План статистического наблюдения содержит два раздела, первый включает программно-методологические вопросы, а второй организационные вопросы.
Программно-методологическая часть плана включает:
- Определение объекта наблюдения.
- Определение единицы объекта наблюдения.
- Составление программы статического наблюдения.
- Составление программы разработки материалов наблюдения
- Проектирование формуляра наблюдения.
- Определение времени проведения статистического наблюдения и его критического момента.
- Составление инструкции.
При планировании статистического наблюдения необходимо, прежде всего, определить его объект и единицу.
Объектом статистического наблюдения называется та совокупность, о которой должны быть собраны нужные сведения. Объектами наблюдения могут быть, например, коммерческие банки, сельхозпроизводители, промышленные предприятия, студенты, население и т.п.
Единицей наблюдения называют составной элемент объекта наблюдения, являющийся носителем признаков, подлежащих регистрации. Единицей наблюдения может быть человек, фермерское хозяйство, коммерческий банк.
Программа наблюдения – это перечень признаков, подлежащих регистрации при проведении статистического наблюдения. К программе наблюдения предъявляется ряд требований, которым она должна удовлетворять, а именно:
а) программа должна включать только существенные признаки, характеризующие изучаемый объект;
б) в программу не следует включать второстепенные вопросы, которые могут затруднить работу по сбору информации, а в дальнейшем ее обработку и анализ;
в) разрабатывая программу, необходимо стремиться к полноте собираемых сведений;
г) в программу наблюдения должны включаться только такие вопросы, на которые действительно можно получить объективные и достаточно точные ответы;
д) в программу иногда следует включать вопросы контрольного характера, служащие целям проверки и уточнения собираемых сведений.
Вопросы программы могут дополняться статистическим подсказом, т.е. вариантами ответов. Подсказ может быть закрытым или открытым. Закрытый подсказ подразумевает ряд ответов, из которых респондент должен выбрать один или несколько. При открытом подсказе респондент может выбрать один или несколько ответов из предлагаемого перечня или сформулировать на специально выделенном поле формуляра свой собственный ответ.
При планировании обследования, как правило, составляют и программу разработки собранных материалов, которая конкретизирует задачи статистического наблюдения, показывает, какие данные необходимо собирать и в каком виде оформлять результаты их обработки.
Для записи ответов на вопросы программы конструируется формуляр наблюдения. Формуляр наблюдения разрабатывается специально для записи ответов на вопросы программы и представляет собой особым образом разграфленный лист (листы) бумаги, в котором содержится перечень вопросов программы, свободные места для записи ответов на них, а также для записи шифров (кодов) ответов.
Особое внимание при разработке формуляра следует уделить формулировке вопросов. Они должны быть сформулированы кратко и четко, не должны вызывать разночтения.
Помимо вопросов программы формуляр включает в себя титульную и адресную части.
В титульной части содержится наименование статистического наблюдения, указывается наименование органа, проводящего наблюдение, кем и когда утвержден этот формуляр, иногда и номер, присвоенный ему в общей системе формуляров наблюдений, осуществляемых данным органом статистики.
В адресной части предусматривается запись точного адреса единицы или совокупности единиц наблюдения и ряд других сведений.
Однако насколько четко не был бы составлен формуляр, к нему обычно составляется инструкция, которая включает совокупность разъяснений и указаний, главным образом по программе статистического наблюдения. Инструкция может быть представлена в виде отдельного документа (часто – брошюры) или, изложена на формуляре наблюдения. Инструкцию следует писать кратко, просто, пояснения и указания должны быть ясными и четкими.
При организации статистического наблюдения необходимо решить вопрос о времени проведения данного наблюдения, включая выбор сезона, установления срока (периода) наблюдения, а в некоторых случаях и так называемого критического момента.
Период наблюдения – это время, в течение которого осуществляется регистрация признаков у единиц наблюдения по установленной программе. Продолжительность периода наблюдения зависит от многих факторов, среди которых можно выделить: размер и состояние объекта наблюдения, объем и сложность программы наблюдения.
Для наиболее подвижных объектов изучения, таких как население, например, устанавливается критический момент статистического наблюдения.
Критический момент – момент времени, по состоянию на который производится регистрация собираемых сведений. На практике критический момент назначается на начало периода наблюдения. Например: 01.02.2019 г. 12 час. 30 мин.
В целях успешного проведения наблюдения разрабатываются организационные вопросы плана статистического наблюдения, которые фиксируются в организационном плане.
Организационный план предполагает решение следующих вопросов:
- объект наблюдения (дается его определение, описание, указываются отличительные признаки);
- цели и задачи наблюдения;
- орган наблюдения, осуществляющий подготовку и проведение наблюдения;
- место и сроки наблюдения;
- подготовительные работы к наблюдению включающие в себя подбор и обучение кадров, составление списков единиц изучаемой совокупности, в некоторых случаях эти работы включают рекламную компанию проводимого наблюдения и т.д.;
- порядок проведения наблюдения;
- порядок приема и сдачи материалов наблюдения и представления предварительных и окончательных итогов наблюдения;
- финансирование и материально-техническое обеспечение работ.
Статистика курс лекций
Контрольное задание
Разработайте проект плана статистического наблюдения, ориентируясь на программно-методологические и организационные вопросы, которые представлены выше в тексте лекции.
I этап – составление плана и программы
исследования:
-выбор места проведения исследования,
-формирование объекта исследования
(V, t, способ сбора материала),
-способ разработки материала (программа
разработки)
-срок работы по этапам,
-исполнители, финансирование и т.п.
Программа статистического исследования
включает в себя следующие компоненты:
А) программа наблюдения – это вопросник
(бланк, анкеты, карта), в которую заносятся
учетные признаки единицы наблюдения
(количество, качество, факторные).
Единица наблюдения – каждое конкретное
явление, которое подлежит описанию в
соответствии с программой наблюдения.
Объект наблюдения – статистическая
совокупность, в которую входят единицы
наблюдения, находящиеся в конкретных
границах пространства и времени. Делят
на генеральную и выборочную совокупность.
Б) программа разработки материала
включает понятия «группировка, перечень
статистических показателей, макеты
статистических таблиц».
Группировка – разбивка статист.совокупности
на однородные в качественном отношении
части.
I типологическая (по кач. признакам)
II вариационная (по кол. признакам)
Макет статистических таблиц – форма
записи сгруппированных статистических
данных. Имеет номер, заглавие, таблица,
итоги по вертикали (сказуемое) и
горизонтали (подлежащее).
1признак – простая таблица, 2 связанных
между собой признака – групповая
таблица, 3признака – комбинационная
таблица.
План исследования предусматривает
организационные элементы работы, указать
объект исследования, каким образом он
будет формироваться. По полноте охвата
различают сплошные и выборочные
наблюдения; по времени наблюдения –
единовременные и текущие, по способу
получения информации могут быть
непосредственные и анамнестические
(опрос, составление анкет), также
необходимые сведения могут быть получены
при выкопировке данных.
33.Статистическое наблюдение. Обработка материала статистического исследования.
Статистическое наблюдение – это
предварительная стадия статистического
исследования, которая представляет
собой планомерный, научно организованный
учет (сбор) первичных статистических
данных о массовых социально-экономических
явлениях и процессах.
Не всякий сбор данных можно назвать
статистическим наблюдением. Наблюдение
будет статистическим, во-первых, когда
оно сопровождается регистрацией
изучаемых фактов в соответствующих
учетных документах для дальнейшего их
обобщения, во-вторых – когда носит
массовый характер. Это обеспечивает
охват значительного числа случаев
проявления того или иного процесса,
необходимого и достаточного для того,
чтобы получить данные, которые касаются
не только отдельных единиц совокупности,
но и всей совокупности в целом.
Статистическое наблюдение должно
отвечать ряду важнейших требований:
а) проводиться непрерывно и систематически;
б) учет массовых данных должен быть
таким, чтобы не только обеспечивалась
полнота данных, но и учитывалось их
постоянное изменение;
в) данные должны быть максимально
достоверны и точны;
г) исследуемые явления должны иметь не
только научную, но и практическую
ценность.
Сбор статистических данных может
проводиться как органами государственной
статистики, научно-исследовательскими
институтами, другими государственными
структурами, так и экономическими
службами банков, бирж, предприятий,
фирм. Только в этом случае исследователи
получают достоверную и достаточно
разнообразную статистическую информацию,
позволяющую всесторонне изучать
социально-экономические явления.
На этапе подготовки статистического
наблюдения определяется цель,
устанавливаются объект и единица
наблюдения, разрабатываются инструментарий
и программа наблюдения. Общей целью
статистического наблюдения является
получение достоверной информации о
тенденциях развития явлений и процессов
для последующего принятия управленческих
решений. Она должна быть конкретной и
четкой. Нечетко поставленная цель может
привести к сбору не тех данных, которые
необходимы для решения конкретной
задачи.
На втором этапе решаются важнейшие
организационные вопросы статистического
наблюдения. Они заключаются в том, чтобы
выбрать соответствующие целям и задачам
конкретного статистического наблюдения
организационные формы наблюдения, виды
наблюдения и способы получения
статистической информации.
На третьем этапе собранный статистический
материал должен пройти контроль. Как
показывает практика, даже при четко
организованном статистическом наблюдении
встречаются погрешности и ошибки,
которые требуют исправления. Поэтому
целью этого этапа является как счетный,
так и логический контроль полученных
первичных данных. Расхождение между
расчетным и действительным значениями
исследуемой величины в статистике
называют ошибкой наблюдения. В зависимости
от причин возникновения различают
ошибки регистрации и ошибки
репрезентативности.
Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
7. Практическая работа №
2. «План статистического наблюдения»
В данной работе мы
рассмотрим с Вами типовое решение задач по данной теме.
Статистическое наблюдение
следует проводить по строго определенному плану, включающему как программные,
так и организационные вопросы. В плане статистического наблюдения основной
вопрос – это программа наблюдения. При её составлении исходят из цели и задач
исследования.
Программа статистического
наблюдения включает:
·
определение объекта наблюдения и единиц
совокупности;
·
разработку программы описания единиц
совокупности,
·
установление перечня признаков, по которым
дается характеристика явления, или, иначе, перечня вопросов, по которым
собираются сведения;
·
формулировку вопросов программы и ряда возможных
ответов;
·
последовательность постановки вопросов в
программе.
Исходя из целей и задачи
статистического исследования необходимо проверить и закрепить знания по этим
вопросам путем проектирования программы наблюдения.
Исходная задача.
Поставлена задача, исследовать успеваемость студентов
первого курса СПБТОТФиП и факторы, на неё влияющие по результатам зимней
экзаменационной сессии.
Требуется определить
объект наблюдения, единицу совокупности и составить программу наблюдения.
Итак, определим объект
статистического наблюдения. Первое что приходит в голову, это студенты
первого курса СПБТОТФиП. Но это не совсем так. Необходимо уточнение. Во-первых,
подлежат обследованию не все студенты, а только принимающие участие в зимней
экзаменационной сессии. Например, студенты заочники условно подразделяются на
две категории:
1)
«городские», проживающие в городах или
пригородах
2)
«иногородние», живущие в других городах и
населенных пунтах.
Из этого контингента
некоторая часть студентов могла не принять участие в зимней экзаменационной
сессии из-за болезни, в связи с командировками и по другим уважительным
причинам. Эти студенты не подлежат обследованию. Значит, обследованию подлежат
только те студенты, которые приняли участие в зимней экзаменационной сессии.
Во-вторых, так как
поставлена задача не только дать оценку успеваемости по результатам зимней
экзаменационной сессии, но и характеризовать факторы успеваемости, то
необходимо объект обследования отделить от той части студентов, которые были
приняты в результате перевода из других учебных заведений или были приняты в техникум
не в данном учебном году (имели академические отпуска, оставлены на повторное
обучение), но приняли участие в зимней сессии. Эта часть студентов также
обследованию не подлежит. Следовательно, объект исследования – совокупность
студентов первого курса СПБТОТФиП приема текущего года, участвовавших в зимней
экзаменационной сессии.
Далее определим единицу
совокупности. Мы установили, что объект исследования – это совокупность
студентов первого курса СПБТОТФиП. Значит, единицей этой совокупности является
отдельный студент.
Далее переходим к разработке
программы статистического наблюдения, к перечню признаков, которыми
необходимо характеризовать каждого студента. Правильно составленная программа
статистического наблюдения обеспечивает успех исследования. В неё включают
наиболее существенные признаки, отвечающие поставленной цели. Важно установить
не только признаки, но четко, ясно дать ей формулировки, подсказать ожидаемые
ответы. Вопросы программы записывают в статистический формуляр (бланк, анкету,
форму отчетности и т.д.).
Центральный признак в
нашем примере – результаты сессии. Чтобы получить сведения о них, каждому
студенту зададим следующий вопрос: какие оценки он получил по каждому предмету
на зимней сессии? Ответ на поставленный вопрос получим в словесной форме: Отлично.
Хорошо. Удовлетворительно или в форме подчеркивания соответствующего подсказа.
Далее выявим
признаки-факторы успеваемости. Прежде всего установим признаки, характеризующие
студента первого курса до его поступления в вуз: тип учебного заведения,
которое закончил (средняя школа, техникум и т.д.), окончена ли школа с золотой
медалью, техникум – с отличием (да, нет), средний балл аттестата, длительность
перерыва в учебе после окончания учебного заведения (сколько лет не учился),
стаж практической работы до поступления в СПБТОТФиП (число
лет, если менее одного года, то месяцев), работает ли студент по специальности
или нет. Перечисленные признаки дают характеристику теоретической подготовки и
возможностей учебы в техникуме. Важными признаками – факторами успеваемости
являются признаки, характеризующие учебу студентов в 1 семестре. В условиях
заочного обучения нас интересует явка студентов на установочную сессию и
посещаемость очных занятий городскими студентами, а также своевременность
выполнения практических письменных заданий (курсовых, контрольных и аудиторных
работ). При ответе на вопрос о своевременности выполнения практических
письменных работ по каждому предмету следует указать: выполнено в срок,
выполнено с опозданием на одну неделю, на две недели, свыше двух недель. При
социологических обследованиях нужно включать общие и демографические признаки:
фамилию, инициалы студента (в контрольных целях), пол (мужской, женский), возраст
(число исполнившихся лет), состояние в браке (состоит в браке, не состоит),
национальность, наличие детей (нет, есть, если есть, то сколько).
Есть много других
факторов, которые влияют на успеваемость студентов. Но нельзя без предела
расширять программу наблюдения. Есть факторы, которые трудно статистически
измерить (например, способность студента к усвоению учебного материала,
работоспособность, бюджет его времени). Следует помнить, что в программе
статистического наблюдения нужно ставить только такие вопросы, которые не
допускают различного толкования и на которые можно получить достоверные ответы.
Заключительной частью
работы по составлению программы наблюдения является определение порядка
расположения вопросов в статистическом
формуляре и разработка его формы.
Обязательным элементом
статистического формуляра является наличие титульной и адресной части. В
титульной части указываются наименование статистического наблюдения, дата и
орган, утвердивший форму, дата получения сведений, а в адресной – наименование
или фамилия, имя, отчество обследуемой единицы совокупности и её адрес.
В нашем примере в адресной
части следует указать наименование техникума. За образец при разработке
формуляра рекомендуем взять переписной лист переписи населения.
Порядок расположения вопросов
в формуляре должен быть таким, чтобы ответы на предыдущие вопросы логично
контролировали правильность ответов на последующие вопросы. Поэтому лучше
начать с общих и демографических данных: фамилия, имя, отчество. Пол, возраст,
семейное состояние, наличие детей, национальность. Такая последовательность
вопроса позволяет контролировать ответы на них. Далее следует перейти к
вопросам, характеризующим студента первого курса до поступления в техникум,
вопросу о типе учебного заведения, которое закончил, о времени его окончания
(год окончания), о стаже практической работы (число лет, месяцев), о работе по
специальности или нет. Вопросы о времени окончания учебного заведения, о стаже
работы (если работа и учеба не были совмещены) проверяются по данным о
возрасте. Затем необходимо поставить вопросы о результатах приемных испытаний
(число баллов по аттестату, диплому, число баллов на вступительных экзаменах),
учеба в 1 семестре, результатах зимней экзаменационной сессии.
После установления порядка,
тщательно сформулированные вопросы располагают так, чтобы было достаточно места
для ответа, а также и для
возможных исправлений. Рекомендуется на формуляре оставлять место для шифровки.
Независимо от дизайна исследования, статистика является важнейшим компонентом исследования, поскольку она позволяет исследователям обобщить собранные данные и предоставить их другим для интерпретации.
Так что, составляя план анализа данных, мы должны это учитывать. Нам нужен определенный план анализа до того, как мы начнем собирать данные. SAP (план статистического анализа) проведет нас от начала до конца, поможет обобщить и описать данные, а также проверить наши гипотезы.
План статистического анализа (SAP) описывает предполагаемый анализ клинического исследования. SAP – это технический документ, который описывает статистические методы анализа исследования, в отличие от протокола, который представляет собой анализ.
Отчет о клиническом исследовании будет содержать все статистические результаты, которые определены в SAP. Самыми популярными документами, используемыми статистическими программистами для создания своих результатов, являются SAP и аннотированные CRF.
Что такое план статистического анализа?
План статистического анализа, или SAP, описывает аналитический подход к количественным или качественным данным, которые вы будете собирать. Он может использоваться в качестве дополнения к протоколу.
SAP содержит исчерпывающие инструкции по проведению статистического анализа и является более техническим документом, чем протокол исследования. Хотя САП изначально был разработан для клинических испытаний, он может быть полезен и в других видах исследований.
Например, документированный план, определяющий основной (философский) подход и включающий такие особенности, как триангуляция, критерии насыщенности и отбор цитат, вероятно, будет полезен для анализа качественных данных.
В САП необходимо заранее указать предполагаемый статистический анализ. Он должен содержать следующее:
- Конечные точки, как первичные, так и вторичные.
- Методы анализа
- Набор первичных анализов
- Сравнения и уровни значимости предопределены.
- Эксплоративные анализы данных.
- Проверьте свою зрелость.
Как разработать план статистического анализа?
Подготовка SAP или плана статистического анализа сложнее, чем протокола клинического исследования, и требует глубокого понимания статистических методов, медицинского языка и возможностей визуализации. Он дает исчерпывающие инструкции по составлению статистических программ и отчетности о результатах клинического исследования.
Перечисленные ниже четыре формы SAP используются в клиническом эксперименте:
- Мониторинг данных
- Промежуточный статистический анализ
- Стратегия интегрированного статистического анализа
- План статистического анализа клинического исследования
Определение необходимости SAP
Квалифицированный статистик, никогда не работавший в исследованиях, должен быть в состоянии провести соответствующий анализ, если статистический подход достаточно подробно описан в протоколе исследования. Однако для исследований с высоким риском (например, CTIMP), в которых используются сложные статистические методы, потребуется SAP (План статистического анализа), поскольку он будет включать более технические и углубленные объяснения методов, описанных в протоколе, а также конкретные инструкции по проведению статистического анализа первичных и вторичных переменных и других последующих данных.
При подаче первоначальной заявки в Траст-фонд на выступление в качестве спонсора исследования ИЦ, статистик и достаточно компетентный представитель спонсора определяют, необходим ли САП.
Предположим, что САП (План статистического анализа) необходим. В такой ситуации статистик испытания и КИ должны подготовить и утвердить его до распространения кода рандомизации и любого промежуточного анализа в слепых испытаниях (или до начала анализа в неслепых испытаниях).
В процессе разработки SAP следует использовать контроль версий, чтобы облегчить идентификацию окончательного SAP (который будет включен в отчет о клиническом исследовании: CSR).
Информация в САП
САП (План статистического анализа) должен быть основан на статистических соображениях в части протокола исследования и должен включать следующее:
- Статистика о том, кто написал САП, номер его версии, когда он был утвержден и кто его подписал.
- Расчет размера выборки с соответствующими допущениями и предполагаемое число участников.
- Тщательное объяснение основного и любых промежуточных анализов, использованных в методике анализа данных. Это включает:
- Цели исследования были изложены в протоколе испытания.
- Для выполнения намеченных целей испытания, изложенных в протоколе, необходимо указать первичную и вторичную гипотезы, а также любые параметры, которые необходимо оценить.
- Точное описание когорт, которые будут использоваться в окончательном анализе клинического исследования, например, намерение-лечение (ITT), в соответствии с рандомизацией и т.д.
- Краткое описание первичных и вторичных результатов каждого исследования. Предполагается, что будет найден только один основной первичный результат. В SAP должно быть указано, как будет измеряться каждый показатель исхода. Статистические тесты, используемые для анализа показателей исходов, и метод учета отсутствующих данных.
- План статистического анализа (SAP) должен также подробно объяснить процедуры, используемые для анализа и отображения результатов исследования.
- Уровень статистической значимости, а также будут ли использоваться однохвостовые или двуххвостовые тесты.
- Методы работы с недостающими данными.
- Методы работы с выбросами.
- Процедуры для работы с отклонениями от протокола, несоблюдением и изъятиями.
- Методы оценки точек и интервалов.
- Правила расчета составных или производных переменных, включая определения, основанные на данных, и любые дополнительные детали, необходимые для минимизации неоднозначности.
- Используются ли базовые и ковариатные данные.
- Включение факторов рандомизации (если применимо).
- Методы работы с данными из нескольких мест.
- Методы работы с взаимодействием лечения
- Методы множественных сравнений и анализа подгрупп
- Планируется проведение промежуточных или последовательных анализов.
- Процедуры прекращения клинического исследования и учета этого в анализе
- Указываются компьютерные системы и пакеты статистического программного обеспечения, используемые для анализа данных.
- Критические допущения анализа и анализ чувствительности проверяются с помощью этих методов.
- Таблицы и рисунки для представления данных исследования
- Определена безопасная популяция.
- САП должен включать положения о проверке статистической модели и информацию об альтернативных методах, если предположения проверки не удовлетворяют требованиям.
Внесение изменений в САП
- Любые изменения процедур статистического анализа, указанные в условиях исследования и/или САП, должны быть четко регламентированы, полностью обоснованы и зафиксированы в статистическом отчете. Статистик исследования и главный исследователь также должны согласовать их.
- Поскольку соблюдение протокола является юридической необходимостью, САП должен соответствовать части статистических соображений протокола исследования.
- О любых статистических анализах в САП, которые не соответствуют протоколу исследования, следует сообщить спонсору для определения необходимости пересмотра протокола.
Вывод
Хорошо составленный и подробный План статистического анализа (ПСА) необходим для повышения достоверности и обобщаемости клинических испытаний и других конкретных исследований.
ПСА – это четкая схема предполагаемых статистических базовых/продвинутых процедур анализа клинического испытания, прописанная в протоколе исследования и самостоятельно. SAP имеет решающее значение для создания клинического исследования и является одним из основных нормативных частных документов.
Просмотр правильных данных и их оценка весьма ценны для исследователей и маркетологов. С помощью такой авторитетной исследовательской платформы, как , вы можете собрать данные исследования и провести сложный анализ в рамках инструмента, что позволит вам получить важные сведения.
Используя , вы сможете быстрее выносить важные суждения, лучше понимая своих клиентов и других субъектов исследования. Используйте возможности корпоративного исследовательского пакета прямо сейчас!
План статистического наблюдения и данные переписи населения
Министерство образования Российской Федерации
Волгоградский государственный технический университет
Кафедра
«Маркетинг, менеджмент и организация производства»
Семестровая работа по статистике на тему:
«План статистического наблюдения
и данные переписи населения»
Выполнила
студентка группы Э-356
Апарина Н.Л.
Проверила
Конина О.В.
Волгоград – 2003
Содержание
стр.
Введение
3
1.
Программно – методологические вопросы статистического
наблюдения
5
2.
Организационные вопросы статистического наблюдения 9
3.
Основные организационные формы, виды и способы
статистического
наблюдения 11
4.
Точность наблюдения
21
Заключение
24 Список использованной литературы
26
Введение
Статистическое
наблюдение – это начальная стадия экономико-статистического исследования. Она
представляет собой научно организованную работу по собиранию массовых первичных
данных о явлениях и процессах общественной жизни.
Важность
этого этапа исследований определяется тем, что использование только
объективной и достаточно полной информации, полученной в результате
статистического наблюдения, на последующих этапах исследования в состоянии
обеспечить научно обоснованные выводы о характере и закономерностях развития
изучаемого объекта.
Любое
статистическое наблюдение осуществляется с помощью оценки и регистрации
признаков единиц изучаемой совокупности в соответствующих учетных документах.
Таким образом, полученные данные представляют собой факты, которые, так или
иначе, характеризуют явления общественной жизни. В результате статистической
обработки доказательная способность фактов еще более возрастает, что
обеспечивает их систематизацию и представление в сжатом виде.
Статистическое
наблюдение должно отвечать следующим требованиям:
1.
Наблюдаемые явления должны иметь научную или практическую ценность, выражать
определенные социально – исторические типы явлений.
2.
Непосредственный сбор массовых данных должен обеспечить полноту фактов,
относящихся к рассматриваемому вопросу, так как явления находятся в постоянном
изменении, развитии. В том случае, если отсутствуют полные данные, анализ и
выводы могут быть ошибочными.
3.
Для обеспечения достоверности статистических данных необходима тщательная и
всесторонняя проверка (контроль) качества собираемых фактов, что является
одной из важнейших характеристик статистического наблюдения.
4.
Научная организация статистического наблюдения необходима для того, чтобы
создать наилучшие условия для получения объективных материалов. В свою
очередь, наблюдение должно проводиться по заранее разработанным системам,
плану, программе, которые обеспечивают научное решение
программно-методологических и организационных вопросов наблюдения.
Статистическое
наблюдение может проводиться органами государственной статистики, научно –
исследовательскими институтами, экономическими, экономическими службами
банков, бирж, фирм.
1. Программно – методологического вопросы статистического
наблюдения
При
подготовке к проведению статистического наблюдения возникает ряд вопросов,
требующих своего решения. Они отражаются в организационном плане
статистического наблюдения, который содержит две группы вопросов: программно –
методологические, организационные.
К
первой группе относят вопросы, связанные с определением цели, объекта и единицы
наблюдения, проектированием формуляров и текста инструкций, установлением
источников и способов сбора данных.
Вторая
группа встречает вопросы об органе наблюдения, сроках и месте проведения
наблюдения, составления предварительных списков единиц изучаемой
статистической совокупности, расстановке и подготовке кадров и пр.
Каждое
статистическое наблюдение проводится с конкретной целью. При организации
наблюдения должны быть правильно определены и четко сформулированы его задачи.
Цель
наблюдения – это основной результат статистического исследования. Четкое
формулирование цели наблюдения необходимо для того, чтобы не допускать сбора
излишних и неполных данных.
При
организации наблюдения важно точно определить, что именно подлежит
обследованию, иначе говоря, установить объект наблюдения.
Под
объектом наблюдения понимается некоторая статистическая совокупность, в
которой протекают исследуемые социально-экономические явления и процессы. Объектом
наблюдения может быть совокупность физических лиц (население отдельного
региона, страны; лица, занятые на предприятиях отрасли), физические единицы
(станки, машины, жилые дома), юридические лица (предприятия, фермерские
хозяйства, коммерческие банки, учебные заведения).
Чтобы
определить объект статистического наблюдения, необходимо установить границы
изучаемой совокупности. Для этого следует указать важнейшие признаки,
отличающие его от других сходных объектов. Например, прежде чем проводить
обследование рентабельности промышленных предприятий, следует определить
формы собственности, организационно-правовые формы предприятий, отрасли
промышленности и регионы, подлежащие наблюдению.
Всякий
объект статистического наблюдения состоит из отдельных элементов – единиц
наблюдения.
В
статистике единицей наблюдения (в зарубежной литературе используется
термин «элементарная единица») называют составной элемент объекта, являющийся
носителем признаков, подлежащих регистрации.
Единицу
наблюдения следует отличать от отчетной единицы.
Отчетной
единицей выступает субъект, от которого поступают данные о
единице наблюдения. Так, при организации статистического наблюдения в капитальном
строительстве информация может быть получена от проектных или подрядных
организаций или от предприятий-застройщиков.
Единица
наблюдения и отчетная единица могут совпадать. Например, если надо определить
объем освоенных за год капитальных вложений, то предприятие-застройщик будет
одновременно и единицей наблюдения, и отчитывающейся организацией. Однако при
изучении процесса концентрации капитальных вложений отчетной единицей
по-прежнему будет застройщик, а единицей наблюдения – стройки и объекты,
строительство которых ведет данный застройщик.
Основным
вопросом статистического наблюдения является его программа.
Всякое
явление обладает множеством различных признаков. Собирать информацию по всем
признакам нецелесообразно, а часто и невозможно. Поэтому необходимо отобрать
те признаки, которые являются существенными, основными для характеристики
объекта исходя из цели исследования. Дня определения состава регистрируемых
признаков разрабатывают программу наблюдения.
Программа
наблюдения – это перечень признаков (или вопросов), подлежащих регистрации в
процессе наблюдения. От того, насколько хорошо разработана программа
статистического наблюдения, во многом зависит качество собранной информации.
Чтобы
составить правильно программу наблюдения, исследователь должен ясно
представлять задачи обследования конкретного явления или процесса, определить
состав используемых в анализе методов, необходимые группировки и уже на основе
этого выявить те признаки, которые нужно определить при проведении работы.
Обычно программа выражается в форме вопросов переписного (опросного) листа.
К
программе статистического наблюдения предъявляются следующие требования:
x
Программа должна содержать существенные признаки, непосредственно
характеризующие изучаемое явление, его тип, основные черты, свойства. Не
следует включать в программу признаки, имеющие второстепенное значение по
отношению к цели обследования или значения которых заведомо будут недостоверны
или отсутствовать, например, в представлении такой информации, которая является
предметом коммерческой тайны.
x
Вопросы программы должны быть точными и недвусмысленными (иначе
полученный ответ может содержать неверную информацию), а также легкими для
понимания во избежание лишних трудностей ‘при получении ответов.
x
При разработке программы следует не только определить
состав вопросов, но и их последовательность. Логичный порядок исследования
вопросов (признаков) поможет получить достоверные сведения о явлениях и
процессах.
x
В программу целесообразно включать вопросы контрольного характера
для проверки и уточнения собираемых данных. Вопросы в программе задаются в
различной форме. Они могут быть закрытые и открытые. Закрытый вопрос – это
вопрос альтернативный, т. е. предполагающий выбор одного из двух ответов: «да»
или «нет», или же вопрос с выборочным ответом, где предлагаются три и более
вариантов ответа на выбор. Например, ответ на вопрос «состояние в браке» может
быть одним из следующих: а) состоит в браке; б) никогда не состоял в браке; в)
в браке; г) вдовец (вдова); д) разведен(а), разошелся(лась). На открытые
вопросы можно ответить практически бесчисленным количеством способов, если
вопрос поставлен без заданной структуры ответа. Например, «какие ценности
являются для вас главными?»
x
Для обеспечения единообразия получаемых сведений от каждой отчетной
единицы (это важно при последующей обработке информации) программа оформляется
в виде документа, называемого статистическим формуляром.
Статистический
формуляр – это документ единого образца, содержащий программу и
результаты наблюдения.
Обязательными
элементами статистического формуляра являются титульная и адресная части.
Первая содержит наименование статистического наблюдения и органа, проводящего
наблюдение, информацию о том, кто и когда утвердил этот формуляр, иногда его
номер. Вторая включает адрес отчетной единицы, ее подчиненность.
Формуляр
может иметь разные названия: отчет, карточка, переписной лист, опросный бланк,
анкета и т. д.
Различают
две системы статистического формуляра: индивидуальную (карточную) и списочную.
Индивидуальный формуляр
предусматривает запись на нем ответов на вопросы программы только об одной
единице наблюдения, списочный — о нескольких единицах. Так, все формы
статистической отчетности заполняются каждым предприятием в отдельности, а
при проведении переписи населения члены каждой семьи записываются в один
переписной лист.
Кроме
формуляра разрабатывается инструкция, определяющая порядок проведения
наблюдения и заполнения формы отчетности, переписного листа, анкеты. В
зависимости от сложности программы наблюдения инструкция публикуется в виде
отдельной брошюры или помещается на обратной стороне формуляра. Формуляр и
инструкция по его заполнению составляют инструментарий статистического
наблюдения.
2. Организационные вопросы статистического наблюдения.
В целях успешного
проведения статистического наблюдения разрабатывается организационный план.
Это основной документ, в котором отражаются важнейшие вопросы организации и
проведения намеченных мероприятий. В организационном плане указываются: органы
наблюдения, время проведения, сроки проведения, а также подготовительные
работы к наблюдению, в том числе порядок комплектования и обучения кадров,
необходимых для проведения наблюдения, порядок его проведения, приема и сдачи
материалов, получения и представления предварительных и окончательных итогов
и др. При организации статистического наблюдения обязательно должен быть решен
вопрос о месте и времени проведения наблюдения, включая выбор сезона
наблюдения, установки срока (периода) и критического момента наблюдения.
Сезон
(время года) для наблюдения следует выбрать такой, в котором изучаемый объект
пребывает в обычном для него состоянии. Например, перепись населения в нашей
стране чаще всего проводится зимой, так как наблюдается наименьшее
передвижение населения.
Срок
(период) наблюдения – это время, в течение которого происходит заполнение
статистических формуляров, т.е. время, необходимое для проведения массового
сбора данных. Этот срок определяется исходя из объема работы (числа
регистрируемых признаков и единиц в обследуемой совокупности), численности
персонала, занятого сбором информации.
Под
критическим моментом (датой) понимается конкретный день года, час
дня, по состоянию на которой должна быть проведена регистрация признаков по
каждой единице исследуемой совокупности. Так, критическим моментом
микропереписи населения РФ в 1994 году был 0 часов в ночь с 13 на 14 февраля
1994 г. Критический момент устанавливается с целью получения сопоставимых
статических данных. Если же надо проанализировать изменения объема продаж
какой – либо валюты на биржевом рынке в отчетном месяце по сравнению с
предыдущем месяцем, то устанавливается не критический момент, а интервал
времени, за который следует получить статистические данные.
Значительное
место в организационном плане статистического наблюдения принадлежит
проведению подготовительных работ. Наиболее существенный этап подготовительной
работы – составление списка отчетных единиц. Этот список (например, торговых
предприятий, предприятий общественного питания), необходим как для проверки
полноты и своевременности поступивших сведений, так и для определения объема
работ и расчета необходимого количества работников для проведения
статистического наблюдения.
В
целях успешного осуществления статистического наблюдения немаловажное значение
имеют подготовка статистического инструментария (различного рода бланков,
инструкций и т.п.), его размножение и своевременное снабжение им персонала,
проводящего наблюдение.
Наконец,
к числу важнейших подготовительных мероприятий относится пропаганда проводимых
статистических работ средствами печати, радио, телевидения (разъяснения задач
и целей обследования). Все это способствует более успешному их проведению.
3. Основные организационные формы, виды и способы статистического
наблюдения
На
этапе подготовки обследования нужно выяснить, как часто оно будет проводиться,
будут ли обследоваться все единицы совокупности или только часть их, как
получать информацию об объекте (путем интервью по телефону, по почте, простым
наблюдением и т. п.). Другими словами, необходимо определить формы, способы и
виды статистического наблюдения (табл.1).
Таблица 1.
Формы, виды и способы статистического наблюдения
Организационные |
Виды |
Способы статистического |
||
По времени регистрации |
По охвату |
|||
1. Статистическая отчетность 2. Специально организованное наблюдение 3. Регистры |
1. Текущее или непрерывное 2. Прерывное: а) периодическое; б) единовременное |
1. Сплошное 2. Несплошное: а) выборочное; б) основного массива; в) монографическое |
1. Непосредственное 2. Документальное 3. Опрос: а) экспедиционный; б) саморегистрации; в) корреспондентский; г) анкетный; д) явочный |
|
Формы
статистического наблюдения. В отечественной статистике используются три
организационные формы (типы) статистического наблюдения:
ü
отчетность (предприятий, организаций, учреждений и т. п.);
ü
специально организованное статистическое наблюдение (переписи,
единовременные учеты, обследования сплошного и несплошного характера);
ü
регистры.
Статистическая
отчетность. Отчетность – это основная форма статистического наблюдения,
с помощью которой статистические органы в определенные сроки получают от
предприятий, учреждений и организаций необходимые данные в виде установленных
в законном порядке отчетных документов, скрепляемых подписями лиц,
ответственных за их предоставление и достоверность собираемых сведений. Таким
образом, отчетность – это официальный документ, содержащий статистические
сведения о работе предприятия, учреждения, организации и т. п.
Отчетность
как форма статистического наблюдения основана на первичном учете и является
его обобщением. Первичный учет представляет собой регистрацию различных
фактов, событий, производимую по мере их совершения, как правило, на особом
документе, называемом первичным учетным документом.
Для
отчетности характерно то, что, во-первых, она утверждается органами
государственной статистики. Представление информации по неутвержденным формам
является нарушением отчетной дисциплины. Во-вторых, она имеет обязательный характер
(т. е. все предприятия, учреждения, организации должны предоставлять ее в
указанные сроки) и юридическую силу, потому что подписывается руководителем
предприятия (учреждения, организации), а также документальную обоснованность,
так как все данные базируются на документах первичного учета.
Действующую
статистическую отчетность делят на типовую и специализированную. Состав
показателей в типовой отчетности является единым для предприятий всех отраслей
народного хозяйства. В специализированной отчетности состав показателей
изменяется в зависимости от особенностей отдельных отраслей экономики.
По
срокам представления отчетность бывает ежедневная, недельная, двухнедельная,
месячная, квартальная и годовая. Кроме годовой отчетности все перечисленные
виды представляют собой текущую отчетность.
По
способу представления сведений отчетность делится на телеграфную, телетайпную,
почтовую.
Специально
организованное статистическое наблюдение. Перепись.
Специально организованное наблюдение проводится с целью получения сведений,
отсутствующих в отчетности, или для проверки ее данных. Наиболее простым
примером такого наблюдения является перепись. Российская практическая статистика
проводит переписи населения, материальных ресурсов, многолетних насаждений,
неустановленного оборудования, строек незавершенного строительства,
оборудования и др.
Перепись – это специально
организованное наблюдение, повторяющееся, как правило, через равные
промежутки времени, с целью получения данных о численности, составе и состоянии
объекта статистического наблюдения по ряду признаков.
Характерными
особенностями переписи являются: одновременность проведения ее на всей
территории, которая должна быть охвачена обследованием; единство
программы-наблюдения; регистрация всех единиц наблюдения по состоянию на один
и тот же критический момент времени. Программа наблюдения, приемы и способы
получения данных по возможности должны оставаться неизменными. Это позволяет
обеспечить сопоставимость собираемой информации и получаемых в ходе разработки
материалов переписи обобщающих показателей. Тогда можно не только определить
численность и состав исследуемой совокупности, но и проанализировать ее
количественное изменение в период между двумя обследованиями.
Из
всех переписей наиболее известны переписи населения. Цель последних состоит в
установлении численности и размещения населения по территории страны,
характеристики его состава по полу, возрасту, занятиям и другим показателям.
Первая всеобщая перепись населения России была проведена в 1897 г., а
последняя – в 2002 г. Я приведу основные данные, полученные в результате последней
переписи населения в приложении 1.
В
период подготовки всеобщей переписи для уточнения и апробации
программно-методических и организационных вопросов наблюдения проводят
пробную перепись. Например, такая перепись была осуществлена в декабре 1986 г.
Это обследование охватило не все, а только пять процентов населения страны.
Запись сведений при переписи населения всегда проводится на основе его опроса
(без требования предъявить какие-либо документы, подтверждающие правильность
ответа).
Регистровая
форма наблюдения. Регистровое наблюдение – это форма
непрерывного статистического наблюдения за долговременными процессами,
имеющими фиксированное начало, стадию развития и фиксированный конец. Оно
основано на ведении статистического регистра. Регистр представляет собой
систему, постоянно следящую за состоянием единицы наблюдения и оценивающую силу
воздействия различных факторов на изучаемые показатели. В регистре каждая
единица наблюдения характеризуется совокупностью показателей. Одни из них остаются
неизменными в течение всего времени наблюдения и регистрируются один раз;
другие показатели, периодичность изменения которых неизвестна, обновляются по
мере изменения; третьи – представляют собой динамические ряды показателей с
заранее известным периодом обновления. Все показатели хранятся до полного
завершения наблюдения за единицей обследуемой совокупности.
Организация
и ведение регистра невозможны без решения следующих вопросов:
Ø
Когда заносить в регистр и исключать из него единицы совокупности?
Ø
Какая информация должна храниться?
Ø
Из каких источников следует брать данные?
Ø
Как часто обновлять и дополнять информацию?
В
практике статистики различают регистры населения и регистры предприятий.
Регистр
населения – поименованный и регулярно актуализируемый перечень жителей
страны. Программа наблюдения ограничена общими признаками, такими, как пол,
дата и место рождения, дата вступления в брак (эти данные остаются неизменными
в течение всего периода наблюдения) и брачное состояние (переменный признак).
Как правило, регистры хранят информацию только по тем переменным признакам,
изменение значений которых документально оформлено.
Регистры
населения ведутся по отдельным регионам страны. При перемене места жительства
сведения по единице наблюдения передаются в регистр соответствующей
территории. В связи с тем что правила регистрации довольно сложны и ведение
регистра требует больших затрат, эта форма наблюдения практикуется в
государствах с небольшой численностью и высокой культурой населения (в
основном это европейские страны).
Регистр
предприятий включает в себя все виды экономической деятельности и содержит
значения основных признаков по каждой единице наблюдаемого объекта за
определенный период или момент времени. Регистры предприятий содержат данные о
времени создания (регистрации) предприятия, его название и адрес, телефон, об
организационно-правовой форме, структуре, виде экономической деятельности,
количестве занятых (этот показатель отражает размер предприятия) и др.
В
нашей стране были разработаны три регистра: промышленных предприятий, строек
и подрядных организаций. Внедрение их в статистическую практику существенно
повысило информационный и аналитический уровень статистики, позволило решить ряд
экономико-статистических задач, для которых непригодны другие формы
статистического наблюдения.
В настоящее время
завершены работы по созданию единого регистра для
всех хозяйственных единиц. Ему отводится важное значение во внедрении системы национальных
счетов в статистическую практику.
Единый
государственный регистр предприятий и организаций всех форм собственности
(ЕГРПО) дает возможность организовать сплошное наблюдение по
ограниченному кругу статистических показателей предприятий,
зарегистрированных на территории России, позволяет получить непрерывные ряды
показателей в случае изменения территориальной, отраслевой и других структур
совокупности.
В
регистр заносятся данные по всем предприятиям, организациям, учреждениям и
объединениям независимо от их форм собственности, включая предприятия с
иностранными инвестициями, банковские учреждения, общественные объединения и
другие юридические лица.
Информационный
фонд регистра содержит: во-первых, регистровый код субъекта; во-вторых,
сведения об отраслевой, территориальной принадлежности субъекта, его
подчиненности, виде собственности, организационной форме; в-третьих,
справочные сведения (фамилии руководителей, адреса, номера телефонов, факсов и
т. д., сведения об учредителях) и, наконец, в-четвертых, экономические
показатели. Значения последних будут заноситься в регистр на основе
бухгалтерской и статистической отчетностей, представляемых в региональные
органы статистики.
Регистр
содержит данные о следующих показателях: среднесписочная численность
работников; средства, направляемые на потребление; остаточная стоимость
основных средств; балансовая прибыль (убыток); уставный фонд. Так как регистр
ведется по отдельным территориям, региональные статистические службы могут расширять
состав экономических показателей в случае необходимости.
ЕГРПО
позволяет производить отбор и группировку любой совокупности единиц по одному
или нескольким признакам.
Сбор
данных о единицах наблюдения осуществляется в процессе их государственной
регистрации и последующего учета.
Способы
статистического наблюдения. Статистическая информация может быть получена
различными способами, важнейшими из которых являются непосредственное
наблюдение, документальный учет фактов и опрос.
Непосредственным называют такое
наблюдение, при котором сами регистраторы путем непосредственного замера,
взвешивания, подсчета или проверки работы и т. д. устанавливают факт, подлежащий
регистрации, и на этом основании производят записи в формуляре наблюдения.
Этот способ применяют при наблюдении за вводом в действие жилых домов.
Опрос – это способ
наблюдения, при котором необходимые сведения получают со слов респондента. Он
предполагает обращение к непосредственному носителю признаков, подлежащих
регистрации во время наблюдения, и используется для получения информации о
явлениях и процессах, не поддающихся непосредственному прямому наблюдению.
В
статистике применяются следующие виды опросов: устный (экспедиционный),
саморегистрация, корреспондентский, анкетный и явочный.
При устном
(экспедиционном) опросе специально подготовленные работники (счетчики,
регистраторы) получают необходимую информацию на основе опроса соответствующих
лиц и сами фиксируют ответы в формуляре наблюдения. По форме проведения устный
опрос может быть прямым (как это имеет место при переписи населения), когда
счетчик «лицом к лицу» встречается с каждым респондентом, и опосредованным,
например по телефону.
При саморегистрации
формуляры заполняются самими респондентами, а счетчики раздают им бланки
опросного листа, разъясняют правила их заполнения, а затем их собирают.
Корреспондентский
способ заключается в том, что сведения в органы, ведущие наблюдения,
сообщает штат добровольных корреспондентов. Этот вид опроса требует наименьших
затрат, но не дает уверенности в том, что полученный материал является
высококачественным, так как не всегда возможно непосредственно на, месте
проверить правильность полученных ответов.
Анкетный
способ предполагает сбор информации в виде анкет. Определенному кругу
респондентов вручаются специальные вопросники (анкеты) либо лично, либо путем
публикации в периодической печати. Заполнение этих вопросников носит добровольный
характер и осуществляется, как правило, анонимно. Обычно обратно получают
меньше анкет, чем рассылают. Этот способ сбора информации используется при
несплошном наблюдении. Анкетный опрос применяется в обследованиях, где не
требуется высокая точность, а нужны приближенные, ориентировочные результаты,
например при изучении общественного мнения о работе городского транспорта,
торговых предприятий и т. д.
Явочный
способ предусматривает представление сведений в органы, ведущие
наблюдение, в явочном порядке, например при регистрации браков, рождений,
разводов и т. д.
При
выборе вида того или иного опроса необходимо учитывать: с какой точностью надо
провести наблюдения; возможность практического применения того или иного
способа; финансовые возможности.
Виды
статистического наблюдения. Статистические наблюдения можно разбить на группы
по следующим признакам:
времени регистрации
фактов;
охвату единиц
совокупности.
По времени
регистрации фактов бывает непрерывное (текущее), периодическое и
единовременное наблюдение. При текущем наблюдении изменения в
отношении изучаемых явлений фиксируются по мере их наступления, например при
регистрации рождений, смерти, состояния в браке. Такое наблюдение проводится с
целью изучения динамики какого-либо явления.
Данные,
отражающие изменение объекта, могут быть собраны в ходе нескольких
обследований. Они обычно проводятся по схожей программе и инструментарию и
называются периодическими. К такому виду наблюдений относятся переписи
населения, которые проводятся через каждые 10 лет; регистрация цен
производителей по отдельным товарам, которая в настоящее время проводится
ежемесячно.
Единовременное обследование
дает сведения о количественных характеристиках какого-либо явления или
процесса в момент его исследования. Повторная регистрация проводится спустя какое-то
время (не определенное заранее) или может не проводиться вообще.
Единовременным обследованием была инвентаризация незавершенного
производственного строительства
1990 г.
По охвату
единиц совокупности статистическое наблюдение бывает сплошное и несплошное.
Задачей
сплошного наблюдения является получение информации о всех единицах
исследуемой совокупности.
До
последнего времени российская система государственной статистики опиралась,
прежде всего, на сплошное наблюдение. Однако такой вид наблюдения имеет
серьезные недостатки: высокую стоимость получения и обработки всего объема
информации; большие затраты трудовых ресурсов; недостаточную оперативность
информации, так как для ее сбора и обработки необходимо много времени. И,
наконец, ни одно сплошное наблюдение, как правило, не обеспечивает полного
охвата всех без исключения единиц совокупности. Большее или меньшее число
единиц обязательно остается вне наблюдения, как при проведении единовременных
обследований, так и при такой форме наблюдения, как отчетность.
Количество
и доля неохваченных единиц зависят от многих факторов: вида обследования (по
почте, с помощью устного опроса); типа отчетной единицы; квалификации
регистратора; содержания вопросов, предусмотренных программой наблюдения;
времени дня или года, когда проводится обследование, и др.
Несплошное
наблюдение
изначально предполагает, что обследованию подлежит лишь часть единиц изучаемой
совокупности. При его проведении следует заранее определить, какая часть
совокупности должна быть подвергнута наблюдению и каким образом следует
отобрать те единицы, которые должны быть обследованы. Одним из преимуществ несплошных
наблюдений является возможность получения информации в более короткие сроки и
с меньшими затратами ресурсов, чем при сплошном наблюдении.
Существует
несколько видов несплошного наблюдения. Одно из них – выборочное наблюдение.
Это довольно распространенный вид, основанный на принципе случайного отбора
тех единиц изучаемой совокупности, которые должны быть подвергнуты
наблюдению. При правильной организации выборочное наблюдение дает достаточно
точные результаты, вполне пригодные для характеристики всей исследуемой
совокупности. В этом состоит достоинство выборочного наблюдения по сравнению с
другими видами несплошного наблюдения.
Численность
выборочной совокупности зависит от природы (характера) исследуемого
социально-экономического явления. В выборочной совокупности должны быть
представлены все типы единиц, имеющиеся в исследуемой совокупности. В противном
случае выборочная совокупность не будет точно воспроизводить пропорции и
зависимости, характерные для совокупности во всем ее объеме.
Разновидностью
выборочного наблюдения является метод моментных наблюдений. Суть его
состоит в том, что информация собирается путем регистрации значений признаков
у единиц выборочной совокупности в некоторые заранее определенные моменты
времени. Поэтому метод моментных наблюдений предполагает отбор не только
единиц исследуемой совокупности (выборку в пространстве), но и моментов
времени, в которые проводится регистрация состояния исследуемого объекта
(выборка во времени). Этот вид наблюдения применяется при проведении обследований
доходов населения.
Следующий
вид несплошного наблюдения – это метод основного массива. При нем
обследованию подвергаются самые существенные, обычно наиболее крупные единицы
изучаемой совокупности, которые по основному (для конкретного исследования)
признаку имеют наибольший удельный вес в совокупности. Именно этот вид
используется для организации наблюдения за работой городских рынков.
Монографическое
обследование представляет собой вид несплошного наблюдения, при котором
тщательному обследованию подвергаются отдельные единицы изучаемой
совокупности, обычно представители каких-либо новых типов явлений. Оно проводится
с целью выявления имеющихся или намечающихся тенденций в развитии данного
явления.
Монографическое
обследование, ограничиваясь отдельными единицами наблюдения, изучает их с
высокой степенью детализации, которой нельзя достигнуть при сплошном или даже
выборочном обследовании. Детальное статистико-монографическое изучение одного
завода, фермы, бюджета семьи и т. д. позволяет уловить те пропорции и связи,
которые ускользают из поля зрения при массовых наблюдениях.
4. ТОЧНОСТЬ НАБЛЮДЕНИЯ
Точностью
статистического наблюдения называют степень соответствия величины
какого-либо показателя (значение какого-либо признака), определенной по
материалам статистического наблюдения, действительной его величине.
Расхождение
между расчетным и действительным значениями изучаемых величин называется ошибкой
наблюдения.
Точность
данных – это основное требование, предъявляемое к статистическому наблюдению.
Чтобы избежать ошибок наблюдения, предупредить, выявить и исправить их,
необходимо:
ò
обеспечить качественное обучение персонала, который будет проводить
наблюдение;
ò
организовать специальные частичные или сплошные контрольные проверки
правильности заполнения статистических формуляров;
ò
провести логический и арифметический контроль полученных данных
после окончания сбора информации.
В
зависимости от причин возникновения различают ошибки регистрации и ошибки
репрезентативности.
Ошибки
регистрации – это отклонения между значением показателя, полученного в ходе
статистического наблюдения, и фактическим, действительным его значением. Этот
вид ошибок может быть и при сплошном, и при несплошном наблюдениях.
Ошибки
регистрации бывают случайные и систематические.
Случайные
ошибки – это результат действия различных случайных факторов (например,
цифры переставлены местами, перепутаны соседние строки или графы при заполнении
статистического формуляра). Такие ошибки имеют разную направленность: они
могут и повышать, и понижать значения показателей. При достаточно большой
обследуемой совокупности в результате действия закона больших чисел эти ошибки
взаимно погашаются.
Систематические
ошибки могут быть преднамеренными и непреднамеренными. Преднамеренные
ошибки (сознательные, тенденциозные искажения) получаются в результате
того, что опрашиваемый, зная действительное положение дела, сознательно
сообщает неправильные данные. Непреднамеренные ошибки вызываются
различными случайными причинами (например, небрежностью или невнимательностью
регистратора, неисправностью измерительных приборов и т.п.).
В
отличие от ошибок регистрации ошибки репрезентативности характерны только для
несплошного наблюдения. Они возникают потому, что отобранная и обследованная
совокупность недостаточно точно воспроизводит (репрезентирует) всю исходную
совокупность в целом.
Отклонение
значения показателя обследованной совокупности от его величины по исходной
совокупности называется ошибкой репрезентативности.
Ошибки
репрезентативности также бывают случайные и систематические.
Случайные
ошибки возникают, если отобранная совокупность неполно воспроизводит всю
совокупность в целом. Ее величина может быть оценена.
Систематические
ошибки репрезентативности появляются вследствие нарушения принципов отбора
единиц из исходной совокупности, которые должны быть подвергнуты наблюдению.
После
получения статистических формуляров следует, прежде всего, провести проверку
полноты собранных данных, т. е. определить, все ли отчетные единицы заполнили
статистические формуляры, и значения всех ли показателей отражены в них.
Следующим этапом контроля точности информации является арифметический,
контроль. Он основывается на использовании количественных связей между значениями
различных показателей.
Счетный
контроль заключается в проверке точности арифметических расчетов,
применявшихся при составлении отчетности или заполнении формуляров
обследования.
Логический
контроль заключается в проверке ответов на вопросы программы наблюдения
путем их логического осмысления или путем сравнения полученных данных с
другими источниками по этому же вопросу.
Указанные
приемы проверки статистических данных путем счетного и логического контроля
могут быть использованы при проверке, как материалов специальных
статистических наблюдений, так и отчетности.
Заключение
Итак,
процесс проведения статистического наблюдения включает следующие этапы:
ü
подготовка наблюдения;
ü
проведение массового сбора данных;
ü
подготовка данных к автоматизированной обработке;
ü
разработка предложений по совершенствованию статистического наблюдения.
Любое
статистическое наблюдение требует тщательной, продуманной подготовки. От нее во
многом будет зависеть надежность и достоверность информации, своевременность ее
получения.
Подготовка
статистического наблюдения – процесс, включающий разные виды работ. Сначала
необходимо решить методологические вопросы, важнейшими из которых являются
определение цели и объекта наблюдения, состава признаков, подлежащих
регистрации; разработка документов для сбора данных; выбор отчетной единицы и
единицы, относительно которой будет проводиться наблюдение, а также методов и
средств получения данных.
Кроме
методологических необходимо решить проблемы организационного характера,
например, определить состав служб, проводящих наблюдение; подобрать и
подготовить кадры для проведения наблюдения; составить календарный план работ
по подготовке, проведению и обработке материалов наблюдения; провести
тиражирование документов для сбора данных.
Проведение
массового сбора данных включает работы, связанные непосредственно с
заполнением статистических формуляров. Он начинается с рассылки переписных
листов, анкет, бланков, форм статистической отчетности и заканчивается их
сдачей после заполнения в органы, проводящие наблюдение.
Собранные
данные на этапе их подготовки к автоматизированной обработке подвергаются
арифметическому и логическому контролю. Оба эти контроля основываются на
знании взаимосвязей между показателями и качественными признаками.
На
заключительном этапе проведения наблюдения анализируются причины, которые
привели к неверному заполнению статистических бланков, и разрабатываются
предложения по совершенствованию наблюдения. Это очень важно для организации
будущих обследований.
Получение
сведений в ходе статистического наблюдения требует немалых затрат финансовых и
трудовых ресурсов, а также времени.
Список использованной литературы:
Общая
теория статистики: Статистическая методология в изучении коммерческой
деятельности: Учебник / Под ред. О.Э. Башиной, А.А. Спирина. – 5-е изд., доп.
и перераб. – М.: Финансы и статистика, 2000.–440 с.
Теория
статистики: Учебник / Под ред. проф. Р.А. Шмойловой. – 3-е изд., перераб. – М.:
Финансы и статистика, 2002. – 560с.
www.perepis2002.ru
Основные
итоги Всероссийской переписи населения 2002 года
05.11.03
источник:
Госкомстат России
Как
сообщил Госкомстат РФ, численность постоянного населения Российской Федерации
составила 145,2 млн. человек, из них 106, 4 млн. человек (или 73%) являются
городскими жителями, а 38, 8 млн. человек (или 27%) проживают в сельской
местности.
По
сравнению с переписью 1989 г. численность населения уменьшилась на 1, 8 млн.
человек, в том числе проживающих в городских поселениях – на 1, 6 млн. человек,
в сельской местности — на 0, 2 млн. человек.
За период с 1989 под 2002 годы в России родилось 20 млн. 540 тыс. человек,
умерло — 27 млн. 939 тыс. 800 чел. За эти же годы в РФ прибыло 10975, 5 тысячи
человек, а выбыло из России 5415, 7 тысячи человек. Таким образом, естественная
убыль населения растет и не компенсируется миграционным приростом.
***
Кстати:
по прогнозу ООН, Европе в ближайшие четверть века грозит депопуляция, если она
не примет 159 миллионов иммигрантов из развивающихся стран.
Где мы живем?
В
России, как и в большинстве развитых стран мира, прекратился процесс
урбанизации — соотношение городских и сельских жителей сохранилось на уровне
переписи 1989 г.
Почти
пятая часть населения страны проживает в 13 городах – «миллионниках»: Москве,
Санкт-Петербурге, Новосибирске, Нижнем Новгороде, Екатеринбурге, Самаре, Омске,
Казани, Челябинске, Ростове-на-Дону, Уфе, Волгограде, Перми.
Население
крупнейших мегаполисов России: Москва – 10,4 млн. человек, Санкт-Петербург —
4,7 млн. человек.
Столица
Российской Федерации по численности жителей входит в число двадцати самых
крупных городов мира.
Более
60% населения проживает в трех федеральных округах: Центральном (26,2%), Приволжском
(21,5%) и Южном (15,8%).
Самым малочисленным является Дальневосточный федеральный округ (4,6%).
Гражданство и национальность
Численность
граждан Российской Федерации составила 142, 5 млн. человек (или 98%
населения), 1,0 млн. человек имеют гражданство других государств и 0, 4 млн.
человек – лица без гражданства. Около 40 тыс. граждан России имеют двойное
гражданство. Примерно 1, 3 млн. человек не указали свое гражданство.
Самые
многочисленные (1 млн. человек и более) народы, населяющие Россию, — русские,
татары, украинцы, башкиры, чуваши, чеченцы и армяне. Русских в РФ — 116 млн.
человек (80% жителей страны). Около 1, 5 млн. человек не указали свою
национальную принадлежность.
Он
и она
Переписью
учтено 67, 6 млн. мужчин и 77, 6 млн. женщин. На 1000 мужчин приходится 1147
женщин (в 1989 г. -1140). Преобладание численности женщин над численностью
мужчин отмечается, начиная с 33-летнего возраста.
Число
супружеских пар составило 34 млн. (в 1989 г. — 36 млн.). Из общего числа
супружеских пар 3 млн. состояли в незарегистрированном браке.
Из каждой тысячи человек в возрасте 16 лет и более 210 человек никогда
не состояли в браке (в 1989 г. — 161); 572 – состоят в браке (в 1989 г. -653);
114-вдовые (в 1989 г. – 110); 94 — разведенные (в 1989 г. — 72). Традиционно
число женщин, указывающих, что они состоят в браке, превышает число состоящих в
браке мужчин (в 2002 г. — на 65 тыс. человек, в 1989 г. — на 28 тыс. человек).
Образование
Вырос образовательный уровень населения Российской* Федерации. Из каждой
тысячи человек в возрасте 15 лет и более 902 имеют образование основное общее
и выше (в 1989 г. — 806). Таких в России 109, 4 млн. человек, на 20% больше,
чем в 1989 г. В полтора раза возросла численность лиц с высшим и средним
профессиональным образованием. Послевузовское образование (закончили
аспирантуру, докторантуру, ординатуру) имеют 369 тыс. человек. Впервые
удельный вес женщин с высшим образованием превысил аналогичный показатель у
мужчин.
Сократился
удельный вес населения в возрасте 10 лет и более, не умеющих читать и писать: с
1, 9% в 1989 г. до 0, 5% в 2002 г. Значительная часть неграмотных —
престарелые, а также лица с тяжелыми физическими и умственными недостатками.
Возраст
и работа
Как и
в большинстве европейских стран, население России стареет. По сравнению с
переписью 1989 г. средний возраст жителей страны увеличился на 3 года и
составил 37, 7 лет.
***
Кстати: по данным ООН, средний возраст жителя планеты достигнет 37лет лишь к
2050 году. В 2000 году этот показатель составлял 26,4 года.
Численность населения в трудоспособном возрасте (мужчины 16-59 лет, женщины
16-54 лет) составила 89, 0 млн. человек (или 61%), моложе трудоспособного
возрас-та-26, 3млнчеловек (или 18%) и старше трудоспособного возраста – 29,8
млн.человек (или 21%).
Из
общего числа лиц в возрасте 15 лет и более, занятых в экономике, 95% являлись
работающими по найму, примерно 1, 5%1 — работодатели, привлекающие для
осуществления еврей деятельности наемных работников, и около 3% —
индивидуальные предприниматели.
На
что живем?
В
качестве источника средств к существованию 62 млн. человек указали доход от
трудовой деятельности, 18 млн. человек — личное подсобное хозяйство.
Численность
лиц, у которых сбережения и доход от ценных бумаг являются источником средств
к существованию, составила 0, 3 млн. Человек. Доход от сдачи внаем или в аренду
имущества получают 0, 2 млн. человек.
Для 58, 5 млн. человек источниками средств существования были стипендия, пенсии
по старости, за выслугу лет, по инвалидности, по случаю потери кормильца,
пособие (за исключением пособия по безработице), а также государственное
обеспечение. Пособие по безработице получали 1, 2 млн. человек.
Почти треть населения (43, 5 млн. человек) являются иждивенцами отдельных
лиц. Подавляющая часть иждивенцев (свыше 80%) — дети и молодежь до 25 лет.