Описание презентации по отдельным слайдам:
-
1 слайд
К.И.Чуковский «Федорино горе»
Учитель начальных классов
Евтюхова Л.А.
Методика работы с картинным планом -
2 слайд
Определение
Картинный план- это разбивка текста на смысловые части, каждая из которых выражается через образную картинку.
Такой способ подходит для детей, которые оперируют зрительными образами.
Положительные характеристики такого способа в том, что правильно развивается речь: последовательно и осознанно. -
3 слайд
Методика работы с картинным планом
Расскажи по иллюстрациям -
4 слайд
Методика работы с картинным планом
2 Разложи перепутанные иллюстрации
по порядку.
3. Соедини иллюстрацию и название части -
5 слайд
Методика работы с картинным планом
4. Нарисуй картинный план по
названиям частей.
5 Нарисуй картинный план и озаглавь
Каждую выделенную часть -
6 слайд
Методика работы с картинным планом
6. Угадай все ли иллюстрации
из сказки «Федорино горе?» -
7 слайд
Методика работы с картинным планом
7. Раскрась и подпиши иллюстрации -
8 слайд
Методика работы с картинным планом
8. Рассмотри и реши- все ли
Эпизоды отображены в иллюстрациях
Если нет, то каких не хватает?
Дополни словесным рисованием. -
9 слайд
Методика работы с картинным планом
Как составить картинный план?
1. Прочитай произведение, выдели основную мысль.
2. Раздели текст на основные смысловые части. Озаглавь.
3. Нарисуй картинки к каждой части.
4. Соотнеси текст и картинный план.
5. Расскажи текст по картинкам
(1-3 предложения по каждой) -
10 слайд
Методика работы с картинным планом
Требования к картинному плану?
1. Структурированность
2. Последовательность
3. Единообразие
4. Информативность
Мне кажется, что рассказу по рисункам на странице 73 подошло бы название “Гриб”, так как история приключилась из-за него.
Гриб
Собрались мы с Васькой, дружком моим, в лес за грибами, благо он совсем недалеко от нашей деревни.
Идем в лес, а навстречу нам Федька идет и спрашивает куда это мы собрались.
Мы говорим – за грибами.
А Федька говорит, так вы же грибы искать не умеете.
Спорили мы с Федькой целый час, что умеем грибы искать и договорились до того, что если кто из нас гриб найдет и ему покажет, тому Федька патрон свой отдаст.
Патрон настоящий, с войны, дед ему подарил.
Взяли два лукошка и идем по лесу, грибы ищем.
Каждому патрон Федькин хочется, а грибов как назло нет и нет.
И тут я вижу гриб, такой большой, в травке спрятался, я к нему, да ни тут то было.
Васька тоже гриб увидал и давай к нему бежать.
Кричу Ваське, что я гриб первый увидел, а он меня не слушает и давай к грибу пробираться.
Тогда я быстро хватаю Ваську за футболку и держу, говорю гриб мой.
А Васька говорит, а чего он твой? Я его первый увидел, уйди с дороги, а то уши намылю.
А я ему ну и намыль, я не уйду, гриб мой!
Вообщем сцепились мы с Васькой серьезно, долго мутузили друг друга, да так что устали и в разные стороны упали.
Смотрю я на гриб, а его то и нет, остались одни кусочки от него.
Пока мы с Васькой дрались за гриб, гриба то мы не увидели и растоптали совсем. Не чем к Федьке идти и смеяться он будет.
А Васька говорит, а может и хорошо что мы гриб растоптали, никому обидно не будет, что другой выиграет, мы ведь друзья?
И действительно, зачем нам этот гриб и Федькин патрон, делить их, потом ссориться между собой.
Лучше мы так дружить будем.
План
1) Идем с Васькой в лес за грибами.
2) Уговор и гриб.
3) Кто первый нашел гриб?
4) Драка с Васькой.
5) Грибов нет, но мы с Васькой опять друзья.
Что такое картинный план произведения — это последовательно выстроенные иллюстрации (картинки) к каждой части текста. Для чего он нужен и как его составить?
Что это такое
В картинном плане пункты обозначены не словами (или не только словами), но и графическими образами.
Самые древние планы в картинках рисовали первобытные люди на стенах пещер, когда последовательно изображали процесс охоты: человечек берет лук или копье — человечек бежит за зверем — стрела или копье торчит из убитого зверя. Такая схема выполняет главную функцию — отражает последовательность ключевых эпизодов, их логику через эмоциональное, образное восприятие.
Это не просто набор иллюстраций; например, что такое картинный план к рассказу — это разбивка текста на смысловые части, каждая из которых выражается через образ-картинку.
Такой способ составления подходит для дошкольников и ребят из младших классов, которые легче оперируют конкретными зрительными образами, чем абстрактными конструкциями. И это полноценная аналитика, так как требует сознательного понимания текста, деления его на отрывки, поиска взаимосвязей между его частями, развивает мышление и речь детей.
Эта методика прекрасно зарекомендовала себя в работе с детьми с нарушенной речью. Зрительные образы такие малыши воспринимают легче слов и шаг за шагом, от картинки к картинке восстанавливая ход событий в тексте, учатся связной монологической речи.
Для школьников среднего и старшего возраста такая методика используется редко, но тоже полезна для поддержания способности к открытому эмоциональному восприятию.
Как составляется
Основных видов работы с картинными планами несколько:
- с готовыми, напечатанными в книге, в методических пособиях и т. д.: в этом случае задание — рассказать по картинкам или разложить перепутанные иллюстрации по порядку и т. д.;
- прочитать или прослушать текст и «нарисовать» по нему план;
- комбинация двух предыдущих: прочитать или прослушать текст, рассмотреть картинки и решить, все ли эпизоды повествования отражены в иллюстрациях. Если нет, то каких не хватает, дорисовать недостающие самому или дополнить готовыми.
Если у вас домашнее задание из пункта 2, как составить картинный план к сказке или рассказу:
- Прочитать произведение, определить его основную тему.
- Разделить текст на основные смысловые части и сформулировать содержание каждой их них.
- Нарисовать картинки к каждой части текста.
- Прочитать весь текст еще раз, соотнося с планом.
- Попробовать по картинкам пересказать текст.
Какие требования предъявляются
Общие требования к картинному плану те же, что и к другим:
- Структурированность. Количество изображений равно количеству эпизодов — смысловых частей текста, без пропусков и повторов.
- Последовательность. Выстроенные в ряд изображения имеют ту же логику и последовательность, что и в тексте, отражают его основные элементы, части от начала до конца.
- Единообразие. Картинки не обязательно делать под копирку, но соответствовать по общему начертанию и размерам (если один эпизод изображен намного больше другого, то он более важный?).
- Информативность. Как в обычном плане, в заголовках и подзаголовках необходима законченная по форме и ясная по содержанию мысль для опоры в правильном пересказе текста, в картинном плане необходимо изобразить содержание эпизода. Здесь принципиальна не красота рисунка (пусть он получится схематичным), а выразительность и понятность происходящего.
Вот, например, что такое картинный план к сказке А.С.Пушкина «О мертвой царевне и о семи богатырях»—- это не последовательные «портреты» царя, мачехи, царевны, королевича и богатырей, а ключевые «кадры» повествования:
- Царь с маленькой дочкой на руках, а поодаль мачеха.
- Мачеха с зеркальцем в руках отдает приказ стоящей на коленях чернавке.
- Царевна выходит из леса к терему богатырей.
- Богатыри и царевна.
- Старушка дает царевне яблоко.
- Богатыри стоят возле мертвой царевны.
- Елисей расспрашивает про царевну у солнца, месяца, ветра.
- Королевич Елисей нашел царевну.
Подобная методика используется не только для разбора и пересказа литературных произведений, но и в других учебных предметах: опорные схемы посадки растений, рассказа о явлениях природы и т. д.
Пример составления
Картинные планы составляют как к целому произведению, так и к отдельным темам.
Пример готового картинного плана — рассказ, как меняется море в «Сказке о рыбаке и рыбке» Пушкина:
- Начало. «Пришел невод с одною рыбкой…» — картинка со стариком и пойманной рыбкой на берегу спокойного моря.
- «Видит — море слегка разыгралось…» — картинка, где старик у моря с волнами и маленькими облачками.
- «Помутилося синее море…» — волны и облака.
- «Неспокойно синее море…» — темные тучи на небе, высокие волны.
- «Почернело синее море…» — темное небо, темное море с высокими волнами.
- «…на море черная буря…» — черные волны, ветер, шторм.
Рассмотри рисунки. Что на них изображено? Дай название каждому рисунку. Составь план и расскажи историю, которая произошла со щенком.
reshalka.com
ГДЗ Литературное чтение 2 класс (часть 1) Климанова. страница 128. Номер №■
Решение
Первая картинка − Подружки на прогулке.
Вторая картинка − Щенок потерялся.
Третья картинка − Найден щенок.
Четвёртая картинка − Возврашение домой.
План рассказа:
1. Две подружки.
2. Щенок в парке.
3. Мальчик Саша.
4. Радостная Аня.
Две подружки, Аня и Оля, пошли гулять в парк, и Аня взяла с собой своего любимого щенка Кузю. Кузя был еще маленьким и глупым. Он нашел по дороге кость и он остановился обнюхать ее. Поводок натянулся и выскользнул из Аниных рук, но девочка, увлеченная беседой, даже не заметила этого.
Кузя поиграл с костью, потом оглянулся, но хозяйки уже не было видно. Он долго бегал по парку пытаясь найти Аню, но, так как был еще маленьким, не мог взять след девочки. Тут щенка нашел мальчик Саша и видя, что у того болтается поводок, сразу понял, что собака потерялась. Он взял Кузю домой, накормил и написал объявление о находке щенка, потом развесил его по району.
Заплаканная Аня увидела это объявление и позвонила Саше. Сколько было радости, когда Кузя наконец−то вернулся домой!
Русский язык. 2 класс
Урок 35. Составление рассказа по серии сюжетных рисунков, вопросам и опорным словам
Перечень вопросов, рассматриваемых в теме:
1) Что такое сочинение. Признаки текста;
2) Работа над содержанием рассказа;
3) Составление плана;
4) Написание текста.
Глоссарий по теме
Рассказ – повествовательное произведение небольшого размера, словесное изложение каких-нибудь событий.
Текст – несколько предложений, связанных друг с другом по смыслу и грамматически.
Тема – предмет описания, изображения, исследования, разговора (о чём говорится в тексте).
Главная мысль – реализация авторского замысла, передающая его отношение к тому, о чём он сообщает (что хотел сказать автор).
Заголовок – название какого-либо произведения или отдельных его частей.
Опорные слова – ключевые слова, обозначающие тему, основную мысль и последовательность рассуждений.
Сюжетные картинки – предмет изображения последовательно развивающихся событий, составляющих содержание литературного произведения.
Вопросы – высказывания, имеющие целью побудить слушающего сообщить говорящему нечто требующее выяснения.
Основная и дополнительная литература по теме урока
Канакина В. П., Горецкий В. Г. Русский язык. Учебник. 2 класс. В 2 ч. Ч. 1. — М.: Просвещение, 2018. – С.74.
Моя письменная речь: учеб. тетрадь. 2 класс / Г.С. Щёголева. – 7-е изд. – СПб. : Первый класс, Специальная Литература, 2015. С.16-17. С.22 – 23. С. 36 – 37
Открытые электронные ресурсы по теме урока
Канакина В. П. и др. Русский язык. 2 класс. Электронное приложение. — М.: Просвещение, 2011. Ссылка для скачивания: http://catalog.prosv.ru/attachment/ca950bac-d794-11e0-acba-001018890642.iso
Теоретический материал для самостоятельного изучения.
Задача первая. Понять, что такое текст.
Вспомните, что сочинение – это изложение своих мыслей и чувств по заданной теме, в результате которого создаётся свой текст. Текст – несколько предложений, связанных друг с другом по смыслу и грамматически.
Выделяют следующие признаки текста.
А) Текст состоит из предложений.
Б) Предложения объединены темой.
В) Предложения связаны между собой по смыслу.
Г) Текст может иметь заголовок.
Предложения в тексте объединены темой и главной мыслью.
Задача вторая. Поработайте над содержанием рассказа.
Рассмотрите картинку.
Ответьте на вопросы:
- Кого нашёл мальчик в лесу?
- Какая беда приключилась с зайцем?
Дополните предложения:
Однажды мальчик_______________________________.
У зайчика ______________________________________.
Слова для справок: увидел, бедный, сломана лапка.
Рассмотрите картинку.
Ответьте на вопросы:
- Как заботился мальчик о зверьке?
- Слова для справок: принёс домой, кормил, ухаживал, заботился.
2.Как он лечил зайчику лапку?
Выберите слова для ответа на вопрос: перевязал, забинтовал, смазывал лапку.
Рассмотрите картинку.
Ответьте на вопрос по картинке:
Куда мальчик отнёс зайчика после выздоровления?
Слова для справок: вскоре, выздоровел, отпустил на волю.
Задача третья. Составьте план.
Текст состоит из частей. В тексте будет три части, по количеству картинок. Чтобы по порядку рассказать о том, что происходило на картинках, как сменялись события и чем закончились, составьте план текста. Дайте название каждой картинке. Это и будут пункты плана для составления текста.
Перед вами примерный план текста:
1. Беда.
2. Забота о зайчике.
3. На волю.
Задача четвёртая. Подберите сходные по значению слова.
Чтобы при составлении предложений не было повторов, подумайте, как по-другому можно назвать зайца? Подберите слова, которыми можно заменить слова «заяц» и «мальчик».
Заяц – зайчик, зайчонок, зайчишка, серый, косой, грызун, животное.
Мальчик – мальчуган, мальчишка, Ваня (или любое другое имя), спаситель, он.
Задача пятая. Подберите заголовок к тексту.
К тексту надо подобрать заголовок. Заголовок может отражать тему текста (то, о чём говорится в тексте) или его главную мысль (то, что хотел сказать автор). Перед вами варианты заголовков к тексту. Выберите заголовок, который отражает главную мысль или придумайте свой вариант.
Варианты заголовков:
По теме: Заяц. В лесу. Мальчик и заяц.
По главной мысли: Спаситель. Помощь зайчику. Не бросил в беде. Здоровым на волю!
Задача шестая. Подготовьтесь к написанию текста.
Прежде чем писать текст, необходимо составить устно каждую часть. В этом вам помогут картинки, план и слова-помощники.
СЛОВА-ПОМОЩНИКИ
однажды, в лесу,
увидел, зайчик, сломана
принёс, домой, кормил, перевязал, заботился, лечил
вскоре, выздоровел, отпустил
ПЛАН
Беда.
Забота о зайце.
На волю.
КАРТИНКА
При составлении предложений старайтесь избегать повторов. При написании предложений обратите внимание на выделенные буквы в опорных словах!
Задача седьмая. Представьте вариант текста.
Прочитайте, какой рассказ по этим сюжетным картинкам составил второклассник Петя Иванов.
Спаситель
Однажды в лесу Ваня увидел зайца. Мальчик хотел с ним поиграть, но заметил, что у зайчишки сломана лапка.
Спаситель принёс домой бедного зверька и перевязал ему лапу. Ваня каждый день заботился о зайчике. Он старательно перевязывал ему лапку и кормил с ложечки.
Вскоре заяц выздоровел, и мальчик отпустил его на волю.
Задача восьмая. Напишите текст.
Напишите свой яркий и интересный рассказ по картинкам.
Не забудьте, что новое предложение пишется с заглавной буквы и в конце каждого предложения ставится знак препинания (точка, восклицательный или вопросительный знаки).
Каждую новую часть пишите с красной строки.
Проверьте текст, если заметили ошибки, исправьте.
Дайте прочитать рассказ другу или маме.
Примеры и разбор решения заданий тренировочного модуля
Задание. Высказывание.
Выберите правильные высказывания:
А) Каждое новое предложение пишется с заглавной буквы.
Б) В конце предложения ставится только восклицательный знак.
В) Каждая новая часть текста пишется с красной строки.
Г) В конце предложения ставится знак препинания (точка, восклицательный или вопросительный знаки).
Д) План текста не помогает составить грамотный рассказ.
Е) Заголовок текста определяется либо по главной мысли, либо по теме.
Подсказка: должно быть четыре правильных ответа.
Правильный ответ:
А) Каждое новое предложение пишется с заглавной буквы.
Б) В конце предложения ставится только восклицательный знак.
В) Каждая новая часть текста пишется с красной строки.
Г) В конце предложения ставится знак препинания (точка, восклицательный или вопросительный знаки).
Д) План текста не помогает составить грамотный рассказ.
Е) Заголовок текста определяется либо по главной мысли, либо по теме.
Задание. Заголовок.
Выделите цветом заголовок, который более точно отражает то, о чём говорится в тексте.
А) Мальчик и заяц.
Б) Беда.
В) Не бросил в беде.
Г) Случай в лесу.
Подсказка: всего один правильный ответ.
Правильный ответ:
А) Мальчик и заяц.
Б) Беда.
В) Не бросил в беде.
Г) Случай в лесу.