Как составить план проекта по русскому языку

Рекомендации по подготовке проектной работы по русскому языку.

  1. Выполнение проекта начинается с планирования действий по разрешению проблемы, иными словами — с проектирования самого проекта. Развёрнутый план у вас уже есть.

  2. Каждый проект обязательно требует исследовательской работы.

Таким образом, отличительная черта проектной деятельности — поиск информации, которую вы искали дома.

Алгоритм работы над проектом

Этапы

Задачи

Деятельность студентов

Деятельность педагога

1 . Подготовка

Определение темы, целей, исходного положения. Выбор рабочей группы.

Собирают информацию. Получают при необходимости дополнительную информацию. Обсуждают задание.

Мотивирует студентов.  

Объясняет цели проекта. Помогает в постановке целей. Наблюдает.      

2. Планиро-

вание

Анализ проблемы. Определение источников, способов сбора информации. Постановка задач и выбор критериев оценки результатов. Распределение ролей в команде.

Формируют задачи. Уточняют информацию (источники). Вырабатывают план действий.

Помогает в анализе и     синтезе (по просьбе). Предлагает идеи (при необходимости).    Наблюдает.                    

3. Принятие решения

Сбор и уточнение информации. Обсуждение альтернатив. Выбор оптимального варианта. Уточнение планов деятельности.

Работают с информацией. Проводят синтез и анализ идей. Выполняют исследование.

Наблюдает. Консультирует                              

4. Выполнение

Работа над проектом. Оформление

Выполняют исследование и работают над проектом. Оформляют проект.

Наблюдает. Советует (по просьбе). Косвенно руководит деятельностью.

5. Защита проекта.

Подготовка доклада; обоснование проектирования, объяснение полученных результатов. Коллективная защита проекта. Оценка.

Защищают проект. Участвуют в коллективной оценке результатов проекта.

Слушает, задает целесообразные вопросы в роли рядового участника.

6. Оценка результатов

Анализ выполнения проекта, достигнутых результатов (успехов и неудач). Анализ достижения поставленной цели.

Участвуют в коллективном самоанализе проекта и самооценке.

Оценивает усилия, креативность, неисполь-зованные возможности, потенциал продолжения проекта. Направляет процесс анализа.

Пример титульного листа (1 страница)

Наименование учреждения: Бахчисарайский колледж строительства, архитектуры и дизайна.

Пример оформления содержания (страница № 2)

Пример страницы № 3 (1. Введение.)

Пример страниц № 3-5 (Основная часть)

Пример страницы № 6 (Заключение)

Последняя страница (Список литературы)

Список литературы или Список использованной литературы в исследовательской работе располагается в алфавитном порядке и нумеруется. Список литературы исследовательского проекта необходим, если в работе проводилось изучение материала из различных внешних источников: газет, журналов, книг, ресурсов Интернет.

Используя эти рекомендации, приступайте к редактированию своей работы. Время редактирования – вся пара. Редактировать прямо в своих листах А4 обыкновенной ручкой. Результаты редактирования (исправленные печатные тексты обыкновенной ручкой, т.е. рукописные исправления) сдать в конце пары. За работу над редактированием – оценка в журнал.

Окончательный вариант сдать на следующем занятии. Оценка за эту работу будет решающей для оценки по зачёту.

УСПЕХОВ!

Как подготовить индивидуальный проект

Индивидуальный проект –это одна из форм научного познания; творческая деятельность, которая требует самостоятельного конструирования знаний, критического мышления и нравственной позиции. Под индивидуальным проектом   в школе подразумевается деятельность учащегося под руководством педагога по разрешению одной из важных  задач.

  Общие требования к проекту. Во-первых, это поиск значимого для   вас вопроса, на который вы хотели бы найти ответ, применив интегрированные знания и исследовательский подход. Во-вторых, эта тема должна быть вам интересна. Стремление к познанию превыше всего в работе над проектом. В-третьих, обязательность результата, так как проект – это самостоятельно планируемая работа, целью которого является создание какого-либо продукта.

Нужно помнить, что сформулированная тема проекта важна и значима; она должна быть не только оригинальна, но и выполнима. Тема-это лейтмотив, мелодия, которая является основой обобщенного содержания вашей работы над проектом.

Как подготовить индивидуальный проект?

 Допустим, тема проекта выбрана; есть предмет речи, который будет определять содержание. Теперь нужно подумать над дальнейшими этапами работы. Установить цели и задачи проекта, определить гипотезу, конкретизировать объект и предмет исследования, а также подобрать методы исследования, заранее нужно предположить способ оформления конечного результата.

Цели и задачи учебного проекта

1.Цель – это конечный ожидаемый результат, которого хотел бы достичь исследователь при завершении своей работы.

Цель формулируется кратко и предельно точно, выражая то основное, что намеревается сделать исследователь, она конкретизируется и развивается в задачах. Цель должна соответствовать теме исследования.

       Обычно цель принято начинать со слов «выявить», «установить», «обосновать», «уточнить», «разработать» и пр.

 Например, целью учебного проекта по теме «История заимствований  имён  или фамилий в русском языке  (на примере имен или фамилий известных ученых лингвистов …)» будет являться изучение процесса заимствования  слов из различных языков и последующая их ассимиляция в русском языке.

2.Задачи – это выбор путей и средств для достижения цели в соответствии с выдвинутой гипотезой, а также действия по достижению промежуточных результатов, направленных на достижение цели.

Например, для достижения поставленной цели при выполнении учебного проекта по теме «История заимствований  в русском языке (на примере имен или фамилий известных ученых лингвистов )» могут быть сформулированы следующие задачи:

1. Выявление заимствований ;

2. Анализ выявленных заимствований на предмет языка-источника и разделение их на группы;

3. Анализ количественного состава сформированных групп с обоснованием возможных причин заимствований;

3. Гипотеза – это научное допущение или предположение, истинностное значение которого неопределенно. Гипотеза-главная идея проекта.

Основные требования к выдвигаемой гипотезе:

 а) гипотеза должна быть проверяемой;

б) гипотеза должна быть правдоподобной, т.е. соответствовать имеющимся знаниям по проблеме;

в) гипотеза не должна включать большое количество основных положений; следует ограничиться одним, реже – двумя положениями.

 Например: гипотезой может выступать утверждение о том, что количество заимствованных    имён   (фамилий) известных ученых лингвистов  не преобладает над количеством собственно русских.

4.Объектная область, объект и предмет исследования.

Объект исследования – это определенный процесс или явление, порождающее проблемную ситуацию. Предмет исследования – это конкретная часть объекта, внутри которой ведется поиск. Именно предмет исследования определяет тему работы. Таким образом, объект исследования шире, чем предмет исследования.

Под объектной областью исследования понимается сфера науки и практики, в которой находится объект исследования. В школьной практике она может соответствовать той или иной учебной дисциплине, например: русскому языку, литературе, математике, истории, музыке и т.д. Например, объектная область учебного проекта по теме «История заимствований (на примере фамилий известных ученых лингвистов)» – это русский язык.

5. Очень важно правильно выбрать методы исследования. Методы должны соответствовать целям и задачам проекта, а их применение должно быть направлено на доказательство выдвинутой гипотезы.

 При реализации плана работы над проектом собранный материал по теме проекта должен быть проанализирован. Так, чтобы получился проект, нужно собрать воедино проблему, тему, объект и предмет исследования. Можно внести изменения, дополнения. Если вы, составляя план работы, опирались на цели, задачи, гипотезу, то результат непременно порадует.

6.Если работа завершена, можно приступить к оформлению результатов.

 Конечной целью работы является получение нового знания об объекте исследования. Такой подход требует знаний, эрудиции и желания познать предмет исследования еще глубже.

  1. Виды и типы планов текста
  2. Составляем план текста правильно

Составление плана к тесту может понадобиться не только на уроках русского языка. В дальнейшем умение правильно его составлять может пригодиться на протяжении всей жизни. Это не обязательно должен быть план прочитанного текста или произведения. Он составляется для выступления перед аудиторией преподавателями, учеными, ораторами. В любой работе его составление может играть немаловажную роль, поэтому мы учимся этому умению, начиная со школьной скамьи. С составления плана начинается написание сочинений, рефератов, курсовых, дипломных работ и даже художественных произведений.

Виды и типы планов текста

Существует несколько типов плана в зависимости от цели их составления и объема исходного текста:

  • Вопросный

Составляется с помощью вопросов к каждому абзацу или блоку текста. Ответы на вопросы предусматривают полное раскрытие темы прочитанного материала, по которому составлялся план.

  • Тезисный

Тезис с древнегреческого переводится как установка, утверждение. Это краткая и лаконичная мысль небольшого отрывка текста, сформулированная в одном или двух предложениях. Их удобно использовать для изучения большого объема материала, записывая для каждой части отдельные тезисы, отображающие её суть. Просматривая тезисы после записи, можно легко восстановить в памяти прочитанное. Правильно составленный тезисный план представляет собой лаконичный и последовательный сжатый текст исходного материала.

  • Опорная схема

Отличается тем, что опорами могут служить как предложения, так и отдельные слова. Все зависит от памяти запоминающего, насколько краткими или развернутыми должны быть опоры. Со стороны опорная схема может выглядеть как набор слов и предложений, практически не связанных друг с другом. Но для составляющего такой план достаточно понятен.

Также планы различают по видам: простой и сложный.

  • Простой состоит чаще всего из назывных предложений. Краткие заголовки основных моментов текста.
  • Сложный является более подробным и глубоким. Когда краткие мысли могут быть дополнены подпунктами либо больше раскрыты уточнениями.

Составляем план текста правильно

Для того чтобы наиболее точно и правильно составить план, достаточно следовать небольшой инструкции:

  • Внимательно и не торопясь прочитайте текст. Если встретили незнакомое слово, запишите его в черновике.
  • Во время чтения выделите карандашом основные части. Они отличаются по своему содержанию и имеют законченную мысль, сформулировав которую, вы можете её использовать для подзаголовка.
  • Прочитав текст, выделите для себя его основную тему. То, о чем и для чего написан был текст. Запишите основные моменты, которые показались вам наиболее важными.
  • Посмотрите в словаре значение незнакомых слов, возможно, они дополнят прочитанное ранее.
  • Повторно прочитайте текст по выделенным ранее частям. Каждую часть озаглавьте или задайте к ней вопрос, в зависимости от того, какого типа план вы составляете.
  • Записав все пункты на черновик, следует еще раз все перепроверить, чтобы избежать ошибок.
  • План должен быть достаточно логичным по повествованию, бывает так, что при написании путается последовательность пунктов.
  • Нет ли дублирования заголовков? Иногда одну и ту же мысль можно ошибочно сформулировать другими словами. Таким образом, план будет составлен неправильно и скорее всего работа с ним приведет к путанице.
  • Он должен соответствовать основной теме текста. В противном случае вы не выделили главное, возможно, отвлеклись на детали.
  • Обязательно должны присутствовать вступительная и заключительная часть или итог.
  • При повторном прочтении плана, возможно, вы вспомните еще важные детали, обязательно допишите их, таким образом, ваш результат будет дополненным и более подробным. Однако не следует сильно увлекаться уточнениями, иначе у вас получится уже краткое изложение.

Составляя план текста, следуйте инструкции и постарайтесь избежать возможных ошибок, и все у вас получится!

Введение.

По определению, “проект” – это совокупность
определенных действий, документов,
предварительных текстов, замысел для создания
реального объекта, предмета, создания разного
рода теоретического продукта. Это всегда
творческая деятельность.

Проектная деятельность – педагогическая
технология, ориентированная не на интеграцию
фактических знаний, а на их применение и
приобретение новых знаний путем
самообразования. Метод дает простор для
творческой инициативы учащихся и педагога,
подразумевает их дружеское сотрудничество, что
создает положительную мотивацию ребенка к учебе.
“Я знаю, для чего мне надо то, что я познаю. Я
знаю, где и как эти знания применить”. Эти слова
вполне могут служить девизом для участников
проектной деятельности.

Проект ценен тем, что в ходе его выполнения
школьники учатся самостоятельно приобретать
знания, получают опыт познавательной и учебной
деятельности. Если ученик получит в школе
исследовательские навыки ориентирования в
потоке информации, научится анализировать ее,
обобщать, видеть тенденцию, сопоставлять факты,
делать выводы и заключения, то он в силу более
высокого образовательного уровня легче будет
адаптироваться в дальнейшей жизни, правильно
выберет будущую профессию, будет жить творческой
жизнью. Необходимость технологии – это
объективное требование, и поэтому, как правило,
каждый учитель со временем её вырабатывает. И
здесь можно пойти двумя путями:

1) создать собственную технологию;

2) перенять то, что открыто другими.

Проектный метод впервые был сформулирован и
подробно описан американским педагогом Уильямом
Килпатриком в первой четверти XX века. Килпатрик
был приверженцем философских концепций Джона
Дьюи, который исходил из того, что роль детства не
ограничивается подготовкой к будущей взрослой
жизни. Детство само по себе – полноценный период
человеческого бытия. А это означает, что
образование должно давать не только знания,
которые понадобятся в будущем взрослому, но
также знания, умения и навыки, способные уже
сегодня помочь ребёнку в решении его насущных
жизненных проблем. Иными словами, школа – это не
место подготовки будущих взрослых, а место, где
ребёнок живёт и учится жить в сложном окружающем
мире, работать и общаться с другими людьми, и, в
том числе, приобретать необходимые знания. Чтобы
добиться этого, обучение должно ориентироваться
на интересы и потребности учеников и
основываться на личном опыте ребёнка.

Проект – это буквально “нечто брошенное,
пущенное вперед”. В последнее время это слово
прочно вошло в нашу жизнь, и ассоциируется чаще
всего со смелыми и оригинальными начинаниями в
области интеллектуальной или практической
деятельности человека, символизируя новизну и
нестандартность подхода в решении задач.
Важнейшим признаком метода проектов, отражающим
его сущность, является самостоятельная
деятельность обучающихся. Они выступают
активными участниками процесса обучения, а не
пассивными статистами.

Цель проектного обучения состоит в
том, чтобы создать условия, при которых
обучающиеся:

1) самостоятельно и охотно приобретают
недостающие знания из разных источников;

2) учатся пользоваться приобретенными знаниями
для решения познавательных и практических задач;

3) приобретают коммуникативные умения, работая
в группах;

4) развивают у себя исследовательские умения
(умения выявления проблем, сбора информации,
наблюдения, проведения эксперимента, анализа,
построения гипотез, обобщения);

5) развивают системное мышление.

Основные требования к использованию
проектной деятельности:

1. Наличие значимой в исследовательском,
творческом плане проблемы или задачи, требующей
поиска для ее решения.

2. Проблема, затронутая в работе, должна быть,
как правило, оригинальной (если проблема не
оригинальна, то должно быть оригинальным ее
решение).

3. В основе деятельности должна быть
самостоятельная (индивидуальная, парная,
групповая) работа учащихся.

4. Использование исследовательских методов.

5. Выполненная работа должна демонстрировать
глубину знания автором (авторами) избранной
области исследования.

6. Работа должна соответствовать установленным
формальным критериям, должна демонстрировать
наличие теоретических (практических) достижений
автора (авторов).

Глава 1. Организация проектной
деятельности на уроках русского языка и
литературы.

1.1. Алгоритм деятельности учителя и
учащихся в технологии проектного обучения.

Этапы работы Содержание работы Деятельность обучающихся Деятельность учителя
1. Подготовительный Определение темы и целей проекта Обсуждение и выбор темы Предлагает темы проектов
Выделение подтем в теме проекта Выбор подтемы или предложение новой
подтемы
Совместное обсуждение подтем проекта
Формирование творческих групп Объединение в микрогруппы,
распределение обязанностей между членами
команды
Организационная работа по объединению
школьников в группы
Подготовка материалов к
исследовательской работе
Совместная работа по разработке
заданий, вопросов для поисковой деятельности,
подбор литературы
Установление способов предоставления
результатов (формы отчета) и критериев оценки
результата и процесса
Обсуждение и корректировка форм
предоставления результата и критерий оценивания
Предлагает формы отчета и примерные
критерии оценивания
2. Планирование Определение источников, способов сбора
и анализа информации
Корректировка и дополнение предложений
учителя
Предлагает основную литературу,
способы сбора информации
3.Разработка проекта Осуществление накопления информации
путем работы с литературой, анкетирование,
эксперимента и др., ее обобщение
Поисковая деятельность по накоплению,
систематизации, обобщению информации
Консультации, координирование работы
обучающихся
4.Оформление результатов Оформление результатов согласно
выбранной форме отчета
Оформление результатов согласно
выбранной форме отчета
Консультации, координирование работы
обучающихся
5. Презентация Предоставление выполненной работы Доклад о результатах работы Организация экспертизы с приглашением
педагогов школы, старшеклассников
6. Оценивание Оценка работ согласно разработанным
критериям
Участие в оценке путем коллективного
обсуждения и самооценок
Совместное с экспертной группой
оценивание, выявление неиспользованных
возможностей, потенциала продолжения работы

Применение метода проектов на уроках русского
языка и литературы, в первую очередь, имеет
следующую цель – повышение практической,
навыкообразующей направленности содержания. При
этом приоритет отдается активным, интерактивным,
игровым, лабораторным методам,
исследовательской деятельности, методам
творческого самовыражения. Создание
проблемно-мотивационной среды на уроке
осуществляется разными формами: беседой,
дискуссией, “мозговым штурмом”,
самостоятельной работой, организацией
“круглого стола”, консультацией, семинаром,
лабораторной, групповой работой, ролевыми
играми. Русский язык как учебный предмет –
плодотворная почва для проектной деятельности.
Учителя часто сталкиваются с такими проблемами,
как отсутствие читательского интереса среди
учащихся, узкий кругозор, отсутствие навыка
анализа и обобщения. Интересная работа в группах
дает ребятам возможность почувствовать предмет,
получить новые знания, а учителю – решать
вышеперечисленные проблемы.

1.2. Правила успешной проектной
деятельности

1. В команде нет лидеров. Все члены команды
равны.

2. Команды не соревнуются.

3. Все члены команды должны получать
удовольствие от общения друг с другом и от того,
что они вместе выполняют проектное задание.

4. Каждый должен получать удовольствие от
чувства уверенности в себе.

5. Все должны проявлять активность и вносить
свой вклад в общее дело.

6. Ответственность за конечный результат несут
все члены команды, выполняющие проектное
задание.

1.3. Общие подходы к структурированию
проекта:

1. Начинать следует всегда с выбора темы
проекта, его типа, количества участников.

2. Далее необходимо продумать возможные
варианты проблем, которые важно исследовать в
рамках намеченной тематики. Сами же проблемы
выдвигаются учащимися с подачи учителя
(наводящие вопросы, ситуации, способствующие
определению проблем, видеоряд с той же целью,
т.д.). Здесь уместна “мозговая атака” с
последующим коллективным обсуждением.

3. Распределение задач по группам, обсуждение
возможных методов исследования, поиска
информации, творческих решений.

4. Самостоятельная работа участников проекта по
своим индивидуальным или групповым
исследовательским, творческим задачам.

5. Промежуточные обсуждения полученных данных в
группах (на уроках или на занятиях в научном
обществе, в групповой работе в библиотеке,
медиатеке, пр.).

6.Защита проектов, оппонирование.

7. Коллективное обсуждение, экспертиза,
результаты оценки.

1.4. План действий учащихся в проекте

Каждая группа, участвующая в проекте, получает
“План действий учащихся в проекте”,
включающий в себя:

1. Выбор темы проекта (исследования).

2. Ставим цель. (Для чего я это делаю? Какого
результата я хочу достичь?) Записать ответы.

3. Если это исследование, то затем нужно
выдвинуть предположение – гипотезу. (Сделай свое
предположение о том, какой будет результат и
почему?) Записать ответы.

4. Выбираем метод. (Что нужно сделать, чтобы
получить результат?) Записать план своих
действий, время выполнения каждого шага.

5. Собираем данные (ставим эксперименты,
собираем необходимую информацию, материал,
оформляем его, сверяем свои действия по времени,
которое определили для каждого шага).

6. Получаем результаты. (Если что-то не удалось –
это тоже результат).

7. Анализируем результаты. (Сравниваем
полученные результаты с данной гипотезой).

8. Делаем выводы. (Планируем дальнейшую
деятельность). Даем оценку действиям в группе.

9. Защищаем результат в коллективе. Получаем
общую оценку результатов.

Эти памятки помогают учащимся успешно
двигаться к достижению цели – созданию проекта.

1.5. Критерии оценивания работ учащихся

1. Степень самостоятельности в выполнении
различных этапов работы над проектом.

2. Степень включённости в групповую работу и
чёткость выполнения отведённой роли;

3. Практическое использование предметных и
общешкольных ЗУН;

4. Количество новой информации, использованной
для выполнения проекта;

5. Степень осмысления использованной
информации;

6. Уровень сложности и степень владения
использованными методиками;

7. Оригинальность идеи, способа решения
проблемы;

8. Осмысление проблемы проекта и формулирование
цели проекта или исследования;

9. Уровень организации и проведения
презентации: устного сообщения, письменного
отчёта, обеспечения объектами наглядности;

10. Владение рефлексией;

11. Творческий подход в подготовке объектов
наглядности презентации;

12. Социальное и прикладное значение полученных
результатов.

Глава 2. Классификация проектов по русскому
языку и литературе.

Различают следующие виды проектов:

– по ведущему методу или виду деятельности
обучающихся;

– по предметно – содержательной деятельности;

– по характеру координации проекта;

– по количеству участников проекта.

2.1. Характеристика проектов по ведущему
методу или виду деятельности

1. Исследовательские проекты полностью
подчинены логике, пусть небольшого, но
исследования, и имеют структуру, приближенную
или полностью совпадающую с подлинным научным
исследованием.

Структура исследовательских проектов:

аргументация актуальности принятой для
исследования темы,

определение проблемы исследования, его
предмета и объекта,

обозначение задач исследования в
последовательности принятой логики,

определение методов исследования,
источников информации,

выдвижение гипотез решения обозначенной
проблемы, определение путей ее решения,

обсуждение полученных результатов,
постановка выводов, оформление результатов
исследования, обозначение новых проблем на
дальнейший ход исследования.

2. Творческие проекты предполагают
соответствующее оформление результатов. Такие
проекты, как правило, не имеют детально
проработанной структуры совместной
деятельности участников.

3. Информационные проекты. Этот тип проектов
изначально направлен на сбор информации о
каком-то объекте, явлении, ознакомление
участников проекта с этой информацией, ее анализ
и обобщение фактов, предназначенных для широкой
аудитории. Такие проекты так же, как и
исследовательские, требуют хорошо продуманной
структуры, возможности систематической
коррекции по ходу работы над проектом.

Структура информационного проекта может
быть обозначена следующим образом:

  • цель проекта,
  • предмет информационного поиска,
  • источники информации (СМИ, интервью,
    анкетирование, “мозговая атака”),
  • способы обработки информации (анализ,
    обобщение, сопоставление с известными фактами,
    аргументированные выводы),
  • результаты информационного поиска (статья,
    аннотация, реферат, доклад, видео и др.),
  • презентация.

4. Практико-ориентированные проекты отличает
четко обозначенный с самого результат
деятельности участников проекта. Причем этот
результат обязательно ориентирован на
социальные интересы самих участников.

5. Игровые проекты. В таких проектах структура
только намечается и остается открытой до
окончания проекта. Участники принимают на себя
определенные роли, обусловленные характером и
содержанием проекта. Это могут быть литературные
персонажи или выдуманные герои. Результаты таких
проектов могут намечаться в начале проекта, а
могут вырисовываться лишь в его конце.

2.2. Виды проектов по
предметно-содержательной деятельности:

1) культурологические (реферативные работы);

2) лингвистические (сочинения разных жанров,
таблицы, пособия);

2.3. Виды проектов по характеру координации
проекта и по количеству участников проекта:

1) с открытой координацией (жесткий), с закрытой
координацией (гибкий);

2) личностный, парный, групповой.

Чтобы у учащихся выработать навыки
сотрудничества, вовлечь в активный процесс
получения и переработки информации,
организуется такое взаимодействие, которое
включает в себя связки “ученик – ученик”,
“ученик – учитель”, “учитель – ученик”,
“ученик – класс”, при помощи методов,
фиксирующих внимание на большой группе: опрос,
дискуссия, диспут, обзор информации,
инсценировки, обсуждения.

Глава 3. Использование метода учебного
проекта на уроках литературы

Образованный человек в современном обществе –
это не только и не столько человек, вооруженный
знаниями, но умеющий добывать, приобретать
знания, делать это целенаправленно по мере
возникновения у него потребности при решении
стоящих перед ним проблем, умеющий применить
имеющиеся знания в любой ситуации. В связи с этим
возникают новые для образования проблемы:
формирование у учащихся информационной и
коммуникативной компетенций. Инновационный
поиск новых средств приводит педагогов к
пониманию того, что нам нужны деятельностные,
групповые, игровые, ролевые,
практико-ориентированные, проблемные,
рефлексивные и прочие формы и методы обучения.
Значительную роль в решении этих проблем играет
метод учебных проектов, который в последние годы
приобретает все большую популярность среди
педагогов.

Литература как учебный предмет – замечательная,
плодородная почва для проектной деятельности.
Учителя-словесники часто сталкиваются с такими
проблемами как отсутствие читательского
интереса среди учащихся, узкий кругозор,
отсутствие навыка анализа и обобщения.
Интересная работа в группе даст ребятам
почувствовать предмет, получить новые знания, а
учителю – решить вышеперечисленные проблемы.
Знания по истории, мировой художественной
культуре – дисциплинам, смежным с литературой,-
могут и должны помогать в работе над
литературным проектом.

Метод учебного проекта – это одна из
личностно ориентированных технологий, способ
организации самостоятельной деятельности
учащихся, направленный на решение задачи
учебного проекта, интегрирующий в себе
проблемный подход, групповые методы,
рефлексивные, презентативные,
исследовательские, поисковые и прочие методики.

В основе каждого проекта лежит проблема. Целью
проектной деятельности становится поиск
способов решения проблемы. Алгоритм
подготовки к запуску учебного проекта по
литературе можно представить в виде схемы:

Учебный проект

Проблема проекта “Почему?” Актуальность проблемы –
мотивация
Цель проекта “Зачем?” (мы делаем проект) Целеполагание
Задачи проекта “Что?” (для этого мы делаем) Постановка задач
Методы и способы “Как?” (мы это можем делать) Выбор способ и методов, планирование
Результат “Что получится?” (как решение
проблемы)
Ожидаемый результат

В самом общем виде при осуществлении проекта
можно выделить следующие этапы:

1. Погружение в проект;

2. Организация деятельности;

3. Осуществление деятельности;

4. Презентация результатов.

Следовательно, выполнение задания требовало от
учащихся не только знания содержания
произведения, творческого подхода к работе, но и
организаторских, коммуникативных умений.

Подобные задания вызывают большой интерес у
обучающихся, оживляют учебный процесс, как
правило, ученики хорошо справляются с этим
заданием. А учитель, во-первых, получает
дополнительную возможность углубить знания
учащихся по теме, т.к. во время презентации своих
работ ученики аргументируют выбор тех или иных
сюжетов произведений, дают обобщенную
характеристику главным героям. Во-вторых,
учитель изучает индивидуальные способности
учащихся, наблюдает за их коллективной
деятельностью, выявляя интеллектуальных лидеров
и обучающихся, нуждающихся в поддержке учителя.

Проектные задания по литературе в 5-7 классах
вызывают живой интерес обучающихся, создают
условия для интеграции знаний из различных
областей искусства.

Работа над различными проектами продолжается и
в следующих классах.

Учебный проект, который возможно предложить
обучающимся 8 класса, – сборник работ,
объединенный названием “История моей семьи в
истории Родины”, можно предложить после
изучения рассказа В.Астафьева “Фотография, на
которой меня нет”. Отправной точкой к созданию
проекта будет последняя фраза из рассказа:
“Деревенская фотография – своеобразная
летопись нашего народа, настенная его
история”.

Алгоритм работы над учебным проектом

Тема: “История моей семьи в истории моей
Родины”, 8 класс

Тип проекта: творческий

Проблема Мы плохо знаем свою родословную,
историю своей семьи, своих предков
Почему? Не интересуемся

Не сохранилось
достаточно сведений

Отсутствие семейных традиций

Родители тоже плохо знают историю своей семьи

Бабушки и дедушки живут далеко, связи с ними
непрочные

Что делать? Изучить историю семьи
Как? Узнать у родителей, бабушек, дедушек,
родственников сведения о семье

Изучить
документы, семейные реликвии, фотографии

Что получить? (результат) Сочинение “История моей семьи в
истории моей Родины”

Познавательный (знания
об истории семьи, предках)

Воспитательный (патриотическое,
нравственно-духовное воспитание)

Развивающий (коммуникативная, информационная
компетентность)

Для решения возникшей проблемы учащиеся должны
будут найти в семейных альбомах самую старую (или
самую интересную, на их взгляд) фотографию,
рассказать не только о том, где и когда она была
сделана, но и узнать у родителей или бабушек и
дедушек о людях, изображенных на ней, их судьбах и
тем самым прийти к выводу о том, как история нашей
страны, народа отразилась в судьбах их предков,
какой вклад внесли они в историю своего народа.
Подобная работа, во-первых, сближает старшее и
младшее поколения, воспитывает и в тех, и в других
взаимное уважение, во-вторых, пробуждает у
обучающихся интерес к образу жизни
предшествующих поколений, что в конечном итоге
несколько снимает напряженность в разрешении
вечной проблемы “отцов” и “детей”.

Кроме этого, в ходе подготовки проекта
закладываются умения сбора и систематизации
информации, что способствует формированию и
развитию информационной и коммуникативной
компетенций.

Важен также и познавательный аспект, т.к.
учащиеся, рассматривая старые фотографии,
попытаются узнать, где и когда была сделана
фотография, опишут костюмы начала и середины 20
века, что способствует развитию интереса к
прошедшей эпохе, образу жизни людей.

В 9 классе самая значимая и объемная тема –
“Жизнь и творчество А.С.Пушкина”, поэтому
реализации цели обобщения учебного материала по
данной теме может послужить работа над созданием
проекта “Памятник А.С.Пушкину”. Работа над
этим проектом подробно описана в журнале
“Литература в школе” №6 за 1998 год (статья
Р.Д.Мадер “Как мы создавали памятник
Пушкину”). Реализация этого проекта поможет
ученикам создать свой образ Пушкина, сделать его
близким и даже “родным”.

Развитию информационной и коммуникативной
компетентности обучающихся 10 класса будет
способствовать подготовка проекта по лирике
Ф.И.Тютчева. Как известно, поэзия Тютчева
недостаточно глубоко понимается школьниками, не
всегда находит эмоциональный отклик в их душах.

На 1-м этапе – погружении в проект –
учитель должен пробудить у обучающихся интерес к
теме проекта, очертить проблемное поле,
расставляя акценты значимости. В результате
проблематизации учитель совместно с учащимися
определит цель и задачи проекта – поиск способов
решения проблемы проекта.

На 2-м этапе учитель организует
школьников в группы, определяя цели и задачи
каждой из них. Например:

Представить краткий биографический очерк;

Собрать и представить материал о
художественном мире поэта по различным
направлениям:

  • Философские взгляды Тютчева и философская
    поэзия;
  • Природа в ранней и поздней лирике Тютчева;
  • Особенности композиции стихотворений;
  • Роль антитезы в стихотворениях поэта и др.

При определении заданий для каждой группы
необходимо учитывать характер задания:
реферативный, исследовательский или творческий.
И в связи с этим используем дифференцированный и
индивидуальный подход с учетом учебных
возможностей, интересов, склонностей учащихся. В
этом проявляется также личностно
ориентированный аспект проектной деятельности.
На втором этапе происходит и планирование работы
по решению задач проекта.

3-й этап – осуществление деятельности.
Именно на этом этапе обучающиеся проявляют
большую самостоятельность в поиске информации
по теме, при знакомстве с критической
литературой в журналах, монографиях, в сети
Интернет, отборе, анализе, систематизации,
обобщении материала. Безусловно, обучающиеся
должны владеть всеми методами и технологиями,
которые они используют в самостоятельной работе.
Когда детям не хватает знаний, каких-либо умений,
наступает благоприятный момент для подачи
нового материала. Учитель постоянно
контролирует, нормально ли идет ход
деятельности, каков уровень самостоятельности,
ведь при подготовке проекта важен не только
результат работы, но и сам процесс приобретения
новых знаний и умений.

4-й этап – презентация проекта – как
одна из целей проектной деятельности обязателен
и с точки зрения ученика, и с точки зрения
учителя, т.к. именно на презентации появляется
ощущение завершенности. Этот этап необходим для
анализа проделанного, самооценки и оценки со
стороны, демонстрации результатов.

Продуктом проектной деятельности учащихся
станут тематические статьи реферативного
характера, сочинения по личным впечатлениям,
анализ стихотворений, статьи исследовательского
характера по анализу различных аспектов
мастерства поэта, иллюстрации к стихотворениям
Тютчева.

Алгоритм работы над учебным проектом

Тема: “Поэзия Ф.И.Тютчева”, 10 класс

Тип проекта: исследовательский,
творческий

Проблема Поэзия Тютчева недостаточно глубоко
понимается учащимися, не всегда находит
эмоциональный отклик в их душах
Почему? Недостаточно знаний о жизни и
творчестве поэта

Философская поэзия трудна для
восприятия учащимися 15-16 лет

Поэзия Тютчева недостаточно изучается в
средних классах

Что делать? Изучить жизнь и творчество поэта в
доступной, привлекательной для учащихся форме
Как? С использованием дифференцированных
групповых заданий

С использованием
современных педагогических технологий (ролевая
игра)

Что получить? (результат) Сборник работ обучающихся

Познавательный
(знания о жизни и творчестве Тютчева)

Воспитательный (эстетическое, патриотическое
воспитание)

Развивающий (коммуникативная, информационная
компетентность, общеучебные, специальные навыки,
исследовательские умения)

Для успешной работы на этапе презентации нужно
научить обучающихся сжато излагать свои мысли,
логически связно выстраивать сообщение,
готовить наглядность, вырабатывать
структурированную манеру изложения материала.
Здесь понадобятся приемы самоанализа и
рефлексии. В связи с этим значительно возрастает
роль учителя, который обобщает, резюмирует, дает
оценку. Несомненно, важным итогом работы
обучающихся является оценка результатов, где
участники проекта делятся мнениями, учитель
оценивает активность обучающихся, креативность,
качество и объем использования источников.

Заключение.

Конечно, примерно треть обучаемых хотят
учиться, но хотят делать это в знакомой им манере,
они умеют учиться, но предпочитают это делать с
помощью известных им средств и способов. Такая
позиция обучающихся вполне объяснима, т. е. они
субъективно трактуют эффективность обучения
через безопасность, они хотят предсказуемости
учебных действий. Познавательная мотивация в
этом случае бывает высокой.

В современных условиях преподаватель должен
сделать все возможное, чтобы ученик испытал
радость от приложенных усилий, пережил успех
достижения цели. Ученик же, получая теоретически
обоснованные способы действий, знания, может
самостоятельно вырабатывать подобные способы
действий в незнакомых ситуациях или новые
способы при решении поставленных проблем. Именно
этому способствует метод проекта.

Основные требования к использованию метода
проектов можно определить тремя вопросами:

  • зачем?
  • для чего (кого)?
  • как?

Первое требование – это наличие либо
субъективно, либо социально значимой для ученика
проблемы. Очень важный момент, что при
использовании метода проектов проблема не
предлагается ученикам в готовом виде, как это
часто бывает в проблемных методах, а с помощью
различных приемов, средств наглядности учащиеся
подводятся к самостоятельной формулировке
проблемы и гипотез её решения. Формулировка
проблемы – это и есть ответ на вопрос
“зачем?”.

Второе требование: необходима практическая,
теоретическая или познавательная значимость
предполагаемых результатов, т.е. ученик должен
осознавать, где и как он может применить
полученные знания, какой продукт проекта будет
его логическим завершением.

Соотношение проблемы и практической
реализации её решения и делает метод проектов
столь привлекательным для системы образования.

Третья важная характеристика метода проектов –
его самостоятельность, которая определяется, с
одной стороны, имеющейся возможностью проявить
свои способности, самостоятельно выбрать пути
решения задачи, с другой стороны, личностной
мотивацией выполнения проекта.

Каждый новый проект не только опирается на опыт
работы учащихся над предыдущим проектом, на
сформированные навыки, но и способствует
приращению новых знаний и умений.

Таким образом, разработка проекта – это путь к
саморазвитию личности через осознание
собственных потребностей, через самореализацию
в предметной деятельности. Среди современных
педагогических технологий в последние годы
проектная деятельность учащихся приобретает все
большую популярность, т.к. она

  • Личностно ориентирована;
  • Характеризуется возрастанием интереса и
    вовлеченности в работу по мере ее выполнения;
  • Позволяет реализовывать педагогические цели на
    всех этапах;
  • Позволяет учиться на собственном опыте, на
    реализации конкретного дела;
  • Приносит удовлетворение ученикам, видящим
    продукт собственного труда.

В качестве заключения заметим, что невозможно
заставить человека творить. Как писал фантаст
А.Азимов в своем замечательном рассказе
“Профессия”, человек сам должен прийти к
желанию искать, пробовать и ошибаться. И только
тот, кто готов отстаивать свое право творить,
способен на настоящее творчество, задача же
учителей русского языка – мотивировать учащихся
на это творчество, помочь им делать свои
маленькие, а может, (кто знает?) и большие
открытия.

Список использованной литературы.

  1. Альбеткова Р.И. Игра на уроках словесности в 7
    классе [Текст] / Русская словесность, 2000, № 4, С.67 –
    71.
  2. Басова Н.В. Педагогика и практическая
    психология [Текст] / Н.В. Басова. – Ростов-на-Дону,
    1999, С.111-115.
  3. Бедерханова В.П. Педагогическое проектирование
    в инновационной деятельности [ Текст]: Учебное
    пособие / В.П.Бедерханова, Б.П. Бондарев. –
    Краснодар, 2000. – 54 с.
  4. Бондаревская Е.В. Теория и практика
    личностно-ориентированного образования [ Текст].
    – Ростов-на-Дону, 2000. – 352 с.
  5. Гин А. Приемы педагогической техники [Текст] /
    “Вита – Пресс”. – М., 1999.- 125 с.
  6. Кульневич С.В. Совсем необычный урок.
    Практическое пособие [Текст] / С.В.Кульневич, Т.П.
    Лакоценина.- Ростов-на-Дону, 2001, – 160 с.
  7. Шоган В.В. Модульная организация педагогической
    практики [Текст] / В.В. Шоган, Н.Н. Мкртчян, О.В.
    Третьякова. – Ростов – на – Дону, 2000, – 175 с.
  8. Якиманская И.С. Технология личностно –
    ориентированного образования [Текст] // Журнал
    “Директор школы”. – 2000. – № 7. – 145 с.

Гуманитарные дисциплины, Филологические дисциплины

Проект по теме: «Парадоксы в русском и английском языках»

Автор: Горюнова Олеся, Щеголева Алиса, МАОУ СШ №8, с.п. Новосмолинский, Нижегородская область, 5 класс

Научный руководитель:Гафарова Татьяна Генадиевна, Сюбаева Елена Александровна

Бытует мнение, что русский считается одним из самых сложных языков, а английский – одним из самых простых языков для изучения. Более полутора миллиардов людей на нашей планете пользуются английским ежедневно в профессиональной сфере и в быту. Чем еще…

Гуманитарные дисциплины, Филологические дисциплины

Проект на тему: «Язык Шекспира»

Автор: Жиленкова Маргарита Денисовна, ГБОУ СОШ №58, г. Севастополь, Республика Крым, 11 класс

Научный руководитель:Суркова Ксения Игоревна

Актуальность. На становление современного английского языка повлияло много факторов, событий и личностей. Однако все учёные единогласно заявляют, что знаменитый писатель Вильям Шекспир безоговорочно является главным родоначальником самого распростран…

Филологические дисциплины

Исследовательская работа «Alarm! Русский язык in danger!»

Автор: Никипелов Дмитрий Игоревич, ГБОУ СОШ №3 им. З.А. Космодемьянской, г.о. Новокуйбышевск, Самарская область, 6 класс

Научный руководитель:Якимова Екатерина Викторовна

Листая Яндекс Дзен, я наткнулся на заголовок “В России появится пул учебников по обязательным предметам”. Это у меня вызвало вопрос? “Что такое пул и при чем здесь школьные учебники?” В ветеринарной клинике я услышал: “Возьмите интродьюсер и введите…

Филологические дисциплины

Исследовательская работа «Упрощение изучения лексики английского языка при помощи англицизмов»

Автор: Паршакова Дарья Сергеевна, МАОУ СОШ “Мастерград”, г. Пермь, 8 класс

Научный руководитель:Галеева Светлана Ринатовна, учитель английского языка

В настоящее время английский язык имеет статус международного языка, что послужило причиной повышения интереса к его изучению. В процессе изучения английского языка многие обучающиеся сталкиваются с проблемой нехватки словарного запаса. Использование…

Гуманитарные дисциплины

Исследовательская работа «Фразеологизмы»

Автор: Сафонова София Николаевна, МБОУ “Школа №75”, г. Рязань, 7 класс

Научный руководитель:Бохуленкова Елена Николаевна

Фразеологизмы — это устойчивые выражения из двух и более слов. Они отлично живут в нашей культуре, при этом их невозможно дословно перевести на другие языки — для иностранца такой перевод будет звучать странно и непонятно. Крылатые фразы не умеют лет…

Гуманитарные дисциплины, Филологические дисциплины

Исследовательская работа «Фразеологизмы и история России»

Автор: Карташова Мария Александровна, МБОУ СОШ с. Стегаловка, Липецкая область, 4 класс

Научный руководитель:Родионова Людмила Михайловна, учитель начальных классов

Вставлять палки в колёса, водить за нос, кот наплакал… Как часто мы употребляем эти выражения в своей речи? Понимаем ли мы значение этих фразеологизмов? «Для тех, кто интересуется историей, культурой своего народа, фразеология – одна из самых увлекат…

Гуманитарные дисциплины, Филологические дисциплины

Исследовательский проект «Словарь молодежного сленга и архаизмов для взрослых и детей»

Автор: Врабие Аделина, АНОО Гимназия “Лидер”, г. Краснодар, 2 класс

Научный руководитель:Виндимуд Карина Александровна

Наш язык – это живой организм, который постоянно пополняется новыми словами и одновременно часть слов/выражений уходят из нашего ежедневного оборота. Как правило новые слова приходят к нам в речь из иностранных языков и используются в основном молоде…

Филологические дисциплины

Исследовательская работа «Исследование причин и целей лингвистических ошибок в рекламе»

Автор: Смирнова Мария Максимовна, ГБОУ Средняя школа №175 Калининского района г. Санкт-Петербурга, 10 класс

Научный руководитель:Розмыслова Лариса Вадимовна

Люди всех возрастов окружены большим количеством рекламы каждый день. Все производители отчаянно борются за внимание потенциальных покупателей. Для этого они готовы потратить много времени и денег на создание рекламы. Этот процесс сложный, так как ну…

Филологические дисциплины

Исследовательский проект «Создание словаря киберспортивного сленга»

Автор: Демёхин Максим Алексеевич, ГБОУ Средняя школа №175 Калининского района г. Санкт-Петербурга, 10 класс

Научный руководитель:Розмыслова Лариса Вадимовна

В наше время глобального внедрения электронных технологий во все сферы жизни начинает стремительно развиваться и сфера развлечений. Индустрия компьютерных игр охватывает гигантскую аудиторию по всему миру и с каждым годом увеличивает свою значимость…

Гуманитарные дисциплины

Проект «Эффективные способы запоминания словарных слов»

Автор: Батаева Анастасия Сергеевна, Ладяева Виктория Евгеньевна, ГБОУ СОШ с. Утевка, Самарская область, 3 класс

Научный руководитель:Румянцева Елена Николаевна

Русский язык считается одним из труднейших школьных предметов. С одной стороны знание родного языка даётся человеку с детства; с другой стороны, это сложная дисциплина, требующая большого труда. Русский язык очень богат, в нем огромное разнообразие с…

Добавить комментарий