Как составить план по самообразованию ученику

План по самообразованию педагогов и учащихся

Автор статьи

Нина Афонина

Эксперт по предмету «Педагогика»

преподавательский стаж — 4 года

Задать вопрос автору статьи

Определение 1

План по самообразованию – это документ, в котором отражается методическая деятельность на ближайшую перспективу.

Как правило, план по самообразованию охватывает временной период, равный одному учебному году. Его составление необходимо для последовательной организации деятельности педагогов и учащихся, их планомерного развития и совершенствования в конкретной области деятельности. Для педагога это его профессиональная деятельность, организация обучения и воспитания конкретной возрастной группы учащихся, а для учащегося это могут быть разные аспекты учебной работы, совершенствование знаний и навыков по конкретному научному направлению.

Правила составления плана по самообразованию

Самообразование основывается на стратегии деятельности, т.е. в основе планирования лежит определенная цель, которая определяет направления самообразования.

При составлении плана по самообразованию необходимо опираться на следующие правила:

  1. Актуальность выбранной темы деятельности. Важно, обосновать актуальность выбранной темы, ее целесообразность и практическую значимость для конкретного педагога, учебного заведения или отдельного учащегося;
  2. Тема, выбранная для самообразования должна отвечать целевому назначению современного образования и конкретного его уровня;
  3. Освещение итогов предварительной работы по исследуемой теме. Рассмотрение той или иной темы субъектами планирования сопровождается какими-то выводами т.е. уже имеются какие-то гипотезы и предварительный план деятельности, маршрут исследования и т.д.;
  4. Указание программ и методик, на которые опирается выбранная тема;
  5. Планирование диагностической деятельности;
  6. Описание в плане собственных методических разработок, собственных исследований, умозаключений, аналитических выводов;
  7. Проведение аналитической работы. В любом плане необходимо провести исследование конкретного направления педагогической деятельности, проанализировать динамику ее развития в краткосрочной, среднесрочной или долгосрочной перспективе;
  8. Отражение перспектив дальнейшей педагогической или учебной деятельности в плане;
  9. Составление плана начинается с мотивации, т.е. необходимо определить для чего необходимо изучение конкретных научных областей и быть заинтересованным в данном процессе;
  10. Составление списка источников самообразования. Субъект самообразования должен иметь в своем арсенале разнообразные средства, которые помогут в достижении поставленной цели самообразования. Хорошо составить их список – для наглядности;
  11. Определение критериев, по которым оцениваются результаты самообразования. Данные критерии зависят от конкретного направления деятельности и целевого назначения обучения;
  12. Распределение временных ресурсов. Это необходимо для того, чтобы выделить достаточное количество времени на самообразование. Например, можно уделять самообразованию ежедневно несколько часов или выбрать определенные дни недели для самообразования.

«План по самообразованию педагогов и учащихся» 👇

Замечание 1

Все эти правила необходимо учитывать при планировании. Они помогут сделать процесс самообразования целеориентированным и продуктивным.

Структура плана по самообразованию

План по самообразованию педагогов и учащихся носит индивидуальный характер, т.е. каждый план является оригинальным и непохожим на другие. Это обусловлено разностью целей самообразования, потенциальных возможностей субъектов планирования и направлений их учебной деятельности.

При этом составление плана по самообразованию требует опоры на определенную структуру плана. План по самообразованию включает в себя следующие разделы:

  1. Тема самообразования. Она отражает направления деятельности конкретного педагога и учащегося. К примеру, педагог начальной школы имеет свой комплекс тем по самообразованию, отражающих повышение им уровня своего профессионального мастерства, а педагог информатики может выбрать тему по самообразованию, отражающую повышение его информационной компетентности и т.д.
  2. Целевое назначение самообразования. Здесь утверждается цель самообразования и ее актуальность. Цель должна быть связана с темой самообразования и отражать стратегию самообразовательной работы.
  3. Задачи самообразования. Они включают комплекс действий, которые требуется выполнить или проблемы, требующие решения для достижения, поставленной цели самообразования.
  4. Совокупность вопросов по самообразованию. Они включают в себя вопросы, которые ставит субъект планирования и предполагает найти на них ответы в ходе своего обучения.
  5. Планируемый и прогнозируемый результат самообразования. он связан с отражением тех итогов, достижений, методических разработок, выполненных в ходе самостоятельного обучения. Например, педагог может планировать повысить качество своей работы, поднять уровень развития учащихся на новую ступень, а учащийся может планировать поступить в высшее учебное заведение на желаемую специальность или выполнить научную работу и т.д.
  6. Выбор формы отчетности. Требуется выбрать в какой форме будет представлена информация о проделанной работе и ее итогах. Это может быть научная статья, выступление на конференции, написание методических рекомендаций и др.
  7. Выбор формы самообразования. процесс самообразования может носить индивидуальный характер, а также, обучение может происходить в малых группах или в коллек4тиве других учащихся, желающих достичь идентичных целей и задач самообразования.
  8. Определение этапов работы по самообразованию. Каждый педагог или учащийся планирует свое самообразование на основе распределения своей деятельности на отдельные стадии работы. Как правило, самообразование начинается с диагностики т.е. изучения проблемы и вариантов ее решения, продолжается прогнозированием работы – выбор темы, определение ее целевого назначения, выбор средств достижения цели и прогнозирование итогов самообразования. далее, выполняется непосредственная работа по самообразованию. Она может быть разделена на несколько этапов, в зависимости от темы и направления деятельности. Затем, происходит подведение итогов деятельности и их использование в реальной педагогической практике.

Находи статьи и создавай свой список литературы по ГОСТу

Поиск по теме

Дата последнего обновления статьи: 11.04.2023

Самообразование — способ обучения, при котором знания получают своими силами, без привлечения педагогов. Самообразование — официальный способ обучения, доступный ученикам старшей школы (10, 11 класс).

Самообразование — способ обучения, при котором знания получают своими силами, без привлечения педагогов. Самообразование — официальный способ обучения, доступный ученикам старшей школы (10, 11 класс). Он имеет равные права со стандартным школьным обучением и семейным образованием, на которое школьники переходят в старших классах для подготовки к итоговым экзаменам (Федеральный Закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»).

Школьники выбирают самообразование по всем предметам школьной программы или по одной-двум дисциплинам, которые им наиболее важны для поступления в вуз. Отличие самообразования от других форм обучения — расчёт исключительно на свои силы. Никаких учебных планов, подсказанных педагогами, в данном случае нет. Поэтому важно внимательно подойти к составлению плана работы — без этого самообразование может обернуться разочарованием.

Общая схема самообразования

самообразование

Работа по самообразованию начинается с подготовительного этапа. Обучение — это не просто прочтение учебников по выбранному предмету. Новая информация должна быть тщательно обработана и закреплена. Самостоятельное изучение любого предмета, независимо от поставленных целей, проходит по следующей схеме.

  • Составление индивидуального плана по самообразованию. Поможет школьный учебник, в котором перечислены основные темы. Рабочий план по самообразованию включает в себя перечисление нужных тем, распределение учебных часов, составление расписания работы.
  • Составление списка учебных пособий. Список включает учебники, дополнительную литературу по предмету, интернет-ресурсы, видеолекции, видеоуроки. Пособия подбирают в соответствии с включёнными в план работы по самообразованию темами. Для каждой темы в плане прописывают учебное пособие.
  • Перерыв в подготовительном этапе. Нужно на несколько дней отойти от интенсивных занятий, чтобы осознать проделанную работу, понять цели. Это поможет не упустить главное при самообучении.
  • Старт самообразования по установленному расписанию. Важно не пропускать занятия, следуя составленному графику.
  • Комбинация учебных пособий. При работе над темой необходимо комбинировать учебники, видеоматериалы, другие источники. Это поможет глубже понять тему, лучше усвоить новую информацию.
  • Составление конспектов. При краткой записи информации включаются отделы мозга, отвечающие за запоминание. Перечитайте составленные конспекты в конце занятия.
  • Повторение. Мысленно проговаривайте новую информацию, связывая её с имеющимися знаниями, пробуйте на практике.

По этой схеме идёт изучение каждой темы. После того как тема закреплена и отработана на практике, она повторяется при работе со следующей порцией информации.

Главное в самообразовании — оно должно быть непрерывным. После изучения одного блока учебного плана нужно сразу приступать к следующему, не давая себе расслабиться. В этом и состоит сложность самостоятельного обучения.

Первая неделя занятий бесплатно!

Начните заниматься, а по окончании пробного
периода оплатите выбранный формат!

Начать заниматься

Плюсы самообразования

Главное в самообразовании — оно должно быть непрерывным. После изучения одного блока учебного плана нужно сразу приступать к следующему, не давая себе расслабиться. В этом и состоит сложность самостоятельного обучения.

Другие плюсы самообразования

  • Глубина изучения темы. Школьник не привязан к разработанной для всех учебной программе. Он изучает материал основательно, пользуясь не только школьным учебником, но и альтернативными источниками информации. Главное — научиться находить актуальную информацию и не закопаться в большом количестве источников. Сделать это поможет составленный график работы.
  • Экономия. При самостоятельных занятиях платить придётся только за учебники и канцтовары. Иногда для изучения темы требуется заплатить за курсы. Можно учиться и без вложений, по доступным в Интернете учебным видеолекциям и видеоурокам.

Важный плюс самообучения — оно развивает дисциплинированность. Подросток планирует время на работу и отдых. Он привыкает жить по графику, что поможет ему и во взрослой жизни.

Минусы самообразования

Свобода обучения в самообразовании становится и главным минусом. Личная ответственность за обучение может напугать. Снижение мотивации со временем приведёт к потере сосредоточенности, ребёнок будет отвлекаться на посторонние дела, в знаниях появятся пробелы. Над ним нет учителя, который побуждает начать занятия или трудиться усерднее. Никто не подскажет альтернативный способ решения задачи, не укажет на ошибку, которая может остаться непонятой и потянуть за собой другие ошибки.

Другие минусы системы самостоятельного обучения

  • Мало общения. В школе ребёнок постоянно общается со сверстниками и учителями. Самообразование оставляет его в одиночестве, что может вызвать проблемы с социализацией. Выход: записаться на кружки, секции, свободное время проводить с друзьями.
  • Не всегда можно изучить предмет самостоятельно. Самообразование возможно только по тем предметам, которые уже изучались в школе при поддержке учителей. Для самообучения важно иметь базовые знания. Изучать что-то с нуля без помощи специалистов сложно.
  • Могут появиться неизученные предметы. Если школьник полностью ушёл на систему самообразования, важно включить в рабочий план все изучаемые в школе предметы. В конце обучения предусмотрен итоговый контроль по всем предметам, прохождение которого даёт допуск к итоговым экзаменам.

Чтобы эти сложности не повлияли на успех в учёбе, чётко ставьте перед собой цели. Перед принятием решения о начале самообразования необходимо проанализировать свои возможности, разработать строгий план занятий.

Индивидуальное обучение

Индивидуальное обучение ребенка представляет собой освоение учеником обязательной школьной программой, которое не предусматривает посещение школы. Один из возможных вариантов организации процесса.

Постановка цели

Постановка цели — первый шаг при принятии решения о самообразовании. Чётко поставленная цель — основа плана занятий. На основе цели школьник принимает решение о самостоятельном изучении отдельных дисциплин или всего школьного курса. Чаще всего целью самообразования для школьника становится поступление в вуз.

Необходимо помнить, что самообразование не даёт свободы от школы. Даже при полном уходе старшеклассника на систему самообразования он остаётся приписанным к школе, должен приходить на контрольные занятия и проходить промежуточную и итоговую аттестацию по всем предметам.

Составление плана

План представляет собой подробно проработанную программу самообразования с перечислением тем, распределением их по датам, с указанием времени на изучение каждой. Составить план быстро не получится — на проработку программы уйдёт много времени. Но чётко составленный план поможет не запутаться в большом количестве доступных материалов, даст направление всей системе самообразования. Рабочий план станет учебным календарём. Распечатайте и повесьте его на видном месте — так он будет постоянно напоминать о расписании занятий. Также визуализация плана повысит самодисциплину.

При составлении плана самообразования используют один из четырёх подходов.

  • Основа — время. Наиболее привычный школьнику план, суть которого — отведение определённого времени на изучение каждого предмета. Можно воспользоваться школьным расписанием занятий.
  • Основа — локация. План состоит в выборе места для обучения. Место может быть любым — библиотека или ближайший парк. Суть подхода — школьник отправляется в выбранное место с единственной целью — учиться.
  • Основа — свобода. Не подразумевает постановку цели и чёткое планирование тем для обучения. Обязательное условие — нужно выделять себе определённое количество часов ежедневно и учить то, что хочется. При этом необходимо вести дневник, в который записывать все изученное. Плюс такого плана — постоянная новизна, высокая мотивация. Минус — не всегда школьник захочет учить то, что действительно важно. Поэтому такие планы редко применяют для самообразования школьников.
  • Основа — поставленные цели. Перед разработкой такого графика необходимо определить три цели для обучения. На основе целей школьник выстраивает программу занятий.

При составлении рабочего плана самообразования можно взять один тип или комбинировать их друг с другом. Например, план с основой на времени комбинируется с графиком с основой на локации.

back

Подпишитесь на нашу рассылку

Отслеживание прогресса

Не всегда видимые результаты обучения заметны с самого начала выполнения плана самообразования. Поэтому может снизиться мотивация, случиться разочарование в своих способностях. Чтобы этого не произошло, нужно постоянно отслеживать прогресс. Для этого можно применять любые способы — завести дневник, записывая в нём все пройденные темы и результаты контрольных тестирований, чертить графики, рисовать схемы. Оценивать прогресс можно творчески — например, записывать не пройденные темы, а свои впечатления от процесса. Можно найти компьютерное приложение, где прогресс будет отслеживаться автоматически.

Главное — работа должна вестись систематически. В таком случае даже небольшое продвижение в изучении предметов не останется незамеченным, а мотивация к обучению не пропадёт.

Редакция Домашней школы «ИнтернетУрок»

Предлагаю составить план из пяти пунктов, первым из которых обязательно будет:

1) Мотивация. Наличие цели в конце любого пути подготовит вас эмоционально и даст возможность более легко справляться с такими негативными эмоциями как лень и разного рода сомнения.

2) Разбиваем процесс обучения на шаги:

  • конкретный: например, проработать несколько тем по какому-то предмету (на выбор).
  • измеримый: ежедневно ставить перед собой несложную задачу и выполнять ее.
  • своевременный: определите временные рамки для занятий.

3) Разработать наглядное пособие: это может быть, например, календарь, на котором вы ежедневно будете отмечать свои достижения.

4) Советчик: для большинства из нас просто необходимо делиться с кем-то своими успехами. Поэтому рекомендуется найти человека, с которым время от времени можно обсуждать ваши занятия. Это может быть близкий друг или родители.

5) Собраться с духом и сделать самый трудный, первый шаг к своей цели.

Методические
рекомендации

 по
составлению индивидуального плана

 работы по
самообразованию

Содержание:

  1. Пояснительная
    записка……………………………………………………………….3
  2. Цели, задачи
    и планируемый результат самообразования преподавателя ………4
  3. Самообразование
    как один из способов повышения профессиональной компетентности
    преподавателя…………………………….……..………………………………5
  1. Организация
    работы по самообразованию…………………………………..……….6
  2. Индивидуальный
    план работы педагога………………………………………….……10

Пояснительная
записка

Одним
из направлений методической работы образовательного учреждения является
организация повышения квалификации педагогов.

В
ГАПОУ АО «Коряжемский индустриальный техникум» практикуются разнообразные формы
работы с педагогами, способствующие повышению их квалификации, в том числе
обучение на курсах, самообразование, участие в методической работе учреждения.
 Безусловно, все это оказывает влияние на развитие профессионализма
педагогов. Но первой ступенью совершенствования профессионального мастерства
педагога является самообразование. Работа по самообразованию регламентируется
положением учебного заведения о работе педагогов над темой самообразования и
утверждается  на методическом совете. В положении определены общие положения:

– настоящее
положение регулирует деятельность педагогических работников над темами
самообразования, которая является одной из основных форм работы повышения
квалификации;

– работа педагогов
над темами самообразования является обязательной.

В
чем заключается проблема?
Важным условием самообразования является
правильно организованная и проводимая работа по самообразованию. Основой такой
работы становится формирование педагогом индивидуального плана самообразования.
Несмотря на то, что определены уровни, цели, технологии самообразования,
 организованное самообразование продолжает оставаться наиболее
труднореализуемой задачей. К сожалению, не всегда и не все педагоги владеют
навыками самостоятельной работы. В данной разработке предложены методические
рекомендации выбору темы и составлению индивидуального плана работы по
самообразованию и пути решения возможных проблем.

Цели и
задачи самообразования преподавателя

Цель:  Совершенствование
профессиональной компетентности преподавателя; систематическая работа по
повышению уровня квалификации педагога.

Задачи:

  • Организация работы по
    самообразованию;
  • Изучение
    программно-методических материалов и нормативно-правовых документов.
    Расширение и углубление теоретических знаний; изучение новых форм, методов
    и приемов обучения и воспитания, приобретение профессиональных навыков и
    умений в свете современных требований ФГОС по подготовке будущих
    квалифицированных специалистов;
  • Анализ и самоанализ своей
    педагогической деятельности по выбранной теме и имеющейся проблеме
  • Изучение и внедрение в
    практику передового педагогического опыта новейших достижений
    педагогической, психологической и других специальных наук, новых
    педагогических технологий,
  • Обобщение опыта работы.
    Участие в мероприятиях по обмену опытом работы (заседания МО, педсоветы,
    взаимопосещение уроков, семинары, мастер-классы, открытые уроки и
    внекалассные занятия, участие в конкурсах, конференциях и т.п.)
  • Участие в инновационных
    проектах.

Планируемый
результат: 
Осознание педагогами необходимости в постоянном
самообразовании, формирование определенных навыков и умений для успешной
профессиональной деятельности.

Самообразование
как один из способов повышения профессиональной компетентности преподавателя

Самообразование –
это целенаправленная
познавательная деятельность, управляемая самой личностью для приобретения
системных знаний в какой-либо области науки, культуры и т.п.

 Самообразование
многокомпонентная личностно и профессионально значимая, самостоятельная,
познавательная деятельность педагога, включающая в себя общеобразовательное,
предметное, психолого-педагогическое и методическое самообразование.

Уровни
самообразовательной деятельности:

  • Адаптивный
  • Проблемно-поисковый
  • Инновационный

 Цели самообразования
педагога:

  • Расширение общепедагогических
    и психологических знаний с целью обогащения и совершенствования методов
    обучения и воспитания.
  • Углубление знаний по разным
    методикам.
  • Овладение достижениями
    педагогической науки, передовой педагогической практики.
  • Повышение общекультурного
    уровня педагога.

 Технология  
самообразования:

  • Общение с высококлассными
     педагогами и специалистами.
  • Решение конкретной задачи,
    имеющей практический  характер.
  • Поиск и критический обзор
    информации.
  • Индивидуальный план
    самообразования.

Организация
работы по самообразованию

 Цель работы над темами
самообразования – систематическое повышение педагогами своего профессионального
уровня.

Исходя из цели  перед
преподавателем ставятся следующие задачи:  

1.Выбор темы и сроков работы.

2.Составление индивидуального
плана.

3. Методическая работа в
соответствии с темой

3.Результаты работы и формы
представления.

Основой работы по
самообразованию становится формирование педагогом индивидуального плана самообразования.

Наиболее часто возникают следующие проблемы: 

Возможная
проблема

Пути решения

Не могу
определиться с темой самообразования

  • выделите из
    многообразия проблем, которые вытекают из наблюдений за обучающимися,
    результатов диагностики, анализа работы и др. ту, которая является для
    вас главной и решение которой могло бы дать устойчивый положительный
    результат.
  • определите
    актуальность данной проблемы, перспективность и практическую значимость
    для повышения качества воспитательно-образовательного процесса

Не могу
правильно сформулировать тему самообразования, выделить ее актуальность

При
подборе информации теряются в ее изобилии. Затрудняются в правильном выборе

Формулируйте  темы по
схемам:

– ЧТО-ТО как условие развития
ЧЕГО-ЛИБО;

-ЧТО-ТО как средство формирования
ЧЕГО-ЛИБО;
– Использование ЧЕГО-ЛИБО как средство (или условие) развития  (или
формирования, воспитания, становления) ЧЕГО-ТО

Например:
Сюжетно-ролевая игра как средство развития коммуникативных способностей
студентов

Формулировка от указания на
исследуемый процесс и на условия, в которых он изучается:

Изучаемый процесс

Предмет
исследования

Условия

Изучение

Исследование

Развитие

Формирование

Становление

Воспитание

Анализ

Разработка

Организация

Влияние

и т.п.

Познавательные
способности

Познавательная
активность

Умение что-то
делать

Личностные
качества

Любознательность

Самостоятельность 

Наблюдательность

и.т.п.

На внеклассных
занятиях

На экскурсиях

В процессе
изу-чения чего-либо

В процессе
зна-комства с чем-либо

При участии в
семинарах, конференциях и т.п.

Например: 
«Развитие познавательной активности обучающихся на уроках информатики при
решении практических задач с профессиональным содержанием»

Определение актуальности:

Ответьте на вопрос: почему данную
проблему нужно изучать сегодня, на сколько она важна и значима для практики
обучения и воспитания? Новизна  может заключаться в новом решении
вопросов,  затрагивать региональные особенности.

Подбор информации осуществляйте
следующим образом:

 – просмотр и обзор
оглавления, введения, резюме дает общее представление о замысле книги, делает
чтение осмысленным и целенаправленным;

– ответьте на вопрос: могу ли
я  узнать то, что мне нужно, изучив оглавление содержания?

С чего начать изучение
подобранной литературы:

– начните с изучения традиционных
методик по данной проблеме

– изучите современные взгляды на
проблему

– используйте опыт других
педагогов и ОУ

При
работе с методической литературой не могу глубоко осмыслить прочитанный
материал

  • По мере
    чтения выделяйте ключевые слова, мысли, суждения;
  • Записывайте
    наиболее важные, на ваш взгляд, в собственной формулировке, используя
    различные приемы записи прочитанного: краткое изложение мысли, факта,
    выделяйте главное для себя условным символом;
  • Записывайте
    вопросы, которые возникают по мере ознакомления с источником;
  • Пользуйтесь
    справочниками, словарями, раскрывающими основные термины и понятия.

Не могу
сформулировать цель и задачи работы

Цель –
это то, что необходимо получить или показать в результате работы. 

Например:

Тема «Деловая игра игры как
средство формирования коммуникативных способностей обучающихся»

Цель работы: Формирование и
развитие коммуникативных компетенций обучающихся

Задачи – пути
достижения поставленной цели.

Ответьте на вопрос, что нужно
сделать, чтобы подтвердить предположение?

Схема формулирования задач:

Содержание

деятельности
исследования

Частичный

предмет

 исследования

Изучить,

исследовать,
проанализировать, рассмотреть,

обосновать,

объяснить,

разработать,
экспериментально проверить,

доказать,

апробировать и
т.п.

Условия,

факторы,

подходы,

роль,

значение,

место,

средства,
возможности, целесообразность, приемы,

технологии,
рекомендации и т.п.

3. Результаты самообразования.

1.     Повышение
профессиональной компетентности педагога: расширение и конкретизация своих
знаний, глубокий и детальный анализ возникающих в работе проблем,
педагогических и психологических ситуаций; умение моделировать и прогнозировать
воспитательно-образовательный процесс

2.     Поиск
эффективных, приоритетных для себя приемов и способов работы, развитие и
совершенствование навыков диагностической и исследовательской деятельностью

3.     развитие
личных качеств, формирование гибкости мышления, раскрытие творческого
потенциала

4.     Пополнение
банка данных теоретического, практического, дидактического, материала для
качественного сопровождения воспитательно-образовательного процесса

ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ
ПЛАН РАБОТЫ ПЕДАГОГА

 НАД
ТЕМОЙ  САМООБРАЗОВАНИЯ

Что можно включить
в план самообразования?

Личный
план самообразования преподавателя может содержать разные позиции, в
зависимости от выбранного направления: методологического, исторического,
эстетического, ИКТ, охраны здоровья и других. Но каждый план должен обязательно
включать в себя описание результатов, которых педагог планирует достичь к
определенному сроку.

В
качестве результатов можно включить в план следующие пункты:

  • Повышение качества знаний по
    предмету;
  • Разработка методической
    продукции;
  • Доклады, выступления;
  • Разработка электронного
    учебного ресурса, дидактических материалов, наглядности;
  • Разработка и проведение
    открытых занятий по собственным технологиям;
  • Проведение семинаров, 
    консультаций, мастер-классов
  • Участие в научно-исследовательской,
    проектной и инновационной деятельности;
  • Обобщение опыта работы по
    исследуемой проблеме (теме) и др.

Также результатами
самообразования является профессиональная компетентность, высокий
общекультурный уровень педагога.

Требования к
оформлению плана:

1.     Титульный
лист.

2.     Личные
данные педагога.

3.     Деятельность
педагога по самообразованию: название профильной темы для самообразования,
обоснование выбранной темы, предполагаемые результаты.

4.     Собственно
план: основные этапы, сроки исполнения каждого этапа, планируемые мероприятия,
формы отчета по каждому мероприятию.

5.     Оценка
проведенной деятельности: самоанализ проделанной работы, рекомендации коллег,
администрации.

Перспективный план
самообразования преподавателя составляется обычно на 3-5 лет. Но на каждый
учебный год планируется отдельный этап по выбранной теме.

Примерный
образец оформления плана самообразования

Тема:

Дата начала работы
над темой

Предполагаемая
дата окончания работы над темой

Цель:

Задачи:

Этапы

Содержание
работы

Сроки

Форма
предоставления результатов

1. Подготовительный

1. Анализ затруднений.

2. Постановка проблемы.

3. Изучение информации по
проблеме и имеющегося опыта.

2. Прогностический

1. Определение цели и задач

работы над темой.

2. Разработка системы мер, направленных
на решение проблемы.

3. Прогнозирование результатов.

3. Практический

1. Внедрение
передового педагогического опыта;

системы мер, направленных
на решение проблемы.

2. Формирование методического
комплекса.

3. Отслеживание процесса, текущих
и промежуточных результатов.

4. Корректировка работы.

4. Обобщающий

1. Подведение итогов.

2. Оформление результатов

работы по теме.

3. Представление материалов.

Отчет о
проделанной работе за учебный год.

Выводы.

Обновлено: 19.05.2023

Людей, занимающихся в наши дни самообразованием, становится все больше и больше. Получение новых профессиональных навыков сейчас доступно любому человеку, причем, не выходя из дома: достаточно просто иметь доступ в интернет и желание учиться. Например, после основной профессиональной деятельности можно изучать иностранные языки, осваивать программирование или аналитику данных, слушать онлайн лекции или участвовать в вебинарах — нужно только определиться со сферой своих интересов и текущими потребностями в личностном и профессиональном росте.

Самообразование — это самостоятельное изучение какого-либо предмета или материала, с помощью которого человек приобретает новые систематические знания, умения и компетенции. Самообразование предполагает личный непосредственный интерес обучающегося в сочетании с самостоятельностью изучения, без помощи третьих лиц. Самообразование — это мотивированное увлечение.

Самообразование человек получает вне какой-либо профессиональной школы, путем личного изучения наук. Однако, и обучение в школе не исключает потребности личности в самообразовании, так как ни одна школа не может в полной мере дать все то, что необходимо знать хорошо образованному человеку.

Известно, что самообразование — это еще и средство самовоспитания, это все дополнительные способы приобретения знаний, которые связаны с самостоятельным изучением нового материала обучающимся. Считается, что лучшее образование — это именно самообразование.

Каждый человек с рождения любопытен и пытается познать мир вокруг себя. В человеке природой изначально заложено стремление к новым знаниям и умениям. То, что человек изучает самостоятельно, запоминается всегда легче и быстрее, при этом надолго оставаясь в памяти.

Самообразование — это достаточно широкое понятие. В целом, это любая деятельность, направленная на развитие определенных навыков и совершенствование знаний.

Посещение выставок, музеев, поход в кино и театр — все это помогает человеку развиваться, а следовательно относится к самообразованию.

Таким образом, не стоит считать самообразование чем-то унылым и скучным. Приносить удовлетворение может не только сам результат, но и процесс самообразования.

Что дает человеку самообразование

Самообразование может дать человеку многое. Например, оно дает свободу личности, усиливает мотивацию при достижении поставленных целей, развивает трудолюбие и самостоятельность. Оно помогает человеку сконцентрироваться на важных вещах, прислушиваться к своей интуиции и развивать ее, найти то, к чему он расположен и что приносит ему удовлетворение, заниматься любимым делом.

Самообразование помогает человеку обрести знания и навыки, которые формируют его личный жизненный опыт. Оно дает также возможность быстрее достигать определенные цели, которые ставит перед собой человек, удовлетворять природную жажду знаний и любознательность, присущие большинству людей. Все это, в итоге, помогает человеку развиваться, самосовершенствоваться, осваивать новые профессии, покорять профессиональные и личностные вершины, принося пользу себе и обществу.

Самообразование является одним из самых эффективных способов получения знаний за счет более глубокого вовлечения и личной мотивации в познании новой информации. Оно помогает человеку лучше понимать происходящие в его жизни процессы и их причинно-следственные связи, анализировать и принимать самостоятельные решения, позволяет обрести необходимый теоретический и практический опыт.

При самообразовании человек всегда вправе сам выбирать источники информации и объем изучаемого материала. Так, человек может руководствоваться не только общепринятой методикой обучения, используя тренинги, курсы, семинары и пр., но и внедрять свои собственные практики — например, изучая подборки экспертных статей на интересующие темы, или просматривая видео, обучающее по нужным ему направлениям.

При этом человек уделяет больше внимания именно тем областям знаний, к которым он испытывает наибольшую заинтересованность. Самообразование может осуществляться самыми различными способами и методами.

Основные функции самообразования:

Плюсы и минусы самообразования

Плюсы самообразования:

  • нестандартные методики обучения: их можно тестировать, совмещать, выбирать наиболее комфортную: чтение, конспекты, онлайн лекции и т. д.; есть возможность сменить программу обучения, в любом случае, процесс обучения всегда будет актуален;
  • глубина обучения: поскольку временные ограничения отсутствуют, есть возможность изучать материал всесторонне, останавливаясь на тех моментах, которые действительно необходимы;
  • низкая стоимость: вы оплачиваете книги, курсы и лекции, доступ к определенным ресурсам; в ряде случаев, самообучение можно сделать полностью бесплатным, используя открытые доступные источники в интернете;
  • возможность работать с информацией в своем личном темпе: конспектировать, выполнять задания, возвращаться к ранее изученному материалу, чтобы уточнить неясные моменты и ликвидировать пробелы;
  • развитие навыков самодисциплины: вы научитесь грамотно организовывать свое рабочее и свободное время, используя приемы тайм-менеджмента, находить баланс интересов, определять приоритеты;
  • возможность самостоятельно выбирать удобное время, место занятий и их продолжительность.

Минусы самообразования:

  • необходимость подтверждения квалификации: работодателю требуются документы об образовании или реальные проекты;
  • ограниченность сфер для самообразования: существует ряд специальностей, которые не могут быть освоены человеком самостоятельно для ведения профессиональной деятельности, а не для личного пользования, например: медицинская отрасль, транспортная сфера, многие рабочие и инженерные специальности;
  • постепенное снижение мотивации: поначалу самообразование — самый мотивированный вид обучения, однако в дальнейшем мотивация может снижаться за счет новых приоритетов, поэтому очень важно не отступать от намеченного плана, проявляя волю и самодисциплину;
  • трудности со сосредоточением: важно правильно организовать свое рабочее место и время — обстановка должна быть деловой, учебной, чтобы ничто не отвлекало от процесса обучения;
  • отсутствие куратора, ментора: никто не исправляет допущенные ошибки, не показывает, как правильнее и проще освоить новый материал, существует риск понять неправильно часть материала;
  • социальный аспект: обучение проходит вне социальной среды без взаимодействия с другими обучающимися, достижения никем не оцениваются, нет критики и поощрений, нет конкуренции;
  • зависимость качества процесса самообучения от достоверности источника.

Как составить план самообразования

Начать процесс самообучения рекомендуется с составления плана.

Первичная проработка темы самостоятельного изучения и создание плана — это важный этап процесса самообразования, обеспечивающий успешное прохождение обучения.

Грамотно составленный план самообразования способствует:

  • повышению мотивации к изучению материала;
  • систематизации и организованности процесса обучения;
  • визуализации конечной цели самообразования.

Существует четыре основных типа составления плана самообразования. Рассмотрим подробнее особенности каждого из них:

  1. План, основанный на времени. Такой тип плана достаточно универсален и подойдет тем, кто хочет изучить одно или сразу несколько новых направлений. В данном случае необходимо выделить для обучения определенное количество времени в течение дня, то есть создать свой личный временной график и его придерживаться.
  2. План, основанный на месте. Места обучения могут быть самыми различными: библиотека, парк, кафе и т. д. Важно, чтобы выбранное место для самообучения было удобным и комфортным для обучающегося.
  3. План, основанный на целях. Для составления такого плана необходимо выделить три основные цели, которые нужно достичь. На основании этих целей и выстраивается программа самообразования. Такой тип плана можно объединить с другими, с целью достижения баланса и удовлетворенности от процесса обучения.
  4. Свободный план. Данный тип плана принципиально отличается от остальных тем, что конкретные цели в процессе обучения отсутствуют. Вместо этого ведется дневник, в котором необходимо записывать, что уже изучено, какие успехи достигнуты, и каковы следующие шаги в обучении. При таком подходе сохраняется некая свежесть восприятия материала и повышается мотивация. При таком планировании очень важна самоорганизация.

Как же правильно составить план самообразования? Для составления любого типа плана существует ряд общих основных критериев:

  1. Необходимо определить, почему важна именно эта тема исследования. Это очень важный подготовительный шаг, определяющий степень внутренней мотивации.
  2. Необходимо составить список целей. Их не должно быть слишком много: не более трех. При этом, они должны быть достаточно амбициозными, но реальными для достижения.
  3. Следует установить ключевые моменты в обучении. Это те моменты, по которым можно отслеживать прогресс.
  4. Рекомендуется составить расписание занятий и распорядок дня, а также определить временные рамки для каждой цели. В данном случае крайне полезными могут стать приемы тайм-менеджмента.
  5. Отслеживание прогресса. Отслеживание прогресса положительно влияет на уровень мотивации. Под отслеживанием подразумевается, в первую очередь, ведение дневника, на основе которого, спустя некоторое время, можно будет сделать определенные выводы, выявить тенденции, скорректировать как процесс, так и план самообразования.
  6. Важно составить и список информационных ресурсов. Это могут быть следующие виды ресурсов:
  • книги;
  • журналы;
  • образовательные видео;
  • блоги;
  • конференции и лекции;
  • вебинары;
  • стажировки;
  • путешествия;
  • волонтерская работа.

Советы для эффективного самообразования

  1. Обозначьте контекст самообразования — для чего вы решили этим заниматься, какова будет направленность обучения, что вы получите в итоге.
  2. Определите, как новая информация будет сочетаться с вашим образом жизни, какую практическую пользу можно получить от занятий.
  3. Поставьте цели самообразования — что вы хотите изучить и для чего, что вам даст этот процесс; разработайте поэтапный план обучения и строго его придерживайтесь.
  4. Обозначьте границы знаний — какой объем информации необходимо освоить. Каждый предмет, каждая отрасль знаний имеет очень большую глубину изучения, поэтому важно обозначить необходимые предметные отрасли, границы обучения, обязательные темы, источники информации.
  5. Определите, сколько времени вы сможете реально ежедневно посвящать процессу обучения, проработайте образец (формат) учебного дня.
  6. Чтобы не разочароваться в обучении онлайн, следуйте несложным правилам:
  • не доверяйте источникам (курсам), которые обещают супер-результат в сжатые сроки, особенно в сложных сферах;
  • выбирайте курсы от проверенных источников;
  • внимательно изучайте отзывы тех, кто уже прошел ранее данные курсы;
  • не распыляйтесь: не стоит записываться на несколько курсов одновременно, даже если они кажутся вам важными, вряд ли получится уделить достаточно внимания и сил каждому из них. Определите для себя приоритеты и будьте последовательны.

Тренинги и мастер-классы — это эффективные способы самообразования. Если вы из тех людей, кто не любит заниматься в одиночестве, запишитесь на мастер-класс или посетите цикл лекций. В группе с другими обучающимися заниматься будет значительно интереснее и эффективнее, при этом дольше сохраняется мотивация. В наши дни существует большое разнообразие тренингов по самым различным направлениям:

  • профессиональные семинары;
  • личностный рост и саморазвитие;
  • расширение кругозора;
  • психология и самоанализ;
  • тайм-менеджмент;
  • самоопределение и планирование, проч.

Самообразование никогда не заканчивается — для сохранения мотивации и интереса к теме изучения, важно сразу после освоения теоретической части найти способы применить полученные знания на практике.

Например, полученные в процессе самообразования навыки можно применить в следующих видах деятельности:

  • стажировки, деловые поездки;
  • новые проекты, стартапы;
  • открытие собственного бизнеса;
  • проведение презентаций, организация выставок;
  • оказание консультационных услуг на крупных предприятиях;
  • преподавание, коучинг;
  • организация тренингов, семинаров и пр.

Таким образом, можно будет оценить практическую ценность изученного нового материала, понять, что на самом деле востребовано в настоящее время рынком или реальным проектом.

Современный человек должен постоянно совершенствовать свои знания и умения, заниматься самообразованием, обладать многогранностью интересов.

Особенно актуальной проблема самообразования современного человека стала в условиях информационного общества, где доступ к информации, умение работать с ней являются ключевыми.

Информационное общество характеризуется как общество знания, где особую роль играет процесс трансформации информации в знание. Поэтому современные условия требует от человека постоянного совершенствования знаний.

Знания можно получать разными способами. На сегодняшний день предлагается огромный спектр услуг повышения квалификации. Но, ни для кого не секрет, что большинство новых знаний и технологий утрачивает свою актуальность в среднем уже через пять лет. Поэтому наиболее эффективный способ повышения мастерства – это самообразование.

учитывать изменения в профессиональной среде, происходящие под влиянием процессов информатизации, социально-экономических реформ;

постоянно работать над повышением своего профессионального мастерства; обновлять знания и умения, обеспечивающие ему хорошую творческую форму, способность к активному усвоению современных достижений и экспериментальному поиску;

Самообразование, самостоятельное образование, приобретение систематических знаний в какой-либо области науки, техники, культуры, политической жизни и т.п., предполагающее непосредственный личный интерес занимающегося в органическом сочетании с самостоятельностью изучения материала. Вместе с тем, самообразование – средство самовоспитания, поскольку способствует выработке целеустремленности, настойчивости в достижении цели, внутренней организованности, трудолюбия и других моральных качеств. В широком смысле под самообразованием понимают все виды приобретения знаний, связанные с самостоятельной работой занимающегося над изучаемым материалом. Основная форма самообразования – изучение научной, научно-популярной, учебной, художественной и другой литературы, прессы. Самообразование предусматривает также возможность использования разнообразных вспомогательных средств: прослушивание лекций, докладов, концертов, консультации специалистов, просмотр спектаклей, кинофильмов, телепередач, посещение музеев, выставок, галерей, различные виды практической деятельности – опыты, эксперименты, моделирование и т.п.

Самообразование – форма образования, при которой человек обучает и воспитывает себя сам. Наступает момент, когда у человека возникает внутренняя неудовлетворенность своей деятельностью (мотив) и осознанная потребность в переподготовке, в дальнейшем профессиональном росте. Самообразование всегда имеет личную значимость. Самообразование возникает на основе потребностей, а они реализуются в профессиональной деятельности, быту, в процессе познания окружающего мира и воспитания в себе определенных качеств с целью реализовать себя в социальной среде.

На основании этого существует 4 вида самообразования:

Бытовое – овладение социальным опытом, необходимым в быту (в т.ч. досуг и отдых).

Познавательное – познание окружающего мира.

Самореализации – изменяющиеся свойства и качества личности в соответствии с идеалом (физическая, интеллектуальная, духовная, нравственная сферы).

Профессиональное – служит для сохранения и повышения профессиональной компетенции и социальной значимости.

Мотив —-потребность—самообразование—

познавательное

самореализации

профессиональное

Какая-то деятельность, предмет или информация провоцируют и создают мотивы у человека для устойчивого интереса и освоения знаний: ПК, астрономии, психологии. Это самоцельное самообразование.

Попутное самообразование, занимаясь целенаправленной деятельностью, человек узнает что-то новое, позволяющее ему использовать эти знания и умения дальше.

Условия для формирования мотивации профессионального самосовершенствования.

мотивы преодоления профессиональных затруднений;

мотивы, направленные на улучшение материального благополучия;

мотивы профессионального признания;

Занятие самообразованием предусматривает расширение и углубление профессиональных знаний и умений, совершенствование профессионального уровня.

Самообразование невозможно без умения четко формулировать цель, конкретизировать проблему и фокусировать свое внимание на главных, значимых деталях, творчески переосмысливать процесс обучения и приобретаемые знания.

Современному человеку самостоятельная работа по самообразованию позволит пополнять и конкретизировать свои знания, осуществлять глубокий и детальный анализ, возникающий в профессиональной сфере. У творчески работающего человека возникает потребность в постоянном пополнении знаний, формируется гибкость мышления, умение моделировать и прогнозировать процесс, раскрывается творческий потенциал.

Человек, владеющий навыками самостоятельной работы, будет иметь возможность подготовиться и перейти к целенаправленной научно-практической, исследовательской деятельности, что свидетельствует о более высоком профессиональном, образовательном уровне, а это, в свою очередь, влияет на качество профессиональной деятельности.

Сегодня общество испытывает самые глубокие и стремительные перемены за всю свою историю. На смену прежнему стилю жизни, когда одного образования хватало на всю жизнь, приходит новый жизненный стандарт. Одним из показателей профессиональной компетентности человека является его способность к самообразованию, которая проявляется в неудовлетворенности, осознании несовершенства настоящего положения и стремлении к росту, самосовершенствованию.

гармонично развитая, внутренне богатая личность, стремящаяся к духовному, профессиональному, общекультурному и физическому совершенству;

человек, умеющий отбирать наиболее эффективные приемы, средства и технологии обучения и воспитания для реализации поставленных задач;

осознание человеком персональной необходимости в приобретении дополнительных знаний;

обладание человеком необходимым умственным развитием, способностями усматривать проблемы, формулировать их, планировать последовательные шаги поиска ответа;

умение актуализировать знания, способы деятельности, отбирать необходимые для решения вставшей проблемы;

Особое место в самообразовании уделяется деловым играм. Такие формы предоставляют возможность совершенствования профессиональных навыков, продемонстрировать эрудицию, компетентность, сформировать навыки принятия решений. Основным достоинством их является то, что помимо целевой задачи коллеги могут общаться друг с другом, проявлять активность, фантазию, развивать мыслительные, коммуникативные, психологические качества, необходимые человеку в его профессиональной деятельности.

Ученые доказали, что для поддержания высокой профессиональной компетентности специалисту надо ежедневно прочитывать 1-2 газеты, 1-2 журнала, 100-150 страниц научного текста, 100-150 страниц текста для саморазвития.

Самообразование есть творческая работа по развитию своей личности, расширению эрудиции.

Самообразование являет собой важную составляющую творческо-преобразовательной, духовной деятельности человека, один из механизмов превращения репродуктивной деятельности в продуктивную.

Таким образом, самообразование – необходимое, постоянное слагаемое жизни культурного, просвещенного человека, занятие, которое сопутствует ему всегда.

Калугин Ю.Е. Виды самообразования // журнал дополнительное образование // 2-2003

Кривенко, В.А. Самообразование и самовоспитание как основа успешности педагога и учащегося гимназии // Научно-методический журнал заместителя директора школы по воспитательной работе. – 2007. – №1

Самсонов Ю.А. Основы управления образованием самообразованием руководящих работников школ // Образование в современной школе. – 2007. – №7

Кулюткин Ю.Н. Психология обучения взрослых. М., 1985

Основные термины (генерируются автоматически): самообразование, знание, профессиональная деятельность, современный человек, умение, мотив, самостоятельная работа, информационное общество, многогранность интересов, профессиональный уровень.

Похожие статьи

Самообразование как основа развития успешной.

самообразование, знание, современный человек, профессиональная деятельность, умение, мотив, самостоятельная работа, многогранность интересов, информационное общество, профессиональный уровень.

Самообразование как источник индивидуального роста.

Обладающий высокой степенью профессиональной компетентности, педагог, который постоянно совершенствует свои знания и умения, занимается самообразованием, обладает многогранностью интересов.

Профессиональное самообразование педагога

Профессиональное самообразование педагога. Автор: Клименко Любовь Нардаевна. Рубрика: 8. Педагогическая психология.

Для педагогической деятельности на современном уровне требований общества необходимо постоянно обновлять и обогащать свой.

Готовность к самообразованию как ключевое личностное.

самостоятельная работа, самообразовательная деятельность, ученик, познавательная активность, знание

Думается, что, прежде всего – осознание необходимости повысить свой профессиональный уровень лежит в основе успешной самообразовательной деятельности.

Самообразовательная деятельность современного учителя

Теоретические основы для разработки проблем самообразовательной деятельности учителя были заложены в работах Е. Н. Волконского, Н

Шаронова В. Б. Самообразование будущего учителя как важный компонент повышения уровня его профессиональной готовности: Дис.

Самообразование – необходимость современного общества

непрерывное образование, информационное общество, знание, самообразование, процесс, образование, рынок труда, навык, современное общество, умение.

Самообразование — это важнейший признак качества.

Залогом профессионального успеха уже не могут служить полученные один раз в жизни знания. На первый план выходит способность людей ориентироваться в огромном информационном поле, умение самостоятельно находить решения и их успешно.

Готовность студентов к самообразованию в ракурсе.

Уровень самообразовательной деятельности зависит от уровня владения студентами познавательными умениями.

3.) Развитие навыка самостоятельного овладения знаниями и умениями при использовании различных источников и в разных формах самообразования.

Перспективы реализации компетентностного подхода в образовании

В современном обществе происходят изменения на экономическом, социальном, культурном уровнях.

От человека требуются умения ориентироваться в информационных потоках, осваивать новые технологии, самообучаться, искать и использовать недостающие знания.

Сайт учителя всех предметов. Технологические карты уроков, подготовка к ОГЭ и ЕГЭ, полезный материал и многое другое.

Обществознание. 5 класс. Боголюбов Л. Н. Оглавление

Давайте вспомним

На какие вопросы, связанные со школьными предметами, ты хотел сам поискать ответы? Чему тебе надо было для этого научиться?

Обсудим вместе

Как добывать знания самостоятельно? Где и какими способами это можно делать? Можно ли научиться учиться?

Подумай: только ли на уроках ты учишься? Конечно, нет. Тебя учит и окружающая среда, что-то ты перенимаешь у своих друзей, чему-то учишься сам по книгам, телевизионным передачам, компьютерным программам. Везде есть учебные пособия, библиотеки, люди, которые могут ответить на твои вопросы. А многие ребята посещают ещё и специальные школы: художественную, музыкальную, спортивную и др.

Ты уже знаешь, что после школы люди получают образование в колледжах или училищах, институтах, университетах или академиях. Но многие, обучаясь в этих учреждениях, не ограничиваются тем, что узнают на занятиях. Они занимаются сами, по своему собственному побуждению.

Результат самообразования — это знания, умения и опыт, приобретённые с помощью самостоятельного изучения отдельных наук и областей знания.

Пытливому уму тесны рамки урока. Тот, кто хочет получить дополнительные знания и умения, ищет, что почитать, что посмотреть, в чём поучаствовать. Он идёт в книжный магазин или библиотеку, использует Интернет, посещает музей или выставку. Он идёт с вопросами к старшим или сверстникам, занимающимся в предметных кружках или секциях, посещающим дополнительные занятия. Он решает, на какие занятия записаться самому.

Самообразование помогает углублению и расширению знаний, полученных в школе и других учреждениях образования.

Формы самообразования

Основная форма самообразования — изучение литературы: научной, научно-популярной, учебной, художественной и др.

Наряду с чтением можно использовать и другие формы самообразования. Рассмотри их на схеме.

Навыками самостоятельной работы, необходимыми для самообразования, ты можешь успешно овладеть в школе.

ЖИЛ НА СВЕТЕ ЧЕЛОВЕК

Школа Сухомлинского не ограничивалась стенами класса и школьного здания. Он проводил много уроков в саду и лесу, на берегу реки и в поле. Дети учились понимать и любить природу, познавать её тайны, восхищаться её красотой.

В школе Сухомлинского в начальных классах всем ученикам во время уроков давалось полчаса самостоятельной работы. Это время каждый мог занять тем, что решил делать сам. Можно было переписать неудачно выполненное задание, прочитать книжку, решить задачу. Не разрешалось только ничего не делать. Так дети учились быть самостоятельными.

Школа, в которой Сухомлинский был директором 22 года, являлась одновременно и его научной лабораторией.

Свой опыт обучения школьников он описывал в книгах и статьях. Труды его напечатаны на 40 языках мира.

Для детей он тоже писал книги, особенно любил сочинять сказки и рассказы из школьной жизни.

Вопрос
Как ты думаешь, утратила ли школа В. А. Сухомлинского своё значение в наше время? Свой ответ поясни.

Испокон века книга растит человека

И большой объём знаний, много информации ты получаешь, конечно же, из книг.

Книги знакомят нас с прошлым, помогают больше узнать о науке, культуре, искусстве, позволяют даже заглянуть в будущее. Книги передают нам накопленный поколениями людей опыт. Из них мы узнаём о том, как строить дома, укрощать реки и прокладывать железные дороги, выращивать хлеб, овощи, фрукты. Книги умеют рассказать обо всём на свете: нет такой темы, такого предмета, о которых не было бы написано книг.

В библиотеке можно выбрать именно то, что тебе нужно и интересно в данный момент. Зайди в библиотеку, и ты найдёшь ответ на вопрос из любой области знаний: биологии, истории, географии, астрономии, математики.

Вопрос
Скорее всего, ты знаком со школьной библиотекой. А в какие ещё библиотеки ты можешь попасть? Узнай, читателем каких библиотек ты можешь стать.

Вопрос
Какие журналы читаешь ты? Какие журналы читали твои родители?

Самообразование — путь к успеху

Ты уже знаешь о деятельности своего выдающегося соотечественника композитора Александра Порфирьевича Бородина, по образованию медика и химика. А выдающийся отечественный психолог Лев Семёнович Выготский по образованию был юристом.

Самообразование также помогает людям успешно заниматься делом, не совпадающим с полученным образованием.

Расспроси своих родных и знакомых: вероятно, среди них есть такие люди.

А многие люди, которые по разным причинам вообще не получили профессионального образования, смогли добиться жизненных успехов исключительно благодаря самообразованию. Таким, например, был американский государственный деятель, учёный Бенджамин Франклин. (Об этой личности ты ещё узнаешь, изучая курс истории.)

Бенджамин рос в бедной семье. Он рано пристрастился к чтению, но новые книги мог приобретать только за счёт продажи старых. Его отец вынужден был забрать сына вначале из грамматической школы, а затем и из школы арифметической, так как не мог платить за образование. Всем успехам в своей жизни Франклин обязан самообразованию. А человечество многим обязано этому человеку. Среди его исследований и открытий данные о штормовых ветрах и теория, объяснявшая их происхождение; метод защиты от грозового разряда — молниеотвод; лампа для уличных фонарей; применение электрической искры для взрыва пороха. Франклин участвовал в измерениях скорости, ширины и глубины Гольфстрима, и это течение (название которому дал он сам) было нанесено на карту.

Новые возможности

Самообразование и самоорганизация

Самообразование начинается с того, что человек оценивает ситуацию: какие знания и умения у него есть, чего ему не хватает. Далее он ставит цель, намечает пути её достижения, выбирает средства. Иными словами, определяет, как ему следует действовать. Следующий этап — это уже сами действия по достижению цели. Здесь очень важно время от времени оценивать свои результаты, сравнивать их с поставленной целью и при необходимости менять средства, определять новые пути, подбирать более подходящие способы.

Так постепенно самоконтроль и самооценка помогают выработать навык самостоятельной работы по овладению новыми знаниями и умениями.

2. Таня учится играть на скрипке.Андрей учится играть в хоккей.Маша учится шить.Как ты думаешь, где и как ребята осуществляют свою учёбу? О каких других учебных занятиях твоих сверстников ты можешь рассказать?

6*. Русский писатель Д. И. Писарев считал, что настоящим образованием является только самообразование и что оно начинается тогда, когда человек прощается со всеми школами. Какие особенности самообразования отражает суждение Писарева?

В широком смысле слова самообразование — приобретение знаний самостоятельно. Когда мы учимся чему-то новому своими силами, мы занимаемся самообразованием.

Юридически самообразование — отдельная форма обучения. В России получать образование можно:

В школах дети учатся очно, очно-заочно или заочно.

Самообразование — это форма обучения вне традиционной массовой школы. Перейти на эту форму могут подростки, которым уже исполнилось 15 лет, или те, кто уже получил основное общее образование, то есть окончил девять классов.

Самообразование отличается от обучения в школе тем, что подросток сам несёт ответственность за процесс и результаты. Считается, что к 10–11 классу школьник уже достаточно взрослый, чтобы самостоятельно заниматься учёбой и осознанно выбирать форму обучения. Хотя разрешение родителей всё равно потребуется.

Как перейти на самообразование

Процедура перехода на форму самообразования такая же, как и на семейное обучение:

  1. Сначала необходимо уведомить органы управления образования по месту жительства.
  2. После или одновременно с этим нужно отчислиться из текущей школы.
  3. Затем выбратьшколу для аттестаций. Необходимо зачислиться в аккредитованную школу, имеющую лицензию на образовательную деятельность по основным программам.
  4. При желании можно также заключитьдоговор об аттестациях. В этом документе указывается периодичность и формы проверки знаний школьника на самообразовании.
Пошаговое руководство по переходу на семейное образование и самообразование
‍Скачивайте себе на компьютер или читайте онлайн!

Как учатся на форме самообразования

Существуют разные способы организации обучения на форме самообразования. Школьник вместе с родителями может выбрать любую программу и построить учебный процесс так, как ему нравится. Можно заниматься самостоятельно по учебникам, посещать репетиторов или смотреть онлайн-курсы.

Форма самообразования позволяет как пройти за год программу сразу нескольких классов, так и двигаться вперёд не торопясь, последовательно.

В выбранной школе прикрепления вам сообщат, какие предметы обязательны для аттестации. Их так или иначе придётся проходить. Остальную программу можно составить по желанию подростка и родителей.

Кому подходит самообразование

Эту форму чаще всего выбирают старшеклассники, которые:

  • недовольны качеством обучения в обычной школе;
  • хотят пройти программу 10–11 классов ускоренно;
  • уже начали работать, но всё же хотят получить полное среднее общее образование;
  • считают, что жалко тратить по 6–8 часов в день на школу, когда можно больше внимания уделять подготовке к экзаменам и олимпиадам.

Плюсы и минусы самообразования

Старшеклассники, которые учатся дома, обычно говорят о таких преимуществах:

✅ Не нужно так много времени уделять непрофильным предметам. Вместо этого можно сконцентрироваться на подготовке к ЕГЭ и поступлению в вуз.

✅ Можно заниматься с лучшими преподавателями Москвы и Санкт-Петербурга, даже если живёшь далеко от столиц.

✅ Есть возможность пройти старшие классы ускоренно. Экстернат экономит время и даёт фору.

✅ Учёбу можно совмещать с увлечениями без потери качества знаний.

Минусы

❌ Требует дисциплины и ответственности. Без внутреннего желания и мотивации результата не будет.

В нашем экстернате вам помогут с организацией обучения в форме самообразования.

Записали!
Скоро с вами свяжется консультант, расскажет об обучении в нашей онлайн-школе.
Проверьте вашу электронную почту — там письмо о том, что стоит сделать перед консультацией.

Записали!
Скоро с вами свяжется консультант, расскажет об обучении в нашей онлайн-школе.
Проверьте вашу электронную почту — там письмо о том, что стоит сделать перед консультацией.

Записали!
Скоро с вами свяжется консультант, расскажет об обучении в нашей онлайн-школе.
Проверьте вашу электронную почту — там письмо о том, что стоит сделать перед консультацией.

У нас вы сможете учиться в удобном темпе, делать упор на любимые предметы и общаться со сверстниками по всему миру.

Читайте также:

      

  • Национальная кухня болгарии доклад
  •   

  • Музыкальная молитва доклад 3 класс
  •   

  • Вождение в нетрезвом виде доклад
  •   

  • Доклад о государственных услугах в электронном виде 2020
  •   

  • Достопримечательности екатеринбурга доклад 2 класс окружающий мир

Добавить комментарий