Как составить план отчета по самообразованию

Консультация для педагогов

Подготовил:

старший воспитатель

МБДОУ ДС №1

Мачинская Т.В.

Тема: «Отчет воспитателя по самообразованию:                                                                      требования, особенности и рекомендации».

На сегодняшний день в нашем обществе впервые за всю его историю можно наблюдать стремительные и глубокие перемены. В корне изменился сам стиль жизни, касающийся образования. Ведь в прежние времена получение одного диплома было достаточным условием для продолжения всей трудовой деятельности человека. Однако на сегодняшний день в нашу жизнь ворвался новый стандарт: «Образование для всех, образование через всю жизнь». Этот принцип особенно касается воспитателей, профессиональной задачей которых является создание всех необходимых условий для формирования личности маленького человека. Достижение этой цели невозможно без самообразования педагога.

Определение понятия. Что такое самообразование?

Под этим термином понимают систематическую самостоятельно организованную познавательную деятельность. Ее основным направлением является достижение поставленных перед собой личностных и общественно значимых целей, которые способствуют удовлетворению познавательных интересов, профессиональных и общекультурных запросов, а также повышению профессиональной квалификации. Только с помощью самообразования может быть сформирован индивидуальный педагогический стиль воспитателя и произойдет осмысление его деятельности.

Уровни самообразования.

 Считается, что организованный самим человеком процесс повышения профессиональных знаний проходит три последовательных этапа:

адаптационный;

проблемно-поисковый;

инновационный.

Каждая из этих ступеней самообразования отличается по своим возросшим качественным показателям. Так, первый уровень характерен для начинающих воспитателей. Его прохождение способствует адаптации к профессии. Что касается проблемно-поискового уровня, то на этом этапе происходит поиск оригинальных методик и эффективных приемов работы. Самая высокая степень развития наблюдается на третьей ступени самообразования. Инновационный уровень предполагает создание педагогом социально значимого продукта своей деятельности, который обладает практической новизной.

Цели самообразования.

 Для чего воспитателю необходимо совершенствование своих умений? Среди целей самообразования этого специалиста можно выделить:

углубление методических знаний;

усовершенствование и расширение методов воспитания и обучения на основе расширения психологического и общепедагогического кругозора;

рост общекультурного уровня специалиста;

овладение современными достижениями передовой педагогической науки и практики.

Направления самообразования.

 В каких областях педагоги, работающие с дошкольниками, могут углублять свои знания? Среди них:

прочтение вновь изданных нормативных документов, касающихся вопросов дошкольного воспитания;

ознакомление с новейшими достижениями физиологии и анатомии, детской психологии и педагогики;

 изучение научно-методической и учебной литературы; ознакомление с инновационной практикой ДОУ;

 изучение новых педагогических технологий и программ;

повышение своего общекультурного уровня.

Темы самообразования.

 Какое конкретное направление является самым важным для воспитателя? Тема, выбранная им для самообразования, непременно должна быть связана с проблемами, решением которых занимается коллектив ДОУ, а также с основными направлениями деятельности детского сада. Это позволит наиболее эффективно решать задачи, стоящие перед учреждением в целом. Тема также должна подбираться с учетом профессионального мастерства и опыта воспитателя. Она должна быть понятна и близка ему. Только в таком случае можно будет получить эффективный результат и раскрыть творческий потенциал педагога. Выбрать тему можно и с учетом существующих рекомендаций. Например, молодым специалистам лучше всего остановиться на вопросах изучения следующей информации:

по формированию основ мастерства педагога;

по осознанию ценностей развития, обучения и личностной модели воспитания;

по повышению конструктивных способностей и умений.

Для тех, кто работает воспитателем более пяти лет, рекомендуется: овладевать способами, позволяющими проектировать воспитательно-образовательные процессы, что позволит повысить их эффективность и качество; формировать умение в осуществлении анализа научно-методической литературы, а также совершенствовать применение на практике полученных знаний и активизировать свои творческие способности.

Более опытным, творчески работающим воспитателям важно следующее: развивать собственные способности в перепроектировании работы с детьми на основе тенденций достижения психологии и педагогической науки, а также социального общественного заказа; проявлять творческий потенциал; пропагандировать собственные достижения; развивать исследовательскую деятельность.

 Если у воспитателя отсутствует образование, то ему рекомендуется рассматривать темы, позволяющие: овладеть методикой работы с дошкольниками; адаптироваться к педагогической деятельности.

Стоит иметь в виду, что научить творчеству невозможно. Однако самообразование способно побудить педагога сделать определенные шаги для профессионального развития. А для контроля данного процесса необходим отчет воспитателя по самообразованию. Этот документ позволит руководству ДОУ оценить работу специалиста и при необходимости оказать ему необходимую методическую помощь.

Как написать отчет воспитателя по самообразованию? Для этого важно придерживаться определенной последовательности подачи информации.

Выбор темы.

 Отчет воспитателя по самообразованию должен включать в себя описание всех этапов данного процесса. Первым из них является выбор темы. На чем он должен быть основан? Тема самообразования находится в кругу профессиональных интересов педагога, а также всего ДОУ. Также она напрямую зависит от уровня его квалификации. Отчет воспитателя по самообразованию в разделе, обосновывающем тему работы, должен также содержать задачи и цель повышения умений и знаний.

Планирование деятельности.

 Отчет воспитателя по самообразованию должен содержать в себе индивидуальный план, в котором описывается, что и в какие сроки важно выполнить, освоить и сделать. Его разработкой педагог занимается в начале года. В это же время со старшим воспитателем оговаривается форма, по которой должен быть предоставлен отчет по самообразованию воспитателя в саду, а также сроки его окончательного составления.

Теоретическое изучение темы.

 Отчет по самообразованию воспитателя в детском саду должен содержать в себе перечень проводимой работы, которая необходима для более эффективного решения стоящей перед педагогом проблемы, а именно по следующему:

знакомству с предметом самообразования и накоплению материала;

 изучению необходимой специальной литературы;

ведению отчетной документации.

Все этапы проделанной работы должен отражать отчет по самообразованию воспитателя в саду. В том числе это может быть указание на участие педагога в ГМО, что позволило ему обогатить опыт работы, а также на посещение семинаров, консультаций и курсов повышения квалификации.

Практическая деятельность.

 Отчет воспитателя по самообразованию должен содержать в себе описание работы по применению знаний, умений и навыков в работе с детьми.

Практическая деятельность состоит в следующем:

в мониторинге по выбранной тематике, который делается в начале и в конце учебного года;

анализе условий, которые необходимы для реализации выбранной темы;

разработке и проведении бесед, образовательных ситуаций, развлечений и праздников;

организации выставок, на которых представлены детские работы;

реализации творческих проектов среди своих воспитанников;

организации кружковой деятельности;

изготовлении атрибутов и пособий, картотек и проч.;

создании для детей современной предметно-развивающей среды.

Подведение итогов.

 Отчет по самообразованию воспитателя ДОУ должен заканчиваться анализом проделанной работы. Это позволит оценить не только эффективность решения задач по устранению той или иной проблемы, но и степень повышения квалификации педагога.

В какой форме должен быть предоставлен отчет воспитателя по самообразованию? Требования руководителя ДОУ будут являться приоритетными в этом вопросе.

 Отчитаться о проведенной работе по самообразованию педагог, помимо составления отчета, может таким образом:

выступая с докладом;

проведя открытые просмотры в ДОУ;

составив презентацию по созданной им в группе развивающей среде и педагогическим наработкам;

опубликовав статью.

Однако стоит помнить о том, что вне зависимости от выбранной темы отчет о самообразовании воспитателя ДОУ не должен представлять собой только красочно поданную информацию. Работа по совершенствованию умений и знаний даст свои положительные результаты только в тех случаях, когда будет вестись планомерно, целенаправленно и систематически. Этот процесс станет предпосылкой для формирования повышения профессионального мастерства и творческой активности каждого из педагогов ДОУ.

На основе отчета воспитателя по самообразованию план по такой работе должен быть составлен для всех специалистов детского сада.

Тема «Развитие речи».

 В качестве образца рассмотрим отчет по самообразованию воспитателя.  

1). В первом разделе данного документа указываются основания, которые послужили для выбора данной темы. Так, отчет по самообразованию воспитателя по развитию речи должен давать разъяснения о том, что в возрасте от 2 до 3 лет этот вопрос становится весьма актуальным. Детки, находящиеся в раннем дошкольном возрасте, нуждаются в проведении с ними работы по всестороннему развитию речи. В это направление входит деятельность по активизации и обогащению словаря ребенка, развитию грамотного построения речи и ее связности.

2). Далее в отчете идет описание основных задач, стоящих перед педагогом, а именно:

обогащение пассивного и активного словаря детей по самым разным лексическим категориям;

расширение и активизация словарного запаса малышей на основе получения знаний и представлений об их ближайшем окружении;

изучение методов, приемов и способов по активизации речевых навыков малышей;

повышение собственного уровня знаний с помощью изучения специальной литературы, а также инновационных технологий и методов современных педагогов в сети Интернет;

объединение усилий педагогов и родителей в решении задач по развитию речи у детей.

Далее указывается изученная воспитателем научно-методическая литература.

3).  После этого отчет воспитателя по самообразованию должен содержать описание проделанной работы с детьми. Это могут быть: наблюдения; игры, в том числе хороводные и словесные, пальчиковые, дидактические и подвижные; чтение художественной литературы; беседы; артикуляционная гимнастика; разучивание песен и стихов.

При проведении кружковой работы с детьми в отчете должна быть описана и она.

4). В заключение необходимо указать на результаты педагогической деятельности. Это повышение речевой активности деток, увеличение их словарного запаса, возникший интерес малышей к общению со сверстниками и с окружающими и т. д. В этом же разделе должно быть указано и на пополнение предметно-развивающей среды группы, повышение уровня компетентности родителей в вопросах, касающихся речевого развития детей.

5). Также в отчете должны быть описаны планы по продолжению работы в данном направлении с учетом применения инновационных методик и использования новинок методической литературы.

Тема «Мелкая моторика».

 Это понятие обозначает точность двигательных способностей рук. Данная функция способствует также и развитию речи ребенка.

Отчет воспитателя по самообразованию «Моторика» должен описывать актуальность темы. Эта функция способствует развитию интеллектуальных способностей малышей. При плохой моторике дети неловко держат карандаш и ложку, не способны самостоятельно застегнуть пуговицу и шнуровать обувь. Им порой трудно работать с пазлами, собрать детали конструкции и т. д.

Также в отчете указывается цель деятельности, которая состоит в развитии координации рук и мелкой моторики. Задачи работы, которые также должны быть описаны в данном документе, состоят в улучшении этих способностей у ребенка.

Далее следует описание форм работы с детьми, а также использованных методов и приемов. Это могут быть физкультминутки и самомассаж кистей рук, лепка фигурок из пластилина и конструирование из бумаги, рисование по трафаретам и дидактические игры, обучение шнуровке и игры с мозаикой, пазлами и т. д.

В заключение отчета должен быть проведен анализ проделанной работы, указано на улучшение моторики у детей. Также должно быть разъяснено и то, что малыши научились лучше понимать явления, происходящие в окружающем мире, легче адаптируются в обществе и практической жизни и стали более уверенными в себе и самостоятельными.

Тема «Игра».

 Данное направление самообразования позволяет более эффективно решать задачи по физическому здоровью дошкольников. И это является основной целью работы педагога.

Отчет по самообразованию воспитателя по игре должен содержать в себе планирование деятельности специалиста, которое осуществляется по следующим направлениям: изучение специальной литературы; проведение работы с детьми; беседы с родителями; самореализация.

 Отчет воспитателя также должен включать в себя описание практической деятельности, проведенной с детьми в течение года. Это может быть: спортивный праздник по тематике «Русские народные игры»; выставка детских работ по теме «Любимые игры»; открытый показ результатов образовательной деятельности; беседа с родителями о роли подвижных игр в жизни ребенка и т. д.

В заключение отчета воспитатель должен указать на успехи физического развития детей, в числе которых улучшение их умения прыгать и бегать, лазить, кидать мяч и т. д.

Использованный источник: 

https://www.syl.ru/article/334134/otchet-vospitatelya-po-samoobrazovaniyu-trebovaniya-osobennosti-i-rekomendatsii

        Отчет
по работе над темой самообразования

Учителя  

Образование    

Категория   

Год обучения на курсах   

1.Общешкольная
тема
:

2. Индивидуальная тема

3.
Когда начата работа над проблемой: Работа по данной теме началась в
20  году (изучается третий год), в настоящее время находится на стадии
применения на уроках.

4.
Когда предполагается закончить работу: отчёт планируется в 20…-20…
учебном году в виде обобщения опыта по данной теме самообразования.

5.
Цели и задачи самообразования по теме:

·        

·        

6.
Основные вопросы, намеченные для изучения:

·       
поиск
занимательных форм работы

·       
чёткий
отбор дидактического материала, выбор методов работы

·       
развитие
фонематического слуха

·       
развитие
орфографической зоркости

7. Литература по теме:

·      
 

·      
 

8. Источники самообразования:

·        
чтение
методической, педагогической предметной литературы

·        
обзор в
интернете информации по данной теме

·        
решение
задач, упражнений, тестов и других заданий по данной теме

·        
посещение
уроков коллег

·        
прохождение
курсов повышения квалификации

·        
проведение
открытых уроков для анализа со стороны коллег

·        
общение с
коллегами в школе, районе, работающих по данной теме

·        
 

·        
9. Практические
выходы
(доклады,
рефераты) результатом работы над своей темой явились:

·        
статья

·        
открытый урок
на тему

·        
выступления
на МО

·        
открытые
воспитательные мероприятия

АЛГОРИТМ

работы
педагога над индивидуальной

научно-методической
темой (проблемой)

1.Выбор темы (проблемы)
индивидуальной научно-методической работы:

   ознакомление с литературой;

   ознакомление с нормативно-правовыми
докумен­тами;

   изучение прогрессивного
педагогического опыта по проблеме исследования.

2.Детальное ознакомление с проблемой
посред­ством литературных источников:

   составление картотеки литературных
источников;

   выписки из литературных источников.

3.Уточнение темы и разработка
предварительного варианта плана индивидуальной научно-методической работы:

   обоснование выбора темы;

   актуальность и новизна;

   выбор адекватных методов и средств
поисковой деятельности;

   формулирование цели и задач работы;

   разработка календарного плана
индивидуальной работы.

     4.Выбор и разработка моделей,
инновационных тех­нологий педагогической деятельности.

     5.Внедрение инноваций в
практику своей педагоги­ческой деятельности.

     6.Анализ и оценка результатов
индивидуального опы­та работы над научно-методической темой (проблемой),
формулирование выводов и предложений.

      7.Литературное оформление
работы, отчёт о полу­ченных результатах перед коллегами.

Самообразовательная работа постепенно
должна перейти в научно-исследовательскую. На основе само­познания, выработки
рефлексивного мышления, умения учиться происходит трансформация развития в само­регулируемую
систему, преобразование устойчивого интереса личности к самообразованию в
постоянную жизненную потребность в самовоспитании, что свиде­тельствует о
достижении оптимального уровня самосо­вершенствования.

Тема, цели, задачи и формы
самообразования

Тема самообразования определяется, исходя из:

1)   методической темы школы;

2) затруднений педагогов;

3) специфики их индивидуальных интересов.

Срок работы над темой определяется индивидуально и
может составлять от 2-х до 
 4-х лет.

Целями
самообразования могут быть:

–     повышение уровня своей
эрудиции, правовой и общей культуры;

–     изучение и внедрение новых
педагогических технологий;

–     изучение и внедрение новых
форм, методов и приемов обучения;

–     совершенствование своих знаний
в области педагогической психологии

При этом цель должна звучать емко,
отражать и уточнять тему самообразования.

Задачи
самообразования
 – это шаги по достижению цели самообразования.

Формы
самообразования учителя

Все формы самообразования можно
условно поделить на две группы:
 индивидуальные и групповые. В
индивидуальной
 форме
инициатором является сам учитель, однако руководители методических и
административных структур могут инициировать и стимулировать этот процесс.
 Групповая форма в виде деятельности
методического объединения, семинаров, практикумов, курсов повышения
квалификации обеспечивает обратную связь между результатами индивидуального
самообразования и самим учителем.

       
 
Памятка в помощь педагогу по организации самообразования

Возможная
проблема

Пути
решения

1. Не могу определиться с темой
самообразования

¨      Выделите из многообразия
проблем вытекающих из результатов диагностического обследования,
наблюдений за детьми, анализа работы и др. ту, которая является для вас
главной и решение которой могло бы дать 
 устойчивые положительные
результаты.

¨      Определите актуальность
данной проблемы, перспективность и практическую значимость для
повышения 
 образовательного процесса. При этом опирайтесь на нормативно – правовые
документы: законы, письма МО РФ, конвенции, целевые программы, а так же
статистические данные.

2. При подборе литературы теряюсь в
ее изобилии, затрудняюсь в правильном выборе

Подбор литературы:

¨      Просмотр и обзор оглавления,
введения, резюме дает общее представление о замысле книги, делает чтение
осмысленным и целенаправленным.

¨      Ответьте на вопросы: что мне
известно по данной теме? Что хотелось бы узнать, исходя из предложенного в
оглавлении содержания?

Составление плана изучения

 конкретной выбранной
литературы

¨      Начните с изучения
традиционных методик по данной проблеме

¨      Включите современные взгляды
на проблему

¨      Используйте опыт работы
других педагогов 

3.  При работе с методической
литературой не могу глубоко осмыслить прочитанный материал

¨      По мере чтения выделяйте
ключевые слова, мысли, суждения.

¨      Записывайте наиболее важные,
на ваш взгляд, 
 в собственной формулировке, используя  различные приемы записи
прочитанного: краткое изложение мысли, факта; обобщение собственных суждений,
выделение главной мысли или выделяйте главное для себя условными символами.

¨      Записывайте вопросы, которые
возникают по мере ознакомления с источниками.

¨      Пользуйтесь справочниками,
словарями, раскрывающими основные термины и понятия.

4. При изучении темы возникает
ощущение, что многое не запоминается.

¨      Составьте план или схему
полученных при изучении материалов.

¨      Представьте, «проиграйте»
возможные ситуации и варианты практических действий.

5. Получен обширный информационный
материал («каша в голове»), теряется значимость информации.

¨      Ответьте на вопросы: какие
основные идеи изложены в пособии? Что мне известно по данной теме? Какие
мысли, суждения могут быть мне полезны в практической работе с детьми.

Самообразование включает в себя несколько этапов:

1.       Выбор направления и темы
самообразования.

2.      Формулирование цели и задач
самообразования.

3.      Определение круга источников
информации.

4.      Выбор формы самообразования.

5.      Составление плана
самообразования.

6.      Определение результата
самообразования.

7.      Анализ и оценка деятельности в
процессе самообразования, подготовка отчета.

8.      Отчёт.

Результаты  самообразования
могут быть следующими:

•      повышение
качества преподавания учебного предмета (указать показатели, по которым будет
определяться эффективность и качество),

•      разработанные
или изданные методические пособия, статьи, учебники, программы, сценарии,
исследования,

•      разработка
новых форм, методов и приемов обучения,

•      разработка
дидактических материалов, тестов, наглядности,

•      выработка
методических рекомендаций по применению эффективных методов, приемов,
технологий обучения, 

•      создание
комплектов методических разработок,

•      обобщение
опыта по исследуемой проблеме (теме).

Критерии оценки эффективности самообразования.

Основными
критериями самообразования учителя являются:

·        эффективность профессиональной
педагогической деятельности (рост качества образовательного процесса,
воспитанности школьников),

·        творческий рост учителя,

·        внедрение новых педагогических
технологий в образовательный процесс.

Показатели эффективности
педагогического само­образования — это прежде всего качество организо­ванного
учителем учебно-воспитательного процесса и профессионально-квалификационный
рост педагога.

Егорова Елена 5.0

Отзыв о товаре ША PRO Анализ техники чтения по классам
и четвертям

Хочу выразить большую благодарность от лица педагогов начальных классов гимназии
«Пущино» программистам, создавшим эту замечательную программу! То, что раньше мы
делали «врукопашную», теперь можно оформить в таблицу и получить анализ по каждому
ученику и отчёт по классу. Великолепно, восторг! Преимущества мы оценили сразу. С
начала нового учебного года будем активно пользоваться. Поэтому никаких пожеланий у
нас пока нет, одни благодарности. Очень простая и понятная инструкция, что
немаловажно! Благодарю Вас и Ваших коллег за этот важный труд. Очень приятно, когда
коллеги понимают, как можно «упростить» работу учителя.

Наговицина Ольга Витальевна 5.0

учитель химии и биологии, СОШ с. Чапаевка, Новоорский район, Оренбургская область
Отзыв о товаре ША Шаблон Excel Анализатор результатов ОГЭ
по ХИМИИ

Спасибо, аналитическая справка замечательная получается, ОГЭ химия и биология.
Очень облегчило аналитическую работу, выявляются узкие места в подготовке к
экзамену. Нагрузка у меня, как и у всех учителей большая. Ваш шаблон экономит
время
, своим коллегам я Ваш шаблон показала, они так же его приобрели. Спасибо.

Чазова Александра 5.0

Отзыв о товаре ША Шаблон Excel Анализатор результатов ОГЭ по
МАТЕМАТИКЕ

Очень хороший шаблон, удобен в использовании, анализ пробного тестирования
занял считанные минуты. Возникли проблемы с распечаткой отчёта, но надо ещё раз
разобраться. Большое спасибо за качественный анализатор.

Лосеева Татьяна Борисовна 5.0

учитель начальных классов, МБОУ СОШ №1, г. Красновишерск, Пермский край
Отзыв о товаре Изготовление сертификата или свидетельства конкурса

Большое спасибо за оперативное изготовление сертификатов! Все очень красиво.
Мой ученик доволен, свой сертификат он вложил в портфолио.
Обязательно продолжим с Вами сотрудничество!

Язенина Ольга Анатольевна 4.0

учитель начальных классов, ОГБОУ “Центр образования для детей с особыми образовательными потребностями г. Смоленска”
Отзыв о товаре Вебинар Как создать интересный урок:
инструменты и приемы

Я посмотрела вебинар! Осталась очень довольна полученной
информацией. Всё очень чётко, без “воды”. Всё, что сказано, показано, очень
пригодится в практике любого педагога. И я тоже обязательно воспользуюсь
полезными материалами вебинара. Спасибо большое лектору за то, что она
поделилась своим опытом!

Арапханова Ашат 5.0

ША Табель посещаемости + Сводная для ДОУ ОКУД

Хотела бы поблагодарить Вас за такую помощь. Разобралась сразу же, всё очень
аккуратно и оперативно. Нет ни одного недостатка. Я не пожалела, что доверилась и
приобрела у вас этот табель. Благодаря Вам сэкономила время, сейчас же
составляю табель для работников. Удачи и успехов Вам в дальнейшем!

Дамбаа Айсуу 5.0

Отзыв о товаре ША Шаблон Excel Анализатор результатов ЕГЭ по
РУССКОМУ ЯЗЫКУ

Спасибо огромное, очень много экономит времени, т.к. анализ уже готовый, и
особенно радует, что есть варианты с сочинением, без сочинения, только анализ
сочинения! Превосходно!

Самообразование воспитателя детского сада — важный аспект профессии. Разбираемся, как выбрать тему и составить план в соответствии с ФГОС.

Какие формы самообразования бывают

Самообразование педагога ДОУ преследует две главные цели

  1. совершенствование собственных методик воспитания и обучения;
  2. создание условий для гармоничного и всестороннего развития детей в группе. 

Воспитатель, который стремится развиваться, не просто заботится о детях. Он анализирует возрастные особенности группы, выявляет проблемы, внедряет на практике новейшие педагогические разработки, организуя учебно-воспитательный процесс с учетом развития технологий и требований общества.

Есть множество форм самообразования педагога ДОУ:

  • анализ своей работы и ее результатов;
  • изучение специализированной литературы — нормативных документов, научных публикаций, методических указаний, профессиональных журналов;
  • освоение новаторских методик, новых педагогических программ в области ДОУ;
  • изучение и систематизация опыта специалистов ДОУ, в т.ч. опыта своих коллег;
  • личное самосовершенствование;
  • участие в тренингах, вебинарах, мастер-классах, семинарах с последующим анализом;
  • повышение квалификации на курсах;
  • разработка собственных программ, методических и дидактических материалов;
  • сотрудничество с родителями — организация совместных кружков, круглых столов и т.д.
  • Не останавливайтесь на какой-то одной форме самообразования — комбинируйте их, чтобы добиться по-настоящему вдохновляющих результатов.

Как выбрать тему для самообразования

Педагог ДОУ сам выбирает тему, в которой будет совершенствоваться. Главное — получить конкретный результат, который повысит качество воспитательно-образовательного процесса. 

Важный критерий выбора темы — проблемы в группе, с которой вы работаете. Кроме того, если вас беспокоит недостаток опыта или знаний в определенной области, вы можете заполнить пробелы благодаря самообразованию.

Есть и другие критерии, которые влияют на выбор темы:

  • особенности вашего опыта работы;
  • личная тяга к определенным идеям, желание творческого развития в конкретном направлении;
  • повестка дня — что интересует родителей, детей, коллег, руководство в вашем дошкольном учреждении;
  • актуальность темы, ее соответствие требованиям современного общества;
  • доступность — и у вас, и у детского сада, в котором вы работаете, есть ресурсы на реализацию программы;
  • измеряемость и конкретность — по теме можно поставить определенные задачи и решить их в поставленные сроки.

Как педагогу ДОУ выстроить работу по самообразованию

Процесс самообучения воспитателя детского сада можно разбить на три этапа

  1. подготовка и планирование, 
  2. освоение теории и практика, 
  3. отчет и анализ.

Август — сентябрь: подготовка

На этом этапе воспитатель составляет годовой план по самообразованию, список научно-методической литературы, знакомится с работами других педагогов — иными словами, погружается в учебную деятельность.

  • Рекомендуем завести методическую папку для полезных статей, конспектов, отчетов с мероприятий и других материалов по теме вашего исследования, чтобы они всегда были под рукой. 

Как составить план по самообразованию

Воспитатель выбирает тему. В пояснительной записке аргументирует ее актуальность, конкретизирует проблематику, формулирует цели и задачи исследования. Подбирает источники, определяет формы работы.

Обычно план составляется на год, но вы можете выбрать целый комплекс тем и рассматривать их из года в год в зависимости от актуальности, обеспечивая тем самым принцип непрерывности и раскрывая темы широко и подробно. 

На титульном листе укажите:

  • название документа,
  • ФИО,
  • должность,
  • номер группы,
  • название дошкольного учреждения,
  • тему.

Сам план работы целесообразно представить в виде таблицы, где расписать: 

  • сроки реализации,
  • форму мероприятий,
  • темы занятий,
  • содержание,
  • оборудование,
  • форму отчета,
  • ожидаемые результаты и т.д.

Сентябрь — апрель: освоение теории и практика

Воспитатель изучает научные, методические, дидактические материалы, конспектирует статьи, составляет обзоры и картотеки методов и приемов.

Строите карьеру и мечтаете о повышении?

Курсы для педагогов ДОУ

Учиться

На основе полученных знаний проектирует собственную программу и методики и внедряет свои педагогические разработки в практическую деятельность. 

  • Всю проделанную работу также фиксируйте в методической папке. Не забудьте добавить в нее сертификаты о прохождении курсов повышения квалификации и участии в вебинарах.

Конец учебного года: отчет и анализ

Финальный этап — отчет и анализ. Воспитатель оценивает результаты реализации плана, систематизирует полученные опыт и знания, делает выводы.

Формы отчета по самообразованию

Отчет по теме можно представить в следующих формах:

  • фото- и видеоотчеты для ознакомления родителей, коллег или руководства;
  • открытое занятие — дважды в год: в начале и в конце учебного года;
  • мастер-класс — эта форма позволяет наглядно продемонстрировать не только результаты, но и методы и приемы работы, а также передать профессиональный опыт;
  • выступления на совещаниях, конференциях, педагогических советах предполагают анализ проделанной работы и ее результатов;
  • публикации в СМИ, интернете, печатных изданиях;
  • участие в конкурсах и т.д.
  • Эти формы отчетности можно использовать и на других этапах, если есть необходимость и/или желание самого педагога.

Как выбрать тему самообразования по ФГОС

Самообразование педагога ДОУ затрагивает не только его интересы, но и интересы группы. Тема должна быть направлена на развитие дошкольников и учитывать их культуру, образовательные потребности, возраст и т.д. 

  • Проще всего ориентироваться на ФГОС ДО — так тема вашего исследования будет коррелировать с государственными нормами, кроме того, не придется беспокоиться о ее актуальности.

Согласно ФГОС дошкольник должен развиваться в следующих направлениях:

  1. Социально-коммуникативное развитие — адаптация ребенка в обществе, становление коммуникативных процессов и взаимодействия со сверстниками и родителями и т.д. 

Примерные темы для самообразования воспитателя:

  • Игра как средство общения дошкольников.
  • Развитие коммуникативных способностей у детей старшей группы.
  • Роль семьи в развитии коммуникативных навыков дошкольника.
  • Социализация дошкольников младшей группы через сюжетно-ролевую игру. 
  • Развитие эмоционального интеллекта у дошкольников.
  1. Познавательное развитие — развитие у ребенка когнитивных способностей, любознательности и интереса к окружающему миру, формирование первичных представлений о себе, природе, семье, других людях и т.д.

Темы этого направления

  • Развивающие игры как средство формирования познавательных способностей. 
  • Практика геймификации учебного процесса. 
  • Экологическое воспитание в дошкольном учреждении.
  • Духовно-нравственное воспитание детей.
  • Технология проектной деятельности в ДОУ.
  • Формирование культурных ценностей через русские народные сказки.

Вебинар по геймификации

Как сделать занятия с детьми незабываемыми

Бесплатно

  1. Речевое развитие — становление речи ребенка, воспитание культуры речи, знакомство с литературой.

Примерные темы:

  • Развитие речи у детей через пальчиковые игры.
  • Развитие речи через уроки риторики и речевой этикет.
  • Сказкотерапия как инструмент становления речи дошкольника.
  • Всестороннее развитие детей через знакомство с художественной литературой.
  1. Художественно-эстетическое развитие — развитие ценностно-смыслового восприятия и понимания искусства, формирование интереса к творчеству.

Список примерных тем:

  • Художественно-эстетическое воспитание посредством дидактических игр.
  • Использование разнообразных техник рисования для развития творческих способностей дошкольников.
  • Театр как инструмент развития ценностно-смыслового восприятия.
  • Развитие творческих способностей дошкольников через создание аппликаций.
  1. Физическое развитие — получение опыта двигательной деятельности, улучшение физических качеств. 

Примерные темы:

  • Оздоровительная гимнастика после дневного сна.
  • Методика формирования правильной осанки у дошкольников.
  • Подвижные игры как инструмент развития физических способностей у дошкольников.
  • Физкультурно-оздоровительная работа с детьми. Здоровьесберегающие технологии.

Корректируйте темы в зависимости от вашего опыта или возраста группы, с которой вы работаете. 

Отчет по самообразованию воспитателя

Самородиной Н.В.

за 2021 -2022 учебный год

Я, Самородина Н.В, работаю во 2 мл. «А» группе.

МБДОУ № 6 «Радуга», с. Троицкое.

Образование – среднее-специальное.

Педагогический стаж – 19 лет.

Стаж работы в МБДОУ – 11 лет.

Стаж работы в занимаемой должности – 10 лет.

Квалификационная категория – соответствие занимаемой должности.

 Тема самообразования:“Формирование у дошкольников способностей к самообслуживанию”

 Целью моей работы по самообразованию в 2021 – 2022 году было:

Формирование простейших навыков самообслуживания, воспитание

основ гигиенической культуры.

В   процессе самообразования я решала следующие задачи:

Поддерживать стремление к самостоятельности при овладении навыками самообслуживания.

Обучить выполнять доступные возрасту гигиенические процедуры и в детском саду и дома;

Научить соблюдать самостоятельно или после напоминания взрослого элементарные правила поведения во время еды, умывания;

Формировать элементарные представления о необходимости соблюдения правил гигиены в повседневной жизни в детском саду и дома;

Научить замечать непорядок в одежде и устранять его при небольшой помощи взрослых;

Воспитать интерес к участию в играх, направленных на формирование культурно-гигиенических навыков.

Активно взаимодействовать с родителями по вопросам воспитания культурно-гигиенических навыков;

Побуждать детей оказывать помощь взрослым, выполнять элементарные трудовые поручения

Актуальность 

В воспитании навыков самообслуживания заложен глубокий нравственный смысл, так как они развивают у малыша способность к усилию, которое в будущем явится необходимым условием трудового воспитания ребенка.
В процессе повседневной работы с детьми необходимо стремиться к тому, чтобы выполнение правил личной гигиены стало для них естественным, а

гигиенические навыки с возрастом постоянно совершенствовались и это

продиктовано не только правилами гигиены, но и нормами человеческих

отношений.

В процессе работы по самообразованию, я изучила следующую литературу:

1. Афонькина Ю. А. Урунтаева Г. А. Как приобщить малыша к гигиене и самообслуживанию, 1997- 125с

2. Белостоцкая Е. М., Виноградова Т. Ф. и др. Гигиенические основы воспитания детей от 2 до 7, 1991.

3. Бондаренко А. К. Дидактические игры в детском саду, 1991-126с

4. Зебзеева В. А. Организация режимных процессов в ДОУ, 2007-80с

5. Конина Е.Ю. Формирование культурно-гигиенических навыков у детей. Игровой комплект.- Айрис-пресс, 2007 -12с

6. Урунтаева Г. А., Афонькина Ю. А. Как приобщить малыша к гигиене и самообслуживанию, 1997-80с

7. Задворина Л. Д. Развитие навыков трудовой деятельности у детей.-: 2004.- 126 с.

После изучения методической литературы по данной теме я провела мониторинг по выявлению уровня сформированности творческих способностей

       По итогам мониторинга было выявлено из 26 воспитанников:

высокий уровень имеет 8 ребенок

средний уровень имеют 18 детей

     Тему самообразования применяла во всех видах детской деятельности: 

Игровая

Познавательная

Коммуникативная

Продуктивная

Двигательная

Трудовая

Художественно-эстетическая

Использовала следующие методы и приемы:

– показ

– объяснение

– беседа

– рассказ

– сказка

– рассматривание иллюстраций

– игра

Также я проводила работу с родителями:

– консультации

– индивидуальные беседы

В конце года по итогам мониторинга выявлено:

20 детей имеют высокий уровень

6 –средний

Поэтому можно сделать вывод, что создание предметно-развивающей среды способствовало развитию культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания у детей. Систематическое использование игр и упражнений, способствовало развитию самостоятельности. Взаимодействие воспитателя и родителей также способствовало формированию у детей навыков к самообслуживанию.

Таким образом, в результате реализации плана работы по самообразованию дети:

Научились выполнять доступные возрасту гигиенические процедуры и в детском саду и дома;

Научились соблюдать самостоятельно или после напоминания взрослого элементарные правила поведения во время еды, умывания;

Научились замечать непорядок в одежде и устранять его при небольшой помощи взрослых;

Дети стали оказывать помощь взрослым, выполнять элементарные трудовые поручения

План самообразования педагога

МБДОУ № 6 «Радуга» с. Троицкое

Самородиной Н.В.

Тема:

“Формирование у дошкольников способностей к самообслуживанию”

на 2021-2022 учебный год

Актуальность выбранной темы

В воспитании навыков самообслуживания заложен глубокий нравственный смысл, так как они развивают у малыша способность к усилию, которое в будущем явится необходимым условием трудового воспитания ребенка.
В процессе повседневной работы с детьми необходимо стремиться к тому, чтобы выполнение правил личной гигиены стало для них естественным, а

гигиенические навыки с возрастом постоянно совершенствовались и это

продиктовано не только правилами гигиены, но и нормами человеческих

отношений.

Цель: Формирование простейших навыков самообслуживания, воспитание

основ гигиенической культуры.

Задачи:

– поддерживать стремление к самостоятельности при овладении навыками самообслуживания.

– обучить выполнять доступные возрасту гигиенические процедуры и в детском саду и дома;

– научить соблюдать самостоятельно или после напоминания взрослого

элементарные правила поведения во время еды, умывания;

– формировать элементарные представления о необходимости соблюдения

правил гигиены в повседневной жизни в детском саду и дома;

– научить замечать непорядок в одежде и устранять его при небольшой помощи взрослых;

– воспитать интерес к участию в играх, направленных на формирование

культурно-гигиенических навыков.

– активно взаимодействовать с родителями по вопросам воспитания культурно-гигиенических навыков;

– побуждать детей оказывать помощь взрослым, выполнять элементарные трудовые поручения

План работы на год

Раздел

Сроки

Содержание работы

Изучение методической литературы

Сентябрь – май

1. Афонькина Ю. А. Урунтаева Г. А. Как приобщить малыша к гигиене и самообслуживанию, 1997- 125с 2. Белостоцкая Е. М., Виноградова Т. Ф. и др. Гигиенические основы воспитания детей от 2 до 7, 1991. 3. Бондаренко А. К. Дидактические игры в детском саду, 1991-126с

4. Зебзеева В. А. Организация режимных процессов в ДОУ, 2007-80с

5. Конина Е.Ю. Формирование культурно-гигиенических навыков у детей. Игровой комплект.- Айрис-пресс, 2007 -12с

6. Урунтаева Г. А., Афонькина Ю. А. Как приобщить малыша к гигиене и самообслуживанию, 1997-80с 7.Задворина Л. Д. Развитие навыков трудовой деятельности у детей.-.: 2004.- 126 с.

Работа с детьми

Сентябрь

Сбор информации по данной теме.

Изучение информации по данной теме.

Д/и «Покажем кукле как нужно правильно держать ложку»

Цель: Прививать элементарные культурно-гигиенические навыки

Октябрь

Д/и «Оденем куклу на прогулку»

Цель: на примере игрушечного персонажа учить доставать из

Шкафа уличную одежду.

И/ ситуация «Водичка-водичка».

Цель: Учить брать мыло из мыльницы, с помощью взрослых намыливать руки, класть мыло на место, тереть ладошки друг о друга, смывать мыло, знать местонахождение своего полотенца, с помощью взрослого вытирать руки, приучать пользоваться носовым платком.

Д/у «Как мы моем ладошки и отжимаем ручки».

Цель: Обучать детей, не обливаясь, с помощью взрослого мыть лицо и руки; самостоятельно вытирать их только своим полотенцем и знать его место. Использовать процесс умывания для развития речи и ориентировки в пространстве.

Чтение потешеки «Водичка-водичка..», «Гуси-лебеди летели..»

Рассматривание картинок:

«Как дети моют ручки», «Мама моет дочку»

Ноябрь

Игры детей в кукольном уголке с предметами гигиенического ухода.

Цель: Научить детей самостоятельно снимать одежду, обувь

Игровая ситуация «Маша обедает» Цель: Учить правильно пользоваться столовой и чайной ложками, вилкой,

салфеткой

Чтение потешеки «Кисонька мурысонька»,

З.Александрова «Вкусная каша»

Декабрь

Игровая ситуация «Застегни пуговичку».

Цель: Учить расстёгивать застёжки пуговицы, упражнять в использовании других видов застёжек. Учить надевать обувь, с помощью взрослого застёгивать куртку, вешать в шкаф одежду. При раздевании перед сном снимать платье или рубашку, затем обувь, учить правильно снимать колготки, вешать одежду на стул. Продолжать приучать правильно вести себя в раздевалке.

Январь

Д/ и «Чашки – ложки»

Цель: познакомить детей с предметами сервировки (ложка, чашка, тарелка) .

Игровая ситуация «Как и когда мы пользуемся салфеткой»

Цель: закреплять умение пользоваться салфеткой по мере необходимости

Февраль

Д/ и «В страну вежливых слов»

Цель: Учить детей благодарить взрослых, сверстников за оказанную помощь, вежливо выражать свою просьбу, не вмешиваться в разговор старших, не перебивать говорящего.

Чтение стихотворения Н. Найденова «Наши полотенца»

Цель: Закреплять умения пользоваться полотенцем, вешать его на свое место

Март

Игровая ситуация «Каждая ножка – в свой домик»

Цель: учить ребенка самостоятельно надевать колготки. Фиксировать внимание ребенка на последовательности действий и способах контроля. Вызвать у малыша положительные эмоции, связанные с достижением успеха в деятельности по самообслуживанию.

Чтение стихотворения М. Тумановой «Учусь одеваться»

Цель:Формировать простейшие навыки самообслуживания

Апрель

И/у «Найди свой шкафчик»

Цель: знакомить с назначением и способами использования шкафчика для одежды; формировать умение ориентироваться в предметном пространстве; обогащать и активизировать словарь: шкафчик, дверца, полочка, открыть, закрыть, положить, сложить, повесить.

Чтение стихотворения «Раздеваемся с прогулки»

Цель:Формировать простейшие навыки самообслуживания

Май

Игра – занятие «Уложим куклу Катю спать»

Цель: познакомить детей с новой игровой цепочкой действий: положить матрац на кровать, застелить простынкой, положить подушку, уложить куклу головой на подушку, накрыть одеялом;

учить ласково обращаться с куклой.

Игровая ситуация «Мы теперь умеем сами на прогулку одеваться»

Цель: Закрепить последовательность и способы рационального выполнения действий. Закрепить названия предметов, умение предложить помощь, поблагодарить.

Чтение стихотворения Л.Дьяконова «Помогать я буду всем»

Цель:Формировать простейшие навыки самообслуживания

Сюжетно-ролевая игра «Семья»

Цель: совершенствовать навыки, полученные в течение года

Работа с семьёй

Сентябрь

Консультация для родителей «Что должен уметь ребёнок 3-4 лет»

Октябрь

Консультация для родителей «Кризис трех лет»

Ноябрь

Консультация для родителей «Формирование КГН у детей 3-4 лет»

Февраль

Консультация для родителей «Как привить самостоятельность»

Март

Консультации для родителей

«Как ухаживать за молочными зубами»

Апрель

Консультация для родителей

«Как правильно одевать ребёнка на прогулку»

Май

Консультация для родителей
“Труд в жизни ребенка”

Самореализация

февраль

Стендовый материал

февраль

Презентация или мастер-класс

Май

Отчёт по теме самообразования.

Задачи на следующий год:

1. Продолжать поддерживать стремление к самостоятельности при овладении навыками самообслуживания

2. Продолжать формировать элементарные представления о необходимости соблюдения правил гигиены в повседневной жизни в детском саду и дома

3.Продолжатьактивно взаимодействовать с родителями по вопросам воспитания культурно-гигиенических навыков;

4. Продолжать побуждать детей оказывать помощь взрослым, выполнять элементарные трудовые поручения

Добавить комментарий