «подсказки», а задавать вопросы на прояснение компонентов ориентировочной основы деятельности. Хорошая ориентировка является мощной мотивацией учения, так как становиться ясно что, для чего и как делать

Насколько адекватно выполняемым учебным действиям использовались на учебном занятии различные формы работы – фронтальной, парной, групповой, комбинированной и каким образом осуществлялся их выбор?

Была организована практическая работа в группах по карточкам (задания по эпизодам произведения)

Была поставлена задача показать какие проблемы поднимает автор, попытаться вызвать у учеников отклик на эти проблемы в ходе коллективного диалога.

Поддерживались ли на учебном занятии ученические догадки, гипотезы и как осуществлялась их фиксация?

Да. За верные ответы, догадки, гипотезы учащимся раздавались разноцветные смайлики. Учащиеся внутри групп сами оценивали свою работу– выбирали смайлик определенного цвета. После ответа – члены других групп и учитель так же давали отличительные знаки.

На данном этапе учащиеся учатся взаимодействовать со сверстниками, так же тренируется способность к самоконтролю и самооценке.

Соблюдалось ли в ходе данного этапа оптимальное соотношение коллективных форм учебной работы и индивидуальной деятельности?

Соблюдалось.

Считаю, что соотношение коллективных форм учебной деятельности было оптимальным.

Выдерживалась ли в ходе учебного занятия логика, заданная в ориентировочной основе учебной деятельности?

Логика, заданная в ориентировочной основе учебной деятельности выдержана.

Логика была выдержана.

  1. Рефлексивно – оценочный этап

Опорный вопрос к этапу урока

Общая характеристика этапа

Каково назначение данного этапа?

Рефлексивно – оценочный этап обеспечивает осознание учащимися результата урока (во всех его аспектах: предметном, метапредметном и личностном), оценку степени участия каждого в решении основной задачи урока и прогноз дальнейшего движения в учебном материале

Опорные вопросы к структуре и содержанию

рефлексивно – оценочного этапа

Комментарии Примечания

Каким образом на учебном занятии осуществлялось выявление уровня осознания каждым учащимся степени освоенности содержания учебного материала?

Учащимся была предложена «Галерея портретов» – из цитат произведения нужно определить персонажа. Учителем задавались вопросы:

Какую лексику использует автор при характеристике героев?, Почему описание мальчика и учительницы расположено в соседних абзацах?, Что это за прием?

Какие нравственные проблемы поднял автор? и т.д.

Учащиеся работают с характеристиками главных героев, объясняют прием антитезы.

Учащиеся оценивают усваиваемое содержание,

Каким образом на учебном занятии осуществлялось выявление понимания учащимися смысла изученного на учебном занятии и понимания каждым степени своих личностных приращений?

Составление плана в группах «Правила жизни» (с позиции нравственности, доброты и т.д.).

Заполняют карточки с выбором ответа.

Развитие личностных УУД Карточки помогают учителю скорректировать свою работу в дальнейшем.

Каков характер домашнего задания и как осуществлялось включение учащихся в определение домашнего задания и выявление способов его выполнения?

Домашнее задание разноуровневое. Учащиеся сами выбирали уровень:

Репродуктивный, творческий или проектный.

Учащиеся имеют возможность выбрать д/з по своим способностям, т.к. в классе много учащихся со сниженной мотивацией учебной деятельности.

2. Результаты самостоятельной разработки уроков представляются в форме визитных карточек.

Структура визитной карточки 1:

Класс – 6 класс

Тема – В.Г.Распутин «Уроки французского»

Главный вопрос урока – «Отражение трудностей военного времени в рассказе»

Цель и задачи урока: способствовать формированию представления о В. Г. Распутине как современном русском писателе; познакомить с фактами из биографии писателя, с героями рассказа «Уроки французского», судьба которых зависела от трудностей послевоенного времени.

Методы и формы обучения: индивидуальная (выразительное чтение, практическая работа, рассказ).

Рефлексия: заполнение таблицы. Подчеркни нужное в правой части таблицы:

1. На уроке я работал

активно / пассивно

2. Своей работой на уроке я

доволен / не доволен

3. Урок для меня показался

коротким / длинным

4. За урок я

не устал / устал

5. Мое настроение

стало лучше / стало хуже

6. Материал урока мне был

понятен / не понятен,

полезен / бесполезен

Домашнее задание

Структура визитной карточки 2:

Класс – 6 класс

Тема – В.Г.Распутин «Уроки французского»

Главный вопрос урока – «Душевная щедрость учительницы в рассказе «Уроки французского»

Цели и задачи урока:

-показать на примере рассказа, какое значение имеет душевная доброта, щедрость, отметить роль учительницы в жизни мальчика, показать ее душевную чуткость, раскрыть смысл названия рассказа; обучать навыкам характеристики литературного героя.

-формировать навыки анализа текста произведения; учить кратко излагать текст; развивать навыки работы с текстом.

-воспитание любви и уважения к учителям.

Форма урока: урок – размышление. Методы: словесный – слово учителя; репродуктивный – пересказ прочитанного, беседа по рассказу; частично – поисковый (нахождение эпизодов); практический (чтение текста).

План урока:

Оргмомент: мотивация учащихся к уроку (сообщение цели и темы урока).

Первичная проверка и обобщение знаний (установление осознанности усвоения учащимися нового материала).

Основная часть (анализ и осмысление изученного).

Закрепление (обобщение и систематизация изученного).

Итоги урока (анализ, оценка знаний).

Рефлексия деятельности

Цель: оценить результаты собственной деятельности.

-Назовите нравственные проблемы в рассказе, которые поднимает автор.

-Объясните следующие фразы:

«И больше я её никогда не видел» и «Раньше я видел яблоки только на картинках, но догадался, что это они »

-Забыл Распутин учителя?

-А вы всегда помните своих учителей?

Домашнее задание

3. Разработка стартовой / итоговой проверочной работы – представляется в форме текста работы со спецификацией

Шаблон спецификации

1. Назначение стартовой диагностической проверочной работы

Стартовая работа по литературе проводится в начале учебного года с целью определения уровня готовности обучающихся к усвоению программы 6 класса. Работа охватывает содержание, включенное в основные учебно-методические комплекты по литературе для 5 класса.

2. Структура стартовой работы

Стартовая работа содержит 14 заданий. Из них 11 базового и 3 повышенного уровня сложности. 11 заданий с выбором ответа (ВО), 2 задания на поиск соответствий (ВС), 1 задание с кратким ответом.

Данная стартовая работа состоит из четырех частей:

Часть 1 (задания 1-5) содержит задания общего характера, не связанные с конкретным анализом того или иного текста.

Часть 2 (задания 6-8) содержит задания к фрагменту текста из фольклорного произведения.

Часть 3 (задания 9-11) нацелена на работу с целостным поэтическим текстом.

Часть 4 (задания 12-14) направлена на работу с фрагментом прозаического текста.

3. Время выполнения работы

На выполнение всей работы отводится 40 минут (не более 1 урока).

4. Условия проведения стартовой работы, включая дополнительные материалы и оборудование строгое соблюдение инструкции по проведению стартовой работы. Дополнительные материалы и оборудование не предусмотрены

5. Система оценивания отдельных заданий и работы в целом: задания с выбором ответа оцениваются в 1 балл, остальные задания оцениваются в 2 балла. Максимальный первичный балл за выполнение всей работы – 17 баллов.

6. Распределение заданий стартовой работы по содержанию и проверяемым умениям

Таблица 1

Распределение заданий работы по темам (разделам) курса литературы

Разделы (темы) курса литературы

Число выполняемых заданий

Общие вопросы

4

Биография писателей

1

Народная сказка

3

Поэзия XIX-XX вв.

3

Проза XIX-XX вв.

3

Итого:

14

Таблица 2

Распределение заданий работы по планируемым результатам

Планируемые результаты обучения

(предметные, «выпускник научится»)

Число выполняемых заданий

Узнавать значимые художественные тексты, определять их авторство

2

Воспроизводить теоретико-литературную и историко-литературную

информацию из учебника

1

Определять идею изученных произведений

1

Различать жанры русской литературы (в пределах изученного)

1

Выявлять в сказках характерные художественные приёмы и на этой

основе определять жанровую разновидность сказки, отличать

литературную сказку от фольклорной

2

Пересказывать сказки, чётко выделяя сюжетные линии, не пропуская

значимых композиционных элементов, используя в своей речи

характерные для народных сказок художественные приёмы

1

Интерпретировать средства художественной выразительности

(эпитет, метафора, олицетворение)

2

Определять пафос произведения (в пределах изученного:

героический, комический, трагический)

1

Выявлять и интерпретировать авторскую позицию изученных

произведений, определяя своё к ней отношение, и на этой основе

формировать собственные ценностные ориентации

1

Выделять элементы композиции и сюжета

2

ИТОГО:

14

  1. Рекомендации по оцениванию работы

Таблица 3

Рекомендации по выставлению оценки за выполнение работы базового уровня

Максимальный балл

Оценка

«5»

«4»

«3»

«2»

17

15-17

12-14

9-11

Менее 9 баллов

Приложение 1

План стартовой работы по литературе для учащихся 6 классов

Контролируемый

элемент содержания (КЭС)

Планируемый результат обучения (ПРО)

Тип задания

Примерное время на выполнение задания, мин.

Макс. балл за задание

1

Знание основных авторов и их произведений

Узнавать значимые художественные тексты, определять их авторство

ВО

2

1

2

Знание основных авторов и их произведений

Узнавать значимые художественные тексты, определять их авторство

ВС

6

2

3

Знание и понимание биографических сведений о писателях

Воспроизводить теоретико-литературную и историко-литературную информацию из учебника

ВО

2

1

4

Знание основных авторов и их произведений

Определять идею изученных произведений

ВС

6

2

5

Знание основных авторов и их произведений

Различать жанры русской литературы

ВО

2

1

6

Язык и композиция сказок. Значение присказок, сказочных зачинов и сказочных концовок. Образ рассказчиков в сказках.

Выявлять в сказках характерные художественные приёмы и на этой основе определять жанровую разновидность сказки, отличать литературную сказку от фольклорной

КО

6

2

7

Язык и композиция сказок. Значение присказок, сказочных зачинов и сказочных концовок. Образ рассказчиков в сказках.

Пересказывать сказки, чётко выделяя

сюжетные линии, не пропуская значимых композиционных элементов, используя в своей речи характерные

для народных сказок художественные приёмы

ВО

2

1

8

Язык и композиция сказок. Значение присказок, сказочных зачинов и сказочных концовок. Образ рассказчиков в сказках.

Выявлять в сказках характерные художественные приёмы и на этой основе определять жанровую разновидность сказки, отличать литературную сказку от фольклорной

ВО

2

1

9

Художественные особенности лирики как рода

искусства.

Художественные средства: метафора, олицетворение, эпитет, сравнение.

Находить в анализируемом тексте

средства художественной выразительности (метафора, олицетворение,

эпитет, сравнение), интерпретировать их

ВО

2

1

10

Особенности художественного мира лирического произведения.

Понятие о лирическом герое.

Морфологический строй художественного текста.

Определять пафос произведения

(в пределах изученного: героический, комический, трагический)

ВО

2

1

11

Художественные особенности лирики как рода

искусства.

Художественные средства: метафора, олицетворение, эпитет, сравнение.

Находить в анализируемом тексте

средства художественной выразительности (метафора, олицетворение,

эпитет, сравнение), интерпретировать их

ВО

2

1

12

Сюжет и композиция произведения, их особенности. Литературный конфликт.

Понятие о стихотворной сказке.

Прозаическая и стихотворная речь.

Выявлять и интерпретировать авторскую позицию изученных произведений, определяя своё к ней отношение, и на этой основе формировать

собственные ценностные ориентации

ВО

2

1

13

Сюжет и композиция произведения, их особенности. Литературный конфликт.

Понятие о стихотворной сказке.

Прозаическая и стихотворная речь.

Дифференцировать элементы поэтики художественного текста, видеть их художественную и смысловую функцию

ВО

2

1

Добавить комментарий