Как составить план похода на 1 день

Как провести однодневный поход. Поляхин Н.С.

Однодневный поход — это школа больших и дальних путешествий. Он доступен каждому пионеру и школьнику, желающему получше узнать свой край, развиться, окрепнуть, хорошо отдохнуть. В нем приобретаются навыки походной жизни и умение видеть окружающее.

Как же провести однодневный поход?

Прежде всего нужно решить, куда пойти, и поставить перед собой ясную, четкую цель: что смотреть и что делать в походе.

Целью однодневного похода может быть знакомство с промышленностью и строительством края. Можно поставить перед собой задачу — познакомиться с историческими памятниками прошлого. Перед вами может встать и более сложная цель: исследовать русло реки, собрать коллекции минералов, растений, насекомых, составить карту района, познакомиться с природными богатствами края.

Поход может быть и тренировочным, с целью проверить умение ходить пешком, находить дорогу, ориентироваться без карты.

Когда цель похода определена, необходимо наметить маршрут, то есть путь, по которому вы пойдете в поход. Нужно найти и прочесть в книгах и расспросить бывалых людей, что еще интересное можно увидеть в том районе, куда вы пойдете, и где и как удобнее пройти. Для того чтобы наметить маршрут, достаньте карту или хотя бы схему карты той части района, по которой проходит маршрут. По карте определите длину своего маршрута, измерив отдельно часть пути, которую нужно пройти пешком.

В однодневном походе длина пешеходной части маршрута не должна быть для вашего возраста более 10— 14 км, так как иначе поход будет утомителен и принесет мало пользы. Внимательно изучив по карте характер местности, нужно заранее наметить места, удобные для привалов (высокие, сухие берега рек или озер) и рыбной ловли, сбора коллекций, ведения наблюдений и тому подобного.

После того как вы внимательно ознакомитесь с картой и наметите маршрут, составьте план похода. В плане необходимо указать время начала похода, порядок и время переходов и остановок — отдыха, время большого привала на обед и час возвращения.

При составлении плана следует помнить, что через каждые 40—45 минут движения нужно устраивать 10—15 минутный отдых. В жаркое время дня с 13 до 16—17 часов итти не стоит: это очень тяжело и небезопасно (может быть тепловой или солнечный удар).

Наиболее интересная и важная часть маршрута должна быть пройдена в первой половине дня, когда внимание еще не утомлено; поэтому нужно стремиться выйти в поход как можно раньше и во всяком случае не позднее 8 часов утра.

Лучше всего итти в поход пионерским звеном или группой в 10—12 человек. Все участники должны быть примерно одинакового возраста. Перед походом всем нужно пройти осмотр у врача.

Прежде чем отправиться в поход, распределите обязанности между членами группы. Каждый должен отвечать за какой-нибудь участок работы в походе. Наиболее авторитетный, опытный и энергичный юный турист назначается начальником группы или отряда. В его обязанности входит: требовать от всех участников соблюдения строгой походной дисциплины, распределение работ и обязанностей в пути и на привалах, составление списка дежурств.

Начальник группы должен хорошо знать топографию и лучше всех уметь ориентироваться на местности. Он ведет группу в походе. В помощь начальнику выбирается старшина. Он ведает питанием и снаряжением. Старшина сам распределяет, кто и какие продукты и снаряжение понесет, составляет меню завтрака, обеда и ужина, дает указания дежурным поварам, распределяет продукты в походе.

Заранее выбираются также ответственный за ведение дневника группы, фотограф и художник, массовик и санитар.

На обязанности ответственного за ведение дневника лежит запись всего, что увидели и сделали юные туристы в пути. Он должен уметь делать свои записи ясными, правдивыми, интересными и вести их хорошим литературным языком.

Массовик организует игры, пение и другие развлечения на привале и в пути. Он руководит выпуском походной газеты.

Санитар выбирается из значкистов ГСО. Он несет в походе аптечку, отвечает за нее и оказывает, в случае необходимости, первую помощь.

Его обязанность — следить за тем, чтобы все участники похода соблюдали санитарно-гигиенические правила.

Обязанности кострового и повара заранее распределять не стоит. Каждый из участников похода должен уметь быстро и в любую погоду развести костер и сварить вкусный обед. Поэтому костровыми и поварами назначаются все участники похода по очереди.

После того как обязанности в группе распределены, составьте список снаряжения и продуктов, которые необходимо взять с собой.

Что взять с собой в поход, как уложить продукты и снаряжение в рюкзак, можно узнать, прочитав книжки: Никольского «Как провести туристский поход», Губанова «Советы туристу».

В городе, в населенных пунктах, при посадке в поезд, пароход, автобус, группа двигается строем. Впереди идет начальник группы, сзади — его помощник. В поле, редком лесу и по дорогам группа двигается без строя.

Темп движения не должен быть слишком напряженным. Группа всегда должна равняться по самому слабому участнику. Во время похода не следует много пить: это не утоляет жажду и очень затрудняет свободную ходьбу. Холодной водой не напьешься. Лучше всего пить теплую подкисленную воду или чай. Для того чтобы в походе, даже в жаркий день, не хотелось пить, нужно утром перед походом съесть 10—12 граммов соли с куском хлеба. Соль помогает удерживать в организме воду и препятствует возникновению жажды.

Движение в пути должно чередоваться с отдыхом — остановками и большим привалом.

Большой привал устраивается примерно с 12— 12 час. 30 мин. до 15 час. 30 мин. — 16 часов дня. Бывает, что подходящее место для привала выгоднее выбрать раньше или позднее запланированного времени. Но всё же надо помнить о намеченном плане; он определяет режим путешествия, а режим определяет здоровый отдых. Составляя план похода, надо наметить и места привалов. Для туриста, располагающего топографической картой и умеющего ее читать, это не будет трудно.

Место надо выбирать такое, чтоб оно было защищено от солнца и от ветра. Надо иметь поблизости хорошую питьевую воду.

Привал устраивается на сухом и красивом месте.

Лучше всего, если это будет берег реки или опушка леса.

Как только место привала определено, с плеч снимают вещевые мешки, складывают в одном месте, там, где будет поставлена палатка или сооружен шалаш. Рекомендуется сразу же снять ботинки и надеть тапочки, чтобы дать отдых ногам. Теперь всем можно приниматься за работу по организации бивуака. Если лагерь стал у реки или поблизости есть водоем, купаться можно только тогда, когда бивуак будет готов. К этому времени туристы остынут с пути и смогут спокойно выкупаться в ожидании обеда. Нельзя допускать купанья сразу по приходе к месту привала.

На привале нужен костер, чтобы сварить обед.

Прежде всего нужно подготовить место для костра: площадку размером примерно в один квадратный метр. С площадки следует срезать дерн и сложить его по краям: это не позволит огню расходиться в стороны и определит границу костра. Топливо кладите с той стороны, куда ветер не относит искры костра. А площадку для костра выбирайте защищенную от ветра. Лучшее место для него у реки (вообще в водоемах), на скате, в углублении берега. Если площадка для костра выбрана у реки, на песке, место отделите песчаным валиком. Разводите костер на расстоянии не ближе пяти метров от деревьев, а в лесу — только на поляне.

Разводить костер нужно так: мелкие сухие ветки или бересту положить неплотной кучкой и поджечь, подкладывая сверху более крупные сухие веточки. Как только костер разгорится ярко, нужно подкладывать крупные толстые ветки или чурки. Лучшее топливо — сухой хворост (березовый, дубовый). Он дает сильное, малодымное, жаркое пламя. Сосна и ель дают много дыма.

Таким топливом удобно поддерживать костер, который разводят специально для защиты от насекомых. Если нужен сигнальный костер, подкиньте несколько пучков свежей травы — пойдет густой белый дым, видный издалека.

Если понадобится использовать костер для просушки одежды и обуви, разведите поблизости другой, не допуская сушки обуви и одежды у того костра, на котором варится пища.

Чтобы пища сварилась быстро и не пахла дымом, надо ставить на костер или подвешивать над костром котлы лишь тогда, когда разгорится яркое пламя и топливо будет превращаться в угли. Рассмотрите внимательно рисунки, и вам станет ясно, когда и какого типа костер вы будете разводить.

Костёр в походе

Надо внимательно относиться к выбору воды.

Наиболее опасной может оказаться стоячая вода прудов, болот, дождевых водомоин. Наименее опасна ключевая вода. Нельзя пить сырую воду. Кипячение в течение 15—20 минут обезвреживает самую плохую воду.

Время послеобеденного отдыха надо использовать для приведения в порядок обуви к одежды.

Оставшееся время на привале используйте для игр. Рекомендуем волейбол, лапту. Совсем не следует на привале играть в баскетбол, футбол, так как здесь тратится много энергии, а она нужна вам для дальнейшего движения.

Когда снимаетесь с привала, место тщательно уберите. Особенно тщательно надо потушить костер; его следует залить водой и засыпать землей.

При сборе коллекций, ведении записи наблюдений и зарисовок и при фотографировании в походе надо помнить, что все эти материалы пойдут для организации в школе краеведческого уголка или музея. Поэтому сбор всяких материалов и ведение записей нужно делать добросовестно и аккуратно, насколько это возможно в походных условиях. Сбор материалов нужно производить по заранее составленному плану — знать, что искать. При сборе коллекций образцы нужно заворачивать в бумажки, на которых надписывать место, где они найдены, число (день, месяц) и свою фамилию. Если это образец уже известного растения или минерала, нужно написать его название.

В записях следует указывать, что больше всего понравилось в походе. Нужно помнить, что по вашему маршруту пойдут другие группы. Вы прокладываете для них путь.

Правильно подобранное и хорошо проверенное снаряжение юного туриста имеет в походе большое значение.

Начнем с обуви.

«Обувь для пехотинца столь же важна, как лошадь для кавалериста», — сказал один полководец.

Небрежный выбор обуви для похода, плохая подгонка ее вызывает, даже после недолгой ходьбы, потертость ног. Обувь должна быть хорошо разношенной и должна свободно сидеть на ноге (рекомендуется иметь в длину запас — допуск до 2 см). Носок сапога или ботинка должен быть широким настолько, чтобы не сжимать пальцев ноги.

Для похода необходима прочная, по возможности мягкая, непромокаемая обувь. Для этого ее надо смазать жиром: ворванью, рыбьим жиром или касторовым маслом. Не годится для смазки вакса: она делает кожу жесткой и проницаемой для воды. Пропитывать следует не только верх обуви, но и подошву и щели между верхом и подошвой.

Задники лучше всего — мягкие; иначе они будут давить на пятку и очень скоро вызовут в ней сильную боль.

Для походов нужна обувь обязательно с широким носком и низким каблуком. На высоком каблуке далеко не уйдешь. Шаг при высоком каблуке всегда бывает короче. Положение стопы при этом наклонно и туловище для поддержания равновесия подается назад, а при таком положении шаг всегда короче.

Подошва рекомендуется толстая или двойная. А то после нескольких переходов придется итти на своей собственной подошве. Надо следить за каблуками и, если они обносились, сразу прибить набойки. Каблук следует подбить металлическими подковками или гвоздями; обувь при этом меньше стаптывается.

Ботинки с монолитной или кожемитовой подошвой пригодны. Хуже, если подошва резиновая; при ней потеют ноги. Тогда можно положить в ботинок толстую войлочную стельку или надеть шерстяные чулки. При коротких остановках в пути в этом случае следует ботинки снимать хотя бы на одну минуту, чтобы проветрить ноги.

На большом привале ботинки надо непременно снять для проветривания н просушки. Нельзя сушить их близко у огня, так как кожа может потрескаться. Пока ботинки сушатся, носи спортивные тапочки. Они легки и помогут ноге отдохнуть.

Надо проверить, чтобы внутри сапога не выступали гвозди, чтобы проносившаяся подкладка не была в складках.

По сухой ровной дороге хорошо итти в легких ботинках. Надевать сапоги на босую ногу нельзя. В этом случае, даже в легкой обуви, легко натереть пятки и подушечки стопы. Плотные нитяные носки будут хороши для легкой обуви. Но при дальних походах, по бездорожью, в грубой обуви надо надевать шерстяные чулки. Странным кажется, что летом рекомендуется носить шерстяные чулки, но опытный турист знает, что в шерстяном чулке нога себя чувствует лучше (даже прохладнее). Шерстяной чулок быстро впитывает пот, и кожа остается сухой. Шерстяной чулок, кроме того, является хорошей прокладкой между ногой и кожей ботинка, сглаживает все неровности, шероховатости и складки.

Наматывание портянок

Если турист умеет правильно навертывать портянки, следует их носить. Нога прекрасно оберегается нетолстой, стиранной, мягкой портянкой (шерстяная или полотняная наиболее хороши).

Босиком в поход могут итти только те, кто раньше, до похода, много ходил босиком и хорошо в этом тренирован.

Приобретать этот навык во время похода безнадежно — ноги будут сбиты при первом же небольшом переходе. Кроме того, легко получить ушиб и ранение ног. Но кто имеет навык в ходьбе босиком, тот на отдельных участках по хорошей дороге пройдет часть пути босиком с удовольствием.

Одежда рекомендуется прочная, легкая, не маркого, но и не темного цвета. Она должна быть свободной, не стесняющей движений. Нельзя затягиваться завязками, кушаками, лучше, чтобы ремни были заменены проймами через плечи. Рубашка желательна с открытым воротником и обязательно с рукавами. В майке-безрукавке можно итти лишь тем, кто уже хорошо загорел. Нельзя выходить в поход только в трусах.

Надо, чтобы одежда легко впитывала пот. Поэтому гигиенично носить тонкую трикотажную майку или (еще лучше) тонкую шерстяную сетку. Иначе пот, пропитав сорочку, охлаждается и смачивает собой тело. А это может вызвать простуду, особенно на ветру, когда пот снова быстро испаряется с поверхности тела. Девочки надевают легкие трикотажные рейтузы или сатиновые трусы; поверх их — легкую шерстяную или сатиновую юбку. Для дальних походов хороши брюки (лыжный костюм) или сатиновые шаровары. Лучшая материя для одежды туриста — шерсть, хороша и фланель. Эти материи скоро высыхают после дождя. Они легки и прочны.

Головной убор должен служить защитой от солнца и непогоды, и пользоваться им надо, когда эта защита нужна. Следует приучаться летом ходить без головного убора и в путешествии, хотя бы часть пути, итти с открытой головой (не допуская, конечно, перегрева головы солнечными лучами). Удобна в пути шляпа типа «панама». Цвет шляпы должен быть белый, — во всяком случае светлый, менее поглощающий солнечные лучи. Прекрасны соломенные шляпы, но они быстро ломаются. Вместо головного убора можно повязать голову платком (не закрывая ушей) или полотенцем (наподобие чалмы). Но всё-таки надо иметь с собой головной убор: он пригодится при сильном солнце, непогоде, в холодный вечер.

Походные вещи укладывают в вещевой заплечный мешок-рюкзак. Он делается из прочной, плотной материи (холст, брезент, плотная мешковина). Выбирать рюкзак надо пошире. Широкий заплечный мешок облегчает поясницу, наподобие седла, и основная тяжесть груза ляжет на крестец. Плечам станет легче. Лямки делают широкие, лучше ременные, а если матерчатые, то из плотного, прочного материала. Узкие лямки скручиваются и режут плечи.

Рюкзак, вещмешок

Нетрудно сделать рюкзак и самому. На рисунке видно, как можно вместо рюкзака использовать любой мешок.

Укладывать в рюкзак надо так, чтобы мягкие вещи легли на спине ровно и плоско. Более тяжелые класть на дно. Центр тяжести груженого рюкзака должен быть внизу, а не наверху и сбоку. Иначе рюкзак будет оттягивать плечи.

Длину лямок следует делать такой, чтобы рюкзак лежал почти параллельно спине.

Ношение заплечного мешка требует тренировки, и если ее не было до похода, то у новичка могут появиться, с непривычки, ноющие боли в плечах.

Надевать лямки лучше всего на край плеча и не надо из них делать перекрестов на груди. Это будет стеснять грудную клетку.

Внутри рюкзака желательна перегородка из материи.

При укладке вещей их следует рассортировывать: в одном отделении продукты, в другом — всё остальное.

_________

Вес груза, допустимый для юного туриста, зависит от возраста и состояния здоровья участников похода (смотрите таблицу).

При распределении общего снаряжения надо учитывать тренировку и силу участников похода, чтобы более тренированные и сильные взяли на себя и больший груз.

Нормы груза при пешеходных походах по среднепересеченной местности

Подготавливая походное снаряжение, придерживайтесь правила: не брать с собой ничего, что может пригодиться, брать только то, без чего нельзя обойтись!

Из вещей личного пользования с собой надо взять и уложить в рюкзак:

  1. полотенце;
  2. мыло (в жестяной мыльнице);
  3. зубной порошок (или пасту) и зубную щетку;
  4. полотенце для ног;
  5. две иголки, нитки (моток белых, моток черных); 2—3 пуговицы, 2—3 английские булавки — всё это в железной коробочке;
  6. 2—3 куска веревки, по 1—11/2 м каждый, — нетолстой, но прочной;
  7. индивидуальный пакет или (в жестяной коробке) немного ваты, бинт и вазелин;
  8. запасные чулки или портянки (на случай, если промочишь ноги);
  9. небольшую салфетку — она будет служить скатертью при еде на привале, а в пути в нее можно завернуть хлеб;
  10. несколько старых газет или другой бумаги;
  11. кружку лучше эмалированную, но пригодна и алюминиевая или жестяная;
  12. ложку;
  13. гребенку;
  14. небольшое зеркало,
  15. книгу для чтения.

В рюкзак же пойдет и часть вещей из снаряжения группового пользования. 

Кроме рюкзака, хорошо иметь еще и небольшую полевую сумку.

Из личных вещей туда надо положить:

  1. карту маршрута, топографическую;
  2. компас (можно носить и на руке);
  3. блокнот или тетрадь в папке;
  4. карандаш с наконечником;
  5. резинку.

Фляжку для воды следует носить на ремне через плечо. Небольшую бутылку (лучше по форме приближающуюся к фляжке; а бывают и плоские бутылки — это еще лучше) обшивают плотной материей и приделывают к ней широкую лямку. Нож складной будет лежать в кармане; многие предпочитают хранить его на цепочке, и это хорошо — меньше риска потерять.

В руках туриста посох — легкая, прямая, прочная трость — размером побольше метра. Он пригодится при перепрыгивании через канаву; из нескольких посохов всегда можно сделать переправу через ручей; посох поможет при подъеме в гору. На нем хорошо нести багаж (вдвоем), положив посох на плечи; для костра треногу сделать удобно из тех же посохов. Если разметить посох на сантиметры, он пригодится и для измерений.

Групповое снаряжение обычно состоит из следующих вещей:

  1. лопатки, малой саперной, в матерчатом футляре,
  2. топорика — небольшого, тоже в матерчатом футляре,
  3. оборудования походной кухни.

    Здесь будут:

    • два ведра (лучше, чем чайник, который в пути и на костре менее удобен) для варки пищи, чая;
    • разливательная ложка (она же для размешивания во время приготовления пищи);
    • хлебный нож (лучше складной или в футляре) для резания, очистки продуктов и так далее;
    • небольшая легкая (алюминиевая) сковородка, кухонное полотенце, кусок хозяйственного мыла, спички, тара для продуктов: мешочки из плотной материи, стягиваемые шнурком, пергаментная или восковая бумага.

Фотоаппарат должен находиться у фотографа и на его ответственности. Художники группы берут рисовальные принадлежности. С собой в походе надо всей группе иметь походные шашки, шахматы, аптечку. У старосты группы находятся часы и свисток.

Если поход продолжается несколько дней, то к набору личных вещей добавляется:

  1. смена белья,
  2. простыня,
  3. 2—3 носовых платка,
  4. легкое одеяло (байковое или шерстяное) или плащ (носить через плечо, как солдат носит «скатку» шинели).

К групповому снаряжению добавляется:

  1. свечи,
  2. мыло хозяйственное,
  3. электрофонарик, 2—3 запасных батареи,
  4. платяная и сапожная щетки и сапожная мазь (не вакса).

Палатка берется на длительный поход, но полезна и в однодневном походе, особенно при движении по малонаселенной местности. Отдельные полотнища палатки могут служить и плащами при дожде или холодной ветреной погоде. Надо учесть, что палатка имеет значительный вес, и, беря ее в поход, группа прибавляет этим самым значительный груз. При походах радиальных, то есть когда от определенного пункта группа уходит на день-два и снова возвращается обратно, палатка оставляется на базе. Она, конечно, удобнее и гигиеничнее шалаша.

Наиболее простой тип самодельной палатки такой.

Два куска полотна длиной 150—170 см и шириной 120—140 см каждый укрепляются двумя подпорками, установленными по краям палатки. Нижний конец подпорки заострен (чтоб втыкать в землю). На верхнем конце подпорок надеваются петли, вметанные в верхние углы полотнищ. Палатка укрепляется на месте при помощи двух веревок и шести деревянных колышков (см. рисунок). Вес двух таких полотнищ будет не меньше 5—6 килограммов. На туриста, таким образом, падает дополнительный груз в 21/2—3 килограмма (вес одного полотнища).

Более подробно о снаряжении юного туриста в экскурсии и походе можно прочесть в книге В. Никольского «Как провести туристский поход» (1941 г.).

Государственное Издательство Детской Литературы
Министерство Просвещения РСФСР
Москва 1952 Ленинград

Скачать: 1952_poliahin.djvu [320,73 Kb] (cкачиваний: 230)

«День, прожитый ребенком на природе среди рощ и полей, стоит многих, проведенных им недель на учебной скамье.»
К.Д.Ушинский

Тема: «Осенние тропы».

Участники похода: учащиеся 9-х классов, классные руководители, родители.

Место проведение: лес.

Этапы Мероприятия Ответственные I подготовительный 1. Выбор района путешествия. Классные руководители, командиры 2. Изучение района путешествия. Определение основных целей путешествия. Активы классов 3. Разработка маршрута. Штурманы похода Совков Вадим, Петров Андрей 4. Формирование команды. Классные руководители 5. Подобрать картографический материал (карты масштаба 1:500 000 – 200 000 — обзорные, 1:100 000 – 50 000 — маршрутные). Учитель географии Тарасова Е.В. 6. Нанести на обзорную карту (масштаб 1:500 000; 1:200 000) интересные объекты и препятствия, присутствующие в данном районе и удовлетворяющие категории сложности маршрута. Педагог-организатор ОБЖ Николаев А.В. 7. Определить пути подъезда и отъезда к району путешествия, пункты медицинской помощи, возможность пополнения продуктов на маршруте, нанести их и возможные точки старта и финиша на обзорную карту. Педагог-организатор ОБЖ Николаев А.В. 8. Определить стратегическую схему маршрута (линейный, кольцевой, радиальный, радиально-кольцевой) Педагог-организатор ОБЖ Николаев А.В. 9. Повторение техники безопасности в условиях похода и бережного отношения к природе. Педагог-организатор ОБЖ Николаев А.В. 10. Подготовка к конкурсам. Культмассовые сектора Гусева Даша, Сафина Лиля 11. Заготовка сухих дров и костровых принадлежностей. «Костровые» Трофимов Женя, Насимов Костя 12. Заготовка продуктов питания и аптечки первой медицинской помощи согласно списка, утвержденного директором школы и школьной медсестры «Повара» и «Санитары» Чернова Настя, Карпова Ирина, Лешова Настя, Макарова Катя II основной 1. Движение по маршруту
2. Конкурсная программа. Выбирается жюри из числа родителей и классных руководителей Из каждого класса выбирается команда, состоящая из 3 мальчиков и 2 девочек
Установка палатки Команды устанавливают палатку с учетом времени и собирают ее в чехол с помощью родителей
Разжигание костра Команды должны пережечь на высоте 30 см с учетом времени шелковую нитку, не используя искусственных горючих веществ
Определение азимута Команды с помощью компаса и заданного азимута определяют, под какой кеглей лежит жетон. Если после двух попыток жетон не найден, то конкурс заканчивается.
«Паутина» Проводится в виде эстафеты с учетом времени. Необходимо пройти по одному , минуя расположенную на высоте 1,5 м сетку площадью 9кв.м, не задев развешанные на ней предметы, и передать эстафету следующему участнику, вручая ему мяч
«Минное поле» Принимает участие 1 человек от команды. С закрытыми глазами необходимо собрать за 20 сек. Предметы, разбросанные в огражденном месте. Победитель определяется по количеству собранных предметов
«Спальный мешок» Принимает участие 1 человек от команды. Необходимо развернуть спальный мешок на время и залезть в него. Победитель определяется по лучшему времени выполнения приема
«Санитары» Проводится в виде челночного бега с переносом «раненого». Участвуют 2 мальчика и 1 девочка. Мальчики сцепляют руки, девочка садится на них. Участники двигаются челночным бегом. Победителя определяют по времени
Метание гранат Принимает участие 1 человек от команды. Победитель определяется по максимальной дальности броска гранаты. Даются 3 попытки
Конкурс классных руководителей и родителей Учителям и родителям необходимо сжать максимальное количество раз эспандер кистью одной руки. Результаты не учитываются при подведении итогов.
Конкурс «кричалок» Проходит у общего костра при всех учащихся. При подведении итогов учитываются такие условия: речевка-«кричалка» должна представлять мини-презентацию класса с перестроением группы со звуковым оформлением, быть четкой в произношении и синхронной в исполнении, иметь оригинальный текст, использовать различные предметы для выступления
III заключительный 1. Подводятся итоги конкурсов по наименьшей сумме мест, учитывая при этом дисциплинированность учащихся и массовость. Победители награждаются почетными грамотами. Классные руководители, родители, педагог-организатор, актив класса 2. Разведение общего костра, приготовление пищи на костре учащимися совместно с родителями и классными руководителями. Классные руководители, родители, педагог-организатор, актив класса 3. Обратный путь к месту старта. Классные руководители, родители, педагог-организатор, участники похода 4. Рекомендации для других классов школы по организации и проведению похода. Классные руководители, педагог-организатор, учащиеся 9А и 9Б классов

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

города Абакана «Средняя общеобразовательная школа №3»

«Однодневный турпоход»

для  внеурочной деятельности

учитель физической культуры

 Севрунова  Галина Александровна

                                           2016 – 2017 учебный год

Тема: «Однодневный турпоход»

Цель:

Формирование туристических навыков.

Подготовка к выполнению нормативов и требований комплекса ГТО.

Задачи:

  • Содействовать развитию туристической культуры
  • Популизация  здорового образа жизни и активного отдыха
  • Воспитывать любовь к родной природе

Место проведения: лесополоса у реки

Время проведения: 8 часов.

Участники: группы 5 -6 кл., классные  руководители

Инвентарь: палатка, котелки, рюкзаки, топоры, ножи, компасы, флажки, мячи волейбольные и футбольные, веревки, продукты питания, индивидуальное снаряжение, аптечка,

 Подготовительная часть.

1. Инструктаж по технике безопасности в походе. Провести инструкцию по охране жизни и здоровья детей при проведении похода.

Инструкция:

Нельзя уходить без предупреждения взрослых.

При появлении любых признаков заболеваний школьники должны сказать об этом взрослым.
Охапки хвороста лучше связывать верёвкой и переносить за спиной.
Нельзя перерубать топором толстые ветви и сучья поперёк, лучше отпилить.
Нельзя рубить ветки на камнях или когда ветка опирается на другие ветви, потому что топор может отскочить.
Пилы и топоры должны храниться в определённом, хорошо просматриваемом месте, они нуждаются в регулярной проверке и текущем ремонте.
Дежурный по кухне должен быть в обуви и брюках и иметь костровые рукавицы.
Во время приготовления и раздачи пищи рядом с костром могут находиться только дежурные.
Нельзя пищу заносить в палатку, оставлять остатки чая и пищи в открытой посуде – это привлекает пчёл и ос.
Все работы, связанные с огнём, проводятся в специально оборудованном месте.
Нельзя сидеть и лежать на земле, лучше – на туристическом коврике или бревне.
Нельзя отставать и забегать вперёд руководителя..
Необходима жёсткая дисциплина, распоряжения руководителя, старшего по группе и дежурного выполняются беспрекословно.

Приготовить аптечку: йод, зеленка, бинт, вата, спирт, жгут.

Оборудование:

1. Салфетки, полотенце

2. Клеенка, покрывало.

3. Фотоаппарат.

4. Свисток, мячи, кегли

5. Часы.

6. Бумага, спички, нож, топорик

Сценарий  похода:

Руководитель:

Итак, постройтесь, друзья.

В поход отправляться уже нам пора.

Дорожка эта не легка,

Схема – карта поможет дойти нам туда.

Ждут нас, ребята, чудеса!

Что ж, все готовы? В путь, детвора!

Проведение беседы с детьми: о маршруте, длительности похода, об одежде и еде, о программном содержании.

Рассмотрев  предварительно направление движения по карте-схеме дети вместе с руководителями отправляются в путь, рюкзаки – у детей на плече. По пути сбавляется темп движения и детям дается возможность понаблюдать за природой. Ребята идут спокойно в среднем темпе. По ходу движения  дети берут  листы с буквами и по месту прибытия складывают получившееся слово или словосочетание. Затем группа приходит в обозначенное место, готовятся к привалу.

Итак  наконец мы добрались до нашей точки. Поздравляем, что справились с первым заданием и собрали всё слово целиком! Но прежде чем мы начнём наши конкурсы и состязания давайте вспомним о правилах поведения на природе (демонстрация картинок со знаками, дети комментируют).

Первая эстафета на скорость и ловкость   «Бег в шляпе».

Каждой команде выдается бумажная шляпа. Вы должны пробежать 100 метров и так же вернуться обратно. Шляпу держать руками запрещается. Если шляпа с вас слетает, вы возвращаетесь на то место, где она с вас слетела. Чья команда первая прибежит, та и победила.
Вторая эстафета на точность и координацию «Забрось в корзинку»

На ветку дерева или куст необходимо повесить корзинку для грибов. Корзинка вешается на высоте метра над землей. Задача детей — с определенного расстояния попасть в корзинку мячом.

«Передатчик»

Без помощи рук команды на скорость передают палочку длиной 25-30 см. так, чтобы она обязательно находилась под левой рукой.

Следующий конкурс будет посложнее. Но прежде чем к нему приступить, нам необходимо запомнить и научиться распознавать стороны света: север, юг, восток, запад. Итак, слушаем внимательно! С какой стороны солнце всходит по утрам? (дети показывают) правильно там всегда будет восток. Восток всегда будет в правой руке! Встали правым боком к востоку. Молодцы! Дальше, уже легче. Впереди север, сзади юг, слева запад. Солнце всегда встаёт на востоке, а заходит на западе! Повторяем, там, где встаёт солнце восток, в правой руке, запад в левой где всегда закат, север впереди, юг сзади.

Закрепим наши познания в новом конкурсе под названием          «Ориентирование»

На земле чертится два круга, в которые по очереди встают игроки команд (начиная с первой пары). Ведущий называет сторону света, оба участника должны одновременно повернуться в соответствующую сторону. Как только один из пары ошибается, очко даётся команде второго участника, а в круг вызываются следующее игроки.  Все мы умеем делать «бумажные самолётики». Сейчас каждый возьмёт по листу и сделает себе такой самолётик (дети начинают мастерить). По завершению не забудьте подписать имя  конструктора  то есть своё имя. Готовы? Молодцы! А сейчас проверим ваши «истребители» на дальность полёта. На земле чертится прямая длинная линия, дети встают в одну шеренгу, интервал 1,5 метра. По сигналу ведущего все пускают свои самолётики в полёт. Даётся несколько попыток. Выигрывает тот, чей самолётик улетел дальше всех. Выигравшему ученику достаётся приз. Готовы? «ПУСК!!!»

Купание на реке (напомнить о технике безопасности).

На пляжах и в местах массового отдыха запрещается:

  • купаться в местах, не отведенных для купания;
  • прыгать с не приспособленных для этих целей сооружений в воду;
  • не хватать друг друга за руки и ноги во время игр на воде;
  • не умеющим плавать купаться только в специально оборудованных местах глубиной не более 1,2 метра;
  • приводить на пляж и купать собак и других животных;
  • плавать на досках, бревнах и других, не приспособленных для этого средствах (предметах);
  • загрязнять и засорять поверхность и берега водных объектов общего пользования
  • играть с мячом и в спортивные игры в не отведенных для этих целей местах, а также допускать на водных объектах неприемлемые действия, связанные с нырянием и захватом купающихся;
  • прыгать в лодку и нырять с лодки;
  • долго купаться в холодной воде.

И самое главное:

  • не допускайте грубых игр на воде: нельзя подныривать под плывущего человека, «топить» его, подавать ложные сигналы о помощи и т.п.;
  • купание детей должно проходить под присмотром взрослых, которые хорошо умеют плавать. Не оставляйте малышей одних возле воды. 
  • купаться следует только в специально оборудованных местах;

на природе за городом место для купания нужно выбирать там, где чистая вода, ровное дно, нет сильного течения.

Пикник.

Привал. Приготовление еды.

Провести технику безопасности при разведении костра.

Правила предосторожности при разведении костра:

Прежде, чем разжигать костер в лесу, Необходимо окопать выбранное для костра место, убрать на расстояние не менее 10 метров находящийся вблизи будущего костра мусор, сухую траву. Дети ищут подходящее место, подготавливают дрова (в растопку идут самолётики из предыдущей игры).

Гасят костер после приготовления пищи, обогрева или ночлега, заливая кострище водой и вороша угли до тех пор, пока не перестанут дымить и шипеть (наглядно продемонстрировать).

Нельзя бросать горящие спички.

В сухой и жаркий период костры следует разводить вблизи воды. Перед разведением костра необходимо снять с земли растительный слой. При уходе костер гасят, заливают водой и засыпают землей. 

Во время еды проводится викторина о природе (некоторые ответы комментировать, при необходимости задавать наводящие вопросы).

Какой хищник любит малину? (Медведь)

Тощим или жирным ложится медведь в берлогу? (жирным. Жир греет и питает спящего медведя)

Что означает пословица «Волка ноги кормят»? (Волк стережет свою добычу в засаде, а догоняет ее бегом)

Какой лесной житель сушит на деревьях грибы? (Белка)

Про каких животных можно сказать, что они вылезают из кожи вон? (Про змей. При линьке они сбрасывают старую кожу)

Всегда ли рак движется назад? (Плавает рак задом, но к пище всегда устремляется вперед)

Какая из птиц, живущих в наших краях, летает; быстрее всех? (Стриж).

Птенцы какой птицы никогда не видели своей матери? (Птенцы кукушки. Она подбрасывает свои яйца в гнезда других птиц).

Вьют ли гнезда наши перелетные птицы на юге? (Нет)

Где у кузнечика уши? (Орган слуха у кузнечика помещается в голенях передней пары, ног)

Кто трижды родится, прежде чем стать взрослым? (многие насекомые, например бабочка: яичко, гусеница, очка)

Растут ли деревья зимой? (Нет)

Листья, каких деревьев осенью краснеют? (Ряби-осины, клена)

Что делают мелкие птички, когда днем заметят сову? (Собираются стаями, кричат и кидаются на сову, пока ее не прогонят)

Как паук узнает, что к нему в паутину попалась добыча? (Попавшая в паутину муха трясет паутину, и паук чувствует движение нитей паутины)

У какой рыбы нет чешуи? (У сома)

Какие животные спят с открытыми глазами? (Рыбы – у них нет век, змеи — у них веки срослись)

Почему ласточки перед дождем летают низко? (Они летают за насекомыми, которых холодный воздух прибивает к земле)

Куда зайцу бежать удобнее, в гору или с горы? (В гору. У зайца передние ноги короткие, а задние длинные, поэтому в гору заяц бежит легко, а с отвесной горы летит кубарем через голову)

Какой зверь спит всю зиму вниз головой? (Летучая мышь)

Спортивные и подвижные командные игры

Отдохнув, участники опять могут играть в подвижные и спортивные игры. Можно провести футбольный матч (2 тайма по 6-8 минут, с перерывом на отдых).

Отлично! Поздравляем победителей и лучших бомбардиров!

Прежде чем перейдём к следующим конкурсам и эстафетам давайте узнаем или может быть вспомним, какие опасности могут нас ожидать на открытом палящим солнце. Рассказать детям о признаках и первых симптомах солнечного и теплового удара. Оказания первой медицинской помощи при тепловом или солнечном ударе.

Игра «Не сходя с места»

Участники становятся в круг. По кругу с всё более нарастающим темпом передается мяч. При этом игроки должны стоять на одном месте. Если кто-либо из игроков роняет мяч, он выбывает из игры и покидает круг. Таким образом, расстояние между игроками все больше увеличивается. Выигрывает участник, последним оставшийся в игре (в зависимости от количества играющи

Мяч в кругу

Игроки образуют круг. Водящий с мячом — в центре круга. Водящий пытается выбить (ногами) мяч из круга. А игроки мешают ему сделать это, отбивая мяч. Если водящему все же удается выбить мяч из круга, новым водящим становится игрок, пропустивший мяч, а прежний водящий занимает его место.

Игроки в кругу должны стаять друг от друга на расстоянии не менее вытянутой руки.

Для игры можно выбрать не одного, а 2—3 водящих. При этом игра может проводиться как с одним, так и с двумя мячами.

А сейчас настало время проверить, как хорошо вы знаете растительный и животный мир (флору и фауну). Задание следующее: одной команде необходимо назвать животных на букву «Б», другой команде растения на эту же букву. Игра продолжается до тех пор, пока у одной из команд не закончатся версии. Затем наоборот и меняется буква.

Последняя игра называется «словесный волейбол». Мяч перебрасывается через центр круга. При этом игрок называет слово, существительное. Тот, кто ловит мяч, одновременно добавляет по смыслу глагол или прилагательное. Например: птица – летит. Кто говорит бессмыслицу, тот выходит из игры.

Путь домой

Руководитель:

Ну, что же, детвора,

Отправляться нам пора.

Спасибо вам за веселье, игры и угощенье.      

Сборы в дорогу (затушить костер, убрать чисто место стоянки, проверить рюкзаки).

Дети и взрослые прощаются и отправляются домой.

Чтобы путь домой для уставших путешественников был веселым, по дороге устроить песенный конкурс или спеть какую-нибудь песню. Сочинять песню можно по очереди. Идущий впереди поет первую строчку, следующий участник поет вторую строчку в рифму к первой и т. д.

Что необходимо для похода.

  1. МАРШРУТНЫЙ ЛИСТ

на однодневный поход выдан туристскому отряду МБОУ СОШ№3

На поход по маршруту:

ППЭТ (уч. комплекс №1) – ж/д мост – ППЭТ (уч. комплекс №1)

Руководители: Сметанин В.Ф., Нагаев В.Н., Афиногентова И.В., Гаевая М.И., Сосунов Ю.А

СОСТАВ ОТРЯДА

№ п/п

Фамилия, имя

Группа

Общественная обязанность в туристском отряде

Карта

ПЛАН-МАРШРУТ ПОХОДА

Путевые отметки проставляются в начальном, конечном и основных промежуточных пунктах маршрута (на поворотных точках трассы маршрута и в местах ночлегов).

Дата

Пункты переходов

Км

Способ передвижения

Путевые отметки

5

пешком

План-маршрут похода утверждаю:

Заместитель директора по учебной работе

Черткова Н.В.  «5» сентября 2016 г.

Члены туристского отряда прошли медицинский осмотр, ознакомлены с санитарно-эпидемиологическими требованиями при организации похода.

Медработник  МБОУ СОШ №3»

Участники похода ознакомлены

С ИНСТРУКЦИЕЙ ПО ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИЮ ТУРИСТСКИХ ПОХОДОВ, ПУТЕШЕСТВИЙ И ЭКСКУРСИЙ.

Состав отряда в количестве _________________ человек

и руководители группы:

Утверждаю:

Директор МБОУ СОШ№3    Федорковская С.В.

М.П

ИТОГИ ПОХОДА

Поход проведен ___________________________ сентября 2016 года по план-маршруту.

Всего пройдено по маршруту активным способом передвижения 10 км за 1 ходовой день.

Причина изменения маршрута и сроков проведения похода: ___________________________________________________________________________Фактически в походе участвовало, включая руководителей, ____________ человек.

В походе не участвовало _______________________________________________________

___________________________________________________________________________Дополнительно в группу были включены _________________________________________

___________________________________________________________________________Где и как были организованы ночлеги ____________________________________________

___________________________________________________________________________За время похода была проведена следующая экскурсионно-полезная и учебно-тренировочная работа: передвижение по пересечённой местности, разбивка лагеря, приготовление пищи, спортивные игры, ориентирование на местности, стрельба из пневматического оружия, ______________________________________________________

___________________________________________________________________________

Руководители отряда _______________ Командиры отряда _______________

_______________ _______________

_______________ _______________

_______________ _______________

                                                               ЛИТЕРАТУРА

Булич  Э. Г.         Физическая культура и здоровье. М.,   Знание,   1981

Васильев 3. А, Люб и некая С. М. Резервы  здоровья. Л., 1990

Гриненко М. Ф. Путь к здоровью. М., 1998.

Данек. К, Теплы 3. Искусство отдыхать. Пер. с чешск. М., 1980

Если вы планируете пойти в поход, его нужно спланировать, ибо экспромтом в походы не ходят. Разве что в поход выходного дня, да и при этом вы примерно представляете куда пойдете и как будет проходить ваш маршрут.

Как разработать маршрут туристического похода, будь то пеший водный или велосипедный. Маршруты составляются по одному алгоритму.

маршрут для похода

Алгоритм составления маршрута туристического

  1. Нужно выбрать район путешествия
  2. Выбор категории сложности (этот пункт мы опустим и оставим его профессионалам)
  3. Разработка «нитки» маршрута, мест посещения (т.е отрезка пути как и куда мы пойдем)
  4. Запланировать примерное время нахождения в пути (делается для того, чтобы запланировать кол-во продуктов, снаряжения и т.д)
  5. Разработка запасных вариантов и экстренных сходов с маршрута
  6. Подготовка заброски и выброски с района путешествия (если это планируется)
  7. Составление сметы, раскладки продуктов, снаряжения, аптечки

Какие бывают маршруты

Маршруты бывают нескольких видов:

  • Линейные (т.е идем из точки А в точку Б)
  • Кольцевой маршрут (откуда мы пришли туда и возвращаемся,только другим путем)
  • Комбинированный маршрут(содержит и линейный и кольцевой маршруты)

Разработка «нитки»маршрута, мест посещения

Ниткой у туристов называется путь маршрута. Т.е все расстояние от начала и до конца пути является «ниткой». Разрабатывать нитку маршрута можно с помощью карты а можно с помощью компьютера, воспользовавшись программами sasplanet или google earth. В данных программах можно посмотреть карту маршрута и построить трек пути (нитку).

Наверное сейчас мало тех, кто составляет трек маршрута (нитку) с помощью бумажной карты, но такие есть. Туристы старой закалки и профессионалы своего дела предпочитают работу с бумажной картой, даже при планировании маршрута путешествия.

Я пользуюсь для разработки маршрута вышеназванными программами, составляю треки пути, там же сохраняю их и заливаю в навигатор. Поскольку с помощью программы можно посмотреть карту (как обычную, так и спутниковую). Это значительно облегчает планирование маршрута. На карте сразу можно поставить маршрутные точки, измерить расстояние пути, запланировать точки отхода. Короче говоря рекомендую.

Так же при планировании маршрута нужно запланировать интересные объекты посещения (если это требуется).

Разбить маршрут по дням

Из словаря туриста:

Дневка — однодневная остановка на отдых во время похода

Отсидка — вынужденная остановка на маршруте на один день или больше

Запасной день — элемент ресурса времени который закладывается на поход

Важный момент в планировании маршрута — запланированное время путешествия. Время нужно планировать всегда с небольшим «избытком».

Маршрут разбивают таким образом, чтобы каждый день начинался и заканчивался в подходящем для ночлега месте. Протяженность дневного перехода во многом зависит от характера местности. По лесу в день можно проходить до 12 километров. Я бы посоветовал не закладывать слишком большое расстояние в день. Я закладываю до 10 километров по пересеченной местности, поход всё-таки должен приносить удовольствие…

Важно! Не закладывайте в первый день длинное расстояние. К концу похода пройденное расстояние можно увеличить (рюкзаки стали легче, еды меньше, идти легче).

Естественно точно спланировать время не представляется возможным (испортилась погода, опоздали на транспорт и т.д). Но примерное планирование делать необходимо. Для этого нужно закладывать во время маршрута лишние дни.

Пример маршрута

Учитываем: Время похода +дневка+ запасной день

6 дней похода+ дневка+ запасной день = 8 дней

Пеший поход от точки А в точку Б, протяжённостью 60 километров, по грунтовой дороге. Каждый день в среднем вы запланировали проходить по 10 километров. Т.е поход у вас продлиться 6 дней (безусловно можно запланировать и большее расстояние для перехода в день). Прибавляем к шести дням дневку (день отдыха, например для стирки, для бани, посещения достопримечательностей, на случай непогоды) и один запасной день.

Не забудьте наметить удобные места дневок, ночевок и биваков, интересные для посещения объекты.

↑ Привал

Движение в пути должно чередоваться с отдыхом — остановками и большим привалом.

Большой привал устраивается примерно с 12— 12 час. 30 мин. до 15 час. 30 мин. — 16 часов дня. Бывает, что подходящее место для привала выгоднее выбрать раньше или позднее запланированного времени. Но всё же надо помнить о намеченном плане; он определяет режим путешествия, а режим определяет здоровый отдых. Составляя план похода, надо наметить и места привалов. Для туриста, располагающего топографической картой и умеющего ее читать, это не будет трудно.

Место надо выбирать такое, чтоб оно было защищено от солнца и от ветра. Надо иметь поблизости хорошую питьевую воду.

Привал устраивается на сухом и красивом месте.

Лучше всего, если это будет берег реки или опушка леса.

Как только место привала определено, с плеч снимают вещевые мешки, складывают в одном месте, там, где будет поставлена палатка или сооружен шалаш. Рекомендуется сразу же снять ботинки и надеть тапочки, чтобы дать отдых ногам. Теперь всем можно приниматься за работу по организации бивуака. Если лагерь стал у реки или поблизости есть водоем, купаться можно только тогда, когда бивуак будет готов. К этому времени туристы остынут с пути и смогут спокойно выкупаться в ожидании обеда. Нельзя допускать купанья сразу по приходе к месту привала.

На привале нужен костер, чтобы сварить обед.

Прежде всего нужно подготовить место для костра: площадку размером примерно в один квадратный метр. С площадки следует срезать дерн и сложить его по краям: это не позволит огню расходиться в стороны и определит границу костра. Топливо кладите с той стороны, куда ветер не относит искры костра. А площадку для костра выбирайте защищенную от ветра. Лучшее место для него у реки (вообще в водоемах), на скате, в углублении берега. Если площадка для костра выбрана у реки, на песке, место отделите песчаным валиком. Разводите костер на расстоянии не ближе пяти метров от деревьев, а в лесу — только на поляне.

Разводить костер нужно так: мелкие сухие ветки или бересту положить неплотной кучкой и поджечь, подкладывая сверху более крупные сухие веточки. Как только костер разгорится ярко, нужно подкладывать крупные толстые ветки или чурки. Лучшее топливо — сухой хворост (березовый, дубовый). Он дает сильное, малодымное, жаркое пламя. Сосна и ель дают много дыма.

Таким топливом удобно поддерживать костер, который разводят специально для защиты от насекомых. Если нужен сигнальный костер, подкиньте несколько пучков свежей травы — пойдет густой белый дым, видный издалека.

Если понадобится использовать костер для просушки одежды и обуви, разведите поблизости другой, не допуская сушки обуви и одежды у того костра, на котором варится пища.

Чтобы пища сварилась быстро и не пахла дымом, надо ставить на костер или подвешивать над костром котлы лишь тогда, когда разгорится яркое пламя и топливо будет превращаться в угли. Рассмотрите внимательно рисунки, и вам станет ясно, когда и какого типа костер вы будете разводить.

Надо внимательно относиться к выбору воды.

Наиболее опасной может оказаться стоячая вода прудов, болот, дождевых водомоин. Наименее опасна ключевая вода. Нельзя пить сырую воду. Кипячение в течение 15—20 минут обезвреживает самую плохую воду.

Время послеобеденного отдыха надо использовать для приведения в порядок обуви к одежды.

Оставшееся время на привале используйте для игр. Рекомендуем волейбол, лапту. Совсем не следует на привале играть в баскетбол, футбол, так как здесь тратится много энергии, а она нужна вам для дальнейшего движения.

Когда снимаетесь с привала, место тщательно уберите. Особенно тщательно надо потушить костер; его следует залить водой и засыпать землей.

Наметить аварийные и запасные варианты

Запасной вариант

Например, вы спланировали пройти перевал одним способом, но по дороге вам вдруг встретилось препятствие (непогода,лавина), нужен запасной вариант прохождения пути.

Т.е препятствие труднее пройти чем вы планировали, вот в этом случае и нужен запасной вариант. Наличие запасного варианта обязательно нужно прорабатывать для каждого препятствия.

Например: Планируется пройти по лесной просеке. А если просека заросла? По какому пути следует идти в данном случае. Если перевал не пройти (Лавина). Какой будет запасной путь?

Путь преодоления препятствия должен быть как можно короче, но максимально легкопроходимой.

Аварийный выход

Аварийный выход необходим в экстренной ситуации, когда нужно максимальной быстро выйти к людям. Варианты аварийного схода с маршрута прорабатываются до каждого населенного пункта, находящегося вблизи маршрута.

Чем больше точек аварийного схода вы запланируете тем лучше.

Точки должны отвечать следующим критериям:

  • Точка должна быть недалеко от населенного пункта или являться им (город, деревня с медиком и т.д),
  • Это может быть просто удобное место, в которое может приехать машина(вертолет), чтобы забрать пострадавшего. Или место, с которого быстро можно добраться до людей.

Как уже говорилось ранее ,чем больше аварийных сходов с маршрута, тем больше вы себя обезопасите в случае форс-мажорной ситуации.

Соответственно чем длиннее нитка маршрута, тем больше точке схода.

Что взять в однодневный поход летом

В первую очередь стоит подумать об обуви. Она должна быть удобной, легкой и на резиновой подошве с хорошим протектором. Даже в тёплое время года, единственный верный вариант сберечь свои ноги — треккинговые ботинки. Не надевайте открытые сандалии или тапочки — в них можно легко повредить ногу.

Одежда — легкая, удобная. Не забудьте непромокаемую курточку или дождевик. Также стоит учитывать возможность внезапного похолодания и захватить теплую одежду — флисовую кофту и такие же штаны. Бейсболка или панама является едва ли не самым важным элементом снаряжения в летнем походе. Она обеспечит защиту головы от перегрева и лица от ветра и ультрафиолета.

Составление сметы, раскладки продуктов, снаряжения, аптечки

Последнее в разработке маршрута это составление сметы, раскладки продуктов, снаряжения и аптечки туриста. Про аптечку туриста прочитать можете здесь.

Смета должна включать в себя все затраты на данный маршрут. Это позволит не только рассчтать стоимость похода, но и позволит ничего не забыть.

Правильная раскладка продуктов очень важна. Спланировать так, чтобы было неголодно, разнообразно, но при этом не взять лишнего, т.к. все это нести на себе, непростая задача. Очень в этом помогают различные справочники туристов, где можно найти таблицы расчета нормы продуктов на человека и подобрать оптимальный рацион.

Рацион очень сильно зависит от продолжительности маршрута. Если ваш поход рассчитан на 1-3 дня, то подойдут практически любые продукты, а вот собраться в поход дней на 10 уже не так просто. О том как правильно упаковать продукты в поход, я писал здесь.

И помните, к планированию маршрута следует подходить максимально серьезно.

Как разработать маршрут похода

↑ Сбор материалов

При сборе коллекций, ведении записи наблюдений и зарисовок и при фотографировании в походе надо помнить, что все эти материалы пойдут для организации в школе краеведческого уголка или музея. Поэтому сбор всяких материалов и ведение записей нужно делать добросовестно и аккуратно, насколько это возможно в походных условиях. Сбор материалов нужно производить по заранее составленному плану — знать, что искать. При сборе коллекций образцы нужно заворачивать в бумажки, на которых надписывать место, где они найдены, число (день, месяц) и свою фамилию. Если это образец уже известного растения или минерала, нужно написать его название.

В записях следует указывать, что больше всего понравилось в походе. Нужно помнить, что по вашему маршруту пойдут другие группы. Вы прокладываете для них путь.

ПРИМЕРНЫЙ ПЛАН ПОХОДА ВЫХОДНОГО ДНЯ

1-й день, пятница. Выезд из Минска – 17.00-18.00. Приезд на точку начала маршрута – 18.00-20.00. Установка лагеря. Сбор байдарок. Знакомство. Ужин.

2-й день, суббота. Завтрак – 9.00. Постановка судов на воду 9.30-10.00. Сплав – 10.00 – 14.00. Обед – 14.00 – 15.00. Сплав – 15.00 – 18.00. Установка лагеря. Занятия по интересам, подвижные игры, рыбалка и т. д. Ужин. Шашлык.

3-й день, воскресенье. Завтрак – 9.00. Постановка судов на воду – 9.30-10.00. Сплав – 10.00 – 14.00. Разборка байдарок, просушка и упаковка снаряжения. Обед. Отъезд в Минск – 16.00-17.00. Прибытие в Минск – 18.00-20.00.

Во время движения предусмотрено посещение экскурсионных объектов, если таковые имеются на маршруте.

Учитывая специфику водных походов данный план может изменяться в зависимости от конкретной ситуации.

ПРИМЕРНОЕ МЕНЮ В ПОХОДЕ ВЫХОДНОГО ДНЯ

ужин, пятница. Гречневая каша с тушенкой, салат из свежих овощей. Чай. Сушки, печенье.

завтрак, суббота. Макароны с тушенкой. Бутерброд (масло, сыр). Чай, кофе. Сухарики, печенье.

обед, суббота. Бутерброд (колбаса, сало). Свежие овощи. Чай. Конфеты, шоколад

ужин, суббота. Борщ (рассольник). Шашлык. Свежие овощи (помидоры, огурцы, зелень). Чай.

завтрак, воскресенье. Рис с тушенкой. Бутерброд (масло, сыр). Чай, кофе. Пряники.

обед, воскресенье. Суп. Бутерброд (колбаса, сало). Консервы. Свежие овощи. Печенье.

Более наглядно узнать о нашем меню можно здесь – Походное меню в фотографиях

Добавить комментарий