Как составить план ответа по обществу

Несмотря на популярность, ЕГЭ по обществознанию считается одним из самых сложных. Чтобы сдать его на высокий балл, необходимо владеть огромным количеством знаний в абсолютно разных областях. При этом наибольшее количество ошибок приходится на вторую часть, а конкретно 28 задание ЕГЭ: обществознание как предмет включает пять больших блоков, все знания в рамках которых необходимо показать в плане.

28 задание: как решать ЕГЭ по обществознанию

Что из себя представляет 28 задание?

28 задание ЕГЭ (обществознание) — это задание на составление плана, в котором нужно будет по пунктам разносторонне и глубоко раскрыть предложенную тему. В отличие от эссе, здесь не получится проиллюстрировать свои мысли и тем самым убедить эксперта.

В плане все зависит от владения теорией. Она подается поэтапно, логично и структурировано в виде пронумерованного списка. Так, ответ на 28 задание ЕГЭ (обществознание) должен состоять минимум из трех конкретных пунктов плана с подпунктами (три и более, если понятие позволяет). При этом они должны быть корректно сформулированы.

Критерии оценки ответа на задание 28

Для эксперта разделены критерии, по которым проверяется 28 задание ЕГЭ: обществознание, то есть теория, проверяется отдельно, корректность формулировок — отдельно. За детализацию и раскрытие темы можно получить максимум три балла, за корректность — один, при этом он не может быть поставлен, если содержание оценено на ноль.

Чтобы получить три балла за содержание нужно:

  • написать три пункта плана, из которых минимум два попадают в ключи;
  • расписать минимум два пункта (приводится от трех подпунктов в каждом, если это возможно).

Если в ключи попадают два пункта, но детализирован (приведено три и более подпунктов) только один из них, то можно рассчитывать на два балла. Если в плане представлен только один из ключевых пунктов (при этом, он должен быть детализирован), то выпускник получает один балл. В любом другом случае план обнуляется.

Чтобы получить балл за корректность достаточно изъясняться точно, понятно и правильно с обществоведческой точки зрения (верно использовать терминологию, названия и пр.), соблюдать структуру плана.

Как составить план для 28 задания ЕГЭ по обществознанию правильно

При написании ответа нужно помнить несколько простых правил:

  1. Части плана должны выглядеть как пункты нумерованного списка, то есть не стоит записывать подпункты в одну строчку, они должны быть расположены столбиком с маркерами (например, буквами, цифрами, черточками, точками и др.).
  2. Подпунктов должно три и больше, если это не противоречит сущности понятия (так, например, элементов социального контроля существует всего два, поэтому в таком пункте плана больше двух подпунктов привести не получится).
  3. При этом, нужно помнить, что абстрактные пункты, вроде «понятие», «введение», «заключение» и т.п., засчитаны в ответе на 28 задание ЕГЭ (обществознание) не будут, а третий и последующий пункты плана не обязаны попадать в ключи, но должны раскрывать тему.
  4. Если в пункте может быть приведено пять и более подпунктов, то указываются первые три из них, а потом ставится «и др.». Если же предусмотрено только два-четыре подпункта, то их нужно приводить все.

Примеры планов

План лучше всего строить с помощью детализированных пунктов.

Так выглядит пункт, для которого предусмотрены только два-четыре элемента:

  1. Критерии стратификации:
    1. Престиж.
    2. Доход.
    3. Образование.
    4. Власть.

А так должны быть записаны пункты, в которых предполагается большее количество элементов:

  1. Социальная мобильность:
    1. Вертикальная и горизонтальная.
    2. Диктуемая и добровольная.
    3. Межпоколенная и внутрипоколенная и др.

В целом, идеальный ответ на 28 задание ЕГЭ (обществознание) должен быть составлен из 5-6 таких детализированных пунктов. Образцы планов, написанных на максимальный балл, можно найти здесь.

28 задание: все секреты ЕГЭ по обществознанию

Как решать 28 задание ЕГЭ по обществознанию

При написании плана можно руководствоваться логикой представления доклада:

  • в первую очередь доклад начинают с определения понятия, это можно не прописывать, но для себя назвать стоит,
  • исходя из определения задать себе два главных вопроса (чаще всего это критерии или причины и механизм работы (например, исторические типы)),
  • привести еще пункты, которые помогут раскрыть тему.

Таким образом, несмотря на строгость критериев, написать 28 задание ЕГЭ (обществознание) на максимальный балл более чем возможно. Для этого необходимо иметь обширные знания теории в рамках всех пяти блоков обществознания, а также понимать критерии оценивания и логику построения ответа.

Статистика по данному заданию не утешительная: лишь около 30% учеников справляются с ним, и не более 20% учеников справляются с ним на высший балл.

Тем не менее, и в этом задании можно пошагово разобраться и увидеть некую структуру.

Начнём. Возьму для примера задание №24 из демоверсии ЕГЭ по обществознанию 2022 года:

задание №24 из демоверсии ЕГЭ по обществознанию 2022 года
задание №24 из демоверсии ЕГЭ по обществознанию 2022 года

Классически, подчеркиваем в тексте задания главное:

Шаблон написания задания №24 (план) по обществознанию (часть 1)

В принципе, задание не сложное, если:

1. Знать шаблон написания;

2. Знать теорию обществознания по этой теме.

Начнём с шаблона. Чаще всего он выглядит так:

I. Понятие чего-либо (раскрывать само определение понятия не нужно), так же как и нельзя заменять слово «Понятие» на слово «Определение».

II. Виды чего-либо:

III. Функции чего-либо:

IV. Роль чего-либо в чем-либо (не раскрывается на подпункты);

V. Тенденции развития чего-либо (не раскрывается на подпункты).

*Пункты IV и V не несут смысловой нагрузки и пишутся, как правило, для “закругления” темы, чтобы план не выглядел недописанным.

Бывает, что тема требует боле полного раскрытия смысла. Тогда шаблон плана может выглядеть вот так:

I. Понятие чего-либо.

II. Признаки чего-либо:

III. Черты чего-либо как социального института:

IV. Виды чего-либо:

V. Функции чего-либо:

VI. Роль чего-либо в чем-либо (не раскрывается на подпункты);

VII. Тенденции развития чего-либо (не раскрывается на подпункты).

Попробуем раскрыть эту тему сначала по первому, а затем по второму шаблону.

Итак, первый шаблон:

I. Понятие политической партии.

II. Виды политических партий:

– либеральные, консервативные, социалистические и т.п.;

– кадровые, массовые;

– правящие, оппозиционные;

– легальные, нелегальные.

III. Функции политических партий:

– представительство интересов различных социальных групп;

– участие в выборах;

– политическая социализация граждан.

IV. Роль политических партий в современном демократическом обществе;

V. Тенденции развития политических партий в современном мире.

В принципе, этого достаточно, задание выполнено.

Тогда в каких случаях нам может понадобиться второй шаблон?

В том случае, если задание звучит не просто как план по теме «Политические партии», а как «Политические партии как социальный институт».

Тогда план может выглядеть вот так:

I. Понятие политической партии.

II. Признаки политической партии как общественной организации:

– наличие устава;

– наличие программы;

– наличие структурированной организации.

III. Черты политической партии как социального института:

– иерархичность;

– нормативность;

– система статусов и ролей.

IV. Виды политических партий:

– либеральные, консервативные, социалистические и т.п.;

– кадровые, массовые;

– правящие, оппозиционные;

– легальные, нелегальные.

V. Функции чего-либо:

– представительство интересов различных социальных групп;

– участие в выборах;

– политическая социализация граждан.

VI. Роль политических партий в современном демократическом обществе;

VII. Тенденции развития политических партий в современном мире.

*Именно пункт про черты социального института является самым провальным, про него просто всегда забывают. Но, если его нет, то тема не раскрыта до конца, и максимальный балл уже не получить.

* В задании из демоверсии этого не требовалось.

Ну что ж, настало время свериться с ответами составителя:

ответ на задание из демоверсии
ответ на задание из демоверсии
ответ на задание из демоверсии
ответ на задание из демоверсии

Ответ составителя кажется максимально полным. Но так и должно быть.

Важная для нас информация находится под ответом:

Не все пункты плана обязательные, достаточно минимум 2-х основных пунктов. А вот какие пункты особенно важны для раскрытия данной темы, Вам уже должна подсказать смекалка и чутьё.

Запомнить:

– нельзя делать подпункты в подпунктах (если что-то в подпункте нужно конкретизировать, используем для этого скобочки, как это сделал составитель);

– приводить в первом пункте «Понятие» определение этого понятия не нужно;

– не стремимся написать мини-план, в котором только 3 пункта из которых 2 детализированы, это минимальное требование. Есть темы, где в 3 пункта не уложиться, тема будет не раскрыта, и вы потеряете баллы.

Продолжение статьи

Разбираем задание на составление сложного плана развернутого ответа по конкретной теме обществоведческого курса.

Выполнение этого задания предполагает:

1) корректность формулировок пунктов плана с точки зрения их соответствия заданной теме;
2) полноту отражения основного содержания в плане;
3) соответствие структуры предложенного ответа плану сложного типа;

Основным условием выполнения данного задания является системное, глубокое, достаточно объемное и разностороннее знание темы, требующее привлечения обществоведческого материала, а также знаний из смежных учебных дисциплин и, по возможности, оперативных знаний, получаемых из СМИ.

При выполнении заданий выпускникам предстоит:

а) с одной стороны, в заданной формулировке темы обнаружить известный им содержательный материал;
б) с другой стороны, выстроить логику презентации знания по теме в виде пунктов сложного плана;

При составлении сложного плана можно воспользоваться следующими рекомендациями:

1) представьте содержание обществоведческого курса, раскрывающее данную проблему;
2) разделите это содержание на смысловые части, выделив в каждой из них главную мысль;
3) озаглавьте каждую часть;
4) в каждой части выделите несколько положений, развивающих главную мысль;
5) проверьте, не совмещаются ли пункты и подпункты плана, связан ли последующий пункт плана с предыдущим, полностью ли отражено в них основное содержание темы;
6) в случае необходимости внесите корректировки;
7) помните, что план должен охватывать основное содержание темы;
8) в заголовках (пунктах или подпунктах плана) нежелательно повторять сходные формулировки.

Есть ли модель для составления плана?

Главное – мысленно представить изученный материал и последовательно изложить содержание предложенной темы.

Помните, что всё зависит от предложенной Вам темы. Некоторые ниже перечисленные пункты могут к каким-то темам и не подойти. Я попыталась написать только общую схему, которая сможет помочь Вам при составлении плана.

1. Сначала необходимо обозначить предмет предложенной темы. Для этого существует несколько вариантов. Например:

1) Что такое…
2) Понятие…
3) Определение…

2. Затем, если возможно, выделите следующие моменты:

1) Причины возникновения (появления, развития)…
Этот пункт можете детализировать в отдельных подпунктах, перечислив эти самые причины.

2) Подходы к определению понятия… (сущности…). Например:
– Теории происхождения…
– Взгляды мыслителей на…
Этот пункт можете детализировать в отдельных подпунктах, перечислив эти самые подходы.

3. Далее выделите характерные черты (признаки; особенности; главные элементы и т.п.)…
Этот пункт можете детализировать в отдельных подпунктах, перечислив эти самые характерные черты (признаки; особенности главные элементы и т.п.).

4. Функции…
Этот пункт можете детализировать в отдельных подпунктах, перечислив эти самые функции.

5. Типы (виды, формы, структура, классификации, критерии, факторы)…
Этот пункт можете детализировать в отдельных подпунктах.

6. Значение (роль, последствия, тенденции, цель)…

7. Особенности (проблемы, традиции и т.п.)… в современном обществе (мире).

8. Пути решения

Лучше детализировать в отдельных подпунктах где-то 2-4 пункта.

Примеры задания С8

1) Вам поручено подготовить развернутый план по теме “Биологическое и социальное в человеке”. Составьте план, в соответствии с которым вы будете освещать эту тему.

2) Для выступления на семинарском занятии вам нужно подготовить развернутый ответ на тему “Межличностные конфликты и способы их разрешения”. Составьте план, в соответствии с которым вы будете освещать эту тему.

3) Вы являетесь участником конкурса научно-исследовательских работ старшеклассников с докладом на тему “Многовариантность и движущие силы развития общества”. Составьте план, в соответствии с которым вы будете освещать эту тему.

Более 600 планов для задания С8 →

Написание развернутого плана по
обществознанию.

Существуют несколько форм написания плана,
и вот некоторые из них:

Назывная форма

1.Понятие…….

2.Форма………

А)

Б)

В)

3.
Виды……

А)

Б)

В)

4.Признаки
….

А)

Б)

В)

5.
Функции….

А)
интеграционная

Б)
информационная

В)
гуманистическая

Г)
транслирующая

6.
Роль (значение)……..

Данный
список универсальный и подходит для любой отрасли

Вопросная форма

1.Что
такое…..?

2.Какие
бывают формы….?

А)….

Б)…

В)….

3.Какие
существуют виды…..?

А)….

Б)…

В)…..

4.Какими
признаками обладает ……?

А)….

Б)….

В)…..

5.Какие
существуют функции….?

А)
интеграционная

Б)
информационная

В)
гуманистическая

Г)
транслирующая

6.Какова
роль (значение)…… ?

Также существует тезисная форма, при
которой  каждый пункт плана подробно расписывается, но я его не рекомендую
использовать, т.к. это занимает много времени, при условии что у вас на ЕГЭ
время ограниченно.

Используя образцы, составьте в
соответствии с ними развернутый план.

1.Понятие 
«мировая торговля»

2.Формы
мировой торговли

А)оптовая

Б)
частная

3.
Виды мировой торговли

А)
межгосударственные

Б)
в рамках объединений ( СНГ, ЕС)

4.
Признаки мировой торговли

       
А) носит мировой характер

      
Б) осуществляется в интересах государства

5.Функции
мировой торговли

А)
интеграционная

Б)
информационная

В)
гуманистическая

Г)
транслирующая

6.
Значение мировой торговли в экономике

Как писать планы развернутого ответа по обществознанию ЕГЭ

В экзамене по обществознанию в  28 задании сдающим предлагают написать план развернутого ответа на предложенную тему. Многие не понимают суть задания. Однако понять суть не самое сложное в этом задании, самое сложное дать полноценный ответ, ибо он  требует максимального знания теории.

Итак, от Вас требуется написать план ответа на предложенную тему. чтобы понять суть задания, перефразирую его. Вас  просят составить оглавление к теме,  проще говоря, содержание книги, лекции (как угодно) по заявленной теме. Справится с этим заданием возможно лишь зная теорию по обществознанию, понимаю структуру той или иной лекции.

 Постараемся Вам помочь  в оформлении этого задания.
План должен минимум состоять из 3-х пунктов, два из которых должны быть раскрыты в подпунктах (идеальный вариант 5-8 пунктов). Пункты мы пишем арабскими цифрами, подпункты оформляем русскими буквами.

Первым пунктом отражаем понятие главного термина в заявленной теме.
На примере, рассмотрим план на тему “Общество как динамическая система”. Главный термин здесь общество. Следовательно первый пункт будет выглядеть так:
1. Понятие общества.

Вторым пунктом могут идти признаки главного термина (обязательно расписывать все известные Вам признаки, ибо не написав один из них, это будет означать для проверяющего лишь одно, Вы не знаете этот признак).
2. Признаки общества:
а) целостность;
б) открытость;
в)  устойчивость;
г) динамичность.

Третьим пунктом можно расписать функции:
3. Функции общества:
а) производственная;
б) репродуктивная;
в) социализирующая;
г) регулирующая.

Четвертым пунктом можно расписать виды предмета повествования, однако в нашем примере мы этого делать не будем, так как нам надо расписывать общество в узко-направленном русле – динамическая система. Общество как систему характеризует наличие связанных между собой подсистем (сфер) общественной жизни о них и будем писать в заявленном плане.
4. Подсистемы общества:
а) экономическая;
б) политическая;
в) социальная;
г) духовная.

Пятым – седьмой пункт должен включать в себя всю остальную информацию относительно заявленной темы. В нашем примере, мы покажем динамичность общественной системы через общественные процесс и его направления.
5. Общественный процесс и его виды:
а) прогресс;
б) регресс.
6. Формы общественных изменений:
а) революция;
б) реформа;
в) эволюция;
г) модернизация.

Последним пунктом рекомендую Вам отражать роль заявленной темы в современном обществе.
7. Роль общества как системы в жизни человека.

Планы по многим темам обществоведческого курса Вы можете посмотреть здесь.

Добавить комментарий