Как составить план по истории на огэ


Построение плана ответа


В последнем задании ОГЭ по истории девятикласснику, выбравшему этот предмет, предстоит заниматься написанием плана ответа по заданной теме. В плане должно присутствовать не меньше трех пунктов, причем содержание двух из них обязательно должно быть пояснено. Для того, чтобы написать план на хороший балл, нужно хорошо знать школьную программу по отечественной истории, ведь тема плана изначально дана в задании, а не предлагается на выбор, и может относиться к любому периоду – от 8 до 21 века.

За ответ можно максимально набрать 3 балла – их ставят, если в плане есть не меньше 3 пунктов с наличием пояснений для любых двух, при этом в пояснениях приводятся основные исторические события, в изложении которых не допущено фактических ошибок. Если все вышеизложенное соблюдено, но в пояснениях отражены не основные события, а отдельные факты, не позволяющие целиком раскрыть тему – ставят 1 балл. Также 1 балл получают за ответ, в котором три и более пунктов, но пояснение дано только к одному пункту, либо если в плане всего два пункта при наличии пояснения для одного из них. В остальных случаях ответ ученика оценивается в 0 баллов. Пояснения могут быть оформлены в подпункты, перечень позиций либо в свободный комментарий.


Разбор типовых вариантов задания №35 ОГЭ по истории


Первый вариант задания

Вам по­ру­че­но под­го­то­вить развёрнутый ответ по теме «Внешняя по­ли­ти­ка Алек­сандра III». Со­ставь­те план, в со­от­вет­ствии с ко­то­рым Вы бу­де­те осве­щать эту тему.

План дол­жен со­дер­жать не менее трёх пунктов. На­пи­ши­те крат­кое по­яс­не­ние со­дер­жа­ния любых двух пунктов. План с по­яс­не­ни­я­ми дол­жен от­ра­зить ос­нов­ные со­бы­тия (явления), свя­зан­ные с внешней политикой России в годы правления данного императора.

Александр 3 правил страной с 1881 по 1894 годы. Его внешняя политика отмечена тем, что в годы его правления Россия не вела ни одной войны – целью императора была поддержка мирных отношений со всеми государствами, за что он и получил прозвание «миротворец». Большое внимание уделялось поддержанию позиций страны на Балканах, на Дальнем Востоке и укреплению среднеазиатских рубежей. В 1881 году был возобновлен «Союз трех императоров», а в 1891-1893 оформился союз России с Францией. Страна укреплялась на Дальнем Востоке – в 1891 началось строительство Великой Сибирской магистрали.

Давайте попробуем написать план согласно критериям задания:

  1. Основная идея внешней политики в годы правления Александра Третьего – мирные взаимоотношения со всеми странами.
  2. Установление союзнических отношений с европейскими державами и укрепление связей с ними:
    • возобновление в 1881 году «Союза трех императоров»;
    • сближение с Францией и оформление русско-французского союза в 1893 году в ответ на формирование Тройственного союза.
  3. Изменение позиций России на Балканах.
    • Позиции Российской империи на Балканах стали не столь прочными после роста влияния Австро-Венгрии в этом регионе; именно из-за этого ухудшились отношения России с Болгарией. Стремление предотвратить очередной вооруженный конфликт и выраженная готовность следовать условиям Берлинского конгресса стали причинами ослабления позиций России на Балканах.

  4. Укрепление России на Дальнем Востоке и в Средней Азии
  5. Итоги внешней политики Александра 3

Второй вариант задания

Вам по­ру­че­но со­ста­вить развёрнутый ответ по теме «Соляной бунт 1648 г. в Москве». Со­ставь­те план, в со­от­вет­ствии с ко­то­рым Вы бу­де­те осве­щать эту тему. План дол­жен со­дер­жать не менее трёх пунктов. На­пи­ши­те крат­кое по­яс­не­ние со­дер­жа­ния любых двух пунктов. План с по­яс­не­ни­я­ми дол­жен от­ра­зить ос­нов­ные со­бы­тия (явления), свя­зан­ные с вос­ста­ни­ем 1648 г. в Москве, во­шед­шим в ис­то­рию как Со­ля­ной бунт.

План восстания – один из самых легких вариантов данного задания. Для начала необходимо указать причины и предпосылки выступления, затем можно упомянуть о составе участников, после – описать ход событий, требования восставших, а в конце сказать об итогах.

Давайте рассмотрим один из вариантов ответа:

  1. Причины и предпосылки Соляного бунта:
    • введение дополнительной пошлины на соль;
    • недовольство народа деятельностью приближенных царя;
    • ухудшение благосостояния людей из-за войн.
  2. Участники восстания
  3. В восстании, произошедшем в 1648 году в Москве, принимали участие многие слои населения: ремесленники, дворовые, низшие и средние слои посадского населения и стрельцы
  4. Ход  событий
  5. Требования, предъявленные восставшими:
    • изменение в законодательстве, отмена дополнительной пошлины на соль;
    • замена руководителя Земского приказа;
    • выдача приближенных царя Морозова и Траханиотова для народной расправы.
  6. Итоги восстания

Третий вариант задания

Вам по­ру­че­но подготовить развёрнутый ответ по теме «Коренной пе­ре­лом в ходе Ве­ли­кой Отечественной войны». Со­ставь­те план, в со­от­вет­ствии с ко­то­рым Вы бу­де­те освещать эту тему. План дол­жен содержать не менее трёх пунктов. На­пи­ши­те краткое по­яс­не­ние содержания любых двух пунктов. План с по­яс­не­ни­я­ми должен от­ра­зить основные со­бы­тия (явления), свя­зан­ные с ко­рен­ным переломом в ходе Ве­ли­кой Отечественной войны.

Коренной перелом в ходе Великой Отечественной войны начался в ноябре 1942 года и завершился в 1943 году, когда инициатива окончательно перешла от Германии к СССР. Его ключевые события – Сталинградская и Курская битвы. Первым пунктом плана можно написать «определение коренного перелома», но это не обязательно.

Давайте попробуем составить план и детализировать два его пункта

Начало коренного перелома

Коренной перелом в ходе Великой Отечественной войны начался с контрнаступления войск под Сталинградом в ходе операции «Уран». Тремя фронтами, осуществляющими контрнаступление – Юго-Западным, Сталинградским и Донским – командовали Н. Ватутин, А. Еременко и К. Рокоссовский соответственно. Сталинградская битва завершилась 2. 02. 1943 победой советских войск; после этого страна провела успешные операции на Кавказе и на Дону, закрепив свои позиции. Также в это время промышленность полностью перестроилась на военный лад.

Продолжение коренного перелома

Битва на Курской дуге, происходившая с 5 июля по 23 августа 1943 и завершившаяся победой советских войск, ознаменовала окончательный переход стратегической инициативы к Советскому Союзу. Военное производство в СССР в это время находилось на высшем уровне. Также укреплялась антигитлеровская коалиция – именно в это время была проведена Тегеранская конференция.

Итоги и значение коренного перелома

ЗАДАНИЕ 35

ОБРАЗЕЦ

Вам поручено подготовить развёрнутый ответ по теме «Древнерусское искусство». Составьте план, в соответствии с которым Вы будете освещать эту тему. План должен содержать не менее трёх пунктов. Напишите краткое пояснение содержания любых двух пунктов. План с пояснениями должен отразить основные события (явления), связанные с развитием искусства в Древнерусском государстве.

1. Влияние христианской культуры на развитие искусства Древней Руси.

2. Архитектура.

а) строительство монументальных грандиозных сооружений, преимущественно избы, храмы, оборонительные перегородки на насыпных валах, мосты через реки, мостовые, гридницы, хоромы знати и терема

б) храмовое строительство.

в) Софийский собор.

г) Каменные соборы в Чернигове (Спасо-Преображенский), Полоцке и Новгороде (Софийский).

3. Изобразительное искусство Древней Руси.

А) иконы

Б) фресковой живописи и мозаики.

В) Фигуры на мозаиках.

4. Прикладное искусство Древней Руси.

А). Деревянная утварь, резные корабли, мебель, ювелирные изделия и ткани, расшитые золотом, насквозь пронизаны символическими образами.

Б) Женские украшения – Серебряные височные подвески в виде звезды, золотые цепочки, монисто из медальонов, бус, крестиков, усыпанное зернью с тончайшей сканью, серебряные широкие браслеты и перстни из драгоценных металлов с изображением головы льва — это придавало праздничному женскому одеянию богатство и многоцветность.

В) мелкая пластики и лицевое шитье. Изделия с использованием этих техник создавались главным образом в монастырях и мастерских при дворе Великого Князя. Шитье выполнялось разноцветными шелками, преимущественно гладью.

ЗАДАНИЯ

  1. Вам поручено подготовить развёрнутый ответ по теме «Население Древнерусского государства». Составьте план, в соответствии с которым Вы будете освещать эту тему. План должен содержать не менее трёх пунктов. Напишите краткое пояснение содержания любых двух пунктов. План с пояснениями должен отразить основные явления, связанные с темой «Население Древнерусского государства».

  2. Вам поручено подготовить развёрнутый ответ по теме «Происхождение и расселение восточных славян». Составьте план, в соответствии с которым Вы будете освещать эту тему. План должен содержать не менее трёх пунктов. Напишите краткое пояснение содержания любых двух пунктов. План с пояснениями должен отразить основные события (явления), связанные с происхождением и расселением восточнославянских племён.

  3. Вам поручено подготовить развёрнутый ответ по теме «Монгольское нашествие на Русь». Составьте план, в соответствии с которым Вы будете освещать эту тему. План должен содержать не менее трёх пунктов. Напишите краткое пояснение содержания любых двух пунктов. План с пояснениями должен отразить основные события (явления), связанные с монгольским нашествием на Русские земли в XIII в.

  4. Вам поручено подготовить развёрнутый ответ по теме «Общественный строй восточных славян накануне образования государства». Составьте план, в соответствии с которым вы будете освещать эту тему. План должен содержать не менее трёх пунктов. Напишите краткое пояснение содержания любых двух пунктов. План с пояснениями должен отразить основные явления, связанные с общественным строем восточнославянских племён накануне образования государства.

Решение задания 35 ОГЭ по истории на примере возможных вариантов. В конце каждого варианта указаны полные ответы (планы ответов). Задания части 2 оцениваются в зависимости от полноты и правильности. За задание 33 (анализ исторической ситуации) и задание 35 (на составление плана ответа на данную тему) может быть выставлено от 0 до 3 баллов.


Вариант 1. План «Правление Ивана III»

Задание 35. Вам поручено подготовить развернутый ответ по теме «Правление Ивана III». Составьте план, в соответствии с которым Вы будете освещать эту тему. План должен содержать не менее трех пунктов. Напишите краткое пояснение содержания любых двух пунктов.План с пояснениями должен отразить основные события (явления), связанные с правлением Ивана III. 

Задание 35 ОГЭ по истории

Содержание верного ответа. Один из вариантов плана раскрытия данной темы.

  1. Период правления Ивана III, особенности его прихода к власти в качестве соправителя своего отца, Василия II.
  2. Иван III и окончательное освобождение от ордынского ига. Стояние на реке Угре.
  3. Начало процесса «собирания земель»:
  •  а) присоединение Новгорода в 1471-78 гг.; битва на реке Шелони;
  •  б) присоединение Твери в 1485 г. и принятие Иваном III титула «государя всея Руси»;
  •  в) присоединение Ярославских, Ростовских, Вологодских и других земель.
  1. Церковь и государство:
  •  а) ересь жидовствующих, казнь еретиков в Новгороде;
  •  б) споры о церковно-монастырских землевладениях и новгородский архиепископ Геннадий;
  •  в) спор стяжателей и нестяжателей, Иосиф Волоцкий и Нил Сорский;
  •  г) вопросы о духовной или светской власти.
  1. Издание Судебника 1497 г. и введение Юрьева дня.
  2. Культура, строительство и архитектура.
  •  а) строительство Соборной площади в Кремле; Успенский, Архангельский и Благовещенский соборы и другие строения;
  •  б) краснокирпичный Кремль;
  •  в) принятие символов великокняжеской власти («шапка Моно-маха»).
  1. Окончание правления Ивана III и вопросы престолонаследия.

Возможны другое количество и (или) иные корректные формулировки пунктов плана. Они могут быть представлены в назывной, вопросной или смешанной формах. Пояснения могут быть приведены в форме подпунктов, ненумерованного перечня позиций, комментариев в свободной форме.


Вариант 2. План «Церковь на Руси до Петра I»

Задание 35 ОГЭ по истории. Вам поручено подготовить развернутый ответ по теме «Церковь на Руси до Петра I». Составьте план, в соответствии с которым Вы будете освещать эту тему. План должен содержать не менее трех пунктов. Напишите краткое пояснение содержания любых двух пунктов. План с пояснениями должен отразить основные события (явления), связанные с ролью церкви до правления Петра I.

Содержание верного ответа и указания по оцениванию. Один из вариантов плана раскрытия данной темы

  1. Крещение Руси:
  •  а) причины принятия единобожия;
  •  б) причины принятия христианства по восточному образцу.
  1. Церковь помогает укреплению княжеской (и царской) власти:
  •  а) митрополит Илларион и «Слово о Законе и Благодати»;
  •  б) митрополит Петр и Иван Калита. Переезд митрополита в Москву;
  •  в) митрополит Алексий и Дмитрий Донской;
  •  г) монах Филофей и концепция «Москва — Третий Рим»;
  •  д) митрополит Макарий и венчание на царство Ивана IV.
  1. Противостояние духовной и светской власти:
  •  а) Иван III и Иосиф Волоцкий — что выше, «священство» или «царство»?
  •  б) Иван IV и митрополит Филипп Колычев — противостояние опричнине.
  1. Еретики.
  2. Патриаршество на Руси.
  3. Смутное время и патриархи Гермоген и Филарет: две столицы, два патриарха.
  4. Церковная реформа и раскол:
  •  а) церковь против церкви: новая церковь и старообрядцы;
  •  б) церковь против светской власти: патриарх Никон и Алексей Михайлович.
  1. Адриан — последний допетровский патриарх.

Возможны другое количество и (или) иные корректные формулировки пунктов плана. Они могут быть представлены в назывной, вопросной или смешанной формах. Пояснения могут быть приведены в форме подпунктов, ненумерованного перечня позиций, комментариев в свободной форме.


Вариант 3. План «Русь и Орда» (задание 35 ОГЭ История)

Вам поручено подготовить развернутый ответ по теме «Русь и Орда». Составьте план, в соответствии с которым Вы будете освещать эту тему. План должен содержать не менее трех пунктов. Напишите краткое пояснение содержания любых двух пунктов. План с пояснениями должен отразить основные события (явления), связанные с темой взаимоотношений Руси и Орды.

Содержание верного ответа и указания по оцениванию.

Один из вариантов плана раскрытия данной темы

  1. Нашествие Батыя и разорение Северо-Восточной Руси в 1237-1238 гг.
  2. Нашествие на Южную Русь в 1239-1240 гг.
  3. Орда и русские земли:
  •  а) «ордынский выход»;
  •  б) сборщики дани — баскаки;
  • в) карательные походы Орды на Русь и участие русских князей в походах Орды;
  •  г) экономическая свобода церкви.
  1. Русские князья и Орда:
  •  а) гибель знатных дружинников, выдвижение наверх выходцев из непривилегированных слоев общества, смена вассальных отношений отношениями служебничества;
  •  б) ожесточенная борьба между князьями за ярлык на великое княжение, политическая деградация;
  •  в) Москва и Тверь, обострение отношений между соперничающими княжествами, влияние Орды.
  1. Попытки объединения для борьбы с монгольским владычеством:
  •  а) битва на реке Воже 1378 г.;
  •  б) Куликовская битва 1380 г.
  1. Окончательное освобождение из-под власти Орды — Стояние на реке Угре 1480 г.

Вариант 4. План «Общество и власть во второй половине XIX в.»

ОГЭ по истории. 35 задание. Вам поручено подготовить развернутый ответ по теме «Общество и власть во второй половине XIX в.». Составьте план, в соответствии с которым Вы будете освещать эту тему. План должен содержать не менее трех пунктов. Напишите краткое пояснение содержания любых двух пунктов. План с пояснениями должен отразить основные события (явления), связанные со взаимоотношениями общества и власти во второй половине XIX в.

Содержание верного ответа и указания по оцениванию. Один из вариантов плана раскрытия данной темы

  1. Готовность власти к преобразованиям в середине XIX в.
  2. Технология подготовки реформ в условиях сопротивления общества:
  •  а) интересы сословий и отношение к реформам;
  •  б) крестьянская реформа и технология ее подготовки: рескрипт Назимову, дворянские комитеты;
  •  в) земская реформа и участие общественности;
  •  г) особенности проведения остальных реформ и участие общества.
  1. Общественные движения:
  •  а) первая «Земля и воля»;
  •  б) «хождение в народ» и его итоги;
  •  в) вторая «Земля и воля» и раскол на «Народную волю» и «Черный передел»;
  •  г) П.Г. Заичневский, Н.А. Ишутин, С.Г. Нечаев.
  1. Народничество и его направления: бунтарское, пропагандистское, заговорщическое.
  2. Готовность общества к террору. Процесс Веры Засулич и оправдание «крови по совести».
  3. «Отстранение» власти от общества. «Манифест о незыблемости самодержавия» и поворот к консервативному курсу.
  4. Первые марксисты:
  •  а) организация «Освобождение труда»;
  •  б) первый съезд РСДРП.
  1. Либеральное и земское движение:
  •  а) земские съезды;
  •  б) кружок «Беседа».
  1. Раскол власти и общества к концу XIX в.

Вариант 5. План «Коренной перелом в Великой Отечественной войне»

Задание 35 ОГЭ по истории. Вам поручено подготовить развернутый ответ по теме «Коренной перелом в Великой Отечественной войне». Составьте план, в соответствии с которым Вы будете освещать эту тему. План должен содержать не менее трех пунктов. Напишите краткое пояснение содержания любых двух пунктов. План с пояснениями должен отразить основные события (явления), связанные с коренным переломом в Великой Отечественной войне.

Содержание верного ответа и указания по оцениванию.

Один из вариантов плана раскрытия данной темы

  1. Период коренного перелома.
  2. Сталинградская битва. Оборонительный период. 17 июля — 18 ноября 1942 г.:
  •  а) приказ № 227 «Ни шагу назад!»;
  •  б) новый тип ведения боя в городских условиях.
  1. Начало коренного перелома. Наступательный период Сталинградской битвы:
  •  а) Операция «Уран». 19 ноября 1942 г. и начало контрнаступления;
  •  б) Операция «Кольцо» и ликвидация окруженной группировки противника. 10 января — 2 февраля 1943 г.
  1. Курская битва и завершение коренного перелома. 5 июля — 23 августа 1943 г.:
  •  а) оборона Курского выступа;
  •  б) наступательная операция «Кутузов» и освобождение Орла;
  •  в) наступательная операция «Полководец Румянцев» и освобождение Белгорода и Харькова.
  1. Значение коренного перелома для всего хода войны.

Возможны другое количество и (или) иные корректные формулировки пунктов плана. Они могут быть представлены в назывной, вопросной или смешанной формах. Пояснения могут быть приведены в форме подпунктов, ненумерованного перечня позиций, комментариев в свободной форме.


Еще несколько планов по истории для ОГЭ

(задание 35 планы)

6 вариант. План ОГЭ «Реформы Петра I»

1. Понятие реформаторской деятельности Петра I (основные характеристики).
2. Экономические преобразования:
а) развитие мануфактурной промышленности;
б) государственная политика в сфере экономики;
в) активное вмешательство государства в торговую деятельность русского купечества.
3. Преобразования в социальной сфере:
а) указ о единонаследии;
б) введение обязательной службы для дворянства;
в) Табель о рангах;
г) сформированы новые категории крестьян.
4. Государственно-административные реформы (учреждение Правительствующего Сената; замена старых управленческих органов на новые коллегии; образование губерний).
5. Итоги реформаторской деятельности Петра I.

7 вариант. План ОГЭ «Внутренняя политика Александра I»

1. Понятие внутриполитической деятельности Александра I (основные характеристики).
2. Либеральный этап (1801-1812/14):
а) отмена деспотических распоряжений Павла I;
б) реформы государственного управления;
в) изменения в крестьянском законодательстве;
г) преобразования в сфере народного образования.
3. Консервативный этап (1812/14-1825):
а) попытка решения крестьянского вопроса;
б) осуществление конституционных идей;
в) снижение расходов на армию;
г) изменение политики в сфере образования.
4. Итоги внутриполитической деятельности Александра I.

8 вариант. План ОГЭ «Внутренняя политика Николая I»

1. Понятие внутриполитической деятельности Николая I (основные характеристики).
2. Укрепление аппарата управления:
а) усиление роли канцелярии;
б) создание III отделения;
в) усиление милитаризации.
3. Кодификация российского законодательства:
а) создание II отделения;
б) подготовка и публикация действующего Свода законов;
в) опубликования Полного собрания законов Российской империи.
4. Решение крестьянского вопроса:
а) создание секретных комитетов по решению данного вопроса;
б) реформа государственной деревни П.Д. Киселева;
в) Указ об обязанных крестьянах.
5. Борьба с вольнодумством и революционными настроениями:
а) утверждение официальной идеологии;
б) запрет преподавания философии в университетах;
в) подавление польского восстания 1830-1831 гг.
6. Итоги внутриполитической деятельности Николая I

9 вариант. План ОГЭ «Распад СССР»

1. Понятие распада СССР (основные характеристики).
2. Основные предпосылки распада СССР:
а) глубокий экономический и политический кризис;
б) рост национального самосознания;
в) дискредитация центральной общесоюзной власти.
3. Основные события:
а) Ново-Огаревский процесс;
б) антигосударственный путч;
в) указ президента РСФСР Б.Н. Ельцина о приостановке деятельности КПСС;
г) отставка М.С. Горбачева.
4. Последствия распада СССР (разрушение тоталитарной системы; нарушение экономических связей между бывшими республиками; ликвидация гонки вооружений; ухудшение социально-экономического положения большинства населения страны).

10 вариант. План ОГЭ «Регентство царевны Софьи Алексеевны»

1. Особенности прихода царевны Софьи Алексеевны к власти в качестве регентши при двух малолетних царях (вопрос о наследовании престола после смерти царя Фёдора Алексеевича, стрелецкое восстание, устранение Нарышкиных и Хованских, круг сторонников царевны Софьи).
2. Внешняя политика царевны Софьи:
а) сближение с католическими странами Европы, заключение в 1686 г. «Вечного мира» с Речью Посполитой, присоединение к антитурецкой «Священной лиге»;
б) Крымские походы В.В. Голицына 1687 и 1689 гг.;
в) Нерчинский договор 1689 г. с Китаем.
3. Внутренняя политика царевны Софьи:
а) усмирение стрельцов (1682 г.);
б) преследование старообрядцев;
в) удаление малолетнего царя Петра Алексеевича и его окружения от двора.
4. Культура, строительство и архитектура:
а) деятельность братьев Лихудов, открытие Славяно-греко-латинской академии в Москве;
б) перестройка московского Новодевичьего монастыря в стиле «московское барокко» (обеспечившая монастырю его нынешний статус «объекта мирового культурного наследия»).
5. Захват власти Петром Алексеевичем, опала царевны Софьи, расправа Петра со сторонниками Софьи.
6. Судьба политического наследия Софьи в правление Петра I.

11 вариант. План ОГЭ по истории «Россия в правление Александра III»

1. Общая характеристика Александра III как царя-Миротворца (с учетом основных составляющих его внутренней и внешней политики).
2. Особенности воспитания Александра III, его биография до воцарения (участие в Русско-турецкой войне 1877-1878 гг.), трагические обстоятельства прихода к власти (убийство императора Александра II народовольцами).
2. Внутренняя политика Александра III:
а) «контрреформы» — курс на консервацию самодержавного режима (поддержка дворянства как традиционной опоры самодержавия, покровительство церкви, борьба с революционным движением, русификаторство), главные идеологи и практики консерватизма (К.П. Победоносцев, Д.А. Толстой, М.Н. Катков);
б) поддержка государством отечественной промышленности и торговли, завершение в России промышленного переворота (основные статистические показатели);
в) меры, направленные на поддержку малообеспеченных слоев населения (отмена подушной подати, принятие фабричного законодательства, учреждение Крестьянского банка).
3. Внешняя политика Александра III:
а) отказ от политической активности на Балканах, активизация России в дальневосточном регионе;
б) сближение самодержавной России с республиканской Францией (причины, результаты);
в) завершение присоединения Средней Азии.
4. Наука и культура России при Александре III (основные достижения).
5. Общественное движение в России в правление Александра III. Кризис революционного народничества, деятельность либеральных народников, появление первых марксистских кружков.
6. Политическое наследие Александра III в правление императора Николая II.

12 вариант. План ОГЭ «Русско-турецкие войны в период правления Екатерины II»

1. Отношения между Россией и Турцией ко времени воцарения Екатерины II. Политика Крымского ханства как вассала Османской империи. Внешнеполитические задачи России относительно Крыма и Северного Причерноморья в целом.
2. Война 1768-1774 гг.:
а) объявление Турцией войны России; действия сухопутных сил обеих держав; победы П.А. Румянцева (сражения у рек Ларга и Кагул, выход русских войск к Дунаю);
б) поход русской эскадры под командованием А.Г. Орлова и Г.А. Спиридова из Балтийского моря в Средиземное, уничтожение основных сил турецкого флота в Чесменском сражении;
в) переправа русских войск через Дунай, победа А.В. Суворова у деревни Козлуджи, заключение мира с Османской империей.
3. Кючук-Кайнарджийский мирный договор, его основные положения (закрепление России в Северном Причерноморье и на Кубани, независимый статус Крымского ханства, открытие для русских кораблей проливов Босфор и Дарданеллы).
4. Присоединение Крыма к России в 1783 г. как нарушение условий Кючук-Кайнарджийского договора и главная причина следующей Русско-турецкой войны.
5. Война 1787-1791 гг.:
а) объявление Турцией войны России; действия сухопутных сил обеих держав; победы А.В. Суворова и Г.А. Потемкина (сражение на Кинбурнской косе, осада и взятие крепости Очаков, сражения у деревни Фокшаны и на реке Рымник, осада и взятие крепости Измаил);
б) боевые действия русского Черноморского флота; победы Ф.Ф. Ушакова (сражения у острова Фидониси, мыса Тендра, Керченского пролива, мыса Калиакрия).
6. Ясский мирный договор, его основные положения (признание Турцией Крыма составной частью Российской империи, установление границы между Россией и Османской империей по реке Днестр).
7. Русско-турецкие войны в период правления Екатерины II как одна из наиболее ярких страниц отечественной военной истории (общая характеристика).

13 вариант. План ОГЭ «Восстановительный период в России после Смуты»

1. Последствия Смутного времени для России (общая характеристика). Условия Столбовского мира и Деулинского перемирия. Сохранение угрозы со стороны Речи Посполитой.
2. Воцарение Михаила Федоровича Романова (Земский собор 1613 г.). Соправление Михаила Романова с матерью (инокиней Марфой) и отцом (патриархом Филаретом). Утверждение власти нового царя в пределах Российского государства. Подавление оппозиции (И.М. Заруцкий, М. Мнишек).
3. Внутренняя политика Михаила Романова:
а) установление централизованной власти путем назначения воевод и старост;
б) проведение описи всех поместных земель в целях определения размера налогов;
в) восстановление хозяйства и торговли;
г) реорганизация армии, создание полков «нового строя»; возникновение Немецкой слободы в Москве как поселения иноземных инженеров и военных специалистов.
4. Внешняя политика Михаила Романова:
а) Смоленская война 1632-1634 гг. — военное поражение и внешнеполитический успех одновременно (Поляновский мирный договор);
б) взятие, оборона и оставление донскими казаками турецкой крепости Азов (1637-1642 гг.);
в) дальнейшее освоение Сибири и Дальнего Востока (присоединение к России Прибайкалья, Якутии, поход В.Д. Пояркова по р. Амур с выходом в Тихий океан).
5. Воцарение Алексея Михайловича. Принятие нового общегосударственного свода законов — Соборного уложения 1649 г. — как формальное завершение восстановительного периода. Юридическое оформление в России самодержавия и крепостничества.

14 вариант. План ОГЭ «Возвышение Северо-Восточной Руси в ХII-ХIII вв.»

1. Природно-климатические условия Северо-Восточной Руси, особенности развития хозяйства в данном регионе.
2. Ростово-Суздальская земля к началу второй трети XII в. Обособление княжества при Юрии Долгоруком.
3. Правление Юрия Долгорукого (30-е — 50-е гг. XII в.): борьба за киевский великокняжеский престол и рост могущества Ростово-Суздальской земли; основание городов (Переславль-Залесский, Юрьев-Польский, Дмитров); вопрос о времени основания Москвы и роли Юрия Долгорукого в её истории.
3. Правление Андрея Боголюбского (1157-1174 гг.):
а) Владимир-на-Клязьме как новая столица Северо-Восточной Руси; белокаменная застройка Владимира при Андрее Боголюбском; шедевры владимиро-суздальской архитектуры, созданные в его правление (Золотые ворота, Успенский собор, церковь Покрова на Нерли, княжеский дворец в Боголюбове);
б) активная внешняя политика Андрея Боголюбского; взятие и разорение Киева (1169 г.);
в) деспотизм правления как основная причина убийства Андрея Боголюбского боярами-заговорщиками (1174 г.).
4. Правление Всеволода Большое Гнездо (1176-1212 гг.):
а) укрепление княжеской власти; активная внешняя политика; расцвет Владимиро-Суздальского княжества как сильнейшего на Руси;
б) Дмитриевский собор — шедевр владимиро-суздальской архитектуры, созданный в правление Всеволода Большое Гнездо.
5. Правление Юрия Всеволодовича (1218-1238 гг.):
а) сохранение за Владимиро-Суздальским княжеством политического первенства в русских землях; основание Нижнего Новгорода (1221 г.);
б) разорение Владимиро-Суздальского княжества в ходе монгольского нашествия на Русь, осада и взятие монголами Владимира, гибель Юрия Всеволодовича в Ситской битве (1238 г.).
6. Историческая судьба титула «великий князь владимирский» (от Андрея Боголюбского до Ярослава Всеволодовича). Статус Владимира в середине — второй половине XIII в.


Выбрать другое задание ОГЭ
  Кодификатор ОГЭ-2019


Задание 35 ОГЭ по истории

Структура, темы и оценка заданий

Экзамен по истории для девятиклассников посвящен временному промежутку от древности до сегодняшних дней. Он включает 35 пунктов: сначала выпускникам предстоит выполнить 30 заданий, а во второй части — дать развернутый ответ к пяти вопросам повышенной сложности

На первом этапе ученик демонстрирует знание исторически значимых личностей России и мира, дат, фактов, хронологии событий, основной терминологии. Дополнительно экзаменаторы проверяют умение работать с источниками, историческими картами, схемами. Тематика посвящена событиям четырех основных временных промежутков:

  • периоду становления и развития русской государственности с VIII по XVII вв.;
  • XVIII – началу XX вв.;
  • периоду с начала Первой мировой войны в 1914 года до окончания Второй мировой в 1945 году, Великой отечественной войне в частности;
  • послевоенному времени с 1945 до сегодняшних дней.

Вопросы первого раздела требуют односложного ответа, представленного цифрой по номеру правильного варианта, их последовательностью, если правильных вариантов несколько, словом или словосочетанием.

23-35 пункты ОГЭ относятся к практикуму: они проверяют умения и навыки, приобретенные школьниками в процессе обучения. Темы так же охватывают период с 8 по 21 век. Составители раздела проанализировали историю со всех сторон: здесь они интересуются экономическим развитием, социальными отношениями, внутренней и внешней политикой России, культурой, деятельностью исторических персонажей.

По статистике, школьники испытывают наибольшие сложности с вопросами № 34, 35. В первом выпускник сравнивает два исторических явления. Например, нужно подробно и аргументировано объяснить, чем отличалось правление Николая Первого от правления Александра Второго. Подобные задания проверяют не только знания основных дат и хронологии, но и способность понимать суть событий и оценивать их последствия.

Пункт № 35 требует составить план воображаемого ответа по заданной теме, отразив ключевые точки и события эпохи. Здесь школьнику пригодятся навыки систематизации, анализа.

Почти все задания первого блока ОГЭ по истории оцениваются экзаменаторами в один балл. За вопросы 24 и 26 можно получить два балла. Они редко вызывают затруднения у школьников. Первый предлагает поработать со статистическими данными. Знаний истории здесь не требуется, но продемонстрировать свои анализаторские способности придется. Задание №26 — на соответствие между событиями, датами и событиями, между именами авторов и их произведениями.

Во второй части три задания оцениваются в два балла и два задания — в три. За всю работу максимально можно получить 44 балла, а высшая оценка ставится за результат от 35 баллов.

Как подготовиться к экзамену?

  1. Тренировать навыки анализа с помощью метода ассоциаций. Он поможет структурировать основной пласт знаний и не растерять знания к экзамену. Ассоциация — связь между двумя явлениями или идеями, при которой напоминание об одной провоцирует появление образа другого. Так, например, когда вы видите идущего в купальнике человека — вспоминаете о пляже. Лучше, когда ученик сам выстраивает подобный ассоциативный ряд на историческую тему, которую он изучает, а педагог направляет рассуждения в правильное русло.
  2. Второй действенный способ — пересказ пройденного материала и проговаривание вслух. В качестве слушателя может выступить любой родственник или друг. При таком подходе всплывают все пробелы в знаниях. Это наиболее эффективный метод запоминания фактов и систематизации материала, ведь для описания события необходимо выстроить в цепочку и структурировать их.
  3. Проанализировать все задания из ОГЭ по истории на сайте ФИПИ . Ежегодно Федеральный институт педагогических измерений выкладывает на своем сайте демонстрационные варианты по предметам, входящим в перечень Основного государственного экзамена. Только методичный разбор тренировочных заданий предыдущих годов даст школьнику понимание, чего можно ожидать от ОГЭ по истории в 2019 году.

Скриншот задания ОГЭ по истории с сайта ФИПИ

Разбор сложных заданий из ОГЭ по истории

Задание № 31

Вопрос посвящен работе с источником. Школьник знакомится с отрывком из исторического произведения. От него требуется произвести атрибуцию – определить, к какой эпохе оно относится, кто его создатель, каким событиям соответствует.

Бывает, подсказку можно найти в названии источника. Например, указано, что перед нами цитата из наказа. Такое понятие отсылает ко времени правления Екатерины Второй, когда вышли все самые известные наказы. Большая вероятность, что отрывок относится к середине-концу XVIII века. Или, например, предложен фрагмент из декларации — очевидно, документ относится к XX веку, а, если отрывок циркуляра — то к России имперского периода.

Далее нужно обращать внимание на маркеры — слова и словосочетания-подсказки. Их употребление относится к определенным периодам, например, названия территориальных единиц. Если в источнике говорится об уделах, то он относится к периоду XII-XVI веков, если упоминаются области — это документ XX-XXI вв. Подобные маркеры, которых в предложенных отрывках всегда много, сужают радиус поиска и облегчают атрибуцию источника.

Пример вопроса:

«Император принял законодательные работы в непосредственное свое ведение, учредил в собственной своей канцелярии особое для них отделение (второе) и поручил его человеку, уже трудившемуся над составлением уложения в царствование Александра I и приобретшего опытность вследствие самых неудач своего дела, Сперанскому. Положено было составить свод действующих законов». С.М. Соловьёв

О каком императоре говорит С.М. Соловьев? Назовите период его правления.

Алгоритм ответа:

1) Ищем маркеры, указывающие на признаки эпохи:

  • учреждение Второго отделения канцелярии Его Императорского Величества — это произошло в 1826 году;
  • М. Сперанский — видный политический деятель во времена Александра Первого, его сподвижник и талантливый законотворец периода его правления;

2) Анализируем текст: из него ясно, что речь идет не об Александре Первом, а о его преемнике – Николае Первом. Проверяем себя с помощью первого маркера: вспоминаем, при каком императоре было принято решение об учреждении Второго отделения канцелярии. 1826 – второй год Николая Первого на престоле.

Ответ: С.М. Соловьев говорил о Николае Первом, годы правления 1825 – 1855.

Задание № 33

Школьнику предложат ознакомиться с известным историческим фактом. В условиях отсутствует часть ключевых имен, названий городов и дат. Перед выпускником стоит задача «опознать» происшествие и ответить на три вопроса о нем. Как правило, экзаменаторы интересуются временем, участниками, предпосылками, последствиями или причинами описанного события. Здесь снова эффективно искать «сигнальные» слова, чтобы выяснить период и обозначить опорные точки ответа. Выполнить данное задание на «отлично» возможно, только если ученик хорошо ориентируется в материале, ведь приведенный исторический факт может относиться к любому из периодов истории России. Разберем один вариант подобного вопроса из тренировочных заданий ОГЭ по истории.

В 1327 г. уставшие от непосильных поборов и насилия сына ордынского царевича Дюденя, жители одного из городов Руси подняли восстание, чтобы противостоять произволу, и в результате одержали победу над ордынцами. Чтобы усмирить бунт, в город отправили московского князя. Восстание подавили совместными силами московско-ордынских войск.

  1. Назовите город, в котором произошли описанные события.
  2. Как звали московского князя, участвовавшего в усмирении горожан?
  3. Какие последствия для князя имело его участие в подавлении бунта?

Проанализируем маркеры — они напрямую намекают на ответы к заданным вопросам:

  1. 1327 год выпадает на время правления московского правителя Ивана Калиты (года жизни: 1288 – 1340), он и участвовал в подавлении восстания.
  2. Сын Дюдени Щелкан собирал дань с жителей города Тверь.
  3. Осталось вспомнить, что благодаря особым заслугам перед ханом Золотой орды Иван Калита стал первым князем, который получил право заниматься поборами для ордынцев со всей территории государства. Также он заслужил ярлык на княжение во Владимире.

Изображение с ru.wikipedia.org

Задание № 34

Задание проверяет умения анализировать, сравнивать аналогичные явления разных периодов. Важно помнить, что на протяжении целых эпох во внешней политике государства правителями ставились одинаковые цели. Например, это могла быть задача выхода России в Балтийское и Черное море, если речь идет о Петре Первом или Алексее Михайловиче. Начиная с 18 века основной целью внешней политики любого правителя была задача закрепить влияние на Балканском полуострове.

Чтобы тщательнее подготовиться, составьте список главных тенденций в разных сферах всех периодов истории.

Некоторые историки утверждают, что внешняя политика государства при Николае I существенно отличалась от времени царствования Александра I. Но также известно, что политические действия этих императоров были схожи. Подтвердите этот факт, указав не менее двух аналогичных черт.

Отметим основные пункты внешней политики этих императоров:

  • при Александре I и Николае I площадь Российской империи существенно увеличилась: Александр присоединил Восточную Грузию, Финляндию, Бессарабию. Время Николая на престоле ознаменовалось завоеванием территорий Эриванского, Нахичеванского ханств, земель Северного Кавказа и черноморского побережья;
  • оба императора инициировали участие империи в войне в Закавказском регионе;
  • при обоих правителях наше государство

принимала активное участие в деятельности Священного Союза — консервативного объединения России, Пруссии и Австрии, созданного для поддержки зафиксированного на Венском конгрессе международного порядка.

Сформулируем ответ таким образом:

  1. Времена правления обоих императоров были отмечены увеличением территорий России;
  2. Александр I и Николай I стремились укрепить положение страны в Закавказье, участвовали в войнах в этом регионе.

Задание № 35

Последний пункт экзамена по истории посвящен умению школьника систематизировать знания на примере конкретной исторической ситуации. Ученик составляет план развернутого ответа по предложенной теме, отражающий главные события описанного периода.

Здесь существуют свои хитрости: например, вы можете не указывать даты, если забыли их, ведь в задании нет такого требования. Еще одно «послабление» этого задания — возможность выбирать более узкую тему в рамках обозначенной. Например, если тема звучит как «Европейские походы Суворова», то школьник вправе выбрать только итальянский поход. Таким образом можно избежать абстрактности, детально проработать и показать свои знания по более узкому вопросу. Однако имена, опорные точки события и конкретные факты нужно будет обозначить.

Структура плана не должна быть линейной — от ученика ожидают развернутый ответ с пунктами и подпунктами или с пояснениями основных понятий.

Подготовьте аргументированный ответ на тему «Коренной перелом в ходе Великой Отечественной войны». Напишите развернутый план своего ответа, состоящий не менее чем из трех пунктов.

Коренной перелом в ходе Великой Отечественной войны начался в ноябре 1942 года и окончился в 1943 году. Главные события, ознаменовавшие радикальное изменение расстановки сил – Сталинградская и Курская битвы.

Примерный план ответа на эту тему может выглядеть так:

  1. Начало коренного перелома. В этом пункте важно рассказать о Сталинградской битве и операции «Уран». 28 июля 1942 года Сталин издал знаменитый приказ «Ни шагу назад». Тремя фронтами, осуществляющими контрнаступление – Юго-Западным, Сталинградским и Донским – командовали Н. Ватутин, А. Еременко и К. Рокоссовский. Битва окончилась 2 февраля 1943 года победой советских войск; после этого СССР провел операции на Кавказе и на Дону, увенчавшиеся успехом. Они позволили закрепить лидирующие позиции. Промышленность полностью перестроилась на военный лад;
  2. Продолжение коренного перелома. Битва на Курской дуге длилась с 5 июля по 23 августа 1943. Ее завершение стала победа войск СССР. Ознаменовала окончательный переход военного преимущества к Советскому Союзу. Производство для обеспечения нужд военных находилось на пике мощности;
  3. Итоги и значение коренного перелома. Победа в двух ключевых битвах войны позволила освободить тысяч военнопленных по всей стране. После этого произошла активация европейского фронта, увидевшего новые возможности свергнуть Гитлера. Состоялась Тегеранская конференция.

Ольга Силина,

преподаватель истории образовательного центра Lancman School

Существует мнение, что история — один из самых сложных предметов в линейке ОГЭ и ЕГЭ из-за огромного количества охватываемого материала. Так ли это на самом деле?

Да, это действительно так. Школьники в 9-м классе историю знают плохо, и экзамен кажется им очень сложным. Многие девятиклассники не решаются идти на этот экзамен, выбирая другие, более простые предметы. Нередко бывают и случаи, когда школьник сначала выбирает историю на ОГЭ, но затем, оценив масштаб катастрофы, объем работы и материала, отказывается от этого предмета, переключаясь, например, на более простое обществознание.

Исключительно в школе подготовиться к этому экзамену можно, хотя задача эта не из легких. В 9-м классе на уроках идет изучение новых тем, например, в программу входят события XX века. При этом учитель должен находить время, чтобы повторять с классом весь курс истории начиная с 6-го класса, иначе экзамен не сдать. Школьных уроков для этого явно недостаточно, даже если история стоит в расписании два-три раза в неделю. Ребенку нужен высокий уровень самоорганизации, которую редко можно встретить в 9-м классе, чтобы самому взяться за повторение ранее пройденных тем. Либо требуется помощь извне — репетитор, курсы.

По Вашему опыту преподавания, какие разделы истории самые сложные для школьников и вызывают наибольшие затруднения? Какие темы самые простые?

Наиболее сложные темы относятся к истории XX века — это события 1917 года и гражданской войны. Это связано с тем, что в начале XX века в стране происходили глубокие перемены, а их предпосылки надо искать в более ранних эпохах. В этом и есть главная трудность. Чтобы понять события XX века, нужно хорошо знать прошлую эпоху, хотя бы XIX век, а в 9-м классе ребятам еще сложно строить причинно-следственные связи. К тому же история XX века изучается в школе очень глубоко, есть годы, когда события происходили буквально каждый день, и все их нужно запомнить.

На втором месте в топе наиболее сложных тем идут русские географические экспедиции. Девятиклассники плохо ориентируются по карте, поэтому у многих возникают трудности с выполнением таких заданий. На третьем месте — вопросы на развитие русской культуры разных эпох. Здесь нужно продемонстрировать знание различных памятников культуры, архитектуры, живописи. Требуется знать всех авторов, время создания произведений и даже то, как они выглядят! Ведь по этой теме на экзамене есть отдельное задание на работу с иллюстрацией. Еще лет пять назад такое задание можно было отнести к олимпиадному уровню, а сегодня это уровень ОГЭ.

Могу сказать, что за последние несколько лет экзамен усложнился. Видимо, за счет этого в школах пытаются повысить уровень требований к старшеклассникам по истории: идет поэтапная подготовка к тому, чтобы ЕГЭ по этому предмету сделать обязательным для всех выпускников. Такую возможность уже давно обсуждают в Минобре.

Что касается самых простых тем, лучше всего школьникам дается XVIII век, поскольку там были такие яркие правители, как Петр I и Екатерина II. Также ребята хорошо знают историю Древней Руси. На один век там приходится совсем мало событий и соответственно небольшой объем информации для запоминания. Кому-то неплохо дается и XIX век. Это связано с тем, что школьная программа по некоторым предметам, например, по литературе и истории, идет почти синхронно. Школьники к моменту изучения XIX века по истории уже успевают пройти какую-то литературу этого времени и могут на нее опираться, когда разбирают соответствующие исторические события. А вот литература XX века в школе изучается совсем недолго, так что этот период в истории России дается далеко не всем девятиклассникам.

Расскажите, пожалуйста, про структуру экзамена.

Экзамен состоит из 35 вопросов, в части 1 школьникам предлагается выполнить 30 заданий, в части 2 — пять заданий. В первом разделе собраны задания с выбором ответа на знание дат, фактов, событий, терминологии, на работу с источниками, картой и иллюстрациями. Это вопросы базового и повышенного уровня сложности.

Во второй части находятся задания высокого уровня сложности, где требуется дать развернутый ответ. Самые трудные вопросы — № 34 и № 35. В задании № 35 требуется составить план воображаемого ответа по предложенной теме, отразив в нем основные события данного времени. Это хорошая проверка знания материала и того, как школьники могут анализировать и систематизировать данные. В задании № 34 надо сравнить какие-то события или явления. Например, нужно написать, что общего в правлении Петра I и Екатерины II. Требуется на основе фактов показать сходства и различия двух этих эпох. Это уже проверка на глубокое и осмысленное знание истории.

Расскажите, пожалуйста, про систему начисления баллов. За какие задания на ОГЭ по истории ставится наибольшее количество баллов?

Все задания части 1, кроме двух, оцениваются в 1 балл. За задания № 24 и № 26 можно получить по 2 балла, при этом они совсем не сложные, можно даже сказать самые легкие. Одно из них на работу со статистикой. Здесь не требуется знать историю, а нужно лишь внимательно просмотреть предложенные статистические данные. Второе двухбалльное задание — на соответствие между событиями, датами и событиями, между именами авторов и их произведениями. Как правило, подавляющее большинство школьников справляются с ними без ошибок.

Во второй части три задания оцениваются в 2 балла и два задания — в 3 балла. Всего за работу максимально можно получить 44 балла, а пятерка ставится за результат от 35 баллов. Могу сказать, что максимум на экзамене заработать вполне реально и у меня были ученики, которые его получали. Не говоря уже об отличной оценке, где в запасе есть разброс в целых 9 баллов — от 35 до 44.

Как Вы рекомендуете готовиться к ОГЭ по истории?

Главное — это регулярное повторение того, что изучается. К сожалению, наша память устроена таким образом, что информация, которая не используется, быстро забывается. А история — это не тот предмет, которым мы пользуемся в повседневной жизни. Запомнить большой объем материала и не забыть его к экзамену помогут различные методы, например, метод ассоциаций. Лучше, когда ребенок сам выстроит ассоциативный ряд на ту тему, которую он разбирает, а педагог должен направить его в правильное русло.

Кроме того, я рекомендую своим ученикам использовать и менее системный способ, который условно можно назвать «Найди жертву». Метод заключается в том, чтобы материал каждой пройденной темы вслух рассказывать своему собеседнику, например, маме, папе, бабушке, другу. Могу сказать, что по моему опыту это наиболее эффективный метод запоминания фактологии, систематизации материала, понимания связи между событиями. Ведь рассказываем мы все это структурно и вслух. И конечно же начинать готовиться нужно заранее, за год вполне реально постепенно пройти все темы и подойти к ОГЭ по истории во всеоружии.

У девятиклассников впереди три месяца до ОГЭ по истории. Как Вы посоветуете им распределить свое время, чтобы подготовиться наилучшим образом?

Все внимание на повторение дат. Знание дат позволяет выполнить большинство заданий, потому что много вопросов ориентированы на хронологию. Как лучше всего запоминать даты, учитывая что их очень много? Прежде всего проводите параллели. В истории их множество. Многие даты завершаются на одни и те же цифры, например, 1097 год — съезд князей в г. Любече, 1497 год — Судебник Ивана III, 1597 год — Урочные лета Федора Иоанновича. Или другой пример: 1054 год — составление «Правды Ярославичей», 1654 год — вхождение левобережной Украины в состав России, 1654 год — начало русско-польской войны. Конечно здесь все индивидуально и нужно, чтобы каждый ученик сам нашел для себя такие схемы в датах и их запомнил.

Еще один эффективный способ структурирования информации — запоминать даты в связке событий, когда в один год их происходит много. Например в 1113 году происходит Киевское восстание, записывается «Повесть временных лет», а Владимир II Мономах издает свой устав, в 1714 году выходит указ о единонаследии, вводится подушный налог, проходит Гангутский бой. Это помогает быстро запомнить даты и события.

Какие источники вы рекомендуете использовать для самостоятельной подготовки к экзамену?

  • «Решу ОГЭ». На сайте вы найдете прекрасную подборку заданий по всем темам предмета с пояснением по каждому вопросу. Это лучший ресурс для самостоятельной подготовки к экзамену, на мой взгляд.
  • «Сайт ФИПИ». В открытом банке заданий есть вопросы по всем темам. Небольшой минус — здесь нет пояснений к ответам. Впрочем, это может быть даже полезно. В этом случае пояснение к решению задания ребенок будет искать самостоятельно в учебниках и на других ресурсах, что стимулирует его к получению новой информации.
  • Просветительский проект «Арзамас». Успех на экзамене нередко зависит от интереса школьника к самому предмету. Цель проекта «Арзамас» — популяризация истории. С помощью игр, лекций, курсов этого проекта ребята могут развивать свой интерес к истории. Например, здесь можно увидеть виртуальный Instagram Романовых, поиграть в игру на угадывание невероятных фактов из жизни Петра I, посмотреть различные видео.
  • Исторические фильмы и сериалы. Что касается истории России, я рекомендую ребятам посмотреть документальный сериал «Романовы», который охватывает период правления этой династии, с XVII до начала XX века. Он поможет школьникам закрепить информацию о событиях этих эпох.
  • Фильмы по «Истории Государства Российского» Карамзина. По каждому правителю в этом цикле снят отдельный фильм. Здесь вы найдете хороший материал для подготовки.

На что нужно обратить внимание при подготовке к заданиям части 2? Какие есть подводные камни у этого типа заданий?

Задание № 31

В этом задании девятиклассникам предлагается текст из исторического источника. Требуется провести атрибуцию источника, то есть определить, к какому веку он относится, кто его автор, какому правителю соответствуют события.

Иногда уже в самом названии источника содержится подсказка. Например, указано, что это отрывок из циркуляра. Само понятие циркуляра у нас фигурирует очень редко. Например, существует «Циркуляр о кухаркиных детях». Большая вероятность, что отрывок взят именно из этого источника. Если, например, предложен фрагмент из декларации, понятно, что скорее всего документ относится к XX веку, а, если фрагмент из наказа, то ко времени Екатерины II, так как самые известные наказы вышли именно в ее период.

Далее нужно искать в тексте маркеры — слова-подсказки. Например, названия органов власти. Если речь идет о коллегиях, документ относится к периоду от Петра I до Александра I, если о министерствах, то это время, начиная с Александра I. Таким образом, маркеры сужают радиус поиска по времени и помогают с атрибуцией документа.

Задание № 32

Это тоже задание по тексту. Требуется найти предложение в первом или во втором абзаце, которое ниже подтверждается в тексте. Доказать свою мысль нужно двумя фактами из текста. Это задание на внимательность, знание истории тут не требуется.

Подсказка следующая: логика нашего языка такова, что искомое предложение будет первое в абзаце. В 90% случаев ответ именно такой.

Задание № 33

В этом задании предлагается ситуация и три вопроса по ней — найти год события, последствия или причины события. Здесь опять же нужно искать маркеры-сигналы, чтобы определить время ситуации и опорные события, которые в это время происходили.

Задание № 34

Вопрос на сравнение событий и явлений. Как правило, на протяжении многих веков во внешней политике России были одни и те же цели. Например, если просят сравнить правление Ивана Грозного и Петра I, во внешней политике обоих правителей была задача выхода России в Балтийское и Черное море. На протяжении XVIII и XIX века, о каких бы правителях нас не спрашивали, задача была — утвердиться на Балканском полуострове.

Чтобы подготовиться к этому заданию, заранее составьте список общих тенденций в разные эпохи. Избегайте абстрактности, используйте факты.

Задание № 35

В задании требуется составить план воображаемого ответа по предложенной теме, отразив в нем основные события данного времени. Если не помните конкретных дат, не пишите их, в задании нет требования обязательно указать даты. Но имена и конкретные данные нужно указать. План должен быть сложным — с пунктами и подпунктами, либо нужно пояснить каждый пункт текстом.

Задача облегчается тем, что, если тема дана широкая, ученик может на свое усмотрение выбрать в рамках этой темы один из вопросов. Например, предлагается тема «Русско-турецкие войны в правлении Екатерины II». Школьник может выбрать первую русско-турецкую войну и раскрыть подробно только ее. Таким образом можно избежать абстрактности, детально проработать и показать свои знания по более узкому вопросу.

Добавить комментарий