Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
г. _______________“Средняя школа №___”
Итоговый индивидуальный проект
на тему:
«Электронные викторины»
Выполнила:
ученик(ца) __ класса «__»
_________________________
Ф.И. учащегося
Руководитель:
учитель информатики
___________________
Ф.И.О. руководителя
г. ____________,
20__
Оглавление
Введение 3
Глава 1.Теоретическая часть 5
1.1. Что такое «викторина»? 5
1.2. Происхождение слова 5
1.3. Виды викторин 5
1.4.Особенности викторин: 6
Глава 2. Практическая часть 7
Заключение 10
Список литературы 11
Введение
Викторина – игра в ответы на вопросы (устная или письменная) из разных областей знания. Слово «викторина» появилось в 1928-х г. в журнале «Огонёк». Известный советский журналист и писатель Михаил Кольцов так озаглавил подборки, включающие в себя вопросы, шарады, ребусы и т. п.
Классифицировать викторины по видам очень сложно. Признаки одной викторины оказываются присущими другой, они переплетаются, пересекаются, размывая границы. Викторины, например, могут различаться по месту проведения – за столом, на сцене, на открытом воздухе, в зале. Викторины делят на интеллектуальные, спортивные, творческие.
Независимо от вида викторины, условий проведения, правила должны отвечать ряду требований:
-
Правила должны быть просты.
-
Викторина должна охватывать всех.
-
Викторина должна быть интересна для всех.
-
Это требование тесно связано со следующим.. Викторина должна быть доступна для всех предполагаемых участников.
-
Задания, содержащиеся в викторине, должны быть одинаковыми или равными по содержанию и сложности для всех. Равенства требует не только задание, а и способ привлечения к его выполнению.
Актуальность: тема викторин является актуальной в современном мире, поскольку викторина представляет собой игру, в которой нравится участвовать людям разных возрастов и поколений.
Объект исследования: программа для работы с презентациями PowerPoint.
Предмет исследования: технологические возможности программ для создания викторин.
Цель проекта: создать собственную электронную викторину с помощью программы MS PowerPoint.
Задачи проекта:
-
Собрать информацию из различных источников по данной теме для создания проекта;
-
Проанализировать основные виды компьютерных викторин, представленные в среде Интернет;
-
Обобщить полученные результаты и сделать выводы;
-
Рассмотреть программное обеспечение для создания компьютерных викторин, этапы их разработки;
-
Разработать электронную викторину;
-
Защитить проект.
Методы исследования:
-
Изучение литературы и других источников информации;
-
Анализ текста;
-
Тестирование учащихся;
Практическая значимость моего проекта заключается в том, что она может быть использована в школе для учащихся младших классов для лучшего усвоения информации, а также в качестве интерактивных дидактических материалов. Разработанные материалы могут быть использованы для организации самостоятельной работы учеников при выполнении домашней работы.
Глава 1.Теоретическая часть
- Что такое «викторина»?
Викторина — вид игры, заключающийся в ответах на устные или письменные вопросы из различных областей знания [4, с.75].
Игры в основном отличаются друг от друга правилами, определяющими очерёдность хода, тип и сложность вопроса, порядок определения победителей, а также вознаграждение за правильно данный ответ.
Существуют настольные викторины с заранее подготовленными вопросами. Очень часто на рынке настольных игр одновременно представлено несколько версий одной и той же игры, различающихся набором (часто уровнем сложности) вопросов. Встречаются также дополнительные наборы вопросов, продающихся отдельно от игры.
- Происхождение слова
Слово «викторина» появилось в 1920-х годах. Его придумал известный советский журналист и писатель Михаил Кольцов в качестве названия газетной подборки, включающей в себя различные вопросы, шарады, ребусы и т. п. Готовил эту развлекательную полосу некий Виктор, сотрудник газеты. От этого Виктора и произошла «викторина». Впоследствии нашли связь этого слова со словом «победа». Виктор — лат. победитель. Этим словом стали обозначать все, что имеет вопросы и ответы.
-
Виды викторин
-
Тематические (рис.1). Выявляют интересы учащихся.
-
Развлекательно-развивающие (рис.2) Способствуют развитию мышления, гибкости ума, логики.
-
Лингвистические (рис.3) Способствуют осмыслению и запоминанию языкового материала.
-
Межтематические викторины включают межпредметные связи.
Рис. 1 Тематическая викторина Рис. 2 Развлекательно-развивающая викторина
Рис. 3 Лингвистическая викторина
1.4.Особенности викторин:
1. Правила должны быть просты;
2. Викторина должна охватывать всех;
3. Викторина должна быть интересна для всех;
4. Викторина должна быть доступна для всех предполагаемых участников;
5. Задания, содержащиеся в викторине, должны быть одинаковыми или равными по содержанию и сложности для всех;
6. Для соревновательных викторин обязательны судья или жюри.
Глава 2. Практическая часть
Для создания практической части проекта я использовала программу MS PowerPoint.
2.1. Создание электронной викторины в PowerPoint
Для создания викторины в PowerPoint необходимо:
-
Запустить программу PowerPoint. Для этого выполните Пуск/ Все программы/ Microsoft Office/ PowerPoint (рис. 4).
Рис.4 Рис.5
-
Выбрать цветовое оформление слайдов (рис. 5). Вкладка Дизайн/ Стили фона/ Формат фона/Градиентная заливка/ Рассвет/ Применять ко всем (рис. 6).
Рис.6
-
Оформить заголовок. Вкладка Вставка/ WordArt (рис. 7).
Рис.7
-
Зайти во Вкладку Дизайн/ Стили фона/ Формат фона/Рисунок или текстура нажать на слово Файл выбрать путь Рабочий стол /Презентации/Практическая работа№2/картинку фон (рис. 8)
Рис.8
-
2 слайд Главная/ Создать слайд/Два объекта. Набрать текст (рис. 9)
Рис.9
-
Остальные слайды делать аналогично 2 слайду
-
Возвратиться ко второму слайду для создания гиперссылок (рис. 10)
Рис.10
-
Выделить слово. Выбрать вкладку Вставка-Гиперссылка. Появляется диалоговое окно выбрать Место в документе и слайд и нажать ОК. Аналогично для остальных слайдов/ (рис. 11)
Рис.11
-
Перейти на второй слайд выбираем Вставка – Фигуры (рис. 12)
Рис.12
-
Настроить гиперссылки. Выделить кнопку. Выбрать в меню Вставка-Гиперссылка (рис. 13)
Рис.13
-
Аналогично для остальных слайдов вставка управляющих кнопок и создание гиперссылок
-
Создать последний пустой слайд с помощью объекта WordArt вставляем надпись «Спасибо за внимание!»
В ходе работы над индивидуальным проектом была достигнута поставленная цель, которая заключалась в создании электронных викторин в среде MS PowerPoint.
Для реализации поставленной цели мною были достигнуты задачи:
1) При выполнении работы были рассмотрены основные виды компьютерных викторин, представленные в среде Интернет;
2) Проанализировано программное обеспечение для создания компьютерных викторин, этапы их разработки.
3) Описана технология разработки компьютерных викторин.
4) Созданы компьютерные викторины для учащихся начальной школы.
Применение компьютерных викторин позволяет дифференцировать процесс обучения школьников с учетом их индивидуальных особенностей, дает возможность творчески работающему учителю расширить спектр способов предъявления учебной информации, позволяет осуществлять гибкое управление учебным процессом, является социально значимым и актуальным.
Список литературы
1. Грамолин В.В. Обучающие компьютерные игры. // Информатика и образование. – 2014. № 4. – С. 63–65.
2. Зубрилин А.А. Игровой компонент в обучении информатике. // Информатика в начальном образовании. – 2016. № 3. – С. 3–78.
3. Камалов Р.Р. Компьютерные игры в школе. // Информатика и образование. – 2015. № 2. – С. 36–48.
4. Макасер И.Л. Игра как элемент обучения. // Информатика в начальном образовании. –2018. № 2. – С. 71– 77.
5. Овчинникова С.А. Игра на уроках информатики. // Информатика и образование. – 2019. № 11. – С. 89–93.
6. Первин С.П. Дети, компьютеры и коммуникации. // Информатика и образование. – 2014. № 4. – С. 17–20.
7. Цветаева М.С. Методические материалы по игровым технологиям. // Методический вестник. – 2018. № 8. – С. 12–33.
8. Презентация-викторина “Открывайка-ка – угадай-ка” по иллюстрациям из знакомых сказок. Часть 2. (3-5 класс) [Электронный ресурс]. Режим доступа: load/196-1-0-20655, дата обращения: 01.05.2019
9. Как сделать презентацию на компьютере в Microsoft PowerPoint [Электронный ресурс]. Режим доступа: microsoft-office/office-2010/503-kak-sdelat-prezentaciyu-na-kompyutere-v-microsoft-powerpoint.html, дата обращения:16.04.2019
10. Потенциал программы Power Point как средства создания интерактивных дидактических материалов для уроков информатики [Электронный ресурс]. Режим доступа: files/conf2011/2/Kulikova_Bobrovskaya.pdf, дата обращения: 03.05.2019
В данном разделе мы рассмотрим план исследовательской работы учащихся и его основные разделы для осуществления индивидуальной исследовательской деятельности в школе, написания и оформления исследовательского проекта с целью развития поисковых, исследовательских и творческих навыков детей.
Также мы подробно опишем содержимое каждого пункта плана исследовательского проекта школьника и дадим важные пояснения и рекомендации, которые помогут правильно и грамотно спланировать и оформить исследовательскую работу.
Постараемся дать ответы на вопросы и план как писать исследовательскую работу, приведем пример написания и выполнения учебно-исследовательской работы, а также каждого раздела проекта школьника. Данные рекомендации будут важны и педагогам для осуществления исследовательской и проектной деятельности в школе.
План исследовательской работы
Пример и образец плана исследовательской работы школьника также является планом индивидуальной научно-исследовательской работы, проектно-исследовательской работы, планом индивидуального проекта, осуществляемыми под руководством учителя определенного предмета, педагога дополнительного образования или воспитателя в ДОУ (детском саду).
1. Титульный лист исследовательской работы
Пояснение и оформление: Титульный лист исследовательской работы
Оформление титульного листа рекомендуется проводить с консультацией педагога – руководителя исследовательской работы.
2. Содержание исследовательской работы
Пояснение и оформление: Содержание исследовательской работы
Содержание исследовательской работы оформляется строго по приведенному образцу.
3. Введение исследовательской работы
Пояснение и оформление: Введение исследовательской работы
Во Введении исследовательской работы обосновывается актуальность выбранной темы, определяются объект, предмет исследования и основные проблемы, формулируется цель и содержание поставленных задач, сообщается, в чем состоит новизна исследования(если имеется).
Также во введении определяются методы исследования, обосновывается теоретическая и практическая значимость (если есть практическая часть) исследовательской работы (проекта).
Структура Введения исследовательской работы:
- Актуальность исследовательского проекта
- Проблема исследовательской работы
- Цель исследовательской работы
- Объект и предмет исследования
- Задачи исследовательской работы
- Гипотеза исследования
- Методы исследовательской работы
- Теоретическая значимость работы
- Практическая значимость работы
4. Историческая справка по проблеме проекта
Историческая справка по проблеме исследовательской работы или проекта обычно берется из сети Интернет (Википедия или др. ресурсы) или из литературы библиотек и архивов.
5. Основная часть исследовательской работы, проекта
При планировании и написании исследовательской работы в основной этап включают:
- Поиск необходимой информации, знаний для проведения исследования.
- Выбор идей и вариантов, их обоснование и анализ.
- Выбор материала, методов для проведения исследования.
- Подбор оборудования и организация рабочего места для исследования (если это опыт).
- Описание этапов проведения исследования.
- Техника безопасности при выполнении работ (если это опыт).
6. Заключение
Заключение исследовательской работы – это краткие выводы по результатам исследовательской работы или проекта школьника, оценка полноты решения поставленных задач.
В Заключении исследовательской работы последовательно излагаются полученные результаты, определяется их соотношение с общей целью и конкретными задачами, сформулированными во введении, а также дается самооценка о проделанной работе.
В некоторых случаях можно указать пути продолжения исследования темы, а также конкретные задачи, которые предстоит при этом решать.
При планировании и составлении плана исследовательской работы (проекта) школьника очень важным и значимым является заключение работы, на него необходимо обратить особое внимание.
7. Используемая литература
Пояснение и оформление: Используемая литература
Согласно плану, после заключения принято помещать в текст индивидуальной исследовательской работы список литературы, использованной при изучении материала теоретической части исследования, проведения поисковой работы в сети Интернет или архивах.
Каждый включенный в список литературы источник должен иметь отражение в пояснительной записке. Не следует включать в данный список работы, которые фактически не были использованы в исследовательском проекте.
8. Приложения
Пояснение и оформление: Приложения
В приложении исследовательской работы и проекта размещаются диаграммы, графики, схемы, фотографии, таблицы, карты. Согласно плану раздел приложения размещается последним в работе.
Вспомогательные или дополнительные материалы, которые загромождают основную часть работы, помещают в приложениях. Каждое приложение должно начинаться с нового листа (страницы) с указанием в правом верхнем углу слова «Приложение» и иметь тематический заголовок.
При наличии в работе более одного приложения они нумеруются арабскими цифрами (без знака №) и т. д. нумерация страниц, на которых даются приложения, должна быть сквозной и продолжать общую нумерацию основного текста. Связь его с приложениями осуществляется через ссылки, которые употребляются со словом «смотри» (см.), заключаемым вместе с шифром в круглые скобки.
Если четко придерживаться плана исследовательской работы, ваш индивидуальный или групповой проект будет соответствовать всем нормам и требованиям, а конечно получит высокую оценку.
Если Вы желаете разместить ссылку на эту страницу, установите у себя на сайте или форуме один из следующих кодов:
Код ссылки на страницу “План исследовательской работы учащихся“:
<a href=”http://obuchonok.ru/plan” target=”_blank”>План исследовательской работы</a>
Код ссылки на форум:
[URL=http://obuchonok.ru/plan]План исследовательского проекта[/URL]
Если страница Вам понравилась, поделитесь в социальных сетях:
Шаг 3.
Определи направленность проекта и его результат
Какая направленность подходит для тебя
Какая направленность |
Как |
Какой |
Исследова- |
Собирает информацию о каком-то объекте, анализирует ее, Доказывает, корректирует или опровергает гипотезу. |
Примеры Цикл стенгазет Буклеты Публикация Паблик в Сайт по Учебные Макеты и Инструкции Рекомендации Программа Наглядное Проект закона |
Практический |
Реализует идею на |
|
Информацион- |
Использует разные методы получения информации (литература, библиотечные |
|
Социальный |
Подбирает информацию по актуальной социально-значимой тематике, |
Справочный материал по поводу социальных |
Творческий |
Привлекает интерес публики к проблеме проекта, использует нестандартный |
Видеофильмы Акции Постановка Подготовка Видеофильм |
Инженерный |
Разрабатывает конструкторское изделие и его макет с полным описанием и |
Схемы разработке |
Какой
результат проекта ты можешь продемонстрировать
Вид |
Пример |
Электронные |
Web-сайт; Виртуальная Программное обеспечение; Новое |
Печатные |
Сценарии мероприятий; Печатные статьи; Альбомы; Буклеты; Брошюры; Проект |
Творческие |
Видеофильм, документальные фильмы, мультфильмы; Видеоклип; Буктрейлер; |
Аналитические |
Реконструкции событий; Дебаты; Отчёт о работе экспедиции |
Систематизирующие |
Схемы; Коллекция; Справочник; Рабочие установки; Проект лабораторной работы |
Шаг 4.
Сформулируй тему Как ученику выбрать тему самостоятельно
Ученики |
Учитель |
Этап |
|
Формирует задачи проекта. Вырабатывает план |
Предлагает идеи, высказывает предположения. Наблюдает за работой |
Этап |
|
Собирает информацию, устраивает мозговой |
Наблюдает, советует, |
Этап |
|
Формулирует Оформляет проект по требованиям и презентацию |
Наблюдает, |
Этап |
|
Готовит отчет о ходе проекта с объяснением полученных Представляет проект, участвует в его коллективном самоанализе и оценке. |
Слушает, |
Вопросы |
Материал |
О чём Что О чем спорили вы или близкие люди? Чем вы любите заниматься Что часто обсуждаете с друзьями, с семьей? Какая |
– – – – – |
Как
действует ученик и учитель, чтобы подготовить проект
Шаг 5.
Схема, чтобы подготовить проект
Когда
выполняешь проект, проверяй по схеме, не забыл ли чего сделать.
ПОДГОТОВКА
ПРОЕКТА
Этап 1. Выбор материала
ПАСПОРТ
ПРОЕКТА
Дорогой друг!
Ты
выполняешь учебный проект или учебное исследование.
Чтобы
планировать содержание проекта или исследования, воспользуйся нашими
рекомендациями и подготовь паспорт проекта.
Таблица, чтобы сформулировать содержание паспорта
проекта
Описание |
Конкретика |
1. Укажи тему учебного проекта или исследования, |
|
2. Укажи |
|
3. |
|
Ты |
Актуальность – это расхождение между |
4. |
|
Понятие – это логически оформленная |
С понятиями ты знакомился понятие «арифметический квадратный корень» и др. |
5. Сформулируй |
|
Тебе надо понять, в чем разница между |
Есть проблема, которую трудно решить |
Таблица, по которой важно
проверить структуру и содержание проекта
Часть |
Что в |
Титульный |
Название |
Второй |
Сожержание |
Введение. Объем введения по ко всей работе – 2 страницы. |
Введение Введение – актуальность – проблему – объект – цель – гипотезу; – методы – практическую – экспериментальная |
Раздел 1 |
Обычно 1.1. … 1.2. … |
Раздел 2 |
Содержит 2.1. … 2.2. … |
Заключение. Объем заключения – 1– 2 |
Написать – – |
– – |
|
Список |
Список |
Приложения |
Если |
*
В зависимости от глубины исследования основная часть может состоять из
более чем трех разделов.
Этап 3. Подготовка к защите
РЕКОМЕНДАЦИЯ «Как подготовить текст для выступления на защите проекта»
1.
Текст защиты пиши заранее. Кратко, в виде тезисов сформулируй
положения проекта или исследования. Для каждого тезиса подбирай доказательства:
факты, примеры, цифры.
2.
Учитывай основной тезис, цели и задачи, которые ставили в
проекте. Текст выступления свяжи с проблемами, интересами аудитории, перед
которой будешь выступать.
3. Заинтересуй
аудиторию проблемами, которые решаются совместно со слушателями.
4.
Воспользуйся тезисами. В ходе выступления могут возникнуть
различные ситуации. Важно не потерять ход мысли, логическую связь между
тезисами, предложениями, иметь в запасе примеры, аргументы, логические
переходы.
4.5. Учитывай рекомендации к речи автора проекта:
– на все выступление
отводится не более 7 минут;
– защита – это не
пересказ всего содержания работы;
– выступление не должно
повторять текст слайдов компьютерной презентации.
5. Запомни
набор фраз, которые помогут подготовиться к защите проекта:
«Уважаемые члены комиссии! Вашему вниманию
предлагается исследовательская работа на тему… Работа состоит из трех разделов:
Введение… Основная часть, которая включает в себя раздел 1 и раздел 2. В первой
главе рассматривается проблема…. Вторая глава посвящена исследовательской работе.
Заключение…
Актуальность данной работы определяется тем, что…
Проблема заключается в… Объект исследования – это… (вариативно). Предметом
нашего исследования является…
(вариативно). Цель
исследования… Гипотеза…
В соответствии с поставленной целью и гипотезой нами были
сформулированы следующие задачи:
1. Проанализировать литературу, посвященную…, с целью
установления….
2. Выявить… (Далее перечисляются основные задачи).
Для решения поставленных задач нами был использован
следующий комплекс методов и методик…
Переходим к обсуждению наиболее значимых для нашего
исследования результатов. Мы получили следующие результаты: …
На основе полученных данных
можно сделать следующие выводы… (указание на гипотезу).
Далее основные
доказательства, выводы. Можно предположить, что… (утверждение).
Практическая значимость
работы определяется возможностью использования…
Благодарю за внимание!».
РЕКОМЕНДАЦИЯ
Как оформить мультимедийную презентацию для защиты проекта
1. ПРОДУМАЙ ПОРЯДОК СЛАЙДОВ
Порядок и содержание слайдов для презентации проекта
Номер |
Содержание слайда |
1-й |
На титульном слайде размести информацию о школе, в которой ты учишься, |
2-й – |
Сформулируй небольшой план из 5–7 пунктов |
3-й – |
Кратко напиши введение |
4–9-е |
Расскажи основную часть учебного проекта или исследования |
10-й |
Размести главные выводы своей работы – заключение |
2. ПРИДУМАЙ ДИЗАЙН СЛАЙДОВ
Выбери простой дизайн.
Любому зрителю должно
быть удобно читать текст на слайдах. Не используй сложный дизайн слайдов и
мелкий текст, но и не пиши на белых слайдах черными буквами.
Стиль может
включать: шрифт (гарнитура и цвет); цвет фона или фоновый рисунок; декоративный
элемент небольшого размера.
Оставь в
оформлении не более трех цветов и не более трех типов шрифта. Не используй на
одном слайде жирный шрифт, курсив и подчеркнутый шрифт.
Придумай разное оформление для титульного слайда и для
слайдов с основным текстом.
Сформулируй заголовок на каждом слайде.
Пронумеруй
слайды. Нумерация поможет вернуться на слайд, если у слушателей будут
дополнительные вопросы после защиты работы.
Информационные
блоки сгруппируй горизонтально. Связанные по смыслу блоки – слева направо.
Размести на слайдах графики, таблицы, рисунки, которые не
противоречат основному тексту.
Важную
информацию расположи в центре слайда.
3.
СФОРМУЛИРУЙ ЗАГОЛОВКИ
Сформулируй краткие
заголовки, которые привлекут внимание слушателей.
Убери точки в конце заголовка
– это ошибка.
Пронумеруй
подзаголовки, если используешь их.
4.
ПОДГОТОВЬ ДИАГРАММЫ
Сформулируй к
каждой диаграмме название. Заголовок слайда и название диаграммы могут
совпадать.
Расположи диаграмму так,
чтобы она заняла все место на слайде.
Подпиши
диаграммы. Подписи должен увидеть и понять любой зритель.
5.
ОФОРМИ ТАБЛИЦЫ И РИСУНКИ
Подпиши название к каждой таблице и рисунку.
Используй
разное оформление шрифтов в таблице. Например, для названия граф в таблице
выбери полужирный шрифт. Данные в графах оформи обычным шрифтом.
Избегай
рисунков, которые не несут смысла. Исключение – рисунки как часть фона
презентации.
Выбирай
гармоничные цвета. Цвета не должны резко контрастировать на слайде. Если
графическое изображение используешь как фон, то текст на этом фоне должен быть
хорошо читаем.
6.
НАПИШИ ТЕКСТ
Размести на
слайдах краткие формулировки, а не весь текст, который рассказываешь. Текст на
слайдах только сопровождает подробный рассказ.
Избегай мелкого
шрифта, чтобы показать на слайде большой текст. Учитывай, что человек
единовременно понимает суть не более трех фактов, выводов, определений.
Ограничь размер шрифта:
28–38 для заголовка; 24–32 для основного текста.
Выбери цвет шрифта,
контрастный цвету фона.
Задай тип шрифта: для основного текста гладкий шрифт без
засечек, например Arial,
Tahoma,
Verdana; для заголовка – декоративный шрифт, если его хорошо прочитает зритель.
Используй минимум предлогов, наречий, прилагательных. Не хвали себя (не говори,
что получил уникальные результаты исследования и пр.).
Вычитай
текст. Исправь орфографические и пунктуационные ошибки.
7. ВЫПОЛНИ
АНИМАЦИЮ
Используй анимацию
тогда, когда без этого не обойтись (чтобы показать последовательное появление
элементов диаграммы и др.).
Выполни
анимацию так, чтобы объект на слайде появлялся тогда, когда ты о нем говоришь.
8. ПРОВЕРЬ
ПРЕЗЕНТАЦИЮ ПЕРЕД ЗАЩИТОЙ
Сохрани презентацию на
любой носитель информации (USB-носитель и пр.).
Отрепетируй свое
выступление вместе с показом слайдов.
Проверь, как будет
выглядеть презентация на проекционном экране.
Учитывай, что
некоторые оттенки проектор может исказить. Попроси руководителя проекта
пролистать слайды и посмотри, как слайды смотрятся из разных мест аудитории, в
которой будешь выступать. Обрати внимание, хорошо ли каждый зритель видит
текст, подписи к рисункам.
План выступления на защите проекта
1.
Представление (приветствие, представить себя – класс, Ф.И.,
представить руководителя).
2.
Тема проекта, сроки работы над проектом.
3.
Актуальность темы (если для подтверждения актуальности темы
проводилось исследование, то представить результаты). На данном этапе
выступления нужно ответить на вопрос: «Почему эта тема актуальна для Вас и для
окружающих?».
4.
Озвучить цели, задачи проектной работы, гипотезу (при наличии).
5.
Описать ход работы над проектом, т.е. рассказать не содержание
работы, а то, как Вы работу выполняли. Отвечаем на вопрос: «Что я делал(а)?»
6.
Представить результат работы, т.е. представить продукт
деятельности. В чем новизна подхода и/или полученных решений, актуальность и
практическая значимость полученных результатов – продукта деятельности (кто,
как и где его может использовать)? Продукт надо показать.
7.
Сделать вывод, отвечая на вопросы: «Достигнута ли цель работы?»,
«Выполнены ли задачи проекта?». «Подтверждена или опровергнута гипотеза?».
совместная учебно-познавательная, исследовательская, творческая или игровая деятельность учащихся, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленная на достижение общего результата по решению какой – либо проблемы, значимой для участников проекта.
Пособие – памятка для педагогов, обучающихся
МОУ «Татауровская СОШ»
Разработана: Дреминой Е. В., учителем истории, обществознания на основе опыта педагогов и методистов сети Интернет, педагогов Прибайкалья
https://obuchonok.ru/
Пособие структурировано в соответствии с Положением МОУ «Татауровская СОШ» об Индивидуальном проекте на уровне СОО
https://tataur.buryatschool.ru/upload/buryasctataur_new/files/0d/ae/0daee1385c05005708756c461f915eb0.pdf
Индивидуальный учебный проект / исследовательская работа ученика
Суть исследовательской (проектной) работы учащегося состоит в получении и применении учеником новых знаний путем поиска и анализа информации, проведения анкетирования или опроса, проведения интересного исследования или эксперимента и получения результатов исследования в рамках проекта, актуальных в данное время.
Виды исследовательских работ и проектов учащихся
1. Проблемно-реферативная работа (информационно-описательная) – аналитическое сопоставление данных различных источников с целью освещения проблемы и проектирования вариантов ее решения.
Разновидностью проблемно-реферативных работ является сравнительная в которой проводится работа с источником, сравнение и вывод.
2. Аналитико-систематизирующая работа (натуралистическая-описательная) – наблюдение, фиксирование, анализ, систематизация количественных и качественных показателей изучаемых объектов, процессов или явлений.
Одной из разновидностей аналитико-систематизирующей работы является натуралистическая описательная работа, направленная на наблюдение и качественное описание какого-либо явления или объекта. Может иметь элемент научной новизны.Одной из разновидностей натуралистических работ являются работы общественно-экологической направленности.
3. Проблемно-поисковая работа – осуществление поиска информации, опроса, интервью, сбора мнений, изучение архивных документов, СМИ, участие в экспедициях, анализ.
4. Диагностико-прогностическая работа – изучение, отслеживание, объяснение и прогноз качественных и количественных изменений изучаемых явлений, процессов или систем.
5. Изобретательско-рационализаторская работа – усовершенствование имеющихся и проектирование новых устройств, механизмов, приборов.
6. Экспериментально-исследовательская работа (опытно-экспериментальная работа) – проверка предположения о подтверждении или опровержении гипотезы экспериментально-опытным путем.
7. Проектно-исследовательская работа – формулировка проблемы и идеи, экспертиза, реализация реального проекта.
Типы проектов и формы представления результатов
Тип проекта/ исследовательской работы |
Цель проекта/ исследования |
Форма представления результатов (проектный продукт) |
Практико-ориентированный, социальный |
Решение практических задач. |
анализ данных социологического опроса, атлас, атрибуты несуществующего государства, бизнес-план, веб-сайт, видеофильм, выставка, газета, журнал, действующая фирма, игра, карта, коллекция, компьютерная анимация, оформление кабинета, пакет рекомендаций, стендовый доклад, сценарий, статья, сказка, костюм, макет, модель, музыкальное произведение, мультимедийный продукт, отчёты о проведённых исследованиях, праздник, публикация, путеводитель, реферат, справочник, система школьного самоуправления, серия иллюстраций, учебное пособие, чертеж, интерактивная выставка, экскурсия и т.д. |
Исследовательский |
Доказательство или опровержение какой-либо гипотезы. |
|
Информационный |
Сбор информации о каком-либо объекте или явлении, анализ информации. |
|
Творческий |
Привлечение интереса публики к проблеме проекта. |
|
Игровой или ролевой |
Представление опыта участия в решении проблемы проекта. |
Этапы выполнения исследовательской работы
1. Найди проблему – то, что на твой взгляд хочешь изучить и исследовать;
2. Назови свое исследование / проект, т.е. определи тему исследовательской работы/ проекта;
3. Опиши актуальность исследовательской работы / проекта, т.е. обоснуй выбор именно этой темы работы;
4. Сформулируй цель исследовательской работы и поэтапно распиши задачи исследовательской работы;
5. Выбери оптимальный вариант решения проблемы;
6. Составь вместе с учителем план работы для реализации своего исследовательского проекта.
Структура оформления проекта / исследовательской работы учащихся:
- титульный лист;
- оглавление;
- введение;
- основная часть (главы);
- выводы по каждой главе;
- заключение;
- список использованной литературы;
- приложения (при необходимости).
Оформление титульного листа
Муниципальное учреждение Управление образования «Прибайкальский район»
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Татауровская средняя общеобразовательная школа»
ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ
Тема: «____________________________________»
Выполнил: ФИО
ученик (ца) 10 класса
МОУ Татауровская СОШ
Прибайкальского района
Республики Бурятия
Руководитель проекта: ФИО
учитель (предмет)
п. Татаурово
2020-2021 учебный год
Оглавление проекта
Оглавление исследовательской работы / проекта, включает название глав и параграфов проекта, которые точно соответствуют заголовкам в тексте проекта школьника. Не старайтесь дописать что-то от себя в содержимом исследовательской работы, названия глав и параграфов проектной работы должны быть краткими и лаконичными, упорядоченными и иметь нумерацию, содержащую иерархию.
При оформлении работы Оглавление исследовательского проекта помещается на втором листе и оформляется согласно приведенному нами примеру и образцу ниже.
Все главы в «Оглавлении» начинаются с заглавной буквы.
В Оглавлении исследовательской работы пишутся названия глав и параграфов с указанием номеров страниц, с которых они начинаются. Последнее слово главы или параграфа соединяется с соответствующим ему номером страницы многоточием.
При оформлении заголовки ступеней одинакового уровня необходимо располагать друг под другом. Заголовки каждой последующей ступени смещаются на пять знаков вправо. Все они начинаются с заглавной буквы без точки в конце.
Главы и параграфы в содержании проекта нумеруются по многоуровневой системе, то есть обозначаются цифровыми номерами, содержащими во всех ступенях номер своей рубрики и рубрики которой они подчинены (напр. 1.1, 1.2, и т.д.).
Разделы “Введение“, “Заключение“, “Список литературы” и “Приложения” не нумеруются!
Пример:
Введение………………………………………………………..3
1. Подготовка к исследованию …………………….5
1.1 Исторические сведения……………………….5
1.2 Сбор информации……………………………….7
1.3 Проведение анкетирования…………………8
1.4 Техника безопасности…………………………9
2. Проведение исследования(например)………….10
2.1 Первый этап исследования………………..10
2.2 Второй этап исследования…………………11
2.3 Заключительный этап исследования…..12
Заключение……………………………………………………13
Список литературы………………………………………..14
Приложения…………………………………………………..15
Обращаем внимание, что Содержание исследовательского проекта оформляется очень аккуратно, со всеми выравниваниями текста и нумерации
Введение
Введение должно включать в себя:
- актуальность исследования / проекта;
- проблему исследования/ проекта;
- формулировку темы;
- цель исследовательской работы;/ проекта
- объект, предмет исследования/ проекта;
- задачи,
- гипотезу (если работа носит исследовательский характер);
- методы исследования / проекта;
- практическую значимость и новизну;
- краткий анализ изученной литературы.
Тема исследовательской работы/ проекта в школе должна быть оригинальной, с элементом неожиданности, подразумевать возможность относительно быстрого написания исследовательской работы/ проекта, но при этом сохранять свою необычность и интерес.
Актуальность работы
Актуальность работы – это те причины, по которым именно эту проблему нужно изучать в настоящее время.
Актуальностью исследования / проекта является степень его важности на данный момент и в данной ситуации для решения определенной проблемы, задачи или вопроса. Это же относится и к актуальности научного исследования или обоснованию актуальности темы научного исследования.
В исследовательском проекте обоснование актуальности исследования – это объяснение необходимости изучения данной темы и проведения исследовательской работы в процессе общего познания.
Обоснование актуальности темы исследования является основным требованием к исследовательской работе и проекту школьника, оно является неотъемлемой частью введения проектной работы.
Очень часто используют формулировку актуальность проблемы исследования – это обоснование востребованности изучения и решения данной проблемы проекта в обществе, в нашем социуме.
Актуальность объекта исследования – это обоснование того, почему будет взят именно этот предмет, существо, процесс или явление учащимся для изучения и исследования в проекте.
Актуальность методов исследования – это обоснование важности выбора именно таких способов достижения цели в исследовательской работе или проекте учащегося школы.
Обоснование можно разделить на теоретическую и практическую актуальности исследования, которые покажут в чем будет заключаться новизна теоретической части исследования и в чем новизна ее практической части.
Актуальность темы исследования обусловлена следующими факторами
- восполнение каких-либо пробелов в науке;
- дальнейшее развитие проблемы в современных условиях;
- своя точка зрения в вопросе, по которому нет единого мнения;
- обобщение накопленного опыта;
- суммирование и продвижение знаний по основному вопросу;
- постановка новых проблем с целью привлечения внимания общественности.
При написании индивидуального проекта актуальность исследовательской работы может состоять в необходимости получения новых данных, проверки совсем новых методов и т.п. Часто в исследовательском проекте вместе со словом “актуальность” используют слово “новизна” проекта, исследования.
Пример:
1. Актуальность: тема актуальна в связи с высоким падением рождаемости в селе. Раньше в нашем поселке был обычай иметь много детей, неимение детей считалось самым большим несчастьем и рассматривалось как наказание.
2. Трудно, очень трудно, даже на миг представить, что теперь на пустынном предгорье правого берега реки кипела и бурлила когда-то жизнь десятков тысяч людей. Жизнь, полная опасностей, превратностей судьбы, жизнь землепроходцев, воинов, дипломатов, торговцев, учителей и рабочих. Этот город сыграл в исторической судьбе области прогрессивную роль. Многое пришлось испытать и видеть нашему городу, он знал славу взлета и горечь падения. Поэтому исследование истории моего города, его славной страницы в истории – актуальная тема для изучения культурного наследия и краеведения нашей области.
3. СМС придумали в начале 90-х годов специалисты одной английской компании. В Англии СМС настолько популярны, что для них появилось даже отдельное слово: “texting” и глагол: “to text”. Популярность приводит к хорошим заработкам. И за кажущейся дешевизной СМСок стоят грандиозные доходы тех, кто эти услуги предлагает. СМС – индустрия растет и растет. СМС можно посылать по телефону, через сеть, через КПК.
Стоит ли удивляться, что количество СМС – зависимых людей становится все больше. А некоторые даже идут на рекорды. Так, недавно в печати появилось сообщение, что житель Индии отправил за месяц почти двести тысяч СМС. В октябре прошлого года доктор Марк Коллинс вдруг стал известен всему миру. И все благодаря невиданному расстройству – зависимости от СМС. Поэтому изучение данной темы актуально.
Объект и предмет исследования
После актуальности проблемы исследования во введении исследовательской работы/ проекта записывают объект и предмет исследования по индивидуальному проекту учащегося. Рассмотрим в чем разница между предметом и объектом исследования, что называется объектом и предметом исследования в проектной или исследовательской работе школьника.
Объект исследования – это то, что будет взято учащимся для изучения и исследования. Это не обязательно может быть какой-либо неживой предмет или живое существо.
В исследовательской деятельности объектом исследования является не всегда предмет или живое существо, это может быть процесс или явление действительности. Обычно название объекта исследования содержится в ответе на вопрос: что рассматривается?
Предмет исследования — это особая проблема, отдельные стороны объекта, его свойства и особенности, которые, не выходя за рамки исследуемого объекта, будут исследованы в работе (проекте). Обычно название предмета исследования содержится в ответе на вопрос: что изучается?
Объект исследования: |
Предмет исследования: |
магнит |
свойства магнитов |
гора Чатырдаг |
легенды и мифы о горе Чатырдаг |
тригонометрические уравнения и их системы |
способы отбора корней в тригонометрических уравнениях и системах |
учащиеся и преподаватели школы |
зависимость от СМС |
социальные сироты, находящиеся в реабилитационном центре |
процесс социальной поддержки и защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей |
микроклимат учебных помещений |
условия микроклимата в учебных помещениях |
магнитное поле |
магнитное поле в школьных учебных кабинетах |
Пример :
Объект исследования: чипсы.
Предмет исследования: влияние чипсов на здоровье детей.
Цель работы:
Цель исследовательской работы – это желаемый конечный результат, который планирует достичь учащийся в итоге своего исследования в рамках выбранной темы проекта. В ходе проведения научно-исследовательской работы описываются действия, направленные на реализацию поставленной цели.
Цель описывается учащимся простыми словами и одним-двумя предложениями!
Простая схема составления цели исследовательской работы (проекта)
-
Выберите одно из слов, которое больше всего подходит к вашему исследованию / проекту:
– изучить,
-исследовать,
– выяснить,
-выявить,
-определить,
-проанализировать,
– установить,
-показать,
-проверить,
-привлечь к проблеме,
-обосновать,
-обобщить,
-описать,
– узнать и др.
2. Справа добавьте название вашего объекта исследования (того, что вы исследуете, за кем или чем наблюдаете, что изучаете).
Полученная формулировка цели исследования / проекта записывается так:
Цель исследовательской работы: исследовать влияние пластиковых бутылок на экологию окружающей среды.
Цель моей исследовательской работы: изучить пищевой рацион школьников начальных классов.
Задачи работы:
Задачи исследовательской работы – это все последовательные этапы теоретической и экспериментальной работы учащегося с начало до конца, в рамках взятой темы проекта и поставленной цели.
Чтобы определить задачи исследовательской работы, нужно последовательно отвечать себе на вопрос «Что мне сделать, чтобы достичь цели исследования/ проекта?» или “Что я должен сделать по порядку для осуществления задуманного результата?” В отличие от цели, задач научно-исследовательской работы может быть несколько.
Задачи записываются во Введении исследовательской работы/ проекта сразу после цели и могут нумероваться по порядку или перечисляться.
Обычно задачи исследовательского проекта перечисляются и начинаются словами:
-выяснить,
-изучить,
– провести,
-узнать,
– проанализировать,
-исследовать,
-определить,
-рассмотреть,
-найти,
-предложить,
-выявить,
– измерить,
-сравнить,
-показать,
-собрать,
-сделать,
-составить,
– обобщить,
-описать,
-установить,
-разработать,
-познакомиться и т.п.
Привести описание задач можно, используя такие фразы:
- Для достижения поставленной цели нам необходимо решить следующие задачи:
- Для достижения этой цели мы ставим перед собой следующие задачи:
- Задачи работы:
- К задачам работы относятся:
- Изучить литературу по теме
- Выяснить значение терминов…
- Найти примеры… в … / собрать материал … / изучить состав … / измерить уровень …
- Провести опрос / эксперимент / наблюдение
- Сравнить/ сопоставить /проанализировать полученные результаты
Сделать выводы о …
Гипотеза в исследовательской работе
Гипотезой исследовательской работы учащихся является предположение, которое в ходе работы будет подтверждено или опровержено экспериментальным путем. Для этого необходимо выбрать библиографические источники, проанализировать их и провести ряд самостоятельных практических работ.
Объем гипотезы составляет 2-3 предложения. Однако все последующее исследование строится вокруг выдвинутой гипотезы с целью ее опровержения или подтверждения.
Гипотеза исследовательской работы неразрывно связана с объектом и/или предметом исследования, также на неё оказывают влияние цель, задачи и проблема индивидуального исследовательского проекта (проблематика).
Формулирование гипотезы индивидуальной или групповой исследовательской работы основывается на разнообразных догадках, которые давно высказывались, но не были официально оформлены. Для подготовки гипотезы ученической исследовательской работы необходимо логически обосновать и грамотно сформулировать свое предположение.
Подготовка гипотезы:
- Сначала выберите тему исследовательской работы, интересующий вас вопрос.
- Дальше происходит подробное изучение всех доступных материалов, в которых так или иначе эта тема уже была изучена, проводится анализ научных работ и справочной литературы.
- Все то, что представлено в ранее проведенных исследованиях по теме со значением «неизвестно» или имеет форму вопроса без явного ответа, – может стать предметом новой исследовательской работы обучающегося образовательного учреждения.
- Дальше начинается работа с литературой и информацией в поисках ответа на поставленные вопросы, которые станут основанием для гипотезы исследовательской работы школьника.
- Обязательное условие гипотезы – она должна быть проверяемой.
При формулировании гипотезы исследовательской работы следует избегать отсылки к очевидным и широко известным вещам, спорных или размытых понятий, противоречий с ранее полученными выводами по данной теме и собственным умозаключением к проекту. Выдвигаемая гипотеза должна быть доступна для ее проверки различными методами исследования.
Гипотеза исследовательской работы сопровождает весь процесс исследования от начала и до конца. Во введении дается формулировка гипотезы, которая доказывается или опровергается в ходе анализа теоретических сведений и фактов по теме, собранных в первой главе и находит положительное или отрицательное отражение в результате проведённых опытов и исследований, выполненных расчётов во втором разделе.
Методы исследования/ проекта
Методы исследования/ проекта – это способы достижения цели исследовательской работы или проекта.
В обосновании методов проведения исследования (проекта) нужно указать методы исследования, которые использовались в исследовательской работе и желательно пояснить ваш выбор методов исследования, т.е. указать, почему именно эти методы лучше подойдут для достижения цели.
Огромное количество методов исследования, применимых в исследовательской работе (проекте), можно объединить на методы эмпирического уровня, экспериментально-теоретического уровня и просто теоретического уровня. Рассмотрим возможные методы исследования в исследовательском проекте школьника.
Методы эмпирического уровня:
- наблюдение;
- интервью;
- анкетирование;
- опрос;
- собеседование;
- тестирование;
- фотографирование;
- счет;
- измерение;
- сравнение.
С помощью этих методов исследовательской работы изучаются конкретные явления или процессы, на основе которых формируются гипотезы, делается анализ и формулируются выводы.
Методы экспериментально-теоретического уровня:
- эксперимент;
- лабораторный опыт;
- анализ;
- моделирование;
- исторический;
- логический;
- синтез;
- индукция;
- дедукция;
- гипотетический
Эти методы исследования помогают не только собрать факты, но и проверить их, систематизировать, выявить неслучайные зависимости и определить причины и следствия.
Методы теоретического уровня:
- изучение и обобщение;
- абстрагирование;
- идеализация;
- формализация;
- анализ и синтез;
- индукция и дедукция;
- аксиоматика.
Эти методы исследования позволяют производить логическое исследование собранных фактов, вырабатывать понятия и суждения, делать умозаключения и теоретические обобщения.
Основные методы исследования
1. Изучение литературы и других источников информации
Этот метод исследования представляет собой сбор информации по теме исследования (проекта) из книг, журналов, газет, дисков и сети Интернет. Прежде чем приступать к сбору информации, необходимо выделить основные понятия, важные для исследования, и найди их определения.
Учитывайте, что информация может иметь разную степень достоверности, особенно в сети Интернет. В тексте исследовательской работы ставьте ссылки на источники информации.
2. Наблюдение
Этот метод исследования представляет собой целенаправленное восприятие какого-либо явления, в процессе которого исследователь получает информацию. Прежде чем приступать к наблюдению, необходимо составить план.
Ответьте на вопросы: когда, где, сколько по времени и за чем именно будете наблюдать. Результаты наблюдений записывайте. Записи можно делать в форме текста или таблицы.
3. Опрос
Существует три основных вида опроса: беседа, интервью, анкетирование.
Беседа проводится по заранее намеченному плану с выделением вопросов, требующих выяснения. Она ведется в свободной форме без записи ответов собеседника.
При проведении интервью исследователь придерживается заранее намеченных вопросов, задаваемых в определенной последовательности. Во время интервью ответы записываются.
4. Анкетирование
Это метод исследования представляет собой массовый сбор материала с помощью анкеты. Те, кому адресованы анкеты, дают ответы на вопросы письменно. Анкеты могут быть на бумажном носителе или онлайн. Готовясь к опросу, четко сформулируйте вопросы, на которые хотите получить ответы, и определите, кому будете их задавать. Результаты опроса могут быть представлены текстом или в форме диаграмм, показывающих, сколько процентов опрошенных выбрали тот или иной вариант ответа.
5. Эксперимент
Этот метод исследования заключается в проведении серии опытов. Опыт включает в себя создание определенных условий, наблюдение за происходящим и фиксацию результатов. И условия, и ход эксперимента, и полученные результаты должны быть подробно описаны в исследовательской работе (проекте). Результаты могут быть представлены в форме текста, графиков, диаграмм. Необходимо помнить, что учебные эксперименты над животными и людьми категорически запрещены!
6. Анализ текста
Данный метод исследования представляет собой процесс получения информации через интерпретацию текста. В тексте можно найти слова с тем или иным значением, слова разных частей речи, повторы, рифмы, средства художественной выразительности, ошибки, несоответствие содержания текста иллюстрациям и т.д. Все это влияет на наше восприятие и понимание текста. Можно сопоставить текст на иностранном языке и его перевод. Интересно, что текстом ученые считают сегодня не только словесно выраженную информацию, но и графические изображения, и даже музыку.
Пример 1
Методы исследования: наблюдение, интервью, анализ статистики, изучение СМИ, литературы.
Пример 2.
Методы исследования:
1. теоретический: теоретический анализ литературных источников, газет;
2. эмпирический: интервью, социологический опрос-анкетирование.
Пример 3.
Методы исследования: теоретический анализ и обобщение научной литературы, периодических изданий об истории города из архивов и фондов музеев, библиотек, экскурсии в окрестностях, где происходили исторические события.
Пример 4.
Методы исследования:
1. библиографический анализ литературы и материалов сети Internet;
2. проведение замеров температуры;
3. системный анализ;
4. выделение и синтез главных компонентов
Теоретическая значимость работы
Описание теоретической значимости (ценности) результатов исследования должно присутствовать во введении исследовательской работы в случае, если результаты Вашего исследования могут иметь дальнейшее полезное теоретическое применение.
Теоретическая значимость работы – это раскрытие теоретического значения (применения) исследовательской работы, описание того, как могут применяться полученные результаты в жизни человека и обществе.
Теоретическая значимость исследовательской работы означает ее нужность, и обычно отвечает на вопрос, чего ради эта работа делалась? Соответственно грамотный исследовательский проект должен иметь высокую теоретическую значимость.
Обычно описание теоретической значимости исследования можно начать так: “Теоретическая значимость моей исследовательской работы заключается в том, что результаты исследования могут быть использованы в … для…”.
Желательно прежде всего, сделать акцент на той пользе, которую принесет ваша работа школе.
Возможно результаты исследовательской работы обобщат собранную информацию, расскажут людям что-то новое и интересное, способствуют улучшению экологической ситуации, улучшению отношения к животным и природе и т.д.
Пример 1.
Теоретическая значимость моей исследовательской работы заключается в том, что я на основании изучения темы СМС-мания выявила влияние СМС-мании на психику учащихся и подняла этот вопрос в своей школе.
Пример 2.
Теоретическая значимость моего исследования заключается в том, что многие подростки и не только, возможно обратят внимание на моё исследование, и сделают выводы, подтверждая их действиями.
Пример 3.
Работники сотовых связей также должны задуматься, так как именно в их силах обеспечить счастливое будущее здоровым детям.
Практическая значимость работы
Описание практической значимости (ценности) результатов исследования должно присутствовать во в случае, если результаты Вашего исследования могут иметь полезное практическое применение. Если в исследовательской работе было получено (изобретено) что-то новое (не имеющее аналога), получены совсем новые результаты исследования следует описать новизну исследования (научную новизну).
Практическая значимость работы – раскрытие практического значения (применения) исследовательской работы, описание того, как могут применяться полученные результаты.
Практическая значимость исследовательской работы означает ее нужность, и обычно отвечает на вопрос, чего ради эта работа делалась?
Обычно описание практической значимости исследования можно начать так: “Практическая значимость моей исследовательской работы заключается в том, что результаты исследования могут быть использованы в … для …”.
Желательно прежде всего, сделать акцент на той пользе, которая принесет ваша работа школе.
Возможно полученные результаты принесут экономическую выгоду, способствуют улучшению экологической ситуации, улучшению отношения к животным и природе, помогут в изучении темы в школе и т.д.
Пример 1.
Практическая значимость моей исследовательской работы заключается в том, что работу можно использовать в школьном курсе«Обществознание».
Пример 2.
Практическая значимость моего исследования заключается в том, что я на основании изучения темы СМС-мания разработала анкету для опроса респондентов.
Пример 4.
Практическая значимость работы состоит в том, что она может быть использована школьниками для повышения образовательного уровня при изучении тем по биологии в 9-м классе.
Пример 6.
Моя работа имеет практическую значимость, потому что материалы исследования могут быть использованы для подготовки к уроку, для подготовки к экзаменам.
Основная часть исследовательской работы учащихся
Согласно структуре основная часть исследовательской работы может состоять из 2-3 глав. Глава 1 обычно содержит итоги анализа теоретического материала, полученного из литературных источников по исследуемой проблеме, здесь подробно рассматриваются методика и техника исследования.
Во 2-3 главах описываются практические этапы работы, интерпретируются теоретические данные, выявляются определенные закономерности в изучаемых явлениях в ходе эксперимента. Согласно структуре глава индивидуальной исследовательской работы завершается выводами. Каждый элемент основной части исследования представляет собой законченный в смысловом отношении фрагмент работы.
Основная часть работы, представленная главами, содержит:
- обзор литературы по теме и выбор направления исследований;
- описание источников информации;
- изложение общей концепции и основных методов исследования;
- содержание теоретических и /или экспериментальных исследований;
- анализ и обобщение результатов исследований.
Первая глава основной части является теоретическим разделом, подразумевает краткое систематизированное изложение и творческое осмысление истории развития вопроса, раскрытие понятие и сущности изучаемого явления, уточнение формулировок, рассмотрение существующих методических подходов к анализу вопроса данного исследования.
Литературный обзор в теоретической части исследовательской работы начинается с изложения идей тех авторов, которые внесли существенный вклад в разработку проблемы. Также проводится сравнительный анализ разных точек зрения авторов по исследуемой теме. Литературный обзор теоретического раздела должен быть представлен в виде изложения своих впечатлений об изученном материале, уместно дополненном цитатами из авторитетных источников.
В заключении раздела приводится характеристика состояния проблемы и выделяются дискуссионные вопросы, из которых определяется актуальность исследования.
Текст теоретической главы в исследовательской работе должен соответствовать требованиям:
- достоверность и полнота информации;
- наличие авторской оценки использованной информации;
- логичность структуры;
- ясность, четкость изложения;
- композиционная целостность;
- аргументированность выводов.
Первая часть практического раздела исследовательской работы содержит описание методов исследования и алгоритмов решения поставленных в работе задач, а также описание организации и содержания исследования: характеристика испытуемых, конкретные методики, процедуры исследования, критерии оценки результатов исследования.
Во второй части практического исследования излагается собственное исследование автора с выявлением того нового, что он внес в разработку задачи. Автору необходимо дать собственную оценку достижения цели и решения поставленных задач, оценку достоверности полученных результатов, их сравнение с аналогичными исследованиями отечественных и зарубежных авторов, обоснование необходимости проведения дополнительных исследований и проч.
При написании индивидуальной исследовательской работы и с учетом общепринятой структуры учащийся обязан указывать авторов и источники, из которых он заимствует материалы. Цитаты обязательно заключаются в кавычки. Свободное изложение заимствованного текста допускается только со ссылкой на источник заимствования.
В завершение каждой главы следует приводить краткие описательные выводы, позволяющие четко сформулировать итоги каждого этапа исследования. Содержание глав основной части должно полностью соответствовать теме и полностью ее раскрывать. Эти главы должны показать умение школьника кратко, логично и аргументировано излагать материал.
Выводы
Для оформления выводов главам и результатов исследования можно использовать такие шаблоны:
- На основании всего вышесказанного мы можем констатировать …
- Все вышесказанное дает нам возможность сделать следующие выводы: …
- Таким образом, мы видим …
- Следовательно …
- Очевидно, что …
- Как видно из всего, сказанного выше …
- Из вышесказанного следует, что …
- Подводя итоги вышесказанному необходимо отметить следующее …
- Подводя итоги главе 2 необходимо подчеркнуть …
- Подводя промежуточные итоги, мы можем сказать, что …
- В результате проведенного исследования (работы, проекта) мы выяснили, что …
- В заключении необходимо отметить …
- Проведенное исследование(данный проект) позволило нам сделать следующие выводы …
Заключение исследовательской работы/ проекта
Заключение – это краткие формулировки результатов работы, отвечающие на вопросы поставленных задач. В тексте заключения не должно быть развернутого описания полученных результатов или их содержания, это тезисы проделанной работы.
Ключевым требованием к написанию заключения является то, что в нем не должен повторяться текст выводов к каждой главе. В заключении формулируются наиболее общие выводы по результатам исследования и предлагаются рекомендации. Необходимо отметить степень достижения цели, результаты проверки условий гипотезы, обозначить перспективы дальнейших исследований.
В структуру исследовательской работы также включены выводы к главам, которые должны содержать то новое и существенное, что составляет научные и практические результаты проведенного исследования.
Список использованной литературы
Список литературы или Список использованной литературы в исследовательской работе располагается в алфавитном порядке и нумеруется. Список литературы исследовательского проекта необходим, если в работе проводилось изучение материала из различных внешних источников: газет, журналов, книг, ресурсов Интернет.ного документа.
По правилам Список использованной литературы принято помещать на отдельном листе после Заключения и оформлять в соответствии с правилами.
В список включают все источники, на которые имеются ссылки в тексте и которые использовались для работы над исследовательской работой.
Источники в списке нумеруются в порядке их упоминания в тексте арабскими цифрами без точки.
Сведения об источниках должны включать: фамилию, инициалы автора, название источника, место издания, издательство, год издания, количество страниц.
Фамилию автора указывают в именительном падеже. Наименование места издания необходимо приводить полностью в именительном падеже.
Для статей указываются инициалы автора, название статьи, название журнала, год издания, номер страницы.
Удобным является расположение литературы по алфавиту.
Официальные документы ставятся в начале списка литературы в определенном порядке: Конституции; Кодексы; Законы; Указы Президента; Постановление Правительства; другие нормативные акты (письма, приказы )
Литература на иностранных языках ставится в конце списка после литературы на русском языке
Использованная литература
Государственные стандарты и сборники документов
1. ГОСТ 7.1.-84 – Введ. 01.01.86 – М, 1984 – 75с.
2. О правительственной комиссии по проведению административной реформы: Постановление Правительства РФ от 1 июля 2004 N 458 // Собрание законодательства РФ. – 2004. – N 34. – Ст. 3158
Учебники и учебные пособия
3. Экономика предприятия: учеб. пособие / Е. А. Соломенникова, В. В. Гурин, Е. А. Прищепко, И. Б. Дзюбенко, Н. Н. Кулабахова – Киев: НАУ, 2003. – 245 с.
Книги с одним автором
4. Атаманчук, Г. В. Сущность государственной службы: История, теория, закон, практика / Г. В. Атаманчук. – М.: РАГС, 2003. – 268 с.
Книги одного, двух, трех и более авторов
5. В.С., Семенюк Э.П., Урсул А.Д. Категории современной науки: Становление и развитие – М.: Мысль, 1984.-268с.
Статья из газеты или журнала
6. Егорова П.Д., Минтусов И.Л. Портрет делового человека // проблемы теории и практики управления. – 1992 – №6. – С.3-17.
Статья из энциклопедии или словаря
7. Бирюков Б.В. Моделирование // БСЭ – 3е изд. – М., 1974. – Т. 16. – С.393-395
8. Ожегов, С. И. Толковый словарь русского языка / С. И. Ожегов, Н. Ю. Шведова. – М.: Азбуковник, 2000. – 940 с.
Электронные ресурсы
9. Tvorcheskie proekty, Inc.(2013). План оформления творческого проекта. Симферополь, Tvorcheskie proekty. Web: http://tvorcheskie-proekty.ru/plan
Приложения исследовательской работы
Завершают работу учащегося Приложения исследовательской работы.
В приложениях выносятся иллюстративные, поясняющие материалы, вопросы анкет, тесты, графики, таблицы, диаграммы, рисунки, фотографии и т.п.
Приложения исследовательского проекта помещаются на отдельных листах после Списка литературы.
В правом верхнем углу страницы пишется – «Приложение 1» и его название.
При наличии приложений обязательны ссылки на них в тексте исследовательской работы, например: (см. Приложение 1). Номер приложения должен соответствовать порядку ссылки на него в тексте. Объем работы – 10-15 страниц текста без учета приложений.
В приложениях исследовательской работы размещают:
- вопросы анкетирования;
- вопросы и варианты ответов теста;
- составленные рекомендации, памятки;
- собственные стихотворения;
- таблицы;
- графики и диаграммы;
- дополнительные расчеты;
- рисунки и фотографии;
- иллюстрации этапов опыта;
- распечатки расчетов с ЭВМ.
Приложения исследовательской работы располагают в порядке ссылок на них в тексте документа.
Приложения, как правило, выполняют на листах формата А4.
Допускается оформлять приложения и на листах формата А3; А2; А1.
Раздел Приложения к исследовательской работе входит в структуру исследовательского проекта и являются обязательным компонентом работы в случае наличия фотографий, графиков и чертежей, рисунков, диаграмм и анкетирования, вычислений и т.п.
Образец написания рецензии на проектную работу
РЕЦЕНЗИЯ
на проектную работу обучающегося __________класса
МОУ «Татауровская СОШ»
Прибайкальского района Республики Бурятия
______________________________________________________________
(фамилия, имя и отчество)
по теме: ______________________________________________________________
(название темы проектной работы)
_______________________________________________________________
Структура рецензии:
- Актуальность или новизна темы (поставленная в работе проблема, попытки ее решения; почему данная тема интересна. Аналогичный раздел присутствует в структуре введения к учебно-исследовательской/ проектной работе.).
- Каким образом автор пытается решить эту проблему (выполнить поставленную цель). Краткое содержание работы, основные выводы, результаты работы.
- Личная значимость работы для ее автора, социальная значимость (чем данная работа может быть интересна другим). Образовательный потенциал работы (предметные знания, универсальные умения: какие использовались в работе, какие были приобретены). «Данная работа имеет практическую значимость» и вкратце, в чем она заключается.
- Соответствие работы требованиям, предъявляемым к проектной работе. «Содержание работы соответствует целям и задачам исследовательской/проектной работы» и далее описывается ее структура и примерное содержание – что в 1 главе, что во 2-й, что в 3-й. Обычно эта информация также присутствует во введении (обычно в конце).
- Общая оценка работы. Пожелания, недочеты, раскрытые в позитивной форме, возможные направления дальнейшей работы.
Вывод: проектная работа_________________________________________
(фамилия, инициалы ученика)
по теме: «______________________________________________________________
(название темы)
отвечает (не отвечает) требованиям, предъявляемым к индивидуальному итоговому проекту и рекомендуется (не может быть рекомендована) к защите.
РЕЦЕНЗЕНТ
__________________ ______________________________ (подпись) (ФИО)
«_____» ______________ 20___ г
Примерный план выступления на защите проекта
Введение
- Тема моего проекта ……………………………………………………
- Я выбрал эту тему, потому что ……………………………………….
- Цель моей работы – …………………………………………..………..
- Проектным продуктом будет – .………………………………………
- Этот продукт поможет достичь цель проекта, так как ………
- План моей работы (указать время выполнения и перечислить все промежуточные этапы):
- Сбор информации (где и как искал информацию)……………………………………………
- Изготовление продукта (что и как делал)………………………………………………………
- Написание письменной части проекта (как это делал) ………….
Основная часть
- Я начал свою работу с того, что ………………………………………..
- Потом я приступил к ……………………………………………………….
- Я завершил работу тем, что………………………………………………
- В ходе работы я столкнулся с такими проблемами………………….
- Чтобы справиться с возникшими проблемами, я……………………..
- Я отклонился от плана (указать, когда был нарушен график работы)……………
- План моей работы был нарушен, потому что………………………..
- В ходе работы я принял решение изменить проектный продукт, так как………
- Но все же мне удалось достичь цели проекта, потому что………
Заключение
- Закончив свой проект, я могу сказать, что не все из того, что было задумано, получилось, например
- Это произошло, потому что …………………………………………….
- Если бы я начал работу заново, я бы …………………………………..
- В следующем году я, может быть, продолжу эту работу для того, чтобы………
- Я думаю, что я решил проблему своего проекта, так как ………..
- Работа над проектом показала мне………….
Рекомендации к компьютерной презентации ИИП
(уровень основного общего образования)
- Компьютерная презентация проектной работы не должна превышать 15 слайдов.
- Титульный лист презентации включает:
а) полное наименование образовательной организации;
в) сведения об авторе и руководителе проекта;
г) год разработки проекта.
- Текст слайдов должен быть информативным и содержать основную информацию по всем разделам проекта, расположенную в порядке представления каждого раздела.
- Слайды должны быть озаглавлены.
- Наглядность слайда может быть обеспечена при помощи анимации, цветовых эффектов, иллюстраций, графиков, схем, таблиц.
- Компьютерные презентации удобно создавать при помощи программы Microsoft Power Point.
- ВНИМАНИЕ! Не стоит увлекаться чрезмерным включением цветовых и анимационных эффектов, т.к. они отвлекают внимание слушателей от сути проекта.
Памятка для обучающегося
«Пояснительная записка к проекту»
Введение, в котором необходимо:
- назвать тему проекта;
- сформулировать проблему проекта, которую ты решал, создавая свой проект, показать, чем она интересна и важна не только для тебя, но и для других;
- рассказать, в чем состоит цель твоего проекта, чего ты добился в результате работы, обосновать, что, достигнув цели проекта, ты решил проблему проекта;
- указать, какой ты сделал проектный продукт, показать связь между темой, проблемой, целью и продуктом твоего проекта;
- дать развернутый, детализированный план работы над проектом с указанием всех основных этапов и всех более мелких шагов внутри каждого этапа, ожидаемых результатов каждого этапа, сроков выполнения каждого этапа.
Во введении необходимо выделить жирным шрифтом слова: тема, цель, проблема, гипотеза (в тех проектах, где она есть), проектный продукт, план.
Основная часть.
В основной части следует показать, какое решение проблемы проекта ты нашел и как воплотил его в проектном продукте; привести описание хода своей работы над проектом, в том числе обосновать все принятые тобою решения и возникшие у тебя идеи, все ресурсы, которые ты использовал в своей работе.
Материалы, из которых ты создал проектный продукт; люди, которые тебе помогали, в том числе ребята, принимавшие участие в твоих опросах, классных часах, уроках и т.д.; информация, которой ты пользовался, и где ты ее добывал – все это ресурсы твоей проектной работы.
Кроме того, в основной части можно показать свою точку зрения на проблему проекта и обосновать ее, ссылаясь на собственные исследования, наблюдения, опыты, опросы, анализ найденной тобой информации, мнения специалистов.
Заключение
В заключении надо:
проанализировать все твои усилия по достижению цели проекта (что было самым трудным и самым легким, что было наиболее интересным и запоминающимся, чему ты научился в ходе работы над проектом, как изменились твои взгляды и т.п.);
оценить результат своего проекта (что у тебя получилось или не получилось и почему; удалось ли тебе добиться того, что ты запланировал, когда начинал свой проект и почему, как бы ты стал действовать, чтобы не допустить ошибок, если бы начал свою работу заново);
показать перспективы возможной дальнейшей работы по проблеме твоего проекта (что бы ты посоветовал тому, кого заинтересовала твоя работа и кто хочет продолжить разрабатывать ее дальше, исчерпан ли твой собственный интерес к проблеме проекта).
Список использованных источников информации, где ты представишь:
- список использованных печатных источников в алфавитном порядке с указанием выходных данных книг и статей;
- адреса сайтов в Интернете, с которыми ты работал;
- ссылки на интервью, если ты брал их у специалистов (с указанием должности, места работы и ученого звания специалиста);
- фильмы, музейные экспозиции и прочее, если они являются источниками информации по твоему проекту.
Паспорт проекта
1. Название проекта.
2. Цели проекта.
3. Авторы проекта (ФИО,класс).
4. Куратор проекта (ФИО, специальность).
5. Консультант(ы) (ФИО, специальность).
6. Тип проекта.
По доминирующей в проекте деятельности: исследовательский,
творческий, игровой, информационно-поисковый, практико-ориентированный
(учитывает социальные интересы участников, четко ориентируется на
результат).
По предметно-содержательной области: культурологический
(литературный, музыкальный, лингвистический), естественнонаучный,
экологический, спортивный, географический, исторический.
По количеству участников проекта: личностный, парный, групповой.
По широте охвата содержания: монопредметный, межпредметный,
внепредметный.
По характеру контактов (степени охвата): в рамках класса, в рамках
школы, в рамках района, в масштабе города, в масштабе региона, в масштабе
страны.
7. Образовательная область, с которой связано содержание проекта:
филология, обществознание, математика, информатика, естествознание,
искусство, технология, основы безопасности жизнедеятельности, физическая
культура.
8. Методы, использованные в работе над проектом.
9. Форма представления проекта: постер, альбом, видеофильм, буклет,
реферат, макет, другое(вписать).
10. Образовательные и культурно-просветительские учреждения, на базе
которых выполнялся проект: база школы, библиотека(и), музей(и), высшее
учебное заведение (кафедра), научно-исследовательский институт
(лаборатория), зоопарк, планетарий, технический центр, другое(указать).
11. Источники информации, использованные авторами в процессе
выполнения проекта: научно-популярные журналы, академические журналы,,
бюллетени, учебники и учебные пособия, научно-популярные книги, научные
издания, монографии, диссертации, авторефераты, депонированные рукописи,
словари, справочники, энциклопедии, иностранные книги (английский,
немецкий, французский, испанский язык).
Полезные советы при защите (презентации) проекта
1.Тайминг
Уложиться в отведенное время очень сложно. Перед представлением продукта проекта потренируйтесь с таймером, попробуй выступать перед
окружающими. Рассказать о проекте за 3-5 минут сложнее, чем кажется.
2. Простые тезисы
Презентация должна состоять из простых тезисов, она должна быть четкой и
яcной.
3.Не читай со слайдов
Нет ничего печальнее, чем чтение со слайда. Не читай со слайда, есть а
аудитории те, кто читает быстрее тебя!! Слайд и рассказ должны дополнять
друг друга.
4.Расскажи историю
Нельзя просто перечислять сухие факты, это скучно. Расскажите историю. Как пришли к идее, что-нибудь из жизни проекта. История-это личное переживание, это вовлекает.
5.Будь проще
Рассказывай так, как будто ты рассказываешь друзьям. Захватывающе, с
интересом. По ходу выступления меняй интонацию голоса и скорость рассказа. Рассказывай чётко и уверено!
6.Люди не читают
Тест на слайдах никто не читает. Картинки смотрят, а тексты никто не читает. Слайды презентации должны быть во много раз тезиснее, чем рассказ. Несколько очень коротких утверждений, большим шрифтом.
7. Рассказывай людям в зале
Нужно очень четко объяснить все основы проекта.
8. Шути
Хорошие способы привлечь внимание-шутка, непосредственность,
интерактивность.
9. Будь собой
От волнения сложно быть самим собой, но если получится-это подкупает. Когда в рассказе не чувствуется формальность-это лучшее, что поможет расположить людей к себе. Будьте собой. Всем будет интересно, если вам искренне интересно, и вы верите в то, что делаете.
Проект (исследование) защищается самим автором работы в присутствии
комиссии в составе учителей кафедры при обязательном участии и научного
руководителя.
Представление – защита проводится в устной форме, с обязательной
демонстрацией фрагментов проекта или его короткой демонстрационной
версией.
Перед защитой её участники обязаны провести экспертное тестирование
демонстрационной техники, записать проект или его демонстрационную версию на компьютер, который будет использоваться во время защиты, проверить качество записи и условия демонстрации.
По окончанию защиты проекта (исследования) автор работы должен
ответить на вопросы комиссии.
Содержание и композиция защиты проекта (исследования), в своём
выступлении автором должны быть освещены следующие вопросы:
обоснование выбранной темы – её актуальность и степень
исследованности;
определение цели и задач представленного проекта (исследования), а
также степень их выполнения;
краткое содержание выполненного исследования, с обязательными
акцентами на ключевых положениях и выводах;
обязательное определение степени самостоятельности в разработке и
решении поставленных проблем;
рекомендации по возможной сфере практического использования данного
проекта.
На публичную защиту автору отводится не более 15-20 минут.
Прошедшие защиту работы сдаются завучу школы и хранятся в архиве в течение пяти последующих лет.
Эталонным проектом считается работа, в которой:
цель определена, ясно сформулирована, четко обоснована;
развернутый план состоит из основных этапов и всех необходимых
промежуточных шагов по достижению цели;
тема проекта раскрыта исчерпывающе, автор продемонстрировал
глубокие знания, выходящие за рамки школьной программы;
работа содержит достаточно полную информацию из разнообразных
источников;
работа отличается творческим подходом, собственным оригинальным
отношением автора к идее проекта;
работа отличается четким и грамотным оформлением в точно
соответствии с установленными правилами;
на защите проекта внешний вид и речь автора соответствуют
требованиям проведения презентации, выступление уложилось в рамки
регламента, автор владеет культурой общения с аудиторией, ему удалось
вызвать большой интерес аудитории;
проектный продукт полностью соответствует требованиям качества
(эстетичен, удобен в использовании, соответствует заявленным целям).
Проект
10класс (рекомендации)
Этапы работы
над проектом можно представить в виде следующей схемы:
подготовительный
- определение руководителей
проектов; - поиск проблемного поля;
- выбор темы и её конкретизация;
- формирование проектной группы;
поисковый
- уточнение тематического поля и
темы проекта, её конкретизация; - определение и анализ проблемы;
- постановка цели проекта;
аналитический
- анализ имеющейся информации;
- поиск информационных лакун;
- сбор и изучение информации;
- поиск оптимального способа
достижения цели проекта (анализ альтернативных решений), построение
алгоритма деятельности; - составление плана реализации
проекта: пошаговое планирование работ; - анализ ресурсов;
практический
- выполнение запланированных
технологических операций; - текущий контроль качества
составления проекта; - внесение (при необходимости)
изменений в разработку проекта;
презентационный
- подготовка презентационных
материалов; - презентация проекта;
- изучение возможностей
использования результатов проекта;
контрольный
- анализ результатов выполнения
проекта; - оценка качества выполнения
проекта.
Содержание индивидуального проекта
представляет собой составленный в определенном порядке развернутый перечень
вопросов, которые должны быть освещены в каждом параграфе. Правильно
построенное содержание служит организующим началом в работе обучающихся,
помогает систематизировать материал, обеспечивает последовательность его
изложения.
Содержание
индивидуального проекта обучающийся составляет с учетом замысла и
индивидуального подхода.
Это поможет
легко сформировать список использованной литературы при завершении работы.
Собрав и
изучив информационные источники и практический материал, обучающийся приступает
к написанию индивидуального проекта. Это сложный этап работы над темой,
требующий сосредоточенности и упорного труда.
Хотя
индивидуальный проект выполняется по одной теме, в процессе ее написания
обучающийся использует весь имеющийся у него запас знаний и умений и навыков,
приобретенных и приобретаемых при изучении смежных учебных предметов.
Излагать
материал рекомендуется своими словами, не допуская дословного переписывания из
информационных источников.
Однако при
всем многообразии индивидуальных подходов к содержанию проектов традиционным
является следующий:
ТИТУЛЬНЫЙ
ЛИСТ
На титульном
листе индивидуального проекта указывается наименование учебного
заведения, дисциплина, фамилия и инициалы обучающегося, тема, фамилия и
инициалы руководителя (Приложение 4).
СОДЕРЖАНИЕ
Содержание
отражает в строгой последовательности расположение всех составных частей
работы: введение, наименование всех глав и параграфов, заключение, список
информационных источников, приложения. По каждой из глав и параграфов в
содержании отмечаются номера страниц, соответствующие началу конкретной части
проекта (Приложение 2).
ВВЕДЕНИЕ
Во введении
индивидуального исследовательского проекта указывается цель и задачи проекта,
объект и предмет исследования, также может указываться гипотеза, теоретическая
и практическая значимость исследования.
РАЗДЕЛ 1
Раздел 1 индивидуального проекта – это
теоретический раздел, Теоретическая глава должна отражать все многообразие
мнений по рассматриваемой проблеме.
.
РАЗДЕЛ 2
Раздел
2 индивидуального проекта – это результаты исследования.
Результаты исследования в виде
таблиц, графиков, диаграмм. Материал этого раздела базируется на тщательном и
всестороннем изучении и глубоком анализе статистического и фактического
материалов по теме исследования, техническая разработка, подробное описание
структуры программы, созданной на одном из языков программирования.
Работая над основной частью
индивидуального проекта, учащийся должен знать, что общим правилом для любой
научной работы является доказательность высказываемых утверждений.
Утверждения, приводимые в
индивидуальной работе, необходимо обосновать, подкрепить цифрами, фактами или
цитатами.
РАЗДЕЛ 3 (необязателен и зависит от выбранной
темы проекта)
Раздел 3 индивидуального
проекта — это предложения (рекомендации) по совершенствованию
исследуемой проблемы. В ней предлагаются способы решения выявленных проблем.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В заключении индивидуального проекта
учащегося отражаются выводы по проведенному исследованию; анализируется,
достигнута ли цель, выполнены ли поставленные задачи.
Здесь в
сжатой форме дается общая оценка полученным результатам исследования,
реализации цели и решения поставленных задач. Заключение включает в себя
обобщения, краткие выводы по содержанию каждого вопроса индивидуального
проекта, положительные и отрицательные моменты в развитии исследуемого объекта,
предложения и рекомендации по совершенствованию его деятельности.
СПИСОК ИНФОРМАЦИОННЫХ
ИСТОЧНИКОВ
В списке
информационных источников указывается перечень печатной литературы и адреса
электронных ресурсов, использованные при написании проекта.
ПРИЛОЖЕНИЯ
К приложениям
относится весь вспомогательный материал, который не вошел в основную работу
из-за своего большого объема. К нему можно отнести таблицы данных, полученных
при исследовании, инструкции, иллюстрации, помогающие лучше понять излагаемый
учащимся материал и примеры различных документов. Так же приложением можно
считать мультимедийную презентацию, все слайды которой распечатаны и приобщены
к проекту.
3. ОФОРМЛЕНИЕ ИНДИВИДУАЛЬНОГО
ПРОЕКТА
Индивидуальный
проект должен быть надлежащим образом оформлен (таблица 2). Все листы проекта и
приложения следуют переплести.
Таблица 2 –
Требования к оформлению индивидуального проекта
Требование |
Содержание требования |
Объем |
НЕ |
Оформление |
Текст |
Межстрочный интервал |
1,5 |
Отступ красной строки |
1,25 |
Шрифт |
«Times New Roman» для Windows-приложений или |
Размер шрифта |
14 п |
Выравнивание |
По |
Кавычки |
«кавычки-елочки» |
Параметры страницы |
С левой с сверху снизу — |
Нумерация страниц |
– – – – |
Введение, названия глав, |
С новой |
Оформление |
ГЛАВА I. |
Оформление |
1.2 |
Расстояние между названием |
Одна |
Список использованных |
Не |
Параграф |
Не |
Для того чтобы лучше и полнее
донести свои идеи до тех, кто будет рассматривать результаты исследовательской
работы, надо подготовить текст выступления. Он должен быть кратким, и его лучше
всего составить по такой схеме:
1) почему
избрана эта тема;
2) какой была
цель исследования;
3) какие
ставились задачи;
4) какие
гипотезы проверялись;
5) какие
использовались методы и средства исследования;
6) каким был
план исследования;
7) какие
результаты были получены;
8) какие
выводы сделаны по итогам исследования;
9) что можно
исследовать в дальнейшем в этом направлении.
Презентация
(электронная) для защиты индивидуального проекта служит для убедительности и
наглядности материала, выносимого на защиту.
Основное
содержание презентации:
1 слайд
– титульный
Титульная
страница необходима, чтобы представить аудитории автора и тему его работы. На
данном слайде указывается следующая информация:
– полное
название образовательной организации;
– тема
индивидуального проекта;
– ФИО
обучающегося;
– ФИО
руководителя индивидуального проекта;
– год
выполнения работы.
2 слайд
– ВВЕДЕНИЕ
Должно
содержать обязательные элементы индивидуального проекта:
–
Актуальность;
– Цели и
задачи проекта;
– Объект
проекта;
– Предмет
проекта;
– Период
проекта.
3 – 4
слайды (основная часть) — непосредственно раскрывается тема
работы на основе собранного материала, дается краткий обзор объекта
исследования, характеристика основных вопросов индивидуального проекта
(таблицы, графики, рисунки, диаграммы).
5 слайд
(ВЫВОДЫ):
– итоги
проделанной работы;
– основные
результаты в виде нескольких пунктов;
– обобщение
результатов, формулировка предложений по их устранению или совершенствованию.