Как составить план конспект занятия в доу по фгос

Муниципальное дошкольное учреждение Нерчинско-Заводский детский сад «Теремок»

Методические рекомендации

Требования к   плану – конспекту занятия, организованной

   образовательной деятельности по ФГОС ДО

Подготовила методист: Баранова Т.Ф

1 страница конспекта

Требования к   плану – конспекту занятия, организованной

   образовательной деятельности по ФГОС

1. Оформление титульного листа

Титульный лист 

Название учреждения (полностью, по уставу)

Конспект организованной образовательной деятельности

Тема: указать образовательная область

Группа, месяц число

Ф.И.О педагога должность (В правом нижнем углу)

Населенный пункт

 Год

2 страница конспекта

Тема ООД:

Классификация (Тип) ООД:

1. Занятия по сообщению новых знаний.

2. Занятия по закреплению знаний, умений, навыков.

3. Занятия по обобщению и систематизации.

4. Итоговые.

 5. Учетно-проверочные.

Формы ООД:

Отдельного внимания заслуживают формы ООД в ДОУ по ФГОС, отличающиеся не только количественным составом участников, но и по характеру взаимодействия:

1. Индивидуальная, предусматривающая проведение педагогической работы с одним ребенком. Она не требует больших временных затрат, но характеризуется неэкономичностью распределения ресурсов, ограничивает возможность активного взаимодействия с другими малышами и может провоцировать эмоциональный дискомфорт.

2. Групповая (индивидуально-коллективная). Для ее реализации детей разделяют на подгруппы с учетом общности интересов или поставленных задач, при этом главной задачей воспитателя становится обеспечение их эффективного взаимодействия.

3. Фронтальная (работа со всей группой). Привлекательна единством содержания, четкостью организационной структуры, простотой управления, экономичностью распределения педагогических ресурсов, но не позволяет индивидуализировать обучение.

 Виды ООД в ДОУ по ФГОС

 Комбинированная: предусматривает объединение в один комплекс различных видов активности, не имеющих между собой обоснованных логических связей (лепка и подвижная игра). Целостность педагогического воздействия может достигаться за счет выбора единой темы.

Комплексная: организация различных видов деятельности, один из которых выделяется в качестве основного, а остальные — служат вспомогательными компонентами. Так, после беседы о правилах поведения в общественном транспорте воспитатель может предложить создать рисунки по теме.

Интегрированная: базируется на сочетании знаний из разных предметных областей для комплексного рассмотрения вопроса, например, знакомство с понятием «настроение» в ходе чтения литературного произведения, рассматривания иллюстраций, прослушивания музыки.

Цель:(Необходимо грамотно и четко составить цель, это главный компонент ООД). Организуя ООД с дошкольниками, необходимо, прежде всего, определить её главную цель. А заключается она в том, будет ли эта организованная образовательная деятельность носить развивающий характер или преследовать сугубо обучающую цель. Во время обучающей ОД (часто её называют традиционной) дети накапливают необходимый личностный опыт: знания, умения, навыки и привычки познавательной деятельности, а во время развивающей они, используя приобретённый опыт, самостоятельно добывают знания.

Цель – это образ желаемого результата.

Цель – намерение, желание, устремление, мечты, социальный заказ и др.

Цель должна ориентировать деятельность педагога на выбор средств и создание условий необходимых и достаточных для их достижения.

Алгоритм постановки цели:

1. Оцените имеющиеся проблемы и определите главную, четко ее сформулируйте.

2. Определите шаги (действия) по её решению, их последовательность.

3. Сформулируйте точно промежуточный результат (эффект) от исполнения каждого шага (действия).

4. Оцените какие (и сколько) их этих шагов (действий) можно осуществить в рамках одной ООД.

5. Сформулируйте цель ООД, содержащую описание эффекта от действий, которые вы планируете осуществить в рамках одной ООД. То, что предлагает делать взрослый, ребенку обязательно должно быть нужно и интересно, а осмысленность для ребенка, предлагаемой взрослым деятельности есть главный залог развивающего эффекта.

Задачи: Задача ООД триедина: 

И для конкретной образовательной деятельности подойдут конкретные задачи, которые должны быть решены к концу этой образовательной деятельности. То есть, если педагог написал задачу в конспекте ООД, то он должен ее решить в процессе ООД. Поэтому в конспекте не пишите по 10-15 задач. Пяти, максимум шести хватит. В задачах не писать глагол «учить»! Грамотнее писать — «способствовать», «формировать умение», «создавать условия», «развивать», «приобщать» и т.д. Задачи можно разделить на 3 группы: развивающие, обучающие, воспитательные (воспитывающие). Обращаю Ваше внимание на интересный нюанс: многие педагоги вместо слова «обучающие» пишут слово «образовательные», имея в виду только обучающие задачи. А ведь в понятие «образование» (читайте закон «Об образовании в РФ») входит и обучение, и воспитание. Значит, в образовательных задачах будут и обучающие, и воспитательные вместе. В этом случае у Вас будет 2 группы задач: развивающие и образовательные.

Реализация задач происходит через проблемные ситуации, экспериментальную работу, дидактические игры и др. Связующим звеном выступает тема (образ) рассматриваемая во время ООД

Предварительная работа:

 При планировании занятий педагог определяет, какая предварительная работа должна быть проведена с детьми- наблюдения, беседа, чтение рассказа, знакомство с новой игрушкой и т. п. Для уточнения представлений детей проводятся специальные экскурсии с целью наблюдения объектов изображения, игры, в процессе которых ребенок осваивает форму, цвет, объем. В старших группах детям можно поручить провести наблюдение самостоятельно, например, при подготовке к работе на тему «Дом, в котором я живу» педагог сообщает о том, что и как следует наблюдать. Предварительная беседа способствует более внимательному рассматриванию предмета, стремлению запомнить то, что надо будет нарисовать. Ребенок приучается продумывать содержание и последовательность предстоящей работы.

Словарь новых слов это новые слова, значение которых детям надо объяснить.

Методы обучения:

Метод – это способ достижения цели.

Обучение осуществляется различными методами, способ достижения цели. Каждый метод состоит из определённых приёмов. 

Приём обучения в отличие от метода направлен на решение более узкой учебной задачи. Сочетание приёмов образует метод обучения. Чем разнообразнее приёмы, тем содержательнее и действеннее метод, в который они входят. Например, в старшей группе – метод беседа включает в себя распространённые приёмы: вопросы к детям, пояснение, рассказывание самими детьми. Одни и те же приёмы могут входить в разные методы обучения. Например, приёмы запоминания, использования загадки, показа действий, вопросов входят в состав методов наблюдения, беседы, упражнения, экспериментирования и др.

Выбор метода обучения зависит от цели и содержания ООД. При обучении рисованию, конструированию, пению ведущим методом станет упражнение, т.к. без этого нельзя научить рисовать, конструировать, петь. Все методы используются в совокупности, в различных комбинациях друг с другом, а не изолированно.

Практические:

– опыт

– упражнение

экспериментирование

-моделирование

Наглядные:

– наблюдение

– демонстрация наглядных пособий

Словесные:

-рассказ педагога

-беседа

-чтение художественной литературы

Игровые:

-дидактическая игра

-воображаемая ситуация в развёрнутом виде 

Оборудование и материалы:

Для педагога:

Для детей:

Наглядные пособия:

Использование Т.С.О.

Список используемой литературы:

Структура ООД

I Вводная часть

Само занятие начинается с первой (вводной или вступительной) части, которая длится 3-5 минут и включает в себя:

 – Организационный момент (привлечение внимания детей к воспитателю, отвлечение от тех видов деятельности, которыми дети были заняты ранее; напоминание правил дисциплины; приведение в порядок внешнего вида детей и т.п.).

– Сюрпризный или заинтересовывающий момент (появление героя, персонажа, конверта, картины, игрушки, прочтение стихотворения, отгадывание загадки и др.)

– Разворачивание сюжета занятия, если он предусмотрен.

 – Сообщение цели занятия.

На одном занятии во вводной части могут присутствовать не все выше перечисленные компоненты;

очень желательно, чтобы занятие было сюжетным или проходило в игровой форме;

при оформлении конспекта обязательно отмечать цифрой I начало первой части, полностью слова «вводная часть» и т.п., указывать не следует. Таким образом, цель данной части занятия – вызвать интерес к занятию, желание, потребность в предстоящей деятельности, активизировать познавательный интерес, соответствующие эмоциональные проявления.

II. Основная часть

Вторая часть – основная состоит из последовательно сменяющих друг друга игр и заданий, связанных одним сюжетом или целью. Длительность её определяется соответственно возрастной группе. (Посчитайте сами, не забудьте от времени занятия отнять время итоговой и вводной части).

При оформлении конспекта обязательно отмечать цифрой II начало второй части, полностью слова «основная часть».

 Необходимо, чтобы перед каждым заданием воспитатель формировал перед ребенком мотив для деятельности (поможем Незнайке, расколдуем город, узнаем, кто из нас самый ловкий, порадуем маму).

Во время хода основной части необходимо предусмотреть смену видов деятельности противоположных друг другу по степени активности и по участвующим анализаторам,

По мере утомления детей проводится физкультминутка, которая так же должна (желательно) согласовываться с темой или сюжетом занятия.

 Так же одним из требований к занятию является степень активности детей – больше делают, думают, догадываются, рассуждают, говорят дети, а не воспитатель. Воспитатель создает условия, чтобы ребенок почти все смог сделать сам.

 Рекомендуется включение в деятельность как можно большего количества анализаторов – в данном случае усвоенная ребенком информация будет более системной, разносторонней и прочной. Например: разучивание артикуляции – смотрим в зеркало, слушаем что произносим, рукой контролируем силу выдоха или вибрацию голосовых связок. Общая цель основной части решить все задачи, поставленные в программном содержании, и реализовать запланированную индивидуальную работу с детьми

III. Заключительная часть Третья часть – итоговая

Включает в себя:

 – Обобщение

 – вспоминание что делали, чем занимались, которое в младших группах делает воспитатель, а в старших, сами дети, по вопросам воспитателя. «Что больше всего понравилось… Какое задание было самым трудным… В какую игру научим дома играть папу…, Что запомнилось,…, Что удивило…?) Воспитатель обобщает ответы детей. Пример. Восп: «какое задание мы выполняли первым?». Дети: «Мячик кидали…». Восп.: «Правильно, мячик кидали и вспоминали названия домашних животных».

 – Общая и поименная оценка детей в виде анализа (то есть не просто «молодец», а потому что громче всех отвечал, руку поднимал, не выкрикивал и т.п.). Начиная со старшей группы, детей не только хвалим, но и указываем на некоторые их недостатки и советуем, как справиться с ними.

 – Создание благоприятного эмоционального состояния (игра, художественное слово, прослушивание музыкального произведения), вызывающего желание еще раз побывать на таком занятии, пережить подобный сюжет; устойчивый познавательный интерес к данной тематике, посредством поручений, рекомендаций, советов.

 – Выход в другой вид деятельности. Например: «К нам сегодня приходили веселые зайчата, они нам очень понравились, а давайте, чтобы они к нам еще вернулись, сделаем для них домики из строительного материала».

 При оформлении конспекта обязательно отмечать цифрой III начало третьей части, полностью слова «итоговая часть» и т.п., указывать не следует.. После составления, исправления и проверки черновика конспекта занятия, оформляется чистовой вариант по нижеизложенной схеме. Особое внимание следует уделять аккуратности, наглядности, доступности оформления конспекта занятия. Обобщенная схема конспекта занятия 1. В конспекте используется шрифт – TimesNewRoman, шрифт 14

Ход ООД пишется в прямой речи. Обязательно пишутся все слова, которые воспитатель будет говорить, предполагаемые ответы детей, обобщения воспитателя. Если по ходу занятия воспитателю нужно выполнить какие-то действия, это указывается в конспекте.

В январе –феврале для детей дошкольных групп с 3 лет рекомендуется организовывать недельные каникулы (музыкальные развлечения , спортивные мероприятия, Художественно-эстетическая деятельность)

Приложение 1

Структура ООД

Первая мл.гр

Вторая мл.гр

Средняя группа

Старшая группа

Вводная часть

1мин

1.5мин

2мин

3мин

Основная часть

8мин

12.5

17мин

20мин

Итоговая (Заключительная )часть

1минут

1мин

1мин

2мин

«Форма и структура написания плана – конспекта занятия в ДОУ по ФГОС»

С введением ФГОС дошкольного образования  изменился подход, к организации и проведению непосредственно образовательной деятельности с детьми.

Наряду с  традиционными занятиями, построенными в логике учебной модели, проводятся занятия в   форме увлекательной совместной деятельности, в процессе которой педагог решает программные задачи. Переосмысливается роль педагога, который становится где-то  «помощником», а где-то «координатором» или «наставником», а где-то непосредственным источником информации.

Позиция педагога дошкольного образования по отношению к детям изменяется и приобретает характер сотрудничества, когда ребенок выступает в ситуации совместной с педагогом деятельности и общения равноправным партнером.

Новые  подходы, к организации и проведению занятий  с детьми естественным образом влекут за собой изменения в оформление сопровождающих образовательный процесс методических материалов, а именно конспектов.

Большинство педагогов, не придаёт этому значение, продолжая писать конспекты в виде длинных текстов, где в основном описывается деятельность педагога («воспитатель рассказывает», «воспитатель предлагает» и т.д.). Такая устаревшая форма конспекта не даёт полного и целостного представления о совместной деятельности взрослых и детей на занятии:

  • соблюдение структуры занятия;
  • смена видов детской деятельности;
  • смена форм организации детей;
  • соотношение совместной и самостоятельной детской деятельности;
  • плотность занятия;
  • адекватность форм организации, методов и приёмов поставленным задачам и т.д.

В конспекте педагоги размещают стихи, загадки, игры и прочие материалы, которые увеличивают объём конспекта в разы и затрудняют восприятие и понимание сути (ядра) самого мероприятия. Гораздо целесообразней было бы эти материалы оформить в виде приложения к конспекту.

Кроме того существует проблема определения цели и задач занятия –  педагоги часто путают эти понятия; дают своим мероприятиям названия не отражающие ни сути, ни цели педагогического взаимодействия.

         В связи с этим, возникает острая необходимость прийти к общему пониманию логики оформления конспектов.  Важно выработать единую форму, которая была бы не только информативной, т.е. давала бы точное представление о содержании деятельности как, педагога так и детей на занятии,   но и уже на стадии составления конспекта помогла педагогу сориентироваться в  ключевых моментах педагогического мероприятия для грамотного его построения.

Структура конспекта

Цель  

Что такое цель? Цель – это конечный результат, то к чему мы стремимся. Цель осуществляется через задачи, которые по отношению к цели являются средствами, т.е. поэтапное решение поставленных задач приводит к  достижению цели. Рекомендуется цель определять существительным от глагола: создание условий, формирование, воспитание, укрепление и т.д.

Алгоритм постановки цели:

  1. Оцените имеющиеся проблемы и определите главную, четко ее сформулируйте.
  2. Определите шаги (действия) по её решению, их последовательность.
  3. Сформулируйте точно промежуточный результат (эффект) от исполнения каждого шага (действия).
  4. Оцените какие (и сколько) их этих шагов (действий) можно осуществить в рамках одной ООД.
  5. Сформулируйте цель ООД, содержащую описание эффекта от действий, которые вы планируете осуществить в рамках одной ООД.

То, что предлагает взрослый, ребенку обязательно должно быть интересно для него, а осмысленность для ребёнка, предлагаемой взрослым деятельности есть главный залог развивающего эффекта.

Задача – то, что требует исполнения, решения.

Задачи по отношению к цели являются и бывают:

Обучающими

Развивающими

Воспитывающими

Воспитание – это формирование первичных ценностных представлений («что такое хорошо и что такое плохо», основ нравственности, восприятия традиционных российских ценностей, патриотизм и пр.); формирование положительной мотивации (уверенности в себе, инициативности, позитивного отношения к миру, к себе к другим людям, стремления «поступать хорошо», отношение к образованию как к одной из ведущих жизненных ценностей, стремление к здоровому образу жизни и пр.).

Развитие  – развитие общих способностей, таких как познавательный интерес, умение думать анализировать, делать выводы (когнитивные способности); умение взаимодействовать с окружающими, общаться, работать в команде (коммуникативные способности); умение следовать правилам и нормам, ставить цели, строить и выполнять планы, регулировать своё поведение и настроение (регуляторные способности); развивать специальные способности и одарённости.

Обучение – это усвоение конкретных элементов социального опыта, освоение новых знаний, умений навыков, для чего необходимы правильно организованные занятия.

Рекомендуется формулировать задачи глаголом в неопределенной форме: закрепить, обобщить, формировать, развивать, воспитывать и т.д. Соблюдать четкость и конкретность в формулировке задач (не просто расширить (закрепить) представления о зиме, а что именно дети узнают (закрепляют) о зиме в рамках данного занятия). Это относится и к формулировке развивающих задач: не просто развитие умственных способностей детей, а каких конкретно (перечислить).

Следует помнить, что каждая новая задача пишется с новой строчки.

Технические средства обучения

Когда задачи будут сформулированы, необходимо указать, какое оборудование будет использовано в ООД (например: проектор, доска, мольберт, настенная доска, кубы, подставки и т.д.).

Демонстрационный материал

Далее указывается демонстрационный материал, где перечисляются не только все пособия, картины, но и указываются их авторы, количество, размеры.

Раздаточный материал

Описывая раздаточный материал, обязательно перечисляется, какой берется материал с указанием размера и количества.

Предшествующая работа

Далее необходимо описать предшествующую работу воспитателя по подготовке к занятию:

что оформили, что изготовили, что составили, изучили, написали и т.д.

Предварительная работа

После этого указывается предварительная работа с детьми, весь объем фронтальной и индивидуальной работы с детьми (куда ходили на экскурсию, за каким объектом наблюдали, что читали детям, что выучили и т.д.)

Словарная работа

В конспекте указывается и словарная работа – это новые слова, значение которых детям надо объяснить.

Далее содержание образовательной деятельности описывается в таблице, которая называется план-конспект.  

Образец:                             План – конспект

Части

занятия

Этапы занятия

Время

Содержание

деятельности, приёмы

Деятельность воспитателя

Действия детей

Задачи

I

Вводная часть

Мотивация, создание проблемной ситуации

900 – 903

Приветствие

Игра «…»

Воспитатель предлагает…

Дети стоят стайкой (в кругу, сидят на ковре и т.д.)

Какие

задачи

решаются

в этой

части

занятия –

создать доброжелательное настроение,

вызвать интерес к предстоящей деятельности

и т.д.

Сюрпризный момент:

«Кукла Маша пришла в гости к ребятам…»

II

Основная часть

1.Совместная и деятельность

903– 908

2. Самостоятельная деятельность

908 – 912

Динамическая пауза «Зоопарк»

3. Совместная и деятельность

912 – 916

4. Самостоятельная деятельность

916– 920

III

Заключительная

часть

Рефлексия (анализ собственной деятельности)

920 – 922

Итак, если кратко описать все вышеупомянутое, то структура конспекта, выглядит следующим образом:

  1. Тип, вид, тема ООД с указанием возрастной группы детей
  2. Программное содержание : цель, задачи

 (обучающие, развивающие, воспитывающие задачи).

  1. Словарная работа.
  2. Оборудование занятия.
  3. Демонстрационный материал.
  4. Раздаточный материал.
  5. Предшествующая работа воспитателя по подготовке к занятию.
  6. Предварительная работа с детьми

(со всей группой, с подгруппой, индивидуально).

  1. Структура занятия в виде плана – конспекта

В конце завершающие фразы или анализ занятия.

Типы занятий:

  1. Занятия, по сообщению новых знаний.
    2. Занятия по закреплению знаний, умений, навыков.
    3. Занятия по обобщению и систематизации.
    4. Итоговые.
    5.Учетно-проверочные.
    6. Комбинированные (смешанные, объединенные).
    7. Комплексные.
    8. Интегрированные

(по принципу объединения нескольких видов детской деятельности и разных средств речевого развития).

Интеграция может быть по тематическому принципу.

Например:
1) чтение о птицах;
2) коллективное рисование птиц;
3) рассказывания по рисункам.

Дополнительная информация

Не забывайте про методическое обеспечение педагогического процесса. Любая деятельность начинается с мотива.

Мотив – это причина, побуждающая к действию. Раньше мотивом мы называли заинтересовывающий момент перед занятием.

Выделяют следующие мотивы деятельности для детей:

Игровая. Потребность своей значимости ребёнок может реализовать, «помогая» различным игрушкам решать их практические и интеллектуальные проблемы.

Мотивация общения. Мотивация строится на желании ребёнка чувствовать свою необходимость и значимость в условии помощи взрослому.  Взрослый обращается к ребёнку с просьбой помочь ему, он говорит, что без помощи ребёнка никак не обойтись. При этом не забывает благодарить ребёнка.

Мотивация личной заинтересованности. Эта мотивация побуждает ребёнка к созданию разных предметов для собственного потребления.

После мотивации идёт методика проведения занятия. В этом разделе следует выделять части занятия. Ответы детей в конспектах не пишутся.

«Структура написания конспекта НОД в ДОУ по ФГОС»

Вверху титульного листа указывается полное название дошкольного учреждения. Примерно посередине листа идёт надпись:

Конспект

Непосредственной образовательной деятельности по (Область)

На тему«…»

для детей ___ группы.

Ниже названия конспекта справа указывается фамилия автора и его должность.

В конце титульного листа, посередине пишется ваш населенный пункт, а ещё ниже год, когда написан конспект.

Следующий лист начинается с программного содержания.

Туда входит цель и задачи НОД.

Что такое цель? Цель – это конечный результат, то к чему мы стремимся. Цель осуществляется через задачи, которые по отношению к цели являются средствами, т. е. как мы будем выполнять эту цель. Рекомендуется цель определять существительным от глагола: создание условий, формирование, воспитание, укрепление и т. д.

Алгоритм постановки цели:

1. Оцените имеющиеся проблемы и определите главную, четко ее сформулируйте.

2. Определите шаги (действия) по её решению, их последовательность.

3. Сформулируйте точно промежуточный результат (эффект) от исполнения каждого шага (действия).

4. Оцените какие (и сколько) их этих шагов (действий) можно осуществить в рамках одной НОД.

5. Сформулируйте цель НОД, содержащую описание эффекта от действий, которые вы планируете осуществить в рамках одной НОД.

То, что предлагает делать взрослый, ребенку обязательно должно быть нужно и интересно, а осмысленность для ребенка, предлагаемой взрослым деятельности есть главный залог развивающего эффекта.

Задача – то, что требует исполнения, решения.

Задачи по отношению к цели являются и бывают:

Обучающими;

Развивающими;

Воспитывающими.

Рекомендуется формулировать задачи глаголом в неопределенной форме: закрепить, обобщить, формировать, развивать, воспитывать и т. д. Соблюдать четкость и конкретность в формулировке задач (не просто расширить (закрепить) представления о зиме, а что именно дети узнают (закрепляют) о зиме в рамках данного занятия). Это относится и к формулировке развивающих задач: не просто развитие умственных способностей детей, а каких конкретно (перечислить).

Следует помнить, что каждая новая задача пишется с новой строчки.

Когда задачи будут сформулированы, необходимо указать, какое оборудование будет использовано на данном НОД ( например: магнитофон, доска, мольберт, настенная доска, кубы, подставки и т. д.).

Далее указывается демонстрационный материал, где перечисляются не только все пособия, картины, но и указываются их авторы, количество, размеры.

Описывая раздаточный материал, обязательно перечисляется, какой берется материал с указанием размера и количества.

Далее необходимо описать предшествующую работу воспитателя по подготовке к занятию:

что оформили, что изготовили, что составили, изучили, написали и т. д.

После этого указывается предварительная работа с детьми, весь объем фронтальной и индивидуальной работы с детьми (куда ходили на экскурсию, за каким объектом наблюдали, что читали детям, что выучили и т. д.)

После этого пишется, какую индивидуальную работу, с кем (указываются имена и фамилии детей) в какой части занятия планируется провести. Желательно не забыть вписать эту работу в ту часть занятия в конспекте, в которую вы запланировали.

Далее описывается структура и методические приемы, используемые на занятии. Указываются части занятия и конкретные методические приемы.

В конспекте указывается и словарная работа – это новые слова, значение которых детям надо объяснить.

Указываются части занятия и конкретные методические приемы.

Далее описывается организация детей на непосредственно образовательной деятельности. Указывается размещение столов, оборудования, посадки и размещение детей – при необходимости помещается план размещения.

Если размещение детей в разных частях занятия меняется, описывается, каким образом осуществляется переход от одной части занятия к другой.

И, наконец, начинается описание хода занятия. Ход занятия пишется в прямой речи. Обязательно пишутся все слова, которые воспитатель будет говорить, предполагаемые ответы детей, обобщения воспитателя. Если па ходу занятия воспитателю нужно выполнить какие-то действия, это указывается в конспекте.

Занятие завершается словами анализа.

Итак, если кратко описать все вышеупомянутое, то структура конспектавыглядит следующим образом:

1. Тип, вид, тема НОД с указанием возрастной группы детей

2. Программное содержание

(обучающие, развивающие, воспитывающие задачи).

3. Словарная работа.

4. Оборудование занятия.

5. Демонстрационный материал.

6. Раздаточный материал.

7. Предшествующая работа воспитателя по подготовке к занятию.

8. Предварительная работа с детьми

(со всей группой, с подгруппой, индивидуально).

9. Индивидуальная работа с детьми на НОД

(какая, с кем, в какой части занятия).

10. Структура занятия и методические приемы.

11. Организаций детей на занятии.

12. Ход занятия (в прямой речи).

В конце завершающие фразы или анализ занятия.

Напоминаем типы занятий:

1. Занятия, по сообщению новых знаний.

2. Занятия по закреплению знаний, умений, навыков.

3. Занятия по обобщению и систематизации.

4. Итоговые.

5. Учетно-проверочные.

6. Комбинированные (смешанные, объединенные).

7. Комплексные.

8. Интегрированные

(по принципу объединения нескольких видов детской деятельности и разных средств речевого развития).

Интеграция может быть по тематическому принципу.

Например:

1) чтение о птицах;

2) коллективное рисование птиц;

3) рассказывания по рисункам.

Дополнительная информация

Не забывайте про методическое обеспечение педагогического процесса. Любая деятельность начинается с мотива.

Мотив – это причина, побуждающая к действию. Раньше мотивом мы называли заинтересовывающий момент перед занятием.

Выделяют следующие мотивы деятельности для детей:

Игровая. Потребность своей значимости ребёнок может реализовать, «помогая» различным игрушкам решать их практические и интеллектуальные проблемы.

Мотивация общения. Мотивация строится на желании ребёнка чувствовать свою необходимость и значимость в условии помощи взрослому. Взрослый обращается к ребёнку с просьбой помочь ему, он говорит, что без помощи ребёнка никак не обойтись. При этом не забывает благодарить ребёнка.

Мотивация личной заинтересованности. Эта мотивация побуждает ребёнка к созданию разных предметов для собственного потребления.

После мотивации идёт методика проведения занятия. В этом разделе следует выделять части занятия. Ответы детей в конспектах не пишутся.

Рекомендации для воспитателей ДОУ по оформлению конспекта НОД в соответствии с «ФГОС ДО»Рекомендации для воспитателей ДОУ по оформлению конспекта НОД в соответствии с «ФГОС ДО»

Федеральный Государственный образовательный стандарт дошкольного образования (далее ФГОС ДО) – это документ, определяющие нормы и требования, обязательное содержание образовательных программ, максимальный объём учебной нагрузки, уровень усвоения программы выпускников ДОУ, а также основные требования к обеспечению процесса образования. С введением ФГОС ДО меняется подход к организации и проведению непрерывной образовательной деятельности с детьми. Происходит отказ от традиционных занятий, построенных в логике учебной модели. Занятие понимается как увлекательная игра с детьми, в процессе которой педагог решает программные задачи. Переосмысливается роль педагога, который становится в большей степени «координатором» или «наставником», чем непосредственным источником информации. Вступает в силу модель сотрудничества, когда ребенок выступает в ситуации совместной с педагогом деятельности и общения равноправным партнером.

Непрерывная образовательная деятельность — основная форма обучения в детском саду. Систематическое обучение во время непрерывной образовательной деятельности — важное средство образовательной работы с детьми дошкольного возраста.

Педагогическая деятельность – имеет огромный потенциал для решения задач, поставленных обществом. Она должна быть современная – это и совершенно новая, и не теряющая связи с прошлым, одним словом – актуальная на сегодняшний день.

Скачать конспект

Принципиальное отличие современного подхода – это ориентация стандартов на результаты освоения основных образовательных программ. Под результатами понимается не только предметные знания, но и умение применять эти знания в практической деятельности.

Для того, чтобы конспект, план – конспект или технологическая карта планируемого занятия был эффективным помощником нужно начать с правильного оформления – этого документа, так как это основной документ воспитателя, без которого не может состояться ни одна организованная деятельность. Здесь необходимо отразить современные тенденции развития дошкольников.

Итак, приступим к оформлению:

Титульный лист (сверху – вниз)

Указываем (выравнивание по центру):

  • полное название учреждения или сокращенное (утверждённое) название ДОУ;
  • интеграцию образовательных областей (ОО), если она присутствует, с указанием названий этих областей или конкретную ОО (например, Конспект образовательной деятельности по речевому развитию);
  • возрастную группу;
  • тему вашего НОД;

(выравнивание по правому краю):

  • составитель (с указанием квалификационной категории (по желанию);
  • ФИО воспитателя (можно инициалы или полностью);

(выравнивание по центру)

  • город;
  • год (важно).

Структура конспекта.

1) Ставим цель занятия.

Цель – это конечный результат, то, к чему мы стремимся. Цель осуществляется через задачи, которые по отношению к цели являются средствами, т.е. поэтапное решение поставленных задач приводит к достижению цели. Цель одна!

Рекомендуется цель определять существительным от глагола: создание условий, формирование, воспитание, укрепление и т.д.

2) Формулируем задачи (их может быть много, но не более 5, так как большее количество задач сложно реализовать в ходе одного занятия).

Стремиться к триединству задач, а именно разбивать их по группам:

  • Обучающие;

Обучение – это усвоение конкретных элементов социального опыта, освоение новых знаний, умений навыков, для чего необходимы правильно организованные занятия.

  • Развивающие;

Развитие — развитие общих способностей, таких как познавательный интерес, умение думать анализировать, делать выводы (когнитивные способности); умение взаимодействовать с окружающими, общаться, работать в команде (коммуникативные способности); умение следовать правилам и нормам, ставить цели, строить и выполнять планы, регулировать своё поведение и настроение (регуляторные способности); развивать специальные способности и одарённости.

Рекомендуется формулировать задачи глаголом в неопределенной форме (Что делать?): закрепить, обобщить, формировать, развивать, воспитывать и т.д.

Соблюдать четкость и конкретность в формулировке задач (не просто расширить (закрепить) представления о каком-то явлении, а что именно дети узнают (закрепляют) в рамках данного занятия).

  • Воспитывающие.

Воспитание – это формирование первичных ценностных представлений ( «что такое хорошо и что такое плохо», основ нравственности, восприятия традиционных российских ценностей, патриотизм и пр.); формирование положительной мотивации (уверенности в себе, инициативности, позитивного отношения к миру, к себе к другим людям, стремления «поступать хорошо», отношение к образованию как к одной из ведущих жизненных ценностей, стремление к здоровому образу жизни и пр.).

3) Планируем результат – это то, к чему мы стремимся и как правило более высокое, чем поставленные задачи 1-3 предложения);

4) Продумываем материально-технические ресурсы:

Технические средства обучения:

Когда задачи будут сформулированы, необходимо указать, какое оборудование будет использовано в НОД (например: проектор, доска, мольберт, настенная доска, кубы, подставки и т.д.).

Демонстрационный материал:

Далее указывается демонстрационный материал, где перечисляются не только все пособия, картины, но и указываются их авторы, количество, размеры.

Раздаточный материал: Описывая раздаточный материал, обязательно перечисляется, какой берется материал с указанием размера и количества.

5) Описываем предварительную работу (беседа, рассматривание иллюстраций, книг, энциклопедий, чтение стихотворений, рассказов, подготовка шаблонов фона для рисунка и т. д.). Помните, что ваш конспект должен быть универсальным средством, которое будет понятно и другим педагогам, в случае транслирования вашего опыта в публикациях)

6) Разрабатываем методы, приёмы применения той или иной современной педагогической технологии (в ходе НОД): Игровой, наглядный, экспериментально — практическая деятельность детей, вопросы к детям, словесная или дидактическая игра, использование художественной литературы, словарная работа или активизация словаря; индивидуальная работа. Возможен и дифференцированный подход, в том числе с участием родителей в НОД (если это необходимо).

7) Указываем, какую словарную работу провели перед проведением НОД (активизация словаря в ходе занятия);

Требования к содержанию НОД по ФГОС ДО:

  • соответствие с поставленными задачами, в том числе и с воспитательными;
  • интересное для детей, доступным, в меру сложным,
  • направленность не только на закрепление, уточнение того, что дети знают и умеют, но и на расширение, обогащение опыта детей,
  • формирование новых представлений;
  • продумывание единой линии содержания (по возможности);
  • практическое направление (связь содержания с жизнью, обсуждение того, где это встречается, где это может быть использовано);
  • наличие интегративных связей с другими образовательными областями с целью актуализации имеющихся знаний и умений из других видов деятельности;
  • реализация гендерного подхода (если позволяет содержание);
  • имеет воспитательную направленность положительного отношения к тому, что познают дети, развитие навыков сотрудничества, формирование личностных качеств).

В рабочем плане-конспекте НОД необходимо учитывать следующие моменты:

этап занятия, структурные компоненты деятельности, ход занятия, деятельность педагога, деятельность детей, время (минут). Всегда ориентироваться на ряд задач, которые приведут к реализации цели, путём выполнения на каждом моменте занятия. Далее структура конспекта очень проста, выравниваем по центру заголовок «ХОД НОД» и делим его на 3 части:

I. ВВОДНАЯ ЧАСТЬ

II. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

III. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ

< Предыдущая   Следующая >

 Занятие – форма организации обучения в детском саду.
Сейчас это понятие заменено другим – непосредственно образовательная деятельность
(ООД). 

1. Подготовка воспитателя к НОД (занятию). 

Подготовка воспитателя к занятиям состоит из трёх этапов:

  Планирование занятий; 

 Подготовка оборудования;

 Подготовка детей к занятию. 

Планирование занятий:

 – Отобрать программное содержание, наметить методы и приёмы, детально продумать
ход занятия.

 – Составить план – конспект, который включает в себя:

  программное содержание (образовательные, развивающие, воспитательные
задачи);

  оборудование; 

 Предварительную (и индивидуальную) работу с детьми (если необходимо); 

 Ход занятия и методические приёмы. 

Подготовка оборудования:
Накануне занятия отобрать оборудование, проверить, исправно ли оно, хватает ли
дидактического материала и т.д.
Некоторые занятия требуют более длительной предварительной подготовки
(например, если необходимо показать проросший лук, его нужно прорастить заранее). 

 При планировании экскурсии педагог должен заблаговременно сходить на место,
определить объекты для наблюдения, продумать самый короткий и безопасный
маршрут. 

Подготовка детей к занятиям: 

 Создание интереса к предстоящей работе.
Предупреждение детей о начале занятия заранее (минут за 10), чтобы дети успели
закончить свои игры и настроиться на занятие. 

Организация работы дежурных по подготовке к занятию.

 1. Структура ООД (занятия). 

Занятие включает в себя три этапа: 

 Организация детей; 

 Основная часть занятия (вводная, основная, заключительная части);
 Окончание занятия.
Организация детей:

  Проверка готовности детей к занятию (внешний вид, собранность внимания); 

 Создание мотивации, интереса к занятию (приёмы, содержащие
занимательность, сюрпризность, загадочность). 

                          Памятка ! 

Указывается размещение столов, оборудования, посадки и
размещения детей (при необходимости помещается план размещения). Если
размещение детей в разных частях занятия меняется, описывается каким
образом осуществляется переход от одной части занятия к другой.
Основная часть занятия:

  Вводная часть. Организация детского внимания: чтение стихотворения,
наблюдение, словесная дидактическая игра; создание проблемной ситуации,
стимулирующей активность детей к поиску её решения. (3 – 5 мин);

  Основная часть. Объяснение материала и показ способа действия или
постановка учебной задачи и совместное решение; дать новые знания для
решения проблемного вопроса на основе содержания разных разделов
Программы; работа по обогащению и активизации словаря, обучению связной
речи. Это может быть беседа, рассматривание, составление рассказа,
дидактическая игра, работа с поговорками и т.д. (15 – 20 мин); 

 Заключительная часть. Предлагается любая практическая работа на
закрепление полученной информации, знаний, умений и навыков (повторение и
совместные упражнения, чтение рассказа, самостоятельная работа с
дидактическим материалом, рисование и т.д.) (3 – 5 мин.). 

Окончание занятия:

  Подведение итога (анализ вместе с детьми выполненных работ, сравнение
работы с дидактическими задачами, оценивание участия детей в занятии,
сообщение о том, чем будут заниматься в следующий раз); 

 Переключение детей на другой вид деятельности. 

                      Памятка! 

Ход занятия пишется в прямой речи. Обязательно пишутся все слова,
которые воспитатель будет говорить, предполагаемые ответы детей, обобщения
воспитателя. Если по ходу занятия воспитателю нужно выполнять какие-то
действия, это указывается в конспекте.
Итак, если кратко описать все вышеупомянутое, то структура конспекта ООД
следующая: Если есть титульный лист, то вторая страница начинается с «Цели», если
без титульного листа, то выглядит следующим образом:
Тема: «Снежинки за окном» ( Times New Roman 16)
(Средняя группа № 1 , Иванов И.И.) ( Times New Roman 14) 

Образовательная область: 

Художественно-эстетическое развитие 

Тип:

 Вид: 

Цель:
З

адачи: 

Образовательные: 

Развивающие:

 Воспитательные: 

Словарная работа: 

Предварительная работа: 

Методы и приемы: 

Материалы и оборудование: 

Организация детей на занятии: 

Структура ООД: 

I. Вводная часть: 

II. Основная часть:

 III. Заключительная часть:

Ход ООД: 

Классификация занятий 

Основание
классификации 

Название 

1. Дидактическая
задача 

 Занятия усвоения новых знаний и уменийХочу такой сайт

.
 Занятия закрепления ранее приобретённых знаний.

  Занятия творческого применения знаний и умений. 

 Комбинированные занятия (одновременно решаются
несколько дидактических задач). 

2. Содержание
знаний 

 Однотемные (Классические занятия по
образовательным областям). 

 Комплексные. 

 Интегрированные. 

3. Форма
организации 

 Традиционные. 

 Нетрадиционные (занятия – соревнования, занятия –
театрализованные, занятия – консультации, занятия –
сюжетно-ролевые игры, занятия – взаимообучения,
занятия – аукционы, занятия – сомнения, занятия –
путешествия, занятия – концерты, занятия – игры:
«Следствие ведут знатоки», «Поле чудес», «Что? Где?
Когда?», КВН и т.д.)
Каждый из этих типов занятий будет отличаться структурой основной части. 

Виды занятий: 

 Комбинированное занятие
В процессе проведения занятия сочетается несколько видов деятельности (игровая,
изобразительная, музыкальная и т.д.) и используются методы и приемы из разных
педагогических методик (методика развития речи, методика развития ИЗО, методика
музыкального воспитания и т.д.). 

 Тематическое занятие (Занятие посвящено конкретной теме) 

 Комплексное занятие
Комплекс – это целостность, образующаяся из отдельных частей (искусств,
видов детской деятельности). Комплексные занятия, как правило, планируются один
раз в квартал вместо музыкального или занятия по изобразительной деятельности.
Комплексное занятие строится на знакомом детям материале. На таком занятии
решаются задачи каждого из видов деятельности.
Например: прежде чем нарисовать букет для мамы, дети поют песню о маме, на
празднике 8 марта, читают стихотворения.

  Интегрированное занятие
Занятие, включающее разнообразные виды детской деятельности, объединенные
каким-либо тематическим содержанием. Оно может состоять из двух-трех
классических занятий, реализующих разделы образовательной программы,
объединенных одной темой, или взаимосвязанных и взаимопроникающих видов
детской деятельности, где тематическое содержание выступает в роли главного.
Предполагают более глубокую форму взаимосвязи, взаимопроникновения разного
содержания воспитания и обучения детей. В интеграции один вид деятельности
выступает стержневым, другие помогают более широкому и глубокому осмыслению.
Интегрированное занятие направлено на изучение нового материала. Занятие
планируется по общей теме для нескольких предметов, может проводиться
несколькими воспитателями. Интеграция содержания учебного материала происходит
вокруг определённой темы. 

 Нетрадиционные занятия

  Занятие – творчество.
Словесное творчество детей по технологии ТРИЗ (теория решения изобретательских
задач) «Сочиняем сказки «наизнанку», « Придумаем несуществующее животное,
растение». 

 Занятие – посиделки.
Приобщение дошкольников к детскому фольклору на традиционных народных
посиделках, предполагающих интеграцию различных видов деятельности.

  Занятие – сказка.
Речевое развитие детей в рамках различных видах деятельности, объединенных
сюжетом хорошо знакомой им сказкой. 

 Занятие – пресс-конференция журналистов.
Дети задают вопросы «космонавту», героям сказок и другим, реализовывать можно
через проектную деятельность «Юные журналисты»

  Занятие – путешествие.
Организованное путешествие по родному городу, картинной галерее. Экскурсоводами
могут быть сами дети. 

 Занятие – эксперимент.
Дети экспериментируют с бумагой, тканью, песком, снегом. 

 Занятие – конкурс.
Дошкольники участвуют в конкурсах, проводимых по аналогии с популярными
телевизионными конкурсами « КВН», «Что? Где? Когда?», «Форд Боярд», «Умники и
умницы» и другими. 

 Занятие – рисунки – сочинения.
Сочинение детьми сказок и рассказов по своим собственным рисункам.
Различие комплексного и интегрированного занятия
Комплекс – это целостность, образующаяся из отдельных частей (искусств, видов
детской деятельности). Комплексные занятия, как правило, планируются один раз в
квартал вместо музыкального или занятия по изобразительной деятельности.
Комплексное занятие строится на знакомом детям материале. На таком занятии
решаются задачи каждого из видов деятельности.
Например: прежде чем нарисовать праздничную улицу города, дети поют
песню о празднике, читают стихи.
Интегрированные занятия предполагают более глубокую форму взаимосвязи,
взаимопроникновения разного содержания воспитания и обучения детей. В
интеграции один вид деятельности выступает стержневым, другие помогают более
широкому и глубокому осмыслению. Интегрированное занятие направлено на
изучение нового материала. Занятие планируется по общей теме для нескольких
предметов, может проводиться несколькими воспитателями. Интеграция содержания
учебного материала происходит вокруг определённой темы.
Например: Занятие «Сказочная птица – лебедь» включало в себя следующие
методические приёмы: 

 Рассказ об образе жизни и характерных особенностях, присущих этим птицам; 

 Беседа: поведение людей по отношению к животному миру; 

 Обсуждение образа лебедя из сказок «Дикие лебеди», «Сказка о царе Салтане»,
«Гадкий утёнок»; 

 Прослушивание фрагмента из балета П.И. Чайковского «Лебединое озеро», СенСанса «Лебедь»; 

 Выполнение творческого задания: покажи, как двигается лебедь под музыку; 

 Рассматривание картин А.А. Рылова «В голубом пространстве»,
М.А. Врубеля «Царевна Лебедь»; 

 Рисование летящих лебедей.
В этом занятии объединяются задания по разделам: «ознакомление с предметным
окружением», «ознакомление с социальным миром», «ознакомление с миром
природы» из образовательной области «Познавательное развитие»; «развитие речи» и
«художественная литература» из образовательной области «речевое развитие»;
«музыкальная деятельность», «изобразительная деятельность» из образовательной
области «Художественно-эстетическое развитие». А цель всех этих заданий:
сформировать у детей представление о сказочной птице – лебеди. 

СТРУКТУРА ЗАНЯТИЯ описание: 

• 1. Мотивация.
Педагог просто обязан предоставлять детям «свободу выбора» предстоящей
деятельности и, в тоже время, своим мастерством увлечь детей за собой. Например,
воспитатель первой младшей группы на познавательном занятии рассказала детям
сказку «Колобок», а потом предлагает мотивацию предстоящей
деятельности (коллективная аппликация персонажа Колобок)
«Ребята, Колобок убежал от бабушки и дедушки, они горько плачут. Как же мы
можем помочь бабушке с дедушкой?Далее предлагает варианты ответов: может быть
нам нарисовать Колобка и подарить его бабушке и дедушке? Таким образом, она
увлекла ребят, организовала мотивацию для рисования, заинтересовав их,также
решила воспитательную задачу: вызвать у детей желание помочь бабушке и дедушке в
поисках Колобка.
Особенности работы по созданию игровой мотивации на
разных возрастных этапах:
Младший возраст – мотивация в самом материале, поэтому нет смысла приглашать
Незнайку! Мотивации и так достаточно! У каждого ребёнка свой материал – это
важно! Материал сам ставит задачу! Проблема в том, чтобы успеть замотивировать,
пока они сами не начали с ним действовать.
Средняя группа – можно привести персонаж т. к. в этом возрасте детьми уже
освоены роли.
Старшая группа – (сюжеты, сюжетосложения) – главное не персонажи, а
сюжеты (передал письмо, самого персонажа нет, а есть письмо). Сюжеты могут быть
продолжительными (путешествие на машине времени). В ходе непосредственно
образовательной деятельности может использоваться небольшая атрибутика,
установленные роли, меняющиеся роли.
Подготовительная группа – игры с правилами, дети следят за выполнением правил.
Используется игра-соревнование с установкой на выигрыш (используются фишки).
Дать возможность каждому ребёнку побывать в ситуации выигрыша и проигрыша.
При отсутствии мотивации, нет развития логики. 

• 2. Опора на знания детей
Детям предлагается игра, предметная деятельность с диалогом, в ходе которой они
вспоминают, что поможет им познакомиться с новой темой (актуализация знаний и
умений). 

• 3. Проблема в игровой ситуации
В конце игры должно возникнуть затруднение, которое дети фиксируют в
речи. (Почему не смогли? Мы этого еще не знаем, не умеем.). Воспитатель побуждает
задавать вопросы и вместе с детьми определяет тему предстоящей деятельности. В
результате детьми делается вывод, что необходимо подумать, как всем вместе выйти
из затруднительной ситуации (совместная постановка цели и планирование).
Например, детям нужно помочь Курочке найти цыплят. Педагог может
спросить: «Вы хотите помочь Курочке найти цыплят? А как это можно
сделать?» То есть,вопрос носит проблемный характер и заставляет детей продумать
варианты ответа: позвать цыплят, отправиться вслед за ними и т. д. 

• 4. Решение проблемы. Открытие нового знания или умения
Педагог с помощью подводящего диалога на основе игровой деятельности
приводит детей к открытию нового знания или умения. Оформив в речи новое знание
или умение, дети возвращаются к ситуации, вызвавшей затруднение и проходят ее,
используя новый способ действия. 

• 5. Закрепление нового в типовой ситуации
На этом этапе проводятся игры, где детьми используется новое знание или умение
(создается игровая ситуация, которая фиксирует индивидуальное освоение каждым
ребенком нового материала). 

• 6. Итог ООД
Дети фиксируют в речи, что нового узнали, где новые знания, умения пригодятся.
В конце ООД воспитатель подводит совместно с детьми итог, привлекая детей к
самооценке (взаимооценке) результатов деятельности. 

Возрастные этапы проверки:

 • Младший возраст – указывая ребёнку на тот или иной недостаток в его
деятельности, важно подчеркнуть, какие неудобства или трудности это создаёт для
игрового персонажа. (Ребёнок нарисовал домик без окон, воспитатель от имени зайки
может сказать, что ему страшно сидеть в темноте.) В этом возрасте оценка идёт по
ходу непосредственно образовательной деятельности, а не в конце. При этом и
замечания, и подсказки (как исправить) должны исходить не от педагога, а от
игрового персонажа (зайчонок, а не воспитатель просит малыша нарисовать окна в
домике). С детьми, которые выполнили задание раньше других, педагог проводит
индивидуальные беседы (по учебному и игровому содержанию непосредственно
образовательной деятельности, беседу желательно строить как разговор двух игровых
персонажей, зайчонок и зайчиха).
Средний возраст – ребёнок учится соотносить полученный результат с
поставленной им целью и оценивать выполненную работу с точки зрения значимых
для него самого качеств.
Принимая определённую роль и действуя в ней (в роли зайчика ребёнок строит
себе дом, ребёнок спокойно воспринимает критические замечания педагога, не
реагирует отрицательно на свой неуспех. Он относится к критике как к напоминанию
выполнять определённые правила игры, в которую вместе с ним играет взрослый.
Благодаря этому у детей появляется желание довести начатое дело до конца и
добиться результата.
Старший возраст – особое внимание следует уделять формированию самооценки и
самоконтроля. Очень важно так организовать процесс обучения, чтобы каждый
ребёнок в любом виде деятельности добивался нужного результата. Также как и в
младшем возрасте, ребёнок радуется удачам, а неудача приводит к растерянности и
отказу от работы. Задача взрослого – научить детей не драматизировать неудачи, а
относиться к ним как к естественному процессу. «Не ошибается тот, кто ничего не
делает».
Методы и приёмы обучения: 

• 2 младшая группа 

• Занятие начинают с элементов игры, сюрпризных моментов – неожиданное
появление игрушек, приход «гостей» и пр. Во время занятия используются игровые
приёмы и дидактические игры. 

• Демонстрационный и раздаточный материал должен быть крупным.
Длительность занятия 10 минут. Занятие проводится по подгруппам. 

• Средняя группа 

• Используются наглядно-действенные приёмы обучения:
показ педагогом образцов и способов действий, выполнение детьми практических
заданий, включающих элементарную математическую деятельность (установление
соответствия между численностями множеств, счёт и др.) Исследовательские
действия, например, осязательно-двигательные обследования.

 • Длительность занятия 20 минут. Занятие проводится по подгруппам. 

• Старшая группа 

• Наглядные, словесные и практические методы используются в комплексе.
Пятилетние дети способны понимать познавательную задачу,
поставленную педагогом, и действовать в соответствии с его указанием. Постановка
задачи пробуждает в детях познавательную активность. (Например, «Как узнать, на
сколько длина стола больше его ширины?»)
• Расширяют виды наглядных пособий, и несколько изменяется их характер. 

• В качестве иллюстративного материала продолжают использовать игрушки, вещи.
Большое место занимает работа с картинками, с цветными и силуэтными
изображениями предметов, причём рисунки предметов могут быть схематичными. 

• Наглядной опорой служат «Заместители» реальных предметов. Повышается
роль словесных приёмов обучения: «Как можно ещё сделать? Проверить?
Сказать?»Широко используют словесные игры и упражнения: «Скажи
наоборот!» «Кто быстрее назовёт?». 

• Длительность занятия 25 минут. Занятие проводится всей группой. 

• Подготовительная группа 

• Как в старшей группе. Длительность занятия 30 минут. Проводится 2 раза в
неделю всей группой.

Добавить комментарий