Как составить план наблюдения за растением

Нам в школе задали составить дневник наблюдений за одним растением – как оно изменяется осенью. В дневнике указывается дата, что за растение и краткие изменения, произошедшие с ним.

Что касается плана наблюдений за осенними явлениями в жизни растений, то прежде всего надо знать что именно происходит осенью с растениями. Об этом подробно написано вот в этом вопросе, а если кратко, то осенью растения плодоносят, увядают, отмирают, а некоторые цветут. На деревьях желтеют и опадают листья.

Предлагаю составить следующий план наблюдений, в котором поэтапно рассматриваются все осенние явления:

  1. Как встречают осень травянистые растения, кустарники и деревья?
  2. Какие изменения происходят с растениями в сентябре?
  3. Как меняется растительный мир в октябре?
  4. Первые заморозки – как встречают их растения и деревья?
  5. Как выглядят растения поздней осенью?

Примерный алгоритм наблюдения за растением

В процессе наблюдения за растением дети отмечают:

1. Особенности внешнего вида растения в целом и отдельных его частей. Определяют цвет, величину и форму, запах отдельных частей растения.

2. Особенности ухода и содержания данного растения сравнительно с уже знакомыми: требование растения к теплу, освещению, воде; принадлежность растения к определенной группе (деревья, кустарники, растения огорода, цветника, леса, луга и т.д., комнатные растения).

3. Интерпретация воспринимаемого в свете имеющегося личного опыта и знаний.

Таким образом, организуя процесс наблюдения в соответствии с вышеуказанными структурой и алгоритмом обследования, воспитатель осуществляет руководство восприятием детей по следующим направлениям:

– направление восприятия ребенка на определение объекта наблюдения (узнавание, называние);

– объяснение, напоминание методика наблюдения (плана);

– руководство процессом целенаправленного наблюдения в соответствии с поставленной целью и планом;

– обсуждение результатов наблюдения;

– использование полученных результатов наблюдения в изобразительной деятельности, в играх и других видах деятельности.

Источник:

Гончарова Е.В. Теория и технологии экологического образования дошкольников [Электронный ресурс]: Учебное пособие http://nvsu.ru/ru/Intellekt/1130/Goncharova%20E.V.%20Teoriya%20i%20tehnologii%20ekologicheskogo%20obrazovaniya%20doshkolnikov%20-%20Uchebnoe%20posobie%20-%202008.pdf

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

“Калининская школа” Красногвардейского района Республики Крым

План наблюдений

за изменениями в растительном мире

Составитель:

педагог дополнительного

образования

Гончаренко О.А.

Осень

Занятие№1

Тема: Наблюдение за сезонными изменениями в природе.

Цели: формировать представления об изменениях в природе (день стал короче, ночь длиннее); учить различать и характеризовать приметы ранней осени, узнавать их в стихотворениях; воспитывать любовь к природе.

Ход наблюдения:

Миновало лето,

Осень наступила.

На полях и в рощах

Пусто и уныло.

Птички улетели,

Стали дни короче.

Солнышка не видно,

Темны-темны ночи.

Воспитатель загадывает детям загадки.

– Висят на ветке золотые монетки. (ответ детей: осенние листья.)

– На потолке, в уголке висит сито — не руками свито. (ответ детей: паутина.)

– Без рук, а холст ткёт. (ответ детей: паук.)

Воспитатель рассказывает детям о приметах.

Сентябрь — зоревник, хмурень, холодник и холодень-батюшка сентябрь, да кормить горазд, зовут его «запевалой осени» и «злато-цветником»; травы в лугах, полях, лесах высыхают, желтеют, и стано­вится золотистой листва деревьев и кустарников.

Сентябрь — первый осенний месяц. В начале месяца выдаются еще теплые солнечные деньки. Небо сверкает синевой, на ней скво­зят золотыми узорами листья кленов и берез. Воздух чист, прозрачен, летают серебряные нити паутины. Такие дни называют «бабьим ле­том».

Воспитатель задает детям вопросы.

– Почему сентябрь называют «златоцветником»?

– Какие дни сентября называют «бабьим летом»?

– Какие знаете признаки «бабьего лета»?

Опыт «Состояние почвы в зависимости от температуры».

Цель: выявлять зависимость состояния почвы от погодных условий.

Ход опыта: В солнечный день предложить рассмотреть землю, потрогать руками, какая она: теплая (её нагрело солнце), сухая (рассыпается в руках), цвет (светло-коричневая), полить землю (как будто прошел дождь); предложить опять потрогать ее, рассмотреть. Земля потемнела, она стала мокрой, дети нажи­мают кончиками пальцев на поверхность – она стала липкой, склеивается в комочки. От холодной воды почва стала холоднее, как от холодного дождя.

Занятие№2

Тема: Наблюдение за цветником

Цель: формировать представления детей о том, что цветы — жи­вые, они растут и изменяются.

Ход наблюдения:

Растения на клумбе хорошо росли, цвели, пока было тепло, много света и воды; теперь дни становятся короткими, воды много, но тепла мало, цветы увядают, на месте их образуются семена, из кото­рых могут появиться новые растения.

Осень наступила,

Высохли цветы.

И глядят уныло

Голые кусты.

Воспитатель задает детям вопросы.

– Какими стали цветы на клумбе?

– Почему они завяли?

– Что надо сделать, чтобы весной цветы снова выросли? (ответ детей: собрать семена.)

Опыт «Свойства мокрого песка».

Цель: познакомить детей со свойствами песка.

Ход опыта: Намочить песок и понаблюдать, как он бу­дет высыхать. Попробовать сделать торт из сухого и мокрого песка при помощи формочек, слепить другие фигурки.

Вывод: мокрый песок лепится, сухой песок рассыпается. Мокрый песок на солнце высыхает.

Занятие№3

Тема: Целевая экскурсия в парк

Цель: формировать знания об осенних месяцах (сентябре, октябре, ноябре), сезонных изменениях; закреплять знания народных примет; воспитывать любовь к природе.

Ход наблюдения:

Осень подойдет неслышно, тихо встанет у ворот,

В огороде листик вишни на дорожку упадет.

Это первая примета, что от нас уходит лето.

А вторая — куст малины в нитях белой паутины.

Чуть короче станет день, потемнеют облака,

Словно их покроет тень, станет пасмурной река —

Третья верная примета осень бродит близко где-то.

Ранним утром на поляны лягут белые туманы,

А потом уж жди не жди – моросящие дожди

Пеленой затянут просинь. Значит, наступила осень.

Воспитатель загадывает детям загадки, предлагает ответить на во­просы.

– Летел пан, на воду пал, сам не тонет и воды не мутит. (ответ детей:лист.)

– Без пути и без дороги ходит самый длинноногий.

– В тучах прячется во мгле, только ноги на земле. (ответ детей:дождь.)

– Летит без крыльев и поет, прохожих задевает.

– Одним проходу не дает, других он прогоняет. (ответ детей:ветер.)

– Как называют осень?• Как называют раннюю осень?

– Какие вы знаете приметы осени?(ответы детей)

Какие изменения произошли в природе? (ответы детей)

Дидактическая игра «Узнай, чей лист».

Цель: учить узнавать растение по листу (назвать растение по листу и найти его в природе).

Ход игры: На прогулке собрать опавшие листья с де­ревьев, кустарников. Показать детям, предложить узнать, с ка­кого дерева и найти сходство с неопавшими листьями.

Подвижная игра «К названному дереву беги».

Цель: тренировать в быстром нахождении названного дерева.

Ход игры: Выбирается водящий. Он называет дерево, все дети должны внимательно слушать, какое дерево названо, и в соответствии с этим перебегать от одного дерева к другому. Водящий внимательно следит за детьми, кто побежит не к тому дереву, отводит на скамейку штрафников.

Опыт «Движение воздуха».

Цель: показать детям, что хотя воздух невидим, его можно почувствовать.

Ход опыта: Помашите рукой у лица. Какое ощущение? Подуйте на руки. Что почувствовали? Все эти ощущения вызва­ны движением воздуха.

Вывод: воздух не «невидимка», его движения можно по­чувствовать, обмахивая лицо.

Занятие№4

Тема: Наблюдение за состоянием погоды

Цели:формировать представление о природном явлении — тумане;

— учить наблюдению за сезонными явлениями;

— подмечать особенности этого явления, делать выводы.

Ход наблюдения:

Осенью над лесом и болотом

Туча пролетела самолетом.

Пролетела туча низко-низко,

Прыгнула с нее парашютистка.

А за ней сейчас же и другая, И уже летит за стаей стая.

Туман — явление природы. Стелется туман над самой землей. Ка­жется, будто низко-низко спустились облака и опутали землю белым густым покрывалом. А состоит туман из крохотных капе­лек воды. И в облаках, и на небе, и в туманах над землей эти капельки образовались из прозрачного водяного пара. Попадает он в поток холодного воздуха и начинает сгущаться, превращать­ся в капельки воды. Если капельки образовались высоко в небе, они стали облаками, а если низко над землей, то туманом. Бывают они во все времена года.

Воспитатель задает детям вопросы.

Какое небо во время тумана? Как вам дышится? Какой воздух — влажный или сухой? Густой ли туман? Почему вблизи туман реже, а вдали гуще?

Игры Дидактическая игра «Да или нет».

Цель: учить, внимательно слушать, отвечать на вопросы.

Ход игры: Воспитатель читает стихотворение, а дети должны внимательно слушать и отвечать «да» или «нет».

Загадка:

Осенью цветут цветы? Осенью растут грибы? Тучки солнце закрывают? Колючий ветер прилетает? Урожай весь собирают? Птичьи стаи улетают? Часто-часто льют дожди? Достаем мы сапоги? Туманы осенью плывут? Ну а птицы гнезда вьют? А букашки прилетают? Звери норки закрывают? Солнце светит очень жарко? Можно детям загорать?

Ну а что же надо делать? Куртки, шапки надевать!

Опыт «Что в пакете?».

Цель: выявить свойства воздуха, сравнить свойства воды и воздуха.

Ход опыта: Предложить детям обследовать два пакета (с водой, воздухом), узнать, что в них, объяснить, почему они так думают. Дети взвешивают их на руке, ощупывают, откры­вают, нюхают. Чем похожи и чем отличаются вода и воздух? Сходства – прозрачные, не имеют вкуса и запаха, принимают форму сосуда, в котором находятся. Различия – вода тяжелее, льется, в ней растворяются некоторые вещества и застывают, принимая форму сосуда; воздух – невидим, невесом.

Занятие№5

Тема: Наблюдение за березой

Цели: продолжать знакомить с березой, выделяя характерные при­знаки и изменения, связанные с временем года; воспитывать бережное отношение к дереву как живому объекту природы.

Ход наблюдения:

Воспитатель подводит детей к березе для беседы.

– Какое это дерево?

– Покажите ствол березы.

– Какой он — толстый или тонкий?

– Покажите ветки. Какие они – толстые или тонкие? Какого цвета?

– Погладьте ствол березы.

– Какой он у нее? (Гладкий, шелковистый.)

– Какой по цвету? (Уточнить, что только у березы такой черно-белый ствол.)

– Какие изменения произошли с березой?

– Куда подевались листочки с дерева? Их много или мало?

– Где лежат листочки?

– Кто их срывает?

Предложить поднять листья, отметить, что на земле они уже завя­ли.

– Какое время года?

– Что происходит с деревом осенью? (Оно засыпает, готовится к зиме.)

Опыт «Свойства солнечных лучей».

Цель: опытным путем показать свойства солнечных лучей.

Ход опыта: В солнечный день на прогулке намочить ре­зиновые мячи, положить на солнце и понаблюдать, как они бу­дут высыхать.

Предложить потрогать стенки дома на солнечной стороне и на теневой. Спросить, почему в тени стена холодная, а на солнце теплая. Предложить подставить ладошки солнышку, почувствовать, как они нагреваются

Занятие№6

Тема: Наблюдение за осенними работами на огороде

Цель: закреплять знания о сезонных изменениях в природе.

Ход наблюдения:

Дуют ветры буйные,

Ходят тучи темные,

Не видать в них света белого,

Не видать в них солнца красного.

Воспитатель задает детям вопросы:

– Как изменились погода, природа?

– Что изменилось в огороде?

– Когда наступают холода, как вы одеваетесь?

– Как вы думаете, что будет с клубникой с наступлением холодов, замерзнет ли она?

Чтобы клубника не только не замерзла, но и не вымерзла, а летом порадовала нас спелыми ягодами, нужно засыпать клубнику опилками, а сверху накрыть грядку прозрачной пленкой.

Опыт «Состояния почвы».

Цель: выявлять зависимость состояния почвы от погодных условий.

Ход опыта: В солнечный день предложить рассмотреть землю, потрогать руками, какая она, тёплая (ее нагрело солнце), сухая (рассыпается в руках), цвет (светло-коричневая), полить землю (как будто прошел дождь); предложить опять потрогать её, рассмотреть. Земля потемнела, она стала мокрой, дети нажи­мают кончиками пальцев на поверхность – она стала липкой, склеивается в комочки. От холодной воды почва стала холоднее, как от холодного дождя.

Зима

Занятие№1

Тема: Наблюдение за погодой

Цели: продолжать формировать представление о сезонном явлении — гололедице; развивать наблюдательность.

Ход наблюдения:

На ладонь упала робко первая снежинка.

Ей, наверно, очень плохо на лесной тропинке?

Что такое за окном? Сразу в доме посветлело!

Это снег лежит ковром, самый первый, самый белый!

На заборах, на крылечке все блестит и все бело.

Нет свободного местечка — всюду снега намело.

С утра было тихо, но потом подул холодный ветер, пошел мелкий дождь. Вскоре все вокруг затянуло тонким слоем льда. Когда идешь по этому ледку, он с треском разламывается под ногами. Подо льдом часто виднеются зеленая травка, почерневшие стебли. Очень скольз­ко. Воздух становится стылым, почти морозным. Это декабрь, а не ноябрь.

Опыт «Превращение снега в воду».

Цель: познакомить со свойствами снега.

Попробуем внести в группу комок снега и положить его в чашку. Через некоторое время дети смогут убедиться в том, что снег превратился в воду. Но воду эту нельзя назвать чистой – в ней видны частички грязи, пыль. Происходит это потому, что во время снегопада снег собирает из воздуха частички пыли. Поэтому, несмотря на то, что снег кажется белоснежным, в нем содержится много грязи и микробов. Еще и поэтому снег нельзя есть: можно не только простудиться, но и получить кишечную инфекцию.

Занятие№2

Тема: Наблюдение за березой и рябиной

Цели: формировать знания о жизни растений зимой; воспитывать бережное отношение к природе.

Ход наблюдения:

Воспитатель организует беседу с детьми, обращая их внимание на деревья, стоящие на участке.

– Назовите, какие деревья и кустарники вы знаете?

– По каким характерным особенностям можно узнать березу, ря­бину?

– Как чувствуют себя деревья зимой?

– Хорошо им или плохо зимой?

– Для чего нужен снег деревьям?

– Что может произойти, если много снега на ветках или он очень влажный?

– Что делают зимой деревья?

Деревья зимою, деревья зимою

Пронизаны ветром и стужей самою,

И стройные сосны и острые ели

Встают, как солдаты, навстречу метели.

Опыт «Снег и лед – вода, изменившая свое состояние под воздействием температуры».

Цель: развивать наблюдательность, умение сравнивать, ана­лизировать, обобщать, устанавливать причинно-следственные зависимости и делать выводы.

Ход опыта: Внести кусочки льда в теплое помещение и понаблюдать, как они будут таять. Сделать вывод: лед – это вода, только в твердом состоянии, которая при повышении тем­пературы снова превращается в жидкость.

Дидактическая игра «Бывает – не бывает» (с мячом).

Цель: развивать память, мышление, быстроту реакции.

Ход игры: Воспитатель произносит словосочетание и ки­дает мяч, а дети должны быстро ответить.

Иней летом …(не бывает). Мороз летом … (не бывает).

Снег зимой … (бывает). Капель летом … (не бывает).

Занятие№3

Тема: Наблюдение за ветром

Цель: продолжать совершенствовать навыки в определении на­личия и направления ветра.

Ход наблюдения:

С бугорка на бугорок Ловко прыгал ветерок. По дорожке он бежал, В сугроб весело упал. Только вовсе не намок. Этот ловкий ветерок. Нарисую ветер тихий, нежный, Нарисую грозовой и снежный, И такой, что с травами играет, И такой, что волны поднимает.

Воспитатель задает детям вопросы.

– Дует ли ветер?

– Холодный он или теплый?

– Как можно узнать, что дует ветер?

– В какую сторону он дует?

Опыт «Таяние снега».

Цель: знакомство со свойствами снега.

Набрать на прогулке вместе с детьми снег в стеклянную ба­ночку. Принести в группу и поставить в теплое место. От ком­натной температуры снег растает, образуется вода. Обратить внимание детей на то, что вода грязная.

Вывод: снег под действием температуры тает, превращаясь в воду.

Зимняя забава «Снежки и ветер».

Цель: развитие двигательных навыков.

Ход игры: Дети собираются в кружок и берутся за руки. По сигналу воспитателя: «Ветер задул сильный, сильный. Разле­тайтесь, снежинки!» – разбегаются в разных направлениях по площадке, расправляют руки в стороны, покачиваются, кру­жатся. Воспитатель говорит: «Ветер стих! Возвращайтесь, сне­жинки в кружок!» – дети сбегаются в кружок и берутся за руки.

Подвижная игра «Снег кружится»

Цель игры: учить детей соотносить свои собственные действия с действиями участников игры.

Описание игры: Воспитатель предлагает покружиться, как снежок, произнося:

Снег, снег кружится, белая вся улица!

Собрались мы все в кружок, завертелись, как снежок.

Воспитатель: «Подул холодный ветер. Как? В-в-в-в! (Дети повторяют.) Разлетелись снежинки в разные стороны». (Дети разбегаются по площадке.) Игра повторяется.

Занятие№4

Тема: Наблюдение за елью

Цель: формировать представление о строении ели.

Ход наблюдения:

Ее всегда в лесу найдешь,

Пойдешь гулять — и встретишь.

Стоит колючая, как еж,

Зимою в платье летнем.

Ель — дерево высокое, у него ствол прямой, покрытый шершавой коричневой корой, много веток, которые постепенно увеличиваются книзу. Все ветки покрыты колючими, жесткими иголками. Зимой ветки покрыты снегом, поэтому опущены вниз, елочка стоит в снегу, как в шубке. Она и зимой зеленая, иголки не желтеют и не опадают, как у других деревьев.

Трудовая деятельность: Коллективный труд на участке по уборке снега.

Цель: закреплять умение пользоваться деревянной лопаткой.

Подвижные игры:«Ловушки», «С бережка на бережок».

Цель: упражнять в беге врассыпную, прыжках через шнур.

Опыт «Лед – твёрдая вода».

Цель: познакомить детей со свойствами воды.

Взять сосульки в группу. Дети должны следить за состояни­ем сосулек в теплом помещении. Обращайте их внимание на то, как постепенно уменьшаются сосульки. Что с ними происходит? Возьмите одну большую сосульку и несколько маленьких. Сле­дите, какая из них растает быстрее. Важно, чтобы дети обратили внимание на то, что отличающиеся по величине куски льда рас­тают через разные промежутки времени.

Вывод: лед, снег – это тоже вода.

Зимняя забава «Берегись, заморожу».

Цель: развитие ловкости.

Ход игры: Все играющие собираются на одной стороне площадки, воспитатель с ними. «Убегайте, берегитесь, догоню и заморожу», – говорит воспитатель. Дети бегут к противопо­ложной стороне площадки, чтобы спрятаться в «домике».

Весна

Занятие№1

Тема: Наблюдение за сосульками

Цель: обобщать и углублять представления о весне по су­щественным признакам (неживая природа).

Ход наблюдения:

– Посмотрите, как под крышами висит красивая бахрома со­сулек, которые днем падают, разбиваются на прозрачные ледя­ные осколки. Почему днем они тают? Почему сосульки тают не со всех сторон крыши? Расскажите детям о мерах безопасно­сти весной.

Приметы: если на крышах образуются длинные сосульки – весна будет затяжной; облака черные, низкие, движутся быстро – ненастье сохранится.

Поговорки и пословицы: февраль воду подпустит, март подберет (о заморозках); как в марте мороз ни скрипуч, да не боль­но жгуч.

Стихотворение:

Отшумели все метели, и морозы не трещат,

С крыш закапали капели, и сосульки в ряд висят.

В. Алферов

Загадка: Кто там с крыши надо мною нависает в холода?

У кого это с весною с носа капает вода? (ответ детей: сосулька.)

Опыт «Снег и лед – вода, изменившая свое состояние под воздействием температуры».

Цель: развивать наблюдательность, умение сравнивать, анализировать, обобщать, устанавливать причинно-следствен­ные зависимости и делать выводы.

Внести сосульку в теплое помещение и понаблюдать, как она будет таять.

Занятие№2

Тема: Наблюдение за почками тополя

Цели: продолжать знакомство с деревьями на участке; формировать представления о том, что почка — домик для листочков.

Ход наблюдения

На ветках плоские комочки.

В них дремлют плоские листочки.

– Что это за комочки?

– Где почки находятся?

– А как называется это дерево?

– Какие части тополя вы знаете?

– Какие еще деревья вам знакомы?

-Что общего у тополя и березы?

– Чем они отличаются?

Предложить детям рассмотреть почки на тополе и сравнить с теми, которые они наблюдали зимой.

– Что произошло с почками?

– Какого цвета почка?

– Что появляется из почек?

– Какого цвета листочки?

Загадка: Эти маленькие бочки распечатает весна,

А пока в них спят листочки и растут во время сна. (почки.)

Опыт

Цель: выявить свойства воздуха, сравнить свойства водыи воздуха.

Ход опыта: Предложить детям обследовать два пакета (с водой, воздухом), узнать, что в них, объяснить, почему они так думают. Дети взвешивают их на руке, ощупывают, откры­вают, нюхают. Чем похожи и чем отличаются вода и воздух? Сходства – прозрачные, не имеют вкуса и запаха, принимают форму сосуда, в котором находятся. Различия – вода тяжелее, льется, в ней растворяются некоторые вещества и застывают, принимая форму сосуда; воздух – невидим, невесом.

Занятие№3

Тема: Наблюдение за солнцем

Цель: закрепить знания о том, что весной солнце начинает светитьярче и чаще, поэтому становится теплее.

– В начале весны солнце поднимается выше, ослепительно светит,день удлиняется. Теперь солнышко встает рано, будит нас еще дома, а зимой, когда мы приходили в садик, было темно.

Приметы: солнце в туман садится – к дождю; багровые зо­ри – к ветру.

Поговорки и пословицы: вздел Ярило зиму на вилы; весна днем красна.

Стихотворение. «СОЛНЦЕ ОТДЫХАЕТ»

Раньше всех на свете солнце встало,

А как встало – принялось за дело:

Обошло всю землю. И устало,

Отдыхать за темным лесом село.

Если вдруг найдешь его в лесу ты,

Там, где на траве туман и сырость,

Не буди: у солнца сон – минуты,

Не шуми: весь день оно трудилось.

Ю. Марцинкявичюс

Загадки:

Бродит одиноко огненное око,

Всюду, где бывает, взглядом согревает. (ответ детей: солнце.)

На тарелке колобок – золотой горячий бок.

А тарелка голубая – не видать конца и края.

(ответ детей: солнце и небо.)

Опыт «Свойства солнечных лучей».

Цель: опытным путем показать свойства солнечных лучей.

Ход опыта: В солнечный день на прогулке намочить ре­зиновые мячи, положить на солнце и понаблюдать, как они бу­дут высыхать.

Предложить потрогать стенки дома на солнечной стороне и на теневой. Спросить, почему в тени стена холодная, а на солнце теплая. Предложить подставить ладошки солнышку, почувствовать, как они нагреваются.

Игры Дидактическая игра «Назови ласково».

Цель: учить подбирать слова в уменьшительно-ласкатель­ной форме.

Ход игры: Воспитатель называет слово, а дети должны подобрать слова в уменьшительно-ласкательной форме.

Заяц – зайчонок, зайчоночек, зайчишка…

Бабушка – бабулечка, бабуля, бабуленька…

Мама – мамусик, мамуля, мамуленька…

Солнце – солнышко…

Подвижная игра «Солнечные зайчики»

Цель игры: Уточнить направление вверх, вниз, в сторону. Учить выполнять разнообразные движения.

Описание игры. Воспитатель держит в руках зеркальце и говорит: «Посмотрите, к нам прискакал в гости солнечный зайчик. Видите, как он радуется, скачет вверх, вниз, потом в сторону. И заплясал! Поиграем с ним».

Скачут побегайчики – солнечные зайчики.

Прыг! Скок! Вверх – вниз – вбок! Дети пытаются поймать зайчика.

Мы зовем их – не идут.

Были тут – и нет их тут.

Прыг! Скок! Вверх – вниз – вбок!

Прыг! Прыг! По углам.

Были там – и нет их там.

Где же побегайчики – солнечные зайчики? Дети пытаются поймать зайчика.

Занятие№4

Тема: Наблюдение за кустарниками и деревьями

Цели: учить узнавать и различать деревья и кустарники по характерным признакам; формировать представления о корне как части растения, находящейся под землей.

– Найдите на участке детского сада рядом стоящие дерево и кустарник. Опишите общие и отличительные признаки. Опи­шите деревья и кустарники. Назовите составные части растений. Рассмотрите выступающие из-под земли корни. Для чего нужны корни растениям?

Приметы: днем жарко, ночью прохладно – к хорошей пого­де; синие вечерние облака – к перемене погоды.

Поговорки и пословицы: март неверен: то плачет, то Загадки.

Без рук, без ног, но двигается,

Дышит, но не говорит,

Питается, а рта нет. (ответ детей: растение.)

Нам в дождь и в зной поможет друг,

Зеленый и хороший –

Протянет нам десяток рук и тысячи ладошек. (ответ детей: дерево.)

Опыт «Веселые кораблики» (плавучесть предметов).

Цель: экспериментальным путем показать различные свой­ства предметов.

Ход опыта: Воспитатель вместе с детьми опускает в воду кораблики, сделанные из разных материалов. Наблюдают, какие тонут, а какие остаются плавать.

Вывод: не все предметы плавают, все зависит от материа­ла, из которого они сделаны.

Занятие№5

Тема: Целевая прогулка«Наблюдение за растениями на участке»

Цели: обучить описывать растения, отмечать различия и сходства между ними; учить видеть взаимосвязь между живой и неживой природой; воспитывать умение любоваться красотой весеннего пейзажа.

– Какие изменения произошли с растениями в связи с потеп­лением и удлинением дня? (ответ детей: Участок стал зеленым и красивым, всюду зеленая трава, цветут береза и тополь, зацветает души­стая акация и сирень.) Как изменился внешний вид растений? (ответ детей: Появились новые веточки, листья, бутоны цветов, особенно это хорошо видно на травянистых растениях.) Найдите раз­личия в форме листьев, в их цвете и величине. (Например: ли­стья ириса намного больше листьев березы или клена, хотя са­мо растение ирис очень маленькое по сравнению с деревьями.)

Приметы: из березы течет много сока – к дождливому лету; если листья дуба появляются раньше, чем у ясеня – лето будет сухое и наоборот; лес без ветра шумит – к дождю.

Поговорки и пословицы: вода разольется – сено наберется; весна да осень – на дню погод восемь.

Стихотворение. «МАЙ»

Дождались мы светлого мая, Здравствуй, май веселый,

Цветы и деревья цветут. Мы ждем тебя давно.

И по небу синему тая, Зеленые деревья

Румяные тучки плывут. К нам глядят в окно.

Опыт «Солнце высушивает предметы».

Цель: Выявить способность солнца нагревать предметы.

Материал: кукольная одежда, мяч, лейка.

Ход опыта: Повесить на солнечном участке кукольное белье, понаблюдать, как быстро оно высохнет; намочить песочек в песочнице и понаблюдать, как за время прогулки он высо­хнет. Потрогать здание детского сада на солнечной и теневой сторонах.

Вывод: солнце прогревает предметы.

Лето

Занятие№1

Тема: Наблюдения за погодой

Цели: углубить и обобщить представление о лете, его ти­пичных признаках; закрепить представление о жизнедеятельно­сти растений и животных; учить устанавливать простейшие свя­зи между условиями среды и состоянием живых объектов, вы­ражать свои мысли в связной речи.

Воспитатель отмечает вместе с детьми, что солнце ярко све­тит и греет, небо чистое, ветер слабый, тепло. Дети должны привыкать, систематически следить за погодой и сообщать вос­питателю свои наблюдения.

Приметы: лето бурное – зима с метелями.

Поговорки и пословицы: летний день за зимнюю неделю; не моли лета долгого, моли лета теплого.

Стихотворение «ЛЕТО»:

Если в небе ходят грозы, если травы расцвели,

Если рано утром росы гнут былинки до земли,

Если в рощах над калиной вплоть до ночи гул пчелиный,

Если солнышком согрета вся вода в реке до дна,

Значит, это уже лето! Значит, кончилась весна! Е. Трутнева

Загадки:

В этот месяц, что ни год,

Тесен птицам небосвод.

День быстрее трав растет.(ответ детей: Июнь.)

Опыт «Свойства солнечных лучей».

Цель: опытным путем показать свойства солнечных лучей.

Ход опыта: В солнечный день на прогулке намочить ре­зиновые мячи, положить на солнце и понаблюдать, как они бу­дут высыхать.

Предложить потрогать стенки дома на солнечной стороне и на теневой. Спросить, почему в тени стена холодная, а на солнце теплая. Предложить подставить ладошки солнышку, почувствовать, как они нагреваются.

Игры Дидактическая игра «Какое время года?».

Цели: учить соотносить описание природы в стихах или прозе с определенным временем года; развивать слуховое вни­мание, быстроту мышления.

Ход игры: Дети сидят на скамейке. У воспитателя тексты о разных временах года. Тексты читаются вперемешку. Воспи­татель спрашивает: «Когда это бывает?» – и читает текст или загадку. Выигрывает тот, кто больше всех отгадает.

Подвижная игра «Удочка».

Цель: учить, правильно подпрыгивать: оттолкнуться и по­добрать ноги.

Ход игры: Дети стоят по кругу, в центре – воспитатель с веревкой в руках, на конце которой привязан мешочек. Воспи­татель крутит веревку, а дети должны перепрыгнуть.

Занятие№2

Тема: Наблюдение за тополиным пухом

Цели: закреплять знания о деревьях; учить различать раз­личные виды деревьев; воспитывать интерес к жизни растений.

Обратите внимание на деревья с гроздьями белого пуха. Что это за растение? Белое, похожее на вату, свисает с ветвей, летает в воздухе и лежит на земле – это тополиный пух. Поздней весной и ранним летом, облетая с веток, пух захватывает из воздуха вредные вещества, пыльцу других растений, пыль и грязь и опускает на землю. У многих людей в это время бывает насморк и кашель: говорят, это аллергия на тополиный пух. Это неверно, у людей аллергия на грязный воздух и на пыльцу растений.

Что за странная метель?

Снег посыпал в жаркий день.

Снежинки летают,

От тепла не тают,

Лезут в глаз и в нос мне. Ух!

Оказалось, это… Пух!

Загадки:

То ли с крыши, то ли с неба – или вата, или пух.

Или, может, хлопья снега появились летом вдруг?

Кто же их исподтишка сыплет, будто из мешка? (ответ детей: пух тополя.)

Опыт «Состояние почвы в зависимости от температуры».

Цель: выявлять зависимость состояния почвы от погодных условий.

Ход опыта: В солнечный день предложить рассмотреть землю, потрогать руками, какая она: тёплая (её нагрело солнце), сухая (рассыпается в руках), цвет (светло-коричневая), полить землю (как будто прошел дождь); предложить опять потрогать ее, рассмотреть. Земля потемнела, она стала мокрой, дети нажи­мают кончиками пальцев на поверхность – она стала липкой, склеивается в комочки. От холодной воды почва стала холоднее, как от холодного дождя.

Занятие№3

Тема: Наблюдение за работой на огороде

Цели: провести наблюдение перед прополкой за молодыми всходами; обратить внимание, что не все растения на грядке одинаковы, сравнить их, выделить отличия сорной травы от всхо­дов культурных растений.

Сорная трава оказывает плохое влияние на рост культурных растений, отнимает питательные вещества, влагу, загораживает от солнечного света. Сорную траву надо вырывать с корнем и уносить из огорода. Как вы думаете, почему?

Найдите сорные растения. Все растения на земле нужные, если они не нужны людям, то их семенами питаются птицы, на­секомые, животные. В природе все взаимосвязано, каждая тра­винка, каждый цветок в природе не случайный, а для чего-то или кого-то растет.

Приметы: утром трава пахнет сильнее обычного – к дождю; утром трава сухая – к ночи ожидай дождя.

Поговорки и пословицы: летний день – год кормит; что ле­том соберешь, то зимой на столе найдешь.

Теплый длинный-длинный день в полдень – крохотная тень.

Зацветает в поле колос, подает кузнечик голос,

Дозревает земляника. Что за месяц, подскажи-ка? (ответ детей: июнь)

Загадки:

Он круглый и красный, как глаз светофора.

Среди овощей нет сочней… (ответ детей: помидора).

Красный нос в землю врос, а зеленый хвост снаружи.

Нам зеленый хвост не нужен, нужен только красный нос. (ответ детей: морковь.)

Растут на грядке

Зелёные ребятки.
Удалые молодцы,
И зовут их…(Огурцы)    

Опытно-экспериментальная деятельность «Что будет, если огород не пропалывать?».

Цель опыта: экспериментальным путем показать роль прополки для будущего урожая.

Ход опыта: Систематически пропалывая огород, дети ос­тавляют одну небольшую делянку с посевами нетронутой. Через некоторое время они убеждаются, что сорняки растут значи­тельно быстрее, чем культурные растения. Последние, страдая от недостатка света, становятся тонкими, хилыми, значительно отстают в росте. Чтобы увидеть посеянные семена, придется долго искать их в траве.

Вывод: сорняки мешают нормальному росту посаженных растений.

Игры: Подвижная игра «Огуречик, огуречик».

Цель: научить детей ходить стайкой на цыпочках, соотносить слова и действия, бегать не толкаясь.

Ход игры: Ребенок («мышка») сидит («спит»), дети тихонько идут и читают стихотворение: Огуречик, огуречик,

Не ходи на тот конечик,

Там мышка живет,

Тебе хвостик отгрызет.

«Мышка» догоняет детей

Занятие№4

Тема: Наблюдение за березой

Цель: воспитывать любовь к природе, интерес и заботливое отношение к растительному миру; продолжать учить описывать растения, отмечая их различия и сходство между собой, отме­чать характерные признаки.

– Найдите березу по необычному для дерева белому стволу. Полюбуйтесь красотой кроны, послушайте, как над головой шуршит листва, через нее пробиваются лучи солнца. Береза, особенно мила нашему народу. Она нарядна, красива. Ее назы­вают березонькой белоствольной, русской красавицей. Березе посвящено много стихотворений, песен, сказок, хороводов. Бе­реза очень полезна. Из почек изготовляют лекарство, из листьев – желтую и зеленую краску. Березовые дрова считаются ценным топливом. Березовые почки любят птицы. Из древесины делают фанеру, мебель, лыжи.

Приметы: из березы течет много сока – к дождливому ле­ту; летом на березе появляются желтые листья – осень будет ранней.

Поговорки и пословицы: от доброго корня и поросль доб­рая; не беречь поросли, не видеть и дерева.

Люблю березку русскую,

То светлую, то грустную,

В беленом сарафанчике,

С платочками в карманчиках,

С красивыми застежками,

С зелеными сережками. А. Прокофьев

Загадки:

Зелена, а не луг, бела, а не снег,

Кудрява, а не голова. (ответ детей: береза.)

Ствол белеет, шапочка зеленеет. Стоит в белой одежке,

Свесив сережки. (ответ детей: береза.)

Опыт с водой «Как вытолкнуть воду?»

Цель: Формировать представления о том, что уровень воды повышается, если в воду класть предметы.

Материал: Мерная ёмкость с водой, камешки, предмет в ёмкости.

Перед детьми ставится задача: достать предмет из ёмкости, не опуская руки в воду и не используя разные предметы-помощники (например, сачок). Если дети затруднятся с решением, то воспитатель предлагает класть камешки в сосуд до тех пор, пока уровень воды не дойдёт до краёв. Как вытолкнуть воду?

Дидактическая игра «Быстро угадай».

Цель: закреплять знания о многообразии форм растений.

Ход игры: Воспитатель стоит в кругу, в руках у него мяч. Он бросает его ребенку и называет растения. Ребенок должен угадать, что это – цветок, дерево или кустарник.

Ответ на вопрос3: Составить план-конспект занятия «Сбор урожая на городе» для детей старшей группы.

План-конспект «Сбор урожая на городе» для детей старшей группы.

Тема:«Собираем урожай».

Цель: Развитие интегративных качеств воспитанников в процессе закрепления знаний детей об овощах и фруктах.

Задачи:

Воспитательные: воспитывать нравственные качества: взаимопомощь, бережное отношение к результатам своего труда и труда взрослых;

– воспитывать интерес к познанию окружающего мира; прививать чувства эмпатии, откликаться на эмоции воспитателя.

Развивающие: развивать логическое мышление при отгадывании загадок; умение самостоятельно действовать, при затруднениях обращаться к взрослому за помощью;

– развивать творческие способности, воображение и индивидуальное самовыражение при изготовлении фруктов и овощей.

Образовательные: формировать универсальные предпосылки учебной деятельности (умение работать по правилу, по образцу, слушать взрослого и выполнять его инструкции);

– учить детей классификации предметов по теме “овощи-фрукты”.

Предварительная работа: наблюдения в огороде за ростом овощей, помощь в сборе урожая; чтение стихов и рассказов о фруктах и овощах; беседы о пользе овощей и фруктов; проводить дидактические игры “Опиши, мы отгадаем”, “Что лишнее?”, “Чудесный мешочек”, “Во саду ли, в огороде”; сюжетно-ролевые игры “Овощной магазин”, “Готовим обед”; разучивание песен и стихов. Создать благоприятную среду для организации и проведения НОД: фрукты и овощи (муляжи), подносы, сок, фрукты (банан, яблоко, груша), вазы, клей, цветная бумага, кисточки, салфетки, картинки, схемы.

Виды детской деятельности: Игровая. Коммуникативная. Трудовая. Познавательно-исследовательская. Продуктивная. Чтение художественной литературы.

Ожидаемые результаты:

– умения детей действовать самостоятельно;

– проявление эмоциональной отзывчивости в деятельности и общении со взрослыми и сверстниками;

– воспитание нравственных качеств;

– умение воспитанников решать интеллектуальные и личностные задачи;

– формирование универсальных предпосылок к учебной деятельности;

– расширение и активизация словарного запаса.

Критерии оценки деятельности детей на занятии:

1. Ребенок задает вопрос.

2. Активно участвует в продуктивной деятельности.

3. Проявляет самостоятельность.

4. Обращается за помощью к взрослому и детям и оказывает ее своим сверстникам.

5. Сопереживает.

6. Эмоционально реагирует.

7. Соподчиняет мотивы.

8. Проявляет волевое усилие.

9. Аргументирует самооценку.

План:

1.Вводная часть: Создание проблемной ситуации (мотивация). Создание мотива для деятельности детей. Определение цели.

Анализ обследование, выводы.

2. Основная часть: Оказание посильной помощи бабушке по сбору урожая, счет фруктов и овощей, сопоставление с геометрическими фигурами; аппликация фруктов и овощей.

OBRAZOVALKA.COM

OBRAZOVALKA.COM – образовательный портал
Наш сайт это площадка для образовательных консультаций, вопросов и ответов для школьников и студентов .

  • Наша доска вопросов и ответов в первую очередь ориентирована на школьников и студентов из России и стран СНГ, а также носителей русского языка в других странах.
  • Для посетителей из стран СНГ есть возможно задать вопросы по таким предметам как Украинский язык, Белорусский язык, Казакхский язык, Узбекский язык, Кыргызский язык.
  • На вопросы могут отвечать также любые пользователи, в том числе и педагоги.


    Консультацию по вопросам и домашним заданиям может получить любой школьник или студент.

    Фенологические наблюдения – одна из наиболее
    доступных форм массовой школьной работы. Эти
    наблюдения не требуют специальных приборов и
    оборудования, могут быть легко организованы во
    многих уголках природы.

    Задание проекта рассчитано на групповую работу
    учащихся 5-6 классов.

    Материалы могут быть использованы на уроках
    биологии, экологии и внеклассной деятельности.

    Цели проекта:


    • наблюдение наступления различных сезонных
      изменений растений, происходящих в природе;
    • овладение начальными естественнонаучными
      умениями проводить наблюдения и измерения,
      описывать их результаты, формулировать выводы.

    Задачи проекта:


    • проследить за процессами, происходящими в
      природе осенью;
    • сравнить различные по своим условиям участки
      наблюдения;
    • научиться наблюдать различные фенологические
      фазы подготовки растений к зиме;
    • сделать выводы о зависимости сроков
      наступления различных фенологических фаз у
      растений осенью;
    • сформировать навыки правильного оформления
      своих исследований, делая их удобными для
      дальнейшей обработки и обобщения данных,
      полученных разными наблюдателями;
    • научиться работать группой по наблюдению
      сроков наступления осенних явлений в жизни
      растений.

    Задание 1. Выбор участка для
    наблюдений.

    Ход работы:

    1. Начертите планы выбранных участков с
    указанием сторон горизонта, дорог, зданий
    поблизости. В зоне наблюдения (примерно 20 кв.
    метров) отметьте деревья, кустарники, клумбы.
    Постарайтесь определить, какие виды деревьев и
    кустарников растут на выбранных вами участках.
    Отметьте продолжительность освещения прямым
    солнечным светом участка (в часах,
    приблизительно).

    2. Если наблюдение ведется за участком около
    дерева, то следует написать его вид и привести
    характеристики: примерная высота, диаметр ствола
    на уровне груди, высота прикрепления кроны,
    примерный диаметр кроны (определить по проекции
    кроны на земле), наличие повреждений, присутствие
    на дереве мхов, лишайников и др.

    3. Если наблюдение ведется за участком газона
    или пустыря, отметьте наличие ограды, тропинок,
    культурных посадок. Ухаживают ли за участком,
    выкашивают ли траву на нем, производится ли выгул
    животных.

    4. Сделайте фотографии ваших участков.

    Задание 2. Провести наблюдения за
    растениями.

    Ход работы:

    Растение считают вступившим в ту или иную фазу
    развития, если признаки этой фазы будут
    обнаружены, хотя бы на отдельных ветках. Началом
    каждой фазы следует считать день, когда в нее
    вступит 10% растений того или иного вида на
    выбранном вами участке. Массовое наступление
    фазы отмечают, когда в нее вступает не менее 50%
    растений.

    1. Наблюдение за началом раскраски листьев.

    Начало осеннего расцвечивания отмечается тем
    днем, когда в кронах нескольких деревьев или
    кустарников данной породы появятся листья,
    изменившие свою летнюю окраску; в это время в
    кроне заметны отдельные окрашенные пятна.

    2. Отметьте дату – начало “Золотой осени”.

    Пожелтевших и зеленых листьев будет на
    деревьях поровну.

    3. Отметьте явление листопада.

    За начало листопада принимается тот день, когда
    листья довольно заметно начинают опадать; при
    этом характерно, что они осыпаются даже в тихое
    время, независимо от ветра. Убедиться в том,
    начался листопад или нет, можно, тряхнув слегка
    ветку. Если при этом осыпается 3-5 листьев, то
    можно считать листопад начавшимся. Конец
    листопада отмечается в то время, когда данное
    растение окончило осыпать листья и стоит или
    совсем голым, или на его ветвях имеется всего
    несколько случайно задержавшихся листьев.

    Полное оголение отмечается в тот момент, когда
    абсолютно все деревья и кустарники всех
    листопадных видов и форм на описываемой
    местности сбросили всю листву и стоят совершенно
    голыми.

    4. Провести наблюдение за плодоношением
    деревьев и кустарников.

    Наблюдая за плодоношением деревьев и
    кустарников, полезно вести количественную
    оценку урожая. Ее определяют в баллах по
    следующей шкале:

    0 – неурожай; шишек, плодов и семян нет;

    1 – урожай слабый; незначительное количество
    шишек, плодов и семян встречается на многих
    растениях;

    2 – урожай средний; довольно значительное
    плодоношение на свободно растущих экземплярах и
    в насаждениях;

    3 – хороший урожай; обильно плодоносит
    большинство растений;

    4 – очень хороший урожай; обильное
    плодоношение в насаждениях.

    Оценивать урожай древесных пород лучше всего в
    пору, когда плоды достигли нормальных размеров,
    но еще не созрели.

    5. Провести наблюдение за травянистыми
    растениями.

    Отметьте цветущие на наблюдаемом участке
    растения короткого дня.

    За начало созревания берут дату, когда больше
    половины плодов на растении приобрели
    характерную окраску, а сами плоды или семена
    стали легко отделяться от материнской особи.

    6. Отмечайте метеорологические условия в день
    наблюдений: температуру, осадки – дождь, град,
    первый снег, первые заморозки.

    7. Наблюдения оформите в виде таблицы.

    (Приложение 1).

    Отмечаемые моменты Дата
    1 Начало наблюдений  
    2 Начало изменения окраски
    листьев
     
    3 Половина листьев на деревьях
    изменили цвет
     
    4 Ветки полностью освободились от
    листьев
     
    5 Начало первых заморозков,
    отрицательная температура по ночам
     
    6 Цветение осеннецветущих
    травянистых растений
     
    7 Созревание плодов на деревьях и
    кустарниках
     
    8 Увядание трав  
    9 Окончание наблюдений  

    8. Сделайте вывод и оформите свои наблюдения.

    (Приложение 2. Приложение
    3).

    Добавить комментарий