Как составить план конспект утренней гимнастики

Части

Минуты

Содержание

Дозировка

Организационно-методические указания

1 часть

3 мин

2 часть

5 мин

3 часть

2 мин

Построение, приветствие, повороты.

Ходьба  в колонне друг за другом.

Ходьба на носках.

Ходьба на пятках.

Ходьба на внешнем своде стоп (по- медвежьи).

Бег в колоне по одному.

Боковой галоп.

Ходьба с восстановлением дыхания.

Взять из корзины палки.

Построились, разомкнулись

Комплекс ОРУ с гимнастическими палками:

    1. Упражнение для мышц плечевого пояса.

И.п.: стоя,  ноги на ширине плеч, палка внизу. 1 — поднять палку вперед, 2- палку над головой , руки прямые, посмотреть вверх, 3- палка перед собой, 4- исходное положение .

  1. Повороты

И.п.: стоя, ноги на ширине плеч, руки прямые с палкой перед собой.

1 – поворот вправо, 2 – и.п.,

3 – поворот влево, 4 – и.п.

  1. Наклоны.

И.п.: стоя, ноги на ширине плеч, палка над головой, руки прямые.

1- наклон вправо, руки прямые, 2- и.п., 3- наклон влево, руки прямые, 4- и.п.

4.Упражнение на пресс.

И.п.: лежа на спине, руки с палкой вверх, ноги вместе прямые.

1 – поднять прямые руки, поднять прямые ноги, достать носочками палку. 2 – И.п.

  1. Приседания.

И.п.: о.с, палка внизу.

1 – присели, палка перед собой, руки прямые. 2 – И.п.

  1. Прыжки.

И.п.: Стоя, ноги вместе, руки на поясе. Палка на полу. Прыжки через палку.

Упражнения на восстановление дыхания.

Палки поставить в подставку.

Бег обычный. Бег с ускорением.

Упражнения на восстановление дыхания.

Ходьба по кругу.

Организованный уход.

1 круг

1 круг

1 круг

1 круг

1 круг

½ круга

Темп средний

7-8 раз

Темп средний

7-8 раз

7-8 раз

7-8 раз

7-8 раз

Равняйсь! Смирно! Здравствуйте, ребята! Мы с вами будем делать утреннюю гимнастику.

 Направо. Шагом марш. (Дети маршируют).

 Подняли руки вверх, поднялись на носочки.

Руки на пояс, ходьба на пятках.

Руки на пояс, идем на внешнем своде стоп.

Приготовились к бегу, легкий бег.

Боковой галоп (правое плечо вперед, левое плечо вперед).

Ходьба. Делаем вдох носом, выдох ртом.

Остановились, подтянулись. Подходим к корзине и берем палку, несем , держа ее в правой руке.  

Остановились. На первый-второй рассчитайсь!  Вторые номера сделали три шага  вперед. Разомкнулись.

Ноги на ширине плеч, палка внизу, руки тоже на ширине плеч.

Выполняем под счет. 1- палка вперед, 2- подняли,  3- палка вперед, 4- опустили.

Ноги на ширине плеч, руки перед собой, прямые.

Выполняем упражнение. 1- поворот вправо, 2- руки перед собой, 3- поворот влево, 4- руки перед собой.

Ноги на ширине плеч, палка над головой. Выполняем под счет. 1- наклон вправо, 2- и.п., 3- наклон влево, 4- и.п

Стоим и смотрим, показываю. Ложимся, ноги прямые, руки прямые над головой. На счет 1 поднимаем прямые ноги и руки, достаем носочками до палки.  2- и.п.

Ножки поуже, палка внизу. На счет 1 присели, руки вытянули вперед. На счет 2 и.п.

Палку положили вдоль перед  собой. Руки на поясе. Прыгаем через палку с продвижением вперед под счет от 1 до 6. Остановились. Прыгаем через палку с продвижением назад под счет од 1 до 6.

Молодцы. А теперь вдох носом, выдох ртом (несколько раз).

Вторые номера стали в строй. Сомкнулись. Направо! По кругу шагом марш.

Палки поставили в подставку и продолжаем ходьбу.

Делаем вдох носом, выдох ртом.

1

Вводная

– Построение в колонну по одному, по росту.

– упр. на внимание «повороты» (направо, лево)

– Обычная ходьба

– Ходьба с высоким подниманием колена

– Ходьба с захлестыванием голени

– Ходьба приставным шагом

– Обычная ходьба

– Бег обычный

– Бег мелким шагом

– Бег широким шагом

– Бег врассыпную

– Ходьба обычная

– Перестроение в 3 звена для выполнения ОРУ

10

средний

10 сек.

10 сек.

10 сек.

10 сек.

10 сек

10 сек.

средний

быстры 10 сек.

15 сек.

15 сек.

средний

15 сек.

10 сек.

Произв.

Произв.

Произв.

Произв.

Произв.

Произв.

Произв.

Произв.

Произв.

– В колонну по росту, стано – вись! Спина прямая, плечи расправлены, голова прямо.

– Группа на пра-во, 1 – 2.

– Группа на ле-во, 1 – 2.

– В обход по залу шагом – марш!

– Руки поставили на пояс, с высоким подниманием колена – марш!

– Голова прямо, колени выше, тянем носок.

– Руки за спину, с захлестыванием голени, марш!

– Плечи расправить, голову не опускаем.

– Руки на плечи, с правой ноги приставным шагом марш!

– Спина ровная, голова прямо, стопы ног ставится параллельно друг другу.

– Обычным шагом марш!

– Группа бегом, марш!

– Мелким шагом, марш!

– Руки согнуты в локтях, легкий бег.

– Широким шагом, марш!

– Ноги шире, дыхание через нос.

– Врассыпную бегом, марш!

– Не наталкиваемся друг на друга, руки в кулачки, согнуты в локтях.

– В колонну по одному, шагом марш!

– Тройками через центр зала марш!

– Подровняли колонны, проверили дистанцию, молодцы!

Основная

1. «Маятник»

И.п. — основная стойка, руки на пояс.

1 – наклон головы вправо.

2- прямо.

3– наклон головы влево.

4- прямо.

2. «Сильный ветер»

И.п. — ноги на ширине плеч, руки вверх

1-3 – пружинящие наклоны вперед-выдох!

4 – и.п.-вдох!

3. «Выше-ниже»

И.п. — основная стойка, руки на поясе.

1- подняться на носки;

2-3-постоять, сохраняя равновесие;

4 – и.п.

4. «Повороты»

И. п. – ноги на ширине плеч, руки к плечам.

1 – поворот корпуса влево (право), руки в стороны;

2 – и.п.;

5. «Потрудись»

И.п. — основная стойка, руки вверх..

1 – поднять согнутую в колене ногу с одновременным махом рук назад;

2 – и.п.;

3 –4 – в другую сторону.

6. «Велосипед»

И.п. — лечь на ковер, ноги прямые, руки вдоль туловища.

1-4 – поднятые ноги вверх поочередно сгибать и разгибать

  1. – и.п.;

7. «Лодочка»

И.п. — лечь на живот, руки вдоль туловища

1-3 – согнуть ноги, взяться руками за голеностопный сустав и потянуться вверх;

4 – и.п.

8.«Прыжки»

И.п.- основная стойка, руки произвольно.

– Прыжки на правой, левой ноге.

– Ходьба обычная

– Прыжки на двух ногах 

– Ходьба обычная

8 раз

медлен

6 раз

средний

6 раз

средний

По 4 раза

средний

По 4 раза

медлен

по 4-5 раз

средний

5-6 раза

медлен.

3 раза по 30 прыжков

быстрый

Произв.

Произв.

Произв.

Произв.

Произв.

Произв.

Произв.

Произв.

1. «Маятник»

– Исходное положение принять! – Пятки вместе, носки врозь, руки на поясе.

– Упр – ние, начи –най!

– Спина прямая, плечи опущены.

– И – закончили!

«Сильный ветер»

– Ноги на широкой дорожке, руки вверх.

– Исходное положение принять!

– Упр – ние, начи –най!

– Поднимаем прямые руки вверх, делаем наклоны вперед.

– Голова вверх, смотрим на руки.

– И – закончили!

«Выше-ниже»

– Исходное положение принять! – Пятки вместе, носки врозь, руки на поясе.

– Упр – ние, начи –най!

– Подняться на носки, спина прямая.

– Постоять, держим равновесие

– На счет 1, 2, 3, сохраняем равновесие

– И – закончили

«Повороты»

– Исходное положение принять!

– ноги поставили на ширине плеч, руки к плечам.

– Упр – ние, начи –най!

– Поворот в сторону, руки на уровне плеч, лопатки соединили.

– Ноги не отрываем от пола. корпус дальше назад.

– И – закончили.

«Потрудись»

– ноги на ширине ступни, руки вверх..

– Исходное положение принять!

Упр – ние, начи –най!

– Поднять согнутую в колене ногу,руки вверх.

– Опустить.выпрямиться, молодцы.

– И – закончили.

«Велосипед»

– Исходное положение принять!

– Лечь на спину, руки вдоль туловища, ноги вместе.

Упр – ние, начи –най!

– Поднимаем согнутые в коленях ноги и начинаем делать круговые вращения..

– Опустили руки и ноги.

– И – Закончили.

«Лодочка»

– Исходное положение принять!

– Лежа на животе, обхватить голеностоп, прогнуться, голову вверх,

Упр – ние, начи –най!

– задержаться в таком положении, вернуться в исходное положение.

– И – Закончили.

«Прыжки»

– Исходное положение принять! – Пятки вместе, носки врозь, руки на поясе.

– Упр – ние, начи –най!

– Ноги на узкой дорожке, руки произвольно.

– Прыгаем легко и высоко.

– Шагаем, руками работаем.

3

Заключительная

– Обычный бег

– Ходьба на носках

– Ходьба на пятках

– Ходьба на внешней стороне стопы

– ходьба обычная

– Ходьба на носках

– Ходьба на пятках

– ходьба на внешней стороне стопы

– Ходьба в колонне по одному.

20 сек.

10 сек.

10 сек.

10 сек.

10 сек.

10 сек.

10 сек.

10 сек.

10 сек.

Произв.

Произв.

Произв.

Произв.

Произв.

Произв.

Произв.

– В обход по залу бегом марш!

– Плечи расправили, смотрим в затылок впередистоящего.

– Руки подняли вверх, пошли на носках.

– Руки за голову, пошли на пятках

– Голову не опускаем, молодцы!

– Руки свободны, пошли как медведи, на внешней стороне стопы

– Обычной ходьбой марш!

– Руки подняли вверх, пошли на носках.

– Руки за голову, пошли на пятках

– Голову не опускаем, хорошо!

– Руки свободны, пошли как медведи, на внешней стороне стопы

– Обычной ходьбой марш! Голову приподняли, плечи расправили.

– Ведущий на месте шагает, группа на месте стой 1 – 2.

– Речёвку начи – най!

Зарядка всем полезна,

Зарядка всем нужна

От лени и болезни

Спасает нас она!

План-конспект утренней
гимнастики в старшей группе

Цель: подготовка организма ребенка
к предстоящей активной деятельности в течении дня по средствам выполнения
разных видов ходьбы и бега, комплекса ОРУ

Задачи:

1) Обучающие: осуществлять профилактику
нарушения осанки и плоскостопия

2) Развивающие:
совершенствовать умение выполнять общеразвивающие упражнения с разной
амплитудой, точно выполнять разнообразные движения отдельных частей тела

3) Воспитательные:
воспитывать положительное отношение к регулярному выполнению физических
упражнений

Части занятия

Содержание учебного материала

Дозировка

Организационно-методические
указания 

Вводно-подготовительная

Построение, приветствие и
построение задач занятия

30 сек

В шеренгу становись. Подравняйтесь в линию, руки вниз, спина
прямая. Внимание, равняйсь, смирно. 

Вы хотите быть здоровыми, бодрыми и активными в течении всего
дня?

 Для этого вам предлагаю выполнить утреннюю гимнастику

Построение в колонну

Направо (налево) раз, два!

Ходьба без задания

1 круг

В обход налево шагом марш!

Ходьба с заданием

А) на носках

И.п- руки на пояс

1 круг

С заданием марш! Высоко
поднимаемся на носки, спина прямая, голову держим прямо.

Б) ходьба на пятках

И.п-руки на пояс

1 круг

С
заданием марш! Спина прямая, локти разведены в сторону.

Бег без задания

1 круг

Без
задания бегом марш! Соблюдаем дистанцию

Бег с заданием

А) с высоким подниманием колен

И.п-руки на пояс

1 круг

С заданием марш! Соблюдаем
дистанцию

Б) бег по сигналу

1 круг

Внимательно слушаем сигнал. Соблюдаем
дистанцию

Ходьба с упражнением на
восстановление дыхания

1)
руки
в сторону глубокий вдох через нос

2)
Руки
вниз выдох через рот

6-7 раз

Шагом марш

Остановка

На месте стой раз, два. Налево
раз, два

Перестроение

На вытянутые руки разомкнись

Основная часть

ОРУ:

И.п: Узкая стойка, ноги врозь,
руки на пояс

Наклон головы влево

И.п

Наклон головы вперед

И.п

Наклон головы назад

И.п

6-7 раз

Спина прямая, наклон делаем аккуратно

И.п: узкая стойка, ноги врозь

Поворачиваемся в правую сторону,
руки в стороны

И.п

Поворачиваемся в левую сторону, руки
в тороны

И.п 

6-7 раз

Спина,
руки прямые

И.п: Широкая стойка, ноги врозь

Наклон вперед левой рукой к
правой ноге

И.п

Наклон вперед правой рукой к
левой ноге

И.п

6-7 раз

Ноги прямые

И.п: узкая стойка, ноги врозь,
руки на пояс

Руки вперед

Присед

Стойка руки вперед

И.п

6-7 раз

Спина,
руки прямые

И.п: широкая стойка, ноги врозь,
руки вперед

Мах правой ногой к левой руке

И.п

Мах левой ногой к правой руке

И.п

6-7 раз

Спина,
ноги прямые

Стараемся
пальцами ног коснуться пальцами ног

И.п: Узкая стойка, ноги врозь,
руки на пояс

1-3 Прыжек на месте

4 И.п

5- прыжек вправую сторону

6 И.п

7 Прыжек влевую сторону

8 И.п 

6-7 раз

Прыгаем
высоко, приземляемся на пальцы согнутых ног.

Заключительная часть

Перестроение

В обход
налево(направо) шагом марш!

Ходьба
без задания

1 круг

Без
задания шагом марш!

Бег без задания

1 круг

Бегом марш!

Ходьба на восстановление дыхания

1-Глубокий вдох через нос

2-Выход через рот

6-7 раз

Остановка

На месте стой раз, два

Перестроение в шеренгу

Налево (направо)раз, два

Подведение итогов

Сегодня мы с вами выполняли
упражнения, чтобы быть бодрыми. Вам понравилось?

I.Вводная часть

(2-2,5 мин)

1.Построение в колонну

2.Создание интереса

3.Ходьба

а) Обычная

б) На носках, руки вверх

в) На пятках

г) С высоким подниманием бедра

(колена)

4.Бег

5.Ходьба

6.Прыжки с продвижением вперед

7.Ходьба

8. Построение по звеньям

15-20 сек

10 сек

40 сек

40 сек

10 сек

20 р

15с

Дети, постройтесь пожалуйста в колонну. Стоим ровно, друг за другом. В колонну по одному по росту, построились.

Сегодня мы с вами пойдём в гости к ёжику.

Дети, сейчас мы повернёмся прыжком направо. Напра-во, раз!В обход зала, Шагом, Марш!

По ровненькой дорожке, (ходьба на месте)

По ровненькой дорожке

Шагают наши ножки.

Раз-два, раз-два,

Идём на носках.
Спинку держим прямо, смотрим вперёд.

А теперь на пятках. Играем в игру «Горячо-холодно» . Когда я говорю «горячо!» идём на носках, а «холодно» на пятках.

Руки на поясе, с высоким подниманием колена, начи-най.

Утренний лес оживлен и приветлив.

Птицы щебечут в высокой листве.

Кружевом светятся тонкие ветви,

Выше коленки – роса на траве!

Бежим к дому ёжика. Друг за другом, не толкаемся. Держим дистанцию.

Зеленая трава, зеленая листва

От ветерка колышутся.

В лесу у всех сперва кружится голова,

Зато потом легко всем дышится.

Перешагиваем кочки.

Руки на поясе, прыжки с продвижением вперед, начи-най. Прыгаем мягко, высоко.

Идём шагом, дышим.

II. Основная часть

(3мин.)

1. Комплекс ОРУ

1.И.п.- ст.ноги врозь,руки к плечам

1 – руки вверх, встать на носки

2 – И.п.

3 – руки вверх, встать на носки
4 – И.п.

2.И.п.- ст.ноги врозь, руки на поясе

1- поворот головы вправо
2-И.п.
3-поворот головы влево

4-И.п.

3.И.п.- ст. ноги врозь, руки на поясе

1-поворот туловища вправо, отведение левой руки право

2-И.п.

3-поворот туловища влево, отведение правой руки влево

4-И.п.

4.И.п. – о.с.

1-Мах правой ногой в сторону

2-И.п.

3-Мах левой ногой влево

4-И.п.

5.И.п – ст. ноги врозь, руки внизу

1-присед, хлопок перед собой
2-И.п.

3-присед, хлопок перед собой

4-И.п.

6.Прыжки вокруг себя

1-4 вправо
1-4 влево

4 р

4-5р

5 р

4-5р

20 р

Стоим ровно, пятки вместе носки врозь, руки к плечам. И раз руки вверх, потянулись, два опять к плечам, три потянулись руки вверх,четыре к плечам.

Встаньте, ноги на ширине плеч, руки на поясе. Раз-посмотрели вправо, два-на меня, три-глядим влево, четыре-на меня.

Встаньте ноги врозь, руки на поясе. Раз- поворачиваемся вправо, левую ручку тоже вправо, два-выпрямились, три-поворачиваемся влево, правую ручку тоже влево, четыре-выпрямились.

Встанем ноги вместе, руки на поясе. Раз-мах правой ногой в сторону, два-прямо, три-мах левой ногой в сторону, четыре – прямо.

Ноги слегка расставлена, руки внизу. Раз-присели, хлопнули перед собой «Хлоп!», два-встали, три-присели, хлопнули перед собой, четыре-встали.

Прыгаем вокруг себя. 4 раза в одну сторону, 4 в другую. Прыгаем мягко, ножки в коленях сгибаем.

Утреннюю гимнастику неспроста называют ещё и зарядкой. Если в скором времени после пробуждения выполнить комплекс упражнений на все группы мышц, организм настроится на эффективную работу в течение всего дня. А если тренировка пройдёт под музыку и в увлекательной форме, то и настроение будет на подъёме! Гимнастика заряжает бодростью, энергией, чувством радости и удовлетворения. Это замечательное утреннее занятие и во многом традиция в дошкольных образовательных учреждениях (ДОУ).

Утренняя гимнастика как часть образовательного процесса в детском саду

О важности выполнения физических упражнений после пробуждения известно всем родителям. Но в условиях современной жизни не всегда удаётся соблюдать правильный режим дня. Приём детей в детский сад начинается с 7:00, и многих ребят родители приводят без зарядки и без завтрака. Поэтому примерное начало буднего дня у дошкольников таково:

  • 6:30–7:00 — подъём, утренний туалет дома;
  • 7:00–8:10 — приём в группу детского сада;
  • 8:10–8:30 — утренняя гимнастика;
  • 8:30–9:00 — завтрак.

Для чего нужна зарядка? –
Это вовсе не загадка —
Чтобы силу развивать
И весь день не уставать.

Дети в красной спортивной форме делают зарядку

Утренняя зарядка призвана взбодрить детей и обеспечить положительный эмоциональный настрой

Дети должны расти здоровыми, чтобы легко формировались необходимые умения и навыки, активно развивались способности. Здоровый ребёнок восприимчив к обучению, понимает требования воспитателя, в нём укрепляется естественный интерес к познанию. Поэтому зарядка является регулярным занятием в детском саду. Цели утренней (гигиенической) гимнастики в ДОУ — сохранение и укрепление физического и психического здоровья дошкольников, создание положительного эмоционального тонуса.

Дети выполняют упражнение на ковриках

Выполнение зарядки укрепляет и физическое, и психическое здоровье — ребёнок испытывает положительные эмоции

Утренняя гимнастика — часть режима двигательной активности детей. Она представляет собой комплекс физических упражнений для мышц и суставов. Зарядка для дошкольников часто дополняется элементами дыхательной гимнастики и пальчиковыми играми. Утренние упражнения могут сочетаться с приёмами закаливания. Кроме здоровьесберегающих функций, зарядка выполняет значимую роль в развитии психических процессов, коммуникативных способностей, расширении познавательных интересов. Утренняя гимнастика является одним из инструментов воспитания всесторонне развитой личности.

Малыши и педагог делают зарядку в помещении группы

В процессе выполнения упражнений у дошкольников тренируется внимательность

Интересный факт. Во время выполнения зарядки активно вырабатывается эндорфин — гормон радости. Он отвечает за хорошее настроение и блокирует негативные эмоции.

Таблица: задачи утренней гимнастики в разных группах детского сада

Область развития Первая и вторая младшие группы (1,5–4 года) Средняя группа (4–5 лет) Старшая и подготовительная группы (5–7 лет)
Физическое развитие
  • Формирование и отработка двигательных навыков: малыши учатся координировать движения, определять направление движений, ориентироваться в пространстве;
  • развитие мелкой моторики: включение пальчиковых игр в зарядку;
  • обучение правильному дыханию во время физической нагрузки;
  • формирование правильной осанки, красивой походки;
  • обучение правильному пробуждению организма: привести себя в тонус после сна помогает зарядка.
  • Развитие двигательных навыков;
  • совершенствование умения работать с различным инвентарём;
  • профилактика нарушений опорно-двигательного аппарата, плоскостопия;
  • повышения уровня физической выносливости: знакомые упражнения ребята выполняют в большее количество подходов, чем в младших группах.
  • Совершенствование двигательных навыков (бег, приседания, прыжки);
  • профилактика нарушений осанки и плоскостопия;
  • повышение работоспособности организма;
  • формирование спортивных навыков: скорость, выносливость.
Психическое развитие
  • Развитие зрительного восприятия и памяти: малыши повторяют движения воспитателя, запоминают их;
  • тренировка способности действовать по команде воспитателя.
  • Совершенствование зрительного восприятия и памяти: ребята 4–5 лет учатся выполнять зарядку по плакатам, памяткам;
  • формирование навыка выполнять словесные инструкции (с частичным сохранением прямого показа);
  • развитие чувства ритма, способности импровизировать в заданном темпе.
  • Формирование способности действовать по сигналу (взмах флажка, звук свистка);
  • развитие способности выполнять упражнения по словесным командам или графическим схемам.
Нравственное развитие
  • Воспитание культуры здоровья, формирование понимания, почему нужно заботиться о теле;
  • привитие интереса к подвижным играм;
  • приобретение полезной привычки заниматься физкультурой;
  • приобщение малышей к совместной деятельности;
  • воспитание целеустремлённости, старательности, организованности.
  • Поощрение стремления быть здоровым и сильным;
  • воспитание чувства товарищества;
  • стимулирование интереса к спорту.
  • Приобщение к здоровому образу жизни;
  • формирование интереса к спортивной жизни и достижениям страны;
  • укрепление волевых качеств: ответственности, стремления доводить начатое до конца.

Дошкольники стоят с поднятыми вверх руками

Выполнение утренней гимнастики помогает организму пробудиться

Виды утренней гимнастики

Комплексы утренней гимнастики реализуются в общих принципах:

  • доступность: упражнения и игры соответствуют физической подготовке дошкольников, объяснения и показ понятны;
  • эффективность и польза: зарядка развивает детей, улучшает их физическое состояние;
  • позитивность: воспитанники ДОУ выполняют зарядку для хорошего настроения, если ребёнок не расположен к физической активности (болен, расстроен), его не принуждают заниматься.

Чтобы зарядка вошла в привычку у детей, она должна увлекать их и приносить радость. Для создания устойчивой мотивации дошкольников к выполнению утренней гимнастики воспитатель подбирает интересные упражнения, проводит занятие в игровой форме или привлекает необычный инвентарь. Рассмотрим подробнее, какой бывает зарядка в детском саду.

Общеразвивающая гимнастика — простой комплекс упражнений, не объединённых каким-либо сюжетом, направлен на стимулирование двигательной активности. Выполнение движений, как правило, проходит по стихотворным текстам или под музыкальное сопровождение. Аудиозарядка проводится в детском саду с первой младшей группы, мелодия помогает малышам почувствовать темп движений. Утренняя гимнастика может проводиться под «живой» аккомпанемент в музыкальном зале или с использованием аудиозаписей.

Видео: утренняя гимнастика «Пионерская зорька»

«Пионерская зорька» была знакома всем детям в СССР. Каждое утро бодрый голос диктора на всесоюзном радио приветствовал октябрят и пионеров. Звучала приятная инструментальная музыка и давались чёткие команды к движениям. В настоящее время происходит переосмысление и переоценка деятельности пионерской организации, движение продолжает существовать, сохраняя проверенные временем методы советской педагогики. Классическая зарядка под бодрую музыку проводится в детских садах и школах.

Физические и игровые упражнения могут быть объединены какой-либо темой в соответствии с рабочей программой. Тематическая гимнастика в детском саду связана с природным календарём и праздниками: «Осень», «Зима», «Весна», «23 Февраля», «8 Марта», «День космонавтики» и др. Общей теме посвящены песни, мелодии, стихотворный материал, атрибуты, ролевые маски или шапочки.

Видео: тематическая утренняя гимнастика «Зима» в средней группе

Сюжетная зарядка — комплекс упражнений, объединённых какой-либо темой или построенных по незамысловатому сюжету. Младшие дошкольники любят истории и стихотворения про животных, с ними проводятся «Птичья зарядка» и «Зарядка про зверят». Для ребят старшего возраста интересны комплексы «Тренировка будущих космонавтов», «Аты-баты, мы солдаты», «Морское путешествие». Упражнения в сюжетной гимнастике связываются вымышленной историей или познавательным рассказом: о повадках животных и птиц, о службе в армии и на флоте, о подготовке космонавтов и т. д.

Видео: утренняя зарядка «Путешествие в Мурляндию» для детей 3–4 лет

«Путешествие в Мурляндию» — прекрасный образец утренней гимнастики для детей младшего возраста. Воспитатель подготовил комплекс упражнений совместно с музыкальным руководителем: во время зарядки звучат замечательные ритмичные мелодии, исполняются песенки. Помещение оформлено изображениями с кошками и плюшевыми игрушками. На лицах детей и педагога нарисованы усы. Ребята с радостью стремятся попасть в волшебную страну, выполняя для этого задания, и сами «перевоплощаются» в котят.

Утренняя гимнастика на кроватях и пижамная зарядка — упражнения, которые выполняются непосредственно после пробуждения. Этот вид зарядки возможен в круглосуточных ДОУ и детских садах-пятидневках, где дошкольники проводят полный день, в т. ч. остаются на ночь. Пижамная гимнастика помогает проснуться всему организму: происходит активное насыщение тканей и внутренних органов кислородом — мышцы и головной мозг приходят в тонус. Про ребёнка, выполняющего гимнастику сразу после подъёма, не скажут: «Поднять — подняли, а разбудить — забыли».

Видео: гимнастика после сна в детском саду

Пробуждающая гимнастика проводится также и в середине дня — после тихого часа. Комплексы упражнений для первой и второй половины дня используются одинаковые — направленные на бережное пробуждение организма. Как показано в видео, правильно выполнять упражнения под тихую медленную музыку. Можно использовать аудиозаписи звуков природы с инструментальным сопровождением (птичьи песни, звуки леса, шум дождя или моря).

К нетрадиционной зарядке относятся гимнастические комплексы с использованием необычного инвентаря. Это самодельные предметы из бросового материала: эспандеры, сенсорные коврики и дорожки, погремушки, гантели из пластиковых бутылок. Под контролем инструктора по физической культуре проводится зарядка с элементами аэробики (на степ-платформах) и применением спортивных тренажёров (мини-батутов, беговых дорожек).

Видео: утренняя гимнастика на степ-платформах в подготовительной группе

Как мы видим, зарядку проводит инструктор в спортивном зале. Степ-платформа кажется простым атрибутом. Но неправильная техника упражнений в аэробике может привести к чрезмерной нагрузке на суставы и даже травмам. Для проведения такой зарядки недостаточно консультации физкультурника, необходим постоянный контроль за аэробной нагрузкой.

Методика проведения утренней гимнастики в детском саду

Утренняя зарядка проводится воспитателем по заранее составленным комплексам. Физические упражнения и подвижные игры согласуются с программой по физическому развитию: дети выполняют знакомые движения, во время зарядки не обучают новым играм. Гимнастические комплексы включают:

  • общеразвивающие упражнения для крупной и мелкой мускулатуры;
  • дыхательные упражнения и упражнения для укрепления сердечно-сосудистой системы;
  • строевые упражнения и игры: на построение, перестроение, повороты.

Для каждой группы детского сада планируется 10–12 комплексов утренней гимнастики. Они повторяются в течение учебного года с постепенным усложнением упражнений, дополняются новыми образами, стихотворными текстами, музыкой.

Дети и педагог делают зарядку с флажками

Утренняя гимнастика включает строевые упражнения, например, построение в колонны

Таблица: этапы проведения утренней гимнастики

Этап гимнастики Содержание
Сбор на зарядку, построение
  • Для младших и средней групп построение выполняется в шеренгу или колонну по словесному указанию воспитателя;
  • в период адаптации воспитанников первой младшей группы не призывают к построению, дети встают врассыпную;
  • старшие дошкольники по звуковому сигналу строятся на зарядку в колонну/шеренгу с поворотами.
Ходьба
  • Ходьба (маршировка) на месте;
  • сочетание различных видов ходьбы: на пятках, носочках, на вывернутых стопах, обычная, ходьба-имитация (как лошадка, цапелька и др.);
  • ходьба с ускорением/замедлением темпа.
Бег
  • Чередование с ходьбой;
  • бег в среднем темпе;
  • бег на месте и в разных направлениях (младшая группа в период адаптации бегает врассыпную).
Прыжки
  • На месте и в сторону на одной и обеих ногах;
  • через предметы (брусок, мячик, лежащий обруч);
  • прыжки-имитации для младших групп («прыгаем, как мячики, лягушата, зайчики»).
Общеразвивающие упражнения
  • Упражнения на укрепление мышц плечевого пояса и рук;
  • упражнения на укрепление мышц спины, живота и ног;
  • количество упражнений увеличивается с возрастом воспитанников:
    • в первой младшей группе — 3–4 упражнения,
    • во второй младшей — 4,
    • в средней — 4–5,
    • в старшей — 5–6,
    • в подготовительной — 6–8.
Бег в быстром темпе
  • В младших группах — 10–20 секунд;
  • в средней — 20–25;
  • в старшей — 25–30;
  • в подготовительной — 30–40.
Окончание зарядки
  • Упражнения на нормализацию дыхания;
  • успокаивающие упражнения для плечевого пояса и рук (плавные движения руками в стороны и разные направления, медленные махи, потягивания).

Дети выполняют упражнение в положении лёжа

Во время выполнения гимнастических упражнений у детей прорабатываются различные группы мышц

Рекомендации по проведению зарядки

Утренняя гимнастика проводится в просторном светлом помещении — в группе, музыкальном или спортивном зале. Комната хорошо проветривается перед началом занятия. Педагог и воспитанники надевают удобную одежду и обувь, желательно спортивную форму. Гимнастика после пробуждения (в круглосуточных садах) проводится без предварительного переодевания — рядом с кроватями, в пижамах или майках-трусах.

Степ-гимнастика в детском саду

Одежда для зарядки должна быть удобной, эстетично смотрится одинаковая спортивная форма на воспитанниках

В тёплое время года утреннюю гимнастику рекомендуется проводить на свежем воздухе — на групповой площадке. Характер и интенсивность упражнений подбираются воспитателем в соответствии с температурным режимом и одеждой детей: чем холоднее на улице, тем активнее физическая активность. Осенью с наступлением заморозков и зимой зарядка проводится на улице с достаточно подготовленными детьми с целью закаливания.

Дети идут спортивной ходьбой по территории детского сада

В тёплое время года воспитатель и дети выполняют утреннюю гимнастику на участке ДОУ

Воспитатель делает зарядку вместе с младшими дошкольниками: дети повторяют движения за взрослым. Начиная со средней группы, педагог даёт словесное описание упражнений, обращает внимание на трудные движения и демонстрирует технику выполнения. Дети 4–7 лет делают утреннюю гимнастику самостоятельно (если не предусмотрено занятие со специальным незнакомым инвентарём/тренажёрами). Для показа движений выбирается один из воспитанников. Педагог следит за выполнением упражнений всех детей, в индивидуальном порядке исправляет технические ошибки в движениях. Воспитатель делает отдельное упражнение вместе с ребятами, когда чувствует необходимость в напоминании движений (например, по названию упражнения дети не вспомнили всех движений или путают порядок действий).

Дети выполняют упражнение на ковриках в спортивном зале

Старшие дошкольники выполняют гимнастические упражнения без показа движений инструктором

Во время утренней гимнастики воспитатель использует устный счёт и словесные указания, чередует их, тем самым задаёт ритм движениям. «Раз-два, три-четыре», «вправо-вправо, влево-влево» (выполнение наклонов корпусом). Когда инструктор становится наблюдателем, он обязательно продолжает считать (это нельзя поручать ребёнку, демонстрирующему движения). В старших группах к словесным указаниям добавляются жесты: движение рукой вниз — дети приседают на корточки, рука вверх — встают в исходное положение.

Для разновозрастной группы подбираются упражнения доступные всем ребятам. Приступают к выполнению каждого задания одновременно, действуют под счёт со словесными указаниями. Младшие заканчивают выполнять и отдыхают, старшие делают дополнительные подходы под счёт.

Дети стоят с поднятыми вверх руками, один мальчик показывает движения остальным

Когда показ движений осуществляет один из воспитанников, ритм зарядке задаёт воспитатель при помощи устного счёта

Таблица: примеры тематических комплексов для разных возрастных групп

Возрастная группа Название комплекса Содержание
Первая младшая «Барбарики»
  1. Сбор на зарядку, организационный момент.
  2. Ходьба под мажорный проигрыш (марш) попеременно: на носочках, на пяточках, обычная, прыжки на месте и в стороны.
  3. Общеукрепляющие упражнения под аудиозапись «Барбарики» одноимённого детского коллектива («Девочки и мальчики, сладкие, как карамельки»):
    • ходьба по периметру зала в колонне друг за другом;
    • приставной шаг поочерёдно левым боком, правым боком (руки на поясе);
    • обычный бег;
    • галоп.
  4. Построение врассыпную.
Вторая младшая «Солнышко лучистое…»
  1. Построение.
  2. Ходьба попеременно: обычная, на пяточках, на носочках, лёгкий бег под фонограмму песни «Солнышко лучистое улыбнулось весело».
  3. Общеукрепляющие упражнения под аудиозапись утренней зарядки «Солнышко лучистое» («Эй, лежебоки, ну-ка вставайте!»), под неё выполняются упражнения:
    • потягивания;
    • дыхательное упражнение;
    • из исходного положения (руки на поясе, ноги на ширине плеч) повороты головой влево-вправо, наклоны вперёд-назад;
    • махи руками в стороны и вверх с добавлением ходьбы на месте;
    • наклоны туловища вперёд, пальцы касаются пола;
    • приседания;
    • прыжки на месте;
    • ходьба на носочках с поднятыми руками.
  4. Бег в быстром темпе без перерыва 20 секунд.
  5. Дыхательное упражнение под аудиозапись «Утро в лесу».
Средняя «Осень золотая»
  1. Построение в шеренгу.
  2. Самомассаж «Листочки».
  3. Попеременно ходьба, лёгкий бег, боковой галоп.
  4. Перестроение в три звена.
  5. Общеукрепляющие упражнения с картонными или тканевыми листьями:
    • наклоны в стороны (деревья качаются);
    • наклоны вперёд (собирают листья);
    • поднимать и опускать руки из положения сидя на коленях (листопад);
    • прыжки (дождик капает).
  6. Дыхательное упражнение (листья колышет ветер).
  7. Расслабляющее упражнение — визуализация под аудиозапись звуков природы.
Старшая «ПДД» («Дорожное движение»)
  1. Организационный момент, построение.
  2. Ходьба и бег под стихотворение «Улицу нужно нам перейти, / Но светофора нет на пути».
  3. Упражнение на восстановление дыхания.
  4. Круговое построение, общеукрепляющие упражнения:
    • «велосипед» (лёжа на спине);
    • имитация бега на лыжах;
    • повороты с обручем (имитация вращения руля);
    • приседания с обручем (имитация работы домкрата);
    • пружинистые приседания с обручем (имитация работы насоса);
    • перенос веса тела с левой ноги на правую и обратно (имитация движения машины на виражах).
  5. Бег без перерыва.
  6. Дыхательное упражнение «Насос».
Подготовительная «Полетим в космос»
  1. Построение в шеренгу с поворотами за направляющим.
  2. Ходьба по периметру зала — обычная, в полуприседе, с перекатом с пятки на носок (дорога на космодром), с игрой на внимание: по соответствующим сигналам поднимать и опускать руки (космонавты тянутся к звёздам).
  3. Общеукрепляющие упражнения:
    • упражнения для плечевого пояса, вращения руками (тренажёр в центре подготовки);
    • повороты и наклоны (невесомость);
    • выпады попеременно правой и левой ногой с одновременным поднятием рук («Поехали!»);
    • подъёмы корпуса из положения лёжа (фото из космоса);
    • подскоки с поворотом (земное притяжение);
    • приседания с покачиванием (вибрация).
  4. Перестроение в колонну, ходьба по периметру, бег на месте, ходьба на месте (возвращение домой).
  5. Восстановление дыхания.

Длительность утренней гимнастики

Общая продолжительность зарядки (от сигнала к сбору до команды разойтись после гимнастики) определяется возрастом детей:

  • в первой младшей группе — 4–5 минут;
  • во второй младшей — 5–6 минут;
  • в средней — 6–8 минут;
  • в старшей — 8–10 минут;
  • в подготовительной — 10–12 минут.

Темп утренней гимнастики высок. На демонстрацию движений, словесные инструкции, раздачу атрибутов отводится как можно меньше времени. Чем старше воспитанники, тем короче промежуток между упражнениями.

Дети стоят в кругу с поднятыми руками и держат верёвочку

На раздачу инвентаря должно уходить минимум времени, поэтому подбираются простые предметы для зарядки (например, верёвочка с грузом)

Таблица: примерный временной план утренней гимнастики «Барбарики» в первой младшей группе

Этап зарядки Длительность
Оргмомент, построение 0,5 минуты
Ходьба 1,5 минуты
Общеукрепляющие упражнения 2 минуты
Построение, завершение зарядки 0,5–1 минута

Таблица: примерный временной план утренней гимнастики «ПДД» в старшей группе

Этап зарядки Длительность
Оргмомент, построение 0,5 минуты
Ходьба и бег 1,5 минуты
Дыхательное упражнение 1–1,5 минуты
Общеукрепляющие упражнения 3–5 минут
Бег без перерыва 0,5 минуты
Восстановление дыхания, завершение зарядки 1 минута

Таблица: конспект зарядки «Утренняя гимнастика с котом Леопольдом» (фрагмент)

Автор Афанасьева М., воспитатель МБДОУ Д/с №588, г. Екатеринбург, Свердловская обл.
Цель Способствовать укреплению здоровья детей и пробуждению организма для нормальной жизнедеятельности.
Вводный этап Воспитатель загадывает загадку про кота и сообщает, что сегодня с ними проведёт зарядку кот Леопольд.

  • Ходьба колонной в чередовании с бегом.
  • Корригирующая ходьба на носочках, на пятках (в чередовании).
  • Бег в среднем темпе.
  • Ходьба с высоким подниманием колен, обычная ходьба.
  • Перестроение.
Основная часть Комплекс ОРУ без предметов:

  • «Котик вырастет большой».
    И. п. стоя, руки опущены.
    1. Поднять руки через стороны вверх, поднявшись на носочки.
    2. И. п., выдох.
      Доз. 5–6 раз.
  • «Котик тренирует лапки».
    И. п. ноги на ширине плеч, руки на поясе.
    1. Поворот вправо с отведением правой руки назад.
    2. И. п.
    3. Поворот влево с отведением левой руки назад.
    4. И. п.
      Доз. по 3 раза в каждую сторону.
  • «Котик приветствует ребят».
    И. п. стоя, ноги на ширине плеч, руки за спину — ладонь на ладонь.
    1. Наклон вперёд (руки остаются за спиной).
    2. И. п.
      Доз. 5–6 раз. <…>
Заключительная часть
  • Ходьба по залу в колонне по одному.
  • Ходьба с заданиями для рук (руки в стороны, вверх, в стороны, вниз).
  • Лёгкий бег в колонне.
  • «Подышим носиком» (упражнение на дыхание).
    И. п.: пятки вместе, носки врозь.
    1. Руки в стороны, глубокий вдох.
    2. И. п., выдох.
Цит. по: http://www.maam.ru/detskijsad/utrenja-gimnastika-s-kotom-leopoldom.html

Текстовый материал для утренней гимнастики в ДОУ

Как и любому виду детской активности, зарядке сопутствует словесное творчество. Детский фольклор существует в подвижных играх и утренней гимнастике в форме коротких ритмичных текстов. С их помощью дошкольники зазывают товарищей на зарядку, подбадривают к продуктивной работе, сопровождают маршевую ходьбу, приветствуют друг друга и прощаются.

Утренняя зарядка, к сожалению, существует как активность, организованная взрослым. Стишки и девизы передаются не от ребёнка к ребёнку, а от педагога или родителя — младшему поколению. Поэтому в детском саду воспитатель побуждает ребят к заучиванию и повторению текстов, чтобы однажды они смогли их использовать в проведении гимнастики со своими детьми.

Плакат с девизом для утренней гимнастики

Речёвки для зарядки могут быть использованы в оформлении спортивного уголка в группе

Примеры речёвок для утренней гимнастики в детском саду:

  • Чтоб расти и закаляться
    Не по дням, а по часам,
    Физкультурой заниматься,
    Заниматься надо нам.

  • Приучай себя к порядку,
    Делай каждый день зарядку.
    Смейся-смейся веселей,
    Будешь-будешь здоровей.

  • Всем известно, всем понятно,
    Что здоровым быть приятно.
    Только надо знать,
    Как здоровым стать.

  • Пусть летят к нам в комнату
    Все снежинки белые!
    Нам совсем не холодно —
    Мы зарядку сделали.

  • Малыши-крепыши вышли площадку.
    Малыши-крепыши сделали зарядку.

  • Зарядка всем полезна,
    Зарядка всем нужна.
    От лени и болезни
    Спасает нас она.

  • Зарядку делай каждый день:
    Пройдёт усталость, вялость, лень.

  • Если кто-то от зарядки
    Убегает без оглядки,
    Он не станет нипочём
    Настоящим силачом!

Дети любят речёвки. Проговорить или прокричать девиз хором — это весело, как минимум. А главное, ощущается чувство сплочённости группы, благодаря не только произнесённой всеми вместе фразой, но и работе над общей важной целью — поддержанием здоровья.

Таблица: примеры тематических стихотворений для зарядки (составлено по материалам открытого доступа)

Тема Текст стихотворений
Про физкультуру
  • Мы на цыпочки привстали,
    Ручки кверху мы подняли,
    Мы вздохнули, потянулись
    И друг другу улыбнулись.
  • У нас славная осанка,
    Мы свели лопатки.
    Мы походим на носках,
    А потом на пятках.
  • На зарядку становись!
    На зарядку становись!
    Вверх рука, другая вниз!
    Повторяем упражненье,
    Делаем быстрей движенья.
    Раз — вперёд наклонимся.
    Два — назад прогнёмся.
    И наклоны в стороны
    Делать мы возьмёмся.
Про животных
  • Мишка ходит косолапый,
    Сильно расставляя лапы.
    Белка прыгает по лесу —
    Рыжехвостая принцесса.
    Очень плавно и без страха
    Ходит в поле черепаха.
    Лошадь бегает рысцою
    И прокатит нас с тобою.
  • Пойдём мягко, как лисята.
    Ну, а если надоест,
    То пойдём все косолапо,
    Как медведи ходят в лес.
Про природу
  • Боровик ведёт зарядку:
    Рассчитаться, по порядку!
    В шляпках круглых и на ножке,
    На полянах, у дорожки,
    На траве, во мху, в песочке,
    Появляются грибочки.
  • Рвать цветы легко и просто
    Детям маленького роста,
    Но тому, кто так высок,
    Нелегко сорвать цветок.
Про сказки
  • Буратино потянулся,
    Раз — нагнулся,
    Два — нагнулся,
    Три — нагнулся.
    Руки в сторону развёл,
    Ключик, видно, не нашёл.
    Чтобы ключик нам достать,
    Нужно на носочки встать.
  • По тропинке прямиком
    В сказку русскую пойдём.
    А овраги, буераки
    Стороною обойдём.
    В сказку путь нелёгкий,
    В сказку путь неблизкий.
    Мы шагаем высоко,
    Мы шагаем низко.

Наглядные материалы для утренней гимнастики

С целью создания положительной мотивации к выполнению гимнастики используются тематические картинки, игрушки, элементы декораций. Наиболее часто привлекательные для дошкольников предметы используются во время гимнастики в младших группах — с их помощью дети легче включаются в игровую ситуацию. Важно учитывать, что внимание малышей первым делом сконцентрируется на игрушках и ярких изображениях, поэтому наглядных материалов должно быть немного. Воспитатель даёт время ребятам рассмотреть атрибуты. Малышам допускается сообщить, что после продуктивной тренировки они смогут поиграть с фигурками.

На приведённой выше видеозаписи зарядки «Путешествие в Мурляндию» отлично показано, как оформить пространство спортивного зала тематическими предметами — интересно и не перегружая внимание малышей.

По мере освоения ребятами общеукрепляющих упражнений воспитатель обращается к настенным плакатам. Рекомендуется иметь в спортивном уголке комплекты печатных схем с упражнениями для разных возрастных групп. Изучать плакаты можно в качестве напоминания порядка движений упражнения и техники выполнения.

Галерея: комплексы утренней зарядки в картинках

Анализ и диагностика утренней гимнастики в детском саду

Проводить мониторинг двигательных способностей и эмоционального состояния воспитанников во время утренней гимнастики необходимо с целью определения эффективности работы воспитателя (инструктора). Диагностика проведения зарядки помогает выявить методические неточности или ошибки в организации занятия, скорректировать комплексы упражнений в текущем календарном плане.

Рекомендуется анализировать гигиеническую гимнастику в сентябре и далее 2–3 раза в течение учебного года.

Дети и педагог выполняют приседания с гимнастическими палками в руках

При анализе зарядки оценивают степень развития двигательных способностей детей и уровень методической грамотности педагога

План анализа утренней гимнастики:

  1. Возраст и количество воспитанников в группе.
  2. Место проведения зарядки.
  3. Форма одежды и обуви детей и воспитателя.
  4. Этапы зарядки и их длительность.
  5. Развивающие задачи каждого этапа: что было реализовано, соответствие заявленной длительности.
  6. Эффективность педагогических приёмов: показа, словесных инструкций, наглядного материала, индивидуальной помощи.
  7. Эмоциональное состояние воспитанников на каждом этапе зарядки.
  8. Вывод: требуется ли внесение корректировок или дополнений в гимнастический комплекс.

Утренняя гимнастика — обязательная часть обычного дня в детском саду. Только регулярные и грамотно организованные занятия будут эффективны в укреплении физического и эмоционального здоровья малышей. Большую работу проделывает воспитатель, разрабатывая комплексы зарядки для дошкольников разных возрастов: подбирает упражнения и музыку, придумывает увлекательные сюжеты, привлекает необычный инвентарь. Это ежедневный труд на благо подготовки здорового подрастающего поколения.

  • Автор: Мария Скопина
  • Распечатать

Образование — высшее филологическое, степень магистра филологии. Специальность — учитель русского языка и литературы, учитель истории. Изучение современного литературного процесса – часть моей жизнь. Как педагог последние годы я чаще взаимодействую с детьми дошкольного возраста, поэтому активно исследую опыт воспитателей ДОУ, изучаю новейшие разработки обучения дошкольников.

Оцените статью:

  1. 5
  2. 4
  3. 3
  4. 2
  5. 1

(40 голосов, среднее: 4.6 из 5)

Поделитесь с друзьями!

Добавить комментарий