Как составить план первого урока

Хороший, полезный урок без подготовки не провести. Вот почему так важно заранее продумать его ход. Федеральный Государственный стандарт основного общего образования подчеркивает, что учебный процесс должен быть организован так, чтобы учащиеся могли достигнуть общекультурных, личностных и познавательных результатов. Поэтому существует несколько общих требований к тому, как составить план урока.

Что такое конспект урока?

Каждый грамотный учитель перед тем, как провести урок, составляет его план-конспект. Что же означает этот термин? Со студенческих времен все привыкли к тому, что конспект – это изложенная в письменном виде только что прослушанная информация. В педагогическом мире все иначе. Конспект (или другими словами план урока) составляется заранее и служит некой опорой, подсказкой для учителя. Это воедино собранная информация о том, чему посвящен урок, каким образом он построен, какой смысл в себе несет, какова его цель, как эта цель достигается.

план урока

Для чего нужно составлять план урока?

В первую очередь план урока нужен учителю. Особенно это актуально для молодых преподавателей, которые из-за нехватки опыта могут растеряться, что-то забыть или не учесть. Разумеется, если будет тщательно продумано заранее, каким образом подать информацию ученикам, какими упражнениями ее закрепить, отработать, то и процесс усвоения пройдет гораздо быстрее и качественнее.

Зачастую конспекты урока требуют предъявлять завучи, потому что это является прямым отражением того, как работает учитель, насколько методика преподавания соответствует школьным требованиям и учебной программе. По конспектам хорошо заметны сильные стороны педагога, а также его методические ошибки и недочеты.

Основные требования

Сложно составить общие требования, которым должны были бы отвечать все планы уроков. Ведь многое зависит от детей, их возраста, уровня развития, вида урока и, конечно же, самого предмета. План урока русского языка будет в корне отличаться от плана урока, к примеру, по окружающему миру. Поэтому единой унификации в педагогике нет. Но существует несколько общих требований к тому, как все-таки должен выглядеть план-конспект урока:

  1. Должны быть четко сформулированы цель урока, методы и задачи. И все они должны соответствовать возрасту учеников.
  2. Урок обязан включать в себя некий мотивационный материал; занятие нужно построить так, чтобы у ученика возникло стремление к получению новой информации.
  3. Необходимо четко прописать тему и ход урока.

    план конспект урока

На что еще стоит обратить внимание?

Как правило, учителю, составляя план урока, нужно продумать каждую мелочь. Вплоть до того, сколько времени будет потрачено на реализацию каждого из пунктов плана. Необходимо прописать все реплики, сказанные учителем, и дать на них предполагаемые ответы учеников. Все вопросы, которые учитель собирается задать, тоже должны быть четко прописаны. Не лишним будет отдельно указать, с каким оборудованием предполагается работать на занятии. Если на уроке применяется какой-то раздаточный материал или учитель показывает для наглядности презентацию, картинки и т.д., все это тоже следует приложить к конспекту урока в распечатанном и в электронном виде. Заканчиваться конспект должен подведением итогов и домашним заданием.

Как правильно оформить конспект?

Для себя учитель может составлять план в любом виде. Это могут быть просто заметки, отдельные реплики, предложения или подробный сценарий. Некоторые схематично изображают нужную информацию. Если же требуется сдать конспект на проверку начальству, то наиболее распространенная форма – в виде таблицы. Это очень удобно и наглядно.

план урока русского

Пример составления краткого плана-конспекта

Краткий план урока. 5 класс

Предмет: русский язык.

Тема: имя прилагательное.

Тип урока: комбинированный.

Цель урока: познакомить учеников с новой частью речи.

Основные задачи:

  • развивать речевые навыки и умения;
  • отработать умение согласовывать слова.

Оборудование: доска, мел, раздаточный материал, таблицы.

Ход урока:

  • организационный момент;
  • проверка домашнего задания;
  • объяснение нового материала (чтение правила, работа с ним, выполнение упражнений для закрепления материала);
  • повторение изученного материала;
  • подведение итогов урока, оценка знаний учеников;
  • домашнее задание.

Обратите внимание, что все пункты хода урока должны быть подробно расписаны учителем, вплоть до каждой реплики. Кроме того, напротив каждого пункта нужно написать максимальное время, которое будет отведено на каждый из них. Так не возникнет ситуации, что урок подходит к концу, а сделана лишь половина из запланированного учителем.

план урока 5 класс

Не все конспекты будут одинаковы. Очень большое значение имеет возраст учеников, когда мы говорим про планы уроков. 6 класс, к примеру, может воспринять новую информацию в стандартной форме. Это когда учитель объясняет правило, записывает на доске важные материалы, а затем предлагает ряд занятий на отработку и закрепление изученного. Для 2 класса такой вариант будет неэффективным. Для малышей принято вводить новое в игровой форме или при помощи наглядных материалов.

Приведем пример еще одного конспекта.

План урока английского языка, 7 класс

Тема: повторение пройденного грамматического материала.

Тип урока: комбинированный.

Цель урока: закрепить полученные навыки по теме перевода предложений из прямой речи в косвенную.

Основные задачи:

  • развивать коммуникативные умения;
  • развивать способность работать в команде;
  • формировать умение выделять главное в изученном материале.

Оборудование: доска, мел, презентация, магнитофон.

планы уроков 6 класс

Ход урока:

  • организационный момент;
  • фонетическая разминка;
  • лексическая разминка;
  • повторение пройденного материала (выполнение упражнений, самостоятельная работа, работа в команде);
  • проверка домашнего задания;
  • подведение итогов урока;
  • домашнее задание.

Как видно из данного примера, пункты плана хода урока не имеют четкой расположенности. Стандартную проверку выполнения домашнего задания можно провести в начале урока, в середине, а можно и вовсе закончить так занятие. Для учителя главное – не бояться экспериментировать, придумывать и привносить что-то новое в каждое занятие, чтобы для детей урок был интересным и особенным. Чтобы они его ждали с нетерпением. В зависимости от того, какой выбран тип, будет зависеть и план урока. 7 класс (в отличии, например, от младших школьников) позволяет построить занятие нестандартно. Повторение изученного можно провести в виде игры или соревнования. Можно дать ученикам возможность показать свои умения посредством самостоятельной работы. Главное понимать, какой вид деятельности подойдет конкретному классу, конкретной группе учеников (учитывать нужно и возраст, и общую успеваемость в классе).

Подводя итоги

Итак, обобщим все вышеизложенное. Пошаговая инструкция для составления плана-конспекта урока будет выглядеть следующим образом:

план урока 7 класс

  1. Предмет/класс.
  2. Типа урока.
  3. Тема занятия.
  4. Цель.
  5. Основные задачи.
  6. Оборудование.
  7. Ход урока:
  • оргмомент, разминка и т.д. (подробно начинаем прописывать речь учителя и учеников);
  • проверка домашнего задания;
  • введение нового материала, его отработка;
  • закрепление пройденного, повторение.

8. Подведение итогов.

Этапы урока могут быть расположены в любом порядке, могут быть дополнены или быть представлены в ходе урока выборочно.

план урока 8 класс

Не забывайте, что в первую очередь конспект нужен не начальству, не завучу, не директору и не ученикам. Это рабочий инструмент и помощник учителя. И здесь дело не в опыте и не в умении экспериментировать на месте. Никто не мешает привнести в урок новизну, изюминку. Учитель может пошутить, привести пример из жизни (и, конечно, это не стоит писать в конспекте). Но в любом случае, обязательно должен присутствовать план урока. 8 класс вам достался, 3 или 11 – не важно! Класс активный или пассивный, схватывает «на лету» или необходимы долгие разъяснения – не имеет значения! Возьмите за правило – перед каждым уроком составляйте план. Лишним это точно не будет.

Как составить план урока?

Урок – главная составная часть учебного процесса. Учебная деятельность учителя и учеников в значительной мере сосредотачивается на уроке. Качество подготовки учащихся по той или иной учебной дисциплине во многом определяется

✓ уровнем проведения урока;

✓ содержательной частью;

✓ методической наполненностью;

✓ атмосферой.

Для того чтобы этот уровень был достаточно высоким, надо, чтобы учитель в ходе подготовки урока постарался сделать его своеобразным педагогическим произведением со своим смыслом, завязкой и развязкой подобно любому произведению искусства.

1. Первое, с чего надо начать подготовку к уроку:

✓ Чётко определить для себя и сформулировать его тему;

✓ Определить место темы в учебном курсе;

✓ Определить ведущие понятия, на которые опирается данный урок;

✓ Обозначить для себя ту часть учебного материала, которая будет использована в дальнейшем.

2. Определить и чётко сформулировать для учащихся целевую установку урока – зачем он вообще нужен?

В связи с этим надо обозначить обучающие, развивающие и воспитывающие функции урока. Цели урока должны быть максимально конкретными.

ЦЕЛЬ ОБУЧЕНИЯ предполагает формирование у учащихся новых понятий и способов действий, системы научных знаний и т.п.

✓ Обеспечить усвоение учащимися законов, признаков, свойств, особенностей;

✓ Обобщить и систематизировать знания о… (или по конкретной теме);

✓ Отработать навыки (какие?);

✓ Добиться усвоения учащимися каких-то понятий (вопросов).

ЦЕЛЬ ВОСПИТАНИЯ предполагает формирование у учащихся определенных свойств личности и черт характера.

✓ воспитание патриотизма;

✓ воспитание интернационализма;

✓ воспитание гуманности;

✓ воспитание мотивов труда, добросовестного отношения к труду;

✓ воспитание мотивов учения, положительного отношения к знаниям;

✓ воспитание дисциплинированности;

✓ воспитание эстетических взглядов.

ЦЕЛЬ РАЗВИТИЯ предполагает в основном развитие на уроке психических качеств учащихся: интеллекта (мышления, познавательных, политических умений), воли и самостоятельности.

РАЗВИТИЕ МЫШЛЕНИЯ – умения выделять существенные признаки и свойства, устанавливать единые, общие признаки и свойства целого, составлять план изучаемого материала, умения квалифицировать факты, делать обобщающие выводы, выделять общие и существенные признаки, отличать несущественные признаки и отвлекаться от них, развитие умений применять знания на практике.

РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ УМЕНИЙ – выделять главное, составлять план, тезисы, вести конспект, наблюдать, делать опыты.

РАЗВИТИЕ УМЕНИЯ УЧЕБНОГО ТРУДА – развитие умения работать в должном темпе, читать, писать, вычислять, чертить, конспектировать.

РАЗВИТИЕ ВОЛИ И САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ – развитие инициативы, уверенности в своих силах, развитие настойчивости, умение преодолевать трудности для достижения цели.

3. Уточнение типа урока.

Типы уроков

Виды уроков

1. Урок изучения нового материала

1 – урок-лекция;

2 – урок-беседа;

3- урок с использованием учебного кинофильма;

4 – урок теоретических или практических самостоятельных работ (исследовательского типа);

5 – урок смешанный (сочетание различных видов урока на одном уроке)

2. Урок формирования умений и навыков

1 – урок самостоятельных работ (репродуктивного типа – устных или письменных упражнений);

2 – урок-лабораторная работа;

3 – урок практических работ;

4 – урок-экскурсия;

5 – семинар

3. Урок обобщения и систематизации

Сюда входят основные виды всех пяти типов уроков

4. Уроки оценки знаний, умений и навыков

1 – устная форма проверки (фронтальный, индивидуальный и групповой опрос);

2 – письменная проверка;

3 – зачет;

4 – зачетные практические и лабораторные работы;

5 – контрольная (самостоятельная) работа;

6 – смешанный урок (сочетание трех первых видов) 

5. Комбинированные уроки

На них решаются несколько дидактических задач

4. Структура урока

Структура урока изучения нового материала:

  1. Организационный момент: подготовка учащихся к восприятию новых знаний, сообщение темы и целей урока.
  2. Проверка домашнего задания:
  • проверка выполнения письменного задания обходом по рядам;
  • зачитывание учащимися решенных примеров, задач;
  • сверка ответов решенных задач, сделанных расчетов;
  • выборочная проверка конспектов;
  • проверка выполнения задания по составлению различных схем, изготовлению плакатов, моделей, макетов;
  • фронтальная беседа по проверке хода решения задачи.
  1. Повторение пройденного материала.
  2. Изложение нового материала по плану.
  3. Самостоятельной усвоение новых знаний:
  • работа с учебником;
  • просмотр кинофильма;
  • просмотр телепередач;
  • выполнение лабораторной работы;
  • работа с наглядными пособиями;
  • работа по опорным конспектам, сигналам, схемам.
  1. Закрепление нового материала:
  • повторение учителем наиболее трудных, важных вопросов;
  • повторение учащимися основных положений темы;
  • ответы на вопросы;
  • выполнение упражнений устных и письменных;
  • решение задач (качественных, количественных, познавательных, тренировочных, развивающих);
  • проведение опытов.
  1. Самостоятельная работа учащихся:
  • работа с учебником, справочниками, составление тезисов, конспектирование;
  • вычерчивание схем, эскизов, графиков;
  • письменная фронтальная работа;
  • индивидуальные самостоятельные работы (по карточкам);
  • тестовые задания;
  • диктанты;
  • решение примеров и задач;
  • вывод формул;
  • написание сочинений, творческих работ;
  • разрешение проблемных ситуаций.
  1. Подведение итогов урока:
  • систематизация и обобщение знаний;
  • анализ усвоения учащимися программного материала;
  • выставление и корректирование оценок;
  • анализ проделанной на уроке работы;
  • поведение на уроке.
  1. Домашнее задание:
  • выделение основного в домашнем задании;
  • изучение материала по новой теме;
  • выполнение упражнений по новой теме.
  1. Индивидуальные задания учащимся:
  • подготовка рефератов различной тематики;
  • сбор материала, документации и так далее;
  • выполнение наглядности (графической, объемной, натуральной);
  • экспериментальная работа (опыт, наблюдение, изготовление макетов).

Структура уроков формирования умений и навыков:

1 – постановка цели урока,

2 – повторение сформированных умений и навыков, являющихся опорой,

3 – проведение проверочных упражнений,

4 – ознакомление с новыми умениями, показ образца формирования,

5 – упражнения на их основе,

6 – упражнение на их закрепление,

7 – тренировочные упражнения по образцу и подобию, алгоритму, инструкции,

8 – упражнения на перенос в сходную ситуацию,

9 – упражнения творческого характера,

10 – итог урока,

11 – задание на дом.

Структура урока закрепления и развития знаний, умений и навыков:

1 – сообщение учащимися цели предстоящей работы;

2 – воспроизведение учащимися знаний, умений и навыков, которые потребуются для выполнения предложенных заданий;

3 – выполнение учащимися различных заданий, задач, упражнений;

4 – проверка выполненных работ;

5 – обсуждение допущенных ошибок и их коррекция;

6 – задание на дом (если это необходимо).

Структура урока контроля и коррекции знаний, умений и навыков:

1 – сообщение темы, цели и задач урока;

2 – показ использования приобретенных знаний, навыков, умений в жизненных ситуациях;

3 – проверка знаний фактического материала, фронтальная беседа, индивидуальный опрос;

4 – проверка знаний основных понятий ,законов и умений объяснить их сущность, письменная работа;

5 – проверка глубины осмысления знаний и степени их обобщения, самостоятельное сопоставление обобщенных таблиц, письменный опрос;

6 – применение учащимися знаний, практические задания;

7 – выполнение комплексных творческих работ;

8 – итоги урока;

9 – домашнее задание.

Структура урока проверки знаний:

1 – организация начала урока. Здесь необходимо создать спокойную, деловую обстановку. Дети не должны бояться проверочных и контрольных работ ил чрезмерно волноваться, так как учитель проверяет готовность детей к дальнейшему изучению материала;

2 – постановка задач урока. Учитель сообщает ученикам, какой материал он будет проверять или контролировать. Просит, чтобы дети вспомнили соответствующие правила и пользовались ими в работе. Напоминает, что учащиеся обязательно сами проверяют работы;

3 – изложение содержания контрольной или проверочной работы (задачи, примеры, диктант, сочинение или ответы на вопросы и т.п.). Задания по объему или степени трудности должны соответствовать программе и должны быть посильными для каждого ученика;

4 – подведение итогов урока. Учитель выбирает хорошие работы учащихся, анализирует допущенные ошибки в других работах и организует работу над ошибками (иногда на это уходит следующий урок);

5 – определение типичных ошибок и пробелов в знаниях и умениях, а также путей их устранения. Совершенствование знаний и умений.

Структура урока обобщения и систематизации знаний:

1 – сообщение темы, цели и задач урока;

2 – повторение и обобщение отдельных фактов, событий, явлений;

3 – повторение и обобщение понятий и усвоение соответствующей системы знаний;

4 – повторение и систематизация основных теоретических положений и ведущих идей науки.

Структура комбинированного урока, который, как правило, имеет две или несколько дидактических целей:

1 – организация начала урока;

2 – проверка домашнего задания, постановка цели урока;

3 – подготовка учащихся к восприятию нового учебного материала, т.е. актуализация знаний и практических и умственных умений;

4 – изучение нового материала, в том числе и объяснение;

5 – закрепление изученного материала на данном уроке и ранее пройденного, связанного с новым;

6 – обобщение и систематизация знаний и умений, связь новых с ранее полученными и сформированными;

7 – подведение итогов и результатов урока;

8 – задание на дом;

9 – подготовка (предварительная работа), необходимая учащимся для изучения новой темы (не всегда).

МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ В ШКОЛЕ

Словесные методы подразделяются на следующие виды: рассказ, объяснение, беседа, дискуссия, лекция, работа с книгой. 

Наглядные методы обучения условно можно подразделить на две большие группы: метод иллюстраций и метод демонстраций.

Метод иллюстраций предполагает показ ученикам иллюстративных пособий, плакатов, таблиц, картин, карт, зарисовок на доске, плоских моделей и пр.

Метод демонстраций обычно связан с демонстрацией приборов, опытов, технических установок, кинофильмов, диафильмов и др.

Метод иллюстративно-демонстративный через применение такого средства наглядности, каким является компьютер индивидуального пользования

Практические методы основаны на практической деятельности учащихся. К ним относятся:

Упражнения – повторное (многократное) выполнение умственного или практического действия с целью овладения им или повышения его качества. Упражнения применяются при изучении всех предметов и на различных этапах учебного процесса.

Лабораторные работы — это проведение учащимися по заданию учителя опытов с использованием приборов, применением инструментов и других технических приспособлений, т.е. это изучение учащимися каких-либо явлений с помощью специального оборудования.

Практические работы проводятся после изучения крупных разделов, тем и носят обобщающий характер. Они могут проводиться не только в классе, но и за пределами школы (измерения на местности, работа на пришкольном участке).

Классификация методов обучения в зависимости
от характера познавательной деятельности учащихся

Краткое содержание метода

Деятельность обучающего

Деятельность обучаемого

1. Объяснительно-иллюстративный метод (информационно-рецептивный). Основное назначение метода — организация усвоения информации обучаемыми путем сообщения им учебного материала и обеспечение его успешного восприятия.

1. Сообщение учебной информации с использованием различных дидактических средств: слова, различных пособий, в том числе кино- и диафильмов и т.д. Обучающий широко использует беседу, демонстрацию опытов и т.д.

1. Деятельность обучаемых заключается в восприятии, осмыслении и запоминании сообщаемой информации

2. Репродуктивный метод. Основное назначение метода — формирование навыков и умений использования и применения полученных знаний

2. Разработка и применение различных упражнений и задач, использование различных инструкций (алгоритмов) и программированного обучения

2. Деятельность обучаемых заключается в овладении приемами выполнения отдельных упражнений в решении различных видов задач, овладении алгоритмом практических действий

3. Проблемный метод (проблемное изложение). Основное назначение метода — раскрытие в изучаемом учебном материале различных проблем и показ способов их решения

3. Выявление и классификация проблем, которые можно ставить перед обучаемым, формулировка гипотез и показ способов их проверки. Постановка проблем в процессе проведения опыта, наблюдений в природе, логического умозаключения.

3. Деятельность обучаемых заключается не только в восприятии, осмыслении и запоминании готовых научных выводов, но и в прослеживании за логикой доказательств, за движением мыслей обучающего (проблема, гипотеза, доказательство достоверности или ложности выдвинутых предложений и т.д.)

4. Частично-поисковый метод, или эвристический метод. Основное назначение метода – постепенная подготовка обучаемых к самостоятельной постановке и решению проблем

4. Подведение обучаемых к постановке проблемы, показ им, как необходимо находить доказательства, делать выводы из приведенных фактов, построить план проверки фактов и т.д. Обучающий широко применяет эвристическую беседу, в процессе которой ставит систему взаимосвязанных вопросов, каждый из которых является шагом к решению проблемы

4. Деятельность обучаемого заключается в активном участии в эвристических беседах, в овладении приемами анализа учебного материала с целью постановки проблемы и нахождения путей ее решения и т.д.

5. Исследовательский метод. Основное содержание метода — обеспечить овладение обучаемыми методами научного познания, развить и сформировать у них черты творческой деятельности, обеспечить условия успешного формирования мотивов творческой деятельности, способствовать формированию осознанных, оперативно и гибко используемых знаний. Сущность метода — обеспечение организаций поисковой творческой деятельности обучаемых по решению новых для них проблем

5. Предъявление обучаемым новых для них проблем, постановка и разработка исследовательских заданий и т.д.

5. Деятельность обучаемых заключается в освоении ими приемов самостоятельной постановки проблем, нахождении способов их решения и т.д.

Схема анализа урока информатики

1. Общие сведения. Дата, класс, школа, фамилия, имя, отчество учителя. Тема урока.

2. Соблюдение техники безопасности и санитарно-гигиенических норм работы с компьютером.

3. Структура урока. Основные этапы урока, назначение и длительность. Сочетание самоуправления и управления учителем. Индивидуальная, парная, групповая и совместная работа класса. Этапы повторения и закрепления материала, способы.

4. Цели, которые намечал учитель на урок, их достижение.

5. Сравнение содержания урока с материалом школьного учебника.

6. Оценка содержания урока с точки зрения общедидактических принципов:

  • научность – учёт новейших достижений в информатике на уроках;
  • наглядность – использование компьютерных презентаций, графической информации, таблиц и т.д.;
  • последовательность – логическая стройность излагаемого материала, отсутствие пропусков в изложении, цикличность изучения сложных понятий;
  • связь с практикой – прикладные задачи, ориентация содержания на требования жизни в информационном обществе.

7. Методы деятельности учителя на уроке. Проблемно-поисковые, словесно-наглядные, практические. Привлечение учащихся для подготовки средств к уроку. Подготовка вычислительной техники в начале урока (или до него). Свобода учителя во владении материалом. Момент ответа на актуальные вопросы (по ходу урока или в конце). Индивидуализация обучения – разные уровни заданий, привлечение сильных учащихся для помощи слабым и т.д. Приёмы учителя для удержания внимания, действия при обнаружении ошибки на доске, в программе, в отчёте.

8. Методы формирования и закрепления интереса к изучаемому материалу. Стимулирование мыслительной деятельности учащихся. Источник заданий (из учебника, дополнительной литературы). Другие известные и нестандартные методы обучения, использованные на уроке.

9. Работа учащихся на уроке. Степень интереса к изучаемому материалу. Активность и самостоятельность обучаемых. Сознательность усвоения изучаемого материала. Доступность – стандартность терминологии, учёт уровня подготовленности класса, выделение уровней усвоения.

10. Эффективность обучения – насыщенность учебного времени, отсутствие постороннего материала.

11. Взаимоотношения учителя и учащихся: авторитарные, либеральные, сотрудничество.

12. Организованность и дисциплинированность учащихся на уроке – отношение к вычислительной технике, соблюдение техники безопасности при работе с компьютером. Умение учащихся самостоятельно овладевать знаниями с помощью справочного материала, компьютера, учебника.

13. Обратная связь. Система контроля знаний у студента. Использование компьютера для проверки знаний – контролирующие программы, самоконтроль, взаимоконтроль с товарищем. Объективность оценки знаний. Возможность автоматизации системы контроля.

14. Воспитательный эффект урока. Черты характера и особенности личности учителя, которые могут служить ориентиром для учащихся. Воспитательные методы и приёмы.

15. Выводы:

  • выполнение плана урока;
  • достижение целей урока;
  • особенно интересное и поучительное на уроке;
  • что произвело на уроке наибольшее впечатление;
  • какие изменения целесообразно внести при повторном проведении урока на эту же тему;
  • оценка урока.

Первый урок-как подготовиться?

(Статья подготовлена преподавателем Language Link Нежальской Алиной)

Всех молодых преподавателей после окончания высшего учебного заведения ждет их первый урок, перед которым начинаются бессонные ночи. Страх овладевает каждый день все с новой и новой силой и, кажется, ноги становятся ватными. В голове возникает огромное количество вопросов, нерешенных моментов. А может, пока не поздно, бежать оттуда? А вдруг это не мое? Я не справлюсь…

Успешный первый урок – залог хорошего впечатления о вас. Учитель, не сумевший произвести правильное впечатление на первом уроке, часто вносится в список скучных и ничем не интересных людей, а значит,  на его занятиях можно пошуметь или же позаниматься своими делами. Ваш самый первый урок во многом определяет вашу дальнейшую работу с классом.

Первый урок заключает в себе две части: подготовка к уроку и его проведение. Давайте разберемся с каждой частью отдельно.

Подготовка к первому уроку

Безупречный внешний вид

Да, да и еще раз, да ! Этот пункт является одним из основных, ведь все ученики оценивают внешний вид учителя с головы до ног в самые первые минуты урока.

не делай так

да

Если вы придете на ваш первый урок в грязной обуви, помятом костюме и с непонятной прической на голове – будьте уверены, дети придумают вам прозвище, а взрослые задумаются, так ли компетентен их преподаватель.

Чтобы избежать негативного отзыва, на свой первый урок я надела аккуратный и удобный костюм. Именно «удобный» здесь ключевое слово, ведь в этот напряженный день нужно чувствовать себя хорошо и удобная одежда будет кстати. Аккуратная прическа на чистых волосах, чистая обувь, стильный необычный аксессуар – вы готовы!

Предмет

Знание своего предмета также является одной из причин, располагающих к себе учащихся.

не делай так

да

Никогда не отвечайте на дополнительные вопросы «Я этого не знаю», «Это не касается моего предмета», так вы быстро подорвете свой авторитет. Если весь первый урок вы будете постоянно сверяться с книгой для учителя и зачитывать из нее ответы и правила, это тоже не поспособствует созданию правильного образа.

Ученики с уважением относятся к тем, кто знает свой предмет и даже немножко больше, кто может ответить на дополнительные вопросы. Все студенты отдают предпочтение преподавателям с широким кругозором и дополняющим учебный материал различными интересными фактами. Не знаете ответа на каверзный вопрос? Не беда! Предложите ученикам вместе посмотреть незнакомое слово в словаре или пообещайте ответить на следующем уроке. Главное – обязательно сдержите обещание.

План-конспект урока

Как начинающему, так и опытному преподавателю всегда необходим план-конспект урока.

не делай так

да

Если у вас не будет готов план, то вы не сможете четко провести урок, так как будете сбиваться, теряться и забывать, что идет дальше. Не нужно полагаться на свою память и пытаться продумать в голове план действий, этого мало.

Все, что от вас потребуется – четкий план-конспект урока. При подготовке плана стоит учитывать цель занятия, стадии урока, приблизительное количество времени на выполнение или объяснение того, или иного задания. Можно даже прописать свои инструкции и вопросы, если очень нервничаете. Плюс, вам понадобятся несколько игровых элементов или же запасных заданий, если не рассчитаете время.

Дикция

не делай так

да

Если преподаватель не владеет своим голосом, говорит тихо, невнятно, слишком быстро и  постоянно сбивается, то будет очень сложно объяснить материал так, чтобы вас все поняли.

Контролируйте свою речь. Управляйте своим голосом – повышайте его или понижайте там, где следует. Выдерживайте паузы – это поможет привлечь внимание к важным моментам урока, а также установить дисциплину. Кричать для привлечения внимания не стоит, уже много раз доказано, что мы внимательнее слушаем тех, кто говорит спокойно и уверенно.

И вот вы уже привели себя в порядок, чувствуете себя уверенно, подготовили и отрепетировали план урока, потренировались со своей речью и… Что же дальше? На что обратить внимание? А дальше мы рассмотрим, конечно же, сам урок.

Проведение урока

Появление в классе

Ваше первое появление в классе – это очень важный момент, когда вы производите то самое первое впечатление.

не делай так

да

Если вы опоздаете, как стрела ворветесь в класс, первое впечатление может быть не самым приятным. Не очень доверительное отношение вы можете получить и если придете со страхом в глазах, ссутулившись, чтобы лишний раз не привлечь к себе внимания, или же со строгим выражением лица, чтобы студенты сразу поняли, кто тут главный.

Стоп панике! Как же появиться так, чтобы завоевать доверие? Во-первых, никаких опозданий. Придите чуть заранее, это поможет вам настроиться на урок, еще раз проверить, на месте ли все необходимое, а может, даже немного поболтать со студентами. Во-вторых, будьте уверены в себе. Это вы – источник знаний и без вашей помощи ученикам не обойтись. А еще помните о дружелюбной улыбке, так вам точно удастся расположить к себе студентов.

Знакомство с классом

не делай так

да

Не следует при знакомстве с новой группой запугивать учеников, подавляя их всезнайством и авторитетом. Таким образом, вы точно никогда не завоюете их внимание и интерес. Также не следует знакомить учеников с подробностями своей личной жизни – достаточно будет некоторой поверхностной информации.

При знакомстве с новыми учениками следует представиться, а может даже сыграть в игру на знакомство и рассказать несколько интересных фактов о себе, чтобы разрядить обстановку. Также расскажите о том,  что ожидает учеников в течение года, обращая внимание на организационные моменты: оценки или их отсутствие, правила дисциплины, домашнее задание. 

Проведение урока

не делай так

да

Все стадии урока должны быть связаны между собой. Не прыгайте по страницам учебника и разномастным заданиям. Также, во время урока и детям, и взрослым необходим отдых. Спланируйте смену деятельности заранее, чтобы у студентов не осталось впечатления, что они все занятие не отрывали глаз от учебника.

Подготовьте интересный урок, найдите свою «фишку», которая будет привлекать внимание учеников. Во время урока делайте паузы, для этого подготовьте полезные факты, истории или проведите легкую игру.

Оценивание знаний

Естественно, после каждого урока следует оценивание знаний ученика, но к такому моменту нужно подходить аккуратно.

не делай так

да

Никогда не критикуйте студента. 

«Сегодня не очень, потому что ты…, ты не…, ты так и не понял….». Такое не понравится ни детям, ни взрослым. Также воздержитесь от исправления всех-всех ошибок, это демотивирует.

Когда даете обратную связь, попробуйте стратегию “feedback sandwich”. Сначала похвалите ученика, потом вместе с ним проработайте проблемные моменты. В конце обязательно похвалите еще раз. Исправляя ошибки, сфокусируйтесь только на тех, которые связаны с темой занятия.

Конец урока

не делай так

да

Не кричите домашнее задание вслед студентам. Удостоверьтесь, что все его записали и поняли, как выполнять.

Дайте задание за 5-10 до конца урока. Обязательно оставьте время на вопросы: после первого занятия они точно будут у студентов, и лучше не отвечать на бегу.

Надеюсь, что мои советы помогут вам в подготовке к первому уроку. Главное – не бояться. Когда вы сами преподаете любимый предмет с азартом, с приведением каких-либо интересных фактов, стараетесь разнообразить материал, придумываете необычные задания – ваши ученики тоже «заразятся» вашим оптимизмом и любовью. И запомните ТРИ основных правила: НЕТ неуверенности, НЕТ скуке, НЕТ тусклым впечатлениям. Доверяйте своим ученикам и покажите, что можно доверять и вам. Сделайте все зависящее от вас, чтобы уроки с вами студенты запоминали на долгое время.

Методическая
разработка первого урока в 1 классе.

Тема:  «Первый раз  – в
первый класс! Что нас ждет в школе?»

Цель: -ввести
первоначально детей в школьную жизнь и учебную деятельность;

           -вызвать у них познавательный интерес,
желание учиться.

Сфера назначения материала: классному
руководителю, учителю начальных классов

Предназначение материала: для учащихся 1
класса

Автор материала:  Тимошенко Наталья
Анатольевна

Название ОУ: МОУ   СОШ №44»

 Саратов

Должность: учитель начальных классов

Квалификационная категория: 1 категория

Источники информации:

·      
Цукерман
Г.А., Поливанова Н.К.. Введение в школьную жизнь. – Томск: «ПЕЛЕНГ», 1996

·      
Бетенькова
Н.М. Первый раз – в первый класс!. В помощь учителю начальной школы. – Иваново,
1992

Как провести
первый урок в 1 классе?

Первое
сентября! Для первоклассников и их родителей это день ожидания и надежды.
Состояние ожидания знакомо всем. По мнению Г.А. Цукерман, Н. К. Поливановой это
состояние,  когда кончается важная часть жизни, предстоит что-то очень
значительное, притягательное, но пока ещё неопределённое. На душе смутно,
одолевают самые противоречивые чувства: печаль расставания, радостное
нетерпение, опасение неизвестности – всё так перепутано, трудно. То
перевозбуждение, то полная апатия, то вдруг живот болит, то голова, то плакать
хочется, то на месте не усидеть, всё из рук валится…  Ребёнок находится на
перепутье своей жизни: в промежутке между дошкольным и школьным детством.

Запись в
школу, примерка формы, приобретение портфеля, пенала и прочих школьных
принадлежностей придаёт положительный момент в душевной сумятице ребёнка.

Открыть
будущее и повернуть судьбу ребёнка в новое русло, как считает Н. М. Бетенькова,
должен первый школьный урок. Этот урок вводит  детей в новый вид учебной
деятельности, которая постепенно, с течением времени, займёт ведущее место в
жизни и развитии детей.

Как
провести первый урок в 1 классе? Каким он должен быть?

Традиционно
1 сентября предписывалось проводить уроки Мира; уроки, посвящённые Дню знаний. В
настоящее время тематика первосентябрьского урока определяется общепринятыми
свыше установками. Как правило, данные установки не связываются с потребностью
шести-семилетнего ребёнка. Поэтому содержание урока детей интересует мало, он
часто носит формальный характер.

Большинство
учителей проводят первый урок в 1 классе в форме путешествия, игры, где дети
знакомятся только с внешней стороной новой своей ученической «должности». Но
для успешного начала обучения представлений после таких уроков недостаточно. По
меткому выражению Г.А. Цукерман, Н. К. Поливановой, в таком слишком
поверхностном образе детских надежд таится серьёзная опасность – и для ребёнка
и для его будущего учителя. Через несколько дней ребёнок сочтёт себя обманутым,
а учителя – обманщиком, с которым надо было, оказывается, играть совсем в
другие игры.

По мнению
многих авторов, первый урок в 1 классе должен стать не только уроком удивления
и праздника, но и уроком введения в настоящий учебный труд. Он должен открыть
каждому ребёнку перспективы будущей школьной жизни.

Составить такой
урок – нелёгкая задача для учителя. В данной разработке предлагается один из
таких вариантов. На этом уроке учитель должен одинаково заинтересовать всех
детей, пришедших в школу. Хорошо подготовленным – дать пищу для ума и
творческих переживаний. (Вместе с учителем дети читают настоящие слова,
письменно работают со словосочетаниями). Слабо подготовленных к школе детей
необходимо незаметно привлечь к работе путём хорового проговаривания слов и
словосочетаний, путем постоянной помощи и подбадривания. Урок должен
ввести  первоначально
детей в школьную жизнь и учебную деятельность, вызвать у них познавательный
интерес, желание учиться (материал не преподносится в готовом виде,
используются схемы и модели, дети должны постоянно додумываться, разгадывать,
догадываться).

Технологическая
карта урока.

Этап урока

Время

Содержание

урока

Деятельность
учителя

Деятельность
учащихся

1.Приветствие

Организация.

Мотивация.

1.
Учитель рассаживает детей за парты, декламируя:

 –
Прозвенел звонок весёлый,

Мы
вошли с цветами в школу.

Первый
раз, первый раз

В
наш любимый первый класс!

 2.
Говорит приветственное слово:


Дорогие, ребята, уважаемые взрослые!

Я
очень рада приветствовать Вас в нашем первом классе.

Приветствуют
учителя улыбкой, вниманием.

2.
Знакомство с классом, рабочим местом

Рассмотрение
класса: вещи и предметы вокруг, их место и порядок.

Организация
рабочего места.

1.
Предлагает рассмотреть класс:


Ребята, оглянитесь вокруг. Вам нравится наш класс? Почему?

Что
есть в нашем классе, на что вы обратили внимание?

Для
чего нужны в классе доска, парты и др.

2.
Обращает внимание детей на то, что у каждого предмета  в классе своё место,
все вещи находятся в определенном порядке и это не случайно. В качестве
образца показывает свой стол:

-Для
чего на учительском столе  я расположила свои принадлежности в таком порядке?

Можно
ли их трогать без разрешения?

3.
Обращает внимание на организацию рабочего места на партах:


Своё рабочее место вы тоже сами будете готовить к каждому уроку, но сегодня,
в ваш первый школьный день, позаботилась об этом я. Какие принадлежности вы
видите на своем столе и как они расположены? Запомните этот порядок.

Рассматривают
школьную мебель: стол, доску, парты и др. Определяют, для чего нужны эти
предметы.

Осознают
необходимость порядка в предметах и вещах. Например, на учительском столе всё
приготовлено к уроку, на нём ничего нельзя трогать без разрешения учителя.

Выделяют
особенности организации своего рабочего места, расположения принадлежностей
на парте (учебники, листочки с заданиями, карандаши), запоминают порядок.

3.
Знакомство с нормами и правилами школьного взаимодействия.

Введение
правил школьного взаимодействия.

Регуляция
и саморегуляция нормативного поведения знаками, схемами, жестами.

Моделирование
новой для детей предметности: нормы школьного взаимодействия, режим школьника

Предлагает
разгадать «школьные секреты»:


В нашем классе есть праздничные плакаты. Кто на них изображён? Что они
делают? Что необходимо ученику, чтобы учиться в школе?

Привлекает 
внимание детей  к праздничной  коробочке «школьные секреты», предлагает
детям (читающим)  прочитать название.


В школе знание и соблюдение этих секретов будет очень важным. Как водители
должны знать и соблюдать все правила дорожного движения (иначе будет…авария),
так и настоящие школьники  (вывешивает надпись

 «
школьник» должны знать «школьные секреты».   Но эти секреты зашифрованы, вы
готовы их разгадать?

  Задание
№1 (секрет №1)

 –
Выполнив первое задание, вы узнаете 1 секрет: по моей команде  мы попробуем
сейчас познакомиться. После слов три, четыре вы все вместе крикните своё
имя…..


Смогли ли мы сейчас что-то разобрать? Почему? Догадайтесь, что делают
настоящие школьники, чтобы ответить на вопрос учителя?

Показывает
обозначение данного секрета знаком (достает из праздничной коробочки и
размещает рядом с надписью «школьник») 

Знак «Я»

Организует
тренинг: загадывает загадки, указывает при ответе на знак «Я» всякий раз,
когда возникают выкрики.

Поздравляет
детей с тем, что они уже научились отвечать как настоящие школьники.

Задание №2  (секрет №2)


Ребята, следующий секрет вы попробуете разгадать сами.

Для
разгадывания этого секрета предлагает детям достать  из коробочки следующий
знак и попытаться объяснить его. Размещает его рядом с надписью «школьник» и
знаком «Я»

Знаки
«Согласен», «Не согласен»

Учителю
приятно, что дети активно говорят, высказывают интересные мнения, но среди
детских догадок он не находит ответов, задуманных этим знаком.

Предлагает
выслушать правильный ответ:


Настоящий ученик – это прежде всего внимательный ученик. Знаки,
которые вы видите – это знаки внимания. Во время ответа в классе одного из
учеников, остальные дети внимательно его выслушивают и показывают знаки:
«плюс» – в случае согласия  с ответом, «минус» – в случае несогласия (на
пальцах).

Организует
тренинг: предлагает выполнить задание на листочках по инструкции, затем  
внимательно проверить ответ ученика, выполнявшего это же задание  в соседнем
классе (ответ размещается на доске) , используя только знаки «плюс» и
«минус».

Инструкция:
учитель с детьми  зачитывает надписи: «убрать форму», «поиграть»,
«сделать уроки»,  «порисовать», «сложить портфель», «лечь спать»
,
предлагает настоящие школьные дела отметить в квадратике (путем закрашивания)

В
процессе проверки размещает  таблички с надписями настоящих школьных дел  
рядом с надписью «школьник» и разгаданными знаками.

Поздравляет
детей с тем, что они уже умеют не только по – школьному отвечать, но и быть
как настоящие школьники внимательными.


Ребята, вы не заметили, что только что мы обнаружили ещё один школьный
секрет?

Настоящие
школьные дела: «убрать

форму», «сделать уроки», сложить портфель»

Учитель
снова поздравляет детей: ведь они  уже знают школьные дела, умеют  отвечать и
быть внимательными как настоящие школьники.

Сообщает,
что на следующих уроках  продолжим раскрывать тайны школьных секретов, а пока
совершим путешествие в 1 класс.

Отвечают на
вопросы учителя, проявляют интерес к «школьным секретам».

Выполняют
первое задание. Осознают: когда каждый говорит своё, никто ничему не
научится. Так можно только похвастаться, пошуметь. Кто хочет сказать что-то
другим так, чтобы его послушали, должен поднять руку (как знак «Я»)

Дети
учатся слушать, реагировать на ответ, выражать своё мнение, объяснять.

Дети
выполняют задание на листочках.

Закрашивают
квадратики с настоящими школьными делами.

Сверяют
свой ответ с ответом на  доске, используя знаки «плюс» и «минус».

Выделяют
особенности организации поведения настоящего школьника: соблюдение режима («убрать
форму», «сделать уроки», «сложить портфель»)

Подводят
итог, используя модель:

 

Школьник:           

«убрать форму»,
«сделать уроки»,

«сложить портфель»

4.
Физпауза.

Разминочные
упражнения.

 Проверка
готовности  к путешествию: проводит с детьми физкультминутку, предлагая  им
выполнить движения:

Помолчите,
пошепчите,

Попищите,
покричите,

Все
замрите, отомрите,

Встаньте
прямо, улыбайтесь,

Быть
весёлыми старайтесь.

А
сейчас за парту сели

Кашу
вкусную поели.

А
сейчас мы все в полёте,

Все
летим на самолёте.

Встаньте!
Сядьте!

Встаньте!
Сядьте!

Плечи,
грудь свою расправьте.

Как
приятно мне сейчас

Посмотреть,
друзья, на вас!

Встают из-за
парт, выполняют действия, которые называет учитель.

5.
Знакомство со школьными предметами.

Определение
по картинкам  содержания обучения в 1 классе, чтение названий предметов,
первичное знакомство с учебниками по данным предметам.

Учитель
подходит к доске и объявляет:


А сейчас, а сейчас!

Открываем…
первый класс!

(открывает
картинки с атрибутами, демонстрирующими содержание предметов в 1 классе)

       
математика               физкультура

   
           

       технология                      музыка

    
             

                 изобраительное искусство

                        

Обучение
грамоте     Окружающий мир

    
            


О чем здесь идет речь?

Учитель
просит по рисункам определить названия  предметов  в 1 классе.

После
определения  предмета открывает табличку с его названием, прочитывает его с
учениками.

Учитель
просит детей найти на парте учебники по данным предметам, подержать их в
руках, беседует о правилах обращения с книгой.

Дети
рассматривают картинки, определяют   по их содержанию названия предметов,
которые они будут изучать в 1 классе;  прочитывают их название вместе с
учителем, находят на своём рабочем месте учебники по данным предметами.

6.
Итог урока. 

  
Рефлексия.

Создание 
ситуации по формированию положительного мотива «хочу стать школьником»

Учитель
благодарит детей за сегодняшнюю работу, старание. Просит взять на партах
карточки с их именами. Обращает внимание  ребят на написание имён с большой
буквы в знак особого уважения к человеку. Призывает прочитать имена друг
друга так, как это делают настоящие школьники: громко, четко, уважительно
Обращает внимание на необходимость уважения  не только в чтении  имён, но и в
обращении друг к другу по имени.


Ребята, поднимите сейчас вот такой знак (учитель сам задумывает условный
знак)  те, кому захотелось сегодня стать настоящим школьником.

А 
кому захотелось завтра снова в школу?

Учитель
прощается и  сообщает детям информацию о следующем школьном дне.

Каждый
ребёнок поднимает свою карточку, показывая другим детям, и хором, вместе с
учителем читает своё имя и имена других учеников в классе.

Главной задачей преподавателя, лектора или руководителя традиционного, дистанционного или смешанного обучения является правильное и своевременное составление плана урока, а также разработка конспекта урока. План урока имеет значение не только с точки зрения отчетности, но и для правильной организации учебного процесса. Подготовив план урока или его конспект, лектору будет проще ориентироваться в потоке информации, которую необходимо донести до аудитории, а также четко и полноценно проработать во время урока все поставленные задачи. 

В зависимости от возрастной категории аудитории, а также целей обучения, вида его организации, а также сущности предмета, требования к конспекту могут разниться и разрабатываются они в соответствии с требованиями конкретной учебной программы. План-конспект любого урока должен иметь тему, соответствовать поставленным задачам и иметь точную структуру. Согласно поставленным целям урока, план урока может классифицировать на следующие подпункты: 

  • Ознакомление с новой темой, 
  • Закрепление пройденного материала, 
  • Повторение, 
  • Структурирование навыков и знаний.

На сегодняшний день ввиду распространенности дистанционного и смешанного вида обучения, план урока или его конспект может быть откорректирован с учетом видео и аудио возможностей, предоставляемых платформами для обучения, а также функциями использования презентаций, вебинаров. 

В следующей статье рассматриваются:

Как составить план урока

Как составить план конспекта

Общая характеристика планирования урок

Виды планов-конспектов урока

Как составить план урока

Независимо от предмета, цели урока, а также вида его проведения и длительности основная структура плана-конспекта урока остается неизменным. В полноценном плане-конспекте урока всегда есть:

  1. шапка урока
  2. описание целей и задач урока
  3. мотивационная часть урока
  4. заключение и результат пройденного
  5. также домашнее задание, которое может присутствовать или отсутствовать в зависимости от вышеперечисленных параметров.

Как составить план урока

Шапка конспекта включает в себя наиболее важные пункты, это каркас по которому строится вся система урока, в шапке урока должно быть прописана тема урока, которая подразумевает обучение, любой урок начинается с описания темы и предмета, обобщения понятий и структурирования знаний, далее необходимо полученную информацию закрепить, отработать навыки. Необходимо иметь четкое представление о минимальном количестве знаний, которое аудитория должно получить и освоить на уроке. После обобщения и подведения итогов, следует дать установку на следующий урок, закрепить тему и начертить дальнейшие действия. 

Как составить план конспекта

В план конспекта также могут входить дополнительные элементы урока, такие как:

  • организационные составляющие (приветствие, перекличка, сверка времени и даты, прощание)
  • беседа с аудиторией (актуализация темы, шутки, привлечение коротких игр, загадки, ребусы, индивидуальный подход)

Урок должен заинтересовать, тема должна привлечь внимание, поэтому желательно задействовать в уроке

  • какие-либо презентации, видеофайлы (закрепление пройденного материала или представление информации визуальным способом, рассказ об интересных фактах)
  • дополнительную литературу для более обширного знакомства с темой
  • вспомогательное оборудование (показ фильмов, клипов на актуальную тему, музыкальное сопровождение, изображения и диаграммы, графики и схемы)

Как составить план конспекта

Закрепить поданный материал помогут различные тесты или опросы. Необходимость сдачи теста в конце урока или лекции может стать дополнительной мотивацией для аудитории, так как мысль о сдаче теста сделает слушателей более внимательными к представляемой информации и мелочам. Контроль знаний в конце урока можно также организовать в виде вопросов-ответов.

Общая характеристика планирования урока 

Системность. Планирование урока должно подразумевать системный характер, единство взаимно вытекающих элементов, преследующих одни и те же поставленные цели.

Вовлеченность. Участие каждого присутствующего в процессе является необходимым условиям эффективного планирования, правильной организации урока.

Непрерывность. В ходе подготовки конспекта урока необходимо учесть такой фактор, как непрерывность. Урок должен состоять из различного рода занятий, взаимно и плавно вытекающих друг из друга, связанных друг с другом одной логической цепочкой. Необходимо исключить монотонность, однообразность процесса.

Общая характеристика планирования урока

Импровизация. Разработанный план не должен становиться истиной в последней инстанции. При грамотном подходе к образовательному процессу стоит учитывать возможное возникновение непредвиденных обстоятельств, не игнорировать их, а вовлекать в процесс. При соблюдении выше отмеченных пунктов необходимо помнить, что упорядоченный порядок не должен превращаться в роботизацию. Правильный настрой, наличие мотивации у двух сторон диалога, а также наличие необходимых резервов позволяют на любом уровне организовать эффективный процесс познания.

Виды планов-конспектов урока 

В зависимости от аудитории, а также предмета и поставленных лектором целей, план урока может отличаться, однако в целом конспекты урока подразделяются на несколько типов.

Первый тип – это плановый конспект. Наиболее простой план, который составляется на основе готового материала, подразделяется на разделы и части. Каждый раздел имеет заголовок и подзаголовки, обобщающие описанную в нем тему. Первый тип плана-конспекта наиболее удобен при подготовке к лекции или семинару. 

Второй тип конспектирования – это схематический план. Все темы, подлежащие представлению аудитории, должны быть приведены в виде вопросительных предложений, что позволяет четко подчеркнуть наиболее актуальные части темы. Каждая тема представлена достаточно кратко – всего около двух-трех предложений.

Третий тип – это текстуальный конспект. Текстуальный конспект наиболее удобен для составления плана такого урока, где текстовая составляющая является превалирующей, в частности это могут быть гуманитарные предметы, уроки литературной направленности, где значимую роль играют цитаты и афоризмы авторов. 

1. Предмет плана урока

Предмет и тема урока должны быть расписаны в общей программе обучения. 

Виды планов-конспектов урока

2. Задачи плана урока

Задачи урока могут быть обучающими, воспитательными, развивающими. Обучающими задачами являются общее описание предмета, систематизация знаний, проработка навыков. Воспитательными задачами являются развитие интереса к знаниям, предмету, самоорганизованность, высокое чувство ответственности, моральные качества, правильную дисциплину. Развивающими задачами являются развитие аналитических навыков, способность работать в коллективе, участие в коллегиальных семинарах.

3. Поставленные цели

В плане-конспекте урока должны быть поставлены цели, а именно результат, который должен быть достигнут к ходе проведения урока, то есть минимальное количество знаний, которые в среднем получат все присутствующие.

4. Вид плана урока

В плане-конспекте необходимо учитывать вид проведения урока, будет ли это стандартный урок с личным общением, или дистанционный формат обучения.    

    5. Техническое обеспечение

В этот пункт должны быть включены все техническое обеспечение, которое может быть задействовано как дополнительное средство, к примеру: подготовленные по теме презентации, аудиоматериалы и видеоматериалы и т.д.

6. Последовательность 

Урок должен быть разбит на несколько этапов действий, это поможет привлечь внимание, держать темп, определить уровень подготовки слушателей. Повтор пройденного материала в виде диалога вопросов-ответов. Определение темы и предварительно поставленные задачи. Обобщение урока может быть в виде подведения итогов или задачи вопросов. Домашнее задание, выдается для закрепления пройденного материала.   

    Современная методика обучение советует акцентировать внимание на самостоятельной работе учеников,  помимо стандартного урока, необходимо предлагать различные новые, более высокие уровни раскрытия пройденной темы. Такой подход позволяет раскрыть творческий потенциал, развить способность к самостоятельной работе, а также аналитические, когнитивные и дискуссионные навыки. Наиболее эффективным способом может быть визуализация пройденного материала в виде создания коллажа или презентации, записи короткого ролика с рассказом личного опыта. 

Добавить комментарий