Как составить план научно исследователь

Научно-исследовательская работа связана со сбором необходимых материалов, анализом литературных источников и проведением экспериментов, целью которых является получение важных для науки выводов.

Зачем нужен план научной работы

Чтобы деятельность ученого или аспиранта дала положительный результат, необходимо посвятить время планированию, то есть составить правильный порядок проведения изыскания. Придерживаясь его, можно эффективно распорядиться временем и не упустить составляющие, важные для авторского текста.

  1. План научной работы упростит сбор/анализ необходимых литературных источников, проведение экспериментов и поможет сэкономить время на написание научной работы.
  2. План состоит из нескольких основных частей – введение, основная часть, заключение, подробный библиографический список, наглядные материалы (зависит от темы диссертации).
  3. Структура документа для магистерской работы отличается от кандидатской. В последнем случае, в плане указываются даты для написания автореферата/научных статей/результатов апробации и т.д.

Алгоритм планирования охватывает следующие вопросы:

  • Выбор темы.
  • Изучение материалов, посвященных конкретной проблеме.
  • Определение цели и объекта исследования.
  • Выбор методов, определяющих эффективный способ достижения результата.

Составляя примерный план работы, ее автор выдвигает собственную гипотезу, которую необходимо проверить в процессе проведения изысканий. С этой целью необходимо разбить будущий труд на теоретическую и практическую часть, действуя по схеме: идея — изучение теории — эксперимент — обработка результатов — выводы.

структура и требования к плану

Структура и общие требования к плану

Оформление монографии, статьи, диссертации требует соблюдения определенных стандартов. После того, как была сформулирована цель и задача исследования, необходимо составить план, которого нужно придерживаться при написании текста. Он включает:

  1. Введение. Содержит описание объекта и предмета с акцентом на актуальность темы.  Обязательно упоминаются методы исследования, которые использует автор.
  2. Анализ литературных источников, цель изучение существующих на сегодня гипотез, научных теорий, решений, разработок. Чем шире список использованной литературы, тем более глубокие знания темы демонстрирует автор.
  3. Вступительная часть. Как правило, посвящается рассмотрению существующих на сегодня концепций и утверждений, касающихся актуальной проблемы или вопроса. На их основании соискатель, ученый или выпускник вуза выдвигает собственные теории, нуждающиеся в доказательстве.
  4. Основная часть исследования. Представляет теоретическую базу, на основе которой автор проводит практические изыскания и опыты.
  5. Заключение. Знакомит сообщество с полученными выводами.
  6. Составление библиографического списка в соответствии с требованиями ГОСТ.
  7. Подготовка наглядного материала (схем, таблиц, графиков).

В зависимости от вида исследования в план может быть включено получение апробации или оформление результатов внедрения, которые должны быть опубликованы.

виды планов научной работы

Различные формы научного исследования

План научно-исследовательской работы магистранта, аспиранта и кандидата наук имеет существенные отличия. Выпускник вуза, который желает посвятить себя науке и поступить в аспирантуру, готовит магистерскую диссертацию. Для аспиранта обязательным является написание монографии и 2 научных статей, состоявшиеся ученые много времени посвящают практическому исследованию, публикуют рефераты, результаты апробации и внедрения сделанных открытий.

Научная работа — наиболее сложная и объемная. Для нее требуется подробный план-проект, на основе которого делают: выбор темы, сбор литературных источников, непосредственно исследования, апробации, оформление текста, его проверка и получение рецензии.

В работе над монографией могут принимать участие сразу несколько авторов. В данном случае планирование также играет важнейшую роль, помогая согласовать действия, совместно выполнить практическую часть по одной теме, оформить их, выбрать издание для публикации, пройти рецензирование.

Примеры плана проведения исследования

В соответствии с существующими стандартами, требованиями ГОСТ и утвержденной структурой план работы (реферата) магистранта может быть составлен по следующему образцу:

  • Написание введения.
  • Основной частью.
  • Заключение.
  • Список использованных источников (научная литература).
  • Написания приложения.

Подготовка автореферата аспиранта и кандидата наук, работа над которым является обязательной при написании диссертации, проводится так:

  • Определение объекта исследования.
  • Работа с литературой.
  • Выявление подходящих методов для работы над избранной темой.
  • Научное исследование (теоретическая и практическая часть)
  • Рекомендации по внедрению или результаты апробации.
  • Выводы — прогнозы дальнейшего развития объекта исследования.

Была ли полезна статья?

Спасибо, ваш ответ принят

Введение

Для того, чтобы ваше исследование прошло успешно, и вы достигли поставленных в работе целей, в самом начале пути необходимо все тщательно спланировать – составить план вашей научно-исследовательской работы и провести планирование этапов ее реализации. И план, и планирование являются обязательной частью любого проекта – от научной работы школьника или студента до крупных масштабных проектов, выполняемых большой командой опытных, именитых ученых.

Зачем нужно планировать исследовательскую работу

Не жалейте время на планирование научной работы, так как тщательно проработанный план даст вам возможность спокойно, в рабочем режиме и без срывов выполнить всю работу от начала до конца. В результате планирования вы создаете более четкий образ исследования, показывает какие ресурсы необходимо будет задействовать для его реализации, в том числе, речь идет о материальных и человеческих ресурсах.

Изначально вам потребуется общий план научного исследования, который вы далее будете наполнять информацией, и на основе которого будет составляться отчет или публикация о проведенной работе. В общем виде такой план включает в себя:

  • Заголовок
  • Аннотация или резюме
  • Обоснование, актуальность
  • Цели и задачи
  • Обзор литературы
  • Методология и методы исследования
  • Основная часть (описание выполненных работ)
  • Результаты (с их обработкой и анализом)
  • Список литературы
  • Приложения (при необходимости)

Такой план отражает характерные и обязательные части научной работы – цели, задачи, объекты, методы и т.д. План дает нам понимание основных этапов, которые будет содержать работа. Далее, для начала непосредственно самой работы над исследованием, необходимо провести его детальное планирование.

Планирование помогает нам разобраться с возможностью реализации всего исследования, оценить финансовые, технические и человеческие ресурсы. Также планирование показывает насколько задачи, запланированные в работе, соответствуют поставленной цели, позволяет установить хронологическую последовательность проведения исследования, предусмотреть ошибки и детально рассмотреть другие важные детали, о которых стоит подумать заранее.

Планирование является наиболее важным этапом подготовительной работы. Оно в целом позволит вам увидеть всю картину исследовательских работ, как бы с разных проекций, и понять, что и в какой момент необходимо проконтролировать. Вы сможете оценить особенности выполнения всех этапов исследования, провести их критический анализ, т.е. установить слабые и сильные стороны. Также это поможет вам заранее продумать и исключить возможные ошибки. Главная функция планирования – направлять исследователя к достижению поставленной цели.

Этапы планирования научного исследования

Так как вы уже определились с темой исследования, обозначили цель и задачи, провели обзор литературных источников и выбрали, какими методами вы будете проводить свое исследование, вы теоретически готовы приступить к его выполнению. Теперь нужно продумать возможность реализовать задуманное на практике – самое время провести планирование. Рассмотрим наиболее важные этапы, необходимые для планирования научно-исследовательской работы.

Важно! На этапе планирования рекомендуется привлечь коллег и специалистов, которые будут принимать активное участие в исследовании, обладают соответствующей квалификацией и владеют информацией по изучаемой тематике.

1. Распределение задач и оценка ресурсов

Распределение задач является одним из самых важных этапов вашего плана, который необходимо выполнить для достижения желаемых результатов и оценки необходимых ресурсов. Это начальная стадия вашего исследования. Для этого сформулируйте и запишите название всех задач, и для каждой из них пропишите желаемый результат. Исходя из этого, продумаете и пропишите в плане следующие моменты:

а) кто будет являться исполнителем каждой из задач – определите квалификацию специалистов и их численность, оцените их наличие в вашей команде; подумайте, ненужно ли вам привлечь дополнительных специалистов (человеческие ресурсы);

б) какие ресурсы нужны для выполнения каждой задачи – материалы, оборудование, лабораторные или иные помещения, участие в конференциях и семинарах для апробации работы, подготовка статей, возможно вам понадобится привлечение других организаций или иные заимствованные ресурсы, на данном этапе есть время все это оценить (материальные ресурсы).

Можно разделить основные ресурсы на несколько составляющих, главное, чтобы вам было абсолютно понятно, что вам будет нужно и где это взять. Заранее продумайте шаги для привлечения недостающих ресурсов, если таковые обнаружились.

Формулируя задачи и ресурсы к ним, вы попутно выстроите схему всего исследования, а также сможете сразу начать продумывать взаимосвязь между отдельными элементами работы.

2. Определение временных рамок

Очень важно заранее спланировать и прописать сроки выполнения каждой задачи и, следовательно, всего исследования в целом. Это можно сделать в виде таблицы или в виде диаграммы, где напротив каждой задачи будет проставлена дата начала и конца ее выполнения. Здесь также, как и на предыдущем этапе, задачи можно разделить на подзадачи с проставлением сроков для каждого отдельного шага, в зависимости от ваших целей. Формируйте таблицу так, чтобы вам было понятно и удобно с ней работать, тут нет никаких четких правил.

Общая продолжительность исследования будет зависеть от количества задач, их сложности и предполагаемой продолжительности. Недооценка временных рамок исследования может негативно повлиять на весь ход его выполнения.

Установление временных рамок позволит вам, как основному исполнителю, держать все этапы исследования под контролем. При планировании времени нужно продумать и попытаться предусмотреть моменты, на которых можно ожидать временные задержки. Если таковые есть, необходимо заложить на них дополнительное время, а для их реализации определить круг возможных проблем и пути их решения. Иначе вы рискуете, что на каком-то этапе исследование будет приостановлено из-за необходимости что-то исправлять или кого-то ждать.

Важно всегда указывать ключевые даты для всех основных этапов, согласно вашему плану. Установление ключевых дат лучше разбить на две колонки: в одну вписать даты для достижымых задач и результатов, во вторую – для предполагаемых результатов, с более расплывчатыми сроками, таких как выпуск публикации, участие в конференциях, семинарах и т.д., итоговые даты которых могут сдвигаться. Не забудьте запланировать рабочие встречи с участниками исследования для обсуждения хода реализации и промежуточных результатов.

3. Построение хронологического порядка

На этом этапе полезно прописать последовательность исполнения задач и возможность их перекрестного или параллельного выполнения. На основании этого нужно составить примерный хронологический порядок выполнения всего исследования (далее по ходу работы вы сможете вносить изменения).

Хронология выполнения работ будет также зависеть от времени выполнения каждой задачи и от их количества. Тут же важно определить, какое количество сотрудников вам нужно и какой квалификации (т.е. состав исследовательской группы) и долю участия каждого ее члена в работе (логично предположить, что в большинстве случаев ваше научное исследование не является их основной работой), т.е. мы видим прямую связь с предыдущими этапами – оценкой ресурсов и времени.

Взаимная связь отдельных задач будет несомненно существенно влиять на хронологию выполнения всего исследования. Например, вы не сможете начать подготовку образцов, пока они не будут отобраны, и в свою очередь – не сможете их отобрать, пока не наступит подходящий период (время года, сезон, погодные условия, сбор необходимого количества образцов контрольной группы и т.п.). Тоже самое касается людей – если какой-то из привлеченных специалистов будет занят в определенный момент времени, хронология вашего исследования нарушится.

Но если вы спланируете все это заранее, вы сможете выровнять работу, что позволит вам избежать ненужной остановки в процессе ее выполнения. Обязательно продумайте вынужденные перерывы в работе, такие как выходные и праздничные дни, отпуск основных исполнителей, т.к. это тоже крайне важно для составления порядка выполнения работ. На этом этапе вы переходите к следующему шагу – проведение критического анализа.

4. Проведение критического анализа

Если вы достаточно четко проработали предыдущие шаги, то можно с уверенностью сказать, что критический анализ вы уже выполнили. Критический анализ состоит в оценке всего хода исследования на предмет взаимной сочетаемости и возможности выполнения разных задачи и их комбинаций между собой, таким образом, чтобы ваш проект:

а) был завершен вовремя;

б) все задачи были решены;

в) цель достигнута.

На этом этапе вы еще раз критически оцениваете ход выполнения каждой задачи и смотрите: где, например, не хватает ресурсов, а где их явный переизбыток – значит нужно перераспределить. Или планируемое время завершения проекта / отдельных задач в нем вызывает сомнения, следовательно, нужно пересмотреть сроки и т.д.

Есть такой небольшой интересный пример из практики, когда при планировании научно-исследовательской работы не учли, что к работе в лаборатории привлечены женщины, у которых маленькие дети. В сезон холодов, такие сотрудницы часто уходят в отпуск по уходу за детьми. В итоге, когда одна из сотрудниц отсутствовала, ее просто некем было заменить, и все остальные участники вынуждены были ждать. При правильном планировании в такой ситуации можно было: запланировать дублера, переставить задачи местами или принять во внимание сдвижку во времени, если нет иного выхода.

Тоже самое может касаться публикации результатов в журнале (если она у вас запланирована) – ставьте реальные сроки и сделайте запас по времени, если что-то пойдет не так (многочисленные возвраты статьи на исправления от редактора или очередь публикационного процесса, достаточно распространенные варианты задержки). Сюда же можно отнести проведение сложной аналитической обработки результатов – сроки тут могут быть очень чувствительны и иметь большой разброс в зависимости от многих составляющих, таких как длительность самого анализа, методы обработки полученных результатов и т.д.

5. Отчетность по результатам исследования

Подготовка промежуточных и итоговых отчетов крайне важна для успешной реализации исследования или научной работы. В связи с этим, на этапе планирования внимательно ознакомьтесь с видами установленной отчетности, если такие установлены условиями выполнения работы (например, в случаях грантового финансирования) либо определите в каком виде будут представлены результаты работы. Зачастую, одним из видов отчета (а иногда и основным видом), по итогам выполнения научно-исследовательской работы является публикация в журнале по соответствующей тематике. Как уже отмечалось выше, это может потребовать определенных временных затрат.

Таким образом, после того как поймете какие отчеты вам необходимо будет подготовить, обязательно установите для себя конкретные сроки их подготовки и определите для них основных исполнителей.

Важно! Результаты планирования необходимо оформить. Можно все занести в таблицу, куда будут прописаны все основные этапы, сроки и другие составляющие, которые далее необходимо отслеживать.

6. Отслеживание хода реализации исследования

После успешного планирования, наступает момент реализации вашего научного проекта. На этом этапе руководителю исследования или основному исполнителю, важно отслеживать ход его выполнения.

Держите перед глазами план реализации проекта и все этапы планирования (вашу итоговую таблицу). Этот шаг поможет вам своевременно выявлять и решать проблемы, которые могут возникнуть, и если они только назревают, есть время все скорректировать еще до того, как ситуация вышла из-под контроля.

Свои наблюдения и выводы относительно хода выполнения исследования желательно фиксировать – записывать в виде заметок в удобной для вас форме, куда вы будете вносить все выявленные нарушения или отклонения. На основе таких записей в определенные моменты можно будет выполнять промежуточный критический анализ и вносить корректировки в существующий план. Таким образом, данные заметки о ходе реализации будут являться одним из наиболее ценных инструментов для достижения цели. Особенно это касается продолжительных по времени исследований, где со временем все очень сильно может поменяться – и условия выполнения и состав исследовательской группы, и даже цели и задачи.

При первой мысли о необходимости выполнить планирование и провести предварительную оценку проекта, все это кажется достаточно сложным. Несмотря на это, начав планировать, вы очень скоро поймете, что это чрезвычайно полезный инструмент, который сделает вашу исследовательскую работу проще и прозрачнее для управления. Главное, не делайте этого в одиночку, обязательно согласовывайте важные шаги с основными исполнителями.

Как следствие, в процессе выполнения научно-исследовательской работы, вам не придется отвлекаться на решение каких-то бесконечных проблем, и вы сможете с головой погрузиться в увлекательный мир науки, спокойно и планомерно идя к своей цели.

  1. Планирование научно-исследовательской работы

Выполнение
научного исследования – предполагает
знание методологических подходов и
умение определить методологические
характеристики исследования. Их
совокупность составляет научный или
методологический
аппарат исследования
.

Проблема
исследования

может быть сформулирована в виде
проблемной ситуации или нерешенного
вопроса, теоретической или практической
задачи. Правильная формулировка проблемы
научного исследования определяет успех
последующей работы. Сформулировать
проблему можно на основе изучения
литературы,
принимая
во внимание год издания анализируемых
работ, чтобы понять, что к настоящему
времени по выбранной теме уже разработано,
а что нет.

Научная работа
может являться средством решения
практических задач по специальности,
чтобы глубже изучить какую-то проблему
повседневной деятельности. Другой
подход, когда исследование – это этап
длительного научного пути (курсовая
работа, кандидатская и докторская
диссертации, монография, создание
научной школы). В этом случае, тема
исследования становится стратегическим
выбором направления научных поисков
на многие годы.

Исследование может
быть посвящено новому подходу или методу
решения актуальной задачи, необычному
аспекту рассмотрения известной проблемы.
Тема научной работыдолжна быть
конкретной, сосредоточенной на
особенностях какого-либо феномена,
процесса, явления, их взаимного влиянии,
сравнении и т. п.

При выборе темы
полезно обратить внимание на смежные
области знания на стыке двух научных
дисциплин, например, медицины и биологии,
медицины и информатики, чтобы найти
темы, имеющие исследовательские
перспективы. Тему исследования, как
правило, помогает сформулировать
научный руководитель проекта.

Актуальность
и новизна исследования
.
Под актуальностью понимают значимость
или полезность темы для современного
этапа развития науки. Актуальными
являются темы, привлекающие внимание
многих, но имеющие нерешенные вопросы.
Обязательным является точное упоминание
роли других ученых в разработке того
же вопроса. Не изученность проблемы,
иногда бывает мнимой, как следствие
некомпетентности и незнания работ
предшественников.

Научная
новизна

– это признак, наличие которого дает
автору право на использование понятия
«впервые» при характеристике полученных
им результатов и проведенного исследования
в целом. В науке понятие «впервые»
означает факт отсутствия подобных
результатов до их публикации. Впервые
может проводиться исследование на
оригинальные темы, которые ранее не
исследовались в той или иной отрасли
научного знания.

Требование
новизны не означает, что вся работа от
начала и до конца должна состоять из
положений и понятий, которых до настоящего
времени не было в научном обороте.
Новизна может сводиться к «элементу
новизны» – нового цифрового и фактического
материала, полученного в результате
проведения эксперимента или опроса,
детализация известного процесса,
явления. Подробный анализ любого
интересного в научном отношении объекта
приводит к новым полезным результатам,
выводам, обобщениям.

Объект исследования
– это то, на что направлено внимание
исследователя и подлежит рассмотрению.
Объект должен быть назван таким образом,
чтобы в очерченный круг объективной
реальности был включен предмет
исследования в качестве важнейшего
элемента.

Предмет исследования– отдельная сторона изучаемого объекта
или аспект его рассмотрения; дает
представление о том, какие новые качества,
свойства, функции объекта рассматривает
исследователь. Предмет всегда находится
«внутри» объекта, является его признаком.
Предмет устанавливает познавательные
границы, в пределах которых изучается
конкретный объект в данном исследовании.
Предмет исследования более конкретен,
чем объект. Он включает в себя только
те связи и отношения, которые подлежат
непосредственному изучению в данной
работе, являются для этого исследования
наиболее существенными. Правильный
выбор предмета способствует выдвижению
адекватных гипотез, успешному решению
проблемы исследования.

Цель
исследования

– выражает то, что исследователь
намеревается сделать и получить в
результате работы. Цель – это представление
об общем результате работы, она часто
определяется на основании более
конкретного описания темы исследования
или констатирует направление поиска
разрешения проблемы. Цель подразделяется
на ряд более конкретных задач исследования.

Задачи исследования– средство реализации цели, конкретные
требования, предъявляемые к анализу и
решению сформулированной проблемы.
Задачи исследования носят инструментальный
характер, указывают на потенциальные
возможности достижения цели с помощью
процедур исследования. Они должны быть
соизмеримы по своей значимости. Типичной
ошибкой при формулировании задач
исследования является соседство общих
(крупных) задач с частными, которые
вообще являются элементами предыдущей
задачи. Все задачи должны быть обязательно
выполнены, следовательно – выполнимы.

Гипотеза
э
то суждение, в котором на основе
ряда факторов делается предположение
о существовании связи между явлениями,
о необходимости и достаточных условиях
или причине явлений, структуре, критериях,
границах чего-либо, особенностях
функционирования и т.п., причем этот
вывод нельзя считать вполне доказанным.
Гипотезу обязательно требуется
доказывать, а то, что не нуждается в
доказательстве, гипотезой не является.
Выдвигая гипотезу, необходимо учитывать
ранее проведенные исследования или
исследования других авторов, а также
собственный опыт. Гипотеза должна быть
правдоподобна и проверяема. В описательных
гипотезах раскрываются причины и
возможные следствия, а в объяснительных
гипотезах дается объяснение возможным
следствиям, исходя из определенных
причин, характеризуются условия, при
которых эти следствия обязательно
последуют (в силу каких факторов и
условий будет вытекать данное следствие).

Теоретическая
и практическая значимость исследования
определяется тем, насколько полезна
выполненная работа, ее результаты для
дальнейшего развития теории и практики.
Если работа содержит новые разработки
теоретических положений и действительную
научную новизну, то указывается
теоретическая значимость исследования.
Практическая значимость работы должна
быть обязательно показана: необходимо
указать, кому будут полезны полученные
результаты, какие новые методики можно
разработать на их основе, как и когда
их использовать.

Научными
результатами исследования могут быть:

  1. Критерии оценки
    исследуемых процессов с учетом их
    показателей (новые или усовершенствованные).

  2. Методики анализа,
    синтеза или расчета основных характеристик
    объекта (новые или усовершенствованные).

  3. Разработка или
    применение математических моделей для
    комплексного исследования.

  4. Впервые поставленные
    и решенные задачи, проблемы, темы.

  5. Впервые примененные
    методы и технологии.

  6. Классические
    зарубежные и отечественные концепции,
    впервые привлекаемые для решения
    теоретических задач.

Важно помнить, что
все предложенные новые решения должны
быть аргументированы и критически
оценены. Оценка результатов работы
должна быть качественной и количественной.
Сравнение с известными решениями следует
проводить по всем аспектам, в том числе
по эффективности. Полезно указать на
возможность обобщений, дальнейшего
развития методов и идей, а также
возможности использования результатов
исследования в смежных областях.

Возможно, что новая
проблема, решаемая в ходе исследования,
новизна подхода к ее решению, оригинальные
пути достижения результата, новый метод
исследования представляют интерес не
только для отдельной отрасли знания,
но и для науки в целом.

Если научное
исследование имеет прикладной характер,
то важно привести данные, подтверждающие
возможность практического использования
полученных научных результатов, а в
исследовании, имеющем теоретическое
значение, следует уделить особое внимание
рекомендациям по дальнейшему использованию
научных выводов.

Результаты
теоретического исследования находят
свое выражение в таких формах, как
гипотеза, теория, теоретическое
исследование и построение теории
изучаемого объекта.

Планирование
исследования
– определяет его полноту,
законченность, структуру, логичность
и аргументированность изложения
материала, точное соблюдение и раскрытие
всех структурных компонентов работы.

На этапе планирования
нужно решить: с чего начинать исследование
– с изучения теоретической литературы
или со сбора практического материала?
Для ясного представления о том, что
именно предстоит изучать, необходимо
сначала познакомиться с минимумом
научной литературы по избранной теме.
В то же время существует опасность
чрезмерного увлечения теорией в ущерб
фактологическому материалу.

Возможный алгоритм
работы
:

  1. знакомство с
    основополагающими трудами, проясняющими
    предмет исследования;

  2. сбор фактологического
    материала с одновременным составлением
    библиографии по теме;

  3. углубленное
    изучение научной литературы и разработка
    аппарата исследования;

  4. обработка и
    систематизация фактологического
    материала;

  5. анализ и описание
    материала в соответствии с целями
    исследования.

Подготовка
плана
исследования

может облегчить исследовательскую
работу, так как в ходе его подготовки
можно уяснить для себя содержание и
объем будущей работы, чтобы в итоге
формализовать рабочий план. Нельзя
заранее предусмотреть все нюансы, новые
идеи или сложности, которые могут
возникнуть в процессе исследований,
поэтому не следует относиться к плану
как к чему-то неизменному. Неизменной
является основная цель исследования –
изучить, описать, объяснить то или иное
явление, предложить новый метод решения
актуальной задачи и т.п., то есть то, ради
чего и начиналось данное научное
исследование.

Может
подготовить несколько вариантов рабочего
плана, а затем выработать на их основе
один – оптимальный. Непременным условием
создания рабочего плана является
логическая связь между последовательными
разделами.

Этапы
исследования должны следовать друг за
другом таким образом, чтобы каждый
предыдущий этап соответствующим образом
подводил к последующему. Нарушение
логической последовательности плана
деятельности может затруднить работу
или сделать ее невыполнимой. В то же
время план должен позволять вносить в
него различные тактические изменения
в
ходе исследования при сохранении его
основной стратегии. Таким образом,
стратегическая цель исследования должна
быть неизменной и четкой, доминируя над
ходом исследования, а все тактические
приемы, исследовательские методы и
средства должны содействовать ее
достижению.

Рабочий план
облегчит поиск источников информации
по выбранной теме и поможет достичь
требуемого уровня осмысления материалов,
которые будут найдены.

Работа с научной
литературой является одним из основных
подготовительных этапов в исследовательской
работе. При правильном методе ознакомления
с источниками Вы быстро научитесь
свободно ориентироваться в литературе
по теме. В центре работы над научной
литературой находится основная проблема
исследования. Изучая источники, следует
особое внимание уделить степени
изученности проблемы, а полученная и
накопленная из литературы информация
поможет при постановке проблемы. Если
Вы достаточно свободно читаете научную
литературу или можете воспользоваться
материалами, имеющимися в сети Интернет
на иностранном языке, то всегда можете
почерпнуть там немало полезной информации,
а ссылки на еще не переведенные иностранные
источники послужат украшением работы.

Научные труды и
учебные пособия дают возможность
составить общее представление о предмете
исследования. Но так как любая тема
всегда конкретна и сравнительно узка,
то основного минимума литературы
недостаточно. Необходимо познакомиться
с монографиями, статьями, авторефератами
исследований, предмет которых наиболее
близок выбранной теме. Данный этап
работы является одним из самых сложных
и трудоемких. Придется переработать
огромное количество источников по теме
работы; столкнуться с различными
подходами и взглядами авторов,
многообразием путей решения проблемы,
выстроить собранный материал логично,
кратко и в едином стиле изложения для
полноты раскрытия изучаемого вопроса.

Работу
с литературой лучше начинать с наиболее
фундаментальных работ, авторы которых
обладают максимальным научным авторитетом
в данной области, а затем двигаться
дальше в направлении от общего к частному
– от базисных положений – к конкретным.
Не забывать, что задача состоит не в
том, чтобы заимствовать материалы из
авторитетных источников, а в том, чтобы,
почерпнув из них все лучшее, осмыслить
и переработать весь накопленный материал,
предложив собственное осмысление темы.

Кроме фундаментальных
работ, следует уделить внимание
материалам, опубликованным в отечественной
и зарубежной периодике, монографиям,
информации, размещенной в сети Интернет,
отчетам о научно-исследовательских и
опытно-конструкторских работах,
диссертациям, депонированным рукописям.

В процессе поиска
материалов по интересующей теме следует
широко использовать возможности
информационно-поисковых систем, баз и
банков данных. Полученная таким образом
информация может оказаться полезной
как сама по себе, так и послужить в
качестве отправной точки для поиска
дополнительной информации.

Своевременно
выделив объект и предмет исследования,
можно расширить зону поиска за счет
привлечения работ, выполненных с тем
же объектом, но с другим предметом, за
счет привлечения литературных источников
из смежных дисциплин. Обязательно
обратитесь к периодическим изданиям,
в частности, к специализированным
журналам.

Отыскав полезную
книгу или статью, обязательно внимательно
просмотрите библиографический список
литературы, приведенный в ней, выпишите
те источники, которые, на ваш взгляд,
могут касаться проблемы исследования.
Будьте критичны при сборе информации.
Не все, что написано и издано, является
достоверными фактами.

При работе с
литературными источниками следует
стремиться к аналитическому изложению,
которое предполагает:

  1. перечисление
    работ, посвященных выбранной теме,

  2. изложение различных
    подходов к проблеме, сущности различных
    точек зрения в их сравнении, сопоставлении,
    противопоставлении,

  3. отношение к
    рассматриваемым точкам зрения,
    концепциям, подходам, их аргументированная
    оценка,

  4. мотивированный
    выбор точки зрения с уточнениями и
    дополнениями автора.

В процессе
работы с источниками полезно делать
выписки для себя, ориентируясь на
собственные способности и память. Это
могут быть конспекты, фрагменты работ,
отдельные цитаты. Рационально составлять
карточки с информацией, куда следует
заносить систематизированную информацию,
для облегчения поиск нужных материалов
в будущем.

Работы, не требующие
детального изучения, просматривают в
тех случаях, когда мысли, идеи, высказывания
автора могут быть использованы для
раскрытия содержания исследуемой темы,
и делают выписки. Выписки следует делать
на отдельных листках со ссылками на
статью или монографию, откуда взяты
идеи, факт или цитата.

В ходе анализа
собранного по теме исследования материала
выбирают наиболее обоснованные и
аргументированные конспективные записи,
выписки, цитаты и затем систематизируют
их по ключевым вопросам исследования.
Для этого составляется план в соответствии
с логикой развития темы и собранным
материалом. Полезным приемом работы с
литературными источниками является
составление картотеки научных источников
по теме.

Систематизация
изучения источников позволяет эффективно
организовать их анализ и обобщение.
Итогом этой работы должна стать логически
выстроенная система сведений о сущности
исследуемой проблемы и формулирование
основных теоретических положений.

План научной работы1.png

Научная работа

Это поисковое исследование, которое направлено на выявление и решение какой-либо проблемы.

Любая научно-исследовательская работа является комплексной задачей, которая требует изучения большого объема информации, а также проведения экспериментов, исследований, опросов.

Зачем нужен план

Составление плана научно-исследовательской работы значительно упростит ее написание. Он позволит упорядочить все задачи и сформировать правильную структуру, а также упростить сбор и анализ необходимых литературных источников.

Последовательность построения научной работы

Работа над составлением плана исследования научной работы должна начинаться заранее и состоять из нескольких этапов:

  • Подбор необходимой тематики;
  • Выбор цели и предмета изучения;
  • Сбор материала;
  • Работа над источниками;
  • Исследование;
  • Подбор методик, которые определят действенный и качественный способ получения материала.

План научной работы

План научной работы состоит из следующих пунктов:

  1. Титульный лист;
  2. Содержание;
  3. Введение. Содержит в себе актуальность и новизну, объект и предмет исследования, а также гипотезы, цели и методы, теоретическую и практическую значимость;
  4. Основная часть. Делится на реферативную и практическую часть. В реферативной дается историческая справка по проблеме работы, обзор литературы, обобщение теоретических сведений, а в практической ведется поиск необходимой информации, знаний для проведения исследования, выбор материала, методов для проведения;
  5. Заключение. В нем последовательно излагаются полученные результаты, определяется их соотношение с общей целью и конкретными задачами, сформулированными во введении, дается самооценка о проделанной работе;
  6. Список литературы;
  7. Приложения.

Основные требования к научному плану работы

План научно-исследовательской работы включает в себя следующие требования:

  • Введение должно включать в себя описание объекта и предмета исследования с акцентом на актуальность работы;
  • Проанализировать ту литературу, которую использовали, какая цель изучения гипотез, и какие существуют варианты на сегодня. И чем больше будет использовано литературы, тем большие знания сумеет показать автор;
  • Вступительная часть должна содержать в себе индивидуальные теории, которые нужно доказать, а также существующие концепции, утверждения, касающиеся актуальной проблемы;
  • В основной части исследования представляется теоретическая база, где нужно провести разные опыты и изыскания по практике;
  • В заключении исследования, нужно указать полученные выводы.

На Студворк вы можете заказать научно-исследовательскую работу недорого у профильных экспертов!

Правильно составленный план научно-исследовательской работы помогает школьнику (студенту) рассчитывать на высокую оценку его деятельности. Рассмотрим основные понятия, связанные с данной тематикой: проблему, предмет, объект, гипотезу, методы исследования. Приведем и план-график научно-исследовательской работы.

Основные этапы

Независимо от того, кто выполняет работу, она предполагает научное исследование. Поэтому в план научно-исследовательской работы включают практическую часть. Она предполагает проведение предварительных действий, нацеленных на выделение общих контуров, программы, примерных сроков осуществления каждого этапа.

Индивидуальный план научно-исследовательской работы магистранта включает в себя:

  • определение цели, предмета, проблемы исследования;
  • анализ литературы по рассматриваемой проблеме, уточнение важнейших понятий, описание предмета, выбор конечного названия работы;
  • формулировку задач, цели и гипотезы работы;
  • подбор методов исследования;
  • сбор материала;
  • обработку результатов и их интерпретацию.

Остановимся подробнее на каждом из перечисленных выше этапов.

индивидуальный план научно-исследовательской работы магистранта

Выбор проблемы, объекта, предмета исследования

Этот этап обязательно входит в план научно-исследовательской работы, является исходным пунктом. Проблемой являются малоизученные либо неизученные уровни, особенности, взаимосвязи явлений, которые интересны и науке, и практике. Это тот вопрос, на который важно найти ответ, предполагающий определенные теоретические и практические действия. В рамках работы появится желание привлечь к исследованию большое количество явлений, чтобы ответить на все поставленные вопросы. Подобная ошибка приводит к снижению качества материала, «распылению» усилий исследователя, в результате проект будет поверхностным и расплывчатым.

Индивидуальный план научно-исследовательской работы магистранта – отличная возможность продумать выбор цели и задач исследования.

Предметом исследования является тот факт, который позволяет решать проблему, поставленную в работе.

Объект – это то, что изучается в рамках исследования: люди, феномены, организации.

План научно-исследовательской работы магистранта включает эти термины.

При четком и правильном подборе проблемы, предмета, объекта исследования автор на первом этапе может определить объем и направление деятельности, тематику методической литературы, которую он будет изучать.

План составления научно-исследовательской работы позволяет существенно сэкономить время, затрачиваемое на исследование.

план научно-исследовательской работы

Изучение литературы по проблеме

Целью этого этапа является выяснение научных сведений по рассматриваемой проблеме, выявление слабых моментов, которые могут стать основой для предстоящего проекта. Автор часто выявляет неопределенность и некоторые противоречия, существующие в литературе. Чтобы справиться с подобными сложностями, исследователь должен продумать индивидуальный план научно-исследовательской работы, быть в курсе новых открытий, касающихся тематики исследования. Если не удается найти однозначных ответов в определениях, студент выбирает одну точку зрения, оговаривает свой выбор в исследовании.

План научно-исследовательской работы позволяет автору выбирать из перечня источников только те, что непосредственно связаны с темой.

Функции научного руководителя на данном этапе состоят в рекомендациях по отбору литературных источников.

Сначала выполняется анализ специального материала и только после этого рассматриваются периодические издания. Если удалось подобрать несколько изданий по проблеме, сначала анализируются более поздние книги и сборники, чтобы учесть все изменения, произошедшие в научном мире по данному вопросу.

Продуманный план научно-исследовательской работы студентов позволяет выделять главное, не тратя время на ненужные мелочи.

Для удобства работы выходные данные взятых литературных источников можно вписывать в картотеку. Это существенно упростит составление библиографического списка по проводимой работе.

Максимально информационные источники можно законспектировать, создав на их базе основную часть проекта. Литературный обзор важно закончить выводами, на основе которых будут сделаны общие заключения в материале.

план-график научно-исследовательской работы

Формулировка гипотезы, цели исследования

Этот этап обязательно включают в план проведения научно-исследовательских работ. Цель предполагает изучение конкретного (проблемного) вопроса, который будет уточнен во время анализа научно-методической литературы.

Гипотезой называют логически обоснованное предположение о связи факторов и явлений, рассматриваемых в материале.

Гипотеза предопределяет направление исследования и поиска, она выступает главным методологическим инструментом, который организует процесс исследования. Сложной задачей, которая требует кропотливой и настойчивой работы, является формулировка гипотезы исследования. При ее отсутствии сложно рассчитывать на положительные результаты.

Формулировка гипотезы предполагает соблюдение следующих условий:

  • она должна быть четкой и понятной;
  • проверяться существующими методиками.

Что предполагает научно-исследовательская работа? План выполнения необходимо продумать так, чтобы выдвинутая гипотеза была подтверждена в ходе проекта либо опровергнута. Задач автор должен выдвинуть столько, чтобы их оказалось достаточно для подтверждения либо опровержения выдвинутой гипотезы.

план проведения работ

Подбор методов исследования

Что еще должна содержать научно-исследовательская работа? План написания предполагает этап подбора методов работы. Они должны соответствовать задачам исследования, так как выступают в качестве инструмента исследователя. С их помощью автор четко фиксирует рассмотренные явления, экономит время и силы. Успех проекта возрастает при сочетании разных методов. Это дает возможность рассматривать явление с разных сторон, гарантировать объективность получаемых результатов.

Сбор материала

До того как приступать к этому этапу, необходимо овладеть методиками. Например, можно проверить их эффективность на объекте, не связанном с работой, чтобы выявить недочеты, своевременно их устранить. Далее проводят нужные процедуры по сбору первоначальной информации. Студент должен выявить и отметить главные тенденции рассматриваемых процессов, подобрать и подробно проанализировать фактический материал. В качестве подтверждения своих мыслей автор прикладывает цифровые расчеты, выбирает эффективные методы анализа.

специфика проведения исследований

Обработка полученных результатов

На данном этапе осуществляют обработку всех собранных материалов, используя статистический анализ, математическое моделирование. Полученные сведения группируют, оформляя диаграммы, графики, таблицы. Этап теоретической интерпретации является самым важным шагом в работе исследователя. Он должен владеть отличной теоретической подготовкой по выбранной дисциплине. Именно в этот период автор обращается к гипотезе, делает вывод о ее подтверждении либо опровержении. Анализ проведенных экспериментов дает возможность сформулировать рекомендации по рассматриваемой проблеме.

Пример тезисов проекта о воде

Как составить подробный план научно-исследовательской работы? Пример тезисов проекта даст ответ на этот вопрос. Используя водопроводную воду, далеко не всегда мы задумываемся о безопасности. Среди проблем, характерных для водопроводной воды, выделяют: повышенную жесткость, неприятный привкус, бактерии, механические частицы, радионуклиды, пестициды. Вопросы, связанные с поиском эффективных способов очистки водопроводной воды, остаются актуальными, заслуживающими детального анализа и рассмотрения.

В работе автор проанализировал влияние некачественной воды на здоровье человека, исследовал образцы воды на содержание Cl; SO42-; оценил жесткость воды. Автором были изготовлены шунгитовые фильтры для очистки водопроводной воды, изучена целесообразность применения угля и шунгита для очистки водопроводной воды, проведен сравнительный анализ их эффективности, сделаны выводы, даны рекомендации. Методы, использованные автором: аналитический, экспериментальный, количественный анализ (со статистической обработкой результатов измерений).

Результаты работы: при проведении экспериментов на базе школьной лаборатории и специализированной лаборатории автор сумел подтвердить поставленную гипотезу, убедиться в способности шунгитового фильтра сохранять на протяжении длительного времени каталитическую, бактерицидную, сорбционную активность.

Перспективы исследования. Продолжительный эксплуатационный период шунгитовых фильтров делает их перспективными для решения вопросов, связанных с очисткой водопроводной воды в разных регионах страны, включая очистку промышленных стоков, подготовку воды ТЭЦ.

интересные материалы

Вариант описания проекта об альтернативных источниках энергии

Почему Солнце светит и не остывает уже миллиарды лет? Какое «топливо» дает ему «вечную» энергию? Эти вопросы стали основными в нашей исследовательской работе. Солнечная радиация может быть преобразована в полезную энергию, с помощью активных и пассивных солнечных систем. В Северо-западном регионе РФ данное направление малой энергетики находится на ранней стадии развития. Причины заключаются в холодном климате, низком уровне осведомленности о принципах работы оборудования, отсутствии стимулирующих мер по развитию возобновляемой энергетики со стороны государства. Методы, использованные автором: аналитический, экспериментальный, количественный анализ (со статистической обработкой результатов измерений). Была проанализирована целесообразность использования солнечных коллекторов в Северо-западном регионе, рассмотрен принцип их действия, особенности монтажа.

Перспективы работы. В настоящее время используется лишь ничтожная часть солнечной энергии из-за того, что существующие солнечные батареи имеют сравнительно низкий КПД, высокую стоимость. Гелиоэнергетика могла бы одна покрыть все мыслимые потребности человечества в энергии на тысячи лет вперед, в том числе и в нашей стране.

Тезисное оформление проекта об энергии приливов и отливов

Актуальность работы. Одним из мощных источников электрической энергии являются приливы и отливы. Они способны дать человечеству почти 70 миллионов миллиардов кВт/ч в год. Данный показатель сопоставим с энергией, которую можно получить из всех запасов бурого и каменного угля. Возникла идея проанализировать целесообразность использования такой энергии: во время приливов накапливать воду в водохранилищах, а во время максимальной нагрузки на энергодобывающую сеть, разгружать ее, используя энергию, накопленную при приливе. На практике в Онежском районе подобная идея не реализуется что свидетельствует об актуальности рассматриваемой темы. Методы, использованные автором: анализ литературы по проблеме исследования. Из проведенного анализа следует, что строительство Мезенской приливной электростанции является перспективным. Мезенская приливная электростанция способна давать 4 млн кВт.

Результаты исследований показали, что нет технических препятствий по использованию прерывистой генерации Мезенской приливной электростанции в объединенной энергосистеме Европы. Управление рабочей мощностью приливной электростанции в соответствии с требованиями энергосистемы позволит обеспечить эквивалентную в режимном отношении работу энергосистемы с приливной электростанции. Можно рассчитывать на существенное снижение стоимости эксплуатации приливной электростанции, учитывая экономический эффект от экологической чистоты станции. Надеемся, что в ближайшее время в Белом море появится приливная станция, и расходы северян, связанные с оплатой электрической энергии, существенно снизятся.

как написать исследовательскую работу

Заключение

Тему научно-исследовательской работы можно отнести к научному направлению либо к проблеме, в рамках которой ведут исследования.

Она носит глобальный, межотраслевой, отраслевой характер. Темы курсовых работ определяются соответствующими кафедрами. Они строго соответствуют программам учебных дисциплин и учебным планам, разработанным кафедрами.

Для получения высокой отметки студент должен уделить пристальное внимание подбору актуальной, практически и теоретически значимой, инновационной темы для своей научно-исследовательской работы. Если рассматриваемая проблема будет размытой, неинтересной для других людей, она не получит положительной рецензии. В настоящее время научно-исследовательская деятельность стала обязательным элементом не только в высших учебных заведениях, но и в обычных общеобразовательных школах.

Добавить комментарий