МЕЖДУНАРОДНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО
Международное сотрудничество является
неотъемлемой частью жизни современного общества. В разные годы партнерские
отношения СПО других стран и международными организациями то усиливались, то
почти сходили на нет. На одних этапах истории эти изменения были связаны с
политической конъюнктурой, на других — с нехваткой средств.
Особенно плодотворно международное
сотрудничество развивается в последнее десятилетие. С одной стороны, в эти годы
были устранены остатки административно-идеологических барьеров, затрудняющих международные
командировки, организацию ответных визитов зарубежных специалистов и
студенческий обмен. С другой стороны — Европейское Сообщество, Всемирный банк и
Правительство России выделяли значительные средства на поддержание и развитие сотрудничества
между учебными заведениями.
Активизация сотрудничества последних
лет позволила решить целый ряд задач.
Во-первых, удалось существенно
приблизить содержание учебного процесса и учебный план к лучшим мировым
образцам. Во-вторых, удалось заметно повысить квалификацию преподавателей, в
том числе за счет улучшения знаний иностранных языков, личного их участия в
специально созданных зарубежных программах переподготовки российских
преподавателей.
Как стратегические задачи международного
сотрудничества модно выделить следующее:
1.
Способствовать использованию коммуникационных и информационных технологий для
целей дистанционного обучения;
2.
Содействовать доступу к имеющимся высококачественным учебным материалам и
ресурсам для поддержания формального и неформального образования;
3.
Обеспечить доступ к обучению посредством выбора и использования методик и новых
технологий образования;
4.
Сотрудничать с другими учебными заведениями СПО в сфере развития сети доставки
специализированных учебных материалов по отдельным областям знаний.
Международное сотрудничество в
колледже имеет следующие направления:
1. Установление
прямых контактов с колледжами дальнего и ближнего зарубежья;
2. Налаживание
и развитие сотрудничества с международными организациями и фондами;
3. Членство
в международных организациях с целью интеграции в мировое образовательное
пространство;
4. Организация
и проведение международных научно-практических конференций, в том числе
студенческих;
5. Развитие
культурного международного сотрудничества;
6. Совершенствование
образовательного процесса и повышение качества подготовки специалистов на
основе творческого использования международного опыта;
7. Сравнительный
анализ российской и зарубежной системы среднего профессионального образования.
Для достижения поставленных задач и
реализации направлений предусмотрены следующие мероприятия: (таблица1)
Таблица 1.
Перечень мероприятий.
№ п/п |
Мероприятия |
Сроки реализации |
Исполнители |
1. |
Разработка |
Зам.директора Зам.директора Преподаватели |
|
2. |
Установление |
В |
Преподаватели |
3. |
Установление |
В |
Преподаватели |
4. |
Участие |
В |
Преподаватели |
5. |
Содействие |
В |
Преподаватели |
6. |
Проведение |
Зам.директора |
|
7. |
Проведение |
Зам.директора |
|
8. |
Организация |
Зам.директора |
|
9. |
Участие |
Зам.директора |
|
10 |
Организация |
Зам.директора Зам.директора |
|
11. |
Участие |
В |
Зам.директора Зам.директора |
12. |
Подготовка |
В |
Зам.директора |
Каждый, кто регулярно смотрит новости на центральных телевизионных каналах, точно обращал внимание на то, какое внушительное место занимает блок международных событий. Нам рассказывают про международное сотрудничество России с разными странами и очередных санкциях против нашего государства. Если где-то проходит международный форум или межгосударственные переговоры, нам об этом расскажут. Если мы подпишем какой-нибудь международный договор о сотрудничестве в важной для нас сфере, в новостях об этом тоже обязательно скажут.
Мы сегодня не будем вдаваться в такие нюансы, как полнота информации или возможная тенденциозность ее подачи в некоторых случаях. Мы сегодня о том, что политическое и экономическое сотрудничество государств – это очень важная сфера, влияние которой на нашу жизнь достаточно велико. Какие-то последствия сказываются на нашей жизни и нашем кошельке практически сразу, если речь идет о военных действиях или санкциях. Что-то будет иметь отдаленные последствия для будущих поколений, если дело касается, например, экологии и ограничений выбросов в атмосферу.
Поэтому будет полезно разобраться, что такое международное сотрудничество, какое бывает сотрудничество между странами, в чем суть сотрудничества. При этом стоит помнить, что любое сотрудничество – это, прежде всего, общение между вполне конкретными людьми. Так что если вы пройдете наши программы «Лучшие техники коммуникаций» и «Психология отношений», вам будет проще понимать, что творится как в высших сферах, так и в голове вашего собеседника.
Итак, приступим!
Международное сотрудничество: что это такое?
Для начала разберемся, что означает термин «сотрудничество». Это процесс совместной деятельности в какой-либо сфере. Обычно предполагается, что такое взаимодействие взаимовыгодно, и в процессе такой совместной деятельности каждый участник достигает каких-то своих целей.
Соответственно, международное сотрудничество – это взаимодействие двух и более стран в различных сферах: наука, образование, туризм, здравоохранение, военно-промышленный комплекс и т.д. Это может быть совместное или взаимосогласованное производство, взаимная гарантия рисков и инвестиций, взаимное признание дипломов об образовании и сертификатов вакцинации от ковид, многое другое.
В итоге каждая и сторон получает различные материальные или нематериальные выгоды: доступ к товарам и технологиям, продажу товаров и технологий, свободу перемещения капиталов, научных кадров, туристов, экономию средств при совместном освоении или использовании каких-либо ресурсов.
Бывает, что для какой-то из сторон выгода неочевидна, и условия сотрудничества не слишком выгодны. Однако это лишь на первый взгляд. Например, Советский Союз инвестировал огромные средства в строительство школ, больниц, электростанций в развивающихся странах, обучал в медицинских и технических вузах иностранных студентов, практически задаром делился технологиями. Взамен СССР получал поддержку со стороны развивающихся стран на международной арене, что в эпоху «холодной войны» было весьма кстати.
В любом случае, международное сотрудничество – это выгодное и целесообразное по каким-либо соображениям взаимодействие двух и более государств.
Виды и формы сотрудничества
Мы уже начали говорить о том, что сотрудничество стран может развиваться в самых разных сферах. В каких же направлениях идет развитие сотрудничества на уровне государств, в первую очередь?
Основные виды международного сотрудничества:
- Политическое сотрудничество.
- Экономическое сотрудничество.
- Научно-техническое сотрудничество.
- Сотрудничество в сфере образования.
- Сотрудничество в сфере медицины и здравоохранения.
- Сотрудничество в сфере культуры и искусства.
- Сотрудничество в сфере информации, связи и телекоммуникации.
- Сотрудничество в сфере экологии и охраны природы.
- Сотрудничество в сфере борьбы с преступностью.
- Сотрудничество в военной сфере.
Сотрудничество может развиваться как в рамках уже существующих структур, так и предполагать появление новых управляющих органов. Например, Организация Объединенных Наций (ООН) создана с целью развития сотрудничества между государствами в деле сохранения мира и предотвращения войн. Изначально в ее состав входили 50 государств-членов антигитлеровской коалиции, однако впоследствии ООН объединила практически все государства мира, признанные на международной арене [ООН, 2022].
Ввиду того, что поддержание мира и противодействие войнам – это весьма многоаспектный процесс, для реализации данной цели нужны соответствующие организационные структуры. Поэтому в рамках ООН действует основные органы, такие как Генеральная Ассамблея, Совет Безопасности, Секретариат ООН и прочие.
Кроме того, в рамках ООН работают специализированные учреждения по различным направлениям. Например, ЮНЕСКО является специализированным учреждением ООН по развитию образования, науки и культуры в разных странах [ЮНЕСКО, 2022].
Рассмотрим пример НАТО. Блок НАТО изначально создан в 1949 году как военно-политическое объединение, целью которого являлась защита Европы от возможной агрессии со стороны СССР. За прошедшие семь десятков лет в НАТО вступило много новых стран, а в 1994 году стартовала программа сотрудничества «Партнерство во имя мира» для стран, не являющихся членами НАТО.
Таким образом, когда какая-либо страна выражает стремление сотрудничать с НАТО, ни этой стране, ни НАТО не требуется «изобретать велосипед» и какие-то организационно-правовые формы для такого взаимодействия. Данное намерение можно осуществить в рамках уже действующих структур НАТО [NATO, 2020].
Или, к примеру, Европейский союз (ЕС), созданный на основе Европейского экономического сообщества (ЕЭС) в 1992 году. Тут бывшее сотрудничество в рамках ЕЭС стало основой для создания новой структуры. Изначальной целью ЕС была региональная интеграция в рамках Европы в самом широком смысле этого слова: открытые рынки, свободное движение людей, капиталов, товаров и услуг, унификация законодательства, взаимное признание дипломов и других документов [European Union, 2022].
Организация сотрудничества в таких масштабах потребовала создания множества органов и институтов ЕС: Европейский совет, Европарламент, Европейская комиссия с функциями правительства ЕС, Суд Европейского союза, Европейская счетная палата и Центробанк. Каждый из этих органов отвечает за определенную область сотрудничества (финансы, право, прочие) или же обеспечивает консолидированную позицию Евросоюза по тем или иным международным проблемам.
В целом, следует заметить, что практически все сферы сотрудничества так или иначе связаны с политикой, что можно заметить на примере санкций, вводимых против России. Так, из-за разногласий политического характера, возникших на международном уровне, страдают практически все, начиная от торговых сетей и заводов по выпуску автомобилей и заканчивая спортсменами и заводчиками породистых кошек.
И это при том, что ни спортсмен международного класса, ни хозяин сиамского кота или мейнкуна, ни совет директоров предприятия не может напрямую влиять на международную политику своего государства. Просто потому, что это не входит в его компетенцию, а у государства есть свои структуры, ответственные за внешнюю политику.
В каком формате может осуществляться сотрудничество на международном уровне? Это, прежде всего, представительство и участие в работе руководящих структур и органов, обеспечивающих взаимодействие стран. Например, представительство в структурах ЕС для стран-членов ЕС, доклады и прочие формы участия в работе Европарламента представителей стран, подписавших Соглашение об ассоциации и свободной торговле с ЕС и т.д.
Кстати, Соглашение об ассоциации тоже является форматом международного сотрудничества, потому что это, по сути, и есть соглашение о сотрудничестве. В принципе, любой договор о сотрудничестве, двусторонний или многосторонний в рамках какой-либо организации, декларация о намерениях, программа совместных действий, любой другой документ – это тоже форма сотрудничества между странами.
Документы, подписанные на международном уровне, предопределяют вектор сотрудничества. Однако в любом взаимодействии, тем более на уровне государств, есть множество организационно-технических моментов, которые не требуют участия всего правительства и парламента. Для технической реализации вопросов международного сотрудничества существуют свои формы.
Это, к примеру, межправительственные комиссии по торгово-экономическому сотрудничеству, научно-техническому сотрудничеству или решению какой-то региональной проблемы. Например, межправительственная комиссия по организации транспортного коридора «Европа-Кавказ-Азия» (ТРАСЕКА от английского Transport Corridor Europe-Caucasus-Asia), где участвуют страны, заинтересованные в решении поставленной задачи [ТРАСЕКА, 2022].
Межправительственные комиссии создаются и для решения глобальных задач в мировом масштабе. Примером может служить межправительственная океанографическая комиссия под эгидой ЮНЕСКО, которая позволяет осуществлять координацию научных исследований и экспедиций на рабочем уровне, обеспечивать обмен данными, способствовать подготовке научных кадров для стран, ведущих океанографические исследования [ЮНЕСКО, 2021].
Кроме того, постоянная координация действий на межправительственном уровне позволяет наладить систему глобального оповещения о зарождающихся цунами и прочих опасностях со стороны океана [Э. Дэвис, 2017]. Цунами, зародившись в одной части океана, затем перемещается в определенном направлении.
Чем раньше страны, в направлении которых движется цунами, получат эту информацию, тем больше времени у них будет на то, чтобы оценить потенциальную опасность и принять адекватные меры. Например, эвакуировать население. Однако для своевременного оповещения должна работать налаженная система обмена информацией, что и обеспечивает работа на уровне межправительственной комиссии.
Если работа межправительственной комиссии охватывает очень широкий круг вопросов, в структуре комиссии создают специальные рабочие группы по каждому направлению. Например, по ситуации на май 2022 года в составе российско-венгерской межправительственной комиссии по экономическому сотрудничеству действует 11 рабочих групп: по энергетике, строительству, промышленности, сельскому хозяйству и т.д. [Посольство Венгрии в Москве, 2022].
Результатом работы таких вот узкоспециализированных рабочих групп в составе межправительственных комиссий являются договоренности о проведении международных форумов, конференций, всемирных выставок. Непосредственной организацией таких мероприятий занимается оргкомитет, обычно работающий в тесном сотрудничестве с органами власти, курирующими проведение международных мероприятий такого рода.
Отдельно стоит поговорить о приграничном сотрудничестве государств. Тут практикуются те же формы, что и для любого другого международного сотрудничества: подписание договоров и соглашений, работа межправительственных комиссий, разработка программ межрегионального сотрудничества, проведение межрегиональных форумов и выставок [И. Логвинова, 2017]. Разница лишь в том, что они направлены в большей степени на развитие взаимодействия регионов, а не государств, в целом.
Вряд ли нужно быть специалистом по международным отношениям, чтобы заметить: жители приграничных регионов всегда взаимодействуют с соседями более интенсивно, чем с кем-либо еще, причем независимо от наличия или отсутствия регулирующих и регламентирующих документов.
Так, во Владивостоке традиционно много «праворульных» автомобилей, ввозимых из расположенной неподалеку Японии. Чуть ли не все взрослое население Санкт-Петербурга успело побывать в соседней Финляндии, потому что это доступно в рамках тура выходного дня. А из приграничного с Китаем Благовещенска проще съездить в Китай за покупками самому, чем заказывать нужный товар в Интернете или искать в магазинах.
Государство пытается вмешиваться в сложившееся сотрудничество, часто путем запретов. Например, пару лет назад автолюбителей взбудоражило сообщение, что «Праворульные машины для других регионов запрещают оформлять во Владивостоке» [«ВЛ Новости», 2020].
Проблема тут в том, что при оформлении во Владивостоке далее можно было ехать домой «своим ходом» на свежекупленной машине, а при таком запрете нужно оплачивать дополнительно доставку в регион. Это пример, когда государство вместо того, чтобы содействовать развитию приграничной торговли, смотрит, как «урвать» себе лишнюю копеечку из кармана своих граждан.
Однако не везде и не всегда государство чинит препятствия межрегиональному сотрудничеству. Бывает и наоборот, тем более что поле для сотрудничества широчайшее. Это и упрощение визового режима для приграничных областей, и развитие прямого транспортного сообщения между приграничными регионами, туры выходного дня, культурный обмен, обучение в вузах соседней страны для молодежи из прилегающих областей, совместные и согласованные природоохранные мероприятия.
Последнее крайне важно, потому что если, к примеру, где-то будут осуществляться сбросы отходов производства в реку, проходящую по территории нескольких стран, негативные последствия будут касаться всех стран, расположенных по руслу реки. Поэтому приграничные регионы часто осуществляют координацию действий на своем местном уровне, что всегда быстрее, чем ожидать решений по каждому мелкому вопросу от центральных органов власти.
В частности, с этой целью в 1998 году была создана международная организация «Еврорегион Нижний Дунай», объединяющая приграничные районы Молдовы, Украины и Румынии. Помимо решения вопросов природоохранного характера, в рамках «Еврорегиона Нижний Дунай» решаются вопросы интеграции транспортной инфраструктуры приграничных регионов, борьбы с организованной преступностью и контрабандой, предотвращения стихийных бедствий и наводнений.
По образу и подобию более крупных международных организаций, периодически проходит Генеральная Ассамблея Ассоциации трансграничного сотрудничества «Еврорегион Нижний Дунай» и избираются руководящие органы [Е. Веснина, 2018]. В рамках организации созданы специальные комиссии по транспорту, коммуникациям, энергетике, охране окружающей среды, борьбе с преступностью и другие.
Можно сказать, что приграничное сотрудничество является перспективным направлением развития как международного сотрудничества в целом, так и экономического потенциала конкретной территории в частности. Этой теме посвящены серьезные научные исследования. В частности, исследование «Местное приграничное передвижение как форма либерализации визового режима и развития территории» [Г. Кретинин, Д. Миронюк, 2014].
Итак, подытожим, в каких формах может осуществляться международное сотрудничество.
Формы международного сотрудничества:
- Создание международных организаций.
- Представительство и участие в работе международных организаций
- Договоры и соглашения о сотрудничестве.
- Программы сотрудничества.
- Межправительственные комиссии.
- Международные форумы, конференции, выставки.
Таким образом, мы с вами получили общее представление о том, что такое международное сотрудничество и как оно осуществляется. А теперь хочется задать вопрос: а что будет, если международного сотрудничества… не будет? Зачем нам нужно сотрудничать с другими странами?
Цели международного сотрудничества
Думается, что пока мы разбирались в нюансах и форматах международного сотрудничества, мы уже поняли, зачем оно нужно. Как минимум, затем, чтобы сделать наш мир более комфортным и коммуникабельным, чтобы было проще знакомиться с разными странами и культурами, чтобы лекарства, товары, технологии и достойный уровень жизни были доступны там, где пока не могут произвести все вышеназванное самостоятельно.
Что будет, если всего этого не будет? Ведь жили же как-то наши далекие предки в те времена, когда не было ни телефонов, ни самолетов, и люди не знали не только того, что происходит на «другом конце света», но даже того, что этот «другой конец света» существует?
Ответ кроется в самом вопросе. Если мы не будем развивать международное сотрудничество, то очень скоро именно так и будем жить: без самолетов, коммуникаций, новейших технологий, не имея понятия, что творится на «другом конце света» и возможности своевременно получить информацию о потенциальной опасности в виде стихийных бедствий, природных и техногенных катаклизмов.
При нынешней взаимосвязанности и взаимозависимости «всего и вся» в этом мире, едва ли не любая катастрофа рискует обрести масштаб планетарной, как это случилось с эпидемией ковида, и практически каждый серьезный военный конфликт становится поводом к обсуждению вероятности Третьей мировой войны. Поэтому сегодня международное сотрудничество не просто залог комфорта и процветания, а жизненно необходимое условие для выживания всего человечества.
Мы верим, что в масштабах планеты Земля все будет хорошо. Мы приглашаем вас на наши программы «Лучшие техники коммуникаций» и «Психология отношений», чтобы все хорошо было лично у вас. И предлагаем ответить на вопрос по теме статьи:
Планирование международной деятельности
Когда организации осуществляют бизнес
на международных рынках, функция
планирования приобретает дополнительную
степень сложности. Руководство должно
не только проводить анализ возможностей
и опасностей внутри своей страны, но
также делать аналогичный анализ для
каждой из стран, где предполагается
вести бизнес.
Факторы, которые должны анализироваться,
зависят от общей стратегии фирмы. Спрос
на продукцию и стратегии конкурентов
являются основными факторами для
направления международной деятельности,
связанной с отечественным производством
и зарубежным сбытом. Если заводы
расположены за рубежом, факторы внешней
среды могут включать уровень квалификации
рабочих, уровень заработной платы,
отношение правительства к иностранной
собственности, законы о труде и
налогообложении, доступ к сырью и
материалам, а также расходы на
транспортировку готовой продукции к
ее конечному рынку. В некоторых случаях
возможности самого рынка какой-либо
страны могут и не оправдывать на начальной
стадии размещения там предприятия, но
все же это может оказаться необходимым
с точки зрения долгосрочных целей
проникновения на рынок для завоевания
определенной его доли и рекламы продукции
фирмы. В другом случае целью может быть
использование размещения производства
для снижения издержек, чтобы сбывать
продукцию на отечественном рынке или
в третьих странах. В любом случае
многонациональный подход может включать
приспособление продукции к разнообразным
рыночным обстоятельствам.
Глобальный подход подразумевает движение
к более стандартизованной продукции и
сосредоточение на ее маркетинге. Решения
относительно размещения предприятий,
источников снабжения и финансирования,
а также проникновения на рынок могут
определяться контрмерами, нацеленными
на противодействие «глобальным»
конкурентам. Наличные доходы из одной
части света могут быть использованы
для субсидирования проникновения на
другие рынки, как показано в примере
9.6. Могут предприниматься поиски
возможностей участия в совместных
предприятиях, чтобы получить доступ к
«ноу-хау» и новым технологиям, которые
позже можно использовать на предприятиях,
являющихся полной собственностью одной
стороны.
Планирование международной деятельности
представляет собой значительно более
всеобъемлющий процесс, чем простой
анализ конкретной, хотя и сложной
проблемы, например, выбора наиболее
подходящего места для размещения завода
обрабатывающей промышленности. По
словам профессора Арвинда Фатака:
«Планирование международной деятельности
связано с оценкой многонациональной
внешней среды, определением будущих
мировых возможностей и опасностей,
формулировкой глобальных целей и
стратегии предприятия в свете оценки
внешних условий и внутреннего обследования
сильных и слабых сторон предприятия.
Планирование международной деятельности
включает формулирование краткосрочных
и долгосрочных целей и задач, распределение
ресурсов — людей, капиталов, технологии,
информации — в международном плане для
достижения глобальных целей предприятия».
ПРИМЕР 9.6.
Глобальная конкуренция
Давайте посмотрим, что движет глобальной
конкуренцией. Все начинается с
последовательности действий и
противодействий. Агрессивный конкурент
принимает решение использовать движение
денежной наличности, созданной на
отечественном рынке, для субсидирования
атаки на рынки иностранных конкурентов,
ориентированных на внутренний спрос.
Затем защищающийся конкурент наносит
ответный удар, но не на внутреннем рынке,
где была предпринята атака, а на
иностранных рынках, где агрессивная
компания наиболее уязвима. В качестве
примера рассмотрим схватку между фирмами
«Гудийр» и «Мишлэн». По сегодняшним
критериям шинная промышленность не
имеет глобального характера. Большинство
шинных компаний осуществляет производство
и сбыт на местных рынках. Однако «Мишлэн»,
«Гудийр» и «Файерстоун» в настоящее
время сцепились в яростной, конкурентной,
глобальной битве. В начале 70-х годов
«Мишлэн»
использовала свои сильные европейские
источники прибыли, чтобы атаковать
американский внутренний рынок, занятый
фирмой «Гудийр». «Гудийр» смогла оказать
сопротивление в США путем снижения цен,
расширения рекламной деятельности и
предложения торговцам больших скидок.
Но, поскольку «Мишлэн» представила в
США только малую часть своего производства,
имеющего глобальный масштаб, то она
мало что теряла, но могла многое
приобрести. «Гудийр», с другой стороны,
лишилась бы прибылей на своем самом
крупном рынке. В конце концов, «Гудийр»
нанесла ответный удар в Европе, пытаясь
вставить палки в колеса машине по деланию
денег фирмы «Мишлэн». «Гудийр» предложила
«обменяться заложниками». Долгосрочные
цели и ресурсы «Мишлэн» позволяли ей
продвинуться в США. Но «Гудийр» удалось
снизить темп атаки «Мишлэн» и заставить
подсчитать заново затраты на увеличение
доли рынка в США. Стратегия «Гудийр»
позволила распознать намерения конкурента
и отразила выпад «Мишлэн». фирмы-изготовители
не раз разыгрывали эту модель перекрестного
субсидирования и международного
возмездия в химической промышленности,
отраслях, выпускающих звукозаписывающую
и звуковоспроизводящую аппаратуру,
авиадвигатели и ЭВМ. в любом случае
движение денежной наличности, а не
продукции в международном масштабе
«эффект масштаба», или степень однородности
рынка определяли, в конечном счете,
имела ли место конкуренция на глобальном
или на национальном уровне. Случай
борьбы «Гудийр» против «Мишлэн» помогает
провести следующие различия. Глобальная
конкуренция возникает тогда, когда
компании осуществляют перекрестное
субсидирование битв за национальные
рынки, чтобы укрепить положение своей
торговой марки и расширить сбыт своей
продукции на глобальном уровне.
Глобальное предпринимательство возникает
тогда, когда минимальный объем
производства, необходимый для окупаемости
затрат, не может быть обеспечен из-за
ограниченности отечественного рынка
данной продукции. Глобальные компании
имеют в своем распоряжении системы
сбыта на ключевых зарубежных рынках,
что дает возможность осуществлять
перекрестное субсидирование, возмездие
конкуренту в международном масштабе и
обеспечивать объем операций на мировом
уровне. Важно проводить различие между
глобальной конкуренцией и глобальным
предпринимательством. В традиционно
глобальных деловых предприятиях
протекционизм и гибкие технологии
производства стимулируют смещение
деловой активности к местному производству.
Конкуренция же остается глобальной.
Компании должны проводить различие
между рентабельностью на основе
зарубежных источников снабжения и
финансирования и эффективностью
конкуренции на основе способности
нанести ответный удар конкурентам на
их собственных ключевых рынках.
Источник:
Gary Hamel and С. К.
Prahalad, «Do You Really Have a Global Strategy?» Harvard
Business Review,
July-August 1985,
p. 140.
Поскольку осуществление предпринимательской
деятельности на международных рынках
может воздействовать на все функции
компании, необходим широкий подход к
формулированию международных целей.
Некоторые направления для формулирования
этих международных целей перечислены
в табл. 9.7.
Таблица 9.7. Показатели деятельности
для формулирования международных целей
фирмы
Прибыльность Уровень прибылей
Прибыль на
Ежегодный прирост
Ежегодный прирост Маркетинг
Общий объем
Доля рынка — на
Прирост объема
Прирост доли
Интеграция Производство
Отношение объема
Эффект масштаба
Контроль качества Финансы
Финансирование
Налогообложение
Оптимальная
Регулирование Технология
Тип технологии,
Адаптация Отношения с местным
Адаптация планов
Соблюдение Персонал
Воспитание Научно-исследовательские
Внедрение
Внедрение
Географическое Окружающая среда
Гармония с
Соблюдение |
Источник: Arvind
V. Phatak, International Dimensions of
Development (Boston: Kent, 1983), pp.
59-60.
Наконец, в табл. 9.8. приводится перечень
методов, составленный Полом и Тейлором,
применение которые в планировании
поможет улучшить управление. Эти 13
пунктов ни в коем случае не исчерпывают
список. Однако они являются ценным
набором указаний для любого руководителя,
который стремится разработать
первоклассную программу планирования.
Таблица 9.8. Как можно использовать
стратегическое планирование для
совершенствования управления
Обеспечить лучший учет и контроль Внедрить
Объединить стратегические планы с
Больше думать и сосредотачиваться
Получить большее понимание и подготовку
Повысить уровень участия и обязательности
Повысить внимание к конкуренции,
Усовершенствовать систему передачи
Обеспечить возможность лучшего
Больше реализма, меньше раздумий и Разработать лучшие стратегии.
Установить более совершенные цели и
Обращать меньше внимания на голые |
Источник Ronald N. Paul and James
W. Taylor, «The State of Strategic Planning», Business,
January-March 1986, p. 43
Резюме
1. Стратегическое планирование представляет
собой процесс выбора целей для организации
и решения о том, что следует сделать для
их достижения.
2. Стратегическое планирование обеспечивает
основу для всех управленческих решений.
3. Стратегические планы должны
разрабатываться с общефирменных, а не
с индивидуальных позиций.
4. Существует
устойчивая положительная корреляция
между формальным планированием и успехом
организации.
5. Ключевыми компонентами стратегического
планирования являются цели, указания
для принятия решений и основные этапы
процесса планирования.
6. Первым и, вероятно, самым решающим
плановым решением является выбор целей
для организации — ее миссии и конкретных
целей» обеспечивающих ее выполнение.
7. Первостепенной целью организации
является осуществление ее миссии, т. е.
смысла ее существования. Миссия должна
быть официально сформулирована и о ней
должно быть сообщено сотрудникам
организации. Миссия служит в качестве
ориентира, на котором руководители
основывают свои решения. Выбор слишком
узкой цели может сузить возможности
руководства находить альтернативы при
принятии решений. Выбор слишком обширной
миссии может повредить успеху организации.
8. Цели должны быть конкретными и
измеримыми, ориентированными во времени.
долгосрочными или краткосрочными,
достижимыми и перекрестно
поддерживающимися.
9. Важное значение имеет связь между
ценностями, которых придерживается
высшее руководство, и общефирменными
целями. Ценности руководства проявляются
в целях организации.
10. Анализ внешней среды представляет
собой процесс, посредством которого
руководство оценивает изменения во
внешней среде и изучает внешние
возможности и опасности, могущие помочь
или затруднить достижение целей
организации.
11. Руководство должно определить
внутренние сильные и слабые стороны
организации, чтобы эффективно осуществлять
планирование. Управленческое обследование
представляет собой методичную оценку
функциональных зон организации.
12. В распоряжении организации имеются
четыре стратегические альтернативы —
ограниченный рост, рост, сокращение и
сочетание этих вариантов.
13. Руководство выбирает стратегию после
того, как проведет анализ внешних
возможностей и опасностей, внутренних
сильных и слабых сторон и оценит все
свои альтернативы и варианты.
Соседние файлы в папке Менеджемент
- #
- #
- #
- #
- #
- #
Вам поручено подготовить развёрнутый ответ по теме «Международные экономические отношения». Составьте план, в соответствии с которым Вы будете освещать эту тему. План должен содержать не менее трех пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.
Один из вариантов плана раскрытия данной темы:
1. Факторы, влияющие на международные экономические отношения:
а) международное разделение труда;
б) глобализация;
в) деятельность международных организаций;
г) социально-политические события в мире;
д) политика государства и др.
2. Международное разделение труда как основа международных экономических отношений. Основы экономической специализации стран:
а) природные условия и обеспеченность природными ресурсами;
б) демографические ресурсы и специфика экономически активного населения;
в) уровень экономического развития, НТП и пр.
3. Международная интеграция и ее формы:
а) зона свободной торговли;
б) таможенный союз;
в) общий рынок;
г) экономический союз;
д) полная экономическая интеграция.
4. Направления экономического сотрудничества:
а) международная торговля;
б) создание ТНК;
в) валютно-кредитные отношения;
г) движение капиталов и зарубежные инвестиции;
д) миграция рабочей силы и пр.
5. Международная торговля:
а) экспорт;
б) импорт;
в) сальдо торгового баланса;
г) Всемирная торговая организация (ВТО) — основной регулятор международной торговли.
6. Политика государств в области международной торговли:
а) протекционизм;
б) свободная торговля (фритредерство).
7. Международная валютно-финансовая система и международный валютный рынок. Международные валютно-кредитные организации:
а) Международный валютный фонд (МВФ);
б) Международный банк реконструкции и развития (МБРР);
в) Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) и др.
Возможны другое количество и (или) иные корректные формулировки пунктов и подпунктов плана. Они могут быть представлены в назывной, вопросной или смешанной формах.
Смотрите также: ЕГЭ по обществознанию. Задание 28. Критерии оценивания ответа на задание 28. Примеры готовых планов.
Вестник КазНМУ, №3(3)- 2014
Resume: Introduction. The study was aimed at investigation of the self-rated health and nutrition status of the rural population in Karasai district of Almaty region of Kazakhstan.
Materials and methods: 600 villagers in age from 18 to 66 years were questioned.
Results: the rural population estimates its diet as “good enough” and “good”. But the share of people who rated their diet negatively is still significant. Analysis of the survey data revealed a significant association their self-assessed health and diet with age: with age the proportion of negative assessments of their health and positive rating of their diet is increasing. Dependence of self- nutrition and health of sex is natural and also not new. The effect of ethnicity onself-assessment of diet and health is not essential.
Keywords: health, determinants of health , rural population , awareness , lifestyle .
УДК: 327.324.33:378.4-009.01
Д.Б. Вудворд
EduWorld Consulting LLC
КАК НАЛАДИТЬ МЕЖДУНАРОДНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО В ВУЗЕ
В данной статье обозначены преимущества международного сотрудничества, представлен концептуальный, оперативный и коммуникативный компоненты налаживания успешных партнерств, а также приведены практические примеры.
Ключевые слова: Казахстан, международное сотрудничество, EduWorld Consulting, КазНМУ им. Асфендиярова
В государственной программе развития образования особое внимание уделяется интернационализации и повышению конкурентоспособности сектора высшего образовании в Республике Казахстан. Эффективно внедряются такие механизмы как приглашение иностранных профессоров для чтения лекций, конкурс «Лучший преподаватель вуза» с возможностью участвовать в международных конференциях, семинарах, академическая мобильность и др. Преимущества, получаемые участниками
международных проектов, достаточно хорошо освещены. Приведем лишь несколько примеров: статьи, подготовленные в соавторстве между учеными из нескольких европейских стран, получают индекс цитирования вдвое больше, чем авторство национальной команды (1); более 40% британских научных работ опубликованы в соавторстве с одним или несколькими учеными из других стран; 27% профессорско-преподавательского состава,
назначенного на должность в 2007-2008 г – не британцы (2); 50 000 студентов-магистрантов и соискателей PhD составляют 15% мирового рынка и обучаются в 18 ведущих университетах мира.
Учитывая поставленные Президентом задачи по вхождению страны в 30 самых развитых государств мира, преподаватели вузов и ученые должны стремиться к налаживанию наиболее эффективного, равноправного, взаимовыгодного международного сотрудничества. В данной статье мы рассмотрим сложности, возникающие при налаживании академических и исследовательских партнерств в вузе и предложим пути их решения. Материалом для этой статьи послужил пятилетний опыт работы автора в международной организации, участие в крупных международных проектах и руководство консалтинговой компанией EduWorld Consulting, которая специализируется в построении международных академических партнерств между казахстанскими и зарубежными вузами.
Проведем анализ по трем компонентам: концептуальному, оперативному и коммуникативному. Концептуальный компонент
На стадии планирования, международный проект должен быть хорошо проработан – должны быть определены суть проекта, цели, способы и методы выполнения, роли партнеров, сильные стороны, человеческий потенциал и т.д. Если на данном этапе задачи и роли партнеров определены неверно, то в дальнейшем очень сложно будет направить работу в правильное русло. Делаем вывод – очень четко прорабатываем концептуальные основы сотрудничества. Оперативный компонент
В данной компоненте важно определить задачи, составить план-график выполнения проекта и соблюдать сроки. Для этого имеются различные инструменты, как например, график Ганта и др. В крупных международных проектах задачи участников взаимосвязаны и взаимоувязаны, поэтому очень важно не подводить партнеров по выполнению решений и срокам. Качество проводимых работ должно быть на высоком международном уровне. Коммуникативный компонент
Зачастую коммуникации между партнерами не придается должного значения. Хотя она является именно тем «цементом», который скрепляет два других компонента. Много проектов терпит крах из-за неправильно поставленной коммуникации. И наоборот, эффективная коммуникация является залогом успеха в налаживании долгосрочного сотрудничества. Каким же образом можно использовать знание этих трех компонентов и сделать выводы?
Во-первых, серьезно подходить к выбору партнеров. Прочитать как можно больше публикаций участников исследовательской группы, провести анализ проведенных проектов и публикаций – в каких авторитетных источниках опубликованы результаты исследований, посмотреть результаты проведенных
Вестник КазНМУ, №3(3)- 2014
оценок, например, проводимого в Великобритании каждые 5 лет Research Excellence Framework, поговорить со специалистами в вашей области. Далее, принять активное участие на стадии планирования проекта, желательно с привлечением всех участников. Оценить возможные риски.
Во-вторых, четко придерживаться плана выполнения работ и графика, не заставлять партнеров присылать напоминания.
В- третьих, построить эффективную коммуникацию, разработать коммуникационный план и использовать современные приемы и методы. Например, скайп значительно сократит расходы на междугородние переговоры и предоставит возможность участникам проекта быть постоянно «на связи» для обсуждения текущей работы. What’s up позволит вам обмениваться фотографиями и сообщениями в реальном времени без дополнительных затрат.
Проведение образовательных визитов является одним из самых эффективных инструментов для первоначального установления связей и определения подходящих партнеров. Например, два года подряд представители казахстанских вузов участвовали в образовательных визитах в Великобританию, организованных автором. В течение 8 дней, у участников была возможность ознакомиться с работой 4 английских и 2 шотландских вузов, изучить воочию модели британских вузов «образование-наука-производство», завязать
профессиональные контакты.
Примером успешного международного сотрудничества является проект «Центрально-Азиатская сеть инноваций в образовании и исследованиях по гигиене труда и окружающей среды» (CANERIEH), который проводится в рамках программы Темпус в Казахском национальном медицинском университете им. С. Д. Асфендиярова под
руководством заведующего кафедрой гигиены труда профессора Тогузбаевой К.К.
Партнерами проекта являются: Международная высшая школа медицины (Бишкек, Кыргызстан); Ошский государственный университет, Ош, Кыргызстан; Карагандинский государственный медицинский университет; Казахский национальный центр гигиены труда и профессиональных заболеваний, Караганда, Казахстан; Таджикский государственный медицинский университет им. Абу Али ибн Сина, Душанбе, Таджикистан; Худжандский государственный университет, Таджикистан; НИИ профилактической медицины,Душанбе, Таджикистан; НПО “Impact-Taasir”, Бишкек, Киргизстан; НПО Ассоциация выпускников КазНМУ, Алматы, Казахстан; Университет Милан, Милан, Италия; Университет Гётеборг, Гётеборг, Швеция; Университет Тарту, Тарту, Эстония.
Данный проект направлен на повышение исследовательского потенциала участников, улучшении синергии между образованием, исследованиями и инновациями, а также разработки и реализации новой PhD программы по гигиене труда и окружающей среды. Несмотря на короткий срок – 2 года, участниками проекта уже достигнуты значительные результаты и построен хороший рабочий диалог. Несомненно, данный проект послужит хорошей школой для всех участников и принесет ощутимые изменения в подготовке специалистов по гигиене труда и окружающей среды. В заключении следует отметить, что, несмотря на сложность, работа в международных командах повышает профессиональный уровень, обогащает культурно и расширяет кругозор. Правильно поставленная работа строит доверительные отношения между партнерами и является залогом построения долгосрочного международного сотрудничества.
Список литературы
1 Journal of Informetrics 7 (2013) 966-971 “Do more distant col^o^ions h^ve more cation ^раС:?” Onder Noir^er a, Koen Frenkena, Gaston Heimeriks
2 HESA, 2009
3 D. Woodward. “Academic Mobility in the United Kingdom and British Council projects”. Proceedings to the International Forum “EstaЫishment of Research Universities and their role in innovative development of the Republic of Kazakhstan”, 27-28 October 2011. Almaty, Kazakhstan.
Д.Б. Вудворд EduWorld Consulting LLC
ЖОО-Fbl ХАЛЫК.АРАЛЫК, СЕР1КТЕСТ1КТ1 РЕТТЕУ Туйш: Бул мак,алада халык,аралык, ккерлттщ артык,шыль№ы керсеттген, концептуалды, оперативт жэне коммуникативт курамдастардын табысты серттестт, сонымен катар тэжiрибелiк мысалдар керсеттген. ТYЙiндi сездер: Казахстан, халык,аралык, серттеспк, EduWorld Consulting, КазНМУ им. Асфендиярова
D. Woodward EduWorld Consulting LLC
HOW TO BUILD INTERNATIONAL PARTNERSHIPS IN UNIVERSITY
Resume: The benefits of international collaboration are presented in this article. Conceptual, functional and communicational components of building international partnerships are given. Real life examples based on author’s experience in establishing and managing international research partnerships are provided.
Keywords: Kazakhstan, international col^bo^on, EduWorld Consulting, Asfendiyarov’s National Med^l University