Как составить план притчи

В притче есть какая-то мораль, она чему-то учит, из нее можно вынести какой-то урок, а рассказ просто повествует о событиях.

План притчи о старшей и младшей сестрах может быть примерно таким:

1) Вступление, рассказ о героях, какие они.

2) Описание какой-то ситуации, поступков сестер в этой ситуации.

3) Концовка с моралью – какой урок получили герои.

Например:

Жили-были две сестры. Старшая (Катя) была умной и доброй девочкой, а младшая (Маша) была жадина.

Однажды подруга мамы подарила им куклу. Кукла была большая и очень красивая, но только одна, а сестер двое. И каждой хотелось поиграть с куклой. “Давай играть по очереди”, – предложила старшая сестра. “Хорошо”, – сказала младшая, “только, чур, я первая.” “Ладно”, – согласилась старшая. “Ты будешь играть до обеда, а я – после обеда.” Младшая сестра долго играла с куклой, и вот пришло время идти обедать. И тут в Маше заговорила жадность. Она подумала: “Я спрячу куклу, чтобы никто не видел, пусть все думают, что ее украл вор, а сама буду с ней потихоньку играть, когда никто не видит”. И спрятала куклу за шкаф. Мама увидела это и все поняла, но ничего не сказала, а решила жадную девочку проучить. Пока сестры обедали, она убрала куклу в кладовку, а вместо нее положила за шкаф пакет с мусором, упакованный в красивую коробку.

“Ой, кукла исчезла”, – старшая сестра начала везде ее искать. “Ты ее не видела?” – спросила она у младшей. “Она тут была, в ящике с игрушками… Смотри, окно открыто, а мы ведь его закрывали. Там какая-то девочка под окном стояла… Слушай, я знаю, она залезла к нам в окно и украла нашу куклу!” “Не может быть!” – заплакала Катя. “Может, я сама видела!” Тут зашла мама. “Похоже, наш вор что-то нам взамен оставил, и даже записку написал, вот: “Куклу я забираю, а вместо нее оставляю кое-что получше, лично для девочки с синим бантиком. Подарок она найдет там, где лежала кукла”. Маша так обрадовалась, ведь это у нее был синий бантик, что сама поверила в свою историю. Она побежала за шкаф и… “Вот это? Вот это подарок?” – закричала она, открыв коробку. Маша заревела, а Катя поняла, что это сестра спрятала от нее куклу за шкаф.

Мудрые притчи в центре внимания.

Их обсуждают на форумах, выпускают пронзительные видео, делающее канал популярным.

Новые притчи появляются каждый день.

Откуда они берутся?

Трудно ли самим написать притчу?

И как это сделать практически?

Источник: https://avatars.mds.yandex.net/get-zen_doc/901899/pub_5e57e54111b0ea436ee2d2b9_5e57f94c27c1105e89bf7389/scale_1200
Источник: https://avatars.mds.yandex.net/get-zen_doc/901899/pub_5e57e54111b0ea436ee2d2b9_5e57f94c27c1105e89bf7389/scale_1200

Мудрые притчи: что такое притча

Притча родилась в древнем Востоке, этот жанр обязан его историям и легендам.

Там почитался замысловатый стиль речи мудрецов, говоривших загадками и аллегориями.

На простых вещах объяснялся глубокий философский смысл, передававший многовековые традиции.

Притча – это короткий рассказ, заставляющий размышлять над ситуацией, делать самостоятельные выводы.

Простой сюжет и понятные герои обыгрываются неожиданной развязкой.

Это служит толчком к удивлению, анализу услышанного, заставляет думать, примеряя ситуацию к своей жизни.

Прелесть современной притчи

Она не указывает, что делать, а предоставляет жизненный выбор.

Она не приказывает, а лишь намекает.

Она не рубит сплеча, а дарит добрые семена, которые дождутся момента и дадут всходы.

Притча:

В знаменитой притче «Воробей» старик спрашивает взрослого сына о птичке, многократно повторяя «Кто это?».

Молодой человек раздражённо отвечает, теряя всякое терпение – дряхлеющий отец совсем поглупел.

Знакомая ситуация, правда?

Пожилой мужчина обречённо достаёт потрёпанный, но милый его сердцу дневник, где он фиксировал всё, что происходило с его сынишкой в детстве.

А вот запись – о том, как мальчишка 17 раз спросил о воробье, и отец 17 раз терпеливо ответил, потому что он любил своё дитя и жил для него.

Приходит осознание происходящего – как одиноки пожилые, никому не нужные люди!

Мысли переносят каждого в свою семью.

Слишком поздно мы осознаём, как мало с ними общались и дарили им своего тепла и внимания.

Ненавязчивость, отсутствие готового ответа на трудную ситуацию – это всё, что отличает притчу от басни или рассказа.

Одно и то же произведение можно отнести к разным группам:

краткие детские притчи

психологические притчи

новые авторские притчи

юмористические притчи

посвящённые одно личности

стихотворные притчи

песни – притчи

мультфильмы – притчи

притчи в комиксах

и даже тосты – притчи и др.

Что же общего есть у всех притч

Данный литературный жанр имеет свои отличительные особенности:

Есть понятный всем сюжет (беседа, труд, обед, и др.)

Есть рассказ – повествование со скрытой, глубокой, серьёзной моралью

Объём произведения небольшой (наиболее популярны короткие притчи)

Заложен двойной смысл:

  • явная тема: бумажный кораблик в море
  • скрытая тема: под корабликом подразумевается человек в жизни
  • Нет разъяснения заложенного в притчу смысла, но подтолкнуть к нему надо
  • Герои не имеют имён, описания внешности и одежды нет.

Откуда брать идеи для притч

Самый простой ответ – из жизни. Она подкидывает нам готовые сюжеты. Нужно просто наблюдать, запоминать образы, героев, их диалоги.

Источник: https://econet.ru/uploads/pictures/446337/content_solomon_1.jpg
Источник: https://econet.ru/uploads/pictures/446337/content_solomon_1.jpg

Жизненные сюжеты – самые лучшие мудрые притчи!

Семья из 5 человек жила в однокомнатной квартире.

Были ссоры, крики, пока к ним не приехал дальний родственник со

странными привычками – вытащит курицу из кастрюли и съест

один, потому что он… не любит суп.

Наденет чужую обувь, потому что своя… промокла.

Когда он уехал, семья поняла, как они любят друг друга и заботятся, только раньше этого никто не замечал.

Ещё вариант: мудрые притчи можно писать, начав с конца.

Например, Вы хотите выразить такую идею – все дети в семье имеют одинаковое право на родительскую любовь.

Подумайте: какая ситуация позволит смоделировать притчу и подвести читателя к данному выводу?

Можно перекроить готовую притчу.

Новая интерпретация для иных условий.

Например, есть версия о том, как золото разрушило дружбу.

В наше время гаджеты – смартфоны затмевают саму жизнь. Чем не сюжет притчи для современных детей?

Мудрые притчи оказывают очень сильное воздействие.

Это – отдельный литературный жанр, можно использовать и как часть в других жанрах: как введение к статье, как иллюстрацию в статье, как пролог в книге, как выразительный литературный приём (например, для описания сна).

Авторство своей притчи можно зафиксировать, через какое-то время Вы услышите её с большими изменениями.

Это значит, Ваше произведение «ушло в народ» и нравится людям!

Всего Вам доброго и будьте счастливы и здоровы!

Цель: Подготовить учащихся к домашнему творческому разноуровневому заданию.

Задачи урока:

  1. Осмыслить текст притчи с помощью филологического анализа.
  2. Вспомнить жанр притчи и её особенности. (Притчи О.М. Безымянной)
  3. Составить план текста «Притчи о мудрости».
  4. Словарная работа как успех в понимании текста.
  5. Определиться с выбором творческого задания.

Методы: словесный, наглядный, проектной технологии,

Предварительная работа: разбивка на группы, обсуждение и распределение заданий между группами, подготовка презентации книги «Русь Деревянная» – Приложение 2.

Тип урока: урок-проект.

Ход урока

Стать грамотным человеком нужно обязательно в школе – потом уже будет некогда, а говорить и писать с ошибками всегда стыдно.
А.Н. Тихонов

Вступительное слово учителя.

Вчера (13 февраля) у нас состоялось замечательное событие – творческий проект «Восточная гостиная» – Приложение 1. Вы помните, что поэты, учёные и философы часто выступали в одном лице. С тех далёких времён и по сей день человечество интересовал вопрос: «В чём смысл жизни?». Перефразируя его, хочу спросить вас: «А в чём мудрость жизни? Умные и мудрые книги помогают нам жить. Они необходимы всем и каждому в отдельности, это кладезь знаний и народной мудрости. Но только ли книги являются носителями мудрости?». (Ответы обучающихся).

Работа со словариком урока.

Мудрость (сл. Д.Н. Ушакова: сложность, замысловатость; мудрец-мыслитель, обладающий высшим знанием, сл. Макса. Фасмера: мудрость – это разум, понимание, мысль, разумный, сохраняющий в памяти.) Микротема – наименьшая составная часть темы целого текста. Микротекст – это часть текста в котором раскрывается микротема. Мегатекст – это текст, состоящий из нескольких, связанных по смыслу микротекстов. Метатекст – это вторичный текст на основе первичного текста.

Индивидуальное задание.

(Ответ ученицы. Сереброва Наталья) См. Приложение 3 к уроку.

Учитель. Тема домашнего изложения: «Притча о мудрости» и задания к данному тексту. Настрой на первичное восприятие. Уметь говорить – искусство, уметь слушать – культура. Этими словами Д.С. Лихачёва мне бы хотелось настроить вас на очень внимательное прослушивание, ведь от того, как вы поймёте притчу, будет зависеть качество выполнения домашнего задания. (Первое прослушивание текста.)

Беседа по вопросам на восприятие притчи. (Сереброва Наталья)

  1. Гость и хозяин по-разному понимают ценность книги, как вы считаете, что они вкладывают в это понятие?
  2. Почему возникает ситуация непонимания?
  3. Как автор притчи обрисовывает её?
  4. Согласны ли вы с тем, что люди в жизни больше ценят то, что может принести выгоду?
  5. Почему гость с болью в сердце уходит из дома богатого глупца?
  6. Как, по- вашему, гордыня – это великий грех?

Учитель. Мы не первый раз обращаемся к притчам О.М. Безымянной. Давайте вспомним с вами особенности притчи (По записям в тетрадях).

Заслушивание индивидуального задания. (Комплексный анализ текста притчи. (Джанакаева Альбина) См. Приложение.

Учитель: «Связь предложений в тексте – это прежде всего связь смыслов», – говорил в своё время выдающийся учёный – языковед Лев Владимирович Щерба. Так и мы с вами будем думать над смыслом наших письменных и устных высказываний. Расскажите кратко сюжет этой притчи.

(Один из обучающихся).

Коллективное составление плана притчи. См. приложение.

Итак, метатекст – это и будет ваше домашнее задание. (Повторное прослушивание текста).

Зачитывание и обсуждение таблицы: «Речевая характеристика героев притчи». (По группам выполнена на предварительном этапе).

Аналитическое чтение «Жемчужин мысли».

Учитель: «Чтение – вот лучшее учение. Следовать за мыслями великого человека – есть наука самая замечательная…» – писал Александр Сергеевич Пушкин. Так последуем и мы за мыслями великих людей». (Беседа по крылатым выражениям).

Итоги урока, инструктаж по выполнению домашнего задания.

Комплексный анализ «Притчи о Мудрости».

«Притча о мудрости» входит в качестве составной части в книгу О.М. Безымянной «Жемчужины мудрости», представляющую собой объёмное собрание «уроков» и притч. Небольшая в плане текстового пространства, но ёмкая по содержанию, притча эта – типичный образец назидательной прозы. Все многочисленные сочинения О.М.Безымянной можно отнести к морализаторским(в положительном смысле) или назидательным. Мораль притчи: цени книгу. Назидание хозяину книги: «Такое добро и в таких руках. Тебе сама судьба преподнесла такой дар, а ты не лучшим образом распорядился им…: Стиль Безымянной прозрачен и строг. Притча лишена каких бы то ни было словесных украшательств. Но это, как мы знаем, диктуется законами жанра. Притча довольно проста по содержанию, но глубока по смыслу, и это снова диктуется законами жанра. Читатель словно «перешагивает» словесно-художественное оформление. сосредотачивает своё внимание на речи и поступках героев, ясно представляя образы умного человека и богатого глупца. У героев данной притчи нет имён, и это тоже диктуется законом жанра. В образы главных героев вложен обобщающий смысл всех умных людей и богатых глупцов! Предельна близка и понятна читателю позиция автора. Она выделена последним абзацем. С ней можно не согласиться, и тогда нужно чётко и аргументировано выразить свою. В нашей непростой и порой жестокой жизни происходит переоценка ценностей и я, пожалуй, соглашусь с автором притчи. Лексический состав текста не вызывает у меня никаких затруднений: читается легко, как сказка. Это текст художественного стиля. К его главным признакам относятся образная природа и определённое количество использованных автором изобразительно-выразительных средств. Важным является и то, что в нём много диалога (80%), контрастность образов (умный – богатый), противоположность их позиций. Интересно заметить, что по своей направленности и целеустремлённости текст близок к публицистике, и, скорее всего, к публицистике духовной. (В жизни не ценится то, в чём мудрость заложена, а отдаётся предпочтение тому, что может принести выгоду, что не требует работы ума, что не тешит самость и гордыню..) Сквозь речевую ткань притчи ясно прочитывается позиция автора, просматривается его образ. Это человек размышляющий, глубоко убеждённый в своей правоте и в истинности того, что пытается донести до читателя. Это человек, устремлённый к высшим человеческим ценностям, которые принято называть вечными. Автор строго соблюдает законы притчи. Для лексического и синтаксического строя характерны чёткость и ясность. Текст логичен по построению с выводом (моралью) в конце. Текст построен, как мы уже отметили, при помощи диалога. Это его главная движущая сила! Реплики умного объёмны, взывают к духовным ценностям., но у богатого иные (материальные) ценности. Богатый глуп, у него свои ценности и взгляды на жизнь. У меня сложилось впечатление, что они говорят на разных языках и совершенно не слышат друг друга. Хозяина интересует лишь материальная сторона, а гостя – духовная. Таким образом, создаётся ситуация непонимания. Как следствие непонимания – мораль. Диалог в притче условен, но при всей условности героев мы воспринимаем их как реальных людей. Воспринимать героев как реальных людей нам помогает такой авторский приём, как речевая характеристика персонажей. Умный гость вежлив, он попросил разрешения у хозяина взять книгу, посмотреть её, гость удивлён, что богатый не осознаёт, что владеет таким сокровищем, старается убедить хозяина великой ценности книги, но богатый даже не … умеет читать!!! Для языка данной притчи характерен диалог, короткие простые (полные и неполные предложения), текстуальные синонимы (книга, сокровище, умная книга, мудрая книга, дорогая вещь, это творение, книга Мудреца, Жемчужина Мудрости, такой дар, Драгоценнейшие жемчуга мудрости, Великая Книга Жизни). Реплики умного гостя эмоциональны, экспрессивны, больше по объёму и глубже по смыслу, чем реплики богатого глупца! Притча построена на антитезе, ярком противопоставлении всего в сюжете. (Богатый – бедный, умный – глупый, вещь – сокровище, умеет читать – не умеет читать, к сожалению – к счастью и т.д.). Реплики же богатого глупца коротки, равнодушны, безразличны. К тому же он безграмотен. Богатый хозяин проявляет интерес к книге лишь тогда, когда узнаёт о великом сокровище, которым он обладает и мечтает продать книгу подороже. (Да, я верю, что получу за неё в тысячу раз больше, чем отдал!). Лексико – семантическое поле, связанное с умным гостем, образуют следующие части речи. Существительные: книга, сокровище, жемчужина мудрости. Прилагательные: умная, бесценная, драгоценная. Глаголы: позволь взглянуть, спросил, открыл, добавил, перевернул, обладаешь, поведай, воскликнул, получишь, прочтёшь, обогатит, пытался вразумить, преподнесла, распоряжаешься, не освятят, не обогатят, не украсят, не возвысят не прославят. С болью в сердце покинул умный дом богатого глупца. Совсем иное лексико – семантическое поле у богатого хозяина. Существительные и местоимения: вещь, она, за неё, человек, вещь и т.д. Глаголы: предупредил, посчастливилось купить, не внушал доверия, не оставалось, поверить, шептал, купи-купи, буду решать, не продешевлю, получу больше, чем отдал, взял, поставил, произнёс и т. д. За экспозицией(началом разговора) следует история книги, как она попала в дом богача и откуда.(Какой-то странный человек уверял, что это его книга)И как приговор, и как гром среди ясного неба :умный узнал эту книгу (Великую книгу Мудреца) Слова приговора: Золотая Книга Жизни будет пылиться на полке, имея своей целью удивлять алчные взоры таких же алчных богачей, как хозяин этой книги. Удивлять лишь оболочкой, внешней красотой, и быть проданной подороже!! В притче можно выделить и некоторые фразеологизмы и устойчивые выражения: сильный мира сего, посчастливилось купить, не внушал доверия, странный человек, бесценная вещь, знаменитый Мудрец, Жемчужина Мудрости, власть над миром самое видное место, такое добро и в таких руках, сама судьба преподнесла такой дар, драгоценнейшие жемчуга Мудрости, не обогатят тебе душу, не освятят тебе путь, не украсят твою жизнь, не прославят имя твоё, с болью в сердце, Золотая Книга Жизни, пылиться на полке, тешит самость и гордыню. Сюжет данной притчи довольно прост. В дом к богатому человеку зашёл умный человек, увидел роскошную книгу, пылящуюся на полке. Гость узнал в ней книгу великого Мудреца. Попросил посмотреть, а потом убеждал богатого научиться читать, чтобы стать богатым и сильным мира сего, но для богатого силу имеют только деньги, а не знания! Хозяин книги даже обрадовался, что сможет продать книгу дороже, чем купил. Богатый видел в этой книге вещь, и материальную ценность Умный уходит из дома богатого с болью в сердце. Таким простым и незамысловатым на первый взгляд кажется нам притча, но это совсем не так. Умный и богатый лишь носители определённой идеи, у них нет имён, их образы обобщены и схематичны. Кульминацией является призыв к прочтению книги, но хозяин, оказывается, и читать-то он не умеет. Образы гостя и хозяина схематичны, это обусловлено законом жанра притчи. Автор располагается как бы «за кадром», его присутствие мы ощущаем в репликах умного гостя, иронию в ответных репликах богатого. Автор выходит из-за кулис только в конце притчи (последний абзац). Тип авторской эмоциональности прост и ясен: духовные ценности гораздо важнее материальных. Нам известно, что жанр притчи предполагает некоторую отстранённость писателя от излагаемого. Однако можно заметить, что автор на стороне умного гостя. О.М. Безымянная определяет жанр своего произведения как притчу.

Учитель. Обратимся за помощью к словарям и читаем следующее: Притча – это эпическое произведение малой формы, рассказ, содержащий в себе моральное поучение. Это приглашение к размышлению, это всегда не точка, а многоточие, приглашение к разговору. Интересно, что время и пространство как бы отсутствуют, герои общаются и находятся среди нас. Действие притчи происходит как бы здесь и сейчас, везде и всегда. Это связано с «вневременностью» и «внепространственностью» темы. То, о чём говорится в тексте было, есть и будет важно для человека в любом месте и в любое время. Из простого сочинения дидактической направленности, оно превращается в произведение многоплановое, многоаспектное и острополемичное. Таким образом, входе нашего сотрудничества мы пришли к выводу о том, каким будет ваше домашнее задание. (Предполагаемый ответ : Нам нужно на основе притчи создать свой метатекст.

Задания будут следующими:

  1. Написать небольшое эссе. Темы: Золотая Книга Жизни – это… Мудрые книги… Какими я их представляю? Какие ценности, на ваш взгляд, важнее: материальные или духовные?
  2. Дать сравнительную характеристику гостя и хозяина (можно в виде таблицы или письменного сообщения.
  3. Сообщение по теме: «Особенности притч О.М. Безымянной». (На примере 1-2 притч) Мини – исследование: Диалог как текстообразующий фактор.

Обновлено: 20.05.2023

Притча – короткий поучительный рассказ на нравственную тему. Этот жанр народного творчества известен с давних времен, и всегда он использовался как мощное средство воспитания. Причина в том, что истории, положенные в основу каждой притчи для детей, максимально приближены к реальной жизни и потому понятны каждому. А еще они помогают выявить пороки без прямого осуждения конкретного человека. Вспомним наиболее интересные из них и посмотрим, как можно использовать их в воспитательной цели при общении с детьми.

О плохом и хорошем

Эта притча о дружбе для детей поможет им понять, что плохое нельзя долго хранить в памяти. А вот о хороших поступках других людей никогда не следует забывать. И еще – нужно дорожить друзьями, так как в трудную минуту именно они часто оказываются рядом с человеком.

О любви к матери

Не менее важными являются отношения между членами семьи. Мы часто объясняем детям, что следует проявлять уважение к своим родителям, заботиться о них. Но притчи для детей, подобные той, что приведена ниже, скажут обо всем лучше любых слов.

Именно такие короткие притчи для детей, близкие к жизни и понятные каждому, научат ребят по-настоящему ценить родителей и покажут истинную ценность семейных отношений.

притчи для детей

Солгать или правду сказать?

Продолжая тему, можно вспомнить еще одну замечательную историю.

Три мальчика заигрались в лесу и не заметили, как наступил вечер. Испугались, что их дома накажут, и стали думать, как быть. Правду родителям сказать или соврать? И вот как все получилось. Первый придумал историю о напавшем на него волке. Испугается за него отец, решил он, и простит. Но в этот момент пришел лесник и сообщил, что никаких волков у них не водится. Второй сказал матери, что заходил проведать деда. Глядь – а тот уж сам на пороге. Так раскрылась ложь первого и второго мальчиков, и в результате их наказали дважды. Сначала за то, что провинились, а потом за то, что солгали. И только третий пришел домой и рассказал все, как было. Пошумела немного его мать и вскоре успокоилась.

Такие притчи для детей готовят их к тому, что вранье только осложняет ситуацию. Потому в любом случае лучше не придумывать оправданий и не скрывать свою вину в надежде, что все обойдется, а сразу признаться в проступке. Только так можно сохранить доверие родителей и не испытывать угрызений совести.

притчи для детей и взрослых

О двух волках

Не менее важно научить ребенка видеть границу между добром и злом. Это две нравственные категории, которые всегда будут сопутствовать человеку, а, возможно, и бороться в его душе. Среди большого количества поучительных историй на эту тему наиболее понятной и интересной для детей видится притча о двух волках.

Однажды любознательный внук спросил у своего деда – вождя племени:

– Отчего появляются плохие люди?

На это старец дал мудрый ответ. Вот что он сказал:

– Плохих людей на свете нет. Но в каждом человеке присутствуют две стороны: темная и светлая. Первая – это стремление к любви, добру, состраданию, взаимопониманию. Вторая же символизирует зло, эгоизм, ненависть, разрушение. Подобно двум волкам, они постоянно борются друг с другом.

– Понятно, – ответил мальчик. – А кто же из них побеждает?

– Все зависит от человека, – закончил дед. – Верх всегда одерживает тот волк, которого кормят больше.

Эта притча о добре и зле для детей даст понять: за многое, что происходит в жизни, ответственен сам человек. Поэтому необходимо обдумывать все свои поступки. И желать другому только того, чего желаешь самому себе.

короткие притчи для детей

О еже

Еще один вопрос, которым часто задаются взрослые: “Как объяснить малышу, что нельзя слепо доверять всем вокруг?”. Как приучить его анализировать ситуацию и только потом принимать решение? На помощь в таком случае придут притчи для маленьких детей, похожие на эту.

притчи детям о добре

Кто сильнее?

Часто притчи напоминают народные сказки, особенно если героями становятся силы природы, наделенные человеческими качествами. Вот один из таких примеров.

притча о дружбе для детей

О блудном сыне

Сейчас мы довольно часто обращаемся к Библии и находим в ней ответы на многие нравственные вопросы. В связи с этим нужно особо отметить приведенные в ней и рассказанные Иисусом Христом притчи. Детям о добре и необходимости всепрощения они поведают больше, чем длинные наставления родителей.

притчи для маленьких детей

Проблемы? Все решаемо

Очень поучительны православные притчи для детей более старшего возраста. Популярна, например, история о чудесном спасении осла. Вот ее содержание.

Вот так и в жизни бывает. Господь часто посылает нам, как кажется на первый взгляд, непреодолимые испытания. В такой момент важно не отчаиваться и не сдаваться. Тогда можно будет найти выход из любой ситуации.

притча о добре и зле для детей

Пять важных правил

И вообще, чтобы стать счастливым, не надо многого. Иногда достаточно соблюдать несколько несложных правил, понятных и ребенку. Вот они:

  • изгони из сердца ненависть и научись прощать;
  • избегай понапрасну волнений – чаще они не сбываются;
  • живи просто и цени то, что есть;
  • отдавай другим больше;
  • для себя же ожидай меньшего.

Эти мудрые изречения, на которых основаны многие притчи для детей и взрослых, научат быть терпимее к другим и получать удовольствие от повседневной жизни.

Мудрый человек

Так вот, любая притча готовит ребенка к встрече с нашей непростой жизнью. Ненавязчиво приучает задумываться над каждым своим поступкам, соотносить его с принятыми в обществе нравственными нормами. Дает понять, что душевная чистота, стойкость, готовность преодолеть любые невзгоды помогут пройти жизненный путь с достоинством.

Особенности работы над притчей в процессе преподавания курса ОРКСЭ.

На занятиях ОРКСЭ большая часть урока отводится работе с текстом.

Тексты помогают раскрыть для ученика пространство религиозной культуры, проникнуть в смысл символического языка, попытаться понять главную нравственную идею, заключённую в тексте.

Цели и задачи работы с текстом на уроках ОРКСЭ следует ставить в контексте реализации образовательных стандартов второго поколения и ориентироваться на достижение предусмотренных им результатов, которые предусматривают:

1.адекватное использование речевых средств и средств информационно – коммуникативных технологий для решения различных коммуникативных и познавательных задач;

2.умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий;

3.овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров, осознанного построение речевых высказываний в соответствии с задачами коммуникации;

4.готовность слушать собеседника и вести диалог, готовность признавать возможность существования различных точек зрения и право каждого иметь свою собственную, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий, готовность конструктивно решать конфликты посредством интересов сторон и сотрудничества.

Для более эффективной работы с текстом, повышения результативности работы с учащимися необходимо применять различные методы и формы работы.

Притча – это дидактико – аллегорический жанр, заключающий в себе моральное или религиозное поучение (глубинную премудрость). Поскольку основными стилистическими приёмами в притче являются сравнение, метафора, аллегория – именно этот жанр представляет собой наибольшую сложность, особенно в начальных классах. Несмотря на то, что школьники часто интуитивно улавливают метафорический характер притч, тем не менее им бывает трудно раскрыть их смысл и значение.

Существенным моментом при работе с притчей является воссоздание культурного и исторического контекста, в котором созданы притчи.

Понять смысл притч помогают гравюры, картины. На уроках работы над притчей я осуществляю работу с иллюстрацией к тексту или фрагментами презентации, использую рисунки, картинки, фотографии.
Большое значение имеет работа над анализом притчи:

2.Анализ названия притчи (придумать новое название притчи)

3.Притча без окончания (обсуждение, чем она могла бы закончиться)

4.Сформулировать вопросы или ответить на поставленные вопросы.

5.Выделение ключевых понятий.

7.Сравнение нескольких притч.

8.Нахождение и вставка пропущенных слов в притче (или предположить их).

Важное место в реализации курса ОРКСЭ занимает работа в группах.

Чтобы учащиеся осознавали себя в качестве команды, учились объединяться и работать в группах на уроках можно провести с детьми такие упражнения-разминки.

Все ученики класса должны разделиться на две одинаковые по количеству участников группы. Первая группа учащихся образует внутренний круг, а вторая – внешний. Ученики во внутреннем и внешнем кругах обязательно становятся лицом друг к другу, при этом каждый ученик находит себе пару.

В паре ученики, приветствуя друг друга, пожимают руки и по очереди говорят комплименты. После обмена комплиментами по сигналу учителя ученики, находящиеся во внешнем круге, делают шаг налево и оказываются перед другими учениками. В новых парах следует повторить приветствие и сказать новый комплимент. Движение по кругу повторяется до тех пор, пока учащиеся не встретятся с партнёрами, с которыми начинали упражнение.

Следует помнить, что комплименты каждому партнёру должны быть искренними, при этом нельзя повторяться. Учитель задаёт порядок и темп движения учащихся. Если учеников нечётное количество, то учитель сам становится в круг.

После игры учитель проводит беседу по вопросам:

  1. Понравилось ли вам упражнение? 2) Оно показалось вам лёгким или трудным? 3) Что было самым трудным? 4)Что вы чувствовали при выполнении упражнения?

Все ученики класса должны разделиться по парам. Каждой паре предлагается подарить друг другу подарок, описать его и объяснить почему. Нельзя забывать и о словах благодарности.

Данные игры можно проводить на любом этапе урока: организационный момент, актуализация знаний, закрепление, рефлексия.

Сочетание разных методов, форм и видов деятельности повысит мотивацию учащихся и сделает уроки наиболее оптимальными.

Применяю групповую форму работы над притчей. Класс обычно делю на 4 группы. Учащиеся в группах работают по плану. Большое место отвожу самостоятельной работе в группе, обычно исследовательского характера. Ребята работают с историческими материалами, заполняют таблицы, пишут мини – сочинение из 5-6предложений на предложенную тему.

Например, рассказываю притчу:

Однажды за день до своего рождения ребенок спросил у Бога:

— Я не знаю, зачем я иду в этот мир. Что мне там делать?

— Я подарю тебе ангела, который всегда будет рядом с тобой. Он все тебе объяснит.

— А как я пойму его, ведь я не знаю его языка?

— Ангел будет учить тебя своему языку. Он будет охранять тебя от всех бед.

— Как и когда я должен вернуться к Тебе?

— Твой ангел скажет тебе все.

— А как зовут моего ангела?

— Неважно как его зовут, у него много имен. Но ты для начала будешь называть его — мама.

Дети работают в группах и отвечают на вопрос:

-Кто такой ангел?

-Почему неважно, как зовут ангела?

-Что для вас является важным в отношениях с мамой? Напишите 5 предложений.

Ценность притчи в том, что она вызывает учеников на диалог, заставляет думать, говорить, не бояться высказывать разные мнения. В результате обсуждения притчи мы на уроке приходим к какому-то общему мнению.Работа над притчей думать, размышлять, приводить свою точку зрения.

Притча может быть моделью какой-то конфликтной ситуации, и предлагать ее разрешение. Притча служит посредником между людьми, позволяет посмотреть на их взаимоотношения со стороны. Мы можем мягко, в щадящей форме, помочь ребенку найти выход из нее. Притча несёт нравственный, воспитывающий потенциал.

Иногда ребята громко кричат, ругаются. Я предлагаю притчу:

Один раз Учитель спросил у своих учеников:

– Почему, когда люди ссорятся, они кричат?

– Потому, что теряют спокойствие, – сказал один.

– Но зачем же кричать, если другой человек находится с тобой рядом? – спросил Учитель. – Нельзя с ним говорить тихо? Зачем кричать, если ты рассержен?

Ученики предлагали свои ответы, но ни один из них не устроил Учителя. В конце концов он объяснил:

– Когда люди недовольны друг другом и ссорятся, их сердца отдаляются. Для того чтобы покрыть это расстояние и услышать друг друга, им приходится кричать. Чем сильнее они сердятся, тем громче кричат.

– А что происходит, когда люди влюбляются? Они не кричат, напротив, говорят тихо. Потому, что их сердца находятся очень близко, и расстояние между ними совсем маленькое. А когда влюбляются еще сильнее, что происходит? – продолжал Учитель. – Не говорят, а только перешептываются и становятся еще ближе в своей любви.

В конце даже перешептывание становится им не нужно. Они только смотрят друг на друга и все понимают без слов.

Такое бывает, когда рядом двое любящих людей.

Так вот, когда спорите, не позволяйте вашим сердцам отдаляться друг от друга, не произносите слов, которые еще больше увеличивает расстояние между вами. Потому что может прийти день, когда расстояние станет так велико, что вы не найдете обратного пути.

Свойство притчи – её краткость, повторение практических наставлений в таком виде, чтобы они легко запоминались.

Есть замечательная спартанская притча о послах, которые говорили пространно и долго. Спартанцы сказали им:

-Ваша речь была слишком длинна. Пока мы слушали вторую часть, мы забыли то, что звучало в первой части. А так как мы забыли начало, мы не поняли ничего.

На уроках при работе над притчей использую

Исследовательский метод — организация обучения, при которой учащиеся ставятся в положение исследователя, самостоятельно выдвигают гипотезу, подтверждают или опровергают её, исходя из известных данных, делают выводы и обобщения, постигают и открывают знания, а не получают их в готовом виде.

Актуальное значение приобретает работа над проектом. Проектирование – особый вид деятельности, сочетающий индивидуальную самостоятельную работу с групповым занятиями, в результате которого обучающиеся создают конечный продукт из собственного творчества, учатся анализировать ситуацию, выделять проблему, формулировать ожидаемые результаты, ставить задачи, находить оптимальный способ решения проблемы, составлять план действий, учитывать потенциальные ресурсы и превращать их в реальные, оценивать и анализировать свою работу, соотносить полученные результаты с ожидаемыми.

Сочинение. Письменная творческая работ позволяет достаточно объективно раскрыть степень освоения материала, уровень развития когнитивных навыков, а также дает возможность учащимся сформулировать собственную позицию по изучаемой проблеме и выразить точку зрения, которую учащийся, по тем или иным причинам, не решался высказать публично на уроке или в рамках групповой работы

Драматизация (театрализация) привлекательна для младших школьников тем, что по своей сути она близка к игре, а также предоставляет им возможности для самопрезентации. Она может быть включена в урок в качестве иллюстративного фрагмента или презентации домашнего задания.

Если говорить о притче с точки зрения методики, то возникает вопрос, а где, собственно, она уместна? Притча уместна для мотивации в начале урока, чтобы помочь детям побыстрей включиться в него. Когда на уроке ОПК мы говорили о том, для чего же нужно делать добро, я начала с притчи о счастье.

Мы говорили на уроке о том, что такое добро, о том, что настоящее добро – умножает добро, и его нужно возвращать любому человеку… Сейчас продаются сборники притч. Их можно использовать для обсуждения той или иной темы, для рефлексии в конце урока. Можно попросить детей придумать название притчи, найти подходящие по смыслу пословицы, поговорки или загадки, отгадать кроссворды, продолжить притчу, проиллюстрировать ее, сформулировать к ней вопросы, выделить ключевые понятия, инсценировать ее, вставить пропущенные слова, подобрать стихотворения по теме урока, примеры немилосердных поступков из кинофильмов, художественной литературы, СМИ.

Поучительные притчи с моралью для детей

Притчи

Поучительные притчи с моралью для детей

Поучительные притчи с моралью для детей и взрослых. Сборник лучших коротких поучительных рассказов.

Божья коровка Притча для детей

— Спасибо, ты спасла нас!

Серенькая букашечка была так рада и смущена, что покраснела. Это было так красиво!

Два совета Притча для детей

Ложь или правда? Притча для детей

Притча для детей про уважение к матери

Детская притча про самое трудное дело

Поучительные притчи с моралью для детей

Два посла

Отправил царь двух послов с дружеским визитом в соседнюю страну.
— Посмотрите, не замышляют ли соседи против нас войну, — велел царь послам.
Послов приняли хорошо, поселили их в лучших комнатах, кормили роскошными обедами, приглашали на балы.
Вернулись послы и стали рассказывать царю о своей поездке.
— Не бойся, царь. Наши соседи добрые и гостеприимные, — с улыбкой сказал первый посол. — Принимали нас как самых дорогих гостей. Таких блюд, как там, я ни разу в жизни не пробовал: жаркое из морского чудища, райские яблочки, язычки соловьев в винном соусе. По сто блюд нам подавали и по сто вин, как королевским особам.
Долго перечислял посол, что он ел и пил в соседнем царстве. Затем взял слово второй посол:
— Наши соседи замышляют войну. Срочно надо армию собирать и границы укреплять. Во-первых, каждый день нас кормили не по чину. По сто блюд нам подавали и по сто вин, чтобы мы больше ели и поменьше по сторонам смотрели. Во-вторых, всюду нас сопровождала толпа королевских друзей, но это были военные, судя по их выправке. В-третьих, нам показали один новый оружейный завод. Услышал я в разговоре, что этот завод пятый, и понял, что есть еще четыре. Завод был велик, больше, чем любой наш завод.
Долго рассказывал посол обо всем, что он увидел и услышал. Наградил царь второго посла и велел готовиться к войне, а первому послу царь сказал:
— Глупый человек говорит о том, что он пил и ел, умный, что он видел и слышал.

Притча для детей об умении радоваться

Больше всего Мария любила цветы. У нее был небольшой садик возле дома. Какие только цветы не росли в этом садике! Они цвели с ранней весны до поздней осени и радовали всех вокруг.
Мария жила вместе с больным старым дедушкой. Он еле ходил, опираясь на палочку. Каждое утро дедушка, морщась от боли, с трудом доходил до садика Марии и усаживался там на скамейку. Старик смотрел на цветы, и на его лице появлялась улыбка.
— Спасибо, Мария. Глядя на твои прекрасные цветы, я забываю о боли, — говорил старик внучке.
Мария смеялась в ответ, а цветы еще шире раскрывали свои разноцветные лепестки. Но однажды случилась беда. Налетел ливень с градом и ветром. За несколько минут садик Марии был уничтожен. Одни цветы были словно срезаны ножницами, другие — поломаны. Мария горько плакала, убирая побитые цветы. На следующий день снова светило солнышко. Политая земля прогрелась, и оставшиеся в ней корни цветов пустили новые ростки. Через неделю на них появилось несколько бутонов. Мария хмурилась и даже не заходила в свой садик. К ее удивлению, дедушка каждое утро приходил и садился в саду на скамеечку. Он смотрел на разоренный садик, и на лице его появлялась улыбка.
— Чему вы радуетесь, дедушка? — спросила его Мария. — В моем садике больше нет цветов.
— Если есть цветы — радуйся цветам, если нет цветов — радуйся бутонам, — улыбнулся старик.
Мария посмотрела внимательно на новые ростки и тоже заулыбалась. Вскоре садик Марии снова расцвел на радость всем вокруг.

Поучительные притчи с моралью для детей

Не обманывай

Притча. Как найти друзей

Девочка приехала в деревню, где никого не знала. Она пожаловалась папе:

— Скучно мне. Никто не хочет со мной дружить. Как мне отыскать друзей?
— Друзей вокруг много. Выйди, доченька, на улицу, да внимательно присмотрись, — сказал он.

Вышла девочка на улицу — никого.

Пошла она в поле. Видит — бежит жеребёнок. Кинулась догонять — не догнала. Из-под куста выскочил заяц, она бросился его ловить — не поймала. Видит — летит голубка, побежала за ней — улетела голубка. Увидела девочка божью коровку, протянула руку — и … поймала.

— Отпусти меня! — попросила божья коровка.

— Не отпущу! — говорит девочка. — Я буду с тобой дружить, потому что все другие от меня убегают: и жеребёнок, и заяц, и голубка…

— Понятно, — говорит божья коровка. — Хочешь, я тебе подскажу, как друзей найти.

Говорящая собака

В кафе заходит мальчик с собакой. Он несмело заявляет, что его собака умеет разговаривать и приглашает желающих с ним поспорить на деньги. Многие посетители кафе, услышав такое, подошли ближе, ожидая чуда. Кто-то протянул деньги, соглашаясь на спор. И все уставились на собаку…

Но… собака молчит.

Мальчик проигрывает спор, лишается своих поставленных денег и уходит под общий хохот.

— Ну, зачем ты так? Из-за тебя я проиграл свои деньги! — говорит мальчик собаке. — Почему ты не заговорил?

— Да не переживай! — отвечает пес. — Ты только представь, сколько денег теперь мы сможем заработать завтра.

Поучительные притчи с моралью для детей

Притча для взрослых о детях

Притча про избалованную доченьку

Маленькая девочка не хотела идти на прогулке пешком. И всю дорогу канючила, чтобы ее взяли на руки. Мама не выдержала: — Да, доченька, наверное, мы тебя избаловали. Придется тебя наказывать! — Как это? Избаловали — вы, а наказывать — меня?

Нажмите, чтобы узнать подробности

Притчи для детей на уроках в начальной школе

Предлагаемые притчи можно использовать на уроках русского языка и во внеурочной деятельности в начальной школе, а также на уроках литературного чтения, уроках развития речи. Тесты притч можно использовать для работы над изложением. Они направлены на формирование общеучебных навыков- понимать текст, выделять главное, анализировать, озаглавливать. К притчам предлагается ряд заданий, которые дети должны выполнить и которые требуют повторного чтения притчи. Данные притчи носят огромную воспитывающую нагрузку. В пособии использованы притчи для детей монаха Варнавы.

ДВЕ ДОРОГИ Встретились на развилке две дороги. Узкая и широкая. – Совсем ты себя запустила: вся в острых камнях, колдобинах, колючим тернием заросла! – принялась упрекать широкая узкую. – Твои путники того и гляди помрут от усталости или голода! То ли дело я: красивая, гладкая! Вдоль меня кафе, рестораны, дома со всеми удобствами. Живи – веселись. – Что это ты вдруг замолчала? Ведь, судя по твоим словам, живется тебе хорошо! – удивилась узкая дорога. – Хорошо-то оно хорошо… – вздохнула в ответ широкая. – Да только в конце меня – пропасть. Бездонная, черная, мрачная. Такая, что и описать тебе не могу. Многие люди даже и не подозревают о ней. А те, что знают, только отмахиваются. Видно, всей правды не ведают. А я вот так на эту пропасть насмотрелась, что больше всего на свете боюсь однажды сползти в нее. Ведь это, боюсь, уже будет тогда навсегда! Ну, а ты как живешь? – Трудно! – вздохнула узкая дорога. – И тем, кто по мне идет, нелегко. Но зато в конце моего пути – гора. И взошедшие на нее такие светлые, радостные, счастливые, что я и описать тебе не могу! И знаешь, я больше всего тоже хочу там оказаться. Ведь это надеюсь – будет уже навечно! Поговорили дороги и разошлись в разные стороны. А на развилке той человек остался, который все это слышал. И вот что странно: до сих пор там стоит, еще думает, на какую ему свернуть дорогу!( 186 слов) – Что в конце хорошей дороги было? – А в конце плохой? – Какая дорога была счастливее? Почему? – Чего боялась хорошая дорога? – А о чем мечтала плохая дорога? – По какой дороге лучше всего идти по жизни? – Какую дорогу выбрал бы ты?

УТЕШЕНИЕ Встретились былинка и пылинка. – И никому-то я больше не нужна! – пожаловалась былинка. – А я и вовсе никогда никому не нужна была! – вздохнула пылинка. Мимо шел человек. Услыхал он этот разговор и сказал: – У Бога даже лист случайно не падает с дерева. Все в Его воле и нет ничего в этом мире забытого и тем более лишнего. Ахнула от неожиданности пылинка. Просияла от радости былинка. Посмотрели они с уважением на человека. И радостные разошлись по своим делам!( 63 слова) – О чем жалели пылинка и былинка? – Кто их утешил? -Найди предложение, в котором выражена главная мысль притчи. – Почему они радостные разошлись по домам? СЛАБАЯ СИЛА Жила-была большая гранитная скала. Казалось, никто и ничто не может сокрушить ее: ни ураганный ветер, ни жгучий мороз, ни палящий зной… Она очень гордилась своей силой, говоря, что несмотря ни на что, как была, так и останется могучей скалой. И все насмехалась над лежащим под ней песком. Протянулись года. Прошли века. Промелькнули тысячелетия. И произошло то, что и должно было произойти. Льющаяся сверху тонкой струйкой вода подточила скалу, ветер, мороз и зной доделали дело. И превратилась скала в горку гранитных камней. А вот песок, сколько ни лилась на него вода, лишь смиренно расступался, пропуская ее. И, несмотря ни на что, как был, так и остался – пусть мелким и слабым – песком!(111 слов) – Почему возгордилась скала? – Почему скала насмехалась над песком? – Что случилось со скалой через большой промежуток времени? – Почему так произошло? -А что со временем произошло с песком? Как он относился к трудностям? – Какая главная мысль притчи?

ЛИСА И ОБЛАКО Плыло над землей облако, похожее на зайца. Увидала его лиса, подпрыгнула, не достала и побежала вдогонку. Бежала, бежала… Но тут облако вдруг стало похоже на волка. И побежала лиса теперь от него прочь. Бежала, бежала… А облако уже на медведя похоже. Еще быстрее помчалась лиса. Бежала, бежала… И тут пошел сильный дождь. Вымокла лиса до шерстинки. Посмотрела на небо: а там ни медведя, ни волка, ни зайца… Только тут поняла она, как обманулась, и теперь не верит ничему призрачному, как бы оно ни было похожим на настоящее! ( 97 слов) -Почему лиса побежала за облаком? – А почему стала убегать, когда облако стало похоже на волка и медведя? – Что ты можешь сказать о лисе? – Как дождь вразумил лису? – Чему учит притча?

ТРУДНАЯ РАБОТА Легла лень на завалинку. А вставать неохота! Смотрит – мимо работа идет. – Дай-ка я ее к себе заманю, чтобы обо мне одной плохо не говорили! – подумала лень и крикнула: – Эй, работа! Посиди со мной. А то мне нездоровится что-то… – Давай! – охотно согласилась работа. Подсела она к лени и стала ее утешать, воды принесла, одеялком укрыла. Долго рядом сидела: час… другой… – Вот видишь, – упрекнула ее, наконец, лень. – Теперь и ты тоже ленивой стала! Вот уже сколько сидишь вместо того, чтобы работать! – А я что делаю? – удивилась работа. – Разве то, что я за тобой, больной, ухаживаю, – не труд? Причем, поверь мне, не самый легкий! Рассердилась лень. Сбросила одеялко. И ушла с завалинки в дом, чтобы ее никто не видел. Даже про то, что вставать было лень, – позабыла!(123 слова) – Кто главные герои притчи? – Чем они отличаются друг от друга? -Что задумала лень? – Как к ее просьбе отнеслась работа? -Как работа заботилась о лени? -Забота- это труд? – Почему рассердилась лень? Русский язык Язык и речь

ПОЛЕЗНОЕ УПРЯМСТВО Шли в дальний край два человека. Один то и дело оборачивался и говорил: – Смотри, сколько уже прошли! А второй упрямо возражал: – Не та дорога, что позади, а та, что впереди! И только дойдя до цели, наконец, согласился! -Между кем идет диалог в тексте? -Прочитайте слова первого человека, затем слова второго. – С какой интонацией следует читать слова первого героя? А второго? – Подумайте, какими качествами обладали герои притчи. – Подумай, почему притча так названа. – Чему учит притча? ЗАВИСТЬ Пришла зависть в магазин с денежкой хлебца купить. Глядит, а там мужик пирог за рубль покупает… Так и выскочила зависть из магазина! Решила она тогда хотя бы воды попить из колодца. Взяла самую большую бадью, чтобы ей все завидовали! А у колодца жена мужика – ведра легкие, коромысла расписные… Бросила зависть свою бадью, и ну совсем из деревни бежать – без еды, без питья… Легла она на пригорке, что повыше, и стала завидовать самой себе, что было время, когда она никому не завидовала… – Какой вид речевой деятельности использовал автор в притче? – Почему зависть не смогла купить хлеб в магазине? – Что помешало ей напиться из колодца? – Прочитай последнее предложение. Объясни его смысл. – Попробуй кратко пересказать притчу. – Чему она учит? Текст. Признаки текста. ________________________ Заслонила туча солнце. Потемнело всё вокруг. Мрачно стало. Птицы петь перестали. Обрадовалась туча: – Всё! Теперь мое время настало, моя власть – навечно! Но подул ветер. Прогнал тучу. Сразу посветлело. И снова запели птицы. Еще громче, чем прежде: радуясь солнцу и тому, что время тучи никогда не наступит навечно! – Прочитай внимательно текст притчи. Назови признаки, по которым ты определил, что это текст. – Озаглавь текст. – Из скольких частей состоит текст? – Рассмотри иллюстрацию. Найди предложение из текста к иллюстрации. – Найди ту часть текста, в которой говорится о том, что стало после того, как прогнали тучу. – Попробуй пересказать текст притчи. – Чему учит нас притча?

ГЛУПАЯ ЖАЛОСТЬ А обратно слезть ума уже не хватает. Забралась глупость на высокую гору. Да вот беда – пожалела ее жалость и помогла спуститься с вершины. И так хорошо стало жить в мире без глупости! Из-за этой глупости чего только не сделаешь! – Прочитай. Можно ли сказать, что это текст? – Переставь предложения так, что бы получился текст. – Спиши текст. – Какова главная мысль притчи?

ОПАСНАЯ РАБОТА Доверили козе капусту сторожить от радости она позабыла обо всем на свете даже спросить, кто ее сменщик а сменщиком у нее был – волк… – Прочитай. Можно ли сказать, что ты прочитал текст? Почему? – Раздели текст на предложения, и запиши их. – Прочитай, что получилось. – Какая главная мысль притчи?

НАЧАЛО КОНЦА Захотело кольцо узнать, где у него начало вертелось, вертелось, да так и не узнало – только соскочило с пальца и потерялось зато теперь точно знает, где у него конец! – Прочитай. Можно ли сказать. что это текст? – Раздели притчу на предложения, и запиши ее. – Сколько предложений получилось? – Прочитай еще раз и подумай над главной мыслью притчи. Почему так называется притча?

КТО ЕСТЬ КТО? Посмотрелся в зеркало генерал. И возгордилось зеркало. Будто само генералом стало. А как только тот отошел – чем ему было гордиться? Ведь каждый из нас представляет собой то, чем он является на самом деле. Неважно, с кем и когда общается в этой жизни… – Прочитай притчу. Сколько предложений в ней? – Спиши 5 предложение. Как ты понимаешь его смысл? – Чему учит притча?

ЦЕНА НАХОДКИ Искала зажженная свеча в стогу сена иголку иголку нашла да стог потеряла – Прочитай. Можно ли сказать. что это текст? Почему? -Раздели текст на предложения. – Прочитай, что у тебя получилось. – Обсудите в группах смыл этой притчи. – Спишите притчу, разделите на предложения.

НЕИСПРАВИМОСТЬ Подарили лентяю скатерть-самобранку но он и ее поленился разворачивать а взял да променял на готовый обед! – Прочитай. Кто главный герой притчи? – Что ты знаешь о скатерти-самобранке? -Правильно ли поступил лентяй, когда променял скатерть на обед? Почему? – Спиши притчу, определяя границы предложений. – Чему учит притча? Почему ее так назвали? Предложения по цели высказывания

ГЛУПАЯ МЫШКА Попросила ленивая мышка улитку в магазин за продуктами сходить. И долго после этого ругала, что из-за нее она едва не умерла от голода. А может быть, зря ругала? И только ли ленивой она была? – Прочитай текст. Сколько в нем предложений? – Какие предложения по цели высказывания использованы в тексте? – Спиши вопросительные предложения. – чему учит эта притча? – Ответь на вопросы притчи.

НЕДЕТСКИЙ ВОПРОС Зашло солнце за горизонт. Заплакали новорожденные птенцы. – Не плачьте! – принялись успокаивать их родители. – Завтра оно опять выйдет! – А если нет? Переглянулись птицы и первый раз вдруг со страхом подумали: а что, если оно, и правда, ушло навсегда? Что тогда будет. – Прочитай притчу. Какой вопрос задали птенцы родителям? – А что было бы, если бы солнце ушло навсегда? – Найди в тексте предложение, в котором говорится о том, как птенцы чувствовали себя, когда подумали об этом? – Чему учит эта притча? -Спиши первые два предложения и найди в нем главные члены.

НЕНУЖНАЯ КРАСОТА Купили в магазине красивое полотенце. Принесли домой, начали руки вытирать, а оно как возмутится: – Что вы делаете? Вы же так всю мою красоту испортите! Удивились хозяева и оставили полотенце висеть просто так – для красоты. Так оно и висело всю жизнь, не принося никому пользы. Толку-то от его красоты, если для нее в доме были ковры и картины. – Прочитай притчу. Объясни смысл заголовка. – Какими качествами обладало полотенце? – Для чего вообще предназначены полотенца? – А это полотенце приносило пользу? – Чему учит эта притча? – Определи тип каждого предложения по цели высказывания и по интонации. – Спиши первое предложение и выдели в нем грамматическую основу.

УРОК Заболело зло. Несколько дней провалялось в горячке. Но в мире этого никто даже и не заметил. Зато когда заболело добро, все сразу ощутили эту потерю. Даже те, кто творил зло. С тех пор зло старается не лежать, даже когда заболеет. А добро после этого поняло, что ему вообще нельзя никогда болеть! -Прочитай притчу. – Почему никто не заметил, кода зло заболело? – Почему сразу все заметили, когда заболело добро? -Выдели главную мысль притчи. -Найди нераспространенное предложение. Спиши его, выдели грамматическую основу. – Спиши последнее предложение.

ТУЧА Заслонила туча солнце. Потемнело всё вокруг. Мрачно стало. Птицы петь перестали. Обрадовалась туча: – Всё! Теперь мое время настало, моя власть – навечно! Но подул ветер. Прогнал тучу. Сразу посветлело. И снова запели птицы. Еще громче, чем прежде: радуясь солнцу и тому, что время тучи никогда не наступит навечно! – Прочитай притчу. – Почему птицы запели еще громче? Найди ответ в тексте и спиши это предложение. – Найди нераспространенные предложения. Выдели их грамматическую основу.

НЕУРОЧНЫЙ СНЕГ Выпал снег после осенних дождей и долгого листопада. Обрадовались люди. Выпал он опять – после долгих и сильных морозов. Еще больше обрадовались все. И так каждый раз радовались ему, что решил он сделать людям подарок. Взял, да и выпал… летом. На зеленую листву… на зреющую пшеницу… на теплые цветы… на бабочек… на кузнечиков… И никак не мог взять в толк, почему на этот раз никто не рад ему, а наоборот, все огорчаются. А ответ был прост: ведь всему на свете свое время! -Прочитай притчу. В каком предложении заключена главная мысль притчи? Спиши это предложение. – Найди в тексте нераспространенное предложение. – Выпиши первое предложение. – Дай ему характеристику по цели высказывания и интонации. -Найди в нем грамматическую основу. -Выпиши словосочетания с вопросами. Слово. Лексическое значение слов. Словари.

Читайте также:

      

  • Почему гоголь расположил помещиков именно в таком порядке в мертвых душах кратко
  •   

  • Как власть и общество восприняли историю пугачевского бунта кратко
  •   

  • Как гитлер вывел германию из кризиса кратко
  •   

  • Что такое самолюбие кратко
  •   

  • Чему учит фильм один дома кратко

В притче есть какая-то мораль, она чему-то учит, из нее можно вынести какой-то урок, а рассказ просто повествует о событиях.

План притчи о старшей и младшей сестрах может быть примерно таким:

1) Вступление, рассказ о героях, какие они.

2) Описание какой-то ситуации, поступков сестер в этой ситуации.

3) Концовка с моралью – какой урок получили герои.

Например:

Жили-были две сестры. Старшая (Катя) была умной и доброй девочкой, а младшая (Маша) была жадина.

Однажды подруга мамы подарила им куклу. Кукла была большая и очень красивая, но только одна, а сестер двое. И каждой хотелось поиграть с куклой. “Давай играть по очереди”, – предложила старшая сестра. “Хорошо”, – сказала младшая, “только, чур, я первая.” “Ладно”, – согласилась старшая. “Ты будешь играть до обеда, а я – после обеда.” Младшая сестра долго играла с куклой, и вот пришло время идти обедать. И тут в Маше заговорила жадность. Она подумала: “Я спрячу куклу, чтобы никто не видел, пусть все думают, что ее украл вор, а сама буду с ней потихоньку играть, когда никто не видит”. И спрятала куклу за шкаф. Мама увидела это и все поняла, но ничего не сказала, а решила жадную девочку проучить. Пока сестры обедали, она убрала куклу в кладовку, а вместо нее положила за шкаф пакет с мусором, упакованный в красивую коробку.

“Ой, кукла исчезла”, – старшая сестра начала везде ее искать. “Ты ее не видела?” – спросила она у младшей. “Она тут была, в ящике с игрушками… Смотри, окно открыто, а мы ведь его закрывали. Там какая-то девочка под окном стояла… Слушай, я знаю, она залезла к нам в окно и украла нашу куклу!” “Не может быть!” – заплакала Катя. “Может, я сама видела!” Тут зашла мама. “Похоже, наш вор что-то нам взамен оставил, и даже записку написал, вот: “Куклу я забираю, а вместо нее оставляю кое-что получше, лично для девочки с синим бантиком. Подарок она найдет там, где лежала кукла”. Маша так обрадовалась, ведь это у нее был синий бантик, что сама поверила в свою историю. Она побежала за шкаф и… “Вот это? Вот это подарок?” – закричала она, открыв коробку. Маша заревела, а Катя поняла, что это сестра спрятала от нее куклу за шкаф.

автор вопроса выбрал этот ответ лучшим

Добавить комментарий