Многие хотят красивый флайт план, не все знают как это правильно сделать. Так как большинство полетов большинства присутствующих здесь проходят вне зоны действия FAA планов, заполняем по стандартам ICAO. Для полетов внутри США можно отдельный топик делать, совсем другая история.
Что я люблю делать сам и советую делать другим – заполнять план на сайте ватсима, на отведенной для этого страничке. Удобнее чем через сквакуфсинн. Именно по этой страничке и распишу всё.
Примечание: подразумевается что у читателя имеются навыки создания хотя бы простого уровня расчетов, пользуясь хотя бы программами типа FSNavigator. Если таковых навыков нет – обучим в другом топике.
Пункты с 1 по 16 соответствуют пунктам на странице заполнения плана, ссылка на которую двумя предложениями выше. Подпункты – лишь для удобства изложения информации.
1. IFR/VFR.
Тут думаю всё понятно. Это пример заполнения ППП плана, поэтому ставим IFR.
2. Позывной под которым мы подключимся к VATSIM. // ОБНОВЛЕНО 27SEP12 //
2.1. Часто вижу как это поле заполняют неправильно. А формат-то очень простой: XXXyyyy, где XXX – ИКАО код авиакомпании, и yyyy – номер рейса (от 1 до 4 цифр, нули в начале номера рейса как правило не вписываются, т.е. AFL001 > AFL1). Если сомневаетесь в том какой верный ИКАО код интересуемой компании – можно посмотреть его здесь, или в Wiki.
2.2. Полеты под бортовым номером в качестве позывного – отдельная история. Для зарегистрированных в России ВС (например RA-85777), правильным идентификатором для полета под бортовым будет RA85777, вопреки всеобщим негласным нормам VATSIM. Произносится такой позывной “эр а восемьдесят пять [три семерки]/[семьсот семьдесят семь]. Дело в том, что “RA” является такой же неотъемлемой частью бортового номера, как и VP, EI, и пр. И сохранять этот префикс необходимо, в том числе и для различия между “RA-” и “RF-“. Даже в жизни не все еще привыкли произносить бортовой с добавлением “эр а” или “эр эф”, но делать это нужно. Для полетов же под бортовым номером ВС зарегистрированных в других странах, например VP-BFX или D-ABTL, правильным идентификаторами для подключения к VATSIM будут VPBFX и DABTL соответственно.
3. Тип ВС, оборудование.
В этом пункте также очень часто вижу неточности. Обычно это неправильно указанный тип, также не все понимают что значит буква указываемая после типа. Пример правильного указания типа: H/B763/Q.
Разберем подробнее.
3.1. H/ перед типом ВС указывает на то что данный борт – тяжелый, heavy, т.е. с максимальной взлетной массой более 136.000 кг. Для средних и легких ВС ничего указывать не нужно, а для A380 ввели новую категорию, Super. Для рейсов на A380 добавляем S/.
3.2. Далее указываем тип ВС согласно ИКАО. Убедиться в верности указания можно здесь. Часто вижу неправильно заполненный тип ВС, например для Як-40 я видел и Y40, и YAK40, а правильный ведь YK40.
3.3. Далее следует указание навигационного оборудования. Часто вижу T154/M, причем /M добавляют только потому что летят на Ту-154М. А это совсем не верно. Здесь указывается навигационное оборудование, как принято в VATSIM, согласно FAA. Посмотреть список корректных суффиксов можно здесь. Для ВС с FMS, т.е. обладающих RNP (Required Navigational Performance) и сертифицированных по RNAV верным суффиксом будет /Q. А для Ту-154, например, при полетах по KLN верным суффиксом будет /L, (в случае сертификации данного ВС по RVSM) и /G при отсутствии RVSM сертификации.
В ватсиме допустимо указание оборудования согласно требованиям ИКАО (например /H-SDHIRWXY/S), что многие и делают. Но общепринятым является всё таки указание согласно FAA, одной буквой. Указание оборудования по ИКАО достойно как минимум отдельного параграфа, а то и топика. Зацикливаться на этом не следует, а усвоить хотя бы правильное указание оборудования по FAA – необходимо.
4. Истинная скорость на эшелоне в узлах.
Тоже думаю всё должно быть понятно. Если нет – задавайте вопросы в этом топике.
5. ИКАО код аэропорта вылета.
6. Планируемое время вылета в UTC.
7. Первоначальный эшелон полета. // ОБНОВЛЕНО 27SEP12 //
Если полет проходит на эшелоне перехода или выше (чаще всего 5000фт для России, 18000фт для США, в других странах и аэропортах – смотрите в схемах), указываем эшелон в формате Fxxx (F320 для 32000фт).
Если полет проходит ниже эшелона перехода, указываем высоту полета в футах, например 3000 будет означать 900м в России. Для США всё что ниже (но не включая 18000фт) будет высотой, например 15000. Но полеты в США и оформление планов полета в Северной Америке заслуживает отдельного топика).
Не забываем про простое правило: при полете по трассе с магнитным курсом от 0 до 179 градусов используем нечетные эшелоны и высоты (3000, F290, и т.д.), для магнитных курсов от 180 до 359 градусов используем четные (напр. 4000, F320).
Неплохо бы еще в этом параграфе пролить немного света на RVSM, что зачастую приравнивается к футовому эшелонированию. На самом же деле, Reduced Vertical Separation Minima, это всего лишь уменьшенные интервалы вертикального эшелонирования, действующие от эшелона 290 до эшелона 410 включительно как добавление к стандартному эшелонированию ICAO, но ничего не имеющие общего с методами измерения этих эшелонов. Существует и футовое эшелонирование без RVSM, и метровое с RVSM. Но не стоит забывать про границы RVSM, т.к. эшелонов 420 или 460, к примеру, просто не существует. Ни в стандартном эшелонировании ICAO, ни при добавлении к нему RVSM.
8. Маршрут полета. // ОБНОВЛЕНО 27SEP12 //
8.1. В первую очередь нам нужен корректный маршрут полета, по которому мы собрались лететь. Для маршрутов по России настоятельно рекомендуется использовать данный ресурс. Для полетов в Европу и за ее пределы – источников много. Среди рекомендуемых – Vroute, SimRoutes, RouteFinder(с ним поосторожнее).
Получили для рейса, скажем в Минск, вот такой маршрут:
UUEE SID AR BD1T BG R805 TU G723 RATIN UN869 VTB UL999 KURPI STAR UMMS
Но в таком виде нам его использовать не нужно. Убираем коды аэропортов вылета и прилета, слова SID и STAR и получаем уже вполне приемлемый маршрут. Также следует учесть что если между двумя точками отсутствует трасса и маршрут пролегает напрямую (что часто встречается), между этими точками следует добавить DCT, также как и в начале и конце маршрута неплохо бы оставить DCT. В связи с повсеместным использованием для планировки европейскими и российскими организациями американского программного обеспечения, очень часто в начале и конце маршрутной части планов настоящих бортов можно встретить идентификаторы схем выхода и захода (даже если по факту схемы будут другими). Стоит иметь в виду, что это сокращенные идентификаторы схем, а не их полные названия. В сборниках Jeppesen такие идентификаторы стоят следом за полным наименованием схемы, в квадратных скобках (напр. KUPR1A для KUPRI 1A). Остался нам вот такой маршрут:
DCT AR BD1T BG R805 TU G723 RATIN UN869 VTB UL999 KURPI DCT [рекомендуется]
AR25E BD1T BG R805 TU G723 RATIN UN869 VTB UL999 KURP1A [допускается, но будет раздражать диспетчеров VATRUS, в реале уже привыкли]
Следуем дальше.
8.2. Раз уж речь идет о красиво и правильно оформленных планах, просто необходимо продублиорвать в маршрутной части первоначальный эшелон и скорость, а также смены эшелона. Делаем мы это, чтобы максимально близко имитировать общепринятый формат FPL, соответствующий форме ICAO Flight Plan. Но сделать это с разработанной создателями VATSIM формы имитирующей FAA Flight Plan не является простым занятием, приходится изобретать.
При вылете из России указываем первоначальную скорость и эшелон в следующем формате: KxxxxFyyy, где xxxx – четыре цифры для истинной скорости в км/ч (например 0825 для 825км/ч), и yyy – эшелон в сотнях футов (32000 для 32000 фт). Получаем K0852F320.
При вылете из большей части мира (кроме США, Канады, Китая) формат немного меняется: NxxxxFxxx, где xxxx – четыре цифры для истинной скорости в узлах, (например 0442 для 442 узлов). Получаем N0442F320.
Имеем следующую маршрутную часть:
K0852F320 DCT AR BD1T BG R805 TU G723 RATIN UN869 VTB UL999 KURPI DCT
Далее указываем смены эшелонов, если таковые планируются. Причиной для смены эшелона может послужить смена направления трассы, или набор более экономичного эшелона. Не стоит следовать тому что написали как закону, это всего лишь расчет. Когда и на каком эшелоне лететь решает КВС, но с разрешения ОВД, конечно же.
Смена эшелона указывается через “/” после точки, в формате схожем с указанием начальной скорости и эшелона.
Получаем:
K0852F320 DCT AR BD1T BG R805 TU G723 RATIN/N0455F340 UN869 VTB UL999 KURPI DCT
9. ИКАО код аэропорта назначения.
10. Расчетное время в пути. Можно примерно расчитать тем же FSNavigator, можно это сделать более серьезными средствами.
11a. Указываем работаем ли мы голосом, либо только принимаем голос, либо же работаем только текстом.
11. Ремарки, самое интересное. // ОБНОВЛЕНО 27SEP12 //
Т.к. в плане VATSIM отсутствуют некоторые поля, доступные на настоящем бланке ICAO плана, вписываем их в это поле. Доступных полей много, перечислим самые релевантные для VATSIM.
11.1. EET/ – Указываем расчетное время от момента взлета до пролета границ FIR/РЦ по маршруту. Расчитать это время можно, например FSNavigator. Формат следующий: EET/xxxx/yyyy xxxx/yyyy, где xxxx – идентификатор FIR, и yyyy – расчетное время истекшее от взлета до пролета этой точки.
11.2. E/ – Endurance, общее количество топлива на борту, в часах и минутах полета (например 0430 для 4 часов и 30 минут полета).
11.3. OPR/ – Название компании-оператора ВС. Для обычных рейсов это не так принципиально. Для рейсов выполняемых, например, под бортовым номером в качестве позывного такой пункт может быть очень даже интересным добавлением.
11.4. REG/ – Регистрация ВС, в соответсвии с пунктом 2.2. данного топика.
11.5. SEL/ – SELCAL код данного ВС, для полетов в регионы где SELCAL применяется. Посмотреть настоящий код какого либо ВС можно здесь. Также не забываем указывать их в squawkboxfsinn при подключении.
11.6. RMK/ – Любая информация в свободной текстовой форме. Злоупотреблять не стоит, указываем информацию относящуюся к рейсу. В настоящих планах в этой секции у бизнес-джета видел то, что часто делают в VATSIM: было написано “CALL SIGN TWINSTAR”, главное не забывать включать это всё в секцию “RMK/”.
11.7. C/ – Фамилия КВС, указывается по желанию, т.к. в VATSIM всё равно каждый план привязан к вашему PID с вашим именем.
Получаем:
EET/UMMV0034 E/0244 OPR/AEROFLOT REG/VPBLX SEL/GHBQ RMK/HF INOP С/PETROV
Из таких ремарок видно что в РЦ Минска данный борт попадет через 34 минуты после взлета. Согласно расчету конечно, не надо тормозить или разгоняться чтобы пытаться вклиниться в это время. Также видим что на борту находится достаточно топлива на 2 часа и 44 минуты полетного времени. ВС обслуживатеся ак Аэрофлот. Регистрация ВС – VP-BLX. SELCAL ВС – GH-BQ. На борту неисправна ВЧ-радиостанция. Фамилия КВС – Петров.
Для полета в Минск SELCAL нам не нужен, но примера ради указал.
12. Тот же Endurance из пункта 11.2.
13. ИКАО код запасного аэропорта.
14. Имя пилота, как было указано при регистрации в VATSIM.
15. и 16. Ваши ID и пароль VATSIM.
На этом вроде всё. Если есть вопросы – не стесняйтесь.
Расчитываю как минимум на “спасибо”. :huh:
Flight plans are required for all IFR flights, and optional for VFR flights. This post explains how flight plans can be filed on the VATSIM network, and explains some of the differences between how flight plans are filed.
Introduction
There are two ways to file a flight plan on the VATSIM network:
- Using the vPilot or swift pilot clients. This uses the older FAA Flight Plan format.
- Using the online Flightplan Prefile system. This uses the new ICAO Flight Plan format.
Regardless of how you file your flight plan, ATC has access to your flight plan information. You can file a flight plan using either of these two methods.
When a flight plan is filed using the vPilot or swift pilot clients, the flight plan is formatted using a modified version of the FAA Flight Plan. This is a format that has mostly been phased out in real life but continues to be used on the network.
When a flight plan is filed using the online Flightplan Prefile system, the ICAO-based format is used. In real life, the FAA now requires ICAO flight plans for flights to be assigned RNAV SIDs and STARs as well as for IFR flights that will depart domestic airspace. The FAA also recommends ICAO flight plans for domestic IFR flights.
The remainder of this post provides guidelines for filing flight plans in both formats.
Filing FAA Flight Plans
Using the flight planning options in vPilot and swift.
Connect to the network using your pilot client, then select the “Flight Plan” option. Complete the form by entering information as follows:
Block | Details |
Flight Type |
The type of flight plan being filed. Available options are:
|
Departure Airport | The departure airport for the flight. |
Destination Airport | The planned arrival airport. |
Alternate Airport | If operating IFR, the airport you might divert to in the event bad weather is encountered at the destination (not required for VFR). |
Departure Time |
The proposed time of departure, in UTC (or “Zulu”); for reference, the current Zulu time appears in the title bar of the window in vPilot. |
Time Enroute | Planned duration of the flight, in hours of minutes. |
Fuel Available | The amount of fuel on board the aircraft, expressed in hours and minutes of flying time at cruise power settings. |
Cruise Speed | Planned cruise speed of the aircraft, expressed in True Air Speed (TAS) as knots. |
Cruise Altitude |
The planned altitude for the flight. IFR flights are always flown at altitudes on the thousands.
VFR flights follow the same rules as IFR flights, but add 500′ to each altitude. Remember, VFR flight is prohibited in Class A airspace (above 17,999′).
|
Heavy Aircraft | Check this box if the aircraft’s maximum takeoff weight is above 300,000 pounds. |
Equipment Suffix | Select the Equipment Suffix for your navigation capabilities (use our Equipment Type Suffix Selector if you are unsure of which suffix to choose from). |
Route |
Enter the route of flight, including any proposed SIDs or STARs (if operating IFR). VFR routes can be as simple as “Highway 25”. If you flying IFR and are unsure of which route to file, BVA maintains a set of Preferred Routes for common citypairs in our airspace. |
Remarks | Enter any remarks or additional comments in the flight plan. For example, you may wish to enter “New Member” or “Student Pilot” to let controllers know that you are learning the airspace and procedures. |
Voice | Select “Send + Receive”. All BVA members are required to use voice to communicate with ATC. |
Sample VFR Flight Plan (vPilot):
Sample IFR Flight Plan (vPilot):
Filing ICAO Flight Plans
Using the online Flightplan Prefile system.
ICAO flight plans can be filed on the MyVATSIM website: https://my.vatsim.net/pilots/flightplan. Once filed, the flight plan will automatically be registered when you connect to the network using a matching callsign. There is no need to re-file the flight plan when you connect to the network. If you have an existing flight plan filed when you first visit the page, you’ll be asked whether you wish to edit this one or begin anew.
Import FPL
If you use a flight planning program like PFPX or SimBrief that generates an ICAO flight plan, you can import the flight plan directly using the “Import ICAO FPL” button at the top right of the screen. Copy and paste the ICAO flight plan from your flight planner and click “Process”.
Filing the Flight Plan
The flight plan form has several fillable fields, with required fields denoted by an asterisk (*). A brief description for each of the fields is included in the sections below.
Flight Details
- Callsign: The callsign you will connect to the network with. (For more information on using correct callsigns, visit our Airline Codes page.)
- Flight Rules: The flight plan allows you to file IFR or VFR. Other types of flight plans (composite, DVFR, SVFR) are not supported. Special VFR is available from ATC upon pilot request.
- Aircraft Type: The approved (ICAO) Aircraft Type Designator for your aircraft. This will typically be between 2-4 characters, and most commonly exactly 4 characters. To look up your aircraft type, visit our Aircraft Type Abbreviations page.
- Wake Category: The ICAO Wake Turbulence Category for your aircraft, based on the maximum certificated takeoff weight of the aircraft. You can find this information by using the search on our Aircraft Type Abbreviations page.
-
Equipment: List the equipment capabilities of your aircraft, including all operable equipment, even if you do not plan to use a particular capability on this flight. Equipment capabilities are indicated with letters that correspond to a specific capability. For example, including the letter “D” means your aircraft has DME. As this information is not transmitted to U.S. ATC on VATSIM, the exact information you include is currently not all that important. Some common equipment entries are provided below. The full list of equipment options may be found in FAA AIM Table 5-1-4.
- Modern airliners, private jets, etc.: enter “SDE3GILORVW” in the “Equipment” field.
- General aviation (with GPS/FMS-based RNAV capability): enter “SDG” in the “Equipment” field.
- General aviation (no GPS): enter “S” in the “Equipment” field.
-
Transponder: Enter one of the following characters (note: despite what you file, VATSIM currently only has the ability to simulate Mode C transponders):
- C – Mode C (altitude reporting only)
- S – Mode S (altitude and aircraft identification capability)
- L – Mode S, plus ABS-B and enhanced surveillance capability
- Departure: The ICAO code of the departure airport.
- Off Block UTC (HHMM): The proposed time for you to remove the parking brake and begin to push or taxi, in Zulu (GMT).
- Altitude: The altitude in feet (enter “35000“, “4000“, etc.).
- Airspeed (knots): The planned true airspeed at cruise (in knots).
- Arrival: The ICAO code of the arrival airport.
- Alternate: The ICAO code of an alternate airport, if required.
- Enroute Time (HHMM): The planned time for your flight, in hours and minutes.
- Fuel Endurance (HHMM): The amount of time your aircraft will be able to fly at its “endurance” profile, based on the amount of fuel boarded at departure.
Route Details
- Use this box to enter the proposed route of flight.
- On ICAO flight plans, consecutive fixes, NAVAIDS, and waypoints should be separated by the characters “DCT”, meaning direct (example: “FLACK DCT IRW”).
- You can find preferred routes using our Route Finder. These routes are displayed in FAA format and will not include “DCT” between waypoints.
Other Details
This section populates the “Remarks” section of the flight plan (for example: “DOF/210106”. Below, we only list the fields that would be relevant/helpful for VATSIM flight plan filing purposes. When a section is not listed below, we recommend leaving it blank. For more information on sections not listed below, reference FAA AIM 5-1-9 and other real-world sources.
-
PBN: Indication of RNAV and/or RNP capabilities. For VATSIM purposes, enter the following:
- “B2B3B4B5C1D1S2” for most VATSIM airliners.
- “B2B3B4B5C1D1S1T1” if you wish to simulate/fly RNP AR approaches using RF.
- DOF: The date of the flight’s departure, based in Zulu time.
- REG: The civil registration of the aircraft, if different from the callsign (normally used if you are flying with an airline callsign).
- SEL: SELCAL code (really only applicable to oceanic flying).
- OPR: The three-letter airline designator of the operator, if not used in the callsign.
- RALT: ICAO indicators for enroute alternate(s).
- TALT: ICAO indicator for takeoff alternate.
- RMK: Any other plain language remarks when relevant. BVA recommends including “CALLSIGN XXXXXX” whenever you are flying with a callsign that you feel may not be immediately familiar to ATC within the region you are operating. Several airlines file this with every flight plan.
- Voice Rules: indication of your VATSIM voice capability (all BVA member pilots are requested to select and use voice to communicate with ATC).
What ATC Receives
No matter what type of flight plan you file, U.S. ATC on VATSIM will only receive the following information:
- Flight rules
- Equipment capability, as expressed by an FAA Equipment Suffix
- Departure
- Altitude
- Arrival
- Alternate
- Route
- Remarks (populated by information you enter in the “Other Details” section of the flight plan)
- Voice Rules
The callsign and aircraft type code transmitted to ATC are based on how you connect to the network. Although other ICAO flight plan information may be stored on the network, it is not readily available to ATC.
Planning The Route
The purpose of planning is to get general idea of how you going to fly from your origin to your destination. We will divide flight planning into three major parts:
Let us start to plan your flight route. First thing to do is to decide which will be your origin and destination airport. In this example, we will fly from Tehran IKA airport to Dubai. Therefore, now we can get the ICAO codes of these airports, they are OIIE and OMDB accordingly. |
Now when we have codes we need to make up our route. To figure it out we need the navigational points (fixes) and airways that connects them. There are two ways to plan your route – use route charts or use route-finding software. Find your route on the chart is a bit difficult and require some time, so we will use automatic route finder provided here and the result of our route will be as below:
EGVEL P574 SYZ G666 KUPTO A418 ORSAR R784 PEBAT B416 DESDI
You can also use other route finders such as the one here.
As you can see, it consist of waypoints (EGVEL, SYZ, KUPTO, ORSAR, PEBAT, DESDI) and airways (P574, G666, A418, R784, B416). We will need this to navigate manually or with autopilot. After we had determined our route, we have to decide what altitude we will maintain during the flight. The rules are simple – if you fly westbound, your altitude should be even and if you fly eastbound, it should be odd. In Iran, we use Reduced Vertical Separation Minimums this means that the difference between opposite-directional routes will be 1000 ft. To visualize the principle of vertical separation we prepare a small table for you, the numbers may down till the ground and up to 66 000 ft.
WESTBOUND (179° – 360°) | EASTBOUND (001° – 180°) |
---|---|
FL320 (32 000ft) | |
FL310 (31 000ft) | |
FL300 (30 000ft) | |
FL290 (29 000ft) | |
FL280 (28 000ft) |
Our route goes eastbound so our flight level should be odd. We pick the number accordingly to the type of aircraft we fly – the bigger the aircraft, the higher it can fly. For example, if we fly Boeing 737 we can easily take an altitude of 29,000 ft., which corresponds to flight level 290 (just cut the last two symbols from the number). Final step is to file flight plan and send it to VATSIM. No matter what type of flight you perform, if you are going to take off – you must file a flight plan. There are two ways to file the flight plan, either in your client when you are already connected to the server with your simulator or through the web-service here. In any case, the fields will be the same, let us divide them:
|
If you are filling the plan using the client in your simulator some of these fields may be hidden and you don’t need to fill them in. At this point the flight preparation is ended.