Планирование и структура журнального номера
Номер журнала зарождается задолго до
того момента, как сотрудники редакции
приступят к непосредственной работе
над ним. Его содержание в какой-то
мере предопределяется еще в процессе
составления перспективного плана
издания. Его структура начинает
прорисовываться в предварительной
модели, сконструированной заранее.
Выпуск начинается с совместной
разработки плана номера руководителями
литературных и оформительского
отделов. Составляется соответствующий
документ — «план номера». В этот план
впоследствии могут вноситься изменения.
Срок работы над журналом достаточно
большой, и жизнь вносит свои коррективы.
Главное назначение плана — быть
руководством к целенаправленным
и скоординированным действиям
творческих работников редакции.
План журнала состоит из двух частей:
структуры, то есть порядка, в котором
преподносится его содержание,
и композиционного плана номера. Чтобы
не сбивать читателей с толку и попусту
не раздражать их, журнал должен иметь
единую для всех номеров структуру,
нарушать которую можно лишь сознательно
и крайне редко — например при создании
специальных выпусков или разделов.
«Чтобы выстроить хорошую прочную
структуру издания, требуется здравый
смысл и понимание важности этого
дела» (6).
При этом следует обратить внимание на
ряд моментов.
Во-первых, структура должна быть понятной.
Суть в том, чтобы постоянные читатели
смогли быстро запомнить мысленную
«карту» журнала. Это позволит им легко
находить то, что им нужно, то есть
ориентироваться в структуре журнала.
Здесь помогут ясные наименования
разделов.
Во-вторых, планировать структуру будет
проще, если представить содержание
журнала в виде строительных блоков.
Так, если к разделу примыкает большое
количество рекламы, то лучше, чтобы он
располагался ближе к концу журнала.
В-третьих, планируемая структура должна
быть логичной, независимо от количества
страниц в журнале. Не стоит, например,
начинать один блок, перебивать его
другим, а затем вновь к нему возвращаться.
Блоки, сходные по содержанию (например,
все, что с связано с отдыхом),
следует располагать в одном месте.
Вам также следует убедиться, что новый
блок начат правильно. Если объем блока
всего две страницы, он, как правило,
начинается на левой стороне разворота.
Если же в блоке одна страница, три
или более, его начинают на правой стороне.
Структура журнала приобретет наглядность,
если сделать макет — небольшую модель
журнала, где размечены площади, отданные
под рекламу. Ее можно сделать, складывая
листы так, чтобы они образовали миниатюрное
подобие журнала. Это необходимо для
более детальной разработки структуры
будущего журнала посредством создания
композиционного плана номера. «Этот
процесс начинается с осмысления
направления журнала, его редакционных
задач и в связи с этим с оценки
места той или иной статьи в данном
издании» (7).
При компоновке номера следует учитывать,
что первые полосы журнала несут в нем
нагрузку, сходную с первой страницей
газеты. Именно здесь помещаются материалы,
в первую очередь выражающие
общественно-политическую позицию
издания, наиболее актуальные публикации.
В принципе, редакция может вынести
в начало номера любую публикацию,
для того чтобы показать, что придает
обсуждаемой в ней теме большое
значение. Это освященное традицией
правило хорошо известно читателям, так
же как и то, что в конце номера
обычно помещаются «развлекательные»
материалы. В основном массиве издания
публикации также располагаются сообразно
определенным принципам. Читатели должны
получить такой набор материалов,
содержание которых составляет достаточно
цельную сумму знаний, идей, мыслей.
Немаловажная часть редакционной работы
— формирование из многообразия
подготовленных материалов единого
стройного целого. И здесь — поле
проявления своеобразной системы
профессиональных журналистских приемов
создания цельного произведения периодики,
его компоновки.
Эта система не одинакова в журнале
и в газете. В газете редакция
имеет дело с большой площадью полосы,
на которой размещаются небольшие по
объему материалы (относительно площади
всей полосы). В журнале, как правило,
наоборот, — большие по объему публикации
на несколько полос. В первом случае
приходится учитывать гораздо больше
условий (расположение материалов —
верх, низ полосы, зрительно «ударные»
места; соседство разных текстовых
и заголовочных шрифтов, наборных
форматов и т.д.). Система организации
журнального номера, в большой степени
базирующаяся на принципах книжного
дизайна, не игнорируя при этом газетных
приемов руководства читательским
вниманием (варьирование форм и расположения
заголовков, иллюстраций, шрифтовые
выделения и т. д.), в основном
зиждется на продуманной последовательности
публикаций, их взаимном расположении
в многостраничном издании, подборе
сопутствующих информационных и справочных
врезов.
Может возникнуть вопрос: а так ли уж
необходимо заботиться о порядке
расположения публикаций? Ведь вряд ли
читатель будет знакомиться с материалами
в том порядке, в каком они следуют
в журнале: он может открыть его на
середине номера или начать читать
с публикаций, расположенных в конце.
И все же рациональное размещение
текстов внутри номера важно. Представим
себе, что рядом оказались два схожих —
по теме, жанру или объекту отображения
— материала. В таком случае одна
публикация обязательно окажется в тени
другой, и уменьшатся ее шансы быть
прочитанной. Чтобы при любом порядке
знакомства с изданием его структура
стимулировала внимание читателя, в ней
должен пульсировать, как в музыке,
ритм. «И пусть читатель не видит тактовой
черты, какая бывает в нотах, —
в грамотно построенном журнале ее
роль выполняют содержательные
и оформительские элементы» (8).
В каждом журнальном издании существует
основной массив материалов в силу
самого его профиля и читательской
потребности. В медицинском журнале
— это статьи с описанием врачебных
наблюдений и исследований; в «Журналисте»
— корреспонденции с разбором практики
редакционных коллективов и т.д.
Естественно, материалы такого рода
привлекают повышенное внимание читателей.
Они-то и могут служить своеобразными
смысловыми акцентами выпуска, организующими
базовый ритм номера.
Конечно, приведенными соображениями
не исчерпываются мотивы, которыми
руководствуются работники редакций,
распределяя по страницам статьи. В каждом
журнале какую-то часть текстов составляют
информационные материалы. Если их
распределить по номеру, «рассыпав»
между проблемными и обзорными
«блоками» и «кирпичами», это создаст
еще одну ритмическую «волну», которая
будет благоприятствовать восприятию
содержания издания.
Поиски возможностей ритмической
организации номера могут вестись во
многих направлениях. К примеру, среди
основной массы публикаций, адресованных
прежде всего специалисту, встречается
несколько таких, которые могут быть
интересны, как говорится, всем. Возможны
разные варианты их размещения внутри
выпуска. Их можно относительно равномерно
распределить по всему журналу, создав
тем самым дополнительный ритмический
ряд, призванный организовать внимание
и такого читателя, который впервые
взял в руки это издание. Само такое
деление с четко выраженным графическими
средствами началом каждого раздела
порождает определенный ритм издания,
помогающий читателю с легкостью
ориентироваться в нем даже при большом
объеме печатного материала.
Однако при расположении публикаций
внутри разделов в значительной мере
встают те же проблемы ритмической
организации материала. И руководствоваться
здесь следует теми же самыми принципами,
о которых шла речь выше. Не стоит
забывать и о таком правиле, как
чередование больших и маленьких по
объему материалов. Вообще, чем больше
удается найти естественных оснований
для «тактового» деления журнала, тем
скорее удастся скомпоновать интересный
номер, в котором возникает пульсирующий
на всей его протяженности ритм.
Разработка оптимальной для конкретного
журнала структуры — важнейшая задача
на пути создания индивидуального облика
издания, которая почему-то недооценивается
многими редакторами и часто целиком
возлагается на плечи дизайнеров. Это
в корне неверно. Структура будущего
журнала — это основа, на которой
базируются дизайнерские решения, но
продумывать ее должен редактор, потому
что никто лучше него не знает, каким
темам будет отдан приоритет, какие
возможности тематического расширения
нужно заложить в структуру, чтобы
журнал не испытывал в дальнейшем
трудностей и гармонично, последовательно
развивался. Структура журнала — это
своего рода венец, завершающий важный
этап работы творческого коллектива над
обликом будущего журнала. С этого
момента работа над индивидуальностью
журнала переходит в руки дизайнера.
Его задача — из всего многообразия
дизайнерских приемов выбрать те, что
наилучшим образом будут отражать идею,
профиль и структуру журнала, максимально
отвечать ожиданиям и запросам
конкретной аудитории и создавать
тот неповторимый графический облик
издания, который на долгие годы останется
его визитной карточкой. Цель дизайнера
— создать макет, который будет удобен,
эстетичен и узнаваем. Но об этом —
в следующем номере журнала.
Литература
-
Большой энциклопедический словарь.
М., 1997. С. 1203. -
Система средств массовой информации
России. / Под ред. Проф. Я.Н. Засурского.
М., 2001 г. С.17. -
Там же. С.24.
-
Там же. С.42.
-
Щербаков А.С. Организация работы редакции
журнала: уч. пособие. М., 1987. С. 50. -
Рэндалл Д. Универсальный журналист. М,
2000. С. 107. -
Херлберт А. Сетка. Киев, 1990. С. 60.
-
Щербаков А.С. Организация работы редакции
журнала: уч. пособие. М., 1987. С. 79.
http://www.compuart.ru/Archive/CA/2001/9/5/
Качественная пресса — это издания,
рассчитанные на высокообразованного
читателя со средним и высоким доходами[1].
Часто качественную прессу называют
«прессой мнений для интеллектуальной
части общества»[2].
Содержание [убрать]
|
Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]
- #
- #
- #
- #
- #
- #
14.08.2019696.32 Кб7РР.doc
- #
- #
- #
- #
- #
Планирование номера
План номера – это документ, который составляется (как правило) всей редакцией газеты и служит опорной точкой для выпуска текущего номера. В нем фиксируются
- темы будущих материалов,
- объем текстов и графических элементов (инфографика, иллюстрации),
- стиль (жанр),
- графические материалы, которые необходимы к этим материалам,
- сроки сдачи статей в корректуру и окончательные сроки сдачи статей,
- ответственные за полосы (ответственный за материал не обязательно сам должен писать, его задача в том, чтобы текст и необходимый графический материал были сданы в срок).
Для удобства план номера выполняется в виде таблицы (табл. 1).
Таблица 1
Тема |
Рубрика |
Объем |
Графика |
Жанр |
Срок |
Ответственный |
Что пятиклассники ждут от Нового года |
Событие |
1 полоса |
Иллюстрация |
Опрос |
22.12 |
Чухрова |
Преподаватели-юбиляры |
Персона |
1 полоса |
Фотографии преподавателей (4 шт.) |
Зарисов-ка |
20.12 |
Лебедев |
Хочу быть писателем |
Талант |
1 полоса |
Фотография автора |
Эссе |
сдан |
Владимиров |
Самые популярные компьютерные игры |
Виртуалити |
1 полоса |
Иллюстрация, инфографика |
Обзор |
19.12 |
Лебедев |
Каникулы в Китае |
Путешест-вие |
0,5 полосы |
Фотографии автора (4-5) |
Зарисов-ка |
22.12 |
Пушкарев |
По сути, любой план номера состоит из двух частей:
- описание структуры, то есть порядка, в котором идет содержание газеты,
- описание дизайна – облика газеты.
У газеты должна быть постоянная структура номера, то есть из выпуска в выпуск читатель должен встречаться с определенным рубриками. Естественно, будут исключения – специальные выпуски, крупные события, объемные материалы, которым вы захотите выделить больше места, или кто-то захочет раз в месяц делать интересный обзор новинок. Но суть в том, что читатель, попав в сложный лабиринт газетных текстов, нуждается в путеводителе. И постоянная структура становится для него картой, которая помогает ему быстро находить свои любимые рубрики и просто интересные ему материалы. Вот несколько наших рекомендаций, которых следует придерживаться при планировании содержания газеты.
Создавайте логичную структуру номера. Наверное, вы уже заметили, что первая-вторая полосы во всех газетах отдаются под информационные сообщения или обзоры событий за минувшую неделю. Средние страницы – под большие материалы, а последние – под кроссворды и развлекательные материалы. Мы советуем поступать так же. Не старайтесь быть оригинальными по форме. Не стаскивайте анекдоты на первую полосу, а репортаж о большом школьном мероприятии – на последнюю. Все, что важно и актуально, должно размещаться впервой половине газеты. А оригинальными будьте в выборе тем и подходах к подаче информации.
Уделите особое внимание разворотам. Разворотами называют объединение двух страниц газеты под одной рубрикой, где размещаются особо важные и интересные материалы номера. Идеальное место для разворота – середина газетной «тетрадки». Получив в два раза больше места в газете, вы получаете больше места для воплощения своих фантазий по разработке определенной темы. Разворот может состоять из одного крупного текста, сопровождаемого фотографиями и иллюстрациями. Или посвящен одной теме, которая представлена в нескольких небольших материалах. Неважно, какой путь выберете вы на этот раз, но развороты нуждаются в особо тщательном долговременном планировании.
Создавайте небольшое количество непостоянных рубрик. Как мы уже сказали, в газете большинство рубрик должны быть постоянными. Но это не значит, что однажды созданная структура становится вечной. Любовь читателей к постоянству и порядку небезгранична, и они, как и мы, любят сюрпризы. И одним из таких сюрпризов могут стать непостоянные рубрики, которые появляются не в каждом номере, а по мере необходимости или поступлении материалов. Но только не создавайте большого количества новых разделов, таким образом вы вносите путаницу в структуру газеты. Всегда, создавая новую рубрику, подумайте, будет ли чем ее заполнить в следующих номерах?
Практическая работа
1. Просмотрите в Интернете школьные газеты.
http://ashki61.ucoz.ru/index/gazeta_znaj_nashikh/0-10
http://www.school7vidnoe.ru/press/
http://polessk-school.edu.ru/readarticle.php?article_id=25
http://www.nelidovo.edu.ru/schoolpres/schoolpres.htm
2. Определите цели создания собственной школьной газеты и ее целевой аудитории.
3. Составьте предварительный список тем, которые будут интересны и полезны целевой аудитории вашей газеты.
4. Выберите темы, которые войдут в постоянные разделы, интересные целевой аудитории.
Примеры постоянных разделов:
- Колонка советов
- Редакционная статья
- Письмо редактору
- Рекламные объявления
- Страничка юмора
- Общественные события
- Афиша
- Фельетон
Последнее изменение: Четверг, 24 июля 2014, 21:49
ЦЕЛИ – Материалы этой главы ознакомят вас:
С задачами, которые решают журналисты, формирующие номер печатного периодического издания;
С методами организации материалов в номере газеты;
С формами подачи публикаций в газете;
С особенностями газетной подборки, полосы, разворота и спецвыпуска.
ФОРМИРОВАНИЕ НОМЕРА
Подготовленные для публикации материалы (тексты и иллюстрации) составляют запас – тот массив журналистской информации, который используется для формирования очередного номера печатного периодического издания в секретариате редакции.
Каждый раз перед его сотрудниками встает сложная задача, решая которую, они стремятся выполнить требования, как бы противоречащие друг другу. С одной стороны, они должны создать номер, нацеленный на главные задачи дня, на важнейшие проблемы, имеющие значение для всей аудитории газеты. С другой – им необходимо обеспечить разносторонность, разнообразие содержания материалов, предназначенных для различных частей, групп этой аудитории. Включить в номер мелкую оперативную новостную информацию о фактах и событиях, происшедших в самое последнее время или еще не завершившихся, но сочетать их с крупными аналитическими и проблемными выступлениями, анализирующими и обобщающими факты, связанные с долговременными явлениями и процессами в самых разных сферах жизни общества. Найти место в одном номере для критических публикаций и материалов, рассказывающих об успехах и достижениях. Добиться предельного жанрового разнообразия номера, разнообразия форм подачи его материалов, их «географии». Обеспечить широкий состав авторов номера – штатных и нештатных журналистов, внередакционных авторов – общественных корреспондентов, активных читателей, руководителей и рядовых представителей различных социальных групп. Особые, не менее сложные задачи встают перед сотрудниками секретариата при формировании специальных номеров – тематических, целевых и др.
Чтобы удовлетворить все эти столь разноречивые требования, исходят из модели издания, плана данного конкретного номера и его структуры.
На структуру – построение – номера влияет ряд факторов. Кроме модели издания и плана номера, тип издания, формат номера и его объем. Понятно, что в общественно-политической газете вперед, на первые ее полосы выдвигаются публикации, связанные с политической ситуацией в стране и регионе распространения издания. Затем определяют очередность публикации материалов, посвященных другим сторонам жизни общества – его экономике, культуре и где-то в конце – спорту. Но если речь идет о спортивной газете, в ней формируется иная структура материалов, иная очередность их публикации. Вперед выдвигаются тексты и иллюстрации, связанные со спортивными событиями, и лишь затем размещаются тексты и иллюстрации, посвященные другим сторонам жизни общества, в наименьшей степени – политике и экономике.
На формирование системы публикаций номера также влияют его формат и объем – количество страниц. В крупноформатном издании можно увеличить количество проблемных материалов – статей, обозрений, очерков, требующих для публикации большей площади. С увеличением количества страниц в газете, выходящей даже в малом формате, открывается возможность более строгой организации ее материалов, их членения на тематические разделы. Крупноформатные газеты «Известия», «Литературная газета» и другие, в номере которых 16 страниц, организуют его структуру, разбивая его на две тематических тетради.
Решая задачи, возникающие перед ними в процессе подготовки очередного номера, журналисты начинают организацию его материалов. Её цель – облегчить читателям восприятие номера, помочь сориентироваться в его содержании, быстрее найти то, что интересует каждого из них, привлечь внимание к важнейшей информации, которая содержится в публикациях. Организовать материалы номера – значит руководить вниманием читателя. Таким образом, организация материалов выступает как фактор повышения эффективности издания, усиления его воздействия на аудиторию. Цели организации материалов определяют её основы – методы, приемы и формы.
Главные методы организации материалов номера – их систематизация, концентрация и выделение. Под систематизацией мы понимаем разделение всей массы материалов, отобранных для номера, на несколько частей. В каждой из них сосредоточиваются тексты и иллюстрации, объединяемые по какому-то общему признаку – теме, региону, времени описываемых событий, источнику информации, жанру публикаций, аудитории, которой они предназначены, и др. В результате они становятся организованной системой публикаций. Каждый из ее элементов-частей может представлять собой крупный тематический блок – раздел выпуска или же объединять несколько разделов.
Далее наступает очередь концентрации материалов. Она заключается в их группировке и размещении: в одном разделе, рубрике номера, на одном месте, скажем, на одной полосе газеты. В результате публикации, близкие по теме или по времени события, не разбрасываются по страницам номера, их частям, а сосредоточиваются на одной странице или даже на одной ее части. При постоянстве композиции номера – размещении его материалов – за таким их объединением под постоянной рубрикой закрепляется постоянное место. Это имеет немалое значение для читателей, облегчает поиски интересующей их информации, экономит время. Например, любитель спорта не будет просматривать все страницы номера в поисках спортивных публикаций, а сразу раскроет известную ему страницу, где всегда под привычными для него рубриками размещают спортивные новости.
В каждой из таких групп публикаций производится дальнейшая их организация – выделение по значению, важности информации. Устанавливают основные, главные тексты, например, проблемные статьи, корреспонденции, очерки и иллюстрации. Их дополняют другими материалами, освещающими различные стороны проблемы, сообщающими подробности и детали события. Важнейшие по значению, самые актуальные разделы номера выделяют – выносят на первую страницу, разверстывают на самых выгодных местах полосы, заключают в рамку и т.д. Те же средства выделения применяют и по отношению к материалам каждого раздела. Важнейшие из них выносят вперед, набирают на нестандартный формат, дают крупные броские заголовки и т.д.
В конечном счете все методы организации материалов выявляются при использовании приемов объединения и выделения. Заметим, что выделение публикаций нередко достигается путем их контраста, противопоставления, а также с помощью различных полиграфических средств – набором текстов разными шрифтами и др.
ФОРМЫ ПОДАЧИ МАТЕРИАЛОВ
В результате организации материалов номера путем их объединения возникают различные формы их подачи на газетных страницах. Редакционная практика знает множество таких форм. В зависимости от основы формирования их можно разделить на несколько групп.
Первым таким основанием являются масштаб и размер объединения материалов. Они дают количественную характеристику формам их подачи. Наименьшим масштабом объединения обладает подборка – старейшая и простейшая форма подачи материалов в газете. В подборку входят минимум две публикации. На одной полосе могут находиться несколько подборок различного масштаба и размера. Разделы и рубрики номера компонуются чаще всего в форме подборок.
Если масштаб и размер подборки в газете оказываются недостаточными для достижения цели, стоящей перед редакцией, их увеличивают до целой полосы. В результате в газетном номере используют различные формы подачи материалов, в основе которых лежит специальная полоса – тематическая, целевая и др. Дальнейшее увеличение размера объединения приводит к возникновению разворота – соединению воедино двух внутренних смежных полос. Особенно часто разворот применяют в малоформатных газетах – районных, городских и т.п. Обращаясь к развороту, журналисты, работающие в этих газетах, преодолевают недостатки, связанные с малым форматом периодического издания.
При необходимости масштаб и размер объединения материалов охватывают целый номер, полностью посвященный какой-либо одной теме или одному региону. Наконец, объединение материалов может даже выходить за границы номера и принимать форму цикла или серии публикаций, посвященных одной теме или проблеме и печатающихся в нескольких номерах газеты. Пример – цикл корреспонденции Анатолия Аграновского, публиковавшихся под одной рубрикой «Письма из Казанского университета» в нескольких номерах «Известий».
Второе основание объединения материалов и образования форм их подачи предполагает их качественную характеристику. Чаще всего таким основанием оказывается общая тема (или тематическое направление). В этом случае в газете формируются тематические подборки под рубриками «Собственность», «Дневник искусств», «Криминал» и др., тематические страницы и тематические развороты, иногда даже тематические номера.
Нередко общим признаком, на основании которого происходит объединение материалов, становится время, к которому относятся описываемые события. В газетах тогда появляются подборки под новостными рубриками: «Новости», «Пульс недели», «В последний час» и т.п. Входящие в них тексты и иллюстрации обычно посвящены самым разным темам. А накануне юбилеев и других подобных им памятных дат основой объединения материалов и возникновения форм их подачи кроме временного фактора становится цель публикации. Разумеется, цель всегда определяет характер организации материалов в номере при любом виде их объединения. Но в некоторых случаях она сама становится непосредственным поводом для группировки, объединения и выделения материалов в номере. В основе формирования целевой подборки, страницы, разворота, целого номера тогда лежит стремление отметить всенародный праздник, например очередной День Победы или приход Нового года.
Целевой характер имели и обменные страницы, появлявшиеся ранее в местных – областных, городских и районных газетах. Обычно такие страницы готовились в редакциях двух газет, выходивших в соседних регионах. Цель их публикации – рассказать читателям о жизни в соседнем городе или районе, популяризировать опыт разрешения схожих проблем.
Объединение материалов в газете очень часто производят на региональной основе. Публикации, входящие в такую подборку, полосу или разворот, освещают события, происходящие в границах города, района, области или другого региона. В столичных общефедеральных газетах все публикации делятся по этому основанию на две части – информация о жизни внутри нашей страны и за ее рубежами. В каждой из этих частей производится объединение материалов по меньшим регионам – округам, республикам, краям и областям, иногда и по крупным городам. По региональному признаку формируются целые разделы и рубрики: «По России», «Заграница», «В нашей области», «Соседи» и др.
В качестве основы объединения материалов иногда выступает источник информации. Тогда в газете появляются подборки и даже полосы под рубриками «От наших собственных корреспондентов», «Информационные агентства сообщают» и др. Если одним из важнейших источников информации для газеты становится редакционная почта, часть писем читателей публикуют в подборках под рубриками «Нам пишут», «Письма наших читателей» и т.п. Редакция еженедельника «Аргументы и факты» регулярно выпускает номера, полностью заполненные ответами на вопросы, содержащиеся в письмах читателей.
Нередко в газетах можно встретить подборки, материалы которых объединяются по жанру публикаций – заметок или, реже, репортажей, небольших интервью.
Одно из важнейших оснований объединения материалов в номере – аудитория периодического издания. Большая часть публикаций в общественно-политической газете рассчитана на всех читателей. Однако остальные публикации направлены на читателей, представляющих какую-либо социальную группу, входящую в аудиторию, – возрастную, профессиональную и др. Это приводит к созданию в газете специальных разделов и рубрик. На этой основе создаются и различные спецвыпуски газеты.
Под спецвыпуском понимают несколько форм подачи материалов в газете. Одна из них – дополнительный специальный выпуск газеты, сообщающий о каком-либо сенсационном событии, произошедшем уже после выхода обычного номера. Другая форма спецвыпуска – это страница газеты, предназначенная какой-либо специальной аудитории: студентам, работникам коммунальных служб, любителям рок-музыки и др. Такой спецвыпуск выходит с определенной периодичностью, под постоянным названием и порядковым номером. Так, в «Советской России» долго публиковали спецвыпуск – страницу для женщин, а в молодежной газете, выходившей в Ростове-на-Дону, – спецвыпуск «Студенческий меридиан».
Иногда спецвыпуск приобретает форму так называемой газеты в газете. Используют несколько ее видов. Один из них был представлен в каждом номере еженедельника «Московские новости», где читатель находил вкладку «Курьер MN», в которой печатали программы телепередач на следующую неделю и информацию о спектаклях в театрах. Другой вид газеты в газете использовали в «Неделе» – семейном приложении к «Известиям», выходившем в течение многих лет форматом A3. Последние две страницы приложения оформляли в виде отдельной газеты для детей под названием «Неделька» на четырех полосах сверхмалого формата А4 со своей версткой и оформлением. При желании читатель мог оторвать эту микрогазету и использовать ее как отдельное издание.
Стремление усилить дифференцированный подход к разным группам читательской аудитории привело к возникновению в газетах такой формы организации и подачи материалов, как сменная полоса. Некоторые областные, краевые и даже городские газеты выпускали номера со сменными полосами, обращенными к горожанам или сельским жителям. А газета «Сельская жизнь» использовала сменные полосы для рассказа о лучшем производственном опыте представителей разных профессий, адресуя публикации каждой такой полосы к читателям определенного региона – группы областей со сходными особенностями их экономики.
Опыт выпуска сменных полос был использован позже редакциями некоторых общефедеральных газет при выпуске их региональных вариантов. Так, читатели московского тиража «Аргументов и фактов» могут знакомиться со столичной вкладкой – газетой в газете «Москва», в Петербурге читатели еженедельника получают номер с вкладкой под названием «Санкт-Петербург», в Екатеринбурге – с соответствующей региональной вкладкой и т.д. Их материалы готовят местные собкоровские пункты. Такие региональные газеты в газете успешно конкурируют с местными изданиями.
Иногда объединение материалов в газете производится на основе не одного, а нескольких признаков. Так, в подборке «Вчера в нашем городе» учитываются и время событий, и регион, в котором они происходили.
Заметим, что организация материалов в периодическом издании приобретает особое значение в ходе газетной кампании. Здесь можно использовать все вышеуказанные основы организации, объединения и выделения публикаций, как и разные формы их подачи. При необходимости в газетных номерах появляются тематические и целевые подборки и полосы, серии публикаций и т.п. Возможность применять формы организации и подачи материалов в комплексе и поодиночке, варьировать их характер и масштаб раскрывают перед журналистами, ведущими кампанию, дополнительные пути к повышению ее эффективности.
Обращение к различным формам подачи материалов в периодическом издании предполагает системность их использования.
Важно сформировать такую систему в газете – определить, в соответствии с ее композиционной моделью, постоянные разделы и рубрики, а также формы подачи их материалов.
Сетевой график, в котором указывают не только рубрики, время их выхода на полосы номеров издания и их место, но и формы подачи материалов, позволяет обеспечить оптимальную их организацию.
Вопросы для самопроверки
* Какие задачи встают перед журналистами, формирующими номер газеты?
* Какие методы организации материалов номера вы знаете?
* Как формат и объем газетного номера влияют на его структуру?
* Какие виды подборки, газетной полосы и разворота вы знаете?
* Чем различаются тематическая и целевая страницы?
* Что такое обменная и сменная полосы, и каковы их особенности?
* Что такое спецвыпуск, газета в газете и когда их используют?
* Как редакция готовит региональные выпуски своей газеты?
Литература
Гуревич С.М. Номер газеты. М., 2002.
Дизайн периодических изданий / Под ред. Э.А. Лазаревич. М., 2000.