Зарегистрировано в Минюсте РФ 24 марта 2010 г. N 16708
МИНИСТЕРСТВО ТРАНСПОРТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПРИКАЗ
от 11 февраля 2010 г. N 34
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОРЯДКА РАЗРАБОТКИ ПЛАНОВ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ТРАНСПОРТНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ОБЪЕКТОВ ТРАНСПОРТНОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ И ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ
(в ред. Приказа Минтранса РФ от 26.02.2019 N 58)
В соответствии с частью 1 статьи 9 Федерального закона от 9 февраля 2007 г. N 16-ФЗ “О транспортной безопасности” (Собрание законодательства Российской Федерации, 2007, N 7, ст. 837; 2008, N 30 (часть II), ст. 3616; 2009, N 29, ст. 3634) приказываю:
Утвердить прилагаемый Порядок разработки планов обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств.
Министр
И.Е.ЛЕВИТИН
УТВЕРЖДЕН
Приказом Минтранса России
от 11 февраля 2010 г. N 34
ПОРЯДОК РАЗРАБОТКИ ПЛАНОВ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ТРАНСПОРТНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ОБЪЕКТОВ ТРАНСПОРТНОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ И ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ
(в ред. Приказа Минтранса РФ от 26.02.2019 N 58)
1. Настоящий Порядок разработки планов обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств (далее – Порядок) разработан в соответствии с частью 1 статьи 9 Федерального закона “О транспортной безопасности” <*>.
<*> Собрание законодательства Российской Федерации, 2007, N 7, ст. 837; 2008, N 30 (часть II), ст. 3616; 2009, N 29, ст. 3634.
2. План обеспечения транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры или транспортного средства (далее – План) разрабатывается субъектом транспортной инфраструктуры и утверждается компетентным органом в области обеспечения транспортной безопасности (далее – компетентный орган).
3. План разрабатывается на основании результатов оценки уязвимости и определяет систему мер для защиты объекта транспортной инфраструктуры или транспортного средства от потенциальных, непосредственных и прямых угроз совершения акта незаконного вмешательства, а также при подготовке и проведении контртеррористической операции.
4. План оформляется в виде текстового документа с графическими план-схемами, являющимися составной и неотъемлемой его частью.
В Плане отражаются сведения:
1) о полном наименовании юридического или физического лица, являющегося собственником объекта транспортной инфраструктуры или транспортного средства, или использующего их на иных законных основаниях, юридическом и фактическом адресе, полном наименовании объекта транспортной инфраструктуры или транспортного средства;
2) о технических и технологических характеристиках объекта транспортной инфраструктуры или транспортного средства (порядке функционирования, эксплуатации объекта транспортной инфраструктуры или транспортного средства);
3) о назначении лиц, ответственных за обеспечение транспортной безопасности в субъекте транспортной инфраструктуры, лиц занимающих должность на объекте транспортной инфраструктуры и ответственных за обеспечение транспортной безопасности (далее – лица, ответственные за обеспечение транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры), лиц, занимающих должность на транспортном средстве и ответственных за обеспечение транспортной безопасности (далее – лица, ответственные за обеспечение транспортной безопасности транспортного средства), персонале, чья деятельность непосредственно связана с обеспечением транспортной безопасности;
4) о границах части (наземной, подземной, воздушной, надводной, подводной) объекта транспортной инфраструктуры и/или транспортного средства, проход в которую осуществляется через специально оборудованные места на объекте транспортной инфраструктуры или транспортном средстве для осуществления контроля в установленном порядке за проходом людей и проездом транспортных средств (далее – зона транспортной безопасности);
5) о строениях, помещениях, конструктивных, технологических и технических элементах объекта транспортной инфраструктуры или транспортного средства, акт незаконного вмешательства в отношении которых приведет к полному или частичному прекращению его функционирования и/или возникновению чрезвычайных ситуаций (далее – критические элементы объекта транспортной инфраструктуры и/или транспортного средства и их границ);
6) о порядке допуска физических лиц и транспортных средств в зону транспортной безопасности в целях обеспечения транспортной безопасности (пропускной режим), о порядке передвижения физических лиц и транспортных средств в зоне транспортной безопасности в целях обеспечения транспортной безопасности (внутриобъектовый режим);
7) о количестве и местах расположения специально оборудованных помещений, из которых осуществляется управление инженерно-техническими системами и силами обеспечения транспортной безопасности (пост (пункт) управления обеспечения транспортной безопасности на объекте транспортной инфраструктуры или транспортном средстве);
8) о местах размещения и составе конструкций объекта транспортной инфраструктуры или транспортного средства (заграждения, противотаранные устройства, решетки, усиленные двери, заборы, шлюзы и т.д.), предназначенных для воспрепятствования несанкционированному проникновению лица (группы лиц), пытающегося совершить акт незаконного вмешательства в зону транспортной безопасности, в том числе с использованием транспортного средства (далее – инженерные сооружения обеспечения транспортной безопасности);
9) о мероприятиях по обнаружению лиц, которым запрещено пребывание в зоне транспортной безопасности, обследованию людей, транспортных средств, груза, багажа, ручной клади и личных вещей в целях обнаружения оружия, взрывчатых веществ или других устройств, предметов и веществ, которые запрещены для перемещения в зону транспортной безопасности в связи с возможностью их использования в целях совершения акта незаконного вмешательства (далее – досмотр);
10) о местах размещения и составе систем и средств сигнализации, контроля доступа, досмотра, видеонаблюдения, аудио и видеозаписи, связи, освещения, сбора, обработки, приема и передачи информации (далее – технические средства обеспечения транспортной безопасности);
11) о местах размещения и составе инженерных сооружений обеспечения транспортной безопасности и технических средств обеспечения транспортной безопасности, используемых на объекте транспортной инфраструктуры и/или транспортном средстве в целях защиты от актов незаконного вмешательства (далее – инженерно-технические системы обеспечения транспортной безопасности);
12) о порядке накопления, обработки и хранения данных со всех инженерно-технических систем обеспечения транспортной безопасности, а также их автоматической передачи в режиме реального времени уполномоченным подразделениям органов Федеральной службы безопасности Российской Федерации и органов внутренних дел Российской Федерации;
13) о местах размещения и оснащенности, специально оборудованных мест на объекте транспортной инфраструктуры или транспортном средстве для осуществления контроля в установленном порядке за проходом людей и проездом транспортных средств в зону транспортной безопасности (далее – контрольно-пропускные пункты);
14) о порядке выдачи документов, дающих основание для прохода (проезда) на объект транспортной инфраструктуры, в/на критический элемент объекта транспортной инфраструктуры и/или транспортного средства и их границ, а также идентификации личности по ним;
15) порядке прохода, проезда лиц, транспортных средств в зону транспортной безопасности, в/на критический элемент объекта транспортной инфраструктуры и/или транспортного средства через контрольно-пропускной пункт;
16) порядке организации открытой, закрытой связи, оповещения сил обеспечения транспортной безопасности, а также взаимодействия между лицами, ответственными за обеспечение транспортной безопасности в субъекте, на объекте транспортной инфраструктуры и/или транспортном средстве, входящими в состав подразделений транспортной безопасности, а также персоналом, чья деятельность непосредственно связана с обеспечением транспортной безопасности;
17) порядке действий при тревогах: “угроза захвата”, “угроза взрыва”;
18) порядке доступа к сведениям, содержащимся в Плане;
19) порядке информирования компетентного органа и уполномоченных подразделений органов Федеральной службы безопасности Российской Федерации и органов внутренних дел Российской Федерации о непосредственных и прямых угрозах совершения акта незаконного вмешательства;
20) порядке организации как самостоятельно, так и с участием представителей федеральных органов исполнительной власти учений и тренировок.
5. План разрабатывается отдельно для каждого объекта транспортной инфраструктуры и транспортного средства.
Для транспортных средств, используемых одним субъектом транспортной инфраструктуры, у которых идентичны конструктивные, технические и технологические элементы и категория, допускается разработка Плана для группы транспортных средств.
6. План представляется в компетентный орган в трех экземплярах: первый и второй экземпляры на бумажном, третий на электронном носителе.
Решение об утверждении Плана либо об отказе в его утверждении принимается компетентным органом в срок, не превышающий 30 дней.
Решение оформляется в виде заключения и утверждается руководителем компетентного органа (либо уполномоченным им лицом).
Допускается представление Плана в двух экземплярах: первый экземпляр представляется на бумажном носителе, второй экземпляр, подписанный усиленной квалифицированной электронной подписью, – на электронном носителе. (в ред. Приказа Минтранса РФ от 26.02.2019 N 58)
7. Первый экземпляр Плана, утвержденного руководителем компетентного органа (либо уполномоченным им лицом) и заверенного гербовой печатью, направляется (вручается) субъекту транспортной инфраструктуры, второй и третий экземпляры остаются в компетентном органе, из которых формируется документальная и электронная базы.
При представлении Плана в двух экземплярах первый экземпляр Плана, утвержденного руководителем компетентного органа (либо уполномоченным им лицом) и заверенный гербовой печатью, направляется (вручается) субъекту транспортной инфраструктуры, второй экземпляр, из которого формируется электронная база, остается в компетентном органе. (в ред. Приказа Минтранса РФ от 26.02.2019 N 58)
8. Решение об отказе в утверждении Плана направляется (вручается) субъекту транспортной инфраструктуры в письменной форме с указанием причин отказа.
9. Изменения (дополнения) вносятся в План и представляются в компетентный орган на утверждение в течение 30 дней с момента:
изменения оценки уязвимости;
изменения требований по обеспечению транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры или транспортных средств.
10. Изменения (дополнения), вносимые в План, рассматриваются в соответствии с порядком, предусмотренным пунктами 6, 7, 8 настоящего Порядка.
Внимание!
В настоящее время на территории России и Беларуси введены ограничения на проведение работ по сертификации с международной аккредитацией. Несмотря на это, Русский Регистр в рамках принятых на себя обязательств продолжает выполнять весь комплекс работ по оценке соответствия и ищет новые пути развития для решения задач, стоящих перед нашими клиентами.
Ввиду стремительно меняющихся условий вся информация, размещаемая на официальном сайте, тщательно проверяется и актуализируется только тогда, когда мы убеждены в окончательности принятых решений и верности намеченных действий.
Для получения более подробной информации, пожалуйста, обращайтесь в центральный офис Русского Регистра или наши региональные представительства.
План обеспечения транспортной безопасности (ОТБ)
План ОТБ, определяющий меры для исполнения требований по ОТБ по защите объектов транспортной инфраструктуры (ОТИ) и транспортных средств (ТС) от актов незаконного вмешательства (АНВ), должен быть разработан и направлен на утверждение в агентства Минтранса РФ не позднее трех месяцев со дня утверждения результатов оценки уязвимости.
План ОТБ разрабатывается в соответствии со следующими документами:
- Федеральный закон № 16-ФЗ от 09.02.2007 «О транспортной безопасности».
- Приказ Минтранса России № 34 от 11.02.2010 «Об утверждении Порядка разработки планов обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств» (утрачивает силу с 01.03.2022 в связи с изданием приказа Минтранса России от 02.07.2021 № 225).
- Приказ Минтранса России № 225 от 02.07.2021 «Об утверждении Порядка разработки планов ОТБ ОТИ и (или) судов ледокольного флота, используемых для проводки по морским путям, судов, в отношении которых применяются правила торгового мореплавания и требования в области охраны судов и портовых средств, установленные международными договорами РФ» (вступает в силу с 01.03.2022, срок действия ограничен 01.03.2028).
- Требования по обеспечению транспортной безопасности (ОТБ) по видам транспорта, в том числе требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий), учитывающие уровни безопасности, предусмотренные ст. 7 Федерального закона № 16, для различных категорий ОТИ, которые устанавливаются Правительством РФ.
- Требования по обеспечению транспортной безопасности, учитывающие уровни безопасности для ТС морского и внутреннего водного транспорта, которые утверждены Постановлением Правительства РФ от 08.10.2020 № 1637 (для судов ледокольного флота, используемых для проводки по морским путям, судов, в отношении которых применяются правила торгового мореплавания и требования в области охраны судов и портовых средств, установленные международными договорами РФ).
Актуализация плана ОТБ (внесение соответствующих изменений в план ОТБ)
После проведения дополнительной оценки уязвимости соответствующие изменения вносятся в план ОТБ ОТИ или план ОТБ ТС в случаях:
- изменения положений требований по ОТБ, влияющих на изменение принимаемых мер по ОТБ;
- изменения присвоенной категории;
- в иных случаях, предусмотренных требованиями по ОТБ по видам транспорта, в т. ч. требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий).
Актуализированный план ОТБ направляется на утверждение в агентства Минтранса РФ.
Паспорт ОТБ
Паспорт ОТБ ОТИ или ТС разрабатывается и утверждается в установленном порядке для:
- ОТИ, не подлежащих категорированию (исключая ОТИ морского транспорта);
- ТС (исключая суда, в отношении которых применяются правила торгового мореплавания и требования в области охраны судов и портовых средств, установленные международными договорами РФ, судов ледокольного флота, используемых для проводки по морским путям).
Паспорт ОТБ ОТИ или ТС определяет меры, реализуемые субъектом транспортной инфраструктуры по исполнению требований по ОТБ.
Паспорт ОТБ разрабатывается в соответствии со следующими документами:
- Федеральный закон № 16-ФЗ от 09.02.2007 «О транспортной безопасности».
- Требования по ОТБ по видам транспорта, в т. ч. требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий), учитывающие уровни безопасности, предусмотренные ст. 7 Федерального закона № 16, для ОТИ, не подлежащих категорированию, которые устанавливаются Правительством РФ.
- Требования по ОТБ, учитывающие уровни безопасности, предусмотренные ст. 7 Федерального закона № 16, для ТС по видам транспорта, которые устанавливаются Правительством РФ.
- Другие соответствующие нормативно-правовые акты РФ в области ОТБ.
Актуализация паспорта ОТБ (внесение соответствующих изменений в паспорт ОТБ)
Внесение изменений (дополнений) в паспорт ОТБ ОТИ или ТС, в части, касающейся произошедших изменений, осуществляется в случаях:
- изменения положений требований по ОТБ, влияющих на изменение принимаемых мер по ОТБ;
- в других случаях, предусмотренных требованиями по обеспечению транспортной безопасности.
После внесения соответствующих изменений (дополнений) в паспорт ОТБ обеспечивается его переутверждение в установленном порядке.
При переходе права собственности на ОТИ, не подлежащему категорированию, или ТС, а также при переходе права его использования на ином законном основании необходимо обеспечить разработку паспорта ОТБ в установленном порядке в течение одного месяца со дня возникновения таких изменений.
Ранее утвержденный паспорт ОТБ в этом случае аннулируется с незамедлительным направлением в агентства Минтранса РФ информации об аннулировании с указанием причин.
Для расчета стоимости услуг по разработке плана и/или паспорта ОТБ вы можете связаться с нашими специалистами или заполнить форму (заявку) для расчета стоимости услуг и подготовки коммерческого предложения.
1. На основании результатов проведенной оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и (или) судов ледокольного флота, используемых для проводки по морским путям, судов, в отношении которых применяются правила торгового мореплавания и требования в области охраны судов и портовых средств, установленные международными договорами Российской Федерации, субъекты транспортной инфраструктуры разрабатывают планы обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и (или) судов ледокольного флота, используемых для проводки по морским путям, судов, в отношении которых применяются правила торгового мореплавания и требования в области охраны судов и портовых средств, установленные международными договорами Российской Федерации, и не позднее трех месяцев со дня утверждения результатов оценки уязвимости направляют их на утверждение в компетентные органы в области обеспечения транспортной безопасности. Порядок разработки указанных планов устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области обеспечения безопасности Российской Федерации и федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел.
(в ред. Федеральных законов от 03.02.2014 N 15-ФЗ, от 02.08.2019 N 270-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
КонсультантПлюс: примечание.
С 01.03.2024 в ч. 1.1 ст. 9 вносятся изменения (ФЗ от 03.04.2023 N 107-ФЗ).
1.1. Субъекты транспортной инфраструктуры в отношении объекта транспортной инфраструктуры, не подлежащего категорированию, и транспортного средства, за исключением объектов транспортной инфраструктуры морского транспорта, судов, в отношении которых применяются правила торгового мореплавания и требования в области охраны судов и портовых средств, установленные международными договорами Российской Федерации, судов ледокольного флота, используемых для проводки по морским путям, разрабатывают и утверждают соответственно паспорт обеспечения транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры и паспорт обеспечения транспортной безопасности транспортного средства. Типовые формы указанных паспортов по видам транспорта утверждаются в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
(часть 1.1 введена Федеральным законом от 02.08.2019 N 270-ФЗ)
КонсультантПлюс: примечание.
С 01.03.2024 в ч. 1.2 ст. 9 вносятся изменения (ФЗ от 03.04.2023 N 107-ФЗ).
1.2. План обеспечения транспортной безопасности соответственно объекта транспортной инфраструктуры, судна ледокольного флота, используемого для проводки по морским путям, судна, в отношении которого применяются правила торгового мореплавания и требования в области охраны судов и портовых средств, установленные международными договорами Российской Федерации, паспорт обеспечения транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры и паспорт обеспечения транспортной безопасности транспортного средства определяют меры, реализуемые субъектами транспортной инфраструктуры по исполнению соответствующих требований по обеспечению транспортной безопасности, предусмотренных частями 1 и 1.1 статьи 8 настоящего Федерального закона.
(часть 1.2 введена Федеральным законом от 02.08.2019 N 270-ФЗ)
1.3. Паспорт обеспечения транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры и (или) паспорт обеспечения транспортной безопасности транспортного средства разрабатываются и утверждаются субъектом транспортной инфраструктуры в течение одного месяца с даты вступления в силу соответствующих требований по обеспечению транспортной безопасности для объектов транспортной инфраструктуры, не подлежащих категорированию, и транспортных средств по видам транспорта, предусмотренных частями 1 и 1.1 статьи 8 настоящего Федерального закона.
(часть 1.3 введена Федеральным законом от 02.08.2019 N 270-ФЗ)
1.4. Два экземпляра утвержденного паспорта обеспечения транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры и (или) транспортного средства и его электронная копия в течение семи дней направляются субъектом транспортной инфраструктуры в компетентный орган в области обеспечения транспортной безопасности. Первый экземпляр утвержденного паспорта с отметкой о получении подлежит возврату субъекту транспортной инфраструктуры в течение десяти дней с даты его поступления в компетентный орган в области обеспечения транспортной безопасности.
(часть 1.4 введена Федеральным законом от 02.08.2019 N 270-ФЗ)
1.5. Началу разработки паспорта обеспечения транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры, не подлежащего категорированию, и (или) транспортного средства предшествует проведение субъектом транспортной инфраструктуры обследования соответствующих объекта транспортной инфраструктуры и (или) транспортного средства, а также изучение реализуемых на них мер от угроз совершения актов незаконного вмешательства с учетом требований по обеспечению транспортной безопасности. Результаты обследования и изучения являются приложением к паспорту обеспечения транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры и (или) транспортного средства.
(часть 1.5 введена Федеральным законом от 02.08.2019 N 270-ФЗ)
2. Планы обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и судов ледокольного флота, используемых для проводки по морским путям, судов, используемых в целях торгового мореплавания, на которые распространяются требования, установленные международными договорами Российской Федерации, настоящим Федеральным законом и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, утверждаются компетентными органами в области обеспечения транспортной безопасности. Реализация планов обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и (или) транспортных средств осуществляется поэтапно. Количество этапов реализации планов и сроки их реализации определяются соответствующим планом обеспечения транспортной безопасности.
(в ред. Федеральных законов от 03.02.2014 N 15-ФЗ, от 02.08.2019 N 270-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
КонсультантПлюс: примечание.
С 01.03.2024 в ч. 3 ст. 9 вносятся изменения (ФЗ от 03.04.2023 N 107-ФЗ).
3. Сведения, содержащиеся в планах обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры, судов ледокольного флота, используемых для проводки по морским путям, судов, в отношении которых применяются правила торгового мореплавания и требования в области охраны судов и портовых средств, установленные международными договорами Российской Федерации, паспортах обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств, являются информацией ограниченного доступа. Сведения, содержащиеся в планах обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры, судов ледокольного флота, используемых для проводки по морским путям, судов, в отношении которых применяются правила торгового мореплавания и требования в области охраны судов и портовых средств, установленные международными договорами Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, в паспортах обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств, указанных в части 5 статьи 4 настоящего Федерального закона, являются сведениями, составляющими государственную тайну.
(часть 3 в ред. Федерального закона от 02.08.2019 N 270-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
4. Реализация планов обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры, судов ледокольного флота, используемых для проводки по морским путям, судов, в отношении которых применяются правила торгового мореплавания и требования в области охраны судов и портовых средств, установленные международными договорами Российской Федерации, и паспортов обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств осуществляется субъектами транспортной инфраструктуры и (или) перевозчиками, а в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, субъектами транспортной инфраструктуры совместно с органами государственной власти или органами местного самоуправления либо исключительно органами государственной власти. Реализация планов обеспечения транспортной безопасности акваторий морского порта осуществляется капитанами морских портов.
(в ред. Федеральных законов от 03.02.2014 N 15-ФЗ, от 02.08.2019 N 270-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
4.1. Меры по защите от актов незаконного вмешательства, предусмотренные паспортами обеспечения транспортной безопасности транспортных средств автомобильного транспорта, используемых для перевозки опасных грузов, на осуществление которой требуется специальное разрешение, выдаваемое в соответствии с порядком, предусмотренным пунктом 13 статьи 11 Федерального закона от 8 ноября 2007 года N 257-ФЗ “Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации”, а также транспортных средств внутреннего водного и железнодорожного транспорта, используемых для перевозки грузов повышенной опасности, определяемых в соответствии с пунктом 7.3 статьи 1 настоящего Федерального закона, реализуются с момента принятия таких грузов к перевозке и до ее завершения.
(часть 4.1 в ред. Федерального закона от 28.02.2023 N 53-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
4.2. Меры по защите от актов незаконного вмешательства, предусмотренные планами обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры, используемых для погрузки, разгрузки и хранения грузов повышенной опасности, а также опасных грузов, на перевозку которых требуется специальное разрешение, выдаваемое в соответствии с порядком, предусмотренным пунктом 13 статьи 11 Федерального закона от 8 ноября 2007 года N 257-ФЗ “Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации”, реализуются с момента принятия таких грузов к хранению и до их выдачи грузополучателю, уполномоченному им лицу.
(часть 4.2 введена Федеральным законом от 28.02.2023 N 53-ФЗ)
5. План обеспечения транспортной безопасности судна, в отношении которого применяются правила торгового мореплавания и требования, установленные международными договорами Российской Федерации, является планом охраны судна, осуществляющего международные рейсы, предусмотренным международными договорами Российской Федерации, и разрабатывается с учетом требований, установленных международными договорами Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, а также принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
(часть 5 введена Федеральным законом от 23.07.2013 N 225-ФЗ, в ред. Федеральных законов от 03.02.2014 N 15-ФЗ, от 02.08.2019 N 270-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
6. План обеспечения транспортной безопасности морского терминала является планом охраны соответствующего портового средства, предусмотренным международными договорами Российской Федерации, и разрабатывается с учетом требований, установленных международными договорами Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, а также принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
(часть 6 введена Федеральным законом от 23.07.2013 N 225-ФЗ, в ред. Федерального закона от 03.02.2014 N 15-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
7. План обеспечения транспортной безопасности акватории морского порта является планом охраны соответствующего портового средства, предусмотренным международными договорами Российской Федерации, и разрабатывается с учетом требований, установленных международными договорами Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, а также принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
(часть 7 введена Федеральным законом от 23.07.2013 N 225-ФЗ, в ред. Федерального закона от 03.02.2014 N 15-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
8. План обеспечения транспортной безопасности расположенных во внутренних морских водах, в территориальном море, исключительной экономической зоне, на континентальном шельфе Российской Федерации искусственного острова, установки, сооружения, отнесенных к портовым средствам, является планом охраны соответствующего портового средства и разрабатывается с учетом требований, установленных международными договорами Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, а также принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
(часть 8 введена Федеральным законом от 03.02.2014 N 15-ФЗ)
КонсультантПлюс: примечание.
С 01.03.2024 ч. 9 ст. 9 излагается в новой редакции (ФЗ от 03.04.2023 N 107-ФЗ).
9. Программа авиационной безопасности эксплуатанта (авиационного предприятия), предусмотренная международными стандартами Международной организации гражданской авиации в области защиты гражданской авиации от актов незаконного вмешательства, включает в себя совокупность паспортов обеспечения транспортной безопасности транспортных средств воздушного транспорта, эксплуатируемых одним субъектом транспортной инфраструктуры.
(часть 9 в ред. Федерального закона от 02.08.2019 N 270-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
КонсультантПлюс: примечание.
С 01.03.2024 в ч. 10 ст. 9 вносятся изменения (ФЗ от 03.04.2023 N 107-ФЗ).
10. План обеспечения транспортной безопасности аэропорта (аэродрома) является программой авиационной безопасности соответствующего аэропорта (аэродрома), предусмотренной международными стандартами Международной организации гражданской авиации в области защиты гражданской авиации от актов незаконного вмешательства, и разрабатывается с учетом требований, установленных международными договорами Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, а также принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
(часть 10 введена Федеральным законом от 03.02.2014 N 15-ФЗ)
Внимание субъектов транспортной инфраструктуры в сфере автомобильного
транспорта, дорожного хозяйства и перевозчиков!
Разъяснение по планированию мероприятий по обеспечению транспортной безопасности
Информируем Вас, что многие собственники получили предписания от органов о необходимости устранения выявленных недостатков в сфере обеспечения транспортной безопасности на объектах транспортной инфраструктуры и транспортных средствах. Анализ предписаний по вопросам транспортной безопасности показывает, что большинство из них касаются двух мероприятий, предусмотренных законом «О транспортной безопасности»:
1. Проведение оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств;
2. Разработка планов обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств.
Другие предписания содержат кроме того замечания в отношении выполнения Приказа Минтранса «Об утверждении требований по обеспечению транспортной безопасности учитывающих уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств …» (отдельные приказы по каждому из видов транспорта, далее – Требования по транспортной безопасности).
Последовательность мероприятий, за проведение которых отвечает собственник, предусмотренные законом (применительно к объекту транспортной инфраструктуры, далее – ОТИ):
1. Предоставление сведений об ОТИ в компетентный орган в сфере обеспечения транспортной безопасности для категорирования и внесения данных в реестр категорированных объектов транспортной инфраструктуры;
2. Организацию проведения оценки уязвимости ОТИ;
3. Разработку плана обеспечения транспортной безопасности ОТИ;
4. Реализацию утвержденного плана обеспечения транспортной безопасности ОТИ.
1. Предоставление сведений об ОТИ в компетентный орган в сфере обеспечения транспортной безопасности для категорирования и внесения данных в реестр категорированных объектов транспортной инфраструктуры.
Внесение данных об объекте в реестр и категорирование проводит компетентный орган в сфере обеспечения транспортной безопасности, для этого собственник должен предоставить данные об ОТИ. Сведения об ОТИ должны содержать информацию о наименовании объекта и данные о собственнике (наименование, регистрационные данные юридического лица) — для внесения в реестр объектов транспортной инфраструктуры и сведения, характеризующие порядок функционирования объекта — для проведения категорирования (к этому пакету могут относиться планы территории, проектная документация и т.п. – их может запросить компетентный орган или аккредитованная организация, т.к. эти сведения потребуются для проведения оценки уязвимости, необходимо найти их и быть готовым предоставить копии документов).
На этом этапе субъекту транспортной инфраструктуры (собственнику) рекомендуем организовать выполнение следующих действий:
Содержание мероприятия — план действий | Результаты | Сроки (если определены нормативно) |
Определение ответственного за проведение мероприятий по обеспечению транспортной безопасности на объекте | Приказ о назначении ответственного лица за обеспечение транспортной безопасности ОТИ | |
Создание рабочей группы для сбора и подготовки сведений об объекте транспортной инфраструктуры, для разработки внутренних распорядительных документов о реализации мер по обеспечению транспортной безопасности ОТИ | Внутренние распорядительные документы по обеспечению транспортной безопасности ОТИ | |
Сбор сведений об объекте транспортной инфраструктуры, характеризующих порядок функционирования объекта | Направление сведений об ОТИ в компетентный орган | |
Направление сведений об объекте транспортной инфраструктуры в компетентный орган в сфере обеспечения транспортной безопасности | Получение уведомления от компетентного органа о присвоении категории безопасности объекту и занесения его в реестр категорированных ОТИ | Установлен срок рассмотрение документов компетентным органом — не более 1 месяца с момента получения материалов |
Результатом действий будет являться получение уведомления о присвоении категории ОТИ и занесении его в реестр категорированных ОТИ. Важным моментом на данном этапе является то, что после получения указанного уведомления сроки дальнейших мероприятий по транспортной безопасности регламентированы законом и они очень сжатые, поэтому чтобы не попасть в поле зрения контролирующих органов в результате нарушения установленных сроков, необходимо заранее продумать дальнейшие действия и действовать «на опережение». Например, как можно раньше выбрать специализированную организацию, которая сможет проконсультировать по всему комплексу мероприятий и будет готова провести оценку уязвимости ОТИ.
2. Организация проведения оценки уязвимости ОТИ.
В соответствии с законом, ответственность за проведение оценки уязвимости ОТИ несет собственник объекта, проведением оценки уязвимости занимаются аккредитованные специализированные организации. Списки аккредитованных специализированных организаций можно найти на сайтах агентств Минтранса России по видам транспорта в разделах «Транспортная безопасность». Перейдем к плану действий на этом этапе.
Содержание мероприятия — план действий | Результаты | Сроки (если определены нормативно) |
Выбор специализированной организации для проведения оценки уязвимости объекта | Определение специализированной организации для взаимодействия | Общий срок выполнения всего этапа — не более 3 месяцев с момента внесения данных об объекте в реестр, поэтому подготовительный этап — до заключения договора должен занять не более 2 месяцев |
Подготовка и направление в специализированную организацию запроса на проведение оценки уязвимости ОТИ и информации об объекте | Расчет стоимости проведения оценки уязвимости ОТИ | |
Заключение договора на проведение оценки уязвимости ОТИ | Договор на проведение оценки уязвимости ОТИ | |
Специализированнаяоранизация проводит оценку уязвимости ОТИ и направляет отчет о проведении оценки уязвимости в компетентный орган | Отчет о проведении оценки уязвимости ОТИ, рекомендации по обеспечению комплексной безопасности ОТИ | Не более 1 месяца с момента заключения договора |
Компетентный орган в сфере обеспечения транспортной безопасности утверждает результаты проведения оценки уязвимости | Утвержденный компетентным органом результат оценки уязвимости, акт о проведении оценки уязвимости | Срок направления результатов оценки уязвимости — не более 3 месяцев с даты внесения данных об объекте в реестр ОТИ, срок рассмотрения результатов компетентным органом — не более 1 месяца. |
В результате перечисленных действий собственник получает на руки утвержденный результат проведения оценки уязвимости ОТИ. Срок выполнения всего мероприятия – не более трех месяцев с момента внесения данных об объекте с реестр.
3. Разработка плана обеспечения транспортной безопасности ОТИ.
Разработку плана обеспечения транспортной безопасности ОТИ, в соответствии с законом, должен провести собственник. Необходимо отметить, что план обеспечения транспортной безопасности должен быть утвержден компетентным органом в сфере обеспечения транспортной безопасности. Если собственник не располагает собственными ресурсами для разработки плана, можно воспользоваться консультационными услугами специализированных организаций, утверждение плана рекомендуем возложить на них же. В этом случае договор на предоставление услуг со специализированной организацией должен предусматривать предоставление результата заказчику в виде утвержденного плана обеспечения транспортной безопасности ОТИ. План действий представлен ниже.
Содержание мероприятия — план действий | Результаты | Сроки (если определены нормативно) |
Разработка плана обеспечения транспортной безопасности объекта (ПОБ). В соответствии с требованиями нормативно-правовых актов ПОБ должен быть разработан в течение 3 мес. после утверждения компетентным органом (ФДА) результатов проведения ОУ (Проект плана может быть подготовлен в рамках концепции ТБ). | План обеспечения транспортной безопасности ОТИ | В течение 3 мес. после утверждения компетентным органом (Росавтодор) результатов проведения оценки уязвимости, срок рассмотрения плана компетентным органом — не более 1 месяца. |
Направление плана обеспечения транспортной безопасности объекта в компетентный орган (Росавтодор) на утверждение. При получении отказа в утверждении плана — доработка и повторное направление | Утвержденный план обеспечения транспортной безопасности объекта |
Срок, отведенный законодательством на разработку и утверждение плана обеспечения транспортной безопасности не должен превышать трех месяцев с даты утверждения результатов проведения оценки уязвимости ОТИ компетентным органом. Результатом действий данного этапа является утвержденный план обеспечения транспортной безопасности ОТИ.
4. Реализация утвержденного плана обеспечения транспортной безопасности ОТИ.
Ответственность за реализацию плана обеспечения транспортной безопасности ОТИ несет собственник. При планировании необходимых работ, следует обратить внимание на то, что срок их окончания нормативно определен и составляет 6 месяцев с даты утверждения результатов проведения оценки уязвимости ОТИ. То есть, если разработка и утверждение плана безопасности заняли 3 месяца с даты утверждения результатов проведения оценки уязвимости, то на реализацию плана остается 3 месяца! Исходя из опыта работы, если реализация плана будет связана с поставкой и монтажом оборудования систем безопасности ОТИ, то выполнить работы в указанный срок будет очень сложно, в связи с чем, рекомендуем начать подготовку к реализации планируемых мероприятий по обеспечению транспортной безопасности как можно раньше.
Содержание мероприятия — план действий | Результаты | Сроки (если определены нормативно) |
Реализация комплекса мероприятий в соответствии с планом обеспечения транспортной безопасности ОТИ, информирование компетентного органа в сфере обеспечения транспортной безопасности о выполнении мероприятий, предусмотренных планом обеспечения транспортной безопасности ОТИ. | Документы подтверждающие выполнение мероприятий по обеспечению транспортной безопасности ОТИ — договора с подрядчиками и акты выполненных работ; внутренние приказы по утверждению штатного расписания, положений, должностных инструкций, технологических процедур, регламентов взаимодействия и прочих документов в соответствии с планом. | В течение 6 мес. после утверждения компетентным органом результатов проведения оценки уязвимости. |
Объем работ и порядок действий по каждому объекту будет, конечно, различный, не типовой, поэтому мы не приводим здесь детализацию. Результатом этого этапа и одновременно итоговым результатом всего комплекса работ будет достижение состояния ОТИ, соответствующее требованиям по обеспечению транспортной безопасности и комплект документов, подтверждающий проведение всех указанных выше мероприятий.
Методические рекомендации по порядку разработки планов обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры в сфере дорожного хозяйства и Образец оформления Плана обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры в сфере автомобильного транспорта (автовокзалы, автостанции).
Скачать документы можно по ссылкам в конце статьи. Кратко по содержанию документов: оба документа посвящены разработке планов обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры (ОТИ), содержат требования к оформлению, формы приложений плана, перечень принятых терминов и сокращений, шаблоны локальных нормативно-правовых актов субъекта транспортной инфраструктуры, образцы схем. Используя информацию указанных документов можно подготовить шаблоны плана обеспечения транспортной безопасности для объектов транспортной инфраструктуры в сфере дорожного хозяйства, таких как: мосты, эстакады, участки дорог, и объектов транспортной инфраструктуры в сфере автомобильного транспорта – автовокзалов и автостанций.
Скачать Методические рекомендации по порядку разработки планов обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры в сфере дорожного хозяйства.
Скачать Образец оформления Плана обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры в сфере автомобильного транспорта (автовокзалы, автостанции).
Типовые планы обеспечения транспортной безопасности (далее — план ОТБ) для объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств. Скорее всего форма документа будет неоднократно изменена, но уже можно получить общее представление о содержании документа. Структура предложенного типового плана ОТБ разработана в соответствии с приказом Минтранса РФ от 11.02.2010 № 34 «Об утверждении Порядка разработки планов обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств».
Скачать типовой план обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры.
Скачать типовой план обеспечения транспортной безопасности транспортных средств.
Ссылка на статью официального сайта Росавиации.(http://www.favt.ru/favt_new/?q=dejatelnost/transportnaja_bezopasnost/plany_obespechenija_tb)
Типовой план обеспечения транспортной безопасности (далее — план ОТБ) для объектов транспортной инфраструктуры в сфере железнодорожного транспорта (посмотреть публикацию на сайте Росжелдора http://www.roszeldor.ru/trans_save/plan_OTI). Структура предложенного типового плана ОТБ разработана в соответствии с приказом Минтранса РФ от 11.02.2010 № 34 «Об утверждении Порядка разработки планов обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств». Форма плана сформирована в соответствии со спецификой железнодорожного транспорта. План ОТБ содержит регламент работы системы обеспечения транспортной безопасности ОТИ. Приложения к плану ОТБ — комплект локальных нормативно-правовых актов субъекта транспортной инфраструктуры в области обеспечения транспортной безопасности ОТИ, которые необходимо разработать в соответствии с требованиями по обеспечению транспортной безопасности, учитывающими уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств железнодорожного транспорта (Приказ Минтранса России от 08 февраля 2011 г. № 43).
Список приложений к плану ОТБ:
1. Положение (устав) подразделений транспортной безопасности
2. Организационно — штатная структура управления в субъекте транспортной инфраструктуры.
3. Номенклатура (перечень) должностей работников субъекта транспортной инфраструктуры (далее – персонал), осуществляющих деятельность в зоне транспортной безопасности и на критических элементах ОТИ
4. Номенклатура (перечень) должностей персонала, непосредственно связанного с обеспечением транспортной безопасности ОТИ
5. Номенклатура (перечень) должностей персонала юридических лиц, осуществляющих на законных основаниях деятельность в зоне транспортной безопасности или на критических элементах ОТИ
6. Положение (инструкция) о пропускном и внутриобъектовом режиме на ОТИ
7. Порядок выявления и распознавания на контрольно-пропускных пунктах / постах (далее — КПП) физических лиц, не имеющих правовых оснований на проход и/или проезд в зону транспортной безопасности или на критические элементы ОТИ, а также предметов и веществ, которые запрещены или ограничены для перемещения в зону транспортной безопасности и на критические элементы ОТИ в соответствии с законодательством Российской Федерации (далее — предметы и вещества, которые запрещены или ограничены для перемещения)
8. Порядок проверки документов, наблюдения, собеседования с физическими лицами и оценки данных инженерно-технических систем и средств обеспечения транспортной безопасности, осуществляемые для выявления подготовки к совершению АНВ или совершения АНВ в отношении ОТИ
9. Порядок реагирования лиц, ответственных за обеспечение транспортной безопасности и персонала, непосредственно связанного с обеспечением транспортной безопасности ОТИ, а также подразделений транспортной безопасности на подготовку к совершению АНВ или совершения АНВ в отношении ОТИ
10. Порядок информирования компетентного органа в области обеспечения транспортной безопасности и уполномоченных подразделений федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности Российской Федерации, федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел, а также территориального управления федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по контролю и надзору в сфере транспорта о непосредственных, прямых угрозах и фактах совершения АНВ в деятельность ОТИ
11. Порядок доведения до сил обеспечения транспортной безопасности информации об изменении уровней безопасности, а так же реагирования на такую информацию
12. Режим функционирования инженерно-технических систем (далее – ИТС) обеспечения транспортной безопасности
13. План объекта (масштабный)
14. Порядок работы, оснащение поста (пункта) управления обеспечением транспортной безопасности необходимыми средствами управления и связи, обеспечивающими взаимодействие как между силами обеспечения транспортной безопасности ОТИ, так и с силами обеспечения транспортной безопасности других ОТИ, с которыми имеется технологическое взаимодействие
15. Порядок передачи данных с инженерно-технических систем в реальном времени
16. Виды связи, применяемые на ОТИ в интересах обеспечения транспортной безопасности, схема связи
17. Характеристики технических средств транспортной безопасности ОТИ
18. Перечень предметов и веществ, которые запрещены или ограничены для перемещения в технологический или перевозочный сектора зоны транспортной безопасности
Скачать типовой план обеспечения транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры в сфере железнодорожного транспорта.
Скачать формы приложений к плану одним файлом (архив zip).
Судебная практика по делам о нарушениях в сфере обеспечения транспортной безопасности
В прошлом году судами различных инстанций было рассмотрено большое количество дел в отношении нарушений требований нормативно-правовых актов в сфере обеспечения транспортной безопасности, многих интересуют результаты рассмотрения дел, прежде всего собственников – субъектов транспортной инфраструктуры. К сожалению, в открытых источниках и средствах массовой информации слабо освещен этот сектор информации. С целью резюмировать информацию, доступную в интернет, подготовлена эта статья. Основная задача, на наш взгляд, определить наиболее часто встречающиеся нарушения и сделать анализ реальных примеров судебных решений.
В соответствии с данными Ространснадзора о контрольно-надзорной деятельности по транспортной безопасности за период до конца 2011 года (9 месяцев):
Проведено инспекторских проверок: 1263, выявлено нарушений: 2527, выдано предписаний: 1062.
Ространснадзор определил следующие характерные правонарушения, выявленные в ходе проверок:
— не разработана номенклатура (перечень) должностей, связанных с обеспечением транспортной безопасности ОТИ или ТС;
— не проведено категорирование объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств;
— не проведены и не утверждены оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств;
— не разработаны и не утверждены планы обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств;
— не разработаны приказы о назначении должностных лиц, ответственных за обеспечение транспортной безопасности;
— должностные инструкции, определяющие функциональные обязанности, не отражают требований нормативных документов по транспортной безопасности;
— не отработаны планы взаимодействия с территориальными подразделениями МВД, ФСБ, МЧС России, с органами государственной власти и местного самоуправления;
— не разработана документация о внутриобъектовом и пропускном режимах.
Однако, это далеко не полный список нарушений, тем не менее, мы использовали его для анализа. Многие из указанных нарушений могут быть оспорены в суде с большой вероятностью вынесения решения в пользу собственника. Дело в том, что нормативно-правовая база в сфере обеспечения транспортной безопасности содержит много недоработок, в рамках статьи рассмотрены только отдельные конкретные примеры несоответствий. Например, такое нарушение как: «не проведено категорирование объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств», предъявлено не по адресу, так как за категорирование отвечает в соответствии с законом «О транспортной безопасности» №16-ФЗ компетентный орган в сфере обеспечения транспортной безопасности, а не собственник, более корректно было бы проверить факт предоставления сведений об объекте транспортной инфраструктуры/транспортном средстве в компетентный орган.Следующее указанное нарушение: «не проведены и не утверждены оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств», тесно связано с предыдущим и следующим в списке Ространснадзора, ключевым моментом в данном случае является последовательность действий – если нет категории, то невозможно провести оценку уязвимости (т.к. требования по обеспечению транспортной безопасности привязаны к конкретной категории и уровням безопасности), и далее по-цепочке: без результатов оценки уязвимости невозможно разработать план обеспечения транспортной безопасности и внести соответствующие поправки в локальные нормативно-правовые акты предприятия. Примером рассмотрения дела с подобными замечаниями может служить решение Арбитражного суда г. Москвы в пользу заявителя – ОАО «РЖД» (Северо-Кавказская железная дорога), о признании недействительным предписания Ространснадзора.
Самым «громким» судебным процессом в отношении требований по обеспечению транспортной безопасности, по-нашему мнению, является судебное разбирательство с администрацией аэропорта «Домодедово». Чтобы проследить историю разбирательства приводим вырезки из статей в интернете:
Структуры аэропорта «Домодедово» пытаются доказать незаконность требований Минтранса по обеспечению транспортной безопасности. Претензии, связанные с обеспечением безопасности, к аэропорту были предъявлены после теракта 24 января. Уже 27 января Ространснадзор вынес ряду компаний аэропорта, включая ЗАО «Домодедово пэссенджер терминал», предписание, обязавшее проводить 100-процентный досмотр всех посетителей при входе в здание аэровокзала. Арбитражные суды первой и апелляционной инстанций в Московской области признали предписание недействительным (http://zakon.ru/Discussions/OneDiscussion/
761)(дело А41-6502/11), но ФАС Московского округа 17 августа это решение отменил, направив дело на новое рассмотрение. Причиной отмены стало процессуальное нарушение (отсутствие в деле протокола судебного заседания), но кассационная инстанция указала на то, что структуры аэропорта по условиям полученной лицензии обязаны заниматься обеспечением безопасности.
После неудачи в ФАС Московского округа две структуры аэропорта – ЗАО «Международный аэропорт Домодедово» и ЗАО «Домодедово пэссенджер терминал» пошли иным путем. В суд первой инстанции ВАС ими подано заявление об оспаривании нормативного правового акта – приказа Минтранса №40 «Об утверждении требований по обеспечению транспортной безопасности, учитывающих уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств воздушного транспорта». В заявлении оспаривается свыше 70 пунктов приказа Минтранса. Заявители полагают, что «требования возлагают свойственные исключительно государству функции на субъекты транспортной инфраструктуры». Субъектам транспортной инфраструктуры предписаны, в частности, следующие обязанности:
— пресекать попытки противоправных действий, в том числе терактов,
— выявлять физических лиц, подготавливающих/совершающих противоправные действия, в том числе теракты,
— выявлять совершение/подготовку противоправных действий, в том числе терактов,
— выявлять признаки совершения/подготовки к совершению противоправных действий, в том числе терактов,
— не допустить подготовку к совершению противоправных действий, в том числе терактов.
Апелляционная коллегия ВАС вынесла определение (от 9 декабря 2012 г. N КАС12-13), коллегия сочла незаконными нормы, которые устанавливают время, в течение которого нарушители, запрещенные предметы и вещества должны передаваться названными субъектами федеральным органам власти. Причина — орган власти, который издал данный ведомственный акт, вышел за пределы компетенции. Кроме того, время совершения подобных действий зависит от целого ряда обстоятельств и должно определяться в каждом конкретном случае. В остальной части, коллегия определила решение суда оставить без изменения, кассационную жалобу ЗАО «МЕЖДУНАРОДНЫЙ АЭРОПОРТ ДОМОДЕДОВО», ЗАО «ДОМОДЕДОВО ПЭССЕНДЖЕР ТЕРМИНАЛ» — без удовлетворения.
Информация по оформлению планов обеспечения транспортной безопасности для специализированных организаций, субъектов транспортной инфраструктуры и перевозчиков
В целях реализации требований статьи 5 Федерального закона от 09.02.2007 № 16-ФЗ «О транспортной безопасности», а также Порядка разработки планов обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и (или) судов ледокольного флота, используемых для проводки по морским путям, судов, в отношении которых применяются правила торгового мореплавания и требования в области охраны судов и портовых средств, установленные международными договорами Российской Федерации, утвержденного приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 02.07.2021 № 225, публикуем рекомендации Управления транспортной безопасности Росморречфлота с требованиями по оформлению и представлению в Росморречфлот планов обеспечения транспортной безопасности (изменений/дополнений, вносимых в план) (далее – План).
План объекта транспортной инфраструктуры или и (или) судов ледокольного флота, используемых для проводки по морским путям, судов, в отношении которых применяются правила торгового мореплавания и требования в области охраны судов и портовых средств, установленные международными договорами Российской Федерации, разрабатывается субъектом транспортной инфраструктуры и утверждается компетентным органом в области обеспечения транспортной безопасности.
План разрабатывается на основании результатов оценки уязвимости и определяет систему мер для защиты объекта транспортной инфраструктуры или судов ледокольного флота, используемых для проводки по морским путям, судов, в отношении которых применяются правила торгового мореплавания и требования в области охраны судов и портовых средств, установленные международными договорами Российской Федерации, от потенциальных, непосредственных и прямых угроз совершения акта незаконного вмешательства, а также при подготовке и проведении контртеррористической операции.
План оформляется в виде текстового документа с графическими планами-схемами, фотоматериалами. Текстовые экземпляры Планов оформляются в виде брошюр, прошитых, заверенных подписью и печатью руководителя субъекта транспортной инфраструктуры. (далее –ссылка на скачивание материала)
Вниманию субъектов транспортной инфраструктуры!
Сертификация технических средств обеспечения транспортной безопасности
В соответствии с подпунктом “б” пункта 12 статьи 1 Федерального закона от 02.08.2019 № 270-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О транспортной безопасности» и отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам обеспечения транспортной безопасности» статья 13 Федерального закона от 09.02.2007 № 16-ФЗ «О транспортной безопасности» дополнена частью 4.
Данным положением определен предельный срок завершения процедуры сертификации технических средств обеспечения транспортной безопасности, установленных на объектах транспортной инфраструктуры (ОТИ) и транспортных средствах (ТС), до 31 декаря 2023 года.
В указанной связи, в планах обеспечения транспортной безопасности ОТИ и ТС, представляемых субъектами транспортной инфраструктуры в Росморречфлот на рассмотрение и утверждение, а также в паспортах обеспечения транспортной безопасности ОТИ и (или) ТС необходимо указывать информацию о прохождении сертификации технических средств обеспечения транспортной безопасности в соответствии с требованиями постановления Правительства Российской Федерации от 26.09.2016 № 969 «Об утверждении требований к функциональным свойствам технических средств обеспечения транспортной безопасности и Правил обязательной сертификации технических средств обеспечения транспортной безопасности».