Как составить план по функциональной грамотности

План
мероприятий, направленных на формирование и оценку функциональной грамотности

обучающихся
МБОУ  Кулешовской СОШ №17 на 2021-2022 учебный год

Цель: создание условий  для реализации плана
мероприятий по формированию функциональной грамотности обучающихся.

Задачи:

1. Использование
различных механизмов для реализации системы мер по формированию функциональной
грамотности обучающихся.

2. Обеспечение
модернизации содержания образования в соответствии с ФГОС.

3. Совершенствование
содержания учебно-методического комплекса образовательного процесса.

4. Развитие системы
оценки и мониторинга качества образования обучающихся.

5. Улучшение качества
внеурочной и внеклассной работы.

6. Активизация роли
родителей в процессе обучения и воспитания детей

№ п/п

Наименование мероприятия

Ответственный исполнитель

Срок исполнения

Ожидаемые результаты реализации
мероприятий

1. Подготовительный этап

1

Изучение
федеральных, региональных нормативных и

методических
материалов по вопросам

формирования
и оценки функциональной грамотности.

Определение школьного координатора по вопросам
формирования и оценки функциональных грамотностей обучающихся.

Администрация школы

Малиночка О.В

До 27.09.2021

Скорректированы
в части формирования и оценки функциональной грамотности обучающихся планы
работы на 2021-2022 учебный год школьных методических служб, школьных
методических объединений

2.

Разработка и принятие локальных актов,

обеспечивающих реализацию плана в школе

по формированию функциональной

грамотности учащихся. Издание приказа о разработке плана мероприятий, направленных на повышение функциональной грамотности обучающихся

Администрация школы

До 27.09.2021

Приказ о разработке плана мероприятий, направленных на повышение функциональной грамотности обучающихся в МБОУ

Кулешовской СОШ «17

3

Разработка
 и утверждение школьного плана
мероприятий по формированию и оценке функциональной грамотности
обучающихся на 2021-2022 учебный год

Презентация
материалов по тематике

«функциональная
грамотность» и

«межпредметные
связи»

Малиночка О.В.

Руководители ШМО

До 05.10.2021

Скорректированы
в части формирования и оценки функциональной грамотности обучающихся планы
работы на 2021-2022 учебный год школьных методических служб, школьных
методических объединений

 4

Формирование
баз данных:


учителей, участвующих в формировании функциональной грамотности;


обучающихся 8-9 классов

Администрация школы

Малиночка О.В.

До 27.09.2021

Сформированы
базы данных:


обучающихся 8-9 классов 2021-2022 учебного года;


учителей, участвующих в формировании функциональной грамотности по
направлениям.;

5

Заседания
рабочих групп педагогов с

целью
обмена опытом реализации

содержания
и форм активизации

межпредметных
связей для формирования

функциональной
грамотности

Малиночка О.В.

До 15.11.2021

Отчет

6

Повышение
квалификации педагогов по вопросам формирования и оценки функциональной
грамотности обучающихся

Учителя- предметники

В течение года

Отчет о
количестве педагогов

7

Создание
и наполнение тематической страницы «Функциональная грамотность» на сайте МБОУ
Кулешовская СОШ №17

Малиночка О.В.

Ноябрь- март 2021 года

8

Родительский
лекторий об организации формирования функциональной грамотности обучающихся в
рамках учебного процесса (урочное и внеурочное время)

Классные руководители

Ноябрь- декабрь 2021 года, апрель 2022
года

Протоколы
родительских собраний

9

Создание
банка заданий и межпредметных

технологий
для формирования

функциональной
грамотности

обучающихся

Изучение
форм технологических карт формирования и оценки направлений функциональной
грамотности на заседаниях ШМО

Малиночка О.В.

Руководители ШМО

Ноябрь-декабрь 2021

Протоколы
заседаний, методические рекомендации по использованию форм технологических
карт

10

Определение
разделов, тем, дидактических единиц в рабочих учебных программах 8-9 классов,
при изучении которых реализуются приемы формирования и оценки функциональной
грамотности

Учителя -предметники

Октябрь-ноябрь 2021 года

Технологические
карты формирования и оценки функциональной грамотности по направлениям для
8-9 классов, методические рекомендации по внесению изменений в рабочие
учебные программы 8-9 классов и основную образовательную программу основного
общего образования

11

Внесение
изменений в ООП ООО,  рабочие учебные программы педагогов, программы по
внеурочной деятельности

Малиночка О.В

Руководители ШМО

Учителя -предметники

До 20.11.2021

Скорректированы
в части формирования и оценки функциональной грамотности обучающихся ООП ООО,
рабочие учебные программы 8-9 классов

12

Подготовка базы тестовых заданий (8-9 классы) для проверки сформированности математической, естественнонаучной, читательской, финансовой и глобальной
грамотности

Учителя -предметники

В течение года

База тестовых
заданий по  всем направлениям функциональной грамотности

2. Основной этап

1

Проведение совещания с руководителями  школьных методических объединений

Малиночка
О.В.

1 октября 2021 года.

Повышение уровня информированности  педагогов

2

Проведение консультаций для педагогических работников МБОУ Кулешовской  СОШ № 17
по вопросам формирования
математической, естественнонаучной, читательской, финансовой

и
глобальной грамотности

Администрация
школы

Малиночка
О.В.

   Руководители ШМО

В течение года

Повышение уровня информированности  педагогов

3

Тематические
заседания ШМО по вопросам формирования функциональной грамотности

Руководители ШМО

Октябрь 2021 года – март 2022 года

Протоколы
заседаний ШМО, методические рекомендации

4

Посещение
и анализ учебных занятий  в целях оценки подходов к проектированию
метапредметного содержания и формированию функциональной грамотности
обучающихся

Администрация школы

Малиночка О.В.

Руководители ШМО

Декабрь 2021 года – январь 2022 года

Аналитическая
справка

5

Внедрение
в учебный процесс банка заданий для оценки функциональной грамотности,

Учителя -предметники

Ноябрь 2021 года – апрель 2022 года

Аналитические
материалы по итогам выполнения заданий

6

Участие
обучающихся в конкурсных мероприятиях (олимпиадах, конференциях и др.)

Учителя -предметники

В течение учебного года

Аналитический
отчет

7

Проведение
школьной метапредметной недели

Руководители ШМО

Январь 2022 года

Аналитический
отчет

3. Диагностическо-аналитический этап

1

Выполнение
заданий по оценке сформированности функциональной грамотности в рамках
мероприятий регионального мониторинга

Малиночка ОВ.

руководители ШМО, Учителя -предметники

По графику

Справка

2

Анализ
результатов всероссийских проверочных работ

Администрация школы

Малиночка О.В

руководители ШМО,

Учителя -предметники

Май 2022 года

Аналитические
материалы

3

Мониторинг
«Оценка уровня владения педагогами технологий формирования функциональной
грамотности обучающихся»

Малиночка О.В.

Администрация школы

Руководители ШМО

Май 2022 года

Справка

4

Обобщение
инновационного опыта педагогов и обобщение его  на заседаниях методических объединений,

Администрация школы

Малиночка О.В. руководители ШМО

Май 2022 года

Справка

Формирование читательской грамотности

Содержание

Ответственные

Сроки

1

 Стартовая
диагностика

Руководитель ШМО,
учителя-предметники

Октябрь

2

Создание копилки 
“Способы и приёмы, способствующие формированию правильного чтения”

Учителя-предметники

В течение года

3.

Текущий контроль по
чтению  на каждом уроке в виде индивидуального или фронтального устного
опроса: чтение текста, пересказ содержания произведения (полно, кратко,
выборочно), выразительное чтение наизусть или с листа и пр.

Учителя-предметники

В течение года

4.

Заседания ШМО:

·        
Разработка методических 
и дидактических материалов  по формированию читательской грамотности;

·        
обмен опытом

Выступления и
мастер-классы с учителями – предметниками:

 «Приемы организации смыслового чтения на
уроках»

 «Виды текстов, приемы и этапы работы с
текстом»

«Система работы по формированию читательской
грамотностина уроках и во внеурочной системе

Руководитель ШМО,
учителя-предметники

Раз в четверть

5.

Проведение открытых
учебных занятий (мастер/классов)

Мониторинг 
читательской грамотности

Учителя –
предметники

В течение года

В конце каждой
четверти

6

Итоговая
диагностика сформированности  читательской грамотности у обучающихся

Руководитель ШМО, учителя-предметники

Апрель -май

Формирование креативного  мышления

Мероприятие

Ответственные

Сроки

1.

Стартовая
диагностика

Руководитель ШМО,
учителя-предметник

октябрь

2.

Создание копилки 
“Способы и приёмы, способствующие формированию креативного
мышления”

Учителя-предметники

В течение года

3.

Методический совет
по теме «Функциональная грамотность Формирование креативного  мышления»

Руководитель ШМО,
учителя-предметники

Декабрь

4.

Заседания ШМО по
темам:

·        
Разработка методических 
и дидактических материалов  по формированию креативного мышления;

·        
обмен опытом;

Руководитель ШМО,
учителя-предметники

Раз в четверть

5.

Проведение открытых
учебных занятий (мастер/классов)

Учителя –
предметники

В течение года

6.

Итоговая
диагностика сформированности  креативного мышления у обучающихся

Руководитель ШМО,
учителя-предметники

Апрель -май

Формирование финансовой грамотности

Мероприятие

Ответственные

Сроки

1.

Стартовая
диагностика

Руководитель ШМО,
учителя-предметники

октябрь

1.

Классный  час 8-9 классах по теме “Что такое
финансовая грамотность?”

Руководитель ШМО,
учителя-предметники

Ноябрь-декабрь

2.

Классный  час в  10-11 классах по теме  “Секреты
финансовой стабильности”.

Руководитель ШМО,
учителя-предметники

Декабрь

3.

Участие в онлайн уроках по финансовой грамотности 8-11
классов  (на уроках обществознания и основах регионального развития). 

Руководитель ШМО,
учителя-предметники

В течение года

4.

Итоговая
диагностика сформированности  финансовой грамотности у обучающихся

Руководитель ШМО,
учителя-предметники

Апрель -май

5.

Внеурочная деятельность “Финансовая  грамотности”

Руководитель ШМО,
учителя-предметники

Сентябрь-май

Формирование математической грамотности

Виды
деятельности и формы работы

Ответственный

Сроки

1.

Стартовая
диагностика

Руководитель ШМО,
учителя-предметники

октябрь

2.

Формирование
умений решения задач реальной математики, энергосберегающего направления;

Руководитель ШМО,
учителя-предметники

Ноябрь-декабрь

3.

Формирование
умений и отработка навыков решения типовых задач, комбинированных задач,
задач исследовательского характера;

Руководитель ШМО, учителя-предметники

В течении года

4.

Вовлечение
всех обучающихся в процесс организации и участия в мероприятиях в рамках
проведения недели математики, информатики, физики

Руководитель ШМО,
учителя-предметники

В течении года

5.

Проведение
открытых учебных занятий (мастер/классов)

Руководитель ШМО,
учителя-предметники

Декабрь-апрель

7.

Итоговая
диагностика сформированности  математической грамотности у обучающихся

Руководитель ШМО,
учителя-предметники

Апрель
-май

Формирование естественнонаучной грамотности

Мероприятие

Ответственные

Сроки

1.

Стартовая
диагностика

Руководитель ШМО,
учителя-предметники

октябрь

2.

Методический совет
по теме « Формирование естественнонаучной грамотности»

Руководитель ШМО, учителя-предметники

Декабрь

3.

Заседания ШМО по
темам:

·        
Разработка методических 
и дидактических материалов  по формированию естественнонаучной  грамотности;

·        
обмен опытом;

Руководитель ШМО,
учителя-предметники

Раз в четверть

4.

Проведение открытых
учебных занятий (мастер/классов)

Руководитель ШМО,
учителя-предметники

В течение года

5.

Итоговая
диагностика сформированности  естественнонаучной  грамотности у обучающихся

Руководитель ШМО,
учителя-предметники

Апрель -май

Формирование глобальных компетенций

Мероприятие

Ответственные

Сроки

1.

Стартовая
диагностика

Руководитель ШМО,
учителя-предметники

октябрь

2.

Методический совет
по теме « Формирование глобальных компетенций»

Руководитель ШМО, учителя-предметники

Декабрь

3.

Заседания ШМО по
темам:

·        
Разработка методических 
и дидактических материалов  по формированию глобальных компетенций;

·        
обмен опытом;

·        
 

Руководитель ШМО,
учителя-предметники

Раз в четверть

4.

Проведение внеклассных
мероприятий, формирующих глобальные компетенции

Руководитель ШМО,
учителя-предметники

В течение года

5.

Итоговая
диагностика сформированности  глобальных компетенций у обучающихся

Руководитель ШМО,
учителя-предметники

Апрель -май

Утверждено решением

 Протокол №1 от

ПЛАН МЕРОПРИЯТИЙ

«Формирование функциональной грамотности школьников»

2021-2022 учебный год

Цель

Создать условия для формирования функциональной грамотности (читательской, математической, естественнонаучной, финансовой, глобального  и креативного мышлений)) обучающихся.

Задачи

  1. Изучение отечественной и международной практики развития функциональной грамотности школьников.
  2. Выявление  затруднений и проблем, имеющих место в реализации ФГОС, для принятия своевременных мер по обеспечению успешного выполнения задачи повышения качества образования.
  3. Определение механизмов реализации системы мер по формированию функциональной грамотности школьников.
  4. Повышение квалификации педагогических кадров через ознакомление учителей с разрабатываемыми в Проекте подходами к формированию и оценке ФГ и банком открытых заданий .
  5. Совершенствование учебно-методического обеспечения образовательного процесса.
  6. Укрепление материально-технической базы школы и организации системы дополнительного образования.
  7. Развитие системы оценки и мониторинга качества образования школьников.

Перечень ожидаемых результатов

  1. Разработка модели формирования функциональной грамотности педагогами школы.
  2. Создание условий для формирования функциональной грамотности обучающихся.
  3. Создание банка заданий и межпредметных технологий для формирования функциональной грамотности обучающихся.
  4. Повышение функциональной (читательской, математической, естественнонаучной) грамотности обучающихся.

1 ЭТАП ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ (сентябрь – ноябрь 2021)

№ п/п

Наименование мероприятия проекта

Срок реализации проекта

Результат реализации мероприятия

Исполнители

мероприятия

1

Проведение Единого методического дня:

  1. Изучение федеральных нормативных и методических материалов по вопросам формирования и оценки ФГ: – Методологии и критериев оценки качества общего образования в общеобразовательных организациях на основе практики международных исследований качества подготовки обучающихся, утвержденных совместным приказом Рособрнадзора и Минпросвещения от 06.05.2019 №590/219; – подходов международного сравнительного исследования PISA к оценке функциональной грамотности: особенности заданий; – материалов федерального проекта «Мониторинг формирования и оценки функциональной грамотности» (далее – Проект); – материалов российского исследования PISA.
  2. Формирование рабочей группы.
  3. Разработка модели организации формирования функциональной грамотности на основе активизации межпредметных связей.

август 2022 г.

Разработка Сквозного методического проекта «Функциональная грамотность в содержании образования  школы»  

Администрация школы, Руководители рабочей группы

2

Разработка и принятие локальных актов, обеспечивающих реализацию плана  по формированию функциональной грамотности учащихся

Сентябрь 2021 г.

Комплекс утвержденных локальных актов

Администрация школы

4

Заседания рабочей  группы педагогов с целью обмена опытом реализации содержания и форм активизации межпредметных связей для формирования функциональной грамотности

Октябрь 2021 – май 2022 года

Корректировка созданной модели, методические рекомендации по реализации плана

Администрация школы, педагоги

2 ЭТАП ОПЫТНО – ПОИСКОВЫЙ (ноябрь – май 2021 года)

Циклограмма реализации Сквозного методического проекта «Функциональная грамотность в содержании образования»

2.1. Рабочие программы учебных предметов – инструмент повышения качества образования

5

Единый методический день «Формирование у учащихся критического мышления, креативности,  коммуникации и кооперации» (открытые уроки, семинар-практикум).

Март 2022

Технологические карты уроков, банк заданий по формированию функциональной грамотности учащихся.

Зам директора по УВР

2.2. Разработка или адаптация фонда тренировочных материалов, текущих проверочных работ, включающих задания по формированию функциональной грамотности

6

Разработка методических рекомендаций по организации урока (направленных на формирование функциональной грамотности)

ноябрь

Методические рекомендации

Рабочая группа педагогов

7

Включение в содержание уроков заданий из международных исследований «TIMSS», «PISA» и «PIRLS».

постоянно

Технологические карты уроков

Руководители МО, учителя-предметники

8

Создание банка заданий и межпредметных технологий для формирования функциональной грамотности обучающихся

Январь -март 2022

Банк межпредметных технологий,  заданий, проверочных работ для формирования функциональной грамотности

Руководители МО, учителя-предметники

2.3. Системная трансляция инновационного опыта педагогов в области развития и оценки функциональной грамотности

9

Методический семинар-практикум «Формирование функциональной грамотности как основное условие интеграции учащихся в современном мире»

декабрь

Освоение педагогами методики . образовательного процесса в соответствии с целью и задачами плана

Зам.директора по УВР

10

Проведение открытых уроков, внеурочных занятий по формированию функциональной грамотности у обучающихся

Февраль – Март 2021 года

Администрация школы, педагоги

11

Внедрение в образовательный процесс разработанного материала из открытого банка заданий и технологий с целью формирования функциональной грамотности

Январь – апрель 2022 года

Администрация школы, Руководители групп, обучающиеся

12

Организация  курсовой подготовки педагогов  по изучению методологии и  критериев оценки качества образования на основе практики международных сопоставительных исследований на базе ТОИУУ

По плану ТОИУУ

Зам.директора по УВР

13

Методическая неделя «Учим вместе» – проведение межпредметных, метапредметных уроков, внеурочных занятий, защиты проектов

февраль 2022 года

Администрация школы, Педагоги школы

14

Участие в муниципальных конкурсах «Ступени мастерства», «Моя инициатива в образовании»

Март 2022

Освоение педагогами методики образовательного процесса в соответствии с целью и задачами плана

Педагоги-предметники

15

Обобщение инновационного опыта педагогов школы и представление опыта на заседаниях методических объединений

Март – апрель 2022 года

Администрация школы, Руководители групп, обучающиеся

2.4. Обновление форм внеурочной деятельности

16

Участие обучающихся школы в конкурсах, олимпиадах по развитию функциональной грамотности разных возрастных групп под руководством педагогов

Март – апрель 2022 года

Анализ результатов участия обучающихся по результатам оценивания компетенций учащихся

Зам. директора по УВР, Руководители рабочих групп

17

Разработка программы внеурочной деятельности «Цифровые читатели», ориентированной на совершенствование познавательного УУД «смысловое чтение» у старшеклассников

Декабрь 2021

Деятельность спецкурса

Педагоги-предметники

18

Запуск общешкольного проекта «Мастер-классы от учеников»: создание постоянно-действующей инфраструктуры, чтобы транслировать индивидуальные достижения учащихся

Ноябрь 2021

Мастер-классы от старшеклассников

Зам.директора по ВР, социальный педагог, кл. руководители

2.5. Мониторинг достижений учащихся

19

Проведение диагностики с целью мониторинга уровня сформированности разных видов компетенций в рамках функциональной грамотности

апрель 2022 года

Аналитическая справка по результатам уровня

сформированности

функциональной

грамотности

обучающихся 6-8

классов

Администрация школы, Руководители групп, обучающиеся

2.6. Информационно-просветительская работа с родителями

20

Общешкольные родительские собрания «Метапредметные результаты ФГОС в контексте международного сопоставительного исследования PISA»

Февраль 2022

Информирование участников образовательного процесса по вопросам реализации плана формирования функциональной грамотности школьников

Директор школы, зам.директора по УВР – кураторы параллелей, кл. руководители

21

Запуск информационно-справочного раздела «Функциональная грамотность» на сайте школы

Директор школы

3 ЭТАП РЕФЛЕКСИВНО-ОЦЕНОЧНЫЙ  (июнь-август 2021 года)

22

Обобщение инновационного опыта по реализации плана

Июнь 2022 года

Выпуск методического пособия материалов реализации плана по формированию функциональной грамотности

Администрация школы, Руководители групп,

23

Диагностика ожиданий педагогов от реализации плана, внесение корректировки в рабочие программы

Июнь – август 2022 года

Аналитическая справка по результатам диагностики, составление программы по дальнейшему продолжению работы

Администрация школы, Педагоги школы

№ п/п

Наименование мероприятия

Ответственный исполнитель

Срок исполнения

Ожидаемые результаты реализации мероприятий

1. Подготовительный этап

1.1

Определение школьного координатора по вопросам формирования и оценки функциональных грамотностей обучающихся (читательская грамотность, математическая грамотность, естественнонаучная грамотность, финансовая грамотность, глобальные компетенции и креативное мышление)

Комарова Е.А. ответственная за вопросы формирования функциональной грамотности в МБОУ КРОО «Гуторовская средняя общеобразовательная школа имени Куренцова А.И.»

До 27.09.2021

Скорректированы в части формирования и оценки функциональной грамотности обучающихся планы работы на 2021-2022 учебный год школьных методических служб, школьных методических объединений

1.2.

Издание приказа о разработке плана мероприятий, направленных на повышение функциональной грамотности обучающихся

Толдонова Е.А.

До 27.09.2021

Приказ о разработке плана мероприятий, направленных на повышение функциональной грамотности обучающихся в МБОУ

КР ОО «Гуторовская средняя общеобразовательная школа имени Куренцова А.И»

1.3

Разработка и утверждение школьного плана мероприятий по формированию и оценке функциональной грамотности обучающихся на 2021-2022 учебный год

Толдонова Е.А.

Комарова Е.А.. -ответственная за вопросы формирования функциональной грамотности в МБОУ КР ОО «Гуторовская средняя общеобразовательная школа имени Куренцова А.И»

До 05.10.2021

Скорректированы в части формирования и оценки функциональной грамотности обучающихся планы работы на 2021-2022 учебный год школьных методических служб, школьных методических объединений

1.4

Формирование баз данных:

– учителей, участвующих в формировании функциональной грамотности;

– обучающихся 8-9 классов

Комарова Е.А.

До 27.09.2021

Сформированы базы данных:

– обучающихся 8-9 классов 2021-2022 учебного года;

– учителей, участвующих в формировании функциональной грамотности по направлениям;

1.5

Регистрация педагогов, участвующих в формировании функциональной грамотности, на платформе «Российская электронная школа»

https://fg.resh.edu.ru. Мониторинг регистрации педагогов на платформе.

Комарова Е.А.

До 15.10.2021

Отчет

1.6

Повышение квалификации педагогов по вопросам формирования и оценки функциональной грамотности обучающихся

Толдонова Е.А.

Комарова Е.А.

Октябрь 2021 года

Отчет о количестве педагогов, прошедших повышение квалификации по вопросам формирования и оценки функциональной грамотности обучающихся

1.7

Создание и наполнение тематической страницы «Функциональная грамотность» на сайте МБОУ КР ОО «Гуторовская средняя общеобразовательная школа имени Куренцова А.И.»

Поливаев С.Н.., ответственный за наполняемость сайта

Октябрь 2021 года

Действующий информационно-методический ресурс по вопросам формирования и оценки функциональной грамотности обучающихся

1.8

Родительский лекторий об организации формирования функциональной грамотности обучающихся в рамках учебного процесса (урочное и внеурочное время)

Классные руководители

Октябрь 2021 года, апрель 2022 года

Протоколы родительских собраний

1.9

Изучение форм технологических карт формирования и оценки направлений функциональной грамотности, разработанных на заседаниях ШМО

Руководители ШМО:

20-26.10.2021

Протоколы заседаний, методические рекомендации по использованию форм технологических карт

1.10

Определение разделов, тем, дидактических единиц в рабочих учебных программах 8-9 классов, при изучении которых реализуются приемы формирования и оценки функциональной грамотности

Педагоги, работающие в 8-9 классах

Октябрь – ноябрь 2021 года

Технологические карты формирования и оценки функциональной грамотности по направлениям для 8-9 классов, методические рекомендации по внесению изменений в рабочие учебные программы 8-9 классов и основную образовательную программу основного общего образования

1.11

Внесение изменений в ООП ООО, рабочие учебные программы педагогов, программы по внеурочной деятельности

Толдонова Е.А

Комарова Е.А.

Педагоги

До 01.12.2021

Скорректированы в части формирования и оценки функциональной грамотности обучающихся ООП ООО, рабочие учебные программы 8-9 классов

1.12

Подготовка базы тестовых заданий (5-9 классы) для проверки сформированности математической, естественнонаучной, читательской, финансовой и глобальной грамотности

Педагоги, работающие в 5-9 классах

До 01.12.2022

База тестовых заданий по всем направлениям функциональной грамотности

1.13

Включение учебно-методических материалов серии «Функциональная грамотность. Учимся для жизни» в практику реализации основных образовательных программ

Лаврова Е.В, библиотекарь

До 01.04.2022

Включение учебно-методических материалов «Функциональная грамотность. Учимся для жизни» в перечень УМК на учебный год

2. Основной этап

2.1

Проведение совещания с руководителями школьных методических объединений

Комарова Е.А.

29 сентября 2021 год.

Повышение уровня информированности педагогов

2.2

Проведение консультаций для педагогических работников МБОУ КР ОО «Гуторовская средняя общеобразовательная школа имени Куренцова А.И.» по вопросам формирования математической, естественнонаучной, читательской, финансовой

и глобальной грамотности

Комарова Е.А.

В течение года

Повышение уровня информированности педагогов

2.3.

Тематические заседания ШМО по вопросам формирования функциональной грамотности

Руководители ШМО:

Октябрь 2021 года – март 2022 года

Протоколы заседаний ШМО, методические рекомендации

2.4

Участие в региональном семинаре для учителей «Современные подходы к формированию и оценке функциональной грамотности в образовательном процессе школы»

Комарова Е.А.

Все педагоги

Ноябрь 2021 года

Повышение уровня методической и профессиональной компетенций педагогов ООО

2.5

Участие в региональном семинаре-практикуме для учителей «Функциональная грамотность: технология формирующего оценивания»

Комарова Е.А.

Все педагоги

Декабрь 2021 года

Повышение уровня методической и профессиональной компетенций педагогов ООО

2.6

Участие в региональном семинаре для учителей и муниципальных организаторов «Формирование функциональной грамотности обучающихся: опыт, проблемы, решения»

Комарова Е.А.

Педагоги

Апрель – май 2022 года

Обобщение опыта работы, повышение уровня методической и профессиональной компетенций педагогов ООО

2.7

Участие в постоянно действующем региональном методическом семинаре-практикуме для учителей по работе с банком заданий для оценки функциональной грамотности по направлениям

Педагоги

Еженедельно

Использование материалов семинаров, размещенных на сайте ИРО г. Орел, в работе педагогов

2.8

Посещение и анализ учебных занятий в целях оценки подходов к проектированию метапредметного содержания и формированию функциональной грамотности обучающихся

Толдонова Е.А.

Комарова Е.А.

Декабрь 2021 года – январь 2022 года

Аналитическая справка

2.9

Внедрение в учебный процесс банка заданий для оценки функциональной грамотности, разработанных ФГБНУ «Институт стратегии развития образования Российской академии образования»

Педагоги

Ноябрь 2021 года – апрель 2022 года

Аналитические материалы по итогам выполнения заданий

2.10

Конкурс разработок уроков и учебных занятий по формированию функциональной грамотности обучающихся

Педагоги

Февраль 2022 года

Направление лучших разработок на региональный фестиваль лучших практик

2.11

Участие обучающихся в конкурсных мероприятиях (олимпиадах, конференциях и др.)

Комарова Е.А.

В течение учебного года согласно срокам Минпросвещения России

Аналитический отчет

2.12

Проведение школьной метапредметной недели

Комарова Е.А.

Январь 2022 года

Аналитический отчет

3. Диагностическо-аналитический этап

3.1

Выполнение заданий по оценке сформированности функциональной грамотности в рамках мероприятий регионального мониторинга

Комарова Е.А.

руководители ШМО, педагоги

По графику регионального мониторинга

Справки по итогам мероприятий мониторинга (по заданиям функциональной грамотности – отдельно)

3.2

Анализ результатов всероссийских проверочных работ

Комарова Е.А.

руководители РМО,

педагоги

Июнь 2022 года

Аналитические материалы (по заданиям по функциональной грамотности – отдельно)

3.3

Анализ результатов государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего образования

Комарова Е.А.

Июнь – июль 2022 года

Аналитические материалы (по заданиям по функциональной грамотности – отдельно)

3.4

Анализ результатов итогового собеседования по русскому языку в 9 классе

Комарова Е.А.

Февраль – март 2022 года

Аналитические материалы

3.5

Участие в общероссийской оценке по модели PISA

Руководители ШМО,

педагоги

По графику Минпросвещения России

Аналитический отчет

3.6

Мониторинг «Оценка уровня владения педагогами технологий формирования функциональной грамотности обучающихся»

Толдонова Е.А.

Комарова Е.А.

Май 2022 года

Справка

3.7

Обобщение инновационного опыта педагогов (проведение открытых уроков) и обобщение его на заседаниях методических объединений,

Комарова Е.А., руководители ШМО

Май 2022 года

Справка

В статье узнаете, как новые ФГОС формулируют понятие функциональной грамотности. Еще поймете, как соотносятся метапредметные результаты и компоненты функциональной грамотности в стандартах третьего поколения. А комплект образцов поможет проанализировать работу по развитию функциональной грамотности школьников в текущем учебном году и подготовить план на следующий.

 Институт новых технологий в образовании (ИНТехнО) предлагает обучение в любое удобное время. Получите диплом за 2 месяца. Обучение полностью дистанционное. Успейте подать заявку по акционной стоимости!

  Смотрите полный список программ проф.переподготовки и повышения квалификации ✅здесь


 Новые ФГОС подчеркивают необходимость формировать функциональную грамотность школьников (п. 34.2 ФГОС-2021 НОО, п. 35.2 ФГОС-2021 ООО). Внимание к этому вопросу в новых образовательных стандартах объясняют невысокие показатели российских школьников в международных исследованиях, например, PISA и TIMS. При этом Президент поставил задачу, чтобы Россия вошла в десятку ведущих стран мира по качеству общего образования (подп. «а» п. 5 Указа Президента РФ от 07.05.2018 № 204). Эту же цель указало Правительство и в государственной программе «Развитие образования» на 2018–2025 годы (постановление от 26.12.2017 № 1642).

 Функциональная грамотность – одно из средств повышения качества образования. Ее оценивают по критериям в соответствии с методологией моделей международных исследований, которую разработали ведомства (приказ Рособрнадзора, Минпросвещения от 06.05.2019 № 590/219).

Педагоги часто смешивают понятие функциональной грамотности и метапредметных результатов. Эти понятия схожие, но при этом они не взаимозаменяемые. Разобраться в различиях метапредметных результатов и компонентов функциональной грамотности, а также в их соотношении помогут сравнительная таблица и памятка.

В этом учебном году школы должны были подготовить и реализовать план по формированию функциональной грамотности школьников (письмо Минпросвещения от 14.09.2021 № 03-1510). Проанализируйте работу в этом направлении в конце года. Используйте готовый образец анкеты для педагогов, который поможет выявить их затруднения в вопросах развития функциональной грамотности. По результатам анализа подготовьте план мероприятий по формированию функциональной грамотности учеников на 2022/23 учебный год. При этом учитывайте дефициты, которые выявите. В конце статьи возьмите готовый образец плана и дополните его мероприятиями, которые планируете провести.

 Функциональная грамотность в новых ФГОС

В стандартах второго поколения отсутствуют упоминания о функциональной грамотности. А в новых образовательных стандартах понятие появляется в третьем разделе, который характеризует требования к условиям реализации программы НОО и ООО. Так, чтобы реализовать основные образовательные программы, школам необходимо создать условия, которые обеспечат формирование функциональной грамотности учеников (п. 34.2 ФГОС-2021 НОО, п. 35.2 ФГОС-2021 ООО). Еще термин встречается в новых стандартах в неявном виде в качестве результата системно-деятельностного подхода (п. 5 ФГОС-2021 НОО, п. 4 ФГОС-2021 ООО). Такой подход обеспечивает развитие личности школьника и освоение им знаний. Это позволит ученику функционировать в современном обществе и обучаться в течение жизни.

Схема. Подгруппы УУД по ФГОС-2021

Образовательные стандарты третьего поколения рассматривают функциональную грамотность как способность решать различные жизненные ситуации. Развивают функциональную грамотность предметные, метапредметные и универсальные способы деятельности, которые формирует школа. Все способы деятельности подразумевают, что ученики овладеют ключевыми компетенциями, которые позволят получить дальнейшее образование и ориентироваться в мире профессий.

ФГОС-2021 подразумевает, что человек развивает функциональную грамотность в течение всей жизни. Поэтому в школе важно уделить внимание возможностям для саморазвития и самообразования учеников. А чтобы сформировать у школьников функциональную грамотность, педагогам следует работать с каждым ее компонентом. Всего функциональная грамотность включает 6 компонентов. Посмотрите подробное описание компонентов в памятке.

Снимок экрана (505).png

Характеристику метапредметных результатов содержат ФГОС как второго, так и третьего поколения. Она входит в раздел, который описывает требования к результатам освоения программы. Только в новых образовательных стандартах поменялся номер этого раздела. Теперь он четвертый, а не второй, как было раньше.

Формулировка метапредметных результатов во ФГОС-2021 в целом не изменилась, но ее расширили. В новом стандарте на уровне НОО метапредметные результаты сгруппировали в соответствии с обновленной классификацией УУД. Для каждого направления универсальных учебных действий выделили подгруппы (п. 42 ФГОС-2021 НОО). Какие подгруппы соответствуют познавательным, коммуникативным и регулятивным УУД, посмотрите на схеме справа. А в характеристику метапредметных результатов

во ФГОС-2021 на уровне ООО добавили описание навыков работы с информацией. Также раскрыли термин «межпредметные понятия» (п. 41 ФГОС-2021 ООО). Формулировки метапредметных результатов в стандартах второго и третьего поколения посмотрите в таблице 1.

Таблица 1. Формулировки метапредметных результатов 

Отличие функциональной грамотности от метапредметных результатов

На развитие функциональной грамотности школьников влияют предметные и личностные результаты. Поэтому функциональная грамотность – более широкое понятие, чем метапредметные результаты.

Универсальные учебные действия, которые входят в метапредметные результаты, – это своеобразные критерии. По таким критериям можно судить об уровне сформированности функциональной грамотности у школьников. Как соотносятся в стандарте третьего поколения основного общего образования метапредметные результаты одной из подгрупп универсальных учебных действий с компонентами функциональной грамотности, смотрите в таблице 2. По аналогии можете проанализировать соотношение метапредметных результатов и компонентов функциональной грамотности на уровне начального общего образования. Используйте для этого п. 42 ФГОС-2021 начального общего образования.

 Таблица 2. Соотношение метапредметных результатов и компонентов функциональной грамотности во ФГОС-2021 ООО 

Что изменить в работе, чтобы сформировать функциональную грамотность школьников

Чтобы создать условия для формирования функциональной грамотности учеников, реализуйте шаги по улучшению качества образования в школе. Выполните семь шагов.

Шаг 1. Скорректируйте рабочие программы. Проанализируйте рабочие программы педагогов. Внесите изменения в формулировки планируемых результатов в соответствии с новыми ФГОС начального и основного общего образования. Отразите в тематическом планировании электронные и цифровые образовательные ресурсы, которые учителя будут использовать по каждой теме. Еще разработайте рабочие программы учебных предметов, курсов и модулей с учетом рабочей программы воспитания.

Шаг 2. Определите формы работы. В программах внеурочной деятельности сделайте акцент на коллективных и нетрадиционных формах занятий, а также на проектной деятельности. Например, укажите такие формы, как предметные и межпредметные конкурсы, конференции, олимпиады и викторины. Продумайте, какие мероприятия можно организовать, чтобы учесть рабочую программу воспитания. Также уделите внимание вопросам школьного самоуправления. Данные меры позволят сформировать у учеников такие компоненты функциональной грамотности, как креативное мышление и глобальные компетенции.

Шаг 3. Разработайте программы курсов внеурочной деятельности. Предложите педагогам разработать программы курсов внеурочной деятельности, которые будут направлены на формирование функциональной грамотности учеников. Например, «В мире финансов», «Математика на каждый день», «Мыслящий читатель», «Я исследователь». Включите эти курсы в учебные планы на новый учебный год.

 Шаг 4. Рассмотрите вопросы индивидуализации обучения. Изучите потребности и интересы школьников. С опорой на полученные данные предусмотрите изучение отдельных предметов на углубленном уровне. Например, организуйте профильные группы. При необходимости разработайте индивидуальные учебные планы.

Шаг 5. Проанализируйте реализацию плана развития функциональной грамотности школьников. В конце учебного года проанализируйте, удалось ли реализовать мероприятия плана в полной мере. Для этого используйте формулу: R = I/N × 100%, где R – значение показателя результативности, I – количество проведенных мероприятий на момент расчета, N – общее количество мероприятий в рамках плана на момент расчета. Результативность можно считать высокой, если показатель R выше 90 процентов. Оптимальный результат, если показатель R в диапазоне от 70 до 90 процентов, а низкий – менее 70 процентов.

Отдельно изучите результаты диагностик уровня сформированности функциональной грамотности, промежуточной аттестации. Еще рассмотрите результаты ВПР по предметам, которые успели провести в марте 2022 года. Также проследите динамику результатов таких контрольных мероприятий.

Шаг 6. Выявите затруднения педагогов. Проведите анкетирование учителей, чтобы выявить их сложности в вопросах развития функциональной грамотности школьников. Разработайте анкету самостоятельно или возьмите готовый образец. Дополните план работы методическими мероприятиями для педагогов, чтобы устранить затруднения, которые выявили с помощью анкетирования.

 Анкета, чтобы выявить профессиональные затруднения педагогов в вопросах формирования функциональной грамотности школьников

Шаг 7. Разработайте план мероприятий на следующий учебный год. Когда проанализируете дефициты педагогов в вопросах формирования функциональной грамотности школьников, разработайте план мероприятий по ее развитию на 2022/23 учебный год. Составьте план по аналогии с тем, по которому работали в текущем году. Возьмите образец плана по формированию функциональной грамотности школьников в конце статьи. Выберите в образце те мероприятия, которые актуальны для вашей школы, или добавьте в план свои пункты.

 Готовый план. Скачать

Как менялось значение функциональной грамотности

Источник:  vip.1obraz.ru

Контакты для связи

Добавить комментарий