Планирование – важнейшая составляющая человеческой жизни. Умение грамотно планировать процесс своей деятельности позволяет достигать наибольших результатов максимально быстро и без отвлечения на второстепенные вещи.
В бизнесе планирование способствует достижению стратегических целей, на работе – выполнять планы, продвигаться по карьерной лестнице и повышать уровень дохода, в личной жизни – самореализовываться, личностно расти и достигать нового уровня жизни. Не менее важно планирование и в обучении, тем более, если вы обучаетесь самостоятельно.
Содержание:
- Коротко о планировании в обучении
- Создание плана обучения: этапы и задачи
- Создание плана
- Следование плану обучения: да или нет?
- Как не уйти от плана?
- Когда можно отойти от плана?
- Гибкость в обучении: внесение изменений в план и творческий подход
- Компетенции, необходимые для самостоятельного обучения
- Проверочный тест
Коротко о планировании в обучении
Нужно иметь в виду, что планирование в обучении представляет собой не просто список дел, которые нужно выполнить. Составить план и следовать ему – значит, взять на себя ответственность за своё образование и распределять время наиболее лучшим образом. Если нет плана, всё пускается на самотёк, т.к. в делах и задачах легко запутаться, а что-либо постороннее способно, словно ветер, ворваться в процесс деятельности, навести в ней сумбур и неразбериху, и даже отбить всё желание заниматься обучением. Если же есть план, мы можем чётко распределить время на важные дела и второстепенные, на отдых и общение с близкими людьми, на целенаправленное развитие и приятное времяпрепровождение.
Руководствуясь этими размышлениями, можно выделить следующие преимущества составления плана обучения:
✔ | Вы сами выстраиваете процесс своей деятельности, отсекая неразбериху и посторонние вмешательства. |
✔ | Вы экономите время и силы, не распыляясь на выполнение нескольких дел одновременно. |
✔ | Вы конкретно знаете, когда и чем вам требуется заниматься. |
✔ | Вы имеете возможность давать оценку и характеристику общей картине процесса обучения, по причине чего можете производить корректировки в случае необходимости. |
Однако на начальных этапах любого планирования люди нередко сталкиваются с некоторыми трудностями, о которых тоже стоит упомянуть.
Для начала, это внутренний дискомфорт, который связан с потерей привычной свободы действий, т.к. если человек придерживается плана, он не может позволить себе оставить начатое невыполненным только потому, что он устал или ему надоело. Но тут важно уметь отличать реальную свободу действий от иллюзорной, за которой прячется лишь привычка удовлетворять свои вредные привычки, например, оставлять важные дела на потом, а более лёгкие и приятные делать в первую очередь. Если это осознать, справиться с внутренним дискомфортом будет намного проще.
А некоторые люди вообще избегают планирования, руководствуясь тем, что якобы у них нет времени на это и они очень заняты. Но дело в том, что здесь играет роль восприятие: любые изменения воспринимаются с трудом, а вести себя гораздо проще в соответствии со старыми моделями. В действительности же, чтобы составить простой, но неплохой план, требуется порядка 10-15 минут, что в итоге позволяет сэкономить массу энергии и времени.
Итак, мы разобрались с тем, почему важно планирование и что оно даёт (о пользе планирования вы также можете почитать здесь). Но решить заниматься собственным обучением по конкретному плану – это только часть дела, причём не самая важная. Основная же сложность заключается в том, как составляется план, ведь у этого процесса есть свои особенности. Рассмотрим этот вопрос детально.
Создание плана обучения: этапы и задачи
Скорее всего, вы знакомы с житейской истиной о том, что счастье запланировать невозможно. В большинстве случаев так оно и есть, т.к. никто не знает, что подстерегает его за «следующим поворотом». Однако когда речь заходит о самостоятельном обучении, от умения планировать зависит львиная доля успеха. Чем чётче будет ваш план, тем под большим контролем вы сможете держать весь образовательный процесс, а также будете видеть, насколько близок намеченный результат – какой объём информации усвоен, и как он усвоен.
Создание плана по самостоятельному обучению подразумевает несколько этапов:
1
Постановка цели
Задачей первого этапа является составление списка того, какими знаниями вы намереваетесь овладеть и каким навыкам научиться. Для этого нужно понять конечную цель и разделить её достижение на несколько составляющих – например, занятий. Это называется стратегическим планированием – вы детально продумываете каждое занятие и определяетесь с тем, какой результат будет в конце каждого занятия достигнут.
Теперь переходите к тактическому планированию. Суть его заключается в том, что вы самым тщательнейшим образом продумываете те действия, которые будете выполнять во время каждого занятия. Сюда следует включить поиск и обработку информации, о чём мы говорили в предыдущем уроке, её изучение, выполнение проверочных заданий и практических упражнений, если таковые имеются.
2
Определение времени
Задачей второго этапа является распределение времени, которое вы планируете выделять на самостоятельное обучение. Изначально нужно определить общее количество времени, которое уйдёт на всё обучение, например, полгода. Затем руководствуйтесь теми пунктами плана, которые вы наметили на предыдущем этапе.
К примеру, если вы уверены, что освоите необходимый материал за 360 часов, то получится, что вам нужно заниматься по 3 часа в день 5 дней в неделю: 3 часа * 5 дней 15 часов * 4 недели 60 часов * 6 месяцев 360 часов. Аналогичным же образом можно провести и обратные расчёты, но тут нужно точно знать, за какое время вы освоите материал и каким количеством времени вы вообще располагаете. Например, если знаете, что у вас есть полгода, а материал вы на 100% освоите за 360 часов, то получится: 360 часов/6 месяцев 60 часов в месяц/4 недели 15 часов в неделю/5 дней (ведь 2 дня нужно отдохнуть) 3 часа в день вам нужно заниматься.
Кроме того, очень важно учитывать, что от того количества времени, которое вы отведёте на изучение материала, будет зависеть и объём полученной информации.
3
Определение методов
Третий этап не менее важен, чем два предыдущих. Его задачей является определить способы и методы, которые вы будете использовать в обучении, а также установить, какие для этого будут использоваться источники информации (Интернет, книги, учебники, пособия, обучающие видео-или аудиоматериалы), устройства и инструменты (ПК, ноутбук, смартфон, тетради, ручки, маркеры, карандаши). Но если с источниками информации и инструментами всё просто, то о методах стоит сказать подробнее.
Традиционно, методы обучения разделяются на три группы:
Организационные методы. Они, в свою очередь, могут отличаться:
- По источникам знаний: практические, наглядные и словесные (в случае самостоятельного обучения используются практические и наглядные)
- По характеру получения знаний: проблемные, исследовательские, поисковые, объяснительно-иллюстративные и репродуктивные (в случае самостоятельного обучения используются поисковые, исследовательские, проблемные и репродуктивные)
- По характеру изложения и восприятия материала: дедуктивные и индуктивные (в случае самостоятельного обучения используются дедуктивные)
Контролирующие методы. Здесь имеется в виду та форма, в которой вы будете осуществлять контроль своего обучения. При самостоятельном обучении рекомендуется устраивать самопроверки.
Стимулирующие методы. Предполагают применение комплекса мер по самомотивации к обучению. Можно использовать различного рода поощрения, к примеру, после продуктивной недели занятий можно позволить себе два полноценных выходных, встречу с друзьями, поход в кино или парк отдыха и т.д.
В дополнение к этим методам, считающимся основополагающими, существуют и вспомогательные. К ним относятся:
1 | Пассивный метод. Как правило, он подразумевает пассивное восприятие информации, когда, например, преподаватель объясняет ученикам материал, управляет процессом урока и проверяет степень усвояемости информации учениками. Но в нашем случае данный метод не подходит, т.к. речь идёт о самостоятельном обучении. Единственным вариантом применения такого метода может служить использование аудио- и видеоматериалов, когда вы являетесь пассивными слушателями или зрителями. |
2 | Активный метод. Обычно под активным методом обучения понимается активное взаимодействие учащихся с преподавателем. В ситуации же с самостоятельным обучением активный метод находит своё выражение в самостоятельном и независимом поиске и обработке данных, составлении конспектов, использовании ментальных карт, блок-схем и т.п. Сюда же относится самопроверка и контроль следования намеченному плану. Проще говоря, этот как раз наш случай. |
3 | Интерактивный метод.
|
Определившись с методами, переходим к следующему этапу составления плана.
Создание плана
Убедившись в том, что вы успешно прошли три предыдущих этапа, можно начинать составлять сам план.
Для составления плана можно использовать специальные методики (во всех подробностях процесс составления плана изложен на этой странице) или же можно составить простой план, для чего не требуются особые знания.
Отличным примером простого плана является таблица, в графы которой внесены все необходимые данные: сроки, названия занятий и их краткая характеристика, список задач, которые нужно выполнить, пункт проверки и результат. Данная таблица может выглядеть так:
ПЛАН ОБУЧЕНИЯ НА СЕНТЯБРЬ 2015 ГОДА
СРОК ВЫПОЛНЕНИЯ |
ДАТА НАЧАЛА |
НАЗВАНИЕ (ХАРАКТЕРИСТИКА) |
ЗАДАЧИ |
ДАТА ПРОВЕРКИ |
РЕЗУЛЬТАТ |
01.09.2015-07.09.2015 (1 неделя) |
01.09.2015 |
Подготовка материала (исследовать материал) |
|
05.09.2015 |
ГОТОВО |
08.09.2015 – 15.09.2015 (2 неделя) |
08.09.2015 |
Первое занятие (изучить процесс планирования) |
|
13.09.2015 |
В РАБОТЕ |
Имейте в виду, что это лишь пример. Вы можете составить таблицу или просто список задач, внести любые пункты и подпункты. Самое главное, чтобы при обращении к своему плану, даже отвлёкшись от обучения на несколько дней, вы сразу же могли увидеть и понять, на каком этапе работы вы находитесь, и что следует делать дальше.
План обучения лучше всего составлять на весь период изучения необходимого предмета. В том случае, если обучение будет долгосрочным (продолжаться несколько лет), нужно составить общий план обучения, а затем разбить его на каждый учебный год. Кроме того, если у вас есть желание построить процесс своего самостоятельного обучения максимально приближенно к государственным стандартам или к стандарту обучения какого-то образовательного учреждения, вы можете изучить Федеральные государственные образовательные стандарты либо найти учебную программу интересующего вас учебного заведения и составить свой план на основе этих документов.
После того как ваш учебный план будет составлен, и вы почувствуете, что готовы приступать к обучению, начнётся основной этап – выполнение плана. Нужно просто пошагово выполнять все его пункты. Но в процессе вы будете получать много новой информации и что-то варьировать. Возможно, у вас появятся интересные мысли по поводу своего обучения и плана, которым вы руководствуетесь. Так или иначе, вы можете столкнуться с небольшим затруднением, а именно: стоит ли безукоризненно следовать своему плану или же можно в нём что-то менять?
Следование плану обучения: да или нет?
Давайте немного поразмышляем на тему следования плану.
Учась в школе или институте, вы не могли не заметить, что по мере изучения какого-либо предмета открываются всё новые его грани, о которых вы изначально и понятия не имели. Сначала предмет рассматривается в общих чертах, затем появляются какие-то новые темы, на которые разделяется весь материал касательно данного предмета. В новых темах тоже есть отдельные пункты и подпункты, о которых обязательно нужно знать, и т.д. и т.п.
Но тем и отличается обучение в образовательном учреждении от самостоятельного обучения, что в первом случае имеется чёткая программа, отработанная годами, проверенная опытом и освоенная огромным количеством учащихся, а во втором случае такой программы нет, а значит, обучающийся самостоятельно человек может столкнуться с множеством «подводных камней».
Учитывая эту особенность, вы должны иметь в виду, что разработанный вами план обучения всегда можно корректировать. Но и здесь нужно мыслить правильно, и понимать, когда от плана отходить не стоит, а когда можно немного уйти в сторону. В связи с этим, рассмотрим два момента.
Как не уйти от плана?
Вопрос о том, как не уйти от плана, можно разделить на две составляющих.
Первая составляющая касается новой информации, которую вы получаете. Нередко, в процессе изучения предмета внимание может «зацепиться» за что-то, что может показаться более интересным. Это могут быть какие-то научные факты, информация о смежном направлении и т.д. Например, планирование идёт рука об руку с достижением целей, и, изучая тонкости планирования, можно невольно переключиться на новую тему, которая вроде бы и касается основного предмета, но прямо к нему не относится.
В итоге можно углубиться в «дебри» другого знания, а главную задачу из вида упустить. Чтобы этого избежать, очень важно всегда помнить о том, что именно вы изучаете и для чего.
В качестве «напоминателя» вы можете использовать записки или стикеры – их можно развесить по дому или прикрепить к компьютеру. Главное, чтобы они были перед глазами и выполняли свою функцию – напоминали вам о главном. Также можно использовать и сам план – всегда держите его рядом и время от времени заглядывайте в него – так фокус всегда будет сохраняться на основной задаче.
Вторая составляющая касается, в большей степени, самодисциплины. Ясное дело, что всем нужно отдыхать и время от времени переключать внимание на другую деятельность. Но это может быть чревато тем, что вы, лишь на время отвлёкшись от своего плана, рискуете вернуться к нему очень нескоро. Следование плану – это самоконтроль. Если же, как говорится, «отпустить вожжи», можно весь день прозаниматься чем-нибудь более приятным, отложить начало работы на «понедельник» и т.п. Этого нужно всеми силами избегать.
Чтобы не попасть в ловушку мнимой усталости, «нехватки времени» или прокрастинации, необходимо уметь мотивировать себя на следование плану. Мотиваторами могут служить цели, которых вы желаете достичь, результаты, к которым вы стремитесь, навыки, которыми желаете овладеть. Нужно постоянно вспоминать о том, к чему вы стремитесь.
Для этого подойдут как те инструменты, о которых мы уже сказали (записки, стикеры), так и всевозможные средства, которые будет напоминать вам о ваших целях, к примеру, фотографии людей, обладающих теми качествами, знаниями и умениями, которыми хотите обладать вы, тематические картинки, фоны рабочего стола на компьютере, будильник на телефоне и т.п. Но самым главным мотиватором (и это важно запомнить) является, конечно же, ежедневная погружённость в деятельность – следование своему плану.
Когда можно отойти от плана?
Уйти от плана немного в сторону можно только в том случае, если по ходу изучения материала у вас возникают вопросы, ответы на которые вы не знаете, но без ответов на которые продолжать эффективное обучение вы не сможете. Подумайте только: если вы изучаете ораторское искусство, вы, непременно, столкнётесь с вопросом поведения на сцене, который непосредственно связан с актёрским мастерством.
А это значит, что для становления профессиональным оратором вам обязательно потребуется овладеть навыком сценического движения. Исходя из этого, от своего плана, который первоначально не подразумевал изучение актёрского мастерства, вы можете немного отойти, уделив, к примеру, одну неделю на изучение основ движения на сцене.
И подобных ситуаций может быть сколько угодно. Главное здесь – понять суть: отходить от намеченного плана можно только тогда, когда требуется изучить дополнительный материал, необходимый для полноценного усвоения основного и не снижающий эффективность самостоятельного обучения.
Важно заметить также, что отход от плана предполагает разовое действие, которое не будет повторяться систематически. Если же на практике вы столкнулись с тем, что ваш план неполноценен или освоение материала невозможно без чего-то, что вы ранее не учли, план следует адаптировать под новые потребности. На деле это несложно, но сказать об этом не будет лишним.
Гибкость в обучении: внесение изменений в план и творческий подход
Процесс обучения, тем более самостоятельного, не следует понимать как нечто перманентное и не допускающее изменений. Осуществляться он всегда должен интуитивно, ведь никто лучше вас не может знать его тонкостей и деталей. Соответственно, если вы столкнулись с тем, что стартовый вариант плана в чём-то неполноценен, а единичные попытки улучшить его не приносят нужного результата, план можно и нужно адаптировать.
Адаптация учебного плана, собственно, и есть применение гибкого подхода к обучению. Адаптировать план означает внести в него такие изменения, посредством которых он станет наиболее эффективным и позволит овладеть изучаемым материалом в полной мере.
Если, например, вы решили изучить тайм-менеджмент, скорее всего, при составлении плана вы могли не учесть, что эта технология организации и управления временем, помимо того, что состоит из специфических систем и обязывает к применению особых инструментов, включает в себя также такие процессы как целеполагание и планирование, и без их изучения овладеть тайм-менеджментом в полной мере никак не получится.
Выход один: адаптировать план – расширить его, включить дополнительные пункты и выделить время на изучение целеполагания и планирования. Так, у вас появятся новые источники информации, новые занятия, новые задания и новые этапы самопроверки, иначе говоря, ваш план будет адаптирован под специфику изучаемого предмета.
Но есть и ещё один нюанс адаптации плана. Заключается он не просто в гибком, а ещё и творческом подходе к обучению. Это значит, что если ещё на этапе составления плана вы не видели, так скажем, общей картины, то по мере занятий вы станете замечать, что для более полного и быстрого освоения материала вам могут потребоваться какие-либо инструменты, о которых вы прежде не задумывались.
К примеру, наиболее важную информацию можно изобразить в виде схемы на магнитно-маркерной доске, чтобы она всегда была перед вашими глазами. Если вы хотите удостовериться в чём-то на практике, то можете собрать дома друзей и провести собственный эксперимент. Не совсем понимая, как тот или иной принцип действует на деле, вы можете отправиться в школу, где учились, найти знакомого преподавателя и попросить его разъяснить непонятные моменты.
Если вам мешают заниматься ваши домашние, вы можете придумать для себя «официальный» урок – пойти в читальный зал библиотеки и провести отведённое на занятие время там, или же вообще организовать себе кабинет для занятий, обозначив пространство подвешенными одеялами или даже листами гипсокартона.
Творческий подход – это применение к процессу обучения нестандартного мышления и креативности: встав лицом к лицу с той или иной проблемой, «включайте мозг» и придумывайте, как её можно решить, если стандартные методы не годятся.
И в заключение урока стоит коснуться тех знаний, умений и навыков, т.е. компетенций, которые могут повысить эффективность самостоятельного обучения и усвоения материала.
Компетенции, необходимые для самостоятельного обучения
Ниже мы представим небольшой список тех компетенций, которыми желательно овладеть перед тем (можно и в процессе), как приступать к самостоятельному обучению, а также укажем ссылки на те страницы нашего интеллектуального клуба, на которых вы можете найти всю необходимую информацию:
- Выполнять важные дела без промедлений – полезный навык, который поможет вам научиться выполнять задуманное, невзирая на сложность, в намеченные сроки. Рекомендуем вам узнать, что такое прокрастинация и познакомиться с эффективными способами борьбы с промедлением. Также вы можете изучить интересный материал на тему того, куда уходит наше время.
- Самодисциплина – способность человека управлять собой и своим поведением, выполнять важную работу безо всяких отговорок и следовать тому, что определил для себя как образ жизни. Советуем познакомиться с материалом по развитию самодисциплины.
- Самомотивация – умение самому влиять на себя таким образом, чтобы выполнять даже самые неприятные дела без внутреннего сопротивления, а также способность поддерживать в себе желание непрестанно добиваться целей. Можете почитать о нескольких полезных советах по самомотивации и уделить время изучению способов самомотивации (для тех, кто желает быстрее перейти к практике, предлагаем 10 практических способов самомотивации на каждый день).
- Полезные привычки – привычки, которые позволяют действовать максимально продуктивно. Для начала можете почитать о непродуктивных привычках и узнать о том, как избавиться от вредных привычек (можно воспользоваться некоторыми приёмами борьбы с плохими привычками), а затем перейти к развитию полезных привычек.
- Тайм-менеджмент – эффективная технология управления и использования времени, снискавшая популярность среди людей по всему миру. Этой технологии посвящён целый курс. Используйте время с максимальной пользой для себя – изучите его.
- Память – способность человека накапливать, сохранять и воспроизводить информацию. Чем лучше будет ваша память, тем больше вы сможете запомнить и применить в жизни. Выделите несколько дней на улучшение своей памяти.
- Логическое мышление – особый мыслительный процесс, во время которого человек оперирует логическими понятиями и конструкциями, и становится способным делать правильные выводы на основе получаемых данных. Для развития логического мышления вы можете пройти обучающий курс.
- Творческое мышление и креативность – способность человека к выполнению различного рода задач при помощи нестандартных способов, и умение находить необычные выходы из любых ситуаций. Для освоения таких навыков специально для вас составлен прекрасный обучающий материал на тему развития креативности.
- Скорочтение и устный счёт – ещё две наиполезнейших компетенции, помогающих человеку в жизни. Развив способность считать в уме, вы научитесь производить сложные математические операции без использования бумаги и ручки или калькулятора. А научившись быстро читать, вы сможете изучать и обрабатывать огромные массивы текстовых данных в рекордные сроки.
- Целеполагание и планирование – два навыка, уже не раз упомянутые нами в данном уроке. Названия говорят сами за себя: освоив мастерство ставить цели, вы сможете добиваться в жизни самых высоких результатов, чего бы это ни касалось. А умение планировать станет для вас прекрасным подспорьем, как в достижении целей, так и в любой другой деятельности.
Плюс к этому, вы можете воспользоваться и ещё несколькими рекомендациями по самостоятельному обучению.
Мы искренне надеемся на то, что информация, которую вы узнали из третьего урока, сослужит вам хорошую службу в вашем рвении самостоятельно обучаться новому и познавать тонкости любого знания.
В следующем уроке мы более подробно поговорим о том, что такое мотивация в обучении, как и какие нужно ставить цели, чтобы обучение было эффективным, а также затронем вопросы управления временем и расскажем о важности развивать усидчивость и быть открытым новой информации.
Проверьте свои знания
Если вы хотите проверить свои знания по теме данного урока, можете пройти небольшой тест, состоящий из нескольких вопросов. В каждом вопросе правильным может быть только один вариант. После выбора вами одного из вариантов система автоматически переходит к следующему вопросу. На получаемые вами баллы влияет правильность ваших ответов и затраченное на прохождение время. Обратите внимание, что вопросы каждый раз разные, а варианты перемешиваются.
Далее побеседуем о самоорганизации.
← 2 Поиск информации4 Самоорганизация →
План
– это
взаимосвязанное расположение частей,
краткая программа и последовательность
изложения текста, оформленная в виде
кратких заголовков к логическим частям
этого текста. Составление плана – это
речевая деятельность, обучение которой
начинается с 1 кл. и включает элемент
действия – анализ (деление текста на
части) и синтез (озаглавливание частей).
Значение;
1.
Помогает
лучше понять содержание текста.
2.
помогает последующей передаче содержания
текста (пересказа)
3.
Способствует развитию умения кратко
передавать содержание частей.
4.
Содействует осмыслению ярких художественных
образов.
5.
Способствует навыку связной речи.
6.
Формирует логическое мышление.
Этапы
работы над планом:
1)
Чтение
текста и деление его на части.
2)
Установление границ каждой части.
3)
Определение темы и осмысление каждой
части.
4)
Словесная формулировка каждой части.
5)
Оформление плана.
6)
Соотнесение плана с частями текста.
Упражнения:
1- Установление
последующего развития действия рассказа.
2–
Поиск в тексте границ частей по данным
заголовкам плана. 3–
Самостоятельное деление текста на
части: по указанному количеству частей,
без указания количества частей. 4–
Восстановление деформированного плана
в нужной последовательности. 5–
Словесное рисование в соответствии с
выделенными частями (словесно-иллюстративный
вид плана). 6
-Дополнение плана недостающими пунктами.
7–
Исключение лишнего пункта плана. 8–
Узнавание по плану знакомого рассказа.
9–
Сравнивание 2-х планов по одному и тому
же тексту. 10-
Редактирование неправильного плана:
плана с речевыми ошибками, очень длинные
предложения, в названиях не определена
основная мысль.
11–
Соотнесение плана с сюжетом и композиционной
схемой рассказа.
Методика
обучения составлению плана.
Работа
над планом начинается уже в 1 кл. – учитель
организует работу по картинному плану.
Приемы
работы: 1.
Соотнесение серий картин с содержанием
произведения, 2. Узнавание произведения
по картинам. 3. Расположение картин в
логической последовательности. 4.
Дополнение серии картин. 5. Исключении
из серии картин той, которая не относится
к данному рассказу. 6. Подписывание
картин. 7. Поиск и название неточностей
в картинах на основе соотнесения с
текстом.
Во
2 кл. вводится понятие план.
Требование
к плану: 1)
План кратко отражает содержание текста,
темы и основную мысль.
2)
Каждый пункт плана должен соответствовать
логической части и отражать его главную
мысль
3)
Пункты плана должны быть связаны по
смыслу.
4)
Заголовки должны быть сформулированы
четко, кратко и в одном стиле.
5)
Каждый пункт плана должен быть связан
с заглавием текста, но не повторять его.
6)
Каждое предложение обозначается цифрой
и пишется с заглавной буквы.
Виды
плана: 1-картинный,
2- словесно-иллюстративный, 3-
словесно-логический.
Словесно-логический
–
это
небольшой текст, но текст особый. Он
отражает основную мысль и тему произведения
в виде заголовков частей текста.
Бывает:
по
структуре: простой и сложный;
по
синтаксическим особенностям: в форме
вопросительных предложений, назывных
предложений, смешанный;
по
близости к исходному тексту: цитатный,
оформленный своими словами, смешанный.
Словесно-иллюстративный
–
это воспроизведение картин с помощью
слов в соответствии с его частями. Может
сопровождаться демонстрацией практических
иллюстраций.
Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
Как написать методическую разработку
Опытный педагог знает, что отлично проведенное занятие — результат серьезной подготовки. Одним из видов такого «планирования» можно считать и методическую разработку, которая позволяет тиражировать опыт одного преподавателя и осветить непростую тему в образовательном процессе.
ЛаЛаЛань расскажет немного подробнее о методических разработках: что это, какой структуры стоит придерживаться при подготовке разработки, на что обратить внимание и чем полезно создание этого вида педагогических разработок.
Об этом и не только вы узнаете из нашей статьи.
Методическая разработка и ее место среди педагогических квалификационных работ
Преподаватели для обеспечения образовательного процесса учебными и методическими материалами используют различные виды квалификационных работ, то есть таких работ, которые позволяют в той или иной мере судить о квалификации педагога и уровне его профессиональной компетенции.
Все эти материалы называются педагогическими разработками, среди которых выделяют, например, учебные и учебно-методические пособия, учебники, методические рекомендации и указания. К этому перечню относятся и методические разработки как особый вид педагогической квалификационной работы. Что это такое?
- Методическая разработка — это пособие, в котором подробно представлен ход учебного занятия по той или иной теме.
В методическую разработку включаются конкретные учебные материалы, описание последовательности действий преподавателя и студентов, приводятся методические советы и рекомендации по организации занятия. Это могут быть сценарии, планы выступлений, описание творческих заданий, схемы, рисунки, игры и не только.
Следует помнить, что методическая разработка — это не переписывание учебников или пособий. Этот вид работы не должен повторять материал учебных изданий, методическая разработка — это творческая, кропотливая работа по описанию опыта педагога, которым он готов поделиться.
Методическая разработка для разных видов занятия
Методическая разработка может быть подготовлена одним преподавателем или несколькими педагогами и может представлять собой:
- план-разработку одного занятия с описанием используемых материалов, методов, хода урока;
- разработку нескольких таких уроков, посвященных одной теме и дополняющих друг друга;
- разработку конкретной темы учебной программы и подробное описание используемых средств обучения (например, пособий, словарей и справочников, плакатов, таблиц и пр.);
- программу проведения фестивалей, конкурсов, олимпиад и соревнований с воспитательно-методическими функциями и многое другое.
Чаще всего методическая разработка приурочена к конкретному занятию или серии занятий. Для ее успешной подготовки стоит заранее определиться с видом проводимого занятия:
- лекция;
- беседа;
- самостоятельная работа;
- практическая работа;
- лабораторная работа;
- конференция;
- семинар;
- контрольная работа;
- зачет;
- деловая игра;
- экскурсия;
- смешанный вид занятия, на котором используются несколько видов деятельности (например, лекция + семинар).
О чем писать, или Как подобрать тему для методической разработки
Для любого из названных выше форматов важен выбор темы. Для того чтобы найти ответ на вопрос «О чем писать?», преподаватель сначала должен ответить себе, зачем он планирует заниматься этой работой. Выбор цели — объяснить, уточнить, разъяснить противоречия в учебной программе и пр. — будет непременно коррелировать с выбором темы.
Погружаясь в ту или иную тему и планируя посвятить ей методическую разработку, педагог должен опираться на накопленный опыт и личный интерес, а также предварительно изучить имеющиеся источники.
Для качественного выполнения методической разработки лучше выбрать не широкую тему, а какой-то ее отдельный вопрос, требующий обсуждения или вызывающий неоднозначные реакции. Кроме того, востребованность и ценность разработки определяется актуальностью темы.
Структура методической разработки
Методическая разработка обязательно должна иметь титульный лист, аннотацию, оглавление, введение, основную часть, заключение и список литературы. При необходимости дополнительно в структуру методической разработки включается приложение (схемы, таблицы, рисунки, тестовые задания, карточки).
В аннотации в нескольких предложениях ставится проблемный вопрос, которому посвящена методическая разработка, описывается целевая аудитория материала, то есть те, кому содержание разработки может быть интересно и полезно.
Во введении, как и в случае с любой квалификационной работой или научной статьей, следует раскрыть актуальность материала, указать цели и задачи, описать методы.
Основная часть будет посвящена описанию хода занятия, указанию на возможные трудности и пути их решения в ходе ведения урока и пр.
Зачем создавать методические разработки
Написанием методических разработок приходится заниматься преподавателям самых разных специальностей и с самым разным опытом.
Значимость этого вида работы огромна. С одной стороны, это вспомогательная информация, определяющая план изучения какой-либо темы, проведения занятия, мероприятия. Этой информацией могут воспользоваться коллеги-преподаватели, молодые педагоги, студенты для выполнения педагогической практики.
Сам автор методической разработки в процессе подготовки текста систематизирует собранную по теме информацию, логично и стройно представляет ее в первую очередь для себя самого. Он может таким образом не только обменяться педагогическим опытом, но и получить какую-либо обратную связь от коллег.
Все это делает методические разработки важным видом педагогической квалификационной работы, который позволяет применять новые методы, подходы и технологии в образовательном процессе, развиваться и тиражировать педагогический опыт.
Понравился ли Вам материал?
Как
написать методическую разработку?
Методическая разработка – это
письменная работа, представляющая опыт педагогической
деятельности аттестуемого педагога (или управленческой деятельности
руководящего работника), который может быть использован в практической
работе участниками образовательной деятельности.
Методическая разработка – вид методической
продукции, раскрывающий формы, средства, методы обучения, элементы современных
педагогических технологий или сами технологии обучения и воспитания
применительно к конкретной теме урока, мероприятия, дополнительной
общеразвивающей программы.
Методическая разработка позволяет
педагогическим работникам осмыслить, обобщить и систематизировать свой опыт,
представить свои предложения по совершенствованию образовательной деятельности.
Методическая разработка должна
соответствовать должностным обязанностям педагогического работника (в
соответствии с Единым квалификационным справочником должностей работников
образования», утвержденного приказом Минздравсоцразвития РФ № 761н от
26.08.2010 года), а также требованиям Профессионального стандарта.
Методическая разработка может быть как
индивидуальной, так и коллективной работой.
Классификация методических разработок:
·
разработка серии уроков (занятий );
·
разработка конкретного урока (занятия);
·
разработку темы программы;
·
описание новых форм, методов или средств
обучения ( словари, справочники, альбомы, плакаты, таблицы, схемы, средства ИКТ
и др.);
·
сборник практических заданий и упражнений,
способствующих достижению современных целей образования;
·
комплект диагностических материалов и
инструкцию по их использованию, контрольно- измерительных материалов;
·
программа воспитания обучающихся;
·
программа объединения в рамках
предпрофильной подготовки;
·
программа дополнительного образования
детей;
·
разработка проведения
воспитательно-развивающего мероприятия (конкурс. фестиваль, олимпиада,
соревнования и др.)
Требования,
предъявляемые к методической разработке.
Содержание методической разработки должно
четко соответствовать теме и цели. Оно должно быть таким, чтобы педагоги могли
получить сведения о наиболее рациональной организации образовательной
деятельности, эффективности методов и методических приемов, формах изложения
учебного материала, применения современных технических и информационных
средств обучения. Материал должен быть систематизирован, изложен максимально
просто и четко, не должен повторять содержание учебников и учебных пособий.
Язык методической разработки должен быть
четким, лаконичным, грамотным, убедительным. Рекомендуемые методы, методические
приемы, формы и средства обучения должны обосновываться ссылками на свой
педагогический опыт. Методическая разработки должна учитывать конкретные
материально-технические условия осуществления образовательной деятельности,
ориентировать на широкое применение активных форм и методов обучения.
Методическая разработка должна раскрывать вопрос «Как учить». Должна содержать
конкретные материалы, которые может использовать педагог в своей работе
(карточки-задания, планы занятий, тесты, разноуровневые задания и т.п.)
Выбор темы
К методической разработке предъявляются довольно
серьезные требования. Поэтому, прежде чем приступить к её написанию,
необходимо:
·
тщательно подойти к выбору темы;
·
определить цель методической разработки;
·
внимательно изучить литературу,
методические пособия, положительный опыт по выбранной теме;
·
составить план и определить структуру методической
разработки;
·
определить направления предстоящей работы;
Методическая
разработка представляет собой результат педагогического исследования. в основе
которого лежит решение проблемы.
Тема исследования должна быть современной ,известной
учителю. По данной теме у него должен быть накоплен определенный опыт. Тему учитель
выбирает самостоятельно. При определении темы методической разработки педагог
может ориентироваться на:
·
тему методической работы ОУ, методического
объединения;
·
противоречие, возникшее в ходе
практической деятельности самого педагога;
·
противоречивые результаты и утверждения,
обнаруженные в литературных источниках.
Заявленная тема не
должна быть слишком широкой. Предпочтительнее выбрать узкую тему. Автор
методической разработки должен в первую очередь ознакомиться с основными
исследованиями по интересующей проблеме и составить представление об
изученности вопроса на современном этапе, выявить актуальные моменты, сделать
самостоятельные выводы о степени разработанности данной проблемы.
Выбранная тема должна быть значимой, её
ценность определяется в том числе и тем, насколько она требует
исследовательского поиска решения. Выявляя проблему, не следует слишком
углубляться в историю вопроса. Достаточно изложить суть проблемной ситуации, из
которой будет просматриваться её актуальность.
Например, «Использование методического
приема ….. как средства…. для формирования….»
Структура методической разработки.
Методическая разработка обязательно должна
иметь титульный лист, аннотацию, оглавление, введение, основную часть,
заключения, список литературы, при необходимости – приложения.
Титульный лист
На титульном листе методической разработки приводится
·
наименование учреждения в соответствии с
уставом (вверху страницы);
·
название работы ( в центре листа);
·
сведения об авторе (ФИО, должность)
(справа внизу;
·
место и год написания разработки (по
центру внизу) ( см. Приложение 1)
Название
методической разработки – максимально информативная часть текста, словесная
формулировка, отражающая тематику методической разработки. По своему характеру
название методической разработки должно раскрывать основной результат,
полученный педагогом в образовательной деятельности в педагогические средства
(методические приемы, формы и т.п.), используемые в работе.
Аннотация ( на обороте титульного листа)
Указываются:
·
проблема, которой посвящена методическая
разработка;
·
вопросы, которые она раскрывает;
·
потенциальные пользователи (кому может
быть полезна разработка).
Рекомендуемый
объем – до 10 предложений.
Содержание.
Оформляется в
стандартной форме с обязательным указанием страниц. ( см. Приложение 2)
Введение
Раскрываются:
·
актуальность данной работы (автор отвечает
на вопрос, почему он выбрал эту тему и каково её место в содержании образования,
что является положительным в опыте, какие возникают трудности (проблемы,
противоречия) в деятельности педагога или детей. Ответы на данные вопросы
позволят подчеркнуть практическую значимость педагогического опыта);
·
новизна методической разработки;
·
цель и задачи методической разработки. Цель
методической разработки – основной результат, который должен быть
достигнут в образовательной деятельности: новые состояния, являющиеся
результатом преодоления противоречия, т.е. того, что отражено в проблеме). Она
должна быть сформулирована предельно конкретно, так, чтобы её можно было
разбить на понятные задачи, результат выполнения которых можно проверить.
Например,
цель может быть следующей:
1)
определение форм и методов изучения содержания темы;
2)
раскрытие опыта проведения занятий по изучению той или иной темы учебной
программы;
3)
описание видов деятельности ;
4)
описание методики использования современных технических и информационных
средств;
5)
использование современных педагогических технологий или их элементов на уроках
и т.д.
Задачи
конкретизируют цель: это те вопросы, которые необходимо решить при её
достижении. Задачи должны указывать на те изменения, которые должны произойти с
учеником и проявиться в его результатах работы. Задачи описываются глаголами
совершенного вида: научить составлять загадки типа….; научить различать…
Алгоритм,
позволяющий сформулировать цели и задачи:
1) Ответьте
на вопрос: «Что собираюсь изменить с помощью своей разработки.
Опишите ожидаемый результат: БЫЛО….- СТАЛО. А затем уберите те изменения,
которых вы не достигли или достигли с помощью другой методики, оставьте только
то, что напрямую касается вашей работы. (Например, БЫЛО: обучающиеся дают
устный ответ о природном объекте бессистемно, пользуясь штампами. – СТАЛО:
обучающиеся составляют связный эмоциональный рассказ о природном объекте,
рассматривая их с разных сторон, используя собственные сравнения)
2) Составьте
цепочку «Для чего?» (Например, обучающиеся
умеют составлять связный целостный рассказ – Для чего?- Чтобы целостно
воспринимать окружающий мир- Для чего? – Чтобы осознанно относиться к
окружающему миру.- Для чего – Чтобы уметь изменять окружающий мир)
3) Составьте
цепочку «Для этого?» (Например, дети составляют
образный рассказ – для этого выделяют наиболее яркие фрагменты целого; строят
метафоры…)
·
условия применения (что нужно для того,
чтобы методическая разработка была реализована в практике образования);
·
трудоемкость, ограничения, риски.
Новизна
методической разработки. Различают три степени
новизны:
1) методическая
разработка уточняет и конкретизирует какие-либо теоретические положения или
практические рекомендации;
2) методическая
разработка дополняет, развивает, вносит новые элементы в какие-либо
теоретические положения и практические рекомендации;
3) методическая
разработка отражает принципиально новые идеи, концепции, подходы, рекомендации,
отличается наиболее высокой степенью новизны.
Рекомендуемый
объем – до 2 страниц машинописного текста.
Основная часть
Учитываются:
·
специфика методической разработки (в
соответствии с приведенной классификацией);
·
существующие требования (рекомендации) к
методической разработке с учетом её специфики (например, требования к плану-конспекту
урока, по ФГОС- технологическая карта урока);
·
замысел автора и логика разработки (на
усмотрение автора основная часть может быть структурирована и разделена на
составляющие части). Основная часть методической разработки может разделяться
на разделы и подразделы. Им присваиваются порядковые номера, обозначаемые
арабскими цифрами. Наименование разделов в тексте оформляют в виде заголовков.
Заголовок раздела набирается заглавными буквами, шрифт 12, выделяется
полужирным, размещается по центру. Основной текст отделяется от заголовка
пустой строкой. Заголовки подразделов начинаются с абзаца. Точку в конце
заголовков не ставят. Подчеркивать заголовки не следует. Каждый раздел
рекомендуется начинать с нового листа. В конце каждого раздела необходимо сформулировать
выводы и обобщения о том, что при реализации опыта позволило получить более
высокие результаты.
Рекомендуемый
объем – не менее половины общего объема работы.
Заключение.
Приводятся:
·
основные выводы по теме разработки;
·
информация о том, где, когда и в какой
форме разработка была представлена профессиональному сообществу;
·
информация о рассмотрении методической
разработки профессиональным сообществом с указанием номера протокола заседания.
(Выписка из протокола помещается в приложении).
В заключении
формулируются выводы и оценка продуктивности методической разработки, которую
можно осуществить на основе самоанализа педагогической деятельности.
Например,
·
изменения в качестве знаний, в овладении
практическими умениями;
·
изменения в уровне воспитанности;
·
изменения в развитии интереса к предмету.
Диагностика
Диагностика – тема,
требующая отдельного обсуждения. Как правило, в методических разработках
учителей диагностика не приводится – вместо этого приводят примеры детских
работ или высказываний. Это оживляет описание методики, делает его более
читабельным, но не дает возможности оценить результат. Так, на уроках по
развитию речи всегда можно ожидать 1-2 яркие работы, но это абсолютно ничего не
говорит о ценности использованной на уроке методики. Талантливые дети пишут
ярко и без специального обучения.
Если результат вашей
методической разработки может быть представлен творческими продуктами учащихся,
необходимо показать работы не менее 2/3 учащихся класса. Это не означает, что
вы должны тратить время на перепечатку детских сочинений или придуманных детьми
задач. Достаточно приложить к описанию методики их ксерокопии.
Другой вариант –
использование диагностики, разработанной ранее. В этом случае необходимо
сослаться на источники.
Если вы решились
предложить собственную диагностику результатов применения вашей методики (за
что сразу же заслуживаете отдельную благодарность), то вам необходимо ответить
на два вопроса:
1. По каким объектам вы оценивали
результаты своей работы? Это могут быть
·
наблюдаемое поведение детей (дети просят
почаще проводить такие уроки, приносят дополнительный материал, играют в
предложенные учителем игры на перемене – такие наблюдения свидетельствуют о
повышении мотивации);
·
продукты творческой деятельности детей (сочинения,
выведенные детьми правила, придуманные ими задачи и т.п.);
·
результаты выполнения специальных заданий
и т.п.
2. Значения каких признаков вы будете
оценивать?
Это могут быть
·
наличие определенных высказываний
учащихся в процессе работы
·
определенные виды поведения учащихся
(например, если учащийся в тексте употребляет системные сравнения, можно судить
о сформированности умения такие сравнения составлять);
·
количество правильных ответов на
предложенные задачи; количество ошибок определенного рода и т.п.
Рекомендуемый
объем – до 1 страницы машинописного текста
Список
использованных источников (см. Приложение 3)
Оформляется в
стандартной форме в соответствии с библиографическими требованиями. Список
литературы строится по алфавитному ряду в соответствии с ГОСТОМ 7.1.-2003.
Записи рекомендуется располагать следующим образом:
·
если указано несколько работ одного
автора- по алфавиту заглавий;
·
при совпадении первых слов в названиях
источников – по алфавиту вторых.
Список
использованных источников должен содержать 10-15 наименований (включая
Интернет-ресурсы). Если разработка носит только практический характер, не
требующий теоретических ссылок, то список использованных источников можно
опустить.
Приложения
Формируются на
усмотрение автора методической разработки. В случае принятия автором решения об
иллюстрации методической разработки приложениями рекомендуется:
·
приложения пронумеровать;
·
указать название каждого приложения;
·
каждое приложение начинать с новой
страницы (Приложение 1 и т.п.)
Объем приложений
не лимитируется, но они должны соответствовать тексту
( ссылки на них в
тексте обязательны). Это могут быть схемы, таблицы, рисунки описание творческих
заданий, тесты, карточки для индивидуальной работы, вопросы, викторины, технологические
карты, сценарии и др.
Требования
к оформлению текста методической разработки.
При оформлении
методической разработки необходимо соблюдать следующие требования к оформлению
текста:
·
формат А4
·
поля: верхнее- 2,5, слева- 3,0, справа-
1,5, снизу -2,0
·
номера страниц – арабскими цифрами, внизу
страницы, выравнивание по центру, титульный лист и оглавление включаются в
общую нумерацию, но на них не указывается номер;
·
шрифт – Tims New Roman;
·
высота шрифта – 14 ( в таблице можно 12);
·
междустрочный интервал – одинарный;
·
выравнивание текста – по ширине страницы;
·
переносы слов в заголовках и подзаголовках
не делаются.
Общий объем
методической разработки должен составлять не менее 24 листов компьютерного
текста.
Иллюстрации обозначаются
словом «Рисунок» и нумеруются в пределах раздела. Номер иллюстрации должен
состоять из номера раздела и порядкового номера иллюстрации, разделенных
точкой.
Методические
разработки уроков – вид методической
разработки, в систематизированном виде отражающий содержание и ход урока.
Структура
плана-конспекта урока:
·
дата проведения, его номер по
тематическому планированию;
·
тема урока;
·
цель и задачи урока;
·
тип урока;
·
структура (сценарий) урока с указанием
последовательности его этапов и примерного распределения времени по этим
этапам;
·
методы и приемы работы учителя на каждом
этапе;
·
учебное оборудование, необходимое для
проведения урока;
·
содержание учебного материала (фрагменты
речи учителя или полный текст нового материала);
·
задания для детей на каждом этапе;
·
алгоритмы выполнения заданий.
Методическая
разработка мероприятий – разновидность
методической разработки, содержащая логично структурированный и подробно
описанный ход проведения мероприятия (родительского собрания, тематического
вечера, викторины, конкурса, игры и т.п.). Наряду с описанием
последовательности действий включает характеристику поставленных педагогом
целей, средств их достижения, ожидаемых результатов, сопровождается
соответствую0щими методическим советами.
Структура
методической разработки мероприятий:
·
дата проведения с указание возраста детей;
·
тема;
·
цель и задачи внеклассного мероприятия;
·
тип мероприятия;
·
структура (сценария) мероприятия с
указанием последовательности его этапов в примерного распределения времени по
этим этапам;
·
методы и приемы работы педагога ,
использованные в ходе мероприятия;
·
оборудование, необходимое для проведения
мероприятия;
·
содержание использованного материала
(фрагменты речи педагога)4
·
задания для детей на каждом этапе и алгоритмы
выполнения заданий.
Методическая
разработка должна быть написана таким образом, чтобы ваши коллеги не
копировали ее «один к одному», а могли бы приспособить ее к условиям своей
профессиональной деятельности, не нарушая предложенную вами технологию.
Приложение 1
Титульный
лист методической разработки
МБОУ
«……..СОШ»
Название
методической разработки
Методическая
разработка
Автор-составитель: ФИО (полностью), должность ,
квалификационная категория
Например, Иванова Анна Ивановна,
учитель русского языка и литературы
первой квалификационной категории
с.
Каракулино
2017
год
Разработка собственной методики обучения требует определенных знаний в той или иной области. Опытным педагогам такая задача вполне по силам. Но к разработке методики нужно подходить более чем серьезно, чтобы не допустить ошибок.
Методика — совокупность мер, приемов, форм, методов работы учителя. Это то, на что должен опираться педагог во время проведения занятий. В большинстве образовательных учреждений учителям предлагают воспользоваться уже готовыми методиками. Разрабатывают их такие же педагоги, но для этого существует специальный отдел в Министерстве образования.
Разработка методики обучения тому или иному предмету — довольно сложная задача. Чтобы справиться с ней, человеку требуется определенный опыт, знания. Как правило, к разработке методик допускают педагогов со стажем. Но, при желании, разработкой может заняться любой преподаватель. Далее ему нужно будет представить собственную программу обучения и согласовать ее с некоторыми людьми, которые занимаются оценкой методик. Специальная комиссия может одобрить новый подход к обучению или, наоборот, раскритиковать его, найдя в нем множество недостатков.
Первое, на что следует обратить внимание при создании собственной методики обучения — это обозначить цель. В данном случае она играет первостепенную роль. Целей может быть множество. К примеру, разрабатывая методику обучения детей рисованию, педагог ставит цель не только научить рисовать, но и развить воображение, мышление, трудолюбие. Для каждого урока цель обозначается отдельно. При постановке цели обязательно нужно обозначить возраст детей, на которых ориентирована программа.
После того, как основные цели будут указаны, педагог должен подробно прописать задачи, которые ставит перед собой данная программа обучения. К примеру, учитель рисования, разрабатывая методику обучения своему предмету детей 6-7 лет, может указать такие задачи, обучение ребенка правильному удержанию кисти, ориентировании в цветовой палитре, смешивании красок между собой, правильному нанесению мазков на бумагу.
Далее в разработке собственной системы обучения следует выбрать принципы, которыми должен руководствоваться педагог. Это может быть принцип последовательности, принцип самостоятельности, принцип наглядности, принцип учета индивидуальных особенностей и так далее.
При построении основы собственной методики нужно учитывать дидактические, методические и психологические принципы.
Каждый педагог при разработке методики вправе определиться, что играет большую роль в процессе обучения. К примеру, при разработке методики обучения рисованию вполне можно опираться на принцип самостоятельности и принцип учета индивидуальных особенностей ребенка. Творческие занятия обязательно должны приносить ученикам радость. Рисование развивает воображение, поэтому в данном случае очень важно дать ученику возможность самостоятельно выбирать предмет для изображения или оттенки красок.
Что касается обучения точным наукам, то в данном случае очень важен принцип поэтапного формирования определенных знаний и навыков. Без хорошего и полного усвоения предыдущего материала очень сложно усвоить дальнейший материал.
Самой основной частью новой методики должна стать практическая база. В этой части педагог подробно должен описать, каким образом проводить занятия, где их проводить, кто именно должен это делать. В данной части нужно подробно описать, как именно сформировать у детей определенные навыки, как добиться поставленных целей.
Как правило, разработчик методики должен начать описание практической базы с подготовительного этапа. Подготовительный этап можно начать с тестирования. Педагог предлагает варианты тестов, при помощи которых можно оценить знания детей, их умения. Это очень важно для того, чтобы учитель мог ориентироваться на начальный образовательный уровень своих воспитанников.
Далее нужно подробно расписать планы занятий. Это, пожалуй, самая емкая часть методики. Чтобы написать планы, нужно потратить много времени. В них нужно подробно расписать, как именно проводить уроки, о чем нужно на них говорить, чему учить детей. Если в начале уроков предполагается разминка, это также нужно подробно описать.
Далее следует описать инструменты, необходимые для обучения. Если это урок рисования, то это могут быть бумага, кисти, краски, карандаши. Для урока математики потребуются учебники, ручки, рабочие тетради.
При разработке методики нужно описать рабочее пространство. Разработчику следует указать, в каких помещениях должны проходить уроки. Это могут быть рабочие классы или даже открытые площадки. Для проведения музыкальных занятий, к примеру, может потребоваться музыкальный класс. Также нужно указать на необходимость проведения внеклассных занятий. Это может быть поход в художественную галерею или в музей.
При разработке собственной программы обучения важно указать, на какую целевую аудиторию рассчитаны занятия. Это могут быть классные, групповые, индивидуальные занятия.
Также следует указать, какие кадры могут обучать детей по данной методике. К примеру, уроки математики может вести только педагог определенной степени подготовки. Что касается уроков рисования, то в данном случае также нужно обозначить степень подготовленности педагога. Чем сложнее методика, тем более образованный в том или ином вопросе человек может приступить к обучению на ее основе.
Также необходимо обозначить степень участия педагога в проведении того или иного урока. В грамотно построенных методиках обучения, как правило, есть и занятия при непосредственном участии педагога, и самостоятельные занятия. Чем старше ученики, тем больше они могут выполнять самостоятельной работы.
В занятиях также могут принимать участие сторонние лица. Это могут быть родители, ученики старших классов. Педагогу, составляющую методику обучения, нужно тщательно расписать обязанности каждого человека, принимающего участие в проведении урока. Также необходимо указать методы создания комфортной обстановки, благоприятной для обучения.
В разрабатываемой методике нужно обязательно расписать методы промежуточной аттестации и способы коррекции обучения, в случае обнаружения неудовлетворительного результата. К примеру, это могут быть тесты, опросы, экзамен, контрольная работа. Для учеников младших классов опросы могут быть проведены в игровой форме. Если на основании данных исследований будет установлено, что дети плохо освоили материал, нужно предусмотреть дополнительные занятия. Также педагогом-разработчиком может быть предложено дать ученикам дополнительное задание на дом.
В разработке методики обучения важно прописать систему поощрений. К примеру, для старших классов поощрениями могут служить хорошие оценки. Для младших классов можно предложить раздавать ученикам медали, вырезанные из картона. Тем, кто наберет большее количество медалей, можно выдать похвальную грамоту или поощрить каким-то другим способом. Большинство современных педагогов недооценивают эту часть программы, и очень напрасно. В соответствии с проведенными исследованиями, дети гораздо охотнее учатся чему-то именно при условии хорошей системы поощрения. Им, как и взрослым людям, нужно чувствовать себя оцененными по-достоинству.
В заключительной части методики обучения педагог-разработчик должен обязательно прописать ожидаемый результат и методы его оценки, коррекции. К примеру, для методики обучения рисованию ожидаемым результатом может стать умение учеников рисовать какие-то предметы, пейзажи, смешивать краски. Для методики обучения математике этом может быть умение считать до 10, до 20, складывать, вычитать в уме и так далее. Если поставленная цель не была выполнена, нужно указать, как именно можно это скорректировать.
Напоследок, педагог, разрабатывающий методику обучения тому или иному предмету, должен обозначить, кто может ей воспользоваться. К примеру, это могут быть школьные учителя, студенты педагогических ВУЗов, работники кружков или даже родители, которые желают позаниматься с ребенком в свободное время.
При разработке методики очень важно учитывать современные тенденции в обучении. Иными словами, она должна отвечать последним требованиям. Если же она будет кардинально отличаться от тех методик, по которым проходит обучение в данный момент, придется очень постараться, чтобы доказать ее состоятельность. Важно, чтобы новая программа также не являлась плагиатом.
После того, как методика будет полностью доделана, педагог может пригласить своих коллег обсудить ее за круглым столом. Возможно, при коллективном обсуждении удастся выявить ее достоинства и недостатки наиболее полно. При этом не стоит воспринимать критику близко к сердцу. Именно конструктивная критика помогает развиваться дальше. Учтя самые распространенные замечания, можно несколько отредактировать собственную методику и сделать ее более совершенной.
Далее программу можно представить на суд специалистов. Если в Комитете по образованию посчитают ее интересной и заслуживающей внимания, возможно, вскоре ученики некоторых школ будут обучаться именно по ней.
Несмотря на большое количество уже существующих методик, некоторые педагоги задумываются о том, как разработать свою методику обучения. Обладая необходимыми знаниями и опытом, это вполне можно сделать.