Как составить план параграфа по биологии пример

Изучив инструкцию на с. 9 учебника, составьте план параграфа «Биология — наука о живой природе».

Для того чтобы лучше усвоить материал параграфа, со­ставьте его план. План должен отвечать следующим требованиям:

1. Пункты плана должны отражать главные мысли.
2. Пункты плана должны быть связаны между собой по смыслу.
3. Пункты плана формулируются кратко и чётко.

При составлении плана текст делится на части (смысловые единицы) и в каждой из них находится главная мысль. Чтобы вам было легче справиться с этим заданием, читая текст параграфа, задавайте два вопроса: «О чём здесь говорится?» и «Что об этом говорится?». Первый вопрос поможет вам разбить текст на «смысловые единицы», а второй — выделить самое существенное, главное в этой части текста.

Ответ

План параграфа «Биология — наука о живой природе»

1. Биология – наука о жизни.

2. Условия для возникновения жизни на Земле.

3. Биосфера – оболочка Земли.

4. Значение биологии.

Опубликовано: 20.02.2019
Обновлено: 18.09.2020

Как составлять план параграфа

В плане параграфа кратко выражаются ключевые идеи текста и пошаговость развития мысли. Имея перед глазами план, легко вспомнить и пересказать материал учебника, подготовиться к экзаменам. Чтобы потренироваться в создании плана, выберите небольшой параграф, состоящий из 15-20 абзацев или меньше. В дальнейшем сможете перейти к текстам любого размера.

Как составлять план параграфа

Инструкция

Напишите заголовок параграфа. Ниже будут располагаться пронумерованные пункты плана.

Прочитайте первый абзац и выразите одной фразой, о чем идет речь. Например, читаете учебник физики, и в первом абзаце рассказывается об открытиях Ньютона. В плане не надо писать подробности и нюансы. Достаточно указать, что можно найти в начале параграфа: “Первый закон Ньютона”.

По аналогии со вторым шагом проработайте оставшиеся абзацы. Пункты плана похожи на указатели населенных пунктов вдоль автомобильных трасс. Написано: город Москва. И можно ехать в указанном направлении. Так достаточно посмотреть в план, чтобы понять, о чем идет речь в параграфе.

Выберите для работы длинный и сложный параграф. Теперь не нужно описывать каждый абзац текста, предстоит действовать по другому принципу.

Читайте текст и разделяйте карандашом смысловые части, не обращая внимания на абзацы. В том же учебнике физики пять-шесть абзацев могут быть посвящены первому закону Ньютона, еще шесть-семь абзацев – второму закону Ньютона, и оставшиеся девять абзацев – третьему закону Ньютона. Потом пятнадцать абзацев посвящены практическим примерам. Соответственно, параграф можно разделить на четыре смысловые части: три части о законах Ньютона и последняя часть с задачами. А можно выделить по смыслу и каждую задачу – делайте по своему усмотрению.

Выразите одной фразой, о чем идет речь в каждой смысловой части. Получится краткий план параграфа. Если желаете, некоторые пункты плана можно разбить на подпункты. Например, сделать в плане четыре главных раздела, как в пятом шаге. Последний, четвертый раздел можно назвать “Задачи и упражнения”. И сделать подпункты, в которых расписать названия задач.

Выберите для работы еще один длинный параграф и составьте план по аналогии с пятым и шестым шагами, но не используя пометки карандашом. Теперь работа пойдет быстрее: читайте и сразу пишите план.

Источники:

  • как составить план заданий

Войти на сайт

или

Забыли пароль?
Еще не зарегистрированы?

This site is protected by reCAPTCHA and the Google Privacy Policy and Terms of Service apply.

Для того чтобы лучше усвоить материал изучаемого параграфа, необходимо составить его план. План должен отвечать следующим требованиям:
1. Пункты плана должны отражать главные мысли.
2. Пункты плана должны быть связаны между собой по смыслу.
3. Пункты плана должны быть формулированы кратко и чётко.
При составлении плана текст делится на части (смысловые единицы) и в каждой из них находится главная мысль. Чтобы вам было легче справиться с этим заданием, читая текст параграфа, задавайте два вопроса: «О чём здесь говорится?» и «Что об этом говорится?». Первый вопрос поможет вам разбить текст на «смысловые единицы», а второй — выделить самое существенное, главное в этой части текста.

reshalka.com

ГДЗ Биология 5 – 6 класс (Линия Жизни) Пасечник. §1. Моя лаборатория. Номер №1

Решение

План:
1. Биология – наука о жизни.
2. Условия для возникновения жизни на Земле.
3. Биосфера – оболочка Земли.
4. Значение биологии.

Обучайтесь и развивайтесь всесторонне вместе с нами, делитесь знаниями и накопленным опытом, расширяйте границы знаний и ваших умений.

поделиться знаниями или
запомнить страничку

  • Все категории
  • экономические
    43,658
  • гуманитарные
    33,653
  • юридические
    17,917
  • школьный раздел
    611,962
  • разное
    16,905

Популярное на сайте:

Как быстро выучить стихотворение наизусть? Запоминание стихов является стандартным заданием во многих школах. 

Как научится читать по диагонали? Скорость чтения зависит от скорости восприятия каждого отдельного слова в тексте. 

Как быстро и эффективно исправить почерк?  Люди часто предполагают, что каллиграфия и почерк являются синонимами, но это не так.

Как научится говорить грамотно и правильно? Общение на хорошем, уверенном и естественном русском языке является достижимой целью. 

Содержание

  • Проверь свои знания
  • Выполни задания
  • Обсуди с товарищами
  • Выскажи мнение
  • Выполни задания в рабочей тетради
  • Работа с моделями, схемами, таблицами

Проверь свои знания

№ 1. Какие системы органов образуют организм животного?

Организм животного образуют такие системы органов:

  1. Покровная (кожа и ее производные);

  2. Опорно-двигательная (скелет и мышцы);

  3. Кровеносная (сердечно-сосудистая);

  4. Дыхательная;

  5. Нервная;

  6. Пищеварительная;

  7. Выделительная;

  8. Эндокринная;

  9. Половая (органы размножения).

№ 2. В чем проявляется взаимосвязь органов и систем органов?

Все органы в живом организме взаимосвязаны между собой и образуют систему органов, в которой выполняют одинаковую функцию (например, дыхательная система отвечает за дыхание, пищеварительная – за процесс пищеварения). Именно в их согласованной деятельности и проявляется взаимосвязь, которая обеспечивает бесперебойную работу всего организма в целом. Если какой-то из органов дает сбой, зависящие от него органы также начинают страдать, нарушается полноценное функционирование целой системы и, как следствие, ухудшается состояние организма.

№ 3. Почему в многоклеточном организме системы работают согласованно?

Многоклеточный организм представляет собой единую систему, в которой все органы и системы органов постоянно находятся в согласованной работе. Это необходимо, прежде всего, для правильного, полноценного и эффективного функционирования организма, для его адаптации в условиях окружающей среды, которые могут постоянно меняться. Например, у растений корень обеспечивает водой и питательными веществами весь организм. Если он будет поврежден, стебель и листья не смогут получать необходимое количество минералов, а значит, перестанут полноценно выполнять свои функции. В результате растение может стать слабым и даже погибнуть. Непосредственный контроль за согласованную работу систем органов у животных, например, ведут нервная и эндокринная системы, которые также являются главным связующим звеном между ними.

Стр. 75

Выполни задания

№ 1. Приведите примеры, доказывающие, что организм работает как единое целое.

Организм является единым целым, потому что все органы и системы органов в нем работают слаженно и взаимосвязаны друг с другом. Например, если происходит сбой в работе почек, которые входят в состав выделительной системы, в организме начинает накапливаться жидкость. Вредные вещества не выводятся полноценно, нарушается обмен веществ, страдает кровообращение, возникают проблемы с сердцем и сосудами.

Аналогично обстоит ситуация, если в организме нарушается работа пищеварительной системы. Например, кишечник перестает всасывать полезные микроэлементы из пищи, тогда организм перестает получать полезные и необходимые для его жизнедеятельности вещества. Происходят нарушения в эндокринной, кровеносной, нервной системе.

№ 2. Прочитайте внимательно стихотворение и ответьте на вопросы. В чем заключается смысл стихотворения? Как оно связано с темой параграфа?

Гвоздь и подкова

Не было гвоздя,

Подкова пропала.

Не было подковы,

Лошадь захромала.

Лошадь захромала,

Командир убит.

Конница разбита,

Армия бежит.

Враг вступает в город,

Пленных не щадя,

Оттого что в кузнице

Не было гвоздя!

(Английская песня,

перевод С. Я. Маршака)

Смысл данного стихотворения заключается в том, что даже отсутствие в какой-то большой и отлаженной системе одной маленькой детали способно нарушить работу и пустить под откос весь результат. Как и в живом организме – если недостаточно одного органа или в его функционировании возникают сбои, и тогда работа всей биологической системы будет нарушена, что может привести к непоправимым последствиям. Именно об этом рассказывает нам тема параграфа – слаженное функционирование всех органов является гарантией бесперебойной работы целой биологической системы – организма.

Стр. 75

Обсуди с товарищами

Организм – это сложная биологическая система.

Живой организм – это целостная, сложная и высокоорганизованная биологическая система, которая способна к саморегуляции и саморазвитию. Она постоянно находится во взаимодействии с окружающей ее средой и реагирует на изменяющиеся извне условия. Работа всех систем органа и каждого органа по отдельности отлажена до совершенства. И обеспечивается это согласованным действием не только самих органов, а тканей и клеток, из которых они состоят. Если в работе какого-то органа происходит сбой, это сказывается и на полноценном функционировании всей системы органов. Как следствие, страдают и другие системы, что ведет к появлению расстройств и нарушений.

Стр. 75

Выскажи мнение

Какова роль клетки в жизни одноклеточных и многоклеточных организмов?

В организме одноклеточных только одна клетка. Она и выполняет роль всего организма (растет, размножается и т.д.). У многоклеточных клетки формируют ткани, которые в свою очередь формируют органы, а органы – системы органов. Так как органы и системы органов выполняют различные функции, можно сделать вывод, что роль клетки в жизни многоклеточных организмов заключается в выполнении различных функций.

Стр. 75

Выполни задания в рабочей тетради

№ 1. Составьте план параграфа.

План:

  1. Что такое «система»?

  2. Взаимосвязь компонентов системы.

  3. Многоклеточный организм, как единая система.

  4. Кровеносная система и ее значимость.

№ 2. Составьте рассказ «Жизнь клетки одноклеточного организма».

Одноклеточный организм, как можно догадаться из названия, состоит из одной единственной клетки. В его жизни происходит все, что свойственно живым организмам: рост, развитие, поглощение питательных веществ и выделение продуктов обмена. Интересно, что одна единственная клетка способна даже реагировать на сигналы из окружающей ее среды. Большинству клеток свойственна и способность к размножению.

Обычный день клетки в одноклеточном организме начинается с того, что она просыпается. Об этом свидетельствует движение ресничек и подергивание ложноножек. Ее следующим шагом будет выполнение «работы». У каждого вида одноклеточного организма эта «работа» уникальна, но возможна во всех случаях только при наличии солнечного света. Если же свет выключить, «работа» прекращается, а сам организм впадает в спячку. Так уж устроен этот удивительный мир одноклеточного организма! Также в процессе бодрствования клетка ищет питательные вещества, выделяет продукты обмена и многое другое. Когда же интенсивность солнечного света снижается, клетка торопится домой. Да, да, у нее тоже есть дом – место, где ей комфортнее всего отдыхать, ведь там она находится в безопасности.

Однако жизнь клетки одноклеточного организма коротка. Произведя на свет всего лишь одного или двух себе подобных организма, она погибает. При этом на месте ее гибели не остается ничего.

№ 3. Найдите в тексте доказательства, что клетка — это биологическая система.

Клетка – это структурная и функциональная единица всех живых организмов. Ее можно назвать биологической системой, потому что она состоит из нескольких компонентов: клеточная мембрана, цитоплазма и органоиды. Все эти составляющие тесно взаимосвязаны между собой и обеспечивают полноценное функционирование клетки, как целостной биологической системы.

Стр. 75

Работа с моделями, схемами, таблицами

Пользуясь материалами учебника, создайте свой вариант схемы «Организм – биологическая система».

«Организм – биологическая система»

Добавить комментарий