Как составить план маршрута похода

Если вы планируете пойти в поход, его нужно спланировать, ибо экспромтом в походы не ходят. Разве что в поход выходного дня, да и при этом вы примерно представляете куда пойдете и как будет проходить ваш маршрут.

Как разработать маршрут туристического похода, будь то пеший водный или велосипедный. Маршруты составляются по одному алгоритму.

маршрут для похода

Алгоритм составления маршрута туристического

  1. Нужно выбрать район путешествия
  2. Выбор категории сложности (этот пункт мы опустим и оставим его профессионалам)
  3. Разработка “нитки” маршрута, мест посещения (т.е отрезка пути как и куда мы пойдем)
  4. Запланировать примерное время нахождения в пути (делается для того, чтобы запланировать кол-во продуктов, снаряжения и т.д)
  5. Разработка запасных вариантов и экстренных сходов с маршрута
  6. Подготовка заброски и выброски с района путешествия (если это планируется)
  7. Составление сметы, раскладки продуктов, снаряжения, аптечки

Какие бывают маршруты

Маршруты бывают нескольких видов:

  • Линейные (т.е идем из точки А в точку Б)

разработка-маршрута

  • Кольцевой маршрут (откуда мы пришли туда и возвращаемся,только другим путем)

кольцевой-маршрут

  • Комбинированный маршрут(содержит и линейный и кольцевой маршруты)

комбинированный-маршрут

Выбираем район путешествия

Выбор района путешествия наверное самое главное занятие  при составлении маршрута. Место должно быть чем то примечательно:

  • Красивая природа
  • Посещение по пути примечательных мест (музеи, церкви, горы, перевалы и т.д)
  • Желательно наличие воды по пути следования

Выбираем категории сложности похода

Категория сложности – является неотъемлемой частью для спортивного туриста, который зарегистрировался в МКК (Маршрутно-квалификационная комиссия) и хочет получить звание либо значок. Я думаю, для вас это будет лишним в настоящее время, поэтому опускаем данный пункт.

Однако вы должны понимать, сможете ли физически преодолеть данный маршрут. То есть категорию сложности определяете исходя из собственной подготовки.

Разработка “нитки”маршрута, мест посещения

Ниткой у туристов называется путь маршрута. Т.е все расстояние от начала и до конца пути является “ниткой”. Разрабатывать нитку маршрута можно с помощью карты а можно с помощью компьютера, воспользовавшись программами sasplanet или google earth. В данных программах можно посмотреть карту маршрута и построить трек пути (нитку).

Наверное сейчас мало тех, кто составляет трек маршрута (нитку) с помощью бумажной карты, но такие есть. Туристы старой закалки и профессионалы своего дела предпочитают работу с бумажной картой, даже при планировании маршрута путешествия.

Я пользуюсь для разработки маршрута вышеназванными программами, составляю треки пути, там же сохраняю их и заливаю в навигатор. Поскольку с помощью программы можно посмотреть карту (как обычную, так и спутниковую). Это значительно облегчает планирование маршрута. На карте сразу можно поставить маршрутные точки, измерить расстояние пути, запланировать точки отхода. Короче говоря рекомендую.

Так же при планировании маршрута нужно запланировать  интересные объекты посещения (если это требуется).

разработать маршрут

Разбить маршрут по дням

Из словаря туриста:

Дневка однодневная остановка на отдых во время похода

Отсидка – вынужденная остановка на маршруте на один день или больше

Запасной день – элемент ресурса времени который закладывается на поход

Важный момент в планировании маршрута – запланированное время путешествия. Время нужно планировать всегда с небольшим “избытком”.

Маршрут разбивают таким образом, чтобы каждый день начинался и заканчивался в подходящем для ночлега месте. Протяженность дневного перехода во многом зависит от характера местности. По лесу в день можно проходить до 12 километров. Я бы посоветовал не закладывать слишком большое расстояние в день. Я закладываю до 10 километров по пересеченной местности, поход всё-таки должен приносить удовольствие…

Важно! Не закладывайте в первый день длинное расстояние. К концу похода пройденное расстояние можно увеличить (рюкзаки стали легче, еды меньше, идти легче).

Естественно точно спланировать время не представляется возможным (испортилась погода, опоздали на транспорт и т.д). Но примерное планирование делать необходимо. Для этого нужно закладывать во время маршрута лишние дни.

Пример маршрута

Учитываем: Время похода +дневка+ запасной день

6 дней похода+ дневка+ запасной  день = 8 дней

Пеший поход от точки А в точку Б, протяжённостью 60 километров, по грунтовой дороге.  Каждый день в среднем вы запланировали проходить по 10 километров. Т.е поход у вас продлиться 6 дней (безусловно можно запланировать и большее расстояние для перехода в день). Прибавляем к шести дням дневку (день отдыха, например для стирки, для бани, посещения достопримечательностей, на случай непогоды) и один запасной день.

Не забудьте наметить удобные места дневок, ночевок и биваков,  интересные для посещения объекты.

Выбор ночевки

Для ночевок желательны зоны леса (если не таскаете с собой газ или примус). Открытые участки лучше не выбирать, т.к возможен сильный ветер. Биваки должны устраиваться вблизи водоемов или источников воды. Желательно наличие дров, красивых пейзажей (все условия соблюсти конечно очень трудно), без отклонения от маршрута. Но если есть возможность вышеназванные условия весьма желательны.

Наметить аварийные и запасные варианты

Запасной вариант

Например, вы спланировали пройти перевал одним способом, но по дороге вам вдруг встретилось препятствие (непогода,лавина), нужен запасной вариант прохождения пути.

Т.е препятствие труднее пройти чем вы планировали, вот в этом случае и нужен запасной вариант. Наличие запасного варианта обязательно нужно прорабатывать для каждого препятствия.

Например: Планируется пройти по лесной просеке. А если просека заросла? По какому пути следует идти в данном случае. Если перевал не пройти (Лавина). Какой будет запасной путь?

Путь преодоления препятствия должен быть как можно короче, но максимально легкопроходимой.

Аварийный выход

Аварийный выход необходим в экстренной ситуации, когда нужно максимальной быстро выйти к людям. Варианты аварийного схода с маршрута прорабатываются до каждого населенного пункта, находящегося вблизи маршрута.

Чем больше точек аварийного схода вы запланируете тем лучше.

Точки должны отвечать следующим критериям:

  • Точка  должна быть недалеко от населенного пункта или являться им (город, деревня с медиком и т.д),
  • Это может быть просто удобное место, в которое может приехать машина(вертолет), чтобы забрать пострадавшего. Или место, с которого быстро можно добраться до людей.

Как уже говорилось ранее ,чем больше аварийных сходов с маршрута, тем больше вы себя обезопасите в случае форс-мажорной ситуации.

Соответственно чем длиннее нитка маршрута, тем больше точке схода.

Подготовка заброски и выброски с района путешествия

Заброска – это предварительная доставка продуктов, снаряжения на наиболее доступный отрезок маршрута или в его начало.

Заброска осуществляется транспортом: автомобилем, конно, вертолетом (если местность сложная и других путей подхода нет). Это достаточно дорогое удовольствие.

Составление сметы, раскладки продуктов, снаряжения, аптечки

Последнее в разработке маршрута это составление сметы, раскладки продуктов, снаряжения и аптечки туриста. Про аптечку туриста прочитать можете здесь.

Смета должна включать в себя все затраты на данный маршрут. Это позволит не только рассчтать стоимость похода, но и позволит ничего не забыть.

Правильная раскладка продуктов очень важна. Спланировать так, чтобы было неголодно,  разнообразно, но при этом не взять лишнего, т.к. все это нести на себе, непростая задача. Очень в этом помогают различные справочники туристов, где можно найти таблицы расчета нормы продуктов на человека и подобрать оптимальный рацион.

Рацион очень сильно зависит от продолжительности маршрута. Если ваш поход рассчитан на 1-3 дня, то подойдут практически любые продукты, а вот собраться в поход дней на 10 уже не так просто. О том как правильно упаковать продукты в поход, я писал здесь.

И помните, к планированию маршрута следует подходить максимально серьезно.

Похожие записи:

Как спланировать маршрут похода

Карта создана с помощью сервиса nakarte.me

В этом тексте мы постарались собрать советы для начинающих туристов, которые хотят самостоятельно спланировать свой маршрут дома, чтобы затем не сбиться с него в пути. Не стоит относиться ко всем его пунктам как к догмам, так как в планировании трека много переменных, и одна из них — доступность информации о районе вашего путешествия: карт, фотографий, отчётов, гайдов, спутниковых снимков и прочего. В статье мы полагаемся на опыт её автора — Михаила Голубева, автора проекта caucatalog.ru — базы знаний о Кавказских горах.

В статье пойдёт речь о планировании маршрута и дальнейшем ориентировании на местности, для пеших и горных походов 1–2 категории сложности, подходов к технически сложным перевалам. Для прохождения самих перевалов нужно пользоваться описаниями и фотографиями из технических отчётов, которые составляют спортивно-туристические группы. Для поиска отчётов с техническим описанием категорированных перевалов достаточно поисковиков «Яндекс»/Google и трёх ресурсов:

  • tlib.ru — крупнейшее в Рунете хранилище отчётов о спортивных походах.
  • mountain.ru/mkk/biblio/ — библиотека отчётов о походах. Материалы оттуда индексированы поисковыми системами, так что их можно найти также через «Яндекс» или Google.
  • caucatalog.ru — отчёты, фотографии и описания вершин и перевалов Кавказских гор.

Также советы и приёмы из нашей статьи пригодятся при планировании сложных велопоходов, где есть участки с пешими тропами и заброшенными дорогами. Общие принципы планирования походов мы разбирали в отдельной статье, а здесь сосредоточимся на приёмах построения самого маршрута, чтобы потом ориентироваться по нему.

Огромную помощь при подготовке маршрута для «непростых» районов, по которым нет или очень мало описаний, оказывают подробные карты и спутниковые снимки.

Построение маршрута в картографическом сервисе

Наиболее удобный и самый популярный сервис для тщательного планирования маршрута на сегодняшний день — nakarte.me. Он позволяет:

  • Просматривать большое количество карт, космоснимков и информационных слоёв.
  • Вручную прокладывать свои треки, делиться ими с помощью ссылок и сохранять.
  • Осуществлять поиск объектов по названию.
  • У сервиса множество других удобных «фишек», которыми начинаешь пользоваться по мере накопления опыта работы с ним. Это измерение расстояний, отображение панорам, получение координат точки, просчёт азимута, а при работе на смартфоне — ещё и позиционирование.

Чтобы пользоваться этим сервисом максимально эффективно, лучше изучить инструкцию по работе с ним.

Альтернативой nakarte.me могут служить сервисы manymap.io и plotaroute.com. Их главное преимущество перед nakarte — встроенный планировщик маршрута, который умеет автоматически прокладывать трек между заданными точками по отмеченным на картах OpenStreetMaps дорогам и тропам. Это здорово экономит время при прокладке длинных треков, что особенно актуально, например, для велотуристов. Но информационных слоёв у nakarte.me больше, к тому же часть функций manymap.io и plotaroute.com скрыты и доступны только по подписке. Идеальный вариант — использовать все ресурсы. Так, трек можно проложить с помощью автопланировщика, а затем тщательно проверить его с помощью nakarte.me.

Подход к построению маршрута мы рассмотрим на конкретных примерах через работу именно с сервисом nakarte.me, так как он бесплатный, на нём можно показать больше информационных слоёв и пока что он более известен и популярен у туристов.

Открываем nakarte.me, в списке слоёв справа выбираем OpenTopoMap — это карты OpenStreetMaps с наложенным на них рельефом. Если этого слоя нет в списке, то включите его в настройках, кликнув на иконку с шестерёнкой. Слой OpenTopoMap хорошо визуализирует рельеф, отчего карта становится более наглядной и становится более понятным характер местности.

На карте большого масштаба выбираем интересующий регион, где будет проходить ваш маршрут. В нашем примере — Кавказ

Скроллим карту, увеличивая масштаб и приближаясь к той части региона, где планируется поход. В нашем примере — Восточный Кавказ, Дагестан

Далее необходимо ещё приблизить карту и в общих чертах наметить нитку будущего маршрута, исходя из своих целей — посетить новые места, преодолеть более сложные участки и пр. Чтобы создать трек, нужно нажать на «плюсик» в правом нижнем меню сервиса

Примерная нитка маршрута в ходе детальной проработки может существенно измениться. Не исключено, что она вам вовсе разонравится и вы перейдёте к другому треку. Далее начинается проработка намеченной нитки маршрута.

Для этого изучаем различные слои с картами, выбор которых доступен в меню справа. Они делятся на несколько типов.

Работа с картами на основе OpenStreetMap

OpenStreetMap, сокращённо OSM — некоммерческий картографический проект по созданию силами сообщества пользователей Интернета подробной свободной и бесплатной географической карты мира. Для создания карт OSM используются данные с персональных GPS-трекеров, аэрофотографии, видеозаписи, спутниковые снимки и панорамы улиц, предоставленные некоторыми компаниями, а также знания самого человека, рисующего карту.

Но без OpenStreetMap существуют собственно карты OSM, а также множество разновидностей, уточняющих ту или иную информацию. Самые популярные среди них — OpenTopoMap, которая гораздо лучше визуализирует рельеф местности, и CyclOSM, задуманная как OSM для велосипедистов. На неё нанесены велодорожки и размеченные веломаршруты, но она может быть полезна и для горных туристов, потому что тоже хорошо передаёт характер рельефа. Причём на CyclOSM порой обнаруживается больше деталей, которых не видно на OpenTopoMap, и наоборот. Кроме того, OpenTopoMap обычно загружается медленно, CyclOSM — чуть быстрее.

Пример участка карты в OpenStreetMap и OpenTopoMap. Второй благодаря изолиниям гораздо информативнее для горной местности, так как наглядно визуализирует рельеф и позволяет оценить крутизну склонов. Однако работать лучше с обоими слоями. Например, на OSM обозначены два водопада, которых нет на OpenTopoMap

Пример участка карты в OpenStreetMap и OpenTopoMap. Второй благодаря изолиниям гораздо информативнее для горной местности, так как наглядно визуализирует рельеф и позволяет оценить крутизну склонов. Однако работать лучше с обоими слоями. Например, на OSM обозначены два водопада, которых нет на OpenTopoMap

Карты OpenStreetMap нужны для прокладки маршрута по дорогам и набитым тропам, а также для общей оценки протяжённости отдельных участков пути, перепадов высот и крутизны склонов. Но важно понимать, что доверять на 100% отображённой информации нельзя. Помните, что данные карты рисуются сообществом людей, и возможны ошибки. Например, не всегда отмеченная тропа существует в действительности или хорошо различима на местности. Вполне возможно, что по ней когда-то прошла группа туристов с GPS, а затем эти точки были перенесены в OSM, но не факт, что вам удастся повторить их опыт.

Впрочем, ошибки встречаются на всех картах. Поэтому для уточнения и проверки информации нужно сверяться с другими слоями.

Работа с российскими топографическими картами

Это советские и российские карты разного масштаба. Первые отмечаются в nakarte.me как Topo, вторые — как GGC (Госгисцентр). Они являются, по сути, оцифрованными советскими картами, иногда с некоторой актуализацией. Более подробно это описано в документации сервиса nakarte.me.

И те и другие сегодня малопригодны для населённой местности, так как устарели, и есть куда более детальные карты «Яндекс», Google и 2GIS. Зато они приемлемо отображают рельеф, участки скал, обрывов, отметки высот, названия рек, ручьёв, вершин и прочее. На практике наиболее полезны карты с масштабом 500 и 250 м. Но покрытие карт Topo и GGC с таким масштабом далеко не полное. Поэтому, если их нет на данном участке, используйте масштаб 1 км и другие типы слоёв. Слои Topo 500m и GGC 250m удобно включать и отключать горячими клавишами B и K.

Также данные карты полезны отмеченными на них тропами. Но важно учесть, что информация о тропах нанесена на них по состоянию на вторую половину XX века и во многом устарела. Поэтому для уточнения положения троп и их особенностей незаменимы космоснимки.

Пример включённых слоёв Topo 500m и GGC 250m на одном участке карты

Пример включённых слоёв Topo 500m и GGC 250m на одном участке карты

В отличие от OpenTopoMap, тропа на перевал Арида на слое Topo 500m отмечена, причём как грунтовая дорога. Но нужно обязательно проверить по космоснимкам, существует ли она до сих пор

В отличие от OpenTopoMap, тропа на перевал Арида на слое Topo 500m отмечена, причём как грунтовая дорога. Но нужно обязательно проверить по космоснимкам, существует ли она до сих пор

Уточнение маршрута с помощью спутниковых снимков

Они же «данные дистанционного зондирования Земли (ДЗЗ)», или, по-простому, космоснимки. Это самые полезные и незаменимые слои при составлении маршрутов. Лет двадцать назад снимков такой детализации в Интернете не было, теперь же они «разбаловали» многих туристов и отучили ходить чисто по карте. К хорошему быстро привыкаешь.

В сервисе nakarte.me можно просматривать космоснимки «Яндекс», Google, Bing (Microsoft) и ESRI. Для разных участков земной поверхности детализация в общем случае сильно различается. Поэтому очень удобно пользоваться горячими клавишами S, L, I, E, чтобы быстро переключаться между перечисленными слоями со спутниковыми снимками. Вернёмся к примеру с перевалом Арида, который мы рассматривали выше через слои GGC 250m и Topo 500m.

Меняя слои космоснимков, видим, что наиболее детальную информацию о данной местности даёт спутниковый снимок «Яндекса»

Включив как основной слой («фон») космоснимок «Яндекса», включаем и выключаем несколько раз имеющуюся на этот участок карту Topo 500m. Здесь для наглядности слои наложены друг на друга через фотошоп, но и при быстром переключении слоёв будет ясно, что тропа на топокарте где-то здесь

Максимально приближаем снимок, чтобы рассмотреть, есть ли тропа с топокарты. Её наличие подтвердилось на космоснимке. Значит, тут можно проложить фрагмент нашего маршрута

На снимке виден кош, а тропа продолжается на правом борту ущелья

Таким образом, к треку можно добавить уточнённый сегмент

На космоснимках можно увидеть, различить и выявить: обрывы, овраги, осыпи, скалы, снежники, ледники, источники воды, водопады, разные типы лесов, площадки для установки лагеря. Все эти приёмы сложно описать в двух словах, нужны походный опыт, время и здравый смысл для оценки местности на спутниковых снимках.

Работа с картами «Яндекс» и Google

Для построения пеших маршрутов в горной местности популярные карты «Яндекс» и Google практически бесполезны, но их можно использовать, например, для организации трансферов и забросок.

Работа с отображаемыми треками

В Интернете есть веб-сервисы, позволяющие пользователям загружать свои маршруты пробежек, велопоездок и любых перемещений. Также есть сайты с информацией о маркированных маршрутах для хайкинга или велопоездок. Польза треков, записанных людьми, заключается в том, что даже если на картах, космоснимках в данном месте нет тропы, но есть записанный трек, а тем более несколько, значит, этот путь как минимум проходим. Из тех треков, что может отобразить nakarte.me, могут быть полезны следующие:

  • Waymarked Hiking Trails — маркированные тропы. Их немного, но они могут быть полезны.
  • Strava Heatmap (all) — тепловая карта с GPS-треками, полученными из сервиса Strava. Чем ярче «горит» трек, тем чаще по нему ходят или ездят. Согласно Strava, тепловая карта обновляется раз в месяц, на неё наносят треки не старше одного года и только те, которые доступны для публичного просмотра, что зависит от настроек аккаунта пользователя. Также на тепловую карту не попадают участки с очень низкой посещаемостью. На данный момент в горах треков мало, но в перспективе их будет больше. Проверить, нет ли этих треков на участке вашего маршрута, точно не помешает.

Участок маркированного маршрута на Казбек со стороны Грузии

Участок размеченной «Кавказской тропы» в Дагестане

Пример: перевал Кызылауш в Карачаево-Черкесии на тепловой карте Strava

Работа с метаинформационными слоями

Также на nakarte.me можно отобразить слои, которые в строгом смысле не являются картографическими, а дополняют карты вспомогательной информацией.

  • Wikimapia — отображаются контуры объектов, из библиотеки этого сервиса. При этом объекты сопровождаются небольшими описаниями, порой с фотографиями. К сожалению, в последние годы сервис остановился в развитии, новых сведений в нём мало, а старые могут быть малоинформативны или устарели. Но проверять его стоит.
  • Mountain passes (Westra) — очень полезный слой для горных туристов и альпинистов, на котором отображаются вершины и перевалы из каталога турклуба «Вестра».

При включённом слое Wikimapia по клику на один из контуров (озеро в Архызе) всплывает окно с информацией из этого сервиса. Можно посмотреть фотографии озера и его окрестностей. Например, оценить сложность пути на близлежащую вершину или определить наличие места для палаток на берегу

При включённом слое Wikimapia по клику на один из контуров (озеро в Архызе) всплывает окно с информацией из этого сервиса. Можно посмотреть фотографии озера и его окрестностей. Например, оценить сложность пути на близлежащую вершину или определить наличие места для палаток на берегу

Слой Mountain passes (Westra). В нашем примере по клику на синий квадратик «1Б» перевала Терсколак можно перейти по ссылке в каталог турклуба «Вестра» и ознакомиться с отчётами и материалами с описаниями данного перевала

Слой Mountain passes (Westra). В нашем примере по клику на синий квадратик «1Б» перевала Терсколак можно перейти по ссылке в каталог турклуба «Вестра» и ознакомиться с отчётами и материалами с описаниями данного перевала

Для изучения карт, космоснимков, рельефа местности есть более мощные геоинформационные решения, такие как SAS Planet, GlobalMapper, QGIS, но это уже намного более сложный уровень, требующийся для походов в крайне малоизученных районах планеты. Ознакомиться с принципами работы с ними можно здесь, но там будет гораздо более развёрнутый и тяжёлый для усвоения материал.

Как уточнить свой маршрут с помощью фотографий, видео, отчётов и книг

После того как нитка маршрута определена или на ней остались белые пятна, требующие уточнений, стоит задействовать весь массив доступных данных из разных источников.

В программе «Google Планета Земля» есть одна полезная «фишка», которая может пригодиться. Можно включить слой «Фотографии» и при наличии кликнуть на кружок фотографии в нужном месте. Иногда там бывают технически полезные снимки для пеших и горных туристов, например позволяющие оценить характер перевального гребня.

Схожим образом работает режим «Панорамы» на картах Google. В нём можно проверить, нет ли трёхмерных панорамных снимков в интересующем вас районе. В большинстве случаев кадры сделаны в легкодоступных местах и, как правило, на автодорогах, а потому для изучения малохоженых и труднодоступных районов информации практически нет. Однако информация оттуда может пригодиться, если вы планируете собственный трек в популярном районе.

Фотография в «Google Планета Земля», которая позволяет оценить характер перевального гребня

Слой «Панорамы» в Google Maps

Панорамы Google и не только можно отобразить и непосредственно в сервисе nakarte.me. По клику на кнопку с биноклем в левом меню можно отобразить точки, где есть Google-панорамы

По клику на точку панорамы она отобразится слева. Панораму можно крутить во все стороны и приближать

Для Кавказа весьма информативен проект mt360.ru, сайт с виртуальными панорамами гор этого района. Можно выбрать на карте нужный район и полетать с локации на локацию, изучая местность. Много фотографий различных объектов Кавказа также собрано здесь: caucatalog.ru/base/allregions.html. Для подготовки маршрутов по Ингушетии незаменимым будет сайт openkavkaz.com, где собрано огромное количество 3D-панорам горной части республики.

Для Кавказа и некоторых районов Азии в продаже есть очень детальные бумажные схемы В. Ляпина, которые продаются в Московском городском турклубе на улице Солженицына, 17, а также в некоторых туристско-альпинистских магазинах.

Помимо прочего, в подготовке к маршруту будут полезны книги, если они есть под рукой или есть возможность взять их в библиотеке, например в Московском городском турклубе. Но сначала стоит проверить, не лежат ли они уже где-то в Интернете.

Изучить местность иногда помогает и YouTube. Можно попробовать поискать топонимы с планируемого маршрута или находящиеся относительно недалеко от него. Иногда встречаются видео высокой чёткости с квадрокоптера, в которых можно рассмотреть интересующий участок местности.

Фрагмент 3D-панорамы с вершины Левхановцек на юг на ресурсе mt360.ru

Можно приблизить фрагмент панорамы и разглядеть интересующий склон

Фрагмент одной из 3D-панорам сайта openkavkaz.com

На одном из видео в YouTube можно рассмотреть путь на перевал Пабаку в Дагестане. Виден проход в скалах

Итак, подготовка маршрута завершена. Проработана основная нитка, запасные варианты, пути схода с маршрута при необходимости. Уточнены источники воды, места бивуаков по плану-графику и другие хорошие площадки на маршруте. Обычно вся эта работа занимает не меньше времени, чем сам поход. Остаётся только скачать полученный трек и распечатать наиболее ответственные участки маршрута на бумаге, чтобы потом ориентироваться по ним в походе.

Удачных походов!

© Спорт-Марафон, 2023 Данная публикация является объектом авторского права.
Запрещается копирование текста на другие сайты и ресурсы в Интернете без предварительного
согласия правообладателя — blog@sport-marafon.ru

Если вам понравилась статья, поделитесь ею со своими друзьями
в социальных сетях


Мне нравится

Статьи по теме

Эта статья — в помощь руководителям-новичкам. Она для тех, кто не хочет ходить в клубы спортивного туризма и идти в коммерческий поход, а хочет сделать всё сам или своей компанией.

В этом тексте я делюсь опытом организатора и руководителя походов, вкратце описываю свою работу в удобной и понятной форме. Этот текст не заменит вам опыта участия в походах и не сделает вас сразу гуру-руководителем, но поможет представлять алгоритм действий, даст понять, каких знаний и умений вам не хватает.

Содержание:

  • Введение
  • Выбираем район похода и определяемся с уровнем сложности
  • Составляем подробный план похода
  • Поиск попутчиков и разделение с ними обязанностей
  • Снаряжение
  • Еда
  • Развесовка по людям
  • Трансфер (заброска)
  • Бюрократия (билеты, погранпропуска, пропуска в нацпарки, МЧС, МКК)
  • Бюджет

Введение

Для организации похода вам нужны три группы навыков:

  • Технические навыки — вся совокупность туристических навыков, которая пригодится в задуманном походе: планирование маршрута, навигации, выбор снаряжения для похода, составление продуктовой раскладки, прохождение участков со сложным рельефом, а также базовые навыки разжигания костра под дождём и так далее;
  • Организационные навыки: умение вовремя организовать себя, людей на кучу приготовительных работ;
  • Рекламные навыки — умение привлечь участников в свой поход. Если конечно собираетесь не в одиночку.

Самыми важными из перечисленных навыков являются организационные. Туристическим навыкам можно научиться, натренироваться, можно взять в поход людей, уже обладающих такими умениями, а теорию почерпнуть из интернета (да хоть из того же shuriktravel.ru!). Рекламные навыки  также прокачиваются, а на начальном этапе хватает простого сообщения в чате друзей: “Ребята, я тут такой классный поход спланировал…” А вот организованности вас никто не научит. Если вы витающий в облаках раздолбай и даже в повседневной жизни не способны делать всё вовремя и чётко, то и успешный поход собрать вам будет крайне сложно. Да и не только поход…

Перейдём к пошаговому плану организации похода.

1.Выбираем район похода и определяемся с уровнем сложности

Обычно начало любого мероприятия выглядит как одна из двух ситуаций:

  • Есть команда, и надо придумать маршрут в соответствии с желаниями и навыками потенциальных участников;
  • Задуман маршрут или, по крайней мере, район похода, и надо подобрать команду для его прохождения.

Выбирая район похода, не ограничивайтесь просмотром фоточек в ЖЖ путешественников и пабликах ВК. Место должно соответствовать следующим требованиям:

  • оно должно вам нравиться, иначе зачем нам всё это?;
  • нет явных мест, где вы можете сдохнуть с учётом ваших навыков и опыта. Если люди на фотках с касками и ледорубами, а вы не знаете как этим пользоваться, то в то место вам пока не нужно;
  • время планируемого похода совпадает с временем, описываемым в доступных вам источниках. Например одно и тоже место в апреле может быть лавионоопасным и сложным для передвижения, а в конце мая уже быть очень милым и не опасным.
  • место финансово и юридически доступно: планировать свой первый маршрут в дорогую Патагонию не стоит, а в заповедник  не пустят вообще;

Пример. Вы услышали что-то про Хибины. Увидели фотоотчет у вашего друга на стене в Vk.com. Вам понравились фотки, друг — новичок, и в сложный поход не пошёл бы, в его рассказе нет альпинистских кошек, верёвок на скалах и снега по пояс. Сайт РЖД говорит, что до начала маршрута билет стоит 3500 рублей, егерей-лесников, пограничников в рассказе не было. Кажется, нам подходит. Переходим к пункту два.

2. Составляем подробный план похода

Здесь мы уже подробно начинаем изучать район похода, вчитываясь в каждую деталь. Ищем все возможные источники о нашем районе и составляем маршрут. В ход идут уже не только фоточки в ЖЖ, а следующие три источника:

1. отчеты спортивных туристов:

  •  http://tlib.ru/
  • tourism.ru/
  • http://turpohod.narod.ru/archive.htm
  • http://tkhse.ru/biblio/reports
  • http://nkosterev.narod.ru/otchets.html
  • http://tyr-zo.narod.ru/otchets.html
  • http://www.mountain.ru/mkk/biblio/
  • Сайт Скиталец
  • Библиотека Горного Клуба МГУ
  • Библиотека т/к МГТУ
  • Библиотека т/к *Вестра*
  • Библиотека т/к *Глобус*
  • Библиотека т/к *Романтик* УГТУ-УПИ
  • Библиотека туристов Татарстана
  • Библиотека т/к НГУ
  • Библиотека Александра Машникова
  • Библиотека т/к *Перово*
  • Библиотека т/к *Рифей* г.Челябинск
  • Библиотека т/к *Зодиак* г.Пермь
  • Библиотека т/к *Меридиан* г.Пермь
  • Библиотека т/к *Ирбис* г.Ярославль
  • Библиотека ФСТ г.Королев: горные, пешеходные, лыжные, водные, вело, спелео
  • Библиотека ФСТ Харьковской обл.
  • Библиотека т/к ПетрГУ *САМПО*
  • Библиотека ФСТ Республики Беларусь
  • Библиотека т/к «Кристалл», г. Березняки
  • Библиотека рязанских туристов
  • Отчёты с сайта my-tour
  • Библиотека МКК НО ФСТР
  • Библиотека ФСТ Дмитровского района МО (пешеходные, горные, лыжные, водные, конные)
  • Библиотека Клуба туристов «Сплав» г. Ульяновска
  • Библиотека отчётов СТК Екатеринбурга 
  • Отчёты Ильи Овчинникова (ТК Азимут, Пущино)

2. карты с nakarte.me или SAS Planet (читаем статью о картах для подготовки к походу),

3. GPS треки с сайтов  wikiloc.com, gpslib.ru, hiking.waymarkedtrails.org, veloradar.ru и др.

Используйте все возможные источники, которые придут в голову. Чем они наглядней и новей, тем лучше. В идеале отловить руководителя недавнего похода по тому месту  (участники ничего не помнят и редко могут показать, где они шли) и допросить его с пристрастием (картой, компьютером и блокнотом в руках).

Каким может получится маршрут?

  • Линейный – классический поход, где мы берем рюкзаки и идем несколько дней из пункта А в Б. Здесь самые тяжелые рюкзаки, зато и больше возможностей побывать в диких местах.
  • Радиалки. Когда мы сидим на одном месте (в лагере, на турбазе) и ходим от неё в какие-то интересные  места и обратно. Радиалки могут быть не однодневные. Можно возвращаться не тем же путём, что шли туда. На всё ваша фантазия. Такой вариант проще по весу рюкзаков, а неподготовленных и больных участников можно оставить на базе. Но погружение в природу на мой взгляд не то.
  • Комбинированные варианты. Кольца и радиальные восхождения могут быть и прибавлены к линейному маршруту.

Вы должны явно представлять себе, что группа будет делать в каждый из дней пути: куда она пойдёт, что будет, если участок вдруг окажется непроходимым, где какие есть варианты стоянок. Надо продумать все возможные аварийные пути схода на случай ЧП, травмы или болезни участника. Предположите все возможные варианты пути и найдите по ним информацию. Лучше потратить лишние полчаса дома на тёплом диване на поиск и заливку в навигатор ещё одного трека, чем на ветру под дождём задаваться вопросом: “Где же тут спусковая тропа?”

Сколько километров можно пройти в день?  По ровной местности можно пройти нормально с большими рюкзаками 20 км в день. Т.е при желании можно и больше, но если вы так будете идти много дней подряд, то устанете, вырастет вероятность травм, потертых ног и тд. Если собираетесь в горы, обращайте внимание еще на количество метров набора и сброса высоты. Считайте 100 метров набора/спуска, как 1 км по горизонтали. Например при наборе высоты 500 метров не закладывайте более 15 км,  а при наборе 1000 метров — не более 10 км по горизонтали. Более 1000 – 1500 метров вверх за сутки не набирайте – высок риск развития горной болезни.

Учитывайте время прохождения локальных препятствий — перевалов, бродов. Оно сильно зависит от количества человек в группе и их подготовки. Естественно, руководитель похода должен прекрасно понимать тактику прохождения препятствия.

Заложите в график движения резерв по времени дни на случай непогоды или других непредвиденных обстоятельств. Запас по времени обеспечивается наличием в графике:

  • днёвок и полуднёвок – легких дней, когда вы отдыхаете и никуда не идёте. Помните, что в такие дни обычно скучно. А ещё есть хочется. То есть еду нести на эти дни надо, но вы стоите на месте — странно для похода, хочется же посмотреть побольше! Приходится думать, стоит ли оно того. Но постарайтесь закладывать примерно 1 днёвку на неделю пути.
  • наличием кусков маршрута, которые можно срезать. Например петель, радиальных выходов. Конечно жаль будет не сходить на какую гору, но опоздать на поезд еще печальней. Планируйте по максимуму, в расчете на идеальную погоду и состояние группы и придумывайте побольше вариантов сокращения маршрута. Чем ближе к концу маршрута будет продуман слив, тем он полезней.

По итогам проделанной работы вы получите:

  • маршрут с указанием ключевых точек, километража, набора и сброса высоты за день (проще делать в виде таблицы);
  • треки для GPS навигатора (как подготавливать треки для навигатора, читай тут) основных и резервных участков пути, аварийных выходов;
  • карта, готовая для закачки в навигатор (отсюда для Garmin или отсюда для Андроид приложения Locus Map);
  • карта для печати на бумаги с маршрутом на нём в качестве резерва и обзора района (простой инструмент печати карт на nakarte.me)

Читая подробные описания, мы уже понимаем, примерно какое снаряжение нам потребуется. Если люди пишут “нет дров” — нужны горелки, “спускались по крутому склону” — верёвки, “дуют сильные ветра и часты дожди” — хорошие палатки и т.д. То есть на этом этапе можно начать составлять список необходимого специального снаряжения (о нём речь пойдёт ниже) и прикидывать денежные расходы.

Возможен и такой вариант: узнав подробности, вы поймёте, что ошиблись в выборе места. Поход всё-таки проходил по погранзоне и нужны пропуска, от поезда люди ехали на заказанной машине за кучу денег. Да и ваш друг рассказывал о походе в июле, а вы собрались в мае, когда там снег, перевалы непроходимы и лавиноопасны. Тогда придётся возвращаться к пункту 1.

! Вы не сможете нормально спланировать многодневный маршрут, если сами не были в подобном походе участником. Если у вас не было опыта организации походов, ваше первое руководство должно быть руководством походом выходного дня.

Основные ошибки, которые в походе приводят к печальным последствиям, вплоть до ЧП, закладываются именно на этапе 2. Недооценка маршрута, переоценка собственных сил, ожидания типа: “там наверняка тропа будет” или “по Google-картам выйдем”, — в лучшем случае приводят к опозданию на поезд/самолет, а в худшем — к знакомству с местным подразделением МЧС.

3. Поиск попутчиков и разделение с ними обязанностей

Компания — это самая важная часть вашего похода. С хорошими людьми и двое суток под дождём просидеть не грустно, а опоздать на поезд — приключение. Хорошо, если у вас уже есть группа друзей, желающая пойти в поход. Если нет — в ход идут ваши рекламные навыки. Сделайте пост в ВК, Instagram или на тематическом форуме, напишите честно о том, как вы представляете себе планируемый поход: будет он жёсткой побегушкой или пройдёт на расслабоне, какими будут километраж, набор высоты в день, ожидаемые препятствия на пути, укажите даты мероприятия и ориентировочные денежные траты. Чем полнее вы опишите поход, тем больше шансов, что к вам присоединятся люди, которые хотят того же, чего и вы. Напишите свои ожидания от участников: должен ли у них быть какой-то опыт или достаточно участия и помощи в подготовке мероприятия.

Незнакомцев, которых вы нашли в группах ВК, форумах и прочем интернете, обязательно ведите в минипоходец на выходные в ближайший лес, или хотя бы в бар пивка попить, если на тренировочный поход времени нет.

Печально вдруг осознать, что ваш компаньон — мудак, и ещё печальнее — понять это на второй день похода в горах, когда назад его уже не отправишь. Так что свои социальные навыки по выявлению дебилов и мерзких людей проявляйте по максимуму в городе. 

Вписывая человека в команду, сразу собирайте у него личные данные (я обычно делаю Google-таблицу, куда все вбивают свои данные): ФИО, телефон контактный, телефон родственников (кому вы будете звонить, если друг попадет в больницу), дату рождения, серию и номер паспорта (для покупки билетов), адрес (зачем-то нужен МЧС и МКК).

На самом деле есть ещё такой вопрос: “А зачем все эти люди-то нужны?”

  • для безопасности (не шлялся бы герой фильма 127 часов в одиночку — не было бы фильма!);
  • для облегчения веса рюкзаков за счёт распределения группового снаряжения;
  • для уменьшения цены трансфера на начало маршрута;
  • для компании;
  • у участников похода может быть нужное всем снаряжение;
  • участники могут обладать нужными группе навыками.

Автор этой статьи придерживается установки: “Хочешь сделать хорошо — сделай сам”. Но далеко не все так: а) могут, б) хотят. А еще распределение обязанностей при подготовке похода взращивает командный дух и вовлеченность в действие каждого. У участников появляется ощущение, что дело общее, и в нём есть их вклад, а у руководителя — что не ему одному не похрену на успех мероприятия.  Поэтому в спортивных группах принято распределять должности в походе: едой занимается завпит, снарягой — завснар и так далее. Полезны будут такие люди, как финансист (посчитает, кто кому сколько должен денег за поход), фотограф (человек с годной камерой, опытом её использования и клятвенными обещаниями выложить фотки как только так сразу), медик (человек с медобразованием или соответствующим опытом, который не считает ампутацию в полевых условиях оптимальным решением проблемы порезанного пальца), реммастер (человек с прямыми руками, который всё починит).

4. Снаряжение

Время и деньги, потраченные в городе на подбор и приобретение снаряжения, смогут немного компенсировать вашу неопытность на маршруте.

Снаряжение можно условно разделить на личное и общественное. Личное каждый собирает сам, но неопытным участникам очень поможет список от руководителя. Общественное снаряжение вы сможете подобрать, когда хорошо знаете, что вам предстоит (см. пункты 1 и 2) и сколько у вас людей (пункт 3). Вес всего общественного снаряжения должен быть записан в табличку (Exсel — лучший друг организатора походов). Эти данные пригодятся, когда будете распределять снаряжение по участникам.

Про снаряжение для простого пешеходный похода я написал отдельную статью. Больше информации об общественном снаряжении можно найти в другой статье.

  • Для выбора палаток посмотрите вот эту схему. Вес палатки должен стремиться к 1 кг на человека. Цена палаток очень различается, но самые дешевые обычно недолговечны. Существует множество моделей палаток для разного использования. Что нужно именно вам — подскажет опыт. Подумайте, нужен ли вам тент. Хороший тент с карманом под центральную стойку стоит дорого, но если у вас большая компания, оно того стоит;
  • Советую продумать, как вы будете готовить еду. Идёте на дровах? Продумайте количество пил. Топор практически никогда не нужен, а весит много. Идёте в горы, не хотите тратить на готовку часы, собирая сырой валежник? Возьмите горелки и круглые котелки с радиатором;
  • Продумайте навигацию. У вас должно быть достаточное количество аккумуляторов для вашего навигатора Garmin или энергии в пауэрбанках для смартфона c навигационным приложением. Треки и карты к навигатору вы подготовили в п.2.  Не тешьте себя иллюзиями, что в своём первом походе вы начнёте ориентироваться по карте и компасу;
  • За пример аптечки можно взять мою. Подумайте, что вам может грозить, у кого какие аллергии и хронические заболевания. Медик похода должен собрать информацию и учесть её для составления аптечки;
  • Хорошая связь может стать крупным пунктом ваших расходов на снаряжение. Но оно того стоит — связь далеко от цивилизации позволяет решить кучу проблем. Проверьте сколько хочет денег ваш оператор за связь в роуминге. Спутниковый телефон и треккер постарайтесь взять в аренду (лучше сделать это заранее, в разгар сезона будет сложно). Радиостанции дешевы, их наличие очень облегчает жизнь.
  • Соберите ремнабор. Подумайте, что из снаряжения, сломавшись, поставит под вопрос дальнейшее путешествие или сильно его испортит. Обычно это ботинки, пряжки поясных ремней рюкзаков, дуги и тенты палаток.

Самый дешевый способ поиска снаряги — спросить у друзей. Сразу купить всю снарягу в поход очень дорого, дешевле поехать в Тайланд валяться на пляжах. Покупайте постепенно, высматривайте сезонные распродажи в магазинах. Сходите в Декатлон — там всё дешево, в магазине Территория (Сплав) (г.Москва, м. Автозаводская, улица Сайкина, 17) по кодовому слову “Шуриктревел” вам сделают скидку 10%, в магазине Cпортмарафон напротив через дорогу по номеру карты 039016 вам сделают скидку 20%.

5. Еда

Ноутбук с табличкой, электронные весы, скотч, пакетики, маркеры — джентельменский набор упаковщика еды.

Поход — это когда берут много еды, несут её далеко-далеко и там съедают. Тема сложная, по ней отдельная статья.

  • собираем информацию о том, кто что категорически не ест, у кого на что аллергии;
  • завпит получает подробную информацию у руководителя о маршруте, чтобы знать, в какие дни можно сделать горячий обед, когда день тяжелый и надо плотнее позавтракать, например, а может, группа где-то оставляет заброску еды или проходит мимо магазина;
  • завпит открывает Excel и считает.

В интернете есть куча готовых раскладок, табличек, списков и прочего, что вы можете взять за основу. Всё гуглится по запросу:  “продовольственная раскладка”. Выбирайте любую или делайте свою — как вам удобней. Или возьмите мою.

В итоге у вас должно получится два списка:

  • расписание — что едим и в какой день;
  • список того, что надо суммарно купить сейчас в магазине;

и две цифры:

  • … грамм еды в день на человека — показывает, от чего вы умрете: с голоду или от тяжелых рюкзаков (менее 500 гр — голодно, более 650 — тяжело);
  • всего еды в граммах — пригодится для дальнейших расчетов, кому сколько килограмм положить в рюкзак.

В эти граммы надо еще посчитать вес несъедобного расходника — топлива для горелок.

Как вы будете организовывать закупки — неважно. Завпит может поручить конкретно каждому купить определённый продукт, а может вы всей командой собираетесь и идёте в магазин. Может каждый дома пакует то, что ему сказал завпит, а может вы это делаете опять таки всей командой. Вариантов масса, важен результат.

Нужно отвесить крупы и всякие прочие сложноделимые продукты по граммам (без электронных весов не обойтись) в пакетики и замотать крепко скотчем или стрейчплёнкой, можно рассыпать по бутылкам. Помните, что всё что может просыпаться — просыпется, что может намокнуть — намокнет, так что мотайте надежней. Не забудьте подписать упаковку.

Два ужина в кадре. Дежурному остаётся только разрезать упаковку и вывалить содержимое в котелок.

Скорее всего в магазин придется бегать дополнительно. Чем больше людей пакует еду, тем быстрее вы справитесь с задачей. Возможно, даже за вечер уложитесь. Не стоит начинать паковать еду слишком рано — велик шанс, что прямо перед походом кто-то из участников отвалится или присоединится, и придётся всё переделывать.

6. Развесовка по людям

Создаёте еще одну вкладку в Excel, где считаете, кто, что и сколько понесет. Знание формул Excel/Google-таблиц очень пригодится. У вас есть данные о том, сколько весит каждый элемент группового снаряжения и сколько весит вся еда группы, известно количество участников и их пол. Вам надо распределить всё так, чтобы:

  • всем было поровну;
  • мальчикам — больше, девочкам — меньше;
  • еда съедалась у всех равномерно;
  • еда съедалась в первую очередь у тех, кто несет групповое снаряжение (палатки, например, только тяжелеют, когда мокрые);
  • завпит знал у кого какой приём пищи лежит;
  • учитывалось, что топливо для горелок вы закупите только по прилёту на место.

Добро пожаловать в неидеальный мир!

Я раскладываю общак по пакетикам и подписываю их именами людей, которым они предназначены. Пакеты я привожу к вокзалу/аэропорту, где раздаю их. Вы можете собраться всей командой, закупить, запаковать еду и тут же раздать каждому его долю, чтобы все могли уложить рюкзаки дома (вот приключения начнутся, если кто-то опоздает на самолёт:)).

7. Трансфер (заброска)

Редко когда маршрут начинается прямо от станции поезда. Часто до начала активной части похода надо еще доехать на каком-то местном транспорте. Эту процедуру называют трансфером или заброской.

Примерно про заброску вы поняли на этапе 2 (составление подробного плана похода).  А после того, как определились с точным количеством участников, надо начинать искать конкретную машину. Интернет, поисковики, Авито, группы во ВКонтакте — водитель не спрячется (это может быть и не водитель, а пилот или капитан). Вроде всё просто, главное, чтобы вас не кинули.

Заброска — часто основной расходный момент мероприятия. Туристический сезон в РФ короткий, и водители часто хотят успеть заработать на туристах. Так что готовьте наличные. Если у вас маленькая группа, заброска на вездеходной машине типо Камаза/Газ-66, особенно где-то на Камчатке, выйдет в копеечку.

Некоторые туристы могут различать понятия трансфер и заброска. Трансфер — это именно перевозка людей от вокзала, а заброска — организация хранения запасов еды и расходников на середине маршрута с целью облегчения веса рюкзаков. Хороший водитель сможет помочь и с этим.

8. Бюрократия (билеты, погранпропуска, пропуска в нацпарки, МЧС, МКК)

Билеты: Когда определились с составом группы, покупаете билеты. Пока они есть и дешёвые. Будете долго искать напарников — поедете в разных концах поезда или на разных поездах. Тоже самое произойдёт, если покупать не централизовано, а каждый сам себе. В команде можно назначить человека, который соберет со всех паспортные данные и купит на всех билеты рядом.

Погранпропуска: Раньше было диким гемороем, а теперь всё элементарно делается через сайт госуслуг. Подробнее о пропусках в погранзону тут написал.

Пропуска в нацпарки/заповедники: К сожалению, единого центра и порядка их выдачи нет. В каждом регионе и каждом учреждении всё по своему. Но прогресс не стоит на месте: у каждого нацпарка уже есть свой сайт, электронной почтой почти все научились пользоваться.

МЧС: Хочет, чтобы вы предварительно зарегистрировались у них на сайте минимум за 10 дней. Там надо заполнить всю ту инфу, что вы собирали о участниках, датах похода, маршруте, снаряжении (если сделали Google-табличку, то все просто — копируй и вставляй). При выходе на маршрут нужно позвонить дежурному местного МЧС и подтвердить, что группа такого-то (Фамилия) вышла на маршрут. Когда закончите маршрут, надо опять позвонить туда. А то позвонят маме (контакты родственников неспроста брали!) и испугают её вопросами про вас. Если вы даже маме не говорили, что поход окончен, то наверное с вами что-то случилось, решит МЧС, и начнёт вас искать. (Если с вами случилось ЧП на третий день пути, а выход запланирован через неделю, то придется потерпеть дней 5 — ничего, бюрократическая машина работает медленно, но верно).

Т.е. смысл предварительной регистрации, как и регистрации в этом органе мне никто объяснить не может, но все почему-то делают. А вот телефон местного отделения МЧС с собой иметь надо (звонить 112 и объяснять там, на каком вы перевале и в какой части РФ — дохлый номер).

МКК: Опциональное действие для желающих получить справку за прохождение категорийного маршрута. Собственно, в упомянутой статье всё расписано. Если вы спланировали поход нормально, то заполнение маршрутной книжки превратиться в простое Ctrl+C, Ctrl+V.

Если это ваш первый поход, возможно стоит сходить в МКК просто за консультацией — они уберегут от явного суицида, и могут подсказать, например, где лучше сделать днёвку и собрать грибов.

Страховка: Страховой полис с прописанной эвакуацией вертолётом, транспортировкой не только в ближайшую больницу, но и больницу в родном городе и лечением стоит дочерта, в РФ практически не встречается и работает через раз. Гуглите форумы, чтобы выбрать актуальное на настоящий момент в той местности, куда вы собираетесь. Да и, возможно, нафиг оно вам не надо.

9.Бюджет

Даже если вы делаете некоммерческое мероприятие, придется прикинуть на этапе планирования, сколько будет стоить такой “отдых”. Опыт, выяснение всех вопросов заранее, позволят избежать неожиданностей. Самые расходные пункты в походах — это билеты на поезд/самолёт, снаряжение и трансфер.

Отдельные сложности в подсчётах, кто, кому и сколько должен, возникнут, когда разные люди заплатят за разные вещи уже в самом походе. Рекомендую сделать некий банк-общак, который равномерно пополняется, тратится на общественные нужды, а остаток потом также делится поровну. Также поможет приложение Splitwise.

Пока на этом всё. Впереди вас ждет сам поход, а это уже совсем другая песня.


Эта статья не охватывает всех аспектов планирования маршрута и похода. Она не решает вопросов, возникающих на самом маршруте. Если вы никогда не делали походов, начинайте с малого — с выходов в леса вокруг вашего города. Читайте материалы в интернете, сканы старых советских книг, сходите участником с другими группами, съездите на альпсборы, общайтесь с другими туристами, анализируйте, критически подходите к полученной информации, и у вас всё получится.

Как и любое большое дело ПВД начинается с планирования. Хорошая работа дома с картами, описаниями, фотографиями позволит вам избежать грубых ошибок которые могут расстроить ваше путешествие и испортить вам отдых.

Планирование маршрута похода выходного дня.

Планирование маршрута можно условно разбить на три этапа:

1. Идея. Формирование целей и задач.

2. Определение сроков проведения ПВД.

3. Построение нитки маршрута.

Эти этапы не обязательно идут последовательно, часто параллельно.

1. Идея. Формирование целей и задач.

Идея путешествия это начало начал. Формирование идеи похода может происходить в двух основных направлениях, которые могут пересекаться и/или вытекать одно из другого:

– цель – желание посетить какое-либо место;

– задача – активный отдых на природе.

То есть, имея желание побывать где-либо, мы можем построить интересный пеший маршрут прохождение которого обеспечит нас активным отдыхом. Или наоборот: желая отдохнуть на лоне природы мы озадачиваемся выбором интересного время провождения и как вариант выбираем пеший поход выходного дня.

Помимо точечного объекта (конкретного места) вашей целью может быть площадной объект – лес, долина реки и т.д. То есть целью в данном случае будет являться пройти по этому району.

В ПВД активный отдых всегда сочетается с познавательной деятельностью – получением новых знаний о родном крае и навыков связанных с автономным выживанием вне цивилизации.

Если с желанием отдыха на природе всё понятно – оно либо есть, либо его нет (зависит от вашего внутреннего мира), то как быть с местом. Куда сходить?

Основные источники идей.

1. Описание мест в краеведческих ресурсах: книги, сайты, телепередачи.

Книги и телепередачи посоветовать трудно – в каждом регионе есть свои локальные издания. То же может касаться интернет сайтов. Но есть интернет ресурсы более глобальные, охватывающие всю Россию и/или весь мир. Условно их поделю на «картографические» и «информационные».

Рекомендуемые «картографические» ресурсы.

Дорогой читатель, предполагаю что ты имеешь базовые представления о том, как читать географическую карту.

– Карты Google (или вариант с более расширенными возможностями – бесплатное приложение Google Планета Земля), Яндекс Карты – наиболее распространённые и крупные сервисы представляющий собой карту и спутниковые снимки Земли.

OpenStreetMap (сокращённо OSM, дословно «открытая карта улиц», ) – это некоммерческий веб-картографический проект по созданию силами сообщества участников (пользователей Интернета) подробной свободной и бесплатной географической карты мира. Для создания карт используется принцип вики, т.е. каждый зарегистрированный пользователь может вносить изменения в карту.

Для создания карт используются данные с персональных GPS-трекеров, аэрофотографии, видеозаписи, спутниковые снимки и панорамы улиц, предоставленные некоторыми компаниями, а также знания человека, рисующего карту. Поэтому карты охватывают пока не все регионы нашей страны, но при этом имеют наибольшую актуальность.

Wikimapia (Викимапия) – это географическая онлайн энциклопедия цель которой заключается в том, чтобы отметить и описать все географические объекты на Земле. Викимапия совмещает в себе интерактивную карту с принципом свободного редактирования вики.

Что мы имеем: карта на которой пользователи выделяют объекты и места и по возможности дают описание и/или дают ссылки на сторонние ресурсы с более подробным описанием, выкладывают фотографии относящиеся к данному месту или объекту.

Сайт даёт возможность переключать вид карты наиболее популярных картографических ресурсов: картs и спутниковые снимки Яндекс, Google, Bing, Yahoo, а так же карты OpenStreetMap.

Nakarte.me – ещё один ресурс-«оболочка» позволяющий просмотр картографического материала различных сторонних сайтов в одном месте. Так же позволяет построение маршрутов, загрузку треков с GPS-устройств. Перечень карт доступных к просмотру на данном сайте наиболее полный во всём интернете. Наиболее популярный среди туристов сайт.

«Гуляя» по картам этих и подобных интернет-ресурсов вокруг своего населённого пункта можно обнаружить массу интересных мест посещение которых может стать целью вашего путешествия.

Рекомендуемые «информационные» ресурсы.

Маршруты.Ру – сообщество путешественников. На сайте представлена библиотека маршрутов и путевых точек, отчётов о путешествиях, карт от пользователей данного сайта. Это наиболее крупный и популярный ресурс в России.

– Специализированные группы отечественных социальных сетей.

На таких ресурсах можно позаимствовать идею маршрута, прочитать описание и посмотреть фотографии мест где будет пролегать ваш путь, и возможно найти попутчиков. Для этого не обязательно иметь GPS-навигатор, достаточно просто изучить нитку маршрута и перенести её на карту в бумажном варианте при необходимости.

2. Личные наблюдения.

Возможно есть такие места которые вы ни раз проезжали на автомобиле или поезде и они чем-то вас «задевали» – своей красотой, необычностью. Или у вас просто возникали в голове любознательные вопросы «Что это за место?», «А что там, за этим посёлком?» и т.п. Пеший поход отличный способ расширить свой кругозор путём непосредственного визуального восприятия этого мира!

Не стремитесь всегда выбирать какую-то глобальную цель, не стесняйтесь своих желаний в познании окружающего вас мира. Ваша цель это не обязательно какое-то историческое, небывалой красоты и т.п. место. Оно может быть интересно только вам и отвечать только на один вопрос «А что там?».

Помимо основной цели, можно выбрать несколько промежуточных, не обязательных (в зависимости от каких-либо обстоятельств) для посещения.

Единственный аспект которому должна отвечать любое путешествие – безопасность! Избегайте крупных промышленных и военных объектов, полигонов как действующих, так и заброшенных. Даже если вход на территорию не охраняется и не огорожен, пребывание в подобном месте нежелательно в связи с возможным причинением вреда вашему здоровью, вплоть то летального исхода!

2. Определение сроков проведения ПВД

Сроки проведения ПВД – календарные даты вашего похода.

Планирование маршрута похода выходного дня.
Планирование маршрута похода выходного дня.

Продолжительность маршрута это один из факторов влияющий не только на сроки проведения похода, но и на набор вашего снаряжения и одежды на маршруте. Зная продолжительность можно понять необходимое количество дней для ПВД, а отсюда – необходимость снаряжения для ночлега в полевых условиях.

Протяжённость планируемого маршрута должна отвечать располагаемому временем (тут идёт параллельная работа с этапом «Построением нитки маршрута»). Зная её и принимая что средняя скорость взрослого человека с рюкзаком составляет примерно 3 км/ч легко найти время чистого пути (без учётов привалов):

Время в пути = Расстояние / Скорость

С опытом к вам придёт понимание собственной скорости на маршруте при передвижении по той или иной местности.

Прибавив сюда время отдыха на маршруте – обязательные привалы, время затрачиваемое на подъезд в район проведения ПВД, а так же «аварийное» время на непредвиденные обстоятельства получим продолжительность маршрута:

Продолжительность маршрута = Время в пути + Время отдыха на маршруте + Время на подъезд + «Аварийное» время

Зная продолжительность маршрута вы можете сопоставить его с располагаемым временем. Это позволит понять достаточны ли запланированные сроки для проведения вашего мероприятия. В случае необходимости корректируется нитка маршрута или идея данного ПВД переносится на более продолжительные выходные дни.

3. Построение «нитки» маршрута.

«Нитка» маршрута – условная линия маршрута вашего путешествия соединяющая начало пути, его промежуточные точки (промежуточные цели, места стоянок) и конец маршрута спроецированная на местность.

Для построения нитки вам потребуется картографический материал (воспользуйтесь представленными выше интернет-ресурсами или имеющейся/купленной бумажной картой). Для туризма рекомендованы карты масштаба 1:500 000 и 1:1 000 000, как наиболее информативные для пешего передвижения.

На всякий случай: масштаб – это отношение длины отрезка на карте к его действительной длине на местности.

Построение нитки маршрута следует начать с определения на каком виде общественного транспорта (автобус, электричка и т.п.) и как близко можно доехать до района планируемого ПВД. От этого будет зависеть возможный километраж который придётся пройти до намеченной цели (все расстояния вы можете легко измерить пользуясь теми же интернет-ресурсами описанными выше или бумажными картами).

Можно подъехать к началу маршрута и на личном автотранспорте, но это всегда ещё одна «задача» которую нужно заранее решить: где можно безопасно оставить свой транспорт?

Путей подъезда может быть несколько, а следовательно варьируются маршруты и расстояния до конечной цели. При этом желательно продумывать возможные «аварийные» выходы с маршрута – альтернативы связанные с транспортом для экстренной «эвакуации».

Старайтесь выбирать не только интересные и красивые варианты, но и соизмеримые по силам вам и вашей группе. Средняя протяжённость дневного перехода под рюкзаком составляет 10-15 км. Эту величину можно увеличить если того требует логичность маршрута и позволяют силы участников группы. Маршрут в 30 км и более в день при любом весе рюкзака не рекомендуется.

Если вы не знаете своих физических возможностей в преодолении длинных пеших переходах, начните с небольших расстояний по местности близкой к транспортным магистралям. С таким расчётом, что в любой момент вы могли в течении часа выйти к общественному транспорту.

При составлении маршрута заранее определитесь на карте с местом ночёвок. По возможности наметьте точки для малых привалов. Это могут быть как промежуточные цели, так и просто удобные для отдыха места (поляны, места у водоёмов и т.п.). Даже если по каким-либо причинам уже на маршруте вы не сможете придерживаться вашего плана, ваша работа не пропадёт даром – она облегчит ваше ориентирование в пространстве и расстояниях.

Планирование маршрута похода выходного дня.

Ваш ПВД может представлять из себя комбинацию из выше перечисленных видов маршрутов. Так например двигаясь по линейному маршруту вы можете делать радиальные выходы к достопримечательностям находящимся в отдалении от вашего пути и т.п.

Так же ПВД может представлять из себя так называемый «матрасный поход». Это когда время затраченное на активную часть маршрута несоизмеримо мало по сравнению с временем проведённым на одном месте. Данный вид похода тоже имеет место быть, в особенности если вы с детьми. Постарайтесь не сводить подобное времяпровождение к пассивному отдыху с возлиянием и чревоугодием на лоне природы.

– Не стоит перегружать путешествие многими основными целями (достопримечательностями) и длительной физической активностью. Это очень сильно утомляет и стирает хорошие эмоции полученные на маршруте. В идеале конец ходового дня должен заканчиваться с чувством лёгкой усталости и удовлетворения от проделанной физической работы.

– В первый раз лучше отправиться летом в хорошую погоду, чтобы не испортить себе впечатления.

– Для привлечения своих близких и знакомых (в особенности детей) к активному отдыху в форме ПВД выбирайте максимально красивые и минимально сложные маршруты. Трудности без красоты могут навсегда привить отторжение у человека к данному виду деятельности.

– Однодневный ПВД лучше провести в субботу (первый выходной день, если их у вас два). Тогда у вас останется время отдохнуть от активности и настроиться на рабочую неделю.

– Если ваш путь будет пролегать по территории требующей оформления пропусков (природоохранные зоны, приграничные территории и т.п.) заранее узнайте всю информацию о пропускном режиме, при необходимости оформите все необходимые документы!

4. Подготовка картографического материала.

Для ориентирование вашей группы на местности при движении по намеченному маршруту вам потребуется карта удобная для использование её на маршруте.

– Использование материалов из бесплатных источников описанных выше с последующей распечаткой их на бумаге.

– Использование покупных картографических материалов.

– Использование карт в электронном виде в смартфоне или туристическом навигаторе – дополнительно к бумажному варианту карт. Использование только этого вариант допустим только при лёгких однодневных походах вблизи от населённых пунктов, по маркированным маршрутам.

Подготовка карт для распечатки посвящено не мало источников в сети интернет. Из-за большого количества различных вариантов ресурсов с картами, способов их распечатки связанных с доступной печатной техники данный аспект подготовки карты рассматриваться не будет. Хотелось бы отметить одно: самый простой вариант раздобыть карту в формате электронной «картинки», обрезать при необходимости лишнее (зоны где не будет проходить ваш ПВД) и распечатать на листе А4 или А3. Масштаб определить вручную, соотнеся линейную длину между двумя характерными объектами на распечатанном варианте и электронном на одном из он-лайн картографическом ресурсе описанном выше. Запишите полученное значение масштаба в удобной вам форме на краю карты или в блокноте.

Для определения расстояний на карте вам потребуется линейка, курвиметр или какой-нибудь эталон длины с помощью которого вы сможете отмерять расстояния на бумаге. Эталоном может послужить отрезок нити известной длины.

Покупка в магазине готовой карты наиболее в техническом плане простой вариант. Главный недостаток этого варианта – отсутствие в продаже карт годных для пешего туризма. Мелкий масштаб и не высокая информативность – отсутствие большинства пешеходных троп за пределами населённых пунктов. Но такую карту можно дорабатывать своими пометками в ходе своих путешествий как по он-лайн картам в интернете, так и реальными походами.

На этом у меня – всё. Спасибо за внимание!

Если у вас есть что добавить на данную тему – жду ваши комментарии!

Не забывайте подписываться и ставить «Палец вверх», если вас оставила неравнодушной моя публикация.

Данная статья входит в серию моих публикаций о самостоятельной организации похода выходного дня.

Другие части данной серии статей:

– Поход Выходного Дня – альтернативная форма активного отдыха горожанина.

– Спортивный туризм и его импортные «заменители».

– Планирование маршрута похода выходного дня.

– Комплектация туристической группы для похода выходного дня. Должности и обязанности.

– Общие принципы выбора туристского снаряжения.

– На природу с комфортом. Как выбрать обувь для похода выходного дня?

Прежде всего, необходимо отметить, что речь пойдет об организации любительского похода. Использовать эту статью, как руководство «как организовать поход», скажем, на Памир, нельзя. Если же Вы собрались с друзьями посетить близлежащие красоты или покорить небольшую возвышенность, расположенную в том месте, где Вы живете, то статья должна помочь. Итак, перед тем, как организовать поход, необходимо определить его цель:

  1. Куда Вы собираетесь пойти. Нужно собрать максимальное количество информации, которая может в пути и об этом месте вообще. Идеально – обзавестись картой окрестностей. По карте ориентироваться проще всего, никогда не заблудитесь. Также полезно будет изучить прогноз погоды. Или почитать мою статью о том, как предсказать погоду по природным условиям – ветру, облакам, животным и собственным ощущениям;
  2. На какое время планируется путешествие – определить, какое время Вы готовы затратить на прохождение запланированного маршрута. Если путь предстоит пеший, нужно предварительно рассчитать, сможете ли Вы пройти требуемые отрезки пути за это время. Если планируется ночевка в походе – следует позаботиться о необходимом снаряжении;
  3. Что Вы хотите получить от путешествия. Нужно поставить одну или несколько целей, которые Вы хотели бы достигнуть. Сначала не стоит ставить слишком много целей, лучше выбрать какую-то одну. Если целей пути несколько, нужно выделить главную. Эта цель должна быть известна каждому члену группы. Если Вы решите вести путевой лист, цель похода нужно будет непременно в нем обозначить.

Важность подготовительной проработки маршрута

Начинающие туристы недооценивают значение заранее спланированного путешествия, однако опытные путешественники заранее планируют даже незначительные детали. Составление маршрута похода помогает правильно распределить время и нагрузку на участников. Однако нужно уметь грамотно подходить к созданию подобного плана, ведь придерживаться правилам придётся каждому человеку до окончания туристического похода.

Если не создать план, то туризм станет хаотичным, а участники могут попасть в неприятную ситуацию: заблудиться, или встретиться с дикими животными, которые могут быть опасны. Для избежания ряда проблем планируйте турпоход заранее, не относитесь к этому важному вопросу поверхностно!

Особенности составления пеших маршрутов

Составление маршрута является одной из наиболее сложных задач, которые стоят перед руководителем любого пешего похода. Хорошие маршруты можно как пройти, так и не пройти. Однако плохо задуманный или недостаточно проработанный маршрут не удается пройти практически никому и никогда, какие бы усилия не были применены. Чрезвычайно важно при разработке пеших маршрутов избегать даже мелких ошибок, так как ошибка может привести к множеству неприятных последствий, вплоть до аварии.
Пешие маршруты можно классифицировать на следующие категории:

  1.  По срокам:
      • Однодневные.

    Многодневные.

  2.  По уровню сложности:
      • Походы низких категорий сложности.

    Походы высоких категорий сложности.

При разработке каждого из перечисленных видов маршрута применяются свои правила и хитрости, которые созданы для упрощения жизни туристов в походе. Прежде, чем составить маршрут любой сложности, необходимо определиться с его целью и задачами. Если не определить их в начале маршрута, в дальнейшем в походе неизбежно возникнут столкновения, которые будут вызваны разными мнениями участников. Как правило, руководители похода используют одну из двух следующих стратегий:

Готовые работы на аналогичную тему

  • Курсовая работа Разработка маршрута пешего похода 410 руб.
  • Реферат Разработка маршрута пешего похода 250 руб.
  • Контрольная работа Разработка маршрута пешего похода 240 руб.

Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту Узнать стоимость

  1. Цели и задачи похода определяются лично руководителем, а затем уже набираются участники, которые согласны с ними.
  2. Руководители комплектуют группу, а затем уже обсуждают с ней цели и задачи похода.

Первый вариант наиболее приемлем для небольших походов, где существенные вариации целей и задач просто невозможны. Кроме того, первый вариант применяется в условиях туристических клубов, где есть возможность подобрать участников под цели и задачи похода. Также данные категории походов пользуются неопытными, новичковыми группами под началом руководителя со стажем. На таком маршруте руководитель обычно является монопольным командиром, который единолично принимает решения по всем вопросам.

Второй вариант применяется для таких категорий походов, когда имеется ограниченный выбор участников. Формирование походной группы начинается с обсуждения целей и задач с участниками. Обсуждение может производиться по одному или со всеми вместе. Руководитель в данном случае занимает позицию не командира, а старшего товарища. На маршруте он не применяет авторитарные методы управления, участникам ближе демократичность в стремлении обсуждать принимаемые решения.

Требуется вычитка, рецензия учебной работы? Задай вопрос преподавателю и получи ответ через 15 минут! Задать вопрос

Рисунок 1. Разработка маршрута пешего похода. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Этапы составления плана похода

При разработке маршрута важно действовать поэтапно, чтобы все учесть, ничего не пропустить.

Выбор района для путешествия

Этапы разработки туристического маршрута имеют колоссальное значение. Не стоит считать, что какой-то пункт не важен. Для организации турпохода нужно учитывать все особенности путешествия, которое планируется. Выбор района – первоначальный этап, с которого начинается путешествие. В нём должны участвовать все потенциальные участники, чтобы удовлетворить пожелания каждого. Выбирайте местность, учитывая особенности физической подготовки туристов. Проанализируйте карту, проверьте все характеристики леса или гор: какие животные встречаются, какие есть опасности, рельеф и так далее. Затем проложите желаемый путь на карте.

DКак пользоваться картами, я рассказываю в статье: Как читать масштаб и определять расстояние по карте в походе

Определение сложности трека

Разработка маршрута похода выходного дня включает в себя и оценку сложности выбранного трека. Давайте внимательно изучим все главные характеристики четырёх уровней сложности трека турпохода.


Выход группы на маршрут

1 уровень: несложный вариант, который стоит рассматривать людям, не имеющим опыта в отдыхе на природе. В день, при данном уровне группа не проходит больше 3-5 часов, расстояние не превышает 5-8 километров. Данный тип сложности подразумевает минимальное количество вещей, а ночевать приходится в отелях, поэтому каждый человек чувствует себя комфортно.

2 уровень: включает линейные и радикальные походы. В день, протяженность трека не превышает 8-11 километров. Время движения составляет около 5-6 часов. Идеальный вариант для начинающих туристов.

3 уровень: подойдёт только физически выносливым людям, которые уже имеют достаточный опыт в путешествиях на природе. Включает линейные походы продолжительностью не более 6-9 часов в день на расстоянии 10-15 километров.

4 уровень: сложный вариант, который могут рассматривать исключительно те люди, которые здоровы и отличаются хорошей выносливостью. Расстояние при таком уровне составляет в день не более 20 километров, время передвижения – 10 часов.

Согласование численности и уровня подготовленности группы


Движение по маршруту
Разработка маршрута похода включает и согласование численности и уровня подготовленности туристов. Организатор должен здраво оценивать, какая физическая форма у каждого участника путешествия. Не пытайтесь обмануть себя или других, ведь это может сыграть злую шутку вплоть до смерти неподготовленного человека. Выбирать тип трека нужно тщательно, лучше взять немного проще трек, если нет уверенности в возможностях туристов.

Подходящим вариантом станет компания из 4-6 человек. Каждый должен отвечать за что-либо: готовку, ночёвку, гигиену и так далее. Распределив нагрузку и обязанности, организатор делает походные условия безопаснее. И каждый участник понимает свою значимость в общем деле, и свою ответственность.

Расчёт длительного похода

Заранее определитесь с длительностью. Конечно, в первую очередь продолжительность турпохода зависит от выбранного трека. Давайте расскажу на личном примере, как рассчитывается продолжительность. Вы выбрали местность, после этого с помощью навигатора и карты рассчитайте точное расстояние в километрах. Дальше работает следующая схема расчёта: каждые 5 километров группа проходит за 1 час. Если на участке есть подъёмы – каждые 300 метров подъёма добавляют 30 минут ко времени. Не забудьте, что группе нужно отдыхать, поэтому необходимо планировать время отдыха. Разработка маршрута турпохода поможет координировать отдых группы людей.

Планирование ночёвок и дневок


Туристический лагерь на берегу озера
При планировании ночевок и дневок, необходимо заранее определиться с местом расположения бивака. Это должна быть просторная местность, на которой можно расположиться, желательно с комфортом, при соблюдении всех правил безопасности. Проработка места стоянки обеспечит группе хороший отдых и восстановление сил. Необходимо так же учитывать близость источника воды, наличие дров, защищенность от ветра и другие факторы.

Проработка запасных вариантов маршрута

Нельзя оставлять без внимания, что во время путешествия могут возникнуть непредвиденные обстоятельства: изменение погоды или, к примеру, плохое самочувствие участника похода. Для этого нужно продумывать план Б, который будет заключаться в резервном сходе с маршрута. Организатор должен уметь предугадывать любые события.

Составление сметы и перечня необходимого снаряжения


Смета расходов на поход
Большое значение имеет смета. Организатор контролирует все расходы, которые необходимы для создания благоприятных для туризма условий. Расходы должны в равной степени распределяться между участниками походной группы. Смета помогает расписать и координировать расходы. Нужно составить перечень необходимого на природе (личные и общие вещи группы).

После того как Вы определились с целью, нужно выбрать и спланировать маршрут. При планировании маршрута, особое внимание следует обратить на то, чтобы точки отправления и окончания путешествия были удобны с точки зрения транспорта – чтобы завершив поход можно было бы без проблем вернуться назад. Если не хотите хардкора, то имеет смысл проложить маршрут так, чтобы путь группы проходил по лесным, полевым дорогам, тропам или просекам. Определить места стоянок (желательно так, чтобы остановки располагались в ключевых точках проложенного маршрута). Места стоянок особенно ночных нужно выбрать поблизости от источников воды (рек, озер).

Не стоит впервые планировать поход на большие расстояния. Часто бывает, что чем меньше проходишь, тем больше тебе удается узнать, больше удается увидеть. Не обязательно создавать свой маршрут – можно воспользоваться известными тропами, кем-то уже пройденными. Определенный маршрут похода бывалые туристы по-другому иногда называют ниткой маршрута. Нитка маршрута разрабатывается исходя из топографической карты местности, в которой планируется поход, она включает в себя такие элементы, как отправная точка, опорные ориентиры дневных переходов, места привалов и стоянок и конечная точка, финиш. Желательно чтобы в разработке нитки маршрута принимали участие все члены похода.

Post Views: 62

Добавить комментарий