План к рассказу “Растрепанный воробей” Паустовского:
1) Удивительные настенные часы с кузнецом в квартире Маши.
2) Описание Машиной мамы и Машиного папы.
3) Машина мама разговаривает со стеклянным букетом.
4) Зимний вечер в квартире Маши.
5) Хулиганства старой вороны.
6) Как живут воробьи в разные времена.
7) Ворона поймала Пашку-воробья и сильно ударила его.
8) Милиционер спас полумертвого воробышка.
9) Воробушек живет у Маши.
10) Пашка хочет отблагодарить Машу за ее добро.
11) Ворона украла стекляный букетик Машиной мамы.
12) Пашка узнал путь в театр, где работает Машина мама
13) Пашка собрал воробьев на битву с вороной, освобождать стеклянный букетик.
14) Машина мама – Золушка хорошо сыграла спектакль.
остальные пункты плана смотрите в вопросе
Что произошло в театре в сказке Паустовского “Растрепанный воробей”?
Перейти к содержанию
«Растрепанный воробей» план рассказа
На чтение 1 мин Обновлено 4 февраля, 2021
Составить план рассказа «Растрепанный воробей» 3 класс может краткий, цитатный, подробный или сюжетный. План к рассказу Паустовского поможет лучше подготовить пересказ на литературное чтение.
Содержание
- План к рассказу «Растрепанный воробей»
- План к рассказу «Растрепанный воробей» 3 класс
- План рассказа «Растрепанный воробей» Паустовского 3 класс
План к рассказу «Растрепанный воробей»
- Маша смотрит в окно
- Стеклянный букет
- Ворона на ветке
- Ворона ворует
- Ларек мороженого
- Бедный Пашка
- Добрый милиционер
- В гостях у Маши
- Благодарность воробья
- Воровство букета
- Слезы мамы
- Атака воробья
- Триумф на спектакле
- Появление Пашки
- Последнее чудо.
План к рассказу «Растрепанный воробей» 3 класс
1. Семья Маши.
2. Проделки вороны.
3. Спасение воробья милиционером.
4. Воробей Пашка в гостях у Маши.
5. Благодарность воробья Маше в виде возврата стеклянного букета ее маме.
План рассказа «Растрепанный воробей» Паустовского 3 класс
Вариант 1:
1. Необычные часы
2. Родители Маши
3. Разговор мамы с букетиком
4. Зимний вечер
5. Проказы вороны
6. Трудная жизнь воробьёв
7. Ворона застала Пашку в ларьке
8. Милиционер спасает воробья
9. Пашка в гостях у Маши
10. Воробей благодарен Маше
11. Воровство стеклянного букета
12. Воробей проследил путь до театра
13. Воробьи напали на ларек
14. Спектакль закончился счастливо, но на глазах Золушки слезы
15. Воробей возвратил букетик
16. Слезы радости
Вариант 2:
Какой можно составить план к рассказу “Растрепанный воробей”?
Анонимный вопрос
20 февраля 2018 · 20,4 K
ОтветитьУточнить
Первый
Елена Есипова116
Привет! Меня зовут Елена. Я видеоблогер. · 22 мая 2020
План к рассказу “Растрепанный воробей”:
- Девочка Маша у окна.
- Разговор Маши и мамы.
- Про ворону.
- Жизнь воробьев. Пашка.
- Как милиционер спас Пашку.
- Маша выходила воробья Пашку.
- Пашка с боем отвоевал брошь.
- Хрустальный букетик для Золушки.
- Мама у окна.
22,6 K
Дима
25 января 2022
Спасибо
Комментировать ответ…Комментировать…
Вы знаете ответ на этот вопрос?
Поделитесь своим опытом и знаниями
Войти и ответить на вопрос
Содержание
- План рассказа Растрепанный воробей Паустовского 3 класс
- Краткий пересказ
- Также читают:
- Картинка к сочинению План рассказа Растрепанный воробей
- Популярные сегодня темы
- Как написать, составить план к сказке «Растрепанный воробей» Паустовского?
- Нужен план к рассказу Паустовского «Растрёпанный воробей». 3 класс.
- Картинный план к рассказу «Растрепанный воробей» 3 класс, как составить?
- Конспект 2 урока работы над произведением К.Г. Паустовского «Растрёпанный воробей»
План рассказа Растрепанный воробей Паустовского 3 класс
1. Занятия семьи Маши.
2. Проделки вороны.
3. Спасение жизни воробья милиционером.
4. Воробей Пашка в гостях у Маши.
5. Благодарность воробья Маше в виде возврата стеклянного букета ее маме.
Краткий пересказ
В рассказе К. Паустовского «Растрепанный воробей» описываются события одного из зимних вечеров. Пока мама девочки Маши находилась в огромном здании театра на премьере Золушки в роли главной героини, нянюшка Петровна дремала, а ее дочь занималась обычными повседневными делами. Она внимательно прислушивалась к тишине и наблюдала за вороной за окном. Вспоминая о своем отце, девочка всегда думала о том, что скоро наступит весна. Именно тогда ее отец, прошедший войну и испытавший ранение, должен вернуться домой. Птица ежедневно влетала в окно при удобном случае, хватая первые попавшиеся вещи или продукты. У вороны было постоянное жилье. Для этого она избавилась от щелей в ларьке и складывала туда все нужное и ненужное. В свою очередь из ее убежища пытался утащить что-нибудь воробей Пашка.
Из-за недостатка овса воробьиное племя в городах заметно уменьшилось. Вместо огромных стай, пугающих прохожих своим шумным полетом, в населенном пункте встречались птицы, сбывшиеся по несколько воробьев в кучки. Поэтому, испытывая сильное чувство голода, Пашка полез вновь в киоск. Ворона ранила его, а проходящий мимо милиционер не остался равнодушным. Забрав его с собой, мужчина отдал его Маше во время прогулки. Птица прижилась в квартире. В знак благодарности он нес в дом все подряд из ларька вороны.
Однажды ворона похитила мамин памятный подарок в виде стеклянного букета отца. Для матери это было горе. Пашка, решив отомстить воровке, устроил «рукопашный бой» с вороной. В это время Маша с бабушкой присутствовали на концерте мамы. После выступления растрепанный воробей опустил ей в руки тот самый украденный букет.
В этот вечер мама чувствовала себя самой счастливой женщиной, плача от радости.
Также читают:
Картинка к сочинению План рассказа Растрепанный воробей
Популярные сегодня темы
Ларра – персонаж одной из двух легенд, которые повествует старуха Изергиль. Его имя означает «отверженный», что соответствует его судьбе. Ларра описывается как очень красивый сильный юноша
Часто можно услышать, что дети не хотят идти в школу, что не удивительно. Они идут в учебное заведение через силу, они не ожидают ничего светлого кроме общения с друзьями. Часто слышно фразу
В далёком 1883, Владимиром Маковским была написана прекрасная картина под названием Свидание. Она вместила в себя тему обнищания и страданий бедного народа, а также заботу и силу материнской любви.
Роман «Белая гвардия» содержит много биографических черт, которые взяты с образа автора романа — Михаила Булгакова.
Произведения Н. В. Гоголя – это сочетание реалистичных традиций и мистических элементов. Повесть «Ночь перед Рождеством» привлекает внимание читателя своеобразными мотивами народного фольклора, приметами и поверьями, существующими между людьми.
Источник
Как написать, составить план к сказке «Растрепанный воробей» Паустовского?
Литературное чтение 3 класс Как написать, составить план к сказке «Растрепанный воробей» Паустовского?
План к рассказу «Растрепанный воробей» Паустовского:
1) Удивительные настенные часы с кузнецом в квартире Маши.
2) Описание Машиной мамы и Машиного папы.
3) Машина мама разговаривает со стеклянным букетом.
4) Зимний вечер в квартире Маши.
5) Хулиганства старой вороны.
6) Как живут воробьи в разные времена.
7) Ворона поймала Пашку-воробья и сильно ударила его.
8) Милиционер спас полумертвого воробышка.
9) Воробушек живет у Маши.
10) Пашка хочет отблагодарить Машу за ее добро.
11) Ворона украла стекляный букетик Машиной мамы.
12) Пашка узнал путь в театр, где работает Машина мама
13) Пашка собрал воробьев на битву с вороной, освобождать стеклянный букетик.
остальные пункты плана смотрите в вопросе
Рассказ К. Паустовского «Растрёпанный воробей» повестствует о девочке Маше и её семье, а ещё о маленьком воробье, который сделал всех счастливыми.
Лучше всего разбить текст на смысловые части, озаглавить их, а при необходимости составить план каждой части.
1 часть. Машина семья.
2 часть. Жизнь воробья Пашки.
3 часть. Кража.
4 часть.Счастливый финал.
Но индюк, не смотря ни на что, так и остался при мнении,что именно он ужасно умный, хотя его, почему-то, не очень уважают. Такого умницу следует уважать и ценить больше!
Мышонок Пик совсем не собирался быть мореплавателем, он просто первый раз вышел со своей мамой-мышью и своими братьями и сестрами из своей норки погулять.
В это время дети сделали маленькое суденышко для речки, посадили на него Пика в качестве мореплавателя и отправили по речке.
Автор пишет, что ребята сыграли с ним злую шутку,и так оно и есть. Это был совсем маленький мышонок, который даже не умел искать себе еду.
Чем отличается сказка от других жанров литературы? Да тем, что конец всегда счастливый и происходит это благодаря тому, что главную героиню спасает рыцарь или принц. А ещё сказочный сюжет очень похож на то, как всё обычно и бывает в жизни, но с примесью волшебства и тайны.
Мышонок Пик жил вместе со своей семьей в лесу недалеко от реки. Но однажды я заметила его и мне стало интересно за ним наблюдать, ведь он такой миленький.
Вдруг откуда-то появился мальчик с девочкой и забрали Пика. Посмотрев на ними я увидела, что они посадили его на самодельный кораблик и он поплыл.
Мне хотелось помочь мышонку и я просто бежала вдоль реки за ним. Когда мышонок плыл, за ним охотились большие чайки и какая-то большая птица просто перевернула суденышко.
Сначала я очень волновалась, но потом увидела, что Пик спасся и выплыл на берег.
Мне хотелось помочь Пику, я к нему подошла и протянула руки, но мышонок теперь боялся людей и убежал от меня.
Я долго искала мышонка, но не нашла. Прошла зима и меня пригласили в гости с родителями.
В этом доме жили тот мальчик и девочка, которые тогда отправили в путешествие Пика. Я ужасно злилась на них.
Но вот я вижу, что мальчик берет в руки дудочку и начинает играть и вдруг откуда не возьмись выходит Пик и начинает свистеть с ним рядом.Взрослые были удивлены этому фокусу, а я узнав Пика, поразилась, что Пик больше не боится людей и живет у этих детей.
Тогда мне захотелось познакомится с ними поближе и мы все вместе стали дружить.
Источник
Нужен план к рассказу Паустовского «Растрёпанный воробей». 3 класс.
«Растрёпанный воробей» К.Паустовский
План:
1)Зимний вечер,ожившие вещи.
2)Мамина премьера,мысли о папе.
3)Стеклянный букетик,мамин талисман.
6)Зима-испытание для воробьёв.
8)Добрый постовой и Машин дом.
11)Воровка унесла букет,слёзы мамы.
12)Отбить талисман любой ценой.
14)Воробей на сцене.
15)Триумф Золушки с букетиком.
Раньше я называла друзьями просто знакомых и приятелей. Мне казалось, что друг – человек, с которым можно просто поболтать по телефону, сходить в кино, пообщаться по интернету. Дружба сводилась к обсуждению мелких проблем, к простым разговорам. После одной встречи я изменила свое понимание дружбы.
Друг для меня теперь – это человек, который готов прийти на помощь в любой ситуации, который не отвернется, чтобы не произошло, который всегда помнит о тебе.
Так получилось, что в этом году в июле я осталась в городе. Родители работают, в деревню я не поехала. Слонялась по квартире, гуляла по городу, смотрела телевизор. Знакомые, которых я считала друзьями, разъехались кто куда. В день рождения, 20 июля, встала пораньше с ощущением наступившего праздника. Мама торопилась на работу, поэтому поздравила меня как-то второпях. Папа, как всегда, пошутил, что я выгляжу на год старше, чем вчера, и тоже ушел. Я сидела на кухне и смотрела на телефон, надеясь, что позвонят мои друзья. Телефон молчал, в квартире была тишина, мне хотелось плакать. И еще я злилась на весь мир, думая, что все меня забыли, я никому не нужна.
Примерно часа через два в дверь позвонили. Когда я открыла, прежде всего увидела громадный букет ромашек. За ним улыбалось счастливое лицо Ани, с которой мы не виделись целый год.
Наша дружба началась в деревне, где я отдыхала у бабушки в прошлом году. Аня – старшая дочь бабушкиной соседки. Семья у нее большая, на Ане лежат домашние обязанности, полив и прополка огорода, присмотр за малышами. Свободного времени у нее было мало, а мне хотелось, чтобы она уделяла мне все свое внимание. Я не понимала, как это можно не пойти загорать на речку, пропустить прогулку. Ее игры с малышами начали меня раздражать. В конце лета мы почти не общались. Когда я уезжала в город, Аня пришла меня провожать, в ее руках был букет ромашек. Из-за обиды я только сухо сказала: «Спасибо».
С этого времени я знаю, что такое настоящая дружба. Она – это понимание и прощение, умение подставить плечо, когда рядом никого нет. Друг любит тебя со всеми твоими недостатками, ничего не требуя взамен.
Мне кажется, что мы с Аней сохраним нашу дружбу на долгие годы. Мне очень хочется в это верить.
Источник
Картинный план к рассказу «Растрепанный воробей» 3 класс, как составить?
1) Маша у окна. Девочка задумчиво смотрела прямо перед собой, различные мысли кружились в ее голове. Она вспоминала маму, которая ушла на представление в Большой театр.
3) Стеклянные цветы. Папа подарил маме красивую брошку в виде цветов и она должна была одеть ее во время премьеры.
4) Ворона украла папин подарок, и мама была вынуждена пойти в театр без брошки.
5) Растрепанный воробей Пашка и его дружба с Машей.
6) Пашка узнает историю об украденном букете и решает помочь. Он находит брошь и приносит ее Машиной маме прямо на сцену.
Сказку «Хитрый лис и умная уточка» написал Виталий Бианки, у которого на счету множество рассказов и сказок о природе и животных.
Сказка учит нас не теряться в сложных ситуациях, быстро искать возможное решение проблемы и активно действовать. Уточка смогла в одиночку прожить всю зиму только потому, что сохранила самообладание и веру в лучшее.
Волк из Сказочного леса не любил Белку. Ему не нравился её хвост, он казался ему слишком пушистым, Волк считал, что нужно быть поскромнее. Волк терпеть не мог, когда Белка начинала скакать с ветки на ветку, а скакала она постоянно. Когда Волк видел Белку, у него начиналась головная боль. И она не проходила до вечера.
Белке было всё равно, как к ней относится Волк. Она радовалась жизни, радовалась солнышку. И от радости скакала.
Однажды Белка скакала по веткам и совершенно случайно. свалилась на голову Волку. Волк был сыт, иначе он бы съел Белку за такую наглость. Но проучить Белку нужно было обязательно. Так решил Волк. И он посадил её в мешок и принёс в своё логово. Белка не растерялась. Она стала грызть мешок острыми зубками. Ткань начала поддаваться. Скоро из мешка высунулась лапка, вторая, рыжий хвостик и наконец вся Белка. Волк увидел это и стал гоняться за Белкой. Ловкая Белочка уворачивалась от его лап. Она ведь каждый день тренировалась скакать. Волк почти настиг Белку. Вот он поднял лапы и приготовился схватить её. Но Белка ловко прыгнула к Волку на голову, оттолкнулась и выпрыгнула в окно.
С тех пор Белка прыгала по веткам более осторожно, а Волк решил больше не связываться с Белкой.
В сказке «Журавль и цапля» можно выделить как минимум четыре части.
Сказка «Голубая змейка» показывает, как нужно дружить, чтобы никогда не потерять дружбу.
В сказке два мальчика дружили и они услышали легенду о Голубой змейке, которая одаривает золотом того, кто её повстречает. Только если вдвоём её повстречать, то начнутся раздоры между ними. Мальчикам стало интересно и они вызвали Голубую змейку и она одарила одного золотом, а второму ничего не дала, потому что он показал свою жадность. И только, когда он сам осознал, что быть жадным нехорошо в его кошельке появился золотой песок. Друзья отдали золото родителям и больше не искали встречи с Голубой змейкой, а свою дружбу они только укрепили.
Из сказки я понял, что для верной дружбы главное быть верным и честным с другом и не гнаться за наградой, ведь если ты достоин, то эта награда сама тебя найдёт.
Источник
Конспект 2 урока работы над произведением К.Г. Паустовского «Растрёпанный воробей»
Тема: К. Г. Паустовский « Растрёпанный воробей»
развивать речь, память, воображение мышление учащихся; умение анализировать произведение;
способствовать воспитанию познавательной активности, моральному воспитанию, восприятию и пониманию общечеловеческих ценностей.
— формировать готовность и способность обучающихся к саморазвитию через участие в работе класса на уроке;
— формировать социальную мотивацию учебной деятельности при выполнении задания, связанного с практическим применением знаний в жизни, воспитывать бережное отношение к природе;
— оценивать жизненные ситуации и поступки героев текстов с точки зрения общечеловеческих норм.
Универсальные учебные действия:
Коммуникативные: формировать умение
Регулятивные: формировать умение
— о пределять цель и действовать согласно плана урока;
— формулировать и удерживать учебную задачу;
— адекватно воспринимать предложения учителя и одноклассников по исправлению допущенных в заданиях ошибок;
Познавательные: формировать умение
-Станьте ровно, подтянитесь.
Сядьте дружно, улыбнитесь.
Прозвенел уже звонок-
2.Сообщение темы урока
-Начнём урок со слов К. Г. Паустовского: « С русским языком можно творить чудеса. Нет ничего такого в жизни и в нашем сознании, что нельзя было бы передать русским словом.»
3.Работа над материалом урока
1.-Сейчас ребята, выполнявшие творческое задание, представят вашему вниманию обложку (свою!) к рассказу « Растрёпанный воробей».
(Дети показывают обложку)
-Почему именно этот эпизод?
-Почему воробей такой?
-Каково ваше отношение к героям, которых нарисовали?
-Кого рисовали с большим удовольствием?
-А вот фото воробушка. Растрёпанного.
-Как вы понимаете это выражение? (Взъерошенный, нахохленный, пёрышки распушил.)
-Когда птички становятся такими?( Когда голодные или когда им холодно.)
2.-Согласны ли вы, что внутри рассказа «Растрёпанный воробей» прячется сказка?
-Выходит, воробей Пашка – сказочный персонаж. Какой же он?
( Работа в парах-отметить в предложенном списке слова, характеризующие Пашку)
3-Давайте вспомним последовательность событий, описанных в 1 части.
-Прошу вас расположить данные иллюстрации в нужном порядке.
-С чего начинается рассказ? (С описания стенных часов.)
-Как зовут девочку? Нянюшку?
-Что мы узнали о родителях девочки?
-С какой вещью разговаривала мама?
-Почему маме был дорог маленький букетик цветов, сделанный из тонкого стекла?( Его подарил Машин отец)
-Найдите в тексте слова, которые говорил папа, когда дарил маме этот букет.(Выборочное чтение)
-Прочитаем описание зимнего вечера. (Шёпотом)
-Как вы поняли предложение «Не спали только Маша, отопление и зима»?
-О чём думала Маша? Что ей казалось непонятным?
4.Чтение вслух 1-4 абзаца на с.15.(Зад-е: отметить глаголы, характеризующие действия вороны.)
-Каково ваше отношение к вороне? Чего ожидаем от этого персонажа?
-В тексте уже есть прямая характеристика вороны: сварливая ( ворчливая, склонная к ссорам), скупая (жадная), седая(старая).
-У нас готовый материал для синквейна.
(Записываем на доске после ответов детей:
3.Хватала, удирала, торопилась
4.Ворона совершает плохие поступки
5.-Просмотрите текст на стр.16-17.
-Вот какая иллюстрация есть у меня. –Какие слова из текста можно подписать под ней?
-А какие рисунки сделали бы вы?
6-.Итак,Пашка познакомился с Машей.
-Как повёл себя Пашка?
-А другие воробьи? (Дружные, храбрые, сообразительные)
7.-Есть ещё одна иллюстрация. На ней изображена кульминация рассказа, т. е. самый главный, волнующий момент, очень важный.
-Как вы думаете, что это за эпизод? (Пашка принёс букетик маме)
-Почему после спектакля «у счастливой Золушки на глазах были слёзы»?
-Что сделали Пашка и его воробьиная семья для Маши и её мамы?
-Можно ли произошедшее назвать маленьким чудом? Бывали ли в вашей жизни подобные чудеса?
-Давайте прочитаем в лицах и обсудим диалог мамы и дочери в конце сказки.
-Много разного, много интересного в этом произведении. Есть элементы детектива, приключения, но, я думаю, вы согласитесь, это- рассказ о сильных чувствах. Любовь, преданность, сопереживание, доброта…Это так близко и понятно каждому.
-Предлагаю составить кластер « Чему учит произведение «Растрёпанный воробей»
(Быть добрым. Быть послушным. Быть благодарным…. Уметь радоваться за другого…)
Источник
Во все школьные хрестоматии по литературе включён рассказ «Растрёпанный воробей» (Паустовский). План рассказа и правила его составления будут подробно рассмотрены в данной статье, ибо перед учителем стоит задача помощи детям в осмыслении прочитанного. Написанный в 1948 году, он не потерял своей актуальности, хотя описываемые события происходят в послевоенное время. Реалии той эпохи не перегружают произведение и не заслоняют его основной смысл.
«Растрёпанный воробей»: краткое содержание
План начинается со знакомства с текстом. Его обязательно нужно прочитать в первоисточнике, потому что чужие пересказы могут быть неточными, а одноимённый мультфильм, как особое произведение искусства, вольно передаёт содержание.
Рассказ – это жанр литературы, последовательно повествующий о происходящих событиях. Он, как правило, невелик по размеру, что позволяет справиться с заданием даже ученикам начальной школы. В произведении К. Паустовского «Растрёпанный воробей», план которого будет представлен в статье, рассказывается о событиях в семье девочки по имени Маша.
Её папа служит на Камчатке, вдали от дома, а мама работает балериной в местном театре. На премьеру спектакля «Золушка» она впервые пообещала взять дочь вместе с няней. В память о муже актриса готовилась приколоть на платье его подарок – стеклянный букетик цветов, украденный по оплошности дочери залетевшей вороной. На помощь расстроенной девочке приходит воробей, некогда спасённый Машей в голодный зимний день. Он возвращает ценную вещь прямо во время спектакля, вызвав у Машиной мамы слёзы радости на глазах.
Первичный анализ произведения: жанр
После прочтения текста желательно проработать вопросы на понимание материала. Среди них:
- Каков жанр произведения?
- Кто его главные герои?
- О чём автор хочет рассказать?
- Какие смысловые части можно выделить в содержании?
Чтобы составить план рассказа «Растрёпанный воробей», следует последовательно ответить на предлагаемые вопросы. На первый ответ уже был дан, однако читатель сталкивается с элементами, позволяющими отнести произведение к сказкам:
- Воробей понимает людскую речь и способен им сочувствовать.
- Жизнь воробьиного племени очень напоминает человеческую.
- Ворона размышляет и видит сны.
Главные герои
Итак, вы прочитали произведение «Растрёпанный воробей» (Паустовский). План рассказа невозможен без понимания того, кто является главным героем произведения. Реальных персонажей, участвующих в событиях, несколько. Это и мама, и няня, и милиционер, но сюжет закручивается вокруг маленькой девочки Маши, что позволяет считать главной героиней именно её.
Сказка словно живёт самостоятельной жизнью внутри рассказа, но у неё тоже есть свой герой – это воробей, что подтверждает и название произведения. Автор всегда внимателен к заголовку, донося через него главную мысль и привлекая внимание читателя.
Основная мысль: о чём хочет рассказать автор?
Определение «растрёпанный» неслучайно характеризует маленького воробья. С одной стороны, оно словно вносит движение и увеличивает темп происходящих событий, с другой – демонстрирует борьбу, тот бой с вороной, который предшествует исправлению оплошности маленькой Маши. Воробей по имени Пашка хочет отблагодарить девочку за своё чудесное спасение, выполнив самое сильное её желание. Откуда оно у неё появилось?
От переживаний, что без стеклянной веточки мама может не вспомнить о папе во время спектакля, отчего та так горько плакала накануне. Возможно, вся эта сказка про воробья Пашку – это грёзы девочки из-за сильной любви к своей маме. Вот о чём рассказ К. Паустовского «Растрёпанный воробей», план которого нам предстоит составить.
Выделение смысловых частей
Повествование ведётся без строгого соблюдения временной последовательности, поэтому при выделении смысловых частей это необходимо учитывать. Для того чтобы написать план, нужно выстроить сюжетную линию, а значит, воссоздать все события в том порядке, в каком они реально происходили. Рассказ начинается с описания часов и того, как Маша стояла у окна, но этому предшествовало чудесное спасения воробья, пострадавшего от вороны. Разделив содержание на прошедшие, настоящие и будущие события, можно выделить в тексте четыре части:
- Машина семья.
- Жизнь воробья Пашки.
- События, связанные с кражей стеклянной веточки.
- Счастливое разрешение ситуации.
Чтобы составить краткий план пересказа рассказа «Растрёпанный воробей», необходимо разделить каждую часть на более мелкие (2-3 абзаца по смыслу), подобрав заголовок. Чем точнее он будет подобран, тем легче по такому плану воспроизвести содержание.
Часть первая: «Машина семья»
Рассказ начинается с описания зимнего вечера, где в комнате у окна стоит Маша. Все вещи кажутся живыми: на часах шевелится железный кузнец, их звон сыплется по комнате, а отопление пищит тёплую песню. Девочка думала о маме, которая танцевала в театре, о папе, который служил моряком, и его подарке – маленьком букете из тонкого стекла. Мама разговаривала с ним, словно с живым, а потом оставила на столе, приказав дочери не дотрагиваться до хрупкой вещи. Она собиралась надеть брошь на премьеру «Золушки».
Так неспешно закручивает сюжет своего произведения К. Г. Паустовский («Растрёпанный воробей»). План первой части рассказа может выглядеть следующим образом:
- «Живые» стенные часы зимним вечером.
- Мамин театр.
- Папа Маши.
- Мама и стеклянный букет.
- Проказы вороны.
Часть вторая: «Жизнь воробья Пашки»
Паустовский Константин («Растрёпанный воробей») описывает жизнь вороны в ларьке, где та хранила украденные богатства, спасая их от воробьёв. Ей снились страшные сны: пропали её любимые обёртки от конфет и куски замёрзшей колбасы. Она кричала по ночам, пугая милиционера. Горожане перестали ездить на извозчиках, и в отсутствие овса у воробьёв наступили тяжёлые времена. Им приходилось с трудом изыскивать для себя пропитание, поэтому Пашка юркнул к вороне в ларёк в надежде поживиться. Удар той клювом по голове был столь сильным, что воробей упал прямо в снег.
Возможный план рассказа «Растрёпанный воробей» (вторая часть):
- Домик вороны.
- Жизнь воробьёв зимой.
- Застигнутый вороной Пашка.
- Подоспевший милиционер.
- Спасение в Машином доме.
Часть третья: «События, связанные с кражей стеклянной веточки»
Через сутки Пашка покинул дом Маши, но каждый день прилетал вновь, ибо та оставляла для него крошки. В благодарность воробей возвращал украденные вороной богатства: куски пирога, конфетные обёртки и даже гусеницу. До этого он был свидетелем, как ворона через форточку украла рыбью голову. Когда няня спала, Маша решила проследить за вороной и открыла верхнюю часть окна, спрятавшись за шкафом. Прилетевшая птица утащила стеклянный букет, оставленный на столе. Маша успела только вскрикнуть. Вечером мама горько плакала, а вместе с ней разревелась и Маша. Наутро о происшествии узнал Пашка.
План рассказа «Растрёпанный воробей» (третья часть) может быть составлен так:
- Пашкина благодарность.
- Оплошность Маши.
- Кража вороной стеклянного букета.
- Известие о краже.
- Путь в театр.
Часть четвёртая: «Счастливое разрешение ситуации»
Нарядная Маша вечером отправилась вместе с няней на спектакль, а Пашка начал действовать. Он собрал всех городских воробьёв, чтобы отбить ценный подарок Машиной мамы у вороны. Друзья разработали план по выманиванию птицы из ларька. Когда он не сработал, они отчаянно ринулись в будку, устроив настоящую «рукопашную схватку». Да такую, что милиционеру пришлось в неё вмешаться. В это время заворожённые зрители следили за историей Золушки, и даже пожилые капельдинеры не могли сдержать слёз, бесшумно проникнув в зал. Великолепно танцующая Машина мама была дочерью одного из их коллег. Во время счастливого финала на сцену вдруг впорхнул взъерошенный воробей и на лету бросил в руки Золушки маленький стеклянный букет.
Теперь написать план рассказа «Растрёпанный воробей» (четвёртая часть) не составит труда:
- Обсуждение воробьями плана действий.
- «Рукопашная схватка».
- Успех спектакля «Золушка».
- Возвращение стеклянного букета.
- Слёзы радости.
Значение произведения
Почему рассказ вошёл в хрестоматии по литературе? Потому что он о настоящих чувствах. Стеклянный букетик дорог маме Маши не по причине его высокой стоимости. Это память о любимом человеке – Машином отце. Будучи моряком, тот храбро сражался на фронте с фашистами, а в мирное время проходил службу на далёкой Камчатке. Он просил Машину маму приколоть букетик к платью в день важной для неё премьеры, чтобы быть уверенным, что она помнит о нём. Это так необходимо – помнить о дорогом человеке в свой самый счастливый день.
Мама, застигнутая за разговором с букетиком, полагала, что дочь её не поймёт. Это обидело девочку, которой казалось, что она способна постигнуть тайну взрослых чувств и их сложность. На самом деле Маша только учится их постигать, удивляясь, почему от счастья не только смеются, но и плачут. Достижение всеобщей радости стало возможным благодаря заботе девочки о маленьком воробышке. Она делала это бескорыстно, что заставляет задумываться о важности доброты и внимания к ближним.
К. Паустовский – удивительный автор, несущий детям через своих героев настоящие эмоции и переживания, повествуя о верности, благодарности и настоящей любви. Рождённый до революции, он много путешествовал и многое повидал в жизни. Ещё в юности он познал боль утраты. У его родителей было четверо детей: дочь и трое братьев. Юноши участвовали в Первой мировой войне. В результате в живых остался единственный брат Галины Паустовской (Г. П.) – Константин.
Рассказ «Растрёпаный воробей»: цитатный план для изложения материала
Простой план позволяет создать опору для пересказа текста. Для более развёрнутых и доказательных ответов на вопросы, написания сочинений и изложений потребуется план цитатный. Он отличается тем, что смысловые части текста имеют заголовки в виде цитат, передающих основную мысль отрывка и заключённых в кавычки. Пользоваться можно только дословным текстом самого произведения. Такой план рассказа «Растрёпанный воробей» будет способствовать развитию речи. В качестве примера можно рассмотреть пункт плана «Проказы вороны». В виде цитаты он будет выглядеть следующим образом: «Ворона хватала первое, что попадалось под руку, и… удирала».
При выполнении работы можно укрупнить смысловые части. Тогда получится следующий вариант:
- «Маша стояла у окна».
- «Мама… готовилась впервые танцевать Золушку».
- «Мама вынула стеклянный букет».
- «Ворона застала в ларьке маленького растрёпанного воробья по имени Пашка».
- «Маша принесла Пашку домой».
- «Пашка… соображал, чем бы Машу отблагодарить».
- «Ворона… схватила стеклянный букет и вылетела за окно».
- «Пашка… услышал рассказ об украденном букете».
- «Воробьи… начали один за одним проскакивать в ларёк».
- «Кончился спектакль. Воробей на лету бросил… маленький хрустальный букет».
- «От маленькой радости смеются, а от большой – плачут».
Итак, для того чтобы правильно подготовить план рассказа, необходимо:
- Прочитать текст.
- Разделить его на части, выделив основную мысль отрывка.
- Озаглавить его.
- Проверить и записать.