Как составить план. Типы планов.
Психологи утверждают, что записанное лучше и полнее усваивается, прочнее запоминается. Установлено, что если прочитать 1000 слов и затем записать 50, подытоживающих прочитанное, то коэффициент усвоения будет выше, чем если прочитать 10000 слов, не записав ни одного. Кроме того, при записи прочитанного формируется навык свертывания информации. И наконец, чередование чтения и записи уменьшает усталость, повышает работоспособность и производительность умственного труда.
Основными способами фиксации и сохранения информации при углубленном чтении являются составление конспекта, тезисов, плана, реферата, аннотации.
Каждая работа начинается с внимательного чтения всего текста.
Планы бывают нескольких типов: простой, сложный, вопросный, цитатный, тезисный, план — опорная схема.
Как составлять простой план.
1.Прочтите текст (представьте мысленно весь материал).
2.Разделите текст на части и выделите в каждой из них главную мысль.
3.Озаглавьте части.
4.Прочитайте текст во второй раз и проверьте, все ли главные мысли отражены в плане.
5.Запишите план.
Как составлять сложный план.
1.Внимательно прочитайте изучаемый материал.
2.Разделите его на основные смысловые части и озаглавьте их (пункты плана).
3.Разделите на смысловые части содержание каждого пункта и озаглавьте (подпункты плана).
4.Проверьте, не совмещаются ли пункты и подпункты плана, полностью ли отражено в них основное содержание изучаемого материала.
Вопросный план.
Записывается в форме вопросов к тексту; каждому информативному центру текста соответствует один вопрос. При составлении вопросного плана желательно использовать вопросительные слова, а не словосочетания с частицей ли (например: как.., сколько.., когда.., почему… и т. д., но не есть ли…, пришел ли… и т. п.).
Цитатный план.
Цитата – это дословная передача чужого высказывания.
Прочитай текст, отметь в нем основное содержание, главные мысли, выдели те мысли, которые войдут в конспект.
В соответствии с правилами записи и сокращения цитат выпиши их в тетрадь. Форма записи может быть разной, например:
1-й вариант:
1. (цитата);
2.(цитата);
3.(цитата).
2-й вариант
Основные вопросы.
Доказательства (цитаты)
Тезисный план.
Тезис — это кратко сформулированное основное положение абзаца, текста лекции, доклада и т. п. Тезисы обычно совпадают с информативным центром абзаца.
1.Прочитайте текст. В каждом абзаце выделите предложения, в которых выражается главная мысль абзаца.
2. Запишите эти предложения в том порядке, в каком они предъявлены в тексте.
3. В процесс записи пронумеруйте их. У вас получатся тезисы текста.
План — опорная схема состоит из опор — слов и отрывков предложений, несущих наибольшую смысловую нагрузку. По опорам можно легко восстановить текст выступления или доклада. Выбор опор может зависеть от особенностей памяти пишущего, его целей и задач.
Построение схемы
1.Логико-смысловой анализ текста:
А)членение на законченные смысловые части;
Б).определение ключевых мыслей или понятий каждой части;
В)определение главной мысли текста;
Г)определение логико-смысловых отношений между ключевыми мыслями.
2. Словесно-графическое оформление схемы:
А) озаглавливание;
Б) изображение ключевых мыслей или понятий в виде смысловых точек;
В) изображение связей между точками с помощью соединительных линий.
По материалам сайта http://www.gramota.ru
Как составить план к тексту?
Форма записи в виде плана помогает восстановить в памяти содержание прочитанного.
Планы бывают нескольких типов: вопросный, назывной, тезисный, план – опорная схема.
Вопросный план. Записывается в форме вопросов к тексту; каждому информативному центру текста соответствует один вопрос. При составлении вопросного плана желательно использовать вопросительные слова, а не словосочетания с частицей ли (например: Как.., Сколько.., Когда.., Почему… и т. д., но не Есть ли…, Пришел ли… и т. п.).
Тезисный план – план из тезисов глагольного строя (например: Многие животные и птицы пользуются звуками, которые мы не слышим).
Тезис – это кратко сформулированное основное положение абзаца, текста лекции, доклада и т. п. Тезисы обычно совпадают с информативным центром абзаца. Тезисы бывают вторичными и оригинальными. Вторичные тезисы используются с целью выделения главной информации какого-то источника (например, учебника, научной статьи или монографии). Оригинальные тезисы пишутся как первичный текст к предстоящему выступлению на семинаре, конференции или конгрессе.
Назывной план – план из тезисов номинативного строя (например: Использование животными и птицами неслышимых звуков).
План – опорная схема состоит из опор – слов и отрывков предложений, несущих наибольшую смысловую нагрузку. По опорам можно легко восстановить текст выступления или доклада. Выбор опор может зависеть от особенностей памяти пишущего, его целей и задач.
Что такое развернутый и сжатый план текста?
План развернутого содержания составляется к диссертациям, дипломным работам, различным исследованиям.
Развернутый план реализуется в разбивке текста на композиционные блоки: введение, основная часть, заключение. Развернутый план формально выражает развитие логики мысли.
Введение – это формулирование проблемы исследования, изложение необходимых для читателя исходных данных о предмете речи, задаче исследования, авторской оценке путей ее решения.
Основная часть посвящена раскрытию, детализации, доказательству основных положений работы. Вначале дается информация обзорного характера, затем – новая информация. Приводятся и объясняются сведения о результатах исследования.
Заключение (выводы) – это итоговое изложение основного концептуального содержания работы, а также краткая формулировка главных выводов.
План свернутого (сжатого) содержания представлен заглавием работы, аннотацией и оглавлением.
Принципы рубрикации текста
Рубрикация – это:
1) членение текста на составные части, графическое отделение одной части от другой;
2) использование заголовков, нумерации и т. д.
В научном произведении рубрикация должна отражать логику научного исследования.
Простейшей рубрикой является абзац (отступ вправо в начале первой строки каждой части текста); абзац указывает на переход от одной мысли или темы к другой.
Абзацное членение текста может сочетаться с нумерацией – числовым или буквенным обозначением последовательности расположения частей текста.
Наиболее употребимы две системы нумерации.
1. Использование знаков разных типов: римских и арабских цифр, прописных и строчных букв, отступов.
При таком подходе система обозначения строится по нисходящей:
А… Б… В… – I… II… III… – 1… 2… 3… – 1)… 2)… 3)… – а)… б)… в)…
При этом соблюдается следующий порядок:
а) порядковые номера частей указываются словами (часть первая);
б) номера разделов указываются прописными буквами русского алфавита
(например: раздел А);
в) номера глав – римскими цифрами (глава I);
г) номера параграфов – арабскими цифрами (§ 1).
Например:
Часть первая. Общие положения
Раздел А. Язык и речь
Глава I. Язык
§ 1. Говоря о языке мы подразумеваем: 1)….
2. Использование только арабских цифр в определенных сочетаниях.
При такой системе рубрикации номера самых крупных частей научного произведения состоят из одной цифры, номера составных частей – из двух цифр, третья ступень деления текста – из трех цифр. Например:
1. 2. 3. (1 – номер раздела, 2 – номер главы, 3 – номер параграфа).
Использование такой системы нумерации позволяет не употреблять слова часть, раздел, глава, параграф и. т. д.
Важное замечание:
в перечне с прописных букв начинается текст рубрик, оформленных буквами и цифрами с точками: 1. Язык; 2. Речь;
строчные употребляются после рубрик, оформленных цифрами и буквами со скобками: 1) новое и старое; 2) старое и новое.
Третье важное средство рубрикации текста – использование заголовков и подзаголовков. Заглавие – это структурный элемент текста. Оно позволяет в предельно краткой форме отразить тематику научного произведения, нередко и его основную мысль. Заголовок должен соответствовать содержанию, быть кратким, недвузначным и непротиворечивым. Информативный заголовок – это предельно краткий реферат содержания раздела, главы, параграфа.
Рубрикация не представляет собой жесткой схемы, выбор рубрикации зависит от содержания и жанра работы, логики научного исследования, традиций, а также от индивидуальной манеры автора.
Стили и жанры
Как составить план к тексту?
Форма записи в виде плана помогает восстановить в памяти содержание прочитанного.
Планы бывают нескольких типов: вопросный, назывной, тезисный, план – опорная схема.
Вопросный план. Записывается в форме вопросов к тексту; каждому информативному центру текста соответствует один вопрос. При составлении вопросного плана желательно использовать вопросительные слова, а не словосочетания с частицей ли (например: Как.., Сколько.., Когда.., Почему… и т. д., но не Есть ли…, Пришел ли… и т. п.).
Тезисный план – план из тезисов глагольного строя (например: Многие животные и птицы пользуются звуками, которые мы не слышим).
Тезис — это кратко сформулированное основное положение абзаца, текста лекции, доклада и т. п. Тезисы обычно совпадают с информативным центром абзаца. Тезисы бывают вторичными и оригинальными. Вторичные тезисы используются с целью выделения главной информации какого-то источника (например, учебника, научной статьи или монографии). Оригинальные тезисы пишутся как первичный текст к предстоящему выступлению на семинаре, конференции или конгрессе.
Назывной план – план из тезисов номинативного строя (например: Использование животными и птицами неслышимых звуков).
План – опорная схема состоит из опор – слов и отрывков предложений, несущих наибольшую смысловую нагрузку. По опорам можно легко восстановить текст выступления или доклада. Выбор опор может зависеть от особенностей памяти пишущего, его целей и задач.
Что такое развернутый и сжатый план научного текста?
План развернутого содержания составляется к диссертациям, дипломным работам, различным исследованиям.
Развернутый план реализуется в разбивке текста на композиционные блоки: введение, основная часть, заключение. Развернутый план формально выражает развитие логики мысли.
Введение — это формулирование проблемы исследования, изложение необходимых для читателя исходных данных о предмете речи, задаче исследования, авторской оценке путей ее решения.
Основная часть посвящена раскрытию, детализации, доказательству основных положений работы. Вначале дается информация обзорного характера, затем — новая информация. Приводятся и объясняются сведения о результатах исследования.
Заключение (выводы) — это итоговое изложение основного концептуального содержания работы, а также краткая формулировка главных выводов.
План свернутого (сжатого) содержания представлен заглавием работы, аннотацией и оглавлением.
Составление плана – один из самых распространенных видов работы с текстом практически на любом уроке. Я расскажу, какие виды планов и для чего можно и нужно использовать при обучении.
Что такое план?
План – это перечень основных смысловых блоков текста.
Зачем нужен план?
Он помогает сохранить структуру и логику текста, уловить все важные факты и мысли, составить конспект и запомнить содержание текста.
Как составить план?
1. Прочитать текст полностью. Понять его тему. Определиться с видом плана.
2. Перечитать текст по частям. Осмыслить каждую микротему.
3. Кратко изложить информацию каждой части в виде пунктов плана.
4. Записать пункты плана в левую часть страницы.
5. В правой части страницы напротив каждого пункта записать дополнительную информацию в виде ключевых слов и словосочетаний, таким образом преобразовав план в конспект. (Последний пункт необязательный).
Традиционные виды планов
Назывной план
Записывается в виде назывных предложений (односоставных предложений, в которых есть только подлежащее). В подобных планах используются только существительные или существительные с прилагательными. Как правило, такой план отражает темы фрагментов текста (о чём рассказывается?).
Тезисный план
Тезис – это коротко сформулированная идея (главная мысль) текста. Составляя такой план, ученики формулируют идею каждой части и записывают в виде двусоставного предложения.
Вопросный план
Такой план записывается в виде вопросов к каждой части (микротеме) текста. Вопросы должны быть составлены так, чтобы ответы на них помогали восстановить содержание всего текста. Составить вопросный план помогут вопросительные слова: кто, что (и их падежные формы), как, когда, где, куда, сколько, почему, ли.
Это три самых распространенных вида плана, которые могут применяться как в чистом виде, так и в комплексе (комбинированный план). Также все эти планы могут быть простыми и сложными (на этом останавливаться не буду).
Другие виды планов
План – опорная схема
Этот план состоит из опор, то есть из ключевых слов, словосочетаний, предложений, несущих наибольшую смысловую нагрузку. Опорный план может быть записан в виде списка или схемы. По таким опорам легко восстановить текст.
Понятийный (терминологический) план
Такой вид плана подходит для текстов, изобилующих понятиями (терминами). Ученики составляют план, записывая термины в определенной последовательности. При дальнейшей работе с текстом каждый термин можно раскрыть с помощью определения или ключевых слов.
План в картинках
Такой план с удовольствием будут составлять ученики начальных и 5-6 классов. Кстати, не откажутся и учащиеся более старшего возраста, особенно те, у которых больше развито образное мышление. (Я знаю ученицу, которая до окончания школы все параграфы иллюстрировала и так запоминала их содержание).
Чтобы составить план в картинках, ученики должны в каждой части текста выделить один центральный образ и представить его в виде рисунка (можно схематического). Картинки можно сопровождать словами, но это уже будет комбинированный план.
План с ключевыми словами
Это уже не совсем план, а, скорее, готовый конспект. Ученики озаглавливают части текста, используя назывные предложения, или тезисы, или вопросы, записывают пункты плана слева. Затем в правой части страницы из каждого фрагмента текста выписывается несколько ключевых слов. Можно оформить всё в виде таблицы. Такой план я использую для обучения пересказу объемных текстов и для обучения написанию изложений.
Композиционная кривая
Этот вид плана подходит только для работы с художественными эпическими и драматическими произведениями. Его задача – разложить сюжет произведения на композиционные составляющие: экспозиция, завязка, развитие действия, кульминация, развязка, эпилог.
Для этого чертим своеобразный “график”, на котором обозначаем отрезки, соответствующие композиционным частям, и на эти отрезки наносим события и факты из текста.
Хронологический план
Такой вид плана подойдет для текстов, в которых содержится много дат (параграфы по истории, статьи по литературе о биографиях писателей и др.). В этом случае вместо фактов и событий ученики последовательно выписывают даты. После составления такого плана можно продолжить работу и справа от дат записать сами события. Получится всем известная хронологическая таблица.
План с именами собственными
Такие планы подходят для текстов с большим количеством различных собственных наименований (по географии, истории, литературе, МХК). Это могут быть фамилии, имена и отчества, географические названия, наименования учреждений и организаций, названия произведений искусства и проч. Ученики действуют по такому же принципу, как при составлении хронологического плана: последовательно выписывают собственные наименования.
План не ради плана
Составлению всех этих видов планов надо учить детей, чтобы при необходимости использовать один из них для работы с тем или иным текстом. Выбор вида плана зависит от учебной задачи, которую ставит перед учениками учитель при работе с текстом.
Кроме того, надо помнить, что план составляется не ради самого плана. План – это не конечная цель. Это одно из важнейших звеньев цепочки различных видов работы с текстом. Составляя план, дети учатся понимать текст, выделять главное. Но и уже составленный план нужно использовать в дальнейшей работе: при пересказе и ответах на вопросы, для анализа, сравнения информации, при создании творческих работ и т.д.
Другие идеи для ваших уроков на канале “Учительская мастерская”.
МИНОБРНАУКИ РОССИИ
Федеральное
государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего
образования
«Омский
государственный педагогический университет»
(ФГБОУ
ВО «ОмГПУ»)
Факультет иностранных языков
Кафедра английского языка
Использование опор при обучении монологической речи на среднем
этапе изучения английскому языку
Курсовая работа
44.03.01 Направление: Педагогическое образование
Профиль: Образование в области иностранного языка (английский
язык)
Выполнил: студент
43 группы
Ф. И. О.
Поникаровская Евгения
Станиславовна__________
(подпись)
Научный
руководитель:
Старший
преподаватель
Архипов Игорь
Борисович
Оценка ________________
«__» ____________
2018 г.
(подпись)
Омск, 2018
Содержание
Введение……………………………………………………………………………3
Опоры как средства обучения………………………………………………………6
Особенности
монологической речи………………………………………………8
Психологические
особенности обучающихся на среднем этапе обучения……10
Методика
обучения монологической речи с использованием опор на среднем этапе
обучения…………………………………………………………………….12
Использование
и составление опор на уроке английского языка по УМК «Английский язык 7 класс»
под ред. Кузовлева и др……………………………16
Заключение…………………………………………………………………………24
Список использованной
литературы……………………………………………..26
Приложение…………………………………………………………………………28
Введение
Так речь идет об изучении такой дисциплины
как иностранный ЯЗЫК, то назначение обучения в школе детей должно сводится к тому,
что бы при её окончании подростки могли общаться на этом языке. В ФГОСе мы можем
найти такое понятие как коммуникативная компетенция, т.е. способности и готовности
осуществлять как непосредственное общение (говорение, понимание на слух), так и
опосредованное общение (чтение с пониманием иноязычных текстов, письмо).
В данной исследовательской работе
рассматривается такая важная проблема как развитие монологической речи у школьников
на среднем этапе обучения.
Выбранная тема является актуальной, так
как существует большое количество работ, затрагивающих проблему монологической речи
у школьников на среднем этапе обучения, где исследователи по-разному трактуют ключевые
понятия данной темы, соответственно необходимо было обобщить и выявить основную
направленность темы. Прежде чем начать своё исследование,
необходимо было познакомиться и определить значение ключевых понятий рассматриваемого
исследования. Нужно было определить что значит опора, что значит монологическая
речь, выявить рамки изучения ИЯ на среднем этапе обучения и как всё это можно применить
на уроке английского языка для достижения целей, поставленных ФГОС (а именно, сформировать
у детей предметные, метапредметные, личностные УУД). Для того чтобы мотивировать
и эффективно применять опоры в обучении, нужно было познакомиться с психологией
развития подростка, в возрастной категории с 11-15 лет.
Вопросами,
связанными с обучением монологической речи и организации устного речевого общения
на уроках иностранного языка занимались такие авторы, как Гальскова Н.Д., Гез Н.И.,
Никитенко З.Н., Елухина Н.В., Мильруд Р.П., Пассов Е.И., Царькова В.Б., Шатилов
С.Ф., Бим И.Л., Рогова Г.В., Верещагина И.Н. и
другие.
Психологические аспекты
проблемы были разработаны Л. С. Выготским, И. А. Зимней, Д. Б. Элькониным, П.Я.Гальпериным,
С.Л. Рубинштейном, Н.И.Жинкиным.
Для того чтобы помочь, как обучающимся,
в правильном высказывании своей монологической речи, её составлении и использовании,
так и учителю, в корректной, продуктивной и эффективной организации урока, необходимо
правильно пользоваться различными видами речевых опор в зависимости от вида учебной
деятельности на уроке, так как речь подразумевает высказывание ученика.
Еще немало важной проблемой является
применение теоретических знаний на практике, соответственно в исследовании были
предложены варианты использования и составления опор на уроке. Но прежде чем предлагать
самим составлять опоры, нужно было познакомиться с УМК: проанализировать структуру
учебника (юниты (циклы) уроков, название тем уроков в каждом цикле, порядковый номер
проведения урока в каждом цикле, его основная направленность в обучении и др.).
В соответствии с темой объектом
исследования является обучение монологическому высказыванию при помощи различных
опор.
Предметом исследования является изучение способов составления
различного рода опор при обучении монологическому высказыванию и их использование
на уроках английского языка.
Анализ психолого-педагогической, методической,
дидактической литературы и проведенное исследование показали, что процесс использования
различных опор, их функции при порождении монологического высказывания не является
до конца исследованным.
Цель исследования – определение
роли различного вида опор в процессе обучения монологической речи, а так же их эффективность
в процессе обучения.
Согласно поставленной цели были определены
следующие задачи:
• Определить значение
ключевых понятий исследования;
• выделить некоторые визуальные
опоры, используемые при обучении монологическим речевым умениям, охарактеризовать
их;
• рассмотреть и применить
некоторые методы критического мышления в визуальных опорах для обучения монологической
речи на примере УМК Кузовлева и др. 7 класс.
Опоры как средства обучения
Как уже упоминалось выше,
научиться правильно формулировать и использовать монологическую речь на ИЯ
достаточно сложно и требует большого количества времени и практики, поэтому
важно помочь учащемуся быстрее, продуктивнее и эффективнее справится с этой
задачей. Когда ученик пытается выразить своё мнение, ему очень сложно
упорядочить свои мысли, внести ясность в решение поставленной коммуникативной
задачи. Большую роль в решении данной проблемы играет использование различных
опор: наглядности, планов, текстов, схем, и т.д. С помощью рисунков,
фотографий, картин можно создать различные ситуации, которые помогут
стимулировать и мотивировать речевую деятельность учащихся, вызовут
необходимость общаться на ИЯ. Очень важно отметить, что опоры должны быть использованы
не только при формировании умения построения связного монологического
высказывания, но и в процессе тренировки языкового и речевого материала. Но
прежде чем, классифицировать виды опор, нужно определить , что такое опора в
целом.
ОПО́РА
Женский род
1.
Место, на
к-ром можно утвердить, укрепить что-н. для придания прочного, постоянного
положения, а также предмет, служащий для поддержки чего-н.
“Опоры моста. В лодке нет опоры
для ног”
2.
переносное
значение
Сила, поддерживающая кого-что-н.,
помощь и поддержка в чём-н.
“Старший сын — о. для
семьи”
Существует большое количество
определений понятия «опора» в методологии обучения учебным дисциплинам. Но
ключевым моментом, как мы можем увидеть и в толковом словаре, остается то, что
«опора» является поддержкой обучающегося, его шпаргалкой, которая может помочь
в изучении учебного предмета. Соответственно не стоит преуменьшать и значение
использования «опор» на уроке, так как именно благодаря им учитель может
добиться хорошего результата от учеников.
Но прежде чем использовать их на
уроке, необходимо познакомиться с их классификацией (наиболее
обобщенной стала классификация В. Б. Царькова).
1. В зависимости от подачи материала учителем:
Вербальные (словесные): текст
(зрительно), текст (аудитивно), микротекст (зрительно), микротекст (аудитивно),
лозунг и др.
– изобразительные (невербальные) –
кинофильм, диафильм, разнообразные видеоматериалы, серия рисунков и фотографий,
таблица, схема, символика, плакат.
2. В зависимости от организации
учебной деятельности:
– содержательные опоры (к
которым можно задать такие вопросы: Кто? Что? Где? Когда?)
Вербальные: текст (зрительно), текст
(аудитивно), микротекст (зрительно), микротекст (аудитивно), план,
логико-синтаксическая схема, логико-коммуникативная программа.
Невербальные: кинофильм, диафильм,
картина,
серия рисунков, фотография.
– смысловые (к которым можно задать
вопрос Зачем? Почему?):
Вербальные: подпись, слова как
смысловые вехи, лозунг, афоризм, поговорка.
Невербальные: виртуальный тур, диаграмма,
схема, таблица, цифры, даты, символика, плакат, карикатура.
Исходя из такого количества различных
видов опор понятно, что выбор и её использование на уроке зависит от того,
какие цели и задачи преследует учитель в течение учебного процесса.
Особенности монологической
речи
Так как цель моего исследования
определить роль опор в монологической речи, то стоит акцентировать внимание на
самом понятии «речь».
Речь — исторически сложившаяся
форма общения людей посредством языковых конструкций, создаваемых
на основе определённых правил. Процесс речи предполагает, с одной стороны,
формирование и формулирование мыслей языковыми (речевыми) средствами, а с
другой стороны — восприятие языковых конструкций и
их понимание. Самое общее понятие этого явления.
Речь так же может быть:
1. Устная речь, которую условно можно
разделить на два вида:
– Монологическая речь (произошло от слова mono – один)- когда один человек говорит
достаточно, непрерываемый никем. Его высказывания являются законченными, все
его высказывания являются логичекски связанными и грамматически правильными
(лекции, доклады, устные отчеты, чтение вслух стихотворений, прозы и т. д.)
Среди коммуникативных функций
монологической речи выделяются следующие:
• информативная – когда
говорящий (по его мнению) сообщает какую-то новую информацию слушающему;
• воздейственная – когда
говорящий воздействует на слушающего аргументированным убеждением, тем самым
пытаясь подчинить его своей воле;
• экспрессивная
(эмоционально-выразительная) – ярко эмоционально выраженное высказывание
говорящего, целью которого является снятие напряжения;
• оценочная – когда говорящий
оценивает что-либо (события, поступки, произведения), обосновывая своё мнение
какими-либо аргументами.
Монологическое высказывание может
быть разного уровня:
• слово (словоформа);
• словосочетание;
• фраза;
• сверхфразовое
единство;
• текст.
Рогова Г.В. и Верещагина И.Н. в
условиях изучения иностранного языкавыделяют разные уровни сформированности
монологической речи, в зависимости от творчества и самостоятельности, которые
проявляет учащийся.
I уровень – репродуктивный.
Самый первый уровень формирования монологической речи у обучающегося. К нему
можно отнести такой уровень знания и владения языком, когда ученик имеет очень
ограниченный словарный запас и сам не умеет формулировать высказывание.
II уровень –
репродуктивно-продуктивный. На этом этапе ученик уже может в своё
высказывание привносить некоторые элементы творчества. Но все будет достаточно
ограничено, так как обучающийся не имеет достаточно языковых форм, в основном
его монологическая речь будет иметь больше репродуктивный характер.
III уровень – уровень продуктивной
монологической устной речи. Говорящий может выразить своё мнение, дать оценку,
поделиться ощущениями и свободен в выборе изложения своего высказывания.
Психологические особенности обучающихся на среднем этапе обучения
Принято выделять 3 основные ступени
психологического и физического развития обучающихся на среднем этапе обучения:
5 класс – большое значение имеет
профилактика утомления и необходимо уделять огромное внимание дисциплине в
классе. Для ребенка в возрасте 11 лет характерена частая смена настроения и
бунтарское поведение. На уроке следует чередовать активную деятельность с
пассивной (особенно в конце урока).
6 – 7 класс – утомляемость уже не
преобладает, а развивается выносливость к любым видам нагрузок (физические,
интеллектуальные). Урок должен быть насыщенным информацией и продуктивен.
Подросток больше уделяет внимание к себе своим интересам и увлечениям, в
которых еще не совсем уверен. Неравнодушен к критике, может очень остро
воспринимать ситуацию неуспеха.
8 класс – в этом возрасте подросток
уже психологически и физически сформирован к возможности долгое время
удерживать внимание на уроке, рассуждать, делать выводы, запоминать необходимый
изученный материал. Он может быть самодисциплинированным, уверенным в себе и в
своих устремлениях.
Исходя из этой классификации, можно
сделать вывод о том, что каждый этап развития и формировании подростка, нужно
учитывать его возрастные особенности. Соответственно если в 5 классе на уроках
следует использовать игры от эмоциональной и физической нагрузки, то в 6 – 7
классе необходимо больший упор делать на изучение материала – слушанием и
запоминанием. А в 8 классе большое значение нужно уделять на закрепление
полученных ранее знаний, причем получение новых знаний должно заинтересовывать
обучающегося, следовательно затрагиваемые темы должны быть актуальными для
него: взаимоотношения, проблемы с родителями, возможно, предложить переписку со
школьниками из стран изучаемого языка, на темы связанные с личными
переживаниями.
Необходимость мотивирования
обучающегося необходима на всем этапе обучения, изначально для того чтобы его
заинтересовать в предмете, а затем, чтобы его интерес возрастал и
сформированная база «не забывалась».
Методика обучения монологической речи с использованием опор на среднем
этапе обучения
С V по IX
классы монологическая речь преобразуется:
от умения пересказывать небольшое произведение или отрывок текста до
способности самостоятельно готовить устное выступление, вести рассуждения,
высказывать мысли и аргументировать их. как мы уже видели, опоры могут быть
различных видов, соответственно выбор вида опоры зависит прежде всего от
поставленной УМК и учителем цели на уроке. В данной исследовательской работе мы
рассмотрим пример использования таких видов опор, как содержательные опоры
на примере учебника В.П. Кузовлева «Английский язык 7 класс» (lesson 3 p. 112). Прежде всего в
этом lesson мы видим 3
текста, которые являются монологическим высказыванием, выражением мнения
подростков по поводу того, что же может быть символом Великобритании. Важным
является то, что эти подростки являются сверстниками обучающихся 7 класса, тем
самым авторы УМК мотивируют обучающихся, предлагая им познакомится с мнением
таких же подростков как они сами. Читая эти тексты (вербальные содержательные
опоры), обучающиеся учатся выражать своё мнение через высказывания своих
сверстников. Это задание также предлагает и аудиозапись – текст (аудитивно).
1. Репродуктивный этап. После
текстов дано следующее задание, где обучающиеся должны найти в трёх текстах
выражение различных мнений. Если в предыдущем задании школьники знакомились с
выражением мнения своих сверстников, то в этом случае нужно определить
высказывание каждого из представленных подростков (дан план вперемешку, нужно
определить что к кому относится). Характерно то, что в данных текстах каждый
подросток выражает лично своё мнение, соответственно строит свою монологическую
речь, тем самым, косвенно, через эти тексты, обучающиеся учатся строить своё
высказывание, выражать своё мнение, используя, уже в дальнейшем, свои
аргументы.
2.
Репродуктивно-продуктивный этап. Следующим заданием на уроке предлагается
порассуждать о людях, которым приходится выбирать символ своей страны, какие
аргументы ими движут. В помощь для выражения мнения уже самого обучающегося
дана рамочка-опора со словами-подсказками. Дана ссылка на памятку № 3 “Как
научится строить своё высказывание” – то есть логико-синтаксическая схема,
где подробно описан алгоритм действия при составлении своего монолога. (Это
является очень удобным напоминанием, так как уровень восприятия и
воспроизводства информации у каждого ученика разный: одним ученикам достаточно
один раз составить свой монолог и они запомнят, как это делать; другим
приходится неоднократно заглядывать в памятку, что бы научиться составлять
монолог)
3. Продуктивный этап.
Задание повышенной сложности – нужно выбрать из фотографий (Красная площадь,
блины, шоколад “Бабаевский”, хоккей) то, что по-мнению обучающегося
является символом России. свой ответ нужно аргументировать (изобразительная
опора-фотография). В данном случае обучающийся должен представить свой ответ,
как целое, правильно сформулированное, логически построенное монологическое
высказывание. Это задание является итогом проведенной работы на уроке, которое
может показать насколько подросток усвоил материал и как он может им
пользоваться для выражения своих мыслей и правильного построения своего
выскзывания.
Следующий вид опор,
которые рассматриваются в данной работе – смысловые опоры.
К смысловым опорам в
учебниках можно отнести название юнитов, либо тему урока, которая является как
бы его лозунгом.
Рассматриваемый выше урок
относится к Unit 6 “What is best about your country?”- само название
юнита уже говорит обучающимся о том, что речь пойдет о ТВОЕЙ стране. Так как
это учебник английского языка, то родная страна подростков, которые про неё
рассказывают это Великобритания, но обращение было направлено прежде всего к
обучающимся, которые живут в России, следовательно авторы УМК ориентируют
школьников на то, что они будут рассуждать и высказывать своё мнение о России,
параллельно с высказываниями подростков об их родной стране Великобритании, таким
образом подростки ненавязчиво знакомятся с культурой изучаемого языка и
подчеркивают достоинства своей страны. Сам unit разделен на следующие lessons:
Lesson 1. WHAT ITEMS CAN BEST REPRESENT YOUR CULTURE?
Lesson 2. WHY ARE THEY BEST?
Lesson 3. WHAT MAKES YOU MAKE A CHOICE?
Lesson 4. WHAT IS SPECIAL ABOUT THE STREET YOU LIVE
IN?
Lesson 5. ARE YOU PROUD OF YOUR COUNTRY?
Lesson 6. PROJECT LESSON
Названия каждого урока этого юнита
является вопросом, на который школьнику нужно будет ответить самостоятельно,
соответственно авторы УМК нацеливают его на монологическое высказывание уже с
самого начала урока. Причем готовых вариантов ответа нет, есть лишь возможные
примеры того, как можно представить свой ответ, который мы можем увидеть в
текстах подростков из Великобритании. Тем не менее каждый обучающийся должен
представить и аргументировать непосредственно своё личное мнение на примере
своей страны, её культуры и традиций, что так же напрямую связано не только с
его лексическим запасом слов, но и с его кругозором и мировоззрением.
В качестве опоры-символики можно
найти фотографии, которые сразу вызывают ассоциации с Великобританией, сразу
становится понятно, что речь пойдет о её достопримечательностях и особенностях.
Lesson 6 является уроком – проектом.
Очень творческая и кропотливая работа обучающихся, так как в данном случае им
предлагается составить свой собственный проект, причем он может выглядеть абсолютно
по-разному в зависимости от воображения школьников. В данном юните предложено
3 темы проектов, где авторы УМК составляют небольшой план (опора-план) по
каждой из предложенных тем, на что обучающиеся могут опираться во время
представления выбранной темы. Проект- это своего рода опора, которую составляет
уже сам ученик или группа учеников (коллективный проект, что допускается), при
помощи которой школьник строит своё собственное монологическое высказывание и
может иллюстрировать по своему желанию Характерно то, что ученик абсолютно
свободен в оформлении своего проекта, тем самым сам проект может иметь характер
опоры как содержательной, так и смысловой. Этот урок своего рода подведение
итогов пройденой темы, обобщение лексического, грамматического изученного
материала через монологическую речь, закрепленную в собственно оформленной
визуальной проанализированной самим подростком опоре.
Соответственно опора это очень важный
элемент в обучении английскому языку не только со стороны учителя, а так же и со
стороны ученика.
Всего в учебнике содержится 10
юнитов (школа, хобби, друзья, страна, экология, “герои” и др.),
каждый из которых имеет одинаковую последовательность уроков в цикле, а каждый
урок в каждом юните имеет подобные задания. Каждый юнит заканчивается
проектной работой, где обучающийся составляет свою опору, при помощи которой
строит своё монологическое высказывание, используя грамматику и лексику
изученного юнита, тем самым закрепляя, полученные знания.
Использование и составление опор на уроке английского языка по учебнику
«Английский язык 7 класс» под ред. Кузовлева и др.
Как
уже говорилось выше, существует огромное количество опор в любом УМК, но помимо
проектов, которые являются закрепительным этапом полученных знаний обучающимся
в конце пройденной темы, в настоящее время существует большое количество
методик составления опор вместе с учителем и классом, не просто в виде
конспекта, а закрепленному алгоритму выявления и фиксирования каких-либо фактов
по определенным признакам. В настоящее время распространены различные
технологии, в данной работе будут рассмотрено использование технологии критического
мышления по УМК, то есть нетрадиционные способы составления опор на уроке.
1)
Мозговой штурм. Этот вид составления опоры очень хорош при дискуссии, которую,
как правило, можно провести на обобщающих уроках пройденной темы. Например,
если взять цикл 8 (как ты проводи)ДДД, то можно, с помощью обучающихся,
обсудить следующую проблему: Свободное время лучше проводить активным видом
деятельности или пассивным; индивидуально проводить время или в коллективе и
др. Вместе вывести этот вопрос на обсуждение, после чего подросткам отводится
15 мин, для того чтобы они НАПИСАЛИ и подумали о всех плюсах и минусах, а в результате
оформили свой ответ в монологическое высказывание на английском языке. На
следующем уроке нужно будет обсудить и коллективно аргументированное
высказывание, где нужно будет объединить и учесть каждую точку зрения и
совместно сделать вывод.
2)
Кластер – составление схемы ответа, где в центре должна быть выражена основная
мысль, от которой идут «лучики», побочные высказывания, исходя из основного
выражения. На мой взгляд, можно применить на любом типе урока, так как при
составлении кластера, проще вычленить основную мысль темы урока и наглядно
представить ученику, либо дать самостоятельное задание ученику, который сам
должен выделить связь между «основным» и «побочным» явлениями в заданной теме. В
качестве примера можно составить кластер по теме “How do you spend your free time? ”
(см.
приложение)
3) Концептуальное колесо – еще один
метод критического мышления, где обучающимся предлагается изобразить колесо, в центре
которого будут ключевые понятия, а рядом ассоциация с ними. Например, в учебнике
можно встретить следующую тему “How do you spend your free time”. Ясно,
что тема касается прежде всего предпочтений человека, соответственно для того чтобы
выразить, то что нравится ученики ключевым понятием выбрали слово to like, которое
было известно им со 2 класса. После чего основной задачей стало подобрать синонимы
этого понятия и записать их (со стр. 145). Помимо этого в каждом секторе “колеса”,
нужно было так же написать примеры употребления этих же выражений, найденных в тексте,
а затем написать уже свои предпочтения, используя эти же слова. Здесь можно увидеть
такие этапы работы как:
1. Знакомство
с новой лексикой
2. Воспроизведение
и употребление новых ЛЕ через текст
3. Использование
новых ЛЕ уже самостоятельно
4) Круги по воде – еще один
нетрадиционный способ составления визуальной опоры и мотивации обучающихся.
В цикле 6 УМК 7 класса, под редакцией
Кузовлева, есть цикл уроков под названием «Are we different or alike?». На первом уроке этого цикла
для заинтересованности обучающихся было написано слово COUNTRY, где подростки
должны были составить слова из начальных букв этого слова, обозначающие символы
страны России. Были предложены различные варианты, но не ко всем буквам. Так
как в классе время на данную работу было ограничено, то это задание подросткам
было задано доделать дома, в качестве домашнего задания. На следующем уроке,
при его проверке, вместе со всеми обучающимися было принято решение озаглавить
тему так:
C athidral
O ak
U mpteen
N ationalities
T heatre
R ed Square
Y ield
Следующим домашним заданием было
составить небольшое эссе на тему «Items of Russia», используя все слова, определяющего
слова.
5) “Тонкие” и “толстые”
вопросы, где “тонкие” вопросы – общие, на который обучающийся может ответить
“да” или “нет”, а затем обязательно дать полный ответ опираясь
на сам вопрос (хорошо применять с подростками, которые знают английский язык не
на очень хорошем уровне, так как в этом случае им лишь приходится воспроизвести
ответ, почти не добавляя ничего нового), а “толстые” вопросы – это вопросы
специальные, которые подразумевают ответ ученика, содержащий специальную дополнительную
информацию (то есть требуют знание определенной лексики, а в некоторых случаях стимулирую
подростка на монолог-рассуждение). Очень удобно применять данную опору на первом
уроке новой темы, так как дети сами задают себе вопросы в рамках рассматриваемой
темы ( таким образом ставят цель и задачи, изучаемой темы), после чего сами же на
них и отвечают. Этот “план” они так же могут успешно применить при составлении
проекта, обобщающей и заключительной работе пройденной темы. Например, тема юнита
5 звучит как “Are you happy with your friends?”, соответственно на уроке
вместе с детьми были составлены следующие вопросы (как правило их 10: 5 “толстых”,
5 “тонких”):
“Тонкие” вопросы |
“Толстые” вопросы |
Have you got friends? |
How many friends have you got? |
Do you like spend your free time with your friends? |
What do you do together? |
Do you quickly make friends with somebody? |
Where do you meet your best friend? |
Have you got best friend? |
What characters should have your friend? |
Have you got foring friend/pen friend? |
How often do you communicate with him/her? |
6) Фишбоун – это еще одна необычная
форма представления визуальной опоры, которая является методом критического
мышления. Составление данной схемы (скелет рыбы) выглядит следующим образом:
1.Сначала определяется тема
обсуждаемого вопроса – голова: «Who is your hero?»;
2. После чего необходимо определить
какие процессы или явления связаны с этой проблемой – рыбьи косточки слева от
скелета: выбрать качества своего героя, которые бы обучающийся хотел бы иметь;
3. Следующим этапом является выявить
следствие этого процесса или явления «Почему и для чего?» – рыбьи косточки
справа от скелета: почему подросток желает обладать данными качествами
(объяснение).
4. В конце схемы всегда необходимо
прийти к какому-то выводу, то есть ответить на вопрос «Зачем?». Это, на мой
взгляд, является преимуществом перед другими видами визуальных опор.
В данной работе этот метод
составления опоры представлен на примере темы: «Who is your hero?»
7)Очень интересным представляется
использование в качестве комбинированной опоры коллажа.
Коллаж способен привлечь внимание к
объекту для рассмотрения названного объекта с различных сторон. На самом деле,
коллаж, очень похож по своей направленности и деятельности на кластер, но здесь
могут употребляться не только слова, сгруппированные в виде схемы, а так же и
различные рисунки, фото, символы и др., то есть в данном случае у обучающегося
увеличивается возможность проявить свои творческие способности.
По форме и содержанию, коллаж – это
средство зрительной наглядности, представляющее собой образное, схематически
фиксированное с помощью языковых и экстралингвистических средств отображение
некоторой части предметного содержания, объединённого ключевым ядерным понятием,
вокруг которого группируется разнообразная информация.
Коллаж, с помощью закодированной в
нём информации, направлен на возникновение у учащихся комплекса ассоциаций,
связанных с тем или иным основным понятием. Связь между компонентами обозначается
стрелками, светом, цифрами.
8) Еще одним не менее важным и эффективным
способом закрепления и анализа материала является составление предложения по условно
обозначающимся схемам – символам.
Этот метод достаточно эффективен при
изучении грамматических моделей, порядка слов в предложении и др.
Например:
подлежащее
специальное
вопросительное слово
вспомогательный глагол
дополнение
сказуемое
What
do
you
like
to
play?
Можно представить и такой вариант составления схем–сочинений:
Проблема
заключение
личное мнение
гипотезы
плюсы/ минусы
исп. доп. источник
клише
поговорки
Каждое из этих понятий/символов должно заключать в себе смысл, который должен понимать каждый участник образовательного процесса (как ученик, так и учитель). В качестве примера можно дать тему ученикам и символы–критерии, которые они должны использовать. Например:
My native country
My holidays
Our environment
Это лишь небольшое количество условных обозначений, которых может быть огромное количество в зависимости от методов обучения учителя.
Каждый символ обязательно должен быть заранее оговорен между обучающимися и учителем, и иметь одинаковое понимание каждым из субъектов образовательного процесса.
9) Ещё одним нетрадиционным и продуктивным способом мотивации обучающихся является метод синквейн. Этот метод использования определенной лексики достаточно творческий. На мой взгляд, достаточно эффективно его использовать, после того как подростки познакомились с новой темой и лексикой к ней. Например, если в УМК Кузовлева и др. соавторами рассматривать тему “How do you spend your
free time? “, то синквейн может выглядеть следующим образом:
1. Существительное определяющее основную
тему
2. 2 прилагательных, описывающих это существительное
3. 3 глагола, обозначающие действия, которые
можно произвести над этим существительным
4.фраза, относящаяся к этому существительному,
включающая в себе смысл 2 и 3 строк
5. существительное, заключающее в себе
основную мысль (вывод)
Hobby
thriling, exciting
to collect, to play, to fight
to keen on something you interested in
free time
Данный синквейн был составлен коллективно
на первом уроке данной темы и включал в себя новую лексику. Домашним заданием было
составить свой синквейн, используя своё конкретное хобби. в дальнейшем этот синквейн
являлся планом сочинения темы “Hobby” (письменная монологическая речь)
Было рассмотрено лишь небольшое количество
использования нетрадиционных методов составления визуальных опор, при помощи которых
обучающиеся с большим интересом могли составить свою монологическую речь. В данном
исследовании представлены лишь конкретные примеры, но данные методы можно использовать
на различных этапах и видах уроков. Что касается самого УМК Кузовлева и его соавторов,
то, как уже говорилось выше, все виды, предложенных опор можно использовать в определенной
системе: так как в учебнике всего 7 тем, в каждой теме цикл из 7 уроков, расположенный
в строго определенном порядке и направленный на определенный вид деятельности ученика,
то, соответственно, на каждом цикле урока можно составлять аналогичные, меняя лишь
их темы.
Заключение
В данной исследовательской работе рассматриваются
такие важные вопросы как виды визуальных опор, их использование при составлении
монологического высказывания обучающегося, их нетрадиционное применение на
уроках (методы критического мышления).
Для того, что бы разобраться с самим
назначением визуальных опор, необходимо было познакомиться с различными точками
зрения исследователей, выяснить наиболее приемлемое и обобщающее понятие этого
термина. В работе были рассмотрены различные виды опор и их применение на
практике в заданиях УМК 7 класса под редакцией Кузовлева и др. и их
направленности в развитии монологической речи подростка. Для этого
потребовалось проанализировать структуру учебника, рассмотреть, предложенные в
нем темы, изучить типы и виды заданий каждого урока. Не менее важной задачей
явилось изучение особенности психологии подростка в данном возрасте (среднее
звено), так как это играет огромную роль в определении его интересов, отношении
к окружающим, к его сверстникам.
Современного подростка очень
сложно заинтересовать повседневными темами, не смотря на то что они написаны
достаточно интересно, не сложным, понятным для подростка языком, поэтому
необходимо находить всё новые и новые способы их мотивации, которые заключаются
не просто в воспроизводстве написанного, а так же в творческом оформлении
нового материала. В современных учебниках, для того, чтобы удовлетворить
потребность творческого духа, как правило, вводятся различные проекты, в
которых заданы лишь темы, тем самым они не ограничиваются в визуальном
оформлении учеником, именно поэтому он, как правило, относится к выполнению
этого вида работы с большим удовольствием. Но в настоящее время этого не
достаточно, так как проекты являются лишь конечным продуктом уже изученной
темы. Как же поддерживать интерес подростка в течение всех уроков темы? Для
этого нужно предлагать обучающимся нестандартный способ мышления, поэтому в
данной работе были рассмотрены методы критического мышления и их практического
применения на материале учебника 7 класса. Это необычное применение знаний
подростков, оформление слов в определенной системе, объединяющей их в общий
смысл заданной темы, помогает учителю удерживать внимание учеников длительное
время. В работе были рассмотрены такие способы оформления визуальной опоры как:
мозговой штурм,
кластер, концептуальное колесо, круги по воде, “тонкие” и “толстые”
вопросы, фишбоун,
коллаж, синквейн. Все перечисленные виды опор, являются лишь малой частью возможных нетрадиционных методов проведения и использования их на уроке, но в данном исследовании каждая из опор рассматривается на конкретном примере, который может помочь использовать их принцип действия на аналогичных заданиях.
Список использованной литературы:
1.
Андриевская,
В.В. Психология усвоения иностранного языка на среднем этапе обучения.//
Иностранный язык в школе. – М.: Просвещение, 1985, №6.
2. Белухин, Д.А. Личностно
ориентированная педагогика./ Д.А. Белухина. – М.: Московский психолого-социальный
институт, 2005.
3. Большая психологическая
энциклопедия. – М.: Эксмо, 2007. – 544с.
4.
Егорова,
Л.М. Нетрадиционные формы урока – один из способов повышения интереса к
предмету.// Иностранный язык в школе. – М.: Просвещение, 1990, №6.
5.
Елизарова,
Г.В. Культура и обучение иностранному языку./ Г.В. Елизарова. – СПб.: КАРО,
2005.
6. Закон Российской Федерации
«Об образовании». – М.: Изд-во “Омега-Л”, 2008.
7.
Калинецкая,
Ю.А. О психологическом компоненте предмета «иностранный язык» в школе.//
Иностранный язык в школе. – М.: Просвещение, 1990, №6.
8.
Комарова,
Ю.А. Обучение функциональной грамматике английского языка учащихся средней
школы. // Традиции и инновации в методике обучения иностранному языку. – СПб.:
КАРО, 2007.
9.
Колкова,
М.К. Метаметодика: что это такое?// Традиции и инновации в методике обучения
иностранному языку. – СПб.: КАРО, 2007.
10.
Колкова,
М.К. Проблемы модернизации обучения иностранного языка в средней
школе.//Методики обучения иностранным языкам в средней школе. – СПб.: КАРО,
2006.
11.
Конышева,
А.В. Контроль результатов обучения иностранному языку./ А.В. Конышева. – Мн.:
Издательство «Четыре четверти», 2004. – 144с.
12.
Конышева,
А.В. Организация самостоятельной работы учащихся по иностранному языку./ А.В.
Конышева. – Мн.: Издательство «четыре четверти», 2005.
13.
Медведева,
Н.Е. Коммуникативный метод обучения и профессиональная компетенция
преподавателя. //Современные теории и методы обучения иностранному языку. – М.:
Издательство «Экзамен», 2006.
14.
Мелихова,
Г.В. О работе кабинета иностранных языков ИУУ по пропаганде и использованию
разных приемов и форм обучения учащихся иностранному языку.// Иностранный язык
в школе. – М.: Просвещение, 1990, №6.
15.
Мильруд,
Р.П. Методика преподавания английского языка./Р.П. Мильруд. – М.: Дрофа, 2007.
– 253с.
16.
Ниязова,
А.Е. Игра как средство активизации учебно-речевой деятельности учащихся 7-8
классов общеобразовательной школы при овладении говорения на английском языке.
//Методики обучения иностранным языкам в средней школе. – СПб.: КАРО, 2006.
Приложение