-
1 - Войти
- Зарегистрироваться / Создать сайт
СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Была в сети 07.05.2023 12:20
Карлисон Анна Владимировна
Учитель географии
44 года
357
93 668
План наблюдения за учеником
План наблюдения |
Наблюдение за Д. |
Наблюдение за Р. |
Наблюдение за В. |
|
1. |
Как подготовлены к домашнему заданию |
|||
2 |
Как развита память |
Хорошо рефлексирует, может применить знания прошлых тем |
Помнит текст, который прочитал, частично |
Краткосрочная память |
3 |
Быстрота мышления |
Быстро реагирует на задание, понимает, что надо делать |
Участвует в обсуждении группы, что надо делать |
Принимает решение группы |
4 |
Является ли лидером |
Абсолютная независимость от группы, перетянула на себя все выполнение задания – абсолютный независимый лидер |
Помогает, слушает других, обсуждает, советуется-активный лидер |
Подчиненная роль в группе, высказывать свою точку зрения, но не уверен в правильности – статист |
5 |
Имеет ли желание выполнять более сложные задания |
Нравится выполнять |
Нравится выполнять |
Выполняет без желания |
6 |
Концентрация внимания |
Концентрация внимания в течение всего урока |
Сосредоточена на теме |
Устает, отвлекается, внимание сосредотачивает только на определенное время |
7 |
Активность в процессе урока |
Не особо себя проявляет |
Активен, немного зажат |
пассивен |
8 |
Чтение |
Прекрасное произношение, быстро, четко, без запинок |
Быстро читает, произношение некоторых слов его затрудняет – языковой барьер |
Чтение в хорошем темпе |
9 |
Заинтересованность в результате ( своем или группы) |
Заинтересована в своих ответах |
Заинтересованность в результатах группы и себя |
Не заинтересован |
10 |
Как решает проблемы |
Индивидуально |
Советуется с группой |
Согласен со всеми в группе |
11 |
результативность |
Не оценена |
Не оценена |
Не оценен |
План наблюдения Ба?ылаужоспары |
Наблюдение за 1 учеником 1-ші о?ушыны ба?лау |
Наблюдение за 2 учеником 2-ші о?ушыны ба?лау |
Наблюдение за 3 учеником 3-ші о?ушыны ба?лау |
|
1. |
Как подготовлены к домашнему заданию ?й тапсырмасына дайынды?ы |
|||
2 |
Как развита память Есте са?тау ?аблетіні? дамуы |
|||
3 |
Быстрота мышления, речь Жылдам ойлау ?аблеті, с?йлеу |
|||
4 |
Является ли лидером К?шбасшы болып табылама |
|||
5 |
Имеет ли желание выполнять более сложные задания К?рделі тапсырмаларды орындау?а ниеті бар ма |
|||
6 |
Концентрация внимания Назарыны? шо?ырлануы |
|||
7 |
Активность в процессе урока Саба? барысында белсенділігі |
|||
8 |
Чтение Оку |
|||
9 |
Заинтересованность в результате ( своем или группы) Н?тижеге ?ызу?ушылы?ы(?зіні? немесе тобыны?) |
|||
10 |
Как решает проблемы М?селелерді ?алай шешеді |
|||
11 |
Результативность Н?тижелері |
Рекомендации учителям
- давать возможность ошибаться и самим же исправлять
- надо создавать дифференцированные задания
- Больше внимания уделять оцениванию, взаимооцениванию, самооцениванию
24.05.2015 18:36
Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей
Похожие записи
ПЛАН НАБЛЮДЕНИЯ «ПЕРВОЕ ВПЕЧАТЛЕНИЕ» (Артюхова И.С.)
Параметры наблюдения |
Отметки педагога по результатам наблюдения |
I. Общее впечатление, физические характеристики, чистота, аккуратность, внешний вид |
|
Тело |
|
Поза |
|
Лицо |
|
Мимика и пантомимика |
|
Состояние кожи |
|
Чистота тела |
|
Одежда |
|
Общая подвижность |
|
Нарушение движений |
|
II. Речь ребёнка |
|
Голос |
|
Темп речи |
|
Разговорчивость |
|
Дикция |
|
Словарь ребёнка и конструкция его вербальных построений |
|
Поддержание разговора |
|
III. Социальное поведение |
|
Установление контакта |
|
Социальные навыки и вежливость |
|
Характеристики поведения: самоуверенный, решительный, упрямый, хвастливый, подчеркивающий своё превосходство, высокомерный, насмешливый, ненастойчивый, нерешительный, застенчивый, неуверенный, назойливый, настойчивый, подчиняющийся, стремящийся угодить, получающий радость от общения, непосредственный, ласковый, доверчивый |
|
IV. Настроение |
|
Характеристики настроения: радостное, беззаботное и счастливое, уравновешенное, серьёзное, плохое, тоскливо-тревожное, депрессивное |
|
Подверженность настроения внешним влияниям |
|
V. Поведение ребёнка при выполнении учебных и внеучебных заданий |
|
Отношение к заданиям |
|
Характер мотивации |
|
Учебные навыки |
|
Темп работы |
|
Реакция на неуспех |
|
Интенсивность внимания |
|
Невротические проявления |
НАБЛЮДЕНИЕ В УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЗА МЛАДШИМ ШКОЛЬНИКОМ
I критерий – Эффективность учебной деятельности
Шкала 1. Учебная активность
0. учебная активность отсутствует (не включается в учебный процесс);
- пассивен на уроке, дает отрицательные ответы;
- учебная активность на уроке носит кратковременный характер, часто отвлекается, не слышит вопроса;
- редко поднимает руку, но отвечает правильно;
- на уроке работает, положительные и отрицательные ответы чередуются;
- активно работает на уроке, часто поднимает руку, отвечает чаще всего правильно.
Шкала 2. Усвоение знаний (успеваемость)
- очень плохое усвоение учебного материала по всем предметам, грубые
ошибки и большое их количество в ответах; - частые ошибки, неаккуратное выполнение заданий, много исправлений,
зачеркиваний; - плохое усвоение материала по одному из предметов, обилие ошибок;
- редкие ошибки, связанные с невнимательностью детей в процессе учебной
деятельности; - небольшие помарки, единичные ошибки;
- правильное, безошибочное выполнение школьных заданий
II критерий -Усвоение школьных норм поведения
Шкала 3. Поведение на уроке
0. не выполняет требования учителя: большую часть урока занимается посторонними делами (преобладают игровые интересы);
- выполняет требования учителя частично, отвлекается на посторонние дела,
вертится или постоянно разговаривает; - часто наблюдается скованность в движениях, позе, напряженность в ответах;
- изредка поворачивается, обменивается короткими репликами с товарищами;
- выполняет требования учителя, но иногда, на короткое время, отвлекается от урока;
5. сидит спокойно, добросовестно выполняет все требования учителя.
Шкала 4. Поведение на перемене
0. часто нарушает нормы поведения: мешает другим детям играть, нападает на них, кричит, бегает, не меняет своего поведения, когда делают замечания (не владеет собой);
- пассивный, движения скованы, избегает контактов с другими детьми;
- не может найти себе занятия, переходит от одной группы детей к другой;
- активность ребенка ограничивается занятиями, связанными с подготовкой к следующему уроку (готовит учебники, тетради, моет доску, убирает класс);
- активность выражена в малой степени: предпочитает занятия в классе с кем-нибудь из детей, чтение книг, спокойные игры;
- высокая игровая активность, охотно участвует в подвижных, коллективных играх.
Ill критерий – Успешность социальных контактов
Шкала 5. Взаимоотношения с одноклассниками
0. проявляет негативизм по отношению к детям, постоянно ссорится и обижает их (другие дети его не любят);
- замкнут, изолирован от других детей, предпочитает находиться один (другие дети равнодушны к нему);
- предпочитает находиться рядом с детьми, но не вступает с ними в контакт;
- сфера общения ограничена, контактирует только с некоторыми детьми;
4. малоинициативный, но легко вступает в контакт, когда к нему обращаются дети;
5. общительный, легко контактирует с детьми.
Шкала 6. Отношение к учителю
0. общение с учителем приводит к отрицательным эмоциям, обижается, плачет при малейших замечаниях;
- избегает контактов с учителем, при общении с ним легко смущается, теряется, говорит тихо, запинается;
- выполняет требования учителя формально, не заинтересован в общении с ним, старается быть незаметным;
- старательно выполняет требования учителя, но за помощью обращается чаще к одноклассникам;
- дорожит хорошим мнением учителя о себе, стремится выполнить все его требования, в случае необходимости сам обращается к нему за помощью;
- проявляет дружелюбие по отношению к учителю, стремится понравиться ему, после урока часто подходит к учителю, общается с ним.
IV критерий – Эмоциональное благополучие
Шкала 7. Эмоции
- преобладание депрессивного настроения или ярко выраженная агрессия (вспышки гнева, злости, может ударить кого-либо, затеять драку, что-то сломать);
- отдельные депрессивные проявления, плач без всяких причин или агрессивные реакции, частая ссора с детьми, повышает голос;
- отрицательные эмоции: повышенная тревожность, огорчение, иногда страх, обидчивость, вспыльчивость, раздражительность;
3. эпизодически проявление сниженного настроения;
4. спокойное эмоциональное состояние;
5. хорошее настроение, часто улыбается, смеется.
После проведенного наблюдения и фиксации типичных форм
поведения ребенка находится сумма баллов по всем шкалам и сравнивается с нормой:
22 – 35 баллов — зона комфортного пребывания в школе
15 – 21 балл — зона неполного комфорта
0-14 баллов — зона дезадаптации
Диагностика темперамента младших школьников.
Изучение темперамента школьника методом наблюдения
Цель: определение особенностей темперамента младшего школьника.
План наблюдений
1. Как ведет себя в ситуации, когда необходимо быстро действовать:
а) легко включается в работу;
б) действует со страстью;
в) действует спокойно, без лишних слов;
г) действует робко, неуверенно.
2. Как реагирует на замечания учителя:
а) говорит, что так делать больше не будет, но через некоторое время опять делает то же самое;
б) возмущается тем, что ему делают замечания;
в) выслушивает и реагирует спокойно;
г) молчит, но обижен.
3. Как говорит с товарищами при обсуждении вопросов, которые его очень волнуют:
а) быстро, с жаром, но прислушивается к высказываниям других;
б) быстро, со страстью, но других не слушает;
в) медленно, спокойно, но уверенно;
г) с большим волнением и сомнением.
4. Как ведет себя в ситуации, когда надо сдавать контрольную работу, а она не закончена; или контрольная сдана, но выясняется, что допущена ошибка:
а) легко реагирует на создавшуюся ситуацию;
б) торопится закончить работу, возмущается по поводу ошибок;
в) решает спокойно, пока учитель не возьмет его работу, по поводу ошибок говорит мало;
г) сдает работу без разговоров, но выражает неуверенность, сомнение в правильности решения.
5. Как ведет себя при решении трудной задачи, если она не получается сразу:
а) бросает, потом опять продолжает работу;
б) решает упорно и настойчиво, но время от времени резко выражает возмущение;
в) проявляет неуверенность, растерянность.
6. Как ведет себя в ситуации, когда он спешит домой, а педагог или актив класса предлагают ему остаться в школе для выполнения какого-либо задания:
а) быстро соглашается;
б) возмущается;
в) остается, не говорит ни слова;
г) проявляет неуверенность.
7. Как ведет себя в незнакомой обстановке:
а) проявляет максимум активности, легко и быстро получает необходимые сведения для ориентировки, быстро принимает решения;
б) проявляет активность в каком-то одном направлении, из-за этого достаточных сведений не получает, но решения принимает быстро;
в) спокойно присматривается к происходящему вокруг, с решениями не спешит;
г) робко знакомится с обстановкой, решения принимает неуверенно.
Схема наблюдения за темпераментом школьника
Вариант |
Пункты плана наблюдений |
||||||
реакции |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
а |
|||||||
б |
|||||||
в |
|||||||
г |
Реакциям каждого пункта плана соответствуют темпераменты:
- а) сангвинический;
- б) холерический;
- в) флегматический;
- г) меланхолический.
Обработка данных. Подсчитывается количество знаков “+” в строках, соответствующих пунктам. Наибольшее число знаков “+” в одном из пунктов укажет примерный темперамент испытуемого. Поскольку “чистых” темпераментов не существует, по этой схеме можно установить и те черты других темпераментов, которые в определенной степени присущи испытуемым.
План наблюдения.
1.
Как ведет себя ребенок в ситуации, когда
необходимо быстро действовать:
а)
легко включается в работу;
б)
активно действует;
в)
действует спокойно, без лишних слов;
г)
действует робко, неуверенно.
2.
Как реагирует на замечания учителя:
а)
слушается, но через некоторое время
опять делает то же самое;
б)
не слушает и поступает по своему. Бурно
реагирует на замечания;
в)
выслушивает молча;
г)
молчит, обижен, переживает.
3.
Как разговаривает ребенок с другими
детьми в значимых для него ситуациях
а)
быстро, с жаром, но прислушивается к
высказываниям других;
б)
быстро, со страстью, но других не слушает;
в)
медленно, спокойно, но уверенно;
г)
с большой неуверенностью.
4.
Как ведет себя в непривычной обстановке
(в кабинете директора, учительской и
др.):
а)
легко ориентируется, проявляет активность;
б)
активен, отмечается повышенная
возбудимость;
в)
спокойно рассматривает окружающее;
г)
робок, растерян.
После,
того как был составлен план наблюдения,
я разработал протокол наблюдения и на
основании данных наблюдения, приведенных
в дневнике заполнил протокол.
Протокол наблюдения за поведением ученика.
Реакции |
Пункты 1 2 |
|||
а |
+ |
+ |
+ |
|
б |
||||
в |
+ |
|||
г |
После
заполнения протокола была произведена
обработка полученных данных на основании
следующих признаков: если обнаруживается,
что в большинстве случаев у ребенка
проявляются реакции типа «а», то можно
говорить о преобладании черт сангвинического
темперамента, типа «б» – холерического
темперамента, «в» – флегматического,
«г» – меланхолического темперамента.
Исходя из данных протокола и на основе
анализа наблюдения, была составлена
психологическая характеристика ребенка.
Объект
наблюдения
– ученица средней школы №176, 3-го класса
«Б» Омельяненко Екатерина. Родилась 14
ноября 2003 года. Не имеет никаких
хронических заболеваний, учится на
«отлично». Систематически занимается
танцами в стиле «Хип-хоп».
Внешний
вид ребенка – девочка довольно высокая
для своего возраста, блондинка с длинной
и аккуратно заплетенной косой, глаза
серые. Одета очень опрятно: темная юбка,
белая блузка и жилет.
Исходя
из данных протокола, можно сделать
вывод, что у ребенка преобладают черты
сангвинического характера. Судя по
проведенному наблюдению, проявляет
интерес к учебе, имеет художественно-эстетическую
направленность. Ей нравится учиться,
особенно нравятся предметы гуманитарные,
небольшую неуверенность она чувствует
на математике. Девочка очень трудолюбивая,
ответственная, очень аккуратная, всегда
опрятная, вещи на парте в полном порядке.
Судя по поведению на уроке, стремится
к успеху. Взаимоотношения с коллективом
очень доброжелательные. Пытается помочь
своим одноклассникам, очень правдивая
и скромная. В контакт с одноклассниками
вступает легко. Всегда вежлива и тактична.
К лидерству не стремится. Очень настойчива,
старается добиться своего. В классе
пользуется симпатией учеников. Быстро
сосредоточивает внимание на объяснения
учителя. Запоминает легко, быстро
схватывает суть материала, очень активна,
эмоционально уравновешена.
Таким
образом, наблюдение показало, что ребенок
не имеет психологических проблем и не
нуждается в помощи психолога.
Список
использованной литературы.
-
Валеев
Г. Х. Методология и методы психолого –
педагогических исследований: Учебное
пособие для студентов педагогических
вузов. – Стерлитомаг: Гос. пед. институт,
2002. – 134 с. -
Дубровина
И. В. Практическая психология образования:
Учебное пособие. – СПб.: Питер, 2004. –
592 с. -
Дубровина
И. В. Психологическая служба образования:
организация и управление // Вестник
практической психологии образования
– 2007. – №1. -
Немов
Р. С. Психология: Учебник для студентов
пед. вузов. – М.: Гуманитарный издательский
центр Владос, 1999. – 639 с.
Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
Программа педагогического наблюдения
за деятельностью и поведением учащихся 2 класса.
Дата 18.02.14 —
28.02.14
Время 8.00 — 11.30
Урок
(мероприятие): русский язык, математика, литературное чтение, окружающий мир,
технология, перемена.
Количество
учащихся 24
Цель: выявление
уровня сформированности волевых качеств у обучающихся посредством метода
наблюдения.
Задачи: провести
наблюдение за динамикой работы школьников на уроке; осознанно ли выполнение
установленного в данной деятельности порядка; добровольно ли выполнение правил,
установленных коллективом недопущение проступков (уход без разрешения с
занятий и т. п.); соблюдаются ли правила поведения при изменении обстановки;
выполнение учебных задач, поставленных учителем без помощи и постоянного
контроля; умение организовать свою деятельность; умение отстоять свое мнение,
не проявляя при этом упрямства; умение соблюдать выработанные привычки
самостоятельного поведения в новых условиях деятельности; соблюдение
определенного порядка, способствующего успеху в деятельности; планирование
своих действий и разумное их чередование; рациональное расходование времени с
учетом обстановки; умение вносить в свою деятельность определенную организацию
при изменении обстановки.
В
процессе наблюдения необходимо следовать разработанной для этого программе, в
которой определяются цели и задачи исследования, определяется объект, ситуация
и предмет, выбирается способ изучения явлений, устанавливаются временные
границы наблюдения и составляется его график, выбирается способ регистрации
наблюдений, определяются методы обработки полученных данных. В теории выделяют
такие виды наблюдения. По длительности проведения – кратковременное (срез) и
лонгитюдное (продолжительное). По охвату – выборочное (наблюдаются отдельные
параметры явлений и процессов) и сплошное (фиксируются все изменения объекта в
пределах ситуации). По степени участия исследователей – непосредственное
(прямая вовлеченность) и опосредованное (с помощью привлечения вспомогательных
средств, аппаратуры).
Объект: деятельность
и поведение младших школьников в образовательной деятельности
№ п/п |
Учащийся (имя и начальная |
Волевые качества. Оценка силы признаков |
||||||||||
Дисциплинированность |
Самостоятельность |
Организованность |
||||||||||
осознанное выполнение |
добровольное выполнение |
недопущение проступков |
соблюдение правил |
выполнение учебных |
умение организовать свою |
умение отстоять свое |
умение соблюдать |
соблюдение определенного |
планирование своих |
умение вносить в свою |
||
1 |
Коля Ш. |
5 |
5 |
5 |
5 |
5 |
4 |
5 |
5 |
5 |
5 |
5 |
2 |
Армен С. |
4 |
5 |
5 |
5 |
4 |
5 |
5 |
4 |
5 |
5 |
5 |
3 |
Даша Б. |
3 |
4 |
5 |
4 |
3 |
4 |
5 |
4 |
5 |
5 |
5 |
4 |
Герман М. |
3 |
3 |
5 |
5 |
5 |
5 |
5 |
4 |
5 |
5 |
5 |
5 |
Лиза Щ. |
4 |
4 |
5 |
5 |
4 |
3 |
4 |
4 |
5 |
5 |
5 |
6 |
Рома М. |
5 |
5 |
5 |
5 |
4 |
4 |
5 |
5 |
5 |
5 |
5 |
7 |
Катя Б. |
4 |
4 |
5 |
5 |
3 |
5 |
5 |
4 |
5 |
5 |
5 |
8 |
Миша Б. |
4 |
4 |
5 |
4 |
3 |
5 |
5 |
3 |
4 |
5 |
5 |
9 |
Руслана Х. |
5 |
4 |
5 |
5 |
5 |
5 |
5 |
5 |
5 |
5 |
5 |
10 |
Ростислав П. |
5 |
4 |
5 |
5 |
5 |
5 |
5 |
5 |
5 |
5 |
5 |
11 |
София К. |
5 |
5 |
5 |
5 |
5 |
5 |
5 |
5 |
5 |
5 |
5 |
12 |
Арина К. |
5 |
5 |
5 |
5 |
5 |
5 |
5 |
5 |
5 |
5 |
5 |
13 |
Валя А. |
5 |
4 |
5 |
5 |
5 |
5 |
4 |
5 |
5 |
5 |
5 |
14 |
Диана М. |
5 |
5 |
5 |
5 |
5 |
5 |
4 |
5 |
5 |
4 |
5 |
15 |
Лиза Б. |
1 |
1 |
4 |
3 |
1 |
2 |
3 |
1 |
1 |
2 |
2 |
16 |
Оля Е. |
5 |
5 |
5 |
4 |
5 |
4 |
5 |
5 |
5 |
5 |
5 |
17 |
Лиза К. |
5 |
5 |
5 |
5 |
5 |
4 |
5 |
5 |
3 |
4 |
4 |
18 |
Маша К. |
5 |
5 |
5 |
5 |
5 |
5 |
5 |
5 |
5 |
4 |
5 |
19 |
Рома Ж. |
5 |
5 |
5 |
5 |
4 |
5 |
4 |
4 |
4 |
4 |
5 |
20 |
Лука К. |
4 |
4 |
4 |
5 |
4 |
5 |
5 |
5 |
4 |
4 |
4 |
21 |
Даша Е. |
5 |
5 |
5 |
5 |
5 |
5 |
5 |
5 |
5 |
5 |
5 |
22 |
Лена Л. |
5 |
5 |
5 |
5 |
5 |
4 |
5 |
5 |
5 |
5 |
5 |
23 |
Данил Д. |
5 |
5 |
5 |
5 |
5 |
5 |
5 |
5 |
5 |
5 |
5 |
24 |
Виолетта А. |
5 |
5 |
5 |
5 |
5 |
5 |
4 |
4 |
5 |
5 |
5 |
Средний балл |
Дополнительные
наблюдения и выводы:
(Примечание:
общая оценка силы каждого волевого качества определяется как
среднеарифметическое, полученное от деления суммы оценок всех признаков данного
качества на число оценивающих. Если среднеарифметическое равно 4, и выше,
данное качество имеет высокий уровень проявления, 3- средний уровень, 2-1 –
низкий уровень.)
Дисциплинированность
1.
Осознанное выполнение установленного в данной деятельности порядка (соблюдение
требований учителей, своевременное выполнение трудовых поручений, выполнение
всех правил и т. д.): 4,45 – сильно развито.
2.
Добровольное выполнение правил, установленных коллективом (класса, членами
кружка, группой товарищей по труду, спорту и т. д.): 4,41 – сильно развито
3.
Недопущение проступков (уход без разрешения с занятий и т. п.): 4,92 – высокий
уровень.
4.
Соблюдение правил поведения при изменении обстановки: 4, 79 – высокий уровень.
Самостоятельность
1.
Выполнение учебных задач, поставленных учителем без помощи и постоянного
контроля со стороны (без напоминаний и подсказок выполнить учебное, трудовое
задание и т. п.): 4,37 – высокий уровень.
2.
Умение организовать свою деятельность (приступить к подготовке уроков,
обслужить себя, найти способ отдохнуть и т. д.): 4,75 – высокий уровень.
3.
Умение отстоять свое мнение, не проявляя при этом упрямства, если не прав: 4,96
– высокий уровень.
4.
Умение соблюдать выработанные привычки самостоятельного поведения в новых
условиях деятельности: 4,7 – высокий уровень.
Организованность
1.
Соблюдение определенного порядка, способствующего успеху в деятельности
(держать в порядке книги, рабочее место, предметы труда и развлечений и т. п.):
4,75 – высокий уровень.
2.
Планирование своих действий и разумное их чередование; рациональное
расходование времени с учетом обстановки: 4,8 – высокий уровень.
3.
Умение вносить в свою деятельность определенную организацию при изменении
обстановки: 4,8 – высокий уровень.
Результаты
программы педагогического наблюдения за деятельностью и поведением учащихся
2 класса
Обновлено: 14.05.2023
Сроки практики: 06.04.2015 – 19.04.2015
Выполнил студент 18 группы
Направления 050400.62 Психолого-педагогическое образование
Профиля Психология и педагогика начального образования
Клейнова Светлана Сергеевна
Руководитель практики от СОШ: Директор Сальманова Разия Хусаиновна
Студент группы ИД
Клейнова Светлана Сергеевна
Период педагогической практики 06.04.2015 – 19.04.2015
630017 г.Новосибирск, ул.Бориса Богаткова ,187
Телефон:260-39-29
Директор Сальманова Разия Хусаиновна
Зам. директора по начальным классам Давыдова Светлана Владимировна
Учитель начальных классов Петрова Лилия Яковлевна
Класс 2-ой Кабинет № 223
Индивидуальный план-график практики
Содержание работы на практику
Знакомство с администрацией, педагогами и психологом
Ознакомление с учебным кабинетом
Изучение программ по предмету
Беседа с учителем 2-го класса
Изучение классного журнала
Знакомство с учащимися 2-го класса
Беседы с учащимися
Составление и утверждение индивидуального плана
Изучение расписания и звонков 2-го класса.
Наблюдение учащихся на уроках
Посещение уроков в 2-м классе.
Наблюдение за учителем на уроке.
Наблюдение за использованием вербальных и невербальных оценок на уроке
Составление характеристики 2-го класса (Приложение 7)
Беседа с учителем
Изучение плана классного руководителя
Посещение урока учителя по предмету математика
Наблюдение и заполнение протокола за поведением учащегося на уроке и во внеурочное время.
Сос тавление плана проведения урока по математике во втором классе
Посещение классного часа и участие в его фрагменте
Наблюдение за вниманием учащихся на уроке
Проведение индивидуальной беседы с учеником
Наблюдение за ним в процессе беседы. Заполнение протокола бесседы.
Проведение родительского собрания с родителями в виде презентации (Приложение 10)
Составления психолого-педагогической характеристики личности учащегося
Посещение урока по рисованию во 2-м классе
Подведение итогов практики. Составление отчета по практике
Список учащихся 2 -го класса
План размещения учащихся в классе.
Расписание звонков в школе № 11
Расписание звонков
на 2014-2015 учебный год
I смена II смена
Перемена 20 минут
Перемена 20 минут
Перемена 20 минут
Перемена 20 минут
Перемена 20 минут
Перемена 10 минут
Перемена 10 минут
Перемена 10 мин
Перемена 10 минут
Перемена 10 мин
Перемена 10 минут
Расписание звонков на субботу
9 .00- 9 . 35
Перемена 20 минут
9. 55 – 10 . 3 0
Перемена 20 минут
10. 50 -1 1 . 25
Перемена 10 минут
1 1 . 35 -1 2 . 1 0
Перемена 10 минут
1 2 . 2 0-12. 55
Перемена 10 минут
1 3 . 05 -13. 40
Расписание уроков во 2-м классе
План воспитательной работы учителя на период педагогической практики студента.
Задачи : воспитание понимания взаимосвязей между человеком, обществом и природой.
Классный час – Мои любимые уроки
Гражданско-правовое и патриотическое направление
Классный час – Человек, общество, природа
Всемирный день здоровья
Преподаватель физич. культуры
Экологическое и трудовое направление
Классный час – Где нас подстерегают опасности?
Соц. педагог, организаторы
Выпуск школьной газеты
Работа с родителями.
Встречи с родителями по успеваемости учащихся
Индивидуальный план студента-практиканта на период практики
Содержание работы на практику
Знакомство с администрацией, педагогами и психологом
Ознакомление с учебным кабинетом
Изучение программ по предмету
Беседа с учителем 2-го класса
Изучение классного журнала
Знакомство с учащимися 2-го класса
Беседы с учащимися
Составление и утверждение индивидуального плана
Изучение расписания и звонков 2-го класса.
Наблюдение учащихся на уроках
Посещение уроков в 2-м классе.
Наблюдение за учителем на уроке.
Наблюдение за использованием вербальных и невербальных оценок на уроке
Составление характеристики 2-го класса (Приложение 7)
Беседа с учителем
Изучение плана классного руководителя
Посещение урока учителя по предмету математика
Наблюдение и заполнение протокола за поведением учащегося на уроке и во внеурочное время.
Сос тавление плана проведения урока по математике во втором классе
Посещение классного часа и участие в его фрагменте
Наблюдение за вниманием учащихся на уроке
Проведение индивидуальной беседы с учеником
Наблюдение за ним в процессе беседы. Заполнение протокола бесседы.
Проведение родительского собрания с родителями в виде презентации (Приложение 10)
Составления психолого-педагогической характеристики личности учащегося
Посещение урока по рисованию во 2-м классе
Подведение итогов практики. Составление отчета по практике.
Наблюдение, протоколирование и анализ посещенных воспитательных мероприятий группы.
внеклассного мероприятия проведенного во 2 классе СОШ 11
Учитель начальных классов: Курганова светлана Генадьевна
Присутствовали: учащиеся 20 человек и их родители.
Место проведения: классное помещение.
Цель: Выработка чувства любви и уважения к женщине – матери.
Вторая часть мероприятия: игры, конкурсы, утренник, также были направлены на воспитательную сторону. Звучала музыка, песни о наших любимых матерей, были и стихотворения. В конце мероприятия все спели песню о матери.
Родители были довольны, получили удовольствие, дети счастливы.
Выводы и предложения:
Данное мероприятие достигло своей цели, дети получили дополнительную динамику воодушевления на прекрасную жизнь – детства.
Анализ своих уроков и внеклассных занятий
Самоанализ урока по русскому языку во 2 классе.
В классе 20 учеников, из них высокий уровень обученности у 8 учеников, выше среднего у 2, средний уровень обученности у 5 учеников, низкий уровень обученности у 5 учащихся. В целом, учебные возможности класса средние. У учащихся сформированы первоначальные навыки самостоятельной, групповой работы, работы в парах.
При разработке данного урока учитывались возрастные и психологические особенности младших школьников, реальные возможности учеников 2 класса, все учащиеся которого имеют положительную мотивацию к учебной деятельности.
Цель деятельности учителя: Создать условия для формирования и проверки умения писать имена собственные с заглавной буквы.
Планируемые результаты:
• Умеют определять имена собственные;
• Умеют писать географические названия с большой буквы;
• Понимают значение верного написания слов для различения их по смыслу.
• Познавательные УУД: делают выводы о результате совместной работы группы;
• Регулятивные УУД: определяют и формулируют цель деятельности на уроке с помощью учителя; работают по предложенному учителем плану;
• Коммуникативные УУД: оформляют свои мысли в устной форме, высказывают своё предположение (версию) на основе работы с материалом, данным учителем (карточки, презентационные слайды, учебник).
• Осознают роль языка в речи и жизни людей;
• Понимают эмоции других людей, сочувствуют, сопереживают;
• Обращают внимание на особенности устных и письменных высказываний своих одноклассников.
Тип урока: Урок изучение нового
Формы организации познавательной деятельности: фронтальная, индивидуальная.
Методы: словесный, частично – поисковый, наглядный.
Оборудование: классная доска, экран, мультимедийный проектор.
Демонстрационный материал: мультимедийная презентация.
Структура урока соответствует типу урока и его дидактическим задачам. Основным этапом является этап закрепления изученного материала. При закреплении использованы материалы, активизирующие познавательную активность младших школьников.
На уроке были использованы следующие методы обучения :
по виду источника информации:
словесные (объяснение, беседа с учащимися);
наглядные (демонстрация презентации обучающего курса);
практические (работа с карточками)
по виду учебной деятельности:
проблемно-поисковый метод (поиск решения поставленных перед учащимися проблем).
Для активизации познавательной активности учащихся, повышения качества усвоения материала на уроке использовались информационные компьютерные средства.
Использование ИКТ способствовало поддержанию высокого темпа работы учащихся. Время, отведенное на все этапы урока, было рационально распределено.
Урок начинается с организационного момента и проверки домашнего здания. Этот этап, хотя и был непродолжительным, позволил быстро включить учащихся в ход урока, активизировать познавательную деятельность.
Следующий этап – словарная работа в форме ребусов. Учащиеся с интересом писали слова, разделяя их на группы: имена собственные и нарицательные. Итогом этого этапа была формулировка темы и целей урока.
Третий этап – обобщение изученного материала, проверка уровня сформированности знаний по изученной на уроке теме.
Задача данного этапа – актуализация ранее изученного материала, выявление пробелов в знаниях учащихся и их устранение, совершенствование знаний и умений. Для определения уровня знаний учащимся были предложены проблемные вопросы и задания. Через систему упражнений и показ слайдов, учащиеся записали известные им географические названия.
Учащиеся на уроке были достаточно активны и мотивированны. Каждому ребенку на уроке было комфортно, каждый ребенок был по своему успешен. На уроке проводилась физминутка, которая позволила снять физическую и эмоциональную напряжённость.
Учащиеся, на уроке были активны, внимательны, работоспособны. Выбранная форма организации учебной деятельности школьников показала себя очень эффективной, т.к темп урока позволил выполнить больший объём заданий. Создание проблемных ситуаций (в самом начале урока) мотивирует учащихся к настрою в работе. Рефлексия учащихся дает осмысление своих действий и самооценку.
Учащиеся оценили не только впечатления от урока, но и уровень своих знаний по данному разделу.
Я думаю, что мне удалось решить поставленные задачи, избежав при этом перегрузки и переутомления учащихся, сохранив продуктивную мотивацию учения.
ДНЕВНИК ПО ПРАКТИКЕ
Деятельность студента, результаты выполнения, наблюдения, выводы
Пожелания, замечания, анализ проведенной работы. Отметка о выполнении заданий (заполняется учителем и преподавателем вуза, заверяется подписью).
В первый дь практики я познакомилась с базой практики, а именно знакомство с администрацией школы, педагогическим составом, психологом, мед работником, логопедом.
Учитель начальных классов показала мне учебный кабинет, где проходят занятия, и сказала, чмне, что это рабочее место для моей практики. Предоставила мне для ознакомления учебную программу для начальных классов, для того, чтобы я при составлении плана практики ориентировалась на нее.
Так же сегодня я познакомилась с детьми 2-го класса, с которыми буду проходить практику. Я провела беседу учащимися, представилась, познакомилась.
И последним моментом сегоднешнего дня было знакомствор с журналом.
Я считаю, что день пролшем плодотворно и хорошо, мне все очень понравилось
Мой день сегодня начался с общения с детьми, с целью знакомства и закрепления отношений. Я проводила беседы с учащимися, на которых пыталась узнать казждого, для дальнейшей работы.
Главным моментом сегоднешнего дня у меня было составление индивидуального плана на весь период практики.
Я изучила рассписание 2-го класса и расписание звонков.
Сегодня 08.04 я посетила, укори во 2-м классе, провела наблюдение за учащимися и учителем на уроках.
Составила протакол наблюдения.
Цель наблюдения за учителем была следующая: как учитель на уроке использует вербальные и невербальные оценки.
Мною было выявлено, что педагог часто использует на уроке как вербальные, так и невербальные оуенки, и в основном это положительные оценки.
Так же мною сегодня была составлена общая психолого-педагогическая характеристика на 2-й класс. (Приложение 7)
После составления плана мероприятия ч провела беседу с учителем, посоветовалась с ним, все ли я правильно делаю.
Сегодня так же я изучила план внеклассной работы учителя на месяц.
Посетила урок математики
Наблюдение и заполнение протокола за поведением учащегося на уроке и во внеурочное время.
Сегодня я составила конспект урока по математике, который планирую провести самостоятельно с учащимися 2-го класса.
После уроком я посетила внеклассное мероприятие проведенное учителем в классе, и составила анализ этого мероприятия.
Также посетила урок русского языка, на котором провела наблюдение за вниманием учащимися и запротоколировала это.
Также провела ндивидуальную беседу с учащейся 2-го класса. Заполнила протокол беседы с учащейся, это было одно из заданий практики с которым я успешно справилась.
Проведение родительского собрания с родителями в виде презентации (Приложение 10)
Составления психолого-педагогической характеристики личности учащегося
Посещение урока по рисованию во 2-м классе
Сегодня весь день я занималась составлением ответа по практике, подготовкой всех необходимых документов. Составила отчет по практике. Сделала выводы и самоанализ.
Наблюдение за поведением учащихся на уроке и во внеурочное время
Цель наблюдения – наблюдение за детьми на уроке и во внеурочное время.
Наблюдение за учащимися организуется в соответствии со следующим планом.
Обстановка – благоприятная атмосфера присутствовала в классе, наблюдение проводилось во время урока по математике. Все дети были рассажены по местам, которые отведены для учебы. Учитиль постоянно меняла свое место, то сидела за столом, то стояла у доски, то проходила между рядами.
Поведение – урок – математики, суть урока – изучение нового материала. Все дети внимательно слушали педагога. Уровень активности на уроке – средний, т.к учитель излогал новый материал, но перед началом нового изложения новый темы, она проверила домашнее задание, дети активно приняли участие, все были готовы ответить. Симптомы тревожности наблюдались у учеников такие как:
2. Цель и задачи урока (какие новые ЗУН должны приобрести учащиеся, какие расширить, углубить, закрепить; формирование нравственных понятий и отношений, интересов учащихся и т.д.).
3. Тип и структура урока, их целесообразность.
5. Содержание и методика изучения новых знаний. Тема и содержание устного изложения учителем учебного материала. Объем и система знаний, сообщаемых учителем, методы изложения.
6. Научность излагаемого материала, связь с жизнью, воспитывающий характер. Система и последовательность изложения, связь с ранее пройденным.
7. Тема и цель самостоятельного изучения учащимися учебного материала. Постановка проблемных вопросов, познавательных задач, логических заданий.
8. Активизация познавательной деятельности учащихся, поддержания интереса и внимания учащихся на отдельных этапах.
9. Вовлечение учащихся в творческую работу по осмыслению материала. Роль и место дидактического материала. Использование доски и записей в тетрадях. Роль и место самостоятельной работы учащихся в процессе изучения нового материала, работы с учебником, справочником и дополнительной литературой. Методика учета знаний учащихся в процессе изучения нового материала.
10. Содержание и методика закрепления изученного материала.
11. Содержание и методика домашнего задания. Объем и виды домашнего задания. Инструктаж о его выполнении. Оценка деятельности учителя на уроке.
12. Общая оценка урока. Достиг ли урок поставленной цели? Насколько рациональны пути ее достижения?
Приложение 8
Примерная схема анализа наблюдаемого воспитательного мероприятия
· Форма воспитательного мероприятия.
· Грамотность формулировки воспитательных задач.
· Соответствие формы, темы и задач возрасту и уровню развития учащихся.
· Методика проведения воспитательного мероприятия (подготовительный этап, основной этап, подведение итогов).
логичность и последовательность;
эмоциональность (выразительность речи, образность);
умение активизировать учащихся;
умение управлять классом: ставить вопросы перед воспитанниками,
стиль общения (авторитарный, демократический, либеральный);
· Общие выводы по воспитательному мероприятию (реализация поставленных задач), оценка;
· Заинтересованность и активность детей;
· Использование педагогически целесообразных методов проведения ВМ.
· Подведение итогов ВМ совместно с детьми.
Приложение 9-1
Примерная схема самоанализа урока (занятий)
- Аргументация поставленных целей и задач в их единстве (образовательно-развивающие, воспитательные).
- Анализ содержания урока. Взаимосвязь содержания с поставленными задачами. Удавшиеся и негативные моменты урока.
- Изменения, внесенные по ходу урока в его структуру, содержание и организацию (Причины?).
- Оценка собственного поведения.
- Степень реализации поставленных целей и задач.
- Оценка занятия в целом.
Приложение 9-2
Примерная схема самоанализа воспитательного мероприятия
- Актуальность темы. Учет возраста учащихся.
- Подготовительный этап: что сделано? Что получилось? Что не получилось? Почему?
- Проведение ВМ: проблемы, возникшие в ходе проведения ВМ, отступления от намеченного плана, удачи и недостатки, их причины, предложения по улучшению.
- Анализ проведенного ВМ с учащимися: время проведения, форма, оценка учащихся ВМ, прогноз на дальнейшее внеурочное общение.
- Общая самооценка ВМ (реализация поставленных задач, деятельность учащихся в период подготовки и проведения ВМ, активность, интерес, самостоятельность учащихся в ходе ВМ и при его анализе и т.п.).
Приложение 10
Распределение рабочего времени студента ( ФИО…………………)
По видам и типам учебной деятельности
№ | Тема занятия, вид, форма и т.д | Класс | Дата |
Основы безопасности жизнедеятельности | |||
Взрывы и пожары. Практическое занятие | 02. 10 | ||
Поражающие факторы взрыва. Обобщающий урок | 08. 10 | ||
Английский язык | |||
Внеклассные мероприятия, воспитательные мероприятия, КТД |
Приложение 11
Профессионально – педагогический рост студента (ФИО……………..)
( заполняется присутствующим преподавателем)
Дата | 05. 11 | 08. 11 | 09. 11 |
Занятие | ОБЖ | англ | классный час |
Класс | 7А | 7Б | 9А |
ФИО учителя (координатора, студента-коллеги) | уч.ОБЖ | уч англ | кл рук |
Уровень методической подготовки студента | |||
Постановка целей и их достижение | |||
Постановка задач и их реализация | |||
Дидактическая оснащённость | |||
Речевая грамотность | |||
Разнообразие приёмов | |||
Соразмерность структурных компонентов | |||
Деятельность учителя | |||
Деятельность учащихся | |||
Умение поддерживать интерес всего занятия | |||
Завершённость занятия | |||
Владение учебным материалом | |||
Нетрадиционность форм | |||
Учёт возрастных особенностей учащихся | |||
Рекомендации по планированию следующего занятия |
Приложение 12
Отчёт-самоанализ студента- практиканта
( пишется студентом-практикантом в виде самооценки)
БАЗА, УСЛОВИЯ РАБОТЫ
· Характеристика базы практики (полное название, условия работы, отношения педколлектива к студентам, степень оказанной методической помощи, общий вывод об образовательном учреждении как базы практики).
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКАЯ РАБОТА
· Затруднения при планировании уроков по ОБЖ и ИЯ.
· Трудности в организации и проведении уроков по ОБЖ.
· Реализация учебных задач, поставленных преподавателями, выводы
· Какие положительные моменты в организации учебного процесса были отмечены студентом при наблюдении уроков ОБЖ и английского языка
· Самооценка сформированности собственной профессионально-методической компетенции по анализу уроков/занятий английского языка
ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ РАБОТА
· Основные воспитательные мероприятия и КТД. (Что получилось? Что не удалось? Почему?)
· Затруднения при проведении работы с родителями.
· Индивидуальная работа с учащимися. (Что получилось? Что не удалось?)
АНАЛИЗ ПРАКТИКИ
· Оценка собственной подготовки к осуществлению деятельности учителя безопасности жизнедеятельности и английского языка
· В чём проявилось совершенствование профессиональных навыков и умений по осуществлению педагогической деятельности
· Какие задачи были поставлены перед собой, были выполнены или нет, почему?
· Удовлетворены ли Вы объективностью оценки Вашей деятельности в качестве учителя ОБЖ, учителя иностранного языка, классного руководителя?
· Какое из направлений педагогической практики принесло Вам наибольшее удовлетворение? Почему?
· Предложения по совершенствованию практики (подготовка, содержание и организация, отчетная документация и т.д.).
· Желание работать в школе после прохождения данной практики, желание продолжать обучение по выбранной специальности
Дата Подпись студента
Приложение 13
Итоговый (оценочный) лист №1 по педагогической практике студента
( с оценкой образовательного учреждения)
Специальность 033300. 32 Безопасность жизнедеятельности с дополнительной специальностью (иностранный язык)
Квалификация Учитель безопасности жизнедеятельности и английского языка
Курс 4, Группа…………Период практики с _______по ________ 200_____ г
Название образовательного учреждения……………………………………….
Адрес образовательного учреждения…………………………………………….
Телефон образовательного учреждения………………………………………….
Учебно-методическая работа(оценивает учитель ОБЖ)
· Умение планировать учебные (внеучебные занятия по ОБЖ): планирует самостоятельно, требуется консультация, не умеет планировать.
· Умение организовать педагогический процесс по ОБЖ: умеет организовать самостоятельно, испытывает затруднения, не умеет.
· Умение анализировать педагогический процесс по ОБЖ: умеет, не умеет.
· Творческая самостоятельность и инициатива: проявил, не проявил.
· Отношение к работе: ответственное, равнодушное, безответственное.
· Проведено всего уроков __Зачетные уроки по ОБЖ______
· Зачетное внеклассное занятие по ОБЖ ______________________-
· Оценка за учебно-методическую работу (ОБЖ)_________________
Учебно-методическая работа(оценивает учитель английского языка)
· Умение планировать учебные (внеучебные занятия по иностранному языку): планирует самостоятельно, требуется консультация, не умеет планировать.
· Умение организовать педагогический процесс по ИЯ: умеет организовать самостоятельно, испытывает затруднения, не умеет.
· Умение анализировать педагогический процесс по ИЯ: умеет, не умеет.
· Владение иностранным языком: владеет свободно, испытывает затруднения в нестандартных ситуациях.
· Творческая самостоятельность и инициатива: проявил, не проявил.
· Отношение к работе: ответственное, равнодушное, безответственное.
· Проведено всего уроков ______Зачетные уроки по иностранному языку_____
· Зачетное внеклассное занятие по ИЯ_____________________
· Учитель английского языка ____________________
· Оценка за учебно-методическую работу (английский язык)______________
Воспитательная работа(оценивает организатор воспитательного процесса)
1. Умения воспитателя-исследователя: умение изучать классный коллектив и обобщать полученные данные (умеет, требуется консультация, не умеет).
2. Умение планировать и грамотно формулировать воспитательные задачи: умеет, требуется консультация, не умеет.
3. Умение организовать воспитательную работу в классном коллективе с учетом знаний возрастной и педагогической психологии:
– проводит воспитательную работу: в системе, без системы;
– использует различные формы воспитательной работы: индивидуальная, групповая, фронтальная;
– владеет методикой проведения различных типов воспитательных мероприятий: беседа, диспут, конкурс, викторина, деловая игра, школа человечности и др.
4. Умение анализировать воспитательную работу: умеет, требуется консультация, не умеет.
5. Творческая самостоятельность и инициатива: проявил, не проявил.
6. Отношение к работе: ответственное, равнодушное, безответственное.
7. Преобладающий стиль общения с коллегами и учащимися: авторитарный, демократический, либеральный.
8. Работа с родителями (что сделано): _________________________________
9. Проведено всего воспитательных мероприятий и КТД _________________
10.Зачетное воспитательное мероприятие или КТД:
Форма ВМ или направленность КТД ________________________________
11. Зачетное мероприятие профориентационной направленности
Оценка за воспитательную работу ___________________________________
Рекомендации по профессионально-педагогическому росту студента:
Директор школы ________________
Место печати Учитель иностр. яз. ______________
Классный руководитель __________
Приложение 14
Таблица 12. Итоговый (оценочный) лист №2 по педагогической практике
Студента (ФИО……………………….) группы _____________________
( с оценкой кураторов ИГЛУ)
Дисциплина | ФИО преподавателя | Отметка руководителя с оценкой выполнения |
Теория и методика обучения безопасности жизнедеятельности | · Умение планировать свою деятельность · Умение анализировать пед. процесс… · Отношение к работе……………… · Выполнение поставленных задач….. Оценка за учебно-методическую работу | |
Теория и методика английского языка | · Умение планировать свою деятельность · Умение анализировать пед. процесс… · Отношение к работе………………… · Выполнение поставленных задач….. Оценка за учебно-методическую работу | |
Педагогика | · Умение планировать свою деятельность · Умение анализировать пед. процесс… · Отношение к работе……………… · Выполнение поставленных задач.. Оценка за учебно-методическую работу . | |
Психология | · Умение планировать свою деятельность… · Умение анализировать пед. процесс… · Отношение к работе……………… · Выполнение поставленных задач…. Оценка за учебно-методическую работу . |
Итоговая оценка руководителя практики выставляется координатором или руководителем практики ИГЛУ ……………………
• Различными методами стимулируется поисковая деятельность
детей.
• Педагог не забывает о методах, мотивирующих процесс познания.
• Умело применяются методы самоорганизации познавательной работы учащихся
Параметры наблюдения при анализе урока
Создание познавательной атмосферы урока
Применяемые методы обучения
Учебное взаимодействие учителя
Речь педагога
и ее значение
на уроке
Воспитывающая сторона занятия
Контроль и коррекция деятельности
• Не прослеживается содержательная логика урока
• Темп урока невысок
• Атмосфера не настраивает на активную учебную работу
• На уроке преобладают объяснительные и репродуктивные методы, основанные на восприятии и воспроизведении информации.
• Урок проходит в режиме трансляции, не требующей усилий со стороны учителя и учащихся
• Деятельность учеников носит монотонный характер (чтение, пересказ, запись и т. д.)
• Учащиеся пассивны, избегают инициативных действий в познавательной деятельности
• Отсутствует диалог с педагогом: ученики дают односложные ответы или отказываются отвечать.
• Учитель не настроен на учебное сотрудничество с учащимися, взаимодействие основано на дисциплинарных ролях
• Монологи учителя не отличаются образностью, богатством примеров
• Вопросы носят репродуктивный характер
• Речевая деятельность не выполняет основной коммуникативной функции
• Учитель не ставит перед собой и перед учащимися воспитывающих целей
• Не принимает по внимание эстетику помещения
• Не заостряет внимание на культуре взаимоотношений
• Контролирующая функция не выполняется в системе
• У педагога не сформированы четкие критические оценки ЗУН.
• Ответы учащихся не комментируются
• Контроль формальный, а не
содержательный
• Изучаемый материал не усвоен большой частью учащихся
• Школьники не приобрели и/или не закрепили имеющиеся ЗУН.
• Занятие оказывает слабое воспитательное влияние на учащихся
• Урок идет в оптимальном темпе, части
логически связаны друг с другом.
• Разнообразие видов учебной работы обеспечивает стабильность уч. познавательной атмосферы.
• Отработанные фор-мы учебной работы позволяют экономить время для введения нес-
тандартных учебных
ситуаций.
• Учитель владеет объяснительными
репродуктивными, инструктивно-практическими, продуктивно-практическими, объяснительно-побуждающими, частично-поисковыми методами обучения, которые применяет адекватно содержанию.
• Активность учащихся адекватна
запросам учебного процесса.
• Ученики готовы к проблемным ситуациям, поскольку уверены в направляющей помощи со стороны учителя.
• Разнообразные виды задания обеспечивают занятость всех школьников с учетом способностей
• Чувствуется отработанность системы
учебных действий между учителем и учащимися.
• Ученики охотно вступают в диалог.
• Практически исключено дисциплинарное воздействие на детей.
• Учащимися признается и принимается активная, инициирующая позиция педагога
• Учитель свободно владеет
материалом урока, облекает его в научную и доступную для освоения форму.
• Речь выразительна, богата, формулировки вопросов побуждают к учебному диалогу.
• Речь выступает как одно из организующих начал продуктивного урока
• Учитель умело выстраивает тему урока в воспитывающем ключе.
• Учащимися и педагогом выработаны нормы взаимоотношений, настраивающие на продуктивную работу.
• Усваиваются знания и поведенческие навыки, необходимые учащимся для успешной социализации в обществе
• Контроль и коррекция осуществляются на всех этапах урока.
• Ответам учащихся даётся краткая характеристика, оценка обосновывается.
• Учебный процесс корректируется в зависимости от ситуации; педагог готов к разнообразию в подаче и закреплении материала
• Основной материал усвоен учащимися в объёме, до-
статочном для первичного освоения.
• Ученики осваивали применение имеющихся ЗУНов в новых ситуациях.
• Закреплён позитивный воспитывающий эффект занятия как в содержании, так и в форме организации урока.
• Отдельные фрагменты урока выделяются своей нацеленностью, эффективностью.
• Темп занятия неоднороден: то напряжённый, то излишне расслабляющий.
• Учебная атмосфера нестабильна, часто зависит от настроения учителя, от эпизодов, возникающих на уроке
• Педагог опирается на объяснительные, репродуктивные, инструктивно-практические методы.
• Учитель предпочитает традиционные методы, избегает введения новых технологий обучения
• Активность учащихся проявляется эпизодически (на отдельных этапах урока).
• Учащиеся ориентируются в привычной учебной ситуации, но с недоверием относятся ко всему новому.
• Учащиеся предпочитают формы деятельности, не требующие особых (интеллектуальных, волевых) усилий
• Учащиеся слабо мотивированы на учебное взаимодействие с педагогом.
• Совместная деятельность проходит только под патронажем педагога.
• Слабо развиты умения со-
вместной поисковой деятельности.
• В диалог с учителем вступают только сильные учащиеся
• Монологи часто нелогичны, носят стихийный характер.
• Иногда речевая деятельность педагога подавляет инициативу учащихся
• Учитель определяет воспитательные цели и решает их только на отдельных этапах урока.
• Нет системы педагогических требований к порядку на рабочих местах, культуре общения и т. д.
• В системе контролируется и ненавязчиво корректируется деятельность учащихся.
• Учитель концентрирует контрольные функции на отдельных этапах урока.
• Коррекция учебного процесса осуществляется за счёт эксплуатации времени, а не поиска нового решения проблем
• На занятии закреплялись в основном уже имеющиеся ЗУНы.
• Воспитывающий потенциал реализован не в полной мере
• Урок (или большая его часть) проходит на высоком эмоциональном и интеллектуальном подъёме.
• В результате рождается чувство удовлетворения от совместной работы, желание повторить и упрочить успех
• Различными методами стимулируется поисковая деятельность
детей.
• Педагог не забывает о методах, мотивирующих процесс познания.
• Умело применяются методы самоорганизации познавательной работы учащихся
• Деятельность носит развивающий характер (в коммуникативной творческой, познавательной сферах).
• Учащиеся принимают творческие и проблемные ситуации урока, что свидетельствует о степени доверия между педагогом и воспитанниками
• Педагог поощряет инициативу учащихся, создаёт условия для эмоциональной открытости,
доверия.
• Учителем и учащимися совместно создаются возможности для самореализации личности
• Речь учителя обогащает учебный материал.
• В монологах педагог продуманно использует паузы, риторические и проблемные вопросы, создаёт эмоциональные кульминации.
• Эмоционально-интеллектуальная насыщенность речи поддерживает познавательную активность учащихся, побуждает к творчеству
• Учитель, его манера поведения, речь, профессиональные умения служат позитивным примером для подражания.
• Учащиеся без напоминаний учителя стремятся к оптимальной организации внешнего и внутреннего пространства обучения.
• Вырабатывается ценностное отношение педагога к воспитанникам и наоборот
• В системе контролируется и ненавязчиво корректируется деятельность учащихся.
• Учащиеся владеют навыками само- и взаимоконтроля.
• Передача контрольных функций от педагога учащимся свидетельствует о взаимном доверии, основанном на объективности знаний, критериев оценок, навыках самоанализа и рефлексии
• Материал урока усвоен всеми, за-
креплён с опорой на продуктивные ЗУНы, дана перспектива дальнейшего обучения.
• Учащиеся получили стимул к самостоятельной познавательной деятельности.
• Высоковоспитывающий эффект урока
(от принятия нравственных норм и обязанностей до стремления к пониманию себя и своего места в мире)
Лекции
Лабораторные
Справочники
Эссе
Вопросы
Стандарты
Программы
Дипломные
Курсовые
Помогалки
Графические
Доступные файлы (1):
1.docx
Цель: определить динамику проявлений познавательных мотивов ученика.
^ Фамилия, имя ученика : Трухан Александр
Класс (возраст): 7 В (19.03.94)
Урок: английский урок (3 урок), история (4 урок).
Схема наблюдения:
Цель: наблюдение за умственной самостоятельностью ученика.
Фамилия, имя ученика: Трухан Александр
Класс (возраст): 7 В (19.03.94)
^ Урок: белорусская литература(2 урок), математика (3 урок).
Схема наблюдения :
Шкала оценки (в баллах): 2 – умение хорошо сформировано; 1 – умение не всегда проявляется; 0 – умение не сформировано.
Выводы: проявления умственной самостоятельности выражены слабо, навыки самостоятельной умственной работы не развиты; нет привычки к глубокой умственной деятельности, суждения поверхностны, собственное мнение по теме вызвано только интересом к материалу; пассивность на уроке.
Цель: наблюдение за умственной деятельностью ученика.
Фамилия, имя ученика: Трухан Александр
Класс (возраст): 7 В (19.03.94)
Урок: физика (4 урок), информатика (5 урок).
Схема наблюдения:
1. Быстро ли реагирует на вопрос учителя (поднимает руку или нет, может ли отвечать сразу после вопроса учителя или долго обдумывает)?
2. Какой материал лучше запоминает (наглядный или словесный)?
3. Запоминает осмысленно или механически, может ли самостоятельно приводить примеры?
4. Может ли сделать выводы самостоятельно?.
На вопросы учителя обычно не реагирует, руку не поднимает. При обращении учителя к нему долго обдумывает, ответ редко четкий, чаще сопровождается комментариями не по теме.
Проявляет интерес при демонстрации наглядного материала, лучше запоминает такой материал. При словесном объяснении часто отвлекается, если не интересен материал, не всегда может повторить то, что только что сказал учитель.
Как правило, запоминание механическое, может привести пример, но не всегда удачно, что связано с невнимательностью, отвлекаемостью на уроке.
Самостоятельные выводы формулирует плохо, не всегда правильно выделяет главное.
Выводы: навыки умственной деятельности не сформированы.
Цель: наблюдение за за проявлениями интереса и внимания.
Фамилия, имя ученика: Трухан Александр
Класс (возраст): 7 В (19.03.94)
^ Урок: русский язык (2 урок), математика (3 урок).
Схема наблюдения :
- Лицевая обращенность ученика к предмету (увеличение – уменьшение); в фиксированной системе координат: полная, неполная, отсутствует лицевая обращенность,
- Изменения положения головы по горизонтали (влево, вправо), по вертикали (поднята, опущена),
- Способы фиксации головы через опору на руку.
- Тонус левой и правой кистей рук (сжата, растопырена, непроизвольный контакт с партой, другими предметами),
- Движения, являющиеся средствами самовоздействия, самостимуляции: автоконтакты кистей рук, автоконтакты руки с другими частями тела
Вывод: преимущественно слабая степень внимания, редко – средняя.
Цель: наблюдение за вниманием ученика.
Фамилия, имя ученика: Трухан Александр
Класс (возраст): 7 В (19.03.94)
^ Урок: математика (1 урок).
вопросы всему классу и отдельным ученикам, вызов к доске для решения задач.
Объяснение нового материала (приемы: вопросы к классу, сравнения, вывод)
Применение наглядности (схематичность, доступность)
Решение задач – соревновательный момент (кто быстрее решит и объяснит решение и т.д)
Схему и задачи копирует в тетради.
переключение (вызвано наглядностью, действиями одноклассников)
Комментирует его, задает уточняющие вопросы.
Контролирует запись в дневник задания отдельными учениками.
Беседует с одноклассником.
Цель: наблюдение за проявлениями памяти ученика.
Фамилия, имя ученика: Трухан Александр
Класс (возраст): 7 В (19.03.94)
Урок: химия (4 урок).
Схема наблюдения:
- Приёмы для лучшего запоминания учащимися учебного материала.
- Словесное объяснение подкрепленное наглядностью (демонстрация таблиц).
- Запись на доске и в тетради
- Разбор материала на составные части
- Установление зависимости между химическими элементами и явлениями.
- Приемы, используемые учителем, для борьбы с забыванием учебного материала.
- Вопросы к отдельным ученикам и классу
- Увлекательные факты по химии по теме урока.
- Связь с жизнью (примеры).
- Типы памяти, встречающиеся у учащихся, их проявления:
- Произвольная память – объяснение материала, запись учителем на доске, копирование в тетрадь правил.
- Непроизвольная память – примеры учителя об удивительных открытиях и опытах, демонстрация наглядного материала.
- Осмысленное запоминание – объяснение материала учителем с опорой на изученный материал, акцент на составные части элементов и явлений, установление между ними зависимости; примеры проявления тех или химических явлений в реальной жизни.
- Индивидуальные задания на карточках – схематическое изображение (зрительная память), вопросы к учащимся – повторение только что названного.
Цель: наблюдение индивидуально-психологических особенностей ученика: изучение силы, уравновешенности и подвижности нервных процессов.
^ Фамилия, имя ученика : Трухан Александр
Класс (возраст): 7 В (19.03.94)
Урок: 1 день – физкультура (2 урок), математика (3 урок)
2 день – белорусский язык (2 урок), труд. обучение (4 урок)
^ Схема наблюдения :
Проявления инд. – псих. особенностей | +/- | примечание |
Определение силы возбудительного процесса | ||
Способен ли ученик длительное время выполнять не очень интересную работу, не снижая интенсивности и результативности (в противоположность быстрой утомляемости, непроизвольной переключаемости от заданной деятельности)? | редко | Теряет интерес, переключается на др. деят. |
Умеет ли он преодолевать трудности и неудачи, есть ли у него стремление к более сложным заданиям, настойчивость, упорство в достижении цели? | нет | При возникновении трудностей, может оставить работу |
Повышаются ли упорство и работоспособность в сложных условиях? | нет |
Цель: наблюдение и оценка внешних проявлений эмоционального возбуждения.
Фамилия, имя ученика: Трухан Александр
Класс (возраст): 7 В (19.03.94)
^ Шкала оценок строится по принципу нарастания внешнего проявления эмоционального возбуждения. Оценка 2 балла соответствует обычному – фоновому – эмоциональному состоянию, свойственному человеку, находящемуся в спокойной обстановке; оценка 1 балл – недостаточному эмоциональному возбуждению; оценка 3 балла – повышенному по сравнению с обычным уровню эмоционального возбуждения; оценка 4 балла –внешние проявления эмоций свидетельствуют об их чрезмерной интенсивности.
Мимика и пантомимика
Вывод: характерно чрезмерное эмоциональное возбуждение.
Цель: выявить степень выраженности свойств темперамента. Определить тип темперамента.
Фамилия, имя ученика: Трухан Александр
Класс (возраст): 7 В (19.03.94)
^ Шкала оценок: 5 – свойство выражено очень ярко; 4 – выражено менее ярко, проявляется довольно часто; 3 – нет основания говорить о преобладании данного или противоположного ему свойства; 2 – проявляется довольно часто противоположное свойство; 1 – ярко выражено противоположное свойство, очень часто проявляется в разных жизненных обстоятельствах.
Читайте также:
- Сырники из творога рецепт в духовке с манкой как в детском саду
- Специфика деятельности доу в сфере воспитания детей
- Как вы думаете почему дальтоникам не выдают водительские права кратко
- 16 школа старый оскол педагогический состав
- Для выполнения каких задач предназначены войска го кратко