Как составить план оповещения при пожаре

НАЦИОНАЛЬНЫЙ ЦЕНТР УПРАВЛЕНИЯ В КРИЗИСНЫХ СИТУАЦИЯХ

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

территориальным органам Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по организации оповещения и информирования органов управления  населения при возникновении (угрозе) чрезвычайной ситуации

г. Москва

п/п

Содержание

Стр.

   1

Перечень сокращений

3

   2

Общие положения

4

   3

Организация работы ОДС ЦУКС территориальных органов МЧС России по оповещению и информированию органов управления и населения

5-7

  4

Алгоритмы действий должностных лиц ОДС по оповещению и информированию населения

7-16

   5

Приложение № 1. Порядок работы ОД НЦУКС по организации оповещения и информирования при возникновении ЧС (происшествии)

17

   6

Приложение № 2. Регламент взаимодействия между ФГБУ НЦУКС и оператором подвижной радиотелефонной связи ОАО «ВымпелКом»

18 – 22

   7

Приложение № 3. Выписка из Регламента деятельности информационных центров общероссийской комплексной системы информирования и оповещения населения

в местах массового пребывания людей

23 – 26

8

Приложение № 4. Регламент работы дежурной смены (оперативной) ГУ «ИЦ ОКСИОН» по организации информирования населения при возникновении (угрозе) чрезвычайных ситуаций

27 – 28

9

Приложение № 5. Схема организации информирования и оповещения населения в местах массового пребывания людей при угрозе или возникновении чрезвычайных ситуаций

29

10

Приложение № 6.  Образцы типовых текстовых сообщений ОД ОКСИОН  об угрозе или возникновении чрезвычайных ситуаций

30 49

11

Приложение № 7. Информационно-справочные материалы по системам телекоммуникаций, организации оповещения и связи субъекта Российской Федерации.

50 – 64

12

Приложение № 8. Схема организации оповещения информирования муниципального района.

65   75

13

Приложение № 9. Схема организации оповещения и информирования городского округа.

76 – 88

14

Приложение № 10. Схема организации оповещения и информирования городского поселения.

89 – 90

15

Приложение № 11. Схема организации оповещения и информирования сельского поселения.

91-92

16

Приложение № 12. Схема организации оповещения и информирования потенциально-опасного объекта.

93-94

Перечень сокращений, применяемых

в методических рекомендациях по организации оповещения и информирования населения при возникновении (угрозе) чрезвычайной ситуации

МЧС России

Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий

ЦУКС

центр управления в кризисных ситуациях

ОГ

оперативная группа

ОШ ЛЧС

оперативный штаб ликвидации чрезвычайных ситуаций

СОД

старший оперативный дежурный

АРМ

автоматизированное рабочее место

ОД

оперативный дежурный

ОДС

оперативная дежурная смена

ЧС

чрезвычайная ситуация

ОКСИОН

информационный центр общероссийской комплексной системы информирования и оповещения населения в местах массового пребывания людей

ПОО

потенциально опасный объект

I. Общие положения

Оповещение является одним из важнейших мероприятий, обеспечивающих доведение в минимально короткие сроки информации об угрозе или возникновении ЧС до территориальных органов МЧС России и населения.

         Система оповещения представляет собой организационно-техническое объединение сил, средств связи и оповещения, сетей вещания, каналов сети связи общего пользования, обеспечивающих доведение информации и сигналов оповещения до органов управления, сил единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (далее – РСЧС) и населения.

Системы оповещения предназначены для обеспечения своевременного доведения информации и сигналов оповещения до органов управления, сил и средств гражданской обороны, РСЧС и населения об опасностях, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также угрозе возникновения или возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера

Настоящие методические рекомендации разработаны для выработки единых подходов в действиях ОДС НЦУКС территориальных органов МЧС России, по организации информирования и оповещения населения о прогнозируемых и возникших чрезвычайных ситуациях (происшествиях), техногенных пожарах  и способах защиты населения и территорий.

Организация информирования и оповещения населения организуется по пяти основным направлениям (приложение № 1):

региональные и территориальные автоматизированные системы централизованного оповещения, локальные системы оповещения на ПОО;

терминальные комплексы информирования и оповещения населения в местах массового пребывания людей (ОКСИОН);

радио и теле перехват на центральных и региональных телевизионных каналах и радиостанциях;

информирование населения путем рассылки коротких SMS сообщений по сети подвижной радиотелефонной связи операторов «МТС», «Мегафон», «Билайн»;

применение громкоговорящих систем, установленных на автомобилях оперативных служб в районах, где отсутствует вышеперечисленные системы.

Работа по информированию и оповещению населения организуется на основе данных паспорта территории (раздел оповещения и информирования населения приложение №2) специалистами ОДС по своим направлениям.

В данных методических рекомендациях рассмотрен порядок действий личного состава ОДС НЦУКС  по проведению информирования (оповещения) населения о чрезвычайных ситуациях и происшествиях.

II. Организация работы ОДС ЦУКС территориальных органов МЧС России по оповещению и информированию органов управления и населения

Для организации работ по оповещению и информированию органов управления и населения субъектов Российской Федерации в ОДС ЦУКС территориальных органов МЧС России должны  быть разработаны и утверждены руководящие документы по организации оповещения и информирования органов управления и населения. В ОДС ЦУКС территориальных органов МЧС России должно назначается должностное лицо, ответственное за организацию оповещения и информирования органов управления и населения,  которое координирует действия специалистов ОДС по информированию и оповещению населения в районе ЧС.

Организация и порядок  работы по оповещению и информированию органов управления и населения рассматривается на примере ОДС НЦУКС (приложение № 1).

Оперативный дежурный  отвечает за оповещение и информирование населения, организует работу специалистов ОДС (по направлениям деятельности) по оповещению и информированию населения, готовит короткие текстовые информационные сообщения о ЧС (происшествиях), согласовывает их с руководством НЦУКС, формирует предложения по применению систем оповещения и информирования населения на основе данных паспортов территории, с учетом данных, представленных специалистами ОДС, отдает указания на проведение оповещения и информирования населения.

Оперативный дежурный ежедневно уточняет в структурных подразделениях центрального аппарата Министерства списки – сотрудников, входящих в состав  ОШ УКС МЧС России и сотрудников, входящих в состав экспертных групп ОШ УКС МЧС России (приложение № 9), формирует и утверждает их у начальника Национального центра списки оповещения членов ОШ УКС МЧС России и членов  экспертных групп.

Штаб НЦУКС ежедневно уточняет и представляет оперативному дежурному ОДС список оповещения руководящего состава НЦУКС (приложение № 9).

Оперативный дежурный передает оперативному дежурному пункта управления связью и телекоммуникаций списки оповещения ОШ УКС МЧС России и  руководящего состава НЦУКС для внесения их в автоматизированную систему оповещения АСО-16 (АСО-24).

При проведении оповещения должностных лиц заполняет таблицу контроля оповещения (приложение № 10).

Проверяет паспорт территории по своему направлению деятельности, доводит информации по недостаткам до ОДС ЦУКС территориальных органов. Контролирует устранение недостатков.

Помощник оперативного дежурного отвечает за проведение оповещения территориальных органов МЧС России и частей (учреждений) центрального подчинения МЧС России по аппаратуре централизованного автоматического оповещения.

Помощник оперативного дежурного, готовит текст сообщения, для передачи по федеральной автоматизированной системы централизованного оповещения и утверждает его у старшего оперативного дежурного. По указанию старшего оперативного дежурного, проводит оповещение территориальных органов МЧС России, воинских частей войск ГО, частей и  организаций МЧС России центрального подчинения МЧС России.

Оповещает членов рабочей группы Правительственной комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности. Доводит информацию по ЧС (происшествию) по телефону ОД ФСБ РФ, ОД МВД РФ, ДГ ЦКП ГШ, приемную Президента РФ, пресс-службу Президента РФ, приемную Руководителя администрации Президента РФ, приемную Председателя Правительства РФ, пресс-службу  Председателя Правительства РФ, приемную Руководителя администрации  Председателя Правительства РФ. Докладывает старшему оперативному дежурному по окончанию оповещения и замечаниях по прохождению информации. Осуществляет контроль за использованием РАСЦО, локальных систем оповещения.

При проведении оповещения должностных лиц заполняет таблицу контроля оповещения (приложение № 10).

Начальник оперативной дежурной смены отвечает за доведение информации о ЧС (происшествии) до руководства МЧС России и руководства НЦУКС.

Начальник смены ставит задачу ОДС на подготовку документов руководству Министерства. Доводит информацию до Директоров департаментов  пожарно-спасательных сил, специальной пожарной охраны и сил ГО,  территориальной политики,  надзорной деятельности,  международной деятельности,  административного департамента, начальнику Управления федеральной поддержки территорий,  первого заместителя начальника НЦУКС, заместителя начальника  НЦУКС  по  экстренному  реагированию  и  начальника  центра оперативного реагирования. Организует ведение таблиц контроля оповещения специалистами ОДС.

При проведении оповещения должностных лиц заполняет таблицу контроля оповещения (приложение № 10).

Докладывает СОД о выполненных мероприятиях.

Оперативный дежурный пункта управления связью и телекоммуникацией отвечает за оповещение руководящего состава министерства, НЦУКС и дежурно-диспетчерских служб ФОИВ по автоматизированным системам оповещения АСО-16 (АСО-24).

Оперативный дежурный пункта управления связью и телекоммуникацией готовит текст сообщения, для передачи по аппаратуре автоматического оповещения и утверждает его у оперативного дежурного. Отдает указания отделению оповещения на проведение оповещения руководящего состава МЧС России, НЦУКС и дежурно-диспетчерских служб ФОИВ. Докладывает оперативному дежурному о выполненных мероприятиях и замечаниях по прохождению информации.

Проверяет паспорт территории по своему направлению деятельности, доводит информации по недостаткам до ОДС ЦУКС территориальных органов. Контролирует устранение недостатков.

Оператор по телекоммуникационному обеспечению отвечает за информирование населения, руководящего состава МЧС России, НЦУКС путем рассылки сообщений через операторов сотовой связи «Мегафон», «Билайн», «МТС».

Оператор по телекоммуникационному обеспечению информирует операторов сотовой связи «Мегафон», «Билайн», «МТС» о факте ЧС и уточняет из паспорта территории возможности по проведению оповещения населения в данном районе на основе зон покрытия оператора  сотовой связи (приложение № 3). Докладывает оперативному дежурному предложения по информированию населения в районе ЧС через операторов сотовой связи. По указанию оперативного дежурного отправляет  текст сообщения операторам сотовой связи для рассылки в районе ЧС (происшествия), руководствуясь регламентом взаимодействия между НЦУКС и операторами сотовой связи (приложение № 4). Проводит оповещение руководящего состава МЧС России, НЦУКС путем рассылки SMS-сообщений. Уточняет у диспетчеров операторов сотовой связи о результатах информирования населения в районе ЧС. Докладывает оперативному дежурному о проведении информирования руководящего состава МЧС России, НЦУКС и населения в районе ЧС.

Проверяет паспорт территории по своему направлению деятельности, доводит информации по недостаткам до ОДС ЦУКС территориальных органов. Контролирует устранение недостатков.

Оперативный дежурный ОКСИОН отвечает за организацию информирования и оповещения населения в местах массового пребывания о чрезвычайной ситуации (происшествии) в зоне ответственности ОКСИОН с использованием терминальных комплексов ОКСИОН (приложение № 6),.

С получением указаний на вывод оперативной информации оперативный дежурный ОКСИОН формирует блок оперативного информационного материала (приложение № 7), согласовывает его со старшим оперативным дежурным и осуществляет вывод его на терминальные комплексы в зоне ответственности ОКСИОН, и доведение до населения оперативной информации по:

правилам безопасного поведения при возникновении чрезвычайной ситуации;

маршрутам эвакуации из зоны чрезвычайной ситуации;

наличию систем обеспечения безопасности (противопожарной службы, инженерной защиты и т.д.);

номерам телефонов и местонахождению служб обеспечения безопасности (пунктов охраны общественного порядка, спасательных служб, медицинских учреждений и др.) и другие сведения.

В своей работе дежурный ОКСИОН  руководствуется регламентом работы по организации информирования населения при возникновении (угрозе) ЧС (приложение № 5).

Контролирует прохождение блока оперативной информации на терминальных комплексах через камеры видеонаблюдения и докладывает старшему оперативному дежурному о проведенной работе.

Проверяет паспорт территории по своему направлению деятельности, доводит информации по недостаткам до ОДС ЦУКС территориальных органов. Контролирует устранение недостатков.

Специалист по средствам массовой информации отвечает за доведение информации до руководства управления информацией МЧС России и мониторинг средств массовой информации по ЧС.

Специалист по средствам массовой информации доводит информацию о ЧС (происшествии) до руководства управления информацией и управления воспитательной работы. Выявляет расхождения между транслируемой (поступающей со СМИ) и оперативной (данные оперативной смены) информацией. Докладывает о данных расхождениях старшему оперативному дежурному. Доводит полученную из СМИ информацию до управления информацией, СОД и ОД. Доводит информацию об ошибочных данных (если такие имеются), передаваемых по СМИ до руководства управления информацией, с целью размещения в СМИ достоверных данных о ЧС (происшествии).  Готовит и  после согласования размещает информацию о ЧС на сайте. Осуществляет контроль за доведением информации по теле и  радиоканалам на основе данных паспорта территории. В своей работе специалист по СМИ руководствуется регламентом работы специалиста по мониторингу СМИ (приложение № 11).

Проверяет паспорт территории по своему направлению деятельности, доводит информации по недостаткам до ОДС ЦУКС территориальных органов. Контролирует устранение недостатков.

III. Алгоритмы действий должностных лиц ОДС по   оповещению и информированию населения

Для оптимизации работы должностных лиц ОДС по оповещению и информированию населения в НЦУКС разработаны алгоритмы действий, и таблицы контроля работы позволяющие проводить и контролировать ход оповещения.  

Алгоритм действий оперативного дежурного НЦУКС

№ п/п

Выполняемые мероприятия, наименование отработанного документа

Время вып.

Факт. время вып.

1

Записать информацию о ЧС в рабочую тетрадь, доложить СОД о начале работы, согласно алгоритма.

Ч + 0.01

2

Довести информацию о ЧС (происшествии)  до ОД ПУ  НЦУКС, ОД ИЦ «ОКСИОН» и дежурного по НЦУКС.

Подготовить sмs – сообщение для передачи на аппаратуре АСО-16 по списку оповещения № 8.

Поставить задачу специалисту АРМ № 20 на подготовку sms – сообщения для оповещения населения в зоне ЧС через операторов сотовой связи «Мегафон», «Билайн» и «МТС».

Ч + 0.03

Ч + 0.06

3

Представить СОД тексты готовых sмs – сообщений, после согласования sмs – сообщения у СОД представить сообщения первому заместителю начальника НЦУКС (по телефону). После утверждения сообщения, передать сообщение по аппаратуре АСО-16 (24) (список № 8), ОД ИЦ «ОКСИОН» для вывода на ТК и до специалиста АРМ № 20 для отправки sms (голосовых) – сообщений операторам сотовой связи «Мегафон», «Билайн» и «МТС».

Уточнить у СОД по необходимости (или по команде СОД) поставить задачу ОД ПУ НЦУКС на передачу сообщения по аппаратуре АСО – 16(24) выборочно или согласно спискам оповещения.

Ч + 0.06 –

  Ч + 0.08

4

Уточнить у СОД по необходимости (или по указанию СОД) отдать команду на приведение дежурных сил и средств (сил экстренного реагирования) частей центрального подчинения и РЦ в «ГОТОВНОСТЬ №1» (по телефону).

Ч + 0.08 –

  Ч + 0.10

5

Поставить задачу ОД РЦ о проведении мероприятий по оповещению или информированию населения в районе ЧС.

Ч + 0.10 –

  Ч + 0.12

6

Довести информацию о ЧС (происшествии):

дежурному помощнику министра;

в приемную министра (Т);

в приемную министра (В);

Руководителю аппарата министра;

 Статс-секретарю – зам. Министра;

 Главному военному эксперту;

 Главному госинспектору РФ по пожарному надзору;

 Директору Департамента кадровой политики

 Начальнику Управления информации.

Ч + 0.16

Ч + 0.18

Ч + 0.20

Ч + 0.22

Ч + 0.24

Ч + 0.26

Ч + 0.28

Ч + 0.29

Ч + 0.30

7

Провести анализ оповещения sмs – сообщений, при необходимости довести информацию о ЧС до руководящего состава МЧС России и НЦУКС не получивших sмs – сообщения повторным отправлением sмs или по телефону.

Ч + 0.30 –

   Ч + 0.35

8

Принять доклад о проведении оповещения:

      от оператора аппаратной оповещения о передаче сообщения руководству МЧС России, НЦУКС, ОШ УКС МЧС России, частям центрального подчинения, личному состава НЦУКС;

      от специалиста АРМ № 20 о проведения оповещения в зоне ЧС через операторов сотовой связи;

    от ОД ИЦ «ОКСИОН»;

    довести результаты оповещения до СОД.

Ч + 0.31 –

  Ч + 0.33

9

Через ОД РЦ проконтролировать мероприятия по оповещению или информированию населения в районе ЧС.

с Ч + 0.40

10

Довести указания СОД до ОГ НЦУКС, сил и средств частей центрального подчинения и РЦ находящихся в районе ЧС (на аэродроме погрузки).

С момента прибытия в район ЧС

11

Принять доклады от ОД частей центрального подчинения и РЦ о приведении в «ГОТОВНОСТЬ №1» дежурных сил и средств частей центрального подчинения и РЦ,  доложить СОД.

Ч + 01.10 –

 Ч + 01.15

12

Проверить и уточнить данные по организации оповещения и информирования населения в районе ЧС на основе паспорта территории. Довести недостатки до специалистов ОДС ЦУКС территориальных органов МЧС России.

Ч + 01.20

Ч + 01.30

13

Провести анализ действий дежурных служб при проведении оповещения населения в районе ЧС и доложить результаты СОД.

Ч + 01.30

Ч + 01.40

14

Осуществлять контроль устранения недостатков в паспортах территории специалистов ОДС ЦУКС территориальных органов МЧС России.

Ч + 01.40

Алгоритм действий помощника оперативного дежурного

п/п

Выполняемые мероприятия, наименование отработанного документа

Время вып.

Факт. время вып.

1

Получение информации о ЧС (происшествии) от СОД НЦУКС.

Ч + 0.01

2

Подготовка текстового сообщения для передачи по аппаратуре П-166 и утверждение его у ОД НЦУКС.

 Ч + 0.02 –

   Ч + 0.05

3

Доведение информации о ЧС (происшествии) до РЦ, частей центрального подчинения, учреждений МЧС РФ по аппаратуре оповещения П-166 (Р-413) (приведение в ГОТОВНОСТЬ № 1)и доклад ОД НЦУКС по окончанию оповещения.

Ч + 0.05-

Ч + 0.08

4

Доведение информации о ЧС (происшествии)по телефону:

ОД ФСБ РФ;

ОД МВД РФ;

ДГ ЦКП ГШ;

приемную Президента РФ; пресс-службу Президента РФ; приемную Руководителя администрации Президента РФ; приемную Председателя Правительства РФ; -пресс-службу Председателя Правительства РФ; приемную Руководителя администрации Председателя Правительства Российской Федерации.

Ч + 0. 08 –

     Ч + 0.20

5

Доклад ОД НЦУКС о проведении оповещения и информирования по вышеуказанным адресам.

 Ч + 0.21

6

Оповестить членов рабочей группы Правительственной комиссии по предупреждению и ликвидации ЧС и обеспечению пожарной безопасности.

Ч + 0.22 –

  Ч + 0.40

7

Осуществлять контроль за использованием РАСЦО, локальных систем оповещения.

Ч + 0.40

Алгоритм действий начальника ОД смены

п/п

Выполняемые мероприятия, наименование отработанного документа

Время вып.

Факт. время вып.

1

Получение информации о ЧС (происшествии) от СОД НЦУКС.

Ч + 0.01

2

Постановка задач л/с ОДС на подгтовку документов руководству Министерства. Постановка задач на выезд ОГ НЦУКС.

Ч + 0.02

Ч + 0.05

3

Довести информацию о ЧС:

  первому заместителю начальника НЦУКС;

  заместителю начальника НЦУКС по экстренному реагированию;

   начальнику ЦОР;

   Директору департамента  пожарно-спасательных сил, специальной пожарной охраны и сил ГО;

  Директору департамента территориальной политики;

  Директору департамента надзорной деятельности;

   Директору департамента международной деятельности;

    Директору административного департамента; 

   Начальнику управления федеральной поддержки территорий.

Ч + 0.05

Ч + 0.07

Ч + 0.09

Ч + 0.10

Ч + 0.12

Ч + 0.14

Ч + 0.16

Ч + 0.18

Ч + 0.20

Алгоритм действий оперативного дежурного пункта управления связью и телекоммуникацией

п/п

Выполняемые мероприятия, наименование отработанного документа

Время вып.

Факт. время вып.

1

Получение информации о ЧС (происшествии) от ОД НЦУКС.

Ч + 0.02

2

Подготовка текстового сообщения и утверждение у ОД НЦУКС.

Ч + 0.03 –

Ч + 0.05

3

Проведение оповещения Руководства министерства, НЦУКС, ОШ УКС МЧС России, экспертных групп ОШ УКС МЧС России, Правительственной комиссии по предупреждению и ликвидации ЧС и обеспечению пожарной безопасности по аппаратуре АСО-16 (24).

Ч + 0.05 –

 Ч + 0.15

4

Доклад ОД НЦУКС о проведении оповещения по приведению в ГОТОВНОСТЬ № 1 лс НЦУКС.

Ч + 0.15

5

Контроль за организацией оповещения населения в районе ЧС.

Ч + 0.40 –

Ч + 01.00

6

Доклад ОД НЦУКС о выполненных мероприятиях по оповещению населения в районе ЧС.

Ч + 01.00

7

Проверить и уточнить данные по организации оповещения и информирования населения в районе ЧС на основе паспорта территории. Довести недостатки до специалистов ОДС ЦУКС территориальных органов МЧС России.

Ч + 01.20

8

Осуществлять контроль устранения недостатков в паспортах территории специалистов ОДС ЦУКС территориальных органов МЧС России.

Ч + 01.20

Алгоритм действий оперативного дежурного ОКСИОН

п/п

Выполняемые мероприятия, наименование отработанного документа

Время

вып.

Факт. время вып.

1

Получение информации о ЧС от ОД НЦУКС.

Ч + 0.01

2

Проверка достоверности полученной информации путем выхода на адресата по телефону.

Ч + 0.02

3

Сделать запись в журнале принятых распоряжений (приказов).

Ч + 0.03

4

Довести информацию до руководства ИЦ ОКСИОН.

Ч + 0.04

5

Уточнить адреса терминальных комплексов, находящиеся в близи района ЧС.

Ч + 0.05

6

Отправить МКИОН в район чрезвычайной ситуации (при необходимости).

Ч + 0.06

7

Разработать текстовую оперативную информацию.

Ч + 0.09

8

Подобрать из базы данных оперативные информационные материалы по возникшей чрезвычайной ситуации.

Ч + 0.13

9

Согласовать с СОД НЦУКС оперативный информационный материал.

Ч + 0.16

10

Сформировать блок оперативного информационного материала для трансляции.

Ч + 0.23

11

Вывести на терминальные комплексы оперативное информационное сообщение.

Ч + 0.23 –

   Ч + 0.31

12

Доклад СОД НЦУКС о выполненных мероприятиях по информированию населения (после вывода информации на терминальные комплексы.

   Ч + 0.32

13

Проверить и уточнить данные по организации оповещения и информирования населения в районе ЧС на основе паспорта территории. Довести недостатки до специалистов ОДС ЦУКС территориальных органов МЧС России.

   Ч + 0.40

14

Провести анализ действий оперативных дежурных ОКСИОН при проведении оповещения населения в районе ЧС и доложить результаты СОД.

   Ч + 1.00

15

Осуществлять контроль устранения недостатков в паспортах территории специалистов ОДС ЦУКС территориальных органов МЧС России.

   Ч + 1.20

Алгоритм действий оператора по телекоммуникационному обеспечению

п/п

Выполняемые мероприятия, наименование отработанного документа

Время вып.

Факт.

время вып.

1

Получение информации о ЧС (происшествии) от СОД НЦУКС.

Ч + 0.01

2

Уточнение данных по покрытию операторами сотовой связи на основе паспорта территории и схемы связи в районе ЧС

Ч + 0.01-

Ч + 0.02

3

Информирование операторов сотовой связи о факте ЧС:

Мегафон  8-926-500-50-50.

Ч + 0.03

4

«Билайн»  – 8-495-985-95-35; 8-903-611-37-13;

   8- 909- 991- 25- 25.

Ч + 0.04

5

«МТС» –  8-495-995-89-95  ОД, добавочный 4500;   8-964-573-15-55.

Ч + 0.05

6

Подготовка SMS-сообщения для оповещения населения операторами сотовой связи «Мегафон», «Билайн», «МТС», утверждение  у ОД НЦУКС.

Ч + 0.05 –

Ч + 0.09

7

Получение от ОД НЦУКС и передача SMS-сообщения на проведение оповещения Руководства МЧС России и НЦУКС по системе «Рупор».

Ч + 0.09 –

Ч + 0.12

8

  Передача SMS-сообщения для оповещения населения операторами сотовой связи по телефону и сети Интернет:

Мегафон 112@megafonmoscow.ru

Билайн    NMS@beeline.ru

МТС         alarm@immo.ru

 Ч + 0.12 –

Ч + 0.30

 9

Уточнение у операторов сотовой связи о проведении оповещения населения:

Мегафон –  8-926-500-50-50

Билайн  8-495-985-95-35; 8-903-611-37-13.

   7- 909- 991- 25- 25

МТС    8-495-995-89-95  добавочный 4500; 8-964-573-15-55

Ч + 0.31-

Ч + 0.33

10

Доклад ОД НЦУКС о проведении оповещения населения операторами сотовой связи «Мегафон», «Билайн», «МТС», а также руководства МЧС России и НЦУКС по системе «Рупор»

 Ч + 0.33 –

Ч + 0.35

11

Проверить и уточнить данные по организации оповещения и информирования населения в районе ЧС на основе паспорта территории. Довести недостатки до специалистов ОДС ЦУКС территориальных органов МЧС России.

Ч + 0.40

12

Осуществлять контроль устранения недостатков в паспортах территории специалистов ОДС ЦУКС территориальных органов МЧС России.

Ч + 1.00

Алгоритм действий специалиста по средствам массовой информации

п/п

Выполняемые мероприятия, наименование отработанного документа

Время

вып.

Факт.

время вып.

1

Получение информации о ЧС от ОД НЦУКС.

Ч + 0.01

2

Доведение полученной информации начальнику смены, руководству Управления информации.

Ч + 0.05 –

Ч + 0.10

3

Мониторинг СМИ по ЧС, контроль соответствия между транслируемой (поступающей по СМИ) и оперативной (данные оперативной смены) информацией.

Ч + 0.10

4

Доведение полученной из СМИ информации до Управления информации, СОД НЦУКС, НС НЦУКС, ОД НЦУКС, УВР НЦУКС.

Ч + 0.15

5

Доведение информации об ошибочных данных (если такие имеются), передаваемых по СМИ, до руководства Управления информации с целью размещения в СМИ достоверных данных о ЧС.

Ч + 0.10 –

   Ч + 0.42

6

Подготовка информации к размещению на сайте.

Ч + 0.45

7

Контроль за проведением оповещения населения по СМИ в районе ЧС.

Ч + 0.15 далее в течение ЧС

8

Проверить и уточнить данные по организации оповещения и информирования населения в районе ЧС на основе паспорта территории. Довести недостатки до специалистов ОДС ЦУКС территориальных органов МЧС России.

Ч + 1.00

9

Осуществлять контроль устранения недостатков в паспортах территории специалистов ОДС ЦУКС территориальных органов МЧС России.

Ч + 1.20

Алгоритм работы специалиста по ежедневному оперативному прогнозу

 п/п

Выполняемые мероприятия, наименования отработанного документа 

Время

вып.

Факт.

время вып.

1

Запрос прогноза развития ЧС от ОД ВЦМП (РЦМП)

Ч+00.01

2

Получение от ОД ВЦМП (РЦМП) прогноза развития ЧС

Ч+00.40

3

Контроль доведения прогноза до:

глав субъектов РФ (председателей КЧС и ПБ субъектов РФ);

ЦУКС субъектов РФ;

глав муниципальных образований (председателей КЧС и ПБ муниципальных образований);

ЕДДС района;

руководителей потенциально опасных и социально значимых объектов

Ч+00.45

Ч+00.47

Ч+00.49

Ч+00.52

Ч+00.55

4

Анализ оправдываемости прогноза ЧС

Ч+08.00

(в ред. Федерального закона от 10.07.2012 N 117-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

1. Оповещение людей о пожаре, управление эвакуацией людей и обеспечение их безопасной эвакуации при пожаре в зданиях и сооружениях должны осуществляться одним из следующих способов или комбинацией следующих способов:

(в ред. Федерального закона от 10.07.2012 N 117-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

1) подача световых, звуковых и (или) речевых сигналов во все помещения с постоянным или временным пребыванием людей;

2) трансляция специально разработанных текстов о необходимости эвакуации, путях эвакуации, направлении движения и других действиях, обеспечивающих безопасность людей и предотвращение паники при пожаре;

3) размещение и обеспечение освещения знаков пожарной безопасности на путях эвакуации в течение нормативного времени;

4) включение эвакуационного (аварийного) освещения;

5) дистанционное открывание запоров дверей эвакуационных выходов;

6) обеспечение связью пожарного поста (диспетчерской) с зонами оповещения людей о пожаре;

7) иные способы, обеспечивающие эвакуацию.

2. Информация, передаваемая системами оповещения людей о пожаре и управления эвакуацией людей, должна соответствовать информации, содержащейся в разработанных и размещенных на каждом этаже зданий и сооружений планах эвакуации людей.

(в ред. Федерального закона от 10.07.2012 N 117-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

3. Пожарные оповещатели, устанавливаемые на объекте, должны обеспечивать однозначное информирование людей о пожаре в течение времени эвакуации, а также выдачу дополнительной информации, отсутствие которой может привести к снижению уровня безопасности людей.

4. В любой точке защищаемого объекта, где требуется оповещение людей о пожаре, уровень громкости, формируемый звуковыми и речевыми оповещателями, должен быть выше допустимого уровня шума. Речевые оповещатели должны быть расположены таким образом, чтобы в любой точке защищаемого объекта, где требуется оповещение людей о пожаре, обеспечивалась разборчивость передаваемой речевой информации. Световые оповещатели должны обеспечивать контрастное восприятие информации в диапазоне, характерном для защищаемого объекта.

5. При разделении здания и сооружения на зоны оповещения людей о пожаре должна быть разработана специальная очередность оповещения о пожаре людей, находящихся в различных помещениях здания и сооружения.

(в ред. Федерального закона от 10.07.2012 N 117-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

6. Размеры зон оповещения, специальная очередность оповещения людей о пожаре и время начала оповещения людей о пожаре в отдельных зонах должны быть определены исходя из условия обеспечения безопасной эвакуации людей при пожаре.

7. Системы оповещения людей о пожаре и управления эвакуацией людей должны функционировать в течение времени, необходимого для завершения эвакуации людей из здания, сооружения.

(в ред. Федерального закона от 10.07.2012 N 117-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

8. Технические средства, используемые для оповещения людей о пожаре и управления эвакуацией людей из здания, сооружения при пожаре, должны быть разработаны с учетом состояния здоровья и возраста эвакуируемых людей.

(в ред. Федерального закона от 10.07.2012 N 117-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

9. Звуковые сигналы оповещения людей о пожаре должны отличаться по тональности от звуковых сигналов другого назначения.

10. Звуковые и речевые устройства оповещения людей о пожаре не должны иметь разъемных устройств, возможности регулировки уровня громкости и должны быть подключены к электрической сети, а также к другим средствам связи. Коммуникации систем оповещения людей о пожаре и управления эвакуацией людей допускается совмещать с радиотрансляционной сетью здания и сооружения.

(в ред. Федерального закона от 10.07.2012 N 117-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

11. Системы оповещения людей о пожаре и управления эвакуацией людей должны быть оборудованы источниками бесперебойного электропитания.

12. Здания организаций социального обслуживания, предоставляющих социальные услуги в стационарной форме, медицинских организаций, оказывающих медицинскую помощь в стационарных условиях, с учетом индивидуальных способностей людей к восприятию сигналов оповещения должны быть дополнительно оборудованы (оснащены) системами (средствами) оповещения о пожаре, в том числе с использованием персональных устройств со световым, звуковым и с вибрационным сигналами оповещения. Такие системы (средства) оповещения должны обеспечивать информирование соответствующих работников организации о передаче сигнала оповещения и подтверждение его получения каждым оповещаемым.

(часть 12 введена Федеральным законом от 10.07.2012 N 117-ФЗ; в ред. Федерального закона от 29.07.2017 N 244-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 9 августа 2014 года; проверки требуют 98 правок.

План эвакуации при пожаре (англ. escape plan) — документ, либо визуальное средство обеспечения безопасности, в котором указаны эвакуационные пути и выходы, установлены правила поведения людей, а также порядок и последовательность действий обслуживающего персонала на объекте при возникновении пожара.[1][2]:5.1.1 План эвакуации является составной частью системы знаков безопасности здания. В основе системы лежит стремление использовать как можно меньше слов для передачи информации. Это связано с необходимостью информировать людей в условиях широкого развития международной торговли, туризма и мобильности рабочей силы.[3]

План эвакуации с применением фотолюминесцентных и других носителей изготавливается методами широкоформатной печати, плоттерной резки, шелкографии, тампопечати и т.п.[4]:5.1.3.1[2]:8.1.4 Для некнижных форм печати, обслуживающих текущие потребности быта, промышленности используется термин акциденция.[5]

История[править | править код]

Понятие «план эвакуации» стало использоваться только в начале XX века.[6]:6 Ранние планы эвакуации представляли собой инструкцию по действиям при пожаре, описывающую направления и способы эвакуации из помещений в зависимости от места очага возгорания. Планы эвакуации при пожаре в современном виде с графическим изображением планировки здания и текстовой информационной частью появились во второй половине XX века.[6]:7 Официально термин «план эвакуации при пожаре» появился в СССР в 1981 году. Вскоре для спортивных сооружений появились ППБ 0-148-87, в которых были подробные рекомендации по составлению планов.[6]:10 В них документ, который вывешивался на стену назывался «выписка из плана эвакуации».[7]

В 1992 году план эвакуации рассматривался как техническая документация, которая разрабатывалась на стадии проект при проектировании систем оповещения и управления эвакуации при пожаре.[8]

В настоящее время сложилась ситуация, когда в качестве плана эвакуации при пожаре рассматривается в первую очередь графическая часть.[6]:4

Стандартизация[править | править код]

На планах эвакуации значения всех использованных символов должны быть объяснены в обозначении, в отличие от чертежей, иллюстраций, где символы объясняются при необходимости.[9]

Планы эвакуации состоят из графической и текстовой частей.[10]:п. 6.2.3

Текстовая часть планов эвакуации должна содержать инструкции о действиях в условиях пожара:

  • способы оповещения о возникновении пожара;
  • порядок и последовательность эвакуации людей;
  • обязанности и действия людей, в том числе порядок вызова пожарных или аварийно-спасательных подразделений, экстренной медицинской помощи и др.;
  • порядок аварийной остановки оборудования, механизмов, отключения электропитания и т.п.;
  • порядок ручного (дублирующего) включения систем (установок) пожарной и противоаварийной автоматики.[10]:п. 6.2.3

Законодательство[править | править код]

Визуальное средство обеспечения безопасности[править | править код]

Информация, передаваемая системами оповещения людей о пожаре и управления эвакуацией людей, должна соответствовать информации, содержащейся в разработанных и размещенных на каждом этаже зданий и сооружений планах эвакуации людей.[11]

Руководитель организации организует разработку планов эвакуации людей при пожаре, которые размещаются на видных местах, для зданий или сооружений (кроме жилых домов), в которых могут одновременно находиться 50 и более человек.[12]:5

В номерах и на этажах гостиниц, мотелей, общежитий и других зданий, приспособленных для временного пребывания людей, вывешиваются планы эвакуации на случай пожара.[12]:84

На пассажирском судне в целях обеспечения пожарной безопасности должны быть разработаны схемы путей эвакуации с указанием всех возможных путей эвакуации пассажиров и экипажа из различных помещений и отсеков, включая использование иллюминаторов и производство вырезов в конструкциях судна. Указанные схемы должны располагаться на видных и хорошо освещенных местах. Полный комплект схем путей эвакуации должен быть оформлен в виде стенда, расположенного в вестибюле судна.[13]

Документ[править | править код]

Руководитель организации обеспечивает разработку плана эвакуации музейных предметов и других ценностей из музея (картинной галереи и др.), а также плана эвакуации животных из цирка (зоопарка и др.) в случае пожара.[12]:93

На объектах транспортной инфраструктуры, предусмотренных положениями Федерального закона “О транспортной безопасности”, руководитель организации в отношении помещений для хранения (стоянки) транспорта в количестве более 25 единиц обеспечивает разработку плана расстановки транспортных средств с описанием очередности и порядка их эвакуации при пожаре.[12]:207

Руководитель организации обеспечивает наличие на каждой станции метрополитена плана эвакуации пассажиров. План должен находиться в помещении дежурного по станции.[12]:210

При разработке проектной документации в графической части указываются схемы эвакуации людей из зданий (сооружений) и с прилегающей к зданиям (сооружениям) территории в случае возникновения пожара, а также дополнительно поэтажные планы зданий с указанием путей эвакуации инвалидов.[14]

При разработке проектной документации в графической части указываются схемы эвакуации материальных средств из зданий (сооружений) и с прилегающей к зданиям (сооружениям) территории в случае возникновения пожара.[14]

Обоснование безопасности проекта аттракциона включает планы с изображением запасных выходов и их размеров (с проверкой расчетов для закрытых помещений предназначенных для 400 посетителей и более), специальные инструкции на случай пожара, инструкцию по эвакуации пассажиров с аттракциона при возникновении нештатных ситуаций.[15]

Программное обеспечение для разработки планов эвакуации[править | править код]

Разработка плана эвакуации в САПР AutoCAD

В подавляющем большинстве случаев планы эвакуации разрабатываются в системах автоматизированного проектирования, таких как AutoCAD (включая вертикальные решения), Bricscad, ZwCAD, Компас и др. Для упрощения и частичной автоматизации создания планов эвакуации могут использоваться прикладные программы-довески.

Также для разработки планов можно использовать программы CorelDraw, Microsoft Visio и подобные им программные продукты, что позволяет обойтись без осваивания CAD-подобных программ, однако требует дополнительной подготовки и имеет свои технические особенности.

Примечания[править | править код]

  1. ГОСТ 12.1.033-81 Система стандартов безопасности труда (ССБТ). Пожарная безопасность. Термины и определения п.38
  2. 1 2 ГОСТ 12.4.026-2015 Система стандартов безопасности труда (ССБТ). Цвета сигнальные, знаки безопасности и разметка сигнальная. Назначение и правила применения. Общие технические требования и характеристики. Методы испытаний
  3. ISO 23601:2009(ru) Опознавательные знаки безопасности. Знаки на планах и маршрутах эвакуации
  4. ГОСТ 34428-2018 Системы эвакуационные фотолюминесцентные. Общие технические условия
  5. Акциденция//Владимир Кричевский. Типографика в терминах и образах. — М.: Слово, 2000. — Т. 1.
  6. 1 2 3 4 Самошин Д.А., Истратов Р.Н. План эвакуации при пожаре —М.: Академия ГПС МЧС России, 2016
  7. ППБ 0-148-87 Правила пожарной безопасности для спортивных сооружений прил. 1
  8. Пособие к СНиП 2.08.02-89 Проектирование систем оповещения и управления эвакуацией людей при пожарах в общественных зданиях п. 7.3
  9. ГОСТ 28130-89 (СТ СЭВ 6301-88) Пожарная техника. Огнетушители, установки пожаротушения и пожарной сигнализации. Обозначения условные графические пп. 1.1, 1.5
  10. 1 2 ГОСТ Р 12.2.143-2009 Система стандартов безопасности труда (ССБТ). Системы фотолюминесцентные эвакуационные. Требования и методы контроля
  11. Федеральный закон от 22.07.2008 N 123-ФЗ (ред. от 14.07.2022) “Технический регламент о требованиях пожарной безопасности” Ст. 84 п.2
  12. 1 2 3 4 5 Постановление Правительства РФ от 16.09.2020 N 1479 Об утверждении Правил противопожарного режима в Российской Федерации
  13. Постановление Правительства РФ от 12.08.2010 N 623 Об утверждении технического регламента о безопасности объектов внутреннего водного транспорта п. 220
  14. 1 2 Постановление Правительства РФ от 16.02.2008 N 87 О составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию
  15. ТР ЕАЭС 038/2016 О безопасности аттракционов п.51

2 февраля 2018

Средства оповещения о пожаре. Средства пожарно-технической защиты и средства тушения пожаров.

Одной из составляющих средств пожарно-технической защиты является система оповещения людей о пожаре. Общий порядок проектирования систем оповещения о пожаре в зданиях и сооружениях устанавливают нормы пожарной безопасности

Оповещение и управление эвакуацией людей при пожаре должно осуществляться одним из следующих способов или их комбинацией:

  • подачей звуковых и (или) световых сигналов во все помещения здания с постоянным или временным пребыванием людей;
  • трансляцией текстов о необходимости эвакуации, путях эвакуации, направлении движения и других действиях, направленных на обеспечение безопасности людей;
  • трансляцией специально разработанных текстов, направленных на предотвращение паники и других явлений, усложняющих эвакуацию;
  • размещением эвакуационных знаков безопасности на путях эвакуации;
  • включением эвакуационных знаков безопасности;
  • включением эвакуационного освещения;
  • дистанционным открыванием дверей эвакуационных выходов (например, оборудованных электромагнитными замками).

В системах оповещения и управления эвакуацией должна предусматриваться возможность ее сопряжения с системой оповещения гражданской обороны, системы должны включаться от командного импульса, формируемого автоматической установкой пожарной сигнализации или пожаротушения.

Звуковые сигналы оповещения должны отличаться по тональности от звуковых сигналов другого назначения.

         Производственные здания и сооружения категорий А, Б, В, Г и Д должны быть оборудованы системами оповещения и управления эвакуацией в соответствии с требованиями нормами пожарной безопасности 104-03.

Системы оповещения и управления эвакуацией зданий категории А и Б должны быть сблокированы с технологической или пожарной автоматикой.

В помещениях и зданиях, где находятся (работают, проживают, проводят досуг) люди с физическими недостатками (слабовидящие, слабослышащие), системы оповещения и управления эвакуацией должна учитывать эти особенности.

Средства пожарно-технической защиты включают наружный и внутренний противопожарный водопроводы, установки сигнализаций и пожаротушения, первичные средства пожаротушения и применяются в случаях невозможности по условию технологии исключения вероятности контакта горючей среды с потенциальными источниками зажигания.

Такими средствами обязательно защищаются в общем случае помещения, здания, сооружения и оборудование категорий А, Б, В1-В3, а также объекты с массовым пребыванием людей. Необходимость оборудования объектов наружным противопожарным водопроводом и расчет его параметров определяется строительными нормами и правилами (далее – СНиП) 2.04.02-84 «Водоснабжение. Наружные сети и сооружения».

Порядок оборудования объектов системой внутреннего противопожарного водопровода и расчет его параметров (количество гидрантов, расход воды через гидранты, места их установки и др.) определяется СНиП 2.04.01-85 «Внутренний водопровод и канализация».

Системы пожарной сигнализации предназначены для обнаружения в начальной стадии пожара, передачи тревожных сообщений о месте и времени его возникновения и при необходимости введения в действие автоматической системы пожаротушения и дымоудаления. Системы могут быть с совмещенными функциями, т.е. пожарно-охранными. По принципу передачи сигнала они могут быть ручными и автоматическими. Последние реагируют на параметры изменяющейся при пожаре среды: температуру, световое излучение, появление дыма. Извещатели могут быть и комбинированными. Ручные извещатели подают сигнал после нажатия человеком специальной кнопки.

Под установками пожаротушения понимается совокупность стационарных технических средств для тушения пожара путем выпуска огнетушащих веществ.

По способу приведения в действие установки подразделяются на ручные (с ручным способом приведения в действие) и автоматические.

По типу огнетушащие средства подразделяются на установки:

  • водяного пожаротушения (спринклерная, дренчерная, лафетными стволами);
  • пенного пожаротушения (спринклерная, дренчерная);
  • порошкового пожаротушения;
  • газового (СО2, хладонового, азотного, парового и др.) пожаротушения.

Тип установки и огнетушащее вещество выбираются с учетом пожарной опасности, физико-химических свойств производимых, хранимых и применяемых веществ и материалов и вида защищаемых материальных ценностей, хранящихся в этих объектах (музеи, книгохранилища, галереи, помещения ЭВМ и т.п.).

Для предотвращения действия на работников опасных факторов пожара при его возникновении должно быть незамедлительно организовано движение персонала из опасной зоны (помещения, здания, территории) и, если это не противоречит безопасности работников, вынос материальных ценностей. С этой целью при проектировании и строительстве предусматриваются эвакуационные выходы и пути эвакуации.

Эвакуационный выход – это выход, ведущий на путь эвакуации, непосредственно наружу или в безопасную зону.

Эвакуационный путь это – путь движения людей наружу или в безопасную зону.

Количество выходов с каждого этажа из помещения и здания при проектировании принимается по нормам. Длина путей эвакуации предусматривается при проектировании в зависимости от категории по взрывопожарной и пожарной опасности и степени огнестойкости здания по строительным нормам и правилам и/или по нормам пожарной безопасности.

В зданиях и сооружениях (кроме жилых домов), при единовременном нахождении на этаже более 10 человек, должны быть разработаны и на видных местах вывешены планы (схемы) эвакуации людей в случае пожара, знаки пожарной безопасности, указывающие направление движения людей к эвакуационным выходам, а также предусмотрены системы (установки) оповещения людей при пожаре.

Руководитель объекта с массовым пребыванием людей (50 человек и более) в дополнение к схематическому плану эвакуации людей при пожаре обязан разработать инструкцию, определяющую действия персонала по обеспечению безопасной и быстрой эвакуации, по которой не реже одного раза в полугодие должны проводиться практические тренировки всех задействованных в эвакуации работников.

Для объектов с ночным пребыванием людей в инструкции должны предусматриваться два варианта действий: в дневное и ночное время.

Пути эвакуации должны быть свободными для движения людей.

Вопросы, связанные с безопасной эвакуацией людей при пожаре, доводятся до людей при проведении вводного и первичного противопожарного инструктажей на рабочем месте, а также при проведении сходов населения, инструктаже, профилактических работ, бесед на противопожарную тематику и т.д.

Дата создания: 02-02-2018
Дата последнего изменения: 02-02-2018

Добавить комментарий