Как составить план по географии природные условия

Тема
урока

Природная
среда, природные условия, природные ресурсы

Главная дидактическая цель урока – сформировать понятия
«природные условия», «географическая среда», «природные ресурсы»,
«природопользование».

Обучающая цель урока: закрепить и углубить знания о
рациональном природопользовании. Рассмотреть последствия влияния человека на
природные комплексы.

Развивающая цель урока: систематизировать знания об
использовании природных ресурсов.

Воспитывающая цель урока: вызвать чувство бережного
отношения к природе и понимания ее значения в жизни человека. Формировать
экологическое мышление учащихся.

Типология урока: изучение нового материала.
Урок-лекция.

Характер урока: обучающий с постановкой
проблемных задач.

Средства обучения: Карты России, компьютерная
презентация.

Основное содержание: Россия обеспечена всеми
необходимыми природными ресурсами. Географическая среда – это необходимое
условие для жизни и деятельности общества. Оценка природно-ресурсного
потенциала России. Благоприятные и неблагоприятные для жизни и деятельности
человека природные условия. Особенности размещения природных ресурсов России.
Необходимость рационального природопользования для сохранения окружающей среды
и предотвращения неблагоприятных влияний человека на природу.

Новые термины и понятия: Природные условия, природная
среда, природные ресурсы, рациональное природопользование.

Ход урока

1.                    
Изучение
новой темы

2.                    
План
урока

Этап урока

Содержание этапа

Время

(мин)

1

Оргмомент

Проверка
готовности к уроку

2

2

Изучение
нового материала

Познакомить
учащихся с понятиями «окружающая среда», «природные ресурсы»,
«природопользование».

25

3

Фронтальный
опрос

Закрепить
знания о «природной среде», «природных ресурсах», «природопользовании».

16

4

Сообщение
домашнего задания

Разъяснить
содержание домашнего задания

2

На доске

Виды природных ресурсов и их
деление по признаку исчерпаемости

Исчерпаемые – возобновимые: земельные, почвенные, водные, биологические,
рекреационные.

Неисчерпаемые – невозобновимые – минеральные.

Неисчерпаемые: энергия Солнца, энергия ветра, энергия текучей воды, климатические
ресурсы.

2.                    
Изучение
нового материала

Природные
условия – совокупность свойств без которых немыслимо наше существование.
Природные условия зависят от климата, географической широты, рельефа, природных
ресурсов и т.д. Природные условия бывают благоприятные и неблагоприятные. Так
как вся территория расположена в северном полушарии, где разные климатические
пояса и разные условия проживания: в горах, на равнинах, степях, тайге,
пустыни, тундре. На одних территориях мало водных ресурсов – пустыни и юг
Урала, на других обилие водных и минеральных ресурсов, но суровые условия
климатические и вечная мерзлота и т.д. Поэтому оценка природных условий нашей
страны неоднозначна, но в основном неблагоприятна для жизни и деятельности
человека.

Природные
ресурсы – компоненты природы, которые человек использует в своей жизни и
деятельности. По степени исчерпаемости они разделены на две группы: исчерпаемые
и неисчерпаемые. Наша страна богата природными ресурсами и занимает первое
место по природному газу 26,3%, запасам леса. Второе место по: запасам
каменного угля-17,3%, нефти-11,3%, производству алюминия- 11,1% более 400тыс.
тонн в год.

Вопрос: Какие регионы России богаты
природными ресурсами?

Топливные
– нефть в Западной Сибири, на юге Урала (Оренбургская обл.), Волго-Уральской
провинции, на шельфе Баренцева моря (Штокманское месторождение).

Природный
газ – Западная Сибирь, Восточная Сибирь, Дальний Восток шельф арктических
морей.

Каменный
уголь – Западная Сибирь, Восточная Сибирь, Дальний Восток. 2 место в мире

Железная
руда – Центральная Россия (КМА), Урал, Западная Сибирь, Восточная Сибирь,
Дальний Восток. 3-место в мире 36, 7%.

Никель
и кобальт – Восточная Сибирь, Урал, Европейский Север.

Золото
– Восточная Сибирь, Дальний Восток. 4 место в мире-7% Алмазы-Восточная Сибирь,
Европейский Север. По добыче алмазов-1 место в мире.

Молибден
– Восточная Сибирь. 3 место в мире.

Серебро-Восточная
Сибирь и Дальний Восток. 1 место в мире.

Цинк
– Урал, Восточная Сибирь и Дальний Восток. 1 место в мире-13,5%.

Вопрос:
Какие регионы богаты водными ресурсами? Почвенными? Лесными? Водные – Западная
и Восточная Сибирь.

Почвенные
– Центрально-Черноземная Россия.

Лесные
– Северо-Европейская часть, Западная и Восточная Сибирь, Дальний Восток.

Для
оценки природных ресурсов недостаточно их перечисление, а важно знать в каких
природных условиях они формировались – климатических, геологических более
подробно эти вопросы будут рассмотрены в экономической географии.

Учитель:     Сегодня
мы          начинаем изучение          темы «природная

среда,
природные условия, природные ресурсы». Откройте схему темы на с.221 учебника.

В
какие блоки можно объединить вопросы этой темы? (Природные ресурсы, природная
среда, окружающая среда.) Проанализируйте схему и оцените деление природных
ресурсов на группы условно или нет.

Вопрос: В чем различие понятий «окружающая
среда», «географическая среда», «природная среда»?

Окружающая
среда – среда обитания и производственной деятельности человеческого общества.
Окружающая среда включает природную и антропогенную среду.

Географическая
среда – это часть земной природы, с которой общество непосредственно
взаимодействует в своей жизни и производственной деятельности. Географическая
среда – это необходимые условия для жизни и деятельности общества.

Вопрос: Почему географическая среда так
необходима человеческому обществу?

Географическая
среда является средой обитания человека, источником ресурсов – топливных,
лесных, биологических, почвенных, водных, рекреационных, климатических и т.д.
Человек не может обойтись без природы, так как он является средой его обитания.
В процессе своей жизни деятельности видоизменяет природу и на земле образуются
антропогенные комплексы: поля, города, карьеры, каналы, пруды, дороги, дачи,
сады и т. д.

Общество
сегодня все больше изымает ресурсов из природы, а возвращает огромное
количество отходов, хвостов, карьеров, вредных веществ.

Вопрос: Почему возникают критические
состояния в окружающей среде?

Причиной
является давление на природу в результате увеличения транспорта, развитие
промышленности, увеличение добычи природных ресурсов, а также рост населения
мира.

Сегодня
антропогенные ландшафты по подсчетам специалистов Московского университета
занимают 60% земной суши, в том числе около 20% преобразованы: это вторичные
леса, горные выработки, города и т.д.

В
результате возникают несколько проблем: рациональное использование природных
ресурсов, охрана окружающей среды, переход на другие виды сырья, топлива –
энергию солнца, ветра, течения, приливов и т.д.

Вопрос: Как использовать природные ресурсы и
условия, чтобы уменьшить отрицательное воздействие на природу?

Совокупность
мер, предпринимаемых обществом с целью изучения, охраны, освоения и
преобразования окружающей среды называют природопользованием. Рациональное и
нерациональное природопользование.

Рациональное
природопользование предполагает управляемое взаимодействие с природой.

1.                    
Рациональное
использование природных ресурсов;

2.                    
Разработка
и        внедрение новых       технологий    производства

(безотходных)

3.                    
Международное
сотрудничество по сохранению окружающей среды.

4.                    
Контроль
общества. Мониторинг по: гидросфере, литосфере, атмосфере.

Нерациональное
природопользование – результат потребительского отношения к природе.

1.                     
Варварское
природопользование, ведет к истощению природных ресурсов и ухудшение качества
окружающей среды.

2.                     
Увеличение
и размещение «грязных» производства.

Вопрос: Какие меры необходимо провести для
сохранения природных ресурсов?

1.                     
Использование
малоотходных технологий.

2.                     
Полная
переработка сырья.

3.                     
Альтернативные
виды электроэнергии.

4.                     
Зарегулирование
водных систем на производстве.

5.                     
Рекультивация
горных выработок.

6.                     
Рекультивация
и лесопосадки.

7.                     
Повторное
использование отходов производства.

8.                     
Установка
фильтров и пыле улавливателей и звукоулавливателей на производстве.

9.                     
Сооружение
очистных сооружений.

10.                
Сооружение
мусоросжигательных заводов. Всего в России их 5: 2-Санкт- Петербург; 3- Москва.

3.                     
Закрепление
нового материала.

Проходит
в форме фронтального опроса учащихся.

1.                     
Что такое
природные условия?

2.                     
Что такое
природные ресурсы?

3.                     
Что такое
окружающая среда?

4.                     
Что такое
природная среда?

5.                     
Что такое
географическая среда?

6.                     
Дайте
оценку природных условий нашей страны.

7.                     
Какими
природными ресурсами богата наша страна?

8.                     
Приведите
примеры рационального природопользования.

Результаты урока.

В
тетради записи — схема «Природных ресурсов», рациональное природопользование,
окружающая среда, природные условия.

Домашнее задание.

Параграф
40. вопросы и задания на стр. 223 (1-4) термины на стр.223.

Рефлексия

1.                     
Что
показалось вам сегодня трудным?

2.                     
Что в
изучаемом сегодня для вас самое главное?

3.                     
Какие
новые мысли, чувства у вас появились?

4.                     
Были ли
моменты недовольства собой?

5.                     
О чем
хотелось бы поговорить подробнее?

Содержание

  1. Типовые планы описания географических объектов учебно-методический материал по географии
  2. Типовые планы описания географических объектов
  3. План описания географического положения материка
  4. План описания рельефа территории
  5. План описания климата
  6. Характеристика климатической диаграммы
  7. План описания реки
  8. План описания природной зоны
  9. План характеристики страны (района)
  10. План характеристики ЭГП страны (района)
  11. План характеристики населения страны
  12. План характеристики отрасли промышленности страны
  13. План характеристики сельского хозяйства страны
  14. План характеристики отрасли Мирового хозяйства
  15. По теме: методические разработки, презентации и конспекты
  16. Типовые планы по географии
  17. Типовые планы характеристики географических объектов
  18. Просмотр содержимого документа «Типовые планы характеристики географических объектов»

Типовые планы описания географических объектов
учебно-методический материал по географии

Типовые планы описания географических объектов

План описания географического положения материка

1. Расположение материка относительно экватора, тропиков (полярные кругов) и нулевого меридиана.
2. Крайние точки материка, их координаты и протяженность материка в градусах и километрах с севера на юг и с запада на восток.
3. В каких климатических поясах расположен материк?
4. Океаны и моря, омывающие материк.
5. Расположение материка относительно других материков.

План описания рельефа территории

1. Общий характер поверхности. Чем его объяснить?

2. Положение разных форм рельефа на изучаемой территории.

3. Преобладающие и наибольшая высота.

План описания климата

1. В каком климатическом поясе и в какой области расположена территория?

2. Средние температуры июля и января. Направление и причины их изменения.

3. Господствующие ветры (по сезонам).

4. Годовое количество осадков и их режим. Причины различий в количестве осадков по территории.

Характеристика климатической диаграммы

1. Описание годового хода температур. Средняя температура января, июля, годовая амплитуда.

2. Годовое количество осадков, их сезонных режим.

3. Вывод о типе климата.

План описания реки

1. Географическое положение реки.

2. Где берет начало, куда впадает?

3. Длина реки, площадь бассейна, крупные притоки.

4. Направление течения.

5. Зависимость характера течения от рельефа. Падение, уклон реки.

6. Источники питания реки.

7. Режим реки, его зависимость от климата.

8. Использование реки человеком.

План описания природной зоны

1. Географическое положение зоны.

2. Климатические условия.

3. Внутренние воды.

План характеристики страны (района)

1. ЭГП страны (районы).

2. Хозяйственная оценка природных условий и ресурсов.

3. Население и трудовые ресурсы. Возможности их использования.

4. Исторические предпосылки развития хозяйства.

5. Специализация хозяйства; основные черты его размещения.

6. Основные черты географии транспорта.

7. Взаимосвязи отраслей и территорий внутри района, страны, города.

8. Общий вывод: перспективы развития.

План характеристики ЭГП страны (района)

1. Положение объекта на территории материка (государства).

2. Положение по отношению к соседним странам, районам.

3. Положение по отношению к главным топливно-сырьевым, промышленным и сельскохозяйственным районам.

4. Положение по отношению к главным транспортным магистралям.

5. Положение по отношению к главным районам сбыта продукции.

6. Изменение ЭГП во времени.

7. Вывод о возможности влияния ЭГП на развитие хозяйства страны (региона).

План характеристики населения страны

1. Численность, тип воспроизводства населения, демографическая политика.

2. Возрастно-половой состав, обеспеченность трудовыми ресурсами.

3. Национальный (этнический) состав населения.

4. Социально-классовый состав населения.

5. Основные черты размещения населения. Влияние миграций на это размещение.

6. Уровень, темпы и формы урбанизации. Главные города и городские агломерации.

7. Сельское расселение.

8. Вывод: перспективы роста населения и трудовых ресурсов.

План характеристики отрасли промышленности страны

1. Значение отрасли и объем производства.

2. Природные предпосылки для развития отрасли.

3. Структура отрасли.

4. Факторы, влияющие на размещение отрасли; основные черты ее географии.

5. Зависимость отрасли от экспорта и импорта.

6. Вывод: перспективы развития отрасли.

План характеристики сельского хозяйства страны

1. Значение отрасли и объем производства.

2. Агроклиматические ресурсы территории.

3. Особенности аграрных отношений.

4. Структура отрасли.

5. География растениеводства и животноводства; сельскохозяйственный районы.

6. Зависимость страны от экспорта и импорта сельскохозяйственной продукции.

7. Вывод: перспективы развития отрасли.

План характеристики отрасли Мирового хозяйства

1. Значение отрасли, ее отраслевой состав, влияние НТР на ее развитие.

2. Сырьевые и топливные ресурсы отрасли, их размещение.

3. Размеры производства с распределением по главным географическим регионам.

4. Главные страны-производители.

5. Факторы, обусловившие размещение отрасли в этих районах.

6. Природоохранные и экологические проблемы отрасли.

7. Главные страны экспорта и импорта продукции. Важнейшие грузопотоки.

8. Вывод: перспективы развития и размещения отрасли.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План характеристики географических объектов

Приведены примерные планы характеристики географических объектов (6-9 класс). Примерные планы можно использовать при выполнении практических работ и подготовке устных сообщений.

Планы описания географических объектов

В документе представляются планы описания материка, океана, реки, ЭГП и географического положения страны.

Планы- характеристики географических объектов

Материал содержит планы-характеристики географических объектов. В своей работе использую на уроках, для оформления стенда,для контроля.

План описания природных объектов

План описания природных объектов необходим для выполнения практических работ в 5-11 клаасах, СПО.

Планы описания географических объектов

Планы описания географических объектов.

Описание и нанесение на контурную карту географических объектов изученных маршрутов путешественников

Практическая работа для 5 класса по теме : Географические открытия&quot.

Планы характеристик географических объектов

Здесь собраны планы характеристики, планы описания различных географических объектов.

Источник

Типовые планы по географии

Типовые планы по географии и их применение

Учителя географии ипользуют типовые планы для организации самостоятельных и практических работ.

От учителя требуется мастерство и опыт, чтобы успешно организовать работу на основе самостоятельной деятельности учеников. Грустно наблюдать, когда учителя дают описание реки или природной зоны по плану в 8 классе, в виде таблицы, как и в 7 классе. От класса к классу уровень самостоятельной деятельности учеников должен расти, а форма представления работы меняться в сторону усложнения, например:

В 5-6 классе учитель может предложить выполнить работы в форме:

1) составить план;

2) заполнить таблицу «План-конспект»;

3) написать конспект (короткие ответы под каждый пункт плана);

В 7-8 классе, план может быть уже сложный, а формы представления работы, например:

1) подготовить рассказ по плану (устный, письменный);

2) создать презентацию (на каждый пункт плана по одному слайду).

План-конспект можно использовать и в 7 классе, но например, только при изучении Африки, а при изучении других материков постепенно задания нужно усложнять.

В 5-6 классе огромное значение еще имеет опора на краеведческий материал. О значение краеведения в преподавании географии говорили многие известные люди и педагоги. Давайте вспомним слова Д.Д. Семенова: «Если справедлива та педагогическая истина, что во всяком первоначальном преподавании должен быть постепенный переход от близкого и знакомого детям к отдаленному и менее знакомому, от легкого к более трудному, то и преподавание географии следует начинать с изучения местности, на которой живет ученик».

Например, при изучение темы реки, можно спросить учеников (ученики выходят к доске и записывают каждый факт с новой строчки):

Назовите крупнейшую реку нашего родного края? Что вы можете рассказать о ней?

    • Река Иртыш;
    • Очень широкая;
    • Тихая река;
    • Суда плавают, ловят рыбу, пляжи для купания.
    • Зимой замерзает.

Какие сведения о реке мы можем получить по карте?

    • Течет на север;
    • впадает в Обь;
    • Самый крупный приток — Ишим.

Что нужно знать и уметь, для того, чтобы рассказать о любой реке?

  • Находить на карте реку, исток и устье реки;
  • Определять направление течения реки по карте (по меридианам и параллелям);
  • Определять левые и правые притоки;
  • Знать примерный план описания реки (записывается план описания реки).

Как можно определить характер течения реки по карте? Чем питаются реки? Что такое режим реки? Какой режим имеют реки России?

  • Характер течения реки можно определить по карте (в горах — бурная и быстрая, на равнинах — тихая и спокойная);
  • Реки имеют смешанное питание: дождевое, грунтовое. Если есть зима, то реки замерзают и имеют снеговое питание разливаются весной ). Если стекают с гор, то имеют ледниковое питание (уровень воды выше летом ).
  • Почему на Иртыше нет гидроэлектростанций?

    План описания реки:

  • На каком материке и в какой его части течет?
  • Где берет начало? Куда впадает?
  • В каком направлении течет?
  • Крупные притоки.
  • Характер течения.
  • Питание и режим реки.
  • Хозяйственное использование.

    Использование типовых планов позволяет давать задания индивидуально с учетом учебных возможностей учеников. Для учеников с низкими учебними навыками можно разрешать использовать план-конспект, а ученикам с высокими учебными навыками разрешать выполнять работу в виде рассказа или презентации.

    Образец работы на основе типового плана:

    Описание реки Иртыш, задание для 6 класса, ( открыть ). Практическая работа. Автор Безногова О.Н. (см. рисунки 1,2,3)

    Рис. 1. Интерактивная картосхема

    Рис. 2. Интерактивная таблица

    Рис. 3. Интерактивная таблица

    Дополнительные задания:

    Речная сеть Омской области, (открыть). Интерактивное задание по контурной карте. Автор Безногова О.Н.

    Проблемы Иртыша, задание для 8 класса, (открыть). Задание на анализ текста. Автор Безногова О.Н.

    В своей статье я представила некоторые приемы работы с типовыми планами из личного опыта, которые будут полезны начинающим учителям географии.

    Источник

    Типовые планы характеристики географических объектов

    Типовые планы описания природных объектов: гор, равнин, океанов, морей, рек и др. Материал может быть использован учащимися на уроках географии

    Просмотр содержимого документа
    «Типовые планы характеристики географических объектов»

    конецформыначалоформыПлан характеристики гор

    1. Географическое положение.

    2. Направление горных хребтов, крутизна склонов.

    3. Протяженность хребтов (км).

    4. Преобладающая высота.

    5. Наибольшая высота (координаты вершины).

    6. возраст, происхождение.

    План характеристики равнин

    5.Протяженность с запада на восток и с севера на юг (км).

    План характеристики океана

    2.Площадь. Место среди других океанов.

    3.Особенности рельефа дна.

    4.Преобладающие и наибольшие глубины.

    6.Транспортные морские пути.

    План характеристики моря

    2.Внутреннее или окраинное.

    3.Очертание берегов и площадь.

    4.Острова и полуострова.

    5.Наибольшая и преобладающая глубина.

    План характеристики реки

    2.Где начинается (исток).

    4.Куда впадает ( устье).

    5.Зависимость направления и характера течения от рельефа.

    План характеристики озера

    5.Сточное или бессточное.

    План характеристики погоды

    1.Название месяца, сезона года.

    2.Высота Солнца над горизонтом ( для каждого сезона).

    6.Количество и виды осадков.

    План характеристики карты

    1.вид карты по охвату территории.

    2.Вид карты по масштабу.

    3.Вид карты по содержанию.

    План описания географического положения материка

    1.Площадь материка и его место среди других материков.

    2.Расположение материка относительно экватора, тропиков (полярных кругов), нулевого и 180-го меридиана.

    3.Крайние точки материка, координаты. Протяженность материка в градусах и километрах с севера на юг и с запада на восток.

    4.Характер очертания берегов.

    5.Расположение в климатических поясах.

    6.Океанов, моря, омывающие материк.

    7. Расположение относительно других материков.

    План характеристики рельефа территории

    1. Общий характер поверхности. Общие закономерности.

    2. Расположение форм рельефа по изучаемой поверхности.

    3. Наибольшие, наименьшие и преобладающие высоты.

    План характеристики формы рельефа

    1. Расположение на материке.

    2. Приблизительная площадь и её сравнение с площадью материка.

    3. Наибольшие, наименьшие и преобладающие высоты.

    4. Происхождение (процессы)

    План характеристики климата

    1. Географическое положение.

    2. Тип климата (климатический пояс и область).

    3. Климатообразующие факторы.

    4. Средние температуры января и июля, температурные максимумы и минимумы.

    5. Количество осадков и их распределение в течение года.

    6. Господствующие ветра (по сезонам).

    План характеристики климатодиаграмм.

    1.Расположение (материк, его часть).

    2.Годовой ход температур.

    3.Количество осадков. Распределение осадков по месяцам.

    4.Характерный тип климата (климатический пояс и области).

    План характеристики реки

    1.Расположение на материке относительно других форм рельефа.

    2 .Расположение истока.

    5. Характер течения (равнинная или горная).

    4.По какой местности протекает.

    6. Изменение стока по временам года.

    8. Расположения устья.

    9. Характер использования человеком.

    10. Экологические проблемы.

    План характеристики природной зоны

    1.Географическое положение, границы.

    7. Внутренние воды.

    План характеристики населения материков

    1.Народы, населяющие данную территорию.

    2.Распределение населения по материку(плотно заселенные территории и менее заселенные территории, причины).

    3. Средняя плотность (в целом для материка и по отдельным регионам).

    План характеристики страны

    1.Географическое положение, границы, пограничные государства, столицы.

    2.Особенности рельефа (общий характер поверхности, полезные ископаемые).

    3. Климатические условия (климатические пояса , средние температуры января и июля, годовое количество осадков).

    4. Внутренние воды (крупные реки, озера, водохранилища и др.).

    5. Природные зоны и их особенности ( почвы, растительность, животный мир).

    7. Население (основные расы, народы и их хозяйственная деятельность).

    План характеристики географического положения океана

    1. Расположение относительно полушарий, экватора, тропиков, нулевого меридиана и 180 меридиана.

    2. Омываемые материки.

    3. Граничащие океаны (проливы).

    4. Расположение в климатических поясах.

    План характеристики моря

    1.К бассейну, какого океана относится.

    2.Какие части материка омывает.

    3. Особенности береговой линии.

    4.Глубина моря, соленость.

    План характеристики природно-территориального комплекса (птк)

    1. географическое положение.

    2. геологическое строение и полезные ископаемые.

    4 .Климат ( климатические пояса и области ,средние температуры января и июля, амплитуда температур, среднегодовое количество осадков , коэффициент увлажнения ,годовая сумма температур выше + 10 С, возможность природных условий для сельскохозяйственного использования территории ).

    8 Экологические проблемы.

    План характеристики природных ресурсов

    1. общие запасы и концентрация на единицу площади).

    2. Качество, состав.

    3. Условия залегания (глубина, мощность пластов).

    4. Сочетание с другими видами полезных ископаемых, возможность их совместного использования.

    5. Освоенность территории.

    6. Транспортные возможности.

    7. Вывод о рациональном использовании с учетом влияния на окружающую среду.

    План характеристики населения

    1.Численность. Естественный и механический прирост.

    3.Плотность, особенности размещения населения

    Источник

    Adblock
    detector

  • 1. Орг.момент

    2. Проверка д/з

    2. Создание проблемной ситуации и формулировка проблемы

    3.Выдвижение гипотез, актуализация знаний, планирование собственной деятельности

    4. Открытие нового знания и формулировка вывода

    5. Применение нового знания

    6.Самоконтроль и самооценка

    7. Рефлексия

    Д/задание

    Тест по вариантам и взаимопроверка

    С 1 стороны, по запасам многих видов природных ресурсов Россия занимает ведущее место в мире

    С другой стороны, наиболее богатые природные ресурсы располагаютс в районах с суровым климатом

    (слайд 1)

    Какой возникает вопрос?

    Определите проблему урока.

    Исходя из данной проблемы, сформулируйте цель урока

    Что мы должны сделать, чтобы решить проблему урока? ( слайд 2)

    Самостоятельная работа по учебнику.

    Давать хпрактеристику природным ресурсам мы будем, работая в группах. У нас будет 6 групп исследователей: 1 группа- исследователи минеральных ресурсов, 2- водных, 3- почвенных, 4- агроклиматических, 5- лесных, 6- рекреационных.. На выполнение заданий вам дается 5 минут. (слайд3-6)

    Какие источники информации вам сегодня понадобятся?

    Представьте результаты своей работы

    Назовите особенности природно-ресурсного потенциала России

    Работая в паре, назовите плюсы и минусы ПРП России

    Та что же мы узнали сегодня на уроке?

    (О (рганизует беседу с классом по вопросам)
    Достигли ли вы цели урока?
    Что было главным на уроке?
    Какие затруднения у вас возникли при работе на уроке?

    Что было интересным?

    Проводит рефлексию с помощью цветового изображения усвоения материала. Зеленый- усвоено. Красный -есть затруднения. Выставляет отметки.

    П. 6,7. Туристический буклет «Объекты всемироного наследия» (по желанию)

    Та

    Обучающиеся определяют самостоятельно тему урока: Природно-ресурсный потенциал России

    Как природные условия влияют на хозяйственное освоение территории?

    Обучающиеся определяют цель урока

    Составляют план урока

    1. Природные условия

    2. Природные ресурсы

    3. Виды природных ресурсов

    4. характеристика природных ресурсов

    Учебники, атласы

    Дают характеристику природным ресурсам

    Отчитываются о проделанной работе

    Называют особенности, делают вывод

    Заполняют таблицу

    Оценивают работу на уроке

    Регулятивные УУД: определение темы урока

    Логические: (выдвижение гипотезы, обоснование; построение логических рассуждений)

    Коммуникативные УУД: умение работать в группе, вести диалог

    Познавательные УУД: выбирать, сопоставлять и обосновывать способы решения учебной задачи

    Коммуникативные УУД: умение работать в группе, вести диалог

    ПознавательныеУУД: умение сравнивать, устанавливать причинно – следственные связи

    Регулятивные УУД: использовать речевые средства для выражения своих мыслей

    Познавательные УУД: умение сравнивать, делать вывод

    Регулятивные УУД: использовать речевые средства для выражения своих мыслей

    Регулятивные действия (контроль и коррекция); Познавательные УУД: (рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности)

    ПЛАНЫ ХАРАКТЕРИСТИК

    ГЕОГРАФИЯ РОССИИ

    План характеристики природно-территориального комплекса (ПТК)

    1.  Географическое положение.

    2.  Геологическое строение и полезные ископаемые.

    3.  Рельеф.

    4.  Климат (климатические пояса и области, средние температуры января и июля, амплитуда температур, среднегодовое количество осадков, коэффициент увлажнения, годовая сумма температур выше +10°С, возможность природных условий для сельскохозяйственного использования территории).

    5.   Почва.

    6.   Растительность.

    7.   Животный мир.

    8.  Экологические проблемы.

    План характеристики природных ресурсов

    1.  Общие запасы и концентрация (на единицу площади).

    2.  Качество, состав.

    3.  Условия залегания (глубина, мощность пластов).

    4.  Сочетание с другими видами полезных ископаемых, возможность их совместного использования.

    5.  Освоенность территории.

    6.  Транспортные возможности.

    7.  Вывод о рациональном использовании с учетом влияния на окружающую природу.

    План характеристики населения

    1.  Численность. Естественный и механический прирост.

    2.  Национальный состав.

    3.  Плотность, особенности размещения населения.

    4.  Соотношение городского и сельского населения.

    5.  Особенности расселения городского и сельского населения, крупнейшие городские агломерации.

    План характеристики трудовых ресурсов

    1.  Численность.

    2.  Возрастной состав.

    3.  Размещение трудовых ресурсов. Миграция.

    4.  Профессиональные навыки.

    5.  Распределение трудовых ресурсов между производственной и непроизводственной сферой; отраслями хозяйства.

    6.  Вывод о влиянии трудовых ресурсов на развитие современного хозяйства, развитие народных промыслов.

    План характеристики топливной базы

    1.  Географическое положение.

    2.  Транспортные возможности.

    3.  Запас и качество сырья.

    4.  Условия залегания (мощность пластов, глубина залегания, способ добычи).

    5.  Себестоимость добычи.

    6.  Добыча, сравнение по годам, возможности дальнейшего роста.

    7.  Природоохранные проблемы и пути их решения.

    8.  Значение топливной базы для хозяйства страны. Возможные районы потребления.

    План характеристики металлургической базы

    1.  Географическое положение.

    2.  Производственные связи по сырью, топливу, готовой продукции.

    3.  Себестоимость металла.

    4.  Крупнейшие центры, типы комбинатов.

    5.  Перспективы развития.

    План характеристики отрасли промышленности

    1.  Значение отрасли в народном хозяйстве.

    2.  Отраслевой состав.

    3.  Технико-экономические особенности и экономические предпосылки развития отрасли (расход энергии, воды, трудоемкость, себестоимость продукции).

    4.  Межотраслевые и внутриотраслевые связи отрасли.

    5.  Принципы размещения и факторы, их определяющие.

    6.  Районы и центры размещения.

    7.  Природоохранные проблемы, связанные с отраслью, и пути их решения.

    8.  Перспективы развития и размещения отрасли.

    План характеристики отрасли сельского хозяйства

    1.  Отраслевой состав.

    2.  Агроклиматические показатели (климатические, почвенные, вегетационные).

    3.  Районы распространения.

    4.  Природоохранные проблемы, связанные с отраслью, и пути их решения.

    5.  Перспективы развития и размещения отрасли.

    План характеристики транспортной магистрали

    1.  Вид магистрали (железнодорожная, водная, авиационная, трубопроводная и др.

    2.  Направление, соединяемые ее территории.

    3.  Протяженность.

    4.  Природные условия, влияющие на работу магистрали.

    5.  Транспортные узлы

    6.  Состав и направление грузопотоков.

    7. Природоохранные проблемы, связанные с отраслью, и пути их решения.

    План характеристики промышленного предприятия

    1.  Экономико-географическое положение предприятия.

    2.  Специализация предприятия, состав его цехов, их производственные взаимосвязи.

    3.  Себестоимость продукции (расход сырья, топлива, воды, труда на единицу продукции).

    4.  Территориально-производственные связи с другими предприятиями.

    5.  Общие выводы о характере производства (энергоемкие, трудоемкие и др.).

    6.  Принцип размещения предприятия в данном месте и перспективы его развития.

    План характеристики экономического района

    1 . Состав территории, площадь.

    2.  Экономико-географическое положение.

    3.  Население и трудовые ресурсы, национальный состав, городское и сельскоенаселение.

    4.  Хозяйственная оценка природных условий и ресурсов для развития промышленности, сельского хозяйства, транспорта.

    5.  Хозяйство района:

    а)  историко-географические предпосылки;

    б)  отрасли специализации;

    в)  современное их развитие;

    г)  промышленные узлы и центры;

    д)  сельскохозяйственные районы.

    6.  Транспорт, внутренние и внешние перевозки.

    7.  Крупнейшие города.

    8.  Перспективы развития района.

    План характеристики экономико-географического положения экономического района

    1.  Физико-географическое положение координаты, бассейн реки, крупные формы рельефа).

    2.  Положение на территории страны центральное, окраинное, пограничное ит.д.)

    3. Экономическое окружение. Соседство с  другими экономическими районами, влияние  их уровня развития на хозяйство района, соседство с пограничными зарубежными  странами.

    4.  Положение по отношению к сырьевым, топливным, сельскохозяйственным базам государственного значения.

    5.  Транспортно-географическое положение района (речные и морские пути).

    6.  Изменение экономико-географического положения во времени.

    7.  Вывод о возможном влиянии экономико-географического положения на развитие и размещение хозяйства района.

    План характеристики природных ресурсов и условий для развития промышленности

    1.  Энергетическая база, особенности размещения топливных и гидроресурсов.

    2.  Сырьевая база, особенности размещения рудных, нерудных, лесных ресурсов.

    3.  Природные условия, затрудняющие строительство (рельеф, вечная мерзлота, климат и д. р.).

    4.  Вывод о видах отраслей, которые могут получить развитие при данном сочетании природных условий и ресурсов.

    План характеристики природных ресурсов и условий для сельского  хозяйства

    1.  Условия рельефа (равнинность, овражность, экспозиция склонов).

    2.  Агроклиматические условия (продолжительность вегетационного периода, сумма активных температур года, количество осадков, коэффициент увлажнения).

    3.  Типы почв.

    4.  Особенности растительного покрова.

    5.  Необходимые мелиоративные работы и мероприятия по охране природной среды.

    6.  Вывод о возможности развития отраслевого хозяйства (земледелия и животноводства).

    План характеристики промышленного узла

    1.  Экономико-географическое положение.

    2.  Состав городов и поселков городского типа промышленного узла.

    3.  Природные ресурсы для развития промышленности.

    4.  Трудовые ресурсы.

    5.  Вспомогательные отрасли народного хозяйства.

    6.  Территориально-производственные связи по сырью, топливу, энергии и готовой продукции.

    7. Выводы о причинах возникновения промышленного узла и перспективы его развития.

    План характеристики территориально-промышленного комплекса

    1.  Экономико-географическое положение.

    2.  Природные условия и ресурсы (разрабатываемые и перспективные).

    3.  Энергопроизводственные циклы, стадии их развития.

    4.  Перспективы развития.

    5.  Природоохранные проблемы, связанные с отраслью, и пути их решения.

    План экономико-географической характеристики территории

    1.  Экономико-географическое положение.

    2.  Трудовые ресурсы.

    3.  Общая характеристика развития и современное состояние хозяйства.

    4.  Оценка природных ресурсов и условий промышленного производства.

    5.  Оценка природных условий для развития сельского хозяйства, отрасли сельского хозяйства, основные сельскохозяйственные районы.

    6.  Оценка природных условий для развития транспорта. Состав и направление грузопотоков.

    7.  Природоохранные проблемы, связанные с отраслью, и пути их решения.

    8.  Перспективы развития.

    9.  Общие выводы. Место данной территории в общей системе хозяйства.  

    Предлагаю сравнить самую большую (по площади) и самую маленькую природные зоны России.

    Тайга.

    1) Особенности географического положения: занимает почти 60% территории России – от побережья Тихого океана до западных границ.

    2) Климат: холодная, сухая зима и короткое, прохладное, влажное лето. Годовое количество осадков составляет от 40 см до 100 см.

    3) Рельеф: в основном равнины, покрыты густыми лесами: к югу лиственные деревья начинают смешиваться с хвойными.

    4) Особенности годового стока: наличие множества болот, заболоченность, 300-400 мм.

    5) Почвы: кислые с небольшим количеством азота. Структура почвы – бедная, часто представляет собой только слой дерева и слой грунта. Когда хвоя сбрасывается, она разлагаются медленнее, чем листья, поэтому, поэтому в почву попадает меньше питательных веществ.

    6) Животные и растения: в тайге произрастают преимущественно хвойные растения (ель, сосна, лиственница). Обитает множество пушных животных: соболь, лисица, горностай. А также лоси, медведи и волки. Все они приспособились к суровым условиям жизни.

    7) Особенности сельского хозяйства: выращивают зерновые, пасут скот.

    8) Особо охраняемые природные объекты: леса, некоторые виды редких животных.

    **

    Субтропики.

    1) Небольшой регион, прилегающий к Кавказу, расположен вдоль побережья Черного моря, а также узкая прибрежная полоса в Крыму (Южный Берег Крыма)

    2) Климат: жаркий и сухой летом, прохладная и мягкая зима с редкими морозами. Российские субтропики – самые северные субтропики в мире, всего в 40 км от них находятся горы, на вершинах которых лежит вечный лед.

    3) Рельеф: береговая полоса вдоль Черного моря.

    4) Особенности годового стока: от 100 до 500 мм.

    5) Почвы: плодородные, в основном – красноземы и желтоземы.

    6) Растения: пальмы, цитрусовые, гранаты. Животные: косули, олени, волки, рыси, лисицы.

    7) Сельское хозяйство: выращивание табака, чая, овощных и плодовых культур.

    8) Национальный парк в Сочи, некоторые редкие виды животных и растений – тис, самшит, пицундская сосна, животные – ирбис, косуля, серна, некоторые виды птиц.

    **

    Вывод: Каждая природная зона имеет соответствующий климат, тип почвы и характерный набор растений и животных. Между природными зонами ними существуют переходные типы природных зон.

    Добавить комментарий