Муниципальное дошкольное учреждение Нерчинско-Заводский детский сад «Теремок»
Методические рекомендации
Требования к плану – конспекту занятия, организованной
образовательной деятельности по ФГОС ДО
Подготовила методист: Баранова Т.Ф
1 страница конспекта
Требования к плану – конспекту занятия, организованной
образовательной деятельности по ФГОС
1. Оформление титульного листа
Титульный лист
Название учреждения (полностью, по уставу)
Конспект организованной образовательной деятельности
Тема: указать образовательная область
Группа, месяц число
Ф.И.О педагога должность (В правом нижнем углу)
Населенный пункт
Год
2 страница конспекта
Тема ООД:
Классификация (Тип) ООД:
1. Занятия по сообщению новых знаний.
2. Занятия по закреплению знаний, умений, навыков.
3. Занятия по обобщению и систематизации.
4. Итоговые.
5. Учетно-проверочные.
Формы ООД:
Отдельного внимания заслуживают формы ООД в ДОУ по ФГОС, отличающиеся не только количественным составом участников, но и по характеру взаимодействия:
1. Индивидуальная, предусматривающая проведение педагогической работы с одним ребенком. Она не требует больших временных затрат, но характеризуется неэкономичностью распределения ресурсов, ограничивает возможность активного взаимодействия с другими малышами и может провоцировать эмоциональный дискомфорт.
2. Групповая (индивидуально-коллективная). Для ее реализации детей разделяют на подгруппы с учетом общности интересов или поставленных задач, при этом главной задачей воспитателя становится обеспечение их эффективного взаимодействия.
3. Фронтальная (работа со всей группой). Привлекательна единством содержания, четкостью организационной структуры, простотой управления, экономичностью распределения педагогических ресурсов, но не позволяет индивидуализировать обучение.
Виды ООД в ДОУ по ФГОС
Комбинированная: предусматривает объединение в один комплекс различных видов активности, не имеющих между собой обоснованных логических связей (лепка и подвижная игра). Целостность педагогического воздействия может достигаться за счет выбора единой темы.
Комплексная: организация различных видов деятельности, один из которых выделяется в качестве основного, а остальные — служат вспомогательными компонентами. Так, после беседы о правилах поведения в общественном транспорте воспитатель может предложить создать рисунки по теме.
Интегрированная: базируется на сочетании знаний из разных предметных областей для комплексного рассмотрения вопроса, например, знакомство с понятием «настроение» в ходе чтения литературного произведения, рассматривания иллюстраций, прослушивания музыки.
Цель:(Необходимо грамотно и четко составить цель, это главный компонент ООД). Организуя ООД с дошкольниками, необходимо, прежде всего, определить её главную цель. А заключается она в том, будет ли эта организованная образовательная деятельность носить развивающий характер или преследовать сугубо обучающую цель. Во время обучающей ОД (часто её называют традиционной) дети накапливают необходимый личностный опыт: знания, умения, навыки и привычки познавательной деятельности, а во время развивающей они, используя приобретённый опыт, самостоятельно добывают знания.
Цель – это образ желаемого результата.
Цель – намерение, желание, устремление, мечты, социальный заказ и др.
Цель должна ориентировать деятельность педагога на выбор средств и создание условий необходимых и достаточных для их достижения.
Алгоритм постановки цели:
1. Оцените имеющиеся проблемы и определите главную, четко ее сформулируйте.
2. Определите шаги (действия) по её решению, их последовательность.
3. Сформулируйте точно промежуточный результат (эффект) от исполнения каждого шага (действия).
4. Оцените какие (и сколько) их этих шагов (действий) можно осуществить в рамках одной ООД.
5. Сформулируйте цель ООД, содержащую описание эффекта от действий, которые вы планируете осуществить в рамках одной ООД. То, что предлагает делать взрослый, ребенку обязательно должно быть нужно и интересно, а осмысленность для ребенка, предлагаемой взрослым деятельности есть главный залог развивающего эффекта.
Задачи: Задача ООД триедина:
И для конкретной образовательной деятельности подойдут конкретные задачи, которые должны быть решены к концу этой образовательной деятельности. То есть, если педагог написал задачу в конспекте ООД, то он должен ее решить в процессе ООД. Поэтому в конспекте не пишите по 10-15 задач. Пяти, максимум шести хватит. В задачах не писать глагол «учить»! Грамотнее писать — «способствовать», «формировать умение», «создавать условия», «развивать», «приобщать» и т.д. Задачи можно разделить на 3 группы: развивающие, обучающие, воспитательные (воспитывающие). Обращаю Ваше внимание на интересный нюанс: многие педагоги вместо слова «обучающие» пишут слово «образовательные», имея в виду только обучающие задачи. А ведь в понятие «образование» (читайте закон «Об образовании в РФ») входит и обучение, и воспитание. Значит, в образовательных задачах будут и обучающие, и воспитательные вместе. В этом случае у Вас будет 2 группы задач: развивающие и образовательные.
Реализация задач происходит через проблемные ситуации, экспериментальную работу, дидактические игры и др. Связующим звеном выступает тема (образ) рассматриваемая во время ООД
Предварительная работа:
При планировании занятий педагог определяет, какая предварительная работа должна быть проведена с детьми- наблюдения, беседа, чтение рассказа, знакомство с новой игрушкой и т. п. Для уточнения представлений детей проводятся специальные экскурсии с целью наблюдения объектов изображения, игры, в процессе которых ребенок осваивает форму, цвет, объем. В старших группах детям можно поручить провести наблюдение самостоятельно, например, при подготовке к работе на тему «Дом, в котором я живу» педагог сообщает о том, что и как следует наблюдать. Предварительная беседа способствует более внимательному рассматриванию предмета, стремлению запомнить то, что надо будет нарисовать. Ребенок приучается продумывать содержание и последовательность предстоящей работы.
Словарь новых слов – это новые слова, значение которых детям надо объяснить.
Методы обучения:
Метод – это способ достижения цели.
Обучение осуществляется различными методами, способ достижения цели. Каждый метод состоит из определённых приёмов.
Приём обучения в отличие от метода направлен на решение более узкой учебной задачи. Сочетание приёмов образует метод обучения. Чем разнообразнее приёмы, тем содержательнее и действеннее метод, в который они входят. Например, в старшей группе – метод беседа включает в себя распространённые приёмы: вопросы к детям, пояснение, рассказывание самими детьми. Одни и те же приёмы могут входить в разные методы обучения. Например, приёмы запоминания, использования загадки, показа действий, вопросов входят в состав методов наблюдения, беседы, упражнения, экспериментирования и др.
Выбор метода обучения зависит от цели и содержания ООД. При обучении рисованию, конструированию, пению ведущим методом станет упражнение, т.к. без этого нельзя научить рисовать, конструировать, петь. Все методы используются в совокупности, в различных комбинациях друг с другом, а не изолированно.
Практические:
– опыт
– упражнение
экспериментирование
-моделирование
Наглядные:
– наблюдение
– демонстрация наглядных пособий
Словесные:
-рассказ педагога
-беседа
-чтение художественной литературы
Игровые:
-дидактическая игра
-воображаемая ситуация в развёрнутом виде
Оборудование и материалы:
Для педагога:
Для детей:
Наглядные пособия:
Использование Т.С.О.
Список используемой литературы:
Структура ООД
I Вводная часть
Само занятие начинается с первой (вводной или вступительной) части, которая длится 3-5 минут и включает в себя:
– Организационный момент (привлечение внимания детей к воспитателю, отвлечение от тех видов деятельности, которыми дети были заняты ранее; напоминание правил дисциплины; приведение в порядок внешнего вида детей и т.п.).
– Сюрпризный или заинтересовывающий момент (появление героя, персонажа, конверта, картины, игрушки, прочтение стихотворения, отгадывание загадки и др.)
– Разворачивание сюжета занятия, если он предусмотрен.
– Сообщение цели занятия.
На одном занятии во вводной части могут присутствовать не все выше перечисленные компоненты;
очень желательно, чтобы занятие было сюжетным или проходило в игровой форме;
при оформлении конспекта обязательно отмечать цифрой I начало первой части, полностью слова «вводная часть» и т.п., указывать не следует. Таким образом, цель данной части занятия – вызвать интерес к занятию, желание, потребность в предстоящей деятельности, активизировать познавательный интерес, соответствующие эмоциональные проявления.
II. Основная часть
Вторая часть – основная состоит из последовательно сменяющих друг друга игр и заданий, связанных одним сюжетом или целью. Длительность её определяется соответственно возрастной группе. (Посчитайте сами, не забудьте от времени занятия отнять время итоговой и вводной части).
При оформлении конспекта обязательно отмечать цифрой II начало второй части, полностью слова «основная часть».
Необходимо, чтобы перед каждым заданием воспитатель формировал перед ребенком мотив для деятельности (поможем Незнайке, расколдуем город, узнаем, кто из нас самый ловкий, порадуем маму).
Во время хода основной части необходимо предусмотреть смену видов деятельности противоположных друг другу по степени активности и по участвующим анализаторам,
По мере утомления детей проводится физкультминутка, которая так же должна (желательно) согласовываться с темой или сюжетом занятия.
Так же одним из требований к занятию является степень активности детей – больше делают, думают, догадываются, рассуждают, говорят дети, а не воспитатель. Воспитатель создает условия, чтобы ребенок почти все смог сделать сам.
Рекомендуется включение в деятельность как можно большего количества анализаторов – в данном случае усвоенная ребенком информация будет более системной, разносторонней и прочной. Например: разучивание артикуляции – смотрим в зеркало, слушаем что произносим, рукой контролируем силу выдоха или вибрацию голосовых связок. Общая цель основной части решить все задачи, поставленные в программном содержании, и реализовать запланированную индивидуальную работу с детьми
III. Заключительная часть Третья часть – итоговая
Включает в себя:
– Обобщение
– вспоминание что делали, чем занимались, которое в младших группах делает воспитатель, а в старших, сами дети, по вопросам воспитателя. «Что больше всего понравилось… Какое задание было самым трудным… В какую игру научим дома играть папу…, Что запомнилось,…, Что удивило…?) Воспитатель обобщает ответы детей. Пример. Восп: «какое задание мы выполняли первым?». Дети: «Мячик кидали…». Восп.: «Правильно, мячик кидали и вспоминали названия домашних животных».
– Общая и поименная оценка детей в виде анализа (то есть не просто «молодец», а потому что громче всех отвечал, руку поднимал, не выкрикивал и т.п.). Начиная со старшей группы, детей не только хвалим, но и указываем на некоторые их недостатки и советуем, как справиться с ними.
– Создание благоприятного эмоционального состояния (игра, художественное слово, прослушивание музыкального произведения), вызывающего желание еще раз побывать на таком занятии, пережить подобный сюжет; устойчивый познавательный интерес к данной тематике, посредством поручений, рекомендаций, советов.
– Выход в другой вид деятельности. Например: «К нам сегодня приходили веселые зайчата, они нам очень понравились, а давайте, чтобы они к нам еще вернулись, сделаем для них домики из строительного материала».
При оформлении конспекта обязательно отмечать цифрой III начало третьей части, полностью слова «итоговая часть» и т.п., указывать не следует.. После составления, исправления и проверки черновика конспекта занятия, оформляется чистовой вариант по нижеизложенной схеме. Особое внимание следует уделять аккуратности, наглядности, доступности оформления конспекта занятия. Обобщенная схема конспекта занятия 1. В конспекте используется шрифт – TimesNewRoman, шрифт 14
Ход ООД пишется в прямой речи. Обязательно пишутся все слова, которые воспитатель будет говорить, предполагаемые ответы детей, обобщения воспитателя. Если по ходу занятия воспитателю нужно выполнить какие-то действия, это указывается в конспекте.
В январе –феврале для детей дошкольных групп с 3 лет рекомендуется организовывать недельные каникулы (музыкальные развлечения , спортивные мероприятия, Художественно-эстетическая деятельность)
Приложение 1
Структура ООД
Первая мл.гр |
Вторая мл.гр |
Средняя группа |
Старшая группа |
|
Вводная часть |
1мин |
1.5мин |
2мин |
3мин |
Основная часть |
8мин |
12.5 |
17мин |
20мин |
Итоговая (Заключительная )часть |
1минут |
1мин |
1мин |
2мин |
«Форма и структура написания плана – конспекта занятия в ДОУ по ФГОС»
С введением ФГОС дошкольного образования изменился подход, к организации и проведению непосредственно образовательной деятельности с детьми.
Наряду с традиционными занятиями, построенными в логике учебной модели, проводятся занятия в форме увлекательной совместной деятельности, в процессе которой педагог решает программные задачи. Переосмысливается роль педагога, который становится где-то «помощником», а где-то «координатором» или «наставником», а где-то непосредственным источником информации.
Позиция педагога дошкольного образования по отношению к детям изменяется и приобретает характер сотрудничества, когда ребенок выступает в ситуации совместной с педагогом деятельности и общения равноправным партнером.
Новые подходы, к организации и проведению занятий с детьми естественным образом влекут за собой изменения в оформление сопровождающих образовательный процесс методических материалов, а именно конспектов.
Большинство педагогов, не придаёт этому значение, продолжая писать конспекты в виде длинных текстов, где в основном описывается деятельность педагога («воспитатель рассказывает», «воспитатель предлагает» и т.д.). Такая устаревшая форма конспекта не даёт полного и целостного представления о совместной деятельности взрослых и детей на занятии:
- соблюдение структуры занятия;
- смена видов детской деятельности;
- смена форм организации детей;
- соотношение совместной и самостоятельной детской деятельности;
- плотность занятия;
- адекватность форм организации, методов и приёмов поставленным задачам и т.д.
В конспекте педагоги размещают стихи, загадки, игры и прочие материалы, которые увеличивают объём конспекта в разы и затрудняют восприятие и понимание сути (ядра) самого мероприятия. Гораздо целесообразней было бы эти материалы оформить в виде приложения к конспекту.
Кроме того существует проблема определения цели и задач занятия – педагоги часто путают эти понятия; дают своим мероприятиям названия не отражающие ни сути, ни цели педагогического взаимодействия.
В связи с этим, возникает острая необходимость прийти к общему пониманию логики оформления конспектов. Важно выработать единую форму, которая была бы не только информативной, т.е. давала бы точное представление о содержании деятельности как, педагога так и детей на занятии, но и уже на стадии составления конспекта помогла педагогу сориентироваться в ключевых моментах педагогического мероприятия для грамотного его построения.
Структура конспекта
Цель
Что такое цель? Цель – это конечный результат, то к чему мы стремимся. Цель осуществляется через задачи, которые по отношению к цели являются средствами, т.е. поэтапное решение поставленных задач приводит к достижению цели. Рекомендуется цель определять существительным от глагола: создание условий, формирование, воспитание, укрепление и т.д.
Алгоритм постановки цели:
- Оцените имеющиеся проблемы и определите главную, четко ее сформулируйте.
- Определите шаги (действия) по её решению, их последовательность.
- Сформулируйте точно промежуточный результат (эффект) от исполнения каждого шага (действия).
- Оцените какие (и сколько) их этих шагов (действий) можно осуществить в рамках одной ООД.
- Сформулируйте цель ООД, содержащую описание эффекта от действий, которые вы планируете осуществить в рамках одной ООД.
То, что предлагает взрослый, ребенку обязательно должно быть интересно для него, а осмысленность для ребёнка, предлагаемой взрослым деятельности есть главный залог развивающего эффекта.
Задача – то, что требует исполнения, решения.
Задачи по отношению к цели являются и бывают:
Обучающими
Развивающими
Воспитывающими
Воспитание – это формирование первичных ценностных представлений («что такое хорошо и что такое плохо», основ нравственности, восприятия традиционных российских ценностей, патриотизм и пр.); формирование положительной мотивации (уверенности в себе, инициативности, позитивного отношения к миру, к себе к другим людям, стремления «поступать хорошо», отношение к образованию как к одной из ведущих жизненных ценностей, стремление к здоровому образу жизни и пр.).
Развитие – развитие общих способностей, таких как познавательный интерес, умение думать анализировать, делать выводы (когнитивные способности); умение взаимодействовать с окружающими, общаться, работать в команде (коммуникативные способности); умение следовать правилам и нормам, ставить цели, строить и выполнять планы, регулировать своё поведение и настроение (регуляторные способности); развивать специальные способности и одарённости.
Обучение – это усвоение конкретных элементов социального опыта, освоение новых знаний, умений навыков, для чего необходимы правильно организованные занятия.
Рекомендуется формулировать задачи глаголом в неопределенной форме: закрепить, обобщить, формировать, развивать, воспитывать и т.д. Соблюдать четкость и конкретность в формулировке задач (не просто расширить (закрепить) представления о зиме, а что именно дети узнают (закрепляют) о зиме в рамках данного занятия). Это относится и к формулировке развивающих задач: не просто развитие умственных способностей детей, а каких конкретно (перечислить).
Следует помнить, что каждая новая задача пишется с новой строчки.
Технические средства обучения
Когда задачи будут сформулированы, необходимо указать, какое оборудование будет использовано в ООД (например: проектор, доска, мольберт, настенная доска, кубы, подставки и т.д.).
Демонстрационный материал
Далее указывается демонстрационный материал, где перечисляются не только все пособия, картины, но и указываются их авторы, количество, размеры.
Раздаточный материал
Описывая раздаточный материал, обязательно перечисляется, какой берется материал с указанием размера и количества.
Предшествующая работа
Далее необходимо описать предшествующую работу воспитателя по подготовке к занятию:
что оформили, что изготовили, что составили, изучили, написали и т.д.
Предварительная работа
После этого указывается предварительная работа с детьми, весь объем фронтальной и индивидуальной работы с детьми (куда ходили на экскурсию, за каким объектом наблюдали, что читали детям, что выучили и т.д.)
Словарная работа
В конспекте указывается и словарная работа – это новые слова, значение которых детям надо объяснить.
Далее содержание образовательной деятельности описывается в таблице, которая называется план-конспект.
Образец: План – конспект
Части занятия |
Этапы занятия |
Время |
Содержание деятельности, приёмы |
Деятельность воспитателя |
Действия детей |
Задачи |
I Вводная часть |
Мотивация, создание проблемной ситуации |
900 – 903 |
Приветствие Игра «…» |
Воспитатель предлагает… |
Дети стоят стайкой (в кругу, сидят на ковре и т.д.) |
Какие задачи решаются в этой части занятия – создать доброжелательное настроение, вызвать интерес к предстоящей деятельности и т.д. |
Сюрпризный момент: «Кукла Маша пришла в гости к ребятам…» |
||||||
II Основная часть |
1.Совместная и деятельность |
903– 908 |
||||
2. Самостоятельная деятельность |
908 – 912 |
|||||
Динамическая пауза «Зоопарк» |
||||||
3. Совместная и деятельность |
912 – 916 |
|||||
4. Самостоятельная деятельность |
916– 920 |
|||||
III Заключительная часть |
Рефлексия (анализ собственной деятельности) |
920 – 922 |
Итак, если кратко описать все вышеупомянутое, то структура конспекта, выглядит следующим образом:
- Тип, вид, тема ООД с указанием возрастной группы детей
- Программное содержание : цель, задачи
(обучающие, развивающие, воспитывающие задачи).
- Словарная работа.
- Оборудование занятия.
- Демонстрационный материал.
- Раздаточный материал.
- Предшествующая работа воспитателя по подготовке к занятию.
- Предварительная работа с детьми
(со всей группой, с подгруппой, индивидуально).
- Структура занятия в виде плана – конспекта
В конце завершающие фразы или анализ занятия.
Типы занятий:
- Занятия, по сообщению новых знаний.
2. Занятия по закреплению знаний, умений, навыков.
3. Занятия по обобщению и систематизации.
4. Итоговые.
5.Учетно-проверочные.
6. Комбинированные (смешанные, объединенные).
7. Комплексные.
8. Интегрированные
(по принципу объединения нескольких видов детской деятельности и разных средств речевого развития).
Интеграция может быть по тематическому принципу.
Например:
1) чтение о птицах;
2) коллективное рисование птиц;
3) рассказывания по рисункам.
Дополнительная информация
Не забывайте про методическое обеспечение педагогического процесса. Любая деятельность начинается с мотива.
Мотив – это причина, побуждающая к действию. Раньше мотивом мы называли заинтересовывающий момент перед занятием.
Выделяют следующие мотивы деятельности для детей:
Игровая. Потребность своей значимости ребёнок может реализовать, «помогая» различным игрушкам решать их практические и интеллектуальные проблемы.
Мотивация общения. Мотивация строится на желании ребёнка чувствовать свою необходимость и значимость в условии помощи взрослому. Взрослый обращается к ребёнку с просьбой помочь ему, он говорит, что без помощи ребёнка никак не обойтись. При этом не забывает благодарить ребёнка.
Мотивация личной заинтересованности. Эта мотивация побуждает ребёнка к созданию разных предметов для собственного потребления.
После мотивации идёт методика проведения занятия. В этом разделе следует выделять части занятия. Ответы детей в конспектах не пишутся.
Рекомендации
к написанию плана занятия
Рекомендации к вхождению в тему
1. Сюрпризный момент
·
письмо
с проблемным заданием
·
закадровый
голос
·
приход
в гости персонажа
·
яркий
элемент на доске (фланелеграфе, шторе, шкафу), например из-за кустика выглядывают
чьи-то ушки.
2. Педагог, перевоплощенный в
какого-то героя, имеющий проблему
3. Использование модели 3-х
вопросов
·
что вы
знаете о….?
·
откуда
вы это знаете?
·
Что бы
вы хотели ещё узнать?
Материал (пример):
Раздаточный:
Зеркала – 10 шт., карандаши зелёные и синие – по
количеству детей, изображения домашних животных: кошка, собака, корова, коза,
лошадь, баран.
Демонстрационный:
Воздушный шар – 1 шт., мягкая игрушка «щенок» – 1 шт.
Модель
составления формулировки программных задач
Наименование задачи |
Слово для начала |
На что может быть |
Обучающая |
Учить Формировать Способствовать Знакомить Обобщить Расширить представления |
-выполнять основные виды -представления о …; -осознавать признаки -определять – правила поведения; – и т. п. |
Развивающая |
Развивать Формировать Обогащать Систематизировать Обобщить Стимулировать |
– …умения и навыки; – словарный запас детей; – способность – сенсорную сферу – двигательную сферу – познавательный интерес; – …вида памяти – самостоятельность; – способности к …; – и т.п. |
Воспитательная |
Воспитывать Способствовать |
– нравственные, эстетические, – общечеловеческие – коммуникативные |
Алгоритм
написания плана занятия
Вводная часть
(организационный, сюрпризный момент, разворачивание сюжета, постановка цели
занятия).
Игровая мотивация.
Потребность своей значимости ребёнок может
реализовать, помогая различным игрушкам решать практические и интеллектуальные
проблемы.
Мотивация общения.
Мотивация строится на желании ребёнка чувствовать свою необходимость и
значимость в условии помощи взрослому.
Мотивация личной
заинтересованности. Побуждает ребёнка к созданию разных
предметов для собственного потребления.
Основная часть
(последовательное решение всех поставленных задач)
·
Описание основных форм и методов
организации индивидуальной, групповой деятельности воспитанников.
·
Методика изложения нового материала
·
Описание форм и методов достижения
поставленных целей в ходе закрепления нового материала с учётом индивидуальных
особенностей воспитанников
·
Постановка целей самостоятельной работы
детей
·
Определение возможных действий воспитателя
в случае, если ему или воспитанникам не удаётся достичь поставленных целей
·
Описание методов организации совместной
деятельности воспитателя с учётом индивидуально-дифференцированных особенностей
воспитанников
·
Обязательно прописывать вопросы к детям.
Заключительная
часть (подведение итогов занятия, обобщение)
Оценка
деятельности детей, создание благоприятного фона, выход в другой вид
деятельности, фиксация в речи детей нового знания или способа действия,
организация рефлексии и самооценки собственной и коллективной деятельности,
осмысление достижений, определение перспективы полученных знаний, мотивация на
дальнейшее использование полученных знаний, умений и навыков
Рекомендации для воспитателей ДОУ по оформлению конспекта НОД в соответствии с «ФГОС ДО»
Федеральный Государственный образовательный стандарт дошкольного образования (далее ФГОС ДО) – это документ, определяющие нормы и требования, обязательное содержание образовательных программ, максимальный объём учебной нагрузки, уровень усвоения программы выпускников ДОУ, а также основные требования к обеспечению процесса образования. С введением ФГОС ДО меняется подход к организации и проведению непрерывной образовательной деятельности с детьми. Происходит отказ от традиционных занятий, построенных в логике учебной модели. Занятие понимается как увлекательная игра с детьми, в процессе которой педагог решает программные задачи. Переосмысливается роль педагога, который становится в большей степени «координатором» или «наставником», чем непосредственным источником информации. Вступает в силу модель сотрудничества, когда ребенок выступает в ситуации совместной с педагогом деятельности и общения равноправным партнером.
Непрерывная образовательная деятельность — основная форма обучения в детском саду. Систематическое обучение во время непрерывной образовательной деятельности — важное средство образовательной работы с детьми дошкольного возраста.
Педагогическая деятельность – имеет огромный потенциал для решения задач, поставленных обществом. Она должна быть современная – это и совершенно новая, и не теряющая связи с прошлым, одним словом – актуальная на сегодняшний день.
Скачать конспект
Принципиальное отличие современного подхода – это ориентация стандартов на результаты освоения основных образовательных программ. Под результатами понимается не только предметные знания, но и умение применять эти знания в практической деятельности.
Для того, чтобы конспект, план – конспект или технологическая карта планируемого занятия был эффективным помощником нужно начать с правильного оформления – этого документа, так как это основной документ воспитателя, без которого не может состояться ни одна организованная деятельность. Здесь необходимо отразить современные тенденции развития дошкольников.
Итак, приступим к оформлению:
Титульный лист (сверху – вниз)
Указываем (выравнивание по центру):
- полное название учреждения или сокращенное (утверждённое) название ДОУ;
- интеграцию образовательных областей (ОО), если она присутствует, с указанием названий этих областей или конкретную ОО (например, Конспект образовательной деятельности по речевому развитию);
- возрастную группу;
- тему вашего НОД;
(выравнивание по правому краю):
- составитель (с указанием квалификационной категории (по желанию);
- ФИО воспитателя (можно инициалы или полностью);
(выравнивание по центру)
- город;
- год (важно).
Структура конспекта.
1) Ставим цель занятия.
Цель – это конечный результат, то, к чему мы стремимся. Цель осуществляется через задачи, которые по отношению к цели являются средствами, т.е. поэтапное решение поставленных задач приводит к достижению цели. Цель одна!
Рекомендуется цель определять существительным от глагола: создание условий, формирование, воспитание, укрепление и т.д.
2) Формулируем задачи (их может быть много, но не более 5, так как большее количество задач сложно реализовать в ходе одного занятия).
Стремиться к триединству задач, а именно разбивать их по группам:
- Обучающие;
Обучение – это усвоение конкретных элементов социального опыта, освоение новых знаний, умений навыков, для чего необходимы правильно организованные занятия.
- Развивающие;
Развитие — развитие общих способностей, таких как познавательный интерес, умение думать анализировать, делать выводы (когнитивные способности); умение взаимодействовать с окружающими, общаться, работать в команде (коммуникативные способности); умение следовать правилам и нормам, ставить цели, строить и выполнять планы, регулировать своё поведение и настроение (регуляторные способности); развивать специальные способности и одарённости.
Рекомендуется формулировать задачи глаголом в неопределенной форме (Что делать?): закрепить, обобщить, формировать, развивать, воспитывать и т.д.
Соблюдать четкость и конкретность в формулировке задач (не просто расширить (закрепить) представления о каком-то явлении, а что именно дети узнают (закрепляют) в рамках данного занятия).
- Воспитывающие.
Воспитание – это формирование первичных ценностных представлений ( «что такое хорошо и что такое плохо», основ нравственности, восприятия традиционных российских ценностей, патриотизм и пр.); формирование положительной мотивации (уверенности в себе, инициативности, позитивного отношения к миру, к себе к другим людям, стремления «поступать хорошо», отношение к образованию как к одной из ведущих жизненных ценностей, стремление к здоровому образу жизни и пр.).
3) Планируем результат – это то, к чему мы стремимся и как правило более высокое, чем поставленные задачи 1-3 предложения);
4) Продумываем материально-технические ресурсы:
Технические средства обучения:
Когда задачи будут сформулированы, необходимо указать, какое оборудование будет использовано в НОД (например: проектор, доска, мольберт, настенная доска, кубы, подставки и т.д.).
Демонстрационный материал:
Далее указывается демонстрационный материал, где перечисляются не только все пособия, картины, но и указываются их авторы, количество, размеры.
Раздаточный материал: Описывая раздаточный материал, обязательно перечисляется, какой берется материал с указанием размера и количества.
5) Описываем предварительную работу (беседа, рассматривание иллюстраций, книг, энциклопедий, чтение стихотворений, рассказов, подготовка шаблонов фона для рисунка и т. д.). Помните, что ваш конспект должен быть универсальным средством, которое будет понятно и другим педагогам, в случае транслирования вашего опыта в публикациях)
6) Разрабатываем методы, приёмы применения той или иной современной педагогической технологии (в ходе НОД): Игровой, наглядный, экспериментально — практическая деятельность детей, вопросы к детям, словесная или дидактическая игра, использование художественной литературы, словарная работа или активизация словаря; индивидуальная работа. Возможен и дифференцированный подход, в том числе с участием родителей в НОД (если это необходимо).
7) Указываем, какую словарную работу провели перед проведением НОД (активизация словаря в ходе занятия);
Требования к содержанию НОД по ФГОС ДО:
- соответствие с поставленными задачами, в том числе и с воспитательными;
- интересное для детей, доступным, в меру сложным,
- направленность не только на закрепление, уточнение того, что дети знают и умеют, но и на расширение, обогащение опыта детей,
- формирование новых представлений;
- продумывание единой линии содержания (по возможности);
- практическое направление (связь содержания с жизнью, обсуждение того, где это встречается, где это может быть использовано);
- наличие интегративных связей с другими образовательными областями с целью актуализации имеющихся знаний и умений из других видов деятельности;
- реализация гендерного подхода (если позволяет содержание);
- имеет воспитательную направленность положительного отношения к тому, что познают дети, развитие навыков сотрудничества, формирование личностных качеств).
В рабочем плане-конспекте НОД необходимо учитывать следующие моменты:
этап занятия, структурные компоненты деятельности, ход занятия, деятельность педагога, деятельность детей, время (минут). Всегда ориентироваться на ряд задач, которые приведут к реализации цели, путём выполнения на каждом моменте занятия. Далее структура конспекта очень проста, выравниваем по центру заголовок «ХОД НОД» и делим его на 3 части:
I. ВВОДНАЯ ЧАСТЬ
II. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
III. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ
< Предыдущая | Следующая > |
---|
Как разработать и оформить конспект организованной (непрерывной)
образовательной деятельности в ДОУ
Конспект должен отражать современные тенденции развития дошкольников и быть методически грамотным.
Следует заметить, что четкого замещения слову «занятие» на данный момент нет. В одних регионах его называют НОД – «непосредственно образовательная деятельность», «непрерывная образовательная деятельность» по СанПиН, в других ООД – «организованная образовательная деятельность», в третьих — ОС – «образовательная ситуация». Все эти определения правильные, так как отражают конкретную образовательную деятельность.
Но в защиту слова «занятие» можно сказать, что педагоги-дошкольники всегда вкладывали в это понятие немного иной смысл, чем, например, учителя школы. Занятие всегда проходило в игровой форме, с различными проблемными ситуациями, сюрпризными моментами и хорошей двигательной активностью воспитанников. Никогда в детском саду не было чисто учебного занятия!
Структура конспекта.
1. Заголовок:
– это может быть титульный лист, и тогда в нем желательно указать:
– полное наименование учреждения,
–название ООД (например, Конспект организованной образовательной деятельности «В гостях у Петрушки»),
–направление деятельности (например, Конспект занятия по организации познавательно-исследовательской деятельности),
– и название ООД, и направление деятельности, и тип ООД(«Конспект организованной образовательной деятельности по обобщению и систематизации пройденного материала «В гостях у Петрушки»(познавательно-исследовательская деятельность»);
–возраст (или группу) детей (для детей старшего дошкольного возраста, или для детей 5-6 лет, или для детей старшей группы).
– фамилию, имя и отчество (или инициалы) (обычно справа, чуть ниже темы),
– можно указать квалификационную категорию, стаж,
–дату проведения ООД;
– можно указать место проведения ООД (группа, музыкальный зал, спортивная площадка и т.д.).
– Заголовок можно оформить без титульного листа, гдедопустимо обозначить все вышеперечисленное.
2. После заголовка:
– указатьприоритетную образовательную область в процессе ООД ,
– можно указать интеграцию с другими образовательными областями (или интеграцию детских видов деятельности). Указание интеграции образовательных областей можно опустить, так как с введением ФГОС ДО их осталось всего 5 и, за редким исключением, они так или иначе во время ООД переплетаются.
3. Указываются формы организации коллективной деятельности (работа по подгруппам, в парах, совместная деятельность педагога с детьми) и самостоятельной деятельности детей (если она запланирована).
4. Задачи.
Методически неправильнописать: «цели ООД».Цель – это финальный и общий результат, протяженный во времени. Какой цели можно добиться, например, за 15 минут образовательной деятельности в младшей группе? Слово «цель» правильнее писать, например, при разработке планирования комплекса(т.е., нескольких ООД), при разработке проекта (так как он многогранен) и других, протяженных во времени, комплексов образовательных мероприятий.Тем более, что цель бывает одна, а задач может быть несколько.
Для конкретного занятия (ООД) подойдут конкретные задачи, которые должны быть решены к концу этой образовательной деятельности (через 15 минут в младшей или через 30 минут в подготовительной группе). То есть, если педагог написал задачу в конспекте ООД, то он должен ее решить в процессе ООД. Поэтому в конспекте не нужно писать по 10-15 задач. Пять, максимум шесть.
Задачи можно разделить:
– на 3 группы: развивающие, обучающие, воспитательные (воспитывающие),
– на 2 группы: образовательные,развивающие.Многие педагоги вместо слова «обучающие» пишут слово «образовательные», имея в виду только обучающие задачи. Но понятие«образование» (закон «Об образовании в РФ») включает в себя процесс обучения и воспитания. Значит, в группу образовательных задач нужно включать и обучающие, и воспитательные задачи. В этом случае будет только две группы задач: развивающие и образовательные.
Обучающие задачиуказывают на то, чему будут учиться дети на занятии. В задачах не желательно писать глагол «учить»! Глагол «учить» употребляется, если педагог учит ребенка каким-либо техникам (например, учить подскокам, или: учить держать карандаш, или: учить технике рисования, указать какой )! Грамотнее писать — «формировать представления, умения», «способствовать формированию навыков», «создавать условия», «развивать», «приобщать» и т.д.
Воспитательные (воспитывающие)задачиуказывают на то, какие умственные, эстетические, моральные и нравственные качества будут формироваться на занятии.
Развивающие задачи указывают на то, что будет закрепляться, уточняться на занятии, развитие каких психических функций детей будет задействовано.
Можно слово «задачи» заменить словосочетанием «программное содержание».
5. Далее указывают:
– методы и приемы;
– словарную работу;
– материал и оборудование;
–можно указать: предварительную работу;
– можно указать: планируемые (или ожидаемые) результаты.
6. Ход организованной образовательной деятельности.
Вводная часть (мотивационный этап). Педагог должен мотивировать детей на включение в познавательную (или игровую) деятельность при помощи проблемной (или игровой) ситуации. В конспекте прописывается эта ситуация.
Основная часть (содержательный, деятельностный этап). В конспекте прописываются образовательные ситуации, проблемные ситуации, игровые ситуации, ситуации общения, речевые упражнения, дидактические игры и др. В процессе данных ситуаций и игр детям даются новые знания (формируются новые представления), закрепляются уже полученные, решаются проблемные вопросы.
При необходимости прописывается (и, соответственно, проводится) физминутка.
Заключительная часть (рефлексивный этап). Нужно продумать вопросы, при помощи которых педагог фиксирует или закрепляету воспитанников новые понятия, новые представления, новые техники, а также помогает детям анализировать собственную и коллективную деятельность в процессе ООД (это должны быть вопросы, исключающие односложного ответа «да», «нет»).
В конспекте занятия не надо писать четкие ответы детей, ответы не предсказуемы, это не сценарий.Предполагаемые ответы можно указать в скобках.