Как составить план ответа по теме урока

Обновлено: 15.05.2023

2. Определите тему, основную мысль, основной тон вашего высказывания.

3. Соберите или отберите необходимый материал.

4. Решите, какой тип речи будет преобладать в вашем высказывании (пове­
ствование, описание, рассуждение). Почему?

5. Определите возможный стиль вашего высказывания (разговорный, пуб­
лицистический, научный, официально-деловой).

6. Составьте план.

7. Проговорите свое высказывание перед зеркалом, следя за тоном, логиче­
скими ударениями, темпом речи, громкостью голоса, жестами, мимикой.

8. Попросите кого-нибудь из друзей или взрослых послушать вас, учтите их
замечания. Используйте магнитофон: прослушивание записи поможет вам усо­
вершенствовать свое высказывание.

Как работать над сочинением

1. Конкретизируйте тему (если это необходимо) и определите основную
мысль сочинения.

2. Подумайте, кого, в чем и как вы будете убеждать своим сочинением.

3. Соберите или отберите необходимый материал.

4. Определите, какай тип речи (повествование, описание, рассуждение) бу­
дет основным в вашем сочинении.

5. Подумайте об особенностях стиля сочинения (например, художествен­
ный, публицистический и др.).

6. Составьте план.

7. Напишите черновик сочинения, затем после проверки и исправлений пе­
репишите его. 24

Для описания видов самостоятельных высказываний учащихся в ме­тодике существует понятие жанров и композиционных форм сочине­ний.

Внутри этих жанров сочинений говорят о композиционных формахсочинений, соответствующих понятию жанра в стилистике. Это, напри-

24 Никитина Е. И. Развитие речи. 6 кл.: Учебник для общеобразовательных учрежде­ний. М., 2001. С. 141-142.

мер, рецензия на прочитанную книгу как композиционная форма сочи­нения-рассуждения с элементами описания.

Для методических целей различают более конкретизированные виды сочинений в зависимости от темы, например сочинение-описание по­мещения, сочинение-рассуждение на морально-этическую тему и т. д., каждый из которых имеет композиционное своеобразие и свой уровень сложности.

Т. А. Ладыженская предлагает следующее распределение жанров и композиционных форм сочинений по классам 25 :

Классы
Повествование
О каком-либо случае из жизни На основе увиденного и услышанного На основе данного сю­жета по нача­лу, по концу (выдуманные рассказы) На заданную тему, напри­мер по посло­вице (выду­манные рас­сказы) На самостоя­тельно вы­бранную тему
Описание
Описание отдельных предметов, животных Описание помещений, природы Описание действий, процессов, внешности человека Описание местности, архитек­турных ансамблей, производ­ственных объектов
Рассуждение
Рассуждение-ответ на во­прос, заклю­ченный в теме Рассуждение на тему дискус­сионного характера Рассуждение, требующее рас­крытия понятия

Из описаний проще описания предметов и примыкающих к повест­вованиям описания простых знакомых действий, а описание местности требует сбора материала.

Система обучения сочинениям на уроках русского языка. М., 1978. С. 24

Рассуждения проще начинать со сформулированных тем-вопросов, где первая часть вопроса является тезисом, а ответ на вторую часть — доказательством.

При обучении написанию сочинений разных типов и жанров речи учащимся предлагаются схемы-памятки.

Так, например, для подготовки к сочинению-рассказу Е. И. Никити­на предлагает следующую памятку 26 .

Как работать над рассказом

1. Подумайте, о каком случае вы будете рассказывать, насколько он интере­
сен и поучителен.

2. Сформулируйте тему и основную мысль рассказа, озаглавьте его.

3. Отберите необходимый материал из ваших воспоминаний или соберите
его из других источников.

4. Повторите схему композиции рассказа.

5. Конкретизируя схему композиции рассказа, составьте план. Укажите в
нем вступление, завязку, кульминацию, развязку, заключение.

6. Обратите внимание на соразмеримость частей рассказа. Помните: наибо­
лее полно в нем должно быть показано главное событие.

7. Постарайтесь использовать в рассказе диалог (или отдельные реплики),
элементы описания (возможно, рассуждения), причем так, чтобы они помогали
полнее представить ход событий и характеры людей, о которых вы говорите.

8. Напишите черновик рассказа, затем после проверки и исправлений пере­
пишите его.

Для выработки умений создания собственного текста в ходе уроков по развитию речи используются следующие видызаданий:

1) выбрать тип речи в соответствии с задачей, условиями и темой
высказывания;

2) придумать название текста;

3) составить план текста;

4) создать отдельные фрагменты высказывания (например, начало и
концовку);

5) создать высказывания в определенном стиле и жанре речи (на­
пример, написать заявление, рецензию, резюме);

6) написать сочинение на предложенную тему в определенном сти­
ле речи;

7) написать сочинение на самостоятельно сформулированную тему
в определенном стиле речи.

Приведем примеры заданий,связанных с созданием учащимися собственных текстов.

26 Никитина Е. И. Развитие речи. 8 кл.: Учебник для общеобразовательных учрежде­ний. М., 2001. С. 188.

/? Опишите, что вы видите утром (вечером, ночью, днем) из окна вашего дома (класса). Подумайте, какую основную мысль вы будете раскрывать в вашем описании, как его лучше построить, какие языковые средства помогут вам в этом.

(Задание из комплекса 1)

(Задание из комплекса 1)

4? Напишите сочинение-рассуждение на одну из следующих тем:

1) Почему книгу называют другом?

2) Почему книгу надо беречь?

(Задание из комплекса 2)

(Задание из комплекса 3)

(Задание из комплекса 3)

Литература

Программы общеобразовательных учреждений: Русский язык: 5-9 классы / М. Т. Баранов, Т. А. Ладыженская, Н. М. Шанский. М., 2002.

Русский язык: Программы: 5-9 классы: К параллельным стабильным комплек­там учебников, входящих в Федеральный перечень / Сост. Л. М. Рыбченко-ва. М., 2002.

Русский язык. Учебник для 5 класса общеобразовательных учреждений / Т. А. Ла­дыженская, М. Т. Баранов, Л. Т. Григорян и др. 31-е изд. М., 2004.

Русский язык. Учебник для 6 класса общеобразовательных учреждений / М. Т. Ба­ранов, Т. А. Ладыженская, Л. Т. Григорян и др. 26-е изд. М., 2004.

Русский язык. Учебник для 7 класса общеобразовательных учреждений / М. Т. Баранов, Л. Т. Григорян, Т. А. Ладыженская и др. 26-е изд. М., 2004.

Русский язык. Учебник для 8 класса общеобразовательных учреждений / С. Г. Бархударов, С. Е. Крючков, Л. А. Четко. 27-е изд. М., 2004.

Русский язык. Учебник для 9 класса общеобразовательных учреждений / С. Г. Бархударов, С. Е. Крючков, Л. Ю. Максимов, Л. А. Чешко. 26-е изд. М.,2004.

Русский язык. Учебник для 8 класса общеобразовательных учреждений / Л. А. Тростенцова, Т. А. Ладыженская, А. Д. Дейкина, О. М. Александрова. М.,2002

Русский язык. Учебник для 9 класса общеобразовательных учреждений / Л. А. Тростенцова, Т. А. Ладыженская, А. Д. Дейкина, О. М. Александрова. М.,2004.

Никитина Е. И. Русская речь: Развитие речи. 5 класс. Учебник для общеобразо­вательных учреждений. 12-е изд. М., 2003.

Никитина Е. И. Русская речь: Развитие речи. 6 класс. Учебник для общеобразо­вательных учреждений. 13-е изд. М., 2004

Никитина Е. И. Русская речь: Развитие речи. 7 класс. Учебник для общеобразо­вательных учреждений. 13-е изд. М., 2004.

Никитина Е. И. Русская речь: Развитие речи. 8 класс. Учебник для общеобразо­вательных учреждений. 9-е изд. М., 2004.

Русский язык: Учебник для 5 класса общеобразовательных учебных заведений / М. М. Разумовская, С. И. Львова, В. И. Капинос и др.; Под ред. М. М. Разу­мовской, П. А. Леканта. 9-е изд. М., 2003.

Русский язык: Учебник для 6 класса общеобразовательных учебных заведений / М. М. Разумовская, С. И. Львова, В. И. Капинос и др.; Под ред. М. М. Разу­мовской, П. А. Леканта. 7-е изд. М., 2003.

Русский язык: Учебник для 7 класса общеобразовательных учебных заведений / М. М. Разумовская, С. И. Львова, В. И. Капинос и др.; Под ред. М. М. Разу­мовской, П. А. Леканта. 7-е изд. М., 2003.

Русский язык: Учебник для 8 класса общеобразовательных учебных заведений / М. М. Разумовская, С. И. Львова, В. И. Капинос, В. В. Львов; Под ред. М. М. Разумовской, П. А. Леканта. 7-е изд. М., 2003.

Русский язык: Учебник для 9 класса общеобразовательных учебных заведений / М. М. Разумовская, С. И. Львова, В. И. Капинос, В. В. Львов; Под ред. М. М. Разумовской, П. А. Леканта. 6-е изд. М., 2004.

Львова С. И. За страницами школьного учебника русского языка. 5 класс. М.,2000.

Шипицына Г. М. Русский язык. Дидактические материалы. Изложения и сочи­нения. 5 класс. М., 2000.

Шипицына Г. М. Русский язык. Дидактические материалы. Изложения и сочи­нения. 6 класс. М., 2000.

Шипицына Г. М. Русский язык. Дидактические материалы. Изложения и сочи­нения. 7 класс. М., 2000

Шипицына Г. М. Русский язык. Дидактические материалы. Изложения и сочи­нения. 8 класс. М., 2000

Шипицына Г. М. Русский язык. Дидактические материалы. Изложения и сочи­нения. 9 класс. М., 2000.

Методика развития речи на уроках русского языка: Пособие для учителя / Н. Е. Богославская, В. И. Капинос, А. Ю. Купалова и др.; Под ред. Т. А. Ла­дыженской. М., 1991.

Система обучения сочинениям на уроках русского языка. Пособие для учите­лей / Ред. Т. А. Ладыженская. М., 1978.

Ладыженская Т. А. Система работы по развитию связной устной речи учащих­ся. М., 1975.

Ладыженская Т. А. Устная речь как средство и предмет обучения. М., 1998.

Ипполитова Н. А. Текст в системе обучения русского языка в школе. М., 1998.

Капинос В. И., Сергеева Н. Н., Соловейчик М. С. Развитие речи: Теория и прак­тика обучения: 5-7 кл.: Книга для учителя. М., 1994.

Пленкин Н. А. Уроки развития речи: 5-9 класс: Книга для учителя: Из опыта работы. М., 2000.

Микулинская М. Я. Развитие лингвистического мышления учащихся: Экспери­ментальное психологическое исследование обучения пониманию предложе­ния при чтении. М., 1989.

Маркова А. К. Психология усвоения языка как средства общения. М., 1974.

Капинос В. И. и др. Сборник текстов для изложений с лингвистическим анали­зом. 5-9 классы. М., 1991.

Кукушкина О. В. Основные типы речевых неудач в русских письменных тек­стах. М., 1998.

Фоменко Ю. В. Типы речевых ошибок: Учебное пособие. Новосибирск, 1994.

Сочинение как вид письменной формы контроля. Киев, 1988.

Чижова Т. Ц. Основы методики обучения стилистике в средней школе. М., 1987.

Скороход Л. К. Словарная работа на уроках русского языка: Книга для учителя: Из опыта работы. М., 1990.

Дубининская М. С. Обучение сочинениям на литературную тему. Киев, 1988.

Львов М. Р. Основы теории речи. М., 2000.

Львова С. И. Язык в речевом общении: Книга для учащихся. М., 1992.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Методическая разработка занятий

МАОУ СОШ № 25 г. Владимира

Иванова Елена Владимировна

Эффективность мышления зависит от того, насколько логически правильно построена мысль. От того, насколько ученик овладел речевыми структурами, во многом зависит достигаемый субъектом уровень интеллектуального развития.

Сухомлинский В.А. 1975.

На уроках происходит подмена развития устной речи развитием письменной.

Учащиеся не получают той суммы жизненно необходимых навыков устной речи, которые школа должна им дать, потому что сравнительно мало говорят на уроках. Имеется в виду, конечно, речь организованная, целенаправленная, подчинённая учебным задачам, формирования и усовершенствования навыков устной речи.

Создание условий для формирования коммуникативной компетентности, навыка построения устного монологического высказывания у учащихся

· познакомиться с теоретическим материалом, освещающим данную проблему;

· познакомить учеников со структурой устного монологического ответа;

· составить совместно с учащимися алгоритм построения устного ответа;

· разработать с учениками критерии оценки устного высказывания;

· разработать систему тренировочных заданий и упражнений для формирования навыка построения устного монологического высказывания и внедрить её в практику.

Ожидаемый результат

Использование системы заданий и упражнений по развитию устной монологической речи дало возможность повысить уровень развития коммуникативных умений, таких как:

1. владение монологической речью;

2. ведение диалога с целью взаимодействия с окружающими;

3. отстаивание своей точки зрения;

4. объективная оценка результата своей и чужой работы;

5. построение высказывания на заданную тему.

Результативность данной работы оценивалась по заданным критериям.

Критерии эффективности

мониторинг коммуникативной компетенции:

– сформированности умения отвечать на вопрос полным распространённым предложением;

– сформированности умения строить монологическое высказывание из:

6–10 предложений в 5 классе;

10-14 предложений в 7 классе;

– умения использовать в речи научные термины;

– сформированности умения аргументировать выводы и отстаивать свою позицию по тому или иному вопросу.

Кто ясно мыслит, тот ясно излагает.

I. Мотивация к деятельности

II. Актуализация знаний. Целеполагание

Какими могут быть критерии устного ответа?

Второй вариант – выступление учащегося класса с подготовленным домашним заданием (пересказом) по какому-либо устному предмету (по желанию)

Есть ли структура у ответа ученика?

Что мешало восприятию устного ответа ученика?

Когда рассказ ученика заинтересовал, привлек внимание?

Оптимально ли по времени было выступление учащегося?

Выявление критериев и возможного оценивания устного монологического ответа.

Критерии (15) устного монологического ответа.

– удачно ли начало выступления?

-удачно ли завершено выступление?

– соответствуют ли примеры и иллюстрации теме выступления?

– ясна ли основная мысль выступления?

– адекватна ли громкость?

– адекватен ли темп?

– уложился ли оратор в регламент?

– хорошо ли держался оратор?

– внешний вид оратора.

– наличие электронной презентации.

– читал или рассказывал?

Экспертная оценка

Экспертная оценка публичного выступления осуществляется по десятибалльной шкале: да – 10 баллов, нет – 0 баллов, частично – 5.

Удачным считается выступление, набравшее:

в 5 классе 100 баллов; в 6 классе – 120 баллов; в 7 классе – 150 баллов.

III . Открытие нового знания

Приблизительная схема – структура текста-высказывания.

Фундамент здания – вступление (обозначаю тему)

Стены, кирпичики, – основная часть (привожу аргументы)

Крыша здания – заключение (подвожу итоги)

IV . Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

Работа в группах (если занятие разбивается на несколько, этот вид работы можно запланировать на самостоятельное выполнение как домашнее задание)

Задания по группам:

Выступление учащихся по группам

Критерии оценки выступлений представителей групп при защите результатов работы группы (пример)

ПЛАН-ПАМЯТКА
для оценки устного ответа на уроках истории в 5-9 классах.
1. Внимательно выслушай ответ своего одноклассника.
2. Обрати внимание: по существу ли поставленного вопроса отвечал твой одноклассник.
3. Правильно ли воспроизведены в ответе факты, даты, названия событий, географических объектов, имена, фамилии.
4. Дополни или исправь ответ одноклассника, если в этом есть необходимость.
5. Есть ли вывод в конце выступления?
6. Попробуй оценить ответ.



формы устного ответа

Тема урока: Знакомство. Формы устного ответа

Цели урока:

— развивать пространственную ориентацию в классе;

— познакомить детей с разными формами устного ответа на вопрос (коллективная, индивидуальная);

— развивать внимание и согласованность действий детей.

Ход урока:

1. Организационный момент

— Встаем. Садимся красиво.

— Вспомним, как кого зовут в группе. Я показываю на человека, а его сосед называет его имя.

Инструктаж о поведении при построении и походу по школе во время урока.

Поход в столовую (считается как экскурсия по школе и развитие пространственной ориентации).

По возвращении в класс — объективный анализ поведения учащихся (мотивация).

Учитель читает стихотворение, дети хором заканчивают строку.

Идет бычок, качается,

Вздыхает на ходу:

— Ох, доска кончается,

Сейчас я… (упаду)

***

У меня живет козленок,

Я сама его пасу.

Я козленка в сад зеленый

Рано утром отнесу.

Он заблудится в саду —

Я в траве его… (найду)

***

Уронили мишку на пол,

Оторвали мишке лапу.

Все равно его не брошу —

Потому что он… (хороший)

***

Наша Таня громко плачет:

Уронила в речку мячик.

— Тише, Танечка, не плачь:

Не утонет в речке… (мяч)

— Молодцы, ребята! Хорошо знаете стихи Агнии Барто! И очень дружно отвечаете! Вот так и надо отвечать хором.

2. Работа по теме урока

Знакомство с коллективной формой устного ответа на вопрос.

— Догадайтесь, когда вы будете отвечать по одному, а когда — хором:

Кто из вас знает…

Кто готов ответить…

(напоминание о поднятой руке)

Беседа. (индивидуальная форма устного ответа)

— Как вы думаете, кто является в семье главным? Почему?

Учитель вызывает отвечать только тех, кто поднимает руку.

3. Подведение итогов урока. Рефлексия

— Какие формы устного ответа мы с вами использовали на уроке? (хором и индивидуально)

— Что вам понравилось на уроке?

Смотрите также:

Введение в школьную жизнь. Урок 3: Режим дня

Чтобы не пропустить ничего, что происходит и публикуется на блоге, подписывайтесь ЗДЕСЬ. И не забудьте оставить чуть ниже свой комментарий 😉 Я ценю ваше мнение!

Читайте также:

      

  • Что такое ультиматум викжеля почему он вызвал раскол в первом большевистском правительстве кратко
  •   

  • Как сделать маску обезьяны для школы
  •   

  • Социальный проект школьный двор моей мечты
  •   

  • Выясните и кратко запишите как осуществляется передача возбуждения с одной нервной клетки на другую
  •   

  • Школа 207 педагогический состав
Какие виды планов можно составлять при работе с текстом

Составление плана – один из самых распространенных видов работы с текстом практически на любом уроке. Я расскажу, какие виды планов и для чего можно и нужно использовать при обучении.

Что такое план?

План – это перечень основных смысловых блоков текста.

Зачем нужен план?

Он помогает сохранить структуру и логику текста, уловить все важные факты и мысли, составить конспект и запомнить содержание текста.

Как составить план?

1. Прочитать текст полностью. Понять его тему. Определиться с видом плана.

2. Перечитать текст по частям. Осмыслить каждую микротему.

3. Кратко изложить информацию каждой части в виде пунктов плана.

4. Записать пункты плана в левую часть страницы.

5. В правой части страницы напротив каждого пункта записать дополнительную информацию в виде ключевых слов и словосочетаний, таким образом преобразовав план в конспект. (Последний пункт необязательный).

Традиционные виды планов

Назывной план

Записывается в виде назывных предложений (односоставных предложений, в которых есть только подлежащее). В подобных планах используются только существительные или существительные с прилагательными. Как правило, такой план отражает темы фрагментов текста (о чём рассказывается?).

Тезисный план

Тезис – это коротко сформулированная идея (главная мысль) текста. Составляя такой план, ученики формулируют идею каждой части и записывают в виде двусоставного предложения.

Вопросный план

Такой план записывается в виде вопросов к каждой части (микротеме) текста. Вопросы должны быть составлены так, чтобы ответы на них помогали восстановить содержание всего текста. Составить вопросный план помогут вопросительные слова: кто, что (и их падежные формы), как, когда, где, куда, сколько, почему, ли.

Это три самых распространенных вида плана, которые могут применяться как в чистом виде, так и в комплексе (комбинированный план). Также все эти планы могут быть простыми и сложными (на этом останавливаться не буду).

Другие виды планов

План – опорная схема

Этот план состоит из опор, то есть из ключевых слов, словосочетаний, предложений, несущих наибольшую смысловую нагрузку. Опорный план может быть записан в виде списка или схемы. По таким опорам легко восстановить текст.

Понятийный (терминологический) план

Такой вид плана подходит для текстов, изобилующих понятиями (терминами). Ученики составляют план, записывая термины в определенной последовательности. При дальнейшей работе с текстом каждый термин можно раскрыть с помощью определения или ключевых слов.

План в картинках

Такой план с удовольствием будут составлять ученики начальных и 5-6 классов. Кстати, не откажутся и учащиеся более старшего возраста, особенно те, у которых больше развито образное мышление. (Я знаю ученицу, которая до окончания школы все параграфы иллюстрировала и так запоминала их содержание).

Чтобы составить план в картинках, ученики должны в каждой части текста выделить один центральный образ и представить его в виде рисунка (можно схематического). Картинки можно сопровождать словами, но это уже будет комбинированный план.

План с ключевыми словами

Это уже не совсем план, а, скорее, готовый конспект. Ученики озаглавливают части текста, используя назывные предложения, или тезисы, или вопросы, записывают пункты плана слева. Затем в правой части страницы из каждого фрагмента текста выписывается несколько ключевых слов. Можно оформить всё в виде таблицы. Такой план я использую для обучения пересказу объемных текстов и для обучения написанию изложений.

Композиционная кривая

Этот вид плана подходит только для работы с художественными эпическими и драматическими произведениями. Его задача – разложить сюжет произведения на композиционные составляющие: экспозиция, завязка, развитие действия, кульминация, развязка, эпилог.

Для этого чертим своеобразный “график”, на котором обозначаем отрезки, соответствующие композиционным частям, и на эти отрезки наносим события и факты из текста.

Пример композиционной кривой по комедии "Горе от ума" А.С. Грибоедова
Пример композиционной кривой по комедии “Горе от ума” А.С. Грибоедова

Хронологический план

Такой вид плана подойдет для текстов, в которых содержится много дат (параграфы по истории, статьи по литературе о биографиях писателей и др.). В этом случае вместо фактов и событий ученики последовательно выписывают даты. После составления такого плана можно продолжить работу и справа от дат записать сами события. Получится всем известная хронологическая таблица.

План с именами собственными

Такие планы подходят для текстов с большим количеством различных собственных наименований (по географии, истории, литературе, МХК). Это могут быть фамилии, имена и отчества, географические названия, наименования учреждений и организаций, названия произведений искусства и проч. Ученики действуют по такому же принципу, как при составлении хронологического плана: последовательно выписывают собственные наименования.

План не ради плана

Составлению всех этих видов планов надо учить детей, чтобы при необходимости использовать один из них для работы с тем или иным текстом. Выбор вида плана зависит от учебной задачи, которую ставит перед учениками учитель при работе с текстом.

Кроме того, надо помнить, что план составляется не ради самого плана. План – это не конечная цель. Это одно из важнейших звеньев цепочки различных видов работы с текстом. Составляя план, дети учатся понимать текст, выделять главное. Но и уже составленный план нужно использовать в дальнейшей работе: при пересказе и ответах на вопросы, для анализа, сравнения информации, при создании творческих работ и т.д.

Другие идеи для ваших уроков на канале “Учительская мастерская”.

Тема урока «Научно – учебный подстиль. План ответа на уроке, план текста»

Урок по родному (русскому) языку для 5 класса

Здравствуйте, дорогие ребята.

Тема урока «Научно – учебный подстиль. План ответа на уроке, план текста»

1.Научно-учебный подстиль – это язык учебной литературы, в которой даются основы той или иной науки (в школьных учебниках) или углубленное изучение той или иной науки (в вузовских учебниках).

Этот стиль рассчитан на формирующихся специалистов, для которых получаемая информация обязательней компонент той суммы знаний, которая необходима для получения образования и получения специальности. Так как работы в данном стиле адресованы будущим специалистам и учащимся, с целью обучить, описать факты, необходимые для овладения материалом, поэтому факты, изложенные в тексте, и примеры приводятся типовые. Обязательным является описание «от общего к частному», строгая классификация, активное введение и использование специальных терминов. Учебно – научный стиль характерен для учебников, учебных пособий, лекций и т. д.

Объём сообщаемой информации строго ограничивается учебной программой, а система доказательств упрощена. Структура предложения относительно проста, употребительны вопросительные предложения, наводящие на правильный вывод (гипотезу и т.п.). В учебном тексте присутствуют термины, но в нём к ним обязательно даются определение и соответствующие комментарии.

2. Обратимся к учебнику и выполним упр.211(устно)

План ответа на уроке – это последовательность изложения содержания. План помогает восстановить усвоенное содержание в памяти и может служить опорой для связного высказывания

Как составить план ответа

1. Внимательно прочитай текст.
2. Раздели его на части, выдели в каждой части главную мысль.
3. Озаглавь части.
4. В каждой части выдели несколько положений, развивающих главную мысль.
5. Проверь, все ли основные идеи нашли отражение в плане.

3. Выполним упражнения учебника

А) упр.212(устно)

Б) упр.213(устно)

4.Домашнее задание.

Прочитать теоретические сведения п.25 и выполнитьупр.214

Хороший конспект – палочка-выручалочка для любого студента. Он незаменим при подготовке к докладу, семинару или зачетам и экзаменам, когда надо быстро восстановить в памяти всё изученное в течение семестра или в рамках модуля. Существует множество вариантов ведения записей, план-конспект – один из наиболее эффективных способов работы с литературой.

Что такое конспект-план

План-конспект – это краткий пересказ прочитанного, сделанный в форме плана. Его отличают лаконичность, высокая скорость и простота составления. В результате из текста выбирается главное, информация четко структурируется, а запоминание большей части материала происходит еще на этапе знакомства с ним.

План-конспект незаменим, когда необходимо быстро и эффективно подготовиться к докладу или выступлению.

Чаще всего его используют в изучении и преподавании гуманитарных дисциплин.

Как составлять

В основе такого конспекта лежит план, который нередко предлагается преподавателем как список вопросов по теме или составляется студентом самостоятельно после прочтения текста. В процессе работы каждый пункт «обрастает» важными подробностями, превращаясь в связный текст.

Основные этапы составления плана-конспекта:

  • Конспектвнимательно прочитать материал;
  • определить основную идею, выделить ключевые моменты;
  • составить сложный план;
  • кратко, но информативно расширить каждый из пунктов;
  • подытожить прочитанное.

При составлении плана-конспекта можно использовать цветные ручки и выделительные маркеры, делать таблицы или рисовать схемы, чтобы наглядно представить взаимосвязь между основными и второстепенными понятиями, блоками информации.

Главное правило написания конспекта-плана – последовательность изложения и соблюдение логической структуры.

Между заголовками и пунктами надо оставлять достаточно свободного пространства, чтобы при необходимости можно было легко сделать пометки, добавить свежую информацию.

В идеале названия рубрик и разделов должны формулироваться так, чтобы пробежавшись по ним взглядом, можно было не только получить полное представление о вопросе, который раскрывается в конспекте-плане, но и найти на него ответ.

Пример:

Причины Первой мировой войны

  1. Пример конспектаОтношения ведущих государств Европы и России в конце 19 – начале 20 века.
  2. Формирование военно-политических блоков:
    • Антанта.
    • Тройственный союз.
  3. Экспансионистские планы Германской империи.
  4. Предпосылки к усилению националистической пропаганды:
    • Объединение Германии.
    • Победа над Францией в 1871 г.
    • «Прыжок пантеры» и попытка колониальной экспансии.
    • Планы экспансии в отношении европейских соседей и России.
    • План фон Шлиффена.
  5. Повод к войне.
    • Убийство в Сараево.
    • Ультиматум Австро-Венгрии.

Пример плана-конспекта

В качестве образца составления плана-конспекта можно использовать заготовки для работы со статьей по истории на тему «Возникновение письменности». Вначале после проработки материала получается костяк:

  1. Конспект-планаВажность письменности для человечества.
  2. Государства, в которых впервые появилось письмо.
  3. Развитие в средние века.
  4. Значение для науки.
  5. Письменность в современном обществе.
  6. Выводы.

В процессе работы полученные пункты становятся подзаголовками и обрастают материалом, раскрывающим их суть. Например:

  1. Важность…
    • Формирование потребности в письменной передаче сведений.
    • Причины, обусловившие возникновение письменности…
    • Наскальные рисунки.
    • Первые попытки зафиксировать сообщения предприняли…
    • Пиктограммы.
    • Предметное письмо (слова-рисунки).
    • Кипу.
  2. Государства…
    • Шумер.
    • Египет.
    • Китай.

И так – до полного заполнения подзаголовков соответствующей информацией.

Освоение техники составления плана-конспекта позволяет отточить мастерство и эффективность самостоятельной работы с текстом, уменьшить потери времени и сил на подготовку к занятиям.

понедельник, 4 января 2010 г.

Как составить план ответа

1. Внимательно прочитай текст.
2. Раздели его на части, выдели в каждой части главную мысль.
3. Озаглавь части.
4. В каждой части выдели несколько положений, развивающих главную мысль.
5. Проверь, все ли основные идеи нашли отражение в плане.


Автор:
Наталья Павловна


на
12:25











Комментариев нет:

Отправить комментарий

Добавить комментарий