Для составления плана, нужно понимать «кто, куда и зачем?» Если у вас хоть раз возникал вопрос «как делать план», я постараюсь обьяснить на примере.
Перейдем к теории:
1. Экспозиция
Информация о событиях, предшествующих самому сюжету. Как правило, они связаны с главными героями. Экспозиция обычно размещается в прологе. Но он необязателен для книги, и предыстория событий может рассказываться и в основной части, но все равно ближе к началу.
2. Завязка
Это ситуация, событие, которое создает интригу, порождает причину конфликта. Оно должно зацепить читателя, заинтересовать, пробудить желание узнать, в чем же дело, почему, а что там дальше. Завязка — тот толчок, который запускает развитие сюжета.
3. Развитие событий.
В этой части пути формируются отношения героев, осознается миссия, развиваются качества, появляются друзья и враги. Но главное, этот этап связан с нарастанием напряжения, когда читатель буквально кожей ощущает приближение ключевых событий, чего-то важного, неизбежного, возможно, страшного или волнительного.
Причем важно, чтобы события именно развивались. Без движухи читатель заскучает и забросит книгу. О том, где и как будут «приключаться» герои, нужно продумать заранее еще на этапе составления плана.
4. Кульминация
Это высшая точка напряжения, когда конфликт обостряется до предела: выяснение отношений, выявление главного злодея, осознание предательства или любви. Необязательно открытая схватка добра и зла, но это пик развития событий. Кульминация и пишется, и читается на одном дыхании.
Нередко у читателя на этом этапе возникает мысль: «Как же все так плохо-то?» Но это не конец книги, а значит, пробуждается надежда и с ней желание скорее прочитать, что там дальше.
5. Поворот сюжета
Не обязательный, но интересный этап сюжета. И лучше всего он работает после кульминации, когда меняется расстановка сил — бывший враг становится союзником, а боевая подруга (коллега) — возлюбленной, выясняются какие-то новые обстоятельства. Поворот сюжета, особенно неожиданный, может выручить, если основная задумка автора иссякла, а вместе с ней теряется и интерес читателя.
6. Развязка
После кульминации путь сюжета как бы идет под уклон, события ускоряются, герои становятся решительнее, враги перестают быть тайными, цели становятся ясны. И, наконец, конфликт приходит к логическому завершению: раскрыты все тайны и загадки, повержены или перевоспитаны враги, в отношениях поставлена точка. Часто, планируя продолжение книги, автор ставит многоточие. Это нормально, но промежуточный финал должен быть обязательно. Нельзя оставлять читателя в недоумении и растерянности.
7. Эпилог
Не обязательная часть романа, но нередко нужная, чтобы показать, что жизнь продолжается, например, и после свадьбы героев. А еще именно эпилог лучше использовать как «затравку» для новой истории.
Выделение этих этапов основано не на каких-то заплесневелых канонах классики, а на человеческой психологии. Поэтому я советую в построении сюжета обращать внимание на его структуру. И читатель вам будет признателен.
ВАЖНО — материал по описаным выше этапам взят из блога автора по ссылке.
Если вы дочитали до этого момента, тогда выбросьте все выше сказанное на время из головы и попробуйте взять короткий сюжет — ситуацию из головы(быт будет идеальным и самым простым материалом). Напишите, разбейте на части и только после составьте из них план. К примеру:
1. Собрались. (экспозиция)
2. Выпили. (завязка)
3. И тут постучали в дверь (развитие сюжета)
4. Теща с женой забыли веники и вернулись с дачи за ними (кульминация)
5. А тут мы, сидим в труселях и водку пьем, а должны быть в командировке (поворот сюжета)
6. Нам п*зда (развязка)
7. Живу один, детей не вижу, жена не общается, в запое (эпилог)
Можно да же мораль привязать: «Не пейте водку и не обманывайте жен».
Вот вам и готовый план. Вполне потянет на рассказ, или сценарий. Если же мы говорим о произведении более крупного калибра, тогда надо знать общую идеи, составлять такие «микро планы» и не торопясь нанизывать их на ниточки — формировать скелет произведения.
Посчитать и рассчитать все не сложно. Берете изначальные цифры (в среднем глава от 10 до 20 тысяч знаков) и раскидываете их на нужный объем произведения(создаете скелет). Дальше, имея общее представление, накидываем в каждую ячейку(главу) одно — два уточняющих предложений. Как и где делать план роли не играет. Вот как я делаю черновики и план:
— На обоях
— На сложенный в азиатской манере бумаге
— И вновь на обоях (но выглаженных утюгом)
Вы можете писать планы хоть на туалетной бумаге, главное что бы позже это вам помогало работать и было удобно с ним коммуницировать. Ведь когда есть план, ваши руки и голова свободны, и вы можете нанизывать на него любые идеи. К примеру:
— Записать сон и сделать его сном персонажа
— Записать по дороге на работу диалоги и добавить в нужную главу(этой книжки пока нет)
— Еще пример диалога с мыслями героев
– Структурировать материал для книги и не потерять находки (идеи)
— Придумывать терминологию из уже имеющихся слов и сразу записывать идеи/прикреплять к главам, ведь идеи… они как молоко, только зазеваешься и убежит
Конечно все можно настроить и в более удобном формате, синхронизация устройств, онлайн документы И так далее Но я динозавр, мне пока удобно все делать так, плюс материал приходится прорабатывать при переносе и это делает его чище.
Подведу итог:
Вы можете сказать: «Но у меня фентэзи/ужасы/любовный роман/ космоопера/ боевик…»
Понимаю, но жанр, это не так важно, жанр — это кожа, текст — плоть, план — скелет, лор/мир — внутренние органы, а вы — создатель. Так что, создавайте свое творение с умом, иначе получится не жизнеспособный голем, который добра не принесет, как мистер Мисикс из Рика и Морти( но, это я конечно загнул. Все будет хорошо).
План пересказа — это краткое содержание произведения, выраженное в ключевых фразах, словах, описывающих суть отдельных частей текста. Он помогает лучше запомнить, понять прочитанное и грамотно его пересказать.
Виды планов
Перед тем как приступать к работе, поинтересуйтесь у учителя, какой должен быть план рассказа: вопросный, тезисный, план-опорный, назывной или комбинированный. Если нет задания подготовить структуру конкретного вида, выбирайте то, что вам ближе и понятнее.
Виды планов:
- Тезисный. Содержание всех пунктов выражается тезисами, короткими формулировками.
- Вопросный. Пункты пишутся как вопросы, ответы на которые передают суть фрагмента произведения.
- План-опорная схема. При таком подходе не выдумывают называния частей текста самостоятельно, а используют отрывки предложений непосредственно из рассказа.
- Назывной. Тезисы выражаются именами существительными.
- Комбинированный. Содержит несколько разных видов планов.
Обязательные части плана
Основная фишка, как составить план произведения, — придумать оглавления главным эпизодам рассказа. При работе придерживаются классической структуры, когда все произведение делят на вступление, основную часть и вывод.
В идеале структура включает такие обязательные части:
- Вступление. Описывают место действия, знакомят с персонажами.
- Завязка. Описывают событие, с которого начинается развитие сюжета.
- Развитие действия. Ключевые события, которые происходят в произведении.
- Кульминация. В этой части отражают самый напряженный момент повествования.
- Развязка. Описывают, к чему привели действия героев.
Как сделать план пересказа
План используют, чтобы проанализировать уже написанный рассказ или составить его самостоятельно. Он помогает запомнить произведение, с ним информация в голове укладывается легче, он поможет подготовиться к пересказу произведения или отрывка из книги.
Есть отработанная последовательность, как составить план по литературному чтению, чтобы школьник смог по нему вспомнить прочитанное:
- Прочитать рассказ.
- Определить его основную тему.
- Выписать имена главных героев.
- Разделить текст на вступление, завязку, развитие, кульминацию и развязку.
- Прочитать первую часть, озаглавить. Название брать емкое, чтобы оно передавало суть этой части текста. Если текста и событий в этой части слишком много, добавить подпункты, опорные предложения, которые помогут при пересказе.
- Последовательно прочитать последующие части, озаглавить их.
- Прочитать составленный план, оценить, насколько он отражает суть произведения и помогает вспомнить его содержание.
Еще несколько полезных советов для пересказа:
- прочитать текст, проанализировать, выделить его суть;
- убрать подробности, детали, чтобы упростить текст и сократить;
- отдельные действия, явления — обобщить;
- чтобы текст не стал слишком сухим, бездушным, в заключении добавить образные выражения, слова, которые передадут эмоции и настроение книги.
Чем младше школьник, тем сложнее ему дается такая задача. Подсказки, как написать план рассказа в младших классах:
- Внимательно прочтите текст. Обсудите, что понравилось, что не понравилось.
- Самый простой способ составить план — читать текст по абзацам и придумывать название к каждому из них.
- Перечитайте план. Уберите описательные части. Оставьте самое главное.
Примеры плана
С начальных классов учителя стараются приучать детей к пересказу текста. В учебниках нередко встречаются задания составить планы по прочитанным литературным произведениям.
2 класс
На примере рассказа «Ребята и утята» М. Пришвина рассмотрим, что такое план рассказа во 2 классе и как его написать:
- Читаем рассказ, обращаем внимание на то, о чем говорится в начале рассказа, какие события описаны дальше, чем заканчивается текст.
- Делим рассказ на смысловые части, которые отличаются друг от друга содержанием.
- Перечитываем части, пересказываем своими словами, подбираем заголовок.
- Записываем заголовок к каждой части.
- Проверяем себя.
Составляем план по рассказу:
- Утка вышла с утятами на прогулку.
- Путь к озеру, в обход.
- Встреча с мальчишками, они ловят утят.
- Рассказчик пристыдил мальчишек.
- Мальчишки кричат утятам «До свидания!».
3 класс
Рассмотрим, как составить план рассказа для 3 класса на примере рассказа В.Бианки «Как муравьишка домой спешил»:
- Путешествие Муравьишки с березы.
- Падение и встреча с гусеницей-землемером.
- Путешествие на пауке-Сенокосце.
- Путешествие на жужелице.
- Путешествие на жучке-Блошачке.
- Путешествие на кузнечике.
- Путешествие на водомере.
- Путешествие на майском жуке.
- Путешествие на гусенице Листовертке и возвращение домой.
4 класс
Как правило, детям составить план рассказа в 4 классе уже не составляет труда. Пример плана по рассказу М.М. Пришвина «Выскочка»:
- Сторож Вьюшка.
- Потеря подарка.
- Сорока с пыльцой в голове.
- Выскочка без хвоста.
- Осуждение сороками бесхвостой Выскочки.
Любой план состоит из трёх составляющих:1.вступление 2.основная часть. 3.окончание(эпилог)! Все части можно разбить на подчас и но смысл один. 1(слова автора его жизнь, быт,условия написания,мотив…..) 2.(основа произведения вкратце) 3.(свои мысли,высказывания, иногда эмигранты произведения …) Как то так! система выбрала этот ответ лучшим Бульбозавр 4 года назад Составление плана к любому произведению, в том числе и к рассказу, в дальнейшем помогает его пересказать близко к тексту не упуская главное и не путая последовательность сюжетов. Чтобы составить самому план к рассказу, нужно:
Собственно придуманные оглавления эпизодов рассказа и являются планом рассказа. Для справки : План к произведению, может иметь вид Вопросного, Тезисного , Назывного или Комбинированного. Для примера – рассказ: Тогда можно составить такой вопросный план: Вот такой можно составить план Тезисный: План Назывной: Комбинированный: План в виде опорной схемы: Любому школьнику рано или поздно придется столкнуться с тем, чтобы по заданию учителя написать собственный рассказ, например на ту же тему “Мое домашнее животное” и т.п. Для начала можно продумать план рассказа. Любой план по сути состоит из нескольких основных частей – это вступление, основная часть и заключение. Нужно в плане полностью раскрыть тему. В качестве примера могу привести план на произведение “Лев и собачка”.
Светланочка100 4 года назад План к рассказу научиться составлять проще простого. Главное обратить внимание на определённые аспекты и правильно донести ребёнку информацию. Сейчас попробую объяснить. План к рассказу написать невозможно, если не знать его содержания. Поэтому рассказ прочитать всё равно придётся. если вы хотели избежать чтения. После прочтения рассказа, разбиваем текст на части. Можно спросить ребёнка, что лучше запомнилось, яркие моменты, возможно как раз и получиться составить план самостоятельно. Если ребёнок затрудняется с ответом, предложите разделение текста. Лучше идти по сюжету и делить. К примеру произошло одно действие, затем другое. Коротко описываем и даём название. Если и это трудно, то самое простое по абзацам, слишком большие абзацы делим. Прочитал, спросите о чём абзац, в рассказе и будет пункт плана, достаточно пару слов. Обязательно используйте опорное слово в тексте. План к рассказу видимо требуется для дальнейшего пересказа рассказа, поэтому и составлять его следует так, чтобы самому было удобно потом его пересказать. В принципе, ничего особо хитрого в плане к рассказу нет. Составим план составления плана рассказа:
Go Green 4 года назад Начинать написание любого плана к рассказу нужно, прежде всего, с того, чтобы внимательно ознакомиться с содержанием самого произведения. Далее стараемся мысленно рассказ разделить на части. Обязательные части у рассказа – это вступление, основное содержание, заключение. Вступление и завершение всегда лаконичны, основная часть может состоять из нескольких смысловых частей, их надо обозначить как подпункты, выделив самый важный момент несколькими словами. Не стоит писать план подробными длинными выражениями, постарайтесь кратко изложить суть. Если план к рассказу составлен правильно, вы без труда, пользуясь им, сможете пересказать данное произведение своими словами. Ирина22848 5 лет назад Чтобы составить план рассказа надо прочитать текст и задуматься о чём он? Какая главная мысль проходит красной нитью через всё содержание? Надо подумать – как и какие события в рассказе влияют на раскрытие темы? Наиболее важные из них будут в плане – основополагающими пунктами с выстраиванием их в нужной последовательности. Содержание пунктов плана может состоять из цитат самого текста или рецензий известных критиков. План может быть кратким и подробным с наличием подпунктов. Он должен быть опорой для пересказа, изложения или сочинения и давать понимание вкратце в чём – суть самого произведения и каков замысел автора? Profilaktika 5 лет назад В этом нет ничего сложного. Для начала следует прочесть сам текст, причем не пробежать глазами, а прочесть его осмысленно, понимая что происходит в сюжете. Затем разбить текст на ключевые части, выделяя в каждом какой-то основополагающий момент, тезис. И согласно этим тезисам представить краткий план-пересказ текста рассказа. После этого пересмотрите получившийся план еще раз, проверьте, не упущено ли что-то? Попробуйте пересказать произведение, опираясь на него. Если все хорошо получилось, то работа сделана. Важно – не стоит торопиться и делать абы как. Без понимания текста план выйдет кривым и неполным. KritikSPb 4 года назад Прочитав рассказ, нужно подумать, какие вопросы можно к нему задать. Вот эти вопросы и могут стать основой будущего плана. Например, где происходит действие, кто главные действующие герои, что произошло с ними, чем всё закончилось, какие выводы можно сделать. Можно рассматривать рассказ по абзацам и в каждом из них искать самое главное. Можно брать подлежащее и сказуемое из каждого предложения (или нескольких), добавлять к ним необходимое прилагательные. Это будет основой плана рассказа. Можно мысленно разбить повествование на эпизоды. Краткое описание каждого составит остов работы. Не забываем подумать, какая основная идея произведения, о чём хотел поведать автор. MMM DANONE 4 года назад Поделюсь своими секретами, которые использую при составлении плана. Для начала его следует тщательно прочитать, и выделить основные моменты, которые запомнились. Их может быть несколько, в зависимости от объема рассказа нужно выделить основные мысли прочитанного. Затем нужно каждой части дать название, ключевое слово или фразу, прочитав которое можно сразу рассказать именно об этом абзаце или части. Если в итоге получится по плану пересказать и передать суть всего рассказа, значит задание выполнено на ура. Обязательно включите в план вступление, основную часть и заключение. Знаете ответ? |
Итак, зачем вообще нужен план при написании романа? Казалось бы, весь сюжет сидит в голове, герои давно придуманы, идея подсвечена – садись и пиши, что в этом сложного? А сложности есть, причем иногда вылезают в самый ответственный момент.
Вот что даёт план: структурированность текста, прозрачность, сохранение темпа и ритма, внятность, понимание целей и задач.
Давайте пробежимся по подводным камням, которые ждут автора на пути к финалу его произведения – и посмотрим, как эти подводные камни убрать с помощью плана.
Хочу начать с распространенной практики, которую лично я отрабатываю каждый раз, когда сажусь за крупное произведение. Попробуйте рассказать о своём романе в двух-трех предложениях. Обозначьте завязку, главную идею и сюжет своими словами.
«Главная героиня замужем и счастлива, но влюбляется в другого, рожает от него ребенка и уходит от первого мужа. Муж не даёт ей развод, вся общественность против поведения героини, да и новый сожитель охладевает к ней. В отчаянии героиня прыгает под поезд»
«Люди, летящие в самолете, неожиданно приземляются в пустынный аэропорт и понимают, что оказались в ином мире – то ли в прошлом, то ли в будущем. Они пытаются выбраться из этого мира, столкнувшись с множеством различных проблем»
Это первый этап, и он обычно самый сложный, потому что у каждого автора в голове ворох смыслов, идей и сюжетов, которые он хочет вывалить на бумагу. Но, как говаривал персонаж одного советского фильма: «Торопиться не надо!»
Второй этап такой: возьмите своё краткое изложение и добавьте к нему пять-шесть абзацев, отвечая на самые очевидные вопросы.
Например: сколько людей летели в самолете? Чем они связаны или не связаны между собой? Что это будет за аэропорт (большой и современный, или маленький и заброшенный?). Что странного в мире, в котором они оказались (несколько пунктов)? Как они пытаются из него выбраться (несколько пунктов). Какой финал у этой истории?
И вот если вы справились со вторым этапом, добро пожаловать на борт. Можно приступить к подробному плану романа.
Обычно у меня уходит месяц на то, чтобы составить более-менее полный план. Но это индивидуальные сроки. Кто-то за месяц успевает написать две-три книги бесконечного фэнтези-сериала.!
В общем, выбирайте удобный вам темп. Торопиться не нужно, но и затягивать тоже.
На что в плане нужно обратить внимание?
Придерживайтесь своей первоначальной задумки. Старайтесь не уходить от неё слишком далеко, иначе рискуете превратить план одного романа в план совсем другого. Хорошо это или плохо решать, конечно, вам, но не жалко ли будет потраченного времени?
Бежим дальше.
➤ Сюжетные линии
Без рабочего плана есть большой риск, что в вашем романе появятся проблемы с сюжетными линиями. Как это часто бывает, в процессе написания в голову приходят свежие (почти наверняка гениальные!) идеи, хочется развить их, добавить в сюжет.
Тут важно понимать, что нет ничего плохого в разветвленном сюжете (особенно если вы пишите десять томов новой «Игры Престолов»). Речь идет о тех сюжетных линиях, которые «выходят из-под контроля» – забываются, обрываются, ведут в тупик.
Если по-простому, сюжетная линия, это путь вашей истории из пункта А в пункт Б. Таких историй в тексте может быть две-три-пять. Они могут двигаться параллельно и соединяться в финале, а могут пересекаться и сплетаться в общую нить повествования.
При составлении плана я обычно отдельно прописываю все сюжетные линии от завязки до финала. А в местах пересечения выделяю их отдельными цветами или маркерами, чтобы понимать, сколько всего этих пересечений, куда они ведут, как расходятся и где завершаются.
Как только вы «нарисуете» все свои сюжетные линии, вам станет намного проще понять, какие из них лишние или, наоборот, каких не хватает.
➤ Персонажи
Частая проблема с персонажами: они бывают лишними или, наоборот, забытыми.
- Лишние персонажи появляются часто против воли автора, выскакивают «по вдохновению» и вдруг начинают играть ключевую роль в романе. Что может натворить такой персонаж? Сломать сюжет, исказить идею, вытеснить других. Одним словом, устроить кавардак.
- С забытыми персонажами всё ещё сложнее. Представьте, если в середине книги вы просто забыли о герое, который в финале играет ключевую роль. И вот, дописывая роман, вы вдруг понимаете, что какой-нибудь рыцарь или космический десантник не дошли до финала. И теперь, чтобы всё выглядело правдоподобно, вам нужно переписывать кусок книги заново.
И та и другая ситуация, как несложно догадаться, легко решается предварительным планом.
Я всегда прописываю вообще всех персонажей в отдельном файле – как их зовут, внешность, характер, особенности, какую роль они играют в тексте (этот умрет, но героически, этот принесет артефакт, этот окажет переломную роль в финале, этот будет выполнять роль комика и громоотвода и т.д.). Если по ходу написания книги у меня вдруг появляется новый персонаж – я прежде всего обращаюсь к плану и проверяю, нужен ли этот новичок или нет.
Важно: при создании персонажей всегда отвечайте на вопрос: «Зачем он нужен в тексте?». Старайтесь не плодить второстепенных персонажей просто потому, что им тесно в вашей голове. Эти товарищи отвлекают внимание на себя, перегружают текст и, в итоге, могут лишить читателя интереса.
➤ Идеи, которые приходят в голову в процессе написания
Проблема, тесно связанная с сюжетными линиями. Сами по себе интересные идеи не несут ничего плохого. Их может быть сколько угодно в тексте. Но когда их становится слишком много, размывается фокус. Что хотел сказать автор? Почему его мысль потекла в другую сторону? Зачем книга, скажем, о погоне охотников за древним монстром в джунглях, вдруг преобразилась в книгу о тяжелой жизни одинокой женщины с ребенком на задворках промышленного городка?
Иными словами, старайтесь при составлении плана четко отметить, что именно за идеи вы стараетесь донести. Как они будут работать. Не перегружайте текст. И старайтесь, при написании, придерживаться плана.
➤ Темпоритм
Модное нынче слово «темпоритм» означает «гладкость» вашего текста. Читатель не должен заскучать, пролистывая десятки страниц рассуждений, не имеющих отношения к основному сюжеты. Динамичные эпизоды обычно чередуются со спокойными. Главы принято завершать «клиффхэнгером» (ещё одно модное словечко, перебравшееся из кино, и означающее некий эмоциональный пик перед развязкой, внезапно обрывающийся до следующей главы). А в сюжете должно быть достаточно сюжетных поворотов, чтобы удержать внимание читателя.
Всё это как раз относится к темпоритму. Даже опытные авторы не всегда улавливают ритм собственного рассказа и обращаются к составлению плана. Согласитесь, намного проще отследить, где ваш текст провисает по динамике или, наоборот, скачет конём, если у вас есть поглавное описание сюжета. Я не говорю уже о том, что в плане вы всегда сможете правильно откорректировать сюжетные повороты.
➤ Из прошлого пункта вытекает следующий: нет понимания важных эпизодов и сцен. Нет контрольных точек в сюжете.
Тут буду краток. Любая сцена, в идеале, должна двигать сюжет. Даже если два ваших персонажа просто перекусывают в кафе, им ничего не мешает вести диалог, который приведет одного из них к важному решению или месту.
Как только в вашем плане появится описание каждой главы, вы сможете проанализировать их и проставить контрольные точки. Не сильно важные эпизоды, работающие на связку сюжета, например, могут быть короткими или подаваться интересно, чтобы читателю не было скучно (или чтобы читатель передохнул от динамики).
➤ Невозможность завершения – текст всё тянется, тянется и тянется…
Ну и финальные грабли, на которые может наступить любой автор без плана. Сюжетные линии плодятся, количество персонажей растёт, финальные идеи отодвигаются на второй, третий планы… Как завершить роман? Сам автор уже не имеет представления. Он пишет, пишет, пишет. Конца и края нет. Думаю, те, кто читали бесконечные саги, поймут о чём я. Хорошего мало.
В итоге автор рискует или полностью истощить силы, или «психануть» и завершить роман так, что мало никому не покажется. В проигрыше останутся все – и автор и его читатели.
Стоит ли говорить, что подробный план романа – тот самый путь от А до Я – сводит риск «бесконечной истории» к минимуму. А еще лучше, если в начале пути вы будете точно знать, чем хотите завершить роман.
Глупо отправляться в путешествие, не имея конечной цели (если только ваша конечная цель – это и есть отсутствие цели! О, как загнул!).
Я обычно расписываю два-три финала для романа. К какому в итоге приду – загадка. Но тем интереснее двигаться к этим самым финала.
Ну и давайте подытожим.
Я сознательно не рассказал подробно о некоторых моментах, которые присутствуют в подробном плане, потому что они интуитивно понятны. Ниже перечислю и их тоже.
Мой план состоит из таких пунктов:
- описание всех глав, с ключевыми сценами и эпизодами
- описание всех персонажей (желательно вот вообще всех, главных и второстепенных, включая безымянного бармена и говорящую лампочку): их имена, возраст, характеры и роль в сюжете.
- описание локаций (места действия): города, улицы, дома, квартиры, бары, Мордор и т.д.
- времена года, ключевые даты и события (если это важно)
- сюжетные линии
- сюжетные повороты (в каких главах, в каких эпизодах, с какими персонажами и что будет в итоге)
- финал
Придерживаясь его, я не только облегчаю написание книги (согласитесь, намного проще и быстрее написать роман, в котором уже всё разложено по полочкам), но и значительно сужаю работу с черновиком. Как говорится, сто раз отмерь – один отрежь.
_________________________________________
Понравилось? Подписывайтесь, ставьте пальцы вверх, комментируйте. Всегда рад!
Еще из интересного:
С чего начинать рассказ или насколько важно первое предложение
Что такое “плохой” текст?
В процессе обучения школьникам предстоит выполнить немало заданий, среди которых – подготовка собственного устного рассказа на заданную учителем тематику. Например, это может быть небольшой текст о домашнем питомце или пересказ классического произведения. Чтобы все получилось как надо, следует знать, как составить план рассказа, что обязательно в него включить. Наш материал поможет разобраться.
Что это такое
План – это совокупность структурных элементов, которые будут присутствовать в самом повествовании, при этом чем более развернутый и подробный перечень составлен, тем проще становится соединить элементы воедино и воссоздать связный подробный текст. В школе предстоит составить немало подобных «списков»: подробных и кратких, цитатных и тезисных, при кажущейся сложности эта форма работы очень полезна, поскольку способствует детальной проработке и запоминанию материала.
Порядок работы
Рассмотрим, как составить план рассказа (2 класс), чтобы в нем нашли отражение все требуемые учителем элементы. Выделяется несколько этапов работы:
- Прочитать само произведение.
- Определить его основную идею, о чем говорится в тексте. Какие события описываются автором, чем начинается и чем заканчивается текст.
- Разделить текст на смысловые части (позднее будет приведен пример). Каждая из них должна быть законченной по смыслу.
- В выделенных частях обозначить самое главное, основные действия персонажей.
- Повторное чтение каждого из фрагментов, придумывание ему подзаголовка и главных (ключевых) слов. Их не должно быть очень много, вполне достаточно выписать собственные имена и 2-3 важнейших существительных или прилагательных.
- Подробный пересказ.
Такова последовательность работы, позволяющая ответить на вопрос, как правильно составить план рассказа. Далее приведем конкретный пример, разберем текст из программы второго класса Л. Н. Толстого «Лев и собачка».
В Лондоне показывали диких зверей и за смотренье брали деньгами или собаками и кошками на корм диким зверям.
Одному человеку захотелось поглядеть зверей: он ухватил на улице собачонку и принес ее в зверинец. Его пустили смотреть, а собачонку взяли и бросили в клетку ко льву на съеденье.
Собачонка поджала хвост и прижалась в угол клетки. Лев подошел к ней и понюхал ее.
Собачонка легла на спину, подняла лапки и стала, махать хвостиком.
Лев тронул ее лапой и перевернул.
Собачка вскочила и стала перед львом на задние лапки.
Лев смотрел на собачку, поворачивал голову со стороны на сторону и не трогал ее.
Когда хозяин бросил льву мяса, лев оторвал кусок и оставил собачке.
Вечером, когда лев лег спать, собачка легла подле него и положила свою голову ему на лапу.
С тех пор собачка жила в одной клетке со львом, лев не трогал ее, ел корм, спал с ней вместе, а иногда играл с ней.
Один раз барин пришел в зверинец и узнал свою собачку; он сказал, что собачка его собственная, и попросил хозяина зверинца отдать ему. Хозяин хотел отдать, но, как только стали звать собачку, чтобы взять ее из клетки, лев ощетинился и зарычал.
Так прожили лев и собачка целый год в одной клетке.
Через год собачка заболела и издохла. Лев перестал есть, а все нюхал, лизал собачку и трогал ее лапой.
Когда он понял, что она умерла, он вдруг вспрыгнул, ощетинился, стал хлестать себя хвостом по бокам, бросился на стену клетки и стал грызть засовы и пол.
Целый день он бился, метался в клетке и ревел, потом лег подле мертвой собачки и затих. Хозяин хотел унести мертвую собачку, но лев никого не подпускал к ней.
Хозяин думал, что лев забудет свое горе, если ему дать другую собаку, и пустил к нему в клетку живую собаку; но лев тотчас разорвал ее на куски. Потом он обнял своими лапами мертвую собачку и так лежал пять дней.
На шестой день лев умер.
Определение темы
Прочитав небольшой текст, следует определить его тему, то есть сказать, о чем говорится в произведении. Это несложно – в рассказе Толстого речь идет о льве и маленькой собачке, их удивительной дружбе. Автор с нескрываемым сочувствием описывает преданность льва своему неожиданному другу.
Далее следует выявить, чем начинается и чем заканчивается текст:
- Начало – барин ради шутки решает бросить свою маленькую собачку в клетку с хищником. Но неожиданно для всех лев не разодрал несчастную, а проявил сочувствие, потом – искренне привязался к ней.
- Конец – смерть обоих животных.
Поэтому при пересказе важно добиться того, чтобы начинать со встречи, а заканчивать гибелью героев.
Выделение смысловых частей
Рассматривая, как составить план рассказа, следует выделить в тексте несколько фрагментов, каждый из которых представляет собой законченное повествование. Текст еще раз перечитывают, карандашом отмечают, где закончилась одна мысль автора и началась другая. Определить конец каждой смысловой части можно также по появлению новых героев или по началу нового действия.
В рассказе «Лев и собачка» выделим следующие фрагменты:
- Вступление – особенности зоопарков описываемого времени (плата взималась животными, которые шли на корм хищникам).
- Человек захотел посмотреть на диких животных и принес свою собачку.
- Животное бросили в клетку льва.
- Хищник пожалел беднягу.
- Неожиданная дружба льва и собаки.
- Хозяин пытается вернуть питомца. Грозное недовольство хищника.
- Через год собачка заболела и умерла.
- Лев отказался от пищи, горевал, не принял другую собаку, которую дал ему владелец и вскоре умер.
Таким образом, получилось 8 частей, каждая из которых закончена по смыслу. После разделения текста следует внимательно перечитать каждую часть и подумать, нет ли необходимости выделить еще какой-либо «кусочек».
Подзаголовки
Рассматривая, как составить план рассказа, мы подошли к следующему этапу работы – емко озаглавить каждый из выделенных ранее фрагментов. Следует стремиться к тому, чтобы содержание изложить 2-4 словами. В нашем случае получаются такие заголовки:
- Жизнь лондонского зоопарка.
- Жестокий хозяин.
- Опасная встреча.
- Хищник добрее людей.
- Странная дружба.
- Сильный защищает слабого.
- Болезнь и смерть собачки.
- Отчаяние и гибель льва.
Также получилось 8 подзаголовков, каждый из которых представляет собой пункт плана. Используя его, можно без проблем пересказать текст, поскольку все основные события, которые описал Толстой, в нем представлены.
Сложный план
Иногда задание усложняется, например, структура может быть не простой, а развернутой. Рассмотрим, как составить план рассказа в этом случае. Сначала также выделяются смысловые части, однако одну или две из них следует еще более дробно разделить. В тексте «Лев и собачка» можно более детально проработать части 3 и 8. При составлении плана пересказа эти фрагменты в свою очередь могут быть подразделены так:
3. Опасная встреча.
- 3.1 Поведение собачки (сжалась в угол, боится, замахала хвостиком).
- 3.2 Реакция хищника (понюхал, потрогал, дал мяса).
8. Отчаяние и гибель льва.
- 8.1 Хищник понял, что его собачка умерла.
- 8.2 Отказ от пищи, муки и терзания.
- 8.3 Реакция на чужого песика.
- 8.4 Смерть.
Такой развернутый план, конечно, требует более тщательного составления, однако и пересказывать по нему значительно проще.
Основные ошибки
Рассмотрев, как составить план рассказа о животном, проанализируем основные ошибки, которые могут допускать школьники. Их несколько:
- Выделение очень большого или, напротив, очень малого количества смысловых частей.
- Нарушение логики, перестановка частей местами.
- Отсутствие необходимых компонентов: вступления, кульминации и развязки.
- Неправильный подбор заголовков к пунктам. Надо так называть части текста, чтобы, читая название, сразу удавалось вспомнить, о чем говорится в данном фрагменте.
Избежать этих ошибок поможет грамотная и вдумчивая работа над текстом, его неоднократное перечитывание с карандашом в руках. Конечно, второй класс – это лишь вторая ступень начальной школы. Времени на то, чтобы научиться анализировать произведение, у детей будет вполне достаточно, но чем раньше начать, тем лучше будет результат на ЕГЭ. Поэтому работе над составлением плана текста должно уделяться особое внимание, она помогает выделять главное и отсеивать малозначительные детали, тренирует мышление, логику и память.
Мы рассмотрели, как составить план рассказа (2 класс), из каких этапов должна состоять работа. Если что-то не получается с первого раза, не стоит унывать, надо упорно работать, тогда и результат не заставит себя долго ждать.