Как составить план портрета аси

obraz-harakteristika-asi-povest-asja-turgeneva
Ася и господин Н. на свидании.
Иллюстрация к повести “Ася”.
Художник К. А. Клементьева

Ася является главной героиней одноименной повести “Ася” Тургенева.

Ниже представлен образ и характеристика Аси в повести “Ася” Тургенева в цитатах: описание внешности, характера, образования, происхождения героини и т.д.

Смотрите: Все материалы по повести “Ася”

Образ и характеристика Аси в повести Тургенева “Ася”

Возраст Аси – 17 лет:
“…Жениться на семнадцатилетней девочке…”

Настоящее имя Аси – Анна Николаевна Гагина:
“…Анна Николаевна…”
“…собственное имя ее было Анна, но Гагин называл ее Асей…”
“…Это вам от фрейлейн Annette…” (так называют Асю в Германии)

Ася – сводная сестра господина Гагина:
“…меня зовут Гагиным, а вот это моя… – он запнулся на мгновенье, – моя сестра…”
“…она точно мне сестра, она дочь моего отца…”

О внешности Аси известно следующее:
“…девушку невысокого роста, в соломенной шляпе, закрывавшей всю верхнюю часть ее лица…”
“…Ася сняла шляпу; ее черные волосы, остриженные и причесанные, как у мальчика, падали крупными завитками на шею и уши…”
“…мы увидали темную головку Аси…”
“…кудри ей на глаза упали..”
“…Ася продолжала сидеть неподвижно, подобрав под себя ноги и закутав голову кисейным шарфом; стройный облик ее отчетливо и красиво рисовался на ясном небе…”
“…опустила свои длинные ресницы…”
“…ее лицо, самое изменчивое лицо, какое я только видел. Несколько мгновений спустя оно уже все побледнело и приняло сосредоточенное, почти печальное выражение…”
“…Она сложена, как маленькая рафаэлевская Галатея в Фарнезине, – шептал я…”
“…пожал ее холодные пальчики…”
“…ее маленькая горячая ручка крепко стиснула мою…”
“…Ася подняла голову и встряхнула кудрями…”
“…долго мерещились мне темные, неподвижные, почти закрытые глаза на бледном, но оживленном лице, резво обвеянном кудрями…”
“…эта странная девочка меня привлекала: не одной только полудикой прелестью, разлитой по всему ее тонкому телу…”
“…воспоминания об этом бледном лице, об этих влажных и робких глазах, о развитых волосах на наклоненной шее…”
“…как ее милое лицо расцвело бы радостью…”
“…худенькую черноглазую девочку лет десяти – Асю…” (Ася в детстве)

Глаза Аси:

“…я взглянул в ее светлые глаза и только промолвил…”
“…Ее большие глаза глядели прямо, светло, смело, но иногда веки ее слегка щурились, и тогда взор ее внезапно становился глубок и нежен…”
“…полудерзко, полувесело щурились темные глаза…”
“…худенькую черноглазую девочку…”

Одежда Аси:
“…Закутанная в длинную шаль, она сидела на стуле возле окна..”
“…продолжала она, разглаживая полы своего платья и укладывая их себе на ноги…”
“…надевая шляпу, спросила Гагина…”
“…появилась только к самому обеду, одетая в лучшее свое платье, тщательно причесанная, перетянутая и в перчатках. За столом она держалась очень чинно, почти чoпopно, едва отведывала кушанья и пила воду из рюмки. Ей явно хотелось разыграть передо мною новую роль – роль приличной и благовоспитанной барышни…” (Ася в “кокетливой” одежде)
“…Ася показалась мне совершенно русской девушкой, да, простою девушкой, чуть не горничной. На ней было старенькое платьице, волосы она зачесала за уши…” (Ася в простой одежде)

Происхождение и образование Аси

Ася – наполовину дворянка (по отцу), наполовину – крестьянка (по матери):
“…она знала, что барин ее отец…”
“…Ася была дочь моего отца и бывшей горничной моей матери, Татьяны…”

Ася до 9 лет жила с матерью в крестьянской избе:
“…по всему было заметно, что она с детства не была в женских руках и воспитание получила странное, необычное, не имевшее ничего общего с воспитанием самого Гагина…”
“…она не походила на барышню; во всех ее движениях было что‑то неспокойное: этот дичок недавно был привит, это вино еще бродило…”
“…я узнал, однако, что до отъезда за границу она долго жила в деревне…”

В 9 лет она осталась без матери. Тогда отец-помещик взял Асю к себе и сделал из нее барыню:
“…а на девятом году она лишилась матери…”
“…Как только Татьяна умерла, отец взял Асю к себе в дом…”

Ася в 13 лет потеряла отца-барина и осталась на попечении старшего брата – господина Гагина:
“…И вот я, двадцатилетний малый, очутился с тринадцатилетней девочкой на руках!..”

Ася жила 4 года в пансионе в Петербурге (до 17 лет):
“…Я привез ее в Петербург <…> я поместил ее в один из лучших пансионов…” (пансион – это учебное заведение, где живут круглосуточно)
“…Потом она обтерпелась и выжила в пансионе четыре года…”
“…Наконец, ей минуло семнадцать лет; оставаться ей далее в пансионе было невозможно…”

В пансионе Асю не смогли до конца перевоспитать в “барышню”:
“…против моих ожиданий, осталась почти такою же, какою была прежде. Начальница пансиона часто жаловалась мне на нее. «И наказать ее нельзя, – говаривала она мне, – и на ласку она не поддается»…”
“…Словом, она продолжала идти своей дорогой; только манеры ее стали лучше, хотя и в этом отношении она, кажется, не много успела…”
“…Меня перевоспитать надо, я очень дурно воспитана. Я не умею играть на фортепьяно, не умею рисовать, я даже шью плохо. У меня нет никаких способностей, со мной, должно быть, очень скучно…”

Ася знает французский и немецкий языки:
“…Она довольно хорошо говорила по‑французски и по‑немецки…”

Ася прекрасно танцует:
“…несколько мгновений спустя мы кружились в тесной комнате, под сладкие звуки Ланнера. Ася вальсировала прекрасно, с увлечением. Что‑то мягкое, женское проступило вдруг сквозь ее девически‑строгий облик…”

Характер и личность Аси

Ася стыдится своего “неприличного” происхождения:
“…она знала, что барин ее отец; но она так же скоро поняла свое ложное положение…”
“…Она хотела (она сама мне раз призналась в этом) заставить целый мир забыть ее происхождение; она и стыдилась своей матери, и стыдилась своего стыда, и гордилась ею…”
“…Она хотела быть не хуже других барышень…”
“…Она воображает, что вы ее презираете, что вы, вероятно, знаете, кто она…”

Ася ведет себя странно и неестественно (потому что стыдится своего происхождения):
“…Если я такая странная, я, право, не виновата, – возразила она…”
“…Уже накануне заметил я в ней что‑то напряженное, не совсем естественное…”
“…Что за хамелеон эта девушка!..”
“…опять этот неестественный смех, эти странные ужимки…”
“…какого вы мнения об Асе? Не правда ли, она должна казаться вам немного странной?..”

Ася не умеет держать себя в обществе, потому что она выросла среди крестьян:
“…ее внутреннее беспокойство, неуменье держать себя, желание порисоваться – все мне стало ясно. Я заглянул в эту душу: тайный гнет давил ее постоянно, тревожно путалось и билось неопытное самолюбие…”
“…Извините меня, я привыкла болтать все, что мне в голову входит. Оттого‑то я и боюсь говорить…”

Ася – робкая от природы, но она намеренно ведет себя развязно:
“…По природе стыдливая и робкая, она досадовала на свою застенчивость и с досады насильственно старалась быть развязной и смелой, что ей не всегда удавалось…”
“…она хоть и притворяется, что ей все нипочем, – мнением каждого дорожит…”

Ася по характеру – “порох” и “огонь”:
“…Сама Ася, с ее огненной головой, с ее прошедшим, с ее воспитанием, это привлекательное, но странное существо – признаюсь, она меня пугала…”
“…с нею мне беда. Порох она настоящий. До сих пор ей никто не нравился, но беда, если она кого полюбит! Я иногда не знаю, как с ней быть…”
“…Я иногда самой себя боюсь, ей‑богу…”
“…С огнем шутить нельзя. Вы не знаете Асю…”

Ася – добрая, но своенравная девушка:
“…Ее надо хорошенько узнать, чтобы о ней судить, – промолвил он, – у ней сердце очень доброе, но голова бедовая. Трудно с нею ладить…”

Ася – искренний и честный человек:
“…Но, к счастью, она не умеет лгать – и доверяет мне…”
“…Бедное, честное, искреннее дитя!..”
“…Другая умела бы все скрыть и выждать – но не она…”

Ася – умная и понятливая девушка:
“…Ася была чрезвычайно понятлива, училась прекрасно, лучше всех; но никак не хотела подойти под общий уровень, упрямилась, глядела букой…”
“…и с вашим умом…” (господин Н. об Асе)

Ася – очень чуткая девушка:
“…чуткость ее – просто страшна…”
“…О, я умею отгадывать! – продолжала она, – бывало, я по одному папашину кашлю из другой комнаты узнавала, доволен ли он мной или нет…”

Ася – глубокий человек. Она любое чувство переживает всем сердцем:
“…как она глубоко чувствует и с какой невероятной силой высказываются в ней эти чувства; это находит на нее так же неожиданно и так же неотразимо, как гроза…”
“…она страстно ко мне привязалась: у ней ни одно чувство не бывает вполовину…”
“…Ах, что за душа у этой девочки… но она себя погубит, непременно…”

Ася – очень подвижное “существо”:
“…Я не видал существа более подвижного. Ни одно мгновенье она не сидела смирно; вставала, убегала в дом и прибегала снова, напевала вполголоса, часто смеялась, и престранным образом: казалось, она смеялась не тому, что слышала, а разным мыслям, приходившим ей в голову. Ее большие глаза глядели прямо, светло, смело, но иногда веки ее слегка щурились, и тогда взор ее внезапно становился глубок и нежен…”

Ася иногда ведет себя как “сумасшедшая”:
“…А ведь это Ася! – воскликнул Гагин, – экая сумасшедшая!..”
“…не дразните ее; вы ее не знаете: она, пожалуй, еще на башню взберется…”
“…Гагин смутился, пробормотал ей вслед, что она сумасшедшая, попросил меня извинить ее…”
“…Я вам говорю, она сумасшедшая и меня с ума сведет…”


Ася иногда ведет себя как ребенок:
“…Она ребенок; будьте снисходительны…”
“…Что за детская выходка?..” (об Асе)

Ася ведет себя как капризная “девочка”:
“…Она у меня порядком избалована, как видите, – прибавил он, помолчав немного, – да что прикажете делать? Взыскивать я ни с кого не умею, а с нее и подавно. Я обязан быть снисходительным с нею…”
“…Экая она у меня вольница!..”
“…думал об этой «капризной девочке с натянутым смехом…”
“…что станет делать Ася, так же ли она будет «чудить», как накануне…”

Ася – ловкая девушка:
“…Ее движенья были очень милы, но мне по‑прежнему было досадно на нее, хотя я невольно любовался ее легкостью и ловкостью…”
“…Да она как коза лазит, – пробормотала себе под нос старушка…”

Ася – шаловливая и дерзкая:
“…Ася <…> шаловливо покачиваясь, возвратилась к нам…”
“…ее лицо опять изменилось, опять появилась на нем вызывающая, почти дерзкая усмешка…”
“…На возвратном пути она пуще хохотала и шалила…”
“…а она… шалит и чудит по‑прежнему…”

Ася – гордая девушка:
“…У Аси страсть знакомиться с людьми круга низшего; я заметил: причиною этому всегда бывает гордость…”
“…Она не могла вынести того, что всякая другая снесла бы: я этого не понял…”

Ася никогда не жалуется:
“…ничего не ела, впрочем не жаловалась… Она никогда не жалуется…”

Ася – самолюбивая девушка:
“…Самолюбивая до крайности, она привлекала меня, даже когда я сердился на нее…”
“…самолюбие развилось в ней сильно, недоверчивость тоже; дурные привычки укоренялись, простота исчезла…”

Ася – честолюбивая девушка (то есть она желает оставить след после себя, желает славы, достижений):
“…Пойти куда‑нибудь далеко, на молитву, на трудный подвиг, – продолжала она. – А то дни уходят, жизнь уйдет, а что мы сделали?..”
“…Вы честолюбивы, – заметил я, – вы хотите прожить не даром, след за собой оставить…”

Ася – решительная девушка:
“…она пришла ко мне с полной решимостью, в полной невинности сердца и чувств, она принесла мне свою нетронутую молодость…”

Ася любит читать:

“…Вы несправедливы к себе, – возразил я. – Вы много читали, вы образованны, и с вашим умом…”
“…Я застал ее раз за книгой, одну. Опершись головой на обе руки и запустив пальцы глубоко в волосы, она пожирала глазами строки…”
“…Я взглянул на заглавие книги: это был какой‑то французский роман…”

Ася занимается шитьем:
“…сидела, не шевелясь, у окна да шила в пяльцах, скромно, тихо, точно она век свой ничем другим не занималась…”

У Аси – “неправильный” почерк (так как она до 9 лет жила как крестьянка):
“…неправильный и быстрый почерк Аси…”

Ася и господин Н.

Ася влюблена в господина Н. (рассказчика):
“…Ася, в вас влюблена…”
“…Ну, словом, я услышал, что она вас любит…” (о любви Аси к господину Н.)

Господин Н. влюблен в Асю, но боится на ней жениться. Герои расстаются навсегда. Потеряв Асю, господин Н. понимает, что потерял, возможно, любовь всей своей жизни. До старости он вспоминает о милой пылкой девочке Асе, которая так его любила:
“…Да, она мне нравится…”
“…Жениться на семнадцатилетней девочке, с ее нравом, как это можно!…”
“…ведь вы не женитесь на ней?..”
“…Я не могу на ней жениться, – решил я, наконец, – она не узнает, что и я полюбил ее…”

Это был цитатный образ и характеристика Аси в повести “Ася” Тургенева: описание внешности и характера Аси, ее образования, происхождения и т.д.

Смотрите: Все материалы по повести “Ася”

Повесть Ивана Сергеевича Тургенева «Ася» является одним из поэтичнейших произведений во всей русской литературе 19 века. Оно проникнуто поэзией искренности, душевной открытости. Образ Аси, главной героини повести, — это образ тургеневской девушки со страстным и мятежным характером, жаждущей не только личного счастья, но и нравственного и гражданского подвига.

Происхождение, воспитание, образование

Настоящее имя Аси — Анна, но герои повести её называют Асей. Её отчество — Николаевна. Асе 17 лет. Она была незаконнорождённой дочерью дворянина. Её отец после смерти любимой жены остался один с шестимесячным сынишкой. Через несколько лет он сошёлся с бывшей горничной жены Татьяной, и у них родилась дочка Ася. Отец девочки хотел жениться на Татьяне Васильевне, но она сказала, что недостойна быть его женой. «Какая я барыня?» — говорила она. Татьяна даже в барский дом не переселилась, а осталась жить с дочкой у своей сестры.

На девятом году девочка лишилась матери, и отец взял её к себе в дом. Мать воспитывала её строго, а «у отца она пользовалась совершенной свободой». Отец её очень любил, ничего ей не запрещал, так как считал себя виноватым перед ней. Отец стал её учителем. Она хотела быть не хуже других барышень и стала читать книги. Ася понимала, «что она главное лицо в доме», но хотела, чтобы все забыли её происхождение. «…Она и стыдилась своей матери, и стыдилась своего стыда, и гордилась ею».

Когда отец стал умирать, он своему сыну, приехавшему из Петербурга, завещал свою дочь. Тогда ей было 13 лет, а её брату Гагину 20 лет. Гагин был гвардейцем, он повёз девочку в Петербург и поместил в хороший пансион, где она провела 4 года. Училась она лучше всех, неплохо знала французский и немецкий язык, приобрела довольно хорошие манеры, огорчалась, что не умеет играть на фортепьяно и рисовать.

Портрет: описание внешности, характеристика речи

Ася невысокого роста, грациозного сложения, очень миловидна. «Её чёрные волосы, остриженные и причесанные, как у мальчика, падали крупными завитками на шею и уши». Лицо у неё круглое, смугловатое, с небольшим тонким носом и большими чёрными глазами с длинными ресницами. Взор её был прям, смел, но когда она слегка щурилась, он становился нежен и глубок. Вообще всё лицо девушки было очень изменчиво; его выражение было то лукавым, то вызывающим, почти дерзким, то скромным и сосредоточенным.

Говорит Ася оживлённо, её многое интересует, поэтому она часто задаёт вопросы. О себе она говорит: «…я привыкла болтать всё, что мне в голову входит. Оттого-то я и боюсь говорить».

Характер, поведение, поступки

Ася — странная, беспокойная, диковатая девушка, не умеющая держать себя. Это признаёт и её брат, и господин Н. Н., который познакомился с ними в Германии. Признаёт это и сама героиня. «Я сама не знаю иногда, что у меня в голове. Я иногда самой себя боюсь…» — говорит она. Ася вообще самокритична, считает, что её нужно перевоспитать, что у неё нет никаких способностей, что с ней людям скучно.

Её странность и диковатость объясняются тем, что и воспитание она получила в деревне у отца странное, и тем, что она провела 4 года в пансионе, где барышни были в основном из хороших семей. Они «язвили её и кололи, как только могли», Ася им не уступала.

«Иногда мне хочется плакать, а я смеюсь» — признаётся девушка. Порой её неестественный смех и «что-то напряжённое, не совсем естественное», что заметил Н. Н. в этой героине, озадачивало его. Для него она была «капризная девочка с натянутым смехом». Он удивлялся, что она вела себя то развязно, то слишком скромно. «Что за хамелеон эта девушка!» — недоумевал молодой человек. Н. Н. наблюдал за Асей с любопытством и понял, что она, по природе робкая, стыдливая, досадовала на свою застенчивость и старалась быть смелой и развязной.

Когда Гагин рассказал Н. Н. историю Аси, тот понял, откуда у неё эти черты характера и внутреннее беспокойство, которое чувствовалось в ней, даже когда она была весела. Он понял, в чём для него привлекательность Аси: ему нравилась её полудикая прелесть и чистая душа.

Основные черты характера Аси:

  • Своеволие. Она делала, что хотела, и ходила, куда хотела, обычно не спрашиваясь старшего брата. «…Она у меня вольница», — сказал как-то Гагин господину Н. Н.
  • Самолюбие. Эта черта характера проявилась у неё особенно ярко в пансионате. Там девушки насмехались над ней, потому что она незаконнорождённая дочь дворянина. Ася не стала заискивать перед ними, а просто стала их избегать, дичилась, «глядела букой».
  • Мечтательность. Ася мечтает о нравственном и гражданском подвиге. На прогулке по берегу Рейна, услышав молитвенный напев богомольцев, которые толпой шли по дороге с хоругвями и крестами, она сказала Н. Н., что хорошо бы пойти с ними «куда-нибудь далеко, на молитву, на трудный подвиг». «А то дни уходят, жизнь уйдёт, а что мы сделали?» — добавила она.
  • Страстность. «…У ней ни одно чувство не бывает вполовину», — говорит о ней брат. Он признаётся Н. Н.: «…с нею мне беда. Порох она настоящий. До сих пор ей никто не нравился, но беда, если она кого полюбит!»

Взаимоотношения Аси и господина Н. Н.

Гагин и Ася познакомились в Германии с Н. Н., двадцатипятилетним русским дворянином, который путешествовал за границей. Любовь к нему настигла Асю неожиданно и неотвратимо, как гроза. Она всей душой полюбила этого молодого, пылкого, глубоко порядочного человека. Н. Н. не сразу, но тоже полюбил Асю. Сначала же странная, привлекательная девушка с её воспитанием и «ложным» положением в обществе пугала благополучного, уравновешенного молодого дворянина. Он не мог представить, что эта семнадцатилетняя девочка, с её нравом, будет его женой. Ася понимала это и попросила брата увезти её куда-нибудь, а перед тем как уехать, назначила Н. Н. свидание, чтобы попрощаться. На этом свидании честная, искренняя, доверчивая Ася не смогла скрыть, что любит его, но Н. Н. испугался её самозабвенной любви. Он стал укорять её в том, что она не смогла скрыть свою любовь от брата (Гагин приходил к Н. Н. и сообщил, что Ася любит его, но так как он на ней, конечно, не женится, то они с сестрой уедут).

Ася убежала, а Н. Н. разозлился на себя, так как понял, что не в состоянии расстаться с этой девушкой, и пошёл к ней, но оказалось, что домой она не возвратилась. Когда Н. Н. стал с Гагиным искать Асю, он окончательно понял, что любит её. Но им не суждено было соединить свои судьбы — Ася уехала с братом из этого городка. Н. Н. делал попытки найти их, но они были безрезультатны.

Вывод

Повесть И. С. Тургенева «Ася» заканчивается кульминацией основного драматического конфликта: герой повести, господин Н. Н. запоздало оценил самозабвенную любовь главной героини. Характеристика Аси показывает, что этой девушке свойственны такие нравственные качества как чистота души, правдивость, честность, искренность (несмотря на порой неестественное поведение), самокритичность, жажда не только личного счастья, но и нравственного и гражданского подвига. Образ Аси — один из прекрасных женских образов русской литературы.

Характеристика образа Аси, представленная в статье, может быть полезной для подготовки к уроку литературы и при написании сочинений.

Учительница Косточка задаёт прочитать:

Цитатный план повести «Ася» . 1) «Я был здоров, молод, весел, деньги у меня не переводились» . 2) «Он держал под руку девушку невысокого роста» . 3) «Пойдемте-ка лучше Асю отыскивать» . 4) «Она повернулась к нам лицом и засмеялась» . 5) «Ася показалась мне совершенно русской девушкой» . 6) «Нет, я никого не хочу любить, кроме тебя» … 7) «Кто принуждал их выдавать себя за родственников? » 8) «Ася» была дочь моего отца и бывшей горничной моей матери» . 9) «Ася вальсировала прекрасно, вдохновенно» . 10) «Слезы закипали у меня на глазах» . 11) «Ася покраснела, когда я вошел в комнату» . 12) «Она оставалась печальной и озабоченной до самого вечера» . 13) «… утро прошло в каком-то полусне сознания» . 14) «Ася права: самое лучшее – уехать нам обоим отсюда» . 15) «Она не узнает, что и я полюбил ее. » 16) «О, взгляд женщины, которая полюбила – кто тебя опишет? » 17) «Безумец! Безумец! » – повторял я с озлоблением» … 18) «Я расстался с ней час тому назад» . 19) «Я крикнул: «Ася! » Дикий голос мой испугал меня самого – но никто не отозвался… » 20) «Завтра я буду счастлив! » 21) «Я не сказал ей, что я люблю ее… » 22) «Осужденный на одиночество бессемейного бобыля, доживаю я скучные годы».

1) “Я был здоров, молод, весел, деньги у меня не переводились”. 2) “Он держал под руку девушку невысокого роста”.

3) “Пойдемте-ка лучше Асю отыскивать”.

4) “Она повернулась к нам лицом и засмеялась”.

5) “Ася показалась мне совершенно русской девушкой”.

6) “Нет, я никого не хочу любить, кроме тебя” …

7) “Кто принуждал их выдавать себя за родственников?”

8) “Ася” была дочь моего отца и бывшей горничной моей матери”.

9) “Ася вальсировала прекрасно, вдохновенно”.

10) “Слезы закипали у меня на глазах”.

11) “Ася покраснела, когда я вошел в комнату”.

12) “Она оставалась печальной и озабоченной до самого вечера”. 13) ” … утро прошло в каком-то полусне сознания”.

14) “Ася права: самое лучшее – уехать нам обоим отсюда”.

15) “Она не узнает, что и я полюбил ее.”

16) “О, взгляд женщины, которая полюбила – кто тебя опишет?” 17) “Безумец! Безумец!” – повторял я с озлоблением” …

18) “Я расстался с ней час тому назад”.

19) “Я крикнул: “Ася!” Дикий голос мой испугал меня самого – но никто не отозвался …”

20) “Завтра я буду счастлив!”

21) “Я не сказал ей, что я люблю ее …”

22) “Осужденный на одиночество бессемейного бобыля, доживаю я скучные годы”.

Ася (настоящее имя Анна но Гагин ее звал ее АСЯ) семнадцатилетняя невысокая худенькая девушка ,темноглазая с черными стриженными кудрями.

О внешности Аси известно следующее:

“…Ася сняла шляпу; ее черные волосы, остриженные и причесанные, как у мальчика, падали крупными завитками на шею и уши…”

“…худенькую черноглазую девочку…”

Одежда Аси:

“…появилась только к самому обеду, одетая в лучшее свое платье, тщательно причесанная, перетянутая и в перчатках. За столом она держалась очень чинно, почти чопорно, едва отведывала кушанья и пила воду из рюмки. Ей явно хотелось разыграть передо мною новую роль – роль приличной и благовоспитанной барышни…” (Ася в “кокетливой” одежде)

“…Ася показалась мне совершенно русской девушкой, да, простою девушкой, чуть не горничной. На ней было старенькое платьице, волосы она зачесала за уши…” (Ася в простой одежде)

Происхождение и образование Аси

Ася – наполовину дворянка (по отцу), наполовину – крестьянка (по матери):

Ася до 9 лет жила с матерью в крестьянской избе:

“…по всему было заметно, что она с детства не была в женских руках и воспитание получила странное, необычное, не имевшее ничего общего с воспитанием самого Гагина…”

В 9 лет она осталась без матери. Тогда отец-помещик взял Асю к себе и сделал из нее барыню:

“…а на девятом году она лишилась матери…”

“…Как только Татьяна умерла, отец взял Асю к себе в дом…”

Ася в 13 лет потеряла отца-барина и осталась на попечении старшего брата – господина Гагина:

“…И вот я, двадцатилетний малый, очутился с тринадцатилетней девочкой на руках!..”

Ася жила 4 года в пансионе в Петербурге (до 17 лет):

“…Я привез ее в Петербург <…> я поместил ее в один из лучших пансионов…” (пансион – это учебное заведение, где живут круглосуточно)

В пансионе Асю не смогли до конца перевоспитать в “барышню”:

“…против моих ожиданий, осталась почти такою же, какою была прежде. Начальница пансиона часто жаловалась мне на нее. «И наказать ее нельзя, – говаривала она мне, – и на ласку она не поддается»…”

Ася знает французский и немецкий языки:

“…Она довольно хорошо говорила по‑французски и по‑немецки…”

Ася прекрасно танцует:

“…несколько мгновений спустя мы кружились в тесной комнате, под сладкие звуки Ланнера. Ася вальсировала прекрасно, с увлечением. Что‑то мягкое, женское проступило вдруг сквозь ее девически‑строгий облик…”

Характер и личность Аси

Ася стыдится своего “неприличного” происхождения:

“…Она хотела (она сама мне раз призналась в этом) заставить целый мир забыть ее происхождение; она и стыдилась своей матери, и стыдилась своего стыда, и гордилась ею…”

Ася не умеет держать себя в обществе, потому что она выросла среди крестьян:

“…ее внутреннее беспокойство, неуменье держать себя, желание порисоваться – все мне стало ясно. Я заглянул в эту душу: тайный гнет давил ее постоянно, тревожно путалось и билось неопытное самолюбие…”

Ася – робкая от природы, но она намеренно ведет себя развязно:

“…По природе стыдливая и робкая, она досадовала на свою застенчивость и с досады насильственно старалась быть развязной и смелой, что ей не всегда удавалось…”

Ася по характеру – “порох” и “огонь”:

“…с нею мне беда. Порох она настоящий. До сих пор ей никто не нравился, но беда, если она кого полюбит! Я иногда не знаю, как с ней быть…”

Ася – добрая, но своенравная девушка:

“…Ее надо хорошенько узнать, чтобы о ней судить, – промолвил он, – у ней сердце очень доброе, но голова бедовая. Трудно с нею ладить…”

Ася – искренний и честный человек:

“…Другая умела бы все скрыть и выждать – но не она…”

Ася – умная и понятливая девушка:

“…Ася была чрезвычайно понятлива, училась прекрасно, лучше всех; но никак не хотела подойти под общий уровень, упрямилась, глядела букой…”

Ася – очень чуткая девушка:

“…О, я умею отгадывать! – продолжала она, – бывало, я по одному папашину кашлю из другой комнаты узнавала, доволен ли он мной или нет…”

Ася – глубокий человек. Она любое чувство переживает всем сердцем:

“…как она глубоко чувствует и с какой невероятной силой высказываются в ней эти чувства; это находит на нее так же неожиданно и так же неотразимо, как гроза…”

Ася – очень подвижное “существо”:

“…Я не видал существа более подвижного. Ни одно мгновенье она не сидела смирно; вставала, убегала в дом и прибегала снова, напевала вполголоса, часто смеялась, и престранным образом: казалось, она смеялась не тому, что слышала, а разным мыслям, приходившим ей в голову. Ее большие глаза глядели прямо, светло, смело, но иногда веки ее слегка щурились, и тогда взор ее внезапно становился глубок и нежен…”

Ася иногда ведет себя как “сумасшедшая”:

“…Гагин смутился, пробормотал ей вслед, что она сумасшедшая, попросил меня извинить ее…”

Ася иногда ведет себя как ребенок:

“…Она ребенок; будьте снисходительны…”

Ася ведет себя как капризная “девочка”:

“…Она у меня порядком избалована, как видите, – прибавил он, помолчав немного, – да что прикажете делать? Взыскивать я ни с кого не умею, а с нее и подавно. Я обязан быть снисходительным с нею…”

Ася – ловкая девушка:

“…Ее движенья были очень милы, но мне по‑прежнему было досадно на нее, хотя я невольно любовался ее легкостью и ловкостью…”

Ася – шаловливая и дерзкая:

“…Ася <…> шаловливо покачиваясь, возвратилась к нам…”

Ася – гордая девушка:

“…У Аси страсть знакомиться с людьми круга низшего; я заметил: причиною этому всегда бывает гордость…”

Ася никогда не жалуется:

“…ничего не ела, впрочем не жаловалась… Она никогда не жалуется…”

Ася – самолюбивая девушка:

“…Самолюбивая до крайности, она привлекала меня, даже когда я сердился на нее…”

“…самолюбие развилось в ней сильно, недоверчивость тоже; дурные привычки укоренялись, простота исчезла…”

Ася – честолюбивая девушка (то есть она желает оставить след после себя, желает славы, достижений):

“…Пойти куда‑нибудь далеко, на молитву, на трудный подвиг, – продолжала она. – А то дни уходят, жизнь уйдет, а что мы сделали?..”

Ася – решительная девушка:

“…она пришла ко мне с полной решимостью, в полной невинности сердца и чувств, она принесла мне свою нетронутую молодость…”

Ася любит читать:

“…Я застал ее раз за книгой, одну. Опершись головой на обе руки и запустив пальцы глубоко в волосы, она пожирала глазами строки…”

Ася занимается шитьем:

“…сидела, не шевелясь, у окна да шила в пяльцах, скромно, тихо, точно она век свой ничем другим не занималась…”

У Аси – “неправильный” почерк (так как она до 9 лет жила как крестьянка):

“…неправильный и быстрый почерк Аси…”

Добавить комментарий