Как составить план конспект урока по литературному чтению

Предмет: литературное
чтение                                                                    Дата:
04.03.2016 г.

Тема.
А.Л. Барто «
Разлука», « В театре».

Цель:
познакомить
учащихся с
о
стихотворениями
А.Л.
Барто «Разлука»
,
«В театре»,
расширять
знания о жизни и творчестве поэтессы
; развить внимание, память, мышление,
воображение, фантазию;
 развить умение высказывать своё мнение,
доказывать, слушать и слышать собеседника
; воспитывать
уважение к противоположному мнению, чувство ответственности
за свои
поступки, слова.

Тип
урока:

комбинированный.

Форма
урока:

путешествие (театр)

Оборудование:  презентация
к уроку, книги с произведениями А.Л. Барто  для организации выставки, цветные
карточки, билеты, программы.

Литература: Литературное чтение 3 кл.
2 ч. Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий
  2-е изд. – «Просвящение», 2015. – 223 с.,

Хронометраж урока.

1.            
Организация класса. 1 мин.

1.2. Знакомство с
театром. (Беседа)
 5 мин.

2.            
Речевая разминка. 3мин.

3.            
Проверка домашнего задания. 5мин.

4.            
Работа по теме урока. 15мин.

5.            
Осмысление,
обобщение и систематизация знаний
. 12мин.

6.            
Рефлексия. 2 мин.

7.            
Итог урока (Оценивание). 1мин.

8.            
Домашнее задание. 1мин.

ХОД
УРОКА

1.                 
Организация
класса.
Слайд
1)

Прозвенел звонок веселый,

Всех зовет он на урок.

Ну-ка, дети, все готовы?

Начинаем точно в срок.

На места все тихо сядем.

Не нарушим тишину.

Приготовились все слушать,

Я урок сейчас начну.


Здравствуйте,
ребята.  Улыбнитесь друг другу и пожелайте хорошего настроения. А теперь
садитесь, начнём урок
литературного чтения.
Если будете внимательно меня слушать, то вы сегодня узнаете много интересного.


Ребята, кто из Вас догадался, что наш урок сегодня будет необычным? Как Вы
думаете, куда мы сегодня отправимся? (В театр).  А как мы можем попасть в
театр? (Нам нужно приобрести билеты).  Сегодня для Вас небольшой подарок. Мы
Вам дарим билеты на наш незабываемый «Литературный вечер». А прочтите, кому
будет посвящен наш «Литературный вечер?» (Верно. А.Л. Барто). Вы все заняли свои
места? Мы  с Вами мысленно проведём небольшую экскурсию в театр. Для того чтобы
знать, что нас ожидает на литературном вечере, я Вам предлагаю ознакомиться с
программой. Сегодня мы с Вами будем и в роли актёров и в роли зрителей.   (Слайд
2)

1. 2. Знакомство с театром. (Беседа)


Ребята, кто-нибудь из вас был в театре?


Зачем люди ходят в театр? (Культурное развитие, отдых).


А какие театры нашего города Вы знаете? (Драматический, оперы и балета,
кукольный).


Как
обычно говорят, с чего начинается театр? (с вешалки).


Зрители входят в зал и что делают? (показывают билеты)


Затем снимают верхнюю одежду и проходят в зрительный зал. Находят ряд с
указанным номером и садятся на место.


Как нужно проходить мимо сидящих зрителей? (лицом к ним).


Где могут сидеть зрители в театре? (в партере).

Он
расположен на уровне сцены. 


Какие ещё места есть в театре? (за партером на возвышении помещается амфитеатр,
над ним расположен балкон).

-Как
называется место для выступления артистов? (сцена).


Как называется шторы которые открываются перед зрителями? (занавес).


Боковые шторы называются? (кулисами).


Хорошо, немного поговорили о театре.

2.Речевая
разминка.

2.   1.
Комплекс дыхательных упражнений  «Кто и как?» (Слайд )


Чтобы правильно, выразительно и красиво говорить, каждый актер, перед тем как
выйти на сцену проводит очень много репетиций. А мы сейчас проведём небольшую
разминку для нашего  артикуляционного аппарата. Все наши действия мы будем
выполнять за кулисами. Готовы?  Я буду вам показывать упражнения на дыхание, а
вы будете за мной повторять.  Итак, вместе со мной.

Как
мы смеемся?

«Ха
– ха – ха…»

Как
воздух выходит из шарика? (вдох и выдох до конца)

«С
– с – с…»

Подули
на одуванчик

«Ф
– ф – ф…»

2.2.
Работа над скороговоркой.
(Слайд )


 Прочитайте
самостоятельно
скороговорку.

Черной
галке чёрный дрозд подарил черники гроздь.

 Чёрная
галка чернику склевала, только, представьте, чернее не стала.

 –
Понравилась вам скороговорка
?


Какой звук повторяется? (Звук [ч].)


Прочитайте медленно, быстро, выразительно
.

3.
Проверка домашнего задания.


А сейчас мы с Вами как настоящие актеры, будем  выступать на сцене.
Выразительно читать стихотворения. А кто мне скажет, как зовут  поэта этих
замечательных стихотворений? (С.Я. Маршак).


Скажите, чем они похожи? (рассказывается о природе)


А теперь некоторые ребята нам прочитают эти стихи.

-Как
мы оцениваем игру актёров на сцене?

(Дети
оценивают чтение друг друга, аплодисментами
).

4.
Работа по теме урока.

– 
И так, начинается наш «Литературный вечер, посвященный А.Л. Барто».

Встречаем
аплодисментами  наших ведущих Фомину Полину и Хаджинова Артёма.

4.1.
Рассказ о жизни и творчестве А.Л. Барто 
(слайд …)

Агния
Львовна Барто родилась в семье ветеринарного врача Льва Николаевича Волова в
1906 году.

Вспоминать
свое детство Агния Барто не любила. Семья вела типичную по тем временам
интеллигентную жизнь: домашнее начальное образование, французский язык,
парадные обеды с ананасом на десерт.

Лев
Николаевич, поклонник искусства, видел будущее дочери в балете. Агния прилежно
занималась танцами, но большого таланта в этом занятии не обнаруживала. Рано
проявившуюся творческую энергию направляла в другое русло — стихотворное.
Стихами она увлеклась вслед за гимназическими подругами.

В 
1925 году девятнадцатилетняя Агния Барто выпустила свою первую книжку —
“Китайчонок Ван Ли”.

Во
время Великой Отечественной войны семья Агнии Львовны обосновалась в
Свердловске.
Она работала
токарем на заводе. В 1942 году  ушла на фронт фронтовым корреспондентом..

В
столицу Барто вернулась в 1944-м году.

Многие
стихи Агния Львовна посвятила дочери   Татьяне. А с появлением внука Володи
написала ряд стихотворений: “Вовка — добрая душа”.

А.Барто
часто можно было увидеть среди ребят. Она посещала школы, присутствовала на
уроках, встречалась со своими читателями в детских библиотеках. Часто приезжая
на выступления Агния Барто предлагала: “Уважаемые дети, – я прочту лишь
первую строчку, а вы сами продолжайте остальное”. Не было случая, чтобы
ребята не вспомнили стихотворение.

Всю
жизнь посвятила А. Барто детской поэзии и оставила нам много замечательных
стихотворений.

4.2.
 
Выставка книг.

-А.Л.
Барто писала очень много. Её произведения собраны в сборники и отдельные книги.

 -Какие
стихи А.Л.Барто вам  известны? (дети рассказывают стихи, с опорой на
иллюстрации в книгах)

– 
О ко
м и для кого она пишет стихи? (ответы
детей)

4.3.
Работа над стихотворением «В театре».

4.4.
Прогнозирование текста.


Сейчас ребята давайте рассмотрим иллюстрации к стихотворению с. 113-115. Как вы
думаете, о чём могла написать поэтесса в нём. (ответы учащихся).

Словарная
работа.

В
тексте произведения вам встретятся слова, значение которых мы сейчас уточним.

Гря́нул – внезапно и с силой раздался; загремел.

– Послушайте
стихотворение А. Барто. (Учитель читает
стихотворение.)


Правильно ли вы предположили, о чём будет идти речь в этом стихотворении?

4.5.Анализ стихотворения.

– Каждый актёр перед игрой на
сцене, долго и усердно репетирует свою роль. Для того чтобы у него всё
получилось, он должен жить этой роль, проникнуться ею (осознать, понять). Вот и
мы сейчас с Вами будем анализировать наше стихотворение, для того, чтобы прочитать
его с правильной интонацией, выразительно.

-Найдите
строки, в которых говорится о большом желании
 де­вочки попасть в театр.

-Прочитайте
о том, что девочки увидели в театре.

     Что случилось с одной из девочек? Прочитайте
об этом.

     Прочитайте, как они искали номерок.

     Как вы думаете, Барто осуждает девочек или с
доброй улыбкой
им
что-то подсказывает?

     Это стихотворение веселое, насмешливое или
грустное?

Объяс­ните.

     Приготовьтесь читать выразительно.

4.6.Выразительное чтение стихотворения
учащимися.

Физкультминутка
(антракт)

(Антракт
перерыв между действиями, актами театрального спектакля).

4.7.  Игра
«Пантомимы»

– Мы перевоплощаемся в актёров. Для участия в этой сценке мне нужны 3
участника. Один автор и 2 актера, которые будут показывать действия на сцене
без слов.   Все мы помним правила поведения в театре?  И так мы начинаем.

(Один из учеников будет читать стихотворение, а двое учеников
показывать (выполнять действия). (Пантомимы-
вид сценического искусства, в котором основным
средством создания художественного образа является пластика человеческого тела,
без использования слов).

5. Осмысление, обобщение и систематизация знаний.

5.1.
Работа над стихотворением «Разлука».


Ребята, мы сегодня познакомимся и проанализируем  ещё одно
 стихотворение
 А.Барто.


Что
значит для вас слово разлука? (Высказыва
ния детей,
толкование в словаре. (Разлука – жизнь
вдали от близких.
)

 Случалось
ли вам оставаться дома без мамы, но не на несколько минут или часов, а на
несколько дней или недель?

Легко
ли было пережить разлуку с мамой?

 Вот
и герою стихотворения Агнии Львовны было так же трудно без мамы. Об этом –
стихотворение «Разлука».

Откройте
учебники на стр. 112 и рассмотрите иллюстрации к стихотворению. Кто станет
героем стихотворения? Что можно рассказать об этом мальчике?

1)
Словарная работа.

В тексте
произведения вам встретятся слова, значение которых мы сейчас уточним. Эти
слова у нас на экране.

    
Дети, прочитайте первое слово.

    
Гамма
– как вы понимаете значение этого слова?

(Гамма – последовательность музыкальных
звуков, выстроенных в восходящем или нисходящем направлениях).

    
Дети прочитайте второе слово.

    
Командировка
как вы понимаете значение этого слова? (Служебное поручение, связанное с выездом куда-нибудь).

– А что такое Прилуки?
(город)
Правильно, это город, который находится на Украине в Черниговской
области.

Потерпим
малость
– немного, чуть – чуть.

2)
Работа по тексту стихотворения.


Сейчас я прочитаю стихотворение. Вы следите, слушайте, а затем скажите,
сочувствуете ли вы мальчику?

Учитель
выразительно читает стихотворение.

1)                
Понравилось ли вам стихотворение?

2)                
Какое  настроение  вызвало  у  вас 
стихотворение?  (Грустное,  печальное.)

3)                
Как надо читать это стихотворение?
грустью, неспеша.)

4)                
Сочувствуете ли вы мальчику?

5)                
 Почему?


А теперь читаем по частям, чтобы вы его хорошо запомнили. (7 человек)

3) Анализ текста

1)
От имени кого написано стихотворение?

2)
Прочитайте про себя первое  четверостишье и скажите, что делал мальчик для
мамы?


Прочитайте второе четверостишье, что делал мальчик?


Прочитайте третий отрывок и скажите, что еще делал мальчик для мамы?


Ребята, вы назвали 6 поступков, которые мальчик делал для мамы.


Посмотрите на первую картинку. Что на ней изображено?

(Мальчик
ест морковку, но он не просто ее ест,  он ест овощи и фрукты, которые дает
мама, а во фруктах витамины, которые необходимы для роста  и здоровья детей.
Это морковь, свекла, яблоки).


Теперь посмотрим на вторую картинку, что на ней изображено? Ответ на этот
вопрос найдите в тексте. Правильно.


Теперь посмотрим на третью картинку, что на ней изображено?

Все
что мы перечислили, это когда мама была дома.

3)
Где теперь мама? Прочитайте.

4)
Изменилась ли жизнь мальчика после отъезда мамы?  (отложил в сторонку гаммы)

Как
еще? (нагляделся в телевизор)


Ребята. Он сидел за телевизором столько, сколько он хотел, а это вредно для
зрения. Телевизор нужно смотреть в определенное время и смотреть детские
передачи.


Что он увидел по телевизору? (Там у них одна актриса ходит в маминой проческе)


Что же подразумевает Агния Барто под этими строчками?


Посмотрите на последнюю картинку. Что на ней изображено?


Посмотрите на их настроение. Им грустно, скучно без мамы.

 Хором прочитайте стихотворение до конца.

1)
Что делает мальчик?

2)
По привычке или от скуки мальчик делает?


Рассудить с детьми, что его к  этому приучила мама, что все нужно выполнять
правильно, хорошо и добросовестно.


Найдите
глаголы. Прочитайте стихотворение, выделяя их голосом.

5.2.
Составление синквейна
. (слайд )

(Карточка
помогай-ка
для составления синквейна
)

1.                 
Главное слово: «Разлука»

2.                 
Два прилагательных (какая?)

3.                 
Три глагола (что делает?)

4.                 
Одно предложение из 4 слов( цитата,
пословица)

5.                 
Слово, словосочетание, связанное с 1-ым,
синоним,
выра
жающее личное отношение пишущего)

Например:

1.Разлука

2.Долгая,
изматывающая

3.Сжигает,
тревожит, мучает

4.”С
любимыми не расставайтесь!”( В разлуке любишь горячей.)

5.Бесконечность
(Расставание с близким.)

5.3.
Творческая работа.

-Ребята,
как мы можем поработать над текстом, чтобы наше настроение и настроение героя
улучшилось?
(Придумать другое
окончание стихотворения
)


Попробуйте закончить стихотворение по-своему (высказывание детей по желанию).

6.      Рефлексия.


Ребята, на этом наше путешествие по театру подошло к концу.


Что вы делали сегодня на уроке ? (
читали, думали,
составляли, анализировали)


Оцените свою работу на уроке с помощью цветовых сигнальных карточек

Синяя
–  было трудно
, желтая – было
приятно работать, много успел сделать
,

зеленая
– знал ответы на все вопросы
.

7.               
Итог урока.


Итак, ребята подведём итог нашего путешествия. О какой писательнице, поэтессе
мы говорили? Что вы нового интересного узнали? Какие стихотворения изучили? 
Что ещё вам
запомнилось? Понравился ли вам  урок?
Достиг ли м
ы поставленных целей?
Покажите ваше настроение .

8.
 Домашнее задание.

Подготовить
выр
азительное чтение стихотворений стр. 112-115.

Большакова Е.С.

Учитель ДГИТ № 61

ГПОУ ТО «Тульский педагогический колледж»

Методические рекомендации по написанию конспекта урока по литературному чтению

Составитель: преподаватель Трунова О.П.

Тула 2017

Содержание

1.Введение.

2.Универсальные учебные действия применительно к урокам литературного чтения.

3.Требования к содержанию, оформлению и порядку выполнения конспекта.

4.Структура урока литературного чтения в соответствии с технологией читательской деятельности.

5.Основные требования к уроку литературного чтения.

6.Виды уроков.

7.Технологическая карта урока.

8.Литература.

Приложения.

Предмет «литературное чтение» является одним из основных в системе подготовки младшего школьника. Наряду с учебным предметом «русский язык» он формирует функциональную грамотность, общеучебный навык чтения и умения работать с текстом, пробуждает интерес к чтению художественной литературы, способствует общему развитию и воспитанию школьника.

На уроках литературного чтения формируется читательская компетентность, помогающая младшему школьнику осознать себя грамотным читателем, способным к использованию читательской деятельности для своего самообразования. Грамотный читатель владеет техникой чтения и приемами работы с текстом. Понимает прочитанное и прослушанное произведение.

В современных учебниках по литературному чтению («Литературное чтение», авторы — Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий, М.В. Голованова, Л.А. Виноградская, М.В. Бойкина) отражаются идеи ФГОС НОО: формирование системы духовно-нравственных ценностей средствами литературы и искусства, формирование регулятивных, познавательных, коммуникативных и личностных УУД. Содержание литературного материала позволяет развивать креативные способности учащихся, используя такие методы работы с текстом, как чтение по ролям, инсценирование, драматизация, устное словесное рисование, создание собственного текста на основе художественного произведения (текст по аналогии). В учебниках так же представлен материал по организации самостоятельной работы учащихся с текстом.

В результате освоения предметного содержания этой школьной дисциплины учащиеся приобретают общеучебное умение — осознанно читать тексты.

В процессе работы над художественным произведением младший школьник, осваивая основные нравственно-этические ценности, получает навык анализа положительных и отрицательных действий героев, что способствует формированию нравственного сознания и эстетического вкуса младшего школьника, пониманию духовной сущности произведений.

Умение работать с различными видами текстов будет способствовать освоению младшими школьниками речевой, письменной, коммуникативной культуры, привьет эстетическое отношение к действительности, отраженной в художественной литературе, а так же в живописи, театре, кино, музыке.

Универсальные учебные действия применительно к урокам литературного чтения.

Коммуникативные УУД:

– выражение собственного мнения учащегося;

– исполнение различных диалоговых приемов;

– формирование умения слушать собеседника, договариваться, убеждать его;

– культура поведения в учебном диалоге.

Регулятивные УУД:

– осуществление действий по образцу и заданному правилу;

– сохранение заданной цели;

– умение видеть ошибку и и справлять ее;

– способность контролировать свою деятельность по результату;

– адекватное понимание оценки взрослого собеседника.

Познавательные УУД:

– формирование познавательной активности, творчества и самостоятельности на уроке;

– создание условий для проявления способностей учащихся.

Личностные УУД:

– формирование у обучающихся ответственности за свою деятельность;

– эмоциональный отклик на прочитанное произведение;

– оценка результатов своей деятельности, рефлексия.

Требования к содержанию, оформлению и порядку выполнения конспекта

1. Определите последовательность этапов, которые лежат в основе построения урока литературного чтения.

2. Сформулируйте цель и предметные задачи урока в соответствии с изучаемой темой.

3. Оформите метапредметные задачи урока в соответствии с изучаемой учебной темой.

4. Подготовьте таблицу, в которой будут представлены следующие части:

а) название этапа урока;

б) предполагаемое время для планируемого этапа;

в) содержание работы на уроке;

г) примечания, в которых необходимо указать методическое сопровождение урока.

5. Составьте конспект урока в соответствии с материалами учебника.

Структура урока литературного чтения в соответствии с технологией читательской деятельности.

1. Работа с текстом до чтения (предвосхищение, предугадывание).

На этом этапе необходимо заинтересовать ученика, эмоционально настроить (рассказ учителя, словарная работа, показ репродукции картин, чтение малых фольклорных жанров по теме, прослушивание музыкальных произведений, демонстрация слайдов и т. д.); определить цели урока, обозначить проблему.

2. Работа с текстом во время чтения:

а) первичное восприятие текста (читают учитель и подготовленные ученики, использование аудиозаписи чтения в исполнении мастеров художественного слова);

б) проверка первичного восприятия — проверка эмоционального воздействия произведения на учащихся (вопросы учителя, диалог «учитель — ученик»);

в) чтение текста учениками;

г) необходимый комментарий (подтекст);

д) литературоведческая пропедевтика (определение жанровых особенностей, композиционного своеобразия);

е) система работы над текстом (беседа, выборочное чтение, словарная работа, деление текста на части, озаглавливание частей, составление плана и т. д.)

3. Концептуальная беседа по тексту:

а) коллективное обсуждение проблемы, дискуссия;

б) соотнесение читательской интерпретации с авторской позицией (беседа, выборочное чтение, соотнесение идеи произведения с пословицами);

в) уточнение основной идеи произведения, главной мысли;

г) работа с иллюстрациями;

д) работа над заглавием произведения (что автор хотел подчеркнуть).

4. Творческие задания (выразительное чтение, инсценирование, чтение по ролям, графическое и словесное рисование, творческий пересказ, составление аннотации, создание теста по аналогии и т. д.).

В настоящее время созданы различные методические рекомендации к урокам литературного чтения, помогающие учителям грамотно построить урок. Главная методическая цель урока при системно-деятельностном подходе к обучению — создание условий для проявления познавательной активности учеников.

Основные требования к уроку литературного чтения:

 1) урок литературного чтен.должен удовлетворять всем дидактическим требованиям (четкое формулирование образ., воспит., и развивающ.задач, а так же цели, правильный выбор методов, средств и приемов обучения, сочетание различных форм коллективной и индивидуальной работы на ур., эффек.испол.наглядности и ТСО);

2) урок литературного чтения должен удовлетворять психологическим требованиям (учет возрастных особенностей, учет психологических особенностей – память, мышление и т.д.);

3) урок лит.чтения должен удовлетворять гигиенические требования (освещенность, температурный режим и т.д.);

4) время урока должно быть оптимальным (около 30 мин.отводится на чтение);

5) должна присутствовать последовательность работы: а)подготовка к восприятию;

б) первичное восприятие; в)проверка качества первичного восприятия; г)анализ текста с включением заданий; д)творческие виды работы с текстом (вторичный синтез);

6) должна на уроке присутствовать эмоциональность;

7) учет видо-жанровой специфики литературного произведения и его художественного своеобразия (учителю необходимо правильно сформулировать вопросы и задания к тексту, должен передать главную мысль текста);

8) должна проводится целенаправленная работа над формированием навыка чтения: а)работа над пониманием текста; б)отработка способа и темпа чтения (2 кл.-плавное чтение по слогам с переходам на чтение целыми словами; 3 кл.-чтение целыми словами и по слогам трудных слов; 4 кл.-чтение словами в разговорном темпе); в)отработка правильности чтения; г)формирование умения выразительно читать (обучаем со 2 кл., а контролируем с 3 кл.);

9) д/з должно соответствовать содержанию работы на уроке: необходимо продумывать его объём (2 кл.-1-1,5 стр.; 3 кл.-2-2,5 стр.; 4 кл.-3-3,5 стр.); 10) учитель должен стремится к разумному сочетанию заданий и упр.аналитического и синтетического хар-ра;

11) объективность оценки результатов учебной деятельности учащихся.

Виды уроков.

I. Вводные уроки ( В.У.)

В.У. открывает изучение темы или тематического раздела. Поскольку в большинстве программ разделы организуются по тематическому принципу, то целью вводного урока становится подготовка детей к восприятию произведений определенной тематики, пробуждения у них интереса к этой теме, оживление их личных впечатлений, повторение уже имеющихся у них сведений и знаний, необходимых для изучения произведений данной тематической группы. Отобранный учителем материал к этому уроку должен носить обобщенный характер и формировать у учеников общее представление о произведении.

Данный материал должен отвечать 2-м ТРЕБОВАНИЯМ:

1. Должен вытекать из уже изученного детьми (теоретико-литературными знаниями, личного опыта ребенка).

2. Открыть детям перспективу работы; то новое, что им предстоит узнать. И тем самым создавать проблемную ситуацию ко всем урокам темы. На вводном уроке ребенок осознает, что ему предстоит сделать, чему научиться, что узнать?

Обязательное использование наглядности (портреты писателей, репродукции картин, аудиозаписи муз. произведений или актерского чтения.

II. Урок изучения литературного произведения.

– первичный синтез;

– анализ;

-вторичный синтез

III. Урок развития речи.

Эти уроки могут проводиться, как в процессе изучения темы или раздела, так и по его завершении. Цель уроков развития речи зависит от того, какие речеведческие знания и умения формировались при изучении литературных произведений, или, какие еще предстоит сформировать. Учебным материалом для этих уроков может быть изученное литературное произведение или ряд произведений, сюжетные картинки, личный опыт учеников, чужой или собственный текст для редактирования.

Деятельность учителя на уроке развития речи:

1, Подготовка и настрой учеников на работу над сочинением- создание мотивации для речевой деятельности.

2, Помощь ученикам в формировании замысла сочинения и его основной мысли.

3. Помощь в отборе материалов для сочинения, составление плана.

4. Проверка сочинений и рекомендации по совершенствованию текста.

5. При редактировании текста учитель подбирает материалы для работы, отмечает недостатки и нацеливает учеников на необходимость редактирования текста.

IV. Обобщающий урок

Уроки проводятся после изучения темы или раздела и призваны подвести итоги, т.е. активизировать и закрепить в сознании учеников новые знания, умения. Приемы работы и т.д. Материалом для таких уроков могут стать самостоятельно прочитанные книги по теме, задания, направленные на активизацию памяти, на развитие логического и творческого мышления. Это может быть и контр. Работа, выявляющая уровень литературного развития учеников.

Деятельность учителя на уроках обобщения.

1. Подбор дидактического материала, заданий для детей.

2. Создание мотивов для учебной деятельности.

3. Анализ детских работ и корректировка дальнейшей учебной деятельности.

На уроке учитель задает вопросы, формулирует задания, обобщает ответы учеников. Помогает им сформулировать выводы, оценивает их деятельность.

Деятельность учеников на уроке обобщения:

Самостоятельные ответы на вопросы и самостоятельное выполнение заданий, анализ собственной деятельности и попытки её обобщения.

Приёмы работы на уроке литературного чтения:

Этапы формирования навыка чтения

1. Аналитический (1-2 класс – чтении е по слогам)

2. Синтетический (3-4 класс – чтение целыми словами)

3. Этап автоматизации – последующие годы

Направления анализа художественного произведения

– анализ сюжета развития действия

– анализ идейно-тематического содержания (О чем?)

– анализ художественных образов

– структурно-стилистический анализ, выделение изобразительных средств

– творческие задания (сравнительные характеристики с другими видами искусств)

Методическая подструктура урока литературного чтения

– Жужжащее чтение

– Артикуляционная разминка

– Этапы работы с художественным текстом:

Синтез 1

– подготовка к восприятию текста,

– первичное чтение,

– проверка первого восприятия

Анализ

– перечитывание текста,

– анализ содержания,

– составление плана,

– пересказ,

– характеристика персонажей

Синтез 2

– творческие работы:

Словесное и графическое иллюстрирование, инсценирование, сравнительный анализ, творческий пересказ, чтение в лицах, конкурсы, викторины.

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ (НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА).

МБОУ ЦО №…

Класс:

Учитель:

Тема:

Тип урока:

Цель: 

Задачи урока:

Обучающие:

Развивающие:

Воспитательные:

УУД:

Личностные: 

Регулятивные: 

Познавательные: 

Предметные: 

Оборудование: учебник, тетрадь, презентация

Ход урока

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Самоопределение к деятельности (организационный момент

1-3 мин.)

1. Общая готовность детей к уроку.

2. Концентрация внимания детей.

3. Общий план действий.

1. Проверка готовности.

2.Выбор эффективного способа, приёма концентрации внимания.

3. Наличие общей установки на урок.

1. Самоконтроль готовности.

2. Реакция на учителя, внимание.

3. Самоопределение:

– знаю, что буду делать;

– понимаю, хочу делать или нет;

– думаю, что могу сделать или нет

Актуализация знаний

(I этап до чтения

5-10 мин.)

1. Проверка домашнего задания.

Выбор способа проверки (критерии: необходимость проверки, активность способа, соответствие теме и типу урока, обратная связь, создание возможности для учащихся корректировать свою работу, формировать навык самооценки и самоконтроля).

2. Актуализация знаний, появление темы, проблемы урока.

Точность подобранных заданий (в том числе, и по учебной тетради), их объём и характер, связь с темой нового урока. Способ постановки темы, проблемы урока.

3. Антиципация чтения.

Организация подготовки учащихся к чтению текста, прогнозирование его содержания и тематической, эмоциональной направленности в соответствии с их возрастом.

4. Появление целей урока.

Постановка целей урока с учётом общей (учебной, мотивационной, эмоциональной, психологической) готовности учащихся к работе.

1. Свободное владение прошлым материалом. Умение работать самостоятельно, по цепочке, в парах и группах с использованием ранее изученного материала и освоенного инструментария.

2.Умение зафиксировать затруднение или удивление, выразить их в речи, самостоятельно сформулировать тему урока.

3. (Самостоятельное) по названию, имени автора, ключевым словам, предшествующей тексту иллюстрации, с опорой на читательский опыт определение смысловой, тематической, эмоциональной направленности текста, выделение его героев.

4. Принятие целей урока, готовность к чтению и обсуждению текста.

Изучение новой темы

(II этап во время чтения

15-20 мин.)

1. Знакомство с писателем.

Рассказ о писателе. Организация беседы о личности писателя. Работа с материалами учебника, дополнительными источниками

2.Первичное чтение текста.

Выбор вида первичного чтения (самостоятельно учащимися, комбинированное, учителем; вслух или про себя) с учётом специфики текста, возможностей учащихся, целей и задач урока, общей художественной задачи текста.

Выбор способа выявления первичного восприятия (беседа, тест, фиксация первичных впечатлений, письменные ответы на вопросы, с помощью смежных видов искусств) с учётом особенностей текста, возрастных и индивидуальных возможностей учащихся. Соотнесение качества первичного восприятия с содержанием последующей работы, внесение необходимых корректив.

1.Умение дать характеристику личности писателя на основании прочитанного (какой он? что его привлекает в мире, в людях, а что отталкивает? в чём особенность его взгляда на мир? и т.д.).

Корректировка своих первоначальных представлений о писателе.

Умение разводить понятия “писатель” (создатель), автор (герой произведения), рассказчик (повествователь).

2. Самостоятельное чтение (слежение, слушание) в соответствии с программными требованиями к качеству чтения (техника и осмысленность чтения).

Наличие первичной эмоциональной реакции на текст, её адекватность тексту. Умение выразить свои чувства, мысли.

Проверка своих предположений о содержании и героях текста, рефлексия: почему прогноз оказался неточным? какой информации оказалось недостаточно? и т.д.

3. Умение отвечать на вопросы учителя с опорой на текст, аргументировать свою точку зрения.

Проявление внимания к суждениям товарищей, стремление найти и “разгадать” авторские подсказки в тексте.

Физкультминутка

Работа по теме (анализ текста,

III этап после чтения

10-15 мин.)

1. Концептуальная беседа по тексту.

Постановка концептуального вопроса к тексту (желательно, как проблемного). Организация коллективной дискуссии (в том числе, и проблемной). Подведение учащихся к коллективному решению, соотносящемуся с авторской позицией. Формулирование основной идеи или концепта текста (совокупности главных смыслов).

3. Работа с заглавием, иллюстрациями.

Организация обсуждения смысла заглавия, выбор формы обсуждения.

Обращение учащихся к готовым иллюстрациям

4. (Творческие) задания.

Выбор (творческого) задания, направленного на одну из сфер читательской деятельности учащихся: эмоциональной сферы, сферы воображения, сферы осмысления содержания, сферы реакции на художественную форму. Обоснованность выбора общей художественной задачей текста, особенностями литературного развития учащихся.

Выбор организационной формы выполнения задания.

1. Участие в коллективной дискуссии. Выдвижение гипотез, формулирование аргументов, контраргументов. Умение корректировать, изменять свою точку зрения.

(Самостоятельное) выделение основной идеи текста, его концептуального уровня.

Работа с дополнительными источниками информации (аппарат учебника, учебная тетрадь, словарь и пр.)

3. Определение “характера” заглавия: что оно отражает – тему или идею.

Соотнесение текста с иллюстрациями, сопоставление своего взгляда на прочитанное со взглядом художника.

4. Выполнение (творческого) задания (в том числе, и в учебной тетради) самостоятельно, под руководством учителя, в паре, в группах.

Рефлексия (подведение итогов урока

3-5 мин.)

Аргументированное оценивание качества состоявшегося чтения, деятельности учащихся в целом и по отдельности.

Повторение выведенных законов, определений (того нового, что узнали учащиеся).

Организация подведения итогов урока учащимися.

Оценка и рефлексия собственной и коллективной деятельности (“Сегодня я научилась …”, “Я ещё не очень хорошо читаю выразительно, мне надо …”)

Перечисление своих действий: читали рассказ (ФИО автора) ” … (название произведения)” и т.д. Демонстрация главного итога: выразительное чтение, интерпретация текста, ответ на проблемный вопрос и пр.

домашнее задание (даётся с подробными комментариями

1-2 мин.)

Творческое задание (ребёнок выступает в роли автора).

Исследовательское, поисковое задание (требующее высокой степени самостоятельности учащихся).

Самостоятельное чтение текста.

Задание в учебной тетради.

Заучивание наизусть.

Работа по развитию речи.

Литература.

1.Антонова, Е.А. Методика преподавания русского языка (начальные классы): уч. для студентов/Е.С.Антонова,С.В.Боброва.-5-еизд.-М.:Изд.центр «Академия», 2015.-464с.

2.Зиновьева,Т.И. Методика обучения русскому языку и литературному чтению: учебник и практикум для спо/ Т. И. Зиновьева. Изд. Юрайт, 2016. — 312 с.

3.Львов, М. Р. Методика преподавания русского языка в начальных классах: учеб. пособие / М. Р. Львов, В. Г. Горецкий, О. В. Сосновская. – 8-е изд., стереотип. – М.: Академия, 2013. – 464 с.

4.Матвеева Е.И., Патрикеева И.Е. Деятельный подход к обучению в начальной школе: урок литературного чтения. [Текст] Е.И. Матвеева, И.Е. Патрикеева. – М.: ВИТА-ПРЕСС, 2012. — 358 с.

6.Методика обучения русскому языку в начальной школе: учебник и практикум для академического бакалавриата / под ред. Т. И. Зиновьевой. — М.: Издательство Юрайт, 2017. — 255 с.

Приложение 1

Основные этапы урока

Основные этапы урока, воспроизводящего целостный учебный процесс

Наблюдаемые приемы обучения и учения

Самоопределение к учебной деятельности

Приветствие учителя, подготовка рабочих мест

Мотивация, целеполагание

  • Инициативность обучающихся в формулировании цели предстоящей деятельности (постановка учебной задачи)

  • Партнерство как ведущий способ взаимодействия участников

  • Способы мотивации к деятельности учащихся

Актуализация знаний УУД в начале урока или в процессе его по мере необходимости

  • обращение к индивидуальному опыту обучающихся, связанному с темой урока (ЗУНы по данному предмету, знания и умения из других предметных областей, обобщенные способы деятельности, личный жизненный опыт);

  • оригинальность используемых педагогом приемов актуализации;

  • активность позиции учащихся (связана с формой организации деятельности: фронтальная + индивидуальный опрос, коллективная дискуссия, работа в малых группах и т.п.).

Открытие нового теоретического учебного материала (правил, понятий, алгоритмов…)

  • Приемы привлечения внимания детей к принципиально новым сведениям, приемы первичного закрепления (выражаются в речи детей)

  • Наличие конструктивного конфликта (представленность разных точек зрения, разных взглядов, позиций относительно темы урока);

  • Умение аргументировать, выдвигать гипотезы, ставить вопросы на понимание

Первичное закрепление, применение теоретических положений в условиях выполнения упражнений и решения задач

  • Воспроизведение учащимися способов решений задач, выполнение упражнений по образцу,

  • Применение грамматических правил при написании слов, предложений

  • Многоуровневость взаимодействия: «ученик-ученик», «ученик-учитель», «ученик-группа»

Самостоятельное творческое использование сформированных умений и навыков

Решение учебных задач повышенной трудности или практических задач

Динамическая пауза

Основные приемы динамической паузы, виды

Обобщение усвоенного и включение его в систему ранее усвоенных ЗУНов и УУД

  • Подведение итогов совместной и индивидуальной деятельности учеников (новое содержание, изученное на уроке и оценка личного вклада в совместную учебную деятельность), достижение поставленной цели

Рефлексия деятельности

  • Понимание обучающимися критериальной базы оценки личностных, метапредметных и предметных результатов урока;

  • Наличие потребности у учащихся в оценке своих действий;

  • Наличие самооценки, степень самостоятельности учащихся в оценивании качества своей учебной работы

Выставление оценок, инструктаж к выполнению д.з.

  • Системность и цикличность организации действия оценки

  • вариативность средств и форм оценивания

  • дифференцированный подход

  • многоуровневость обучения

Приложение 2

Анализ урока в соответствии с требованиями ФГОС НОО

Дата:

Класс, учитель:

Тема урока:

Тип урока:

  1. Цель урока, формируемые УУД

1.Соответствие цели урока отобранному содержанию.

2.Личностные, познавательные, коммуникативные, регулятивные

  1. Логика построения урока, этапы урока

Соответствие структуры урока основной задаче

  1. Результативность урока

Достижение цели ,оценки учащихся

Методы обучения

Виды(наглядный, словесный, практический, проблемный, исследовательский, проектный),целесообразность

Приемы обучения

Виды(работа с учебником, работа на доске, записи в тетради, работа с раздаточным материалом…)

Формы обучения

1. Виды (фронтальная, групповая, индивидуальная, коллективная)

2. Целесообразность использования предложенных заданий

  1. Культура общения учителя и учащихся

Точность, выразительность, этичность, грамотность

Активность учащихся на уроке

Приемы активизации учащихся (вопросы, проблемные ситуации, дифференцированный подход, нетрадиционные формы, наглядность, Икт…)

  1. Форма контроля знаний, умений и навыков

Вид(фронтальный опрос, тест, практические задания, творческие задания, письменные работы)

Роль и место самостоятельной работы учащихся на уроке

1.Уровень самостоятельности школьников

2. Характер самостоятельной учебной деятельности (репродуктивный, творческий)

3. Взаимопомощь

Формирование ИКТ-компетентности

Применение ИКТ на уроке, уровень сформированности ИКТ компетентности учащихся

  1. Создание положительной мотивации учащихся

Способы создания

  1. Создание позитивного эмоционального климата на уроке; атмосферы доверительных отношений; оказание поддержки учащимся

Мои рекомендации:

                                        МКОУ Невельская ООШ

В. А. Осеева. «Волшебное слово». 
(урок литературного чтения, 2класс, «Школа России»)

Учитель начальных классов:

                                     Баянова Г.Г.

2023 год

Конспект урока литературного чтения во 2 классе.

Тема раздела: Детские писатели. Я и мои друзья. 
Тема урока: В. А. Осеева. «Волшебное слово». 
Цель: ознакомление с творчеством В.А. Осеевой; развитие у учащихся интеллектуальной, коммуникативной культуры, ценностного отношения к окружающей действительности.

Задачи:

– познакомить с рассказом В.Осеевой «Волшебное слово»;

– учить прогнозировать события, отвечать на вопросы;

-совершенствовать навык выразительного чтения;

-развивать навыки монологической речи, внимание, память; умение подтверждать свои высказывания цитатами из текста, умение высказывать и отстаивать свое мнение;

-активизировать мыслительную деятельность учащихся; развивать творческие качества личности ребёнка;

-учить культуре общения; показать силу слова; воспитывать внимание, заботу о людях.

Планируемые образовательные результаты.

Предметные. Учащиеся должны уметь прогнозировать содержание произведения; читать вслух с постепенным переходом на чтение про себя; увеличивать темп чтения вслух, исправляя ошибки при повторном чтении текста; воспринимать на слух художественное произведение; соотносить смысл пословицы и основную мысль рассказа; объяснять нравственный смысл рассказа; понимать и объяснять поступки героев; составлять план рассказа, пересказывать по нему; составлять короткий рассказ на предложенную тему.

Метапредметные:

регулятивные: понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить; осуществлять самопроверку; отвечать на итоговые вопросы; оценивать свои достижения на уроке; 

познавательные: осуществляют поиск информации в тексте; владеют основами смыслового чтения художественных и познавательных текстов, умеют выделять существенную информацию.

коммуникативные: в коммуникации умеют строить понятные для партнеров высказывания,  находить общее решение, развивать способности сохранять доброжелательные отношения друг к другу во время работы; работать в паре: обсуждать, сравнивать прочитанное произведение, моделировать взаимоотношения; осуществлять взаимопроверку выполненной работы; 
Личностные : 
ориентироваться в нравственном содержании прочитанного, осознавать сущность поведения героев, соотносить поведение героев с нравственными нормами, сформировать собственную позицию поведения ребенка.
Тип урока. Решение учебной задачи

Методы  обучения: словесный, наглядный, практический

Формыобучения: фронтальная, индивидуальная, групповая.

Оборудование:

компьютер, проектор, презентация, выставка книг, аудиозапись, карточки с заданиями для работы в парах.

Образовательные ресурсы.

1. http://pedsovet.su/load/239-1-0-6974

2. http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/chtenie/konspekt-uroka-po-literaturnomu-chteniyu-vo-2-klasse-v-oseeva-volshebnoe

3. http://podelise.ru/docs/index-31849159.htm

4.Литературное чтение. 2 класс: учеб. для: в 2 ч. Ч. 2 / Л. Ф. Климанова [и др.]. – М.: общеобразовательных организаций с аудио приложением на электрон. носителе Просвещение, 2014;

5.Фотографии В.Осеевой из коллекции    http://www.yandex.ru/;

6.Электронная физкультминуткаhttp://easyen.ru/load/ nachalnykh /fizminutki _na_urokakh/319

7.Картинка: «Пусть общение приносит только позитив»   http://yandex.ru/yandsearch?text.

8. Высказавание Леонардо да Винчи. Источник:http://www.wisdoms.ru/avt/b125.html

Ход урока:

I. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности

Прекрасно всё на небе

Прекрасно на земле

Прекрасно все вокруг

Прекрасно всё во мне….(Каждый скажет себе) Слайд 1)

-Пусть общение приносит вам только радость и позитив. (Слайд 2)

-С каким настроением вы пришли на урок? (показывают карточки)

Мне хочется начать наш урок со слов великого итальянца Леонардо да Винчи, обладателя многоликого таланта. «Если запастись терпением и проявить старание, то посеянные семена знания непременно дадут добрые всходы. Ученья корень горек, да плод сладок».
(Слайд 3) Как вы понимаете его высказывание?

-Что ж, начнём старания с проверки домашнего задания.

II. Актуализация знаний

1. Проверка домашнего задания.

-Как называется раздел, с которым мы работаем? (Я и мои друзья) 

– Какое произведение мы читали на предыдущем уроке чтения? (Два пирожных).

-Кто автор этого произведения?   (Юрий Ермолаев)

-Передайте своё отношение к девочкам. Кто вам больше понравился? Почему?

-Как вы считаете, чему хотел научить автор читателя? К уроку вы подготовили краткий пересказ произведения. (пересказ)

III.  Постановка темы, задач урока.

-Каждый утро просыпаясь, заходя в школу, класс, встречая друг друга на улице вы приветствуете всех словами…….(доброе утро, здравствуйте, привет…)

-Как мы называем такие слова? (Вежливые слова)

– Кто помнит историю возникновения слова «вежливые»?
(Вежа – от слова «ведать», «знать». Вежа – человек, который знает как вести себя в той или иной обстановке. Вежество – качество ценное и обязательное. Поэтому раньше учили вежеству в школах наряду с грамотой. Позднее слово «вежество» превратилось в «вежливость»). 
-Как по-другому называют такие слова?(волшебные)

-Как вы думаете, о чём мы будем говорить сегодня на уроке? (О волшебных словах). Какие ещё волшебные слова вы можете назвать? (называют)

IV. Работа по теме урока.

-С «вежливыми (волшебными) словами» связана тема нашего сегодняшнего урока. Мы познакомимся с произведением Валентины Александровны Осеевой «Волшебное слово».(Слайд 4)

Постановка проблемы.

-Наша задача ответить на вопрос:  «Действительно ли вежливые слова  –волшебные?»

1. Знакомство с биографией .(Слайды 5-7).

Валентина Александровна Осеева родилась в 1902 году в Киеве, детство её прошло в Самаре. Отец работал инспектором на элеваторе, мать – корректором в газете.

После революции 1905 года семья оказалась в тяжёлом положении и вскоре вновь вернулась в Киев, где Валентина поступила в гимназию. Окончив гимназию, она училась на актёрском факультете Института имени Лысенко в Киеве.

Но закончить институт ей не удалось, так как семья переехала в Москву. Здесь В. Осеева стала педагогом-воспитателем. В дальнейшем, уже став детской писательницей, В. Осеева в своих произведениях продолжала решать воспитательные задачи.

Произведения В. Осеевой сразу привлекли внимание читателей и критиков. В них рассказывается о благородных и смелых поступках, которые совершают ребята.

Её произведения  отличаются реалистическим изображением персонажей, их характеров, особой теплотой. Герои её живые, взяты из жизни. Автор видит их, разговаривает и переживает вместе с ними. Осеевой написано очень много книг  (обращает внимание на выставку книг) (Слайды  8,9)

Среди них есть рассказы, где она буквально несколькими фразами показывает детям их самих в отношениях с родителями, друг с другом, позволяет увидеть себя со стороны, извлечь необходимые нравственные уроки. (Слайд 10  )

Прочитайте ещё раз название произведения (Слайд11)

-Как вы думаете, о чём это произведение (прогнозирование)

2. Словарная работа  (Слайд 12)

– В произведении встретятся слова  и выражения, которые могут быть непонятными для вас:

Чуть не поддал хорошенько – т.е. чуть не ударил. 
Стряпать – т.е. готовить пищу. 
Противень – т.е. металлический лист с загнутыми краями для жарения, печения в духовой печи.) 

3. Прослушивание рассказа до слов «Он вскочил и побежал домой» (аудиозапись).

-Как вы считаете, ребята, поможет ли Павлику волшебное слово?(высказывания учащихся)

4.Чтение оставшейся  части произведения учителем.

5.Первичное восприятие текста.

 -О чём этот рассказ? Кто главный герой произведения?

 -Что случилось с Павликом?

 -Почему, как вы думаете? (грубо разговаривал с окружающими)

– Можно ли было помочь мальчику? (Можно). Чем? (Помочь стать вежливым, воспитанным)

– Кто помог Павлику? (Старик).

V. Музыкальная физминутка(Слайд 13)

VI. Продолжение работы по теме урока:

1. Чтение произведения «цепочкой»

2.Работа по содержанию произведения.

– Каким мы видим мальчика в начале произведения? Докажите словами из текста.

(Сердитый, обиженный: кричал, плакал, ссорился, сердито буркнул, сжал кулаки, красное сердитое лицо, покосился Павлик, засопел от обиды, стукнул кулаком).

– Как выглядел старик? Прочтите.

-Какое слово шепнул старик Павлику? Как старик учил Павлика произносить волшебное слово?

– Изменило ли волшебное слово поведение Павлика? (Да, он стал добрым)

 – Каким стал мальчик, после общения со стариком? Подтвердите словами из текста

(Добрый: смущённое доброе лицо, смотрит прямо в глаза, говорит тихим голосом, подпрыгнул от радости, расцеловал в обе щеки, сидел притихший, тихо попросил).

-Как об этом узнал старик? (Он был уверен, что вежливые слова Павлика не оставят равнодушными никого в его семье).

-Так ли произошло на самом деле? Просмотрите иллюстрации. Каким эпизодам рассказа они соответствуют? (Слайды 14–16)

– Теперь давайте проследим, как подействовало на окружающих волшебное слово Павлика.

-Прочитайте, как изменилось поведение сестры, когда мальчик сказал ей волшебное слово. (Лена широко раскрыла глаза, смущённо пробормотала….)(Слайд 14)

-Прочитайте, как отреагировала на волшебное слово бабушка.

(Бабушка выпрямилась. Волшебное слово так и засияло в каждой морщинке, в глазах, в улыбке). (Слайд 15)

-Как повёл себя старший брат? Согласился ли взять Павлика кататься на лодке?

(Брат громко засмеялся, потрепал мальчика по плечу, взъерошил ему волосы). (Слайд 16)

– Изменилась ли жизнь мальчика, после того, как он раскрыл тайну волшебного слова? (Изменилась, все члены семьи стали добрыми по отношению к мальчику).

– Можно ли старика назвать волшебником? Почему? (Можно, потому что он помог мальчику стать добрым)

VII.  Работа с пословицами. Работа в парах. (Слайды 17,18)

-Соберите пословицы из строк  (строки на отдельных полосках бумаги)

За добро…                 добру и учит.

Добрый человек…    добром и платят.

Добрый человек…    вода не течет

Под лежачий камень…        в добре проживет век.

Назови лишнюю пословицу («Под лежачий камень вода не течет»)

VIII. Домашнее задание (дифференцированное) (Слайд 19)

-Прочитайте по ролям произведение.

-Напишите мини сочинение о роли «волшебных слов» в твоей семье.

IX. Подведение итогов урока(Слайд 20)

– Ребята, с каким произведением мы познакомились сегодня на уроке? («Волшебное слово»)

–Кто написал этот рассказ?

-На какой вопрос мы должны были ответить? Действительно ли это так?

-Есть слова, без которых в нашей жизни мы не можем обойтись.

Эти слова по-настоящему способны творить чудеса.

Каждый из вас, ребята, может стать волшебником.

И для этого нужно просто знать одно волшебное  слово. Какое?

– Какие ещё «волшебные» слова вы знаете?

X. Рефлексия. (Слайд 21, 22)

Оцените свою работу на уроке. Какое сейчас у вас настроение? (показывают карточку настроения)

Все молодцы. Спасибо за урок.

План-конспект урока литературного чтения во 2 классе по программе “Начальная школа 21 века” с использованием элементов критического мышления. На уроке используется групповая и фронтальная работа. Дети учатся думать, рассуждать. исследовать. Слушают классическую музыку , текст стихотворения в аудио записи. В конце урока составляют синквейн на тему “Весна”.

Просмотр содержимого документа

«План-конспект урока по литературному чтению »

План – конспект урока

Тема: Образы Зимы и Весны в стихотворении Ф.И.Тютчева

«Зима недаром злится».

ФИО

Юдина Любовь Ивановна

Место работы

ГБОУ СОШ №1 города Нефтегорска

Должность

Учитель начальных классов

Предмет

Литературное чтение

Класс

2 класс

Тема и номер урока в теме

«Весна, весна красная…»,

6 урок

Базовый учебник

 Литературное чтение: 2 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений: в 2 ч. авт.-сост. Л. А. Ефросинина, 6-е изд., дораб. – М.: Вентана-Граф, 2011

Цель урока: показать пример особого взгляда на природу с точки зрения поэта Ф.И.Тютчева, который нашёл необычные яркие сравнения, «оживил» природные образы.

Задачи:

Образовательные:

обучение выразительному чтению, как способу передачи личного восприятия текста, своих представлений и переживаний.

Развивающие:

формирование представлений о способах создания образа, о выразительных средствах языка, умений находить их в тексте и воспроизводить в своей речи;

формирование умения выражать свое отношение к прочитанному.

Воспитательные:

воспитание умения видеть прекрасное вокруг нас;

формирование любви к лирическим стихотворениям.

1.Личностные УУД:

-проявление познавательных интересов и активности в области поэзии;

-оценка жизненных ситуаций и поступков героев с точки зрения общечеловеческих норм;

-формирование умения высказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции.

2.Регулятивные УУД:

-формирование умения высказывать своё предположение на основе работы с текстом;

-формирование умения осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

3.Познавательные УУД:

– рациональное использование учебной и дополнительной информации для создания личной траектории изучения поэтического произведения;

-умение находит ответы на вопросы в иллюстрации;

-анализ, сравнение, группировка различных явлений и фактов.

4.Коммуникативные УУД:

-оформление своих мыслей в устной речи с учетом учебных и жизненных ситуаций;

-чтение вслух и про себя стихотворного текста , понимание прочитанного;

-выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы;

-отстаивать свою точку зрения ,соблюдая правила речевого этикета;

критично относиться к своему мнению;

-понимать точку зрения другого человека.

Тип урока: комбинированный

Формы работы учащихся: групповые, индивидуальные

Необходимое техническое оборудование: проектор, компьютер с выходом в интернет, экран

Структура и ход урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Время

  1. Организационный момент

-Сегодня я предлагаю начать урок с прослушивания отрывка из музыкального произведения П.И.Чайковского из серии «Времена года». Подумайте , какому времени года соответствует эта музыка?

Какое настроение было у вас, когда вы слушали музыку?

К какому времени года подходит такое настроение?

С помощью чего удалось композитору передать нам весеннее настроение?

(слушание музыки)(ЭОР №1)

-Радостное, весёлое, солнечное

– К весне, можно представить звон ручейков, пение птиц.

-С помощью музыкальных звуков

3 мин

  1. Постановка целей урока

– А кто , ребята, догадался, почему мы начали наш урок с этого музыкального произведения?

Весна! Весна! – Из края в край

Песнь прозвенела вновь…

Из ослепительных лучей

Природа шьёт убор…

Это отрывок из стихотворения Коста Хетагурова «Весна», которое он написал более 100 лет назад. Но за эти сто лет в природе ничего не изменилось. Всё так же наступает весна… Или всё же что-то изменилось?

– Верно, наступает весна и сегодня мы познакомимся с новым литературным произведением о весне. Постараемся

понять, как автору удалось передать нам своё отношение к природе.

– Можете ли вы узнать как будет называться следующее произведение в этом разделе?

Назовите автора и название следующего в нашем разделе произведения?

Предположите, какое это будет произведение по жанру?

Слайд №1

Фёдор Иванович

ТЮТЧЕВ

«ЗИМА НЕДАРОМ ЗЛИТСЯ»

Кто главный герой этого стихотворения?

-Как вы думаете, на что или на кого злится зима? Почему?

Определите на какой странице находиться нужное нам произведение?

– Наверно, мы будем изучать произведение о весне, т.к мы изучаем раздел «Весна, весна красная.» ;

-На прошлом уроке мы говорили о наступлении весны; на улице сейчас уже наступает весна.

Нет . Весна наступает каждый год в свое время.

-Да, мы можем открыть содержание и посмотреть

(дети выполняют)

– Зима недаром злится…

-Автор произведения – Фёдор Тютчев

Стихотворение, т.к. Тютчев –поэт и пишет стихи.

– Главный герой – это зима, потому что в названии говорится о зиме.

-Зима злится на весну, потому что наверно не хочет уходить.

– На странице 96

( дети открывают нужную страницу)

5 мин

3.Работа над стихотворением Ф.И.Тютчева «Зима недаром злится»

  1. Первичное восприятие стихотворения детьми.

-Послушайте ,пожалуйста, это стихотворение.

-Понравилось ли вам стихотворение?

Какие чувства испытали?

Какое настроение у вас?

-Значение каких слов у вас вызвало затруднение? Как вы справились с этой ситуацией?

  • 1.Нудить (устар.)- Заставлять что-либо делать. – с.96

  • 2.Хлопотать. Делать что-либо или заботиться об исполнении какого-либо дела.

  • 3.взбесилась- пришла в ярость, сильный гнев

– Объясните ,как вы понимаете выражение «Зима ещё хлопочет…»

А как вы объясните мне слово – пуще ?

Каким словом можно заменить в данном тексте?

-О чём в своём стихотворении рассказывает нам автор?

Правильно ли мы предположили, что главный литературный герой этого произведения –это зима?

-Почему слова «Весна» и «Зима» написаны в стихотворении с большой буквы?

Физминутка

Встаньте и попробуйте только с помощью движений и мимики показать Весну. А теперь – Зиму.

  1. Повторное чтение стихотворения

2.1 Подумайте, кто из них старше? У кого скверный характер?

Подтвердите свой ответ строчками из текста.

-Найдите строчки из которых видно, что весна ещё совсем ребёнок.

-А теперь найдите другие строчки , которые подтверждают, что Весна себя и ведёт как дитя.

    1. Работа в парах

Прочитайте задание.

Договоритесь друг с другом, распределите задание и приступайте к работе.

Проверка .

( заслушать все варианты)

– Кто может добавить?

-Подумайте, какие именно слова (слова-названия предметов? признаков? действий?) помогают поэту «оживить» природные явления?(Работа в парах)

– Найдите и прочитайте только эти слова. Один из вас пусть найдёт слова про Зиму, а другой- про Весну.

-Можете для себя как-то пометить эти слова.

  • Проверка.

-После ответов детей на экране появляется таблица:

Слайд № 2

Весна

Зима

стучится

злится

гонит( зиму)

хлопочет

хохочет

шумит

взбесилась

умылася

пустила

румяней стала

(Дети слушают стихотворение в аудиозаписи) (ЭОР №2)

-Да, очень интересное

– Мне жалко Зиму

– Настроение весёлое, радостное, потому что скоро весна.

Дети называют слова:

  • Нудит

  • Хлопочет

  • Наперекор – назло

-Снег распыляет, мороз посылает.

– Я думаю – сильнее… лишь шумит

-Автор в стихотворении расска-зывает нам о борьбе зимы и весны

-Нет, здесь два главных героя –зима и весна.

– Потому что это главные герои; поэт представляет их , как живых существ, одухотворяет их.

-Зима старше, у неё скверный, мстительный характер, это понятно из строчек:

  • Взбесилась ведьма злая

И, снегу захватя,

Пустила, убегая…

– автор Весну так и называет

  • Прекрасное дитя

-Весна хохочет, шумит, как ребёнок:

  • …та ей в глаза хохочет

И пуще лишь шумит…

  • …умылася в снегу

И лишь румяней стала…

– Она не сердится на Зиму, которая бросает ей снег в лицо, а только становиться румяней. Когда дети играют в снежки, им тоже не обидно, если им попадут в лицо.

1 ученик читает задание вслух:

Прочитай строчки, из которых видно, что поэт изображает зиму, как живое существо.

А твой сосед по парте пусть найдёт подтверждение того, что весна изображена как живое существо.

Строчки из которых видно, что поэт изображает Зиму, как живое существо:

  • Зима недаром злится…

  • Зима ещё хлопочет

И на Весну ворчит…

  • Взбесилась ведьма злая

И, снегу захватя,

Пустила, убегая…

В прекрасное дитя.

Строчки про Весну:

  • Весна в окно стучится…

  • И гонит со двора…

  • …прекрасное дитя…

  • Весне и горя мало

Умылася в снегу

И лишь румяней стала

Наперекор врагу.

-Поэту помогают «оживить» Зиму и Весну слова-названия действий.

(дети договариваются между собой и выполняют задание.)

-Дети по очереди называют слова

20 мин

3 мин

– Сравните свои варианты ответа с таблицей.

(Умышленно я пропустила слово …ворчит…дети это сразу же заметили и мы добавили это слово в таблицу)

-Скажите, похоже ли это стихотворение на сказку ?

– Как автору удалось это сделать?

Как называется это в литературе?

  1. Подготовка к выразительному чтению.

Посмотрите внимательно на эти слова и подумайте:

– Какие слова-названия действий указывают нам на характер героев ?

-Весна –какая она? Как о ней говорит автор?

-Какой по характеру нам представляется Зима? Какие слова указывают на её характер?

Слайд №3

Весна

Зима

стучится

злится

гонит( зиму)

хлопочет

хохочет

ворчит

шумит

взбесилась

умылася

пустила

румяней стала

– Какой вы себе представляете весну?

А какой вы представляете себе Зиму?

Как вы считаете, можно ли голосом при чтении показать характер Зимы и Весны?

-Попробуйте это сделать.

– По вашему мнению у кого из ребят получилось голосом и интонацией показать характер героев?

Хорошо! А кто хочет попробовать прочитать сразу всё стихотворение?

– Понравилось вам, как прочитали ребята ?Чьё чтение вам понравилось больше всего.

4.Работа по тетради в группах

Тетрадь, стр.38. задание 4.

Собери загадку, запиши отгадку.

Жил посреди я играет

Где двора Но

Превратился в солнечных я

детвора, лучей от ручей

5.Итог урока.

Все ли удалось сделать на уроке? Что понравилось? Что не понравилось?

– Как оцениваете свою работу?

Покажите смайликом свое настроение.

5.Рефлексия.

А на последнем этапе урока мы с вами составим «синквэйн» на тему «Весна». Работа в парах.

Чтение  «синквэйн».

Дети в паре выходят и читают полученные работы.

Весна

Долгожданная, яркая

Идет, спешит, торопится

Весна, весна! Как воздух чист.

Тепло.

6. Домашнее задание

1.Выучить наизусть .

2.По желанию нарисовать Весну или Зиму такими, как их увидел Ф.И.Тютчев.

3. Тетрадь, стр.38, зад. 2,3

-Дети сравнивают самостоятельно выбранные слова с таблицей, представленной на экране.

Да, потому что автор увидел Зиму и Весну –как живые существа. Он как бы оживил их.

-С помощью умело подобранных слов-названий действий.

Олицетворение.

Весна: хохочет, румяней стала…

-весна весёлая, добрая, жизнерадостная.

Зима: злится, ворчит, взбесилась…

-зима злая, грубая, всем недовольная.

(по мере ответа детей на экране закрашиваются данные строчки)

– Весна-это маленькая девочка, она румяная , весёлая, в зелёном платье. За ней летят птицы, а она хохочет и несёт с собой тепло.

– Зима злая старушка, которой не хочется уходить. Она летит по небу, раскидывает снег, посылает метель, хочет не допустить чтобы весна настала.

-Да, строчки ,которые относятся к весне надо читать бодрым, радостным голосом, а о Зиме- грубым, недовольным голосом.

5 учеников читают стихотворение по 1 отрывку

Дети , оценивают ответы товарищей.

– 2-3 хорошо и выразительно читающих ученика читают стихотворение полностью.

Дети собирают загадку. Высказывают свои мнения.

Взаимопроверка.

Дети показывают смайлики.

Дети составляют «синквейн»

5 мин

4 мин

«Технологии, используемые на уроке»

Этап урока

Название технологии

Время

(в мин.)

1

Актуализация знаний

ИКТ (аудиозапись)

3 мин

2

Первичное восприятие стихотворения

ИКТ(аудиозапись)

1,5 мин

3

Повторное чтение стихотворения

Технология развития критического мышления (работа в парах)

4 мин

4

Рефлексия

Технология развития критического мышления (работа в группах)

5 мин

ПЕРЕЧЕНЬ ИСПОЛЬЗУЕМЫХ НА ДАННОМ УРОКЕ ЭОР

ЭОР №1- аудиозапись «Времена года. Весна»

ЭОР №2 – аудиозапись стихотворения Ф.Тютчева «Зима недаром злится»

http://yandex.ru/video/search?filmId=k7619ArIUXI&where=all&text=%D1%82%D1%8E%D1%82%D1%87%D0%B5%D0%B2%20%D0%B7%D0%B8%D0%BC%D0%B0%20%D0%BD%D0%B5%D0%B4%D0%B0%D1%80%D0%BE%D0%BC%20%D0%B7%D0%BB%D0%B8%D1%82%D1%81%D1%8F%20%D0%BF%D1%80%D0%B5%D0%B7%D0%B5%D0%BD%D1%82%D0%B0%D1%86%D0%B8%D1%8F

Конспект урока по литературному чтению для 3 класса составлен согласно требованиям ФГОС НОО по теме А.И Куприн “Слон”

Конспект урока содержит цели и задачи урока.,формируемы УУД:познавательные,регулятивные,коммуникативные.Так же имеется призентация.,в которой  отражены основые этапы урока,содержатся иллюстративный материал.,есть речеваяразминка,физминутка.,музыкальное сопровождение,позволяющая передать настроение главной героини рассказа.

Просмотр содержимого документа

«Конспект урока литературного чтения»

Добавить комментарий