Как составить план об категории состояния

I.
Часть речи; разряд по значению; вопрос.

II. Морфологические
признаки:

1. Неизменяемое
слово.

2. а) степень
сравнения (если есть), её показатели; б)
аналитические формы наклонения, чем
они выражены; в) аналитические формы
времени (в изъявительном наклонении),
чем они выражены. 

III. Синтаксическая
функция.

Образец морфологического разбора

Мне
скучно.

I. Скучно
– слово категории состояния, обозначает
психическое состояние человека, отвечает
на вопросы Как? Каково?

II. 1. неизменяемое
слово. 2. а) употреблено в сравнительной
степени; показатель сравнительной
степени – формообразующий суффикс –е;
б) аналитическая форма изъявительного
наклонения, выражена отсутствием
вспомогательного глагола-связки и
отсутствием формообразующей частицы
бы;
в) аналитическая форма настоящего
времени, выражена нулевой связкой.

III. Является
сказуемым в односоставном безличном
предложении.

В
лесу было
бы тише
,
если бы вы не аукали бесконечно.

(Было
бы) тише – I.  слово категории состояния,
обозначает состояние природы, отвечает
на вопросы Как? Каково?

II. 1. неизменяемое
слово. 2. а) употреблено в сравнительной
степени; показатель сравнительной
степени – формообразующий суффикс –е;
б) аналитическая форма условного
наклонения, выражена вспомогательным
глаголом было
в форме прошедшего времени, единственного
числа, среднего рода и формообразующей
частицей бы.

III. Является
сказуемым в односоставном безличном
предложении.

VI. Глагол План морфологического разбора инфинитива

Часть
речи; значение; вопрос.

Н.ф.
– инфинитив глагола.

II.
Морфологические признаки:

1. Постоянные
признаки: а) спряжение; б) класс
(продуктивный/непродуктивный, если
продуктивный, то определить класс);
в) вид (отметить, образует ли видовую
пару и назвать способ видообразования
у глаголов, парных по виду); г) возвратность
(это постоянный признак только для
возвратных глаголов);
д) переходность/непереходность
(устанавливается по форме инфинитива).

2. Непостоянные
признаки: неизменяемая форма.

III.
Синтаксическая функция.

Образец морфологического разбора инфинитива

Любить
иных – тяжёлый крест, а ты прекрасна
без извилин…

Любить
– I. глагол,
обозначает действие лица (предмета),
отвечает на вопрос Что делать?

Н.ф.
– любить.

II. 1. а)
2 спряжение; б) 5 продуктивный класс;
в) несовершенный вид, не образует
видовой пары; г) невозвратный;
д) переходный.

2. Непостоянные
признаки: неизменяемая форма.

III.
В предложении является подлежащим.

План морфологического разбора спрягаемых форм глагола

I.
Часть речи; значение; вопрос.

Н.ф.
– инфинитив глагола.

II.
Морфологические признаки:

1. Постоянные
признаки: а) спряжение; б) класс
(продуктивный/непродуктивный, если
продуктивный, то определить класс);
в) вид (отметить, образует ли видовую
пару и назвать способ видообразования
у глаголов, парных по виду); г) возвратность
(это постоянный признак только для
возвратных глаголов);
д) переходность/непереходность
(устанавливается по форме инфинитива).

2. Непостоянные
признаки: а) залог (действительный,
страдательный, кроме безличных глаголов);
б) наклонение (прямое или переносное
употребление формы, например: Сходил
бы ты в кино

– сослагательное наклонение в значении
повелительного); в) время (прямое или
переносное употребление); г) лицо,
число, род (в настоящем и будущем времени
определяется лицо и число, а в прошедшем
времени – число и род в единственном
числе).

III.
Синтаксическая функция.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Слайд 1

Русский язык – это огромная глыба, которую вам предстоит постигать еще очень долго: всю жизнь. Я думаю, что следует согласиться со словами русского писателя, историка Николая Михайловича Карамзина: «Сколько времени потребно на то, чтобы совершенно овладеть духом языка своего? Вольтер сказал справедливо, что в шесть лет можно выучиться всем языкам, но что всю жизнь надобно учиться своему природному»

Слайд 2

Орфоэпическая разминка Красивее, ходатайствовать звонишь, грушевый, сливовый, щавель, зубчатый, туфля, кашлянуть, простыня, баловаться, закупорить

Слайд 3

Подготовка к РЭ Н-НН в прилагательных и причастиях Определите, сколько Н пишется в словах? а) тума..ая даль; б) небеле..ый потолок; в) краше..ые полы; г) деревя..ый стол Определите, сколько Н пишется в словах? а) стари..ые часы; б) ране..ый в плечо; в) маринова..ые грибы; г) слома..ый стул 3. Определите, сколько Н пишется в словах? а) отечестве..ый, решё..ый б) шерстя..ое, торжестве..о

Слайд 4

Здравствуйте! приятно интересно волнительно страшно уютно радостно любопытно светло с о с т о я н и е

Слайд 5

Слова категории состояния

Слайд 6

Тема урока Категория состояния как часть речи

Слайд 7

Цель нашего урока? Задачи урока: узнать… научиться … совершенствовать …

Слайд 8

Эпиграф: Я никому не подчиняюсь никогда, И в предложении я слово главное всегда. Я то явление природы называю, То состояние души обозначаю.

Слайд 9

«Повторенье – мать учения!» Часть речи Вопрос Значение Признаки Роль в предложении НАРЕЧИЕ где, когда, куда, как, зачем и др признак действия не изменяется обстоятельство (связано с глаголом) КР.ПРИЛ. каков (а, о, ы) признак предмета изменяется по числам, родам сказуемое (связано с подлежащим) 1.Списать. Используя таблицу №1, определить часть речи выделенных слов В этот тихий вечер море грустно 2. В печке грустно насвистывал свою песню сверчок 3.Серце грустно от холода зимнего В этот тихий вечер море грустно . В печке грустно насвистывал свою песню сверчок. Сегодня мне грустно от холода зимнего.

Слайд 10

«Повторенье – мать учения!» Часть речи Вопрос Значение Признаки Роль в предложении НАРЕЧИЕ где, когда, куда, как, зачем и др признак действия не изменяется обстоятельство (связано с глаголом) КР.ПРИЛ. каков (а, о, ы) признак предмета изменяется по числам, родам сказуемое (связано с подлежащим) 1.Списать. Используя таблицу №1, определить часть речи выделенных слов В этот тихий вечер море грустно 2. В печке грустно насвистывал свою песню сверчок 3.Серце грустно от холода зимнего В этот тихий вечер море грустно – КР.ПРИЛ В печке грустно насвистывал свою песню сверчок – НАРЕЧИЕ Сегодня мне грустно от холода зимнего – категория состояния

Слайд 11

Часть речи Вопрос Значение Признаки Роль в предложении НАРЕЧИЕ где, когда, куда, как, зачем и др признак действия не изменяется обстоятельство (связано с глаголом) КР.ПРИЛ. каков (а, о, ы) признак предмета изменяется по числам, родам сказуемое (связано с подлежащим) СКС Как? Каково? состояние не изменяется Сказуемое в безличном предложении Мне грустно и легко … «И опыт – сын открытий чудных…»

Слайд 12

Слова категории состояния Это неизменяемая часть речи Обозначает состояние человека, природы, оценку действия Отвечают на вопросы как? каково? Не зависит от других слов Синтаксическая роль – сказуемое в безличном предложении

Слайд 13

«Что в имени тебе моем…» Щерба Лев Владимирович Русский ученый-лингвист В 1928 году выделил все слова со значением состояния в самостоятельную часть речи

Слайд 14

«Маска! Я тебя знаю!» Скучно, смешно, весело, жарко, больно, стыдно Дождливо, морозно, пыльно, тесно, темно Рано, поздно, близко, узко, высоко, далеко Можно, нельзя, надо, полно, охота, пора, лень Состояние человека или животного Состояние природы или среды Оценка, отношение к действию. Временное и пространственное состояние

Слайд 15

«Тяжело в ученье – легко в бою» И тяжело Нева дышала На сердце тяжело и грустно Небо от нависших туч тяжело 1.Где-то близко у калитки ТИХО звякнуло кольцо. 2.Утро ТИХО, РАДОСТНО и МОЛОДО. 3.На улице ТИХО после дождя. 1.Каким членомпредложения является слово? Да Нет 2.Нахожу грамматическую основу Предложение безличное?

Слайд 16

Прочитайте текст. о чем он, определите тип текста, найдите в тексте СКС наречия, краткие прилагательные: Весна вступает в свои права. В воздухе чисто и свежо. Небо высоко. Солнце печет ласково. Хорошо на душе! Сделайте вывод, для чего в речи нужны СКС? «О великий, могучий и прекрасный, русский язык!»

Слайд 17

Выполните тест. 1. Слова категории состояния обозначают: а) предмет б) признак предмета в) состояние природы г) действие предмета 2. Слова категории состояния: а) изменяются по числам б) не изменяются в) изменяются по падежам г) спрягаются 3. Слова категории состояния в предложении являются: а) сказуемым б) подлежащим в) обстоятельством г) определением 4. В каком предложении есть слово категории состояния: а) Бесшумно повернулся ключ в замке б) Туманное утро бесшумно в) В море за кормой бесшумно 5.Определите значение слова категории состояния в предложении: В лесу морозно и снежно а) оценка действия б) состояние человека в) временное состояние г) состояние природы «Ученье – свет…»

Слайд 18

Взаимопроверка ключ – 1в, 2б, 3а, 4в, 5г

Слайд 19

Цель нашего урока? Задачи урока: узнать… научиться … совершенствовать …

Слайд 20

Домашнее задание Параграф 49, упр.317

Слайд 21

Определите части речи выделенных слов в предложениях и выпишите только предложения, в которых эти слова являются категорией состояния Отъезжающему казалось тепло, жарко без шубы. Кругом было темно, безмолвно, уныло. Ясно, что там, среди гор, потоков, черкешенок и опасностей эти ошибки не могут повторяться. Она легко может выучить языки, читать произведения французской литературы, понимать их. Ежели при этом вспоминаются старые унижения, слабости, ошибки, то воспоминание о них только приятно. Она может петь просто, сильно, страстно. От Ставрополя зато все пошло уже удовлетворительно: дико и, сверх того, красиво, воинственно. С тех пор как стало известно, что Оленин подарил коня в пятьдесят монет Лукашке, хозяева его стали ласковее.

Конспект
урока по русскому языку

Тема Категория состояния как часть речи

Дидактическая
цель урока:
создать условия для изучения,
закрепления и  применения блока новой учебной информации

 Цели урока  1.
Цель по достижению предметных результатов: дать представление  о словах

                      
категории     состояния,  их отличии от наречий,    кратких    прилагательных.

                        2.
Цель по достижению метапредметных результатов: развивать умения

                     
сравнивать, анализировать, делать выводы,   формулировать     цели, составлять
план

                     
и последовательность действий, высказывать и  обосновывать свою точку зрения.

                       
3. Цель по достижению личностных результатов: воспитать положительное

                      
отношение к учению, пробудить интерес к морфологии русского языка.

   Тип урока урок
открытия новых знаний

  Формы
организации учебной деятельности:
индивидуальная, групповая,
фронтальная

Оборудование техническое оснащение: мультимедийный проектор, компьютер, презентация,

раздаточный
материал: рабочие листы

Базовый
учебник
М.Т.Баранов, Т.А. Ладыженская. Русский
язык 7 класс. – М., «Просвещение», 2016

Ход
урока

1. Самоопределение
к учебной деятельности.

   – Здравствуйте, ребята.
Присаживайтесь. Проверьте, готовы ли вы к уроку.

2. Актуализация
знаний, фиксация затруднения в деятельности. Мотивация.

1. Учитель
предлагает учащимся загадку с отсроченной отгадкой (на рабочем листе):

– Эпиграфом к
нашему уроку будут строки из стихотворения Чесноковой. (слайд 2)

Я (ни)кому (не)подчиняюсь (ни)когда,

И в предл…жени… я слово главное всегда.

Я то явление пр…роды называю,

То состояние души обозн…чаю.

О каких словах здесь говорится?

– Как стихотворение
связано с темой нашего урока, вы скажете позже. А пока напишите в тетрадях
число, классная работа, оставив, строку для темы, спишите эти строки, вставляя
буквы и раскрывая скобки.

– Над какими орфограммами вы работали? Объясните правописание слов.

2. Создание проблемной
ситуации
.

– Перед вами
отрывки из стихотворений А. С. Пушкина (на рабочих листах).

(слайд 3)

Определите, к какой
части речи относятся подчеркнутые слова и обоснуйте свой ответ:

    1) Хоть тяжело
подчас в ней бремя,

   Телега на
ходу легка…

   2) И тяжело
Нева дышала,

   Как с битвы
прибежавший конь…

  3)  -Эй,
пошёл, ямщик. – Нет мочи,

   Коням, барин,
тяжело

– Какой частью речи
является слово «тяжело» в 1-отрывке? (краткое прилагательное среднего рода).

– Почему вы так
считаете? (обозначает признак предмета, относится к существительному
«бремя», отвечает на вопрос «каково?», в предложении является сказуемым)

– Какой частью речи
является это слово во 2-отрывке? (наречие).

– Докажите, что это
наречие. (обозначает признак действия, отвечает на вопрос «как?», относится
к глаголу, в предложении является обстоятельством).

– А какой частью
речи является слово «тяжело» в 3-отрывке? (наречие, краткое прилагательное
среднего рода).

– Нет, ребята, это
не наречие и не краткое прилагательное среднего рода.

3.Фиксация затруднения
в деятельности, вход в тему урока.

 – К какой же части
речи относится это слово, если оно не является наречием и кратким
прилагательным? (новая часть речи)

– Правильно,
ребята, это новая часть речи – категория состояния. Как вы думаете, нам нужно
познакомиться с этой частью речи? Для чего это нужно? О словах категории
состояния мы сегодня будем говорить на уроке. Напишите в тетрадях тему урока.
(слайд 4)

3. Выявление
места и причины затруднения, постановка учебной задачи, целеполагание.

– Ребята, почему вы
решили, что в 3-отрывке слово «тяжело» является наречием или кратким
прилагательным? (пишется и произносится как наречие или краткое
прилагательное)

– Какую цель 
мы можем сегодня поставить?

   Цель – познакомиться
со словами категории     состояния, выявить их семантические, морфологические и
синтаксические особенности, их отличие от наречий и кратких прилагательных
среднего рода.
(слайд 5)

– Давайте составим план
наших действий.

План:

1.Повторить
признаки наречий и кратких прилагательных: семантические, морфологические,
синтаксические; найти сходства и отличия слов категории состояния от наречий и
кратких прилагательных.

2. Определить
семантические, морфологические и синтаксические признаки слов категории
состояния.

3. Научиться
находить категорию состояния в тексте.
(слайд 6)

4. Построение
проекта выхода из затруднения (открытие учащимися нового знания) .

1. Работа с
таблицей (на рабочих листах).

– Ребята, давайте
ещё раз обратимся к отрывкам из стихотворений со словом «тяжело» и заполним
таблицу

Критерии

Крат. прил.

Наречие

Категория

состояния

Обозначает

Отвечает на
вопрос

Относится

к …

Как изменяется?

В предложении

является

– А теперь
проверим, какие морфологические признаки категории состояния вы выявили?

– По каким морфологическим
признакам категория состояния сходна с наречиями?

– По каким
морфологическим признакам категория состояния сходна с краткими прилагательными
среднего рода?

2. Чтение правила
по учебнику.

– Ребята,
прочитайте правило по учебнику, понаблюдайте, что нового узнали из него.

3. Слово учителя об
истории появления категории состояния в грамматике русского языка.

   – Ребята, занесите себе в тетрадь основную информацию из моего рассказа.

Впервые эта часть речи была выделена Л. В. Щербой в статье «О частях
речи в русском языке» в 1928 году. Затем она упоминается В. В. Виноградовым в
книге «Русский язык (грамматическое учение о слове)» в 1947 году. Учёный описал
все свойства категории состояния и отличия от наречий.

   Не все исследователи признают самостоятельной частью речи слова
категории состояния. Одни считают их самостоятельной частью речи, другие
рассматривают их как особую группу наречий – предикативные наречия.

5. Этап первичного закрепления с проговариванием во
внешней речи.

 Работа в группах.
Составление кластера (на рабочих листах).

– А теперь
полученную информацию попробуйте занести в кластер.

1-группа (слабые
ученики) – заполняют кластер по готовому шаблону;

2-группа
(средние и сильные ученики) – составляют свой вариант кластера.

– Проверим, что у
вас получилось. Расскажите о категории состояния по кластеру

(Это
неизменяемая часть речи. Обозначает состояние человека, природы, оценку
действия.

Отвечают на
вопросы как? каково? Не зависит от других слов. Является  сказуемым в
предложении, где нет и не может быть подлежащего.)

6.
Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

   
Работа с тестом по теме «Категория состояния» (на
рабочих листах)

Самопроверка по
образцу на слайде. (слайд 7)

7. Включение
нового знания в систему знаний и повторение.

1. Выполнение
задания на рабочих листах.

– Ребята,
определить, какими частями речи являются выделенные слова в предложениях на
рабочих листах и выпишите предложения, в которых эти слова являются категорией
состояния.

2. Работа с
учебником (выполнение упр. 275)

– Выпишите
предложения по группам: 1) слова категории состояния, обозначающие состояние
природы и окружающей среды; 2) слова категории состояния, обозначающие
душевное, физическое, интеллектуальное состояние человека; подчеркните
грамматические основы предложений.

8. Рефлексия.
Итог урока

1. Подведение
итогов урока.

      Отгадывание 
отсроченной загадки:

– Вернёмся на
начало урока, вспомним загадку и попробуем отгадать её. О каких словах говорится
в ней? (о словах категории состояния)

– Ребята, какую
цель мы ставили в начале урока?

– В полном ли
объёме нам удалось достичь цели?

– Как мы этого
добивались?

– Поставьте себе
оценку за работу на уроке. Над чем вам ещё надо работать на следующем уроке по
данной теме?

2. Рефлексия.

– А теперь оцените
свою работу на уроке, для этого закончите предложения:

Я сегодня узнал…

Я сегодня научился…

Я открыл для себя

Мне было трудно ….

Мне было интересно…

3. Домашнее задание
(на выбор):

упр. 276 (продолжить
ряд слов, составить предложения со словами из каждого ряда)

или

упр. 277 (списать,
расставляя запятые, подчеркнуть грамматические основы, определить значение 
слов категории состояния)

Рабочий лист к уроку русского языка по теме
«Категория состояния как часть речи».

1. Спишите эти
строки, вставляя буквы и раскрывая скобки, отгадайте загадку.

Я (ни)кому (не)подчиняюсь (ни)когда,

И в предл…жени… я слово главное всегда.

Я то явление пр…роды называю,

То состояние души обозн…чаю.

2. Определите, к
какой части речи относятся подчеркнутые слова и обоснуйте свой ответ:

    1) Хоть тяжело
подчас в ней бремя,

   Телега на
ходу легка…

   2) И тяжело
Нева дышала,

   Как с битвы
прибежавший конь…

  3)  -Эй,
пошёл, ямщик. – Нет мочи,

   Коням, барин,
тяжело

3. Заполните
таблицу, сравните морфологические признаки кратких прилагательных, наречий и
категории состояния

Критерии

Краткие 
прилагательные

Наречие

Категория

состояния

Что обозначает?

На какой вопрос
отвечает?

К какому члену
предложения относится?

Как изменяется?

Каким членом
предложения является?

4. Составь кластер
по теме «Категория состояния (1-группа)

Составь свой
вариант кластера по теме «Категория состояния (2-группа)

5. Выполни тест по теме «Категория состояния».

1. Слова категории состояния обозначают:

а) предмет 

 б) признак предмета 

в) состояние природы 

 г) действие предмета

2. Слова категории состояния:

 а) изменяются по числам 

 б) не изменяются 

 в) изменяются по падежам 

г) спрягаются

3. Слова категории состояния в предложении
являются:

 а) сказуемым   

б) подлежащим   

в) обстоятельством 

 г) определением

4. В каком примере выделенное слово является
категорией состояния?

а) Он ВЕСЕЛО посмотрел вокруг.

б) Ему было ВЕСЕЛО.

в) Лицо его было ВЕСЕЛО.

  г) Мы ВЕСЕЛО провели каникулы.

5 . Какая из перечисленных частей речи
относится к изменяемым?

а) причастие

 б) деепричастие

в) наречие

 г) категория состояния

6.  В каком примере есть слово категории
состояния?

а) Весь июль солнце пекло немилосердно.

б) Летом на юге жарко.

 в) Рассказывал он очень интересно.

 г) Роза приятно пахнет.

. 7. Укажите, чем выражено (выражены)
сказуемое (сказуемые) в данном предложении.

          На другой день гусару стало хуже.

6. Определить,
какими частями речи являются выделенные слова в предложениях, и выписать такие
предложения, в которых эти слова являются категорией состояния.

   Отъезжающему казалось тепло, жарко без шубы.

Кругом было темно, безмолвно, уныло.

Ясно, что там, среди гор, потоков, черкешенок
и опасностей эти ошибки не могут повторяться.

Она легко может выучить языки, читать произведения французской литературы,
понимать их.

Ежели при этом вспоминаются старые унижения, слабости, ошибки, то воспоминание
о них только приятно.

Она может петь просто, сильно, страстно.

От Ставрополя зато все пошло уже удовлетворительно: дико и,
сверх того, красиво, воинственно.

С тех пор как стало известно, что Оленин подарил коня в
пятьдесят монет Лукашке, хозяева его стали ласковее.

Категория состояния — это самостоятельная часть речи, объединяющая безличные предикаты.

Что такое категория состояния?

Среди частей речи русского языка выделяют особую часть речи, которая, на первый взгляд, похожа по внешним признакам на наречие с суффиксом или краткую форму единственного числа среднего рода прилагательного. Понаблюдаем, какой частью речи в зависимости от контекста может быть слово «хмуро»:

Из-за густой пелены облаков осеннее небо (каково?) хмуро (хмурый — хмуро, кратк. ф. прилаг. сред. рода)

Незнакомец взглянул на нас (как?) неприязненно и хмуро (наречие).

Сегодня за окном хмуро и пасмурно (категория состояния).

В последнем предложении слово «хмуро» обозначает состояние природы и является синтаксическим ядром безличного предложения — сказуемым, которое не связано с подлежащим. По этим грамматическим признакам назовем его словом категории состояния.

Слова категории состояния могут обозначать нединамическое состояние человека и окружающей среды, например:

Мне так сегодня тоскливо.

В небольшом уютном кафе тесно и накурено.

Что же такое категория состояния в русском языке? Суммируя наши наблюдения, дадим следующее определение этой самостоятельной части речи в русском языке.

Определение

Категория состояния — это часть речи, которая обозначает состояние живых существ, природы, окружающей среды и является безличным предикатом в предложении.

Предикат (лат.  praedicatum — сказуемое) — это главный член предложения, который употребляется в безличном предложении, не имеющем подлежащего. В данном случае в роли предиката выступают слова категории состояния.

категория состояния как часть речи

Отметим, что иногда слово категории состояния может быть сказуемым в двусоставном предложении, если подлежащее в нем выражено инфинитивом.

Понаблюдаем:

Лежать на жёсткой вагонной полке было тяжело.

Грамматические признаки слов категории состояния

Категория состояния имеет следующие грамматические признаки:

  1. неизменяемость;
  2. наличие аналитических форм времени, создаваемых в контексте глаголом-связкой;
  3. синтаксическая роль сказуемого безличного предложения.

Ему необходимо подумать, прежде чем согласиться с вашим предложением.

В лесу было сыро и туманно.

Грамматические признаки категории состояния

Отличие категории состояния от наречия

Как уже отмечалось, категорию состояния можно легко спутать с наречием, образованным от качественных прилагательных с помощью суффикса . Но всё же различия между словами этих двух самостоятельных частей речи имеются.

Различия наречия и категории состояния

Слово состояния

Наречие

Имеет категориальное значение состояния. Имеет категориальное значение признака действия, признака, состояния другого предмета.
Имеет аналитические формы времени, образуемые с помощью вспомогательных и полувспомогательных глаголов “быть”, “становиться”, “делаться”. Категории времени не имеет.
Является главным членом безличного предложения. В предложении является обстоятельством.

Только в контексте можно отличить слово категории состояния от омонимичного наречия или формы прилагательного, которое имеет окончание:

  • дедушка хмур   и неразговорчив;
  • небо хмуро;
  • мама хмура.

Группы слов категории состояния. Примеры

К категории состояния принадлежат слова разных частей речи, причём только те, которые используются в роли главного члена (сказуемого) в односоставном безличном предложении.

Слова категории состояния образуют следующие группы:

1. слова с суффиксом , соотносимые с качественными наречиями и краткими формами прилагательных:

  • холодно
  • весело
  • сумрачно
  • морозно
  • тесно
  • ненастно
  • темно

2. слова, соотносимые по грамматической форме с краткими страдательными причастиями среднего рода:

  • обнаружено
  • указано
  • накурено
  • решено
  • выяснено
  • заперто

3. слова, обозначающие нединамическое состояние и соотносимые с существительными:

  • пора (пора идти спать);
  • неохота (неохота вставать рано);
  • лень (лень собирать вещи);
  • грех (грех осуждать ближнего);
  • охота (охота пошалить);
  • досуг, недосуг (недосуг посмотреть фильм)

3. слова, не соотносимые с другими частями речи:

  • надо
  • можно
  • нельзя
  • совестно

Семантические разряды слов категории состояния

Слова категории состоянии по их значению условно можно разделить на две большие группы:

1. качественные безлично-предикативные слова, обозначающие

  • физическое и психическое состояние живых существ (больно, радостно, страшно, душно);
  • физическое состояние окружающей среды (пасмурно, дождливо, светло, темно);

2. модально-предикативные слова, обозначающие необходимость, готовность, желание, возможность выполнить действие (можно, нужно, лень, охота,  невозможно).

Видео «Категория состояния как часть речи (7 класс)»

Средняя оценка: 4.5.
Проголосовало: 131

Русский язык

 7 класс

            Тема: «Морфологический разбор категории состояния»

            Тип урока: урок объяснения нового материала.

            Цель урока:    формирование умения выполнять морфологический разбор слов категории состояния.   

            Задачи:

  • совершенствовать умение формулировать цель и задачи деятельности, оценивать результат, соотносить с эталоном;

  • совершенствовать умение составлять сложный план морфологического разбора части речи;

  • совершенствовать умение выполнять морфологический разбор части речи по плану;

  • совершенствовать умение выполнять комплексный анализ текста;

  • совершенствовать коммуникативные навыки, умение работать в паре.

  • совершенствовать умение формулировать цель и задачи деятельности, оценивать результат, соотносить с эталоном;

  • воспитывать у детей любовь к природе.

            Критерии достижения цели урока:

  • обучающиеся  составляют сложный план морфологического разбора слов категории состояния;

  • обучающиеся выполняют разбор слов категории состояния по плану;

  • обучающиеся анализируют текст;

  • обучающиеся умеют оценить результат работы (индивидуальной, в паре) в соответствии с эталоном.

            Условия обеспечения учебной деятельности:

  • Баранов М. Т., Ладыженская Т. А., Тростенцова Л. А., Григорян Л. Т., Александрова О. М., Дейкина А. Д., Кулибаба И. И. Русский язык. 7 класс. – М.: «Просвещение», 2014.

  • Таблицы-подсказки для формулировки цели урока и рефлексивных действий обучающихся.

  • Электронная презентация с заданием к уроку.

  • Раздаточный материал (карточки) (приложение 1).

  • Текст М. Пришвина (приложение 2).

  • Рабочие листы по количеству обучающихся (приложение 3).

Технологическая карта урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

УУД

Формулировка темы урока, постановка цели и задач урока.

Учитель предлагает рассмотреть картину И. Левитана «Март» и прочитать эпиграф к уроку: «Многие любуются природой, но немногие ее принимают к сердцу, и даже тем, кто к сердцу принимает, не часто удается так сойтись с природой, чтобы почувствовать в ней свою собственную душу. (М. М. Пришвин)».

Вопросы учителя:

Как вы понимаете эти слова?

Что вы знаете о М. М. Пришвине?

В каких книгах М. М. Пришвин показал, как человек должен относиться к природе?

Выскажите своё отношение к природе, используя слова категории состояния.

Учитель объявляет, что тема урока связана с дальнейшим изучением слов категории состояния и предлагает сформулировать тему урока. Предлагает поставить цель на урок по заявленной теме, сформулировать задачи, которые помогут достичь цели урока.

Обучающиеся рассматривают репродукцию картины И. Левитана «Март» и размышляют над смыслом эпиграфа. Вспоминают сказку – быль М. М. Пришвина «Кладовая солнца». Высказывают свои суждения об отношении к природе, используя слова категории состояния.

Обучающиеся формулируют цель урока – формирование умения выполнять морфологический разбор слов категории состояния.

 Обучающиеся формулируют задачи урока:

  • проверить домашнее задание

( параграф 49, упр.316);

  • прочитать параграф 46 и составить план и образец морфологического разбора слов категории состояния;

  • выполнить упражнения по теме «Морфологический разбор категории состояния»

Самостоятельно формулируют познавательную цель и строят действия в соответствии с ней; определяют последовательность промежуточных целей с учётом конечного результата; ставят учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что ещё неизвестно.

Актуализация ранее полученных знаний

Учитель предлагает проверить домашнее задание (параграф 49, упр.316) и выполнить индивидуальные задания по карточкам (см. приложение №1). Учитель раздаёт карточки с индивидуальными заданиями. Один ученик работает на компьютере. Слушает рассказ о категории состояния, комментирует оценки монологического высказывания, данные обучающимися. Предлагает, опираясь на слайд презентации, осуществить самопроверку упр. 316 и оценить свою работу.

Вопросы и задания учителя:

  • Все ли ряды слов оформлены правильно? С чем вы не согласны и почему?

  • Какие слова вы могли бы добавить к каждому ряду слов?

  • Составьте предложение, используя слова категории состояния из упр. 276, которые помогают лучше представить раннюю весну.

Учитель просит обучающихся определить, справились ли они с первой задачей урока и почему?

Обучающиеся (2 человека) выполняют индивидуальные задания по карточкам. Обучающиеся слушают рассказ о словах категории состояния, оценивают монологическое высказывание по следующим критериям:

1) полнота и правильность ответа;

2) степень осознанности, понимания изученного;

3) языковое оформление ответа.

Обучающиеся осуществляют самопроверку упр. 276, оценивают ответ, опираясь на эталон, данный на слайде презентации, по критериям:

«5» – без ошибок;

«4» – одна – две ошибки;

«3» – три-четыре ошибки;

«2» – пять и более ошибок.

Составляют предложение со словом категории состояния из упр. 276.

Выбирают, сопоставляют и обосновывают способы решения задачи; сличают свой результат с эталоном; оценивают достигнутый результат; учатся аргументировать свою точку зрения. учатся управлять поведением партнёра –убеждать его, контролировать, корректировать и оценивать его действия.

Формирование новых умений и способов действий

Учитель  предлагает записать тему урока и познакомиться с текстом параграфа 50.

Задание учителя: подумайте, какие изменения вы можете внести в план и образец разбора слов категории состояния?

Учитель предлагает составить свой сложный план и образец морфологического разбора слов категории состояния в парах. Одну пару просит работать на доске.

Учитель просит обучающихся определить, справились ли они со второй задачей урока и почему?

Обучающиеся самостоятельно читают параграф 50.

Обучающиеся отмечают, что на прошлом уроке из текста индивидуального сообщения они узнали следующую информацию: 1) у слов категории состояния можно определить разряд по значению а) качественные – обозначают состояние природы, окружающей среды, состояние человека. Например, тепло, жарко, весело, приятно, удобно и т.д.; б) модальные – выражают оценку состояний, ситуаций. Напр., можно, нельзя, пора, грех, стыд, лень и т.д.;

2. у слов категории состояния можно определить степень сравнения (если есть). Степени сравнения могут образовывать слова категории состояния на -о, образованные от качественных прилагательных. Напр., мрачно – мрачнее.

Обучающиеся составляют сложный план и образец морфологического разбора слов категории состояния в парах.

План морфологического разбора слов категории состояния

I. Часть речи. Общее значение.

II. Морфологические признаки. 1) Постоянные признаки: а) разряд по значению. 2) Непостоянные признаки: а) не изменяется; б) степень сравнения (если есть).

III. Синтаксическая роль.

Образец разбора

Мы вышли, было морозно3. (М. Пришвин)

Морозно-категория состояния (состояние природы).

I. Было (каково?) морозно.

II. Пост.: качественное; непост.: не изменяется.

III. (Было каково?) было морозно (сказуемое).

Оценивают работу пары, которая работает на доске по критериям:

«5» – без ошибок;

«4» – одна – две ошибки;

«3» – три-четыре ошибки;

«2» – пять и более ошибок.

Осуществляют поиск и выделение необходимой информации; учатся аргументировать свою точку зрения.

Устанавливают рабочие отношения, учатся эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации;

умение вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения и принятия;

осуществляют поиск, анализ, преобразование информации, извлеченной из различных источников, представляют и передают ее с учетом заданных условий общения.

Осознанно строят речевые высказывания в устной и письменной форме; с достаточной полнотой и точностью выражают свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; уместно используют правила речевого поведения в учебной деятельности.

сличают свой результат с эталоном; оценивают достигнутый результат; учатся аргументировать свою точку зрения, учатся управлять поведением партнёра –убеждать его, контролировать, корректировать и оценивать его действия.

Физкультминутка

Учитель просит обучающихся подняться и выполнить разминку.

Обучающиеся выполняют физические упражнения.

.

Закрепление новых умений и способов действий.

Работа с текстом

Учитель предлагает прочитать текст М. Пришвина и выполнить задания комплексного анализа индивидуально и в парах. В помощь предлагаются репродукция картины К. Юона «Мартовское солнце» и иллюстрации.

Задания для комплексного анализа текста:

1) определить тему и основную мысль данного текста.

2) определить тему и идею данного текста;

3) озаглавить текст;

4) вставить пропущенные буквы, объяснить написание слов;

5) вставить пропущенные знаки, объяснить их постановку;

6) ответить на вопрос: «Есть ли в тексте слова категории состояния? Какова их роль в тексте?» (индивидуальное задание).

7) выполнить грамматические разборы.

1-3 – устно;

4,5,7 – письменно.

Учитель просит осуществить взаимопроверку грамматических разборов в парах.

Учитель просит обучающихся определить, справились ли они с третьей задачей урока и почему?

Обучающиеся выразительно читают текст М. Пришвина, пытаются определить тему, основную мысль, тип и стиль речи текста, придумывают заглавие. Рассматривают иллюстрации и размышляют о красоте природы, об охране природных богатств. Затем вставляют пропущенные буквы и знаки. Далее выполняют задания по вариантам. 1 вариант: объясняет написание слов. 1 человек работает на доске. 2 вариант: объясняет постановку знаков препинания. 1 человек работает на доске. Выполняют самостоятельно грамматические разборы.

При выполнении задания каждый ученик оценивает свой ответ, объясняет, почему заслуживает именно такой отметки.

Слушают ответ на вопрос (индивидуальное задание).

Осуществляют взаимопроверку грамматических разборов по критериям:

«5» – без ошибок;

«4» – одна – две ошибки;

«3» – три-четыре ошибки;

«2» – пять и более ошибок.

.

Умеют выбирать смысловые единицы текста и устанавливать отношения между ними; создают структуру взаимосвязей смысловых единиц текста; выбирают наиболее эффективные способы решения задачи в зависимости от конкретных условий, выражают смысл ситуации различными средствами (условные обозначения); сличают свой способ действий с эталоном; осознают качество и уровень освоения; учатся управлять поведением партнёра – убеждать его, контролировать, корректировать и оценивать его действия развивают умение строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми; умеют объяснить, почему нужно беречь природу.

Домашнее задание

Учитель предлагает выполнить упр. 321 или составить текст – описание «Ранняя весна», используя при этом слова категории состояния.

Обучающиеся записывают домашнее задание, задают вопросы по алгоритму выполнения упражнения и альтернативного задания.

Развивают способность с помощью вопросов добывать недостающую информацию; учатся определять последовательность действий.

Подведение итогов

Рефлексия

Учитель предлагает подвести итоги урока и предлагает ответить на вопросы:  

  • Достигли цели урока?

  • Справились с задачами урока? В какой мере?

  • Чем полезен урок?

  • С чего нужно начать следующий урок?

Учитель предлагает оценить своё физическое и душевное состояние и вписать слово категории состояния в графу листа рабочих материалов.

Ученики подводят итоги, отвечают на вопросы, используя клише. Обучающиеся анализируют достижимость цели урока; отмечают, справились ли они с задачами урока; выделяют положительные стороны и недостатки своей работы; планируют, с чего нужно будет начать следующий урок.

Оценивают  достигнутый  результат, осознают качество и уровень усвоения, выделяют и осознают то, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознают качество и уровень усвоения; участвуют в коллективном обсуждении проблем,  учатся владеть монологической и диалогической формами речи.

Технологическая карта урока

П Р И Л О Ж Е Н И Е   1.

Карточка №1 (в электронном виде)

Составьте три предложения со словами категории состояния, используя интерактивные рисунки №1,2,3. Запишите их.

http://school-collection.edu.ru/catalog/rubr/8f5d7210-86a6-11da-a72b-0800200c9a66/15873/

Карточка №2

Ученик 7-го класса по Интернету разослал по всем школам задание с пометой “SOS”. Он совсем запутался и просит помочь ему озаглавить текст и вставить подходящие по смыслу слова категории состояния.

________________

Я встал рано. На улице уже _____________. Кругом _____________ от выпавшего ночью снега. Выхожу из дома, надеваю лыжи. ________________, щеки пощипывает, снег скрипит. Дышится ______________. ______________ в спящем зимнем лесу. Но только на первый взгляд лес кажется безжизненным. ___________ уметь видеть и слышать лесную жизнь. Даже зимой _______________представить лес мертвым. Он живет своей тихой жизнью, скрытой от посторонних глаз. Присмотревшись, ___________увидеть легкие следы белок, птиц, мышей. __________ стук дятла, шелест легких крыльев. В лесу никогда не бывает __________. День пролетел незаметно. Уже ____________. ________ домой. После этой прогулки на душе ___________ и ____________.

Слова для справок: радостно, торжественно, светло, легко, белым-бело, тихо, морозно, надо, невозможно, скучно, пора, можно, темно, слышно.

П Р И Л О Ж Е Н И Е   2.

Тихо4. Между деревьями син..м столбом подымае(тся, ться) прямой дым. Тепло светло и так пр..красно спокойно, как (не) бывает весной.

А воробьи живущие под окном под наличниками, ведут себя оживле…о , (по) весен…ему2, и у одного в носу был даже пух для гнезда.

Нашли же они себе место: им хорошо3, и нам не м…шают! Да, вот именно такое утро сегодня, как будто каждое существо на земле нашло свое место, и н..кто н…кому (не) м…шает: вот исти…ый образ1 мира во всем мире. (М. Пришвин)

П Р И Л О Ж Е Н И Е   3.

Рабочие материалы к уроку «Морфологический разбор категории состояния»

Задания для комплексного анализа текста:

1) определить тему и основную мысль данного текста.

2) определить тему и идею данного текста;

3) озаглавить текст;

4) вставить пропущенные буквы, объяснить написание слов;

5) вставить пропущенные знаки, объяснить их постановку;

6) ответить на вопрос: «Есть ли в тексте слова категории состояния? Какова их роль в тексте?» (индивидуальное задание).

(4 -1 вариант; 5 -2 вариант)

7) выполнить грамматические разборы (взаимопроверка в парах).

1-3 – устно;

4,5,7 – письменно.

6 –индивидуальное задание.

Тихо4. Между деревьями син..м столбом подымае(тся, ться) прямой дым. Тепло светло и так пр..красно спокойно, как (не) бывает весной.

А воробьи живущие под окном под наличниками, ведут себя оживле…о , (по) весен…ему2, и у одного в носу был даже пух для гнезда.

Нашли же они себе место: им хорошо3, и нам не м…шают! Да, вот именно такое утро сегодня, как будто каждое существо на земле нашло свое место, и н..кто н…кому (не) м…шает: вот исти…ый образ1 мира во всем мире. (М. Пришвин)

Слово категории состояния______________________________________________

Добавить комментарий