Как составить план параграфа по биологии 6 класс фотосинтез

  • ГДЗ к учебнику Пасечника 6 класс
  • ГДЗ к рабочей тетради Пасечника 6 класс
  • Все рабочие тетради (главная страница сайта)

Вопросы в начале параграфа

1. Какие вещества входят в состав растений?

В состав растений входят органические вещества, вода и минеральные вещества.

2. Какие органические вещества вы знаете?

Белки, липиды (жиры и жироподобные вещества), углеводы. 

3. Какое вещество придаёт листьям зелёную окраску?

Зелёную окраску придаёт листьям зелёный пигмент хлорофилл.


Вопросы в конце параграфа

1. Какие условия необходимы для образования крахмала в листе?

Крахмал образуется только в листьях с хлоропластами и только при наличии воды, света и углекислого газа в воздухе.

2. Какой опыт можно провести, чтобы доказать, что для образования крахмала в листьях необходим свет?

Порядок выполнения опыта доказывающего, что для образования крахмала растению нужен свет:

  1. Поставить какое-нибудь комнатное растение в тёмное место на 3 суток, чтобы произошёл отток питательных веществ от листьев.
  2. Поместить на один из листочков растения плодный лист бумаги с вырезанным словом или картинков.
  3. Поставить растение на солнечный свет или под электрическую лампочку на 8 — 10 часов.
  4. Срезать листочек закрытый листом бумаги, снять бумагу с листочка.
  5. Положить этот листочек в горячий спирт на несколько минут. Подождать пока лист окрасится в зелёный цвет, а листочек станет белым.
  6. Промыть листочек водой и расправить на тарелке.
  7. Облить листочек слабым раствором йода.

Результат опыта: буквы или рисунок, который был вырезан из бумаги и на который попадали солнечные лучи, окрасится в синий цвет. Остальная часть листочка останется белой.

Вывод: Крахмал синеет от йода, значит в освещённой части листа образовался крахмал.

§ 16. Фотосинтез - Пасечник. 6 класс. Учебник

3. Почему раствор йода не окрашивает в синий цвет белую каёмку листа герани окаймлённой?

Органические вещества, в том числе и крахмал, образуются только в клетках с хлоропластами, а в клетках белой каёмки листа герани окаймлённой его нет.

4. Из каких веществ образуется глюкоза в зелёных листьях растений?

Сахар (глюкоза) образуется в зелёных листьях растений только под воздействием света из воды, которую поглощают корни из почвы, и углекислого газа, поступающего через устьица листа.

§ 16. Фотосинтез - Пасечник. 6 класс. Учебник

5. Какой опыт показывает, что наземные растения на свету поглощают углекислый газ и выделяют кислород?

Порядок выполнения опыта доказывающего, что наземные растения на свету поглощают углекислый газ и выделяют кислород:

  1. Взять две большие стеклянные банки и опустить в них стаканы с водой, в которые поставлены веточки с зелёными листьями.
  2. Наполнить банки углекислым газом и очень плотно закрыть их.
  3. Первую банку выставить на яркий свет, а вторую банку поместить в темноту (например в шкаф).
  4. Подождать одни сутки.
  5. Открыть банки и опустить в них горячие лучинки.

Результат опыта: в банке которая находилась на свету лучина останется гореть, а в банке стоящей сутки в темноте сразу погаснет.

Вывод: Для поддержания процесса горения необходим кислород, значит в первой банка (на свету) образовался кислород, а часть углекислого газа была поглощена растением.

§ 16. Фотосинтез - Пасечник. 6 класс. Учебник


Подумайте

1. Можно ли утверждать, что строение листа приспособлено к осуществлению фотосинтеза?

Процесс фотосинтеза — это процесс преобразования неорганических веществ в органические посредством использования световой энергии.

Листья растения прекрасно приспособлены для осуществления этого процесса:

  • устьица листа поглощают углекислый газ из окружающего воздуха;
  • сосуды листа доставляют от корней растения воду;
  • листовая пластина листа поглощает максимальное количество солнечного света;
  • хлоропласты, находящиеся в клетках мякоти листа, под воздействием солнечного света перерабатывают воду и углекислый газ (неорганические вещества) в глюкозу (органическое вещество), то есть осуществляют фотосинтез.

2. Как вы думаете, выделяют ли кислород водные растения?

Да, водные растения также выделяют кислород, так как в их листьях также имеются хлоропласты, они поглощают углекислый газ, получают воду и находятся под воздействием солнечных лучей.

Выделяемый водными растениями кислород аэрирует воду (наполняет воду кислородом), что создаёт условия для дыхания рыб и других обитателей водоёма.


Задания

Составьте план параграфа.

  1. Что такое фотосинтез?
  2. Первое условие для фотосинтеза — световая энергия. Опыт 1 доказывающий, что под действием света в листьях образуется крахмал.
  3. Круговорот органических веществ в листе растения.
  4. Второе условие для фотосинтеза — хлоропласты в листьях. Опыт 2 доказывающий, что крахмал образуется только в зелёных частых листа (с хлоропластами).
  5. Третье условие для фотосинтеза — углекислый газ в окружающем воздухе. Опыт 3 доказывающий, что крахмал образуется только если листья поглощают углекислый газ.
  6. Четвертое условие для фотосинтеза — вода, поступающая из корней растения. 
  7. Растения — фабрики по преобразованию газа. Опыт 4 доказывающий, что растения поглощают углекислый газ и выделяют кислород.
  8. Два типа питания растений: минеральное питание и фотосинтез.

Задания для любознательных

1. Попробуйте получить какое-либо изображение на листе примулы, пеларгонии или другого комнатного растения, воспользовавшись описанием опыта в этом параграфе.

§ 16. Фотосинтез - Пасечник. 6 класс. Учебник

2. Соберите прибор, показанный на рисунке 70. В банку налейте воду, насыщенную углекислым газом. Поставьте банку на яркий свет. Наблюдайте за выделением газа веточками элодеи. Когда газ полностью вытеснит воду из пробирки, убедитесь с помощью горящей лучинки, что этот газ — кислород. Сделайте вывод.

Вывод: газ (в нашем случае кислород) может полностью заполнить весь объем пробирки вытеснив оттуда воду. 

§ 16. Фотосинтез - Пасечник. 6 класс. Учебник


Задания

Изучив параграф учебника и дополнительный текст, подготовьте сообщение «Роль зелёных растений в обеспечении энергией живых организмов на нашей планете».

Роль зелёных растений в обеспечении энергией живых организмов на нашей планете

Без всякого преувеличения можно утверждать что зелёные растения — это главный поставщик энергии для живых организмов на нашей планете. Не будь зелёных растений и жизнь на Земле была бы невозможна: люди и животные исчезли бы с лица планеты за считанные часы.

Это действительно так! Солнце — главный источник энергии на планете. Оно согревает и освещает Землю и всё живущее на ней. Но без зелёных растений ни люди, ни животные не смогли бы в полной мере воспользоваться щедростью солнца. Зелёные растения своими листьями ловят каждый лучик света и под его воздействием преобразуют его в энергию, которой могут воспользоваться люди и животные.

Например, растения умеют преобразовывать неорганические вещества в органические. Под лучами солнца они из воды и углекислого газа синтезируют глюкозу, а из неё они делают такие необходимые нам и животным белки, жиры и углеводы. Употребляя растения в пищу живые существа на планете наполняются энергией, необходимой для роста, развития и продолжения рода. 

Растения способны передавать нам энергию не только при употреблении их в пищу, но и другими путями. Например, несколько миллионов лет назад из древних умерших растений образовались самые разнообразные полезные ископаемые: торф, уголь, горючие сланцы и т.д.

Добывая эти полезные ископаемые современный человек получает энергию необходимую ему для обогрева жилища и получения электричества. Так что без растений мы не смогли бы пользоваться ни компьютером, ни телевизором, ни холодильником, ни стиральной машиной. Мало того, вся промышленность, оставшись без энергии, не смогла бы произвести ни одну нужную человеку вещь.

Зелёные растения не только дают всему живому энергию, но и создают условия, чтобы этой энергией мы могли воспользоваться. Человек не может действовать и развиваться без кислорода. Животные не могут охотиться и жить не дыша. Все живое должно дышать, причём не просто дышать, а вдыхать кислород.

Но способность преобразовывать в кислород углекислый газ есть только у зелёных растений, в листьях которых находятся уникальные пластиды — хлоропласты. Словно маленькие химические фабрики они день за днём поглощают миллионы кубометров углекислого газа и производят необходимый для дыхания всего живого кислород. Так что зелёные растения — это лёгкие планеты, которые наполняют людей и животных энергией жизни — кислородом.

Роль зелёных растений в обеспечении энергией живых организмов на нашей планете сложно переоценить — ведь именно они дают нам пищу, тепло, кислород и все, что необходимо людям и животным для жизни на Земле.


Словарик

Фотосинтез — это процесс образования органических веществ из неорганических, используя световую энергию.

  • ГДЗ к учебнику Пасечника 6 класс
  • ГДЗ к рабочей тетради Пасечника 6 класс
  • Все рабочие тетради (главная страница сайта)

Вопросы

№ 1. Какие условия необходимы для образования крахмала в листе?

Чтобы в листе образовался крахмал, необходимо сочетание нескольких условий: достаточное количество света, воды и углекислого газа.

№ 2. Какой опыт можно провести, чтобы доказать, что для образования крахмала в листьях необходим свет?

Для опыта можно взять фиалку. На один листик растения нанесем трафарет или положим просто кусочек бумаги и выставим на свет, например, на подоконник или хорошо освещённую дневным светом полку. Через несколько дней уберем трафарет или кусочек бумаги, срежем экспериментальный листочек и капнем несколько капель йода на него. Участки, которые освещались, приобретут фиолетовый цвет, что говорит о том, что там образовывался крахмал.

№ 3. Почему раствор йода не окрашивает в синий цвет белую каёмку листа герани окаймлённой?

Потому что йод способен окрасить в синий цвет крахмал, который содержится в клетках с зелёным пигментом – хлорофиллом. В белой каёмке листа герани окаймлённой этот пигмент отсутствует.

4. Из каких веществ образуется сахар в зелёных листьях растений?

Из воды и углекислого газа.

5. Какой опыт показывает, что наземные растения на свету поглощают углекислый газ и выделяют кислород?

Можно провести такой опыт в темноте с зажженной свечой. Для этого под огнеупорную стеклянную емкость поставить растение и свечу. При свете дня свеча будет гореть долгое время, потому что от фотосинтезирующего растения есть доступ кислорода. В темноте свеча погаснет быстрее, потому что в таких условиях растение не будет выделять кислород, а только углекислый газ.

Стр. 91

Подумайте

№ 1. Можно ли утверждать, что строение листа приспособлено к осуществлению фотосинтеза?

Да, лист полностью приспособлен к поглощению солнечного света, воды. Его площадь позволяет улавливать больше света, ведь листовая пластина располагается под прямым углом, а хлоропласты, которые отвечают за максимальное улавливание света, сосредоточены на ее верхней поверхности. Наличие устьиц, открывание которых регулируют замыкающие клетки, обеспечивает газообмен растения.

№ 2. Как вы думаете, выделяют ли кислород водные растения?

Я думаю, что водные растения тоже выделяют кислород, который поступает в воду и используется для дыхания всеми обитателями водоемов.

Стр. 91

Задания

Составьте план параграфа.

  1. Что такое фотосинтез?

  2. Условия фотосинтеза.

  3. Необходимость фотосинтеза в природе.

  4. Значение фотосинтеза для растений.

Стр. 91

Задания для любознательных

№ 1. Попробуйте получить какое-либо изображение на листе примулы, пеларгонии или другого комнатного растения, воспользовавшись описанием опыта в этом параграфе.

На листе комнатного растения с помощью опыта с трафаретом и йодом можно получить надпись «Свет» или изображение геометрических фигур. Для этого на листок нужно нанести трафарет или кусочки бумаги и поставить растение в хорошо освещаемое место на несколько часов. После этого капнуть на лист немного йода.

№ 2. Соберите прибор, показанный на рисунке 70. В банку налейте воду, насыщенную углекислым газом. Поставьте банку на яркий свет. Наблюдайте за выделением газа веточками элодеи. Когда газ полностью вытеснит воду из пробирки, убедитесь с помощью горящей лучинки, что этот газ — кислород. Сделайте вывод.

Водные растения также способны выделять кислород, который в природе используется водными обитателями для дыхания.

  • ГДЗ к учебнику Пасечника 6 класс
  • ГДЗ к рабочей тетради Пасечника 6 класс
  • Все рабочие тетради (главная страница сайта)

Вопросы в начале параграфа

1. Какие вещества входят в состав растений?

В состав растений входят органические вещества, вода и минеральные вещества.

2. Какие органические вещества вы знаете?

Белки, липиды (жиры и жироподобные вещества), углеводы. 

3. Какое вещество придаёт листьям зелёную окраску?

Зелёную окраску придаёт листьям зелёный пигмент хлорофилл.


Вопросы в конце параграфа

1. Какие условия необходимы для образования крахмала в листе?

Крахмал образуется только в листьях с хлоропластами и только при наличии воды, света и углекислого газа в воздухе.

2. Какой опыт можно провести, чтобы доказать, что для образования крахмала в листьях необходим свет?

Порядок выполнения опыта доказывающего, что для образования крахмала растению нужен свет:

  1. Поставить какое-нибудь комнатное растение в тёмное место на 3 суток, чтобы произошёл отток питательных веществ от листьев.
  2. Поместить на один из листочков растения плодный лист бумаги с вырезанным словом или картинков.
  3. Поставить растение на солнечный свет или под электрическую лампочку на 8 — 10 часов.
  4. Срезать листочек закрытый листом бумаги, снять бумагу с листочка.
  5. Положить этот листочек в горячий спирт на несколько минут. Подождать пока лист окрасится в зелёный цвет, а листочек станет белым.
  6. Промыть листочек водой и расправить на тарелке.
  7. Облить листочек слабым раствором йода.

Результат опыта: буквы или рисунок, который был вырезан из бумаги и на который попадали солнечные лучи, окрасится в синий цвет. Остальная часть листочка останется белой.

Вывод: Крахмал синеет от йода, значит в освещённой части листа образовался крахмал.

§ 16. Фотосинтез - Пасечник. 6 класс. Учебник

3. Почему раствор йода не окрашивает в синий цвет белую каёмку листа герани окаймлённой?

Органические вещества, в том числе и крахмал, образуются только в клетках с хлоропластами, а в клетках белой каёмки листа герани окаймлённой его нет.

4. Из каких веществ образуется глюкоза в зелёных листьях растений?

Сахар (глюкоза) образуется в зелёных листьях растений только под воздействием света из воды, которую поглощают корни из почвы, и углекислого газа, поступающего через устьица листа.

§ 16. Фотосинтез - Пасечник. 6 класс. Учебник

5. Какой опыт показывает, что наземные растения на свету поглощают углекислый газ и выделяют кислород?

Порядок выполнения опыта доказывающего, что наземные растения на свету поглощают углекислый газ и выделяют кислород:

  1. Взять две большие стеклянные банки и опустить в них стаканы с водой, в которые поставлены веточки с зелёными листьями.
  2. Наполнить банки углекислым газом и очень плотно закрыть их.
  3. Первую банку выставить на яркий свет, а вторую банку поместить в темноту (например в шкаф).
  4. Подождать одни сутки.
  5. Открыть банки и опустить в них горячие лучинки.

Результат опыта: в банке которая находилась на свету лучина останется гореть, а в банке стоящей сутки в темноте сразу погаснет.

Вывод: Для поддержания процесса горения необходим кислород, значит в первой банка (на свету) образовался кислород, а часть углекислого газа была поглощена растением.

§ 16. Фотосинтез - Пасечник. 6 класс. Учебник


Подумайте

1. Можно ли утверждать, что строение листа приспособлено к осуществлению фотосинтеза?

Процесс фотосинтеза — это процесс преобразования неорганических веществ в органические посредством использования световой энергии.

Листья растения прекрасно приспособлены для осуществления этого процесса:

  • устьица листа поглощают углекислый газ из окружающего воздуха;
  • сосуды листа доставляют от корней растения воду;
  • листовая пластина листа поглощает максимальное количество солнечного света;
  • хлоропласты, находящиеся в клетках мякоти листа, под воздействием солнечного света перерабатывают воду и углекислый газ (неорганические вещества) в глюкозу (органическое вещество), то есть осуществляют фотосинтез.

2. Как вы думаете, выделяют ли кислород водные растения?

Да, водные растения также выделяют кислород, так как в их листьях также имеются хлоропласты, они поглощают углекислый газ, получают воду и находятся под воздействием солнечных лучей.

Выделяемый водными растениями кислород аэрирует воду (наполняет воду кислородом), что создаёт условия для дыхания рыб и других обитателей водоёма.


Задания

Составьте план параграфа.

  1. Что такое фотосинтез?
  2. Первое условие для фотосинтеза — световая энергия. Опыт 1 доказывающий, что под действием света в листьях образуется крахмал.
  3. Круговорот органических веществ в листе растения.
  4. Второе условие для фотосинтеза — хлоропласты в листьях. Опыт 2 доказывающий, что крахмал образуется только в зелёных частых листа (с хлоропластами).
  5. Третье условие для фотосинтеза — углекислый газ в окружающем воздухе. Опыт 3 доказывающий, что крахмал образуется только если листья поглощают углекислый газ.
  6. Четвертое условие для фотосинтеза — вода, поступающая из корней растения. 
  7. Растения — фабрики по преобразованию газа. Опыт 4 доказывающий, что растения поглощают углекислый газ и выделяют кислород.
  8. Два типа питания растений: минеральное питание и фотосинтез.

Задания для любознательных

1. Попробуйте получить какое-либо изображение на листе примулы, пеларгонии или другого комнатного растения, воспользовавшись описанием опыта в этом параграфе.

§ 16. Фотосинтез - Пасечник. 6 класс. Учебник

2. Соберите прибор, показанный на рисунке 70. В банку налейте воду, насыщенную углекислым газом. Поставьте банку на яркий свет. Наблюдайте за выделением газа веточками элодеи. Когда газ полностью вытеснит воду из пробирки, убедитесь с помощью горящей лучинки, что этот газ — кислород. Сделайте вывод.

Вывод: газ (в нашем случае кислород) может полностью заполнить весь объем пробирки вытеснив оттуда воду. 

§ 16. Фотосинтез - Пасечник. 6 класс. Учебник


Задания

Изучив параграф учебника и дополнительный текст, подготовьте сообщение «Роль зелёных растений в обеспечении энергией живых организмов на нашей планете».

Роль зелёных растений в обеспечении энергией живых организмов на нашей планете

Без всякого преувеличения можно утверждать что зелёные растения — это главный поставщик энергии для живых организмов на нашей планете. Не будь зелёных растений и жизнь на Земле была бы невозможна: люди и животные исчезли бы с лица планеты за считанные часы.

Это действительно так! Солнце — главный источник энергии на планете. Оно согревает и освещает Землю и всё живущее на ней. Но без зелёных растений ни люди, ни животные не смогли бы в полной мере воспользоваться щедростью солнца. Зелёные растения своими листьями ловят каждый лучик света и под его воздействием преобразуют его в энергию, которой могут воспользоваться люди и животные.

Например, растения умеют преобразовывать неорганические вещества в органические. Под лучами солнца они из воды и углекислого газа синтезируют глюкозу, а из неё они делают такие необходимые нам и животным белки, жиры и углеводы. Употребляя растения в пищу живые существа на планете наполняются энергией, необходимой для роста, развития и продолжения рода. 

Растения способны передавать нам энергию не только при употреблении их в пищу, но и другими путями. Например, несколько миллионов лет назад из древних умерших растений образовались самые разнообразные полезные ископаемые: торф, уголь, горючие сланцы и т.д.

Добывая эти полезные ископаемые современный человек получает энергию необходимую ему для обогрева жилища и получения электричества. Так что без растений мы не смогли бы пользоваться ни компьютером, ни телевизором, ни холодильником, ни стиральной машиной. Мало того, вся промышленность, оставшись без энергии, не смогла бы произвести ни одну нужную человеку вещь.

Зелёные растения не только дают всему живому энергию, но и создают условия, чтобы этой энергией мы могли воспользоваться. Человек не может действовать и развиваться без кислорода. Животные не могут охотиться и жить не дыша. Все живое должно дышать, причём не просто дышать, а вдыхать кислород.

Но способность преобразовывать в кислород углекислый газ есть только у зелёных растений, в листьях которых находятся уникальные пластиды — хлоропласты. Словно маленькие химические фабрики они день за днём поглощают миллионы кубометров углекислого газа и производят необходимый для дыхания всего живого кислород. Так что зелёные растения — это лёгкие планеты, которые наполняют людей и животных энергией жизни — кислородом.

Роль зелёных растений в обеспечении энергией живых организмов на нашей планете сложно переоценить — ведь именно они дают нам пищу, тепло, кислород и все, что необходимо людям и животным для жизни на Земле.


Словарик

Фотосинтез — это процесс образования органических веществ из неорганических, используя световую энергию.

  • ГДЗ к учебнику Пасечника 6 класс
  • ГДЗ к рабочей тетради Пасечника 6 класс
  • Все рабочие тетради (главная страница сайта)



1. Какие вещества входят в состав растений?

В состав растений входят вода, минеральные и органические вещества.

2. Какие органические вещества вы знаете?

Углеводы, белки, липиды.

3. Какое вещество придаёт листьям зелёную окраску?

Зелёную окраску листьям придаёт хлорофилл.

Вопросы

1. Какие условия необходимы для образования крахмала в листе?

Для образования крахмала в листе необходим свет, углекислый газ и вода.

2. Какой опыт можно провести, чтобы доказать, что для образования крахмала в листьях необходим свет?

Возьмём какое-нибудь комнатное растение, например примулу или герань (пеларгонию), поместим его на трое суток в тёмный шкаф, чтобы произошёл отток питательных веществ из листьев. Вырежем на конверте из чёрной бумаги какую-либо фигуру или слово, например «свет». Через трое суток вынем растение из шкафа и поместим в этот конверт один из листьев. Затем поставим растение на солнечный свет или под электрическую лампочку. Через 8—10 часов лист срежем. Снимем бумагу. Опустим лист в кипящую воду, а затем на несколько минут в горячий спирт, в котором хлорофилл хорошо растворяется. Когда спирт окрасится в зелёный цвет, а лист обесцветится, промоем его водой, расправим на тарелке и обольём слабым раствором йода. На обесцвеченном листе появятся синие буквы. Буквы появятся в той части листа, на которую падал свет. Значит, в освещённой части листа образовался крахмал.

3. Почему раствор йода не окрашивает в синий цвет белую каёмку листа герани окаймлённой?

Органические вещества образуются только в клетках с хлоропластами.

4. Из каких веществ образуется сахар в зелёных листьях растений?

Сахар в зелёных листьях растений образуется из углекислого газа и воды.

5. Какой опыт показывает, что наземные растения на свету поглощают углекислый газ и выделяют кислород?

Возьмём две большие стеклянные банки и опустим в них стаканы с водой, в которые поставлены веточки с зелёными листьями какого-нибудь растения или небольшие комнатные растения в цветочном горшке. Наполним банки углекислым газом и плотно закроем, чтобы не проникал воздух. Первую банку выставим на яркий свет, вторую оставим в темноте, например поставим в тёмный шкаф.

Через сутки откроем банки и опустим в них горящие лучинки. В первой банке лучинка не гаснет, а продолжает ярко гореть. Значит, в этой банке появился газ, поддерживающий горение – кислород. Зелёные листья растения поглотили значительную часть углекислого газа и выделили некоторое количество кислорода.

Опущенная во вторую банку горящая лучинка потухнет. Значит, в этой ёмкости нет кислорода, поддерживающего горение. Следовательно, зелёные растения выделяют кислород только на свету.

Подумайте

1. Можно ли утверждать, что строение листа приспособлено к осуществлению фотосинтеза?

Лист приспособлен для поглощения солнечного света.

Большое отношение площади листа к объёму – максимальное улавливания света и эффективный газообмен. Листовая пластинка расположена под прямым углом.

Устьица позволяют осуществлять газообмен. Замыкающие клетки регулируют открывание устьиц (открыты только на свету).

Клетки паренхимы содержат хлоропласты, осуществляющие фотосинтез. Хлорофилл способствует улавливанию света. Хлоропласты располагаются в большей степени в верхней части листа – максимальное улавливание света. Хлоропласты обладают фототаксисом (перемещаются в клетке по направлению к свету).

Проводящая система листа учувствует в транспорте воды, необходимой для фотосинтеза, также в транспорте продуктов фотосинтеза.

2. Как вы думаете, выделяют ли кислород водные растения?

Водные растения в ходе фотосинтеза они не только образуют органические вещества, но и выделяют в окружающую среду кислород, который аэрирует воду и используется для дыхания рыбами и другими обитателями водоемов.

Задания

Составьте план параграфа.

1. Понятие фотосинтеза

2. Условия, необходимые для фотосинтеза

3. Продукты фотосинтеза

4. Вывод о питании растений

Задания для любознательных

1. Попробуйте получить какое-либо изображение на листе примулы, пеларгонии или другого комнатного растения, воспользовавшись описанием опыта в этом параграфе.

2. Соберите прибор, показанный на рисунке 70. В банку налейте воду, насыщенную углекислым газом. Поставьте банку на яркий свет. Наблюдайте за выделением газа веточками элодеи. Когда газ полностью вытеснит воду из пробирки, убедитесь с помощью горящей лучинки, что этот газ — кислород. Сделайте вывод.

Водные растения в ходе фотосинтеза они не только образуют органические вещества, но и выделяют в окружающую среду кислород.

Задания

Изучив параграф учебника и дополнительный текст, подготовьте сообщение «Роль зелёных растений в обеспечении энергией живых организмов на нашей планете».

Сообщение

Роль зелёных растений в обеспечении энергией живых

организмов на нашей планете

Как известно, основным источником энергии на земле является солнце. Но люди и животные не способны напрямую использовать солнечную энергию, потому что в их организмах отсутствуют системы, с помощью которых энергия потреблялась бы в такой форме, как она есть. Поэтому солнечная энергия попадает в организм человека или животного в качестве полезной энергии только через вещества, производимые растениями.

Растения способны создавать из неорганических органические вещества, используя световую энергию. Этот процесс называется фотосинтезом (от греческих слов «фотос» —свет, «синтез» — соединение). Способность к фотосинтезу — важнейшее свойство зелёных растений. Это единственный на нашей планете процесс, связанный с превращением энергии солнечного света в энергию химических связей, заключенную в органических веществах. Поэтому фотосинтез — важнейший процесс, благодаря которому возможна жизнь на Земле.

Выдающийся русский ученый конца ХIХ – начала ХХ в. Климент Аркадьевич Тимирязев (1843-1920) роль зеленых растений на Земле назвал космической. К.А. Тимирязев писал: «Все органические вещества, как бы они ни были разнообразны, где бы они ни встречались, в растении ли, в животном или человеке, прошли через лист, произошли от веществ, выработанных листом. Вне листа или, вернее, вне хлорофиллового зерна в природе не существует лаборатории, где бы выделялось органическое вещество. Во всех других органах и организмах оно превращается, преобразуется, только здесь оно образуется вновь из вещества неорганического».

Кроме этого растения насыщают атмосферу Земли кислородом, который служит для окисления органических веществ и извлечения этим способом запасенной в них химической энергии аэробными клетками.

Ежегодно зелёные растения синтезируют большое количество органического вещества, поглощают около 600 млрд т углекислоты, выделяют в атмосферу 400 млрд т свободного кислорода. Благодаря фотосинтезу ежегодно запасается огромное количество преобразованной солнечной энергии.

Накопление энергии – очень важное для живой природы явление, обусловленное фотосинтезом зеленых растений. Органические вещества – отличный энергоноситель.

Созданные с участием хлорофилла и солнечного света углеводы, а также образованные в растениях белки и жиры содержат в себе много энергии. Особенно много ее в крахмале и различных сахарах.

Многие растения, такие как сахарный тростник, сахарная свекла, лук, горох, кукуруза, виноград, финик, запасают сахара в стеблях, корнях, луковицах, плодах и семенах. Именно сахара служат главным источником энергии для всех живых существ, так как легко могут стать одним из наиболее активных соединений в любой живой клетке. Постоянно поглощая энергию в виде солнечного излучения, растения ее накапливают. Из-за огромного количества зеленых растений на Земле энергии в биосфере становится все больше. Человек широко пользуется газом, нефтью, углем, дровами – все эго органические вещества, которые выделяют при сгорании энергию, некогда занесенную в зеленых растениях.

Можно сделать вывод, что существование растений играет очень важную и необходимую роль для выживания живых существ на земле. Поступившая из космоса энергия солнечных лучей, запасенная зелеными растениями в углеводах, жирах и белках, обеспечивает жизнедеятельность всего живого мира – от бактерий до человека.

Урок 11:

Фотосинтез.

Цели деятельности учителя

Способствовать
формированию представлений об особенностях воздушного питания растений как
важнейшего процесса жизнедеятельности, о планетарном и эволюционном значении
фотосинтеза.  Создать условия для формирования умений работать с учебной
литературой, биологическими объектами, анализировать, делать выводы.

Тип, вид урока

Комбинированный

Личностные

Результаты (УУД)

Сохраняют мотивацию к
учебной деятельности; проявляют интерес к изучаемому материалу; выражают
положительное отношение к процессу познания,  адекватно принимают причины
успешности/неуспешности учебной деятельности.

Предметные результаты

Научатсяхарактеризовать воздушное
питание растений как важнейший процесс жизнедеятельности; объяснять значение
фотосинтеза. Получат возможность научиться работать с учебной
литературой, биологическими объектами, анализировать, делать выводы.

Метапредметные универсальные

учебные действия

Познавательные: осуществляют поиск
необходимой информации; самостоятельно создают алгоритмы деятельности при
решении проблем различного характера.

Коммуникативные: участвуют в коллективном
обсуждении проблем; обмениваются мнениями, принимают позицию партнера.

Регулятивные: прогнозируют результаты
уровня усвоения изучаемого материала и сохраняют учебную задачу.

Образовательные  ресурсы
урока

Схема фотосинтеза (из
учебника). Видеоролик «Фотосинтез».

Организационная
структура урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность
учащихся

Осуществляемые
действия

Формируемые
умения

I. Оргмомент

II. Мотивация к изучению
нового материала

Объявление темы урока и
совместная с учащимися постановка целей и задач урока. Эмоциональная настройка
учащихся на урок. Мотивирует – кто отлично работает. Тот получает оценку и
освобождается от тестирования.

Слушают
и осуждают тему урока. Пытаются формулировать цели урока.

РУУД
ставят проблему. Определяют пути её решения.

III. Актуализация опорных
знаний урока

Фронтальная беседа по
вопросам:

– Что такое питание?
Какие бывают типы питания?

– Как могут питаться
растения?

– Что такое почвенное
питание? Какова роль корня в почвенном питании?

Письменная проверка (Тест
подстановки).

Отвечают
на вопросы.

Выполняют
тестовые задания.

ЛУУД 
формируют собственное мировоззрение о целостности мира.

IV. Усвоение новых знаний
и способов действий

1.       Фотосинтез – процесс образования
органических веществ из углекислого газа и воды под действием энергии
солнечного света.

2.       Используя материал
учебника – составить схему воздушного питания растений (аналогично почвенному
питанию растений)


поступление углекислого газа через устьица листа;


улавливание солнечного света хлоропластами (в них хлорофилл) листа;

– образование
органических веществ.

Т.О. В ходе фотосинтеза
солнечная энергия преобразуется в химическую, заключённую в органических
молекулах.

       3.   Просмотр
видеоролика «Фотосинтез». Ответ на вопрос: значение фотосинтеза.

4.       Фронтальная беседа по
вопросам: планетарное  значение фотосинтеза на Земле:

a.      
Зеленые
растения преобразуя солнечную энергию, делают её доступной для других
организмов;

                     б. Кислород,
выделяемый растениями в  процессе фотосинтеза,      

                         используется
другими организмами в процессе дыхания. Этот       

                         кислород
участвовал в формировании атмосферы Земли.

5.       Эволюционное значение
процесса фотосинтеза.

6.       Растения симбионты: грибы
и деревья.

7.       Растения хищники:
росянка,  пузырчатка, непентес, венерина мухоловка.

8.       Растения паразиты:
раффлезия, повилика.

Отвечают
на вопросы учителя, делают выводы. Приходят к выводу об открытости живых
систем. Смотрят ролик, задают вопросы. Работают с рисунками учебника,
составляют схему. Рассматривают рисунки, определяют существенные признаки. 

ПУУД
смысловое чтение; выделяют особенности процесса фотосинтеза. КУУД излагают
своё мнение. ЛУУД формируют собственной мировоззрение. РУУД работают по
плану, сверяясь с целью.

ЛУУД
осознают целостность мира. ПУУД  представляют информацию в виде схемы.

V. Первичное осмысление и
закрепление изученного материала

Выполняют тестовые
задания (работа в парах).

Поставьте «+», если
правильно и «-», если неправильно:

1. Лист – единственный
орган растений в котором происходит фотосинтез.

2. Устьичные клетки, как
и другие клетки листа не имеют хлорофилла.

3. В процессе фотосинтеза
растения поглощают СО2  и выделяют О2.

4. Воздушное питание
растений – это поглощение корнем воздуха.

5. Процесс фотосинтеза
идет в основном в листьях.

6. В хлоропластах листа
есть зеленый пигмент хлорофилл, способный улавливать солнечную энергию.  
(Ответы: – – + – + +).

Работают
в парах и выполняют тестовые задания.

. КУУД работают
в парах. ПУУД создают схему на основе анализа и сравнения.

ПУУД
строят логические рассуждения, доказывают свою правоту.

VI. Рефлексия учебной
деятельности

В целом на уроке мне
работать было…

Мне мешало….

Лучше всех работали….
Т.к.

Я сам работал….

 Мне было интересно…..

 Я теперь понял…

Но мне не совсем
понятно….

Анализ
работы на уроке класса, самооценка.

ПУУД
делают выводы. ЛУУД аргументированная оценка своих и чужих поступков.

VII. Подведение итогов

Кроме почвенного питания
у растений существует и воздушное питание – фотосинтез. Органом воздушного
питания растений является зеленые листья.  В процессе фотосинтеза образуются
органические вещества и кислород. Фотосинтез играет огромную роль в
формировании атмосферы Земли  и в эволюционном процессе.

Выделяют
главное.  Делают выводы по содержанию урока.

ПУУД
делают выводы. КУУД принимают чужое мнение.

VIII. Домашнее задание

Учить §7 стр. 48-49.
Повторить §6.

Уточняют
и записывают домашнее задание.

Добавить комментарий