Обновлено: 15.05.2023
Обычно студенты еще в школе приобретают навыки составления конспекта. У тех же, кто в старших классах не выработал ценного умения быстро и систематизированно делать письменные заметки по существу, в первые месяцы учебы в вузе возникают проблемы: три-четыре полуторачасовые лекции в день или работа с источниками при подготовке к семинару превращаются в затяжную пытку. Оказывается, не всегда нужно записывать все, что говорит лектор, или копировать в тетрадь огромные фрагменты учебных материалов: правильно писать конспект – настоящее искусство, которому при желании можно быстро научиться.
Что такое конспект
Конспект– это краткая письменная фиксация основных фактических данных, идей, понятий и определений, устно излагаемых преподавателем или представленных в литературном источнике. Причем такой вид аналитической обработки материала должен отражать логическую связь частей прослушанной или прочитанной информации.
Результат конспектирования – хорошо структурированная запись, позволяющая ее автору с течением времени без труда и в полном объеме восстановить в памяти нужные сведения, а любому другому читателю – получить целостное представление о кратко изложенной теме.
Замена конспектирования стенографированием или переносом в тетрадку огромных фрагментов из учебников и научных статей непродуктивна и опасна:
Вести конспекты в вузах не учат, но разобраться в этой науке можно и самостоятельно, ознакомившись с основными типами краткого изложения содержания первоисточников, чтобы выбрать разновидность, наиболее подходящую для конкретных обстоятельств.
Для разных целей и дисциплин подходят различные виды конспектов. Они отличаются структурой, объемом, техникой составления.
План-конспект
Схематический план
Обычно используется для проработки текста, реже, чтобы кратко записать лекцию, если заранее известно ее содержание и преподаватель практически диктует. С его помощью удобно структурировать информацию и устанавливать взаимосвязь между основными моментами изучаемого материала, что способствует его лучшему усвоению. Составляется план-схема в виде списка вопросов, на которые в ходе прочтения книги или прослушивания лекции даются ответы.
Текстуальный конспект
Составить такой конспект непросто, зато в результате получается реферативная запись, насыщенная тезисами и выдержками из первоисточника, целостно и развернуто отражающими его суть. Обычно он делается на основе плана, иногда вопросного, который дополняется точными фрагментами из текста. Такой конспект актуален для гуманитариев, например, изучающих литературу или философию, где авторские цитаты имеют большое значение.
Свободный
Может сочетать в себе все перечисленные выше варианты и состоять из выписок, цитат, плана, тезисов и прочего. Свободное конспектирование позволяет изложить материал максимально целостно и подходит для различных дисциплин.
Тематический конспект
Суть этого способа ведения записей в том, чтобы осветить изучаемый вопрос с различных точек зрения, используя не один, а несколько источников. Такой конспект максимально полно раскрывает тематику, однако больше подходит для самостоятельной работы с печатным текстом.
Графический
Чаще всего используется студентами, изучающими технические науки. В его основе – схематичные рисунки, графики, таблицы, которые лектор часто дает в мультимедийной презентации или просто на плакатах, развешенных на доске. Достаточно перенести их в тетрадь и сделать краткие пояснения к ним.
Как писать
Хороший конспект сделать непросто, но никто и не обещал, что в вузе будет легко. Чтобы понять, правильно ли составлены записи, следует перечитать их через пару дней. Если без труда удалось восстановить в памяти важную информацию, значит, все в порядке. Если нет, придется потренироваться или сменить тактику, чтобы окончательно определиться, как делать конспект так, чтобы он был хорошим подспорьем в подготовке к занятиям и экзаменам, а через пару лет при необходимости смог послужить справочником.
Конспект лекций
Правила написания конспекта лекции весьма условны, но чтобы сделать его максимально полным и понятным, надо:
- Начинать запись только после осмысления сказанного преподавателем, не пытаясь законспектировать все дословно.
- Разработать систему стандартных сокращений.
- Выделять важные моменты (тему, термины, формулы) цветными ручками или маркерами.
- Логически структурировать информацию как минимум разбивкой на абзацы, а между ними оставлять пустыми по нескольку строчек – свободное место позже может пригодиться для уточнений, расшифровки незнакомых понятий, терминов.
Литературы
Прежде чем приступить к составлению конспекта литературного источника, стоит хотя бы один раз внимательно полностью прочитать текст. Это позволит выявить основные особенности материала, стиль и характер изложения, главную идею, разобраться с незнакомыми терминами.
Дальнейшая работа связана с анализом информации. На этом этапе следует отделить главное от второстепенного, структурировать материал, располагая его в логически правильном порядке.
Оформление конспекта
Поскольку конспектирование в большинстве случаев дело добровольное и преподавателями не контролируемое, претензий к внешнему виду записей никто предъявлять не будет. Но, чтобы успевать за ходом мысли (и скоростью речи) лектора или не убивать кучу времени на составление заметок о прочитанном и при этом в результате получить максимально информативный и полезный конспект, надо придерживаться простых правил:
Так проблем с расшифровкой конспекта не возникнет даже спустя некоторое время.
- Избегать длинных и сложных предложений, отбрасывать второстепенные слова, не несущие смысловой нагрузки.
Следование этим простым правилам оформления конспектов по не только существенно упростит работу на лекциях, но и подготовку к зачетам и экзаменам.
Необычные виды конспектирования
Если стандартные способы ведения записей не позволяют получить информативные и полезные конспекты, можно прибегнуть к необычным техникам.
Майнд-карты
Mind-mapping – популярная техника конспектирования, которая придется по вкусу любителям мозговых штурмов. В кружочке или рамке в центре страницы указывается тема лекции. В течение занятия к этой отправной точке присоединяются дополнительные блоки, которые отводятся под логически связанные с основным понятием ключевые слова и идеи. Для большей информативности текст можно дополнять рисунками и значками.
Для создания ментальных карт лучше использовать листы большого формата (не менее А4). Записи располагаются от центра к периферии.
Метод Корнелла
Этот метод пользуется большой популярностью у американских преподавателей и студентов. Конспект, составленный в такой технике, стимулирует к перечитке записей, их дополнению и переработке. Перед тем как начинать делать заметки, надо разделить страницу на две неравные колонки (левая меньше, правая больше) и оставить немного места вверху и внизу листа для заголовка, даты и подведения итогов.
Во время лекции записи делаются привычным образом, основная информация располагается в правой колонке. В левой уже после занятия помещаются наиболее значимые идеи, даты и понятия. В 24 часов необходимо окончательно оформить конспект, заполнив нижнее поле. Для этого надо несколькими предложениями сформулировать основную идею записей.
Если в течение суток не подвести итоги записанного, техника Корнелла лишена смысла и не принесет дополнительной пользы в сравнении с обычным конспектом.
Пример конспекта
Правильно составленные конспекты нередко передаются из рук в руки, так как понятны даже тем, кто впервые слышит о теме записей. Приблизительно так может выглядеть краткая запись, сделанная с использованием общепринятых сокращений, знаков и выделений:
ТЕМПЕРАТУРОЗАВИСИМЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ В ЛИПИДНОЙ И ВОДНОЙ ФАЗЕ
Глубокое охлаждение может стать причиной серьезных нарушений в биосистемах в результате:
- структурных перестроек макромолекул и белок-липидных комплексов;
- фазовых превращений в биомембранах и водных растворах;
- термомеханических напряжений и действия других факторов.
Фазовые превращения липидов – переход их ансамблей из жидко- в твердокристаллическое состояние и наоборот. Для криобиологии важны структурные изменения воды и их учет в жидкой фазе, с которой контактирует биообъект.
!Общее для фаз. переходов в липидах и водных р-рах – оба относятся к фаз. превращениям 1-го рода.
Фаза – гомогенная термодинамическая сис-ма, в кот. отсутствуют поверхности раздела, отделяющие друг от друга макроскопические части, отличающиеся по своим свойствам и составу.
Фаз. переход 1-го рода – превращение, при котором потенциал Гиббса сис-мы – const, а внутренняя энергия и плотность (или энтальпия и энтропия) претерпевают скачкообразные изменения => фаз. переход 1-го рода – кооперативное упорядочение сис-мы или ее части, связанное с выделением или поглощением тепла.
В общем, было бы желание, а освоить правила написания конспекта несложно. Составление кратких записей отлично развивает ассоциативную память, а умение хорошо структурировать информацию пригодится в жизни не меньше полного курса по сопромату.
Выберите удобный метод и повысьте эффективность занятий.
Для чего нужен конспект? Конспектирование — отличная возможность систематизировать знания и запомнить самую важную информацию на уроке, вебинаре или при подготовке доклада. В этой статье мы поговорим о том, как составлять конспекты, используя различные методы.
Что такое конспект
Конспектирование — это процесс осмысленной переработки текста, аудио- и видеоматериала с целью улучшить запоминание информации. Написание конспекта позволяет выделить смысловые части, зафиксировать ключевые идеи, выявить закономерности и систематизировать информацию. Конспекты составляются в виде тезисов, выписок, вопросов, в сжатом виде отражающих и уточняющих необходимую информацию.
Виды конспектов
Ведение конспектов существенно облегчает усвоение учебного материала. Выделяют несколько видов конспектов:
- Плановый конспект строится на основе плана, информация в конспекте раскрывает каждый его пункт.
- Конспект-схема помогает за счёт схем сформировать логические связи.
- Текстуальный конспект состоит из цитат, логически связанных между собой.
- Свободный конспект содержит выписки, тезисы, цитаты.
- Тематический конспект раскрывает определённую тему, например, отражает хронологию событий.
Методы конспектирования
Существует несколько методов конспектирования, которые подразумевают под собой способы записи конспектов. Остановимся подробнее на самых популярных и эффективных методах конспектирования.
Метод Корнелла
В середине прошлого века профессор Корнелльского университета Вальтер Паук разработал метод конспектирования, ставший впоследствии суперпопулярным у студентов. Он так и называется — метод Корнелла.
Когда полезен
Для обработки больших объёмов информации, например, на продолжительных и информативных вебинарах.
Предметы
- история,
- обществознание,
- литература,
- русский язык,
- биология,
- химия,
- география.
Как использовать этот метод конспектирования:
- Возьмите лист А4 или обычный тетрадный лист. Проведите две горизонтальные линии: одну вверху (там будет дата и заголовок), вторую — внизу, чтобы под ней можно было записать 5-6 предложений, суммирующих содержание конспекта на этой странице.
- Затем проведите вертикальную линию и разделите середину листа на две части. Правая колонка должна быть в два раза шире левой.
- Во время вебинара в правую широкую колонку нужно записывать основные сведения, которые сообщает учитель. Между предложениями лучше оставлять немного пустого пространства, чтобы была возможность в них ещё что-то дописать. После занятия в левую колонку перенесите всю самую важную информацию: правила, формулы, даты, имена.
- В течение суток после урока заполните нижнее поле, там нужно записать краткое резюме всей лекции.
Метод боксов
Этот метод составления конспектов схож с предыдущими, но суть в том, чтобы заключать каждый блок темы в небольшие квадраты. Так проще воспринимать информацию, поскольку фокусируешься только на выделенном аспекте темы. Факты не путаются между собой, их легче запомнить.
Когда полезен:
- при изучении иностранных слов, дат, биографий исторических личностей;
- для сопоставления нескольких понятий.
Предметы:
- история,
- обществознание,
- литература,
- русский язык,
- английский язык.
Как использовать:
Метод нумерации
Суть этого вида конспектирования заключается в том, чтобы присваивать порядковый номер каждой записываемой мысли. При этом тренируется лаконичность и чёткость мышления, а в конспекте потом легко ориентироваться.
Когда полезен метод
Для записывания длинных лекций, особенно если преподаватель порой перескакивает с одной мысли на другую.
Предметы:
- история,
- обществознание,
- литература,
- русский язык,
- английский язык,
- химия,
- биология,
- география,
- геометрия,
- физика.
Как использовать:
Метод таблиц
Таблицы — это очень наглядно. Их можно использовать не только на истории, но и на других уроках.
Когда полезен:
- при рассмотрении тем с одинаковыми критериями,
- при конспектировании большого количества фактов,
- чтобы свести несколько элементов в одну систему,
- чтобы разобраться в плюсах и минусах чего-либо.
Предметы:
- история,
- обществознание,
- литература,
- русский язык,
- английский язык,
- биология,
- география.
Как использовать этот метод написания конспекта:
- Возьмите тетрадный лист или лист А4 и, расположив его горизонтально, начертите нужное количество столбцов. При вертикальном расположении листа колонки могут получиться слишком узкими, будет неудобно писать.
- Изучая те или иные темы, вносите данные в соответствующие столбцы.
- Когда таблица будет готова, отложите конспект на несколько часов, а потом вновь обзорно взгляните на него. Сравните факты и понятия, отметьте сходства и различия, плюсы и минусы, проанализируйте связи.
Метод индексов
Стрелочки, рамки, схемы, таблицы, графики, рисунки и прочие визуальные средства — прекрасные помощники в понимании связей и запоминании ключевых понятий. Используйте их при оформлении конспектов.
Можно вкраплять их в текст или ставить на полях для привлечения внимания. Например, если преподаватель продиктовал незнакомое понятие и не дал определение, можно поставить рядом яркий значок, чтобы потом разобраться с новым термином.
Когда полезен
Когда нужно записывать быстро, но при этом структурировать информацию.
Предметы:
- история,
- обществознание,
- литература,
- русский язык,
- английский язык,
- химия,
- биология,
- география,
- геометрия,
- физика,
- информатика.
Как конспектировать методом индексов:
Метод ментальных карт
Карта мыслей, на первый взгляд, кажется гораздо сложнее и запутаннее обычного конспекта. В ней ключевая идея находится в центре, а от неё тянутся ветки мыслей и объяснений. Но на самом деле она намного эффективнее: во время составления и отрисовки ментальной карты вы пропускаете информацию через себя и лучше её запоминаете.
Когда полезен:
- для разбора больших сложных тем,
- для анализа литературных произведений,
- при написании эссе,
- в подготовке докладов.
Предметы:
- история,
- обществознание,
- литература,
- русский язык,
- английский язык,
- биология,
- география.
Как использовать этот метод ведения конспектов:
- В центре карты напишите главную мысль. От неё проведите несколько линий и отметьте все ключевые идеи, относящиеся к теме. На эти ветки добавляйте новые пункты, раскрывающие предыдущие, и так далее.
- Пишите кратко и старайтесь не расширять карту дальше четвёртого уровня. Объединяйте темы из разных веток, добавляйте заметки и идеи. Делайте всё, чтобы не только удобно расположить мысли на карте, но и заставить её работать на вас.
Инструкции по составлению карты мыслей у нас посвящена отдельная статья. Обязательно прочтите и используйте этот эффективный метод создания конспектов!
Надеемся, что наша статья была для вас полезна, и вы поняли основные правила конспектирования. Использование конспектов существенно облегчит ваше обучение и поможет лучше запоминать материал по разным предметам. Теперь вы знаете, как правильно писать конспекты, и сможете успешно применять в учёбе самые эффективные методы конспектирования.
Записали!
Скоро с вами свяжется консультант, расскажет об обучении в нашей онлайн-школе.
Проверьте вашу электронную почту — там письмо о том, что стоит сделать перед консультацией.
Записали!
Скоро с вами свяжется консультант, расскажет об обучении в нашей онлайн-школе.
Проверьте вашу электронную почту — там письмо о том, что стоит сделать перед консультацией.
Записали!
Скоро с вами свяжется консультант, расскажет об обучении в нашей онлайн-школе.
Проверьте вашу электронную почту — там письмо о том, что стоит сделать перед консультацией.
У нас вы сможете учиться в удобном темпе, делать упор на любимые предметы и общаться со сверстниками по всему миру.
предмет География — комплекс наук, изучающих географическую оболочку Земли. Основные объекты изучения: геосфера (биосфера, атмосфера, литосфера, гидросфера и почвенный покров) и геосистемы (ландшафты, природные зоны, биогеоценозы…). Настоящий сайт содержит теоретические материалы по географии, рассмотренные на протяжении курса средней школы. Некоторые материалы выходят за рамки школьных учебников и обеспечивают полную картину современной географической информации. Предназначено для подготовки к школьным урокам, а также также для подготовки к ГИА по географии.
- А.П.Олейник — Большой справочник для школьников и поступающих в ВУЗы по географии. — М.: 2014. — СПб.: Тригон,2007. : АСТ, Астрель; Москва; 2010. — М.:Эксмо, 2016.
- Комплект таблиц. Предмет География. — М.: Спектр. — Москва: Издательство ACT, 2019.
(с) Цитаты из вышеуказанных учебных пособий использованы на сайте в незначительных объемах, исключительно в учебных и информационных целях (пп. 1 п. 1 ст. 1274 ГК РФ).
Вы смотрели страницу предмет География.
Чтобы сделать конспект параграфа необходимо его прочитать хотя бы два раза. При первом чтении нужно выписать в тетрадь основные подпункты параграфа. Они могут быть выделены жирным шрифтом. При втором прочтении нужно выделить главную мысль подпункта: какая проблема или явление рассматривается в подпункте? как она была решена?
Необходимо прочитать вопросы, которые даны в конце параграфа, ответить на них и дополнить краткое описание подпунктов.
В конспект необходимо вносить основные даты (лучше ограничиться двумя для каждого подпункта) и определениями, которые даны в параграфе.
Представленная тема не новая, но актуальная. Актуальность обусловлена тем, что за последние годы количество часов на изучение предметов сокращается, а программа остается прежней, и все мы испытываем катастрофическую нехватку времени на уроках.
В методике географии накоплен значительный опыт применения различных технологий обучения одна из них технология листов опорных сигналов (логических опорных конспектов) – ЛОС или ЛОК.
Схемы связей учителя используют постоянно. Разработанные ныне опорные конспекты помогают учителю управлять познавательной деятельностью школьников, развивают умения самостоятельной работы, индивидуальные способности, а также помогают школьникам осуществлять самоконтроль за результатами учебной работы. Учителями-практиками эта технология хорошо разработана, опубликовано немало статей и даже книг для учителя, где представлены опорные конспекты по целым курсам (например, 7 и 8 кл.).
Опорные конспекты как средство обучения способствуют наиболее осмысленному усвоению понятий, формированию глубоких знаний, их систематизации. Кроме того, использование опор предлагает управление познавательной деятельностью учащихся, развитие у них умений самостоятельной работы, самоконтроля.
Школьное обучение для ребенка – это, в основном, процесс восприятия и усвоения предложенной информации.
В зависимости от особенностей восприятия и переработки информации людей условно можно разделить на четыре категории:
- Визуалы – люди, воспринимающие большую часть информации с помощью зрения.
- Аудиалы – те, кто в основном получает информацию через слуховой канал.
- Кинестетики – люди, воспринимающие большую часть информации через другие ощущения (обоняние, осязание и др.) и с помощью движений.
- Дискреты – у них восприятие информации происходит в основном через логическое осмысление, с помощью цифр, знаков, логических доводов. Эта категория, пожалуй, самая немногочисленная вообще среди людей. А школьникам младших и средних классов такой способ восприятия информации обычно вовсе не свойствен.
Логические опорные конспекты (ЛОК) – это компактное графическое отображение основного учебного материала с указанием логической структуры в процессе изложения его учителем. Материал, четко оформленный в виде опорного конспекта, запоминается лучше и допускает более широкие возможности переноса его на новые ситуации, чем сумма тех же факторов, поданных не системно.
Назначение ЛОК заключается в следующем: создать у учащихся четкое, наглядное представление об учебном материале в целом как о системе знаний; помочь разобраться в его структуре; выделить главное, существенное в излагаемом материале; показать взаимосвязи между отдельными компонентами содержания лекции; помочь учащимся запомнить основной материал.
Рассмотрев определение опорного конспекта, выделим основные Принципы составления ОК:
- лаконичность (не более 80-100знаков)
- структурность (должен состоять из блоков)
- акцентирование основного смысла (цвет, шрифт)
- унификация условных знаков
- оригинальность
- разнообразность – монотонность “выключает” внимание;
- Связь с текстом учебника (можно указывать и страницы)
В хорошей символической схеме учебный материал так подан, что повторение позволяет раскрыть учебный материал с разных сторон, держа в памяти всю его целостность и стройность.
- Сжимает информацию
- Облегчает понимание новой информации
- Активизирует учащихся
- Экономит время
- Упрощает процесс запоминания новых терминов
- Наглядно демонстрирует связи между природными компонентами
- Помогает выделять главное
- Благотворно действует на психологический климат урока
Виды опорных сигналов
- Смысловые
- Ассоциативные
- Аббревиатурные
- Графические
Формы опорных сигналов
- Схемы
- Таблицы
- Диаграммы
- Ассоциативное поле
- Опорный конспект
- Алгоритмы
При построении опорных конспектов целесообразно соблюдать ряд условий:
- Определить цели урока как планируемые результаты, которые необходимо получить в конце урока и проверить их усвоение учащимися.
- Разделить учебный материал на смысловые блоки и продумать способы изображения содержания каждого блока, т. е. подобрать определенные знаки, символы, рисунки; продумать схематический способ кодирования информации.
- Общая схема содержания урока изображается в форме единого опорного логического конспекта.
- Рисунки-сигналы должны быть простыми, чтобы их можно было легко изобразить на доске и в тетради в ходе беседы и при этом не требовалось специальное умение хорошо рисовать. В то же время они должны быть информативными.
- Они должны отличаться структурностью, т. е. состоять из малых логических блоков, содержать стрелки, вопросительные и восклицательные знаки, схематические рисунки.
- При построении опорных конспектов по различным темам необходимо соблюдать принцип преемственности в использовании опорных сигналов (ОС) и условных обозначений (УО). Необходимо использовать уже знакомые школьникам условные знаки карт, сигналы и символы, применяемые в рабочих тетрадях и учебниках географии.
- Цвета при раскраске ОС несут особую смысловую нагрузку, они должны соответствовать общепринятым в географии цветам.
- Опорные конспекты должны быть тесно связаны с текстом учебника, чтобы школьники могли лучше понять материал, при подготовке домашнего задания могли бы сопоставить его с учебником, а также с картами атласа и другими средствами обучения.
Опорные материалы помогают преподавателю:
Использование опорного конспекта помогает учащимся:
- освоить основные знания по географии.
- процесс составления конспекта (на доске и в тетради) способствует концентрации внимания,
- вынуждает даже не слишком усердных и рассеянных учащихся следить за объяснением материала,
- многократно повторять его.
- регулярно используя символы, знаки, сокращения, учащиеся приобретают навыки, полезные для дальнейшего обучения.
Важно научить школьников работать с опорным конспектом.
Особо необходимо выделить значение опорных конспектов для слабых учащихся. Запомнить отдельные факты, события, даты для них бывает очень сложно, не говоря уж о цельной цепочке темы. Опорный конспект, в таком случае, действительно становится опорой для такого ученика. Он позволяет без помощи учителя вспомнить и воспроизвести материал не только отдельного элемента, но и всей темы в целом. Постепенно пропадает скованность, появляется интерес к получению знаний.
Виды работы с ОК
– поэтапное объяснение нового материала учителем;
– самостоятельная расшифровка ОК при работе с учебником, картами, таблицами и т.п.
– создание опорного конспекта, индивидуальная работа учащихся над своими конспектами;
– фронтальное закрепление по блокам.
– фронтальный контроль усвоения конспекта;
- Второе повторение (обобщение и систематизация):
– индивидуальный устный, письменный контроль;
– взаимоопрос и взаимопомощь;
При работе с ОК возможно применение разнообразных методических приемов, которые могут быть выстроены в цепочку:
1. Подробный рассказ, эвристическая беседа, работа с учебником или другими источниками географической информации. Рассказ ведется по ОК, который является дидактической карточкой.
2. Поэтапное закрепление изученной части при повторном рассказе учителя или методом хорового проговаривания каждого положения, или парным контролем. При этом особое внимание уделяется причинно-следственным связям.
4. Самостоятельная расшифровка ОС при работе с учебником, картами, таблицами и т.п.
Методика опорных конспектов – перспективный метод ,т.к. развивает логическое мышление, память ,монологическую речь, вырабатывает навыки анализ, раскрывает творческий потенциал и индивидуальные способности учеников.
Применение опорного конспекта позволяет сгладить отрицательные стороны традиционного обучения, т.к. обеспечивает достаточно полную и всеобщую активность на уроке. Это достигается созданием определенного динамического стереотипа деятельности учащихся.
Учебный процесс, построенный с использованием опорных конспектов, предполагает возможность ответа ученика (на первом этапе обучения) по опоре (читает ответ), когда школьник испытывает меньше страха, скованности, дает лучшие результаты. Опора становится алгоритмом рассуждения и доказательства, а все внимание направлено не на запоминания или воспроизведение заданного, а на суть размышление, осознание причинно-следственных зависимостей и связей. Данная система опроса и оценивания знаний исключает двойку как оценку.
По мере работы с опорными конспектами учащиеся выходят на новый уровень: они начинают самостоятельно составлять опорные конспекты и предлагать оригинальные значки и символы для отдельных подтем. Естественно, такая работа невозможна без вдумчивого изучения учебного материала, без умения выделять главное в тексте или рассказе учителя. В старших классах данный приём позволяет, сжато записать любую лекцию.
Эффективность предлагаемой методики подтверждается результатами обучения, а также положительными отзывами учителей, использующих данную методику.
Опорные конспекты как средство обучения способствуют наиболее осмысленному усвоению понятий, формированию глубоких знаний, их систематизации. Кроме того, использование опор предполагает управление познавательной деятельностью учащихся, развитие у них умений самостоятельной работы, самоконтроля.
Опыт моей работы по данной методики показывает, что обучение с применением опорных конспектов развивает память, логическое мышление, способность к анализу, монологическую речь, раскрывает творческий потенциал, индивидуальные способности учащихся.
Сегодня появились новые веские аргументы в защиту опорного конспекта.
- Заметно изменилась психология нашего восприятия информации. Едва ли не ежеминутно мы убеждаемся в том, что за небольшим по объему, но выразительным, умело составленным текстом – будущее. А ведь по большому счету ОК – это реклама учебного материала.
- Все более широкое применение в обучении находят компьютеры. Компактная опора весьма органична на экране монитора. Ее легко можно создавать и изменять в современных текстовых процессорах. С ней можно работать, применяя самые передовые информационные технологии. Компьютер дал возможность организовать информацию, преподносимую ученику как гипертекст. Информация может быть избыточна на несколько порядков, но не захлестнет ученика. Тот, пустившись в свободное плавание, при помощи ссылок выбирает свой путь, по которому ему продвигаться вперед хочется и нравится. Отправной точкой в этом путешествии может служить опорный конспект – идеальная Главная страница раздела или темы. Вызывает удивление, что составители электронных наглядных пособий не обратили внимания на эту уникальную возможность ОК.
Таким образом, в профессиональной деятельности учителя всегда есть простор для поиска, педагогического творчества на технологическом уровне.
Работать по данной технологии в классах интересно и увлекательно. Создание листов опорных сигналов и обучение по ним – это творческая работа. Но для того чтобы ученики могли использовать листы опорных сигналов и составлять их впоследствии самостоятельно, нужна система. Составление ЛОС (ЛОК) целесообразно как при изучении физической географии, так и экономической.
Хочу поделиться своим опытом работы по данной технологии.
В курсе 6 класса, мною используются готовые опорные конспекты, которые я составляю сама и предлагаю учащимся в ходе объяснения материала. Учащиеся изучают их и заносят в тетрадь. В листах опорных конспектов включены задания для закрепления. Учитывая сокращение часов отведенных на изучение географии в 6 классе и на большой объем изучаемого материала, данная технология помогает решить проблему. Занятия по опорным конспектам позволяют охватить больший объем теоретического материала, тем самым, оставляя время для отработки практических заданий.
В 7 классе при изучении материков, начинаем строить опорные схемы сначала совместно, затем самостоятельно. При этом каждый вправе сам подобрать необходимые условные знаки для своей схемы. При изучении первого материка – Африки – составляем схему вместе, затем кто усвоил, продолжает самостоятельно. Порядок выполнения работы: рисуем контур материка схематически (от руки, глядя на карту); затем наносим и подписываем все компоненты соответствующие географическому положению: условные линии (экватор, 0 меридиан, тропики, полярный круг); океаны, крайние точки, полуострова, заливы, проливы и т.д. На следующий урок схема дополняется: тектоническое строение, рельеф, климатические особенности, внутренние воды. Тема природные зоны оформляется таблицей. Народы и страны – опорный конспект.
Уже на протяжении многих лет я использую в преподавании географии ЛОС и ЛОК. Опыт работы показывает, что обучение с применением опорных конспектов развивает память, логическое мышление, способность к анализу, монологическую речь, раскрывает творческий потенциал, индивидуальные способности учеников.
Обучение приемам графического конспектирования имеет определенное практическое значение, так как находит применение в работе учеников с различными источниками знаний, как по географии, так и по другим предметам.
Читайте также:
- Вакуумные системы пожарных ац и анр конспект мчс
- Ловля и передача мяча в движении 3 класс конспект урока
- Способы определения географической широты астрономия конспект
- Боги и герои древней греции 5 класс конспект урока
- Выживание в экстремальных условиях экипировка для выполнения оперативно служебных задач конспект
Тема урока:
§7. «Земля – часть Солнечной системы» (урок
№ 7 в теме «Земля – часть Солнечной системы »)
Дата урока:
Тип урока:
комбинированный
Цель:
сформировать представление об уникальности Земли, как части Солнечной системы.
Задачи урока:
Образовательные: ввести новые понятия солнечная система, литосфера,
гидросфера, атмосфера, биосфера, мировой океан; дать первоначальные
сведения о Солнечной системе, ее составе и возникновении; познакомить с
планетами земной группы; показать уникальность Земли как единственной планеты,
на которой существует жизнь.
Развивающие: развивать умения работать в группе с
учебником, дополнительной литературой и ресурсами ЭОР. Способствовать
формированию географической культуры. Развитие
памяти, логики и интеллекта.
Воспитательные: осознание себя как части целостности природы.
Планируемые результаты: Личностные:
осознание ценностей географического знания, как важнейшего компонента научной
картины мира. Метапредметные: умение организовывать свою деятельность,
определять её цели и задачи, умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор
информации, умение взаимодействовать с людьми и работать в коллективе.
Высказывать суждения, подтверждая их фактами. Предметные:
понимание уникальности планеты Земля, как части Солнечной системы.
Универсальные учебные действия: Личностные:
необходимость изучения окружающего мира, осознание целостности мира и себя как
неотъемлемой части Солнечной системы Регулятивные: планировать
свою деятельность под руководством учителя, оценивать работу одноклассников,
работать в соответствии с поставленной задачей, сравнивать полученные
результаты с ожидаемыми. Познавательные: самостоятельно выделять
и формулировать познавательную цель урока, давать определение понятиям
солнечная система, литосфера, биосфера, гидросфера, атмосфера, мировой океан;
структурировать знания; осознанно и произвольно строить речевое высказывание в
устной и письменной форме; делать анализ и отбор информации, добывать новые
знания из источников ЭОР, перерабатывать информацию для получения необходимого
результата. Коммуникативные: самостоятельно организовывать
учебное взаимодействие в группе.
Форма работы учащихся:
групповая
Техническое оборудование:
интерактивная доска, схема и модель Солнечной системы, фотографии, интернет,
ЭОР.
Структура
и ход урока.
№ |
Название |
Деятельность |
Деятельность |
Время |
1 |
Организация на урок |
Приветствие |
Приветствие |
2мин |
2 |
Актуализация темы |
Постановка Объясните: (слайд1-кроссворд) |
Высказывают |
4мин |
3 |
Изучение |
1. – -Что – В чем (Ответы Подводит 2.Демонстрирует Акцентирует 2.планеты |
Работают Предлагают Просматривают |
4мин 3 мин 3 мин |
4 |
Практикум |
Организует Проверяет Демонстрирует Подводит Вводит |
Анализируют Самостоятельно Демонстрируют Смотрят. Записывают |
5 мин 4 мин |
Физминутка (здоровьесберегающий |
Игра на |
Играют, определяются |
2 мин |
|
5 |
Закрепление |
1.Проверяет ( Планеты |
Демонстрируют Формулируют |
5 мин |
6 |
Итог |
Подводит Комментирует Объясняет Для Для Для |
Оценивают |
3 мин |
Приложение
№ 1.
1.
Я- небесное тело. Представляют собой
светящийся массивный газовый шар. Обычно состою из гелия и водорода.(Звезда)
2.
Я — твёрдое тело космического
происхождения, упавшее на поверхность крупного небесного тела. Большинство имеют
вес от нескольких граммов до нескольких килограммов. Крупнейший из найденных —
Гоба (вес 60 тонн). Полагают, что в сутки на Землю падает 5–6 т , или 2 тысяч
тонн в год.(метеорит)
3.
Я известна с глубокой
древности. Небесное тело, которые становятся все ярче и ярче по мере
приближения к Солнцу, а также приобретают длинные и тоже очень яркие хвосты, –
появлялись довольно редко, а главное – неожиданно. Из-за необычного вида их
считали предвестниками несчастий: голода, стихийных бедствий, эпидемий, войны
или смерти правителя.(комета)
4.
Я, естественный спутник Земли,
среднее расстояние от Земли 384000 км, средний диаметр 3476 км. Я практически
лишена атмосферы.(Луна)
5.
В трёхмерном
пространстве звёзды, которые мы видим на небесной сфере рядом, могут быть расположены очень далеко друг
от друга. С древнейших времён люди видели некоторую систему во взаимном расположении
звёзд и группировали их в соответствии с ней в нас.Кто мы? (созвездия)
Пояснительная записка
Психолого-педагогическая характеристика класса
В 5 классе обучается 17 человек, из них 8 девочек и 9 мальчиков.
10 человек – 2004 года рождения, 7 человек – 2005 года рождения.
11 учащихся 5 класса воспитываются в полных семьях. Двое детей – из семей, потерявших кормильцев, двое воспитываются матерями-одиночками и один ребенок, в силу семейных обстоятельств, живет с бабушкой. Четверо детей воспитываются в многодетных семьях.
В основном материальный достаток в семьях средний.
Есть дети из малообеспеченных семей – 2 человека.
Учащиеся имеют разные способности. На основании анализа результатов наблюдений, проведенных диагностик класс можно разделить на три группы с разным уровнем развития:
1 группа – обучающиеся с высоким уровнем развития – 6 человек (35 %)
Они владеют произвольным и послепроизвольным вниманием. У них хорошо развито восприятие (зрительное, слуховое), все виды памяти, особенно образная, словесно-логическая, эмоциональная, долговременная. Эти дети владеют осмысленным запоминанием, легко воспроизводят ранее изученный материал. У них присутствует практическое, образное, логическое мышление, хорошо развита речь. Она эмоциональна, выразительна. Обучающиеся умеют отвечать на вопросы, давать полные и логические ответы. Эти дети всегда активно работают на уроке, находчивы, сообразительны, умеют отстаивать свою точку зрения, способны критично оценивать свои и чужие мысли. Они владеют научной терминологией, обнаруживают осознанность усвоенного, могут переносить знания с одних явлений на другие, могут аргументировать свой ответ. У них развит самоконтроль, адекватная самооценка, взаимооценка. Им нравится учиться , они работоспособны, настойчивы, усидчивы, самостоятельны.
2 группа – обучающиеся, имеющие средний уровень развития – 7 человек (41 %)
Обычно такие дети на уроке менее активны. Чаще всего они отвечают тогда, когда их спросят. У них, наряду с познавательными мотивами учебной деятельности присутствуют эмоциональные и социальные мотивы. Эти учащиеся быстро включаются в работу, но концентрация и устойчивость внимания у них средние. Хорошо развита механическая память, они способны хорошо заучивать правила, но при этом не всегда используют логические приемы, что снижает продуктивность долговременной памяти. Преобладает кратковременная память. Порой эти учащиеся с трудом делают выводы и обобщения. Мышление репродуктивное, практическое. Учащиеся легко используют отработанные приемы, неплохо выполняют задания по образцу, но усложненные или творческие задания даются им с трудом. Эти дети усваивают учебный материал, но не сразу. Для полного усвоения им необходимо 1-2 раза повторить нужные определения, правила, выводы. Они выделяют существенные признаки, анализируют, сравнивают, обобщают, но не всегда могут правильно установить причинно-следственные связи. Эти дети любят учиться, они умеют отвечать на вопросы, имеют хороший словарный запас, уравновешены, способны к волевому усилию, общительны.
3 группа – дети с низким уровнем развития – 4 человека (24 %)
Они практически не имеют мотивации к учебе, чаще всего на уроках они пассивны. Для этих детей характерно непроизвольное внимание, низкая его распределяемость и переключаемость, невысокая концентрация. У них преобладает образная память, низкий уровень развития логического мышления. Они быстро утомляются. Память кратковременная, недостаточно развиты зрительная и слуховая память. Этим детям необходимы упражнения с комментариями, задания по образцу, частое повторение изученного материала. Они нуждаются в постоянном внимании, индивидуальной помощи и контроле со стороны учителя. У этих детей речь развита слабо, они не могут объяснить свой выбор решения проблемы, затрудняются выражать свои мысли. Для них характерна слабая организация умственной и познавательной деятельности, низкая волевая регуляция деятельности и самоконтроля. Осмысленное запоминание материала затруднено, поэтому они медленно и не всегда результативно усваивают учебный материал. Среди сверстников ведут себя по-разному: одни замкнуты, другие общительны и раскованы, иногда проявляют агрессивность.
Обучающиеся 5 класса изучают географию по УМК:
- Программы общеобразовательных учреждений по географии для 6-9, 10-11 классов линии «Полярная звезда» (Авторы: А.И. Алексеев, Е.К. Липкина, В.В. Николина) , Москва, Просвещение, 2009г.
- Учебник: А.И Алексеев и др. География 5-6 кл. Учебник для общеобразовательных организаций, М: «Просвещение» 2015г.
Методическая разработка урока:
Раздел: Литосфера – твердая оболочка Земли ( 10 часов)
Тема урока: Земная кора – верхняя часть литосферы (1-ый урок по теме)
Оборудование:
1.Интерактивная доска или ПК, проектор
2. Магнитная доска
2.Картина «Внутреннее строение Земли»
3.Для групповой работы: карточки-инструкции, оценочные листы, листочки на клейкой основе, фломастеры.
4.Фигура Дракона
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя школа г.Горбатов
Методическая разработка урока
Земная кора – верхняя часть литосферы
Предмет: география
Класс: 5
Тип урока: усвоение новых знаний
Разработана:
Учителем географии
Забродиной Ларисой Владимировной
2016 г.
Земная кора – верхняя часть литосферы
Цель урока: формирование представлений о внутреннем строении Земли, о различиях строения земной коры на материках и под океанами, о проявлении внутренних и внешних сил Земли, о движении литосферных плит.
Задачи урока:
Образовательные: дать возможность ученикам познакомиться с внутренним строением Земли, с типами земной коры, с проявлением внутренних и внешних сил Земли, с движением литосферных плит и выявлением процессов, сопровождающих взаимодействие литосферных плит.
Воспитательные: формировать научное мировоззрение обучащихся, .
Развивающие: развивать коммуникативные умения работать в группе, умение самостоятельной работы с учебником, умение преобразовывать текст в схему, развивать творческие способности учащихся , умение логически мыслить, анализировать информацию и делать выводы, устанавливать причинно-следственные связи.
Планируемые результаты:
Личностные: осознание ценностей географического знания, как важнейшего компонента научной картины мира.
Метапредметные: умение организовывать свою деятельность, определять её цели и задачи, умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, умение взаимодействовать с людьми и работать в коллективе. Высказывать суждения, подтверждая их фактами.
Предметные: представление о внутреннем строении Земли, о различиях строения земной коры на материках и под океанами, о проявлении внутренних и внешних сил Земли, понимание следствий движения литосферных плит и их взаимодействие друг с другом.
Универсальные учебные действия:
Личностные: осознать необходимость изучения окружающего мира.
Регулятивные: планировать свою деятельность под руководством учителя, оценивать работу одноклассников, работать в соответствии с поставленной задачей, сравнивать полученные результаты с ожидаемыми.
Познавательные: извлекать информацию о типах литосферных плит, делать анализ и отбор информации, добывать новые знания из источников ЭОР, перерабатывать информацию для получения необходимого результата.
Коммуникативные: умение общаться и взаимодействовать друг с другом.
Ход урока:
№ п/п |
Этап урока |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
Время |
1 |
Организационный этап |
Приветствие учащихся, проверка готовности уч-ся к уроку. |
Приветствие учителя, подготовка к уроку. |
1 мин |
2 |
Актуализация знаний |
Ребята, какую тему мы закончили изучать на прошлом уроке? Что же мы о себе узнали? Если о себе мы свои знания расширили, то о чем нам далее нужно увеличить свои знания? В начале учебного года мы говорили о том, что у Земли выделяют внешние оболочки. Кто вспомнит какие? |
Отвечают: Человек на Земле. Предполагаемые ответы:Как люди расселялись по планете?Какие расы и народы на Земле проживают. Вкаких странах и городах люди живут. Ответ: О нашей планете Земля. -Литосфера, гидросфера, атмосфера, биосфера, географическая оболочка. |
3 мин |
3 |
Постановка цели и задач урока |
Отгадайте, какую же из этих оболочек мы начнем изучать сегодня:
Твердая, состоит из множества горных пород Ребята, какова же цель нашего урока? А для достижения этой цели какие вопросы (задачи) мы должны решить? Конкретизирует: Цель нашего урока – выяснить, что такое литосфера Задачи: 1.из каких слоев она состоит 2. что с ней происходит во времени и в пространстве |
Ответ: литосфера Предполагаемые ответы: Узнать, что такое литосфера Нужно узнать из чего она состоит. Что с ней происходит, т.е. изменяется она или нет. |
5 мин |
4 |
Первичное усвоение новых знаний Первичная проверка понимания |
Как вы думаете: литосфера и земная кора – это разные понятия или одно и то же? Я предлагаю вам прочитать пункт 1 параграфа 20 и найти ответ на этот вопрос. Вернемся к поставленному вопросу. Везде ли одинакова земная кора? В чем разница между ними: |
Ответ: одно и тоже Читают п.1. Ответ: это разные понятия. Земная кора –это самая верхняя часть Земли, а литосфера включает в себя еще и верхнюю часть мантии, которая находится тоже в твердом состоянии. Ответ: нет. Выделяют 2 типа земной коры: материковую и океаническую Океаническая тоньше (5-10 км) и состоит из 2-х слоев (осадочного и базальтового). А материковая толще (35-80 км) и состоит из 3-х слоев (осадочного, гранитного и базальтового) |
7 мин |
5 |
Первичное закрепление |
А теперь я попрошу вас дополнить схему «Внутреннее строение Земли» |
В тетради рисуют схематический рисунок и дополняют его. |
3 мин |
6 |
Физкультминутка |
Солнце глянуло в окно, Время отдохнуть пришло. Надо всем нам дружно встать. Раз присесть, достать до пятки. И плечами покачать. А затем, как на зарядке, Прямо и красиво встать. Руки вытянуть пошире И на месте поскакать. На носок, потом на пятку. Физкультминутка, как зарядка |
Выполняют упражнения за учителем |
1 мин |
7 |
Актуализация знаний Первичное усвоение новых знаний. Первичная проверка понимания Первичное закрепление Первичное усвоение новых знаний Первичное закрепление |
Ребята, как вы думаете, изменяется ли облик нашей планеты? Если да, то приведите примеры. Что же изменяет облик нашей планеты? Все силы, изменяющие облик нашей планеты принято делить на внутренние и внешние. Внутренние силы – это энергия недр Земли, которая проявляется в землетрясениях, извержениях вулканов, источниках горячих вод. Внешние силы действуют на поверхности Земли. Их действие на земную кору принято называть одним словом – ВЫВЕТРИВАНИЕ. Сейчас я вам предлагаю поработать в группах. Вместе мы будем сочинять сказку, каждая группа будет писать свою главу. При этом надо использовать п.2 параграфа 20, карточку-инструкцию. (Приложение 2)Помните, что ваша работа в группе будет оценена старшим по группе) (Приложение 3) Я начинаю. В тридевятом царстве на планете Земля жила-была гора. Была она высокая, стройная, с крутыми склонами, острой вершиной. Любила она красоваться на солнышке, блистая шапкой белоснежных ледников и расхваливать себя. Но рядом с нею в глубокой темной пещере жил дракон, которому надоело хвастовство красавицы –горы и решил он ее проучить. Подлетел он незаметно к горе и за действие взялась первая голова дракона – Физическая Консультирует учащихся Вторая голова дракона-Химическая Органическая На магнитной доске прикрепляет макет дракона. Почти совсем уничтожил дракон гору. Стала она низенькой, дряхленькой. Жалко вам, ребята, ее? Если так, то дома нужно придумать счастливый конец этой сказке (Полная версия сказки см.Приложение 1) Ребята, вернемся обратно к внутренним силам Земли. Рассмотрим рис.44 на стр 70 учебника. Что на этом рисунке изображено? Помогает делать вывод. Итак, ребята, давайте вспомним поставленную нами на урок цель и задачи. Все ли мы с вами выполнили? |
Предполагаемые ответы: Да. Появляются овраги, разрушаются горы, происходят оползни, обрушиваются берега рек Ветер, текучая вода, землетрясения, человек и др. Слушают объяснение учителя 1гр. Выбирают факторы физического выветривания , записывают их на отдельные листочки и сочиняют свою главу сказки 2гр. Выбирают факторы химического выветривания , записывают их на отдельные листочки и сочиняют свою главу сказки 3гр. Выбирают факторы органического выветривания , записывают их на отдельные листочки и сочиняют свою главу сказки От каждой группы выходит ученик и прикрепляет «у своей головы» дракона листочки с факторами, объясняя «сказочно» их действие Анализируют рис.44. Отвечают на вопросы учителя Литосферные плиты ( читают название крупных литосферных плит), места их расхожения, схождения, разломы Делают вывод: Литосфера – это не сплошная «корочка» на поверхности Земли, а она разбита на отдельные участки – плиты, которые постоянно медленно передвигаются по пластичному слою верхней мантии. Анализируют, все ли поставленные задачи были выполнены. |
15 мин 5 мин |
9 |
Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению. |
Предлагаю вам следующее домашнее задание: Базовый уровень:
Повышенный уровень: Придумать счастливый конец сказке. |
Записывают домашнее задание в дневник, слушают инструктаж по его выполнению. |
3 мин |
10 |
Рефлексия |
Ребята, у каждого из вас на парте лежит 2 смайлика (веселый и грустный) Поднимите, пожалуйста, тот смайлик, который больше всего соответствовал вашему настроению на уроке. Что вам сегодня особенно понравилось на уроке? Что не понравилось? |
Поднимают смайлик. Высказывают свое мнение об уроке. |
2 мин |
Методики, применяемые на уроке:
Технология личностно-ориентированного обучения.
Обеспечивает развитие качеств личности, которые помогают человеку занять активную жизненную позицию на основе осознанного целенаправленного саморазвития.
Дифференцированное обучение.
Создает условия для максимального развития детей с разным уровнем способностей: для реабилитации отстающих и для продуктивного обучения тех, кто способен учиться с опережением.
Информационные технологии.
Они позволяют качественно изменить содержание, методы и организационные формы обучения. Целью этих технологий в образовании является усиление интеллектуальных возможностей учащихся в информационном обществе, а также гуманизация, индивидуализация, интенсификация процесса обучения и повышение качества обучения .
Технологии сотрудничества
реализуют демократизм, равенство, партнерство в субъектных отношениях педагога и ребенка. Учитель и учащиеся совместно вырабатывают цели, содержание занятия, дают оценки, находясь в состоянии сотрудничества, сотворчества.
Игровые педагогические технологии
Педагогическая игра обладает существенным признаком – четкого обучения и соответствующим ей педагогическим результатом, которые могут быть обоснованны в явном виде и характеризуются учебно-познавательной направленностью. Игровая форма занятий создается на уроках при помощи игровых приемов и ситуаций, выступающих как средство побуждения, стимулирования к учебной деятельности.
Педагогические методы и приемы:
Исследовательский метод обучения — организация поисковой, познавательной деятельности учащихся путём постановки учителем познавательных и практических задач, требующих самостоятельного творческого решения. Сущность его обусловлена его функциями. Он организует творческий поиск и применение знаний, обеспечивает овладение методами науч. познания в процессе деятельности по их поиску, является условием формирования интереса, потребности в творческой деятельности, в самообразовании.
Создание ситуации успеха – задача учителя состоит в том, чтобы дать каждому из своих воспитанников возможность пережить радость достижения, осознать свои возможности, поверить в себя.Переживание учеником ситуации успеха:
- повышает мотивацию учения и развивает познавательные интересы, позволяет ученику почувствовать удовлетворение от учебной деятельности;
- стимулирует к высокой результативности труда;
- корректирует личностные особенности такие, как тревожность, неуверенность, самооценку;
- развивает инициативность, креативность, активность;
- поддерживает в классе благоприятный психологический климат
Метод проектов.
Дает возможность учащимся размышлять, сопоставлять различные точки зрения, формулировать и аргументировать собственную точку зрения, опираясь на знания фактов, законов, закономерностей, на собственные наблюдения, свой и чужой опыт.
Приложение 1
Сказка
В тридевятом царстве на планете Земля жила-была гора. Была она высокая, стройная, с крутыми склонами, острой вершиной. Любила она красоваться на солнышке, блистая шапкой белоснежных ледников и расхваливать себя. Но рядом с нею в глубокой темной пещере жил дракон, которому надоело хвастовство красавицы-горы и решил он ее проучить. Подлетел он незаметно к горе, и за действие взялась первая голова дракона – физическая
1гр. Обрушила Физическая голова на гору сильные потоки воды. Вода течет, камень точит, стали крепкие склоны горы размываться. Затем дунула голова сильным ветром на гору, повылетали мелкие частицы, а трещины стали еще глубже. Не унимается физическая голова: то пламенем огненным гору опалит, но мороз сильный на нее напустит. Трещит гора из-за перепада температур, а все свое твердит: «Все равно я самая красивая!»
2гр. Взялась за дело Химическая голова. Она знала, что под влиянием солей и кислот, содержащихся в воде и воздухе, разрушаются горные породы, даже самые прочные. Промыла она «раны» горе слабым раствором кислоты, подышала на нее чистым азотом, но не лучше от этого стало горе, а только хуже, рассыпаться она стала прямо на глазах, но все равно не сдается.
3гр. Самой хитрой была Органическая голова. Она прикинулась добренькой, «пожалела» гору и предложила: «Давай я покрою твои склоны зелеными растениями, чтобы не видны были твои трещины. Множество животных поселю на тебе и тогда тебе не будет скучно.» Поверила гора органической голове, но корни растений, проникая корнями в горные породы, продолжали их разрушать, а животные копытами да рогами царапали гору.
Почти совсем уничтожил дракон гору. Стала она низенькой, дряхленькой. Поняла гора, что зря хвасталась своей красотой и молодостью. Взмолилась она о пощаде, а дракон только рассмеялся и улетел.
(Счастливый конец)
Пожалела гору фея подземного царства. Призвав подземные силы мантии, начала она гору приподнимать, вливая в нее свежие потоки магмы. Гора опять начала расти, расправила плечи, подняла голову навстречу солнцу и засияла как прежде. Только теперь гора не хвасталась своей красотой, а помнила, что где-то рядом живет дракон Выветривание.
Приложение 2.
Карточка – инструкция
1гр. Физическое выветривание
1. Используя текст (стр.69 учебника), среди перечисленных внешних факторов, разрушающих горные породы, выберите те, которые относятся к физическим:
Растения, ветер, текучие воды, животные, колебания температур, деятельность человека, соли и кислоты, содержащиеся в воде и воздухе.
2.Как факторы физического выветривания способствуют разрушению горных пород? (сочинить свою главу к сказке)
3. Написать факторы физического выветривания на отдельных листочках и прикрепить их к соответствующей голове Дракона.
Карточка-инструкция
2гр. Химическое выветривание
1. Используя текст (стр.69 учебника), среди перечисленных внешних факторов, разрушающих горные породы, выберите те, которые относятся к химическим:
Растения, ветер, текучие воды, животные, колебания температур, деятельность человека, соли и кислоты, содержащиеся в воде и воздухе.
2.Как факторы химического выветривания способствуют разрушению горных пород? (сочинить свою главу к сказке)
3. Написать факторы химического выветривания на отдельных листочках и прикрепить их к соответствующей голове Дракона.
Карточка-инструкция
3гр. Органическое выветривание
1. Используя текст (стр.69 учебника), среди перечисленных внешних факторов, разрушающих горные породы, выберите те, которые относятся к органическим:
Растения, ветер, текучие воды, животные, колебания температур, деятельность человека, соли и кислоты, содержащиеся в воде и воздухе.
2.Как факторы органического выветривания способствуют разрушению горных пород? (сочинить свою главу к сказке)
3. Написать факторы органического выветривания на отдельных листочках и прикрепить их к соответствующей голове Дракона.
Приложение 3
Оценивание работы членов группы
Оценка |
Критерии оценивания |
5 |
Предлагает свои идеи, активно участвует в обсуждении, дает высказаться другим, вежлив |
4 |
Активно участвует в обсуждении Прислушивается к мнению других вежлив |
3 |
Не участвует в обсуждении, но слушает других, выполняет поручение группы |
2 |
Ничего не предлагает, ничего не делает, мешает другим |
№ п/п |
Ф.И.ученика |
Оценка |
1 |
||
2 |
||
3 |
||
4 |
||
5 |
||
6 |
План-конспект урока по теме «ГЕОГРАФИЧЕСКОЕ ПОЛОЖЕНИЕ РОССИИ»
Цели и задачи урока:
1. Сформировать знания о физико-географическом положении (ФГП) страны, о его влиянии на жизнь и хозяйственную деятельность населения.
2. Продолжать формировать умения выполнять практические задания по географическим картам и контурным картам России.
3. Сформировать знания о границах РФ.
Планируемые результаты:
А) предметные –формирование знаний о географическом положении России и его влияние на природу и хозяйственную деятельность населения страны.
Б) метапредметные –формирование компетенции в ходе выполнения практической работы по определению местоположения географических объектов на картах.
Создать условия для развития универсальных учебных действий:
А) Личностных – осознать, что географическое положение страны- одна из важных особенностей ее развития.
Б) Познавательных – поиск и выделение необходимой информации. Структурирование знаний; осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме; анализ объектов; выбор оснований и критериев для сравнения.
В) Регулятивных – предвосхищение результата и уровня усвоения знаний, его временных характеристик; внесение необходимых изменений в план и способ действий. Осознание качества и уровня усвоения, саморегуляция.
Г) Коммуникативных- умение выслушивать собеседника и общаться на заданную тему
Формирование УУД.
Оборудование: Политическая карта мира, физическая карта России, атласы контурные карты, глобус, учебник «География: природа России» 8 кл., Э.М.Раковская, М., Просвещение, 2010 г.
Тип урока: комбинированный
Ход урока:
1.Организационный момент
2.Актуализация знаний:
Цель: повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания», и выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого учащегося (момент осознания недостаточности имеющихся знаний).
Фронтальный устный опрос- учитель не комментирует ответы учеников и не исправляет их, предлагая это сделать самим ученикам:
– Что изучает физическая география России?
– Назовите два пути изучения природы России?
– При помощи каких источников можно добыть необходимую информацию при изучении данного вопроса?
– Люди каких профессий чаще всего обращаются к такому источнику информации, как карта?
– Какие способы получения информации о природе используются наукой географией?
– Как можно выразить полученные результаты исследования?
По физической карте России определите:
-
Определите координаты городов: Якутск, Иркутск, Омск Якутск 62 °с.ш. 128 ° в.д, Иркутск 52 °с.ш. 104 ° в.д., Омск 54 °с.ш.73 °в.д
-
Какой город севернее Самара или Воронеж?
-
Какой город восточнее Москва или Киров? Восточнее Киров
-
В каком направлении мы поедем из Сургута в Якутск? В Омск? В Петрозаводск? В Салехард? В Хатангу? В Краснодар?
3.Мотивация изучения новой темы:
Цель: включение учащихся в деятельность на личностно значимом уровне. «Хочу, потому что могу»
“Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню,
дай мне действовать самому – и я научусь!”
Китайская мудрость
4.Изучение нового материала- учитель предугадывает затруднения учеников и по ходу урока корректирует задание, если ребята не смогли его выполнить с первого раза:
Цель: 1) сформировать у учащихся конкретные представления об изучаемых фактах их сущности, связи; 2) выделить главное, провести обобщение; 3) на основе знаний выработать учебные умения.
Цель перед учащимися: активно участвовать в процессе знакомства с новой темой.
Используемые приемы: самостоятельная работа с учебником, картами атласа.
Цель: активизировать мыслительную деятельность, привить интерес учащихся к изучаемой теме.
Методы: объяснительно-иллюстрированный, работа с учебником, метод анализа, сравнения.
Тему урока учащиеся формулируют сами, отвечая на вопрос «С чего начинается изучение географии любой территории?»
-Тема нашего сегодняшнего урока так и называется «Географическое положение России»
– Почему изучение природы любой территории начинается с географического положения?
– Россия – самое большое государство по площади, имеет площадь 17,1 млн.км2- что составляет 11,3 % мировой суши; ;
– По рис.2.3 с.10 учебника сравните площадь России с площадью материков и крупнейших государств.( Россия занимает 13 часть площади Евразии, более чем в 2 раза больше Австралии, почти в 2 раза больше по площади Канады, Китая, США).
– Записать определение Государственная граница. Протяженность границ Российской Федерации 61 тыс. км (больше длины экватора)
Государственная граница – условная линия на поверхностей суши или воды, определяющая размеры территории государства и отделяющая ее от других государств и открытых морей.
– Чтобы понять природу страны, необходимо определить её «адрес» на Земле, т.е. географическое положение.
Вспомним план характеристики географического положения страны:
-
Положение по отношению к экватору.
-
Положение по отношению к нулевому меридиану.
-
Положение на материке, части света.
-
Моря и океаны, омывающие страну (морские границы).
-
Соседние государства.
-
Координаты крайних точек страны
-
Оценка географического положения страны для жизни и хозяйственной деятельности населения.
Практическая работа с картами и атласами.
1. Используя физическую карту мира, охарактеризуйте:
1) Положение России по отношению к экватору.
2) Положение России по отношению к нулевому меридиану.
3) Положение России на материке, части света.
-Найдите Северный полярный круг. (параллель 66,60 с.ш.)
– В каком полушарии мы живем? (В северном).
– Россия расположена на материке Евразия, в двух частях света – Европе и Азии. Вспомните, где проходит условная граница между Европой и Азией? (условная граница проходит по Уральским горам, по 600 в.д. (серебряный меридиан) по реке Эмбе, по Прикаспийской низменности к реке Куме – по Кумо-Манычской впадине, к Азовскому морю – по Керченскому поливу.)
– В каком полушарии живем мы? В какой части света находится Республика Марий Эл?
2. Используя физическую карту России, назовите и покажите:
1) Моря и океаны, омывающие страну (морские границы). («Морская граница» проходит в 12 милях (22,2 км) от берега, далее – 200-миллионная экономическая зона.)
2) Соседние государства-16.
3) Крайние точки страны и их координаты. (северная – мыс Челюскин – 770 43’ с.ш., островная – мыс Флигели 81049’ с.ш. крайняя южная точка – юго-западнее горы Базардюзю 410 11’ с.ш. на Кавказе, Дагестан,)
– Какова протяженность России с севера на юг и с запада на восток?
– Что такое «Российский сектор Арктики»? –( часть Северного Ледовитого океана, принадлежащая России от острова Ратманова по меридиану до Северного полюса и от северной точки российско-норвежской границы по меридиану также до северного полюса.)
5.Первичное закрепление.
Этап закрепления знаний и способов действий
Цель: проговаривание нового знания, запись в виде опорного сигнала.
-Сформулируйте главные особенности ЭГП России.
ЭГП России:
-
Протяженность границ Российской Федерации 61 тыс. км (больше длины экватора). Расстояние между крайними точками 10 тыс. км (запад-восток) и 3 тыс. км (север-юг).
-
Россия имеет наибольшее число пограничных государств (16) и морей, омывающих ее берега (13). Морские границы любого государства – 12 миль (22,2 км) от побережья, далее – 200-миллионная экономическая зона.
-
На территории РФ расположены крайние северные и восточные точки материка Евразия.
-
Россия – единственное государство в мире, у которого столь обширные территории лежат за полярным кругом.
Задание. Используя текст учебника статья «Сравнение географического положения России с положением государств», рис.6 ст.15, ответь на вопрос:
– С какой страной Россия имеет схожее географическое положение?
– Как географическое положение влияет на природу России?
– Какие особенности ЭГП способствуют развитию хозяйства страны, а какие затрудняют:
Положительные черты:
А) большая площадь России – это, как правило, означает богатство природными ресурсами;
Б) наличие морских границ. Свободный выход в океан.
В) расположение большей части страны в умеренных широтах.
Отрицательные черты:
А) моря России замерзают на длительный период, что затрудняет судоходство.
Б) часть площади России лежит за северным полярным кругом (суровый климат).
В) огромная территория требует больших транспортных расходов.
6.Закрепление учебного материала:
Цель: проверить как учащиеся усвоили новый материал урока, выявить недостатки причины их появления, закрепить умения и навыки работы с тематическими картами, стимулирование учащихся на самообразование.
Приемы: использование самостоятельной работы в практической деятельности учащихся: в контурных картах выполняется практическая работа, с целью закрепления полученных знаний о географическом положении России.
Задания для работы в контурной карте:
-
Отметить государственную границу России.
-
Подписать пограничные государства.
-
Отметить крайние точки, подписать их координаты.
-
Подписать природные рубежи России (остров Ратманова, Кавказ, Прикаспийская низменность, Алтай, проливы: Берингов, Кунаширский, Лаперуза).
-
Подписать моря, омывающие территорию России. Подчеркнуть внутренние моря.
7.Рефлексия урока:
– Какова была цель нашего урока? Что мы делали?
– Что мы делали с точки зрения географии? Чему научились?
Через диалог подводит учащихся к осознанию и принятию предметных целей урока.
-Это было целью нашего урока. Это стало и результатом нашего урока.
8.Домашнее задание:
Цель: самостоятельно выполнить задания, используя новый материал.
Цель для учащихся: умение практически владеть новыми знаниями.
Дом. зад.
1.§2- прочитать;
2. Индивидуальное задание на выбор;
-№ 5, в конце параграфа- задание повышенной сложности;
-№ 7 в конце параграфа- задание базового уровня.
3.Отметить на контурной карте объекты ЭГП России.
Опережающее задание-
-Политика России в Арктике на современном этапе;
Этапы урока
Деятельность учителя
Деятельность обучаемых
Формируемые УУД
1. Орг. момент
Приветствие учащихся, проверка готовности учеников к уроку.
Подготовка к уроку приветствие учителя
Самоконтроль готовности к уроку
2. Проверка выполнения домашнего задания. Актуализация знаний
Слайд 1 Предлагает вопросы
Выясняет опорные знания.
-
Что такое литосфера?
-
Какие виды земной коры вы знаете?
-
Чем они различаются?
-
Что такое рельеф и форма рельефа?
-
Дополните предложения:
– Горы, возвышенности холмы, на суше и дне океанов называют__________ формами рельефа.
– Котловины, морей, озер, овраги, балки называют _________ формами рельефа.
4.Приведите примеры форм рельефа по размерам.
5. Под воздействием каких сил формируется рельеф?
Отвечают на вопросы, формулируют тему урока.
Выдвигать версии –Р
К – Излагать свое мнение, понимать позицию другого, корректировать свое мнение под воздействием контраргументов
Л – Осознавать целостность мира и многообразия взглядов на него, выбирать, как поступить,
3.Мотивация учебной деятельности
Предлагает посмотреть Слайд 2 На крутых берегах, обрывах и скалах очень часто можно увидеть разнообразное залегание горных пород. Они могут залегать горизонтально, вертикально, с разрывами или смяты в складки.
Рассматривают рисунки слайда
Анализировать , устанавливать причинно-следственные связи (П)
Формирование мотивационной основы учебной деятельности. Осознание цели урока (Р)
4.Создание проблемной ситуации
Создаёт проблемную ситуацию
– Как вы думаете, почему такое происходит?
Вывод: Характер залегания горных пород зависит от движения земной коры.
– Можете мне назвать причины движения земной коры?
Везде ли земная кора поднимается или есть места, где она опускается? С какой скоростью это происходит, где быстрее, где медленнее?
– А хотите узнать?
– Предположите, о чем сегодня пойдет речь на уроке?
Слайд 3 – Итак, тема урока «Движения земной коры»
Отвечают на вопросы.
Земная кора движется
Учащиеся затрудняются ответить
Учащиеся формулируют самостоятельно тему и цели урока.
5.Изучение нового материала
Слайд 4 Движения земной коры в зависимости от направления делят на вертикальные и горизонтальные.
Запишите это в тетради стр.57, задание 24
Слайд 5 – Горизонтальные движения земной коры — это движения, параллельные поверхности Земли. Они происходят из-за перемещения литосферных плит.
Слайд 6 Причина их перемещения – движение вещества мантии. Так как верхняя мантия находится в пластичном состоянии, то, нагреваясь снизу, магма поднимается вверх, где охлаждается и опускается вниз; затем – опять нагревается, образуя конвективные движения. В том месте, где магма поднимается, она разрывает земную кору, застывая по краям разлома, образуя хребты.
– Скажите, а где, на суше или в океане легче разорвать земную кору?
Слайд 7– Конечно, в океане земная кора тоньше и поэтому в основном разрывы происходят именно там. Именно в океанах происходит раздвижение литосферных плит.
– В том месте где плиты сходятся, образуются горы или
глубоководные желоба.
– Движутся плиты медленно.
Слайд 7 (щ)Подсчитайте, на сколько км удалится Австралия от Южной Америки за 10 млн. лет, если скорость движения литосферных плит 3см в год.
(щЩ )3х10 000 000=30 000 000 = 300км
Проявляют познавательную инициативу.
Заполняют таблицу.
Дети выполняют задания в тетради
называют и записывают данные в таблицу: «вертикальные и горизонтальные движения земной коры»
Выдвигают предположения, связанные с толщиной коры.
Поиск нужной информации, сравнение и классификация, установление причинно-следственных связей(П). Выполнение учебных действий в соответствии с заданием (Р). Умение выражать свое мнение, прислушиваться к мнению других (К)
Запись в тетрадь полученных данных из учебника и слайдов(Р)
-
Первичное закрепление
Выполните задание №26 в тетради стр.59
Самостоятельно заполняют тетрадь
7. Изучение нового материала
Слайд 8 – О том, что земная кора испытывает вертикальные поднятия, можно судить не выходя из нашего класса. Посмотрите в окно, вы видите меловые горы.
– Где и из чего образуется эта горная порода?
– Правильно мел образуется из раковин моллюсков, обитающих в океане. Следовательно, наша местность некогда была покрыта водами океана, а затем земная кора поднялась.
– В горных районах земная кора поднимается более интенсивно. Карпаты поднимаются на 1-2 см. в год.
– Есть районы, где земная кора наоборот опускается. Слайд 9 Например, территория Нидерландов. Им приходится строить дамбы, чтобы не затопило часть территории страны.
Выдвигают предположения, отвечают на поставленный вопрос.
Поиск нужной информации, сравнение и классификация, установление причинно-следственных связей(П). Выполнение учебных действий в соответствии с заданием (Р). Умение выражать свое мнение, прислушиваться к мнению других (К)
Запись в тетрадь полученных данных из учебника и слайдов(Р)
8.Первичное закрепление
Выполните задание №28 в тетради стр.60
Самостоятельно заполняют тетрадь
9. Изучение нового материала
Слайд 10 Движения земной коры изменяют залегание горных пород. Осадочные горные породы, образующиеся в океанах, морях, озерах, залегают горизонтальными слоями: сверху находятся более молодые горные породы, снизу – более древние. Однако в результате движения земной коры такая закономерность нарушается. При горизонтальном движении – мягкие горные породы сминаются в складки, а твердые трескаются с образованием разломов. По линиям разломов, в результате вертикальных движений земной коры одни участки земной коры поднимаются, образуя – горсты, а другие опускаются, образуя грабены. Часто грабены заполняются водой, образуя озера. Озера Байкал, Ньяса и Танганьика, как раз расположены в трещинах земной коры.
Поиск нужной информации, сравнение и классификация, установление причинно-следственных связей(П). Выполнение учебных действий в соответствии с заданием (Р). Умение выражать свое мнение, прислушиваться к мнению других (К)
Запись в тетрадь полученных данных из учебника и слайдов(Р)
7. Физкультминутка
Играют
Первичное закрепление
Выполните задание №30 в тетради стр.60
Самостоятельно заполняют тетрадь
8. Закрепление нового материала: выполнение практической работы в рабочей тетради, ответы на вопросы по новой теме
Слайд 11 Выполните задание №27 в тетради стр.59
1. Движения земной коры в зависимости от направлений делят на____________, ________?
2.Какие формы рельефа могут образоваться в результате горизонтальных движений земной коры?
3.В результате каких движений земной коры изменяются очертания континентов?
4.Каково первичное залегание осадочных горных пород? Как оно может измениться?
5. Найдите территорию вашего места проживания. Соотнесите с картой движения земной коры. Определите, что происходит с территорией, поднятие или опускание?
Самостоятельно заполняют тетрадь
Отвечают на вопросы:
Использование приобретенных знаний и умений в самостоятельной практической деятельности
Определяют по слайду № 11 на территории России места, где происходят поднятия а где опускания.
Рассуждение (Л), поиск нужной информации, по полученным данным, установление причинно-следственных связей (П).
Формулирование ответов, применяя полученные знания. Выполнение учебных действий в соответствии с заданием (Р) Умение выражать свое мнение, прислушиваться к мнению других (К).
9.Рефлексия
Слайд 12 «Свободный микрофон»
Самооценка за работу на уроке
Дают оценку своей деятельности на уроке и достигнутых результатов обучения.
Оценка достигнутых результатов (Р)
10. Домашнее задание
Слайд 13 Дает и инструктирует выполнение домашнего задания.
§24, выучить определения
Записывают домашнее задание.
Реализация условий для выполнения домашнего задания всеми учащимися