Как составить план корректирующих мероприятий

Корректирующие действия

Одним из требований международных стандартов, понимание и выполнение которых часто вызывает затруднение, является требование в отношении разработки и выполнения мер коррекции и корректирующих действий по выявленным несоответствиям.

Сначала рассмотрим определения терминов, которые даны в  стандарте ИСО 9000:2015.

  • Несоответствие – невыполнение требования.
  • Коррекция – действие, предпринятое для устранения обнаруженного несоответствия.
  • Корректирующее действие – действие, предпринятое для устранения причины несоответствия и предупреждения его повторного возникновения.

Принципиальное отличие коррекции от корректирующих действий состоит следующем:

  • Коррекция должна воздействовать на объект (документ, продукцию, услугу, работника, элемент инфраструктуры…), в отношении которого выявлено несоответствие, чтобы устранить это несоответствие. В качестве составной части коррекции также принято рассматривать устранение последствия несоответствия.
  • Корректирующие действие должно воздействовать на процесс, недостатки которого стали причиной несоответствия, и быть направлено на предупреждение повторения несоответствия на всех объектах, которые задействованы в процессе.

Пункт 10.2 стандарта ИСО 9001 «Несоответствия и корректирующие действия» требует:

10.2.1 При появлении несоответствий, в том числе связанных с претензиями, организация должна:

a) реагировать на данное несоответствие и насколько применимо:

1) предпринимать действия по управлению и коррекции выявленного несоответствия;

2) предпринимать действия в отношении последствий данного несоответствия (это тоже часть мер коррекции);

b) оценивать необходимость действий по устранению причин данного несоответствия (корректирующие действия) с тем, чтобы избежать его повторного появления или появления в другом месте посредством:

1) анализа несоответствия;

2) определения причин, вызвавших появление несоответствия;

3) определения наличия аналогичного несоответствия или возможности его возникновения где-либо еще;

c) выполнять все необходимые действия;

d) проанализировать результативность каждого предпринятого корректирующего действия;

e) актуализировать при необходимости риски и возможности, определенные в ходе планирования;

f) вносить при необходимости изменения в систему менеджмента качества.

Корректирующие действия должны соответствовать последствиям выявленных несоответствий.

10.2.2 Организация должна регистрировать и сохранять документированную информацию как свидетельство:

a) характера выявленных несоответствий и последующих предпринятых действий;

b) результатов всех корректирующих действий.

Рассмотрим выполнение требований данного пункта на простом примере.

«При проведении внутреннего аудита системы менеджмента качества в производственном подразделении аудитор обратил внимание на воду, разлитую на полу. Поиск источника протечки привел к батарее системы отопления, из которой капала вода. Аудитор оформил несоответствие по пункту 7.1.3 ИСО 9001, в котором указал, что элемент инфраструктуры – батарея системы отопления – не  поддерживается в должном состоянии»

Требование 10.2.1.а.1 можно выполнить путем «ремонта батареи системы отопления  и устранения протечки воды».

Требование 10.2.1.а.2 выполняется путем «уборки воды с пола».

Это была коррекция.

Теперь нужно разработать и выполнить корректирующие действия. Для этого нужно провести анализ несоответствия (10.2.1.b.1). В ходе данного анализа нужно выявить и рассмотреть факторы, которые могли привести к несоответствию. Это могли быть внешние или внутренние факторы.

Для определения внешних факторов в англоязычной литературе рекомендуют применять  «PESTLE –анализ»:

  • Political (англ.) – политические факторы,
  • Economical – экономические,
  • Social – социальные,
  • Technological – технологические,
  • Legal – юридические,
  • Environmental – экологические.

Для определения внутренних факторов рекомендуется использовать «7М – анализ»:

  • Man – человек.
  • Machine – оборудование (производственное и вспомогательное).
  • Material – материал.
  • Method – технология.
  • Measurement  –  измерение.
  • Management – управление. 
  • Milieu (фр.) – условия.

В рассматриваемом примере нужно в первую очередь рассмотреть внутренние факторы. Хотя некоторые внешние факторы (например, экономические или юридические) также могут оказать косвенное влияние на состояние батареи системы отопления.

Согласно требованию 10.2.1.b.2 нужно определить причины несоответствия. Причин может быть несколько. Они могут воздействовать на объект (батарею системы отопления) параллельно или последовательно.

Причины, которые действуют параллельно и могут привести к несоответствию за счет суммарного (синергетического) эффекта:

  • Отсутствие контроля за состоянием системы отопления (факторы – Управление или Измерение),
  • Недобросовестная работа при выполнении предыдущего ремонта системы отопления (фактор – Человек).
  • Использование некачественных материалов при выполнении предыдущего ремонта (фактор – Материалы).
  • …….

Для определения корневых причин несоответствия принято использовать метод «5 Почему». В ходе применения данного метода определяют цепочку последовательных причин (причинно-следственных связей):

  1. Почему батарея протекает? – Никто не следит за ее состоянием (фактор – Измерение).
  2. Почему никто не следит за состоянием батарей системы отопления? – В компании отсутствует подразделение, ответственное за обслуживание системы отопления (фактор – Управление).
  3.  Почему отсутствует подразделение,  ответственное за обслуживание системы отопления? – Процесс обслуживание инженерных систем передан на аутсорсинг. Но в начале года не заключили договоры с подрядными организациями, осуществляющими обслуживание этих систем (фактор – Управление).
  4. Почему не заключили договоры с подрядными организациями? –  Недостаток финансовых ресурсов (фактор – Управление).
  5. Почему недостаточно финансовых ресурсов? – Экономический кризис…(фактор – Экономика).

Выше было рассмотрено 3 варианта ответов на вопрос №1 (отсутствие контроля, недобросовестная работа, некачественные материалы…). По каждой из установленных причин может быть выстроена собственная цепочка причинно-следственных связей. Следовательно, на одно выявленное несоответствие может быть разработано несколько корректирующих действий, направленных на устранение нескольких причин.

Также несколько причин может быть определено при ответах на вопросы №2, №3 и т.д. Но для рационального использования ресурсов важно выявить наиболее значимые причины, устранение которых позволит исключить повторения несоответствия на данном объекте и на других объектах или существенно снизить вероятность повторения.

Для наглядности результаты анализа причин несоответствия можно представить в виде следующей таблицы.

Уровень анализа

Событие (причина)

Объект

Действие

5

Экономический кризис

Государство

?

4

Отсутствие финансов

Предприятие

?

3

Отсутствие обслуживания инженерных систем

Инженерные системы

Обслуживание инженерных систем собственными силами

2

Отсутствие обслуживания системы отопления

Система отопления

Обслуживание системы отопления собственными силами

1

Отсутствие контроля состояния батареи отопления

Батарея отопления

Контроль состояния батареи отопления

0 (несоответствие)

Поломка батареи отопления

Батарея отопления

Ремонт батареи

-1 (последствие)

Вода на полу

Вода

Уборка воды

Обратите внимание, что на 4 и 5 уровнях мы ушли в рассмотрение факторов, которые находятся за рамками зоны ответственности владельца  процесса – руководителя инженерной службы. Если причина №4 «Отсутствие финансов» находится в зоне ответственности руководителя предприятия и может быть устранена на высшем уровне управления, то причина №5 «Экономический кризис» находится за пределами предприятия и не может быть устранена вообще.

В принципе, любую проблему, возникающую в организации можно переадресовать для решения высшему руководству. Но это вряд ли вызовет у руководителей энтузиазм: «Зачем нам исполнители, которые не умеют решать проблемы за счет имеющихся ресурсов?».

У любого человека, который проводит анализ причин несоответствия, всегда есть естественное желание вывести причину из зоны собственной ответственности. Поэтому метод «5 Почему» нужно применять с определенной  осторожностью.

В рассмотренном примере рекомендуется остановиться на уровне №2 и в качестве корректирующего действия «поручить контролировать состояние системы отопления назначенным сотрудникам (подразделениям), обучить…, аттестовать… и т.п.».

Чтобы выполнить требование 10.2.1.b.3 нужно «определить наличие аналогичного несоответствия или возможность его возникновения где-либо еще».

Ответ на вопрос №1 обычно относится к объекту, на котором выявлено несоответствие (батарее отопления). Нужно обязательно оценить возможность выхода из строя других элементов системы отопления, а не ограничиваться только действиями в отношении конкретной батареи.

Еще лучше, если владелец процесса выйдет на уровень №3 и оценит возможные проблемы, связанные с другими инженерными системами (вентиляции, водоснабжения, канализации…). Ведь эти системы также не обслуживаются с начала года.

Дальше, согласно  10.2.1.c нужно спланировать и выполнить соответствующие действия (коррекцию и корректирующие действия).

Действия бывают двух  видов: разовые или постоянные.

Для разовых действий составляется план, в котором указываются:

  • Действия,
  • Сроки их выполнения,
  • Ответственные лица.

Постоянные действия отражаются в документированной информации системы менеджмента (см. 10.2.1.f): процедурах, инструкциях, регламентах…

В рассматриваемом примере нужны разовые действия:

  • Назначение ответственного персонала
  • Обучение и аттестация назначенного персонала.

Также требуются постоянные действия:

  • Регулярный осмотр и обслуживание инженерных систем.
  • Взаимодействия с ремонтными службами для проведения плановых и внеплановых ремонтов.

Одной из типичных ошибок, которую часто допускают при планировании мер коррекции и корректирующих действий, является включение постоянных действий в  планы разовых действий.  В таких случаях разработанные планы нужно постоянно держать на контроле, их невозможно закрыть. Если план будет закрыт (снят с контроля), то, с большой вероятностью, требуемые планом постоянные действия перестанут выполняться.

В 2015 году в стандарты на системы менеджмента включено новое требование, относящееся к управлению коррекцией и корректирующими действиями. Согласно 10.2.1.е необходимо «актуализировать при необходимости риски и возможности, определенные в ходе планирования». В рассматриваемом примере нужно рассмотреть:

  • Был ли в ходе идентификации рисков и возможностей (см. п.6.1.1 ИСО 9001) выявлен и оценен риск выхода из строя батареи отопления?
  • Правильно ли были определены характеристики данного риска (вероятность и последствия)? – Показатель вероятности, скорее всего, был занижен.
  • Насколько результативными были действия, предпринятые в отношении данного риска (см. п.6.1.2 ИСО 9001)? – Если действия были, то они явно были нерезультативными, поскольку произошла поломка батареи.
  • Какие новые риски или возможности появятся при внедрении запланированных действий? –  С большой вероятностью компания столкнется с отсутствием квалифицированного персонала, необходимого для обслуживания инженерных систем.

После того, как все необходимые разовые  действия были спланированы и выполнены, а постоянные действия спланированы, внедрены и продолжают выполняться, необходимо «проанализировать результативность каждого предпринятого корректирующего действия (см. 10.2.1.d)».

Основной критерий результативности корректирующего действия это «отсутствие его повторного появления или появления в другом месте» (см.10.2.1.b). Следовательно, должен пройти определенный промежуток времени, в течение которого нужно убедиться, что несоответствие не повторяется. Чаще всего, в процедуры проверки результативности мер коррекции и корректирующих действий между выявлением несоответствия и проверкой результативности предпринятых действий закладывается промежуток времени от 3 месяцев до 1 года.

В рассматриваемом примере при проверке результативности корректирующих действий важно убедиться, что меры по обслуживанию  инженерных систем дали необходимый результат, что если какие-либо проблемы в этих системах возникают, то они оперативно выявляются и решаются.

Вопрос: «Если выявлено несоответствие, то обязательно для него разрабатывать и выполнять коррекцию и корректирующие действия?»

Относительно «коррекции» в п. 10.2.1.a сказано «…..насколько применимо». Можно столкнуться с несоответствием, которое уже невозможно исправить. Например, несоответствие состоит в том, что «результаты измерений температуры в помещении не внесены в журнал». Если результаты  измерений восстановить невозможно, то обычная коррекция в данной ситуации неприменима.

В этом случае в качестве коррекции можно выполнить корректирующее действие 1-го уровня, которое устранит причину, выявленную на первом вопросе «Почему…?». Например, если выявлена причина 1-го уровня «Недостаточная компетентность сотрудника», то типичное корректирующее действие в такой ситуации: «Повести внеплановый инструктаж для сотрудника, не заполнившего журнал». Данное действие нельзя считать полноценным корректирующим действием, поскольку оно не устраняет возможность подобных ошибок со стороны других сотрудников, но  его можно принять в качестве «альтернативной коррекции».

В отношении «корректирующего действия» в п. 10.2.1.b сказано «оценивать необходимость действий…». Если анализ причин несоответствия показал, что вероятность его повторного возникновения пренебрежимо мала, то может быть принято решение, что «нет необходимости в корректирующих действиях». Например, несоответствие состоит в том, что «в Политике в области качества отсутствует обязательство соответствовать применимым требованиям». В данном случае достаточно провести коррекцию – «Отредактировать текст Политики».

Во всех случаях нужно руководствоваться требованием пункта 10.2.1 «Корректирующие действия должны соответствовать последствиям выявленных несоответствий». Возвращаясь к ситуации с протекающей батареей нужно соотнести усилия и затраты на выполнение корректирующих действий с влиянием данной ситуации на «способность организации стабильно выполнять требования потребителя и применимые законодательные и нормативные требования». Обычно на производственных предприятиях инженерные системы прямого влияния на качество продукции не оказывают. Но, если температурный режим в производственном помещении является важным технологическим  параметром, то понадобятся более срочные и, возможно, более затратные меры.

Согласно требованиям пункта 10.2.2 необходимо оформлять отчетные документы (регистрировать и сохранять документированную информацию) в отношении:

  • результатов анализа несоответствий (причины, последствия…),
  • планов действий (коррекция и корректирующие действия),
  • результатов выполнения действий и оценки их результативности (выполнены/не выполнены, достигли/не достигли результата…)

Рекомендуется вести в организации единую базу данных по несоответствиям, мерам коррекции и корректирующим действиям. Ведение единой базы данных позволяет планировать и  контролировать сроки выполнения всех необходимых действий по всем видам несоответствий.

Вопрос: «По каким видам несоответствий должны разрабатываться и выполняться меры коррекции и корректирующие действия?»

В стандарте ИСО 9001:2015 указаны 2 вида несоответствий, по которым нужно разрабатывать и выполнять  коррекцию и корректирующие действия:

  • Несоответствия по результатам внутреннего аудита (см. п. 9.2.2.е)

Также нужно разрабатывать и выполнять коррекцию и корректирующие действия по результатам внешних аудитов (со стороны органов по сертификации, заказчиков, головных организаций и других заинтересованных сторон) и по результатам проверок со стороны контролирующих органов.

  • Претензии потребителей (см. п. 10.2.1).

Согласно определению в стандарте ИСО 9000:

Претензия (complaint)  –  Выражение организации неудовлетворенности ее продукцией или услугой, или непосредственно процессом управления претензиями в ситуациях, где явно или неявно ожидается ответ или решение.

В стандарте ИСО 9001:2015 термин «претензия» не является юридическим термином,  а означает любое проявление неудовлетворенности со стороны потребителя в отношении продукции или услуги организации.

Остальные виды несоответствий,  по которым нужно выполнять коррекцию и корректирующие действия, организация определяет самостоятельно.

В стандарте ИСО 9001 нет прямого требования «разрабатывать и выполнять коррекцию и корректирующие действия в отношении несоответствующей продукции». Если несоответствующая продукция не попала потребителю, и он не выставил претензию, то необходимость коррекции и корректирующих действий остается на усмотрение организации.

В случае предоставления несоответствующей услуги ее обычно сложно скрыть от потребителя. Поэтому, скорее всего, потребителем будет выставлена претензия, по которой нужно запланировать и выполнить коррекцию и корректирующие действия.

В предыдущей редакции стандарта ИСО 9001:2008 был указан еще один обязательный источник коррекции и корректирующих действий:

  • Несоответствия по результатам мониторинга результативности процессов.

В действующей редакции стандарта ИСО 9001:2015  формулировка требования изменена (см. 4.4.1. g): «оценивать эти процессы и вносить любые изменения, необходимые для обеспечения того, что процессы достигают намеченных результатов». Такие «изменения» можно рассматривать как разновидность коррекции и корректирующих действий.

В стандарте ИСО 14001:2015 нет прямых указаний, по каким несоответствиям нужно разрабатывать и применять коррекцию и корректирующие действия.

В Руководстве по применению стандарта (Приложение А) необходимость корректирующих действий упоминается в отношении:

  • аварийных и нештатных ситуаций,
  • оценки соответствия принятым обязательствам (законодательным и другим требованиям),
  • внутреннего аудита.

В стандарте ИСО 45001:2018 требуется проводить коррекцию и корректирующие действия по результатам несоответствий, а также по результатам «инцидентов».

В Руководстве по применению стандарта (Приложение А) рассматриваются несколько источников несоответствий, в т.ч. оценка соответствия законодательным и другим требованиям.

Вопрос: «Как во время проведения внутреннего аудита правильно сформулировать несоответствие, чтобы направить проверяемого на планирование и выполнение адекватных меры коррекции и корректирующих действий?»

Если несоответствие выявлено во время внешнего или внутреннего аудита, то от формулировки несоответствия во многом зависит адекватность запланированных мер коррекции и корректирующих действий.

В рассмотренном примере аудитор №1 акцентировал внимание на батарее системы отопления.

Давайте представим, что на аудит пришел аудитор №2, который выявил ту же проблему, но решил в формулировке несоответствия подсказать проверяемой стороне, какие именно корректирующие действия от них ожидаются. Теперь формулировка несоответствия выглядит следующим образом:

«Выявлены недостатки в обслуживании системы отопления, которые привели к протечкам из батареи отопления в производственном подразделении».

Проверяемая сторона разработала и выполнила корректирующие действия, связанные с обслуживанием системы отопления собственными силами.

Далее для проверки результативности корректирующих действий в подразделение пришел аудитор №3, который не принял предложенные действия, посчитав их коррекцией.

Формально, аудитор №3 прав. Аудитор №2 в формулировке несоответствия перенес объект несоответствия на два уровня причинно-следственной цепочки с «батареи отопления» на «систему отопления». Теперь любые действия  в отношении «системы отопления» нужно рассматривать как коррекцию, а корректирующие действия нужно планировать на следующих уровнях: на уровне  «инженерных систем»  или на уровне  «предприятия».

Но, с другой стороны, методы решения выявленных проблем не должны напрямую зависеть от аудиторских формулировок.

При оценке мер коррекции и корректирующих действий важно обращать внимание на следующие аспекты:

  • Коррекция обычно направлена на единичный объект (конкретный сотрудник, единица продукции, единица оборудования, документ…)
  • Корректирующие действия должны быть масштабными, направленными на группу объектов (процесс, подразделение, система…).
  • Корректирующие действия должны быть системными (распределение ответственности, изменение процесса, дополнительный контроль, обучение персонала…).

Источник: автором статьи является Марк Хаммар – сертифицированный в ASQ (American Society for Quality, – ред.) специалист по качеству и деловому совершенству. В сфере качества эксперт трудится с 1994 года. У него есть опыт работы в сфере аудитов, улучшения процессов, написания процедур для систем менеджмента качества и систем экологического менеджмента. Марк Хаммар – сертифицированный главный аудитор по стандартам ISO 9001, AS 9100, ISO 14001.

Не кажется ли вам, что корректирующие и предупреждающие действия представляют собой пустую трату времени? Может быть, вы видите пользу, но только в том смысле, что благодаря им создается пристойная видимость для аудитора? Я заметил, что многие компании испытывают большие трудности с внедрением эффективных систем корректирующих и предупреждающих действий. В этой статье я предложу несколько полезных инструментов, благодаря которым можно внедрить эти элементы СМК (Система менеджмента качества, – ред.) по ISO 9001:2008 с большим успехом в вашей компании.

Коррекции и корректирующие действия в ISO 9001

Одну из самых больших трудностей при внедрении ISO 9001 представляет различение таких понятий, как «коррекция» и «корректирующее действие». Коррекция – обнаружение и устранение текущих несоответствий, к примеру, замена масла в станке, который плохо работает и стал производить много бракованных деталей. Напротив, когда мы внедряем корректирующие действия, то «вкапываемся» в проблему гораздо глубже в поисках корневых причин (root cause, – ред.) того, что что-то идет не так. Для примера с неисправным станком можно привести эквивалент корректирующих действий – суть проблемы состоит в том, что замена масла в обычном режиме происходит несвоевременно. А дальше вы просто устраняете корневую причину: внедряете программу предупреждающих и корректирующих действий и меняете режим штатного техобслуживания станков так, чтобы их части смазывали до сбоев и выпуска брака.

Корректирующие действия не отменяют коррекций – все равно это то, что в первую очередь делают по горячим следам, чтобы восстановить работу в штатном режиме. Но наибольшую отдачу нам дают не коррекции, а корректирующие действия, поскольку коррекции не устраняют корневые причины, а значит, проблема повторится через некоторое время опять со всеми вытекающими затратами. Если брак дал о себе знать лишь однажды, то полноценные корректирующие действия в семь шагов, о которых мы поговорим ниже, с документированием, могут показаться избыточными и затратными. Но только представьте себе издержки в случае, если брак по определенной причине будет выпущен несколько раз в месяц. Глубокое изучение проблемы, предпринимаемое вами с корректирующими действиями, как раз дает возможность этого избежать и сэкономить средства в долгосрочной перспективе. Экономится и время. На коррекции одной и той же проблемы вы «убьете» гораздо больше времени. Кроме того, не стоит забывать, что ISO 9001 не требует, чтобы полные и документированные корректирующие действия применялись к любой обнаруженной проблеме. В стандарте на СМК такие действия предусмотрены и документируются для поддержки постоянного улучшения, следовательно, «нацеливать» их нужно на наиболее важные проблемы, которые несут в себе большие риски для компании.

Организация процесса корректирующих действий по стандарту ISO

В своей практике я обнаружил, что корректирующие действия из ISO 9001 можно разделить на условные семь простых шагов, которые нужно проходить снова и снова, как только мы сталкиваемся с какой-нибудь сложной проблемой. При условии правильного документирования при таком подходе система корректирующих действий СМК работает отлично (дело не только в СМК, с другими системами менеджмента подход также эффективен). Что касается документирования, то есть много способов решения этого вопроса: от изощренных компьютерных программ до стопки бумаг или PDF-форм, но дело и не в реализации, какой бы формат вы не выбрали, проходить вы будете каждый раз все те же семь простых шагов.

  1. Определить проблему. В первую очередь убедитесь, что проблема, с которой вы столкнулись, существует объективно, что дело не в вашем восприятии. В этом можно использовать несложную полезную технику. Опишите друг напротив друга нынешнее положение вещей («как есть», – ред.) и требование («как должно быть», – ред.). Например, проблема: детали покрыты черной краской – должно быть: деталь должна быть никелированной. Если вы не знаете «как должно быть» или как заинтересованные лица ждут, что будет, то это верный признак, что первый этап корректирующих действий вы не прошли, то есть у вас нет настоящего понимания проблемы.
  2. Выясните масштаб проблемы. Убедитесь, что понимаете истинный масштаб проблемы. Иметь такое представление обязательно нужно до того, как вы начнете предпринимать действия по ее устранению. Например, вы обнаружили брак в изготовленном только что продукте, а не затронула ли проблема и продукцию, изготовленную вчера? Затронула она один вид товара, который изготавливает ваша организация или речь идет об общем дефекте линейки изделий? Необходимо узнать, где у вас есть несоответствие – и, что еще более важно – где ее у вас точно нет. Узнали, что брак сходит с конвейера только по четвергам? Возможно, эта информация поможет вам лучше понять природу брака.
  3. Первоначальные действия по локализации проблемы. На этом шаге внедрите коррекцию, чтобы продолжить работу в обычном режиме и у вас появилось время для поиска и устранения «корневых причин» дефекта. В общем, на этом этапе предпринимаются временные меры, проверочные мероприятия, которые нужно провести в режиме реального времени и другие действия, обеспечивающие готовность к повторению ситуации в то время, пока вы ищите «корневые причины» и устраняете их.
  4. Поиск «корневых причин». Это наиболее сложный этап. Что может дать вам уверенность, что вы обнаружили главную причину, которая вызывает дефект? Существует много методов, чтобы добиться этого. Есть техника, в общих чертах сводящаяся к тому, что вы задаете каждый раз при анализе вопрос «Почему?» пока не докапываетесь до самой фундаментальной причины того, что дела обстоят не так, как вы бы этого хотели. Есть и более сложные методы, например, классическая Диаграмма Исикавы или «Рыбья кость». Проблеме применения инструментов менеджмента для анализа корневых причин посвящено огромное количество тренингов. Однако саму суть этого анализа объяснить несложно – вы пытаетесь докопаться до глубинной, а не поверхностной причины брака или проблемы. Когда анализ корневых причин вы завершили, полезно проверить, не расширился ли масштаб проблемы по ходу анализа по сравнению с тем, который вы выявили вначале корректирующих действий.
  5. Планируйте корректирующие действия. Запланируйте действия по устранению найденной корневой причины. В этом шаге, в зависимости от специфики вашей проблемы, вы должны определить затраты и возврат инвестиций (ROI, – ред.) проекта корректирующих действий. Решите: каков будет метод их определения – это особенно актуально для дорогих и сложных проектов. Также необходимо ответить на вопрос о том, кто должен в компании одобрить проект и открыть зеленый свет его практической реализации.
  6. Внедрите корректирующие действия. Здесь просто, вы просто воплощаете на практике свой план. Что бы вы ни решили: воплощаете программу предупреждающих действий, покупаете и устанавливаете оборудование, потому что старое уже не обеспечивало точную работу в соответствии с требованиями.
  7. Действия по результатам внедренных корректирующих действий. Проверяем, работает ли план. После внесения изменений в работу выждете достаточное количество времени и специально проверьте, не проявляется ли проблема повторно. Если дефект, с которым вы так боролись, повторяется, проведите ревизию своего анализа корневых причин. Выходит, вы что-то упустили. Пожалуй, это самый важный шаг, но именно с ним многие компании испытывают большие трудности. К сожалению, большинство людей хотят поскорее закончить «бумажную работу» и не уделяют достаточно времени тому, чтобы остановиться и подумать о том, что было сделано в целом, вернуться и извлечь уроки, чтобы не повторять ошибок. А в некоторых организациях дело не в отвращении к документации, в них считают, совершенно ошибочно, что чем быстрее «закрыто» корректирующее действие, тем больше это понравится аудиторам. Добросовестный анализ по результатам корректирующего действия имеет огромное значение.

Вот и все. Семь шагов и вы успешно внедрили программу корректирующих действий. Остается добавить, что при помощи корректирующих действий в СМК по ISO 9001 вы реагируете на дефекты, которые уже появились. Внедрение предупреждающих действий – также концепт из стандарта ISO 9001 – внедряются похожим на описанный способом из семи шагов. Единственная разница в том, что предупреждающие действия инициируют в ответ на то, что что-то плохое может случиться в будущем. Корректирующие действия наводят порядок после понесенных убытков – предупреждающие предупреждают. Последние вы применяете, если обнаружили, что будущий потенциальный вред от каких-либо событий может привести к тяжелым последствиям и чрезвычайным ситуациям.

Корректирующие и предупреждающие действия – лучший способ сэкономить

Возможно, я повторюсь, но наибольшая экономия происходит, если вы обратитесь к решению самых крупных ваших проблем. Разумно применять корректирующие действия к наиболее «дорогим» вопросам, тогда не только экономия будет наиболее существенной, но и вклад в постоянное улучшение работы станет настолько серьезным, насколько это возможно. Экономия денег путем улучшения работы – одна из главных причин по которым вообще стоит внедрять СМК по ISO 9001.

Перевод: сотрудник «Единый Стандарт» Валентин Рахманов.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Вам понравилась статья? Не хотите пропускать новые? Тогда подпишитесь на RSS или получайте новые статьи мгновенно на электронную почту

Система менеджмента качества

ПРЕДИСЛОВИЕ

Стандарт предназначен для организации работ корректирующего и предупреждающего характера, направленных на постоянное улучшение результативности системы менеджмента качества.

Стандарт разработан службой БУСК;

При его разработке учтены требования ISO/TS 16949 раздел 8.5 «Улучшение».

СОДЕРЖАНИЕ

Предисловие

  • Область применения
  • Нормативные ссылки
  • Определения
  • Обозначения и сокращения
  • Общие положения
  • Корректирующие действия
  • Предупреждающие действия.
  • Постоянное улучшение
  • Уровни принятия корректирующих, предупреждающих действий и действий по постоянному улучшению
  • Организация корректирующих и предупреждающих действий в производстве
  • Анализ причин появления несоответствий
  • Разработка и проведение корректирующих и предупреждающих действий
  • Оценка результативности корректирующих и предупреждающих действий
  • ПРИЛОЖЕНИЕ А (рекомендуемое) Схема обеспечения рабочего места
  • ПРИЛОЖЕНИЕ 5 (рекомендуемое) Форма плана корректирующих -предупреждающих действий

1 Область применения

1.1 Настоящий стандарт устанавливает основные правила и процедуры, подлежащие выполнению на предприятии при организации и проведении корректирующих и предупреждающих действий, а также оценки их результативности.

1.2 Стандарт распространяется на все подразделения, входящие в сферу действия СМК.

1.3 В рамках этой деятельности стандартом предприятия устанавливается ответственность и взаимодействие соответствующих подразделений и должностных лиц в рамках выполнения предусмотренных в нем правил и процедур.

2 Нормативные ссылки

При разработке данного стандарта учтены требования и рекомендации следующей нормативной документации:

  • Системы Менеджмента качества. Особые требования по применению стандарта ISO 90012008 8 автомобилестроении и организациях, поставляющих соответствующие запасные части.
  • Системы менеджмента качества. Основные положения и словарь, Инструкция. Система менеджмента качества. Ответственность руководства. Анализ СМК со стороны руководства.
  • Инструкция. Система Менеджмента качества. Ответственность руководства. Анализ СМК со стороны Руководства.
  • Стандарт предприятия. Система качества. Планирование качества.
  • Стандарт предприятия. Система качества. Управление разработкой технологических процессов
  • Стандарт предприятия. Система менеджмента качества. Управление документацией и данными. Основные положения.
  • Стандарт предприятия. Система качества. Управление конструкторской документацией
  • Стандарт предприятия. Система качества. Управление технологической документацией.
  • Стандарт предприятия. Система качества. Порядок приема закупленной продукции на склады предприятия, проведение ее входного контроля, хранения и выдачи в производство
  • Стандарт предприятия. Система менеджмента качества. Организация эксплуатации планово-предупредительного обслуживания и ремонта оборудования.
  • Стандарт предприятия. Система менеджмента качества. Организация эксплуатации планово-предупредительного обслуживания и ремонта электро – энергетического оборудования
  • Стандарт предприятия. Система качества. Обеспечение производства технологической- оснасткой, средствами измерения.
  • Стандарт предприятия. Система качества. Организация контроля технологической дисциплины на производстве.
  • Стандарт предприятия. Система менеджмента качества. Контроль и проведение испытаний. Основные положения.
  • Стандарт предприятия. Система качества. Периодические и типовые испытания изделий и их составных частей.
  • Организация проведения, оценка результатов. Стандарт предприятия. Система качества. Управление контрольным, измерительным и испытательным оборудованием. Основные положения.
  • Стандарт предприятия. Система менеджмента качества. Управление несоответствующей продукцией. Основные положения.
  • Положение о комиссии по принятию решений.
  • Инструкция. Проведение погрузочно-разгрузочных и транспортировочных работ.
  • Стандарт предприятия. Система менеджмента качества. Внутренние аудиты. Основные положения.
  • Стандарт предприятия. Система качества. Подготовка кадров. Основные положения.
  • Стандарт предприятия. Система менеджмента качества. Техническое обслуживание. Основные положения.
  • Стандарт предприятия. Система качества. Статистические методы. Основные положения.

3 Определения

В настоящем стандарте предприятия применены термины с соответствующими определениями:

  • Корректирующее действие — действие, предпринятое для устранения причины обнаруженного несоответствия или другой нежелательной ситуации.
  • Предупреждающее действие — действие, предпринятое для устранения причины потенциального несоответствия или другой потенциально нежелательной ситуации.
  • Постоянное улучшение — повторяющаяся деятельность по увеличению способности выполнить требования.
  • Несоответствие — невыполнение требования.
  • Требование — потребность или ожидание, которое установлено, обычно предполагается или является обязательным.
  • Результативность — степень реализации запланированной деятельности и достижения запланированных результатов.
  • Эффективность — Связь между достигнутым результатом и использованными ресурсами.
  • Производственные факторы (ресурсы) — к ним могут относиться: сырье, материал, заготовки, КИ, оборудование, оснастка, инструмент, приспособления, персонал, документация, средства контроля и испытаний, программное обеспечение.

4 Обозначения и сокращения

  • БУСК — бюро управления системой качества
  • ДИ — должностная инструкция
  • КД — конструкторская документация
  • КИ — комплектующие изделия
  • НД — нормативная документация
  • ОТК — отдел технического контроля
  • РИ — рабочая инструкция
  • СИ — средства измерения
  • СМК — система менеджмента качества
  • СТП — стандарт предприятия
  • СТО — средства технологического оснащения
  • ТД — технологическая документация
  • ТБ — технологическое бюро
  • ТЗ — техническое задание
  • ТИ — технологическая инструкция
  • ТП — технологический процесс
  • ТИ — техническая инструкция
  • ТБ — технологическое бюро

5 Общие положения

5.1 Корректирующие действия

5.1.1 Цель применения корректирующих действий – устранение причин произошедших несоответствий для предупреждения повторного их возникновения.

5.1.2 Корректирующие действия проводятся во всех процессах СМК (включая управляющие процессы, основные и обеспечивающие процессы) при обнаружении несоответствий.

Ответственность за применение корректирующих действий несут руководители процессов, подразделений.

5.1.3 Источниками информации о несоответствиях для определения корректирующих действий являются:

  • жалобы, претензии потребителей (внешних и внутренних);
  • отчеты о несоответствиях (в том числе, по результатам внутренних, внешних аудитов);
  • выходные данные оценки достижения установленных и желаемых целей;
  • выходные данные оценки результативности процессов;
  • результаты анализа СМК и процессов со стороны руководства;
  • результаты самооценки.

5.1.4 Для эффективного установления причин несоответствий целесообразно использовать широкий спектр статистических методов (таких как диаграммы Парето, Исикавы, диаграммы рассеивания и др.).

Установление причин несоответствий должно проводиться отдельным лицом или комиссией, назначенной для разработки корректирующих действий.

5.1.5 До принятия корректирующих действий необходимо оценить важность проблемы, что выражается через потенциальное воздействие на такие аспекты, как эксплуатационные затраты, цена несоответствия, характеристики продукции, надежность, безопасность, а также удовлетворенность потребителей и других заинтересованных сторон.

Инвестирование корректирующих действий должно проводиться по приоритетам исходя из возможных последствий рассматриваемой проблемы.

5.1.6 Руководитель процесса организует разработку, согласование корректирующих действий с подразделениями-соисполнителями и отслеживает их выполнение.

Достигнутые корректирующими действиями результаты подлежат регистрации посредством записей.

5.1.7 Анализ результативности предпринятых корректирующих действий проводится в последующие периоды времени сравнением достигнутых показателей с показателями предыдущих периодов.

5.2 Предупреждающие действия

5.2.1 Цель применения предупреждающих действий – устранение причин потенциально возможных несоответствий и предотвращения нежелательных ситуаций.

5.2.2 Предупреждающие действия с целью уменьшения возможных потерь следует применять в основных и обеспечивающих процессах, а также в управляющих процессах для повышения удовлетворенности заинтересованных сторон.

Ответственность за применение предупреждающих действии несут руководители процессов, подразделений.

5.2.3 Уменьшение потерь в организации через применение предупреждающих действий необходимо планировать.

Для достижения результативности применения, планирование предупреждающих действий должно быть систематическим.

5.2.4 Входные данные для определения потенциально возможных несоответствий могут быть получены посредством:

  • использования инструментов (средств, методов) анализа рисков (например, таких, как анализ характера и последствий отказа — РМЕА);
  • анализа потребностей и ожиданий потребителей, анализа рынка;
  • измерения удовлетворенности заинтересованных сторон;
  • оценка тенденций изменения процессов;
  • результатов самооценки.

5.2.5 Детальный и систематический анализ процессов дает информацию о потенциально возможных несоответствиях для разработки планов предупреждения потерь и определения приоритетов для улучшения, касающихся рассматриваемых процессов.

5.2.6 После определения потенциально возможного несоответствия дальнейшая деятельность по установлению причин несоответствия, и проведению предупреждающих действий проводится аналогично корректирующим действиям.

5.3 Постоянное улучшение

5.3.1 Деятельность, направленная на постоянное улучшение результативности процессов по инициативе руководителя или участников процессов является более предпочтительной, чем устранение несоответствий посредством корректирующих действий.

Деятельность по постоянному улучшению снижает вероятность возникновения несоответствий и минимизирует потери.

Задача руководителей всех уровней — постоянное улучшение процессов, закрепленных за ними.

5.3.2 Необходимо стремиться к улучшению процессов организации, с точки зрения:

  • повышения результативности (степени выполнения требований);
  • повышения эффективности (например, через оптимизацию ресурсов);
  • упорядочения воздействий на процесс (например, изменения процедур и регламентов);
  • применения лучших методов работы, передового опыта, не ожидая появления проблемы, чтобы выявить возможность улучшения.

5.3.3 Диапазон улучшений может быть от постепенных ежедневных шагов до стратегических проектов прорыва.

5.3.4 Основой постоянного улучшения является активный поиск возможностей улучшения показателей процессов, деятельности и характеристик продукции.

Этого можно добиться посредством такой деятельности, как:

  • определение стратегии предприятия и политики;
  • лидерство руководства в вопросах улучшения;
  • постановка целей для всех уровней организации;
  • сравнение с достижениями конкурентов и лучшей практикой;
  • вовлечение работников в деятельность по улучшению (кайдзен-предложения);
  • командная работа в рамках проектов;
  • постоянное обучение ‚и повышение квалификации;
  • признание и вознаграждение за достижение улучшений.

5.4 Уровни принятия корректирующих, предупреждающих действий и действий по постоянному улучшению

5.4.1 Анализ причин несоответствий, принятие и разработка корректирующих и предупреждающих действий, а также деятельность по постоянному улучшению могут проводиться на разных уровнях управления предприятия.

1) Оперативные мероприятия заводского уровня:

  • совещания директоров по направлениям (Матрица совещаний).

2) Перспективные мероприятия заводского уровня:

  • план технического перевооружения;
  • план качества.

3) Оперативные совещания в подразделениях:

  • дни качества в подразделениях;
  • рабочие совещания (Матрица совещаний).

4) Плановая работа по обеспечению постоянного соответствия продукции, процессов и СМК требованиям КД, ТД, НД СМК.

6 Организация корректирующих и предупреждающих действий в производстве

6.1 Несоответствия в продукции, процессах, СМК выявляются и регистрируются в процессе ежедневного и периодического надзора за производственными факторами со стороны производственного персонала, технологов и ОТК цеха.

6.2 Несоответствия в продукции, процессах и СМК могут быть выявлены:

  • при входном контроле;
  • по данным от исполнителя при изготовлении и контроле качества продукции;
  • производственным мастером (бригадиром), или технологом при систематическом надзоре за процессом изготовления продукции;
  • при контроле технологической дисциплины;
  • при промежуточном и окончательном контроле ОТК;
  • при анализе несоответствующей продукции цеха-изготовителя цехом- потребителем;
  • при анализе дефектов на периодических и типовых испытаниях, проводимых как своими силами, так и с привлечением сторонних организаций;
  • при анализе возвратов продукции потребителем;
  • при проведении внутренних и внешних аудитов, анализе СМК со стороны руководства;

6.3 При обнаружении несоответствия в продукции, процессе, СМК лицо, обнаружившее несоответствие, оперативно доводит информацию до руководителя и регистрирует несоответствие в Журнале решения проблем, или в Журнале повседневного надзора.

Лицо, обнаружившее несоответствие, при его регистрации должен указать свою должность и фамилию в соответствующей графе.

6.4 Руководитель соответствующего подразделения, получив информацию о несоответствии (проблеме), проводит анализ причин возникновения несоответствия и разрабатывает корректирующие и предупреждающие действия по устранению причин возникновения несоответствий в продукции, осуществляет контроль за их выполнением и оценивает результативность.

6.5 Если причина возникновения несоответствия:

  • заключается в нарушении или невыполнении последовательности
  • операций, методов и технологических режимов;
  • известна и отражена в «Классификаторе несоответствий»;
  • ясна без необходимости проведения комплексного анализа, то в таких случаях технолог, мастер, бригадир оперативно разрабатывает и контролирует проведение корректирующих и предупреждающих действий по устранению несоответствия.

6.6 В противном случае — если:

принятые меры не позволили устранить несоответствие или однозначно определить причину его возникновения;

B «Классификаторе несоответствий» отсутствует анализируемое на данный момент несоответствие, то мастеру (технологу, бригадиру) необходимо провести всесторонний анализ состояния процессов и всех производственных факторов, с привлечением специалистов других подразделений, ответственных за надзор состояния производственных факторов и по завершении анализа перейти к разработке корректирующих и предупреждающих действий.

6.7 Мастер, бригадир, технолог фиксирует в Журнале повседневного надзора, Журнале Решения проблем причины возникновения несоответствия, разработанные корректирующие и предупреждающие действия, исполнителей и сроки выполнения.

6.8 Обязательным этапом проведения корректирующих и предупреждающих мер является оценка их результативности. Если принятые меры не устраняют несоответствия или не устраняют причины их возникновения, цикл работ по анализу этих причин, разработке мероприятий и их внедрению повторяется.

6.9 При невозможности проведения какого-либо этапа работ своими силами информацию о несоответствии сообщается руководству цеха (подразделения).

6.10 Руководство цеха организует работы по проведению анализа причин появления несоответствий или разработке мероприятий с привлечением специалистов подразделений, в компетенции которых находится решение данных проблем (цеховая, заводская комиссии).

7 Анализ причин появления несоответствий

7.1 Все несоответствия, относящиеся к продукции, процессам и СМК должны быть проанализированы соответствующими должностными лицами с целью установления причин их возникновения. При проведении анализа причин возникновения несоответствий следует:

  • установить возможное влияние всех фактических и потенциальных производственных факторов;
  • определить место возникновения несоответствия, форму проявления и возможные последствия.

7.2 Получив информацию о несоответствии, проводится всесторонний анализ состояния всех производственных факторов, действующих на рабочем месте. При этом используется «Схема обеспечения рабочего места» (приложение А).

7.3 При необходимости, к анализу привлекаются специалисты других подразделений, ответственные за надзор состояния производственных факторов.

Созывается комиссия по принятию решений, цеховая, межцеховая или заводская.

Комиссия должна установить взаимосвязь между несоответствием и его причиной с учетом возможного влияния всех фактических и потенциальных производственных факторов на возникновение несоответствий.

7.4 При проведении анализа возможного влияния производственных факторов на возникновение несоответствий оценивается:

  • состояние исходного сырья, материала и КИ – проверяются сопроводительная документация с отметкой о результатах входного контроля, условия хранения, подготовка перед применением в производстве;
  • соответствие НД на предмет наличия последних изменений КД и ТД, влияние изменений на качество, знание исполнителем внесенных в НД изменений, а также четкости технологических инструкций;
  • соблюдение требований технологической дисциплины;
  • наличие, достаточность, и исправность СТО (износ, ремонт или замена оснастки, инструмента, периодичность поверки);
  • состояние оборудования — в части простоев технологического оборудования, оказывающее дестабилизирующее влияние на качество продукции — следует проанализировать наличие и причину простоев, выполнение графика планово-предупредительного и профилактического обслуживания и ремонта оборудования;
  • соблюдение параметров ТП, в первую очередь, Критических;
  • наличие тары и совершенство способов транспортировки;
  • текучесть кадров на рабочем месте;
  • знание исполнителем требований технологии, рабочей инструкции, достаточность квалификации исполнителя;
  • полнота рабочих инструкций;
  • полнота и соблюдение требований документов СМК;
  • соблюдение требований промышленной безопасности и состояния окружающей среды (температура воздуха, уровень шума, запыленность, и т.д.).

7.5 Анализ рекомендуется проводить используя методику 8-Д с применением диаграммы Исикавы.

Результатом проведенного анализа должно быть:

определение причины возникновения несоответствия;

разработка мероприятий по устранению и дальнейшему предупреждению появления несоответствий вновь (корректирующие и предупреждающие действия).

Срок, в который должен быть проведен анализ не более 3-х дней.

Результат — определение причины возникновения несоответствия, разработка мероприятий по устранению и дальнейшему предупреждению появления несоответствия вновь.

Документированный протокол анализа (8-Д) должен включать указания о корректирующих и предупреждающих действиях.

При этом в Журналах «Решение проблем» и «Повседневного надзора» в соответствующих графах дается ссылка на данный протокол.

8 Разработка и проведение корректирующих и предупреждающих действий

8.1 Целью разработки мероприятий по устранению несоответствий является определение:

  • корректирующих действий — по оперативному устранению конкретной причины возникновения несоответствий;
  • предупреждающих действий — по устранению причин потенциальных несоответствий, т.е. несоответствий, которые могут возникнуть.

8.2 Процесс проведения мероприятий по устранению причин возникновения несоответствий предусматривает планирование (организацию), осуществление и отчетность за выполнение мероприятий.

8.3 Ответственным за планирование (организацию), осуществление и отчетность за выполнение мероприятий является руководитель (представитель — технолог, бригадир, инженер по качеству) подразделения, в работе которого были обнаружены несоответствия.

8.4 Корректирующие и предупреждающие мероприятия разрабатываются лицами, указанными в п.8.3 на основе установленных причин возникновения несоответствия.

8.5 При разработке мероприятий могут быть использованы следующие рекомендации:

  • изменять методы изготовления продукции, оснастки, приспособлений;
  • изменять методы хранения, транспортирования продукции;
  • отбраковывать, возвращать и заменять закупаемые материалы, сырье и КИ;
  • заменять поставщика закупаемых материалов, сырья и КИ;
  • разрабатывать совместно с поставщиком программы обеспечения и повышения качества закупаемых материалов, сырья и КИ;
  • дорабатывать и регулировать ТП изготовления продукции;
  • изменять методы контроля и испытаний;
  • заменять оборудование, средства измерений и испытаний, изменять условия производства;
  • совершенствовать процедуры наладки оборудования, регулировки процессов;
  • обучать и аттестовывать персонал;
  • корректировать процедуры и документы СМК;
  • изменять систему оплаты труда и т.д.

8.6 Лица указанные в п. 8.3 определяют содержание мероприятий, исполнителей, сроки выполнения и контролируют полноту и качество выполнения мероприятий, при необходимости, привлекаются специалисты других подразделений.

8.7 Разработанные корректирующие и предупреждающие действия заносятся в журнал повседневного надзора, или журнал решения проблем.

8.8 При невозможности выполнения требований п.8.7 (в связи с большим объемом), разработанные мероприятия оформляется в виде отдельного плана корректирующих и предупреждающих действий (Приложение 5 ) либо протокола 8-Д. В журналах в этом случае делается ссылка на данный документ.

8.9 При наличии соисполнителей из других подразделений, разработанные мероприятия согласовываются с ними, размножаются и рассылаются им под роспись.

8.10 Постоянный контроль за выполнением разработанных корректирующих и предупреждающих действий осуществляет ответственное лицо, указанное в п.8.3.

8.11 Периодический контроль (не реже 1 раза в месяц) за ведением журнала повседневного надзора (Журнала Решение проблем) и выполнением разработанных мероприятий осуществляет технолог цеха (инженер по анализу брака).

8.12 Мероприятия корректирующего и предупреждающего действия могут иметь как оперативный, так и перспективный характер.

8.13 Мероприятия оперативного характера и сроки их выполнения после разработки отслеживаются:

  • мастером — в ходе производственной деятельности;
  • мастером, технологом цеха, начальником цеха – на оперативных совещаниях, цеховых «Днях качества».

8.14. Сведения о выполнении мероприятий оформляются в месячных отчетах по качеству ОТК.

8.15 Мероприятия перспективного характера следует включать в:

  • «План повышения качества»;
  • План технического перевооружения.

8.16 Особое внимание следует уделять предупреждающим мероприятиям, поскольку они позволяют не допускать и предупреждать возникновение возможных несоответствий.

8.17 Предупреждающие действия должны предусматривать совершенствование процессов, методов и процедур СМК. При необходимости по результатам предупреждающих действий вносятся изменения в НД, ТИ, РИ, ДИ, другие документы СМК.

8.18 Надзор за разработкой корректирующих и предупреждающих мероприятий осуществляет начальник ОТК (директор по качеству).

9 Оценка результативности корректирующих и предупреждающих действий

9.1 Своевременное проведение корректирующих и предупреждающих действий обеспечивает предприятие сокращение затрат, обусловленных появлением несоответствий в продукции, процессах и СМК.

9.2 Результативность мероприятий оценивается по результатам наблюдений за состоянием качества продукции, процессов и СМК после их проведения.

9.3 Результативным может быть признано мероприятие, после проведения которого данное несоответствие не появляется. Это может быть подтверждено данными о том, что дефект (брак) продукции, несоответствие в процессе или, СМК, по которым проведены корректирующие и предупреждающие действия, устранены и не повторяются.

9.4 Оценка результативности мероприятий осуществляется:

  • мастером (бригадиром) — после проведения мероприятий и при периодическом надзоре;
  • работниками ОТК и ТБ цеха — при контроле продукции и технологической дисциплины;
  • ОГТ — при проведении контроля технологической дисциплины;
  • начальником цеха — при периодическом контроле и анализе деятельности подразделения, с обязательным доведением информации до соответствующих лиц (мастер, технолог, и др.).

9.5 В случае, если запланированное мероприятие признано результативным, должностным лицом, разработавшим и контролирующим качество и полноту выполнения мероприятий, делаются соответствующие отметки в документе, содержащем корректирующие и предупреждающие действия, например:

  • B Журнале повседневного надзора, Журнале решения проблем;
  • B плане корректирующих и предупреждающих действий;
  • в протоколе или ином документе.

9.6 В случае, если мероприятие по устранению несоответствий в продукции, процессе или СМК оказалось нерезультативным, мастер (бригадир), технолог информирует начальника цеха об отсутствии результата с указанием причин и проводит повторный анализ несоответствий и разработку корректирующих и предупреждающих действий согласно раздела 8.

9.7 Информация о результативности корректирующих и предупреждающих действий рассматривается на оперативных совещаниях, Днях качества.

Схема обеспечения рабочего места
Форма плана корректирующих предупреждающих действий

МУНИЦИПАЛЬНОЕ   БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «СРЕДНЯЯ     ШКОЛА № 9

ГОРОДА ДИМИТРОВГРАДА УЛЬЯНОВСКОЙ ОБЛАСТИ»

                                                                                                 УТВЕРЖДЕНО

                                                                                                 приказом от 12.10.2015 № 490

                                                                                                 Директор МБОУ СШ № 9

                                                                                                 _________ Е.Н.Купряева

Программа

корректирующих действий по результатам индивидуальных достижений обучающихся  

2015-2016

учебный год

Программа корректирующих действий по результатам индивидуальных

достижений обучающихся

  1. Паспорт программы:

Наименование программы

Программа корректирующих действий по результатам индивидуальных достижений обучающихся  на 2015 -2016 учебный  год.

Основание для разработки программы

Результаты входного контроля

Разработчик программы

 Зам директора по УВР МБОУ СШ № 9  Сафина Л.Н., Маврина Е.В.

Основные исполнители программы

Администрация МБОУ СШ № 9,  учителя школы  

Конечная цель

Создание условий для повышения уровня качества образования в школе

Задачи

  1. Проанализировать состояние организации и управления мониторингом  качества образования в школе
  2. Совершенствовать модель мониторинга качества образования в ОУ
  3. Осуществить отбор методик и способов  по использованию мониторинговых исследований в работе по повышению качества образования
  4.  Разработка методических материалов  для использования   в работе по повышению качества образования в школе

Перечень основных мероприятий программы

  1. Организационные мероприятия
  2. Организация работы с участниками тестирования
  3. Организация работы с педагогическими кадрами
  4. Организация работы  с родителями участников тестирования

Ожидаемые результаты

 Повышение качества знаний обучающихся  и степени обученности учащихся 4,5,9,10 классов

Успешное участие в Интернет- тестировании (итоговый контроль по русскому языку и математике  5 и 10 классы)

  1. Пояснительная записка.

На основании аналитических материалов по результатам входного контроля МБОУ  СШ № 9  было выявлено у отдельных обучающихся 4-11 классов    несоответствие индивидуальных достижений   по русскому языку и математике. Общая картина результатов показала, что степень обученности и качество обучения, по показателям внутреннего мониторинга,  оказались выше, чем результаты независимой оценки. Таким образом, в школе возникла необходимость проведения определённой работы по устранению данной ситуации.

В апреле, мае  2016 года учащимся 4-11 классов предстоит принять участие в интернет-тестировании по русскому языку и математике (независимая оценка, итоговый контроль).

  1. Основные направления деятельности  и мероприятия  по реализации программы.

№ пп

Наименование мероприятия

Сроки исполнения

ответственный

выход

примечание

3.1.Организационные мероприятия

1.1

Подготовка аналитической справки по итогам тестирования

До 10.10

2015

Зам. Директора по УВР

Сравнительный анализ выходного мониторинга и входного(тестирования)по русскому языку и математике в 5-11 классах

Изучение результатов тестирования учителями-предметниками

1.2

Совещание при заместителе директора по УВР

В течение года

Зам. Директора по УВР

Аналитические материалы  по сравнению результатов независимой оценки в первичных ведомостях.

Участие в заседании учителей русского языка и математике

1.3

 Деятельность администрации

Ноябрь 2015

Зам. Директора по УВР

1.Внесение корректив в план работы школы по повышению качества образования

2. Наблюдения в урочной и  внеурочной деятельности.

3.Тематические проверки рабочих тетрадей учащихся, контрольные срезы-.

1.4

Заседания ШМО учителей

 По плану МО

Руководитель ШМО

Шитикова Л.Г.

Платонова Т.Г.

Работа с аналитическими картами и первичными ведомостями (по дидактическим единицам с использованием кодификаторов тестовых заданий  по математике и русскому языку.)

1.5

Совещание при заместителе директора

Декабрь 2015

Администрация школы

ВШК  

3.2.  Работа с участниками тестирования

2.1

Работа  классных руководителей

4,5, 9 и 10-х классов

 До 05.11.2015

Учителя- предметники по русскому языку и математике

1.Составление плана работы по повышению качества образования:

-коррекционная работа по устранению пробелов в знаниях;

– проведение индивидуальных консультаций для учащихся

2.2

Работа с неуспевающими учащимися

 В течении

года

Учителя- предметники по русскому языку и математике

1.План работы учителя с неуспевающими учащимися.

2.Отчет учителя

по результатах проделанной работы

2.3

Работа педагога-психолога

В течении

года

Педагог-

психолог

1.Характеристика психологических проблем, связанных со страхом перед тестовой работой

2.План корректирующих действий по снижению уровня тревожности учащихся перед тестированием.

3.Работа с учащимися, имеющими проблемы в обучении

3.3.Работа с педагогическими кадрами

3.1

Семинар на тему

 «Работа педагогического коллектива по выполнению плана работы по повышению качества знаний обучающихся»

Март 2016

Администрация школы

Разработка стратегии и тактики педагогической деятельности по повышению качества образования

3.2

Совещание при директоре

Март 2016

Администрация школы

Формы и методы организации индивидуальной работы учащихся на уроках русского языка и математики в 5, 9 и 10 классах

3.3

Совещание при завуче

Апрель 2016

Администрация школы

 Состояние и эффективность                                        индивидуальной работы с неуспевающими учащимися.

3.4.Работа с родителями участников тестирования

4.1

Родительское собрание

Ноябрь

2015

Кл. руководители 4-11 классов

Знакомство с результатами выходной и входной диагностик

4.2

Родительское собрание  « Роль родителей в обучении и воспитании школьников в условиях современного образования.

Февраль 2016

Зам.директора по УВР, классные руководители 4,5,9,10-х

классов

4.3

День открытых дверей для родителей.

 Апрель 2016

Администрация школы

На основе проведенного анализа несоответствия, принимается решение, для каких несоответствий или их причин необходимо проводить мероприятия. Мероприятия фиксируются в Окне свойств связи причины на диаграмме Исикавы (Рис. 1), а также в Окне свойств сообщения о несоответствии (Рис. 2).

Рисунок 1. Мероприятия в Окне свойств связи причины

Рисунок 2. Мероприятия в Окне свойств сообщения о несоответствии

Система Business Studio помогает рабочей группе принять такое решение на основе значений ПЧР, полученных для причин несоответствия. Если ПЧР больше заданного предельного значения, должны быть разработаны и внедрены корректирующие или предупреждающие действия, которые устранят причину. А устранив все причины возникновения несоответствия – можно устранить само несоответствие или предупредить его возникновение.

Необходимые мероприятия фиксируются при помощи Business Studio в базе данных – указывается информация о том, что нужно сделать, выбираются лица, ответственные за проведение данных мероприятий, и контролирующие лица.

Выбрав в Навигаторе в иерархическом справочнике “Субъекты” интересующее подразделение, по нему можно сформировать отчет “План корректирующих и предупреждающих действий подразделения”. В отчет попадут не только мероприятия, разработанные по результатам проведенного при помощи Диаграммы Исикавы анализа несоответствий, но и мероприятия, разработанные в результате рассмотрения зафиксированного сообщения о несоответствии. Описание отчета приведено в Таблице 1 в главе Отчеты СМК. Возможно построение плана корректирующих и предупреждающих действий и от несоответствия. Выбрав в справочнике “Несоответствия” интересующее несоответствие, по нему можно сформировать отчет “План корректирующих и предупреждающих действий несоответствия”. В отчет также попадут не только мероприятия, разработанные по результатам проведенного анализа несоответствия, но и мероприятия, разработанные в результате рассмотрения зафиксированных сообщений, связанных с данным несоответствием. Описание отчета приведено в Таблице 1 в главе Отчеты СМК.

В “Планы корректирующих и предупреждающих действий” для подразделения и несоответствия попадают только мероприятия со статусом “В работе” и мероприятия, у которых планируемая дата внедрения попадает в указанный в настройках пользователя период. Для выбора периода дат, за которые будут формироваться планы, необходимо использовать в Настройках пользователя вкладку Дополнительно (Главное менюГлавная → Настройки пользователя).

Добавить комментарий