Муниципальное
автономное образовательное учреждение
средняя
школа № 16
Методическая
разработка мастер – класса
по
совместному составлению
педагогом
-наставником и молодым специалистом
плана –
конспекта занятия внеурочной деятельности
Педагог
– наставник Баринова О.В.
Павлово –
2022
Тема
мастер – класса: «Совместное составление плана – конспекта внеурочного
занятия «Зачем творить добро?».
Цель
занятия: повышение
мастерства молодого педагога по составлению плана – конспекта занятия
внеурочной деятельности.
Задачи:
-оказать помощь
молодому специалисту по составлению плана – конспекта занятия внеурочной
деятельности;
-передать свой
накопленный опыт по организации и проведению внеурочных занятий;
-отработать
с наставляемой методических подходов и приёмов.
Участники:
педагог
– наставник и молодой специалист.
Ход мастер –
класса
1. Вступительное
слово наставника.
Внеурочная
деятельность подразумевает любую организованную учителем деятельность во
внеурочное время, основанную на личной заинтересованности участников с целью
развития их в образовательном, духовно-нравственном, социально-адаптивном
уровне.
2. Фронтальная работа.
-Как
выдумаете, будет ли отличаться структура занятия внеурочной деятельности от
структуры урока?
-С
чего нужно начать подготовку к занятию внеурочной деятельности?
(определение
темы, цели, задач и отбор содержания).
3. Практическая часть.
-Тема
занятия: «Зачем
творить добро?»
–Давайте вместе
определим цель и задачи.
Цель: создать
условия для осмысления учащимися нравственных основы отказа от эгоистической
позиции и формирование понимания того, что творить добро – это духовная
радость.
Задачи урока:
Предметные
–знать
этические и нравственные нормы и традиции православия, их значение в жизни
людей;
Метапредметные
-формировать умение работать по
плану, делать выводы;
умение перерабатывать информацию,
находить ответы на вопросы, самостоятельно определять значение новых слов;
умение слушать и понимать речь
других, умение работать в паре, договариваться, общаться.
Личностные
-формировать умение
оценивать жизненные ситуации с точки зрения христианских ценностей,
самостоятельно объяснять свои чувства, возникающие в результате обсуждения,
наблюдения.
-Переходим
к составлению плана – конспекта
1.Организационный момент.
Учитель: -Добрый день, дорогие
ребята! Сегодня мы снова отправимся в удивительный мир православной культуры.
Нас ждет встреча с новыми понятиями и открытиями.
– Улыбнитесь друг другу,
посмотрите: у нас в классе стало светлее. Когда вы улыбаетесь, у вас
счастливые и добрые лица.
А я пожелаю вам удачи
на уроке.
2. Актуализация знаний.
-О чём мы говорили на прошлом занятии?
Вспомните, пожалуйста, золотое правило этики.
Во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и
вы с ними
-Как вы это понимаете?
Работа в парах.
-У вас на партах конверты со словами. Выберите те слова, которые ассоциируются
со словом «добро».
С каким словом у вас ассоциируются остальные слова на
карточках?
3. Определение темы занятия и постановка проблемы:
-О чём же мы с вами будем говорить сегодня на уроке?
-О добре и доброте.
-Постараемся ответить на вопрос:
Зачем творить добро?
4. Работа над темой занятия.
-А сейчас я предлагаю
вам послушать стихотворение Михаила Исаковского, которое называется «Вишня»
(читают заранее подготовленные учащиеся).
Какая же главная мысль
этого стихотворения?
(Старик не думает о
себе, он хочет позаботиться о других людях. Конечно, он был бы рад, если бы
люди, сидя под вишней, вспоминали его. Но и это для него не главное.)
А как вы оцениваете
поступок пожилого человека, посадившего вишню не в саду около дома, а возле
дороги?
(Проявил милосердие,
совершил добрый поступок)
А легко ли быть
добрым?
Вы правы. Некоторым людям
необходимо преодолеть себя, чтобы совершить тот или иной хороший поступок.
Работа в группах.
-Прочитайте притчу о добром
Самаритянине.
После прочтения обсудите в группах ответы на вопросы:
– Какие добрые дела совершил Самаритянин?
-Все ли люди могут поступить так же, как он? Почему?
Какими качествами характера обладает добрый человек?
Часто люди, совершают добрые поступки, не задумываясь о
последствиях для себя. Такое состояние человека
называют САМООТВЕРЖЕННОСТЬ.
-Можно ли найти примеры самоотверженности среди людей.
-Да, история наша знает много таких примеров. (Приводят примеры
подготовленные заранее учащиеся).
-Какими чертами характера обладают эти люди, совершившие такие
подвиги.
Вывод: Что означает делать добро для людей? Зачем люди совершают
добрые поступки?
4. Физминутка.
– Сядем в кружочек удобнее, расслабимся, закроем глазки и вспомним
добрые дела, которые вы совершали на этой неделе. Кто хочет поделиться?
5. Закрепление изученного.
-Дифференцированная работа.
Учащиеся выбирают задание сами.
1 группа – перечислите причины, по которым люди совершают добрые
поступки.
2 группа – собрать пословицы, объяснить смысл одной из них.
3 группа – составить синквейн со словом «добро».
6. Рефлексия учебной деятельности.
–Давайте ответим на вопрос, постановленный в начале урока:
«Зачем творить добро?»
– Чтобы вы хотели сказать о сегодняшнем занятии?
Начните словами :
С сегодняшнего занятия я взял (а) для
жизни…
Эстафета добра в мире не прекращается. Давайте символически
изобразим эту эстафету в виде игры, встанем, возьмемся за руки и произнесём
слова, которые ассоциируются со словом добро.
4. Рефлексия
мастер – класса.
МБОУ «Леонтьевская СОШ»
План – конспект внеурочного занятия по ФГОС
Тема: «Люблю тебя, мой край родной»
внеурочную деятельность по духовно-нравственному и
гражданско-патриотическому направлению
для учащиеся 3-4 кл.
Выполнила:
педагог-психолог
Буздина Н.В.
2016
Тема школы на 2015-2016 уч. год:
«Обучение и воспитание образовательно-компетентной и социально-адаптированной личности через внедрение современных образовательных технологий»
Семинар:
«Формирование культуры здорового и безопасного образа жизни, экологической культуры в условиях реализации ФГОС».
План – конспект внеурочного занятия по ФГОС
Внеурочная деятельность по духовно-нравственному и
гражданско-патриотическому направлению.
Класс – 3-4
Тема занятия: «Люблю тебя, мой край родной».
Тип занятия: урок открытий новых знаний, закрепление пройденного материала.
Технология занятия: игровая
Образовательная цель: формирование способности детей к новому способу действия.
Развивающая цель: формирование у детей образа родной страны, края, как Родины.
Воспитательная цель: воспитать у детей патриотические чувства: любовь, гордость и уважение к Родине.
Формирование УУД:
Умение выражать свои мысли;
Использовать речь для регуляции своего действия.
Личностные действия: ценить и принимать базовые ценности «Родина», «Семья». Уважение к своей родине, ее символам, семье, радость и гордость от того, что мы родились и живем в России, учебно-познавательный интерес к новому материалу, самоанализ и самоконтроль результата.
Познавательные действия: уметь извлекать информацию, представленную в иллюстрации, уметь добывать информацию из дополнительных источников.
Коммуникативные действия: уметь работать в группе, договариваться друг с другом, участвовать в диалоге, в коллективном обсуждении, слушать и понимать других.
Основные понятия: «Отечество», «Родина», «Россия», «Герб», «Флаг», «Гимн».
Оборудование: ноутбук, интерактивный комплекс, раздаточный материал для работы в группах.
Тема: «Люблю тебя, мой край родной»
Цель: воспитывать у детей патриотические чувства: любовь, гордость и уважение к Родине.
Задачи:
-обобщить и систематизировать знания детей о России;
-формировать уважительное отношение к государственным символам;
-воспитывать любовь к Родине, гражданско-патриотические чувства.
Ход занятия
-
Мотивационный блок. Эмоциональный фон.
Вступительное слово педагога-психолога:
– Здравствуйте, ребята. Садитесь. Настал новый день. Я улыбнулась вам, и вы улыбнитесь друг другу. И подумайте: как хорошо, что мы здесь все вместе. Мы спокойны и добры, приветливы и ласковы. Мы все здоровы. Пожелайте мысленно друг другу что-то хорошее.
– Ребята, что необычного в классе?
– Нравится ли вам в классе? Почему? (1 мин.)
II. Этап актуализации знаний.
– О чём будем говорить сегодня?
Почему вы так решили?
(На доске рисунки детей на тему: «Моя малая родина», «Моя семья», «Дерево», «Дом, дерево, человек». Лучшие рисунки учащихся 3-4 класса, с предыдущих занятий по внеурочной деятельности.)
– Сегодня мы поговорим о малой родине.
Педагог-психолог включает музыку на ноутбуке.
(Прослушивание песни «С чего начинается Родина». музыка В. Баснера, слова М. Матусовского).
С чего начинается Родина? Слова песни
С чего начинается Родина?
С картинки в твоём букваре,
С хороших и верных товарищей,
Живущих в соседнем дворе.
А может, она начинается
С той песни, что пела нам мать,
С того, что в любых испытаниях
У нас никому не отнять.
С чего начинается Родина?
С заветной скамьи у ворот,
С той самой берёзки, что во поле,
Под ветром склоняясь, растёт.
А может, она начинается
С весенней запевки скворца
И с этой дороги просёлочной,
Которой не видно конца.
С чего начинается Родина?
С окошек, горящих вдали.
Со старой отцовской будёновки,
Что где-то в шкафу мы нашли.
А может, она начинается
Со стука вагонных колёс
И с клятвой, которую в юности
Ты ей в своём сердце принёс…
С чего начинается Родина?..( 2 мин.)
– С чего начинается Родина? Как вы понимаете этот вопрос? Все моменты песни вы изобразили в своих рисунках.
Поделитесь с нами, что вы нарисовали.
(Дети по очереди рассказывают, что они изобразили в своих рисунках.)
– Нарисовали свой дом. Где живёт ваша семья, нарисовали любимый уголок
природы, где вы отдыхаете – это тоже Родина.
– Вы изобразили свой родной край, свой маленький уголок, где вы родились.
Это ваша маленькая родина. А из множества таких маленьких родных уголков и состоит наша общая, большая Россия. (2 мин.)
Педагог-психолог:
Мой друг! Что может быть милей
Бесценного родного края?
Там солнце кажется светлей,
Там радостней весна златая,
Прохладней лёгкий ветерок
Душистее цветы, там травы зеленее
Там сладостней журчит поток,
Там соловей поёт звучнее.
– Как называется наша страна? (Ответы детей – Россия). ( 1 мин.)
С ноутбука на экране.
(Показ презентации «Наша Родина» на экране и одновременно чтение стихотворения)
Открыть окошко.
Педагог-психолог читает стих и показывает на экране картинки.
«Наша Родина»
Как велика моя земля,
Как широки просторы!
Озёра, реки и поля,
Леса и степь и горы!
Раскинулась моя страна
От севера до юга
Когда в одном краю весна,
В другом – снега и вьюга
И поезд по стране моей
К границе от границы
Не меньше, чем за десять дней —
И то едва домчится.
( Н. Забила) ( 1 мин.)
Закрыть окошко.
III. Этап открытий новых и закрепление ранее изученных знаний.
Работа в группах. Дети делятся на две группы. Дети садятся в классе за круглыми столами.
-Я приготовила для вас конверты в них буквы. Каждый из вас должен составить слова.
(Педагог-психолог раздает на парты конверты с буквами.)
Каждая группа получает конверты с буквами.
– Какие слова у вас получились? (Ответы детей – «Россия», «Отечество», «Родина».)
– Как вы думаете, связаны ли эти слова между собой? (4 мин.)
(Слова «Россия», «Отечество», «Родина» вывешиваются педагогом – психологом на магнитную доску.) ( 1 мин.)
«Отечеством мы зовём Россию», потому, что в ней жили испокон веков отцы и деды наши.
Родиной мы зовём ее потому, что в ней мы родились, в ней говорят родным нам языком, и всё в ней для нас родное. Матерью, потому, что она вскормила нас своим хлебом, вспоила своими водами, выучила своему языку.
Родина, как мать защищает и бережёт нас от всяких врагов. Много есть на свете и кроме России, всяких хороших государств и земель, но одна у человека родная мать – одна у него и родина. (К. Ушинский).
– Человек должен любить свою родину.
Россия – наше Отечество, в ней жили наши деды и отцы.
Любовь к родине начинается со знания своего прошлого, с любви к матери и отцу. Я, предлагаю заглянуть в прошлое, и посмотреть, как жили наши предки.
( 3 мин.)
(Перед началом занятия вывешивается иллюстрация деревенской избы. Избу нарисовала педагог-психолог.)
– Вот так выглядело жилище в прошлом.
Это русская изба. Основное жилое помещение — изба с русской печью.
Рисунок избы снаружи, крупным планом, показать детям указкой.
(В классе с самого начала занятия стоит макет печи. Русскую печку изготовила педагог-психолог совместно с учащимися 9-го класса. В печи имитируется огонь, его можно сделать с помощью фонарика.)
Указать на печку.
Без печки хата – не хата.
Для чего нашим предкам нужна была печь?
(Обогревала жилище, в ней готовили еду).
( 2 мин.)
Игра «Узнай предмет».
Цель: знакомство с предметами, которые вышли из обихода, развитие тактильной памяти. Сейчас я поднесу корзину к одному из вас.
В корзине лежат вещи (ложка, веретено, деревянная кружка, лоскутная игрушка «Пеленашка»), которые были у наших дедушек и бабушек.
Давайте попробуем отгадать на ощупь рукой, с закрытыми глазами, какие эти предметы, из прошлого.
Педагог-психолог подходит к детям, сидящим за партами в группах. Протягивает корзину и один ребенок из группы вытаскивает один предмет, при этом их называет. (4 мин.) Ребята помогите все сложить в корзину.
Психолог размещает эти вещи на столе, вещи которые вышли из обихода. (из школьного музея приготовлены заранее.)
Мы видим вещи, которые вышли из обихода.
Итак, получилась небольшая экспозиция. Она представляет собой традиционное жилье славян с русской печью и старинными вещами.
Рядом с русской печи предметы, когда-то служившие основой домашнего обихода: чугунок, кочерга, корзина, веретено. ( 2 мин.)
Педагог-психолог показывает детям с ноутбука на экране презентацию.
(Показ презентации: «Деревянный дом и старинные вещи на Руси»)
Открыть окошечко.
Педагог-психолог даёт определения и показывает на экране старинные вещи.
Вот, так ребята выглядела русская изба.
– Изба не обходится без печки. Печь не только обогревала избу. В ней пекли хлеб, готовили еду себе и домашней живности. В народе печь называли “кормилицей”, “матушкой”.
Чугунок (чугун) – это посуда (чугунок малой вместимости, а чугун большой) для варки и приготовления пищи в русской печи.
Кочерга́— инструмент из железа или другого огнестойкого материала. Используется для выгребания углей, перемещения дров в горящем камине или печи. Обычно это толстый железный прут, загнутый на конце под прямым углом.
Корзины в старину были разного вида, сплетённые из прутьев, из стеблей, соломы, коры и т. д. Использовалась для походов в лес за грибами и ягодами.
Веретено является древнейшим средством производства, которое использовалось для ручного прядения пряжи.
Кухонная и хозяйственная утварь: глиняный горшок, деревянная ложка, старинный чугунный утюг, ручник, соломенные и лоскутные игрушки.
Глиняный горшок являлся главным сосудом для приготовления и для подачи на стол пищи.
Простые русские люди с незапамятных времен ели щи, да кашу деревянными ложками.
Как вы думаете, из чего делали ложки? А из каких деревьев?
(Ложки на Руси вырезали из дерева – липы.)
На протяжении многих столетий деревянная ложка считалась символом русских культурных традиций… На Руси ложки было принято украшать резными и расписными узорами и орнаментами.
Стих.
Перед вами утюг,
Это бабушкин старый друг.
Грелся он в то время
на углях,
Который был во всех
дворах.
Утюг — элемент бытовой техники для разглаживания складок на одежде. Процесс разглаживания называют глажкой или глаженьем. Разогревался такой утюг на открытом огне или в горячей печи. Грелся он не менее 30 минут, и браться за него можно было только при помощи прихватки.
Стих.
Умывались ключевой водицей,
Утирались ручником.
Изо льна его соткали,
вышивкой потом.
Ручник ткали из льняного полотна.
В вышивке на ручниках использовалась различная символика.
– русская одежда. Посмотрите, так выглядел наряд девушки на Руси.
А так выглядел наряд парня на Руси.
Вы видите какие куклы были в старину. Они отличались от наших современных кукол.
– куклы наших бабушек. Соломенные куклы и из лыка.
-тряпичные куклы.
(5 мин.)
Закрыть окошко.
Похожа ли эта обстановка на ту, которая сейчас у вас дома?
( В чем отличие старинных вещей от современных.) Ответы детей. (2 мин.)
Педагог-психолог показывает указкой на рисунки девушки и парня в русских костюмах, которые вывешены на доску
Национальный костюм России является огромным богатством.
Художественные образы русского крестьянина и русской крестьянки наиболее полно раскрываются средствами народного костюма. Каждый элемент одежды в русском костюме характерен и позволяет создать в вооружении целый ансамбль, образ человека сильного, крепко стоящего на земле, чувствующего красоту и гармонию этой земли, внимательного к ней и ее богатству. ( 1 мин.)
Ребята посмотрите на русский мужской костюм. Он состоял из рубахи, портов, пояса. Из обуви: лапти или праздничные сапоги. Мужскую рубаху всегда подпоясывали.
Посмотрите на традиционный женский костюм. Рубаха с сарафаном.
Женский костюм не мыслился без головного убора. Девушкам разрешалось носить открытые повязки-ленты, коса свободно ниспадала из-под головного убора. Фартук с узорами и вышивкой. Вышивка содержала всевозможные священные изображения и магические силы. Пояса являлись оберегом от злых духов. (1 мин.)
Работа с картинками.
(Даны различные картинки с изображением герба, флага России, природы, русской национальной одежды).
– Под какими картинками вы бы подписали «Моя Родина»?
(Дети по очереди выбирают картинку и объясняют свой выбор). (1 мин.)
Давайте рассмотрим символику нашей страны, которую мы с вами изучили на прошлых занятиях.
Герб и флаг – государственные символы. Еще есть гимн.
Гимн – главная государственная песня, в которой отражена народная любовь и воспевает страну.
Попрошу вас всех стать.
(Педагог-психолог включает первый куплет и припев гимна РФ.)
Музыка: «Гимн Российской Федерации»
(Дети встают во время прослушивания музыки.)
ТЕКСТ
Государственного гимна Российской Федерации
(слова С.Михалкова)
Россия – священная наша держава,
Россия – любимая наша страна.
Могучая воля, великая слава –
Твое достоянье на все времена!
Славься, Отечество наше свободное,
Братских народов союз вековой,
Предками данная мудрость народная!
Славься, страна! Мы гордимся тобой!
Стоп. ( 2 мин.)
От южных морей до полярного края
Раскинулись наши леса и поля.
Одна ты на свете! Одна ты такая –
Хранимая Богом родная земля!
Славься, Отечество наше свободное,
Братских народов союз вековой,
Предками данная мудрость народная!
Славься, страна! Мы гордимся тобой!
Широкий простор для мечты и для жизни
Грядущие нам открывают года.
Нам силу дает наша верность Отчизне.
Так было, так есть и так будет всегда!
Славься, Отечество наше свободное,
Братских народов союз вековой,
Предками данная мудрость народная!
Славься, страна! Мы гордимся тобой!
Герб – это эмблема государства, города и даже семьи.
– Чтобы лучше запомнить цвета флага, выучим стих.
Стих.
Белый цвет – береза,
Синий – неба цвет
Красная полоска –
Солнечный рассвет. ( 1 мин.)
(Если дети выберут картинку с изображением березы, то рассказ пойдет о ней).
(На стене перед началом занятия, в классе, около доски, вывешен плакат-рисунок, на котором изображена берёза.)
Педагог-психолог указывает указкой на берёзу.
-Какое дерево является символом России? (Ответы детей.)
Берёза
– Русская берёза – символ России. Берёзку милую, родную русские люди издавна считают символом России, символом Родины. Берёзка воспета и в поэзии и прозе, в музыке и в живописи.
Педагог-психолог:
Русь моя, люблю твои берёзы!
С первых лет я с ними жил и рос,
Потому и набегают слёзы
На глаза, отвыкшие от слёз.
Н. Рубцов. ( 1 мин.)
Песня «Берёзы». (Педагог-психолог на ноутбуке включает песню.)
Текст песни Любэ – Березы
Отчего так в России березы шумят,
Отчего белоствольные все понимают?
У дорог, прислонившись по ветру, стоят,
И листву так печально кидают.
Я пойду по дороге – простору я рад.
Может это лишь все, что я в жизни узнаю.
Отчего так печальные листья летят,
Под рубахою душу лаская.
А на сердце опять горячо, горячо,
И опять, и опять без ответа.
А листочек с березки упал на плечо,
Он как я оторвался от веток.
Посидим на дорожку, родная, с тобой.
Ты пойми, я вернусь, не печалься, не стоит.
И старуха махнет на прощанье рукой,
И за мною калитку закроет.
Отчего так в России березы шумят,
Отчего хорошо так гармошка играет?
Пальцы ветром по кнопочкам враз пролетят,
А последняя, эх, западает.
А на сердце опять горячо, горячо,
И опять, и опять без ответа.
А листочек с березки упал на плечо,
Он как я оторвался от веток.
А на сердце опять горячо, горячо,
И опять, и опять без ответа.
А листочек с березки упал, упал
Он как я оторвался от веток.
( 3 мин.)
Педагог-психолог читает стих
Ты до того берёзонька красива
И в полдень жаркий, и в час росы,
Что без тебя немыслима Россия,
И я не мыслим без твоей красы.
П. Балацкий.
( 1 мин.)
IV. Рефлексия. Релаксация. Игры.
Педагог-психолог:
Рефлексия.
-А сейчас для вас загадки!
У неё одна нога,
Ох, горячая она.
Незаменимый предмет, которым можно поправлять дрова в печи. (Кочерга)
Не лопата, не совок,
Что захватит, то в роток;
Кашу, суп или окрошку…
Вы узнали?
Это (ложка)
Деревянная ложка уже в древности считалась символом сытости, благосостояния и довольства… Её вырезали из берёзы, кедра, клёна, липы и других деревьев.
Книзу узок, верх широк,
Не кастрюля …
(Чугунок)
Пляшу по горнице
С работою моею,
Чем больше верчусь,
Тем больше толстею.
(Веретено)
Черный конь, прыгает в огонь.
(Кочерга)
Когда за грибами
Ты в рощу идешь,
Ее непременно
С собою берешь.
(Корзина)
Сахар ловко зачерпнула,
В чашку с головой нырнула,
Помешала чай немножко.
Кто она, ответь-ка?
(Ложка)
Излюбленная одежда на Руси.
(Рубахи, да сарафаны) ( 3 мин.)
Загадки наши закончились.
– Чем же занимались по вечерам дети. Вот мы сейчас представим это.
(Ответы детей)
Изготавливали тряпичных кукол и играли в различные игры, отгадывали загадки возле печи.
– Ребята! Посмотрите на тряпичных кукол, какие были у наших бабушек и дедушек, когда они были ещё совсем маленькими. Народные куклы мы с вами изучали ранее и изготавливали на творческих занятиях «Умелые ручки».
Кукла не рождается сама: её создаёт человек. Она обретает жизнь при помощи воображения и воли своего создателя.
Являясь частью культуры всего человечества, кукла сохраняет в своём образе самобытность и характерные черты создающего её. (3 мин.)
(Игра — важнейшая сфера жизнедеятельности ребенка и эффективный метод воспитания. )
(Патриотическое воспитание младших школьников невозможно представить без игрового оформления, игровых элементов. Поэтому надо шире использовать игру, воспитывая у детей ценностные отношения к своей стране, ее истории и культуре, своему народу, его традициям, обычаям.)
Итак, давайте поиграем! Как дети играли в старину.
Играли не только в кукол, но и играли в различные игры.
Но игры у нас будут необычные. А какие, вы сейчас узнаете.
Игра № 1.
«Кто попадёт».
Цель: тренировка меткости, ловкости, развитие координации движений.
Форма проведения: групповая.
Материал: две картонные коробки (желательно большие),
два воздушных шарика.
Обязательно шары запасные, в случае непредвиденных обстоятельств.
Инструкция:
Ребята, вам необходимо разделиться на две группы.
Перед вами лежат на полу коробки, на расстоянии от вас.
Вам необходимо попасть воздушным шариком в коробку.
Игра продолжается несколько минут.
Пока дети все не поучаствуют 3-4 раза. ( 4 мин.)
Игра № 2.
«Найди старинную монету».
Цель: развитие внимательности.
Форма проведения: групповая.
Материал: старинная монетка.
Педагог-психолог заранее положила старинную монетку в классе.
Инструкция:
По моей команде. Вы находите старинную монетку в классе. Когда увидите монетку, то брать её нельзя. После чего, спокойно идёте и садитесь на свои места.
Задание всем понятно?
Закрываем глаза. Я прячу монетку в классе.
Как только дети все сядут на свои места. Игра будет считаться оконченной.
( 5 мин.)
Игра №3.
«С кочки на кочку».
Цель: развивать ориентировку в пространстве и ловкость.
Форма проведения: групповая.
Материал: вырезанные из картона кружочки.
А сейчас мы окажемся в болотистом лесу.
Педагог-психолог раскладывает на полу кружочки из картона, на расстоянии друг от друга.
Инструкция:
Вы должны по моей команде, по очереди, прыгать с кочки на кочку, толчком обеих ног.
Если вы наступили мимо «кочки», то попробуйте, еще один раз сначала, повторить. (4 мин.)
Релаксация.
«В родном лесу».
Цель: расслабление мышц.
Форма проведения: групповая.
Инструкция:
Присядьте на свои места.
Расслабьтесь. Закройте глаза. Представьте, что вы идёте в лесу. Кругом одни деревья. Слышны голоса птиц. Деревья приятно шуршат своей листвой. И что-то нам шепчут на ушко: о родине, о милом уголке природы, где мы с вами родились, о семье, о русском быте, какие были старинные вещи и русские наряды.
Идём дальше. Видим впереди пенёк. Присаживаемся на него. Отдыхаем. Вдох, выдох. Вдох, выдох.
Вдруг, на правую ногу, заполз муравей. Стряхните его. Ой, ещё один муравей. Но только уже на левой ноге. Скорее стряхните его с левой ноги. Открываем глаза. (3 мин.)
Задание в конвертах.
Я для вас приготовила большие конверты. (в них картинки вещей вышедших из обихода, русские наряды, символика России. )
Вы должны сейчас разложить картинки из конвертов.
И правильно распределить, что к чему относится. Работаем в группах. Обсуждать можно.
Итак, что мы видим? Символику РФ: Герб, Гимн, Флаг, русский народный костюм девушки и парня, старинные вещи. (5 минут)
Прощание.
– Я предлагаю вам закончить предложения, которые вы видите на листах, которые я для вас приготовила. Задание для групп.
Для меня Россия – это:
1. Страна, в которой я живу, которой горжусь и должен суметь защитить её в трудную минуту.
2. Страна, в которой я родился, где живу я, где моя семья и мои друзья. (1 мин.)
– Мне очень понравилось, как вы сегодня работали, все молодцы, всем спасибо!
На этом наше занятие закончилось и на приятной ноте хотелось бы вас поблагодарить за ответы, за работу в классе и за активное участие в играх.
– Сегодня мы говорили о государственных символах, о культуре русского народа: старинных вещах, вышедших из обихода и русских костюмах. Я думаю, что сегодняшнее занятие оставило в каждом из вас определённые чувства к Родине. (1 мин.)
Педагог-психолог каждому участнику группы дарит воздушные шары по количеству участников.
Для вас ребята есть подарки воздушные шары.
В шарах записочки с добрыми пожеланиями. (1 мин.)
Ребята подготовили подарки и для гостей, выполненные на творческом объединении «Умелые ручки», которые будут вам, дорогие гости, напоминать о нашей встрече. (1 мин.)
Педагог-психолог проводит внеурочную деятельность по духовно-нравственному и гражданско – партиотическому направлению для учащиеся 3-4 кл.
Место проведения: 1 кабинет, 1 класс на 1 этаже школы.
Техническое оборудование: ноутбук, экран, проектор, колонки, флешка.
Магнитная доска, магниты.
Иллюстрации:
заголовок выполненный на бумаге акварельными красками «Люблю тебя, мой край родной»,
плакат-рисунок «Изба»,
плакат-рисунок «Берёза»,
рисунки народных костюмов мужского и женского,
рисунки учащихся 3-4 класса «Моя семья», «Дом, дерево, человек», «Дерево».
Полноразмерный муляж русской печи, фонарик, чугунок в нем конверты.
Музыкальное сопровождение:
Музыка со словами на флешке:
«С чего начинается Родина» музыка В. Баснера, слова М. Матусовского).
Песня со словами на флешке:
«Берёзы».
Музыка гимна РФ на флешке:
«Гимн Российской Федерации»,
Презентация:
«Наша Родина»,
Презентация:
«Деревянный дом и старинные вещи на Руси»,
Конверты с разрезными буквами для каждого ребенка:
«Отечество», «Родина», «Россия».
Один экземпляр на доску со словами: «Отечество», «Родина», «Россия». + магниты.
Картинки:
герб, флаг России, русские народные костюмы девушки и парня, природа, дерево, психологические рисунки: «Моя семья», «Дом, дерево, человек».
Чугунок с конвертами (где слова «Россия», «Отечество», «Родина»).
Вторая корзина с предметами, где лежат: деревянная ложка, деревянная кружка, декоративная доска, веретено, соломенная кукла, лоскутная игрушка, веретено, глиняный горшок.
Кухонная и хозяйственная утварь: старинный чугунный утюг, чугунок, деревянная ложка, деревянная кружка, ручник.
Русские куклы из цветных лоскутков, выполненные на творческом объединении «Умелые ручки». Руководитель объединения: Буздина Н.В.
Парты стоят вместе для двух групп детей 3-4 кл. Стулья расставлены вокруг столов.
Стулья и парты для всех гостей расставлены на заднем плане в классе.
Список литературы:
-
Лютова Е.К., Монина Г.Б. Тренинг эффективного взаимодействия с детьми. – СПб.: ООО Издательство «Речь», 2001.
-
Смирнова Т.П. Психологическая коррекция агрессивного поведения детей.- Ростов н/Д: Феникс, 2003.
-
Овчарова Р.В. Справочная книга школьного психолога.- 2-е изд., дораб.- М.: «просвещение», «Учебная литература», 1996.
-
Н.И. Дереклеева. Двигательные игры, тренинги и уроки здоровья: 1-5 классы.-М.: ВАКО, 2007.- 152 с.- (Мастерская учителя).
-
Басаргина Д.В., Семёнова Т.В. Игры в тренинге. Любимые рецепты успешного тренера – СПб.: Речь, 2010.-174 с.
-
Ресурсы интернета.
-
Волков Б.С. Психология младшего школьника: практикум/Б.С. Волков.-6-е изд., испрр. И доп.-М.: Эксмо, 2010.-272 с.-(Библиотека детского психолога).
-
Александров А.А. Аутотренинг.2-у изд. -СПб.: Питер, 2011.-240 с.: ил.-(Серия «Практическая психология»).
-
Смирнова Е.О. Лучшие развивающие игры/Смирнова Е.О.-М.: Эксмо, 2010.-240 с.
-
Истратова О.Н. Практикум по детской психокоррекции: игры, упражнения, техники/ О.Н. Истратова. -Изд. 3-е.-Ростов н/Д: Феникс, 2009.-349,(1) с.- (Психологический практикум).
-
Зяблицева М.а. Развитие памяти и воображения у детей. Игры и упражнения/ – Ростов н/Д: «Феникс», 2005.
-
Широкова Г.А., Жадько Е.Г. Практикум для детского психолога – Ростов н/Д: «Феникс», 2004.
Технологическая карта занятия внеурочной деятельности
Этап занятия |
Действия педагога-психолога |
Деятельность учащихся |
УУД |
I.Мотивационный блок. Эмоциональный фон. |
– Здравствуйте, ребята. Садитесь. Настал новый день. Я улыбнулась вам, и вы улыбнитесь друг другу. И подумайте: как хорошо, что мы здесь все вместе. Мы спокойны и добры, приветливы и ласковы. Мы все здоровы. Пожелайте мысленно друг другу что-то хорошее. – Ребята, что необычного в классе? – Нравится ли вам в классе? Почему? |
Дети рассаживаются на две группы. Ответы детей. |
Регулятивные УУД: самостоятельно организовывать свое рабочее место. |
II. Этап актуализации знаний. |
– О чём будем говорить сегодня? Почему вы так решили? – Сегодня мы поговорим о малой родине. – С чего начинается Родина? Как вы понимаете этот вопрос? Все моменты песни вы изобразили в своих рисунках. – Нарисовали свой дом. Где живёт ваша семья, нарисовали любимый уголок природы, где вы отдыхаете – это тоже Родина. – Вы изобразили свой родной край, свой маленький уголок, где вы родились. Это ваша маленькая родина. А из множества таких маленьких родных уголков и состоит наша общая, большая Россия. |
Дети смотрят на доску, где вывешены их рисунки. Ответы детей. Прослушивание песни «С чего начинается Родина». Дети по очереди рассказывают, что они изобразили в своих рисунках. Дети слушают стихотворение о России. Показ презентации «Моя Родина». Дети смотрят красивые картинки и слушают стихотворение. |
Личностные УУД: ценить и принимать базовые ценности « Родина», «Семья», Уважение к своей родине, ее символам, семье, радость и гордость от того, что мы родились и живем в России. Коммуникативные УУД: участвовать в работе группы, распределять роли, договариваться друг с другом, слушать и понимать других, читать про себя информацию и понимать прочитанное. Познавательные УУД: перерабатывать, систематизировать информацию. |
III. Этап открытий новых и закрепление ранее изученных знаний. |
Я приготовила для вас конверты в них буквы. Каждый из вас должен составить слова. – Какие слова у вас получились? – Как вы думаете, связаны ли эти слова между собой? Педагог-психолог дает определения словам «Россия», «Отечество», «Родина». Показ презентации: «Деревянный дом и старинные вещи на Руси». Выставка старинных вещей вышедших из обихода. Наглядный показ русских костюмов на картинках. Работа с картинками. Символикой РФ. Музыка со словами «Гимн РФ» – Чтобы лучше запомнить цвета флага, выучим стих. – Русская берёза – символ России. Педагог-психолог читает стих про берёзу. |
Дети составляют слова «Россия», «Отечество», «Родина». Ответы детей. Обсуждение старинных вещей на Руси. Игра «Узнай предмет». Закрепление ранее изученных и знакомство с новыми предметами быта. Работа с символикой РФ. Дети встают, когда играет «Гимн РФ» Дети учат стих о цветах Российского флага. Прослушивание песни «Берёзы» |
Познавательные УУД: систематизировать информацию, выбирать нужную информацию. Регулятивные УУД: Самоконтроль и коррекция. |
IV. Рефлексия. Игры. Релаксация. |
Загадки. Игры. Игра № 1. «Кто попадёт». Игра № 2. «Найди старинную монету». Игра №3. «С кочки на кочку». Релаксация. «В родном лесу». Необходимо содержимое из конвертов правильно разложить на партах. Для меня Россия-это… Прощание. Вручение воздушных шаров с добрыми пожеланиями детям. |
Дети Отгадывают загадки. Участвуют в играх. Работа с картинками из конвертов. Дети работают в группах. Обсуждают. Ответы детей. |
Личностные УУД: Уважение к своей родине, ее символам, радость и гордость от того, что мы родились и живем в России. Коммуникативные УУД: участвовать в коллективном обсуждении, осуществлять контроль. Познавательные УУД: выполнять логические операции: сравнивать, синтезировать, классифицировать. Регулятивные УУД: способность к преодолению препятствий, оценивать результаты своей и чужой деятельности, самоконтроль, самооценка. |
С чего начинается Родина? Слова песни
С чего начинается Родина?
С картинки в твоём букваре,
С хороших и верных товарищей,
Живущих в соседнем дворе.
А может, она начинается
С той песни, что пела нам мать,
С того, что в любых испытаниях
У нас никому не отнять.
С чего начинается Родина?
С заветной скамьи у ворот,
С той самой берёзки, что во поле,
Под ветром склоняясь, растёт.
А может, она начинается
С весенней запевки скворца
И с этой дороги просёлочной,
Которой не видно конца.
С чего начинается Родина?
С окошек, горящих вдали.
Со старой отцовской будёновки,
Что где-то в шкафу мы нашли.
А может, она начинается
Со стука вагонных колёс
И с клятвой, которую в юности
Ты ей в своём сердце принёс…
С чего начинается Родина?..
ТЕКСТ
Государственного гимна Российской Федерации
(слова С.Михалкова)
Россия – священная наша держава,
Россия – любимая наша страна.
Могучая воля, великая слава –
Твое достоянье на все времена!
Славься, Отечество наше свободное,
Братских народов союз вековой,
Предками данная мудрость народная!
Славься, страна! Мы гордимся тобой!
От южных морей до полярного края
Раскинулись наши леса и поля.
Одна ты на свете! Одна ты такая –
Хранимая Богом родная земля!
Славься, Отечество наше свободное,
Братских народов союз вековой,
Предками данная мудрость народная!
Славься, страна! Мы гордимся тобой!
Широкий простор для мечты и для жизни
Грядущие нам открывают года.
Нам силу дает наша верность Отчизне.
Так было, так есть и так будет всегда!
Славься, Отечество наше свободное,
Братских народов союз вековой,
Предками данная мудрость народная!
Славься, страна! Мы гордимся тобой!
Текст песни Любэ – Березы
Отчего так в России березы шумят,
Отчего белоствольные все понимают?
У дорог, прислонившись по ветру, стоят,
И листву так печально кидают.
Я пойду по дороге – простору я рад.
Может это лишь все, что я в жизни узнаю.
Отчего так печальные листья летят,
Под рубахою душу лаская.
А на сердце опять горячо, горячо,
И опять, и опять без ответа.
А листочек с березки упал на плечо,
Он как я оторвался от веток.
Посидим на дорожку, родная, с тобой.
Ты пойми, я вернусь, не печалься, не стоит.
И старуха махнет на прощанье рукой,
И за мною калитку закроет.
Отчего так в России березы шумят,
Отчего хорошо так гармошка играет?
Пальцы ветром по кнопочкам враз пролетят,
А последняя, эх, западает.
А на сердце опять горячо, горячо,
И опять, и опять без ответа.
А листочек с березки упал на плечо,
Он как я оторвался от веток.
А на сердце опять горячо, горячо,
И опять, и опять без ответа.
А листочек с березки упал,
Он как я оторвался от веток.
«Полна богатырями земля русская!»
Цель: формировать у детей знания о героях былинного фольклора – русских богатырях.
Задачи:
– расширить представление детей о героическом прошлом русского народа Древней Руси, великих русских богатырях – защитниках земли русской.
– закрепить названия элементов костюма русского богатыря (кольчуга, шлем), названия оружия русского воина (меч); воспитывать интерес к истории России; формирование коммуникативных качеств школьников.
Оборудование: дуб, камень, задания, гора, ноутбук, экран, звукозапись русской народной музыки, презентация.
Личностные УУД: ценить и принимать базовую ценность «родина». Уважение к своей родине, ее символам, семье, радость и гордость от того, что мы родились и живем в России, учебно-познавательный интерес к новому материалу, самоанализ и самоконтроль результата,
Регулятивные УУД: определять цель учебной деятельности, план выполнения заданий, определять правильность выполненного задания на основе образца, учиться корректировать выполнение задания в соответствии с планом, оценка своего задания, коррекция.
Познавательные УУД: уметь извлекать информацию, представленную в виде текста, иллюстрации, уметь добывать информацию из дополнительных источников, ставить проблему и решать ее.
Коммуникативные УУД: уметь работать в группе, договариваться друг с другом, участвовать в диалоге, в коллективном обсуждении, слушать и понимать других, аргументировать свое мнение.
Ход занятия
1. Орг. момент.
-Собрались мы с вами сегодня на беседу добрую и складную. Чтобы был у нас мир и согласие. А ещё хочу пожелать вам, чтобы помогали вы мне в беседе, внимательно слушали, а всё, что услышите, может вам пригодиться.
2. Актуализация знаний.
– Кто такой патриот?
– Как называется наша Родина?
– Много чудесных стран на Земле, везде живут люди, но Россия – единственная, необыкновенная страна, потому что она наша Родина – значит родная. Как мать и отец. Много лет назад наше государство называлось государство Русь. Было оно вначале маленькое, но для наших предков – славян это была Родина. Кто такие предки?
– Это люди, которые жили много-много лет тому назад. Это дедушки и бабушки наших дедушек и бабушек.
-Правильно! Наши предки называли себя славянами, от них ведет начало русский народ. Славяне – это славный народ. Славяне были светловолосые, голубоглазые, высокого роста, плечистые, крупного телосложения, добрые, гостеприимные, смелые. Они любили свою Родину. Когда надо, становились отважными воинами и не жалели жизни за землю-матушку.
Много у нас на Руси лесов, рек, животных и растений. Вот и привлекали все эти богатства издавна наших врагов – хотели они завладеть нашими землями. Народная мудрость гласит «Земля может накормить человека своим хлебом, напоить водой из своих источников, но защитить Земля себя не может».
– А кто защищал в давние времена наше государство? Отгадайте загадку.
Силён, как вольный ветер,
Могуч, как ураган,
Он защищает землю
От злобных басурман!
Он силой доброю богат,
Он защищает стольный град.
Спасает бедных и детей,
И стариков, и матерей!
-Какова тема нашего занятия? (Слайд: Полна богатырями земля русская).
– Сегодня мы с вами будем говорить о прошлом нашей Родины. О защитниках Руси – богатырях земли русской; узнаем, какими доблестными качествами должен обладать богатырь.
Богатырь Человек очень большой силы, стойкости, отваги.
– Герои-богатыри Руси жили 1000 лет назад, а вот слава об их подвигах дошла до наших дней.
3. Раскрытие основного содержания.
– А откуда вы знаете о богатырях?
– Что такое былина? Былина от слова «быть», но в ней есть и доля вымысла. А рассказывал былины сказитель. Он ходил из селения в селение и рассказывал нараспев о героях-богатырях, об их подвигах (фонограмма Гусляры. «Три богатыря»).
– Посмотрите, камень лежит у вас на пути. (Слайд) Это камень не простой, он укажет вам дорогу.
– Что же на нём изображено?
Направо пойдешь – к дубу придешь.
Налево пойдешь – к реке придёшь.
Прямо пойдешь – к горе попадешь.
– Ребят, но хочу вам сказать, что везде нас ждут испытания. Вы готовы их пройти? Как богатыри не боялись трудностей, так и мы не будем их бояться. А что бы со всеми трудностями справиться, какими мы должны быть?
– Если мы попробуем пойти направо, то куда мы придём?
– Дуб могучий великан, давайте посмотрим, кто там?
Богатырь земли родной
И защитник слабых,
Одержал победу он
В злом бою кровавом.
Соловья – разбойника
Он служить заставил
Тот чинить разбой и зло
Навсегда оставил.
-Как зовут нашего богатыря? (Илья Муромец)
(Портрет в презентации)
– Трудно пришлось Илье Муромцу одному в битве неравной. Но не испугался богатырь. Выстоял.
– Ребята, отгадайте:
– Что побеждает все преграды на пути?
– Что же ему помогло, ребята? (смелость)
– Правильно. Посмотрим какое нас здесь ждет испытание?
– Это Илья Муромец, приготовил для нас задание.
-Написаны пословицы. Есть начало, а концовка отсутствует. Я буду читать начало, а вы должны продолжить.
• Тот герой кто за Родину (горой).
• Кто смел тот на коня (сел).
• Один за всех и все (за одного).
• За правое дело стой (смело).
• Храбрый побеждает – трус (погибает).
• Родину предать – воином (не стать).
• Сам погибай, а товарища (выручай).
• Жить – Родине (служить).
– Молодцы, ребята, все пословицы о смелости назвали.
– Одну дорожку мы прошли. А хотели бы вы узнать какие испытания ждут вас дальше?
– Идём прямо к горе.
– Кто на горе Сорочинской побывал?
Змеёнышей малых потоптал?
Забаву дочь Путятичну вызволял
В Киев к князю Владимиру доставлял?
– О каком богатыре идёт речь? Назовите его! (Добрыня Никитич)
(Портрет на презентации)
– Добрыня Никитич, тоже приготовил для вас задание.
-Нам предлагается отгадать загадки об оружии и снаряжении богатыря.
– Рубашку такую не вяжут, не шьют, ее из колечек железных плетут. (Кольчуга)
– Самым распространенным на Руси доспехом была кольчуга – длинная, почти до колен рубаха, сплетенная из металлических колец. Она защищала богатырей от ударов копья, стрел и меча. Кольчуга весила более 7 килограммов. Кольчуга стоила немалых денег. Её берегли, передавали по наследству, считали дорогим подарком.
– Железная шапка с острым концом, а спереди клюв навис над лицом. (Шлем)
– Голову богатыря в бою защищал шлем. Шлем изготавливали из металла, его украшали узором. Шлем оберегал голову воина от ударов.
– Оружие это не просто поднять, не просто поднять и в руке удержать.
Снести им легко было голову с плеч…Ну что, догадались? конечно же…. (меч).
– Меч был главным оружием воинов-богатырей. Меч был русским оружием. На мечах давали клятву, меч почитали. Меч передавали по наследству от отца к сыну. Меч носили в ножнах, чтобы он не ржавел.
– Чтоб грудь защитить от удара врага, уж это вы знаете наверняка,
на левой руке у героя висит тяжелый, блестящий и кругленький…(щит).
– Щит – ручное, военное, оборонительное снаряжение, предназначенное для защиты носителя от холодного и метательного оружия. Щит держат за рукоять или носят на руке, продетой через ремни.
– Посмотрите, ребята на камень. Все ли дорожки мы прошли? Куда теперь пойдем?
– Там, где сил не доставало
Я смекалкой побеждал
Над Тугариным, над змеем
Я победу одержал.
– Отгадайте, как зовут нашего богатыря? (Алёша Попович)
(Портрет на презентации)
– Алёша нам оставил тоже свиток с заданием …….
– Вам нужно выбрать те, доблестные качества, которыми должен обладать богатырь.
ХРАБРЫЙ
ТРУСЛИВЫЙ
ДОБРЫЙ
НАДЕЖНЫЙ
ЛОВКИЙ
СМЕЛЫЙ
МУДРЫЙ
ВЫНОСЛИВЫЙ
ГЛУПЫЙ
ОТВАЖНЫЙ
УМНЫЙ
ЗЛОЙ
ЛЮБЯЩИЙ
СИЛЬНЫЙ
МУЖЕСТВЕННЫЙ
– Богатыри любили свою землю, они стояли на страже ее границ, в минуту опасности приходили на помощь своему народу. Илья Муромец, Алеша Попович, Добрыня Никитич в одиночку сражались против врагов. Но когда богатыри собирались все вместе, они становились такими сильными, что победить их было невозможно.
(Беседа по картине В.М.Васнецова “Богатыри”)
– Ребята, подвиги русских героев – богатырей отражены не только в былинах, но и в творчестве художников. Великий русский художник Виктор Михайлович Васнецов изобразил картину “Богатыри”. Давайте её рассмотрим и побеседуем о ней.
Вопросы:
– Кто изображен на картине художника Васнецова? (Три богатыря)
– Кто находится в центре картины? (Илья Муромец)
– Как вы догадались, что это Илья Муромец? (Он самый старший, мудрый и опытный богатырь)
– Правильно, это Илья Муромец, “богатырь богатырей”, мужественный, решительный, уверенный в своих силах. Он зорко смотрит вдаль из-под ладоней.
– Кто слева от Ильи Муромца? (Добрыня Никитич)
– Правильно, слева от Ильи Муромца – Добрыня Никитич. Он может выполнить самые сложные поручения. Он умеет спокойной, разумной речью избежать ссоры и добиться успеха.
– Кто справа от Ильи Муромца? (Алеша Попович.)
– Алеша Попович лукавый и смекалистый, ловкий и находчивый. Он моложе всех богатырей. На картине Алёша смотрит вдаль и хитро улыбается: кажется, что у него есть собственный план, как одержать победу и заслужить похвалу старших богатырей.
– Куда смотрит каждый из богатырей? (Они смотрят вдаль, не видать ли где врагов.)
– Что охраняют богатыри? (Землю русскую, её границы)
– Ребята, есть и другие богатыри с которыми вы можете познакомиться в былинах.
4.Закрепление основного содержания занятия.
Наша родина сильна? (да)
И у нас она одна? (да)
На Руси богатыри есть? (да)
Им всегда хвала и честь? (да)
Илья Муромец герой? (да)
Он был самый молодой? (нет)
Соловья он победил? (да)
Из автомата подстрелил? (нет)
Алеша Попович тоже герой? (да)
Он сильный, смелый, молодой? (да)
На танках боролись богатыри с врагом? (нет)
Они воевали с мечом и копьем? (да)
Добрыня Никитич был слабым и хилым? (нет)
Он змея сумел победить своей силой? (да)
Гордимся мы нашими богатырями? (да)
Хотим ли быть такими же сами? (да)
6.Итог занятия. Рефлексия
– А мы вспомним о том, какой завет оставили богатыри нам, своим потомкам:
Защищать свою Родину, беречь её. Защищать слабых, бедных, стариков и детей.
Быть сильным, храбрым, мужественным, отважным.
Любить свою родную землю, свой народ, свою страну и Родину.
– Как вы считаете, есть ли богатыри в наше время?
– Как вы думаете, какими качествами должен обладать современный богатырь?
– В каких профессиях их можно встретить?
– Что вам понравилось сегодня?
– Кому было трудно работать?
– Что нового для себя вы извлекли из нашего занятия?
– О чем мы всегда должны помнить?
– И преданья старины
Забывать мы не должны.
Слава русской старине!
Слава русской стороне!
План – конспект внеурочного занятия по ФГОС
Занятие «Разговор с незнакомцем»
Класс 2в
Тема: «Разговор с незнакомцем»
Направление внеурочной деятельности: проблемно-ценностное общение.
Цель:. формирование у учащихся сознательного и ответственного отношения к вопросам личной безопасности на примере правил общения с незнакомыми людьми.
Задачи:
Ознакомление обучающихся с основными правилами поведения с незнакомыми людьми.
Развитие поведенческих действий при общениями с незнакомыми людьми.
Формирование представлений о возможных действиях видов поведения.
Планируемые результаты:
1 уровень: Овладение нормами речевого этикета и культуры поведения с незнакомыми людьми.
2 уровень: Обогащение личного опыта общения детей
Формы организации внеурочного занятия: диалог, ролевые игры, инсценированные, практические занятия, конкурсы.
Методы: словесный (беседа, рассказ, объяснение); практический; наглядный.
Основные понятия: незнакомый человек.
Оборудование: телевизор, презентация, компьютер, колонки, раздаточный материал для закрепления, раздаточный материал для рефлексии
Структура занятия ( в зависимости от вида и формы занятия) |
Ход внеурочного занятия |
УУД |
|
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
||
Организационный момент Время: 2-3 минуты |
Учитель приветствует уч-ся : «Здравствуйте, ребята. Нас зовут Валентина Александровна и Татьяна Михайловны. » |
Обучающиеся Приветствуют. |
Регулятивные: Самостоятельно организовать свое рабочее место, определить цель учебной деятельности. Познавательные:Умение определить свой кругозор. |
Подготовка к основному этапу занятия Время: 3- 5 минут |
Учитель читает цитату из сказки «Волк и семеро козлят»: «Козлятушки, детятушки! Отопритеся, отворитеся, Ваша мать пришла, молочка принесла!,…» -А Как вы думаете, о чем эта сказка? – Ну, что, ребята, как вы думаете какой мы теме вас привели? |
Обучающиеся слушают, затем предлагают свои – «Волк и семеро козлят» – О том, что нельзя пускать незнакомых людей в дом. |
Коммуникативные:Участвовать в диалоге, высказывать свою точку зрения. |
Основной этап Время: 20-25минут |
-Учитель рассказывает и показывает презентацию -Учитель задает вопрос Как вы думаете кто такой незнакомец? Молодцы, вы все были правы! 2 слайд: «Незнакомец – это любой человек, который приходит в отсутствие родителей, бабушек, дедушек и пытается с вами заговорить (иногда называет вас по имени)» Ребята, какие правила поведения с незнакомыми людьми вы знаете? Умнички! Давайте прочитаем правила поведения с незнакомыми людьми, вдруг, некоторые из этих правил вы не знаете. 3-5 слайд: Правила поведения с незнакомым человеком. -Никуда не ходи с незнакомыми людьми. -Не садись в чужую машину. -С наступлением темноты иди домой. -Не меняй маршрут возвращения из школы домой. -Всегда сообщай родителям о своих планах на день. -Маленькие дети должны знать правила безопасного поведения и не ходить по городу без взрослых -Никогда не верь незнакомцу, если он обещает что-то купить или подарить тебе. Ответь что тебе ничего не нужно. -Если незнакомый человек настойчив, взял тебя за руку или пытается увести, вырывайся и убегай, громко кричи, зови на помощь, брыкайся, царапайся, кусайся. |
Обучающиеся слушают и ведут разговор с учителем. -это незнакомый человек, человек, которого мы не знаем. Обучающиеся слушают определение. -проходить мимо, не впускать домой, не вступать в разговор Дети читают текст,на слайде |
Личностные:Дети учатся ценить и принимать базовые ценности таких качеств как доброта, милосердие, уважение к старшему поколению. Коммуникативные:Участвовать в диалоге. Высказывать свою точку зрения, оформлять свои мысли в устной речи. Познавательные: Поиск и выделение информации, анализ с целью выделения признаков. Регулятивные:Планирование своей работы. Контроль, коррекция, оценка своей работы. |
Обобщение и систематизация информации Время: 5минут |
Давайте закрепим знания. Мы раздадим вам ситуации, которые вы должны обыграть, а другие команды должны будут угадать правило, которое нужно соблюдать в этой ситуации. На это мы даем вам 5 минут. Давайте начнем! |
Обучающиеся получают раздаточный материал и подготавливают выступление. (распределяют роли) Дети обыгрывают ситуации, угадывают и называют правила. |
Коммуникативные: Участвовать в диалоге, высказывать свою точку зрения. |
Рефлексия Время: 2-3 минуты |
Давайте оценим наше сегодняшнее занятие, -Кто все понял, поднимает ручки |
-Поднимают руку – |
Личностные: Умение мотивировать себя на получение определенных знаний, оценивание усвоенного материала исходя из личностных ценностей, возможность обеспечить личный моральный выбор. Коммуникативные: Участвовать в коллективном обсуждении, осуществлять контроль. Познавательные: Построение логической цепи рассуждения, выбор оснований и критериев для сравнения. |
План-конспект внеурочного занятия “Поле чудес”
План-конспект внеурочного занятия “Поле чудес” для 3 класса
Содержимое разработки
План — конспект внеурочного занятия по ФГОС
Класс- 3
Тема занятия: «Поле чудес»
Тип занятия: урок-игра
Цель:
-
Закрепить прежние и дать новые знания в области сказок, здоровья, правил дорожного движения.
Задачи:
-
Воспитывать любовь к чтению, стремление быть здоровыми,
-
Познакомить учащихся со сказками, с понятием «здоровый образ жизни», с правилами дорожного движения
-
Развивать умение рассуждать, творческие способности и память, внимание, познавательный интерес, сопоставлять, делать выводы.
Формирование УУД:
Познавательные действия: умение самостоятельно преобразовывать практическую задачу в познавательную; умение извлекать информацию, представленную в виде текста, иллюстраций.
Коммуникативные действия: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; умение интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.
Регулятивные действия: удерживать цель деятельности до получения её результата; анализировать эмоциональные состояния, полученные от успешной (не успешной) деятельности; оценивать результаты деятельности.
Личностные действия: учебно-познавательный интерес к новому материалу, самоанализ и самоконтроль результата.
Оборудование: презентация, барабан
Этап занятия |
Действия учителя |
Деятельность учащихся |
УУД |
1. Мотивационный этап (5-7 минуты) |
-Здравствуйте, ребята! Сегодня мы с вами проведем урок-игру «Поле чудес». (слайд 1)Вспомним сказки, правила дорожного движения и здорового образа жизни. Надеюсь на предыдущих классных часах вы внимательно нас слушали и сможете ответить на все вопросы. Давайте вспомним правила игры: 1. Крутим барабан только один раз. 2. Если неверно назвал букву, ход переходит к другому игроку. 3. Если стрелка укажет на сектор с буквой «Б» (банкрот, все очки, которые набрал участник, сгорают, ход переходит к следующему. 4. Ход переходит к другому и в том случае, если стрелка остановится на цифре «0». 5. Если стрелка укажет на сектор «+», то игрок может открыть любую букву. (слайд 2) |
Обучающиеся внимательно слушают, постепенно включаются в работу и в общение с практиканткой. |
Регулятивные УУД: самостоятельно организовать свое рабочее место. |
2. Этап актуализации знаний (20-25 минут) |
Для начала мы с вами образуем 3 команды, в которых вы будете совещаться и давать правильные ответы. Я буду задавать вопрос и в соответствии с правилами, вы будете отвечать. Итак, начнем игру. Первый тур посвящен теме сказок. (слайд 3) Внимание, первый вопрос: «У меня зазвонил телефон. – Кто говорит? – Слон!» Все узнали сказку К.И.Чуковского «Телефон». Многие животные звонили по телефону. Много было просьб: слон хотел шоколад, крокодил – калоши, зайчатки – перчатки …А что попросили мартышки по телефону? (Книжки) Крутите барабан. Следующий вопрос: Кто о себе говорил: «Я красивый, умный и в меру упитанный мужчина в самом расцвете сил»? (Карлсон) Последний вопрос в первом туре: Всем вам знакома сказка Р.Киплинга «Маугли», но мало кто из вас задумывался над тем, что означает слово «Маугли». (Лягушонок) Вы отлично справились с первым туром, впереди еще немало интересных вопросов, но для начала давайте подсчитаем набранные вами баллы. Второй тур посвящен здоровью. Первый вопрос: Рациональное распределение времени. (Режим) Второй вопрос: Состояние духа, эмоционально – психической и физиологической сфер жизнедеятельности человека, создающее благоприятные условия для расцвета личности, талантов и способностей. (Здоровье) И последний вопрос этого тура: Какой фактор играет определяющую роль для состояния здоровья человека? (Образ жизни) Подсчитаем баллы этого тура и можем переходить к последнему третьему туру, который посвящен правилам дорожного движения. Внимание, первый вопрос: Как называется участок между полосами движения транспорта, где пешеходы могут спокойно дождаться нужного света светофора? (Островок безопасности) Следующий вопрос: Как называется пересечение двух дорог? (Перекресток) И последний вопрос: Как называют колонну машин, идущих с включенными фарами? (Автопоезд) |
Класс разбивается на команды. Учащиеся смотрят презентацию. Отгадывают слова. Принимают активное участие. |
Личностные УУД: учебно-познавательный интерес к новому материалу. Коммуникативные УУД: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; умение сотрудничать с взрослыми. Регулятивные УУД: удерживать цель деятельности до получения её результата. Познавательные УУД: умение самостоятельно преобразовывать практическую задачу в познавательную; умение извлекать информацию, представленную в виде текста. |
3. Подведение итогов, награждение (5-6 минут) |
Проводится награждение команд грамотами. (слайд 13) |
Обучающиеся внимательно слушают, капитаны команд получают грамоты. |
Регулятивные УУД: анализировать эмоциональные состояния, полученные от успешной (не успешной) деятельности; оценивать результаты деятельности. |
4. Рефлексия (5-7 минут) |
Рефлексия: 1. Ребята, давайте вспомним тему нашей игры 2. Что нового и полезного для себя узнали? 3. Какое задание, на ваш взгляд, было самым интересным? |
Учащиеся отвечают на вопросы, делятся своими эмоциями. |
Познавательные УУД: выполнять логические операции: сравнивать, синтезировать, классифицировать. Регулятивные УУД: способность к преодолению препятствий, оценивать результаты своей и чужой деятельности, самоконтроль, самооценка. |
-80%
Скачать разработку
Сохранить у себя:
План-конспект внеурочного занятия “Поле чудес” (23.58 KB)