Как составить план по профориентации

МУНИЦИПАЛЬНОЕ
КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ТИГРИЦКАЯ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №9

ИМЕНИ
ГЕРОЯ СОВЕТСКОГО СОЮЗА М.И.СОТНИЧЕНКО

Утверждено:

Директор  МКОУ Тигрицкой СОШ № 9 имени Героя Советского
Союза М.И.Сотниченко

__________ С.В.Овтина             « ___ » ____________2022год  

План профориентационной работы

среди обучающихся 1-11 классов

 в МКОУ Тигрицкой СОШ № 9

имени Героя Советского Союза М.И.Сотниченко

на 2022-2023 учебный год

Составитель:

педагог – психолог

                                                           
     Лепешкина Кристина Николаевна

с.Тигрицкое -2022г                                                                                                
                                                                 

Цели

·          
оказания профориентационной поддержки учащимся в
процессе выбора профиля обучения и сферы будущей профессиональной деятельности.

·          
выработка у школьников сознательного отношения к
труду, профессиональное самоопределение в условиях свободы выбора сферы
деятельности в соответствии со своими возможностями, способностями и с учетом
требований рынка труда.

Задачи:

·          
получение  данных о предпочтениях, склонностях
и возможностях учащихся для разделения их по профилям обучения;

·          
обеспечение широкого диапазона вариативности
профильного обучения за счет комплексных и нетрадиционных форм и методов,
применяемых на уроках элективных курсов и в воспитательной работе;

·          
дополнительная поддержка некоторых групп
школьников, у которых легко спрогнозировать сложности трудоустройства (это наши
«трудные», дети из неблагополучных семей);

Реализация плана
предусматривает активное участие педагогов, родителей учащихся
общеобразовательного учреждения, работодателей, сотрудников центра занятости
населения и иных заинтересованных лиц в проведении профориентационных
мероприятий, направленных на подготовку востребованных в регионе
профессиональных кадров.

Современная
экономическая и политическая обстановка заставляет предъявлять все более
высокие требования к индивидуальным психофизиологическим особенностям человека.
Рыночные отношения кардинально меняют характер и цели труда: возрастает его
интенсивность, усиливается напряженность, требуется высокий профессионализм,
выносливость и ответственность.

Школа должна
осознать свою долю экономической ответственности перед страной.
Профориентационная работа занимает важное место в деятельности школы, так как
она связывает систему образования с экономической системой, потребности
учащихся с их будущим. Для благополучия общества необходимо, чтобы каждый
выпускник школы находил возможно более полное применение своим интересам,
склонностям, не терял напрасно время, силы (да и средства) в поисках своего
места в системе общественного производства, на котором мог бы принести
наибольшую пользу и получить глубокое удовлетворение от своего труда.

Профессия (от лат.
«рго
fessio» – официально указанное занятие, специальность) – род
трудовой деятельности, занятий, требующих определённой подготовки и являющихся
источником существования человека.

Ориентация – умение
разобраться в окружающей обстановке или направление деятельности в определённую
сторону.

В широком смысле слова  профориентация –
система общественного и педагогического воздействия на молодёжь, с целью её
подготовки к сознательному выбору профессии, система государственных
мероприятий, обеспечивающая научно обоснованный выбор профессии.

В узком смысле слова
профориентация – целенаправленная деятельность по формированию у учащихся
внутренней потребности и готовности к сознательному выбору профессии.

Профориентация в личностном
смысле – длительный и в достаточной степени необратимый социальный процесс
освоения личностью той или иной профессии.

Таким образом,
профориентация осуществляется на 2-х уровнях – общественном и личностном. Эти уровни
взаимосвязаны.

Профессиональная
ориентация в школе – это система учебно-воспитательной работы, направленной на
усвоение учащимися необходимого объёма знаний о социально-экономических и
психофизических характеристиках профессий.

В школе профориентационная
работа проводится администрацией учреждения, классными руководителями,
социальным педагогом, библиотекарем, медицинским работником,
учителями-предметниками.

Главные задачи их деятельности по профориентации учащихся:

  • сформировать
    положительное отношение к труду;

·        
научить разбираться в
содержании профессиональной деятельности;

·        
научить соотносить требования,
предъявляемые профессией, с индивидуальными качествами;

·        
научить анализировать
свои  возможности  и  способности, (сформировать 
потребность в осознании и оценке качеств и
возможностей своей личности)

Основными
направлениями профориентационной работе в школе являются:

·        
Профессиональная
информация.

·        
Профессиональное
воспитание.

План работы осуществляется поэтапно с учетом возрастных особенностей
учащихся, преемственности  в содержании, формах и методах работы в начальной,
основной, средней  школе.

Профессиональная
консультация

Профессиональная
информация включает в себя сведения о мире профессий,  личностных и
профессионально важных качествах человека, существенных для самоопределения, о
системе учебных заведений и путях получения профессии, о потребностях общества
в кадрах.

Профессиональное воспитание включает в себя формирование склонностей и
профессиональных интересов школьников. Сущность педагогической работы по
профессиональному воспитанию заключается в том, чтобы побуждать учащихся к
участию в разнообразных формах учебной и внеклассной работы,
общественно-полезному и производственному труду, к активной пробе сил. Это
позволяет на практическом опыте узнать и определить свои склонности и
способности. Склонность развивается в процессе деятельности, а профессиональные
знания успешно накапливаются при наличии профессиональных интересов. Важно,
чтобы школьник пробовал себя в самых различных видах деятельности.

Профессиональное
консультирование- изучение личности учащегося и на этой основе выдача
профессиональных рекомендаций. Профессиональная консультация чаще всего носит
индивидуальный характер.

Классный
руководитель может использовать такие методы работы как наблюдение за
деятельностью и развитием учащихся, изучение результатов их учебной и
внеучебной деятельности, анкетирование, составление психолого-педагогических
характеристик учащихся.

Формы
работы могут быть следующие:

  • профориентационные уроки;
  • экскурсии;
  • классный час по
    профориентации;
  • встречи со специалистами;
  • родительские собрания по
    профориентационной тематике и т.д.

Важно
помнить, что профориентационная работа в школе приносит пользу только тогда,
когда к профориентационной работе привлечён весь коллектив школы, и когда
соблюдаются следующие принципы:

1)
Систематичность и преемственность – профориентационная работа не должна
ограничиваться работой только  со старшеклассниками. Эта работа ведется с
первого по выпускной класс.

2)
Дифференцированный и индивидуальный подход к учащимся в зависимости от возраста
и уровня сформированности их интересов, от различий в ценностных ориентациях и
жизненных планах, от уровня успеваемости.

3)
Оптимальное сочетание массовых, групповых и индивидуальных форм
профориентационной работы с учащимися и родителями.

4)
Взаимосвязь школы, семьи, профессиональных учебных заведений, центров
профориентации молодежи, службы занятости, общественных молодежных организаций.

5) Связь
профориентации с жизнью (органическое единство с потребностями общества в
кадрах).

Данные
памятки предназначены для классных руководителей в работе с учащимися по их
профессиональному самоопределению.

Формы взаимодействия с учащимися школы с целью
профориентации:

¾   
анкетирование и тестирование
старшеклассников;

¾   
консультации для школьников и
их родителей;

¾   
профориентационные опросники;

¾   
профориентационные игры.

Мероприятия, ориентированные на профориентацию
школьников:

¾   
экскурсии на предприятия и в
организации с целью ознакомления;

¾   
посещение выставок-ярмарок учебных мест,
организованных учебными заведениями  (совместно с
Центром занятости);

¾   
посещение учреждений профессионального
образования   в Дни открытых дверей;

¾   
содействие временному
трудоустройству обучающихся во время каникул;
 

¾   
расположение информационных
материалов по профориентации на  школьном  сайте. 

Критерии и показатели
эффективности профориентационной работы в школе

В
управлении профориентационной работой
 к наиболее
важным относятся вопросы определения критериев и показателей эффективности
профориентации. Достижение поставленной цели возможно и оправдано только при
активной целенаправленной работе со школьниками, при выявлении их реальных
интересов и способностей, формировании убежденности в правильном выборе
профессии, отвечающего как их личным склонностям и возможностям, так и
потребностям региона, в котором они живут, общества в целом.

К
основным  
результативным критериям и показателям
эффективности профориентационной работы, прежде всего, относятся:

1. Достаточная
информация о профессии и путях ее получения
. Без ясного представления
о содержании и условиях труда в избираемой профессии школьник не сможет сделать
обоснованного ее выбора. Показателем достаточности информации в данном случае
является ясное представление им требований профессии к человеку, конкретного
места ее получения, потребностей общества в данных специалистах.

2. Потребность
в обоснованном выборе профессии
. Показатели сформированности потребности в
обоснованном профессиональном выборе профессии – это самостоятельно проявляемая
школьником активность по получению необходимой информации о той или иной
профессии, желание (не обязательно реализуемое, но проявляемое) пробы своих сил
в конкретных областях деятельности, самостоятельное составление своего
профессионального плана.

3. Уверенность
школьника в социальной значимости труда
, т.е. сформированное отношение к
нему как к жизненной ценности. По данным исследований жизненных ценностей
учащихся 8-11 классов, отношение к труду как к жизненной ценности прямо
соотносится у них с потребностью в обоснованном выборе профессии.

4. Степень
самопознания школьника
. От того, насколько глубоко он сможет изучить
свои профессионально важные качества, во многом будет зависеть обоснованность
его выбора. При этом следует учитывать, что только квалифицированный специалист
может дать школьнику достаточно полную и адекватную информацию о его
профессионально важных качествах.

5. Наличие
у учащегося обоснованного профессионального плана
. Обоснованность
профессионального выбора справедливо считается одним из основных критериев
эффективности профориентационной работы. Показателем обоснованности является
умение соотносить требования профессии к человеку со знаниями своих
индивидуальных особенностей, те из них, которые непосредственно влияют на успех
в профессиональной деятельности, т. е. профессионально важные качества.

План профориентационной работы


п/п

Мероприятия

Срок

выполнения

Ответственные
исполнители

1.
Нормативно-правовое обеспечение

1.1

Изучение нормативно-правовых документов. 
Разработка плана профориентационной работы в школе на текущий учебный год.

До
01.09.2022

Педагог-психолог

2.
Информационно-методическое и кадровое обеспечение

2.1

Изучение методических рекомендаций по
организации профориентационной работы среди обучающихся.

В
течение указанного периода

Педагог-психолог

2.2

Определение перечня курсов по выбору с учащимися
9 класса.

До
01.09.2022

Заместитель по ВР и УВР, учителя-предметники

2.3

Расстановка кадров для ведения курсов по
выбору и профориентационной работы

До
01.09.2022

Заместитель по ВР и УВР

3.
Обеспечение условий для формирования социально-экономического
профориентационного пространства школы

3.1

Проведение тестирование учащихся 8-11
классов  «Склонности и профессиональная направленность»

Ноябрь,

2022

Педагог-психолог

3.2

Проведение
диагностических методик среди учащихся 8-11  классов с целью выявить у
школьников особенности развития самооценки, профессиональную направленность,
узнать о личных профессиональных планах.

Февраль,
2023

Классные руководители

Педагог-психолог

3.3

Проведение профориентационных
игр среди учащихся 5-11 классов:

  1. «Угадай профессию»
  2. «Заглянем
    в будущее…»
  3. «Защита профессий»
  4. «Калейдоскоп профессий»;
  5. «От скуки на все руки»;
  6. «Умелые руки не знают скуки»,

В
течение года

Педагог-психолог

3.4

Проведение игры
«жизнедеятельности»: «День самоуправления в школе»

Октябрь,
2022

Завуч по ВР

3.5

Проведение профориентационных опросников  

В 
течение года

Педагог-психолог

3.6

Проведение тематических классных часов профориентационной
направленности:

8-10 классы –

¾   
 «Мастерство и талант»

¾   
«Что такое труд»

¾«Мои планы на
будущее»

¾   
«Профессионализм. Что это?»

¾   
«Планирование профессиональной карьеры»

¾   
«Все
профессии важны»,

¾   
«Моя
будущая профессия»;

В
течение года

Педагог-психолог

3.7

Проведение деловой игры среди учащихся

9-11 классов «Кадровый вопрос»

Апрель
2023

Педагог-психолог

3.8

Посещение учащимися 8-11 классов
выставки-ярмарки  учебных мест, а также учреждений профессионального
образования в Дни открытых дверей

По
плану средних профессиональных учреждений

Администрация школы, классные руководители 

Педагог-психолог

3.9

Проведение обзорных и тематических
профориентационных экскурсий с целью ознакомления работы предприятий, условий
труда, технологическим процессом

По
мере согласования с руководителями предприятий

Администрация школы, классные руководители 

Педагог-психолог

3.10

Использование в
профориентационной  работе
Internet-ресурсов

Постоянно

Классные руководители, педагог-психолог

3.11

Оформление информационных стендов по
профессиональной ориентации, их обновление.

Постоянно

Педагог-психолог

3.12

Размещение информации
по профориентационной работе на школьном сайте

Постоянно

Педагог-психолог

3.13

Информирование
учащихся и их семей об образовательных возможностях территориально доступной
им образовательной среды начального и среднего профессионального образования.

Постоянно

Классные руководители, педагог-психолог

3.14

Информирование
учащихся и их родителей, педагогов школы о проблемах занятости на местном и
региональном рынке труда.

Постоянно

Педагог-психолог

3.15

Участие учеников
в проекте «Билет в будущее»

Постоянно

Классные руководители

Педагог-психолог

3.16

Ежегодная акция
«Единый день профориентации» (1-11 класс)

Март,
2023

Педагог-психолог

3.17

Проведение ознакомительных бесед  о профессиях  в 1-11
классах:

«В мире профессий»,

«Моя будущая профессия»,

«Труд кормит, а лень портит» и др.

В
течение года

Педагог-психолог

План работы по профориентации родителей и учащихся старших классов МБОУ «СОКШ №4» на 2020–2021 учебный год.

Цель: Правильный профессиональный выбор – залог жизненного успеха. Проблема выбора профессии является одной из главной в жизни каждого человека. Ориентация на профессиональный труд и выбор своего профессионального будущего учащихся выступает как неотъемлемая часть образовательного процесса. Особо значимой является проблема приобретения учащимися и их родителями правильно соотнести выбор будущей профессии и собственных возможностей.

Центральная задача семейного воспитания – создание всех необходимых условий для нормального развития и саморазвития духовно и физически здоровой зрелой личности ребенка. Поэтому, одна из главных задач родителей состоит в том, чтобы способствовать правильному профессиональному выбору детей, помочь им умным советом. А задача школы – содействовать формированию у родителей представлений о роли семьи в трудовом воспитании и профессиональной ориентации детей.

Задачи:

  • Коррекция профессиональных планов, оценка готовности к избранной деятельности.
  • Индивидуальные консультации с родителями по вопросу выбора профессий, учебного заведения учащимися.
  • Профессиональное самопознание;
  • Воспитание профессионально-правовой культуры
  • Информирование учащихся о профессиональных учебных заведениях и рынке труда.
  • Активизация интереса учащихся к профориентационным вопросам, к планированию своего будущего, ориентация учащихся в мире профессий.

Практическое направление:

  • Участие в профессиональном информировании учащихся – выступления – рассказы о своих профессиях.
  •  Участие в профессиональном самоопределении учащихся совместно с классными руководителями: участие во внеклассных мероприятиях, организация экскурсий на предприятия города, заполнение профессиональных дневников.
  • Участие в коррекции профессиональной подготовки выпускников в соответствии с материальным положением семьи, рынком труда, возможностями личности. 

Ответственный: Белогурова Елена Филимоновна

Тема

Содержание

Категория слушателей

Форма проведения

Сроки проведения

«Нормативно-правовые материалы»

 Знакомство с законами РФ (Конституция, Трудовой кодекс), правами в трудовой деятельности.

Родители 9-11 классов

Видеолекция

Сентябрь

Профориентационные игры и упражнения, направленные на активизацию построения личного профессионального плана. 1. Упражнение “Плюс — минус – интересно”.

Пробные (тренинговые) игры – направлены на самопознание.

Учащиеся 9-11 классов

Игры

Октябрь

“хочу”, “могу”, “надо”.

Профессиональные интересы (“хочу”)

Возможности личности в профессиональной деятельности (“могу”)

Современный рынок труда (“надо”).

Учащиеся 9-11 классов

Анкетирование

Ноябрь

Куда пойти учиться?

Знакомство с  «рынком образовательных услуг», определение роли профессионального образования, знакомство с формами получения НПО, СПО и ВУЗ, возможности выпускника школы для поступления, условия приёма в учебное заведение, учебный процесс, профессии, полученные по окончании, трудоустройство по полученной профессии

Родители 9-11 классов

Круглый стол

Декабрь

Экспресс – тест «Как я ориентируюсь в мире новых профессий?»

Игры, моделирующие построение личного профессионального плана, профессиональных и жизненных перспектив 

Учащиеся 9-11 классов

Тесты

Январь

Куда пойти работать?

Знакомство с вариантами поиска работы. Знакомство с содержанием объявлений о вакансиях  в газетах и на информационных стендах.

Родители 9-11 классов

Дискуссионная площадка

Февраль

“Восемь углов” профессионального самоопределения

Составление личного профессионального плана  «Мой жизненный путь»

Учащиеся и родители 9-11 классов

Дискуссионная площадка

Март

Классное родительское собрание «Склонности и интересы подростков  в выборе профессии»

Оказать методическую помощь родителям в выборе будущей профессии старшеклассников.

Родители 8-11 классов

Круглый стол

Апрель

Родительское собрание

«Помощь семьи в профессиональной ориентации ребенка»

Родители 6-8 классов

Дискуссионная площадка

Май  

Памятка для родителей по выбору профессии

Уважаемые папы и мамы!

1. Дайте своему ребенку право выбора будущей профессии.

2. Обсуждайте вместе с ним возможные «за» и «против» выбранной им профессии.

3. Рассматривайте выбор будущей профессии не только с позиции материальной выгоды, но и с позиции морального удовлетворения.

4. Учитывайте в выборе будущей профессии личностные качества своего ребенка, которые необходимы ему в данной специальности.

5. Если возникают разногласия в выборе профессии, используйте возможность посоветоваться со специалистами-консультантами.

6. Не давите на ребенка в выборе профессии, иначе это может обернуться стойкими конфликтами.

7. Поддерживайте ребенка, если у него есть терпение и желание, чтобы его мечта сбылась.

8. Если ваш ребенок ошибся в выборе, не корите его за это. Ошибку можно исправить.

9. Помните, что дети перенимают традиции отношения к профессии своих родителей!

Приложение №1

Опросник для выявления готовности к выбору профессии (по В.Б. Успенскому)

Ход проведения: учащимся предлагается прочитать нижеперечисленные утверждения и выразить своё согласие или несогласие с ними соответствующими ответами «да» или «нет».

Инструкция: прочитайте утверждения. Если Вы согласны с ними, дайте ответ «да», если не согласны – «нет».

  1. Вы уже твёрдо выбрали будущую профессию.
  2. Основной мотив Вашего выбора – материальные интересы.
  3. В избранной профессии Вас привлекает, прежде всего, сам процесс труда.
  4. Вы выбираете профессиональное учебное заведение потому, что туда пошли (или пойдут) учиться Ваши друзья.
  5. Вы выбираете место учёбы (работы) потому, что они недалеко от дома.
  6. Если Вам не удастся получить избираемую профессию, то у Вас есть запасные варианты.
  7. Вы читаете периодические издания, связанные с будущей профессией.
  8. Вам известны противопоказания, которые существуют для избранной профессии.
  9. Неважно, кем работать, важно, как работать.
  10. Вы думаете, что с выбором профессии не надо спешить, сначала следует получить аттестат.
  11. Вам известно, каких качеств, важных для будущей профессиональной деятельности Вам не достаёт.
  12. Вы занимаетесь развитием профессионально значимых качеств.
  13. Согласны ли Вы с тем, что здоровье не влияет на выбор профессии.
  14. Учителя рекомендуют избрать выбранную Вами профессию.
  15. Вы знаете о неприятных сторонах будущей профессии.
  16. Вам удалось осуществить пробу сил в деятельности, близкой к будущей профессии.
  17. Вы консультировались о выборе профессии у врача.
  18. Главное в выборе профессии – возможность поступить в профессиональное учебное заведение.
  19. Вы знаете об условиях поступления в выбранное учебное заведение.
  20. Вам известно о возможностях трудоустройства по избираемой профессии.
  21. Вы уверены, что родственники помогут Вам устроиться на работу (учёбу).
  22. Вы знаете о возможных заработках у представителей избираемой профессии.
  23. Если не удастся поступить в избранное учебное заведение, то Вы будете пытаться ещё раз.
  24. Для правильного выбора профессии достаточно удовлетворить Ваши профессиональные интересы «хочу».

Обработка и интерпретация результатов: проставьте полученные варианты ответов в два столбца:

Подсчитайте в первом столбце сумму ответов «да», во втором – сумму ответов «нет». Сложите полученные суммы и определите уровень готовности школьников к выбору профессии по следующей шкале:

 0 – 6 баллов – неготовность,

 7 – 12 баллов – низкая готовность,

13 – 18 баллов – средняя готовность,

 19 – 24 балла – высокая готовность.

План профориентационной работы школы

на__________________ учебный год

Цель

  • оказание профориентационной поддержки учащимся в процессе самоопределения и выбора сферы будущей профессиональной деятельности.

Задачи:

  • сформировать положительное отношение к труду;

  • научить разбираться в содержании профессиональной деятельности;

  • научить соотносить требования, предъявляемые профессией, с индивидуальными качествами;

  • научить анализировать свои  возможности  и  способности, (сформировать потребность в осознании и оценке качеств и возможностей своей личности)

  • выработать систему взаимодействия старшей ступени школы с учреждениями дополнительного и профессионального образования, а также с местными предприятиями.

Реализация плана предусматривает активное участие педагогов, родителей учащихся общеобразовательного учреждения, работодателей, сотрудников центра занятости населения и иных заинтересованных лиц в проведении профориентационных мероприятий, направленных на подготовку востребованных в регионе профессиональных кадров.

Профессиональная ориентация в школе – это система учебно-воспитательной работы, направленной на усвоение учащимися необходимого объёма знаний о социально-экономических и психофизических характеристиках профессий. Для благополучия общества необходимо, чтобы каждый выпускник школы находил, возможно более полное применение своим интересам, склонностям, не терял напрасно время, силы, средства в поисках своего места в системе общественного производства, на котором мог бы принести наибольшую пользу и получить глубокое удовлетворение от своего труда.

В школе профориентационная работа проводится администрацией учреждения, классными руководителями, учителями-предметниками.

План работы осуществляется поэтапно с учетом возрастных особенностей учащихся, преемственности в содержании, формах и методах работы в начальной, основной, средней школе.

Основными направлениями профориентационной работе в школе являются:

  • Профессиональная информация: включает в себя сведения о мире профессий,  личностных и профессионально важных качествах человека, существенных для самоопределения, о системе учебных заведений и путях получения профессии, о потребностях общества в кадрах.

  • Профессиональное воспитание: включает в себя формирование склонностей и профессиональных интересов школьников. Сущность педагогической работы по профессиональному воспитанию заключается в том, чтобы побуждать учащихся к участию в разнообразных формах учебной и внеклассной работы, общественно-полезному и производственному труду, к активной пробе сил. Важно, чтобы школьник пробовал себя в самых различных видах деятельности.

  • Профессиональная консультация: изучение личности учащегося, носит индивидуальный характер. Классный руководитель может использовать такие методы работы как наблюдение за деятельностью и развитием учащихся, изучение результатов их учебной и внеучебной деятельности, анкетирование, составление психолого-педагогических характеристик учащихся.

Формы работы:

  • профориентационные уроки;

  • экскурсии;

  • классный час по профориентации;

  • встречи со специалистами;

  • профессиографические исследования;

  • родительские собрания по профориентационной тематике и т.д.

Формы взаимодействия с учащимися школы с целью профориентации:

  • участие в предметных олимпиадах;

  • участие в конкурсах, проектах, мероприятиях, соревнованиях различной направленности;

  • анкетирование и тестирование старшеклассников;

  • профориентационные опросники;

  • профориентационные игры.

Мероприятия, ориентированные на профориентацию школьников:

  • экскурсии на предприятия и в организации с целью ознакомления;

  • посещение выставок-ярмарок учебных мест, организованных учебными заведениями (совместно с Центром занятости);

  • посещение учреждений профессионального образования в Дни открытых дверей;

  • содействие временному трудоустройству обучающихся во время каникул;

  • расположение информационных материалов по профориентации на школьном сайте.

п/п

Мероприятия

Участники

Сроки проведения

Ответственный

1. Организационно-информационная деятельность

Оформление стендов, наглядных пособий, плакатов, методических материалов

сентябрь

Ответственный за профориентацию

Координирование работы педагогического коллектива

в течение года

Ответственный за профориентацию

Проведение анализа результатов профориентации за прошлый год, выявление трудоустройства и поступления в учреждения среднего профессионального и высшего образования выпускников 9,11 классов.

август-сентябрь

Ответственный за профориентацию, заместитель директора по УВР

Разработка рекомендаций классным руководителям по планированию профориентационной работы с обучающимися различных возрастных групп.

август-сентябрь

Ответственный за профориентацию

Осуществление взаимодействия с ЦЗН, учреждениями профессионального образования г.Тейково, предприятиями

в течение года

Администрация, ответственный за профориентацию

2. Информационно-консультационная деятельность с педагогическими работниками

Оказание помощи в разработке, организации и проведении воспитательных мероприятий

Классные руководители

в течение года

Ответственный за профориентацию

Организация семинаров по проблемам личности обучающихся:

– «Изучение профессиональных намерений и планов обучающихся»,

– «Исследование готовности обучающихся к выбору профессии»,

– «Изучение личностных особенностей и способностей обучающихся»

Классные руководители, учителя -предметники

в течение года

Ответственный за профориентацию, заместители директора по УВР и ВР

3. Профориентационные мероприятия с обучающимися

Выявление выбора предпочтений обучающихся предметных курсов

Обучающиеся 9-11 классов

сентябрь

Зам. директора по УВР

Выявление выбора предпочтений обучающихся занятий в творческих группах

Обучающиеся 1-11 классов

сентябрь

Зам. директора по ВР

Знакомство с профессиями при классно-урочной системе. Расширение знаний обучающихся о профессиях

Обучающиеся 1-11 классов

в течение года

Ответственный за профориентацию, учителя-предметники

Организация уроков по курсу «Мир профессий»

Обучающиеся 9 классов

в течение года

Ответственный за профориентацию, учитель МП

Организация и проведение классных часов по профориентации

Обучающиеся 1-11 классов

в течение года

Ответственный за профориентацию, классные руководители

Вовлечение обучающихся в общественно-полезную деятельность в соответствии с познавательными и профессиональными интересами: обеспечение участия в проектно-исследовательской деятельности (конкурсах, выставках, фестивалях)

Обучающиеся 1-11 классов

«Безопасное колесо» – сентябрь;

«Будем жить» – ноябрь;

краеведческие чтения – декабрь;

и др. в течение года

Ответственный за профориентацию, учителя-предметники, зам. директора по ВР

Организация и проведение занимательных викторин и бесед с использование медиатеки

Обучающиеся 1-11 классов

в течение года

Ответственный за профориентацию, библиотекарь

Организация экскурсий на предприятия

Обучающиеся 1-11 классов

в течение года

Ответственный за профориентацию, классные руководители

Организация и проведение встреч с представителями
различных профессий.

Обучающиеся 1-11 классов

в течение года

Ответственный за профориентацию, классные руководители

Обеспечение участия обучающихся в днях открытых дверей учреждений среднего профессионального и высшего образования

Обучающиеся 8-11 классов

в течение года

Ответственный за профориентацию, классные руководители

Обеспечение участия обучающихся в работе ярмарки вакансий ЦЗН с целью знакомства с учреждениями среднего профессионального и высшего образования и рынком труда.

Обучающиеся 8-11 классов

Март-апрель

Ответственный за профориентацию, классные руководители

Организация деятельности по созданию портфолио выпускников школы

Обучающиеся 1-11 классов

в течение года

Классные руководители

4. Профориентационная деятельность с родителями

Проведение индивидуальных консультаций с родителями по проблемам выбора элективных курсов по учебным предметам

Родителя обучающихся 9-11 классов

сентябрь

Администрация, ответственный за профориентацию, классные руководители

Привлечение родителей к участию в проведении экскурсий на предприятия и учреждения среднего профессионального и высшего образования.

Родителя обучающихся 1-11 классов

в течение года

Администрация, ответственный за профориентацию, классные руководители

Привлечение родителей к участию в проведении мероприятий классно-урочной системы и системы дополнительного образования

Родителя обучающихся 1-11 классов

в течение года

Администрация, ответственный за профориентацию, классные руководители, учителя-предметники

Примерная тематика классных часов.

1-4 классы.

1

Мир моих интересов

2

Профессии наших родителей.

3

Путь в профессию начинается в школе.

4

Моя мечта о будущей профессии.

5

Труд на радость себе и людям.

5-8 классы.

1

Мир профессий. Человек и техника. Встреча с начальником ж/д

2

Мир профессий. Человек на производстве. Экскурсия на ЛПП

3

Мир профессий. Почтовая связь в нашей стране. Экскурсия в отделение связи.

4

Мир профессий. Чтобы люди были красивыми. Парикмахер. Визажист. Конкурс.

5

Мир профессий. На страже закона. Встреча.

6

Мир профессий. Библиотекарь. Экскурсия в библиотеку

7

Мир профессий. Зеленое богатство. Экскурсия в лесничество, ЛТШ

8

Мир профессий. Когда на весах лекарства. Фармацевт. Встреча.

9-11 классы.

1

Познай самого себя. Беседа, тестирование.

2

Какие факторы оказывают значительное влияние на выбор профессии. Анкетирование.

3

Профориентация и медицинская профконсультация.

4

Мотивы выбора профессии.

5

Психологические характеристики профессий.

6

Они учились в нашей школе.

7

Выпускники школы-учителя

8

Профессии с большой перспективой.

9

Как стать гением. Жизненная стратегия творческая человека.

10

Сотвори свое будущее. Проект

11

Что? Где? Когда? Информация о профессиях. Периодическая печать и литература.

План

работы по профориентации
в МБОУ Богоявленская СШ

на 2015 – 2016 учебный год

Месяц

Мероприятие

Ответственные

Сентябрь

Профориентационный курс «Я и моя профессия» для учащихся
8-9 классов

Педагог-психолог

Октябрь

Профориентационный курс «Я и моя профессия» для учащихся 9
класса

Профориентационный курс «Карьерист» для учащихся 8 класса

Поездка учащихся 9 класса на «Ярмарку вакансий»

Педагог-психолог, социальный педагог

Ноябрь

Профориентационный курс «Я и моя профессия» для учащихся 9
класса

Профориентационный курс «Карьерист» для учащихся 8 класса

Педагог-психолог, социальный педагог

Декабрь

Беседа с учащимися, состоящими на учете ПДН, ВШК, ИДН
“Мое будущее – моими глазами”  

Педагог-псиолог, социальный педагог

январь

1. Диагностика профессионального профиля личности учащихся
9 и 11 классов (интересов и способностей)

2. Родительское собрание “Роль семьи в определении
будущей профессии учащихся”

Педагог-психолог

Февраль

Уроки мужества “Есть такая профессия Родину
защищать” для учащихся 5-11 классов

Посещение центра занятости

Классные руководители

Март  

Круглый стол “Куда пойти учиться?”

Педагог-психолог

апрель

1. Оформление информационного стенда

2. Классные часы на тему: “Условия приема в ВУЗы,
ССУЗы, ПТУ”

Педагог-психолог   социальный педагог

май

1. Конференция для старшеклассников “Выбирая свою
дорогу”

2. Видеофильм “В мире профессий”        

В течение года

Индивидуальные консультации родителей и учащихся об
особенностях выбора профессии и профессионального самоопределения учащихся

Педагог-психолог

Добавить комментарий